Какое может быть развитие ребенка. Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Развитие ребенка

"...Развитие ребенка - физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие..."

Источник:

ЗАКОН г. Москвы от 04.06.1997 N 16

"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Развитие ребенка" в других словарях:

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА - Подраздел детской психологии. Ключевое слово здесь развитие, это обозначает, что в центре внимания находятся аспекты физиологии, познания и поведения, которые демонстрируют качественные и количественные изменения по мере развития ребенка от… …

    развитие детей двигательное - (развитие движений ребенка, двигательное развитие ребенка) процесс качественного видоизменения системы движений ребенка по мере его роста и накопления индивидуального опыта. В момент рождения ребенок не имеет вполне готовых механизмов… …

    развитие - Сущность культурного развития <...> заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является … Словарь Л.С. Выготского

    Развитие Недостаточное, Отставание В Развитии (Failure To Thrive (Ftt)) - недостаточное развитие ребенка по сравнению со средним развитием детей в данном обществе. Выявляется с помощью регулярного определения соответствующих параметров и построения диаграммы развития ребенка. Отставание в развитии ребенка может быть… … Медицинские термины

    РАЗВИТИЕ НЕДОСТАТОЧНОЕ, ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ - (failure to thrive (FTT)) недостаточное развитие ребенка по сравнению со средним развитием детей в данном обществе. Выявляется с помощью регулярного определения соответствующих параметров и построения диаграммы развития ребенка. Отставание в… … Толковый словарь по медицине

    РАЗВИТИЕ - 1. Последовательность изменений в течение всей продолжительности жизни организма. Это значение, которое первоначально было введено в психологии; в первые десятилетия XX века считалось, что область психологии развития изучение всей… … Толковый словарь по психологии

    развитие восприятия - качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта его процесс и результат. Характерно, что самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом… … Большая психологическая энциклопедия

    РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА - (англ. motor development in children). В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксированными механизмами регуляции движений. Однако еще в период эмбрионального развития мышечная… … Большая психологическая энциклопедия

    РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ - (англ. memory development) происходит в связи с общим развитием ребенка. Уже на 1 м мес жизни обнаруживаются условные рефлексы, в которых закрепляются еще в нерасчлененном виде элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные… … Большая психологическая энциклопедия

    развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • , Александр Галанов. Развитие ребенка от 3 до 5 лет - обучающий и игровой набор для родителей. Внутри вы найдете: календарь развития, методические рекомендации, комплекты полезных игр дляфизического и… Купить за 855 грн (только Украина)
  • Развитие ребенка от 3 до 5 лет (комплект из 5 книг) , А. С. Галанов. "Развитие ребенка от 3 до 5 лет" - обучающий и игровой набор для родителей. Внутри вы найдете: календарь развития; методические рекомендации; комплекты полезных игр для физического и…

Содержание:

Ну, вот вы и стали родителями. У вас родился долгожданный малыш, и теперь наступает ответственность за то, каким человеком он вырастет. С первых секунд жизни у ребенка уже есть рефлексы и инстинкты, у малыша работают все органы чувств. Но он не имеет ни знаний, ни опыта общения с окружающим миром. Наступает момент его развития.

Первый год жизни – очень бурная пора в познании мира малышом. Буквально каждый месяц, а то и день, вы будете замечать, какие изменения происходят с вашим ребенком. Самое важное для ребенка – ощущать близость и любовь мамы. Итак, в чем заключается развитие ребенка до года.

В первый месяц после появления на свет

Все, что происходит с младенцем в первый месяц, происходит впервые. Он впервые видит свет, впервые прикасается к маминой груди, впервые слышит окружающие звуки.

Все это вызывает у ребенка ощущение некоторой опасности. И лишь приход мамы, ее прикосновения дают ему чувства полного покоя и защиты.

В первые дни малыш приспосабливается к жизни. И именно сейчас необходимо заложить в ребенке понимание того, что он находится в окружении любви и заботы. Грудничок сразу успокаивается с приходом мамы, как только соприкасается с ее грудью. В эти моменты между мамой и ребенком закрепляются такие чувства как взаимопонимание и любовь.

