Мнение церкви о больных раком. Архангельская епархия

Сторонники и противники поста говорят о его несомненной пользе или же о непоправимом вреде. Однако те и другие сходятся в одном: есть такие люди, которым поститься опасно для здоровья.

Текст: Буянов Сергей, врач общей практики

Будущие и кормящие мамы

При беременности организм нуждается в белковых продуктах, причём именно животного происхождения. Невозможно заменить молоко и кисломолочные продукты соевыми суррогатами. Набор незаменимых аминокислот жизненно необходим для развития плода и грудного ребёнка, который не может получить питательные вещества никаким иным путём, как только через кровь беременной или с молоком матери. Например, от содержания железа в пище зависит количество гемоглобина в крови. И только в мясе содержится необходимое количество железа , заменить его яблоками невозможно. Для нормального развития нервной системы плода необходимы жирные кислоты, которые составляют оболочки нейронов. Без этих оболочек ребёнок рождается с нарушенным обменом веществ, исправить который гораздо сложнее, чем предупредить.

Мужчины: солдаты и добытчики

Каждый мужчина считается добытчиком, независимо от того в какой сфере он трудится. Физические нагрузки требуют повышенного расхода энергии, источники которой – продукты, содержащие белки животного происхождения. Приём в пищу исключительно растительной пищи не способствует восстановлению после физических нагрузок. Очищение от «шлаков» для человека, занимающегося физическим трудом – проблема неактуальная. Никаких шлаков в его организме попросту не образуется.

Дети и подростки

Растущий организм требует полноценной «заправки» топливом. Особенно это касается девочек до наступления половой зрелости. Растительная пища отодвигает процесс становления женщины на неопределённый срок.

Больные с нарушением обмена веществ

Категории больных, которым необходима строгая или определённая диета, не могут исключать из рациона белковые продукты. Подобные эксперименты с собственным здоровьем приводят к обострению заболеваний. Жизненно необходимо потребление мяса, молока и яиц при болезнях:

  • Эндокринной системы: сахарного диабета, щитовидной железы, надпочечников – избыток углеводов при нехватке белков затрудняет синтез гормонов, либо вовсе останавливает его.
  • Пищеварительного тракта: холецистита, язвы 12-пёрстной кишки и желудка – из-за нарушенного всасывания слизистой оболочки.
  • Болезней почек: пиелонефрита, гломерулонефрита – потеря белка с мочой приводит к необратимым последствиям.

Работники умственного труда

Казалось бы, офисные служащие не относятся ни к одной из перечисленных категорий, вот им-то не мешало бы попоститься! Однако не всё так просто. Соблюдение строгого поста подразумевает исключение из пищи кондитерских изделий и сладостей. Головной мозг без глюкозы «скучает» и отказывается работать в полную силу.

Кому же полезно поститься?

Любой человек скажет: «Конечно же, людям с избыточным весом!» Они-де похудеют, поправив здоровье и сэкономив на одежде, которую требуется покупать, что называется, «на вырост». Но, дело в том, что от мяса и даже сала люди не толстеют. От макарон, которые в пост не запрещены, вес набирается гораздо быстрее. При строгом голодании тоже похудеть не удаётся. Перейдя на сухой хлеб с водой, человек запускает в организме аварийный механизм отложения запасов на чёрный день. В итоге вес увеличивается без потребления мяса.

Пост как диета полезен здоровым людям, которые не имеют потребности в источниках энергии для интенсивной нагрузки, связанной с работой и ростом организма. Исключение продуктов, содержащих холестерин, показано для пациентов, которым назначены препараты, выводящие холестерин, например, cимвастатин. Для таких людей пост просто необходим, иначе действие препарата окажется неэффективным.

Фото istockphoto.com

На страницах нашего журнала мы уже не раз обсуждали вопросы медицины и религии. Предлагаемая статья является продолжением этой темы. Ее автор – доктор медицинских наук, хирург-онколог высшей квалификационной категории, член Общества православных врачей (С.-Петербург) Юрий Николаевич Фокин. Статья подготовлена автором по материалам его книги «Вера, отчизна, жизнь. Записки военного врача», изданной в Санкт-Петербурге в 2003 г.

