Правление короля альфреда в англии. Альфред Великий: биография, личная жизнь, достижения, исторические факты, фото

0849 - 26 октября 0899

король Уэссекса, правил в 871-899/901 годах, первый из королей Уэссекса, использовавший в официальных документах титул король Англии

Детство

Альфред родился в королевском поместье Ванатинг (совр. Уонтэйдж) в Беркшире. Он был младшим сыном Этельвульфа и Осбурги, братом Этельбальда, Этельберта и Этельреда I . В детстве он отличался слабым здоровьем, но у него был сильный дух и неукротимый характер. С самых малых лет он закалял свой организм воинскими упражнениями и охотой. Альфред старался ни в чём не отставать от своих старших братьев и взрослых воинов и добился в этом успеха. Уже в юношеском возрасте он всегда сражался в первых рядах, и к моменту получения короны это был уже сильный и мужественный воин, пользующийся авторитетом у войска.

Первые годы правления

Альфред стал королём Уэссекса после смерти своего старшего брата Этельреда I . Он был самым ученым человеком между всеми своими соотечественниками: в 853 году, будучи ещё ребёнком, он по повелению отца совершил поездку в Рим. Здесь папа римский Лев IV помазал его как будущего короля Уэссекса. Благодаря придворному воспитанию Альфред знал языки и труды древних писателей.

Однако всё это в начале правления сослужило ему плохую службу: если прежде он завоевал народное доверие своей храбростью, то, сделавшись королём, Альфред вскоре потерял популярность. Он мало уважал знания и опыт витенагемота, так как желал неограниченной власти, о которой он столь часто читал у римских писателей; он желал провести преобразования и придумывал нововведения, неясные и подозрительные для народа. Он был очень строг, и в этом саксы видели покушение на их древние права и свободу. Высокомерие короля, по свидетельству современников, было так велико, что он «не удостаивал просителей приёма и выслушивания их жалоб, не снисходил к слабым и почитал их за ничто».

Поражения от датчан

Постепенное отчуждение между королём и его народом привело к тяжёлым поражениям, которые англо-саксы вскоре понесли от данов. Он проиграл датчанам несколько сражений, но после уплаты дани купил себе перемирие на несколько лет. Кент и Уэссекс на некоторое время избавились от их набегов, но остальная Англия, оставленная без помощи, была завоевана викингами.

Датчане захватили и разграбили в 871 году Лондон . Потом несколько лет они копили силы, занимаясь мелкими грабежами и набегами. Весной 874 года викинги напали на Мерсию и быстро разгромили её войско. Король Мерсии Бургред бежал в Западно-франкское королевство, а на престол сел ставленник датчан Кёлвульф II. Часть датчан затем от Рептона двинулась на север к Тайну, но так как грабить здесь было уже почти что нечего, Гутрум , избранный датчанами королём Восточной Англии, возвратился с большей часть войска в своё королевство, чтобы дать воинам отдых и собрать подкрепление. Одновременно викинги стали осваивать захваченные ими земли, строить поселения и заниматься сельским хозяйством. В 876 году король Йорка Хальвдан I разделил земли в Нортумбрии и, согласно Англо-саксонской хронике: «…они [викинги] занялись пахотой и обеспечением своей жизни».

Строительство флота

Король Альфред использовал пять лет перемирия с большой пользой. У него был уже довольно большой опыт войн с датчанами и он заметил некоторые особенности ведения ими боевых действий: активное использование флота и уклонение от сражений на открытой местности. Хотя англо-саксы прибыли в Британию на кораблях и использовали при её колонизации свой флот весьма активно, к IX веку ни у одного из англо-саксонских королевств не было сколько-нибудь значительного флота. Альфред в большой тайне начал на реках строительство большого количества кораблей, и к 875 году располагал уже значительным флотом. В этом году флот Альфреда нанёс датчанам несколько поражений, которые, однако, были не очень значительны, но были важными для поднятия морального духа войска.

Альфред считался одним из учёнейших людей своего времени. В детстве он очень много путешествовал, жил в Риме, где папа провозгласил его "королём Англии", изучал чужие нравы, языки и труды древних писателей. Эта учёность сыграла с ним дурную шутку. Став королём в возрасте 23 лет, Альфред считал себя самым умным, в государственных делах не прислушивался к мнению старейшин, не чтил древних обычаев, проникнувшись идеей о неограниченной королевской власти, задумал масштабные преобразования, непонятные для большинства народа, и очень быстро потерял популярность.

Альфред вёл затяжную войну с датчанами, пытавшимися укрепиться на острове, однако вследствие низкого морального духа его войска терпели одно поражение за другим. Чтобы получить передышку, Альфред заплатил датчанам дань и заключил мир, после которого под его властью остались лишь Уэссекс и Кент. В остальной части Англии хозяйничали викинги: в 871 году они разграбили Лондон, а в 874 году разграбили . Викинги стали осваивать захваченные территории, строить на них поселения и обрабатывать землю.

Альфред использовал передышку для создания собственного флота и сумел нанести викингам несколько поражений на море. Его флот господствовал в Ла-Манше, а берега Уэссекса были защищены от набегов викингов. Другим заметным деянием Альфреда была военная реформа. Альфред отказался от идеи народного ополчения и начал формировать регулярную армию. Страна была разделена на военные округа, в которых каждые пять хозяйств выставляли одного воина, снабжая его всем необходимым за свой счёт. Также определённое количество воинов выставляли города. Часть воинов несла службу в гарнизонах по месту жительства, а часть находилась в действующей армии. Периодически они менялись местами, чтобы воины не были надолго оторваны от дома. Воины королевской дружины были полностью освобождены от работы на земле. За службу дружинники награждались земельными наделами, на которых должны были работать крестьяне. Альфред начал восстановление старых и начало новых крепостей.