Ваш грудничок вам уже доверяет. И наступает момент, когда нужно находить общий язык друг с другом. Малыш не может сказать вам, что он чувствует, что его беспокоит. На все внешние воздействия окружающего мира он пока способен реагировать только плачем или улыбкой. вы должны помочь ребенку и научить его контролировать степень активности, бодрствования и сна. Очень скоро он этому научится.

Не переставайте общаться с грудничком в период бодрствования. Его пытливый ум замечает все вокруг. Организм реагирует на внешние звуки, глаза пытаются уловить все движения. Но если ребенок начал недовольно морщить ротик и сучить ножками, вы должны понимать, что он утомился и ему пора отдохнуть.

Помогите перейти ребенку в состояние отдыха. Покачайте его на руках, спойте песенку. Ведь плавные звуки действуют на малыша успокаивающе. Все дети разные. Кому-то нравится засыпать на руках у мамы, завернутым в теплое одеяльце, а кто-то хочет с первых дней ощущать свободу, «разкутывается» и спит в кроватке. Лишь вы сами можете определить что для вашего малыша будет наиболее комфортным.

Развитие ребенка до года: первая улыбка

Когда младенец спокойно спит, на его лице появляется первая улыбка. Впоследствии малыш начинает улыбаться в процессе кормления, при знакомых звуках, например, когда услышит голоса родителей. Уже к концу первого месяца ваша кроха начнет улыбаться более осознанно. Он уже все видит, все ощущает и все слышит.

Такая разная активность

Все новорожденные очень отличаются друг от друга. С момента рождения у детей абсолютно разная двигательная активность и мышечный тонус. Некоторые крохи неактивны и вялы, тогда как другие могут быть очень активными. Это касается и сенсорного восприятия. Некоторые малыши вздрагивают при малейшем шорохе или прикосновении. А многие быстро находят способ успокоиться, засунув себе палец в рот и аппетитно его посасывая.

Занимайтесь с ребенком ежедневно с самого рождения:

  • Меняйте его позы, постоянно переворачивайте с боку на бок.
  • Разговаривайте с малышом и улыбайтесь ему чаще.
  • Балуйте ребенка, старайтесь исполнять все его желания. Так он поймет, что он вам очень дорог.

Пошел второй месяц жизни

Ваш малыш уже наделен индивидуальными особенностями и чертами характера. Он уже личность. Теперь вам следует разгадать загадку, что за человечек у вас родился, и найти к нему индивидуальный подход.

Как правило, ребенок пристально вглядывается во все предметы, которые его окружают, а блуждающий взгляд пропадает. Малыш четко фиксирует все движения и ловит звуки. Поэтому если звуки его раздражают, а свет светит очень ярко, он тут же даст вам это понять своим криком. Плач – единственный способ сообщить маме о каких-то проблемах.

Ребенок плачет, если голоден, когда ему не комфортно и он устал, когда что-то болит, и даже когда просто хочет общаться. Как успокоить малыша, вы поймете сами, ведь вы общаетесь с ним уже второй месяц. Иногда, даже просто родной запах маминого тела, и ласковое прикосновение вводят грудничка в состояние покоя. На втором месяце жизни можно попробовать дать ребенку пустышку. Иногда дети успокаиваются, когда сосут соску, хотя для некоторых пустышка не является панацеей, и они не принимают ее в качестве «мамозаменителя».

Начинаем бурно двигаться

На втором месяце роста малыша вы заметите, что он начал очень бурно двигать ножками и ручками, поворачивать голову из стороны в сторону. Изменения происходят и в характере движений. Это уже не хаотичные «подрагивания», а целенаправленные и осознанные действия.

Как заниматься с малышом:

  • Используйте игрушки. Хорошо подойдут вращающиеся над кроваткой карусели, погремушки.
  • Развивайте координацию глаз. Подвигайте и удаляйте игрушку, водите из стороны в сторону. Ваша кроха с удовольствием будет следить за предметом.
  • Разговаривайте с ребенком, и он порадует вас первыми звуками одобрения. Малыш начнет «угукать» и отвечать вам улыбкой.
  • Давайте малышу слушать разные звуки: колокольчики, погремушки, музыку.
  • Ласково «тискайте» ребенка, ему это нравится. Время от времени нежно массируйте его пальчики, ручки, ножки.
  • С малышом должны играть оба родителя, как мама, так и папа. Это важный момент в воспитании.
  • Читайте ребенку во время игр детские стишки.
  • Начните делать с малышом физические упражнения. Осторожно разведите ручки в стороны, а затем скрестите на груди. Опускайте и поднимайте ручки и ножки крохи.

