День памяти святителя Феодосия архиепископа Черниговского (Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье)

Святому Феодосию Феодосию Углическому молятся в нуждах, связанных с укреплением ума и знания взрослых и детей (о слабом учении детей). Считается, что этот святой помогает исцелять раковые опухоли. Молитва Феодосию Черниговскому с истинной верою поможет исцелиться от самых разных болезней, клеветы и проблем, связанных с семейным благополучием и с детьми. Для почитания Феодосия Черниговского, одного из главных православных святых, церковью отведено три дня в году. Первый день — 18 февраля. Это непосредственно день памяти святого. Второе празднество приходится на 22 сентября. Это день, когда были найдены мощи преподобного Феодосия. 3 октября — день, когда православные празднуют так называемый Собор Брянских Святых. Это праздник, посвященный священнослужителям, жившим когда-то в землях Брянска. К ним относится и Феодосий. (даты по старому стилю)

Легенда связанная с иконой Феодосия Черниговского:
"Феодосий Черниговский, один самых почитаемых святых Санкт-Петербурга. Мало кто знает, но Дорога Жизни, по которой доставляли хлеб в Блокадный Ленинград, имеет второе название - Дорога Феодосия Черниговского. Ленинград был окружен немцами, была зима, но в Ленинграде была плюсовая температура. Собрался Военный Совет и руководство города не знало как доставить в голодающий Ленинград хлеб. И во время заседания Военного Совета, откуда то раздался голос - "Найдите икону Феодосия Черниговского и поставьте ее в храм ". Все члены Военного Совета стали переглядываться между собой, каждый стал спрашивать у соседа, слышал ли он голос. Никто даже не знал, кто такой Феодосий Черниговский. Позвонили в РПЦ. Им сообщили, что Феодосий Черниговский это такой святой, который очень много сделал для объединения Русской и Украинской Православной церкви. Нашли в музее Религии и Атеизма его икону. Позвонили и доложили Сталину, что мол так и так.. Сталин дал добро на перенос иконы в Храм Божий. Установили икону, а на следующий день ударил 30 градусный мороз и вся Ладога замерзла. И пошли машины с хлебом в Блокадный Ленинград. Вот так были спасены сотни тысяч людей от голодной смерти. А дорогу через Ладогу, назвали Дорогой Жизни имени Феодосия Черниговского."

Житие святителя Феодосия.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале 30-х годов XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родите-лями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при Крещении, осталось неизвестным. Благочестие родителей способст-вовало духовному развитию и добрым склонностям мальчика: с детства он прилежал молитве и отличался кротким характером. Юношей он вступил в духовное училище, так называемую Киево- Братскую коллегию, при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII века был временем расцвета коллегии. Киево-Братская Коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства — иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания и богомыслию. После получения образования будущий святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая). В 1664 году его назначили настоятелем знаменитого Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго до того находилась в руках униатов, приведших ее в полное разорение. Святой Феодосий с усердием принялся за дело, и, благодаря своей энергии и трудолюбию, быстро восстановил иноческую жизнь в Выдубицком монастыре. Заботясь о церковном благолепии, он организовал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году. В те годы святому Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе с другими был оправдан. Когда епископ Лазарь был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях. В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами. Он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нем вопроса о времени пресуществления Святых Даров. В 1692 году 11 сентября святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском Московском соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского. Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский женский монастырь, где он сам освящал храм. В 1694 году им был основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком мужском монастыре, а в 1695 году —величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря. Святитель Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг.При святителе Феодосии в Черниговской Епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству и быстрого разборчив в выборе кандидатов. Отличительными чертами личности святителя Феодосия были — снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, не только православным, но и людям других исповеданий.В 1696 году 5 февраля святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе. Святитель Иоанн Максимович построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах, в благодарность за чудесное избавление по молитвам святителя Феодосия от тяжкой болезни.

Молитвы святителю Феодосию, архиепископу Углицкому и Черниговскому.

О, священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю Феодосие, услыши нас с верою призывающих тя и усердно припадающих к иконе твоей. Поминай нас у престола Вседержителева и не престай молитися за ны. Вемы, яко грехи наши разлучают нас между нами и тобою, и недостойни есмы толикаго отца и ходатая. Но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, не престани вопия о нас ко Господу, испроси предстательством твоим у всемилостивейшаго Бога нашего мир Церкви Его, на земли воинствующей, пастырем ея силу ревностно подвизатися о спасении людей, народу нашему милость Божию и долгоденствие. Умоли Небеснаго Отца всем нам подати дар, коемуждо благопотребен, веру истинную, надежду твердую и любовь неоскудевающую, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменников сохранение, юным и младенцем благое в вере возрастание, старым и немощным утешение и подкрепление, болящим исцеление, сиротам и вдовицам милость и заступление, заблуждшим исправление, бедствующим благовременную помощь. Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой и Царствия Божия наследники быти, идеже ты ныне водворяешися со ангелы и всеми святыми, прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Пастырю добрый стада Христова, святителю отче наш Феодосие! Припадающе ко святей иконе твоей, молим тя с верою и любовию: буди нам помощник и покровитель в житии сем земнем многоскорбнем и многомятежнем, руководствуя нас невидимо к верному исполнению заповедей Христовых и стяжанию добродетелей Евангельских, нужных ко спасению душевному нашему. Буди заступник и охранитель Отечеству нашему, граду твоему, в немже святыми мощами твоими почивати благоизволил еси, и всем нам к тебе усердно притекающим и тя на помощь призывающим, ограждая нас покровом молитв твоих от всяких бед и скорбей и болезней, и даруя нам вся, яже на пользу душ и телес наших. Ей чудотворче святый и милостивый! Веруем несомненно, яко вся сия можеши нам испросити у великодаровитаго Бога нашего и яко мощно есть предстательство твое пред лицем Его. Сего ради просим тя: умоли Его благость за ны грешныя и недостойныя, и подажть нам твое святое архипастырское благословление, да оным осеняеми, тихое и богоугодное житие поживем, благую христианскую кончину получити сподобимся и вкупе ц тобою Царствие Небесное наследуем, славяще великое милосердие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемого Бога, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь.

Тропарь святителю Феодосию
Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие, был еси светило своему стаду, таже преставился еси в вечныя oбители. Умоли у Престола Царя cлавы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней питая словесныя твоя овцы, и приял еси от Христа Спаса целебен дар целити от немощи душевныя и телесныя всякого с верою к тебе приходящаго к целебным твоим мощем. Моли, святе, о призывающих имя твое, от наветов вражиих спастися душам нашим.

Бесплатная доставка любого лота по всей территории России. Антикварный салон «Наследие Предков» обеспечивает доставку приобретенных товаров (старинных икон, монет, скульптур и т.д.) только по территории Российской Федерации через официальных грузоперевозчиков. Обращаем Ваше внимание, что антикварный салон, заботясь о сохранности и скорости доставки Ваших предметов коллекционирования, использует исключительно легальные способы доставки. Доставка проводником поезда, попутным водителем или частным курьером не возможна.

Елецкий Черниговский храм Успения Богородицы

Несколько лет назад группа харьковчан отправилась в большую поездку по Украине и преодолела 3500 км. На пути одним из первых городов, преисполненным русскими древними святынями, стал красавец Чернигов.

Сперва дорога сама собой привела нас в Елецкий (Ельский) Успенский монастырь, находящийся на Болдиной горе. Обитель была основана в XI веке Великим князем Черниговским Святославом Ярославичем по совету подвизавшегося здесь в 1069-1072 гг. основоположника русского монашества прп. Антония Печерского. В древности монастырь был велик, богат и благоустроен, но в дальнейшем его разрушали татары и поляки. В 1240 г. он был сожжен Батыем вместе с городом, восстановлен в 1445 г. В 1579 и 1611 г. подвергался разрушению польскими войсками. Монастырь стал восстанавливаться с 1657 г. при Черниговском архипастыре Лазаре Барановиче. Настоятелями монастыря в разное время были лица, весьма известные в истории Русской Церкви: Иоанникий Голятовский, Димитрий Ростовский и Феодосий Черниговский (именуемый также Угличским).

Соборный монастырский храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1060 г., обновлялся в XV в. и начале XVII в.

Здесь в иконостасе находилась Елецкая Черниговская икона Богоматери «Неувядаемый цвет», которая явилась в 1060 г. близ Чернигова на ели, отчего и получила свое название. В истории Русской Церкви явление иконы на дереве было первым подобным чудом.

