Церковь Казанской иконы Божией Матери. Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы

Ну вот друзья, решил я собрать вместе- староверческие церкви и моленные Подмосковья.
Конечно же не скромно, но начну со своей деревни Середнево))), вообщето она уже- Новая Москва, даже недавно сделали замер- где же находится центр, так сказать- Обшей Москвы... "Нулевой километр" оказалси в соседней от нас деревни- Филимонки. Во как!
Хоть у нас и нет своей церкви, но в домашней моленной, молились аж- Высокопреосвященный Леонтий, Архиепископ Белокриницкий и всех древлеправославных христиан Митрополит, да плюс еще два епископа Древлеправославия.
Кто знат, может еще возведется- храм?

Очень хочется в етот список добавить- калужские церкви, но будем соблюдать теперяшнию географию.
В список попытаюсь вставить как и действующие храмы, так и бывшие.
Фото постораюсь использовать свои, но так же и из свободных сайтов тырнета.
Зарание благодарю- за прекрасный альбом подмосковных старообрядческих церквей- Шурова Олега.

п.с. етот обзорный пост- будет обновляемый, сегодня хватило сил, токмо на действующие храмы РПСЦ.

1. церковь Знамения Пресвятыя Богородицы (был во имя Храм св. великомуч.Георгия)
Моск.обл.,Егорьевский р-н, п/о Ефремовское д.Алешино, священноин. Александр Тимофеев

2. церковь Рожества Христова
Моск.обл.,П-Посадского р-на., п.Большие дворы, ул.Красавиной д.79-а.

построена в 1908г. при помощи крупного богородского фабриканта Арсения Ивановича Морозова.

3.
Московская обл.,Наро-Фоминский р-н г. Верея,ул.Советская,15 о.Иоанн Михеев Евгенеевич

4. церковь Успение Пресвятой Богородицы.
Моск.обл., Серпуховский р-н, д. Глазово (улицы нет)
http://alxlav.livejournal.com/7036.html

5. церковь Воздвижения Честного Креста Господня
Моск.обл.,Орехово-Зуевский р-н., д. Давыдово о.Иоанн Гусев

6.церковь Св.великомуч. Георгия Победоносца.
Моск. Обл.,Егорьевск,ул.Карла Маркса д.42 о. Василий Кадочников

7. церковь Пророка Ильи
Моск.обл. Воскресенский р-н, д.Елкино ул. Совхозная, 18 обслужив.о.Василий Кадочников

8. церковь Св. Николы на Посаде
Моск.обл., г. Коломна, ул..Посадская 18. о.Михаил Рожков

фото 20-х a_dedushkin

9. церковь Покрова Пресвятыя Богородицы
Моск.обл.,Орехово-Зуевский р-н.,п/оСоболево д.Молоково о.Константин Лукичев
Община старообрядцев-неокружников в Молоково была зарегистрирована в 1907. Деревянная одноглавая церковь с колокольней, построенная в 1910, закрыта в 1930-х, сломана после войны. В 2002-2004 на её месте на средства А. В. Коржакова построен новый деревянный клетский храм в духе зодчества Русского Севера с отдельно стоящей шатровой колокольней.

10. церковь Рожества Пресвятой Богородицы
Моск.обл.,г.Орехово-Зуево ул.Совхозная 15.
http://mu-pankratov.livejournal.com/212308.html

11. церковь Рожества Пресвятой Богородицы в Корнево.
Моск.обл.,г.Павловский-Посад ул.Интернациоальная, д.101. о.Михаил Егоров

12. церковь Иконы Божией Матери Казанская
Моск.обл. Орехово-Зуевский р-н., п/о Ильинский, д.Слободище о.Александр Ежуков

XVIII в., перестроена в нач. ХХ в. Фотография. Кон. ХХ в.

13. церковь во имя Рожества Пресвятой Богородицы
Моск.Обл. г.Лыткарено,пос.Тураево, ул.Промзона стр.2-б
http://mu-pankratov.livejournal.com/204028.html - из истории
http://mu-pankratov.livejournal.com/205358.html - о кладбище
http://mu-pankratov.livejournal.com/216867.html -200-летний юбилей

14. церковь Святителя Николы
Моск.обл.Орехово-Зуевский р-н,п/о Абрамовка дер. Устьяново о.Алексей Михеев

построена 1908-1911 гг. , фото 1988г.