Важный третий месяц после рождения

Именно в третий месяц развития крохи начинается бурное развитие. Каждый день вы будете замечать, как изменяется нервно-психическое состояние, и крепнут физические функции его организма. Произойдут изменения в поведении. Все станет более осознанным. Ребенок с любопытством будет разглядывать свои ручки, новые предметы.

В общении малыш уже знает, как «сказать» вам о том, что его беспокоит. Да и улыбаться он станет намного чаще. Его будет радовать все новое. Всех незнакомых людей, склоняющихся над кроваткой, он начнет встречать с улыбкой. Теперь ваш малыш не хочет просто есть и спать. Ему нужно еще больше общаться. Чем больше вы будете проводить времени со своим малышом в играх и общении, тем быстрее вы привьете ему все необходимые социальные навыки.

Ваш малыш осознанно будет трогать, и захватывать ручками предметы, которые вы ему будете предлагать для игры. Если этого не происходит на третьем месяце развития ребенка, нужно обязательно обратиться к врачу.

В период кормления грудью кроха сначала будет вертеть головой в поисках соска, а потом с особым рвением сосать молоко. Объясняется это тем, что у него развился сосательный рефлекс. И теперь все предметы, которые будут попадаться ему в ручку, он будет обязательно сосать.

К третьему месяцу жизни ребенок достаточно хорошо держит голову и активно ее поворачивает. Самостоятельно он сможет перевернуться с боку на бок, а в процессе игры активно поднимает ручки вверх.

Чем занять ребенка с пользой:

  • Показывайте малышу яркие картинки. Повесьте над кроваткой рисунки и меняйте их время от времени.
  • Вкладывайте в ручки крохи разные предметы и материал разной фактуры. Так вы разовьете у него тактильные ощущения.
  • Подражайте звукам, которыми радует вас ваше чадо, повторяйте за ним, глядя в глаза.
  • Начинайте делать более активные физические упражнения: «велосипед» ножками.
  • Опустите игрушки немного ниже над малышом, чтобы он смог дотягиваться до них ножками.

Развитие ребенка до года: четвертый и пятый месяц

Теперь малыш интересен себе самому больше всяких игрушек. Начинается активный процесс «самоизучения». В это период бурно развиваются эмоции младенца. Он впервые может проявлять радость или грусть. Счастливые родители не только видят улыбку, но и слышат звонкий смех малыша. Малыш начинает взаимодействовать с окружающим миром и ему все становится интересно. Поэтому берите своего карапуза везде и всюду.

В речи ребенка начинают появляться все более новые звуки, среди которых проскакивает долгожданное «ма-ма».

Продолжаем развивающие упражнения:

  • Тренируйте физически только то, что малыш умеет, не пытайтесь научить его чему-то еще. Все придет со временем.
  • Давайте чаще в руки новые предметы. Малыш с удовольствием будет их изучать.
  • Развивайте эмоциональную сферу ребенка. Рассказывайте ему выразительно сказки, читайте стихи.
  • Используйте в своей речи ласковые обращения к крохе: «роднуля», «сынуля», «детка», «доча», «крошка».
  • Используйте при общении физические игры: подбрасывания, покачивания. Особенно такие игры любят папы.

Полгода познания мира

Ну, вот и прошло шесть месяцев. К этому времени кроха уже может самостоятельно брать в руку игрушку и играть с ней. К тому же обязательно попробует ее на вкус. Как только игрушка будет изучена, интерес к ней сразу пропадает и малыш роняет ее из рук.

В шесть месяцев ребенок уже начинает различать понятия «свой» и «чужой». Он не реагирует на всех бурной радостью, а предварительно изучает нового человека. Родители слышать в звуках, произносимых своей лялькой отчетливые требования: «возьми на руки», «хочу есть», «обрати на меня внимание».

