Дальневосточный государственный университет путей сообщения
(ДВГУПС ) |
|
Логотип ДВГУПС |
|
Международное название |
Far Eastern State Transport University |
---|---|
Прежние названия |
Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ) |
Год основания | |
Тип |
транспортный университет |
Ректор |
Дынькин, Борис Евгеньевич |
Президент |
Григоренко, Виктор Григорьевич |
Расположение | |
Юридический адрес |
Хабаровск, ул. Серышева, д. 47 |
Сайт |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения » (ДВГУПС) - один из крупнейших вузов Дальнего Востока. Ранее назывался Хабаровским институтом инженеров железнодорожного транспорта (1937-1993 гг.), Дальневосточной государственной академией путей сообщения (1993-1997 гг.)
Создан приказом Народного комиссара путей сообщения Союза Советских Социалистических Республик от 08.09.1937 № 232Ц.
Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более 700 человек, из которых большинство имеют ученые степени и звания, в том числе более 100 докторов наук и профессоров. Ведущими учеными университета созданы научные школы.
Дальневосточный государственный университет путей сообщения осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям высшего образования в области транспорта, электроэнергетики, строительства, управления и экономики.
В 2007 г. ДВГУПС удостоен Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница» в номинации «Лидер российской транспортной науки и образования».
История
Институт под руководством Павленко Тимофея Александровича (1937-1949 гг.)
Хабаровский университет инженеров железнодорожного транспорта был основан приказом НКПС № 232/Ц от 8 сентября 1937 г., изданном в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 августа 1937 г. Начальником строительства, а впоследствии начальником института стал Павленко Тимофей Александрович.
Институтский комплекс включал общежитие, учебный корпус и два жилых дома. Закладка фундамента (общежития) началась в июне 1939 г., а уже с сентября 1939 г. начались учебные занятия. Контингент первого набора студентов составлял 106 человек. Из-за того, что здание еще не было построено, студенты были отправлены в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. Во второй учебный год студенты обучались уже в собственном помещении. Их численность составляла 310 человек.
Технический проект института был разработан в архитектурной мастерской НКПС архитекторами Г. И. Волошиным и М. А. Готлибом под руководством академика архитектуры К. Алабяна.
Первоначально институт состоял из трех факультетов: паровозного (специальность «Паровозное хозяйство»), постройки железных дорог, путевого хозяйства , движения и грузовой работы (специальности «Движение и грузовая работа» и «Постройка железных дорог и путевое хозяйство») и механизации путевых и строительных работ. Первыми научными и научно-педагогическими работниками института стали доценты, прибывшие в 1939 г. из ЛИИЖТа: А. С. Яковлев, М. Д. Мальцев, И. М. Грибанов и в 1940 г. из МЭМИТа: В. И. Дмитренко, Н. Я. Стефанов, П. Т. Бельцевич и выпускники ДВГУ: А. В. Беспалов, Г. К. Федоров, А. А. Тунда, С. Д. Соловьев, Б. Н. Тюляков.
Также в проектировании магистрали принимали участие сотрудники кафедры «Проектирование и строительство железных дорог». В частности, группа студентов под руководством автора проекта Солодовникова Бориса Ивановича проработала варианты трассировки наиболее сложных участков пути, проходящих вдоль р. Амгунь. Непосредственное участие в сооружении мостовых переходов на БАМе принимала мостостроительная группа кафедры «Строительная механика ». Тепловозные кафедры института занимались исследованиями в области эксплуатации локомотивов на Байкало-Амурской магистрали.
Под руководством доцента Е. А. Румянцева профессорско-преподавательский состав кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» занимался исследованиями природы образования наледей на Восточном участке БАМа. Коллектив научно-исследовательской лаборатории «Основания и фундаменты» под руководством А. Г. Полевиченко создал методику прогнозирования процесса протаивания и просадок вечномёрзлых грунтов.
Другими важными научными достижениями тех лет стали разработка и внедрение ступенчатой комплексной маршрутизации грузовых перевозок, исследование предварительно напряжённых железобетонных конструкций .
Для создания новых механизмов и машин в институте в 1955 г. открылось опытно-конструкторское бюро «Путевые машины », в котором затем будут разработаны звеносборочный комбайн и звеносборочная машина (50-е гг.), звеносборочная и звеноразборочная линии на железобетонных шпалах (конец 60-х - начало 70-х гг.) и другие механизмы.
