Скорбящая матерь божия ее икона. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость

События из истории иконы

Икона «Всех Скорбящих Радость» была обретена совершенно чудесным образом, и с тех пор ее чудотворные свойства не переставали изумлять русский народ. О каждом списке, о каждом ее изводе находилось особое, порой не одно свидетельство, что именно в этой ипостаси Пречистая своим скорбящим вечно о нас сердцем слышит всех, кто особенно болезненно испытуем судьбою.

Это случилось в 1688 году, когда Евфимия Петровна Папина, родная сестра тогдашнего Патриарха Московского Иоакима, устав от болей в боку, как о том сказано в летописи, причем, что это была за болезнь – не оговорено, обратилась с горячей молитвой об избавлении от недуга к Богородице, чей образ был запечатлен на иконе «Всех Скорбящих Радость». Недуг был тяжким и, по мнению врачей, неисцелимым, к тому же долгой жизни медицинские светила Евфимии Петровне также не обещали, а она сама давно уже не вставала с постели.

По летописному преданию, во время одной из молитв к Богородице Евфимия Папина услышала голос, который спросил ее, от чего она, так страдая, не идет к Той, что всем Целительница. Молящаяся больная очень изумилась, но спросила в ответ, о какой Целительнице ей говорят. И услышала, что в храме Преображения Господня есть икона Ее «Всех Скорбящих Радость». Находится она в левой части храма, где обычно стоят женщины. Богородица – а это Ее голос говорил с Папиной – велела больной позвать к себе с этой иконой священника, чтобы он отслужил при постели больной молебен с водосвятием, и тогда та будет исцелена. При этом Божия Матерь сказала, чтобы после выздоровления Евфимия помнила всегда Ее милосердие и славила имя Ее.

Храм Преображения находился на Ордынке, оттуда призвали священника и сделали все, как велела Матушка-Целительница, и женщина чудесным образом исцелилась...

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года, со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона.

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – храм иконы «Всех Скорбящих Радость», еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

О чуде, случившемся с Евфимией Папиной, было написано «Сказание об иконе» и составлена особая служба по образцу службы иконе Богоматери Одигитрии – Путеводительнице. Это было сделано сразу после прославления образа.

В иконописной мастерской при Оружейной палате начали создавать списки с чудотворного образа, дабы прославить икону и приходящие от Божией Матери через нее чудеса по всей России.

Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно. По одним сведениям, в 1711 году царевна Наталья, дочь царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, которая была любимой сестрой Петра I и воспитывалась вместе с ним, увезла ее из Москвы. По другим – царевна увезла список. Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке, – один из первых списков с первоначального образа. Полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Так или иначе, но большинство списков украшались богатыми окладами, один из самых известных тот, что принадлежал царевне Наталье. И ранее, и сейчас у этой иконы «Всех Скорбящих Радость» также можно видеть многочисленные вотивные привесы 1 .

Какое чудо произошло

О самом первом чуде, через которое случилось обретение иконы «Всех Скорбящих Радость» , подробно написано в разделе «История иконы».

В начале XIX века найден список этого образа в сенях одной из изб деревни Караулово, что возле Арзамаса. Предание говорит, что дворянин Г.Г. Караулов страдал глазной болезнью, приведшей к почти полной потере зрения. Караулов в то время находился в ссоре со своим братом Сергеем из-за спорной части общего наследства. Полуслепому дворянину явился во сне старец, который повелел ему для исцеления помириться с братом и отслужить молебен перед иконой «Всех Скорбящих Радость» , но где находится образ – точно не указал. После поисков Караулов нашел икону, отслужил молебен с водосвятием, помирился, как было велено, с братом, отдав ему оспариваемое. Икону же он оставил себе и привез в Арзамас. Здесь она снова являла целительные свойства.

В 1837 году, незадолго до смерти, Г.Г. Караулов передал чудотворную икону в Арзамасскую высокогорную пустынь, где завещал похоронить себя сыну Ивану, который впоследствии стал монахом этой обители, приняв в постриге имя Иосиф.

