Цепной мост (Будапешт) - обзор, история и интересные факты. Цепной мост Сечени (Széchenyi lánchíd) Цепной мост будапешт

Цепной мост Сеченьи (Венгрия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Венгрию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мост Сеченьи (правильное ударение - на первый слог), или иначе Будапештский мост, соединяет два берега Дуная , на которых раскинулись две старые половины города: Буда и Пешт. Мост открылся для движения в 1849 г., и он был первым (если не считать временных) в столице после венгерской революции 1848 г. В то время центральный пролёт моста, достигавший 202 м, был одним из самых длинных в мире.

Мост Сеченьи начинается в Буде на пл. А. Кларка, близ точки отправления фуникулёра к Будайскому дворцу. Заканчивается мост (или наоборот) на пл. И. Сеченьи, недалеко от Грэшемского дворца.

Иштван Сеченьи был выдающимся политическим деятелем в Венгрии, и он в изрядной степени поспособствовал строительству моста. На момент постройки этот мост был настолько огромен, а конструкция его - столь оригинальна, что его считали настоящим чудом инженерной мысли. Кроме того, мост имел ещё и символическое значение: он олицетворял объединение двух городов в один.

На момент постройки этот мост был настолько огромен, а конструкция его - столь оригинальна, что его считали настоящим чудом инженерной мысли.

Автором проекта моста стал англичанин У. Кларк, а руководил строительством его однофамилец, шотландец А. Кларк. Нечто похожее У. Кларк уже делал: несколькими годами ранее он спроектировал мост Марлоу через Темзу, который находится в одноименном городе. Мост создавали по секциям и доставляли из Великобритании в Венгрию для финального монтажа.

Цепной мост Сеченьи

В 1914 г. из-за возросшего транспортного потока литой железной конструкции моста потребовалась капитальная переделка и упрочнение. Они были проведены, но новая постройка простояла недолго. Когда фашистские войска уходили из Будапешта в конце Второй мировой войны, они взорвали мост, чтобы задержать наступление союзников. Восстановительные работы продлились до 1949 г.

На стороне Пешта на мосту установлена мемориальная табличка, надпись на которой гласит, что мост Сеченьи - один из всего двух сохранившихся мостов Уильяма Кларка в мире (второй - тот самый, в Марлоу).

В 1852 г. мост Сеченьи был украшен двумя скульптурными львами работы Яноша Маршалко. Каменные львы сидят с обоих концов сооружения и очень похожи на своих сородичей, помещенных на Трафальгарской площади. Между тем львы в Будапеште постарше: английские были созданы только шестью годами спустя. Зато здешние, будапештские, меньше размерами.

Особую славу мост приобрёл в 2001 г., когда авиатор П. Бешеньеи пролетел на своём самолёте под ним. И не просто пролетел, а «вверх тормашками». С тех пор этот фокус обязательно повторяют на авиасостязаниях «Ред Булл».

Практическая информация

Мост расположен прямо в центре Будапешта, и его трудно спутать с другими. Во-первых, из-за цепей, во-вторых, это ближайший мост к ж/д вокзалу Дели. От него до моста можно дойти пешком минут за 20.

Цепной мост Сечени входит в тройку самых узнаваемых и популярных достопримечательностей Будапешта. Наряду с Базиликой Святого Иштвана и Королевским дворцом, он пестрит со всех сувенирных открыток и, пожалуй, ни один турист не уезжает из столицы Венгрии без фотографии на его фоне. Мост соединяет две исторические части города — Буду и Пешт. В Буде его крайней точкой является площадь Адама Кларка, а в Пеште — площадь Рузвельта. Мост Сечени по праву считается одним из самых красивых мостов в Европе и визитной карточкой Будапешта.

История

Мост был возведен в 1849 году и стал первым и единственным постоянным мостом через реку Дунай на всей территории Венгрии. Цепным его назвали из-за массивных металлических цепей, что поддерживают дорожное полотно. Свое второе название «мост Сечени» получил в честь политика и мецената графа Иштвана Сечени, который выделил немало средств и вложил уйму сил в его строительство.