Ребенок уже умеет переворачиваться с живота на спину, бойко стучит ножками по кроватке, пытается тянуться и подниматься на ножки. Он полностью управляет своими движениями.

Занимаемся с малышом:

  • Увеличьте количество ярких игрушек и ярких наглядных картинок.
  • Покажите ребенку отражение в зеркале, желательно во весь рост. Пусть ребенок поймет, где он, а где мама.
  • Давайте ребенку попробовать разные предметы на ощупь: теплое яйцо, холодный кубик льда.
  • Используйте при играх разнообразные развивающие детские стихи.
  • Учите поднимать и опускать ручки, используя при этом игровые моменты.

Седьмой и восьмой месяц развития

Ваша кроха уже осознает свое «я» и начинает понимать, как можно влиять им на родителей и на окружающих его людей. Он уже более настороженно относится к чужим людям, а своих воспринимает еще с большей привязанностью. Иногда именно в этот период малыша бывает «не оторвать» от маминой юбки. Он хочет быть с мамой повсюду: гладить ее и шлепать руками, кормить маму, заталкивая еду ей в рот.

Не отталкивайте ребенка, потакайте его желаниям. Этим вы ни в коей мере не избалуете малыша, а только повысите его эмоциональную сферу. Помните, что в первый год жизни мама должна испытывать с ребенком телесную и эмоциональную близость. Такая привязанность откликнется через года благодарностью и любовью вашего чада.

К этому периоду ваш ребенок уже умеет сам садиться и, подтягиваясь на ручках, становиться на ножки. Ребенок начинает активно ползать, брать в обе руки предметы, перекладывать их из одной руки в другую. Начинает развиваться мелкая моторика рук и кроха с любопытством поднимает и тащит в рот любые мелкие предметы. Поэтому столь важно следить за безопасностью вашего малыша и убирать опасные предметы подальше.

Любопытству малыша нет предела, и его любимыми игрушками становятся кастрюли и половники, утюги и мамины косметика, папина бритва и дедушкины очки. А шуршащие пакеты или мишура и вовсе приводят его в восторг. Любой предмет, который попадается под руку, малыш рассмотрит, потрясет, оближет, а затем за ненадобностью выбросит.

Дело в том, что начинает развиваться концентрация внимания и малыш может ставить перед собой задачи и их решать. Изучение всего квартирного пространства в этот период – его наиважнейшая задача. А задача родителей – ни в коем случае не оставлять ребенка в этом возрасте одного. Тщательно закрывайте все опасные предметы под ключ.

Займитесь с ребенком полезными играми:

  • Покатайте его на плечах. Пусть он увидит мир с высоты, а вы разовьете у него равновесие.
  • Покатайте его «на ножке».
  • Соберите для малыша полосу препятствий из одеял и подушек. Пусть карапуз ползает не только по ровной поверхности.
  • Давая в руки ребенку игрушки и предметы, обязательно называйте их: «кукла», «мячик», «чашка», «ложка».
  • Используйте в играх развивающие игрушки: кубики, пирамидки.

От девяти до года

Скорость развития ребенка набирает обороты, малыша трудно остановить в процессе передвижения. Это настоящие “гонщики” с огромной энергией и физическим потенциалом.

Ребенку хочется везде успеть и все попробовать. К этому времени малыш учится самостоятельно стоять на ножках и даже делает попытки первых шагов. Есть дети, которые уже в десять месяцев самостоятельно вышагивают ножками. Но нормой считается возраст от одиннадцати месяцев до года. Многие детки чередуют процесс ползания с ходьбой, понимая, что ползают они куда быстрее, чем бегают.

Любимыми играми малыша становятся догонялки, прятки, игра в мяч. Ребенок постоянно скачет, приседает, не дает остановиться своим родителям. Особенно нравится малышу подражать взрослым и имитировать различные звуки. Любимым занятием остается познание квартиры, а особенно всевозможных мелких шкафчиков и коробочек.

