Разные иконы иисуса христа. Иконы спасителя иисуса христа

Икона Спасителя представляет ветхому (смертному) человеку образ Божий в привычной для него системе материального восприятия окружающего мира. Она напоминает о том, что Иисус Христос, обладая Божественной природой, был когда-то реальным земным человеком. Вместе с этим, верующий, предстоя перед святым Образом Создателя и раскрываясь в молитве, получает возможность познать Божественную искру в себе. Поэтому богословие иконы Спасителя - инструмент, помогающий человеку найти дорогу к своему Создателю и принять Его.

Икона Иисуса Христа всегда узнаваема, она отличается от изображений святых тем, что в ореол над головой Спасителя вписан крест. Этот нимб, венчающий Лик Господа и символизирующий Нетварный Свет, указывает на небесное происхождение Слова - земного воплощения второй ипостаси Бога. А обязательный крест - символ победы над грехом и смертью, терпения, проявленного Спасителем во время мук.
В иконографии Иисуса Христа многоликое разнообразие Его изображений представлено шестью основными видами, разделяющимися на 20 подтипов. «Спас Нерукотворный», «Господь Вседержитель» и «Господь на престоле» - самые распространенные, знакомые каждому христианину канонические типы образа Спасителя.

Спас Нерукотворный - образ этот распространен и издавна любим на Руси. Характерные признаки Образа «Спас Нерукотворный» - крупный Лик Иисуса Христа, женщина, подающая плат, фон: завязанная узлами ткань с каймой, нейтральный, черепица.
О происхождении иконы в предании говорится, что Сам Иисус Христос сделал отпечаток, приложив холст (убрус) к лицу. Спаситель, отказался от приглашения лично прибыть в Эдессу, чтобы вылечить царя Авгаря от проказы, однако передал ему такое нерукотворное изображение. Авгарь, исцелившись чудесным образом, хранил полотенце с благоговением и, чтобы спасти его во время нападения врагов, замуровал над воротами города. Однако изображение непостижимым образом прошло сквозь камни, отпечатавшись на их поверхности, чем повергло неприятеля в ужас. Так возникло два вида икон: фоном для лика служит ткань - «Спас на убрусе» или камень (черепица) - «Спас на чрепии».
История помнит об еще одном прижизненном изображении Иисуса Христа, оно отпечаталось на платке, поданном Вероникой, когда Спаситель шел на казнь. Изображение этой милосердной женщины, сострадавшей Христу, можно тоже часто видеть на иконе.

Иоанн Дамаскин в «Точном изложении веры» приводит слова видевшего подлинный Нерукотворный Образ, перенесенный в XIV веке из Константинополя в Геную. Он свидетельствует, что Образ чудесен и величественен, а всякий, взирающий на него, чувствует Божественную Силу и Славу и благоговеет. А в послании проконсула Палестины Лептула Сенату говорится, что вид Лица Христа чудесно благороден и навевает одновременно любовь и страх...

Спас Вседержитель с благословляющей десницей (правой рукой) - это основное изображение Иисуса Христа, бывает поясным или ростовым и очень редко огрудным. Ключевой смысл такой иконы: Спаситель - это всемогущий промыслитель и вершитель судеб; и греческое название ее Панкратор переводится как Всесильный.
В храме Господь Вседержитель часто размещен в виде фрески, мозаики под центральным куполом, что значительно усиливает восприятие идеи изображения. При составлении домашнего иконостаса чаще всего приобретают именно этот образ Спасителя в виде отдельной иконы или композиционной, называемой «Двунадесятые праздники». Последняя состоит из средника, изображающего Панкратора, и клейм с прописанными двенадцатью важнейшими событиями земного пути Иисуса Христа и Богородицы.

Одухотворенный Лик Вседержителя (Панкратора) выписывается в соответствии с каноническими догматами, утвержденными в IX веке. Пальцы благословляющей руки Его сложены в знак власти и учительства и означают двойственность природы Иисуса Христа. Обязательными признаками иконографии Спаса Вседержителя являются книга или свиток, сокращенная надпись Его имени - IC XC, элементы одежды - хитон и гиматий.
Книга - знак власти и спасительного учения, принесенного Иисусом Христом в мир, на ее открытых страницах приводятся строки из Евангелия. Кстати, в числе первых, доиконных, изображений Спасителя, когда ранние христиане опасались обвинений в идолопоклонстве, Его изображали рыбкой, агнцем и книгой.
Хитон - просторная длинная туника, рисуется красной, что символизирует Его земную природу; по преданию, эту рубаху сделала Сама Богородица. На правом плече хитона виден нашитый символ патрицианского достоинства - клав. Хитон Иисуса Христа был цельнотканным от самого верха, это очень ценилось, поэтому палачи и делили у Креста Его ризы.
Синяя накидка наподобие плаща (гиматий), изображаемая на иконе, цветом подчеркивает небесную суть Спасителя.