Мы полагаем, что мысли православного врача будут интересны нашим читателям. Хочется надеяться, что в обсуждении этой актуальной темы примут участие также представители других религиозных конфессий.

Ю.Н. Фокин, доктор медицинских наук

Проблема рака стара как мир. Уже Авиценна разделил все опухоли на «горячие», т. е. воспалительные, и «холодные». В «Повести временных лет» (XI век) говорится, что сын Ярослава Мудрого – Святослав болел «неисцельной немощью». В муках умирал от рака прямой кишки поэт Н.А. Некрасов. Смерть от злокачественного новообразования постигла А. Нобеля, И. Брамса, З. Фрейда, Н.И. Пирогова, В. Оппеля, Ф. Миттерана, Р.М. Горбачеву. Это небольшой список только известных людей.

С развитием общества, науки шло постепенное накопление данных, в первую очередь о так называемых визуальных, т.е. видимых глазом опухолях. Страдания больных раком запечатлены в произведениях многих художников и писателей. Так, на женских портретах Энгра – явная опухолевая патология щитовидной железы; на картине Рембрандта «Женщина у печки» у героини можно предположить раковое поражение правой молочной железы. Переживания неизлечимых больных раком и их близких описаны в рассказе Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича», повести А. Солженицына «Раковый корпус», в документальной книге Н.П. Боброва «Сашенька. Последний год. Заметки отца».

В Библии просто и ясно указано на связь греха и болезни. Однако после Октябрьской революции лучшие традиции православной медицины были утрачены. В настоящее время духовный смысл заболеваний рассматривается неоднозначно. Вместе с тем, изучая историю болезни, врач выясняет факторы риска и предпосылки, провоцирующие развитие или обострение заболевания. А это не что иное, как греховные страсти: чревоугодие, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня. Доказано, что большое значение в возникновении опухолевых заболеваний имеют нерегулярное избыточное питание, злоупотребление алкоголем, курение. Это симптомы чревоугодия. Отмечается отчетливая связь между агрессивными чертами личности и опухолевым процессом. Депрессия снижает иммунитет. Поэтому гнев, печаль, уныние, подобно курению и алкоголизму, являются мощными канцерогенными факторами.

Следует подчеркнуть, что онкологическая патология –удел не только грешников, но и великих праведников и даже малолетних крещеных детей, у которых нет личных грехов. Почему? Это результат грехопадения их родителей (предков, прародителей): зачатие ребенка в наркотическом угаре, гнев, депрессия, курение, употребление алкоголя, наркотиков при вынашивании ребенка, прерывание беременности и др. Таким образом, православие утверждает, что мы болеем по грехам и сама болезнь – следствие греха. Ибо, как поясняет Христос своим ученикам: «...из внутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяние, убийства, кражи, чревоугодие, злоба, коварство, завистливое око, гордость, богохульство» (Мк. 7, 21 – 22).

Но нередко больные или их родственники утверждают, что рак – это порча, и приводят случаи из жизни. Например, многие из нас были на выставке известного художника и любовались портретом его дочери. К сожалению, в 16 лет она умерла. Так вот, одна из «прорицательниц» заявила: «Потому и отмаялась сердешная, что отец ее много рисовал». Такого рода утверждения – есть не что иное, как языческие предрассудки. В работах иеромонаха, доктора медицинских наук, профессора А. Берестова убедительно доказано, что служители темной силы – колдуны, целители, маги, экстрасенсы, чародеи – наносят вред душе, а со временем и телу, отвлекают страждущих от покаяния и своевременного обращения к врачу. Рано или поздно за иллюзии временного «оздоровления» наступает расплата – болезнь.

Изможденный до крайности больной человек, испытывая постоянные телесные страдания, ищет любой выход из них. Страдающий, если он не укреплен верой и мало знаком с церковными установлениями, может легко попасть в дьявольские сети. Сегодня они повсеместно раскинуты в виде салонов магии, гипноза, волшебства, целительства, предлагающих вместо лечения уринотерапию, экстрасенсорику, «кодирование», «биоэнергетику» и т.п.

Если человек идет к служителям этих оккультных наук или к «бабкам», то совершает страшный грех против первой заповеди Божией, и при этом заключается очень опасная сделка: ради мнимого приобретения здоровья душа такого неосторожного человека продается дьяволу, а в вечной (загробной) жизни несчастного, если он не покается и не исповедует грех, ждут страшные муки. Да и в нынешней, земной, жизни это не проходит для больного безобидно, так как теряется время, необходимое для ранней диагностики болезни.

