Организация творческого процесса как конкурентное преимущество. Методика организации учебного процесса в творческих студиях Творческий процесс и творчество в организации

Введение

Научная организация творческого процесса

Алгоритм решения изобретательских задач

Литература

Приложения

процесс творчество алгоритм изобретательство

Введение

Тема реферата «Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач» по дисциплине «Основы технического творчества»

Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач

Творческий процесс, связанный с созданием новой техники и технологии, очень тесно связан с изобретательством, которое является древнейшим занятием человека.

Собственно, с изобретения первых орудий труда и начался процесс очеловечения наших древних предков.

С века в век изобретательские задачи становились все более сложными, а методы их решения почти не совершенствовались, как правило, изобретатели шли к цели путем «проб и ошибок».

Специалисты говорят, что было бы очень удобным, если бы изобретения были результатом логического и упорядоченного процесса. К сожалению, это не так. Изобретения являются продуктом того, что психологи называют «интуицией» - неожиданной вспышкой вдохновения, механизм которого лежит в глубинах человеческого разума.

Ранее процесс изобретательства представлял следующую схему процесса:

Первый акт акт интуиции и желания. Происхождение замысла (постановка задачи).

Второй акт акт знания и рассуждения. Выработка схемы или плана (решение задачи).

Третий акт акт умения. Конструктивное выполнение (воплощение задачи).

Вместе с тем эта схема настолько неконкретна, что практически ничего не даёт изобретателю. Вплоть до недавнего времени.

В настоящее время процесс изобретательского творчества учитывает сложность задач по созданию какого-либо технического объекта. Сложность задач может иметь пять уровней, причем на каждом уровне может быть 6 стадий (А, Б, В, Г, Д, Е).

В целом процесс изобретательского творчества состоит из следующих стадий:

  1. выбор задачи;
  2. выбор поисковой концепции;
  3. сбор информации;
  4. поиск идеи решения;
  5. развитие идеи в конструкцию;
  6. внедрение.

Для того, чтобы осуществить все стадии творческого процесса при изобретательстве ученые и специалисты старались разработать теорию изобретательства и создать необходимую методику.

Теория изобретательства исходит из того, что развитие техники, как и всякое развитие, происходит по законам диалектики, и соответственно она основывается на приложении диалектической логики к творческому решению технических задач.

Но для создания работоспособной методики одной логики недостаточно. Методика изобретательства обобщает критически отобранные наиболее ценные приемы и основная ее цель научная организация творческого труда .

В настоящее время процесс решения изобретательских задач можно рассматривать как методику по установлению последовательности операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия.

Направленность мышления достигается ориентировкой на идеальный способ, идеальное устройство. На всех этапах решения используется системный подход и надо учитывать, что любая изобретательская задача может быть решена в результате планомерных мыслительных операций, при этом главное значение приобретает правильная организация творческого процесса.

В наше время долгие поиски идеи, решения свидетельствуют не только о настойчивости изобретателя, но и о плохой организации творчества.

Творчество вполне совместимо с системой, с планомерностью. Творчество характеризуется не озарением и вдохновением, а результатом работы. Если создано нечто, новое, значит, работа творческая.

Творчество понятие меняющееся: его содержание постоянно обновляется. Весь смысл теории изобретательства, в сущности, состоит в том, что задачи, сегодня по праву числящиеся творческими, она позволяет решать на том уровне организации умственного труда, который будет завтра.

Нужно помнить, что новые машины не возникают «из ничего». В любой современной машине (механизме, технической системе) аккумулированы десятки, сотни и тысячи последовательных изобретений. Даже на карандаш выдано более 20 тысяч патентов и авторских свидетельств.

Каждое изобретение подталкивает развитие машин, при этом исходят из того, что решение изобретательской задачи это тот случай, когда вообще нет готового ключа (рецепта) для этого решения.

Вместе с тем известно, что машины развиваются не «как попало», а в определенной логической последовательности. Они могут появиться каких-то средних размеров, а затем как меньших, так и больших размеров. Это наглядно видно при создании грузовых автомобилей. Они есть как малой, средней, так и большой грузоподъемности.

Каждая машина стремится к определенному идеалу «идеальной машине».

«Идеальная машина», представляет собой условный эталон и обладает следующими особенностями: вес, объем и площадь объекта, с которым машина работает (т.е. транспортирует, отрабатывает и т.п.) совпадает ли почти совпадает с весом, объемом и площадью самой машины.

В качестве примера не «идеальной машины» можно назвать вертолет. Он перевозит груз и пассажиров, и самого себя, затрачивая на это примерно 1/3 развиваемого усилия. При создании идеального вертолета надо добиваться, чтобы развиваемое усилие в большем количестве шло на перевозку груза.

При создании любой машины приходится сталкиваться с техническими противоречиями. Эти противоречия возникают между важнейшими показателями, имеющие место в любой машине: вес (масса), габариты, мощность, надежность и др. Между этими показателями всегда есть определенные взаимосвязи, причем чтобы улучшить один из показателей уже известными в данной отрасли техники путями, приходится платить ухудшением другого.

Из-за указанных противоречий часто обычная задача переходит в разряд изобретательских в тех случаях, когда необходимым условием ее решения является устранение технического противоречия.

Нетрудно создать новую машину, игнорируя технические противоречия. Но тогда машина окажется неработоспособной и нежизненной.

Если решенная техническая задача будет обладать новизной и полезностью, будет выше уровня техники, то тогда эту решенную задачу признают изобретением.

Существует два понятия «изобретение» - правовое (патентное) и техническое.

Правовое понятие различно в разных странах, к тому же оно часто меняется.

Правовое понятие стремится возможно точнее отразить границы, в которых в данный момент экономически целесообразна юридическая защита новых инженерных конструкций.

Для технического понятия важны не столько эти границы, сколько сердцевина изобретения, его исторически устойчивая сущность.

С точки зрения инженера создание нового изобретения сводится к преодолению (полному или частичному) технического противоречия.

Возникновение и преодоление противоречия одна из главных особенностей технического процесса.

Используя понятие об идеальной машине и технических противоречиях, можно существенно упорядочить процесс решения изобретательской задачи.

Идеальная машина помогает определить направление поисков, а техническое противоречие, присущее данной задаче, указывает на препятствие, которое предстоит преодолеть.

Поэтому для решения технической задачи нужна рациональная тактика, позволяющая шаг за шагом это осуществлять .

Одной из научно обоснованных и хорошо зарекомендовавших себя в практике массового технического творчества является методика программного решения технических задач, созданная советским изобретателем и писателем Г.С. Альтшуллером. Он назвал ее алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ).

АРИЗ наглядный пример применения материалистической диалектики и системного подхода к процессу технического творчества. Методика основана на учении о противоречии. Алгоритм - это комплекс последовательно выполняемых действий (шагов, этапов), направленных на решение изобретательской задачи (понятие «алгоритм» используется здесь не в строгом математическом, а более широком смысле). Процесс решения рассматривается как последовательность операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия. Последовательность, направленность и активизация мышления достигаются при этом ориентировкой на идеальный конечный результат (ИКР), т. е. идеальное решение, способ, устройство.

Совершенствуемый технический объект рассматривается как целостная система, состоящая из подсистем, взаимосвязанных элементов, и одновременно являющаяся частью надсистемы, состоящей из взаимосвязанных систем. Перед решением прямой задачи, связанной с техническим объектом, производят поиск задач в надсистеме (обходные задачи) и выбирают наиболее приемлемый путь.

При постановке задачи в АРИЗ учитывается тот факт, что источником психологической инерции служит техническая терминология и пространственно-временные представления объекта. Поэтому рекомендуют формулировать нежелательный эффект или главную трудность какой-либо ситуации, а не требования того, что надо сделать.