В марте 1962 г. в институте создан первый на Дальнем Востоке вычислительный центр на базе ЭВМ «Урал-2 ». На ней выполняли расчеты для кандидатских и докторских диссертаций, а также производственные задания по сетевому графику судостроительного и авиационного заводов г. Комсомольска-на Амуре. Эта ЭВМ обслуживала и Дальневосточную железную дорогу .
В середине 60-х гг. в институте образовалось студенческое научное общество, на некоторых профилирующих кафедрах появились студенческие проектно-конструкторские и проектно-технологические бюро.
В апреле 1966 г. на базе факультета «Электрификация железных дорог» был сформирован первый студенческий строительный отряд «Энергия», насчитывающий 100 бойцов.
В 1975 г. открылся музей Истории ДВГУПС.
Институт под руководством Тиличенко Артура Григорьевича (1977-1988 гг.)
В 1978 г. после смерти В. И. Дмитренко институт возглавил Тиличенко Артур Григорьевич, прежде первый проректор по научной работе.
В 70-е гг. был построен лабораторный корпус и две 9-этажные пристройки к нему (так называемые «башни»). Также была открыта база отдыха в с. Рязановка Приморского края.
Институт под руководством Григоренко Виктора Григорьевича (1988-2007 гг.)
В 1988 г. впервые в истории института ректора выбирали на конференции трудового коллектива, причём выборы были альтернативными. Ректором стал Виктор Григорьевич Григоренко, декан факультета повышения квалификации и секретарь парткома ХабИИЖТа.
В 1990 г. при институте был создан железнодорожный лицей.
В 1996 г. завершилось строительство легкоатлетического манежа, несколько позже создан новый опытно-конструкторский комплекс для НВЦ «Путевые машины».
В 90-е гг. Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта был последовательно преобразован в Дальневосточную академию путей сообщения, а затем - в Дальневосточный государственный университет путей сообщения.
В учебный процесс, научно-исследовательскую работу и управление университетом стали активно внедряться современные информационные технологии.
В ноябре 2007 г. на конференции коллектива университета ректором был избран Дынькин Борис Евгеньевич , заведующий кафедрой «Электроснабжение» и проректор по научной работе.
Институты, факультеты и кафедры
- Кафедра Тепловозы и тепловые двигатели
- Кафедра Электроподвижной состав
- Кафедра Вагоны
- Кафедра Строительные и путевые машины
- Кафедра Детали машин
- Кафедра Технология металлов
- Институт международного сотрудничества
- Кафедра Деловой иностранный язык
- Кафедра Русский язык
- Кафедра Менеджмент (бывш. Деловое администрирование)
- Институт управления, автоматизации и телекоммуникаций
- Кафедра Управление эксплуатационной работой
- Кафедра Станции и узлы, технология грузовой и коммерческой работы
- Кафедра Автоматика и телемеханика
- Кафедра Телекоммуникации
- Кафедра Информационные технологии и системы
- Кафедра Электроснабжения транспорта
- Кафедра Электротехника , электроника и электромеханика
- Кафедра Строительные конструкции, здания и сооружения
- Кафедра Строительное производство
- Кафедра Гидравлика и водоснабжение
- Кафедра Мосты и тоннели
- Кафедра Железнодорожный путь , основания и фундаменты
- Кафедра Изыскания и проектирование железных дорог
- Кафедра Экономика строительства и технология строительных материалов
- Кафедра Строительная механика
- Институт экономики
- Кафедра Экономика транспорта
- Кафедра Бухгалтерский учет и аудит
- Кафедра Менеджмент
- Кафедра Экономическая теория
- Кафедра Мировая экономика и коммерция
- Кафедра Финансы и кредит
- Естественнонаучный институт
- Кафедра Высшая математика
- Кафедра Прикладная математика
- Кафедра Физика
- Кафедра Химия и экология
- Кафедра Теоретическая механика
- Кафедра Начертательная геометрия и инженерная графика
- Кафедра Системы автоматизированного проектирования
- Кафедра
- Кафедра Оптические системы связи
- Кафедра Теория и история государства и права
- Кафедра Философии
- Кафедра Социальная работа и социология
- Кафедра Иностранные языки
- Кафедра Физическое воспитание и спорт
- Кафедра Гражданское, предпринимательское и транспортное право
- Кафедра Психология
- Кафедра Социально-культурный сервис и туризм
- Кафедра Уголовно-правовые дисциплины
- Факультет среднего профессионального образования - Хабаровский техникум железнодорожного транспорта
- Факультет воздушных сообщений
- Институт военного обучения
- Учебный военный центр
- Факультет военного обучения
- Факультет довузовской подготовки
- Институт интегрированных форм обучения (заочное обучение)
- Институт дополнительного образования
Направления и специальности
- Институт тяги и подвижного состава
- Электрический транспорт
- Оборудование и технология сварочного производства
- Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование
- Электрический транспорт железных дорог
- Институт Международного Сотрудничества
- Международный менеджмент
- Институт управления, автоматизации и коммуникаций
- Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
- Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте
- Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный)
- Средства связи с подвижными объектами
- Институт экономики
- Финансы и кредит
- Бухгалтерский учет , анализ и аудит
- Коммерция (торговое дело)
- Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)
- Менеджмент организации
- Прикладная информатика (экономика)
- Управление качеством
- Институт транспортного строительства
- Экономика и управление на предприятии (строительство)
- Промышленное и гражданское строительство
- Экспертиза и управление недвижимостью
- Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
- Электроэнергетический институт
- Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
- Электроэнергетические системы и сети
- Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов
- Электроснабжение железных дорог
- Естественнонаучный институт
- Физика и техника оптической связи
- Безопасность жизнедеятельности в техносфере
- Социально-гуманитарный институт
- Социально-культурный сервис и туризм
- Факультет воздушных сообщений
- Организация перевозок и управление на транспорте
Научная деятельность
- Повышение безопасности движения поездов
- Повышение надежности элементов железнодорожного пути, искусственных сооружений, систем электроснабжения, средств автоматики и связи
- Повышение эффективности управления ресурсами железнодорожного транспорта
- Построение системы мониторинга состояния транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока
- Разработка технологий продления ресурса и неразрушающего контроля деталей и узлов оборудования железнодорожного транспорта
- Разработка логистической системы взаимодействия различных видов транспорта в регионе Северо-Восточной Азии.
- Разработка комплексных технологий для систем водоснабжения и решения экологических задач на предприятиях Сибири и Дальнего Востока
- Решение кадровых, социальных и экономических проблем железнодорожных предприятий региона Сибири и Дальнего Востока
- Разработка технологии профессионального отбора и профориентации специалистов транспорта на основе профессионально важных сенсомоторных качеств
При университете действует аспирантура по 45 научным специальностям и 12 отраслям науки, докторантура по 4 научным специальностям и 3 отраслям науки. Открыты советы по защите диссертаций на соискание научных степеней кандидата и доктора наук по специальностям:
- Технические науки (специальности «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация» и «Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог»)
- Физико-математические науки
- Экономические науки (специальность «Транспорт, промышленность и экономика труда»)
- Философские науки
- Психологические науки
Работают лаборатория диагностики и неразрушающих методов контроля, научно-исследовательская лаборатория «Основания и фундаменты», центры «Энергоаудит», волоконно-оптических линий связи, микропроцессорных систем управления, научно-внедренческий центр «Ресурс», центр «Технолог», психолого-диагностический центр, а также лаборатория информационной безопасности.
Издается научно-теоретический журнал «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке» (главный редактор д. филос. н., профессор Сердюков Юрий Михайлович)
В университете выделен Координационный центр научной подготовки студентов, основными задачами которого является организация внутривузовских студенческих научных мероприятий, организация студентов на участие в межвузовских студенческих научных мероприятиях, выявление студентов со способностями к научной работе (и рекомендация их для работы в научно-исследовательских учреждениях и к поступлению в аспирантуру), организация научных студенческих кружков.
Основные научные мероприятия, в которых традиционно участвуют студенты ДВГУПС:
- Всероссийская олимпиада по различным дисциплинам (внутривузовский, региональный и всероссийский туры)
- Научная конференция с участием студентов, аспирантов, молодых ученых и новаторов производства
- Внутривузовский конкурс студенческих научных работ
- Региональный студенческий конкурс научных работ «Студенческая весна»
- Различные межвузовские научные конференции, конкурсы, международные форумы
Международная деятельность
В Дальневосточном государственном университете путей сообщения установлены связи и академические обмены с вузами Китая, Японии, Республики Корея, КНДР, Вьетнама, Германии, Голландии, США.