В обыденном сознании каждого из нас рак – это тяжелая неизлечимая болезнь, с обязательным смертельным исходом. Неужели все так печально? Нет! Онкологи научились лечить с хорошими результатами многие локализации рака: кожи, толстой кишки, желудка, шейки матки, молочной и предстательной желез и др. Но для этого необходимо одно условие – своевременно обратиться к врачу. К сожалению, почти половина наших сограждан приходят к онкологу с запущенной формой раковой болезни. Основные тому причины – отсутствие у некоторых врачей онкологической настороженности (под этим понимается такой образ клинического мышления, когда на основе жалоб больного, объективных данных, результатов клинических исследований нужно, прежде всего, ответить на вопрос: не связаны ли выявленные нарушения с опухолью?), низкая информированность населения по этому вопросу, самолечение и попытки исцеления у разного рода знахарей, экстрасенсов, магов и т. д. К сожалению, средства массовой информации широко (и не бескорыстно!) пропагандируют «достижения» этих целителей, дают «зеленый свет» лженаучным открытиям и «панацеям» от рака. Примеров тому немало.

Современная диагностика рака на ранних стадиях основана на реализации рекомендуемых Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) скрининговых программ, а также массовых комплексных профилактических осмотрах. Однако все зависит от сроков обращения больного к онкологу: чем раньше, тем лучше. В арсенале врачей самые современные методы диагностики: радионуклидное сканирование, ангио(лимфо)графия, магниторезонансная (компьютерная) томография, ультразвуковое исследование, определение опухолевых маркеров и др. Окончательный диагноз злокачественного новообразования устанавливается при гистологическом исследовании.

По поводу информирования больного о диагнозе «рак» существуют неоднозначные мнения. В США и на Западе из этого не делают врачебной тайны и руководствуются принципом «информированного согласия», закрепленным в «Лиссабонской декларации о правах пациента» (ВМА, 1981) и в «Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе» (ВОЗ, 1994). Большинство отечественных онкологов поступают так же, ссылаясь на «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и ст. 31 раздела IV «Прав граждан при оказании медико-социальной помощи», в которой провозглашается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, диагнозе, прогнозе, возможных вариантах медицинского вмешательства и их последствиях.

Некоторые врачи предпочитают следующий принцип: если больной человек обеспеченный, то диагноз от него не скрывают. Это объясняется тем, что он должен иметь возможность решить вопросы наследования имущества и по желанию продолжить лечение за границей. Больному со скромным достатком можно сообщить о тяжелом онкологическом заболевании, не употребляя роковое слово «рак».

Врачу очень важно знать верует ли больной в Бога. Глубоко верующий человек воспринимает заболевание как извещение Божие о грядущей вечности. В данном случае это не означает медленное умирание. Возможно и выздоровление при адекватном лечении и надежде на благоприятный исход. Для людей неверующих диагноз «рак» звучит как гром среди ясного неба и, как правило, становится настоящей трагедией.

Бытующее мнение, что задача онколога – спасать больного не от смерти, а от страдания, ошибочное. Современная онкология располагает фактами, когда выживаемость пациентов со злокачественными новообразованиями после радикальных операций и комбинированного лечения достигает 20 лет и более. Очень многое зависит от своевременного обращения к врачу.

Возможно ли самопроизвольное исцеление от рака? Хотя это относится к разряду чудес, в литературе описываются три возможных механизма регрессии опухоли: иммунный; вследствие химического некроза; в результате вторичного иммунного «взрыва» после перенесенного инфекционного заболевания. Убежден, что все эти случаи возможны при глубокой вере в выздоровление и духовном врачевании силой церковных таинств и усердной молитвы. Об этом свидетельствуют факты исцеления и «затормаживание» роста опухоли по молитвам за больного.

Однако возможен и другой процесс – малигнизация (озлокачествление) доброкачественной опухоли и прогрессирование заболевания. Причина – воздействие биоэнергетиков, колдунов, экстрасенсов. В этом случае проявляется действие другой силы – сатанинской, противной благодати Божией.