Действие психологической инерции уменьшают также применением оператора РВС (Размеры Время Стоимость), суть которого состоит в проведении серии мысленных экспериментов по изменению размеров объекта от заданной величины до 0 и затем до ∞, времени действия (скорости) объекта от заданного до 0 и затем до ∞ и стоимости объекта от заданной до 0 и до ∞. Формулировка условий задачи дается по определенной схеме в терминах, доступных неспециалисту.

Стратегию решения изобретательской задачи по АРИЗ можно представить в виде схемы

Цирк является одним из самых демократичных культурных институтов, ориентированных на организацию семейного отдыха с детьми. Это место демонстрации безграничных возможностей человека, его физической красоты, смелости и отваги.

Цирковое искусство по сравнению с иными видами искусства отличается интегрированностью жанров, постоянной работой на их стыке, что позволяет аккумулировать достижения многих смежных видов искусства. Ни один другой вид искусства не представляет в единой программе номера столь различного жанрового происхождения, смысловой нагрузки и стилистики подачи.

На современном этапе российский цирк, долгие годы занимавший лидирующие позиции на мировой арене, сталкивается в своей творческой деятельности с рядом трудностей.

К числу основных проблем, связанных с творческим развитием цирков, относятся:

отсутствие новых направлений циркового искусства, качественно новых программ, соответствующих запросам современных зрителей;

снижение художественного уровня цирковых представлений;

наличие диспропорций в структуре циркового репертуара, постепенное исчезновение популярных у зрителей жанров (клоунады и др.).

Основным направлением дальнейшего творческого развития российской цирковой системы должно стать создание качественно новых цирковых программ и спектаклей с использованием возможностей смежных видов искусств (театра, кино, эстрады и др.) и применением современных технологий. Это комплексные шоу, основанные на цирковых номерах разных жанров, сведенных с учетом единой композиции, стилистики и смысловой нагрузки. Подобные цирковые программы обеспечиваются современным световым и музыкальным сопровождением, спецэффектами.

Одним из важных направлений развития современного циркового искусства должны стать сюжетно-тематические спектакли на основе специально созданных драматургических произведений. Такие постановки не всегда имеют успех у массового зрителя. Однако наличие в цирке права на эксперимент является чрезвычайно важным для развития циркового искусства в целом.

Номера с животными как одна из отличительных особенностей отечественного циркового искусства должны оставаться значимым элементом цирковых программ. При этом современные мировые тенденции развития взаимоотношений человека и животного предполагают применение в цирке только методов гуманной дрессуры. Цирковые трюки в номерах с животными должны быть основаны на игре, зрелищном показе красоты животного.

Эффективным инструментом повышения художественного уровня цирковых представлений является сохранение и развитие цирковых конкурсов и фестивалей, особенно международных. Необходимо проведение планомерной работы по подготовке номеров для участия в престижных международных конкурсах и фестивалях с последующим их показом на цирковых площадках страны.

Повышение художественного уровня цирковых представлений требует иного качества организации творческо-постановочной работы и, в частности, принципиально нового уровня деятельности Центра циркового искусства, являющегося сегодня составной частью Российской государственной цирковой компании. Более активно нужно привлекать режиссеров и других специалистов из смежных видов искусств и при необходимости из-за рубежа, использовать возможности создания совместных с ведущими зарубежными цирками программ.

Расширение жанрового разнообразия циркового репертуара, устранение существующих диспропорций потребует в том числе целенаправленной государственной поддержки цирковой драматургии.

Принятие решений о создании новых цирковых программ, аттракционов и номеров должно основываться на результатах открытого конкурсного рассмотрения творческих заявок с учетом современных тенденций развития цирка, результатов социологических опросов публики, необходимости расширения жанрового разнообразия циркового предложения.

При этом государственную поддержку должны получать в первую очередь технологически сложные экспериментальные программы, затраты на которые не смогут быть компенсированы доходами от их проката.

За время многолетней работы отечественного цирка был выработан конвейерный принцип использования цирковых номеров и программ. Лежащее в основе конвейера объединение творческого состава под единым управлением сыграло важную положительную роль в развитии циркового искусства в нашей стране и к концу XX века стало все шире распространяться в мировом цирковом пространстве.

Вместе с тем существующие сегодня механизмы организации циркового конвейера отрицательно сказываются на художественном уровне цирковых программ, становятся тормозом творческого и экономического развития цирковой системы России.

Серьезные сложности в работе циркового конвейера вызваны социально-экономическими изменениями конца 80-х - начала 90-х годов. В этот период количество стационарных цирков страны уменьшилось на 35 единиц, а число артистов осталось неизменным. Несмотря на меры, принимаемые для оптимизации численности и структуры циркового конвейера, эта работа еще далека от своего завершения. Имеющийся творческий состав используется недостаточно эффективно. Ежегодно значительное количество номеров находятся в вынужденном простое, внушительные средства тратятся на бесконечные и нецелесообразные переезды артистов из одного конца страны в другой.

Данные отраслевой статистики свидетельствуют, что за 1996 - 2009 годы число цирковых представлений сократилось с 11669 до 7832 (в 1,49 раза), а количество посетивших их зрителей - с 11,5 млн. человек до 7 млн. человек (в 1,64 раза). Указанные данные не учитывают деятельность частных цирков, совместные и обменные гастроли. В этой связи необходимо совершенствование существующих и создание новых форм статистической отчетности, содержащих сведения о деятельности цирков.

Тем не менее приведенные данные отражают общую тенденцию снижения показателей деятельности российских цирков. Именно поэтому необходимо постепенное изменение системы распространения циркового продукта с использованием рыночных механизмов и с учетом затрат на создание цирковых программ, спроса на них и других факторов. При этом должны активно применяться современные методы и инструменты менеджмента и маркетинга. Внедрение таких инструментов обеспечит модернизацию конвейерного принципа, позволяющего определить срок эксплуатации номеров и программ, исходя из соображений спроса и экономической целесообразности.

Введение

Тема реферата «Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач» по дисциплине «Основы технического творчества»

Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач

Творческий процесс, связанный с созданием новой техники и технологии, очень тесно связан с изобретательством, которое является древнейшим занятием человека.

Собственно, с изобретения первых орудий труда и начался процесс очеловечения наших древних предков.

С века в век изобретательские задачи становились все более сложными, а методы их решения почти не совершенствовались, как правило, изобретатели шли к цели путем «проб и ошибок».

Специалисты говорят, что было бы очень удобным, если бы изобретения были результатом логического и упорядоченного процесса. К сожалению, это не так. Изобретения являются продуктом того, что психологи называют «интуицией» - неожиданной вспышкой вдохновения, механизм которого лежит в глубинах человеческого разума.

Ранее процесс изобретательства представлял следующую схему процесса:

Первый акт - акт интуиции и желания. Происхождение замысла (постановка задачи).

Второй акт - акт знания и рассуждения. Выработка схемы или плана (решение задачи).

Третий акт - акт умения. Конструктивное выполнение (воплощение задачи).

Вместе с тем эта схема настолько неконкретна, что практически ничего не даёт изобретателю. Вплоть до недавнего времени.

В настоящее время процесс изобретательского творчества учитывает сложность задач по созданию какого-либо технического объекта. Сложность задач может иметь пять уровней, причем на каждом уровне может быть 6 стадий (А, Б, В, Г, Д, Е).

В целом процесс изобретательского творчества состоит из следующих стадий:

ѕ выбор задачи;

ѕ выбор поисковой концепции;

ѕ сбор информации;

ѕ поиск идеи решения;

ѕ развитие идеи в конструкцию;

ѕ внедрение.

Для того, чтобы осуществить все стадии творческого процесса при изобретательстве ученые и специалисты старались разработать теорию изобретательства и создать необходимую методику.