После разрушения монастыря в начале XVII в. икона была утрачена. В 1676 г. братьями Матвеем и Никитой по фамилии Козель (Козел) сюда был привезен из Владимира точный список Елецкого образа, который был у них куплен кн. К. Острожским и пожертвован монастырю. Древней Елецкой Черниговской иконой считалась та, которая в 1579 г. потомками Святослава Черниговского, кн. Барятинскими была взята в Москву, а в 1687 г. в Крымский поход. Умирающим Даниилом Барятинским на обратном пути (в этом же году) икона была отдана в харьковский Успенский собор.

Празднование в честь Елецкой Черниговской иконы совершалось 5 февраля, то есть 18-го по новому стилю. Спустя годы в этот же день стали почитать память святителя Феодосия Черниговского.

Икона Божией Матери Елецкая Черниговская

Под монастырским храмом в честь свв. апп. Петра и Павла и архиерейскими покоями находились Елецкие пещеры, ископанные при преп. Антонии Печерском. Расположение и устройство этих пещер сходно с киевскими. На западе от монастырской колокольни был деревянный домик, где под потолком находилась балка с вырезанною надписью: «Прп. Феодосий Углицкий, архимандрит 1688». Эта балка была в келье св. Феодосия.

На Болдиных горах мы поднялись на 58-метровую колокольню кафедрального Троицкого собора, построенную в 1775 г. по проекту Растрелли. Растрелли памятен, в частности тем, что является архитектором проекта Успенского собора в Харькове.

Троицкий собор Чернигова

Сам Троицкий собор был заложен в 1679 г. по проекту немца Иоанна Баптиста из Вильно. В правом нефе собора теперь находится рака святого чудотворца Феодосия Углицкого и Черниговского. А деревянный домик, которому более трехсот лет, где жил великий Феодосий, по сей день сохраняется на территории Елецкого монастыря.

В Троицком соборе мы поклонились также иконе Черниговской Богородицы - второй чудотворной иконе Чернигова, повсеместно чтимой наряду с иконой Ельской Богоматери.

* * *

Святитель Феодосий архиепископ Черниговский родился в начале 1630-х годов в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Его родителями были иерей Никита и Мария.

Святитель Феодосий архиепископ Черниговский. Икона

У Феодосия, отличавшегося с детства кротостью и прилежанием к молитве, природные способности раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время расцвета коллегии, когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен и впоследствии архиепископ Черниговский - Лазарь (Баранович). В числе его наставников были иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий (Дзик). Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивилловский, Варлаам Ясинский.

В то время Киево-Братская Богоявленская школа являлась главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.

Будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского. Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, но вскоре отбыл в Крутицкую обитель Черниговской епархии под Батурин, ожидая строгой иноческой жизни. Там он принял сан иеромонаха.

В 1662 г. Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 г. - настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря энергии и настойчивости удалось быстро возродить монастырь. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 г. посылал своих певчих.

Когда смотришь на историю этой обители, думается, что ей уготована какая-то особая стоическая роль. В бытность свт. Феодосия ей пришлось пережить сложный период. В наши дни она захвачена самосвятами-раскольниками «киевского патриархата».

Преосвященный Лазарь (Баранович) называл игумена Феодосия «овцой стада Христова, научившейся покорности». Став в 1679 г. местоблюстителем Киевской митрополии, оставаясь в Чернигове, он назначил Феодосия своим киевским наместником. В этом качестве свт. Феодосий в 1685 г. был послан в Москву. В результате произошло важнейшее событие: воссоединение Киевской митрополии с Русской Церковью.

В 1688 г. свт. Феодосий был назначен в Елецкий монастырь на место почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского). Именно с тех пор святой стал постоянно связан с Черниговом.

Святителю пришлось изрядно потрудиться в Елецкой обители, опустошенной иезуитами и доминиканцами. В течение нескольких лет обитель восстанавливала благосостояние. Елецкий архимандрит оказывал существенное содействие преосвященному Лазарю. Например, участвовал в составлении соборного ответа московскому патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору. Когда же патриарх не удовлетворился этими ответами, в Москву в начале 1689 г. был послан Батуринский игумен святитель Димитрий (Туптало) - будущий митрополит Ростовский. Свт. Феодосий ездил с ним в качестве представителя от преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Его Святейшеству ответное письмо и изустно разъяснить все недоразумения между Москвой и Киевом. Вместе с тем поручение, данное архимандриту Феодосию, должно было указать на него как на доверенное лицо, заслуживающее особого внимания со стороны патриарха и московского правительства.

В прошении государю Петру I и патриарху, посланном от лица народа преосвященным Лазарем и гетманом, было указано на высокие достоинства будущего святителя: «Пречестный архимандрит, муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою».

11 сентября 1692 г. св. Феодосий, вручив собственноручно подписанное клятвенное обещание «архиепископу Московскому и всея России и всех северных стран патриарху» Адриану, был наречен архиепископом Чернигова и Новгородка (Новгород-Северска). А 13 сентября был посвящен в архиепископы в Успенском соборе Московского Кремля. В выданной св. Феодосию по его же просьбе напрестольной царской грамоте, подтверждавшей права Черниговских архиепископов, указывалась зависимость не от Киевского митрополита, а от Московского патриарха.

К свт. Феодосию обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий. Он особо покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал из Киева ученых монахов, среди которых был иеромонах Иоанн (Максимович). Именно его, тогда наместника Брянского Свенского монастыря, вызвал свт. Феодосий, чувствуя приближение своей кончины, и поставил архимандритом Черниговского Елецкого монастыря.

Впоследствии будущий митрополит Тобольский и всея Сибири Иоанн (Максимович) построил над его гробом в Черниговском Борисоглебском соборе за правым клиросом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за свое чудесное исцеление от тяжкой болезни.

Святитель Феодосий архиепископ Черниговский. Дерево. Резьба. Конец XIX в.

Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 г., в канун 200-летия со дня его кончины. О великом почитании черниговского святителя говорит тот факт, что на торжества в тридцатитысячный Чернигов прибыло около 150 тыс. паломников. Определение Священного Синода гласило: «Во блаженной памяти почившаго Феодосия, архиепископа Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя, а для торжества открытия мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущаго 1896 г». (соответственно 18 февраля и 22 сентября по новому стилю. - Авт .)

Сахарозаводчик Н. А. Терещенко, тот самый, что собрал, подобно В. Третьякову, коллекцию русской живописи (ныне Киевский национальный музей русского искусства), подарил для мощей святителя серебряный с позолотой саркофаг. Рака с мощами Феодосия была торжественно перенесена из Борисоглебского в кафедральный Спасо-Преображенский собор и помещена в саркофаг. Через год поклониться мощам святителя Феодосия прибыл из Петербурга о. Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадский) и провел в Чернигове два дня.

После Октябрьского переворота 1917 г. нетленные мощи святителя послужили поводом для «развенчания поповских чудес». Но вышла осечка. «Телеграмма военно-срочная. Начальнику политсекции Правобережной Украины. Киев. По постановлению Губернского съезда Советов 18/2 (1921 г.) были вскрыты в Чернигове мощи святого Феодосия. Вскрытие оказалось крайне неудачным. Тело было цело и затверделое. Настроение масс напряженное. Врачебная экспертная комиссия вынесла тенденциозное постановление. Губисполком запросил Харьков высылке профессоров археологов — последним надо установить почвенный состав Черниговщины. Если есть (в) Киеве требуемые люди сообщите и вышлите (в) Чернигов. Ведем успешную агитацию, объявлена антирелигиозная неделя. Подробности лично протокол вскрытия пришлю. Секретарь Губсовещания (Соколов)».

Однако глумление продолжалось: мощи свт. Феодосия (необлаченные!) выставлялись сначала на Украине, затем в Москве и, наконец, к концу 1920-х годов в Ленинграде, где в Казанском соборе начал работу музей религии и атеизма. Здесь спустя десятилетия, в начале 1990-х годов, были обретены мощи преп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского.

К концу 1930-х в древнем святом Чернигове уже не было ни одной действующей церкви.

Отметим, что Чернигов был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 21 сентября 1943 г., в день Рождества Богородицы, накануне праздника прославления в лике святых свт. Феодосия.

Рассказывают поразительную историю. Во время обороны Ленинграда участники заседания военного совета расслышали голос: «Просите (молите) святителя Феодосия, он вам поможет». Они попытались выяснить, кто такой Феодосий. Поиск привел их к продолжавшему служение в блокадном городе митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому), впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси. Мощи святителя были перенесены в Никольский собор, где началась служба.

Говорят, той же ночью сильный мороз сковал Ладогу, сделав возможной доставку в истощенный город продуктов, боеприпасов, живой силы и техники, а также эвакуацию нуждавшихся в срочном вывозе.

