Геноцид цыган во время второй мировой войны. "параймос": забытый геноцид цыган

Как это ни парадоксально, но невозможно установить истинное число погибших цыган в годы войны — архивы по этому поводу молчат. Единственная статья, вышедшая на эту тему, называется« Их никто не считал». Приведем отрывок из единственной официальной справки о жертвах Смоленской области: «Учитывая сообщения региональных комиссий, областная комиссия считает, что общее количество жертв злодеяний немецко-фашистских захватчиков на территории Смоленской области должно быть принято 546 тысяч, из которых мирных жителей — 151 319 человек, угнано в рабство — 154 630 человек, погибло военнопленных — 230 137 человек». А далее следует такая приписка: «Особые массовые изуверства совершали фашистские изверги над еврейским и цыганским населением. Евреи и цыгане были истреблены поголовно и повсеместно».

Тому, что« их никто не считал», были и объективные причины. Немцы не афишировали геноцида против цыган — большая часть акций совершалась ночью и без свидетелей. К тому же многие цыгане числились по паспортам как русские, украинцы, белорусы, фамилии их не отличались от фамилий соседей, и в официальных данных их просто автоматически причисляли к общему числу погибших. Тем не менее это не умаляет вины нашего официального руководства, сделавшего все, чтобы люди не знали правды, не знали, какие жертвы понес наш народ во время Отечественной войны.

Необходимо отметить, что до войны Смоленская область была одной из самых лучших в плане ассимиляции цыганского кочевого населения к оседлой жизни. На территории Смоленской области было 25 цыганских колхозов, из них шесть передовых. Первый колхоз, «Свобода», появился в 1924 году. Его председателем стала легендарная Руза Тумашевич. Она же организовала цыганский интернат в Серебрянке для детей кочевников. Стоял страшный голод, и кочующим цыганам предлагалось отдавать детей на содержание в этот интернат, где те могли нормально питаться и учиться, получать среднее образование. Многие выпускники этой школы в Серебрянке позже становились выпускниками Московского цыганского индустриально-технологического техникума, который существовал до 1937 года. Многие из них стали деятелями науки, педагогики, культуры. Поэтому большинство цыган, проживавших на смоленской земле, было нормальным советским населением, которое трудилось в основном в колхозах, кое-кто на заводах. Большинство имело среднее образование.

Смоленск был взят фашистами 16 июля 1941 года, вскоре после начала войны. Основная масса населения, в том числе и цыганского, эвакуироваться не успела. И бежавшие, но настигнутые нацистской лавиной люди были вынуждены вернуться домой. Боеспособное население было почти полностью вырезано. Возвращавшиеся тогда в родные места беженцы вспоминают горы трупов советских солдат вдоль дорог. Немцы быстро разместили обоз, интендантские части, которые, если население вело себя« разумно», зверств не чинили. Людей заставляли работать, копать траншеи, рубить лес, обеспечивать быт немцев. В домах были расквартированы немецкие солдаты и офицеры. Тех мирных жителей, которые на них работали, они не трогали — в том числе и цыган.

Однако осенью 1941 года(по показаниям Ахтамова, цыганского ветерана партизанского движения, которому в то время было 16 лет) люди стали уходить в партизаны. Партизанское движение на Смоленщине быстро разрасталось. Там воевало в общей сложности несколько десятков отрядов, крупнейшим из них было соединение Бати. У этого Бати было много цыган — среди них, из опрошенных нами, были семьи Козловских, Ахтамовых, была известная разведчица Тумашевич(она умерла недавно, в 1993 году).

Когда пришли немцы, большинство цыган области не имели представления ни об указе вермахта о признании еврейской и цыганской наций нежелательными на оккупированных территориях, ни о том, что« нежелательность» означала поголовное истребление. Не подозревая о своей« особенности», цыгане даже не делали попыток скрыться, бежать к партизанам, скрывавшим немало обреченных людей. Когда в цыганский колхоз приехала« душегубка»(знаменитая машина, отравлявшая людей выхлопным газом во время движения, но по виду не отличавшаяся от других машин) и увезла 98 человек в неизвестном направлении, никто ничего не понял. Все(кроме ушедших воевать) оставались на своих местах, не ведая о геноциде на уже занятых нацистами территориях. Именно отсутствием информации и скорой расправой объясняется страшный процент погибших цыган — 80% оказавшихся на оккупированных территориях.