Теория изобретательства исходит из того, что развитие техники, как и всякое развитие, происходит по законам диалектики, и соответственно она основывается на приложении диалектической логики к творческому решению технических задач.

Но для создания работоспособной методики одной логики недостаточно. Методика изобретательства обобщает критически отобранные наиболее ценные приемы и основная ее цель - научная организация творческого труда .

В настоящее время процесс решения изобретательских задач можно рассматривать как методику по установлению последовательности операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия.

Направленность мышления достигается ориентировкой на идеальный способ, идеальное устройство. На всех этапах решения используется системный подход и надо учитывать, что любая изобретательская задача может быть решена в результате планомерных мыслительных операций, при этом главное значение приобретает правильная организация творческого процесса.

В наше время долгие поиски идеи, решения свидетельствуют не только о настойчивости изобретателя, но и о плохой организации творчества.

Творчество вполне совместимо с системой, с планомерностью. Творчество характеризуется не озарением и вдохновением, а результатом работы. Если создано нечто, новое, значит, работа творческая.

Творчество - понятие меняющееся: его содержание постоянно обновляется. Весь смысл теории изобретательства, в сущности, состоит в том, что задачи, сегодня по праву числящиеся творческими, она позволяет решать на том уровне организации умственного труда, который будет завтра.

Нужно помнить, что новые машины не возникают «из ничего». В любой современной машине (механизме, технической системе) аккумулированы десятки, сотни и тысячи последовательных изобретений. Даже на карандаш выдано более 20 тысяч патентов и авторских свидетельств.

Каждое изобретение подталкивает развитие машин, при этом исходят из того, что решение изобретательской задачи - это тот случай, когда вообще нет готового ключа (рецепта) для этого решения.

Вместе с тем известно, что машины развиваются не «как попало», а в определенной логической последовательности. Они могут появиться каких-то средних размеров, а затем как меньших, так и больших размеров. Это наглядно видно при создании грузовых автомобилей. Они есть как малой, средней, так и большой грузоподъемности.

Каждая машина стремится к определенному идеалу «идеальной машине».

«Идеальная машина», представляет собой условный эталон и обладает следующими особенностями: вес, объем и площадь объекта, с которым машина работает (т.е. транспортирует, отрабатывает и т.п.) совпадает ли почти совпадает с весом, объемом и площадью самой машины.

В качестве примера не «идеальной машины» можно назвать вертолет. Он перевозит груз и пассажиров, и самого себя, затрачивая на это примерно 1/3 развиваемого усилия. При создании идеального вертолета надо добиваться, чтобы развиваемое усилие в большем количестве шло на перевозку груза.

При создании любой машины приходится сталкиваться с техническими противоречиями. Эти противоречия возникают между важнейшими показателями, имеющие место в любой машине: вес (масса), габариты, мощность, надежность и др. Между этими показателями всегда есть определенные взаимосвязи, причем чтобы улучшить один из показателей уже известными в данной отрасли техники путями, приходится платить ухудшением другого.

Из-за указанных противоречий часто обычная задача переходит в разряд изобретательских в тех случаях, когда необходимым условием ее решения является устранение технического противоречия.

Нетрудно создать новую машину, игнорируя технические противоречия. Но тогда машина окажется неработоспособной и нежизненной.

Если решенная техническая задача будет обладать новизной и полезностью, будет выше уровня техники, то тогда эту решенную задачу признают изобретением.

Существует два понятия «изобретение» - правовое (патентное) и техническое.

Правовое понятие различно в разных странах, к тому же оно часто меняется.

Правовое понятие стремится возможно точнее отразить границы, в которых в данный момент экономически целесообразна юридическая защита новых инженерных конструкций.

Для технического понятия важны не столько эти границы, сколько сердцевина изобретения, его исторически устойчивая сущность.

С точки зрения инженера создание нового изобретения сводится к преодолению (полному или частичному) технического противоречия.

Возникновение и преодоление противоречия - одна из главных особенностей технического процесса.

Используя понятие об идеальной машине и технических противоречиях, можно существенно упорядочить процесс решения изобретательской задачи.

Идеальная машина помогает определить направление поисков, а техническое противоречие, присущее данной задаче, указывает на препятствие, которое предстоит преодолеть.

Поэтому для решения технической задачи нужна рациональная тактика, позволяющая шаг за шагом это осуществлять .

Одной из научно обоснованных и хорошо зарекомендовавших себя в практике массового технического творчества является методика программного решения технических задач, созданная советским изобретателем и писателем Г.С. Альтшуллером. Он назвал ее алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ).

АРИЗ -- наглядный пример применения материалистической диалектики и системного подхода к процессу технического творчества. Методика основана на учении о противоречии. Алгоритм - это комплекс последовательно выполняемых действий (шагов, этапов), направленных на решение изобретательской задачи (понятие «алгоритм» используется здесь не в строгом математическом, а более широком смысле). Процесс решения рассматривается как последовательность операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия. Последовательность, направленность и активизация мышления достигаются при этом ориентировкой на идеальный конечный результат (ИКР), т. е. идеальное решение, способ, устройство.

Совершенствуемый технический объект рассматривается как целостная система, состоящая из подсистем, взаимосвязанных элементов, и одновременно являющаяся частью надсистемы, состоящей из взаимосвязанных систем. Перед решением прямой задачи, связанной с техническим объектом, производят поиск задач в надсистеме (обходные задачи) и выбирают наиболее приемлемый путь.

При постановке задачи в АРИЗ учитывается тот факт, что источником психологической инерции служит техническая терминология и пространственно-временные представления объекта. Поэтому рекомендуют формулировать нежелательный эффект или главную трудность какой-либо ситуации, а не требования того, что надо сделать.

Действие психологической инерции уменьшают также применением оператора РВС (Размеры -- Время -- Стоимость), суть которого состоит в проведении серии мысленных экспериментов по изменению размеров объекта от заданной величины до 0 и затем до?, времени действия (скорости) объекта от заданного до 0 и затем до? и стоимости объекта от заданной до 0 и до?. Формулировка условий задачи дается по определенной схеме в терминах, доступных неспециалисту.

Стратегию решения изобретательской задачи по АРИЗ можно представить в виде схемы в соответствии с рисунком 1. Она состоит в следующем. Формулируют исходную задачу (ЗИ) в общем виде. Обрабатывают и уточняют ее, учитывая действие вектора психологической инерции (ВИ) и технические решения в данной и других областях.

Излагают условия задачи, состоящие из перечисления элементов технической системы и нежелательного эффекта производимого одним из элементов (обработанная задача на рисунке 1.-ЗО). Затем формулируют по определенной схеме ИКР. Он служит ориентиром (маяком), в направлении которого идет процесс решения задачи (при формулировке ИКР не нужно задумываться над тем, как он будет достигнут).

В сравнении ИКР с реальным техническим объектом выявляется техническое противоречие, затем его причина-- физическое противоречие (на рисунке 1. противоречие между ИКР и ЗО может быть проиллюстрировано расстоянием между ними на плоскости поискового поля).

(ЗИ - исходная задача, ВИ - вектор психологической инерции; ЗО - обработанная задача; ИКР - идеальный конечный результат).

Рисунок 1 - Схема решения изобретательской задаче по АРИЗ.

Смысл АРИЗ состоит в том, чтобы путем сравнения идеального и реального выявить техническое противоречие или его причину -- физическое противоречие -- и устранить (разрешить) их, перебрав относительно небольшое число вариантов.

При разработке АРИЗ, после анализа 40 тысяч изобретений, было установлено, что в них преодолено около 1200 противоречий с применением в основном 40 типовых приемов. Выходит, что определенный тип противоречий устраняется определенным небольшим числом «своих» приемов.