Из истории помним словосочетание «Дорога жизни», но мало кто знает, что православные называли ее «дорогой святителя Феодосия».

Рассказывают также, что сразу после войны благодаря личному участию нового патриарха Алексия I (Симанского) и И. Сталина мощи свт. Феодосия были возвращены в Чернигов, где уже служились неусыпаемые акафисты. Величественная, духоподъемная картина: 15 сентября 1946 г. православные вышли навстречу возвращавшемуся в родной город святителю Феодосию, его нетленным мощам. Предсказавший возвращение преп. Лаврентий Черниговский (Проскура, +1950) шел со свечой, как и все монашествующие, как и все люди, которых было не очень много. Служба в Троицком соборе была Пасхальной, пели «Христос Воскресе!». Взволнованно рассказала участница торжеств: «Отец Лаврентий управлял хором и всем парадом, владыка служил... Святитель Феодосий служил, а владыка был сослуживцем. Мощи выносили на амвон, на солею, ставили на горнее место. Мы все были с большими свечами. Это была необыкновенная служба, необыкновенное торжество!»

Троицкий монастырь в 1962 г. был закрыт, мощи святителя Феодосия опущены в подвал Троицкого собора в усыпальницу черниговских архиереев. И лишь в 1984 г. они снова стали доступны верующим.

Радиоактивное облако, образовавшееся 26 апреля 1986 г. в результате аварии на Чернобыльской АЭС, город обошло. Черниговцы уверены, что спасены покровителем города свт. Феодосием. Также считают святого своим покровителем ликвидаторы аварии на ЧАЭС. В 2009 г. было завершено возведение храма в Киеве в честь святителя.


Храм в честь святителя Феодосия Черниговского в Киеве

Создан также новый храмовый комплекс свт. Феодосия Черниговского и в киевской Дарнице вместе с храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».


Храмовый комплекс свт. Феодосия Черниговского в Дарнице

Возводится храм в честь святителя Феодосия Черниговского и в с. Петришки Минской области - первый в Беларуси.

Так в течение многих веков черниговский святитель Феодосий продолжает любовное объединительное служение в среде православного народа, о чем необходимо помнить в год 1025-летия Крещения Руси.

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир у мощей свт. Феодосия Черниговского

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Святитель Феодосий родился в 20-х годах XVII столетия на Правобережной Украине в местечке Уланове в семье Никиты и Марии Углицких. Его отец был священником и сына воспитывал в духе христианского благочестия. Начальной грамоте Феодосий обучался дома, а затем продолжил образование в Киево-Могилянской коллегии. Здесь под влиянием Лазаря Барановича в юном Феодосии укрепилось твердое решение посвятить свою жизнь Богу. Когда и где принял иночество св. Феодосий, точно неизвестно. В 50-х годах он «многочестно» трудился в звании архидиакона Киево-Софийского собора и наместника митрополичьего кафедрального дома. За доброту и строгую подвижническую жизнь Феодосий пользовался уважением братии. Вскоре он был посвящен в сан иеромонаха и некоторое время жил в Крупицком Батуринском монастыре.

В 1662 году Феодосия назначили игуменом Корсунского монастыря под Каневом. В 1664 году Феодосий был определен игуменом знаменитого Киевского Выдубицкого монастыря. Эта древняя православная обитель, опустошенная и разоренная вследствие длительных войн на Украине в 40 — 60-х годах, за 24-летнее игуменство Феодосия достигла прежнего величия и красоты.

В 1685 году Феодосий Углицкий принимал активное участие в избрании Киевского митрополита Гедеона (Четвертинского). В том же году игумен Феодосий вместе с Переяславским игуменом Иеронимом (Дубиною), как «люди заслуженные в малороссийской церкви», были посланы к Московским царям и патриарху Иоакиму с просьбой об утверждении новоизбранного митрополита.

После вступления в должность настоятеля Елецкого монастыря, Феодосий прежде всего обратил внимание на экономическое состояние обители. Восстановленная из развалин трудами энергичного архимандрита Иоанникия (Голятовского), она была еще очень бедна.

За строгую подвижническую жизнь, ревность к Церкви Божией и неустаннные труды на пользу святой обители архимандрит Феодосий снискал любовь и уважение людей. Особое внимание он, обращал на устройство иноческой жизни в монастыре. Его смирение, аскетические подвиги служили самым поучительным примером для братии, утверждали ее в правилах истинного благочестия и христианской любви. Однажды, по навету, Преосвященный Лазарь наложил на Феодосия запрещение священнодействовать. Смиренный раб Божий беспрекословно исполнил строгое наказание своего архипастыря, о чем тот с изумлением писал в своем письме к архимандриту Новгород-Северского монастыря Михаилу (Лежайскому).

Св. Феодосий принимал деятельное участие во всех наиболее значительных церковных событиях своего времени. Когда в конце 80-х годов XVII столетия между представителями Малороссийского духовенства и Московским патриархом Иоакимом началась переписка по вопросу о Флорентийском соборе и о времени пресуществления Святых Даров, Лазарь (Баранович) поручил Феодосию Углицкому составить ответную грамоту Московскому патриарху.

В 1689 году в составе делегации, избранной от украинского духовенства, Елецкий архимандрит ездил в Москву, что свидетельствует о его высоком авторитете.

После смерти Киевского митрополита Гедеона (Четвертинского) в 1690 году Елецкий архимандрит Феодосий был среди кандидатов на кафедру Киевской митрополии. Когда же митрополитом был избран Варлаам (Ясинский), его прочили на место Печерского архимандрита. Но Промысел Божий вел святителя по иному пути. Исполняя обязанности настоятеля Елецкого монастыря, св. Феодосии одновременно помогал в управлении обширной епархией Лазарю Барановичу, который предоставил Елецкому архимандриту вести почти все экономические дела архиерейского дома, а также часть епархиальных дел. Престарелый и мудрый Черниговский архиепископ Лазарь решил официально утвердить Елецкого архимандрита своим постоянным помощником. Гетман Иван Мазепа, по просьбе Барановича, тоже в письме просил у патриарха и царей Ивана и Петра «явити к нему (Феодосию) призрение до получения в делах оных желаемого совершенства».

В ноябре 1691 года архимандрит Феодосий был утвержден в звании помощника Черниговского архиепископа. В письме архиепископу Лазарю патриарх Адриан так писал об архимандрите Феодосии: «Его же и наша мерность видяще человека честна и от нас в доброжелательстве известного, на новое служение благословляем, да велимая тобою дела он управляет, в дому вещи да сохраняет всякия, слушаяй тебе яко прежде».

Но вскоре Лазарь Баранович вновь обращается в Москву с просьбой, чтобы, «ради престарения и немощи» его, архимандрит Елецкий Феодосий Углицкий — «муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет; опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной мудрости, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и Черниговскою епархиею», — был посвящен патриархом в сан архиепископа.

К просьбе присоединилось духовенство епархии и даже сам гетман, в результате чего это необычное желание знаменитого архипастыря было исполнено. Хиротония состоялась в сентябре 1692 года. Св. Феодосии был посвящен в сан архиепископа Чернигова и Новгородка (Новгород-Северского), с правом совершать богослужение в саккосе, что в то время было исключительной привилегией патриарха и митрополитов.

По возвращении из Москвы новопоставленный архиепископ разместился в прежних настоятельских покоях Елецкого монастыря, оставаясь его настоятелем. Смиренный раб Божий Феодосий и теперь, будучи в святительском сане, сохранял к архиепископу Лазарю любовь и сыновнюю покорность, во всем согласовывая свою деятельность с его волею. Грамоты выдавались от имени архиепископа Лазаря за подписью Феодосия: «Феодосий Углицкий, архиепископ и архиепископии Черниговской и Новгород-Северской коадъютор, архимандрит Елецкий».

После 36-летнего управления Черниговской епархией, 3 сентября 1693 года, мирно отошел ко Господу архиепископ Лазарь Баранович. Совершив погребение Преосвященного Лазаря в Борисо-Глебском соборе, св. Феодосий отправил в Москву иеромонаха Пахомия с известием о печальном событии. Письменное донесение послал и гетман. В нем он изъявлял перед царем свою скорбь об утрате, постигшей Черниговскую епархию, и вместе с тем писал, что почившему Лазарю наследует достойный архипастырь, который «своими добротами может украсить церковь и благоусмотрением устроить дел правление».

