Индивидуальное занятие логопеда с ребенком с зпр. Логопедические занятия с детьми с зпр

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка 5-6 лет ЗПР, ОНР-3 уровня.

Тема: «Кто в домике живет? ».

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Мебель- посуда».

Образовательные задачи: закреплять и расширять представление о предметах посуды и мебели; деталях и частях, материалах, из которых она сделана; называть обобщающие понятия и понятия «один-много»; образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных; упражнять в ориентировке в пространстве.

Коррекционно-развивающие задачи: развитие артикуляционной моторики; развитие зрительного и слухового внимания; развитие мелкой и общей моторики.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к предметам посуды и мебели; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: картинки с изображением мебели и посуды; картинки для артикуляционной гимнастики; карточки эмоций; разрезные картинки; мелкая посуда и мебель в мешочке; картинка домика, игрушка ежик, 6 деревянных палочек, кисточка и ведерко; плоские геометрические фигуры; массажный мячик и коврик; песочный ящик; раскраска домик.

Ход занятия

I .Организационный момент.

- Посмотри в окошко, какой сегодня день? День солнечный, у нас сегодня не простое занятие, а волшебное.

II . Сообщение темы занятия.

Давай друг другу улыбнемся, возьмемся за руки и отправимся в сказку.

1.Ходьба по массажному коврику.

По дорожке к сказке в дом, мы сейчас с тобой пойдем. По прямой дорожке пойдем, пойдем; по извилистой дорожке пойдем; домик, мы с тобой, найдем.

На доске красивая картинка 2-х этажного дома.

2.Работа с карточками эмоций.

Какой прекрасный дом (работа с карточками эмоций). Что мы сделаем, когда увидим такой дом? (педагог подает каточку с эмоцией). Правильно - удивляемся. Давай представим, что на домике висит замок, и он закрыт.

Что мы сделаем? Правильно - рассердимся. Давай представим, что это твой домик.

Что мы сделаем? Правильно - улыбнемся. Ты хочешь знать, что в домике.

Нужно сделать верно артикуляционную гимнастику за столом.

Называешь упражнение и выполняешь его. Какое первое упражнение?

3.Артикуляционная гимнастика.

1.«Чистим зубки». Верхние – нижние; верхние - нижние и т.д

Второе упражнение, как называется?

2. «Месим тесто». Кладем широкий язычок на нижнюю губу и тихо произносим «пя-пя; пя-пя», теперь громче «пя-пя; пя-пя».

3. «Качели». Ротик широко открыли, вверх поехали качели, вниз, наверх и т.д. Назови, какое следующее упражнение?

4. «Часики». Делаем язычком в уголочки «тик-так и т.д. (показ рукой).

Упражнения выполнены правильно, и теперь, ты узнаешь, что находится в домике.

4.Упражнение «Назови одним словом».

(показ картинок), ребенок называет - стул, шкаф, стол, комод, диван, кровать.

Как мы все это - одним словом назовем? Правильно - мебель.

5.Упражнение «Много мебели в квартире».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

В шкаф повесим мы рубашку, (руки на пояс, повороты)

А в буфет поставим чашку (руки вверх, встать на носочки)

Посидим чуть-чуть на стуле (присесть на корточки)

А теперь мы с котом посидели за столом (руки на пояс, повороты)

Чай с вареньем дружно пили (пружинка)

Много мебели в квартире (руки через стороны вверх)

Стены красить нам пора, пригласили маляра (педагог показывает ведерко с кисточкой).

Кто такой маляр? (маляр любит красить)

6.Гимнастика для глаз.

Ребенок берет кисточку и ведерко и выполняет гимнастику для глаз.

Ведем кисточкой сверху вниз и следим глазками.

7.Упражнение «Починим мебель».

Кто-то пришел в домик и сломал нашу мебель. Нужно ее починить (составление из 4-6 частей целого) 2 картинки. Какого цвета диван?

8. Игра « Четвертый лишний».

А теперь мы поиграем в игру « Четвертый лишний».

Шкаф - диван-стул - кружка. Что лишнее, почему? и т.д.