15.церковь Св. Троицы
Моск.обл. Егоревский р-н.,с.Шувое, ул. Гражданская,45. о.Алексей Михеев

16. церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы
Московская область, Орехово-Зуевский район, с. Губино, настоятель о.Александр Селин

17. молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы.
Московская область, Орехово-Зуевский район, поселок Беливо

18.моленная Покрова Пресвятой Богородицы
Мос.обл., Орехо-Зуевский р-н, д.Смолево

По устным преданиям Губино существует более 300 лет. В прошлом большая деревня Губино называлась Губинской. Существуют две версии происхождения названия. По одной из них, чисто народноэтимологической, название селения произошло от губительной, гиблой, болотистой местности окрест деревни, где скрывались преследуемые царем и никонианской церковной властью старообрядцы. Более правдоподобной назвать версию, по которой основателем деревни является бежавший от преследования Губин.

В те далекие времена Губинская входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии и имела три улицы, названные по именам трех братьев помещиков: Измайловскую (ныне ул. Ленинская), Николаевскую (ныне ул. Ленинская), Александровскую (ныне ул. Советская).

Все дома в селе имели окна на улицу и обязательно окно во двор (судне окно), т. е. как бы сочетали признаки бывших однодворческих и помещичьих сел, что подтверждают и другие особенности села. Внутренний вид дома: святой угол – в левом углу, около входной двери; печь – в правом углу, по диагонали от святого угла. По рассказам жителей, в селе пожилые женщины раньше носили кичку, а старухи –поневы;молодые женщины надевали ковты и юбки, поверх них – занавески (вид фартука). Сарафаны в селе не носили (зимней верхней одеждой из домотканой белой шерсти был шушпан). В речи д. Губино отмечены отличительные признаки говоров однодворческих сел (произношение що на месте что, к-мягкое после мягких согласных (Манькя, Петькя), коготанье (произношение прилагательных, местоимений, числительных в род. падеже ед. числа на – го: кого, чего, молодого.

Крестьяне, жившие на улицах Измайловской и Николаевской, сумели ещё до 1861 году откупиться от своих помещиков, в чём им помог какой-то богатый меценат, бывавший в этих местах и выделевший крупную сумму на откуп. Крестьяне помещика Александра откупились лишь после 1861 гола. На службе у этого барина состоял самодур – управляющий Никеша, который завёл порядок – после каждой крестьянской свадьбы в деревне самолично проводить с невестой первую брачную ночь. На одной из таких свадеб мужики вытащили Никешу за волосы через окно из избы и удавили. По вызову барина из Владимира в Губинскую прибыл взвод солдат, расселившийся по домам крестьян, которые сбежали от наказания в болота. Местность в болотах, где спрятались крестьяне стали называть Бежной ← бежать.

В 1859 году деревня состояла из 130 дворов с 990 жителями. Текстильное производство (ручное ткачество) зародилось здесь после отмены крепостного права, и население работало на фабриках местных хозяев Кокуновых, Ешковых, Липатовых, а также на предприятиях Орехово-Зуево, Дрезны, Ликина. Первыми хозяевыми ручного ткачества были местные крестьяне Крыловы и Петровы. Владельцами фабрик хлопчатобумажного и камвольного производства были братья Ешковы (Василий, Кирилл, Платон, Иван), которые имели 4 ткацкие фабрики с 400 механическими станками. У Липатовых в Губино была фабрика на 50 ткацких станков, впоследствии её оборудовали под клуб.

До революции на Губинских фабриках работало около 1000 рабочих. В деревне было три отдельных общества: Измайловское, Николаевское, Александровское, которыми управляли старосты, избираемые на сельских сходах. Накануне революции в Губино было около 2000 жителей.