В конце 1941 — начале 1942 года немцы сожгли подряд три деревни. Проводились и десятки единичных акций — повсюду расстреливали или закапывали живьем выявленные цыганские семьи. Об этом нам рассказывают немногие выжившие свидетели. Такие удачи, как, например, в Красненском районе, в селе Красное, были чрезвычайно редки: семья Лазаревых вспоминала, что, когда в Красное пришли немцы, они на всякий случай спрятались в стогах. Немцы были там лишь проездом, и около тридцати цыган пересидели в стогах три дня, пока в селе были нацисты. Более немцы в Красное не приходили, и эти люди были спасены.

Наиболее полную картину мы можем восстановить по ситуации в селе Александровское Смоленского района Смоленской области. Здесь был цыганский колхоз« Сталинская Конституция», недалеко еще один — «Завет Ильича». Именно там нам удалось обнаружить единственный официальный документ об истреблении цыган на Смоленщине — справку« о массовом истреблении советских граждан-цыган немецкими захватчиками в деревне Александровское, расположенной в 5 километрах от города Смоленска». Этот потрясающий документ, составленный 21 октября 1943 года начальником оперотдела УНКВД Смоленской области, имеет смысл привести полностью.

Добавим, что расстрелом цыган руководил капитан СС Алферчик, эмигрант из России, из так называемых« русских немцев». Он прекрасно говорил по-русски. Во время войны он специально вернулся, чтобы руководить особым отделом в Смоленске.

По нашим данным, после этой акции осталось в живых около двадцати человек. Как же им удалось спастись? Главную роль сыграло то, что этот колхоз до войны жил дружной многонациональной жизнью — были там и цыгане, и белорусы, и поляки, и литовцы, и, конечно, русские. Были и смешанные семьи, в результате чего многие цыгане внешне на цыган не были похожи. Конечно, не обошлось без предательств: бывшие друзья и соседи помогали немцам выявить скрывавших свою национальность цыган. И тем не менее почти все, кто спасся, обязаны этим своей не типично цыганской внешности. Но случались и чудеса.

Могилу охраняли неделю. Стоны закопанных живыми были слышны еще долго, и немцы боялись, что жители деревни раскопают колышущуюся землю.

Среди спасшихся были сестры Крыловы — Мария и Лида. Мария была белокожая, светлая, и ее, назвавшуюся русской, отпустили вначале вместе с ребенком. Однако, когда забрали ее сестру, жгучую цыганку, нацисты спохватились и опять послали Лиду за Марией. Но Лида сказала сестре: «Беги!», и Мария, с ребенком на руках, убежала в соседний колхоз. Лида сказала карателям, что сестры уже не застала. С самой же Лидой произошла удивительная история. В разговоре с нами она о ней умолчала, но мне рассказали соседи. Ее, необыкновенную красавицу, полюбил немецкий офицер. Он лично ездил в комендатуру в Смоленск, возил какие-то документы, доказывал, что есть такой русский писатель Крылов, а значит, и Лида Крылова цыганкой быть не может. Спасение пришло, когда она уже стояла у ямы и почти все уже были расстреляны: именно поэтому ее показания наиболее полны и важны для историков края. Любопытно, что, возвращаясь после окончания акции в родной колхоз, Мария встретила карателей. Они узнали ее и со смехом прокричали: «Иди, иди, твоя сестра жива, а ты, хитрая, сбежала!» Никто не сделал ни малейшей попытки ее преследовать. Обе женщины пережили войну.

Уникальна история девушки по фамилии Белова(имя не сохранилось). Когда ее вместе с матерью и сестрами вели на расстрел, она, увидев вырытый ров, поняла, что спасения не будет. Выждав момент, она скатилась в ров, но сразу попала на одного из солдат оцепления. К ее удивлению, немец махнул ей рукой, показывая налево, к кустам, а сам стал смотреть направо. Пересидев расстрел, она ушла ночью в другую деревню и там спаслась.

Ирина Пасевич на краю могилы обратилась к офицеру по-немецки с просьбой отпустить ее старую мать, убить лишь ее с сестрами. Она объяснила, что после их смерти мать сможет молиться за них. Этого хватило, чтобы сентиментальный убийца отпустил всю семью. Ирина жива и сейчас.