Активные боевые действия возобновились в 877 году. Уэссекская армия окружила Эксетер с суши, а флот блокировал подход подкрепления с моря. Датчане капитулировали, вернули уэссекцам пленных, заплатили выкуп, поклялись на смазанном кровью священном браслете не нападать более на владения короля Альфреда и ушли на север. Расслабившись, Альфред распустил свою армию. Однако коварные датчане вскоре нарушили договор. В 878 году с нескольких направлений напал на Уэссекс. Он подошёл к Чиппенхэму, любимой резиденции Альфреда. Воспользовавшись тем, что королевские дружинники праздновали Рождество, датчане ворвались в город и устроили резню. Альфред с небольшим отрядом едва успел спастись. На призыв короля срочно собрать войско практически никто не откликнулся. Он оказался без армии, в полной растерянности. Датчане с огнём и мечом прошли по Уэссексу, разоряя страну. Чтобы спасти свою жизнь, Альфред бежал в Корнуолл. Там он под чужим именем поселился на пустоши, в хижине пастуха. Есть легенда, что однажды жена пастуха попросила Альфреда последить за лепёшками, которые жарились на огне. Задумавшись о судьбе королевства, Альфред не заметил, как лепёшки подгорели. Женщина стала возмущаться: "Ты даже не потрудился перевернуть лепёшки. А как есть - ты тут как тут!" Альфреду пришлось склонив голову выслушивать справедливые упрёки.

Изгнание заставило Альфреда многое переосмыслить, стать проще и мудрее. С другой стороны народ Англии тоже понял, что свой король, пусть и такой как Альфред, всё же лучше чужеземных завоевателей. Постепенно Альфреду удалось собрать вокруг себя небольшой отряд и начать партизанскую войну против датчан. Через шесть месяцев к нему пришёл первый успех. Он решил напасть на большой стан датчан у Эландуна. Предварительно он отправился на разведку: под видом менестреля, проник в стан противника и, развлекая датчан саксонскими песнями, осмотрел расположение неприятеля. По возвращении Альфред, открыв своё имя, призвал народ Англии к войне. За три дня король собрал внушительное войско и разбил датчан, вынудив их заключить мир, известный как Чиппенхэмское, или Уэдморское соглашение 878 года. принял христианство, причём крёстным отцом стал сам Альфред. Под властью викингов остались Нортумбрия, Восточная Англия, Эссекс и восток Мерсии. (Эти земли стали известны как Данло, или Данелаг, "Область датского права"). Альфреду достались Уэссекс, Сассекс, Кент и запад Мерсии. Последний независимый Мерсии, женился на дочери Альфреда и стал его вассалом. На саксонской земле не осталось других королей, кроме Альфреда, поэтому его иногда называют первым королём Англии, несмотря на то, что ему принадлежала лишь половина Англии.

Мир с датчанами позволил Альфреду успешно отражать нападения других викингов, пытавшихся высадиться на юго-востоке страны. Со временем он вообще отбил у них охоту нападать на Англию, построив на побережье несколько крепостей и создав отряды самообороны в наиболее вероятных местах высадок. В 866 году Альфред отвоевал у норманнов Лондон и занялся его восстановлением, сделав его своей второй резиденцией (первой был Уинчестер). Пользуясь мирным временем, Альфред привёл в порядок свою администрацию, укротив зарвавшихся чиновников, восстановил деление страны на общины и графства, тщательно возродил старые обычаи, составил свод законов, написанных при предыдущих королях. Альфред активно восстанавливал разрушенное хозяйство, строил города, монастыри и дороги, учреждал школы, для чего приглашал из других земель известных учёных.

Работал Альфред очень много. День его был разделен на три равные части: одна из них посвящалась еде и отдыху, другая - государственным делам, третья - молитве и учёным занятиям. Альфред перевёл на англосаксонский язык басни Эзопа, книги Боэция, Орозия и Беды Достопочтенного, богословские труды блаженного Августина и папы , а также отдельные главы из Библии. По распоряжению Альфреда началось составление Англосаксонской хроники.

В начале 890-х годов умер вождь датчан . Его преемник не был склонен соблюдать мир и с 893 по 896 год неоднократно пытался завладеть южной Англией, однако Альфред и его сын каждый раз заставляли его отступать. Теснимые со всех сторон, датчане были вынуждены вообще покинуть Англию.

Остаток своей жизни Альфред посвятил исключительно мирным занятиям. Он умер 26 октября 899 года и был похоронен в Уинчестере. Корона Англии досталась его сыну .

– король Англии, младший сын короля Этельвульфа и Осбурги; род. в 849 г. в Беркшире. Дед его Эгберт, король Уэссекса, в начале IX в. объединил все мелкие англосакские королевства в одно государство - Англию. Уже 5-летним мальчиком Альфред был послан в Рим, чтобы быть помазанным папой Львом IV. Несколько лет спустя он предпринял со своим благочестивым и щедрым в отношении церкви отцом вторичное путешествие в Рим. На обратном пути они оба провели довольно продолжительное время при дворе Карла Лысого, где молодой Альфред познакомился с более высокой цивилизацией. Лишь после смерти старшего брата своего Этельреда Альфред в 871 г. был провозглашен королем. Еще раньше ему приходилось отражать нашествия датчан. Достигнув престола, он напряг все усилия, чтобы спасти независимость страны. Сначала он боролся без успеха, так как датчане прибывали в Англию все в большем числе, а англосаксы или подчинялись чужому игу, или покидали родину. Ему самому приходилось даже некоторое время укрываться от неприятеля в хижине пастуха в графстве Соммерсете. Здесь, в пустынной, болотистой местности, он заложил замок и, когда народ начал восставать против датчан, созывал сюда своих приверженцев.