Занятия с ребенком на прогулке:

  • Пусть любая прогулка станет развивающей игрой. Рассказывайте и показывайте ребенку все вокруг. Называйте предметы.
  • Читайте стихи и пойте песенки.
  • Задавайте ребенку вопросы: «Как дела?», «Это кто?».
  • Рисуйте с малышом красками, карандашами, манной крупой.
  • Давайте в руки ребенку предметы, повышающие тактильное восприятие: гладкую бумагу, шершавый киви, липкую ленту.

Итак, развитие ребенка до года – стремительное время перемен. Первый год жизни важен как для ребенка, так и для родителей. Именно в этот период закладываются все основы для дальнейшего развития здорового ребенка, для счастливой семейной жизни в гармонии и в любви. Каким бы ни был трудным первый год воспитания любимой крохи, помните, что на вас лежит ответственность за его будущее.

Обсуждение 0

Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием "раннее развитие". Много людей, занимающихся этим самым не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.

Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот "раннее развитие"? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее... Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.

Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом... У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать... Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.

Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.

Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.

Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать "ранним развитием" ребенка.

Многие авторы ( , Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие - не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).

Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.

Исходя из этого, можно дать второе определение термину "раннее развитие" - интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, "садовско-школьными" способами обучения. Это нечто совсем другое.

Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.

Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.

Это неограниченная физическая активность, "подкрепляемая" оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.

Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).

Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.

Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.

Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.

Раннее развитие - это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной "включенности" в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.

Раннее развитие - это путь к взаимопониманию с вашим ребенком.

Раннее развитие - это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.

Теперь давайте разберем, что следует учесть еще до начала занятий с малышом.

Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.

Второе - не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.

Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.

Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.

Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.

Все игры и занятия вводите по принципу "от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному". Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.

Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.

Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.

Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку "мероприятие". Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.

Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.

Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.

Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке - речь взрослого важнее любого методического пособия.

Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа "Ребёнок и его окружение" и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.

Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте "запасы знаний", живите сегодняшним днем.

Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.

Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.

Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.

Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.

Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.

А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать - интересно, необходимо каждому.

Пусть у Вашего малыша будет активная мама!

Пожалуй, сейчас нет такой мамы, которая не слышала бы термин «раннее развитие». Однако мнения относительно его полезности среди родителей существенно расходятся. Одни мамы с упоением учат малыша читать уже с 6 месяцев, другие убеждены в том, что занятия в столь раннем возрасте оказывают негативное влияние на психику ребенка и лишают его детства. Так кто же прав? Мне кажется, большинство разногласий связано с тем, что все по-разному понимают выражение «раннее развитие ребенка». Попробуем разобраться, что же это такое и как оно может повлиять на вашего малыша.

Некоторое время назад учеными был выявлен один важный факт – к концу третьего года жизни клетки головного мозга завершают свое формирование на 70%, а к шести-семи годам – на 90% . Получается, что, начинать обучать ребенка только в 7 лет – значит упустить очень ценное время и не использовать врожденный потенциал ребенка. И наоборот, если заниматься развитием ребенка в этот «продуктивный» период, то будет хорошая «стартовая площадка» для дальнейшего обучения.

Ребенок рождается с огромным интересом к окружающему миру, его организм настроен на бурную деятельность, он жадно вбирает любую информацию, запоминая ее со скоростью, которая нам, взрослым, и не снилась. Мозг ребенка все время работает, учится сравнивать и делать выводы. Если мы активно занимаемся с малышом в первые годы его жизни, мы просто расширяем информационное пространство ребенка и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить его потребность в знаниях об окружающем мире.

Итак, раннее развитие предполагает интенсивное развитие способностей ребенка от рождения до 3 (максимум до 6) лет . Только вот понимание значения слова «интенсивное» у всех разное. Многие люди, говоря о раннем развитии, представляют малышей, зубрящих буквы и цифры и не имеющих ни одной свободной минуточки для свободной игры и общения со сверстниками. К сожалению, надо признать, что последователи такого подхода к раннему развитию действительно имеются. Такие родители упорно развивают своих детей до тех пор, пока совершенно не отобьют у них желание к какому-либо обучению. Этот подход к раннему развитию вряд ли можно назвать правильным, т.к. он ведет в никуда и вряд ли может сделать ребенка счастливым.

