Свято троицкий селенгинский монастырь. Свято-троицкий селенгинский мужской монастырь в бурятии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Работая над исследованием истории святыни Свято-Троицкого монастыря - чудотворной иконы Святителя Николая, обретенной в конце 18 века на озере Котокель, мы заинтересовались и судьбой самого монастыря, который сыграл в свое время важную роль в истории Прибайкалья и Бурятии.

В связи с тем, что в последние годы предприняты попытки реставрации Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, а в 2008 году обитель вновь обрела хозяина в лице Русской Православной Церкви, было бы интересным исследовать некоторые моменты существования и ликвидации монастыря после установления советской власти, когда были утрачены многие его архитектурные сооружения и содержавшиеся в них церковные принадлежности, коих было немало.

Обратившись к материалам Национального архива Республики Бурятии, нам удалось установить документальные сведения о некоторых утраченных предметах церковного имущества.

Эти исследования, по нашему мнению, могут способствовать восстановлению обители в ее первозданном виде, либо приблизить результаты ведущейся реставрации к тому состоянию, которое было до 1917 года. В работе использованы имеющаяся литература по Троицкому монастырю, а также неопубликованные еще материалы из фондов Национального архива Республики Бурятия.

Работа может быть использована также в исследованиях краеведов, учителями истории, географии, реставраторами, местными органами власти - всеми, кто интересуется историей родного края и содействует сохранению его культурных богатств.

    Историческая справка о Свято-Троицком Селенгинском мужском монастыре

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь расположен примерно в 60 километрах северо--западнее Улан-Удэ в долине р. Селенги на левом ее берегу, в с. Троицк (Троицкое).

Монастырь основан по указу от 1681 года царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры» на Селенгу миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено избрать место за Байкалом и основать обитель и «храм во имя Пресвятые Троицы «для призвания иноверных в православную христианскую веру». Игумен с братиею были снабжены деньгами, церковной утварью и соответствующими инструкциями о миссионерской деятельности. Игумену Феодосию был также поручен надзор за всеми церквями, существующими в Забайкальских острогах. Таким образом, Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае. Были отправлены 12 духовных лиц с наставлениями: "где приищут - построить монастырь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах, призвать и крестить православную веру иноземцев...". 1 Миссия нашла на левом берегу реки Селенги старое монастырское строение с Никольской церковью, построенной нерчинскими служилыми людьми в 1675 году. Здесь и решили строить монастырь.

Наибольшего расцвета Троицкий монастырь достиг в 18 веке. Он имел обширные земельные и рыболовные угодья, в том числе и озеро Котокель. С 1785 года начинается перестройка монастыря в каменном исполнении, в основном сохранивший свой облик до наших дней. Он сохранил конструкцию острожного укрепления: каменные стены с угловыми башнями, и пятой - проезжей, в центре фасадной части, обращенной к старому "Московскому" тракту. Окружающее монастырь село Троицкое образовано еще до его основания русскими казаками-землепроходцами и затем монастырскими крестьянами. Село сначала имело название Средняя Заимка.

Особой заботой монастыря в конце 17 - начале 18 веков была крепостная стена со всеми ее сооружениями. Она была довольно высока и имела длину в 852 метров. Длина стен монастыря была по сибирским условиям значительна, ни один из 14 главных острогов Сибири в 17 веке не имел такой площади. В каждой из четырех башен монастыря было по три яруса ("моста") в виде этажей с бойницами для "боя". 2

Поскольку в первые десятилетия существования монастыря еще продолжались грабительские походы некоторых монгольских ханов на земли Бурятии, то монастырь должен был быть готов и к отражению нападения. Его территория была ограждена деревянной стеной с башнями и бойницами. Даже по описи 1732 года монастырь еще имел для обороны: 3 пушки, 65 самопалов, холодное оружие и боевые припасы.

Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в только что присоединенном к Российскому государству крае.

К концу XIX в. монастырь имел 2 каменные, 2 деревянные церкви, дом настоятеля, мо-нументальную ограду, каменные и деревянные флигели, сараи, амбары, конный и скотный дворы, баню, сад и огород. Помимо этого за оградой располагалась церковно-приходская школа с квартирой для учителей и хозяйственным двором. Убранство церквей отличалось богатством иконостасов, библиотека - книгами не только московской и петербургской печати, но также киевского и могилевского изданий. Монастырь стоял на перекрестке Большого Московского тракта, дороги в Монголию и Китай, а на север - в итанцинские и баргузинские земли. Являясь духовным центром Забайкалья, принимал в своих стенах многих известных ученых и путешественников.

В XVIII веке монастырь процветал, хотя часть его земель и угодий отошла к вновь возникшему в 1700 году Посольскому монастырю.

Первый, построенный в 1683 году, деревянный Тро-ицкий собор просуществовал до 1890-х годов без перестройки. Согласно описи 1690 года, церковь была с трапезной, «алтарь круглый, а на алтаре крест белый железом обит, на церкви осмерик, а на осмерике бочки железом обиты, а в церкви строение, царские две-ри серебром оправлены...». 3 К концу XIX века в церкви сохранился иконостас пятиярусный XVII века, с ико-нами, привезенными из России, письма того времени. В 1893 году была закончена реставрация церкви: под-веден каменный фундамент, сменены два нижних венца и перестроены вновь паперть и галерея. Кроме того, здание сделали отапливаемым. Дальнейшая судьба соо-ружения неизвестна. В 1920-х годах оно уже не существовало.