Губинская старообрядческая моленная ← молиться находилась в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено деревянное здание. Это храм старообрядцев – поповцев, его главная икона – Казанской Божией Матери. Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале восемнадцатого века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. На полдороги им встретился иконописец, который взялся за написание иконы и обещал принести её в деревню. Ходоки вернулись домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону не нёс. Люди уже хотели сделать заказ другому мастеру, но вдруг встретили прежнего иконописца на том же самом месте. Он отдал им икону Божией Матери Казанской, ничего не взял за работу и ушёл. По сей день никто не знает, кем была написана чудотворная икона. Всенародные почести и православления Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры сельца Слободищи Богородского уезда. В народной памяти этот год затерялся.

Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своём видении. В тот же день были происланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить молебен. Поднялся сильный вихрь, затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Её везде принимали с радостью и умилением. До 1915 года икона находилась в доме братьев Кокуновых.

3. О неофициальных (уличных) фамилиях в д. Губино.

Уличные фамилии:

Без этих фамилий в деревне не обойтись: они помогают различать однофамильцев. В Губино уличные фамилия образовались:

1. От имени хозяина дома: Павелины (Павел), Степановы (Степан), Филипповы (Филипп), Илюшены (Илья) и др.

2. От имени хозяйки семьи: Катеринины (Катерина), Марьины (Мария), Ульянины (Ульяна), Любашкины (Любаша ← Люба ← Любовь).

3. От прозвища: Барановы (Баран), Мазановы (Мазан), Точиловы (Точила), Хрюмины (Хрюмка).

Они давались по святцам и в память родных. Полные единичные имена мужчин старшего поколения: Арсений, Вячеслав, Гавриил, Глеб, Илья, Пахом, Егор, Ефим, Семён, Степан. Единичные имена женщин: Аграфена, Аксинья, Анастасия, Дарья, Варвара, Прасковья, Ульяна, Устинья, Матрёна. Эти имена старшего поколения забыты частично потому, что прекратилось крещение детей. Детей, молодых людей и людей среднего возраста часто называют сокращёнными именами. Из них мужские: Славка (Вячеслав), Митька (Дмитрий), Юшка → Юха (Илья), Пашка (Павел), Федька, Федя (Фёдор), Коля (Николай), Шура →Сашура (Александр), Ванька (Иван), Вася (Василий). Сокращённые имена женщин: Груша (Агрофена), Глашка, Глаша (Агрофена): Г на место К можно услышать Г от пожилых; Настька, Настя (Анастасия), Маня, Маруся (Мария), Уля (Ульяна), Анка, Нюра (Анна), Валька (Валентина).

В семье к своим детям, сёстрам и братьям чаще обращались ласково: Аннушка, Ванечка, Ленок и т. п. Отца с матерью в нашей деревне называли тятя, мама, редко мамка, тятька. К старшим братьям и сёстрам обращались так: братушка Шура, Сестрица Катя, нянька Уля; к родным дедушке и бабушке: дедушка, бабушка, деда, баба. К крёстным матери и отцу: крёстный, крёстная, кока. Часто при обращении были слова, обозначающие родственную степень: свекр, сват, сваха, свояк, деверь, золовка. К старшим по возрасту обращались словами: дядя, тётя. К особо уважаемым людям по имени-отчеству: Иван Тимофеевич, Ефим Прохорович и др.

4. Прозвища в д. Губино

1. Прозвища-ругательства, скрытые: Их говорят за глаза. Эти прозвища обычно сопровождаются именем человека: Борька Глухой (за глухоту), Гаврила Неумытый (за неряшливость), Мишка Серый(малограмотный, простоватый), Васька Фунтик(небольшого роста). Прозвища женщин: Марья Рыжая (за цвет волос), Манька Чекистка (по мужу чекисту).

2. Прозвища, характеризующие особенности внешнего вида: физические недостатки – Косоручка (без руки), Кулак (телосложение), Голова (размер головы), Крокодил (черты лица), Белый, Рыжий, Чёрный (цвет волос), Чебурашка (размер ушей), Феликс, Чапаев (сходство с известными людьми).

3. Прозвища, связанные с личностными свойствами: Кулак –твёрдость, Святой – доброта, Дубина, - глупость, Живодёр – жестокость, Лиса – хитрость, Зараза – дурной нрав, Балабол, Каляка – излишняя открытость.