Предание сильно разукрасило военные приключения Альфреда. Разбив в мае 878 г. датчан и подчинив их себе, он позволил им, однако, сохранить за собой свои поселения в Англии с тем, чтобы они признали его своим королем и приняли христианство. В последующие 6 мирных лет он строил крепости, велел заново отстроить разрушенные города и монастыри и покровительствовал земледелию, в то же время упражняя народ в военном искусстве. Новое вторжение датчан (893) после упорной борьбы окончилось благополучно. Также успешно отражал он и неоднократные нападения норманнов под предводительством Гастингса. С помощью законодательства и заботами о народном образовании он старался поднять уровень народного развития и отличался строгим правосудием как по отношению к англичанам, так и к датчанам. В позднейшее время, однако, ему стали приписывать и такие благодетельные учреждения, которые им были или только начаты, или уже раньше существовали у англосаксов, а Альфредом были только возобновлены, утверждены и более развиты. Чтобы улучшить управление, он разделил провинции на более мелкие подразделения (Shires), во главе которых поставил графов (thans, earls); графства в свою очередь разделялись на десятни, или tythings. Введенная им для всей страны судебная организация сделалась основанием для позднейшего суда присяжных. Альфред велел собрать древние законы Кента, Уэссекса и Мерсии и соединил их, с прибавлением новых законов, в один кодекс, ставший основанием Common law. Кроме того, он отделил должность судьи от предводительства войском. Он всячески старался поднять земледелие и торговлю.

Как ревностный любитель и поборник научного образования, Альфред велел перевести многие сочинения с латинского языка, которому он сам научился лишь на 36 году, на англосакский. Некоторые сочинения, как, напр., Боэция "De consolatione philosophiae" и историю Орозия, он перевел сам, прибавив к последней примечания о путешествиях по Немецкому и Балтийскому морям и описание славянских земель, он сам снарядил 2 экспедиции - норманнов Охтхере, посетившего Белое море, и Вульфстана, проникшего из Шлезвига в Финский залив. Чтобы содействовать подобным предприятиям, а главным образом, для защиты от норманнов, он усиливал свой флот, так что может считаться основателем английского флота. Альфред умер 26 или 28 октября 901 г. Важнейшим источником для его биографии служит "Vita Alfredi" ("Жизнь Альфреда") , написанная его другом Ассером Валлийским, позднее епископом Шербурнским, отличающаяся простотою изложения (изд. Визе, Оксф., 1772), и в "Monumenta historiae Britannicae" (т. 1, Лонд., 1848). Сочинения Альфреда в новоангл. переводе издали Жильз в сотрудничестве с Босвортом и др. под заглавием "Полное собрание работ короля Альфреда Великого" (2 т., Лонд., 1858).

Книги об Альфреде Великом

Паули, "Король Альфред и его место в истории Англии" (Берл., 1851);

Вейсс, "История Альфреда Великого" (Шаффг., 1852).

Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею.
(Пс. 2: 6)

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.
(Пс. 50: 8)

Альфред увидел ученость мертвой – и возродил ее.
Образование было запущено – он восстановил его.
Законы были бессильны – он дал им силу.
Церковь была в упадке – он поднял ее.
Землю опустошал зловещий враг – он избавил ее от него.
Имя Альфреда будет жить столько, сколько человечество будет уважать прошлое.

Надпись на статуе святого Альфреда Великого в Уонтидже

Девятилетним мальчиком я открыл для себя короля Альфреда Великого и истории, связанные с ним. И он сразу же меня покорил. Позже Провидение привело меня учиться в университетский колледж в город, который основал Альфред. Учась в этом колледже, хранившем портрет короля Альфреда XVII века, я много прочел о его заслугах. Да, легенды, но в них заключена духовная истина. Прослужив православным клириком почти 20 лет, я понял, что Альфред был не только праведным человеком, но и святым мужем. Во всей моей жизни постоянно присутствует король Альфред Великий. И за последние два десятилетия все большее число английских православных и инославных христиан признают в короле Альфреде Великом (849–899) святого. В 1992 году один православный написал краткое житие святого Альфреда, и имя короля было внесено в православный календарь. Многие римо-католики тоже видят в Альфреде святого. И потому мы предлагаем житие короля, попутно отвечая на вопросы, возникающие в связи с распространением его почитания.

То, что вопрос о святости Альфреда поднимается именно сейчас, когда прошло более 1000 лет с того времени, когда жил этот король, – не случайность. Кажется, сегодня в Англии Альфреда идет процесс нового возвращения к язычеству. Как будто бы история движется в обратном направлении, и мы вновь приходим к тому положению, в котором пребывало английское христианство в свои первые века. Альфред трудился над созиданием , а мы сегодня становимся свидетелями уничтожения Англии. Мы снова видим то, что происходило во времена Альфреда, когда датчане-язычники терзали Англию. И мы видим сегодня нечто подобное. Конечно, на нас не нападают внешние враги, но мы все видим разложение Англии изнутри. Сегодня вы можете встретить людей, вполне открыто и по-модному называющих себя язычниками, имеющих свои обряды и гордящихся тем, что они язычники. Это очень похоже на то, что происходило в Англии в IX веке, при завоевании ее язычниками.

Нынешние нападения на христианские ценности угрожают английской национальной идентичности. Мы не имеем права забывать, что Англия и англичане существуют как нация только благодаря Церкви, принесшей свет Христов нашим предкам, англам, в 597 году, благодаря Церкви, объединившей народ единой национальной структурой, а затем и единым правлением. Во второй половине IX века христианству угрожали язычники-викинги – и Англия почти исчезла. Но то же самое происходит и сегодня: . А язычество всегда одно и неизменно – в старой ли форме, в новой ли.

Мы верим, что сейчас очень нуждаемся в Альфреде. Он был первым королем всей Англии и нашим единственным «защитником веры». Так что правы те, кто осмеливается сегодня призывать: «Святой и праведный Альфред, моли Бога о твоей земле и твоем народе!»

Глава 1. Англия до короля Альфреда

От ярости северных людей избави нас, Господи.