Другая церковь, построенная в годы освоения монастыря Николая Чудотворца, была «теплая с трапезою и с коларскою». Третья церковь — во имя Всех святых — над глав-ными воротами в деревянной ограде монастыря была построена в 1710 году, а в 1719 году освящена.

В XIX веке еще сохранялся резной иконостас с иконами времени его постройки. В настоящее время здания не существует. В первой половине XVIII века в монастыре, видимо, больше ничего не строилось, так как ни один из настоятелей того времени в списке их не отнесен к числу «строителей».

К концу XIX века, кроме перечисленных выше двух каменных зданий церквей, двух деревянных церквей, дома настоятеля и монументальной ограды, на территории монастыря существовали: 1) колодец 4-стенный каменный в виде часовни, с тесовым шатровым верхом у западной стены; 2) деревянный на каменном фунда-менте флигель на два жилья, построенный в 1883 году; 3) каменный корпус в западной стене ограды, построен-ный в 1880-х гг., в котором помещались хлебный амбар, сарай и два жилых помещения; 4) флигель деревянный, крытый тесом, с двумя жилыми помещениями и сенями между ними; 5) старый длинный флигель, в котором помещались кухня, странная, и трапезная, просфирная мастерская и под сенями подвал; 6) прочие старые сооружения, хлебный амбар, погреб-ледник, рабочая изба и мастерские; 7) в северо-восточном углу монастыря с особыми воротами располагались конный и скотный дворы. В них были следующие постройки: колодец, с навесом и колесом, баня старая, навес для телег, экипажный сарай, большой навес, примыкавший к каменной стене, конюшенный сарай и еще два сарая, немного меньших, для рогатого скота и телят. В юго-восточном углу монастыря был сад со старыми яблонями, черемухой, кедрами, а на юго-западной стороне земля распахивалась под огороды, сад, и огороды были обнесены палисадом.

Помимо, этого за оградой располагались монастырские постройки:

По-видимому, именно прокладка Транссибирской же-лезной дороги, вызвавшая оживление экономической деятельности в крае, и способствовала осуществлению строительства последних объектов монастыря в 1900-х годах. При настоятеле Иринархе в 1902—1903 годах была возведена еще одна Никольская церковь, а также два каменных дома.

Кроме церквей в монастырской ограде находились библиотека, архив, жилые помещения, кельи, хозяйственные постройки, огороды. С левой стороны, ближе к западной стене, находилась настоятельская келья. Вдоль северной ограды, рядом с въезжими воротами находились хлебные амбары, "мастерская изба". В северо-восточном углу были расположены конный и скотный дворы, сенник, баня, "экипажный сарай", каменные кладовые. Был устроен оригинальный колодец: над ним возвышалась каменная четырехстенная постройка в виде часовни с тесовым шатровым верхом и крестом.

Через монастырь проезжали и останавливались в нем все русские дипломатические и торговые деятели, направлявшиеся в Китай или в Восточное Забайкалье. Одним из них был великий и полномочный посол России в Китай Федор Алексеевич Головин. Посетили монастырь Избрандт Эберхард (Елизар Елизарович) Идес, датчанин, - посланник царя Петра I в качестве главы русского посольства в Китай; Измайлов Лев Васильевич, капитан лейб-гвардии Преображенского полка, чрезвычайный посланник в Китай в 1720 - 1721 годах; Лоренц Ланг, швед на русской службе; Владиславич-Рагузинский Савва Лукич, серб на русской службе, торговый и финансовый агент России на Балканском полуострове, чрезвычайный и полномочный посол России в Китай в 1725 - 1728 годах; Бухгольц Иван Дмитриевич, бригадир, основатель Омской крепости.

Монастырь посетил Абрам Петрович Ганнибал, русский военный инженер, генерал-аншеф, крестник Петра I, прадед А. С. Пушкина. После смерти Петра I он был отправлен в Тобольск, а затем к китайской границе для строительства Петро-Павловской крепости в устье Чикоя, рядом с Селенгинском. Были здесь известные историки России - Миллер Г.Ф., Гмелин И.Г., Фишер И.Э.

В конце июня 1891 года монастырь посетил цесаревич Николай Александрович. На память о своем пребывании цесаревич подарил монастырю "сребропозлащенный" эмалированный напрестольный крест и пожертвовал 300 рублей.

Монастырь принимал многих деятелей Русской Православной Церкви.

После революции деятельность монастыря была прекращена. Он был использован под различные хозяйственные цели. Часть помещений оказались разрушенными.

Длительное время часть помещений монастыря использовалась под психиатрическую больницу. В 2000 году возобновлена деятельность духовной общины, которая ведет реставрацию некоторых помещений. Ею частично восстановлена надвратная церковь и начаты службы. Затем эта работа была прервана. В 2008 году, после ликвидации лечебницы, монастырь был передан в ведение Русской Православной Церкви и начаты работы по его восстановлению.