Что же такое раннее развитие?

В первую очередь это интересная игра, которая призвана сделать жизнь ребенка увлекательной. Как говорил Масару Ибука

«Основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире»

Итак, раннее развитие в правильном, на мой взгляд, понимании – это:

  • Специально созданная , наполненная интересными предметами и игрушками, дающими много самых разных тактильных, зрительных и звуковых ощущений, способствующих сенсорному развитию ребенку.
  • Активное участие мамы в жизни ребенка, стремление сделать жизнь малыша интересной, красочной, много совместных игр, творческий подход к занятиям. Мало купить развивающие игрушки, нужно «обыграть» их вместе с малышом.
  • Постоянные беседы и обсуждения всего происходящего вокруг, .
  • Знакомство с окружающим миром посредством карточек, книг и других пособий (например, изучение животных, овощей, фруктов, профессий и т.п.) Как не переборщить с обучением по карточкам, читайте .

Разумный подход к раннему развитию или как не перегнуть палку

Когда Таисия только родилась я, как и многие мамы, с опаской относилась к интенсивному раннему развитию. Вдруг навредит эмоциональному здоровью дочери? Ведь именно этим пугают психологи. Но когда я начала подробнее вникать в суть разнообразных методик и занятий, поняла, что раннее развитие, если подходить к нему без фанатизма, это вовсе не зубрежка и натаскивание, а интересные игры, которые призваны сделать детство ребенка ярче и интереснее. Только очень-очень важно с этими самыми играми не переусердствовать. Не нужно воспринимать слова «раннее развитие» как «растим гения!», беспрерывно приставать к малышу с занятиями, не оставляя ему ни минуточки отдыха и свободной игры.

Часто родители пытаются реализовать собственные амбиции и несбывшиеся мечты за счет ребенка, либо же им хочется, чтобы их ребенок непременно был развит лучше, чем соседский. В погоне за результатом можно перегрузить ребенка и отбить у него всякое желание заниматься вообще.

    Предоставлять ребенку как можно больше свободы в выборе занятия . Не навязывать тех занятий, которые ему не интересны. Возможно, вы бывали в ситуации, когда вам кажется, что малышу надо бы порисовать, потому что давненько он не брался за карандаш, но он почему-то наотрез отказывается. Не настаивайте! Я не раз замечала, что такие занятия «через силу» только отбивают у Таисии какое-либо желание. А, если и удастся ее уговорить, она все равно потом сидит недовольная и нехотя водит карандашом по бумаге. Не хочется сейчас рисовать – это право ребенка, у всех свои интересы. Вполне возможно, что завтра или даже через недельку у ребенка появится желание.

    Прекращать занятие прежде, чем оно наскучит ребенку. Мне, например, не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда, казалось бы, только начав склеивать какую-нибудь поделку или возводить постройку из кубиков, Таисия теряла к ней интерес и отказывалась продолжать занятие. Но я то бросать начатое не привыкла, мне же нужно доделать! Тут сразу возникает соблазн во что бы то ни стало уговорить дочку закончить начатое. Однако, как показывает опыт, такие вот уговоры ни к чему хорошему не приводят. Даже если ребенок согласится, он будет делать все без желания, а в следующий раз на подобное занятие вообще смотреть не захочет. Предложить продолжить, конечно, нужно, но без какого-либо давления! А вообще лучше заведомо предлагать ребенку не слишком сложные поделки и занятия, чтобы у малыша хватило терпения до конца.

    Стараться превращать любое занятие в игру . Пускай это будет не «Так, а сейчас мы собираем пирамидку», а веселая сценка, к вам придет мишка и позовет вместе играть, у него, конечно, ничего не будут получаться, колечки будут выпадать, и малыш обязательно захочет помочь неуклюжему мишке.

    Не устанавливать норм по времени и количеству занятий в день . Всякое может случиться: малышу может нездоровиться, у него плохое настроение, он увлечен новой игрушкой или у вас срочные дела. Не нужно стараться во чтобы то ни стало выполнить дневную норму по занятиям, да еще и корить себя потом за недостигнутый результат.