В 1766 году больной крестьянке, уроженке деревни Сошниково Вологодской губернии, было во сне видение об иконе «Всех Скорбящих Радость» , которая якобы находится под алтарем в церковном подвале церкви Богоявления, после чего больная получила исцеление. О чудотворной иконе уведомили Иосифа, епископа Вологодского и Белозерского. За два последующих года было засвидетельствовано письменно 59 рассказов о чудесных исцелениях от очевидцев и самих исцеленных.

Прославление иконы «Всех Скорбящих Радость» в Воронеже началось в середине XVIII века, когда скептически настроенный по отношению к религии городской воевода не пожелал войти в храм приложиться к этому образу, который уже был украшен вотивными привесами за многие исцеления. Но во время переправы поднялась такая буря, что воеводе-гордецу волей-неволей пришлось зайти в церковь. Когда молебен окончился, непогода улеглась, и воевода с адъютантом благополучно перебрались на противоположный берег.

Это только малая часть примеров. На самом деле чудесных исцелений, связанных с иконой «Всех Скорбящих Радость» , по всей России – огромное количество. Начиная с XVIII века обретений ее чудотворных списков происходило великое множество, и большинство из них по тому же сюжету, что и самый первый в 1688 году с Е.П. Папиной (см. раздел «История иконы»). После обретения и прославления икона продолжает являть свои целительные и спасительные качества.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких Вам людей, Вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой, непременно получает помощь и отклик.

Значение иконы

Обретение иконы «Всех Скорбящих Радость» чудесным образом снова являет православному миру Ее особую милость к России и, в особенности, к столице нашего Отечества. Также многочисленные исцеления от иконы свидетельствуют о великом сочувствии Царицы Небесной к нашим скорбям, в которые мы по большей части вольно и невольно ввергаем себя сами. Один еще очень важный факт всей истории исцеления, на который следует обратить внимание, это вопрос, заданный Пречистой Евфимии Папиной, почему она не обращается к Ней, Целительнице наших бед. «Стучите – и отворится вам», – этот принцип действителен везде и всегда. Молитва Богородице, да и любая другая молитва – это стук в двери Царства Божия, а оно, как известно, дается только духовным усилием, которое заключается в постоянной молитвенной просьбе. И диалог между Богородицей и Е.П. Папиной снова напоминает нам об этом.

_______________________________
1 Вотивные привесы, представляющие собой различные ювелирные украшения, – это приношения людей святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета.

Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека . Это неудивительно, ведь многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.

Икона “Всех скорбящих радость”. Благодатная заступница

По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», - так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».

Поэтому Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей - раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над ней в облаках восседает Спаситель, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Известны разные иконографические виды образа.

Московская икона «Всех скорбящих радость» Преображенского храма на Большой Ордынке изображает Богородицу с младенцем Иисусом, над ними парят ангелы. Особенностью этой иконы является изображение ряда святых во главе с Сергием Радонежским, на лентах - тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери. Существует немало списков (копий) чудотворного образа, где Пречистая Дева изображается без Младенца. Особенно широко известна икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками.

Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло в 1688 году: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке излечилась от тяжелой болезни раба божия Евфимия, родная сестра московского патриарха Иоакима. Чудесное исцеление произошло 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь иконы «Всех скорбящих Радость», а храм получил наименование чудотворного образа. Вскоре он прославился на всю столицу под именем «Скорбященского». С тех пор, как свидетельствуют церковные книги, многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед: слепые прозревали, немые получали возможность говорить, а глухие - слышать, бездетные женщины рожали здоровых младенцев, страждущие избавлялись от невзгод.

Икона «Всех скорбящих Радость» полюбилась не только простым верующим, но и членам венценосных семей. В 1711 году, при переезде царской резиденции в Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию Скорбященской иконы, которая стала одной из главных святынь новой столицы.