К 800 году самым сильным государством в Англии, несомненно, была Мерсия, занимавшая нынешний район Мидлендс. Ее возвышение произошло в правление короля Оффы († 796). Однако при короле Уэссекса Эгберте (802–839) это королевство, располагавшееся на западе Англии, постепенно стало доминировать над другими ее частями, особенно теми, что лежали к югу от Темзы. В 825 году Сассекс, Суррей и , а позднее и Восточная Англия перешли под контроль Уэссекса. В 829 году даже Мерсия оказалась под его властью. К этому времени относятся первые набеги язычников-викингов из Дании, и хотя королевству Уэссекс пришлось их отбивать, оно смогло подчинить себе Нортумбрию, Уэльс, а в 838 году и Корнуолл. Король Эгберт умер в 839 году, и ему наследовал его сын Этельвульф, не такой воинственный и более склонный обустраивать церковь. И как раз в 839 году новый король решил отправиться в паломничество в Рим. Этельвульфа подвигло на это ужасное видение одного английского священника. Явившийся этому пастырю ангел поведал: грехи и беззакония христиан так вопиют к небу, что даже молитвы святых более не могут сдерживать небесный суд, и если народ немедленно не покается и не начнет достойно служить Богу, храня день Господень, то как кара небесная явятся язычники на множестве кораблей, неся гибель от огня и меча Англии и ее жителям. И только покаяние, пост и милостыня могут спасти остров от несчастья.

Пророческое предсказание исполнилось слишком быстро. В течение трех лет – с 840 по 843 год – язычники-викинги по много раз совершали ужасные набеги на христианскую Англию. И всегда побеждали: в Дорсете, Линкольншире, Восточной Англии, Кенте, Кентербери, Лондоне, Гемпшире и Сомерсете. Это было начало бедствий, тревоживших и беспокоивших младшего сына короля Этельвульфа Альфреда всю его жизнь – с детства и до самой смерти. А паломничество Этельвульфу пришлось отложить на 16 лет.

Мир, в который пришел святой Альфред Великий, пел литанию: «От ярости северных людей избави нас, Господи!» Молитва усилилась, когда впервые зиму 850–851 годов датчане провели в Англии, и это не предвещало ничего хорошего.

Глава 2. Детство и юность святого Альфреда Великого
849–871 годы

Теперь его очень любили.

Согласно «Житию короля Альфреда», которое приписывается епископу Ассеру, Альфред родился в 849 году в городе Уонтидж, сегодня весьма небольшому. Он расположен в нескольких милях южнее Темзы, в центральной части южной Англии. Будучи как раз посредине между Бристолем и Лондоном, в IX веке королевское поместье Уонтидж занимало стратегическое положение на границе Уэссекса и Мерсии.

Место рождения святого Альфреда, как предполагают, было в непосредственной близости от приходской церкви, около которой сегодня стоит памятник ему. Святой Альфред был самым младшим из пяти детей – четырех сыновей и одной дочери – короля Уэссекса Этельвульфа и его жены Осбурги. Они оба славились своей набожностью; говорили даже, что король Этельвульф в молодые годы мечтал принять монашество в Винчестере. Об Осбурге писали как о «самой благочестивой женщине, благородством манер украсившей благородство происхождения». Альфред был младшим из шести детей короля Этельвульфа, у которого от первого брака был еще один сын – Этельстан, умерший относительно молодым.

Альфреда очень любили и его родители, и все, кто его окружал. Он воспитывался при королевском дворе; он «отличался внешностью более красивой, чем у его братьев, и более приятными манерами, речью и поведением». С детства его благородный ум стремился к мудрости более, нежели к чему-либо еще. Он внимательно слушал книги, которые ему читали, и старался запомнить услышанное. Однажды его мать, показав ему и другим братьям книгу английских поэм, сказала: «Я подарю эту книгу тому из вас, кто выучит всю ее быстрее других». Альфред, которому тогда было 5 или 6 лет, был поражен первым же инициалом, которым она была украшена. Он взял эту книгу, отправился к своему учителю и выучил все содержавшиеся в ней поэмы. Потом он вернулся к матери и, отдав ей книгу, прочел их наизусть. Так он отвоевал книгу у своих братьев, которые, хотя и были старше его, не проявляли таких способностей, как Альфред.

В 853 году, когда Альфреду было 4 года, его в сопровождении знати и слуг отправили в паломничество в Рим. Его отец, давно желавший этого, не смог поехать с ними из-за угрозы языческих набегов. В Риме папа Лев, позже прославленный в лике святых, принял Альфреда как духовного сына. Он пожаловал его в консулы Рима, преподнес в дар меч и облек в мантию белого и пурпурного цветов – такой великой чести удостоился Альфред, награжденный духовным саном, подобающим его королевскому происхождению.

В 855 году король Этельвульф, незадолго до того овдовевший, все же рискнул предпринять поездку в Рим. Он взял с собой и Альфреда. Здесь, у мощей мучеников, король, несомненно, молился о спасении своей страны. Альфред, которому тогда было 6 лет, уже наполовину сирота, был оставлен в Риме на год. Как водится, его отец привез щедрые и роскошные дары папе, тогда уже Бенедикту III, и всей Римской Церкви. Все это, вероятно, произвело на мальчика неизгладимое впечатление.

Возвратившись в Англию, 60-летний отец Альфреда снова женился из политического расчета на 13-летней Юдифи, дочери франкского короля Карла Лысого. Оба короля хотели таким образом скрепить свой союз против язычников, которые, как и сарацины в Италии, представляли угрозу для всей Европы. Но Этельвульф умер всего через два года после заключения этого брака, в который, как выяснилось в январе 858 года, он вступил весьма неосмотрительно.

Юный Альфред проявлял большую сноровку во всех видах охоты, и ему сопутствовала удача. Там он постигал не только красоту природы, но и ее тайны, будучи духовно одаренной натурой. Ожидая своего 12-летия, когда ему можно будет начать учиться читать и писать, он выучил наизусть дневные службы часов, многие молитвы и псалмы. Их он собрал в отдельную книгу, которую все время держал при себе вплоть до зрелых лет. Возможно, он хотел бы уделять больше времени наукам, но при дворе Уэссекса в то время не было ученых. Позже Альфред вовсе не сожалел о том, что не посвятил себя наукам; и хотя у него не было достаточно времени для получения образования, все же в детстве и отрочестве он смог научиться весьма многому.