4. Прозвища, отражающие манеру поведения: Топтыга – медлительность, Бодрый, Волчок – суетливость.

5. Прозвища, связанные с речевыми особенностями: Мяуколка, Сорока – манера говорить, Заяц – заикание, Батя – любимые слова.

6. Прозвища по профессии: Монах – по занятиям родственников, Агрономка – муж агроном, Цыплятница – по бывшей профессии.

7. Прозвища по увлечению: Мотаня – ловко танцует или мотается, меняет партнёров, Деньга – пляшет, как деньги звенят.

8. По месту жительства: Камчетка – расположение дома, Магадан, Таджикистан – по бывшему месту жительства.

9. Прозвища, образованные от других антропонимов: от имени матери – Марьян, от фамилии – Докучай (фамилия Докучаев), Зубарь (Зубарёв), от прозвища данного в детстве – Моряк, Бутус.

Эта работа позволила мне, будущему филологу, расширить свои знания в области этимологии, диалектологии, пополнить свои знания по краеведению, этнографии.

Данная работа не претендует на полноту знаний и будет продолжена мною и учащимися нашей школы.

Полученные результаты работы используются на уроках русского языка, литературы и истории. Школьный краеведческий музей пополнен материалами диалектологии родного края.

Село Губино находится между реками Клязьмой и Нерской и Сеньгой-озером, в 25 километрах от ст. Орехово-Зуево. По устным преданиям, Губино (в прошлом - деревня Губинская) существует около 300 лет. Название селения произошло от губительной, гиблой, болотистой местности окрест деревни, где скрывались преследуемые царем и властью старообрядцы. В те далекие годы Губинская входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии и имела три улицы, названные по именам трех братьев-помещиков: Измайловскую, Николаевскую, Александровскую.

После 1861 года сюда переехали гуслицкие купцы-староверы Кокуновы. Тихон Александрович Кокунов вскоре построил одноэтажный кирпичный корпус для ткацкой и красильно-аппретурной фабрики с керосиновым освещением. Серапион Александрович Кокунов открыл ткацкую фабрику в двухэтажном корпусе. Всего у Кокуновых на фабриках было 250 ручных станков. Кузьма и Степан Кокуновы владели торфяными машинами. Промышленная добыча торфа в окрестностях Губина началась в 1913 году. Губинское болото относилось к Ликинским торфоразработкам.

Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено отдельное деревянное здание. В 1876 году на месте деревянной моленной на средства Серапиона и Тихона Кокуновых была выстроена каменная церковь старообрядцев белокриницкого согласия. Здесь разместилась главная губинская святыня - икона Казанской Божией Матери.

Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале XVIII века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. В пути ходокам встретился незнакомый иконописец, который взялся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нес. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего иконописца. Посланные уже подумывали сделать заказ другому мастеру, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого иконописца, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день никто не знает, кем же все-таки написана чудотворная икона. (Автор, рассказавший об этой иконе в №47 журнала «Церковь» за 1910 год, считал, что это случилось в начале XVIII века, но, поскольку в устных сказаниях время часто искажается, естественней предположить, что это было во время страшной моровой язвы 1771 года.)

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года.

Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением.

Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит - основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий.

Журнал «Старообрядческая мысль» в 1915 году сообщал: «15 ноября сего года в храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке в Москве, состоялось торжественное богослужение по случаю принесения в храм чудотворного образа Казанской Пресвятой Богородицы (из деревни Губинской). Всенощную и Божественную литургию совершал архиепископ Мелетий... Постоянное пребывание вышеназванной чудотворной иконы в Губинской Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии».

В Гуслицах был установлен порядок чествования чудотворной иконы Царицы Небесной: 11 июня торжество встречи и провождение иконы с крестным ходом совершалось в Селиванихе, 12-го - в Степановке, 13-го - в слободе Абрамовке, 15-го - в Шувое, 17-го - в Нарееве. В эти дни все работы прекращались даже на механических ткацких фабриках. Моление в честь прибытия святыни начиналось вечером служением всенощной, а утром проводилась Божественная литургия с произнесением торжественной речи, после которой по колокольному звону все собирались на крестный ход вокруг селения по полям. Тут же служились молебны с водоосвящением. Затем икона следовала в соседний приход.