Позднее, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, тоже глубоко почитавшей икону «Всех скорбящих Радость», в Петербурге воздвигли храм в честь дивного образа. Впоследствии Скорбященская икона Божией Матери была щедро и богато украшена императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и другими знатными особами. Сейчас этот чудотворный образ находится в Троицком храме Санкт-Петербурга, который в народе называют «Кулич и Пасха».

Чудо с грошиками

Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.

Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа - 5 августа, день его чудесного преображения.

Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.

Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.

Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»

На месте сгоревшей часовни был построен храм в честь прославленной иконы. После революции Скорбященский храм был взорван, но чудотворная икона сохранилась в семье прихожан. В годы Великой Отечественной войны святой образ поместили в Свято-Троицком храме. Великое множество людей, молясь перед этой иконой, получили от Божией Матери утешение в нечеловеческих испытаниях и скорбях, обрушившихся на ленинградцев в страшные годы блокады.

После того как в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, ставшая подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, чудотворный образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое историческое место.

Многие верующие люди, сталкивающиеся с серьезными жизненными испытаниями, чувствуют зов чудотворной иконы Божией Матери, называющейся «Всех скорбящих Радость». Богатая история подтверждает, что именно эта икона способствует улучшению жизненных ситуаций, ведь помощь, оказанная с небес, способствует преодолению любых препятствий. Даже наименование свидетельствует о том, что Богородица желает оказать стоящую помощь и предоставить основу для прохождения испытаний.


Помощь Божьей Матери

Богоматерь часто изображают рядом со словами молитв, способствующих улучшению ситуации в жизни людей. Образ сразу свидетельствует о помощи всем нуждающимся, вне зависимости от серьезности сложившихся обстоятельств:

  • открытие светлой радости и настоящей надежды;
  • защита от печалей;
  • преподнесение одеяния, трапезы;
  • чудесное и необъяснимое выздоровление больных;
  • исправление людей, которые оступились.

Неудивительно, что Божия Матерь находится рядом со многими людьми, нуждающимися в помощи и озарении судьбоносного пути настоящей радостью. Также ее окружают ангелы, являющиеся участниками-проводниками загадочных событий, способствующих преображению жизни многих людей. Заступница представлена на иконе по-особенному, что свидетельствует о ее значимом положении: полный рост, праздничная одежда, венец. На иконе также изображается Спаситель, благословляющий благие действия.

Интересуясь, как выглядит икона всех скорбящих радость, можно отметить разные вариации ее исполнения.


Интересные сведения об иконе Всех Скорбящий Радость

Московская версия, являющаяся одной из почитаемых, изображает не только Богоматерь. Образ также воплощает маленького Иисуса. Их охраняют ангелы.

Особенности исполнения:

  • наличие нескольких святых, среди которых главное место занимает Сергий Радонежский;
  • на лентах пишут тексты с названиями молитвенных текстов, обращенных к Богоматери, для защиты.

При этом существуют многие другие копии иконы, где Заступница изображается одна. Каждая версия обладает чудотворной силой.


Исторические сведения и предания

Исторические сведения отмечают, что икона с Божией Матерью на самом деле способна положительно менять жизнь многих людей.

Предание гласит, что многочисленные чудеса начали происходить с далекого 1688 года. Именно тогда здоровье было возвращено после усердных молитв женщине Евфимии. Это событие произошло 6-ого ноября. В честь удивительного религиозного события люди решили поступить следующим образом:

  • на 6-ое ноября был назначен ежегодный православный праздник;
  • собор переименовали в честь иконы (Скоробященский).

С того времени многие люди, страдающие от физических и психических недугов, скорби, бедности, искали помощь и поддержку у Богородицы, надеясь на улучшение жизненных ситуаций. История – яркий пример того, как любые заболевания, приговоры, страдания могут уходить в прошлое.