Это позволило составить таблицу приемов преодоления технического противоречия. По ее вертикали расположены параметры, которые необходимо улучшить, а по горизонтали -- параметры, недопустимо ухудшающиеся, если решать задачу известными путями. При этом пересечение строки (улучшаемого параметра) со столбцом (ухудшающимся параметром) дает сочетание, которое может быть устранено с помощью приемов, указанных в соответствующей ячейке таблицы.

В приложении А рассмотрены основные приемы устранения технических противоречий и некоторые технические решения, которые на них базируются.

АРИЗ - развивающаяся и постоянно совершенствующаяся система. Известны ее варианты: АРИЗ-59, АРИЗ-61, АРИЗ-64, АРИЗ-65, АРИЗ-68, АРИЗ-71, АРИЗ-77 и АРИЗ-80. Рассмотрим один из них.

В приложении Б приведен один из вариантов алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ-77).

Используя алгоритмы решения изобретательских задач можно довольно быстро найти решение поставленной задачи. Для использования указанных АРИЗ необходимо детально изучить их содержание и строго придерживаться частей данного алгоритма.

Коллективом лаборатории математических методов оптимального проектирования Марийского политехнического института (г. Йошкар-Ола) под руководством профессора А.И. Половинкина проведен глубокий научный анализ более 30 известных методов поиска технических решений, активизации и рациональной организации творческой деятельности. Результатом исследования стала разработка обобщенного алгоритма поиска новых технических решений (обобщенный эвристический алгоритм).

Эта методика является дальнейшим развитием АРИЗ, положенного в ее основу, и содержит ряд оригинальных разработок авторов, а также рациональные приемы и процедуры из некоторых других методов, в том числе: морфологического ящика, функционального изобретательства, организующих понятий и др. Такое сочетание, основанное на достижениях методологии технического творчества, делает методику достаточно полной, емкой, подробной и универсальной, применимой для решения самых различных задач во многих отраслях техники.

Обобщенный алгоритм может быть использован для построения более простых, но эффективных частных алгоритмов, предназначенных для решения конкретных задач (частные алгоритмы должны включать этапы с наибольшей частотой применения для данного класса). Методика ориентирована на синтез новых рациональных технических решений с помощью ЭВМ (для работы в диалоговом режиме «человек -- машина»), но может быть с успехом использована человеком, преимущественно отдельными блоками, и при безмашинном поиске решений.

Алгоритм состоит из 17 этапов, при прохождении которых используется большой информационный аппарат, состоящий из восьми массивов информации. Хранение их в памяти ЭВМ обеспечивает быстрый поиск нужных вариантов на каждом этапе решения задачи.

Литература

1. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества.- Киев - Донецк: Вища школа, 1983-183с.

2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. - М.: Машиностроение, 1988.-366с.

3. Альшулер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973.

4. Альшулер Г.С. Творчество как точная наука. - М.: Советское радио, 1979.

5. Альшулер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986.

6. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. - Рига: Лиссма, 1976.

7. Буш Г.Я. Методологические проблемы технического творчества. Тезисы докладов. - Рига: Латвийское РС ВОИР, 1979.

8. Буш Г.Я. Методы технического творчества. Рига: Лиссма, 1972.

9. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. - Киев: Вища школа, 1978.

10. Грамп Е.А. Функционально-стоимостной анализ: сущность, теоретические основы, опыт применения за рубежом. - М.: Информэлектро, 1980.

11. Карпунин М.Г., Майданчик Б.И. Функционально-стоимостной анализ в электротехнической промышленности. - М.: Энергоатомиздат, 1984.

Н а сегодняшний момент в массы активно «проталкиваются» техники современного тайм-менеджмента, которые работают, но работают только для определенной категории людей.

Поэтому отбросим прочь кажущуюся «дефективность» и попытаемся в очередной раз приблизиться к пониманию.

Лично для меня основная часть данных техник оказалась совершенно бесполезна.

Где спряталась назойливая проблема?
Вся проблема в том, что я крайне неорганизованный человек и хронометраж неумолимо валится из моих натруженных рук.

Все вышесказанное ни в коем случае не умаляет заслуг индивидов, работавших и работающих над вопросами управления временем.

Тем не менее, я вынужден был долгое время искать иную «волшебную» таблетку, которая поможет лично мне.
Хотя не исключено, что и вам уважаемые читатели.

С гордостью могу сказать, что уже нащупал, что-то похожее на волшебную пилюлю!

Она далеко не сладкая, но эффективная донельзя.

Организация творческого процесса для неорганизованных личностей.

Ну, что детишки готовы впитывать информацию?

Тогда бросайте свои тапки, отставляйте подальше застывшие носки, выключайте любимое радио и внимательно прислушивайтесь к голосу разума. Помните народную мудрость, которая настойчиво подталкивает нас к очевидной мысли, что тот, кто рано встает, тексты вовремя заказчику сдает.

Фрилансер избавлен от «счастья» общения с непосредственным, или весьма посредственным руководителем, поскольку он самостоятельно планирует свой рабочий день. Однако в этом и заключается подвох, способный ударить творческого работника под дых.

К слову, портал в мир сновидений для копирайтера-фрилансера может открываться лишь в 5-6 часов утра, а то и намного позже.

Наемному сотруднику проще организовать свой труд, поскольку ЭТО ДЕЛАЮТ ЗА НЕГО: начальник отдела, руководитель направления, заместитель генерального директора.

Все кому не лень, а не лень никому .

Что для этого надо?
Сделать хищное выражение лица и взять в руки плетку.

Записи на корпусе монитора

Я работал в различных режимах и пришел к следующим (нелестным) для себя выводам:

1. Лично для меня наиболее эффективными в плане генерации идей и написания текстов являются временные периоды с 08:00 до 12:00, с 14:00 до 18:00, с 20:00 до 00:00.

Не исключено, что это связано с биологическим ритмом организма. Мне вполне хватает для отдыха 7 часов сна.

Перед работой обязательно: десяток другой отжиманий от пола, легкий завтрак и ароматный чай.
Далее идет просмотр почты и включение форсажа – работа.

Напротив, период с 12:00 до 14:00 самый непродуктивный .

Поэтому эти два часа я использую для других целей (обед, смена деятельности, небольшая прогулка).
Главная цель: дать возможность мозгу отдохнуть.

Удивительно, но даже за один период (4-х часовой), я успеваю сделать 60-65% запланированной на день работы.
Самое главное, что все текстовое словоблудие выливается потоком, причем без ущерба для собственного мозга и здоровья.

2. Метод однопроцентных улучшений.

Данный метод я позаимствовал у Игоря Манна, известного маркетера, главного мозгового центра издательства «Манн, Иванов и Фербер».

В чем суть метода?

Вы ежедневно выполняете поставленную собой же задачу, всего лишь на 1%.
Данный метод хорошо себя зарекомендовал при выполнении крупных проектов, которые нереально сделать за неделю или месяц.

Указанный метод в большей мере применим не к написанию текстов, а к выполнению профильных задач.
Например, техника прекрасно подходит для улучшения юзабилити блога, поддержания физической формы, предварительной «прорисовки», обдумывания идей и т.п.

Скажите, далеко ли мы уйдем без вышеперечисленных аспектов, особенно без здоровья?

3. Садись, ложись и ДЕЛАЙ.

Внимание!

В любом случае, вы самостоятельно создаете для себя рамки, выходить за которые нежелательно, но в некоторых случаях можно.
Например, когда вы идете с существенным опережением графика.

Любой фрилансер-копирайтер мечтает писать легко, без напряга по щелчку пальца.

Реально ли это?

Даже вопреки распространенному мнению, что для активации своего творческого начала надо обязательно ждать соблазнительную музу в прозрачном одеянии.