Итак, в нелегкую минуту душевных и физических страданий человек, как правило, обращается к Богу и медицине. При беседе с больным очень важно соблюдать деонтологические принципы и не переходить границы компетентности. Нередко начинающий врач бывает самонадеян и решает за смертельно больного его «духовные проблемы» (не разрешает посещение тяжело больных священником, отрицая благодейственное влияние церковных таинств, и др.). С другой стороны, некоторые священники игнорируют медицинский опыт и уверяют больного, что лучше умереть от руки Бога, чем от руки хирурга. Такие врачи и священники дискредитируют себя, действуют вопреки клятве Гиппократа, Библии и наставлениям святых отцов. Все это усугубляет и без того тяжелое душевное состояние пациента, а главное, упускается время для своевременной терапии. Поэтому между официальной медициной и церковью необходим постоянный диалог, и сегодня почва для плодотворного их сотрудничества как никогда благоприятна.

В начале 90-х годов XX века наметилось возрождение союза церкви и медицины. Оно документировано соглашением, подписанным в 1996 г. Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси и министром здравоохранения РФ. Среди направлений совместной работы: помощь лечебным учреждениям, создание больниц, амбулаторий при монастырях и приходах, подготовка священнослужителей для больничных храмов, курсы повышения духовного образования врачей, открытие душепопечительских центров, братств трезвости и т.д. Одно из наиболее важных направлений – оказание помощи больным с запущенной опухолевой патологией. Для этих целей приказом МЗ РФ № 19 от 01.02.91 предусмотрена организация самостоятельных медико-социальных учреждений – хосписов. Смысл хосписной службы заключается в следующем:

  • смерть – это естественный процесс, который, как и рождение, нельзя ни ускорить, ни затормозить;
  • эвтаназия (умерщвление или ускорение смерти безнадежно больного по его собственному желанию) – тяжелый грех и не приемлема для нашего общества;
  • отведенное Богом больному время жизни на земле надо не доживать, а жить, и жить качественно. В этом и смысл жизни.

Ответственность за качество жизни больного человека должны нести государство, медицина и духовенство. Так было, так должно быть, так будет!

Пост требует строгого воздержания в пище, особенно весенний перед Пасхой. Однако некоторым людям пост можно ограничить или вообще не соблюдать, поэтому многих людей волнует вопрос, кому можно не соблюдать пост в православии?

Вот что по этому поводу пишут священники.

Кому нельзя поститься в Великий пост

В церкви не существует запретов на пост. Есть общие правила, согласно которым рекомендуется ограничивать себя в пище и они касаются всех сильных, крепких и здоровых людей.

В году существует 4 поста. В рождественский пост можно есть рыбу и морепродукты всем, кто постится, в успенский пост можно употреблять рыбу в праздничные дни, кроме среды и пятницы.

Даже в Великий пост – самый строгий и самый длинный можно есть рыбу в Благовещение и на Вербное воскресенье. Эти правила касаются всех, кто не имеет ограничений по здоровью.

Нарушать пост можно детям, беременным женщинам, военным, путешественникам и тем, кто страдает тяжёлыми заболеваниями или занимается тяжёлой физической работой. Нельзя поститься и кормящим мамам, так как их молоко может пропасть.

В некоторых случаях стоит посоветоваться со священником, можно ли вам делать ограничения в пище или нет. Не стоит поститься ослабленным и пожилым людям.

Главная цель поста – укрощение животной природы и страстей в теле организма. Поэтому во время поста требуется особое воздержание. Даже если человек пишет иконы, некоторое время ему требуется соблюдение поста. Только в этом случае он сможет проникнуться духовным образом и написать икону так, как надо, чтобы она получилась проникновенной.

Пост делается и для очищения тела, избавления от лишнего веса, и не стоит думать, что священники против того, что пост используется в качестве диеты. Ведь доказано, что неправильное питание и злоупотребление тяжелой и калорийной пищей может спровоцировать множество разных заболеваний, которые выражаются в раздражительности, скандальности, которая никак не располагает к духовным размышлениям.

Поэтому тем, кто страдает избытком жизненных сил обязательно требуется соблюдение поста. Но это не относится к слабым людям, страдающим многочисленными заболеваниями организма или беременным женщинам.