5 января 1694 года гетман И. Мазепа получил царскую грамоту, в которой говорилось, что царь будет оказывать Преосвященному Феодосию такую же царскую милость, какою пользовался Преосвященный Лазарь. Одновременно гетману писал и патриарх, что хиротонию Феодосия в архиепископа при жизни Преосвященного Лазаря нужно относить к особенному Промыслу Божию, благотворящему пастве Черниговской. Он просил гетмана помогать архиепископу Феодосию и словом, и делом. Вместе с этими посланиями Феодосию Углицкому была прислана ставленная грамота.

Управление Черниговской епархией св. Феодосием продолжалось около 2,5 лет. Заботясь о вверенной ему пастве и о поддержании духа христианского благочестия в управляемой епархии, архиепископ Феодосий не только поддерживал и благоустраивал существующие монастыри, но и способствовал основанию новых обителей. В 1694 году по его благословению был основан Любечекий скит, а в Домницком монастыре им освящен был новый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и установлено празднование чудотворной иконе Домницкой. Летом 1695 года св. Феодосий освятил величественный храм в честь Животворящей Троицы, заложенный еще в 167 году Черниговским архиепископом Лазарем Барановичем на Болдиных горах возле древнего Ильинского монастыря. Все иноки этой обители были переведены в новые братские кельи Троице-Ильинского монастыря. Св. Феодосий заботился о религиозно-нравственном просвещении своей паствы. В епархии продолжала работать типография, финансируемая из кафедральных средств. Поистине столпом Православия на Черниговской земле и «пастырем добрым» для церковного народа был святитель Феодосий, ревностно защищавший свою паству от влияния католицизма.

После короткого, но плодотворного и благодатного управления Черниговской епархией, 5 февраля 1696 года, в день празднования Елецкой иконе Божией Матери, св. Феодосий мирно отошел к Богу, уготовив себе нетленный венец в Царстве славы. Его тело было торжественно погребено в Борисо-Глебском, тогда кафедральном, соборе, где и покоилось нетленно 200 лет. Многие страждущие люди молитвенно обращались к Феодосию за помощью и получали ее по вере своей. В XVIII веке произошли десятки случаев чудесных исцелений и других проявлений милости Божией по молитвам Черниговского святителя. В начале XIX века была заведена специальная книга, где фиксировались случаи исхождения благодати от его честных и многоцелебных мощей, а Черниговские архиереи неоднократно обращались в Синод с предложением прославить Феодосия в лике святых.

Обретение и перенесение мощей угодника Божьего, а также его канонизация произошли 9 сентября 1896 года. Наверное, впервые за свою историю Чернигов принял такое огромное количество паломников, которых не могли вместить ни гостиницы, ни монастыри, ни постоялые дворы, ни частные дома. Торжественно вознесли тогда православные христиане хвалу Богу, и ныне непрестанно в Черниговских храмах воспевают: «Радуйся, угодниче Божий, святителю Феодосие, чудотворче преславный». Сегодня мощи покровителя земли Черниговской покоятся в Свято-Троицком кафедральном соборе. Память святителя и чудотворца Феодосия празднуется дважды в году: 5 (18) февраля — день кончины и 9 (22) сентября — день обретения мощей.

Незадолго до своей кончины св. Феодосий назначил своим преемником на Черниговскую кафедру наместника Брянского Свенского монастыря иеромонаха Иоанна (Максимовича), которого и посвятил в сан архимандрита Елецкого монастыря.

Тропарь, глас 4-й:

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие, был еси светило своему стаду, таже преставился еси в вечныя oбители. Умоли у Престола Царя cлавы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими.

Кондак, глас 4-й:

Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней питая словесныя твоя овцы, и приял еси от Христа Спаса целебен дар целити от немощи душевныя и телесныя всякого с верою к тебе приходящаго к целебным твоим мощем. Моли, святе, о призывающих имя твое, от наветов вражиих спастися душам нашим.

День памяти святого Феодосия Черниговского отмечается два раза в год - 9 сентября (день канонизации) и 5 февраля (день кончины). Его имя стоит в одном ряду с теми святыми, которые являются самым ценным украшением и славой всей Русской православной церкви. Точных данных, где он родился, нет. Известно только то, что он появился на свет в конце 30-х годов XVII века в Малороссии. Его фамилия Полоницкий-Углицкий принадлежала очень древнему дворянскому роду. Родителей будущего святого звали Никита и Мария. До современников мало дошло сведений, касающихся его детства и отрочества. Одно только известно, что он был очень послушным и кротким.

Святой Феодосий

Сначала его воспитанием занимались родители, они с детства прививали ему страх Божий и христианское благочестие. А потом он стал учеником Киевской Братской Богоявленской школы, которой он был всю жизнь глубоко признателен. На то время ее руководителем был архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович). К нему св. Феодосий Черниговский питал чувства сыновнего почтения и уважения.

По окончании учебы св. Феодосий решил посвятить Богу всю свою жизнь. Благочестивые родители, назидательное руководство духовной школы, да и святость самого места содействовали и укрепляли желание доброго жития. Но потом были и другие события - несогласия и настроения, которые святитель увидел среди властей и даже среди своего духовного руководства. Это и побудило его подвизаться в иночестве и уже в одежде воина Христова встать на стражу православной церкви.

Смуты

Недолгое время Феодосий Черниговский трудился архидиаконом в киевском Софийском соборе и наместником митрополичьего дома. В это же самое время Киев и Малороссия терпели бедствия от смуты, которую постоянно осуществляли противники не желавшие соединять Малороссию с Москвой. К большому сожалению, в этих смутах принимало активное участие даже высшее духовенство. В то время перешел на сторону Речи Посполитой даже митрополит Киевский Дионисий (Балабан), и поэтому митрополия раскололась (1658 г.). И тогда временным блюстителем на территориях Киевской митрополии, подконтрольных Москве, стал Черниговский архиепископ Лазарь.

Противостояние и новый митрополит

Св. Феодосий к этому времени уже верно служил в епархии Лазаря иеромонахом Крупицкого Батуринского монастыря. Очевидным стало то, что жизнь святого проходила под присмотром преосвященного Лазаря. У него сформировались свои убеждения, и он отказался идти вслед за Киевским митрополитом Дионисием, чтобы не стать врагом православной веры и ее народа. Святитель постоянно держится своего учителя Лазаря, так как убежден, что Малороссия будет процветающей только под защитой русского царя.

В 1662 году, по свидетельству Черниговской летописи, св. Феодосий состоял в звании игумена Корсунского монастыря. В 1663 году умирает митрополит Дионисий, и на Киевскую митрополию духовенством Польской Украины назначается епископ Иосиф (Нелюбович). Его избрание, вероятнее всего, произошло в Корсунском монастыре.

Игумен монастыря

Новый митрополит первоначальную свою деятельность начал с защиты православия в Литве. Однако его политические убеждения также не совпадали с убеждениями Лазаря. В итоге московское правительство не захотело признавать его митрополитом. Св. Феодосий боялся смуты, поэтому не дал своего согласия на участие в избирательном акте. Немного позже, в 1664 году, его назначили игуменом

Он был очень ревностным попечителем устройства святой обители, которая неоднократно находилась в руках униатов. Св. Феодосий управлял монастырем в духе строгого православия с большим усердием, поэтому он получил гетманский универсал (документ или грамота), по которому монастырь получил значительные поместья. Этот факт вооружил против него иноков соседней Киево-Печерской лавры. Архимандрит Иннокентий (Гизель), построив свои доводы по несправедливым наветам печерских монастырских управителей, стал жаловаться на него митрополиту Лазарю Черниговскому.

Святитель не без скорби, но безропотно переносит эти испытания, посланные ему Богом. Но, как обычно, говорят, все, что ни делается - все к лучшему. Лазарь, видя в нем высокие качества его светлой души, в пророческом духе пишет ему о своем желании, чтобы его имя было написано на Небесах.

Великий хозяйственник и духовник

Такое доверие и любовь владыки к св. Феодосию вскоре выразились в его назначении наместником по управленческим делам Киевской митрополии. На него возлагаются самые важные поручения в убеждении того, что он выполнит их с честью и пользою для православной веры.

Его имя становится известным в далекой Москве, Феодосий Черниговский вместе с игуменом переяславским Иеронимом везет прошение от гетмана и малороссийского духовенства о назначении Киевским митрополитом епископа Гедеона-Святополка. Это дело было увенчано успехом. Св. Феодосий, исполняя это свое поручение, между делом не забывает и походатайствовать о своей обители.

Перемены и испытания

В 1687 году, когда представился перед Богом архимандрит Елецкий Иоанникий (Голятовский), по наставлению архиепископа Лазаря на его место встает, после 24 лет правления Выдубицким монастырем, св. Феодосий. Назначив его на эту должность, архиепископ Лазарь делает его своею правою рукою, и с этого момента он становится участником всех выдающихся событий того времени. Так как в это же время сильно обостряются отношения между представителями Киевских, Великоросской и Южно-Русской церквей. Московское духовенство смотрит с большой подозрительностью на Киев и Южную Русь из-за приверженности к католичеству и всякой ереси.