При этом вас никто не заставляет «валяться» мешком на спинке кресла или, скособочившись за грузным столом изучать пылинки на поверхности монитора.

Ваша рабочая машинка ноутбук?

Тогда смело ложитесь на диван, естественно вместе с ноутбуком (не перепутайте с женой) и начинайте творить.
Не шучу, попробуйте методу, авось приживется.

Для владельцев «персональников» это дополнительный пинок в направлении приобретения ноутбука.
Как не говори, а мобильность возрастает.

Я уверен, что для начала адреналинового, эффективного старта, данных методов вам вполне хватит.
Ну, а в будущем, вызреет что-то еще – обязательно с вами поделюсь.

    Организация творческого процесса: трижды эффективный копирайтер

    http://сайт/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png

    На сегодняшний момент в массы активно «проталкиваются» техники современного тайм-менеджмента, которые работают, но работают только для определенной категории людей. Поэтому отбросим прочь кажущуюся «дефективность» и попытаемся в очередной раз приблизиться к пониманию. Пониманию себя любимого! Автор поста собственноручно «тестировал» различные методики управления временем. Методики, рекомендуемые к внедрению следующими экспертами: Брайаном Трейси, Лотаром Зайтвертом, Глебом Архангельским. […]

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Челябинская государственная академия культуры и искусств”

Культурологический факультет

Кафедра культурологии и социологии

Контрольная работа

по дисциплине:

Технологии организации художественного творчества

Технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе

Выполнила:

Андронова Татьяна Владимировна

Челябинск, 2010

Введение

Современная культурная ситуация показывает, что изменяющийся мир требует перемен в самой личности, другого типа личности, человека - носителя определенных качеств: выносливости, дисциплинированности, уверенности, сильной воли, умения отстоять собственную точку зрения. Жизнь в информационном обществе становится все разнообразнее и сложнее и требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, стремления к общению и взаимодействию с другими людьми.

Названные качества, прежде всего, развиваются в коллективе при взаимодействии с другими людьми, что заставляет обратить внимание на технологии организации художественно-творческого процесса в коллективе. Изучив литературу по исследованиям ученых советского времени, таких как Л. Жирнова, А.С. Каргин, Е.И. Смирновой, Соколовский, Б.А. Титов, Ю. Цагарелли можно заметить, что «на первый план выступает проблема воспитания людей грамотных, творчески активных, духовно богатых и задача формирования всесторонне развитой личности. Огромную роль в решении ее играет художественная самодеятельность, призванная посредством искусства идейно - эстетически воспитывать широкие массы своих участников».

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения и разработки наиболее эффективных технологий организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе.

Для раскрытия рассматриваемой темы, помимо названных авторов, следует обратиться к современным периодическим изданиям, таким как «Дополнительное образование и воспитание», «Клуб», «Дом культуры», «Социс», так как в них прослеживаются современные тенденции технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе.

Цель данной работы - изучить и наглядно представить технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе.

Изучить литературу по исследуемой теме;

Раскрыть сущность технологий художественно-творческого процесса;

Обосновать роль руководителя в организации художественно-творческого процесса;

Рассмотреть понятие самодеятельного коллектива и выявить специфику хореографического коллектива;

Определить влияние психолого-педагогических особенностей юношества на формирование соответствующих технологий художественно-творческого процесса;

Охарактеризовать образцовый коллектив хореографическую студию «Фантазия» ДК ЖД г. Челябинск;

Выявить используемые технологии художественно-творческого процесса в деятельности старшей группы образцового коллектива хореографической студии «Фантазия» ДК ЖД.

1. Теоретические аспекты технологии и организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе

1.1 Определение художественно-творческого процесса и роль руководителя в его организации

С древних времен художественное творчество было синкретичным, слитным с разными сферами и формами жизни народа. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

Художественно-творческий процесс в настоящее время - одно из направлений всеобщего развития человечества, который отражает динамику художественного восприятия действительности, а также специфику его на каждой ступени культурно-исторического процесса. По наблюдению учителя музыки В.В. Александровой, метод художественно-творческого процесса - универсальный и общий для искусства метод.

Он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творчества, развития способности к индивидуальному восприятию и творческой интерпретации.

По мнению А.С. Каргина, художественно-творческий процесс неразрывно связан с педагогическим (учебно-воспитательным) процессом, который реализуется благодаря вовлечению в художественно-творческую и социально-культурную деятельность.

Осуществляется рассматриваемая деятельность в условиях коллектива во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений, то есть занятиях творчеством.

Творчество - это процесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и художественные ценности, либо оригинальной интерпретации уже существующего материала. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение. Творческая деятельность при этом определяется как осознанная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности; создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т. п., способствующие дальнейшему развитию культуры. Стоит отметить, как утверждает Л.Д. Ивлева, для организации этих процессов, необходимо применение соответствующих технологий.

Технология - упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающая прогнозируемый и диагностируемый результат. Любая технология обладает средствами, формами, методами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность участников художественно-творческого процесса для достижения планированных результатов.

Рассмотрим отдельно каждую составляющую художественно-творческого процесса по классификации Е.И. Григорьевой.

Средства:

Устные (живое слово и сценическая речь);

Печатные (художественная и политическая литература, журналы);

Наглядные (афиши, плакаты, экспонаты, реликвии);

Технические (кино, радио, телевидение, аудио, видео);

Психолого-педагогические (игры, развлечения, общение, зрелища);

Искусство и самодеятельное творчество (оригинальные жанры, декоративно-прикладное, музыкальное, хореографическое, хоровое, театральное).

Все средства взаимосвязаны между собой и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, исходя из его возрастной категории.

1. Массовые - аукционы, фестивали, театрализованные представления, олимпиады, праздники.

2. Групповые - диспуты, кружки, круглые столы, любительские объединения и клубы по интересам, конференции.

3. Индивидуальные - беседы, занятость в секциях, консультации, занятия в кружках, интерактивные и компьютерные игры, консультации.

Выбор форм, их разработка и проведение - дело нелегкое и очень ответственное. Применительно к самодеятельному коллективу стоит отметить такие формы как репетиции (как групповые, так и индивидуальные), концерт (массовая).

Учебно-познавательной, самообразовательной деятельности (работа с литературными источниками, материалами прессы);

Формирования общественного сознания личности (убеждение, внушение, пример);

Включения в социально-культурную деятельность и формирование общественного поведения (практическое задание, вовлеченность в деятельность, соревнование, педагогическое требование, индивидуальное поручение);

Стимулирования социально-культурной активности (моральное, материальное, общественное порицание);

Социологических исследования (опрос, интервью, наблюдение, изучение документов, тестирование, эксперимент);

Для наиболее полной характеристики методов следует обратиться к классификации Ю.К. Бабанского. К составной части метода стимулирования добавляется создание ситуаций успеха, разъяснение немаловажным является применение метода контроля и самоконтроля за эффективностью художественно-творческой деятельности (устный, письменный, самоконтроль).

Активно используется в самодеятельных коллективах метод импровизации - проявление своих исполнительских умений вне зависимости от уровня их технической сформированности, показ возможностей своего воображения, фантазии.

Руководитель призван обеспечить определенную целями, конкретными условиями и возможностями каждого объединения работу. Анализируя профессиональную деятельность руководителя самодеятельного художественного коллектива, следует признать, что она является одной из наиболее сложных, комплексных.