    Документы Национального архива Республики Бурятия

о Свято-Троицком Селенгинском монастыре

В национальном архиве Республики Бурятия имеется фонд № 262 - «Троицкий Селенгинский монастырь», где хранятся документы 1681-1916 годов. В фонде хранится 543 дела.

Здесь хранятся указы и грамоты Сената и Синода Российской империи, Иркутской духовной консистории (д.424). В документах Троицкого монастыря есть сведения об истории создания монастыря, о праве владения землями и рыбными промыслами (д.471), о количестве скота, о служителях монастыря, о посольстве в Китае и российских православных церквях в Пекине (дело 490), о распространении христианства среди бурят и эвенков (д.489), о рыбной ловле на оз.Байкал и Котокель (д.509 и 482, 311, 396, 471) и т.д.

Документы Троицкого монастыря дают сведения о приходах и расходах денежных сумм, о сборе налогов, о числе крестьян, о пахотных землях, хлебных запасах, записи о пожертвованиях монастырю.

В деле № 380 содержатся ревизские сказки (перепись населения) по Троицкому монастырю: в 1858 году проживало 24 мужчины, 18 женщин и 20 детей.

Нас заинтересовали папки с документами, где содержалась опись движимого и недвижимого имущества монастыря (д.385 - Опись имущества церквей Троицкого монастыря за 1860 год), а также сведения об истории создания монастыря (д.462 - Сведения об истории создания монастыря с описанием архитектуры церквей за 1884-1893 гг.»), а также папка № 311, где содержится опись церковного имущества.

Некоторые из этих документов представлены в приложении №1 к данной работе.

    Современное состояние монастыря

Закрытый в 1920 году монастырь в последующие годы был фактически разграблен с ведома богоборческой власти, многие ценные реликвии и документы были уничтожены, погибли в огне живописные работы, многие иконы, роспись церквей, церковная утварь.

В течение нескольких десятилетий помещения монастыря использовались для психиатрической лечебницы.

В 2007-2008 гг. лечебница на территории монастыря была закрыта, больные переведены в другое место, и монастырь был целиком передан во владение Русской Православной Церкви. В начале 2008 года Священный Синод принял решение о восстановлении Свято-Троицкого монастыря.

Сейчас ведутся работы по его реставрации, обитель приобрела более благолепный вид, начались богослужения в стенах монастыря, проводятся крестные ходы с участием верующих из других приходов Прибайкалья.

    Монастырские описи, как материал для реставрационных работ и восстановления обители.

По нашему мнению, некоторые из монастырских документов дореволюционного периода могут дать практических полное представление о состоянии интерьеров и внешнего вида церквей и других монастырских зданий. Если иметь в виду восстановление монастыря в первозданном виде, то вряд ли это возможно и целесообразно, однако приближенную «копию прежней обители восстановить можно и должно, с нашей сточки зрения. Именно поэтому следует обратиться к имеющимся описям церковного имущества, относящимся к середине и концу XIX века.

Следует отметить, что некоторые документы противоречат не только друг другу, но и сами себе в том, что касается оценки церковного имущества.

Так, в деле №462, л.13 утверждается, что «утварью и ризницей Троицкая обитель весьма бедна» 4 . В то же время документ содержит описание имущества, которое может быть приравнено к огромному состоянию. Сообщение о том, что в монастыре имеется резная икона Святителя Николая, обретенная на Котокельском озере, принадлежащем монастырю, этот образ составляет святыню обители, чтимую народом.

В Троицком храме «над иконостасом - большое резное изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа в рост человека».

Общий вес семи монастырских колоколов, согласно той же «Метрике», составлял 120 пудов - около двух тонн сплава меди и серебра.

В монастырской библиотеке числилось более 700 книг, в том числе на латинском, французском и греческом языках, учебники по философии, логике, словесности, риторике, словарь церковно-славянского языка, философская энциклопедия, латино-российкий лексикон, еврейский словарь и т.д. В библиотеке хранились старинные карты Китая, Тибета, Маньчжурии, Монголии. Содержались, согласно описи, собрания сочинений 0 Естественная история, Быт русского народа в 7 томах, Описание Отечественной войны 1812 года м.Данилевского в 4 томах, Русская история Карамзина в 12 томах, Русская история Устрялова, Булгарина, Всеобщая история и др. ценные книги. 5

Дело 385 из фонда 262 - Опись имущества церквей Троицкого монастыря за 1860 год.

Обратимся подробнее к некоторым его страницам.

В каменной Троицкой церкви содержатся:

Иконостас резной работы «с колоннами и тумбами на голубом поле, с резными святыми изображениями, иконостас позолочен листовым золотом, царские врата той же работы позолочены - южные и северные врата с изображениями архангелов Михаила и Гавриила (Рафаила)».

Далее идут описания икон: Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи, Нерукотворного Образа в серебряной ризе, Владимирской иконы Божией Матери, за правым клиросом - икона Божией Матери. Две хоругви - при правом клиросе с изображением Святой Троицы и Успения Божией Матери, при левом - Нерукотворного Образа Христа Спасителя и Казанской иконы Божией Матери.

На левой стороне - икона Тихвинской Божией Матери «в серебряном под золотом окладе и в таком же высоком венце, по краям изображены разные святые высотою 7 верхов и шириною 6 верхов».

В сей церкви (Троицкой) - шесть больших пред иконами лампад.