В сфере науки университет ведет работу с университетом г. Циндао, Хэбейским университетом, Шаньдунским, Пекинским и Далянским университетами путей сообщения (КНР), Пхеньянским железнодорожным университетом (КНДР), университетом «Усонг» (Республика Корея).
Партнерами ДВГУПС в совместных международных образовательных и научных программах являются:
- Университет штата Аляска, США («Деловое администрирование», «Логистика» и «Проектный менеджмент»);
- НИИ экономики Северо-восточной Азии («Исследование практики логистического сотрудничества в Северо-восточной Азии»);
- Пхеньянский железнодорожный институт («Исследование проблем эксплуатации бесстыкового железнодорожного пути и проектирования электровозов с асинхронным приводом»);
- Железные дороги Республики Корея;
- Проект Евросоюза TEMPUS («Знания менеджмента для российского транспортного сектора»);
- Проект ЕВРАЗИЯ (Центр «Карьера», институциональное строительство);
- Компания АККРЕТЕК, Япония («Программирование»).
Университет является членом Международной ассоциации преподавателей английского языка
Спорт
В университете действует спортивный студенческий клуб «Локомотив».
Студенческая самодеятельность
- Команда КВН - Сделано в Хабаровске
- Студия современной хореографии «Резонанс»
- Шоу-группа «Планета Голливуд»
- Студия народной хореографии «Самоцветы»
- Эстрадно-джазовый хор «Магистраль»
- студенческий театр «Без вывески»
- Народный театр «Тандем»
- Клуб любителей классической музыки «Ренессанс»
- Региональный фестиваль «Alma Mater»
- Фестиваль студенческого самодеятельного творчества «Гаудеамус»
- Фестиваль «Студенческая весна»
Филиалы университета
- Сахалинский институт железнодорожного транспорта (г.
О ВУЗе
Институт инженеров железнодорожного транспорта в Хабаровске основан приказом НКПС № 232/Ц от 8 сентября 1937 г., изданном в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 августа 1937 г. В нём, в частности, говорилось: «В целях подготовки постоянных инженерно-технических кадров для дорог Дальнего Востока, особенно для молодёжи коренного населения Дальнего Востока, организовать в Хабаровске институт инженеров железнодорожного транспорта по специальностям: движение и грузовая работа; паровозное хозяйство; постройка железных дорог и путевое хозяйство с общим контингентом студентов 1500 человек. Приступить к подготовительным работам по строительству института в городе Хабаровске с 1 октября 1937 года с тем, чтобы к 1 сентября 1939 года обеспечить начало занятий 1 курса с приёмом 300 человек. Полное окончание строительства установить 1 сентября 1940 года...»
1 сентября 1939 г. начались учебные занятия. Преподаватели 3-х факультетов: механического, ЭЖД и СЖД - обучали 106 студентов. Из-за отсутствия своего помещения студентов направили в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. Второй учебный год начался в сентябре 1940 г. уже в своём помещении (обучалось 310 студентов 1-го и 2-го курсов).
По итогам 1940-1941 учебного года ХабИИЖТУ присуждено 3 место среди транспортных вузов страны по итогам социалистического соревнования.
За 1941-1943 г., первые три года Великой Отечественной войны, в действующую армию по мобилизации и добровольно ушли 177 студентов, рабочих и служащих института. К ноябрю 1942 г. на курсах и в кружках Осоавиахима в ХабИИЖТе было подготовлено 85 пулемётчиков, 84 автоматчика, 50 снайперов, 58 медицинских сестёр.
За первые пять лет существования вуза было создано 9 лабораторий и 14 кабинетов. Необходимым оборудованием они оснащались с помощью предприятий и служб Дальневосточной железной дороги. Общая стоимость учебно-лабораторной базы в ценах того времени составила 800 тыс. рублей.
В марте 1942 г. образовано вечернее отделение с подготовкой инженеров по профилю института.
К 1944 г. институт насчитывал на трёх дневных факультетах: строительном, механическом, движения и грузовой работы - свыше 1000 студентов и около 75 человек профессорско-преподавательского состава.
29 июля 1944 г. состоялся первый выпуск: 84 инженера по ведущим специальностям - строительству железных дорог, паровозам и паровозному хозяйству, движению и грузовой работе. 16 из них получили дипломы с отличием. В честь первого выпуска инженеров 15 преподавателей были удостоены знака «Почётному железнодорожнику».