Смирнова выделяет функции руководителя самодеятельного коллектива:

Исполнительно-организационная - организация конкретной деятельности (подготовка спектакля, дискуссии, осуществление поисковой работы), включает распределение работы и поручений, контроль за их выполнением и руководство деятельностью;

Воспитательная - использование интереса участников и самого процесса, характера деятельности для достижения педагогических результатов;

Планирование - целенаправленные усилий руководителя и всех участников;

Учебно-педагогическая - профессиональная подготовки участников к избранному виду деятельности;

Психологического руководства - руководство межличностными отношениями в группе, умение обеспечить хорошее настроение участников, предупреждать и разрешать внутренние конфликты, постигать и учитывать в деятельности индивидуальные особенности каждого участника. Целесообразно считать данную классификацию приемлемой и в настоящее время, с той особенностью, что воспитательная функция руководителя направлена в условиях современности на формирование нравственности, уверенности в себе, механизмов межличностного взаимодействия, иными словами гуманистических качеств личности.

Каргин рассматривает основной функцией - интерпретацию - грамотную, художественно оправданную передачу произведения. Разумно добавить к ней стимулирование - побуждение к художественно-творческой деятельности, а также создание ситуации успеха участника в коллективе, с другой стороны, можно отнести их к составляющей функции педагогического руководства.

Следовательно, нельзя не отметить, что участие в художественной самодеятельности - специфическая форма взаимодействия личности и искусства. Непосредственность вовлечения в художественную деятельность своеобразно сказывается на всей структуре отношений «человек - искусство», а затем и на отношениях «человек - окружающее». Формы, методы и средства культурной деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.

1.2 Понятие, признаки самодеятельного коллектива

Особенности хореографического коллектива.

Итак, мы подошли к понятию самодеятельного непрофессионального коллектива. Соломоник определяет коллектив как живой организм, который, по его мнению переживает все стадии жизнедеятельности организма. Это значит, что коллектив необходимо представлять как социальный организм, развитие которого существенно зависит от характера отношений его членов в процессе организации деятельности и общения.

В Российской педагогической энциклопедии «коллектив» (от лат. collectivеs - собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения».

Стоит обратиться к педагогическому опыту русского педагога и писателя А.С. Макаренко. Рассмотрим ряд принципов формирования результативного коллектива:

1. Единство цели и труда членов коллектива - коллектив объединяет людей не только в общей цели и в общем труде, но и в общей организации труда.

2. Большая "связанность" коллектива - Каждый был вынужденно связан с каждым и в разных отношениях. Коллектив не подавлял личность, давал возможность быстрой передачи опыта друг другу.

3. "Мажор" (активность) - проявление внутреннего, уверенного спокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своем будущем.

4. Защита. Во внутренних отношениях будничной работы воспитанники могут сколько угодно "прижимать" друг друга, пробирать на общих собраниях, наказывать, но вне этих специальных форм воздействия они должны отдавать должное каждому воспитаннику, прежде всего потому, что они члены одного коллектива, защищать его перед посторонними".

5. Торможение - сдержанность в движении, в слове, в критике и т. д. (особая форма торможения - проявление вежливости).

В самодеятельном коллективе, в обстановке взаимопомощи и взаимной поддержки личность получает возможность для максимальной самореализации, подлинного творчества, как внутреннего (творчество самого себя), так и внешнего (индивидуальной и оригинальной, активной деятельности, нужной и полезной для окружающих).

Основные этапы формирования коллектива (по Л.Д. Ивлевой):

Ценностно-ориентационный;

Развития инициативности и самодеятельности;

Превращение участника коллектива в субъект самовоспитания;

Превращение руководимой деятельности в осознанно направленный процесс сотворчества с руководителем коллектива.

Технология в данном случае - это способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию художественно-творческой деятельности - свободный, целевой выбор участниками коллектива и педагогами путей, способов, содержания и результата совместного общения.

По данным журнала «Дополнительное образование и воспитание» N 2 за 2010 год, в учреждениях дополнительного образования одним из самых распространенных и востребованных жанров является хореография. Хореография (от греч. choreo - танцую) - танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях. В современном словаре по искусству термин «хореография» - в первоначальном значении запись танца, способ его фиксации.

Среди видов искусства, оказывающих влияние на развитие художественно-творческих способностей, танец, пластика занимает особое место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, выполняющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции стимулируют развитие способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи. Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных движениях, несет в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие, в свою очередь, развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер развития учащихся. Хореографический коллектив выполняет свое социально-педагогическое назначение в том случае, если решает две основные задачи: обучение исполнительскому мастерству участников художественной самодеятельности, формирование их творческих навыков и умений, эстетического вкуса с одной стороны и формирование нравственной культуры с другой стороны. Чтобы сбалансировать решение поставленных задач, Ю.И. Громов предлагает трехразовые занятия в коллективе, считая их наиболее эффективными для плодотворной работы. Хореографическое искусство представлено работой школ искусств, в домах и дворцах культуры обновляются формы деятельности, создаются студии, центры, клубы, театры танца. Уроки хореографии давно не редкость в общеобразовательных школах. Хореография - искусство коллективное, способствующее развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности. Любой художественный коллектив всегда стремится создать такую атмосферу, при которой эти качества развивались бы гармонично. К тому же, цели хореографического коллектива должны учитывать сегодняшние интересы участников и развиваться по мере формирования новых интересов. Цель педагога всегда должна быть впереди целей коллектива, но ни коем образом не противоречить. В этом - залог высокой результативности деятельности и постоянного интереса участников. Это - один из ведущих принципов жизнеспособности коллектива. Так считает Ф. Соломоник. Можно сделать вывод о том, что в процессе занятий в самодеятельном хореографическом коллективе реализуются потребности человека в художественно-творческой деятельности, его индивидуальные склонности и способности в конкретном виде творчества, формируется опыт концертной, исполнительской деятельности, развиваются эстетические и личностно значимые качества, что способствует формированию установок нравственной, духовной и социально зрелой личности.

1.3 Влияние психолого-педагогических особенностей юношества на применение технологий художественно-творческого процесса

Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от детства к взрослости, точнее, от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Однако юность - относительно самостоятельный период жизни, имеющий собственную ценность. В. С. Мухина определяет возрастные границы достаточно условными - от 15-16 до 21-25 лет. Это период характеризуется тем, что психологический критерий «вхождения» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего.

В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии, то есть выстраивание перспектив развития.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Именно в этот период времени самодеятельному творчеству отводится определенное место в жизнедеятельности человека, для одних она станет профессиональной деятельностью, и он продолжит обучение в средних и высших специализированных заведениях, а после создаст свой собственный самодеятельный коллектив, для других занятия художественно-творческой деятельностью приобретут направленность на досуг, то есть осуществляемую в свободное время.

Отсутствие возможности совмещать учебно-профессиональную деятельность и занятия в самодеятельном коллективе приведут к прекращению занятий в данном коллективе художественного творчества, что приходится именно на рассматриваемый возраст. Это побуждает руководителя обратить внимание на применение соответствующих форм, средств методов художественно-творческого процесса.

На первый план выступают такие методы как стимулирования социальной активности участника хореографического коллектива, способы вовлечения в творческий процесс, например путем получения участником возможности поучаствовать в создании новой хореографической постановки. С ним связан метод включения в творческий процесс, посредствам соревнования (участие в фестивалях, конкурсах). Соревновательный интерес следует из наличия цели, перспективы у юноши. Победа в соревновании дает уверенность в своих силах, к тому же, общественное признание.

Нельзя не отметить метод формирования сознания личности. Для этого применяется воспитание личным примером, когда руководитель является носителем определенных личностных качеств, авторитетом для участников коллектива, поскольку именно в этом возрасте усиливается подражание определенному «герою», которого юноши избирают для себя в качестве идеала.

Рассмотрим некоторые особенности юношества. И.В. Шаповаленко в книге «Возрастная психология» приводит содержание психологической готовности к самоопределению:

Сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека - члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы);

Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления, хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?».