В Никольском приделе, расположенном от входа с правой стороны, было следующее имущество и церковная утварь. Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с резными святыми изображениями. В иконостасе царские врата такой же работы. Местные иконы: «Вседержителя с серебряным венцом и с привескою серебряного креста на такой же цепочке»; «Божией Матери с Предвечным Младенцем в серебряном под золотом венце с привескою серебряного креста на такой же цепочке», «Святителя Николая с благословляющим его Спасителем и Божию Материю в серебряных венцах. На стене против правого клироса - «образ Святой Троицы с предстоящими Авраамом и Сарою, все пять лиц в серебряных под золотом венцах и гривнах». В этом же приделе имелись две большие лампады и несколько малых лампах в алтаре и пред иконами у клиросов. Близ правого клироса - деревянное настоятельское место и деревянный крашеный шкаф для книг.

В Благовещенском приделе той же Троицкой церкви, расположенном от входа в левой стороне, расположение церковной утвари было в следующем порядке.

Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с разными святыми изображениями. Царские врата той же работы, с северной и южной стороны, изображающие Мельхиседека и Иоанна Крестителя. Местные иконы: Вседержителя в серебряном под золотом венце. Образ Божией Матери с Предвечным на руках Младенцем. Икона Благовещения Божией Матери в серебряном под золотом венце. Против левого клироса в окне образ Святой Троицы девяти верхов в серебряном по краям окладе, с тремя серебряными венчиками и гривнами. При Святых вратах икона Вседержителя сидящего во славе пяти верхов на кипарисовой доске и икона Скорбящей Божией Матери пяти верхов на такой же доске. В алтаре: образ Божией Матери в горнем месте в золоченом резном киоте. Над Царскими вратами икона трех Святителей. В этом приделе три лампады средней величины и одна малая в алтаре.

При входе в холодную церковь (главный придел) - два больших изображения на холсте в рамах: «Вход во Иерусалим Иисуса Христа» и «Вход Божией Матери во храм».

Заключение

Помимо вышеописанных нами подробно храмов в пределах Свято-Троицкого монастыря были церкви: Во имя всех святых, а также Архангельская и надвратная церковь Архангела Михаила, которые имели аналогичное убранство; это свидетельствует о том, что Троицкий монастырь не был таким уж бедным, особенно если учесть, что в большинстве ныне открываемых храмов практически нет икон, писанных маслом, а большей частью - напечатанные на бумаге изображения святых, отчего они, конечно, не умаляются в святости - другое дело, что мирская оценка храмовому богатству несколько иная.

Происходящее в последние два десятка лет возрождение православных святынь (и не только православных) вызывает интерес к их славной истории, к событиям древности, и анализ древних документов делает изучение истории не только интересным, но и плодотворным.

Надеемся, что наша работа станет скромным вкладом в дело восстановления Свято-Троицкого монастыря - первого каменного сооружения за Байкалом и одного из центров Православия в Бурятии.

Мы предполагаем продолжить работу над документами Свято-Троицкого монастыря, среди которых значительный научный интерес представляют собой документы, относящиеся к вотчине Свято-Троицкого Селенгинского монастыря - озеру Котокель и рыбной ловле на нем и прилегающих реках, о взаимоотношениях монастырской братии с местными жителями в процессе использования рыбных запасов, о правилах охоты и рыбной ловли в прежние времена, о требованиях к охране природы.

Список источников

    Национальный архив Республики Бурятия. Ф.262. Селенгинский Троицкий монастырь. 1681-1918.

    «Житие и чудеса Св.Николая Чудотворца, Архиепископа Мирликийского и слава его в Россiи». C.-Петербург, Синодальная типография, 1899.

    Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XVII-XX столетий: - Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2001. - 448 с.

    Козин А.З. «Никола Котокельский - святыня русских и бурят». - «Вестник Прибайкалья», 19.09.2000 г. Стр.3-7.

    Минерт Л.К. Памятники архитектуры Бурятии./ Новосибирск: Наука, 1983.

    Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII веке./ Москва: Просвещение, 1990.

    Сборник документов по истории Бурятии XVII в. Выпуск 1./ Сост. Румянцев Г.Н. и Окунь С.Б./ АН СССР. Сибирское отделение. Бурятский компл. научно-иссл. ин-т. Улан-Удэ, 1960.

    Токмаков И. Ф., «Историко-статистическое и археологическое описание Св. Троицко-Селенгинского монастыря»: - М., 1895.

    Шмулевич М.М. Троицко-Селенгинский монастырь. - Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1982. - 64 с.: илл.

    Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья (XVII-середина XIX в.). - Новосибирск: Наука, 1985.- 288 с.

    Национальный архив Республики Бурятия. Ф.262., дд. 311, 485, 492.

Приложение 1.

Из документов национального архива Республики Бурятия. Фонд 262.

1 НАРБ, ф.262, оп.1. д. 146.

2 М.М.Шмулевич. Очерки истории Западного Забайкалья. XVII - середина XIX в.

3 М.М.Шмулевич. Троицко-Селенгинский монастырь. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во,1982.

4 НАРБ, ф. 262, д. № 462, л.13. «Метрика, направленная в Иркутскую духовную консисторию в 1888 году».