После присоединения в начале XVII века Малороссии к Москве, в нее из Киева проникают выходцы разных духовных и гражданских должностей, на которых смотрели достаточно неприязненно, так как уж сильно их отличала польская окраска традиций и обрядов. А некоторые иерархи вообще имели образование западных иезуитских школ, и у них были даже мнения совсем не в сторону православного духа.

Феодосий - архиепископ Черниговский

В 1690 году Гедеон умирает, и св. Феодосия выдвигают на его место. Однако этот высокий пост получает Печерский архимандрит Варлаам (Ясинский), при котором два года Феодосий служит настоятелем Киево-Печерской лавры. По промыслу Божиему св. Феодосию готовилось другое высокое положение в Чернигове. Здесь он и стал светить своей святой добродетелью и не только при жизни, но и после смерти, как Богом избранный раб.

В 1692 году преосвященный Лазарь назначает собрание, в котором участвуют духовенство Малороссии, гетман И. С. Мазепа и народные представители, и на Черниговскую кафедру назначается архимандрит Феодосий. В июле этого же года Феодосий Черниговский прибывает в Москву, где при государях Иоанне и Петре Алексеевиче он был рукоположен в торжественной обстановке Успенского собора Кремля в сан архиепископа. Царская грамота делала его зависимым не от Киевского, а от Московского патриархата, и, как первенствующий между иерархами российскими, новый святитель получает право на богослужение в саккосе.

Нескончаемые пастырские дела и хлопоты

Он вернулся в Чернигов, стал управлять делами епархии и по-прежнему считался помощником архиепископа Лазаря, который тогда уже был очень стар и близок к смерти.

Паства недолго радовалась предстоящим у Божьего престола двум ревностным святителям. 3 сентября 1693 года 73-летний старец Лазарь умер. Св. Феодосий любил его как родного отца, поэтому он по-настоящему скорбел. Чин погребения совершил сам Феодосий. Российские царь и патриарх почтили святого Феодосия грамотами и обещали ему свои милости. После смерти архиепископа Лазаря святитель Феодосий получает ставленую грамоту на самостоятельное управление Черниговской епархией.

Феодосий Черниговский в своей пастве воспитывал особенное внимание истинному христианскому благочестию и заботился о старых и новых монастырских обителях и храмах. В 1694 году благодаря ему были основаны Печеницкая обитель и Любецкий скит, в том же году с его благословения был построен храм Рождества Пресвятой Богородицы в Домницком монастыре. В 1695 году им был освящен Троицкий собор, ставший кафедральным собором Черниговской епархии.

Процветание

Во время его правления Черниговская епархия процветала, и было замечено усиление иночества. Особое внимание святой уделял своему духовенству, был с ними очень разборчив при выборе людей на священнические должности. Св. Феодосий также очень сильно помогал духовным школам, куда приглашал ученых и монахов из Киева. Среди них был и митрополит Тобольский Иоанн Максимович, в скором времени ставший помощником и преемником святителя Феодосия, он-то и стал заботиться об устройстве духовных школ.

Свт. Феодосий Черниговский чувствовал приближение своей кончины и поэтому готовил себе преемника. Им стал тогдашний наместник Брянского и иеромонах Иоанн (Максимович), его он и назначил наместником Черниговского Елецкого монастыря.

Однажды, в 1694 году, некий католик Доминик Полубенский обратился к нему с просьбой, в которой изъявил свое желание перейти в подданство царей московских, чтобы иметь возможность обратиться к православной вере его предков. Святитель не оставил эту просьбу без ответа, и вскоре тот стал российским православным подданным.

Мирная кончина

1696 год стал последним для него, святой Феодосий Черниговский мирно почил 5 февраля. Его погребли склепе, специально сделанном для него.

Добрый и справедливый пастырь при жизни своей не оставлял своей паствы, и после своей смерти он стал ее святым небесным покровителем. И сейчас он низводит благодать Божию на всех, кто с верою к нему обращается. Его тело осталось нетленным, что послужило основанием к его канонизации.

9 сентября 1896 года святитель Феодосий Черниговский стал первым святым, прославленным во времена правления царя Николая II. Торжественную канонизацию совершил митрополит Киевский Иоанникий (Руднев), с ним шесть епископов, множество других духовных лиц и народ, который съехался со всех концов страны в Чернигов. Это дивное торжество было ознаменовано новыми чудесами, которыми и теперь преизобильно радует православных верующих святой Феодосий Черниговский. Мощи покровителя земли Черниговской сегодня покоятся в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Иконы

До революции было немного написано иконописных образов с ликом святого. Уже в 90-е годы иконы Феодосия Черниговского стали раритетными и достойными в приобретении, они явились украшением домашних антикварных коллекций. Кстати, в это же время в Киево-Печерской лавре пропали несколько икон с ликом святого.

В честь святого был построен в Феодосия Черниговского, его можно посетить по адресу Чернобыльская 2. Он - небесный покровитель и защитник ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

Надо отметить, что храм Феодосия Черниговского есть в Киеве и в Кияновском переулке 6/10, а также в Днепропетровской области, в селе Александровка.

Святителя отличали миролюбие, справедливость и снисходительность, он глубоко сострадал к тем, кто обращался к нему за помощью, и помогал не только православным, но и представителям других вероисповеданий.

История с блокадным Ленинградом

Описывая жизнь этого святого, необходимо отметить и еще одно очень важное событие, связанное с блокадой Ленинграда. В 1942 году в подвале в штабе защитников шло заседание, где решались серьезные вопросы о наступательном прорыве. И вдруг неожиданно они услышали странный голос: «Молитесь Феодосию Черниговскому, который и поможет вам!» Все оцепенели, однако никто из них не знал этого имени. Люди обратились сначала к своему высшему руководству, а потом и к митрополиту Алексею (Симанскому) (будущему патриарху), и только он рассказал им о святителе Феодосии как о молитвеннике и заступнике нашей святой земли, и что ему надо молиться для спасения города. А для этого нужно срочно вернуть его святые мощи, находившиеся в Казанском соборе Санкт-Петербурга, тогда это был и атеизма.

И Сталин дал приказ на это, мощи вернули в Николо-Богоявленский Кафедральный собор. И чудо случилось, святой помог, потому что успешно прошла победоносная Тихвинская операция. Были открыты пути, по которым стали поступать в осажденный город продукты, боеприпасы и оружие. Эту Ладожскую трассу верующие назвали «дорогой Святителя Феодосия».

Феодосий Черниговский: о чем молятся

Считается, что этот святой помогает исцелять раковые опухоли. Молитва Феодосию Черниговскому с истинной верою поможет исцелиться от самых разных болезней, клеветы и проблем, связанных с семейным благополучием и с детьми.

В 1946 году, когда митрополит Алексей (Симанский) стал патриархом, он позвал к себе в Москву Черниговского епископа Бориса, которому поручил подготовить все необходимые документы для того, чтобы перенести святые мощи Феодосия из Ленинграда в Чернигов. Эта церемония состоялась 15 сентября 1946 года. Это всенародное торжество многие запомнили, встречал мощи святой старец и духовник В этот день отслужили три литургии.

И теперь мощи святого не покидают Черниговский кафедральный Троицкий собор, построенный на средства Мазепы и освященный самим св. Феодосием в 1695 году, о чем было упомянуто выше. Там же хранятся мощи преподобного чудотворца Лаврентия Черниговского, святителя Филарета (Гумилевского) и некоторых киево-печерских святых.