Духовенство господствующей церкви часто ополчалось против чудотворной иконы, искало случая отобрать ее у старообрядцев. До 80-х годов XIX века даже открытое перенесение святой иконы из храма поперек улицы с пением считалось преступлением, и почти вся уездная полиция приводилась в боевую готовность. Старообрядцы ревностно и бдительно охраняли дорогую святыню: от властей икону прятали в закрома, в рожь и т.п. Если везли икону в другую деревню, то обычно ее прятали в середину какой-нибудь клади, чтобы избежать подозрения полицейских. До 1915 года икона находилась в доме братьев Кокуновых.

Первым священником, настоятелем храма стал о. Иоанн. В 20-е годы в возрасте около 70 лет отец Иоанн был репрессирован и по дороге в ссылку умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям.

Преемник о. Иоанна - священноиерей Филарет - служил также в 20-е годы, дальнейшая судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил настоятель храма о. Никола, служивший до 1937 года. Он также пополнил ряды страдальцев за веру. Пришедшему ему на смену отцу Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь два-три года. В 1940-м его служба прервалась, и можно догадаться, по какой причине. В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма - на рубеже 1939-1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза.

И в эти страшные годы разгула атеизма, войны, голода и разрушений к православным христианам, лишенным святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн.

После Победы нашего народа над немцами верующим и духовным православным пастырям со стороны сталинского правительства оказывалось некоторое послабление. Поруганное властями здание губинского храма возвратили местной старообрядческой общине. С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавлял отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении храма. По воспоминаниям прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним, с 1960 по 1962 гг., настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые «приступы» хрущевского воинствующего атеизма.

На смену о. Максиму пришел священноиереей Антоний. По некоторым данным, он был из Орехово-Зуева. Как и везде, в Гуслицах в это время остро недоставало старообрядческих священников, о. Антонию выпала нелегкая миссия окормлять несколько приходов. К примеру, в его ведении находился и старообрядческий храм деревни Язвищи. Служил этот священник-подвижник и в московских храмах. Он умер в 1983 году, в возрасте сорока с небольшим лет.

Затем почти целое десятилетие у губинского храма не было постоянного настоятеля. В 80-е годы священников сюда направляла Московская старообрядческая Архиепископия. И, наконец, в 1992 году постоянным священником стал отец Зотик (Еремеев). В этот сан его рукоположил первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Еще в бытность о. Антония о. Зотик ревностно служил в губинском храме уставщиком. Сам Зотик Иоасафович Еремеев родился в 1947 году в семье коренных староверов. Позднее закончил Духовную семинарию. До 1994-1995 гг. о. Зотик являлся настоятелем храма, многое претерпел от святотатцев, пытавшихся ограбить святыню и украсть чудотворную икону Казанской Пресвятой Богородицы.

В 1994 году о. Зотик принял иноческий постриг с именем Зосима, хиротонисан в епископы митрополитом Алимпием в сослужении с епископом Силуяном и архиепископом Иоанном и направлен в епархию Кишиневскую и всея Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

С 1 июня 1995 года в Губинском храме служит священник Александр (Селин), рукоположенный митрополитом Алимпием. Его дед Петр Александрович Селин (1890-1967гг.) был известным старообрядческим деятелем, протоиереем, благочинным Горьковской области.

Нынешний храм деревни Губино освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 2009 году исполняется 120 лет со дня его освящения.

по материалам краеведческой работы «Губино старообрядческое» Титовой Натальи (Губинская СОШ) адрес публикации: December 10th, 2014

Продолжаем обзор- староверческих мест Подмосковья.
(первая часть- )
Для начала- "Карта раскольничьих селений Московской губернии" 1871г.

53. Храм во имя св. влмч. Димитрия Солунского в селе Рахманово
Мос. обл., Павлово-посадский район, с. Рахманово

остатки церкви, начало 50-х.

Ныне, рядом с местом где находилась церковь, установлена Дмитриевская часовня.