На 1 сентября 1945 г., года окончания Второй мировой войны, контингент студентов ХабИИЖТа составлял 1186 человек, преподавателей - 74 человека, в том числе 2 доктора и 21 кандидат наук.
В ноябре 1949 г. состоялась первая научно-практическая конференция с участием работников Дальневосточного округа железных дорог по внедрению разработанной в институте технической ступенчатой маршрутизации.
В сентябре 1954 г. вечернее отделение преобразовано в факультет с подготовкой инженеров по 7 железнодорожным специальностям.
В течение 1956-1957 г. на базе заочного отделения образован заочный факультет с подготовкой инженеров по 12 специальностям с числом студентов-заочников 1458 человек.
В марте 1962 г. в институте создан первый на Дальнем Востоке вычислительный центр на базе ЭВМ «Урал-2». На ней выполняли расчеты для кандидатских и докторских диссертаций, а также производственные задания по сетевому графику судостроительного и авиационного заводов г. Комсомольска-на Амуре. Эта ЭВМ обслуживала и ДВЖД.
Первым студенческим строительным отрядом ХабИИЖТа стала «Энергия», образованная в апреле 1966 г. и насчитывающая 100 бойцов.
В сентябре 1967 г. учреждён факультет повышения квалификации (ФПК) для переподготовки руководящих кадров железных дорог Дальнего Востока.
За годы X пятилетки (1975 - 1980) среднегодовой выпуск инженеров составил 1145 человек, а за годы XI пятилетки (1981 - 1985) - 1205 человек.
1993 г. - ХабИИЖТ становится Дальневосточной государственной академией путей сообщения (ДВГАПС).
1997 г. - ДВГАПС присвоен наивысший вузовский статус - университета. Вуз стал именоваться Дальневосточным государственным университетом путей сообщения (ДВГУПС).
В 2007 г. ДВГУПС удостоен Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница», учрежденной Комитетом Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи и Министерством транспорта РФ, в престижной номинации «Лидер российской транспортной науки и образования».
На состоявшемся в Москве 19 июня 2008 г. десятом Международном форуме «Высокое качество в деловой практике организаций стран СНГ и ЕврАзЭС» ДВГУПС награжден Золотой медалью «За вклад в укрепление конкурентоспособности России».
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
(ДВГУПС ) |
|
Логотип ДВГУПС |
|
Международное название |
Far Eastern State Transport University |
---|---|
Прежние названия |
Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ) |
Год основания | |
Тип |
транспортный университет |
Ректор |
Дынькин, Борис Евгеньевич |
Президент |
Григоренко, Виктор Григорьевич |
Расположение | |
Юридический адрес |
Хабаровск, ул. Серышева, д. 47 |
Сайт |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей сообщения » (ДВГУПС) - один из крупнейших вузов Дальнего Востока. Ранее назывался Хабаровским институтом инженеров железнодорожного транспорта (1937-1993 гг.), Дальневосточной государственной академией путей сообщения (1993-1997 гг.)
Создан приказом Народного комиссара путей сообщения Союза Советских Социалистических Республик от 08.09.1937 № 232Ц.
Профессорско-преподавательский состав университета насчитывает более 700 человек, из которых большинство имеют ученые степени и звания, в том числе более 100 докторов наук и профессоров. Ведущими учеными университета созданы научные школы.
Дальневосточный государственный университет путей сообщения осуществляет подготовку высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям высшего образования в области транспорта, электроэнергетики, строительства, управления и экономики.
В 2007 г. ДВГУПС удостоен Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница» в номинации «Лидер российской транспортной науки и образования».
История
Институт под руководством Павленко Тимофея Александровича (1937-1949 гг.)
Хабаровский университет инженеров железнодорожного транспорта был основан приказом НКПС № 232/Ц от 8 сентября 1937 г., изданном в соответствии с решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 августа 1937 г. Начальником строительства, а впоследствии начальником института стал Павленко Тимофей Александрович.
Институтский комплекс включал общежитие, учебный корпус и два жилых дома. Закладка фундамента (общежития) началась в июне 1939 г., а уже с сентября 1939 г. начались учебные занятия. Контингент первого набора студентов составлял 106 человек. Из-за того, что здание еще не было построено, студенты были отправлены в Томский и Новосибирский институты инженеров железнодорожного транспорта. Во второй учебный год студенты обучались уже в собственном помещении. Их численность составляла 310 человек.