5 НАРБ, ф. 262, д. № 462, л.13. «Метрика, направленная в Иркутскую духовную консисторию в 1888 году».

Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский монастырь по архивным сведениям возник не позже 1675 года. Его именуют Свято-Троицким Селенгинским Старым. На его месте была основана в 1681 году по указу царя Федора Алексеевича Романова членами Даурской духовной миссии ныне существующая Свято-Троицкая Селенгинская обитель. В состав духовной миссии входили игумен Феодосий, его помощник - иеромонах Макарий и с ними 10 монахов.

Главной задачей вновь образованного монастыря была проповедь христианства среди местных народов, а также духовное окормление переселенцев из России. Первое время он был деревянным, имел крепкие защитные стены и представлял собою мощное острожное укрепление. Позже деревянные постройки были заменены каменными. В 1684 году был возведен монастырский храм в честь Живоначальной Троицы. В дальнейшем, по мере развития обители, в ней были воздвигнуты храмы святаго Архистратига Михаила, Всех Святых, святителя Николая Чудотворца.

Административное, культурное и духовно-нравственное значение обители с самого времени её создания для развития края было во многом определяющим. Являясь форпостом России за Байкалом, расположенный на перекрестке всех дорог, идущих с Востока на Запад, и с Севера на Юг, монастырь быстро процветал и был крупнейшей обителью того времени к востоку от Байкала. Его посещали многие выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели. Например: прадед А.С.Пушкина - А.П. Ганнибал, крестник Петра-I; будущий император России цесаревич Николай II Александрович; в обители принял монашеский постриг преподобный Варлаам Чикойский, Забайкальский чудотворец. В Троицком монастыре долгое время проживал величайший духовный светильник Сибири епископ Иннокентий Иркутский (Кульчицкий), ожидавший отправления в Китай и имевший здесь своим духовником архимандрита Мисаила, одного из членов Даурской духовной миссии. На территории обители сохранился источник, освященный, по преданию, святителем Иннокентием.

В 1920 году монастырь был закрыт. В советское время здесь располагалась вначале колония для преступников, а затем в течении 70-ти лет психиатрическая больница.

С 2005 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года отсюда были переведены в специально подготовленное учреждение последние больные.

26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря. В настоящее время братия обители состоит из четырёх монахов (два иеромонаха, два иеродиакона) и пятерых послушников. Здесь постоянно проживают по уставу монастыря от 15 до 20 трудников. Налаживается монастырская жизнь. Совершаются полный круг суточного богослужения, церковные Таинства, Крестные ходы. Звонят новоприобретенные колокола, происходит реставрация храмов, зданий обители. Развивается хозяйственная деятельность: есть скотный двор, приусадебное хозяйство, технический парк. Монастырь становится излюбленным местом посещения всё большего и большего числа паломников и гостей, для них построена гостиница.

Расписание служб

1) В будние дни:

6.00 - 7.00 - утренние молитвы, полунощница.

9.00 - 11.00 - Божественная литургия (по окончанию литургии - заказные молебны и панихиды).

16.00 - 19.00 - вечерня и утреня.

19.00 - 20.00 - повечерие.

21.00 - 22.00 - вечерние молитвы и крестных ход вокруг монастыря.

2) В праздничные дни и воскресение:

6.30 - утренние молитвы.

Остальные службы - как в будние дни.

3) Крещение - каждое воскресение с 1400.

Улан-Удэнская и Бурятская Тип Мужской Первое упоминание 1675 год Дата основания 1681 год Последний настоятель иеромонах Алексий Статус Действующий Сайт Официальный сайт Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь (с. Троицкое) на Викискладе

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь - мужской православный монастырь. Находится в селе Троицкое, Прибайкальского района Бурятии . Расстояние до Улан-Удэ 81 км.

История

Стены монастыря. Фото: Аркадий Зарубин

На территории монастыря. 2012 год. Фото: Аркадий Зарубин

Церковь. 2012 год. Фото: Аркадий Зарубин

Этот монастырь является первым в Забайкалье . Находится на берегу реки Селенга .

До монастыря, в 1675 году были построены Нерчинскими служилыми людьми Никольская церковь и монастырское строение. Они находились в заимке «Средняя» селенгинских казаков . 11 мая 1681 года здесь начали строить новый монастырь, который назвали Троицко-Селенгинский монастырь.

В начале XVIII века монастырь был крупным хозяйственным центром Забайкалья. Ему принадлежало 1500 десятин земли, земли по берегу Байкала , в низовьях Селенги, её притоков. В 1723 году к монастырю было приписано 5 деревень: Темлюй, Буй, Куналей, Елань, Хилоцкая слобода, с общим числом в 84 двора .

В 1920 году монастырь был советской властью закрыт. В советское время здесь располагалась колония для преступников, а потом 70-т лет психиатрическая больница.

Возрождение. Современная жизнь

С 2005 года на территории больницы стали селиться в отдельном помещении монахи и послушники. 4 декабря 2006 года больница окончательно съехала.

26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Свято-Троицкого Селенгинского монастыря.