При каких заболеваниях нельзя поститься мирянам

Строгий пост соблюдают монахи пожизненно и не едят мясо вообще. Священники не рекомендуют без уважительной причины нарушать пост.

Однако есть заболевания и состояния, при которых не рекомендуется нарушать режим питания, предписанный врачом, и отказываться мясных блюд во время поста.

Точно назвать спектр таких болезней нельзя. Даже при инфекционных воспалительных заболеваниях и осложнённой простуде можно нарушать пост.

Но есть болезни, во время которых можно нарушать пост. К ним относятся:

  • любые формы онкологии;
  • при гастрите и воспалительных заболеваниях кишечника, желудка;
  • во время беременности;
  • при лактации;
  • при женских заболеваниях и операциях, сопровождающихся большими кровопотерями;
  • при анемии, ранениях и потери крови;
  • если обостряется гипертония;
  • в наличии есть сахарный диабет;
  • при анорексии;
  • болезнях печени;
  • после тяжелых перенесённых заболеваний;
  • при туберкулёзе;
  • СПИДе;
  • воспалениях лёгких;
  • тяжёлых простудах и бронхитах, гриппе, особенно у детей, ослабленных или пожилых людей;
  • при любых нарушениях обмена веществ.

В таких случаях болезнь оценивается как пост и воздержание, поэтому людям при таких состояниях ни в коем случае нельзя нарушать диету и уклоняться от рекомендаций специалистов.

Пост для военнослужащих

В остальных случаях отставным военным и тем, кто выполняет свой гражданский долг вне боевых действий, не стоит слишком ограничивать пост. Особенно если человек чувствует избыток энергии и ведёт себя агрессивно.

Путешествующим людям не стоит соблюдать пост, особенно если они вынуждены долгое время обходиться без питания. Например, исследователям, гидрологам и тем, кто вынужден долгое время обходиться без еды и которым просто необходимо калорийное питание.

Какие и кому разрешены послабления в Великий пост

Послабления в пост могут быть у подростков и тех, кто занимается работой с повышенной нагрузкой. Иногда пост разрешается ослабить тем, кто пережил тяжёлое горе, страдает психическими заболеваниями, особенно связанными с анорексией и потерей аппетита.

Если такой человек падает в обморок, то ему необходимо восстанавливать силы. Таким ослабленным физически людям разрешается не только употреблять рыбу, молоко и морепродукты в пост, но и даже мясо.

В некоторых случаях наместники монастырей заставляют ослабленных монахов употреблять мясо и молочные продукты. Такая терапия полезна и тем, кто слишком гордится своей праведностью и переусердствует в вере.

Можно ли держать пост ребенку

Детям до 7 лет не стоит соблюдать пост, так как растущему организму постоянно требуются витамины и белки.

Однако, если ребёнок здоров или страдает лишним весом, пост соблюдать ему необходимо наравне со взрослыми.

Однако в некоторое время допускаются послабления поста, об этом лучше посоветоваться со священником.

Православные врачи — кому противопоказан пост

В первую очередь пост противопоказан ослабленным, больным людям, беременным женщинам и кормящим матерям. Не стоит соблюдать пост людям с диабетом, онкологией и истощением жизненных сил, в том числе и тем, кто страдает анорексией и нарушениями обмена веществ.

В остальных случаях пост ослабляется или прекращается по совету со священником. Главное в такой ситуации прислушиваться к организму.

Очень часто онкологическим заболеваниям предшествует ощущение, что ты никому не нужен, не востребован ни на работе, ни в семье. А люди, которые во время болезни борются с этим ощущением и ставят конкретные цели за пределами своего заболевания, часто, преодолев болезнь, живут насыщенно и достаточно долго, утверждает Александр ДАНИЛИН, психотерапевт ПНД № 23, ведущий программы «Серебряные нити» на «Радио России».

Все начинается с ощущения, что ты перестал быть солью земли

Я как психотерапевт могу говорить именно о психосоматических проблемах, то есть о том, как душевное переживание может вызвать ту или иную соматическую реакцию. Конечно, любая болезнь, даже элементарная простуда, меняет наши жизненные планы, иногда существенно, иногда нет, и какую-то тревогу человек испытывает. Но это уже последствия, а психосоматика все формы онкологических заболеваний рассматривает как первичное проявление нежелания человека жить. Нежелания внутреннего, скрытого, неосознанного.