В то же время в юности обостряется потребность к обособлению, стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей для того, чтобы через рефлексии укрепить чувство личности, чтобы сохранить свою индивидуальность, реализовать свои притязания на признание. Именно самодеятельный хореографический коллектив дает возможность работать в команде, потому что любая успешная постановка - это залог совокупного труда руководителя и участников. Кроме того, каждый участник имеет возможность проявить свою индивидуальность.

Из рассмотренных особенностей можно выделить соответствующие средства художественно-творческого процесса - психолого-педагогические. Они становятся наиболее актуальными при формировании у юношества социальной художественной активности, то есть социальной активности, направленной на созидание, потребление и донесение до других художественно-эстетических ценностей в продуктах творческой деятельности. Разновидностями таких средств становятся межличностное общение педагога и участников, игры на сплочение участников коллектива, развлекательно-рекреационные мероприятия.

Наиболее эффективными в решении задач руководителя в отношении участников становятся такие формы социально-культурной деятельности, как участие в фестивалях, праздниках, индивидуальные занятия (отработка движений с отдельными участниками), беседы (при возникновении конфликтной ситуации и решении организационных вопросов).

Эти особенности юношеского возраста определяют необходимость применения руководителем таких технологий художественно-творческой деятельности, которые призывали бы к взрослости, взаимоответственности, самостоятельности участника коллектива.

2. Практические аспекты технологии организации художественно-творческого процесса в самодеятельном коллективе на примере образцового коллектива хореографической студии «Фантазия» ДК ЖД г. Челябинск

2.1 Характеристика образцового коллектива хореографической студии «Фантазия» ДК ЖД г. Челябинск

Образцовый коллектив хореографическая студия «Фантазия» основан в 2000г. В настоящее время в студии занимается более 80 детей от 5 до 18 лет. Хореографическая студия состоит из подготовительной (7-9 лет), младшей (9-11 лет), двух средних (11-12 и 12-14 лет) и старшей (15-20 лет) группы.

Название коллектива отражает своеобразие и неповторимость творческих номеров, оригинальность их исполнения.

Главная цель работы хореографической студии: развитие личностной культуры ребенка в процессе освоения искусства танца, его способности к максимально полной творческой самореализации в жизни. Обучающее пространство выстраивается с учетом интересов, способностей, и потребностей детей.

Хореографическая студия «Фантазия» выступает на юбилейных концертах предприятий города и области: «День семьи», «День матери», «День Советского района», «Юбилей школы №121», «60-летие победы в В.О.В», «День машиностроителя», «День пищевика», «70-летие городской клинической больницы», «День защитника отечества» и многих других.

Украшением праздничной колонны в шествии, посвященном 270-летию г. Челябинска в 2006г., были маленькие танцоры студии «Фантазия».

Хореографическая студия постоянно участвует в концертах Челябинского отделения Южно-Уральской Железной Дороги. Юные артисты студии активно выступают на новогодних компаниях Дворца культуры железнодорожников. Хореографическая студия «Фантазия» является участником дорожных мероприятий: Первого отраслевого конкурса профессионального мастерства между контролерами - ревизорами - ОАО «РЖД», «Лучший контролер- ревизор» - 2005, 2007 г., конкурс «Мисс проводница» - 2005-9 г., «Мисс проводница и билетный кассир» - 2006-10 г., Фестиваль самодеятельного творчества «РЖД Зажигает звезды» - 2005-10 г., Фестиваль народного творчества Челябинского отделения ЮУЖД «Традиция»- 2007-2009г.

Своей работой коллектив способствует решению многогранных проблем по достойному воспитанию детей.

Традиции коллектива:

Отчетные концерты коллектива. Отчетные концерты коллектива проводятся ежегодно. Все возрастные группы коллектива;

Посвящение в кружковцы. Проведение праздника, где дети, вновь пришедшие в коллектив, знакомятся с творчеством воспитанников коллектива и сами впервые выходят на сцену;

Открытые уроки для родителей;

Совместный отдых.

Результаты творческой деятельности хореографической студии «Фантазия»:

Фестиваль искусств «Хрустальная капель» 2004-2006г., дипломы лауреатов 1 степени;

Смотр художественной самодеятельности «100-лет Роспрофжелу» 2005г., диплом «Юные таланты»;

Дорожный фестиваль детского юношеского творчества «От Земли до небес» 2005г. г. Златоуст, диплом 2 степени;

Дорожный фестиваль хореографических коллективов «Золотой каблучок» 2006г., диплом 1 степени;

Городской конкурс юных талантов «Золотые искорки» 2007, 2008г., дипломы лауреата 1 степени;

Областной конкурс детских коллективов «Юная Терпсихора» 2007 г., диплом лауреата.

Региональный конкурс - фестиваль юмора и эстрадного искусства «Москва - Ялта - Транзит» 2008., диплом 3 степени.

Фестиваль - конкурс самодеятельного искусства «РЖД - зажигает звезды» 2008-9г., диплом лауреата 2 степени.

Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Роза ветров» 2009. г. Москва, диплом 3 степени.

Фестиваль-конкурс самодеятельного искусства «РЖД - зажигает звезды» 2010., диплом лауреата 1 степени.

Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «Роза ветров» Москва-Златоуст-Транзит 2010 г., дипломы лауреата 3 степени и Специальный Диплом за отражение темы патриотизма.

Руководитель хореографической студии «Фантазия» - Куровская (Павлова) Евгения Александровна. Образование - высшее (ЧГАКИ), стаж работы 10 лет. За время работы Евгения Александровна, зарекомендовала себя творческим и инициативным работником, грамотным специалистом, педагогом, любящим детей и свое дело.

Куровская Евгения Александровна награждена Благодарным письмом за любовь к искусству и родной Южно-Уральской магистрали, диплом 1 степени в номинации «Молодые таланты» на фестивале народных, фольклорных коллективов и отдельных исполнителей художественной самодеятельности производственных коллективов Челябинского отделения дороги «Традиция» 2005 г. Награждена Почетной грамотой от администрации Советского района за высокое профессиональное мастерство, добросовестный труд и большой творческий вклад в развитие культурной жизни Советского района 2005 г. Почетная грамота начальника Южно-Уральской Железной Дороги за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, проявленную инициативу при выполнении производственных заданий и в связи с профессиональным праздником Днем железнодорожника от 25 июня 2007 г. Почетная грамота начальника Южно-Уральской Железной Дороги за проведение смотра - конкурса профессионального мастерства среди проводников пассажирских вагонов и билетных кассиров от 26 декабря 2007 г. В 2008 г. хореографической студии «Фантазия» было присвоено звание «Образцовый коллектив».

2.2 Художественно-творческие технологии в деятельности старшей группы образцового коллектива хореографической студии «Фантазия»

Старшая группа хореографического коллектива «Фантазия» представлена юношеским возрастом (15-20 лет). Значительная часть участников - студенты ЧГАКИ кафедры СКД и КиС. Некоторые участники - студенты ЮУрГУ, остальные - старшие школьники. Состав группы формировался с начала существования коллектива, а также обновлялся приходом новых участников.

Художественно-творческую деятельность коллектива можно назвать успешной, о чем свидетельствует присвоение коллективу звания «образцовый», лауреата во всероссийских фестивалях и конкурсах. В этом огромная заслуга руководителя - сильной и уверенной личности. В своей деятельности она руководствуется методом воспитания личным примером.

Помимо профессионального исполнения и доступного объяснения танцевальных движений, она обладает неисчерпаемой фантазией в составлении рисунков танцев, а также является примером для участников коллектива в отношении личностных нравственных качеств. Иными словами она требовательна к другим и к себе. Из этого следует метод формирования сознания личности, который успешно реализуется в коллективе и позволяет каждому участнику сформировать собственные представления той или иной проблемы.