Старуха-цыганка Канашенкова рвала во время расстрела одежду на груди и кричала: «Стреляйте быстрее, гады!» Очевидцы рассказывают, что капитан Алферчик долго смотрел на бившийся у нее на груди большой крест с распятием и вдруг злобно, почти про себя сказал: «Нах хауз!» — и добавил по-русски: «Иди быстрее, пока я не передумал». Схватив на руки внучку, женщина убежала.

В доме Евдокии Пасевич, одном из самых больших в деревне, квартировал немецкий офицер, начальник части. Он неплохо относился к хозяевам, и, когда в дом вошли солдаты и Евдокия сказала, что они все русские, промолчал. После ухода солдат женщина металась по избе и все тащила офицера к окну и спрашивала: «Что, пан, всех цыган расстреливать ведут?» А офицер, сочувствовавший ей, отвечал: «Нет, расстреливать будут только евреев, а цыган не тронут». Забравшись потом на крышу своего высокого дома, Пасевич наблюдала весь расстрел — от начала до конца.

После того, как были конфискованы все ценности расстрелянных, часть домов сожжена и больше не было нужды охранять могилы, фашисты ушли из села. Но с тех пор пошла мощная трещина между цыганским и русским населением. Выжившие цыгане не могли простить выдававших их у озера соседей, ни те ни другие не могли забыть событий этого дня.

Конечно, бывали и обратные примеры: так, в Починковском районе той же Смоленской области молодой русский парень Василий Прудников пересидел вместе с цыганскими детьми, чьи родители ушли в партизаны, всю облаву в штольне, выведенной им специально для этого из колодца. Освобождавшие село партизаны, среди которых были и родители ребят, вывели их из-под земли.

Александровское было освобождено в 1943 году. Вернувшаяся вскоре с партизанским отрядом Руза Тумашевич настояла на эксгумации, идентификации трупов и сборе свидетельств. В 1991 году в месте захоронения на средства, собранные цыганами, был установлен монумент. На нем написано, что здесь захоронены 176 мирных жителей. На памятнике, поставленном цыганами цыганам, национальность этих« мирных жителей» не указана. И все же это один из очень немногих монументов на сотнях цыганских братских могил, в большинстве своем заброшенных желавшими забыть жителями и стремившимся заставить забыть правительством.

Цыгане, как известно, народ, исповедующий пацифизм. Тем страннее выглядит тот факт, что за всё время своей европейской истории цыгане оказывались так или иначе связаны с армиями разных стран.

Так, ещё при исходе цыган из разваливающейся Византии, в некоторых восточноевропейских странах, как, например, в Венгрии, они получали разные льготы и поблажки как… оружейники, подрядившиеся работать на правительственные войска. Завоевавшие Ромею турки поступили с оставшимися цыганами-оружейниками точно так же. Вряд ли оружейники в цыганской среде появились внезапно, так что, видимо, они занимались этим ремеслом ещё когда были византийскими гражданами.

Если вы думаете, что изготовляли цыгане только какие-нибудь латы, то ошибаетесь. Ценились они больше за пушки и ружья.

Работали на армию и цыгане-шорники, изготавливающие разную конскую упряжь, и тем более - : кони были очень востребованы в войнах вплоть до XX века.

Однако связь цыган и армии не ограничивалась обеспечением теми или иными очень нужными вещами. Уже через сто-двести лет после исхода из Византии европейские цыгане стали достаточно активно вербоваться в армии многих стран. Причина была крайне банальна: в это время принимались очень жестокие законы против бродяг, бродячих профессий и кочевых групп, а вписаться в то или иное оседлое сообщество было очень трудно в силу замкнутости как деревенских общин, так и цехов, и армия была чуть ли не единственным способом легально вписаться в общество и избежать казни или галеры. Так что в XVII-XVIII веках, а также начале XIX, цыган-солдат было очень много.

Именно таким образом возможна стала сцена, произошедшая во время сражения французской армии под предводительством Наполеона с испанской: во время этого сражения два солдата, идя друг на друга со штыками, вдруг всмотрелись в лица друг другу и задали Самый Главный Цыганский Вопрос, ну, вы помните:

Ту сан ром?!?!

После чего благополучно про*бали сражение, .

Кстати, один из генералов Наполеона был таки да. В том смысле, что ром.

Не только во французской и испанской армиях можно было встретить цыгана. Ломброзо, например, среди прочих цыганских пороков отмечал, что они являются злом австрийской армии ;) Были цыгане замечены в венгерских, разного рода немецких и скандинавских войсках. Собственно, у немецких и скандинавских цыган это занятие было настолько массовым, что считается ныне традиционным историческим, так-то.