9.Игра «Один - много».

А теперь я предлагаю игру «Один - много».

Я тебе показываю и говорю один предмет, а ты мне много.

(показ картинок: шкаф, стол, стул, кровать, диван, комод)

10.Игра «Назови ласково».

А теперь будем ласково называть.

показ картинок: шкаф, стол, стул, кровать, диван, комод)

Работа возле доски, где картинка домика.

Давай посмотрим, а в нашем домике мебель куда- то делась, давай её расставим по местам.

11.Игра на развитие пространственных представлений «Расставим мебель» (работа у доски).

Поставь стол на второй этаж с правой стороны. Это что? Правильно кровать.

Поставь кровать на второй этаж с левой стороны. Диван поставь на первом этаже в центре комнаты.

В нашем доме еще что-то находится.

12.Игра «Назови посуду» (работа за столом). Называние предметов посуды: чайник, поварешка, ложка, кружка.

13.Пальчиковая гимнастика «Помоем посуду». (2 раза)

Раз, два, три, четыре (трем ладошки вверх-вниз)

Мы посуду перемыли

Чайник, чашку, ковшик, ложку (разжимать кулак по одному пальцу)

И большую поварешку (шевелить всеми пальцами ладони)

Мы узнали, что находится в нашем доме, но там еще есть «Чудесный мешочек».

14.Игра «Чудесный мешочек»

Ребенок определяет на ощупь предметы и достает их из мешочка.

Что это? Шкаф. Из чего сделано? Шкаф сделан из дерева. Значит какой? (шкаф деревянный) Ставь на стол.

Что это? Из чего сделано? Значит какая? (кровать деревянная)

Что это? Из чего сделано? Значит какой? (стул деревянный)

Что это? Из чего сделано? Значит какая? (кружка пластмассовая)

Что у тебя на левой стороне стола находится, а что на правой (посуда- мебель).

15.Упражнение «Сделаем домик».

Сегодня мы будем делать свой домик из волшебных палочек и украсим его геометрическими фигурами.

Ребенок выкладывает домик из палочек и украшает геометрическими фигурами, называя их, определяя цвет.

В нашем домике кто-то живет, ты хотела бы узнать кто?

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки

Колкий шар, не видно ножек

Звать его конечно…(ежик)

16. Игра с массажным мячиком.

Ежик пришел к нам в гости не пустой, он принес нам что? (шарики массажные)

Я расскажу тебе историю про ежика, а пока я рассказываю, мы будем играть массажными шариками.

Жил-был ежик в своей избушке (шарик спрятан в ладошках)

Выглянул ежик из избушки (открыть ладошки). Увидел солнышко. Улыбнулся солнышку, и покатился по полянке (круговые движения). Катится по полянке, увидел тропинки, покатился сначала по одной тропинке к мизинчику, потом и т.д. (прямые движения к каждому пальчику). Много тропинок пробежал ежик и прибежал снова на полянку.

Стал бегать по полянке, прыгать (зажали-разжали, легкие подбрасывания мячика).

И увидел интересную песочницу и решил нарисовать свой домик (рисование песком на стекле)

III. Итог занятия. Рефлексия.

Вспомнить, о чем говорили, и что понравилось на занятии.

Сейчас ты пойдешь в группу, а я даю тебе подарок от ежика, этот домик, раскрасишь его цветными карандашами.

Обучающие:

  • Обучение послоговому чтению;
  • Обучение умению проводить звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему и фишки;
  • Автоматизация звука «Ш»;
  • Закрепление правильного произношения свистящих звуков в стихотворной речи;
  • Закрепление правильного произношения звука «Л» в чистоговорках;
  • Закрепление правильного произношения звука «Л» в предложениях;
  • Закрепление правильного произношения звуков «Р» и «Р» в стихотворной речи.

Коррекционно – развивающие:

  • Развитие умения отгадывать загадки;
  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • Развитие артикуляционной мускулатуры;
  • Развитие направленности выдоха;
  • Развитие познавательных процессов (памяти, внимания);
  • Развитие силы голоса, интонационной выразительности речи;
  • Развитие чувства ритма;
  • Активизация словаря по теме «Одежда», «Овощи», «Фрукты».