Когда возникла идея строительства моста, жители города разделились на противников и сторонников этого замысла. Главным аргументом против было отсутствие у венгерских инженеров опыта в строительстве и проектировании мостов через широкие и полноводные реки. Люди небезосновательно боялись, что новый мост попросту не справится с буйным нравом Дуная и обязательно обрушится. Опасались также, что в период таяния льдов под мостом начнут скапливаться ледяные глыбы, и это послужит причиной наводнения. Был еще один аргумент против: жители города понимали, что возведение моста требует колоссальных денежных вложений и предполагали, что в последствии, для передвижения по нему необходимо будет платить пошлину в городскую казну.

В 1832 году было создано Общество по строительству моста, главным идейным вдохновителем которого стал граф Сечени. По легенде, из-за отсутствия надежной переправы через Дунай, он опоздал на похороны своего отца, после чего и поклялся построить мост. В Общество входили состоятельные и влиятельные лица австро-венгерской империи, а главной их задачей было решение экономических и политических проблем, возникающих в ходе подготовки к строительству, а также пропаганда всех выгод, что принесет мост и формирование положительного общественного мнения на этот счет.

На поиски технического решения, граф Сечени отправился в Англию. Там он познакомился с инженером Уильямом Тёрни Кларком, которого и пригласил для проектирования моста. Непосредственно само строительство возглавил молодой шотландский инженер Адам Кларк, именно в его честь позже назовут площадь в Буде, на которую выходит западная часть Цепного моста. Не смотря на одну фамилию инженеры не являются родственниками, даже дальними.

Первые сваи были забиты в 1840 году. Для этого из Англии привезли 800 опытных рабочих вместе с семьями и целых два года они трудились над мостовыми сваями. Чугунные литые украшения, металлические цепи и тросы отливались в Англии. В общей сложности мост возводили на протяжении 10 лет с приостановкой строительства во время национально-освободительной революции. В общей сложности была потрачена немыслимая сумма по тем временам — 4,4 млн форинтов! Торжественная церемония открытия Цепного моста состоялась 20 ноября 1849 года. Интересно, что на открытии ни граф Сечени, ни Уильям Кларк не присутствовали, и даже ни разу не прошлись по своему уникальному инженерному творению.

Прошло время и нагрузка на мост сильно возросла, и он был закрыт на реконструкцию в 1913-1915 годах для укрепления дорожного полотна и усиления стальных частей конструкции. Впоследствии, при отступлении фашистов в конце Второй мировой войны, мост был взорван. Уцелели лишь два опорных столба, поэтому в 1947-1949 годах Цепной мост Сечени по сути отстроили заново. Движение с берега на берег по нему восстановили 20 ноября, спустя ровно столетие после открытия.

Сегодня по мосту с одного берега Дуная на другой могут попасть как для пешеходы, так и автомобили, и плату за пользование как до войны, разумеется, не взимают. Жители города очень любят мост Сечени и каждый год 20 ноября празднуют его день рождения.

1 из 2

Архитектура

Мост состоит из шести пролетов, 375 метров в длину и почти 15 метров в ширину, поддерживается двумя речными пирсами по 48 метров каждый. Очень эффектно выглядит в ночное время — мощные прожекторы освещают опоры моста и верхние части, а по краю тротуаров и вдоль цепей загораются яркие лампочки, которые очень красиво подчеркивают его выразительную форму.

В 1852 году вход на мост с обоих берегов украсили скульптуры львов, выполненные Яношом Маршалко. Согласно преданию, если по мосту между львами пройдет женатый мужчина, который ни разу даже в мыслях не изменял своей жене, то львы зарычат. Еще одна забавная легенда связана с львиными языками, которые скульптор якобы забыл изобразить. Говорят, что в день торжественного открытия скульптур на мосту, ученик сапожника привлек внимание толпы к отсутствию языков в пасти у львов и Янош, не выдержавший унижения, бросился в Дунай. Конечно, в этой легенде мало правды. Скульптор спокойно дожил до старости, а когда выслушивал претензии, то отвечал, что львы не собаки и не высовывают языки в жару, они у них внутри пасти, и не видны снизу, так как львы расположены на постаментах в 3 метра высотой.

Достопримечательности рядом

На западном берегу Дуная, сразу за мостом начинается тоннель через Будайскую гору. Его длина аккурат совпадает с длиной самого моста, поэтому местные жителя любят шутить, что в случае чего, мост можно будет спрятать в тоннель. Рядом на площади Адама Кларка находится монумент в виде каменного нуля высотой 3 метра — нулевой километр. От этого места ведется отсчет расстояний по всей территории Венгрии. Тут же находится станция фуникулера к

В Будапеште есть необычайно красивая и древняя переправа – мост Сечени или, как называют его горожане – Старая дама.