Современной науке хорошо известно, что именно от этих цыган произошли руска рома. Прийдя в Россию через Польшу и прибалтийские княжества, они поначалу даже название носили "халадытка рома", т.е. цыгане-солдаты, армейские цыгане. В новой стране оказалось, что вписаться в общество можно и оставаясь пацифистами. Собственно, здесь уже был свой своеобразный аналог цыганам: бродячие торговцы-офени, составляющие практически свою особую касту. Общество, у которого уже есть своё собственное бродячее племя, спокойно отнеслось к пополнению ещё одним, и многие "халадытка рома" быстро переквалифицировались в кочевых коневодчиков. Тем не менее, ещё долгое время отдельные юноши из цыганских семей по зову ли желания или по каким-то иным соображениям уходили в ряды российской армии. При этом русские цыгане напрочь игнорировали многочисленные указы российских императоров, требующих как-то упорядочить это дело и нормально, как русские крестьяне, сдавать рекрутов. Цыганам это было непонятно: вот Васька хочет в солдаты, он и пошёл, а Петька и Колька не хотят, так чего их посылать-то?

Возможно, именно благодаря своему армейскому прошлому русские цыгане совсем не пацифистски быстро и чётко реагировали на серьёзные войны. Когда в 1812 году в Россию пришёл Наполеон, парни из семей русских цыган массово подались в уланы и даже, говорят, гусары (если кто не знает, те и другие - это такие солдатики на лошадях и с саблей), в то время как их семьи жертвовали на армию крупные суммы и табуны племенных скакунов. Когда в 1941 году на СССР напал Гитлер, многие русские цыгане ушли на фронт, не дожидаясь мобилизации, т.е. добровольцами. На этот раз цыгане уже служили не кавалеристами, а пехотинцами, танкистами, артиллеристами , лётчиками, медиками, связистами и так далее. Впрочем, во время ВОВ многие советские цыгане, не только руска рома, пошли на фронт. Исключением были цыгане с несоветским гражданством - как и ловари - не подлежавшие мобилизации и вообще проживающие в этой стране относительно недавно, а также крымские цыгане, депортированные за компанию с крымскими татарами на просторы Средней Азии.

Если вам сейчас в голову пришёл Будулай, то правильно. Роман о нём Анатолий Калинин написал именно что , правда, с совсем другим именем. И таких Будулаев были тысячи.

Как ни странно, во время Второй Мировой цыгане служили и на стороне Третьего Рейха и его союзников.

Во-первых, на территории нацистской Германии некоторое время действовала поблажка для семей военнослужащих. Ею и воспользовались для спасения родных не только евреи (каковой факт часто рассказывают), но и цыгане. Потом, впрочем, поблажку вдрукк отменили, и солдаты Вермахта вместе с родственниками нетитульной национальности очутились в концлагерях точно так же, как прочие их соплеменники.

Во-вторых, как я уже писала, воевали в этой войне за Финляндию, тупо потому, что их призвали по признаку гражданства.

В-третьих, некоторая часть цыган Румынии объявила себя верными слугами монархии и совершенно добровольно записалась в войска, в составе которых, в числе прочего, сгоняла своих честных собратьев - румынских - в концлагеря. Этот исторический факт очень волнует и будоражит моего мужа и в наше время.

Однако экий мы большой скачок сделали во времени! Ведь между войнами Наполеона и Второй Мировой была ещё одна война, в которой отметились цыгане.

После революции 1917-го в России, как известно, началась гражданская война. Её многочисленные и разнообразные участники в общем и целом цыган, по крайней мере кочевых, в принципе не трогали (исключением были некоторые украинские националистические банды; против одного из атаманов довелось давать показания уже в Париже семье Димитриевичей). Однако, при официально и повсеместно декларируемой в этот период аполитичности, цыгане всё же оказались представлены в рядах как Красной, так и Белой армии в виде отдельных молодых добровольцев. (Насколько я понимаю, похожая картина наблюдалась и во время .) Кино про Неуловимых помните? Так вот, у Яшки был реальный прототип, причём человек, довольно известный в СССР (важный деятель театра Ромэн). Только звали его не Яшка, а Ванька, был он из семьи не бедной кочевой, а из богатой хоровой, и, наконец, есть основания полагать, что на самом деле он воевал за белых, просто ловко скрыл этот факт.