Технический проект института был разработан в архитектурной мастерской НКПС архитекторами Г. И. Волошиным и М. А. Готлибом под руководством академика архитектуры К. Алабяна.
Первоначально институт состоял из трех факультетов: паровозного (специальность «Паровозное хозяйство»), постройки железных дорог, путевого хозяйства , движения и грузовой работы (специальности «Движение и грузовая работа» и «Постройка железных дорог и путевое хозяйство») и механизации путевых и строительных работ. Первыми научными и научно-педагогическими работниками института стали доценты, прибывшие в 1939 г. из ЛИИЖТа: А. С. Яковлев, М. Д. Мальцев, И. М. Грибанов и в 1940 г. из МЭМИТа: В. И. Дмитренко, Н. Я. Стефанов, П. Т. Бельцевич и выпускники ДВГУ: А. В. Беспалов, Г. К. Федоров, А. А. Тунда, С. Д. Соловьев, Б. Н. Тюляков.
Также в проектировании магистрали принимали участие сотрудники кафедры «Проектирование и строительство железных дорог». В частности, группа студентов под руководством автора проекта Солодовникова Бориса Ивановича проработала варианты трассировки наиболее сложных участков пути, проходящих вдоль р. Амгунь. Непосредственное участие в сооружении мостовых переходов на БАМе принимала мостостроительная группа кафедры «Строительная механика ». Тепловозные кафедры института занимались исследованиями в области эксплуатации локомотивов на Байкало-Амурской магистрали.
Под руководством доцента Е. А. Румянцева профессорско-преподавательский состав кафедры «Проектирование и строительство железных дорог» занимался исследованиями природы образования наледей на Восточном участке БАМа. Коллектив научно-исследовательской лаборатории «Основания и фундаменты» под руководством А. Г. Полевиченко создал методику прогнозирования процесса протаивания и просадок вечномёрзлых грунтов.
Другими важными научными достижениями тех лет стали разработка и внедрение ступенчатой комплексной маршрутизации грузовых перевозок, исследование предварительно напряжённых железобетонных конструкций .
Для создания новых механизмов и машин в институте в 1955 г. открылось опытно-конструкторское бюро «Путевые машины », в котором затем будут разработаны звеносборочный комбайн и звеносборочная машина (50-е гг.), звеносборочная и звеноразборочная линии на железобетонных шпалах (конец 60-х - начало 70-х гг.) и другие механизмы.
В марте 1962 г. в институте создан первый на Дальнем Востоке вычислительный центр на базе ЭВМ «Урал-2 ». На ней выполняли расчеты для кандидатских и докторских диссертаций, а также производственные задания по сетевому графику судостроительного и авиационного заводов г. Комсомольска-на Амуре. Эта ЭВМ обслуживала и Дальневосточную железную дорогу .
В середине 60-х гг. в институте образовалось студенческое научное общество, на некоторых профилирующих кафедрах появились студенческие проектно-конструкторские и проектно-технологические бюро.
В апреле 1966 г. на базе факультета «Электрификация железных дорог» был сформирован первый студенческий строительный отряд «Энергия», насчитывающий 100 бойцов.
В 1975 г. открылся музей Истории ДВГУПС.
Институт под руководством Тиличенко Артура Григорьевича (1977-1988 гг.)
В 1978 г. после смерти В. И. Дмитренко институт возглавил Тиличенко Артур Григорьевич, прежде первый проректор по научной работе.
В 70-е гг. был построен лабораторный корпус и две 9-этажные пристройки к нему (так называемые «башни»). Также была открыта база отдыха в с. Рязановка Приморского края.
Институт под руководством Григоренко Виктора Григорьевича (1988-2007 гг.)
В 1988 г. впервые в истории института ректора выбирали на конференции трудового коллектива, причём выборы были альтернативными. Ректором стал Виктор Григорьевич Григоренко, декан факультета повышения квалификации и секретарь парткома ХабИИЖТа.
В 1990 г. при институте был создан железнодорожный лицей.
В 1996 г. завершилось строительство легкоатлетического манежа, несколько позже создан новый опытно-конструкторский комплекс для НВЦ «Путевые машины».
В 90-е гг. Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта был последовательно преобразован в Дальневосточную академию путей сообщения, а затем - в Дальневосточный государственный университет путей сообщения.