Говорили, что Альфред очень любил и почитал святых, например святого Кутберта. И несомненно, он знал о многих современных ему церковных деятелях, таких как епископ Элстан Шерборнский и, конечно же, святитель Свитин Винчестерский, который был духовным наставником его отца. Епископ уэссексского города Винчестер с 852 года, святитель Свитин был учителем отца Альфреда, когда тот был ребенком. Говорили, что простой и мягкий епископ Свитин уговорил короля Этельвульфа на смертном одре отдать одну десятую своих земель Церкви.

С детства Альфред любил посещать святые места и прикладываться к мощам святых, он посвящал много времени молитве и милостыне. Говорили также, что ему много страданий доставила некая болезнь – возможно, слепота или проказа.

Одно предание – его можно считать достоверным, а можно и не считать таковым – гласит, что однажды, охотясь в Корнуолле, в местечке, известном сейчас как Сент-Неот, Альфред остановился около церкви святого Гвинера. На этом месте он помолился об исцелении от своей тяжкой болезни, причинявшей ему столько мук. Он молил Бога, чтобы его болезнь была заменена на другую – менее разрушительную и заметную внешне, чтобы из-за нее он не стал бесполезным для своего королевства. Его молитва была вознаграждена исцелением, но позднее, как мы увидим, Альфреда сразит другой недуг.

Англия в опасности

Пока Альфред подрастал, жизнь вокруг него менялась. Как мы уже сказали, в 830–840-е годы от нападений датчан-язычников стали страдать разные области Англии, особенно на востоке – в Кенте, Эссексе и Королевстве восточных англов, а также в Девоне. В 853 году королевство Уэссекс, прибавив к своему центру в юго-западной Англии весь юго-восток, вступило в союз с Мерсией для отражения все усиливавшейся экспансии язычников- викингов.

Весной 853 года сестра Альфреда вышла замуж за короля Мерсии. Тогда языческий десант прибыл на 350 кораблях, и, отражая его, два исторических королевства действовали как одно, но с главенством Уэссекса. Набеги продолжились и в 850-е годы, и тогда же огромные полчища викингов, в основном датчан, стали селиться в Англии, создавая новые проблемы.

Отца Альфреда Этельвульфа в 858 году сменил на престоле (после больших споров и разногласий) его сын с очень воинственным нравом, по имени Этельбальд. Его правление было весьма беспокойным; впрочем, он умер в 860 году. Этельбальду наследовал следующий сын Этельвульфа – Этельберт, принесший королевству Уэссекс некоторый покой после глупостей своего старшего брата. Тот год был отмечен победой жителей Уэссекса над язычниками-викингами, опустошившими их столицу – город Винчестер. И язычники тогда устремились в Кент, восточную часть которого им удалось разорить в 864 году. К несчастью, после всего пяти лет мирного и достойного правления король Этельберт умер. В 866 году ему наследовал следующий брат – Этельред. Тогда язычники были как никогда дерзкими. Завоевав Нортумбрию в 867 году, они уже собирались войти в королевство Восточная Англия со своей «большой армией» и поживиться там в ее монастырях. Именно в то время Альфред, наследник трона, умело помогал своему брату королю Этельреду и поддерживал его в ратных подвигах. В 868 году, когда Альфреду было 19 лет, он женился на Эльсвите, дочери одного знатного мерсийца. Но к несчастью, как пишут, Альфред был сражен таинственной и тяжкой болезнью в самый день венчания. Некоторые предполагают, что это могла быть инфекция мочевого пузыря или камни в почках. В любом случае, ему с этого дня и до самого конца своей жизни приходилось терпеть мучительную боль. Жена Альфреда Эльсвита родила нескольких детей, из которых пятеро дожили до взрослых лет.

В том же году викинги вышли из Нортумбрии и двинулись на Мерсию и Ноттингем. Здесь молодой Альфред защищал город бок о бок с будущим святым – королем Эдмундом Восточно-Английским, которого язычники убили в ноябре 869 года. В декабре 870 и январе 871 года язычники направились из завоеванной ими Восточной Англии в Беркшир – часть королевства Уэссекс. Здесь английские христиане победили в небольшой схватке при Энглфилде, но потерпели поражение от датского нападения при Рединге. 8 января произошла главная битва при Эшдауне на Беркширских холмах, и здесь Альфред проявил себя как отличный военачальник, показав себя более предприимчивым и смелым, чем его брат Этельред. В Эшдауне английские христиане разгромили язычников. Однако через две недели, в январе 871 года, англичане были разбиты при Бейсинге. К концу марта другая битва близ Марлборо в Уилтшире оказалась неудачной для англичан, а в апреле другая языческая «летняя армия» прибыла из Европы для усиления армии, с победами шествовавшей по острову. Начинался новый – героический – период английской истории с новым – героическим – лидером.

Глава 3. Король Альфред и спасение Англии
871–878 годы

Истинное благородство в разуме.

Альфред Великий. Комментарии к «Утешению философией»

Вскоре после Пасхи 871 года благочестивый король Этельред умер, и Альфред унаследовал трон. Он вступал на трон как «король Уэссекса», но позже правил уже как «король всей Англии» – с 871 по 899 год. Это был неожиданный и крайне необычный поворот в судьбе самого младшего и самого слабого здоровьем из всех пяти братьев. Всего несколькими годами ранее никто и представить не мог, что Альфред однажды взойдет на престол. Но еще меньше людей могли предположить, что юный Альфред примет участие в великой войне против язычников, которая будет продолжаться долгие годы. И мало кто мог вообразить, что наступит то время, когда Альфред станет победителем в этой войне. Сам Альфред был отнюдь не в восторге от того, что ему предстояло править страной, которой грозила такая ужасная опасность. Он сам впоследствии напишет в своей версии «Утешения философией»: «Алчность и величие земной власти никогда не будут радовать меня; я же сам не столь многого заслужил, понеся бремя это власти».

Превосходя всех своих братьев в мудрости, полезных навыках и доблести воина, новый король, имея от роду лишь 22 года, был очень популярен. И хотя он продолжил решительное противостояние язычникам, он знал, что его армия ослаблена предыдущими потерями; а будучи смиренным, он понимал, что лишь Господь мог ему помочь. Говорили, что не менее девяти битв с язычниками произошло за один только 871 год.