Рассказывая о цыганах-солдатах, никак нельзя обойти внимание такое явление, как цыгане-казаки. В них были замечены преимущественно сэрвы (украинские цыгане), а также небольшое количество влахов (ещё украинские цыгане). В этом не было бы ничего примечательного, если бы эти цыгане, как и русские, происходили от немецких или других привычных к армейской службе цыган. Но нет: сэрвы и влахи являются потомками миролюбивых балканских цыган, с кузнеческим делом в качестве основного ремесла (к которому у сэрвов добавляется музицирование и пение). Почему же эти цыгане засветились в казаках - мне, по крайней мере, неизвестно. Возможно, это был эффективный способ стать более или менее своими в достаточно ксенофобской среде. В любом случае, мой отец один из них! Кроме того, и сэрвы, и влахи традиционно обслуживали казачьи войска как кузнецы: подковывали коней, делали железные шины для обозных телег и так далее. Основным отличием цыган-казаков от казаков-казаков была нелюбовь к землепашескому труду. Цыгане в принципе обработке земли традиционно предпочитают ремёсла и разведение животных (лошадей и свиней преимущественно).

Наконец, меня часто спрашивают, как обстоят дела у российских цыган со службой в армии в мирное время.

Я ничего не знаю за первую половину XX века сверх того, что уже написала, но в общем и целом могу сказать: тенденции были всё те же, что и в обществе в целом. Пока служба в армии была нормой жизни, цыгане так же, как и все, шли в военкомат по призыву, служили, возвращались домой. Служил мой отец, служил Александр Марцинкевич, служила туева хуча цыган из числа тех, чей призыв выпал на время ДО развала СССР. Однако когда армия стала настолько опасным местом, какое она есть сейчас, и титульное население стало её массово избегать, цыгане не отстали и теперь, простите за откровенность, точно так же массово косят и забивают. У котляров для этого своя собственная система есть: там мальчиков 12-13 лет женят на девочках 15-17, и к своему 18-летию молодой, я бы даже сказала, очень молодой муж обзаводится необходимым для освобождения от почётной обязанности количеством детей. Часто спрашивают - почему невесту берут настолько старше жениха? Ну так есть версия психологическая - обычно от мужчин: чтобы ответственная была, ей семью строить, и версия физиологическая, больше от женщин: чтобы созрела для родов, чего девчонку зря мучить.

Наконец, нельзя не обойти вниманием цыган, избравших военную (или смежную служилую) карьеру. Их не очень много, но они есть как явление. Это практически всегда цыгане в возрасте за 40 и притом из народностей, привычных к службе (русские цыгане, сэрвы, иногда - влахи). Так, писатель Алексей Ильинский ("Цыгане. 300 лет в России"), книгу которого я как-то рецензировала в этом блоге, по основному роду деятельности - офицер. А мой френд

Геноцид цыган был - это никто не оспаривает и не подвергает сомнению. Но вот единого, общепринятого названия для тех кровавых событий нет. Чаще всего, используется термин «Параймос» (или «Пораймос»), предложенный цыганским активистом Янко Хэнкоком. Но у этого слова существует несколько значений и одно из них - «Надругательство» (или «изнасилование»). Поэтому даже среди цыган идут споры о правильности использования данного определения.

«Борьба с цыганской угрозой» по Гиммлеру

Нацисты, пришедшие к власти, отталкиваясь от своей расовой теории, определили всех цыган в категорию «опасных» для чистоты немцев. Вообще, этот кочевой народ представлял для идеологии серьезную проблему, поскольку цыгане, как и арийцы, являлись выходцами из Индии. Получалось, что жители таборов тоже являлись ответвлением легендарной «чистой» расы. А раз есть проблема, значит, нужно ее решить. Выход нашли быстро. По официальной версии, все цыгане, живущие в Европе, были признаны плодами смешения низших рас с арийцами. Именно «плохими» генами нацисты объяснили склонность к бродяжничеству и общую асоциальность. Причем представляющими угрозу были признаны не только кочевники из таборов, но и оседлые. Поэтому специальная комиссия рекомендовала верхам отделить чистый немецкий народ от соседствующего с ним «цыганства».

16 июля 1926 года в Баварии был принят «Закон о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами». А оттуда это постановление быстро разошлось по другим регионам Германии, где также поспешили ужесточить законы, касавшиеся этого народа.