Икона завоевала доверие и любовь не только у простых людей, но и у уважаемых людей из России. В далеком 1711 году Наталия Алексеевна, происходившая из императорской семьи, активно использовала чудотворный образ и привезла свою любимую икону в Санкт-Петербург. Жители Питера оценили силу прибывшего образа, ведь Богородица готова помогать всем нуждающимся.

Позже императрица Елизавета Петровна, разделявшая почтение к чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость», указала построить храмовый комплекс в честь образа.

Многие знатные люди украшали Скорбященскую икону:

  • графиня Головкина;
  • граф Шереметьев;
  • Екатерина II.

Теперь образ хранится в Питере, а точнее – в Троицком храме. Люди называют храмовый комплекс «Кулич и Пасха», причем это наименование стало распространенным.

История иконы

Особенное событие произошло летом 1888 года, когда чудотворный список иконы начал приобретать особенную славу. Икона с грошиками, пребывавшая в Питере, нашла почитателей во многих российских городах. Тогда в городе на Неве произошел серьезный пожар, причиненной ударом молнии. Деревенская часовня Клочки, находившаяся на городской окраине, возгорелась. Люди потушили религиозный объект, отметив, к своему удивлению, что лик Божьей Матери просветлел после события, вновь стал новым. На иконе не удалось обнаружить даже малейшего следа копоти.

Перед пожаром находилась кружка, используемая для пожертвований. Однако кружка разбилась. Деньги рассыпались. Только к чудотворному образу каким-то чудесным способом присоединились 12 медных монеток.

Люди с многих уголков России узнали о чуде, после чего устремились в далекий Петербург к образу с грошиками. Как оказалось, образ на самом деле оказался чудесным.

Вскоре иконописцы начали создавать икону, на которой виднелись нарисованные грошики.

Событие привело к появлению важного религиозного праздника, посвященного образу. Праздничная дата приходится на 5-ое августа.

Икона с грошиками – это ценный источник чудес, когда люди все-таки получали чудотворные исцеления. Например, в 1890 году верующие отметили, как прихожанин Николай, страдающий эпилепсией, чудесным образом выздоровел. Как-то ночью больному приснились Богородица, Николая Чудотворца и услышал совет о том, что должна состояться поездка в старинную часовню, где произошел пожар. Высшие силы показали, что должно состояться исцеление. Николай поехал в часовню, не сообщая о своих планах близким людям. После этого больной приложился к таинственному образу, получив чудесное выздоровление.

Удивительное выздоровление было отмечено и у Веры, которой было 26 лет. Горловая чахотка привела к полной потери голоса. Врачи признали свое бессилие, отметив, что голос уже не сможет вернуться. Вера не смогла оставить все так, как было, поэтому она решилась на усердные молитвы и получение Божией помощи. Однажды девушке приснилось, что она должна пойти в известную часовню. Верующая отправилась в небольшую часовню и отслужила молебен. После возвращения домой девушка отметила чудесное восстановление голоса. Это также поспособствовало появлению особенного статуса иконы.

Исторические сведения гласят о дальнейшем развитии храма в Питере:

  • на месте сгоревшей небольшой часовни построили большой храм;
  • после революционных событий храм взорвали, но прихожане сумели сохранить икону;
  • в Великую Отечественную Войну икону хранили в Свято-Троицком храме, благодаря чему многие люди сумели найти утешение и воодушевление после пережитых трагических обстоятельств;
  • в Питере после военных событий удалось возродить Скорбященскую часовню, которая теперь относится к Свято-Троицкому Зеленецкому монастырю;
  • икона с грошиками хранится в своей часовне.

Такие испытания и важные исторические события поспособствовали тому, чтобы русский народ сроднился с чудотворным образом.

Особенности иконографии

Какие иконы божией матери Всех Скорбящих Радость существуют, и какие заслуживают особенного внимания?