Воспитательные:

  • Воспитание познавательного интереса;
  • Воспитание доброжелательности.

Оборудование:

  • В.С. Володина «Альбом по развитию речи» стр. – 87, 94
  • О.А. Новиковская «Логопедическая азбука» стр. – 59
  • Звуковые домики;
  • Фишки желтого, синего, красного, зеленого цвета.
  • Иллюстрации с изображением фруктов, овощей, одежды;
  • Картинка с изображением воздушных шариков.


Ход занятия

1. Организационный момент.

Предложить ребенку послушать стихотворение и досказать слово:
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея, словно знак вопроса.
Гусь идет
Гулять в луга
И гогочет: … … … !

2. Дыхательная гимнастика.

Предложить ребенку подуть на снежинки сначала сильно, потом слабо.

3. Артикуляционная гимнастика.

Предложить ребенку сесть перед зеркалом, выполнить следующие упражнения:
-Заборчик
-Лопатка
-Иголочка
-Часики
-Чистим зубки
-Лошадка
-Грибок
-Маляр

4. Предложить ребенку посмотреть на картинку,

на которой нарисованы воздушные шарики; предложить надуть, сдуть шарики, произнося при этом звук Ш.

5. Развитие фонематического восприятия.

А) Предложить ребенку послушать звуки и хлопнуть 1 раз в ладоши, когда он услышит звукШ.
С-К-Т-Ш-В-Ф-Т-Л-Ш-К-С-Ш

Б) Предложить ребенку послушать слоги и поднять руку только тогда, когда он услышит слог со звуком Ш.
СУ-ШО-ХИ-ПУ-ША-ЛУ-КА-ШУ-ЛИ-РО-ШО

6. Фонематический анализ.

Послушай…Ш…А….что получится?(ША)
Предложить ребенку взять фишки синего и красного цвета; выложить из них получившийся слог.

7. Предложить ребенку отгадать загадку:

Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто же он?
(Петушок)

8. Игра «Найди картинку».

Перед ребенком лежит карта с нарисованными картинками (по 4 на каждой карте). Предложить ребенку найти из 4-х картинок одну картинку со звуком Ш.

9. Игра «Овощи-фрукты».

Предложить ребенку разложить овощи и фрукты следующим образом: овощи со звуком Р на грядки, а фрукты со звуком Л на дерево.

10. Игра «Какой звук».

Предложить ребенку послушать слова и сказать, какой звук слышится в начале, конце слова.

Начало: Лиса, листья, лампа, лимон.
Конец: стол, Стул, мел, укол.

11. Предложить ребенку рассмотреть картинки и назвать слова со звуком Л.

12. Предложить ребенку рассказать стихотворение.

Дворник дверь
Два дня держал -
Деревянный дом
Дрожал.
Ветер дёргал
Эту дверь.
Дворник думал
Это зверь.

13. Игра «Одежда»

Предложить ребенку сложить в чемодан одежду со звуком Р.
Стр.- 87

14. Предложить ребенку рассмотреть картинку и назвать слова со звуком С.

15. Определение позиции звука С в слове.

Предложить ребенку взять «звуковые схемы»; фишки желтого цвета.
-«Сейчас мы с тобой будем расселять слова со звукам С в разные комнаты. Я буду называть слова, а ты будешь ставить желтую фишку в первое окошко, если звук С будет в начале слова; во второе – если звук С будет в середине слова; в третье – если звук С будет в конце слова.

Стол, колесо, стул, яблоко, лиса, укус.

16. Обучение послоговому чтению.

17. Подведение итогов.

Спросить:
-«Чем мы сегодня занимались?»
-«Какие звуки сегодня приходили к нам в гости?»
Завершить занятие эмоционально-положительной оценкой ребенка.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности проектирования логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации, рассматриваются формы логопедической работы, требования ФГОС ДОО к организации логопедических занятий с такими детьми, а также требования и структура к данным занятиям.