Понятно, что рак – не суицид, но существует много форм человеческого поведения, которые по сути есть медленное самоубийство. Например, запойное пьянство или табакокурение. Подростки, начинающие тайком покуривать, могут не знать, но любой взрослый курильщик знает, что это с большой долей вероятности может привести к опухоли, тем не менее многие продолжают курить.

Может быть, сейчас что-то изменилось, но еще 10 лет назад, когда я регулярно бывал в онкоцентре, онкологи курили очень много. Приходил в центр – из всех дверей легочного отделения дым шел клубами.

Я тоже курильщик, хотя понимаю, что рискую. Как объяснить курение врачей, которые ежедневно сталкиваются с последствиями этой привычки? В этом, думаю, есть и амбиции врача. Мол, я-то врач, смогу преодолеть в себе эту болезнь, всем нельзя, а мне можно. И в моем курении, несомненно, есть элемент таких амбиций. С другой стороны, курение – псевдомедитация, возможность уйти в себя. Это отдельная тема, сейчас я хотел бы поговорить о душевных переживаниях.

С онкологией я близко столкнулся в девяностые годы прошлого века, когда почти все наши с женой родители умерли от разного вида опухолей. Как вы помните, тогда жизнь в стране резко изменилась. Я заметил, что многие люди тогда испытывали страх (не отчаяние, а именно страх), и начал понимать, что мой отец, тесть, теща где-то в глубине души не хотели жить в новом мире, который им предлагался.

Для большинства людей очень важен их жизненный статус, самоидентификация. Особенно это важно в нашем возрасте, в среднем. Мы понимаем, что жизнь еще не кончается, но начинает двигаться к закату, и в это время человеку особенно важно понять, кто он, чего достиг, может ли обозначить свой статус словами: «я известный врач» или «я известный журналист» и т.д. Слово «известный» здесь имеет большое значение для многих – даже если они это скрывают, хочется людям, чтобы такое прилагательное, означающее меру их влиятельности, существовало.

Любую экзистенциальную проблему можно выразить только метафорой. Для данной ситуации мне кажутся наиболее подходящими слова Христа: «Вы соль земли». Они мне с первого прочтения Евангелия запали в душу. Считаю, что рак настигает человека, который начинает ощущать, что он больше не соль земли.

Все мы знаем, что соль придает пище вкус. Но до эпохи холодильников она также помогала еде сохраниться – другого способа сохранения продуктов просто не было. Поэтому во всех культурах соль была символом заботы. Обмениваясь солью, люди подчеркивали свою близость и способность хранить друг друга. Так вот, когда человек ощущает, что его творчество, плоды его труда никому не нужны или что ему больше некого хранить, очень часто у него появляется опухоль.

Например, моя бабушка была хранительницей большой семьи – я и с троюродными, и с четвероюродными братьями-сестрами поддерживал связь. Она всегда чувствовала себя хранительницей, и действительно после ее смерти семья распалась, со многими дальними родственниками связь потерялась. То есть для ощущения себя солью земли необязательна широкая известность или востребованность, но хотя бы на уровне семьи, самых близких людей – родителей, мужа, жены, детей, внуков или друзей – она нужна всем. И я не думаю, что уместно говорить о гордыне. Рак настигает и гордецов, и людей скромных, смиренных. Мне ближе метафора «соль земли».

И человеку творческой профессии – писателю, художнику, композитору – очень важно понимать (даже если он делает вид, что ему все равно), что его будут читать, смотреть, слушать еще долго. Художники (в широком смысле слова), которые в это верят, часто и живут долго, а вот те, кто надеется, что написанная книга, картина, музыка тут же принесет славу, часто болеют и умирают относительно рано.

Конечно, какой-то добрый отзыв нужен хотя бы от кого-то: от жены, мужа, детей, от тех, с кем есть связи. Но часто в реальности, особенно сегодня, все так поглощены своими делами, что им даже «некогда» сказать другому доброе слово о том, что хоть он и вышел на пенсию, мы помним и ценим его «роль в истории» – вклад в науку или искусство или заботу о семье.