Но до поры до времени цыгане жили относительно спокойно. Беда пришла вместе с новым, нацистским режимом. В 1935 году полицейские и сотрудники ведомства специального обеспечения получили приказы о задержании цыган и перемещении их в лагеря принудительного содержания. Они представляли из себя огороженную колючей проволокой территорию, на которой действовал строгие законы и распорядки. Например, в 1936 году, когда в Берлине проходили Олимпийские игры, из города выгнали всех цыган, выделив им «площадки для привала Марцан».

Но чуть раньше, с марта того же года, по положению «нюрнбергских расовых законов», которые ранее распространялись на евреев, цыганам запрещалось принимать участие в политической жизни Германии и создавать семьи с немцами, а еще их лишили гражданства Третьего рейха. Также был объявлен «всеобщий день облавы на цыган».

Вообще, через «площадки для привала Марцан» (а это был полноценный лагерь) прошло, по меньшей мере, полторы тысячи цыган. А оттуда, уже в начале 40-х годов, большинство людей были отправлены в лагерь уничтожения Освенцим.


В мае 1938 года рейхсфюрер СС Гиммлер приказал создать управление по борьбе с «цыганской угрозой», которое заменило собой Службу информации по цыганам. А в декабре того же года Гиммлер издал циркуляр «О борьбе с цыганской угрозой», главная мысль которого звучала так: «урегулировании цыганского вопроса исходя из расовых принципов».

Но самое страшное ждало цыган впереди — началась массовая стерилизация этого народа. Нацистские врачи нашли простой и бюджетный способ проведения этой процедуры. Женщинам и девочкам делали укол грязной иглой в матку. После чего их просто оставляли, не оказывая никакой необходимой медицинской помощи. Поэтому многие цыганки страдали от болезненных воспалительных процессов. У некоторых происходило заражение крови, оканчивающееся смертью.


В конце апреля 1940 года нацисты добрались до польских цыган. Синти и рома (родственные ветви цыганского народа) подверглись насильственной депортации как в трудовые, так и в концентрационные лагеря. Кроме этого, часть из них переместили в еврейские гетто. Имущество, конечно, конфисковали. После этого был принят закон, запрещающий цыганам вести кочевой образ жизни.

Крупнейшее цыганское гетто было образовано в городе Лодзь. А первые несчастные поселились здесь по осени 1941 года. По приблизительным подсчетам, в том гетто находилось порядка пяти тысяч цыган, половина которых — дети. Их депортировали на территорию Польши из австрийских лагерей. Из Лодзя цыган отправляли в лагерь смерти Хелмно. А узников Варшавского гетто — в лагерь смерти Треблинка.

От геноцида цыган не удержалась власть и марионеточного Независимого хорватского государства. Недалеко от Загреба была создана система лагерей смерти Ясеновац. Здесь уничтожались не только цыгане, но и евреи, и сербы.

Охота на территории СССР

Осенью 1941 года немцы взялись за цыган и на оккупированных советских территориях (вслед за евреями). Специальные Айнзацгруппы рыскали в поисках таборов и уничтожали все, которые только смогли найти. В декабре того же года АЙнзацгруппа «D» устроила кровавую зачистку Крыма. Причем уничтожали не только кочевых, но и оседлых цыган. Вскоре подобная практика распространилась на все оккупированные территории СССР. Руководствуясь «принципом крови», нацисты не щадили ни колхозников, ни рабочих, ни артистов. Под гребенку попали даже дети от смешанных браков.


В оккупированной Смоленщине за уничтожение цыган отвечал капитан Алферчик, являвшийся «русским немцем». Он в свое время эмигрировал из России, а затем примкнул к нацистам и вернулся в качестве руководителя особого отдела. Из нескольких тысяч цыган после резни в колхозах «Сталинская Конституция» и «Завет Ильича» в живых осталось около двух десятков. Почти всех — просто пощадили. Одну цыганку и ее внучку не стал расстреливать и сам Алферчик. По воспоминаниям очевидцев, он долго смотрел на ее нательный крест, а потом сказал по-русски: «Иди быстрее, пока я не передумал».

Но все же, это скорее исключения. Цыган истребляли нещадно. Особенно сильно это проявилось на территории все той же Смоленской области, а также в Ленинградской и Псковской. За несколько лет здесь (плюс территория Западной Украины) было уничтожено более тридцати тысяч цыган.