Московская икона – это показатель удивительного значения иконографии. Основные особенности:

  • изображение Богородицы и Ее маленького сына Иисуса;
  • вверху парят два ангела, держащих рипиды;
  • другая пара ангелов находится среди обездоленных и опечаленных людей;
  • над обычными людьми можно увидеть святых: Сергий Радонежский, Феодор Сикеот, Григорий Декаполит, Варлаам Хутынский.

Такое чудотворное изображение отмечает, что икона обладает патрональным характером. Предполагается, что икона была предназначена для Спасо-Преображенской церкви, где располагался придел Хутынского. К тому же над Божьей Матерью изображается Отечество, облик которого запрещен на Большом Московском соборе. Под ногами Богородицы находится картуш с текстом кондака.

Какие интересные факты заслуживают особенного внимания?

Шестого ноября все верующие люди отмечают праздник, посвященный иконе. Многие люди успели оценить возможность обратиться к Богородице с гарантированным оказанием помощи. Икона оправдывает свое наименование, ведь она дарит скорбящим людям утешение, радость.

Значение и смысл иконы Всех Скорбящих Радость

Икона рассчитана для всех скорбящих людей, вне зависимости от их места жительства. Значение иконы всем скорбящим радость изначально заключается в наименовании образа. Даже название свидетельствует о том, что в любых жизненных ситуациях люди должны сохранять веру и надежду на лучшее будущее, и преодоление существующих препятствий. Уверенность в том, что скорби удастся преодолеть с обретением радости, способствует обретению понимания того, как нужно жить.

В чем помогает икона всех скорбящих радость?

Удивительную силу образа переоценить невозможно, так как Богородица готова подарить выздоровление и восстановление сил, преодоление душевных терзаний и обретение веры в исправление ситуации. Все люди, вне зависимости от своего возраста и особенностей жизненной ситуации, могут рассчитывать на великую помощь.

Икона позволяет преодолеть обиду, угнетение, страдание, отчаяние, скорбь. Даже неизлечимо больные люди могут найти настоящую поддержку. По данной причине, интересуясь, о чем молятся иконе всех скорбящих радость, можно перечислить многочисленные жизненные проблемы, способные пошатнуть налаженную жизнь людей.

Московская и Петербургская версия иконы

Московская версия является одной из самых почитаемых, ведь именно перед ней произошло первое чудо в далеком 1688 году. Череда исцелений больных людей продолжается и в наше время, что доказывает удивительную силу образа.

Петербургская версия – это явный конкурент Московской иконе. К счастью, обе иконы заслуживают внимания, так как каждое из двух изображений Богородицы дарит веру и надежду нуждающимся. Икона в Питере появилась в 1711 году благодаря царевне Наталии Алексеевне, но после этого знаменательного события образу пришлось пережить нелегкие времена. Однако икона все-таки уцелела.

В настоящее время обе иконы по-прежнему спорят, кто же является самым старшим из них. Многие исследователи отмечают, что первенство одерживает Москва. На самом деле правильный ответ относительно возраста не важен, ведь обе иконы и сделанные списки с них оказываются чудотворными. Самым важным, как и прежде, остается не возрастная категория исцеляющего религиозного предмета, а возможность использовать его силу по прямому назначению.

Интересно отметить, что петербургская икона приобрела название, свидетельствующее о необычном событии с грошиками 1888 года. Именно тогда часовня в Питере возгорелась. Оказалось, что уцелела только икона, причем к ней невидимым образом приклеились 12 медных монет. После этого образ получил название в народе – «Богоматерь с грошиками». Такой удивительной истории у московской версии не удается найти в истории, но череда чудесных исцелений и удивительной помощи продолжается издавна.

Чем же отличаются две религиозных иконы по своему исполнению?

  • петербургская икона выполнена в лаконичном стиле;
  • Богоматерь изображена без царской короны;
  • Божья Матерь нарисована одна, потому на ее руках нет маленького Иисуса;
  • самое явное отличие – это 12 монеток.