54.Церковь Михаила Архангела в Чулково (неокружническая)
Московская обл., Раменский р-н, д. Чулково

Официально община была зарегистрирована в 1906. Молитвенный дом просуществовал до 1952, когда сгорел и более не был восстановлен. Ныне на его месте поставлен памятный крест.


Освященный источник недалеко от несохранившейся церкви.

55.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дулёво
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, г. Ликино-Дулево

Деревянный старообрядческий храм - здание в псевдорусском стиле с шатровым куполом и шатровой колокольней. Построен в 1908-1914 вместо молитвенного дома в посёлке при фарфоровой фабрике Кузнецова, принадлежал окружнической общине. Закрыт и сломан в 1934. На его месте поставлен памятник Ленину.

с краю видна колокольня Покровской церкви.

56. Церковь Преображения Господня в Куровской
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, г. Куровское, ул. Первомайская

Деревянная клетская постройка простой архитектуры, построенная в 1905-1906 вместо старой моленной. Принадлежала неокружнической общине. Закрыта в 1937 и вскоре сломана.
Место, где находилась старообрядческая церковь.

57.Церковь Рожества Пресвятой Богородицы в Петрушино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Петрушино

Место бывшей старообрядческой Церкви

58. Ширинская Церковь Димитрия Солунского
Московская обл., г. Павловский Посад, ул. Урицкого, [в районе д. 32]
Деревянный одноглавый храм со звонницей был построен при помощи К. Г. Ширина в 1908, главы установлены в 1912. Храм принадлежал общине старообрядцев, приемлющих Окружное послание. Закрыт в 1941, венчания сломаны. Занят городской военной комендатурой, затем радиоклубом и ГК ДОСААФ. Снесён в 1988.

59.Церковь Михаила Малеина в Тимково
Московская обл., Ногинский р-н, д. Тимково

Деревянная клетская церковь в псевдорусском стиле, выстроенная на средства А. И. Морозова. Закрыта на рубеже 1920-1930-х, венчания сломаны, занята клубом. К настоящему времени разорена после пожара.

до пожара

60. Церковь Иоанна Богослова в Барышево
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Барышово
Небольшая деревянная постройка с шатровой кровлей, выдержанная в духе модерна. Сооружена по проекту 1910, принадлежала окружнической общине. В сер. ХХ в. закрыта, сруб перевезён в Ильинский Погост и использован для нового строительства.

61. Моленная в Авсюнино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Авсюнино

Деревянный молитвенный дом простой архитектуры, сооруженный в 1896, позже перестраивался. Закрыт в 1929 и вскоре сломан.

62. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Анциферово
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Анциферово
Деревянная одноглавая церковь в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, сооруженная по проекту 1911. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1939, венчания сломаны, занята школой. В 1957 разобрана для нового строительства, уцелел алтарный прируб, ныне пристроенный к сельской школе.
школа на месте церкви.

63.Моленная в д.Гора.
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Гора (Давыдовский с/о)
деревянная моленная неокружнической общины, сооруженная в XIX в. Сгорела в 1930-х.

64. Молитвенный дом в скиту у Губино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, у д. Губино
Деревянный молитвенный дом в женском старообрядческом скиту, находившемся в лесу недалеко от д. Губино. Скит окончательно ликвидирован в 1930-х, постройки разобраны.

65. Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы в Зевнево (зимний)и (летний)
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Зевнево
Деревянный молитвенный дом, сооруженный в 1912 вместо старого. Особых признаков церковной архитектуры не имел, служил летним храмом окружнической общины. Закрыт в 1930-х, занят зернохранилищем, в 1960-1980-х разобран.

66. Моленная в Ионово (поморская)
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Ионово
Деревянный молитвенный дом общины старообрядцев поморского брачного согласия. Закрыт в 1930-х, занят клубом. Сгорел в 1980-х.

67. Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы в Коровино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Коровино
Деревянный молитвенный дом, перестроенный в церковь в 1910-х. Община была зарегистрирована в 1910. Сломана в сер. ХХ в. В селе также имелась неокружническая община, молитвенный дом которой, построенный в 1891, сгорел в 1916.