…В 1944 году советская армия довольно близко подошла к Освенциму. Нацисты в панике начали избавляться от детей и нетрудоспособных заключенных в «цыганском секторе». Их массово начали загонять в газовые камеры. А остальных экстренно эвакуировали в другие лагеря, находящиеся на расстоянии от линии фронта. Нацисты боялись, что советские солдаты освободят узников и не всеми силами старались не допустить этого.

***

Те ужасные события нашли отражения в фильмах цыганского режиссера Тони Гатлифа «Добрый путь» и «Сам по себе», а также поляка Александра Рамати, снявшего «И скрипки умолкли». Об уничтожении цыган на территории СССР рассказывает картина российского режиссера Дуфуни Вишневского «Грешные апостолы любви».

И, конечно, не мог пройти мимо этого цыганский театр «Ромэн».

В конце октября 2012 года в Берлине появился мемориал, посвященный памяти цыган, погибших от рук нацистов.

2 августа в Европе отметили День памяти жертв цыганского холокоста. Этот день - важный повод напомнить о предрассудках и стереотипах, способствующих дискриминации цыган в наши дни. Боснийская правозащитница Дунья Миятович в материале для медиаплатформы OpenDemocracy рассказывает, зачем и как нужно бороться с цыганофобией.

Во время холокоста были убиты сотни тысяч взрослых и детей цыганского происхождения. Многие были замучены в концлагерях или стали жертвами жестоких медицинских экспериментов.

Одна из самых сильных историй того времени - история Риты и Роланды Пригмор, двух близняшек-синти (синти - одна из западных ветвей цыган, - прим. ред .). Сразу после их рождения в 1943 году медики-нацисты использовали девочек для проведения экспериментов над мозгом. Роланда не выжила, Рита же пережила холокост.

Когда я встретила Риту на церемонии памяти жертв холокоста цыган в Освенциме в прошлом году, я была впечатлена ее удивительной энергией и стремлением непременно сохранить память о холокосте.

Ее история чрезвычайно важна сегодня, когда игнорирование и даже порой отрицание злодеяний прошлого сохраняется, а ненавистнические высказывания (hate speech) и жестокость по отношению к цыганам широко распространены во многих европейских странах. Довольно часто можно услышать, как политики пытаются скрыть или оправдать преступления в отношении цыган, нарушающие базовые права человека.

Фото vk.com

Хейт-спич

Цыганофобские речи открывают дорогу дальнейшему насилию и издевательствам над цыганами.

Я разочарована продолжающимися враждебными демонстрациями и коллективными атаками, которые иногда вынуждают цыган переселяться ради собственной безопасности.

В прошлом году были опубликованы доклады о группах людей, которые угрожали и открыто оскорбляли цыган в Болгарии, Италии и Хорватии. В июне в одной из этих стран прошла демонстрация, на которой цыган как этническую группу заклеймили «криминальной и примитивной». В России, также в июне, почти тысяча цыган были вынуждены покинуть свои дома из-за стычки с нецыганской частью деревни и последующей демонстрации, на которой местные жители требовали, чтобы «цыган выпинули отсюда».

Это только отдельные примеры отвержения и тлеющей грубости, оскорблений, с которыми сталкиваются сегодня цыгане в Европе и мире. Вместо того, чтобы отворачиваться от этого нескончаемого потока ненависти, нам всем следует внимательно посмотреть на него. Мы должны что-то делать с этим.

Лучший способ действий - говорить вслух о проблеме, выступать против цыганофобии, противостоять тем, кто нападает на цыган, и рассказывать не только о нарушении их прав, но и об их позитивном вкладе в наше общество.

Чтобы добиться этого, нужны политики и законотворцы, осознающие, какими последствиями их действия или бездействие обернулись для жизней многих цыган. Следует избегать увековечения предрассудков и снисходительно-покровительственной политики по отношению к цыганам. Необходимо систематически и решительно осуждать любые ненавистнические речи в отношении цыган.


Фото: newsfrol.ru
В России, также в июне, почти тысяча цыган были вынуждены покинуть свои дома из-за стычки с нецыганской частью деревни и последующей демонстрации, на которой местные жители требовали, чтобы «цыган выпинули отсюда»

Необходимые шаги

Цыганофобия не может быть ликвидирована за один день. Эта борьба требует политической воли, инвестиций и долгосрочного видения, сочетания действий в разных приоритетных областях.