Историки отмечают, что оба чудотворных образа помогали России во многих исторических событиях. Одновременно с этим верующие рассказывают интересные истории о том, как они находили душевный покой и обретали радость, здоровье, силу.

Интересуясь, где находится икона всех скорбящих радость, можно назвать два основных города: Москва и Санкт-Петербург. Именно списки, хранящиеся в храмах двух самых привлекательных и значимых городах России, прославились в наибольшей степени.

Икона под названием «Всех скорбящих радость» изображает Божью Матерь, ангелов и святых, нуждающихся людей. Такое исполнение свидетельствует о том, как многие люди нуждаются в помощи, являющейся чудесной и вдохновляющей. Молящиеся люди перед иконой получают возможность напрямую обратиться к Божьей Матери, будучи уверенными в том, что она все-таки сможет оказать стоящую помощь.

Молитва иконе «Всех Скорбящий Радость»

«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь»

Икона Скорбящая Пресвятая Богородица драгоценный образ, почитаемый в различных местах планеты: Греции, России, Румынии, Украины, Израиля. Празднование иконы установлено 6 ноября. В отличие от других изображений здесь Пречистая Дева Мария предстает одна. Это мать, оплакивающая мертвое тело своего Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. Но это еще не полное значение святого образа.

Скорбь как путь к очищению

Скорбь – это переполняющее душу человека чувство глубокой печали. Божественный Промысел, скорбью наказывая человека за грехи, таким образом воспитывает, совершенствует его грешную душу. Но это совсем не значит, что Всевышний желает видеть детей своих не счастливыми, а скорбящими. Совсем нет. Божественное Откровение гласит, что каждый рожден для счастья. Во времена Нового Завета Благовестник Гавриил призвал земную женщину Деву Марию, ставшую Пресвятой Богородицей: «радуйся».

Но скорбь способна благотворно подействовать на состояние человеческой души, как болезнь, ограничивая возможность грешить, служит лекарством испытания духа, вразумления, духовной закалки. Некоторые люди, к сожалению, обращаются к Богу только тогда, когда испытывают скорбь. Грешная природа человека не позволяет ему стать лучше, не очистившись, а значит, не испытав скорби. Ведь сказано, что благодаря многим пережитым скорбям надлежит нам войти в Царствие Божие.

Но и Пресвятой Марии довелось испытать многие скорби. Не за свои грехи, а за прегрешения людей, которых так любил Ее Сын, что принес Крестную Жертву во имя их спасения. Поэтому скорбь Богородицы на иконе, это боль не только за страдания Иисуса Христа, но и за человеческое несовершенство.

Крымская святыня «Скорбящая Богоматерь»

История обретения этой чудотворной иконы произошла сравнительно недавно (1998). Одна православная прихожанка Иоанно-Предтеченского храма селения Первомайское по имени Феодосия Денисенко принесла церкви пожертвование. Это была икона Богородицы. Изображение на доске без оклада было настолько темное, тусклое, что его черты слабо различались. Священник взял подаренный от чистого сердца образ, поставил его в алтарь.

По прошествии двух недель настал церковный праздник Успения Пресвятой Божьей Матери. Когда пришло время Божественной Литургии, открылись Царские Врата. Присутствующая в храме женщина (бывшая хозяйка образа) вдруг обратила внимание на икону, но совершенно не узнала ее. Изображение стало ярким, выразительным. Сдерживая умиление и удивление, прихожанка дождалась конца праздничного богослужения, направилась к настоятелю. На вопрос батюшке о том, когда и где успели за такое короткое время качественно реставрировать старую икону, священник искренне удивился, ведь ни он, ни кто-то другой совершенно не прикасались к образу.