Альфред всегда был вместе со своей армией – как в победах ее, так и в поражениях. Одно из серьезнейших случилось через месяц после его вступления на престол – в Вилтоне графства Уилтшир. Силы армии Альфреда были истощены; он заплатил язычникам выкуп – «датские деньги» , чтобы они покинули Уэссекс, и между 872 и 875 годами датчане не беспокоили его страну. Эти годы Альфред использовал для укрепления армии и организации морского флота.

В 872 году викинги заняли Лондон. С этого времени они стали отщипывать по куску от Мерсии и Нортумбрии (Мидлендс и север Англии), постепенно завоевывая их. Прибрав всю Восточную Англию и остальные части востока и севера Британии, они принялись опустошать южную Шотландию. В Англии только Уэссекс оставался под христианской властью.

В 875 году Альфред, восстановивший в какой-то степени силы своего королевства, вступил в морское сражение с шестью языческими кораблями – и победил. Но уже осенью 875 года язычники оставили свой лагерь в Кембридже и двинулись завоевывать Уэссекс. Они прибыли в Уорхем графства Дорсет, а затем направились в Эксетер графства Девон. Там они собрали флот из 120 кораблей, чтобы покончить с Уэссексом, но их судна потерпели кораблекрушение во время шторма около Суониджа. Тогда они отказались от идеи покорения Уэссекса, отправившись восвояси, разоряя и опустошая все на своем пути. Они повернули в Глостер на юге Мерсии в 877 году, но лишь через 12 ночей – в январе 878 года – совершили неожиданное нападение на королевское поместье Чиппинхем в Уилтшире. Как обычно, они разоряли церкви и подавляли любое сопротивление жителей, которые вынуждены были подчиниться их власти. Но Уэссекс не сдался.

Призыв из Этелни и победа при Эдингтоне

Началась третья попытка завоевать Уэссекс. Это был самый скорбный период в жизни святого Альфреда. Ему самому и небольшой группе самых способных и преданных ему людей пришлось вести бродячую жизнь, в мучениях и тревогах, среди лесов и болот Сомерсета. У Альфреда и его соратников не было ничего, им даже приходилось кормиться у местных крестьян. Предания этого периода, вроде истории о «сожженных пирогах» , вошли в фольклор. Казалось, что все потеряно. По сути, Альфред был один – король последнего христианского королевства Англии.

После Пасхи, в конце марта 878 года, Альфред со своими спутниками прошел через ольховые леса и заросшие камышом болота к стратегически важному острову Этелни, чье название означает «Остров принцев». Там, вероятно, находился охотничий домик принцев Уэссекса; возможно, что остров назывался так с того времени, когда Альфред сделал его фамильной крепостью принцев королевского дома: на этом острове, представлявшем собой низкий холм в примерно 30 акров, окруженном болотами и зарослями, с хорошо защищенной насыпной дорогой, Альфред построил крепость. Ей предстояло стать ковчегом спасения для христианской Англии. В течение семи недель со своего окруженного разливами островка Альфред готовился к тому, чтобы разгромить язычников. Он разослал вестников, планируя вести согласованную кампанию против датчан. Говорят, что его духовный отец – святой отшельник Неот, умерший незадолго до этих событий, – явился Альфреду в видении и уверил его в победе. Линдисфарнский, которого Альфред всегда особенно почитал, тоже явился ему под видом паломника, просящего еду. Альфред отдал половину от того, что имел, но как только слуга подал еду, таинственный гость вдруг исчез. Тронутый щедростью короля, святой Кутберт позднее сотворил чудо: явился ему в видении, дав совет, как разбить язычников, обещая победу и будущее благополучие. Святой Кутберт сказал королю: «Весь Альбион будет отдан тебе и твоим детям».

Незадолго до Пасхи флот из 23 кораблей викингов атаковал северный Девон у Каунтисбери и встретил организованное сопротивление – датчане тогда потерпели ужасное поражение, потеряв более 800 человек. Когда опасность от язычников с запада прошла, Альфред уже был готов к нападению на восток.

После праздника Вознесения, в начале мая 878 года, у «камня Эгберта», что неподалеку от Стауртона, на границе Сомерсета и Уилтшира, Альфред со своими людьми встретился с союзными им силами из трех графств. Было записано, что собрались тысячи, и, «увидев короля, они приняли его как некоего воскресшего из мертвых. После многих скорбей теперь все были исполнены великой радости». Эта памятная сцена, когда весна была в самом разгаре, стала знаком, давшим силу и надежду христианам.

На следующее утро в Эдингтоне, тогда называвшемся Этандун, – собственно, на возвышенности над Эдингтоном – Альфред стойко сражался со всей языческой «великой армией». Там он одержал победу «по Божией воле». Считают, что примерно 8000 человек сражались друг с другом. Эта битва 878 года стала поворотным моментом не только английской истории, но и ранней истории всей Западной Европы. Это была победа правды над неправдой; Белый Христос преодолел норвежского Одина – циничного, безжалостного и коварного. Альфред спас королевство Англию и подал новую надежду на жизнь всей христианской цивилизации в Западной Европе. Альфред был в одиночестве, и все же, лишенный помощи, он прогнал тех, кого в других местах принимали за непобедимых. Он спас Уэссекс и, следовательно, всю Англию; а спасая Англию, он спас всю Западную Европу от превращения в языческую махину. Маленький остров дал великого человека.

Альфред преследовал язычников до крепости Чиппенхем и захватил все, что они имели, – лошадей и скот, а потом взял крепость штурмом. Спустя две недели язычники, обездоленные, голодные и исполненные страха, согласились на мир. Они поклялись немедленно покинуть королевство. В этой победе Альфред показал себя во всем благородном величии: он не стал добивать своего бывшего врага, как жестокий Карл «Великий», но накормил язычников. Мудрость сменила меч; Альфред громил своих врагов, но он не делал себе врагов. Он преодолел варварство, сам не становясь варваром. Альфред, явивший достоинство истинного христианина и мудрого правителя, знал, что единственным подлинным завоеванием может быть только завоевание сердца. Черчилль, словно бы соревнуясь с Альфредом, сказал через тысячу лет: «В войне – решимость; в поражении – сопротивление; в победе – великодушие; в мире – добрая воля».