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с задержкой психического развития является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы логопедов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития. Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольной образовательной организации.

Дошкольная образовательная организация комбинированного вида обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития детей – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников. Таких детей до установления точного диагноза относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению .

Воспитание и oбучение детей с (ЗПР), как и нормально раз­вивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регуляр­ных занятий. Учитель-логoпед проводит комплексное обследование речи детей, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукoвого анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического стрoя речи, связной речи.

Несмотря на то, что проектирование и осуществление работы учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации комбинированного вида несколько отличается от работы логопеда в группах для детей с нарушениями развития, однако, существуют общие организационные и содержательные аспекты.

Логопедическая работа с детьми с (ЗПР) осуществляется в форме индивидуальных (2-3 раза в неделю) и подгрупповых (2 раза в неделю) занятий. Длительность индивидуальных занятия от 10 до 20 минут, подгрупповых занятий от 20 до 25 минут, согласно нормам СанПиН. Для подгрупповых (в микрогруппах) занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2–3 человека, периодичность занятий 2 раза в неделю, 25-30 минут для детей от 6 до 7 лет, 15–25 минут для детей от 5 до 6 лет.

Коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для создания комфортного психоэмоционального режима коррекционно-развивающие занятия проводятся с использованием арт-педагогических технологий .

При проектировании коррекционных занятий с детьми с (ЗПР) логопед должен учитывать важные особенности современного дошкольного образования, содержащиеся в ФГОС ДОО, отличающиеся от традиционного обучения. Образовательные программы дошкольного разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в
том числе возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Основные требования к разработке в ДОО логопедических занятий с детьми с задержкой психического развития, имеющими речевые нарушения:

  • занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность ребенка;
  • занятия проводятся по схеме: последовательно, поэтапно; с учетом основных дидактических принципов, индивидуальных особенностей; с опорой на сознательность и активность детей; с использованием дидактических пособий, наглядных средств обучения;
  • занятия согласовываются с требованиями образовательной программы;
  • на занятиях происходит тренировка правильной речи;
  • занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах;
  • на занятиях с такими детьми постоянно присутствуют образцы правильной речи самого логопеда, успешно занимающихся детей; магнитофонные и аудио записи и др.;
  • занятия проводятся на фоне доброжелательного отношения окружающих к ребенку с речевыми нарушениями и правильного его воспитания .

Структура логопедического занятия в ДОО с детьми с ЗПР

Проектирование логопедического занятия в ДОО с детьми с задержкой психического развития исходит из его структуры :

1. Организационный момент . Проходит в виде подготовки к игре (дети готовят то, что им будет необходимо на занятии, под руководством взрослых), настраиваются на игру, а не успокаиваются.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Проходит в виде игры, игровой материал подбирается, учитывая индивидуальный уровень развития каждого ребенка.

3. Развитие зрительно-пространственной ориентации:

– развитие общей моторики. Проходит в виде динамической паузы, не прерывая игровой процесс, а до или после него, для смены видов деятельности;
– развитие мелкой моторики. Предлагается на выбор использование пятигранных карандашей, шариков, прищепок, кубиков и т. д.

4. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти. Предоставить детям возможность выдвигать собственные предположения, учить доказывать свою точку зрения, формировать адекватную самооценку, и оценку своих действий, не отождествляя, например, одно неудачное предположение с собственной оценкой в целом.

5. Развитие артикуляционной моторики. Необходимо объяснить не только технику выполнения каждого упражнения, но и значение, смысл каждого движения органов артикуляционного аппарата, чтобы ребенок не просто автоматически выполнял все упражнения, а понимал, для чего он делает каждое конкретное движение.

7. Объявление темы. Тему объявляет не логопед, а дети выдвигают предположения, после совместного рассматривания, наблюдения, беседы, разговора, экспериментирования, исследования, сравнения, обобщения (педагог подводит их к этому), тем самым формируя мотивацию к познанию нового.

8. Развитие фонематического слуха. Ход занятия сопровождается значительной речевой практикой воспитанников, что предполагает общение с логопедами и детьми на равных.