В учебный процесс, научно-исследовательскую работу и управление университетом стали активно внедряться современные информационные технологии.
В ноябре 2007 г. на конференции коллектива университета ректором был избран Дынькин Борис Евгеньевич , заведующий кафедрой «Электроснабжение» и проректор по научной работе.
Институты, факультеты и кафедры
- Кафедра Тепловозы и тепловые двигатели
- Кафедра Электроподвижной состав
- Кафедра Вагоны
- Кафедра Строительные и путевые машины
- Кафедра Детали машин
- Кафедра Технология металлов
- Институт международного сотрудничества
- Кафедра Деловой иностранный язык
- Кафедра Русский язык
- Кафедра Менеджмент (бывш. Деловое администрирование)
- Институт управления, автоматизации и телекоммуникаций
- Кафедра Управление эксплуатационной работой
- Кафедра Станции и узлы, технология грузовой и коммерческой работы
- Кафедра Автоматика и телемеханика
- Кафедра Телекоммуникации
- Кафедра Информационные технологии и системы
- Кафедра Электроснабжения транспорта
- Кафедра Электротехника , электроника и электромеханика
- Кафедра Строительные конструкции, здания и сооружения
- Кафедра Строительное производство
- Кафедра Гидравлика и водоснабжение
- Кафедра Мосты и тоннели
- Кафедра Железнодорожный путь , основания и фундаменты
- Кафедра Изыскания и проектирование железных дорог
- Кафедра Экономика строительства и технология строительных материалов
- Кафедра Строительная механика
- Институт экономики
- Кафедра Экономика транспорта
- Кафедра Бухгалтерский учет и аудит
- Кафедра Менеджмент
- Кафедра Экономическая теория
- Кафедра Мировая экономика и коммерция
- Кафедра Финансы и кредит
- Естественнонаучный институт
- Кафедра Высшая математика
- Кафедра Прикладная математика
- Кафедра Физика
- Кафедра Химия и экология
- Кафедра Теоретическая механика
- Кафедра Начертательная геометрия и инженерная графика
- Кафедра Системы автоматизированного проектирования
- Кафедра
- Кафедра Оптические системы связи
- Кафедра Теория и история государства и права
- Кафедра Философии
- Кафедра Социальная работа и социология
- Кафедра Иностранные языки
- Кафедра Физическое воспитание и спорт
- Кафедра Гражданское, предпринимательское и транспортное право
- Кафедра Психология
- Кафедра Социально-культурный сервис и туризм
- Кафедра Уголовно-правовые дисциплины
- Факультет среднего профессионального образования - Хабаровский техникум железнодорожного транспорта
- Факультет воздушных сообщений
- Институт военного обучения
- Учебный военный центр
- Факультет военного обучения
- Факультет довузовской подготовки
- Институт интегрированных форм обучения (заочное обучение)
- Институт дополнительного образования
Направления и специальности
- Институт тяги и подвижного состава
- Электрический транспорт
- Оборудование и технология сварочного производства
- Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование
- Электрический транспорт железных дорог
- Институт Международного Сотрудничества
- Международный менеджмент
- Институт управления, автоматизации и коммуникаций
- Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
- Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте
- Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный)
- Средства связи с подвижными объектами
- Институт экономики
- Финансы и кредит
- Бухгалтерский учет , анализ и аудит
- Коммерция (торговое дело)
- Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)
- Менеджмент организации
- Прикладная информатика (экономика)
- Управление качеством
- Институт транспортного строительства
- Экономика и управление на предприятии (строительство)
- Промышленное и гражданское строительство
- Экспертиза и управление недвижимостью
- Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
- Электроэнергетический институт
- Релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем
- Электроэнергетические системы и сети
- Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов
- Электроснабжение железных дорог
- Естественнонаучный институт
- Физика и техника оптической связи
- Безопасность жизнедеятельности в техносфере
- Социально-гуманитарный институт
- Социально-культурный сервис и туризм
- Факультет воздушных сообщений
- Организация перевозок и управление на транспорте
Научная деятельность
- Повышение безопасности движения поездов
- Повышение надежности элементов железнодорожного пути, искусственных сооружений, систем электроснабжения, средств автоматики и связи
- Повышение эффективности управления ресурсами железнодорожного транспорта
- Построение системы мониторинга состояния транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока
- Разработка технологий продления ресурса и неразрушающего контроля деталей и узлов оборудования железнодорожного транспорта
- Разработка логистической системы взаимодействия различных видов транспорта в регионе Северо-Восточной Азии.