Три недели спустя в Оллере графства Сомерсет датский король Гутрум вместе с 30 приближенными людьми принял святое крещение, получив благородное английское имя Этельстан – его крестным отцом стал Альфред. Через восемь дней, по традиции, он был миропомазан, а затем отбыл в находившееся неподалеку королевское поместье Уэдмор, и король Альфред, его победитель и крестный отец, праздновал вместе с ним и чествовал его дарами.

Победа Альфреда помешала осуществиться планам еще одного языческого флота, в поисках удачи прибывшего к Темзе. Он повернул обратно в Европу. В 878 году датчане оставили Чиппенхем и двинулись на север в Мерсию. В следующем году они отправились в Восточную Англию, которую стали заселять. Это было начало времени перехода от войны к миру, восстановления духовного и морального здравия англичан, повторного учреждения цивилизации и слаженного управления христианской Англией после языческого разорения.

(Продолжение следует.)

Считается, что имя человека влияет на его характер и судьбу, поэтому к его выбору люди во все времена подходили очень осторожно. Изучением имен занимается такая наука, как антропонимика. Используя научный инструментарий, ученые раскрывают тайны, описывают характер, объясняют поведение тех или иных людей. В статье поговорим о двух людях, живших в разные эпохи, но носившие одно имя. Речь пойдет об Альфреде Великом, короле Уэссекса, и об Альфреде Миреке, российском ученом, профессоре теории и истории музыки.

Значение имени Альфред

В рамках антропонимики используется два подхода к толкованию. Согласно первому, имя Альфред имеет древнеанглийское происхождение. Переводится оно как "советник". Согласно другой версии, у имени древнегерманские корни, а означает оно "свободный". Давайте посмотрим, отражена ли в переводе имени Альфред судьба людей, носивших его.

Король Англии

Повествование начнем с легендарного правителя Уэссекса Альфреда Великого.

Родился этот человек в 9 веке, в эпоху Средневековья. Его детство прошло в королевском поместье Ванатинг (в настоящее время Вантедж, Оксфордшир). Альфред Великий был младшим сыном Этельвульфа (короля Уэссекса) от первого брака с Осбургой.

Еще в раннем детстве будущий правитель познакомился с трудами древних писателей, изучил несколько иностранных языков. По настоянию отца в 853 году Альфред посетил Рим, где встретился с папой Лев IV. Следующая поездка в Рим состоялась в 855 г. Тогда Альфреда сопровождал его отец.

В детстве будущий король был слаб здоровьем, но обладал крутым характером. С самых ранних лет он отправлялся на охоту, закалял себя упражнениями, стараясь не отставать от братьев. К 20 годам его считали мужественным и опытным воином.

Первые годы после коронации

Королем Альфред Великий стал после смерти Этельреда, своего старшего брата. Произошло это в 871 году.

В Англии Альфред Великий считался самым образованным человеком среди современников. Но в начале его правления это сыграло с ним злую шутку. Дело в том, что народное доверие Альфред Великий смог завоевать благодаря своей храбрости. Став королем, он, однако, быстро его потерял. Альфред не считался с опытом и знаниями витенагемота (народного собрания). Он стремился к неограниченной власти, придумывал разные нововведения, негативно воспринимавшиеся старейшинами.

Высокомерие короля Альфреда Великого, по словам современников, было таким, что он даже не удостаивал приема просителей, не выслушивал жалобщиков, не проявлял снисхождения к слабым, считая их "ничем". Такое поведение своего правителя англосаксы воспринимали как покушение на их свободы и права.

Нашествие данов

Стремление Альфреда Великого отстраниться от своих подданных вызвало всеобщее негодование. Это, в свою очередь, привело к нескольким поражениям от данов (древнегерманских племен, населявших земли современных Швеции, Дании, Норвегии). Король был вынужден выплатить им дань.

Создание флота

Перемирие, которое было заключено с данами, на некоторое время избавило Уэссекс от набегов. Однако остальная территория страны оказалась без помощи правителя и вскоре была завоевана викингами. Альфред Великий использовал перемирие для строительства кораблей.

К 875 году был создан большой флот, силами которого датчанам было нанесено несколько поражений. Как говорится в англосаксонской хронике, Альфред Великий разбил флот Уббы (короля данов) и захватил знамя, на котором был изображен ворон бога Одина, призывающего воинов к победному походу.

Строительство кораблей было продолжено. В результате Альфред Великий создал флот, надежно защищавший королевство от викингов даже в эпоху правления Эдуарда Старшего, его сына.

Военная реформа

Согласно многим англосаксонским источникам, Альфред Великий разделил территорию страны на округа, в которых от каждых пяти хозяйств (гайд) выставлялся один солдат. Воина снабжали всем необходимым сами жители. Определенное число солдат давали и города.

Альфред Великий реформировал действовавшую ранее систему, сохранив для свободных граждан обязанность нести службу, но предоставив им некоторые послабления. Так, каждый солдат мог часть срока находиться в своем хозяйстве. Кроме этого, одни воины несли гарнизонную службу в селениях и городах, а другие находились в действующей армии. Через определенное время они менялись местами. Таким образом, солдаты не находились долго вдали от дома. Кроме этого, каждому земледельцу необходимо было участвовать в содержании укреплений и мостов.

Альфред отказался от народного ополчения. Вместо него, он стал формировать особое воинское сословие. Представители англосаксонской знати и солдаты королевской дружины освобождались от работ на земле. Дружинники становились средними и мелкими землевладельцами, на которых работали крестьяне.

Большая заслуга Альфреда состоит в том, что он начал восстанавливать старые и строить новые крепости, способные отражать атаки небольших отрядов неприятеля.

Административные и законодательные преобразования

В годы своего правления Альфред большое внимание уделял общественной безопасности. Для укрепления правопорядка в обществе он возвысил королевский суд, поставив его выше остальных судебных инстанций.