Памятники архитектуры

Селенгинский мужской монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию
  • Туры на Новый год по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Основанный в середине 17 века Селенгинский монастырь стал форпостом православия в Забайкалье. Первоначально деятельность монахов была сконцентрирована на «призвании иноверных в христианскую веру», однако со временем в обители открылась церковно-приходская школа, и часть послушников занялась промыслами, сельским хозяйством и скотоводством.

Монастырь был заложен в 1681 г. по указу царя Федора Алексеевича. Обитель возвели на перекрестке важнейших дорог региона - Московского тракта и дороги в Монголию и Китай, поэтому она быстро разрослась и приобрела статус культурного и духовного центра. Монастырь выполнял и защитные функции - его мощные стены были хорошо укреплены, а в конце 17 столетия в нем был расквартирован полк, который отстаивал Забайкалье у маньчжурско-монгольских феодалов. В 18 веке на территории обители находились 4 церкви, флигели из камня и дерева, сад, баня, скотный двор и другие постройки. Кроме того, настоятели заведовали большим хозяйством: обширными земельными угодьями, рыболовными промыслами, крупным рогатым скотом, заводами и мельницами. Монастырь был закрыт с приходом к власти большевиков и на протяжении 70 лет использовался как психиатрическая лечебница.

Что посмотреть

Монастырь расположен в живописной долине реки Селенги, на ровных лесистых землях. Деревья для строительства первой церкви и оборонительных сооружений рубили прямо на месте, но позже оригинальные постройки снесли и выстроили заново из камня. До наших дней дошли Троицкий собор, Никольская церковь, надвратная церковь Михаила Архангела и несколько второстепенных зданий. Весь архитектурный комплекс соответствует традициям древнерусского зодчества и органично вписывается в окружающий ландшафт. Богатое внутреннее убранство некоторых помещений - к примеру, иконостасы, - сохранено в оригинальном виде, как и угловые башни, части оградок и корпус настоятелей.

В разное время в обитель с ознакомительным визитом заезжали известные государственные, культурные и религиозные деятели - А. П. Ганнибал, цесаревич Николай II, преподобный Варлаам Чикойский и другие.

Обитель вновь стала функционировать как мужской монастырь относительно недавно: лишь в 2006 г. последние пациенты, проходившие там лечение, были перевезены, и их место по праву заняли монахи и послушники. Сейчас братия состоит из 4 монахов и 5 послушников, в монастыре постоянно живут и работают до 20 трудников. Трижды в год посетители могут стать участниками Крестного хода на Иоаннову гору.

Практическая информация

Адрес: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Троицкое, ул. 60 лет Октября, 74. Веб-сайт .

Как добраться: из Улан-Удэ на маршрутном такси до с. Троицкое; на электричке – до остановок «Троицк» или «Таловка».

Часы работы: свободный вход в светлое время суток. Посещение - бесплатное.

В 1681 году по благословению Патриарха Иоакима и всего Освященного Собора Русской Православной Церкви и по решению царя Феодора Алексеевича в Забайкалье была направлена первая православная миссия, в современной литературе обыкновенно именуемая Даурской миссией. Цель миссионеров, «людей духовных… добрых и учительных», определена была Собором следующим образом: «Приехав в Дауры, в Селенгинском и в иных даурских городах и острожках иноверцев всяких вере к истинной православной христианской призывать, поучая от Божественных Писаний со всяким тщанием и прилежанием, безленостно, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, и приводить к тому иноверцев, без тщеславия и гордости, с благоучительным намерением, без всякого озлобления… чтобы от каких слов… иноземцев чем не отлучить, а святого дела не отвратить». Царь особо оговаривал необходимость развития противораскольнической деятельности. В то время старообрядцы, убегая из областей центральной России «в пустынь», порой опережали православное духовенство и мирян.

Примечательно, что Собор Русской Православной Церкви, а с ним и государь Феодор Алексеевич, предписывали относиться к людям, живущим на недавно включенных в состав России землях, как к своим братьям, отвергая всякую попытку насилия в деле евангельской проповеди. Возглавил Даурскую миссию, в составе которой было двенадцать человек, игумен Феодосий, один из основателей Санаксарского Богородице-Рождественского монастыря, человек высокодуховной жизни. Кроме него в Забайкалье отправились иеромонах (впоследствии игумен) Макарий, иеродиакон (впоследствии архимандрит) Мисаил, иеромонах Серафим, два иеромонаха Иосифа, иеродиакон Трифиллий, монашествующие Зосима, Иона, Тихон, Филарет, Иоасаф. Первые миссионеры, призванные благовествовать жителям Забайкалья истинную православную веру, получили от государя и царицы богатые дары, среди которых, вероятно, наибольшую ценность представлял святой крест «сребропозлащенный» с частицами Животворящего древа Креста Господня и мощами многих святых. Также в дар Даурской миссии были преподнесены драгоценные ризы, богато украшенное Евангелие и многое другое. Миссионерам было велено основать на Селенге, в том месте, которое они сами сочтут удобным, монастырь во славу Живоначальной Троицы.

11 мая 1681 года на левом берегу Селенги у речки Пьяной (прозванной так за ее извилистое течение) был основан Троицкий Селенгинский мужской монастырь. Место было выбрано отнюдь не случайно: ранее здесь уже существовала православная монашеская обитель. По имеющимся сведениям, так называемый старый Свято-Троицкий монастырь был основан еще в первой половине XVII века бывшими служилыми людьми, искавшими монашеского подвига. Существовал ли этот монастырь к моменту прибытия миссии или же пришел в запустение, как полагают некоторые исследователи, – неясно; тем не менее можно с уверенностью утверждать, что Свято-Троицкий Селенгинский монастырь является старейшей православной монашеской обителью к востоку от Байкала.