История возникновения

Мост Сечени оказался первым постоянным мостом, перекинутым через речку Дунай. Начало его эксплуатации, состоявшееся в 1849 году, позволило соединить два разрозненных уголка города – Буду и Пешт. Переправа носит имя известного политика Венгрии, который отдал достаточно много денег на её создание. И не зря, на момент своего открытия она считалась чуть ли не одним из чудес света. Автором проекта был британец Уильям Тьерней, а заправлял процессом Адам Кларк. Львы – творения Яноша Маршалко, появились в 1852 году, а мостом Сечени переправа стала называться с 1898 года. Конструкцию восстановили и усилили в 1914-м. Во время Второй мировой войны отступающие фашисты взорвали мост. Восстановили его в 1949-м. В 2001-м венгерец Петер Бешеньен пролетел в перевёрнутом самолёте под переправой. Его трюк стал частью состязаний Red Bull. Увидеть переправу можно даже в некоторых кинолентах, например, в картине «Я шпион». Кстати, с мостом связано немало историй. Одна из них о Яноше Маршалко, который не сделал львам языки и устав от упрёков горожан, утопился в Дунае. В реальности львы имеют языки, просто их невозможно увидеть снизу. Другая легенда говорит, что когда под мостом пройдёт мужчина никогда не изменявший супруге (даже в мыслях), ожившие львы издадут громкий рык. Считается, что мост Сечени может принести удачу, проплывая под ним, непременно следует загадать желание. Древняя конструкция действительно немало пережила на своём веку. Не зря она стала символом города и заслужила трепетное отношение у его жителей. Не удивительно, что жители Будапешта ежегодно 20 ноября отмечают день рождения цепного моста Сечени.

Архитектура

Мост, длиной в 375 метров, создан из камня и кованого железа. Его ширина чуть менее 13 метров, а длина самого большого пролёта равняется 202 метрам. Переправа соединяет площадь Рузвельта в Пеште и площадь Адама Кларка в Буде. Продолжением мостика считается тоннель, который тянется сквозь Будайский холм с Королевским дворцом. Территория между мостом и тоннелем имеет отметку нулевой километр. Это значит, что она находится в самом сердце Европы. Дорожное полотно переправы поддерживается железными цепями, висящими на двух 48-метровых речных пирсах. У входов на мост величественно стоят каменные львы, украшенные гербами семейств Сечени и Шина (будайская часть).

Окрестности

Одним из мест, обязательных для посещения в Будапеште, является магазин Herend. Его фарфор, расписанный вручную, был удостоен многих наград на выставках. На его блюда и сервизы никогда не спадает спрос. Среди огромного количества почитателей числятся сильные мира сего – короли и султаны. Одним из самых известных отелей Будапешта считается Four Seasons. В его номерах имеется всё, что нужно: телевизоры и телефоны, кондиционеры и минибары, сейфы и фены. Посетители могут отдохнуть в сауне, расслабиться в бассейне, посетить бар, воспользоваться бизнес-центром или залом для конференций. На территории работает парковка.

Туристу на заметку

Взгляните на мост Сечени в вечернюю пору. В это время он особенно красив благодаря эффектной подсветке. Летом по выходным мост закрыт для авто, ведь на его территории проходят ярмарки и представления. Наилучшим способом осмотра всех мостов Будапешта является часовое путешествие на экскурсионном кораблике. Оно позволит вам увидеть не только переправы, но и столичные дворцы, острова и берега Будапешта.

Мост Сечени – это самый первый мост на венгерском отрезке реки Дунай. Он является самым узнаваемым и известным мостом Будапешта. И, хотя, за время своего существования, он потерпел разрушение, сегодня по-прежнему радует местных жителей и туристов своей красотой.

Цепной мост Сечени на карте

История строительства

Мост Сечени имеет свою историю. До его строительства, Будапешт не имел ни одного моста через Дунай. Переправы были только водные. Но у города была большая потребность в мостах, чтобы соединять Буду и Пешт в целях торговли, экономических, политических связей и просто легкой и безопасной переправы.