Один из таких секторов - образование. Центральная и местные власти должны больше вкладывать в образование и повышение информированности о развенчании старых мифов и предрассудков. В школах нужно рассказывать о культуре и истории цыган.

Параллельно с этим власти должны убедиться, что у цыган есть доступ к жилью, в том числе льготному, на равных условиях с остальными. Доступ к нормальному жилью - необходимое условие для обеспечения других прав человека, в особенности права на охрану здоровья и образование. В то же время необходимо остановить насильственное выселение цыган без предложения им адекватной альтернативы решения жилищного вопроса.

Другой необходимый шаг - создание комиссий, которые займутся установлением истины и примирением. Они смогут воссоздать историю преступлений в отношении цыган в прошлом, подготовить почву для компенсации жертвам и установить взаимопонимание и доверие.

Некоторые государства-члены Совета Европы стараются решить эту проблему. Например, в Швеции и Норвегии были созданы специальные комиссии для расследования и установления фактов нарушения прав человека в отношении цыган. Швейцария создала комиссии, которые займутся расследованием преступлений против цыган, а также организацией выплат компенсаций за полученный ущерб и исследовательскими программами. Совсем недавно в Германии решили создать парламентскую комиссию по борьбе с цыганофобией, которая будет отвечать, во-первых, за описание реальной ситуации в Германии и, во-вторых, предложит план действий по улучшению этой ситуации.

Однако добиться реального прогресса в этом вопросе будет сложнее без более ответственного подхода в политике. Пока некоторые политики продолжают использовать цыган как козлов опущения, нам придется вновь и вновь сталкиваться с необходимостью решения долгосрочных проблем, которые лежали в корне злодеяний, совершенных во время Второй мировой войны.

Такие даты, памятные дни нужны, чтобы остановиться, взглянуть в прошлое и получить правильный урок на будущее. Будущее, в котором нам нужно вырваться из замкнутого многовекового круга отторжения цыган.

Дунья Миятович, перевод Элины Медведевой

Цыгане воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории как угроза расовой чистоте немцев. Так как официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой арийской расы, происходящей из Индии, известная сложность для теоретиков нацизма состояла в том, что цыгане являются куда более непосредственными выходцами из Индии; они близки её нынешнему населению с объективной расовой точки зрения и говорят на языке индоарийской группы - следовательно, цыгане, по крайней мере, никак не меньшие арийцы, чем сами немцы. Выход был найден в решении, согласно которому цыгане, живущие в Европе, представляют собой плод смешения арийского племени с самыми низшими расами всего мира - это якобы объясняет их «бродяжничество» и доказывает их асоциальность. Цыгане, даже оседлые, признавались потенциально асоциальными в силу своей национальности.

Всё началось с «Закона о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами», который был принят в Баварии 16 июля 1926 года. Следующим этапом стал период с 1935 по 1938 гг., когда полиция и ведомства социального обеспечения во многих городах стали помещать цыган в лагеря принудительного содержания, зачастую обнесённые колючей проволокой, и подчинять их там строгому лагерному распорядку. С марта 1936 на цыган были распространены положения так называемых «нюрнбергских расовых законов» о гражданстве и расе, которые прежде распространялись только на евреев: им также было воспрещено вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, было снято гражданство Третьего рейха.

Непосредственное уничтожение началось со стерилизации цыган во второй половине 1930-х годов. Нацисты выработали несложный способ стерилизации женщин - укол в матку грязной иглой. Медицинская помощь после этого не оказывалась, несмотря на возможные тяжёлые осложнения. С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Наиболее массовые истребления цыганского населения зафиксированы в Западной Украине, Смоленской, Ленинградской и Псковской областях.

Аресты немецких цыган начались ранней весной 1943 года. Попали в заключение даже цыгане, служившие в немецкой армии и имевшие боевые награды. Арестованных отправляли в Освенцим. Там оставляли в живых в основном немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Польские же, российские, литовские, сербские, венгерские цыгане в основном уничтожались в газовых камерах сразу по прибытии в лагерь. Но и немецкие цыгане массово умирали от голода и болезней, нетрудоспособных также отправляли в газовые камеры.

По последним исследованиям за период с 1935 по 1945 год количество жертв геноцида цыган составило до 1 500 000 человек. Количество пострадавших - ещё больше.