- Разработка комплексных технологий для систем водоснабжения и решения экологических задач на предприятиях Сибири и Дальнего Востока
- Решение кадровых, социальных и экономических проблем железнодорожных предприятий региона Сибири и Дальнего Востока
- Разработка технологии профессионального отбора и профориентации специалистов транспорта на основе профессионально важных сенсомоторных качеств
При университете действует аспирантура по 45 научным специальностям и 12 отраслям науки, докторантура по 4 научным специальностям и 3 отраслям науки. Открыты советы по защите диссертаций на соискание научных степеней кандидата и доктора наук по специальностям:
- Технические науки (специальности «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация» и «Железнодорожный путь, изыскание и проектирование железных дорог»)
- Физико-математические науки
- Экономические науки (специальность «Транспорт, промышленность и экономика труда»)
- Философские науки
- Психологические науки
Работают лаборатория диагностики и неразрушающих методов контроля, научно-исследовательская лаборатория «Основания и фундаменты», центры «Энергоаудит», волоконно-оптических линий связи, микропроцессорных систем управления, научно-внедренческий центр «Ресурс», центр «Технолог», психолого-диагностический центр, а также лаборатория информационной безопасности.
Издается научно-теоретический журнал «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке» (главный редактор д. филос. н., профессор Сердюков Юрий Михайлович)
В университете выделен Координационный центр научной подготовки студентов, основными задачами которого является организация внутривузовских студенческих научных мероприятий, организация студентов на участие в межвузовских студенческих научных мероприятиях, выявление студентов со способностями к научной работе (и рекомендация их для работы в научно-исследовательских учреждениях и к поступлению в аспирантуру), организация научных студенческих кружков.
Основные научные мероприятия, в которых традиционно участвуют студенты ДВГУПС:
- Всероссийская олимпиада по различным дисциплинам (внутривузовский, региональный и всероссийский туры)
- Научная конференция с участием студентов, аспирантов, молодых ученых и новаторов производства
- Внутривузовский конкурс студенческих научных работ
- Региональный студенческий конкурс научных работ «Студенческая весна»
- Различные межвузовские научные конференции, конкурсы, международные форумы
Международная деятельность
В Дальневосточном государственном университете путей сообщения установлены связи и академические обмены с вузами Китая, Японии, Республики Корея, КНДР, Вьетнама, Германии, Голландии, США.
В сфере науки университет ведет работу с университетом г. Циндао, Хэбейским университетом, Шаньдунским, Пекинским и Далянским университетами путей сообщения (КНР), Пхеньянским железнодорожным университетом (КНДР), университетом «Усонг» (Республика Корея).
Партнерами ДВГУПС в совместных международных образовательных и научных программах являются:
- Университет штата Аляска, США («Деловое администрирование», «Логистика» и «Проектный менеджмент»);
- НИИ экономики Северо-восточной Азии («Исследование практики логистического сотрудничества в Северо-восточной Азии»);
- Пхеньянский железнодорожный институт («Исследование проблем эксплуатации бесстыкового железнодорожного пути и проектирования электровозов с асинхронным приводом»);
- Железные дороги Республики Корея;
- Проект Евросоюза TEMPUS («Знания менеджмента для российского транспортного сектора»);
- Проект ЕВРАЗИЯ (Центр «Карьера», институциональное строительство);
- Компания АККРЕТЕК, Япония («Программирование»).
Университет является членом Международной ассоциации преподавателей английского языка
Спорт
В университете действует спортивный студенческий клуб «Локомотив».
Студенческая самодеятельность
- Команда КВН - Сделано в Хабаровске
- Студия современной хореографии «Резонанс»
- Шоу-группа «Планета Голливуд»
- Студия народной хореографии «Самоцветы»
- Эстрадно-джазовый хор «Магистраль»
- студенческий театр «Без вывески»
- Народный театр «Тандем»
- Клуб любителей классической музыки «Ренессанс»
- Региональный фестиваль «Alma Mater»
- Фестиваль студенческого самодеятельного творчества «Гаудеамус»
- Фестиваль «Студенческая весна»
Филиалы университета
- Сахалинский институт железнодорожного транспорта (г.