9. Работа над слоговой структурой, звуковой анализ слогов. Всегда сопровождается наглядным изображением, так как невозможно чётко и правильно воспроизвести звуковой состав слова, не зная его значения и не представляя зрительного образа.

10. Итог занятия. Подведение итогов занятия ориентировано на формирование адекватной самооценки, оценки своей деятельности и положительного отношения к миру.

11. Оценка работы детей на занятии. Оценивается не деятельность детей на занятии, а то, насколько материал занятия помог детям уточнить и обогатить свои знания .

Е. С. Теплякова отмечает, что при проектировании коррекционно-логопедического занятия, имеющего индивидуально-ориентированный характер, целесообразно предусмотреть следующее:

  • решение первичной задачи логопеда;
  • создание проблемной ситуации;
  • возникновение у ребенка состояния «хочу решить проблему»;
  • совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей, появление дополнительной мотивации у ребенка;
  • активизацию субъектного опыта, его использование в процессе занятия (переход ребенка из позиции объекта в позицию субъекта, поощрение инициативы ребенка, поддержка его ответов на занятии);
  • управление самостоятельным поиском (давать право кого-то спросить, посоветоваться с родителями, со старшими братьями и сестрами);
  • совместное подведение итогов .

Таким образом, проектирование логопедических занятий для детей с задержкой психического развития в ДОУ осуществляется с учетом требований ФГОС ДОО, индивидуальных особенностей речевого недоразвития каждого ребенка, с четким представлением о целях (задачах), которые могут достигаться на нем, с помощью самой разнообразной его организации, а также виды и типы этой организации.

Литература:

  1. Костюк, А. В. Проектирование рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: метод. рекомендации / А. В. Костюк. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. – 88 с.
  2. Лысова, Т. С. Модель коррекционно-развивающего сопровождения дошкольника с задержкой психического развития / Т. С. Лысова // Преемственность в образовании. – 2013. – № 5 (11). – С. 62–65.
  3. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / под общ. редакцией М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. – СПб. : КАРО, 2014. – 112 с.
  4. Теплякова, Е. С. Индивидуализация обучения детей на коррекционно-логопедических занятиях / Е. С. Теплякова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 2. – С. 43–48.

Воронина Т.В.,
учитель-логопед

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ:КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ С ЗПР »

ВЫПОЛНИЛ:

ПРОВЕРИЛ:

ЧЕЛЯБИНСК


Введение

1. Основные принципы логопедической работы

2. Развитие речи детей в норме

3. Характеристика речи детей с ЗПР

4. Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

Заключение

Список литературы


Введение

Логопедия стоит в ряду других специальных наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями; она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей, страдающих нарушением (в данном случае речи), и подготовка их к трудовой деятельности.

Воспитание и обучение детей, страдающих теми или иными дефектами речи, оказывается особенно важным. Как воспитание таких детей, так и их перевоспитание требуют от логопеда знания закономерностей развития речи, а также развития тех процессов, которые тесно связаны с речью.

Именно на основе закономерностей (физиологических и психологических) строятся специальные методы логопедического воздействия.


1. Основные принципы логопедической работы

Система логопедических воздействий может быть сформулирована в виде следующих положений.

1. Логопедическая работа должна проводиться с учетом личности логопата, как ее отрицательных сторон, которые должны быть перевоспитаны, так и положительных, которые должны быть использованы в процессе компенсации; в частности, учитывая взаимообусловленность и связь деятельности всех анализаторов, используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

2. В логопедическую работу вовлекается речь человека в целом: логопед должен создавать словарь, грамматический строй и звуковую сторону речи (моторная алалия) даже при самом легком речевом нарушении, когда имеются дефекты произношения только некоторых звуковых групп и отдельных звуков, он не может ограничить свою работу только созданием правильного изолированного звука, а с точки зрения произношения этого звука переработать и словарь (не лука, а рука, не коска, а кошка. Логопед должен не только добиться правильного произношения мягких и твердых согласных или звонких и глухих, но и их различения, т. е. подготовить основу для правильной письменной речи.