В стране не хватало опыта по возведению мостов, поэтому были противники, ссылающиеся на то, что мост может не выдержать наводнения Дуная или весеннего таяния льда. И, все же, благодаря усилиям графа Сеченьи, было принято решение начать строительство. Для этого, чтобы набраться опыта у более опытных стран, Сеченьи вместе со своим другом поехал в Англию.

Там они познакомились со многими архитекторами и рассмотрели проекты десятков мостов. Но в данной ситуации надо было учитывать множество факторов, характерных именно для данного случая, это:

  1. Возможность наводнения
  2. Скорость течения
  3. Заторы льда.

Тщательно изучив все эти нюансы, было выдвинуто предложение строить цепной мост. Его поддержали и наняли для воплощения проекта англичанина Уильяма Кларка. А руководил строительными работами Адам Кларк – инженер из Шотландии. Оба инженера были, как ни странно, всего лишь однофамильцами.

В июле 1840 года начались масштабные работы, на которых было занято больше 800 человек. Некоторые рабочие прибыли сюда из Англии со своими семьями. Англичанам платили тогда в два раза дороже, нежели местным.

Во время национально — освободительной революции строительные работы были приостановлены. Австрийцы хотели захватить мост, но во избежание этого венгры затопили камеры с удерживающими мост тросами. В этой ситуации надо отдать должное Адаму Кларку, который придумал такое решение. В последующем он же вел переговоры с врагами, чтобы те оставили мост в сохранности, и эта задача тоже была выполнена успешно.

В конце ноября 1849 года мост был завершен.

Когда Вторая мировая война заканчивалась и войска отступали, мост Сечени был взорван. Его разрушили практически полностью, целыми остались только опорные конструкции.

С 1947 года началось восстановление моста, которое окончили ровно к столетнему юбилею его открытия.

  • Кое-какие детали для моста изготовлялись в Англии, например цепные тросы. Во время их крепления, одна часть сорвалась в Дунай, зацепив при этом понтон, на котором находились рабочие, техники и сам граф Сечени. При падении цепи умер один из рабочих, находившийся на том понтоне, остальные отделались испугом.
  • На церемонии открытия моста граф Сечени отсутствовал. Он находился в больнице из-за нервного срыва. Умер граф в 1860 году, совершив самоубийство в связи с подозрениями его в политическом сговоре.
  • Назван цепной мост своим сегодняшним именем был на 50-ю годовщину строительства.
  • В день смерти Адама Кларка мост был обвешан траурными лентами.
  • Известные всем сторожевые львы при въезде на мост с обеих сторон появились гораздо позже его открытия. Это работы Яноша Маршалко. Они стали частью моста лишь в 1852 году.

Цепной мост радует сегодня своей мощью и красотой — 375 метров в длину и 16 метров в ширину, он возвышается над рекой. Все так же стоят на страже, оберегая город, гордые львы. Здесь и сейчас бурлит движение. А в свете огней, которых здесь очень много, он просто неотразим, хотя, нет, он отражается в Дунае, как-будто сам восхищается своей красотой.

Недалеко от Цепного моста находятся много исторических достопримечательностей и памятников Будапешта, например, туфли на набережной и здание венгерского Парламента.

Цепной мост - архитектурный шедевр, считающийся символом города. Это сооружение впечатляет не только своей архитектурой, но также и историей, так как объединил два города, разделенных друг от друга рекой - Буду и Пешт

Мост был построен по инициативе графа Сечени, его также называют мостом Сечени в честь знаменитого венгра. Для проектирования был приглашен архитектор из Великобритании Уильям Кларк, построивший ряд мостов через Темзу. Открытие моста состоялось в 1849 году, его длина составляла 375 метров, а ширина - 16 метров. На то время он был одним из самых больших в Европе, и до сих пор остается одним из самых красивых мостов мира


Цепной мост вошел в историю, как первый постоянный мост через реку Дунай, соединившим два города. Именно это объединение и дало толчок развитию Будапешта, сделав из провинциального города настоящим развитым мегаполисом. Сам же мост является самой популярной достопримечательностью Будапешта

Были в истории моста и печальные страницы - во время Второй Мировой войны немцы разрушили мост во время отступления. Открыли его заново после масштабной реставрации и расширения, в 1949 году


Мост считают не только символом Будапешта, но и символом независимости Венгрии, так как именно на нем в 1989 году происходили массовые демонстрации, завершившиеся падением коммунизма. Цепной мост для Будапешта и его знамение для города можно сравнить с