С вятой Феодосий, архиепископ Черниговский, по происхождению своему, принадлежал к заднепровской дворянской фамилии Углицких. Отец Феодосия, по имени Никита, был священником в Малороссии, мать называлась Мариею. Родители воспитывали своего сына в страхе Божием и христианском благочестии; под влиянием их наставлений, он еще с самых юных лет получил задатки того благочестия, которым украшалась вся его последующая жизнь. По природе кроткий, послушный и впечатлительный, Феодосий с юных лет горел пламенною любовью к Богу и усердием к храму Божию. Получив первоначальное обучение в семье и там научившись читать и писать, Феодосий был отдан затем отцом для дальнейшего образования в Киево-Братскую Богоявленскую школу. Здесь, под влиянием и руководством благочестивых наставников, упражняясь в изучении Священного Писания и святоотеческих творений, святой стремился по ним устроять и свою жизнь; здесь он возрастал и укреплялся духом в познании истин православной веры и в подвигах благочестия. И еще здесь, во время обучения в школе, в юном Феодосии возникло стремление подражать, по мере сил, равноангельному житию преподобных Антония и Феодосия и других подвижников Печерских, - этих великих молитвенников и небесных покровителей древлепрестольного Киева, под благодатным осенением которых он жил и воспитывался, и нетленные, прославленные мощи которых он постоянно зрел пред собою. В свободные от занятий часы любимыми занятиями Феодосия были молитва, богомыслие и чтение слова Божия. Здесь же святой Феодосий хорошо ознакомился с церковным партесным пением, в певческой школе, устроенной преосвященным Лазарем Барановичем. Вообще, Киево-Братская Богоявленская школа, основанная для поддержания и защиты православной веры против нападений польско-католического духовенства и иезуитов, вела всё преподавание в строго-православном христианском духе, которым проникались и молодые души питомцев ее; имела среди наставников своих истинных светил православного духовного просвещения. Несомненно, что и святой Феодосий получил там высшее и лучшее по тому времени образование, которое должно было содействовать полному развитию всех богато одаренных способностей души его.

Вскоре же по окончании воспитания в Киево-Братской Богоявленской школе, Феодосий принял монашество, к чему еще в школе стремилась пламенно жаждавшая духовных подвигов душа его. И вот, в молодых летах, этот истинной подвижник Христов вменяет ни во что все блага мира сего, оставляет многомятежный, суетный мир и принимает иноческий постриг в Киево-Печерской лавре с именем Феодосия, в честь великого подвижника Киево-Печерского и первооснователя общежительного иноческого жития в России - преподобного Феодосия, которого он так благоговейно почитал и к молитвенному предстательству которого он так часто обращался еще во время своего обучения в Киеве. С этого времени начинается строго-подвижническая жизнь Феодосия, в скором же времени стяжавшая ему известность не только в иноческом мире, но и среди мирян.

Смирение и примерная жизнь юного подвижника обратила на себя внимание бывшего тогда киевского митрополита Дионисия (Валабана), которой поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, где он многочестно потрудился до удаления из Киева митрополита Дионисия, после чего был назначен наместником митрополичьего кафедрального дома. Но, нарушаемая мирскою суетою, жизнь в Киеве не могла удовлетворять внутреннему влечению скромного инока к безмолвию и желанию его пребывать в постоянном молитвенном общении с Богом. Посему святой Феодосий, влекомый любовью к подвигам благочестия и иноческого безмолвия, вскоре оставил Киев и поселился в отдаленном, небольшом Крупицком Батуринском монастыре, издавна славившемся строгостью иноческой жизни, где был посвящен в сан иеромонаха. Но как ни скрывался образованный, благочестивый и деятельный инок от мира, он все-таки не мог остаться незамеченным со стороны высшего духовного начальства. Святой Феодосий подвизался в Крупицком монастыре недолго; он резко выделялся из среды прочей братии своею духовною мудростью и строго-подвижническою, добродетельною жизнью, почему чрез непродолжительное время был назначен игуменом Корсунского монастыря, киевской епархии. Новое назначение святителя Феодосия удовлетворяло его внутренним влечениям. Корсунский монастырь, находившийся на острове реки Роси, вдали от мирских жилищ, в живописной местности, вполне соответствовал стремлению святого к уединению и подвигам благочестия вдали от мирской суеты. И сам он здесь служил высоким примером для монашествующей братии по своей благочестивой, истинно-подвижнической жизни и проявил мудрую способность к управлению монастырем. Поэтому вскоре же потом он был переведен в настоятели знаменитого Киевского Выдубицкого монастыря. Эта древняя обитель незадолго перед тем была в руках униатов и поляков-католиков и разорена ими. Большая часть иноков рассеялась, ибо никому не хотелось идти на житье в разоренную обитель; монастырские здания были в упадке, некоторые монастырские земли несправедливо захвачены у обители. Вообще монастырь нуждался и во внутреннем, и во внешнем благоустройстве, и нужно было много сил и уменья, чтобы восстановить его в прежнем виде. Но Феодосий не пал духом и, с помощью Божией, успешно исполнил свое дело и привёл знаменитую древнюю обитель в прежнее благолепие и благоустройство. Он исходатайствовал у гетмана Малороссии укрепление земли в разных урочищах и позволения у царя чрез каждые пять лет присылать в Москву своих чернецов для сбора подаяния и испрошения царской милости, что они и получали в щедрых размерах. В тоже время он возобновил монастырские здания и храмы, и вообще восстановил внешнее благоустройство обители; особенно заботился он о благочинии и благолепии богослужения в монастыре: хорошо знакомый с церковным пением, святой Феодосий образовал в своей обители такой прекрасный хор, что он славился не только в Киеве и во всей Малороссии, но стал известен и в Москве, почему Феодосий, по запросу из Москвы, посылал туда певчих в качестве устроителей там пения. Но еще более достойны внимания труды этого истинного подвижника Христова по восстановлению иноческого благочиния и упорядочению внутренней жизни Выдубицкого монастыря. Ревностно исполняя обязанности иноческого звания, он служил для иноков высоким примером строгой подвижнической жизни, привлекая в свою обитель множество ищущих спасения. В тоже время, желая еще более внедрить в иноках Выдубицкой обители дух истинного подвижничества, святитель устроил на монастырской земле, в мозырском уезде, небольшой скит для тех из братии, которые искали полного уединения и суровых аскетических подвигов.

Хотя вслед за тем, по слову Спасителя: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир " (Иоан.16:33), святой Феодосий, сей верный делатель вертограда Христова, из-за клеветы и зависти человеческой, претерпел много несправедливых огорчений и скорбей, - но его подвижническая жизнь и мудрое руководительство иноками заслужили ему всеобщее уважение киевлян. В особенности же отличал святого Феодосия своим благорасположением и вниманием тогдашний местоблюститель киевской митрополии, архиепископ черниговский Лазарь Баранович, бывший ранее его учителем и ректором по Киево-Богоявленской Братской школе. В одном из писем, относящихся к этому времени, преосвященный Лазарь пророчески высказывает свое желание, чтобы "имя его (Феодосия) написано было на небесах." Как местоблюститель Киевской митрополии, святитель Лазарь назначил Феодосия, бывшего тогда еще Выдубицким архимандритом, своим наместником по митрополии. Потом, когда Малороссиею был избран киевским митрополитом епископ луцкий Гедеон, то Лазарем Барановичем с просьбою об утверждении выбора, вместе еще с одним почтенным игуменом, был послан Феодосий, как человек, много послуживший малороссийской Церкви. Этим святитель Лазарь и другие духовные и светские чины Малороссии хотели, явным образом, выставить Феодосия, как человека особенно достойного и способного к высшей должности. Тогда же, в Москве, святой Феодосий исходатайствовал царскую грамоту о дозволении Выдубицкому монастырю присылать в Москву для сбора подаяний. С этого времени, при всяком представляющемся случае, обращались к Феодосию Углицкому, как достойному занять высшее место. Так, по смерти митрополита киевского Гедеона, Феодосий был одним из кандидатов на кафедру киевской митрополии. Еще ранее, по воле и желанию преосвященного Лазаря Барановича, возвратившегося из Киева в Чернигов к делам своей епархии, он был вызван в Чернигов и определен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося настоятеля этой обители, знаменитого Иоанникия Голятовского.

Елецкий монастырь в то время был весьма беден и скуден. Имений и духовных хозяйственных статей было мало, и вообще иноки терпели большую нужду в содержании. Новый настоятель деятельно принялся за устроение вверенной ему обители. Сразу же по вступлении в свои обязанности, он вошел к гетману Малороссии Мазепе с представлением, что "Елецкая обитель скудна запасами хлебными и особенно дровами, так что жить с братиею трудно, а помочь нечем, так как во владении архимандрии мало подданных ", - и Мазепа, вообще не отличавшийся щедростью по отношению к духовным лицам и обителям, исполнил просьбу святого Феодосия, из особенного уважения к нему, и отдал во владение монастырю село Мощонку. Также и других, обладавших достатками, уважение к Феодосию побуждало благотворить Елецкому монастырю. Таким образом при святом Феодосии, в продолжение двух-трех лет, Елецкая обитель достигла благосостояния, вполне обеспечивавшего ее существование. Заботясь о внешнем благоустроении обители, святой Феодосий не менее того заботился о ее внутреннем благосостоянии, об утверждении и поддержании в ней истинно монашеской жизни. В этом отношении уже самые личные его подвиги служили высоко-поучительным примером для елецкой братии в прохождении иноческой жизни.