Участие во всероссийских конкурсах и фестивалях стимулируют социально-культурную активность участников, стремление к новым достижениям. С этим связан метод создания ситуации успеха - руководитель дает возможность каждому, кто усердно трудится, заслуженно почувствовать себя успешным и значимым участником коллектива, получить признание зрителей. Это стимулирует социальную активность участников коллектива.

Метод импровизации занимает отдельное место в коллективе. В помощь педагогу в постановке нового номера, каждому необходимо предложить свои варианты решения творческой задачи. Таким образом реализуется и метод включения в творческий процесс.

Основные формы художественно-творческого процесса - репетиции, на которых происходит общая разминка - подготовка мышц к занятиям, разучивание и повторение движений, репетиция конкретного танца. Концертная деятельность - календарные праздники, знаменательные даты, в связи со спецификой учреждения культуры (железнодорожников), широкий масштаб носит празднования Дня железнодорожников в первое воскресенье августа. Отчетный концерт - большой праздник для коллектива - отчет о проделанной творческой работе. Фестивали, конкурсы, некоторые из них носят всероссийский масштаб, такие как «Роза ветров. Москва-Златоуст-транзит», «РЖД Зажигает звезды».

Помимо репетиционных занятий и подготовки к концертам, в коллективе устраивается празднование календарных праздников, знаменательных дат в форме конкурсной и игровой программы. Это способствует сплочению коллектива, создание обстановки непринужденного общения. Общение участников проходит средствами не только хореографической деятельности, но и игры.

Таким образом, можно проследить успешное применение руководителем на практике традиционных технологий художественно-творческой деятельности.

Заключение

Художественно-творческий процесс - процесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и художественные ценности, либо оригинальная интерпретация уже существующего материала посредствам искусства и соответствующих технологий (средств, форм, методов). От личности руководителя зависит успешное применение технологий художественно-творческой деятельности.

Отношения «человек - искусство» и «человек - окружающее» формируются наиболее эффективно в самодеятельном коллективе - группе людей, в которой протекает художественно-творческий процесс, представляющей целостную развивающуюся систему, обеспечивающую комфортность отношений между всеми ее членами. Особенностью хореографического искусства является то, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Запоминание движений тренирует память, исполнение - физическую подготовку, повторение - волю, дисциплинированность.

Юношеский возраст стоит особо отметить как сложный и требующий применения определенных технологий художественного творчества период. В этом возрасте на первый план выходит ориентир на профессиональную деятельность, на перспективу, что определяет приоритетными методами - стимулирование, формирование сознания личности, воспитание личным примером, которые осуществляются как в массовых формах - (концерты, фестивали), так и в групповых и индивидуальных репетициях средствами хореографии и психолого-педагогическими (игра, развлечение).

При Дворце культуры железнодорожников с 2000 г. существует образцовый коллектив хореографическая студия «Фантазия». В старшей группе коллектива реализуются рассмотренные технологии художественно-творческой деятельности, о чем свидетельствует победа в конкурсах и фестивалях, в том числе всероссийского масштаба («Роза ветров», «РЖД зажигает звезды»).

Список литературы

1. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.

2. Большой Российский энциклопедический словарь, - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с. (92 Б 79).

3. Горский В.А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании // Дополнительное образование и воспитание. - 2003. - №3. - С. 20-25. (чит. зал).

4. Громов Ю.И. О специфике работы педагога-хореографа, руководителя детского танцевального коллектива / Ю.И. Громов. Сборник научной трудовой конф. Ч 1. (Публичн. научн. библ-ка К 256956 - ч. 1).

5. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие / Л.С. Жаркова, - 3-е изд. Испр. И доп. - М. МГУКИ, 2003. - 234 с.

6. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб. пособие / Л.Д. Ивлева. ЧГАКИ. - Челябинск, 2003. - 58 с.

7. Народная художественная культура: учебник / Под. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. - М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.

8. Российская педагогическая энциклопедия: В 2т.

9. Родина, Е.Ю. Обучение детей языку образных танцевальных движений / Е.Ю. Родина // Дополнительное образование и воспитание № 1, 2010, С. 24.

10. Смирнова, Е.И. Клубные объединения. Учеб. пособие для студентов институтов культуры / Е.И. Смирнова. М., «Просвящение», 1977.

11. Самодеятельное хореографическое искусство. Сб. научн. трудов под ред. Ю.И. Громова, СПб, 1993. - 89 с.

12. Каргин, А. Призвание и мастерство / А. Каргин, Ю. Цагарелли. - М.: Сов. Россия, 1986. - 104 с. творческий хореографический коллектив

13. Каргин, А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А.С. Каргин. Учеб пособие для студентов культ. просвет. фак. вузов культуры и искусств. - М.: Просвещение, 1984.

14. Матюхина, Т.И. Увлекательная хореография / Т.И. Матюхина, И.П. Пузакова // Дополнительное образование и воспитание № 2, 2010.

15. Мухина, В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

16. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП, 2006. - 632 с.

17. Соломоник, Ф. Музыка. Самодеятельность. Коллектив / Ф. Соломоник. - М: Сов. Рос. 1983 - 120 с.

18. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2002. - 504 с.

19. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. Сост. Л. Жирнова, М., «Искусство» 1973, - 128 стр.

20. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М., 1997. - 245 с.

21. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997 - 640 с.

22. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Учение о художественно-эстетических ценностях, ретроспективный и прогностический подходы к развитию художественной самодеятельности в производственном коллективе. Образовательно-исполнительская и художественная деятельность творческого объединения.

    монография , добавлен 01.02.2011

    Сущность и специфические особенности коллектива самодеятельного творчества. Технология создания и организации работы коллектива самодеятельного творчества. Стадии и законы движения (развития) коллектива, методы планирования и учета его деятельности.

    контрольная работа , добавлен 02.08.2010

    Анализ особенностей проблем и противоречий рациональной организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков с ограниченным слухом. Социальная роль Студии "Древо" в формировании коммуникативных навыков и творческого потенциала глухих детей.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    Сущность и основное содержание художественно-педагогической драматургии, определение особенностей и значения, роли данного метода на современном этапе. Идея Л.М. Предтеченской об использовании специфических средств выразительности на уроке искусства.

    доклад , добавлен 19.05.2012

    История развития шоу-бизнеса в России. Краткая характеристика организации "ЛазерМИКС", г. Улан-Удэ. Способы воздействия на аудиторию. Технология организации шоу-программы на примере лазерного шоу. Материально-техническое обеспечение лазерных программ.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2013

    Особенности социально-культурной деятельности. Методическое обеспечение СКД – оснащение учреждений культуры методикой и рекомендациями для организации творческого досуга; сущность понятий. Методические принципы организации культурно-досуговой работы.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2010

    Художественно-образные тенденции стиля модерн. Женские образы в творчестве Густава Климта. Художественно-эстетическое значение орнаментации текстиля. Проектирование коллекции женской нарядной одежды "Мозаика Климта". Экономические аспекты дизайн-проекта.

    дипломная работа , добавлен 11.02.2012

    Особенности пространственно-временного устройства досугового процесса и его среды. Значимость музыкального образования в г. Тюмени. Художественно-эстетическое образование детей дошкольного и школьного возраста в образовательно-оздоровительном комплексе.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2016

    Актерское мастерство как ключевой момент в театральном представлении. Психолого-педагогические методы воздействия на юных актеров, развитие творческого мышления и умения раскрепощаться на сцене. Игровой тренинг на занятиях в театральной студии "Этюд".

    реферат , добавлен 23.10.2014

    Продюсирование, его виды и характерные особенности. "Раскрутка" как одно из основных понятии продюсирования. Возникновение конфликтов внутри творческого коллектива. Характеристика группы "Bad holiday" как пример коммерческого музыкального коллектива.