Основанный по благословению самого Патриарха и являвшийся резиденцией главы Даурской духовной миссии, Свято-Троицкий монастырь на протяжении длительного времени подчинялся непосредственно митрополиту Тобольскому. В последующем, по мнению ряда историков, он не находился в ведении Иркутской епархии и оставался на особом положении, напоминавшем ставропигию (вплоть до конца XVIII века). Такое привилегированное положение обители в значительной степени объяснялось ее тесной связью с Духовной миссией в Китае, которая одновременно выполняла также и дипломатические функции.

Служение первых православных миссионеров на Забайкальской земле отнюдь не было легким. В монастырском синодике, на основании которого были восстановлены имена членов Даурской миссии, иеромонах Серафим и монах Иоасаф значатся убиенными. Мы не можем, конечно, точно сказать, где и при каких обстоятельствах они погибли, однако вполне возможно, что отец Серафим и отец Иоасаф были мучениками, пострадавшими Христа ради от рук язычников. Ныне это знает только Бог!

Основой монастырского хозяйства, с необходимостью устройства которого братия столкнулась сразу по прибытии в Забайкалье, стали богатые природные ресурсы, и прежде всего байкальская рыба. Рыболовные угодья на Байкале тогда уже были известны русским людям, однако до прибытия сюда членов Даурской миссии никто на них свои права не заявлял, и потому с момента основания монастыря и до его разгрома, начавшегося после октябрьского переворота, байкальская рыба была одним из основных источников материальных средств для монашествующей братии. Кроме того, земли вокруг монастыря были свободными, что создавало возможность для развития земледелия, столь необходимого тогда Забайкалью.

Игумен Феодосий пробыл в Забайкалье около десяти лет, однако его служение, пусть и не слишком продолжительное в сравнении с трудами других миссионеров, принесло обильные плоды. В Троицком монастыре на Селенге была достаточно крепкая монашеская братия, и ее миссионерская деятельность, осуществлявшаяся под его руководством, была вполне успешной. Период с последней четверти XVII века, или прибытия Даурской миссии в Забайкалье, и примерно до 1730 года считается наиболее успешным для православных миссионеров в Забайкалье. Государство тогда еще старалось способствовать развитию православной миссии, и многие монголы (или, если выражаться более точно, бурято-монголы), в то время исповедовавшие почти исключительно шаманизм, переходили в Православие. Деятельность Даурской миссии была очень обширной. В то время, при наличии очень слабых связей со всеми государственными и церковными центрами, а равно и при отсутствии институтов церковного и государственного управления на недавно присоединенных забайкальских землях, миссия стала единственным органом церковной власти в Забайкалье. Помимо собственно миссионерской деятельности было необходимо надзирать за открытыми и открывающимися приходами, искать подходящих для рукоположения во священников лиц, так как нехватка священнослужителей была очень велика, а также противодействовать усиливавшемуся влиянию старообрядцев. Необходимо было также окормлять недавно созданные монастыри. Кроме Свято-Троицкого Селенгинского в то время существовал уже и монастырь в Нерчинске – во имя Успения Божией Матери. Наконец развивалась и Свято-Никольская Посольская обитель – подворье Свято-Троицкого Селенгинского монастыря, основанное на месте гибели русского посольства, отправленного к монголам и подвергнувшегося вероломному нападению с их стороны в 1651 году. Территория, на которой игумену Феодосию было благословлено «ведать церковные дела и догматы», была весьма велика.

После игумена Феодосия настоятелем Свято-Троицкого Селенгинского монастыря стал отец Мисаил (Трусов) – один из уникальнейших церковных деятелей Забайкалья. Будучи «закащиком» Даурской десятины (то есть благочинным Забайкальского благочиния, по нынешней терминологии), он наблюдал за церковными делами на огромной территории, равной по площади нескольким европейским государствам (примерно территория трех Германий). Круг его обязанностей был самым широким: миссионерство, наблюдение за порядком в церквях, подбор ставленников во священники и т. п. Служение почти постоянно проходило в дороге.

О высоте духовной жизни отца Мисаила (возведенного впоследствии в сан архимандрита) говорит то, что он, по имеющимся сведениям, был духовником святителя Иннокентия (Кульчицкого, + 1731 г.), впоследствии епископа Иркутского. Будучи назначен епископом для Духовной миссии в Китае, святитель Иннокентий не был пропущен маньчжурскими властями на китайскую территорию. Около пяти лет вынужденного ожидания он провел в Свято-Троицком Селенгинском монастыре, после чего был назначен на только что учрежденную Иркутскую кафедру.

Архимандрит Мисаил, один из «братов», прибывших с миссионерской целью в Забайкалье, долгое время не мог добиться того, чтобы его отпустили на покой. И лишь когда ему исполнилось 106 лет, его прошение было удовлетворено. Остаток дней он провел, вероятно, в Свято-Троицком Селенгинском монастыре.