Среди этих и иных трудов монастырских, Феодосий был в тоже время деятельным помощником архиепископа Лазаря в деле проповедничества и, по желанию архипастыря, заведывал еще экономическими и частью епархиальными делами его архиерейского дома. С течением времени преосвященный Лазарь увидел, что архимандрит Феодосий Углицкий благоразумно и мудро ведет порученное ему дело, и вполне убедился, что он может быть ему наилучшим помощником по управлению Черниговскою епархиею, а потому, с согласия гетмана Малороссии, предложил ему отправиться в Москву к патриарху Адриану с просьбою определить его своим помощником. Это было в 1691 году. В Москве давно уже слышали о добродетельной жизни и духовной мудрости Феодосия, а потому патриарх охотно исполнил желание уважаемого всеми престарелого святителя Черниговского, причем уведомил об этом гетмана Малороссии своею святительскою грамотою, в которой с похвалою отзывался о святом Феодосии.

Но эта помощь была не достаточна для кончающего дни свои старца-святителя. Исполненный признательности к Феодосию за ревностное участие его в управлении паствою, преосвященный Лазарь пожелал еще при жизни своей видеть Феодосия в сане святительском, чтобы приготовить в нем достойного себе преемника.

В 1692 году он с гетманом обратились в Москву с письменными прошениями к царям Иоанну и Петру Алексеевичам и к патриарху Адриану о возведении архимандрита Елецкого Феодосия Углицкого в сан архиепископа, при чем оба они от своего имени свидетельствовали, что, "пречестной архимандрит - муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет; опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной мудрости, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и Черниговскою епархиею". Ходатайство уважаемого старца-святителя было уважено, и в том же году Феодосий отправился в Москву для хиротонии. Здесь 11-го сентября было совершено наречение его в епископа, а 18-го того же месяца он был хиротонисан во архиепископа. Новопосвященный архиепископ пробыл в Москве около двух месяцев, по желанию патриарха, относившегося с уважением к святителю Феодосию и воспользовавшегося удобным случаем задержать его в Москве для бесед и совместного совершения Богослужения.

Велика была радость престарелого архипастыря Черниговского Лазаря Барановича, когда он увидел своего возлюбленного помощника в святительском сане. Глубоко обрадована была этим и паства, благоговейно любившая и уважавшая святителя Феодосия. Таким образом, Черниговская Церковь осчастливлена была управлением двух знаменитых иерархов - столпов православия, умолявших милосердие Божие о мире всего мира и о благосостоянии своей богоспасаемой паствы. Между тем Феодосий и в святительском сане, помогая преосвященному Лазарю, а часто и совсем заменяя ого, сохранял к нему беспредельную любовь и преданность сына, оказывая полное послушание своему благодетелю, ничего не предпринимая без согласия первосвятителя черниговского, стараясь в делах управления паствою поступать по его указанию и изволению.

Но не долго судил Господь двум великим, знаменитым столпам православия вместе стоять на страже паствы черниговской. 3-го сентября 1693-го года великий старец-архипастырь тихо и мирно скончался после 36-летного управления черниговскою епархиею. Святитель Феодосий торжественно похоронил его, совместно со всем черниговским и из других мест прибывшим духовенством в Черниговском Борисоглебском кафедральном соборе, за левым клиросом.

Прежде, чем уведомить царя и патриарха о кончине преосвященного Лазаря, святитель Феодосий отправился к гетману Малороссии известить его о печальном событии. Вместе с ним он отправил иеромонаха Пахомия и некоторых других лиц в Москву с донесением царю и патриарху о кончине и погребении преосвященного Лазаря, при чем гетман писал, что он имел сетование и печаль о преставлении Лазаря, а ныне находит утешение и отраду, что, по кончине его, в неотложном времени тот архиерейский престол восприял преосвященной Феодосий Углицкий, которой своими добродетелями может украсить церковь и искусным благорассмотрением устроить дела правления церковного.

В ответ царь писал, что он будет оказывать Феодосию такую же царскую милость, какою пользовался преосвященный Лазарь; патриарх же писал гетману, что рукоположение архиепископа Феодосия при жизни архиепископа Лазаря он относит к особенному Промыслу Божию, благодеющему черниговской пастве, и просил гетмана, как сына Церкви, помогать преосвященному Феодосию в его заботах о святой Церкви. В то же время патриарх прислал "напрестольную" грамоту для окончательного утверждения святителя Феодосия на черниговской кафедре в качестве самостоятельного архипастыря, где, между прочим, отзывается о нем, как о муже добродетельном, с юных лет украшенном иноческим житием в добродетелях и искусном в управлении честными обителями, полном страха Божия и разумения духовного, любителе премудрости, усерднейшем радетеле церковного благолепия, вполне по справедливости заслужившем управление домом и епархией черниговской.

Оставшись единоличным архипастырем черниговским, святитель Феодосий о отеческою ревностью заботился о благосостоянии своей паствы, причем еще более, чем прежде, проявлял, воочию всех, святость жизни, искреннюю любовь к подвижничеству, христианское милосердие и любовь ко всем обращавшимся к нему. Своими добрыми делами и христианскими добродетелями он светил не только для паствы черниговской, но и далеко за пределами ее.

В самой Москве уже давно имя его произносилось с особым уважением, так как он своею духовною мудростью и нравственными достоинствами выделялся из среды всех русских иерархов того времени. Благоустрояя дела церкви черниговской, святитель Феодосий в самом себе являл для пасомых образец глубокой веры в промысл Божий, усердия к молитве и церковному богослужению, кроткой снисходительности к немощам ближних и участливости к их нуждам, почему и приобрел единодушную беспритворную любовь и уважение паствы. До последних минут своей жизни, он, как истинный воин и подвижник Христов, подвизался во славу святой православной веры и во благо своих ближних. Согласно словам Апостола, он "духом пламенея; Господу " (Римл.12:11) служил; и для всех окружавших был "светильник, горящий и светящий " (Иоан. 6:35).

Паства черниговская сознавала, что ее архипастырь, святитель Феодосий, - истинный раб Божий, верный строитель в дому Божием, страж церкви бдительный, труженик неусыпный, молитвенник и предстатель за всех пред Господом благонадежный. Особенно привлекал к себе святитель сердца всех своих судом - справедливым и милостивым и был сострадателен к беспомощным и сирым, для которых со тщанием отыскивал требуемое правдою, а также щедрою, в духе евангельском, благотворительностью и христианским милосердием.

Вообще это был один из таких общественных деятелей, какие бывают только в Царстве Христовом, которые, успевают сделать для общего блага гораздо более, чем великие и сильные мира сего. "Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе " (Рим.12:16).

С самым тщательным усердием заботился святитель Феодосий об усилении в своей пастве любви к житию подвижническому, которое он так возлюбил с самых юных лет своих, и высокий образец которого являл всем в себе самом. С этою целью он усердно старался не только поддерживать существовавшие ранее в его епархии монастыри, но и основывать новые иноческие обители. Так, он основал девичий так называемый Печеникский монастырь. Наилучшим памятником отеческой заботливости святого Феодосия о благоустроении иноческих обителей служит его святительская благословенная грамота, данная инокиням Печеникского монастыря. Благословляя с любовью отца новосозидаемую обитель, святитель заповедует инокиням "добродетель смирения и всецелого послушания" своей настоятельнице, как источник мира и залог его, святительского, и Божия благословения.

Вслед затем, по благословению святителя, основан был еще другой монастырь, в двух верстах от города Любеча. В то же время, наравне с заботами о развитии подвижничества и устроении иноческих обителей в черниговской епархии, святитель Феодосий ревностно заботился о созидании и благоукрашении храмов Божиих. Заботясь о нравственном благосостоянии своей епархии, он главное внимание обращал на духовенство, стараясь выбирать на священнослужительские места лиц достойных и способных и всеми мерами усиливать пастырски-просветительную деятельность приходского духовенства.

Много также потрудился святитель Феодосий за время своего управления черниговской епархией и для дела православия в Малороссии, для отпора в ней пагубному польскому униато-католическому влиянию и укреплению здесь русской народности. Немало также принес он русскому государству пользы тем, что всегда умел, благодаря своему нравственному влиянию, красноречию и христианскому миролюбию, успокаивать вспышки горячих своевольных украинцев и тем охранять государство от вредных и опасных волнений.