    Не нагружать малыша знаниями «про запас» . Старайтесь, чтобы изучаемая информация соответствовала интересам и возрасту малыша, чтобы он смог ее в ближайшее время использовать. Например, изучайте геометрические фигуры тогда, когда малышу уже будет интересно играть с геометрическими рамками-вкладышами и сортерами, цвета — когда ребенок уже способен их различать (после года) и т.д.

  1. Никогда не сравнивать малыша с другими детьми (хотя это очень трудно, по себе знаю:)), все дети разные, у всех свои склонности! Всегда оценивайте развитие малыша не по отношению к соседскому мальчику Пете, а по отношению только к самому ребенку. Благодаря вашим занятиям ребенок развивается раньше, полноценнее, чем мог бы, если бы вы вообще не обращали на его развитие никакого внимания.

Итак, занимаясь развитием малыша, помните, что ваша первоочередная задача сделать ребенка счастливым ! Интеллектуальное развитие – это еще не самое главное в жизни. Важно сохранить добрые отношения с малышом, сохранить и поддержать в нем творческие задатки, умение чувствовать и сопереживать.

Не слушайте тех, кто против

Если вы задумываетесь о необходимости раннего развития или уже являетесь его сторонником, вам, наверняка, приходилось сталкиваться и с противниками развития детей в раннем возрасте. Один из основных аргументов таких советчиков – «У ребенка должно быть детство». Как правило, используют его те люди, которые не до конца понимают суть развития в раннем возрасте. Вероятно, по их мнению, счастливое детство – это беззаботные игры с куклами у девочек и с машинками у мальчиков (а что еще?), бесцельное болтание на улице или по квартире из угла в угол и никаких умственных нагрузок («это тебе еще рано»).

Скорее всего, противники дошкольного развития детей никогда не видели, как у одно-двухлетнего ребенка горят глаза, когда он собирает пазл или вырезает ножницами, когда он просит «Мама, давай еще поговорим по-английски» или когда увлеченно пересказывает любимые стихи и поет песни.

Стоит также заметить, что детям, с которыми постоянно занимались в раннем детстве, гораздо легче приходится в школе и во взрослой жизни, они более усидчивы и восприимчивы к знаниям. Детям же, воспитанным по принципу «счастливого детства без лишних нагрузок», действительно нелегко будет смириться с неожиданно свалившейся на их голову необходимостью учиться.

Итак, если вы решили, что раннее развитие — это для вас, то обязательно приступайте. Вскоре я обязательно постараюсь написать статью, в которой рассмотрю преимущества и недостатки наиболее популярных развивающих методик. Возможно, она кому-то поможет определиться со «стратегия развития». На сайте вы также найдете много полезных материалов, которые помогут вам при подготовке занятий с малышом. Например,

В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе, так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольного возраста (3-7 лет), когда ребенок наиболее активно расширяет границы своего мировоззрения: перед ним открывается мир человеческих отношений и различных видов деятельности людей. В этот период его мир перестает существовать только в рамках семьи и малыш постепенно "вливается" в жизнь общества.

Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое "Я сам"), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю "почему") и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В развитии малышей дошкольного возраста обязательно нужно учитывать огромное количество разнообразных аспектов. Однако специалисты выделяют пять основных элементов, на которые родителям нужно обратить наиболее пристальное внимание и гармонично развивать их как на протяжении всего этапа подготовки ребенка к школе , так и по мере его вхождения во взрослую жизнь. Что это за элементы? Об этом мы сегодня и поговорим.

Особенности дошкольного развития детей


В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу.

На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно.

Теперь давайте более подробно остановимся на упомянутых выше аспектах развития детей в дошкольном возрасте .

Основные аспекты развития в дошкольном возрасте

Психическое развитие

Одной из главных характеристик развития детей в дошкольном возрасте является формирование произвольности ведущих психических процессов:

  • восприятия – дети все рассматривают и за всем наблюдают, чтобы затем проанализировать полученную информацию. Они умеют описывать предмет по форме и размеру, знают основные цвета и их оттенки, успешно усваивают систему сенсорных признаков (например, круглый как мяч);
  • памяти – в три года у ребенка память непроизвольна, а потому он запоминает только то, что вызвало у него эмоции. Однако уже к четырем-пяти годам у дошкольника начинает формироваться произвольная память – сознательное запоминание, например, элементов и правил игры;
  • мышления – для дошколят характерен постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению и развитие начальных форм рассуждений и логического мышления: в 4-е года мышление основано на предметных действиях, в 5 лет мышление предвосхищает действие, в 6-7 лет – действие переносится на схожие ситуации.