68. Молитвенный дом в Коротково
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Коротково
Деревянный старообрядческий молитвенный дом, построенный в XIX в. Принадлежал неокружнической общине. Закрыт в 1930-х, сломан в 1960-х.

69.Церковь в Кудыкино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Кудыкино
Деревянная старообрядческая церковь, выстроенная в нач. ХХ в., вероятно, вместо старого молельного дома. Закрыта в 1931, позже сломана.

70. Молитвенный дом в Мальково
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Мальково
Деревянный молитвенный дом окружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в 1930-х, позже сломан.

71.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Поминово
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Поминово
Деревянная церковь окружнической общины. Была перестроена в 1912 из старой моленной, над которой надстроили четверик с главкой. Закрыта в 1941, разобрана в 1952-1953.

72. Молитвенный дом в Понарино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Понарино
Деревянный молитвенный дом окружнической общины. Новое здание с главкой на кровле было сооружено в нач. ХХ в.

73.Молитвенный дом в Равенской
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Равенская
Деревянный молитвенный дом был разрешен к постройке в 1905. Принадлежал окружнической общине.

74.Молитвенный дом в Степановке
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Степановка
Деревянный молитвенный дом неокружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в кон. 1930-х, позже сломан.

75.Церковь Никиты Великомученика в Хотеичах
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, с. Хотеичи
Деревянный старообрядческий молельный дом, принадлежавший неокружнической общине, поновленный в 1892. Реконструирован в церковь в 1910-х, освящен в 1914. Закрыт в 1930-х, позже сломан. Малочисленная неокружническая община - видимо, последняя в Подмосковье - цела в Хотеичах по сей день.

76.Церковь Николы Чудотворца в Юрятино
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Юрятино
Небольшая деревянная старообрядческая церковь окружнической общины, сооруженная в 1909 вместо сгоревшей моленной. Сломана в сер. ХХ в.

77.Церковь в Язвище
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Язвищи
Деревянный храм был заложен в 1906, окончен ок. 1910. Закрыт во 2-й пол. 1930-х, позже сломан.

78.Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Яковлевской
Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Яковлевская
Краткое описание Деревянный молитвенный дом окружнической общины, сооруженный в нач. ХХ в. на средства Ф. Е. Морозовой (по другим данным сооружен на основе здания XIX в.). Представлял собой клетское здание с крупной главкой на кровле. Закрыт в 1939, сломан в нач. 1970-х.
место где находилась церковь.

79. село Семёновское
ныне Москва, Ленинский и Ломоносовский пр-т

80. Моленная в селе Орлово
Ныне- г.Москва, Солнцево

83.Моленная в д. Пласкинино.
Московская обл., Раменский р-н, д. Пласкинино
"Гжельский куст"
Деревянный молитвенный дом старообрядцев-неокружников, к которому в 1910-х пристроили каменную колокольню. Молельня сгорела в 1930-х, колокольня разобрана в 1950-х.

84. Церковь в Речицах.
Московская обл., Раменский р-н, с. Речицы
"Гжельский куст" - http://rechitzkiy.narod.ru/text/old.html
Старообрядческая моленная, поддерживавшаяся купцами Храпуновыми. не позже кон. XVIII в. неокружники. Община официально была зарегистрирована в 1907. Здание сломано в сер. ХХ в.

85. Церковь Иконы Божией Матери Владимирская в Осташево
Московская обл., Воскресенский р-н, с. Осташево
Моленная старообрядцев-окружников в деревянном доме, выстроенном в 1906 и надстроенном куполом в 1911-1914. Община зарегистрирована в 1907. Закрыта в 1929, разобрана в 1938.

86. Церковь Михаила Архангела в Талдоме
Московская обл., Талдомский р-н, г. Талдом
Небольшой деревянный храм старообрядцев-поповцев, перестроенный после 1905 из старого молитвенного дома. Богослужения прекращены не ранее кон. 1930-х. В настоящее время старообрядческой общины в Талдоме нет.

87. Моленная в усадьбе Иславское.
Мос.обл., Одинцовский р-он, Иславское. (Рублевское шос., рядом Горки-10)
до 1682 года владелица- св.Федосья Прокопьевна Морозова.
В начале XX в. усадьбу купил И. В. Морозов, представитель линии Морозовых-«Викуловичей». Он также владел расположенным по соседству конным заводом для разведения русских рысаков.