Но недолго сиял святитель Феодосий на кафедре Черниговской. Только около 8 лет прожил он в Чернигове: до 5 лет архимандритом Елецким, 3 года 4 месяца архиепископом, причем самостоятельно управлял паствою, по кончине преосвященного Лазаря Барановича, около двух лет. Предчувствуя свою близкую кончину, святитель вызвал к себе в Чернигов наместника Брянского Свенского монастыря, иеромонаха Иоанна Максимовича, и в половине 1695 года посвятил его в архимандрита Елецкого монастыря, которым до того времени не переставал управлять сам, готовя в новом архимандрите достойного преемника себе по кафедре. Вскоре после этого великий светильник церкви Русской угас. Кончина святителя Феодосия последовала 5-го февраля 1696 года. Горько оплакиваемый осиротевшею паствою, святитель Феодосий был погребен в Черниговском кафедральном Борисоглебском монастыре за правым клиросом.

Окончив чреду своего земного служения, святитель Феодосий не оставил своей паствы, возлегши нетленным своим телом в кафедральном храме, и с самых первых дней по своем преставлении не оставил своим благословением всех, прибегавших к его помощи, низводя благодать Божию в обильных чудесных исцелениях ищущим его молитвенного пред Богом предстательства. Ряд чудесных проявлений благодати Божией, явленных молитвенным предстательством святого Феодосия открылся вскоре же после его блаженной кончины благодатным исцелением от тяжкой болезни его преемника по черниговской кафедре, преосвященного архиепископа Иоанна Максимовича. Преосвященный Иоанн тяжко заболел горячкою; болезнь быстро усиливалась, явился бред. Вдруг, в самом разгаре болезни, преосвященный призывает к себе келейника и делает распоряжение немедленно отправить в его покоях вечерню и прочесть для него служебное правило, а на утро приготовить всё для его служения в храме. Окружавшие больного архипастыря подумали, что он бредит, но принуждены были уступить его настоятельному требованию и исполнить его желание. На другой день, к удивлению всех, преосвященный, совершенно здоровый, отслужил божественную литургию. Потом он объявил окружавшим, что накануне ему являлся святитель Феодосий и сказал: "служи завтра и будешь здоров". В благодарность за свое мгновенное, чудесное исцеление от тяжкой болезни, преосвященный архиепископ Иоанн Максимович тогда же составил в честь угодника Божия написанную по тогдашнему обычаю стихами "похвалу", в которой называет его "земным ангелом и святым, пребывающим в Серафимской пастве". По его распоряжению, над гробом святителя Феодосия была устроена тогда в фундаменте Борисоглебского соборного храма каменная пещера со входом в нее по витой лестнице.

Поразительное чудо исцеления преосвященного Иоанна Максимовича послужило началом чествования святителя Феодосия, как благодатного чудотворца и угодника Божия. С течением времени, это чествование распространилось далеко за пределами Черниговской губернии, вследствие новых обильных проявлений благодати Божией от целебных мощей святителя Феодосия. Эти чудеса были тем очевиднее и разительнее, что часто сопровождались явлениями святителя Феодосия болящим во сне, причем он приказывал молиться, поститься, отслужить молебен и т. д., обещая исцеление; иногда же он при этом наставлял, вразумлял и отечески упрекал обращавшихся к нему, в чем либо согрешивших. Так, одному немому святитель является в сонном видении и говорит: "иди в собор и справь молебен, и будешь здоров". На другой день немой, к изумлению своему, начал говорить, а затем, увидев в соборе портрет святителя, узнал в нем явившегося ему во сне угодника Божия. "Благословляю и прощаю", - говорит святитель священнику, исповедывавшему во сне пред ним свои грехи и молившемуся об исцелении сына, при чем обещает исцелить младенца, который на другой день и выздоровел. Женщине, в тяжких страданиях призывавшей святителя на помощь и с плачем молившейся ему во святую четыредесятницу, он говорит, кротко укоряя и увещевая: "ты не говела, это нехорошо. Ты недостойна будешь вкусить пасхи. Постарайся причаститься в великую субботу". Другой женщине, со слезами молившейся Богу и призывавшей святителя помолиться о выздоровлении ее мужа, чудотворец ласково говорит, утешая ее и обнадеживая: "не плачь, я умолю Бога, и муж твой будет здоров". И вскоре после этого муж ее, страдавший от мучительной болезни около года, совершенно выздоровел. Святитель является к одной больной, призывавшей его, и говорит ей только одно слово: "успокойся", - и ее нравственные страдания окончательно прекращаются. Трудно перечислить все дивные исцеления, совершенные молитвенным предстательством святителя Феодосия: достаточно сказать. что со всех концов Русской земли они стали привлекать к его гробу многочисленные толпы богомольцев.

Впервые тело святителя Феодосия было обретено нетленным чрез 76 лет после его блаженного преставления 14-го февраля 1772 года, когда оно, по благословению местного епископа Феофила, переложено было в новый деревянный гроб, причем первый кипарисовый гроб угодника Божия был роздан по частям богомольцам. С начала прошлого столетия благоговейное чествование святителя Феодосия Углицкого, как благодатного чудотворца, особенно усиливается. Молва о нем и о чудотворениях, истекающих от его мощей, в это время распространяется уже далеко за пределы Черниговской губернии, среди православных различного звания и состояния. В 1824 году при гробе святителя Феодосия совершилось исцеление от тяжкой болезни черниговского купца-раскольника Горбунова, которой вслед за этим перешел в православие и в память чудесного исцеления своего соорудил на собственные средства новый гроб для нетленных мощей святителя. С течением времени при кафедральном соборе, мало-помалу, стали вестись более или менее правильные и постоянные записи о бываемых от мощей святителя Феодосия исцелениях, достаточно проверенных и удостоверенных. С 1850 года при соборе Черниговском ведется уже постоянно подробная летопись о чудесах по молитвам к святому Феодосию, а также и в некоторых других местах.

Между тем, постоянное обильное стечение богомольцев когробу с мощами святителя Феодосия, при тесноте и неудобности входа к нему, понудили в 1856 году пристроить с южной стороны к передней части притвора Борисоглебского собора полукруглый придел с удобной лестницей, а самую пещеру расширить и сделать светлой.

К концу истекшего столетия имя святителя Феодосия, как великого угодника Божия, защитника от бед и напастей, избавителя от всякого злого обстояния и теплого молитвенника пред Богом, известно было по всей России, и, хотя при гробе святителя совершались лишь панихиды, но в народе ему воздавалось почитание, как бы уже прославленному святому. Почитание народом святителя Феодосия, как святого, многочисленные случаи чудесного исцеления от его нетленных мощей обратили на себя внимание и гражданской власти, что и выразилось во всеподданнейшем докладе черниговского губернатора за 1889 год, а этот доклад в свою очередь обратил на себя внимание в Боге почившего Государя Императора Александра Александровича. В виду сего, Св. Синод нашел благовременным приступить к удостоверению о нетлении тела почившего святителя и о чудесных явлениях, совершающихся при гробе его. Тело святителя, несмотря на почти 200-летнее пребывание в пещере, не отличающейся притом сухостью, оказалось нетленным; вместе с тем было обследовано надлежащим образом много случаев чудесных исцелений чрез молитвенное призывание святого Феодосия, засвидетельствованных под присягою самими исцеленными, их сродниками и очевидцами. В виду сего Св. Синод определил - "во блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа Черниговского, причислить к лику святых, благодатиею Божиею прославленное и нетленное тело его признать святыми мощами" и совершить их торжественное открытие, на что и не замедлило последовать согласие Государя Императора Николая Александровича.

Торжественное открытие мощей святителя Феодосия последовало 9-го сентября 1896 года. Оно было совершено высокопреосвященным митрополитом киевским Иоанникием, в сослужении шести архиереев и сонма архимандритов и игуменов и прочего духовенства. Мощи угодника Божия были перенесены при этом из Борисоглебского собора в Спасо-Преображенский и переложены в новый кипарисный гроб и новую драгоценную серебряную раку; здесь, под сению со множеством лампад, они положены были на правой стороне собора, где ныне и почивают. Все дни торжества прославления новоявленного угодника Божия громадные, полуторастотысячное стечение народа переполняло город, с горячими мольбами обращаясь к святителю Феодосию, испрашивая его молитв пред Богом и спеша приложиться к его святым, нетленным мощам. Торжество прославления ознаменовано было многочисленными дивными исцелениями и произвело глубокое впечатление не только на православных, но и на раскольников. Слава Богу, дивному во святых Своих!

Тропарь, глас 4:

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие, был еси светило своему стаду, таже преставился еси в вечныя обители: умоли у престола Царя славы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашым, святе, молитвами твоими.

Кондак, глас 4:

Пастырей начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовней, питая словесныя твоя овцы, и приял еси от Христа Спаса целебный дар целити от немощи телесныя и душевныя всякаго с верою приходящаго к целебным твоим мощем. Моли, святе, о призывающих имя твое от наветов вражиих спастися душам нашым.