В течение многих лет королевство вело непрерывные войны. За это время вся правовая система пришла в упадок: суды перестали уважать присяжных, вельможи нарушали свободы граждан. Стремясь исправить ситуацию, Альфред составил первый свод законов. В него вошли наиболее актуальные и соответствующие реальной ситуации нормативные акты разных саксонских королей.

Последние годы

В начале последнего десятилетия IX в. на Англию вновь напали викинги. Их целью были плодородные земли на юге королевства. Однако Альфред и его сын Эдуард смогли не только отбить атаки неприятеля, но и полностью очистить Ла-Манш от разбойников.

Последние годы король посвятил разработке планов союза христианских держав по борьбе с язычниками-норманнами. Скончался он в Уинчестере, по разным данным, в 899 г. или 901 г.

В 1969 году вышел фильм "Альфред Великий". Режиссер Клайв Доннер постарался максимально полно рассказать о судьбе этого человека, перед которым стояла задача объединить Англию и дать отпор разбойникам викингам.

Альфред Мирек: краткая биография

Родился этот человек в 1922 году, 21 ноября в Ташкенте. Альфред Мирек является основателем Музея русской гармоники. После его смерти заведует Музеем его жена Наталья Александровна.

В начале 1923 г. семья Мирека переезжает в Одессу. Здесь Альфред с пяти лет начинает обучение игре на фортепиано. В 1930 г. юноша поступает в школу им. Е. Ф. Гнесиной. В 1938 г. Альфред Мирек, получив профессию электромонтажника, устраивается на стройку. Вечерами после работы он подрабатывает аккомпаниатором.

Арест

В 1942 г. Альфред и его отец Мартин были обвинены в контрреволюционной агитации. Оба были арестованы. Альфреда приговорили к 7 годам тюрьмы. Его направили в Унжлаг на лесозаготовительную базу. В заключении Альфред тяжело болел и получил инвалидность. Учитывая смягчающие обстоятельства, суд досрочно освободил его в 1944 г., а в 1956 г. - реабилитировал.

Педагогическая деятельность

В 1945 г. Альфред Мирек начинает самостоятельно учиться играть на аккордеоне. Освоив игру, он дает сольные концерты, работает концертмейстером, сопровождает постановки в театре им. Чернышевского в Борисоглебске.

Осенью 1946 г. Мирек возвращается в Москву. Здесь он поступает в педагогической училище, которое успешно заканчивает через 4 года. Еще будучи студентом, в 1947 г. Альфред работает педагогом музыкальной школы и руководителем оркестра аккордеонистов. В 1967 году Мирек окончил столичный Институт культуры. Здесь он учился на факультете баяна-аккордеона, занимаясь одновременно преподавательской работой по классу аккордеона и баяна.

Научная работа

В 1975 г. Мирек прошел конкурс на замещение должности старшего научного сотрудника Ленинградского института театра, музыки, кинематографии. Во время своей трудовой деятельности он подготовил фундаментальный труд об истории гармонно-баянной культуры в России с 1800-го по 1941-й гг. Эта работа была утверждена ученым советом и стала докторской диссертацией Мирека. Защита проводилась в 1983 г. Диссертация была единогласно высоко оценена ученым советом.

Новый арест

Несмотря на высокую оценку научной работы, ученая степень Миреку присуждена не была, т. к. он был арестован по сфабрикованному делу. Его обвиняли в продаже коллекции гармоник Ленинградскому театру по якобы высокой цене. В результате Мирек был приговорен к году заключения в тюрьме "Кресты".

В конце 1986 г., однако, Прокуратура РСФСР своим постановлением дело прекратила в связи с отсутствием состава преступления. Ущерб, причиненный Миреку, был компенсирован, а виновные в его незаконном аресте понесли строгое наказание. В 1987 г. состоялось, наконец, присуждение ученой степени за докторскую диссертацию.

Литературная деятельность

Альфред Мирек автор двенадцати книг, в числе которых учебно-методические пособия по музыке, истории инструментоведения. Одним из главных его трудов считается первая в мире энциклопедия по язычковым инструментам "Гармоника. Прошлое и настоящее".

На протяжении многих лет Адольф Мирек работал в библиотеках и архивах в разных городах страны. Именно благодаря этому он смог создать общественно-политические, исторические произведения. Так, Мирек является автором популярных книг "Тюремный реквием" и "Записки заключенного". В них он рассказывает о своем пребывании в "Крестах", "Бутырке", в тюрьме на Лубянке.

Широкую известность автору принесла книга "Красный мираж. Палачи великой России". Альфред Мирек написал ее незадолго до смерти. Надо сказать, что в последние годы он занимал антикоммунистическую позицию. В книге "Палачи великой России" Альфред Мирек описывает процесс становления советской власти. Основной задачей автор ставит рассмотрение и анализ периода зарождения и становления большевизма в нравственном, правозащитном, экономическом и политическом аспектах. Мирек много говорит о выдающихся людях той эпохи: Троцком, Ленине, Свердлове, Дзержинском, Фрунзе, Горьком, Маяковском и пр.

Эта книга написана в свободной, живой манере, с юмором, присущим автору. Благодаря этому текст легко воспринимается читателем любого возраста. В фокусе внимания анализ биографий людей, живших в советскую эпоху, процессов, протекавших в период становления большевизма, механизмов формирования социалистического сознания, укрепления и развития репрессивной системы, его целей, задач, роли, внедрения новой экономической модели. Мирек рассказывает о судьбах ученых (и известных, и забытых), деятелей искусства и культуры, дипломатов, военачальников.

Заключение

Альфред Мирек и Альфред Великий - люди разных эпох. Они жили в разных странах, играли разную роль в государственной системе. Оценивая их судьбу, однако, можно с уверенностью сказать, что оба они стремились к свободе мыслей, действий. Королю Уэссекскому это было позволено в силу его положения. Что касается Мирека, то его свобода самовыражения стала результатом тяжелых жизненных потрясений.