XVIII век стал временем расцвета монастыря. Именно тогда в нем были возведены первые каменные храмы, некоторые из которых, хотя лишь отчасти, сохранились и до настоящего времени. В 1785 году был построен новый Свято-Троицкий собор, а уже в XIX столетии началась постепенная масштабная перестройка обители: строились каменные корпуса, возводилась новая каменная ограда. Государство уделяло огромное внимание обители как своеобразной «базе снабжения» Духовной миссии в Китае. Именно поэтому владения Свято-Троицкого монастыря (как, впрочем, и располагавшегося неподалеку Посольского) были в значительной мере избавлены от секулярного грабежа как при Петре I, так и при Екатерине II. При этом, однако, необходимо отметить, что миссионерская деятельность в «просвещенный век» почти совершенно прекратилась прямым запретом из Петербурга. Мотивировка была политическая: дабы не раздражать Китай.

В XIX столетии православное миссионерство в Забайкалье вновь оживает, однако теперь центром новой миссии, именуемой теперь уже Забайкальской, стал Спасо-Преображенский Посольский монастырь. Бывшее подворье Свято-Троицкого Селенгинского монастыря – Посольская обитель стала к этому времени уже одним из самых развитых забайкальских монастырей (что, среди прочего, было вызвано и его особым положением на пересечении транспортных путей из Прибайкалья в Забайкалье и далее). Тем не менее викарные епископы, возглавлявшие миссию, имели титул Селенгинских. Обитель продолжала действовать до 1920 года. История ее закрытия не вполне ясна; известно лишь, что после ликвидации монастыря какое-то время Свято-Троицкий храм продолжал действовать как приходской (закрыт, судя по имеющимся данным, в конце 20-х гг.) После того как монастырь был разорен, там была размещена исправительная колония, находившаяся в монастырских стенах до 1926 года, после чего ее сменила психиатрическая больница, остававшаяся там де-факто до 2005 года.

В 1961 году монастырский комплекс получил статус исторического и архитектурного памятника. Это помогло сохранить то, что к тому моменту еще не было разрушено. И лишь в середине 1990-х годов в селе Троицком был зарегистрирован приход, и верующим была передана часть надвратного Михайло-Архангельского храма. Богослужение совершалось периодически приезжавшими священниками.

25 декабря 2000 года президент Республики Бурятии подписал распоряжение о переводе психиатрической лечебницы за пределы монастырского комплекса. Решение это выполнялось на протяжении пяти лет; постепенно один за другим передавались монастырские здания в ведение Забайкальской епархии. Охраняли и поддерживали в порядке их послушники, посылавшиеся для этой цели из Посольского Спасо-Преображенского монастыря, возрожденного в апреле 2000 года.

Осенью 2005 года в Свято-Троицкий монастырь прибыл иеромонах Николай (Кривенко), ранее бывший наместником Посольского Спасо-Преображенского монастыря. Он принимал оставшиеся здания монастырского комплекса до июля 2006 года, когда указом правящего архиерея Читинской и Забайкальской епархии епископа Евстафия исполняющим обязанности наместника был назначен иеромонах Алексий (Ермолаев). Это событие стало значимой вехой в истории обители: впервые после разорения монастыря в 20-х гг. прошлого века в нем появилась собственная братия и свой наместник (до этого временно проживавшие в нем послушники были приписаны к Посольскому Спасо-Преображенскому монастырю).

Осень 2005 года также была отмечена очень важным событием: святитель Иннокентий Иркутский вновь посетил обитель, в которой некогда провел несколько лет земной жизни. Его святые мощи были привезены в возрождающийся монастырь, что стало великим утешением для братии и паломников обители.

26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение возродить старейший монастырь на восточном берегу Байкала – Свято-Троицкую Селенгинскую обитель.

В настоящий момент силами братии, пока еще относительно немногочисленной (один иеромонах-наместник о. Алексий (Ермолаев), один иеродиакон да полтора десятка послушников), возрождается в обители монашеская жизнь. С первого августа 2006 года совершается полный круг богослужений, ежедневно совершаются крестные ходы вокруг монастыря. А 27 августа впервые за более чем восемьдесят лет в стенах обители были крещены полным погружением семь человек.

Главный храм обители – Свято-Троицкий, который пребывал в крайнем запустении, милостью Божией и благодаря самоотверженным трудам братии и помощи доброжелателей монастыря удалось отремонтировать к празднику усекновения главы святого Иоанна Предтечи (11 сентября), как и планировалось. В этот же день состоялся крестный ход от обители к располагающейся неподалеку горе (в семи километрах от монастыря), где некогда был явлен чудотворный образ святого Иоанна Предтечи. Традиция этого крестного хода имеет двухсотлетнюю историю, и его возрождение стало также видимым символом воскресения старейшего забайкальского монастыря.

Однако нерешенными остаются еще очень многие проблемы. Большинство монастырских зданий сильно пострадало за время советского хозяйствования. В срочной реставрации нуждается Михайло-Архангельский надвратный монастырский храм. Необходимо продолжение реставрационных работ и в Свято-Троицкой церкви. И если в ближайшее время они не будут проведены, то мы рискуем навсегда утерять и храмы обители, и те памятники архитектуры, которые есть в ее пределах.