На психическое развитие детей влияние оказывает, в первую очередь, близкое окружение ребенка и наследственность. Поэтому родителям очень важно научиться принимать и понимать своего ребенка и максимально эффективно взаимодействовать с ним. Во многом этому помогают специальные тренинги, которые организовывают на базе развивающих центров .

Эмоциональное развитие

В дошкольном возрасте активно развиваются нравственные чувства и социальные эмоции, основанные на появлении новых интересов, потребностей и мотивов. Если раньше ребенок сам был объектом эмоций со стороны взрослых, то дошкольник становится субъектом эмоциональных отношений, поскольку начинает сопереживать другим. Эмоции помогают ребенку не только осозновать действительность, но и реагировать на нее. В этот период жизни базовый набор эмоций ребенка (радость или страх) существенно расширяется: он может сердиться, ревновать, грустить и т.д. В его арсенале появляется язык передачи эмоций посредством жестов, движений, взглядов или интонаций голоса.

Поскольку гармоничное развитие эмоций у ребенка дошкольного возраста зависит, в первую очередь, от его окружения, очень важно заполнить его мир яркими событиями и эмоциональными переживаниями: общением со сверстниками, специально организованной деятельностью (музыкальные занятия, театрализованные постановки, чтение сказок и т.д.), играми (в том числе и сюжетно-ролевыми) или трудовой деятельностью.

Познавательное развитие

Каждый ребенок рождается с уже развитой познавательной направленностью, которая позволяет ему легко адаптироваться к жизни. В дошкольном возрасте врожденная познавательная направленность перерастает в познавательную активность, благодаря которой у ребенка зарождается первичный образ мира. Познавательная активность проявляется в виде:

  • психических процессов (воображение, мышление, внимание, восприятие, память);
  • получения и анализа информации;
  • отношения к окружающему (эмоциональная реакция на явления, людей, предметы или события).

Так как все эти компоненты познавательной активности тесно взаимосвязаны, работа по познавательному развитию дошкольника должна подразумевать под собой работу с каждым из них. Взрослые должны следить, чтобы ребенок получал информацию, соответствующую его познавательным способностям, из достоверных источников, а также направлять процесс познания на содержательное упорядочивание полученной информации и установление осмысленных взаимосвязей.


Речевое развитие

Развитие речи у ребенка – это индивидуально выраженный процесс, который зависит от огромного количества самых разных факторов (в том числе, от психологических особенностей ребенка и его окружения). Однако, как правило, к семи годам язык становится для дошкольника средством не только общения, но и мышления. Его словарный запас плавно увеличивается с 1000 слов (в три года) до 3000-3500 слов (в 6 лет). Он владеет всеми формами грамотной устной речи и способен общаться посредством развернутых сообщений (рассказы, монологи) и диалогической речи.

Родной язык дети усваивают, подражая разговорной речи окружающих. Поэтому залогом успеха развития речи дошкольников является общение с родственниками, сверстниками и окружающими людьми. Причем, взрослые должны общаться с детьми "взрослым" языком (то есть, не "сюсюкая" и не "коверкая" слова, подстраиваясь под детское произношение). Важно не просто слушать малыша, а задавать ему наводящие вопросы, терпеливо и подробно отвечать на все "почему" и всячески поощрять его желание "поболтать".

Физическое развитие

Дошкольный возраст – это важный этап в физическом развитии ребенка, поскольку именно в этот промежуток времени интенсивно формируются важнейшие системы организма: увеличивается масса мышц, окостеневает скелет, развиваются органы дыхания и кровообращения, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий и т.д. Отсюда можно сделать однозначный вывод: физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психо-эмоциональное развитие. Тем более, что специалисты уверяют – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.