В специально собранную комиссию пригласили уважаемых священнослужителей, а также мирян, людей, которые профессионально могли оценить изменения, произошедшие с иконой «Скорбящая Божия Матерь». В их число вошли ученые, художники, краеведы. После внимательного изучения они пришли к выводу, что с иконописным изображением никакие реставрационные работы не проводились. Причем на некоторых участках доски слой краски полностью стерт, местами основание повреждено шашелем. Но при всем этом оставшиеся краски сочные, яркие, лик сияет. Комиссия сделала вывод, что икона «Скорбящая Богородица» обновилась.

Композиционно икона представляет собой поясное изображение Богоматери. Кроме нее на образе более никого нет (без Богомладенца). Пречистая Дева сложила руки в молитве, Ее большие открытые глаза наполняет печаль, скорбь. На лице – нежный румянец. Живопись иконы достаточно проста, безыскусна. При этом изображение вызывает умиление, оно проникновенно, трогательно. Небольшой размер образа равен 20 сантиметрам в высоту и 16 в ширину. Рисунок сделан на деревянной доске в стиле провинциальной живописи. Высказано предположение, что манера письма напоминает представителей киевской школы, работающих в начале ХХ века. На сегодняшний день неизвестны аналоги данной иконы. На фоне образа чётко проступает надпись, которая гласит: «Образ Пресвятой Богоматери Скорбящая».

Обновление удивительного чудотворного образа Царицы Небесной, Матери Спасителя Иисуса Христа имеет особое значение. После обновления иконы «Скорбящая» 1998 года были явлены чудеса благоухания, мироточения. Благодаря этому и искренним молитвам перед святою иконою много верующих уже получили и продолжают получать Божественную помощь, защиту, утешение.

2012 года в Свято-Троицкой женской обители города Симферополя, где хранится обретенная крымская святыня, были проведены духовные торжества. Празднование иконы возглавил Архиерей Симферопольский и Крымский Лазарь. В рамках празднования 5 ноября совершили Всенощное бдение. После состоялась Божественная литургия. Затем духовные лица с большим числом верующих, прихожан трижды сотворили Крестный ход вокруг святого монастыря.

Иконы Скорбящей Богородицы

Среди иконографических изображений Пресвятой Богородицы важное место занимают образы, которые, по сути, являются разными трактовками пророчества Симеона о том, что Ей самой оружие пройдет душу. Действительно Мария всегда осознавала, что должна принять и пронести вместе с Мессией все Его боли, поругания, пережить Его мученическую смерть. Видя страдания Спасителя, Мария испытала сильнейшую боль, возможно, равную по силе с ударами кинжала в самое сердце. Предречение Симеона является эмоционально ярким моментом жизнеописания Приснодевы, поэтому этот сюжет нашел отражение в нескольких типах икон с различными преданиями, историями обретения, чудотворения, днями церковных празднований.

Такими иконописными типами, трактующими слова Симеона, представляются «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Симеоново проречение». Типу «Семистрельной» специалисты относят Жиздринскую икону, еще известную под именем «Страстная» или, по словам Симеона, «И Тебе самой душу пройдет оружие». Память этого образа Православная Церковь отмечает 26 августа (по старому стилю – 13 августа). В отличие от других «Страстных» икон, на этой мы видим Богородицу не одну, на коленях Пречистой Матери лежит тело умершего Иисуса.

Некоторые исследователи говорят о схожести икон Скорбящей Богоматери с католическими образами, западноевропейскими Мадоннами. Например, привлекают внимание иконописные изображения, которые больше напоминают образцы религиозной живописи. Говорят, что католические корни икон «Скорбящая» тяготеют к юго-западным традициям Руси, как района, близкого к католическому миру.

Икона «Богоматерь Скорбящая » была написана монахом на горе Афон в XIII веке. Образ был куплен Петром Севастьяновым во время первой экспедиции на Афон, а затем вывезен в Россию, где долго находился в личном собрании икон.