Не все могут измениться вместе с жизнью

Ощущение, что ты перестал быть солью, появляется в разных ситуациях: у кого-то оно связано с выходом на пенсию, у кого-то – с рабочим спадом, творческим кризисом. В 1990-е годы, когда Ельцин фактически закрыл КГБ – там прошли большие сокращения, некоторые управления ликвидировали, – вне системы, вне конторы оказалось огромное количество «черных полковников» (они могли быть и подполковниками, и даже майорами, но суть не в этом). О них заботились, предлагали открыть фирмы или брали в уже открывшиеся заместителями, в общем, устраивали их, насколько мне известно, вполне неплохо.

Но есть огромная разница между жизнью полковника или подполковника в инженерном управлении КГБ и жизнью директора или замдиректора фирмы. Жизнь директора или замдиректора фирмы – это постоянная суета, беготня, организация, продажи-перепродажи, в общем, все прелести нашего так называемого бизнеса. А не все это могут. В принципе не все. Не знаю, могу ли я. И вот эти люди вдруг стали распадаться на наркологических и онкологических больных – или они спивались, или у них появлялись опухоли.

Разумеется, не все заболели, но очень многие – вспышка была, мне сами онкологи об этом говорили. Ситуация понятна. Эти люди, чуть ли не единственные в стране, жили если не при коммунизме, то точно при социализме. У них с самого начала службы была вполне прогнозируемая карьера, относительно недолгая очередь на квартиру, машину, путевки в хорошие санатории – в общем, понятные и довольно выгодные правила игры. Получали они ненамного больше простых советских служащих, но благодаря льготной системе снабжения были избавлены от той житейской суеты, на которую все мы тратим значительную часть времени.

И вдруг они не по своей воле вернулись в эту суету. Для многих это оказалось непереносимо. Дело не в гордыне, не в болезненном самолюбии. Я со многими из них общался, у кого-то, конечно, была гордыня, но далеко не у всех. Проблема не в бешеном самолюбии, а в том, что они не подходили этому миру, не могли понять взаимоотношения в нем. Надо было что-то в себе изменить, чтобы стать новым человеком – членом потребительского общества. Мало кто смог справиться с этой задачей.

Это один из примеров. Мой папа был настоящим верующим советским человеком. Инженер, беспартийный, он не имел никаких льгот, жил только на зарплату, но искренне верил, что советская власть лучшая в мире. Бессребреник, напрочь лишенный гордыни, всегда поступавший по совести и меня этому учивший.

И вот в середине 1980-х, когда я уже жил отдельно, он читал только что опубликованных в «Дружбе народов» «Детей Арбата» Рыбакова, звонил мне ночью и спрашивал меня – 25-летнего сына: «Саша, это правда было? Правда то, что он пишет?».

Он умер от рака. Мир, где правда перевернулась на 180 градусов, требовал совершенно другого человека, человека какой-то другой веры. Что такое христианство, папа, в отличие от меня не знал, и относился к этому с юмором. Такой здоровый советский инженер. Кстати, беспартийный, но веривший в коммунизм, в советскую власть. Думаю, он тоже встал перед необходимостью стать совсем другим, потому что его схема жизни – на 120 рублей – уже в конце 1980-х не давала жить и, как вы понимаете, не давала она жить честно, в ладу с совестью.

При всей разности судеб и от «черных полковников», и от папы требовалось некоторое перерождение. Например, я много чем занимался – онкопсихологией, наркологией, психотерапией, – но во всех этих областях применимо мое образование, мой опыт. Ни разу не возникало необходимости поменять все кардинально, стать другим.

Большинство тех, кто приходил ко мне в группы по онкопсихологии (сейчас мы в московском ПНД № 23 планируем продолжить эту практику), по разным причинам оказывались перед экзистенциальной необходимостью буквально стать другими, чтобы устроиться в этом мире (не в материальном смысле, а в духовном или психологическом), но не находили для этого сил. А для меня как для психотерапевта (я же не онколог) главное в лечении рака – цели, которые ставит себе человек на будущее за пределами своей болезни.

Понятно, что все мы смертны, более того, это необходимо для нашего развития, творчества. Если бы мы узнали, что мы бессмертны (я говорю о земной жизни), немедленно остановились бы. Куда спешить, если у нас неограниченный запас времени? Книгу или симфонию потом напишу, когда-нибудь, а сейчас лучше полежу на диванчике.