3. В центре внимания логопедической работы все время должно оставаться наиболее пострадавшее звено данного нарушения (первично нарушенный компонент речи). Так, например, при дислалии и дизартрии это будет звукопроизношение, при алалии-словарь, при заикании-спокойное, плавное течение речи и т. д.

4. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

5. В правильно построенном логопедическом процессе должны быть учтены закономерности и последовательность нормального как речевого, так и общего психического развития.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата: в работу со школьником желательно быстрее включать программный материал и проводить занятия в виде школьных, а с дошкольником использовать в основном игровые формы, но все же строить свою работу в виде организованных и плановых занятий.

7. Трудности логопедической работы и сроки ее будут зависеть от характера каждого речевого нарушения и от его степени. Например, постепенность развития звукопроизношения при дизартрии связана с постепенным усложнением артикуляционных укладов звуков данного языка и с постепенным переходом от менее пораженных движений к более пораженным.

8 Вся работа логопеда должна быть проникнута психотерапией, которая основана на понимании трудностей логопата, на понимании того, что большинство плохо говорящих тяжело переживает свою речевую недостаточность - насмешки окружающих, неудачи в учебе; многие из них уже сомневаются в том, что они смогут преодолеть свои трудности.

9. Воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным воздействием логопеда, в значительной степени на основе подражания логопеду, поэтому личность логопеда и, в частности, его речь приобретают очень большое значение Кропотливая, вдумчивая работа возможна только в том случае, если логопед искренне любит свою работу и детей.

Логопед должен уметь тонко наблюдать для того, чтобы хорошо знать тех, с кем он работает, тем более что в процессе работы их речевой уровень все время изменяется, а в связи с этим изменением соответственно меняются и трудности и задачи логопедической работы. (Так, в работе с моторным алаликом на первом этапе наиболее трудно преодолеть его речевой негативизм, на втором и третьем этапах нарастают трудности в области словаря и грамматического строя и появляется опасность возникновения заикания.)

Логопед должен хорошо знать основные речевые нарушения и их течение, должен быть знаком с современным пониманием их механизмов, должен знать методику начального обучения грамоте и математике, так как именно ему приходится начинать обучение детей с тяжелыми речевыми нарушениями (дизартрия, алалия, ринолалия и др.).

Логопедические занятия проводятся со специально подобранными группами или индивидуально.

Речь логопеда должна быть образцом для подражания во всех отношениях: по своему темпу, дикции, благозвучности, правильности выражений и произношения. Таким образом, логопед не может быть ни заикающимся, ни косноязычным, он должен уметь говорить свободно и выразительно.

Работа логопеда должна быть хорошо оснащена различными пособиями. В качестве пособий в логопедической работе служат игрушки, картинки (предметные, сюжетные, серии последовательных картинок), настольные игры (типа лото, домино «Кто быстрее»), книги (буквари, книги для чтения, художественная литература, учебники для разных классов), таблицы по русскому языку. Все указанные пособия логопед использует в зависимости от той непосредственной задачи, которую он ставит перед собой в связи с характером нарушения, этапом работы, интеллектом и общим развитием занимающегося. В связи с этим игрушки, картинки, тексты должны быть специально подобраны и сгруппированы.

2. Развитие речи детей в норме

Как правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким вырастет их малыш.

Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, - говорят они, - и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего малыша все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.

Для того, чтобы вы смогли правильно оценить уровень речевого развития своего малыша, предлагаем познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.

Известны случаи так называемых «детей Маугли», которые в силу различных обстоятельств выросли вне речевой среды, вне человеческого общения. Когда их нашли, у них не было речи и более того, полноценной речью такие дети так и не смогли овладеть даже после возвращения к людям, несмотря на все усилия специалистов, так как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития именно речи уже прошел.

Другой пример, у глухонемых родителей, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 5 лет), речь у них развивается с особенностями. Эти примеры доказывают, что для своевременного и правильного развития речи необходимо полноценное речевое общение. Чем больше и чаще ребенок повседневно общается с окружающими, тем раньше и лучше начинает говорить.

Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте - они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.

Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.

Задержка психического развития (ЗПР) – это патология, которая характеризуется проблемами с вниманием, памятью и мышлением. Как правило, такой диагноз ставится детям в 2-3 года. ЗПР часто сопровождается речевыми патологиями. Поэтому коррекционная программа предполагает комплексный подход. Своевременное обращение к специалисту позволит ребёнку развиваться в соответствии со своим возрастом.

Цены на услуги логопеда при ЗПР

Виды занятий Стоимость 1 занятия / сеанса Длительность 1 занятия / сеанса Рекомендуем занятий/сеансов
Диагностическая консультация логопеда 1000 руб. 30 мин. 1 занятие
Индивидуальное логопедическое занятие 800/1000 руб. 45 мин. 10-15 сеансов
Групповое логопедическое занятие 600 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Логомассаж классический 800/1000 руб. 45 мин. индивидуально
Логомассаж сенсорный 800/1 000 руб. 15 мин. от 2 раз в неделю
Групповое занятие логоритмикой 600/800 руб. 45/60 мин 1 раз в неделю
Индивидуальное дефектологическое занятие 1000 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Направление к неврологу бесплатно один раз в месяц
Остеопат индивидуальные сеансы 3000 руб. 40 мин. 3 сеанса
Сеанс биоакустической коррекции 1500 руб. 20 мин. 5 курсов по 10-15 сеансов
Индивидуальное занятие ментальной арифметики 800 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное нейропсихологическое занятие 1000 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Индивидуальное нейрологопедическое занятие 1500 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю
Групповое нейропсихологическое занятие 800 руб. 45 мин. от 2 раз в неделю

Центр «Доброе Слово» проводит групповые и индивидуальные логопедические занятия для детей с ЗПР. Наши специалисты обладают большим опытом, высокой квалификацией и внимательно относятся к каждому ребёнку. Коррекционная программа разрабатывается в каждом случае индивидуально. Она учитывает возраст, характерные особенности и текущие навыки ребёнка. Также принимаются во внимание пожелания родителей.

Признаки нарушений речи при ЗПР

При задержке психического развития без помощи логопеда, как правило, не обойтись. Обычно у ребёнка наблюдаются следующие признаки:

  • задержка речевого развития. Малыш медленно осваивает речь. Это может проявляться в виде скудного словарного запаса, сложностях при построении фраз и т. д.;
  • проблемы с запоминанием. Ребёнок с ЗПР плохо запоминает информацию на слух, а также не может её воспроизвести. Даже простое четверостишье может превратиться в настоящее испытание;
  • сложности с обработкой речевой информации. Малышу сложно сделать какие-либо выводы из услышанного. Особенно, если ему не помогают родители или учитель.

Своевременное вмешательство логопеда позволит избежать укоренения речевой патологии.

Логопедические занятия для детей с ЗПР

Центр «Доброе Слово» проводит комплексную коррекцию проблем, связанных с задержкой психического развития. В терапии принимает участие психолог, нейропсихолог, невролог и логопед. В большинстве случаев, если патология выражена не грубо, при комплексном подходе можно рассчитывать на хороший результат. Ребёнок, прошедший коррекционный курс, сможет нормально развиваться, учиться в школе и социализироваться.

Начинать работать с логопедом лучше в раннем возрасте – до 5 лет. При этом важна регулярность и систематичность. Посещать специалиста следует 2-3 раза в неделю. Также логопед может назначить логопедический массаж. Он позволит стимулировать мышцы ротового аппарата, что позволит ребёнку быстрее осваивать различные звуки.

В ходе логопедических занятий ребёнок:

  • научится правильной артикуляции;
  • поставит дыхание;
  • увеличит словарный запас;
  • разовьёт связную речь;
  • улучшит память и внимательность;
  • разовьёт мелкую моторику, фонематический слух;
  • скорректируют звукопроизношение и т. д.

Если вы столклись с диагнозом ЗПР, то не отчаивайтесь. Наши специалисты окажут вашему ребёнку профессиональную помощь, и он сможет развиваться наравне со своими сверстниками.