Иерусалимское чудо

Возле церкви города Иерусалим, посвященной Воскресению Христову, стоит часовня, которую называют «Темница Христова». Здесь в затемненной нише долгие годы находилась старинная, уже потемневшая от пожара и времени, икона «Скорбящая». На святом образе изображена Богоматерь с печально склоненным ликом и закрытыми глазами. На праздник Вербного воскресенья 1986 года Пресвятая Богородица, написанная на иконе, внезапно приоткрыла глаза, по лицу Ее потекли слёзы. Чудотворное знамение время от времени происходит до сегодняшнего дня: Дева Мария открывает глаза и снова опускает их, а по лику текут слёзы вместе с благовонным миро. Большое множество паломников устремляются в дорогу, чтобы лично увидеть это явление, но не каждому дано.

Скорбящая утешительница

Именно скорбь объединяет тип Скорбящей Божией Матери с еще одним образом, имеющим совершенно другое значение. Это икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Центральную часть образа занимает Пресвятая Небесная Царица, она стоит во весь рост, окруженная ореолом сияния. По обе стороны от Приснодевы находятся люди, каждый из них мучим своей скорбью: голодом, холодом, болезнью, бедностью, несчастьем, пр. Здесь же написаны ангелы, которые совершают благие дела от имени Богородицы. Кто же может лучше понять, утолить скорбь христиан, как не Матерь Божия, которая сама испытала наибольшую меру всей возможной скорби.

Прославление образа «Всех Скорбящих Радость»

Богородичный образ «Всех Скорбящих Радость» первый раз стал широко известным своими чудесами 1688 года в Московском Преображенском храме что на Ордынке. Сегодня сложно выяснить, каким образом эта икона попала в храм. Существует предположение, что в 1685 году, когда здание церкви заново выстроили из камня благодаря щедрым пожертвованиям от Е. В. Акинфовой. В далеком 1688 году образ «Всех Скорбящих Радость» настолько обветшал, что его были вынуждены укрепить кусками из кипарисового дерева.

Икону прославило событие, которое, по преданию, произошло с Евфимией Папиной, родной сестрой Московского Патриарха Иоакима. Запись, сделанная в церковной книге, сообщает, что Евфимия долгое время терпела муки из-за образования на боку язвы, которая не заживала. Лекари никак не могли помочь страдалице. Отчаявшись, женщина взывала ко всем высшим силам. И вдруг услышала голос, призывающий ее прибегнуть к помощи настоящей Целительницы. А спросив, кто же эта чудесная целительница, услышала, что ей надлежит сделать. Евфимии следовало пойти к настоятелю церкви Преображения Господа Бога на Большую Ордынку, чтобы тот отслужил молебен с водосвятием перед иконой «Всех Скорбящих Радость». После исполнения наказа пришло долгожданное исцеление.

Это было первое чудо, совершенное от Богородичного образа. С тех пор храм получил новое название Скорбященского, которое сохраняется до сих пор. Чудотворная икона продолжает исцелять страждущие тела и души. Последние годы дар исцеления Матерь Божия особенно являет свою благодать пораженным алкоголем, наркотиками.

Кроме этой московской иконы существует еще около 25 местночтимых изводов и икон, уже доказавших свою целительную силу. Списку иконы «Всех Скорбящих Радость» можно помолиться в Москве, Санкт-Петербурге, в Абхазии, Киеве, Тобольске, Нижнем Новгороде, Вологде, пр. Православные люди близко воспринимают заботу Богородицы о них, как о своих детях. Ведь Пречистая всегда поспешит помочь, утешить, накормить, обогреть, даровать исцеление.

Икона Божией Матери
«ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

И кона Всех Скорбящих Радость - это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа - едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость — начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба — сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.


Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных — «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».


Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм - тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список - точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь - Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название - Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке - один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева — Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа — Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы — московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства - Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась — для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.


Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование — 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме - залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного - нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой - непременно получает помощь и отклик.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт

Икона «Всех Скорбящих Радость»

Тропарь, глас 2-й
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Всех скорбящих Радость»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. А минь.