Смерть необходима, чтобы мы действовали. У нас есть неопределенный, но точно краткий отрезок времени, чтобы мы успели стать солью земли. Поэтому главное в лечении онкологии – установить какую-то задачу.

Изначально целей может быть две: забота о других людях либо творчество, которое эту заботу неминуемо в себя включает. Любое творчество имеет смысл, когда человек творит для других, чтобы подарить им красоту, открыть им что-то новое об окружающем мире.

Думаю, если бы существовал реальный Дориан Грей, вместивший свою жизнь в портрет, он бы умер от рака. Потому что такое творчество бесплодно. Творчество во вред людям, например, создание бомбы, других орудий массового уничтожения, тоже часто пагубно сказывается на здоровье. По крайней мере, и среди наших, и среди американских создателей бомб многие умерли от рака, и я думаю, что заболевали они не только из-за облучения.

Чем больше осознанности, тем меньше болезненности

Наверняка многим то, что я говорю, покажется ересью. Хотя все верят, что мозг, душа, тело – единая структура, и руководит всем телом нервная система. Жизнь подтверждает психосоматическую «ересь» – я не раз видел, как люди, которые находили цель и силы бороться с ощущением тотальной ненужности, поднимались.

Например, 58-летняя женщина, филолог, бабушка трех внуков. У нее была традиционная женская опухоль, она села дома, перестала что-либо делать. Мне удалось убедить ее, что, во-первых, необязательно ждать, пока дети позвонят – они работают с утра до ночи, может и сама набрать номер, поговорить, узнать, как у них дела. Во-вторых, не только они, но и она отвечает за то, чтобы ее внуки выросли достойными людьми.

Если у работающих с утра до ночи детей нет сил и времени водить ее внуков по музеям, она тем более должна использовать оставшееся у нее время, чтобы обойти с ними как можно больше музеев, рассказать о как можно большем количестве любимых картин, объяснить, почему любит именно эти картины. Она прислушалась к моему совету, прошло 10 лет, теперь она уже правнуков воспитывает.

Была еще у меня девочка, у которой в 14 лет обнаружили неоперабельную опухоль. Родители посадили ее дома, окружили заботой, все вокруг нее прыгали, а я стал говорить отвратительные для родителей вещи: «Ты сама себя убиваешь. Ты мечтала быть художником? Вот и не сиди дома, а иди в кружок».

Естественно, из-за болезни у нее изменилась фигура, но я был неумолим: «Мечтаешь о любви? Старайся несмотря ни на что выглядеть так, чтобы нравиться мальчикам». Слава Богу, родители ее меня поддержали, и она прожила достаточно долго, умерла в 28 лет. Жила полноценной жизнью, я просто не хочу вдаваться в подробности, чтобы не было так узнаваемо.

Молодых мужчин я очень часто заставлял писать мемуары. Говорил: «У вас же есть свое отношение к жизни, к сегодняшним событиям. Сейчас детям вашим это не интересно, но годам к 30 им захочется узнать, кто они, откуда». Человек написал мемуары, издал за свой счет.

Конечно, рано или поздно все мы умрем. Вопрос в том, доживать свою жизнь в полной беспомощности, разочаровании во всем или до последней минуты жить интересно, чувствовать свою нужность кому-то.

Нет такого возраста и такой болезни, когда человек не может взять умную книжку или Новый Завет и задуматься о смысле жизни, о конкретной занятости, о конкретном творчестве на данном жизненном этапе. Если я задумываюсь и нахожу смысл, я, как правило, дольше живу. Если я не хочу думать головой, душой или духом, за меня начинает думать тело.

Все, что человек не додумал, боялся и не преодолел, хотел выразить, но не выразил, будет выражаться в мышечных зажимах, болях и болезнях. Еще и в сновидениях. У нас нет привычки анализировать собственные сны, думать, о чем они нам говорят, о каких бедах, которые мы не хотим осознавать.

Чем больше в человеческой жизни осознанности (на любом языке, какой вам ближе – психоаналитическом, экзистенциальном, христианском), тем меньше болезненности и тем легче смерть. Болезнь – это всегда некая метафора того, что мы попытались скрыть от самих себя.