88. Моленная в усадьбе Рябушинских.
Мос.обл. Мытищи, усадьба Александрово.

Село Губино находится между реками Клязьмой и Нерской и Сеньгой-озером, в 25 километрах от ст. Орехово-Зуево. После 1861 года в село Губино переехали гуслицкие купцы-староверы Кокуновы.

Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено отдельное деревянное здание. В 1876 году на месте деревянной моленной на средства Серапиона и Тихона Кокуновых была выстроена каменная церковь старообрядцев белокриницкого согласия. Здесь разместилась главная губинская святыня — икона Казанской Божией Матери.

Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале XVIII века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. В пути ходокам встретился незнакомый иконописец, который взялся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нес. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего иконописца. Посланные уже подумывали сделать заказ другому мастеру, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого иконописца, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день никто не знает, кем же все-таки написана чудотворная икона. (Автор, рассказавший об этой иконе в № 47 журнала «Церковь» за 1910 год, считал, что это случилось в начале XVIII века, но, поскольку в устных сказаниях время часто искажается, естественней предположить, что это было во время страшной моровой язвы 1771 года.)

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года.

Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением.

Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит — основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий.

Первым священником, настоятелем храма стал о. Иоанн. В 20-е годы в возрасте около 70 лет отец Иоанн был репрессирован и по дороге в ссылку умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям.

Преемник о. Иоанна — священноиерей Филарет — служил также в 20-е годы, дальнейшая судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил настоятель храма о. Никола, служивший до 1937 года. Он также пополнил ряды страдальцев за веру. Пришедшему ему на смену отцу Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь два-три года. В 1940-м его служба прервалась, и можно догадаться, по какой причине. В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма — на рубеже 1939-1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза.

И в эти страшные годы разгула атеизма, войны, голода и разрушений к православным христианам, лишенным святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн.

После Победы нашего народа над фашизмом верующим и духовным православным пастырям со стороны сталинского правительства оказывалось некоторое послабление. Поруганное властями здание губинского храма возвратили местной старообрядческой общине. С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавлял отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении храма. По воспоминаниям прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним, с 1960 по 1962 гг., настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые «приступы» хрущевского воинствующего атеизма.

На смену о. Максиму пришел священноиереей Антоний. По некоторым данным, он был из Орехово-Зуева. Как и везде, в Гуслицах в это время остро недоставало старообрядческих священников, о. Антонию выпала нелегкая миссия окормлять несколько приходов. К примеру, в его ведении находился и старообрядческий храм деревни Язвищи. Служил этот священник-подвижник и в московских храмах. Он умер в 1983 году, в возрасте сорока с небольшим лет.

Затем почти целое десятилетие у губинского храма не было постоянного настоятеля. В 80-е годы священников сюда направляла Московская старообрядческая Архиепископия. И, наконец, в 1992 году постоянным священником стал отец Зотик (Еремеев). В этот сан его рукоположил первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Еще в бытность о. Антония о. Зотик ревностно служил в губинском храме уставщиком. Сам Зотик Иоасафович Еремеев родился в 1947 году в семье коренных староверов. Позднее закончил Духовную семинарию. До 1994-1995 гг. о. Зотик являлся настоятелем храма, многое претерпел от святотатцев, пытавшихся ограбить святыню и украсть чудотворную икону Казанской Пресвятой Богородицы.

В 1994 году о. Зотик принял иноческий постриг с именем Зосима, хиротонисан в епископы митрополитом Алимпием в сослужении с епископом Силуяном и архиепископом Иоанном и направлен в епархию Кишиневскую и всея Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

С 1 июня 1995 года в Губинском храме служит священник Александр (Селин), рукоположенный митрополитом Алимпием. Его дед Петр Александрович Селин (1890-1967 гг.) был известным старообрядческим деятелем, протоиереем, благочинным Горьковской области.

Нынешний храм деревни Губино освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 2014 году исполняется 125 лет со дня его освящения.

Славная история старообрядческой святыни продолжается.