Спас на престоле относится к еще одной отдельной разновидности иконы Вседержителя. Эта многосоставная, пронизанная тонкой символикой композиция подобно богословскому трактату рассказывает о евангельских пророчествах Страшного Суда. Спаситель с благословляющей рукой изображен в полный рост сидящим на троне, олицетворяя высшую власть над всем видимым и невидимым миром. В данном случае Христос представлен в роли Верховного Судии, грозного Владыки мира, Логоса - Бога творящего, пришедшего в конце времен.
Основной признак этого образа - многослойный фон, состоящий из красного квадрата, синего овала и красного ромба на заднем плане. Квадрат символизирует дольний (земной) мир, а лев, ангел, орел и телец по его углам - четырех евангелистов. Синий овал с прорисованными ангелами, расположенный за квадратом - образ мира горнего, красный ромб за ним - знак мира невидимого. Такое чередование цветов используется не случайно: оно указывает на двойственность природы Спасителя, тесную взаимосвязанность духовного и телесного.

От Masterweb

23.04.2018 04:00

Наложенное в библейском Ветхом Завете вето на изображение Бога и его ипостасей, было незыблемо до VIII века. Однако прошедший в 787 году Седьмой Вселенский собор изменил догматы христианства, включив в него иконопочитание. Изменилась и сама трактовка запрета. Теперь запрещалось придумывать образы, так как подобное считалось созданием идолов. При этом изображение нерукотворных ликов Спасителя церковью разрешалось. Более того, это стало самой популярной темой иконографии. Но изображать Иисуса нужно было согласно правилам.

Стандарты изображения Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

  • К характерным чертам Иисуса отнесли нимб со вписанным в него крестом. Он показывал воплощение Бога Отца в Божьем сыне. А вот в образе «Иисус Халки» был запечатлен только крест.
  • На иконах использовались первые буквы имени Бога. К примеру, если рядом с ликом или нимбом есть «IC ХС», то и без расшифровки становится понятно, что изображен Иисус.
  • Сам лик Христа изображали удлиненным, с утонченными чертами лица и выразительным взглядом, в одежде простых людей (рубашке, накидке).
  • Лик, находящийся в центре иконы, как бы смотрит на тебя. Однако были и иконоборцы, которые все еще ссылались на Старый Завет и запрещали эти изображения святого лика. А иконопочитатели считали, что человек имеет право созерцать своего создателя - Бога - в человеческом обличии. И что это не нарушает библейские ограничения.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.

Описание образа Христа Пантократора


Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.

Именно этот иконографический тип и эти физиологические черты будут прослеживаться вплоть до двадцатого столетия. Если посмотреть несколько ранних изображений Иисуса (образ Спасителя в композиции «Преображение», образ Христа Грядущего на облаках, поясное изображение Пантократора), то между ними прослеживается один образ, иконы близки между собой. А это могло говорить только о том, что лик Иисуса уже был полностью сформирован. И утверждены изображения были еще до начала иконоборческих споров. В период же споров оставалось лишь дать богословское утверждение, которого так не хватало. Что и было сделано.

Современная иконография Христа

В наше время иконография очень разнообразна. И для того чтобы выделить базовые типы изображений, можно взять за образец главный образ Спасителя Нерукотворного. Как появилась первая, нерукотворная икона? По сказаниям христиан, верно восточное предание, которое берет свое начало с шестого века.

Легенда первой иконы Иисуса Христа

Согласно легенде, эдесский царь Авгарем V, страдающий от проказы, услышав о чудесах, совершаемых Иисусом, послал к Спасителю своего гонца с просьбой исцелить его. А если Христос не может явиться, то прислать хотя бы лик Спасителя, чтобы с помощью лика получить исцеление от болезни. Но к Иисусу пробиться было непросто. Он был окружен толпой. И у художника не получалось нарисовать портрет. Заметив это, Иисус умыл свое лицо и обтер его платком. После чего на платке проявился лик.

Кстати, это не единственная версия появления Спаса Нерукотворного. Западная, средневековая, версия этого сказания возникла примерно в тринадцатых-пятнадцатых веках. И согласно этой версии, платок Иисусу подала благочестивая Вероника, сопровождавшая Спасителя в Крестном пути. Этим платком Христос вытирал с лица кровь и пот. А потом на платке также проступил Образ.

Иконы с подобным изображением Божественного лика получили название «Плат Вероники». Изображали они только голову и от первоначального варианта чудодейственного Мандилиона, отличались появившимся на голове Христа терновым венком. Сегодня это и есть знаменитая икона Иисуса Христа в терновом венце.

Образ Христа «Спас Мокрая Борода»


На территории Руси также существуют подобные иконы, например, «Спас Мокрая Борода». Появился этот лик в IX веке. Древнейшим из известных образов является Новгородский Спас Нерукотворный. По манере такой рисунок, ближе к классическому типу и соответствует восточному преданию об омовении лица. Изображение несколько отличается от каноничного. В частности, здесь у Иисуса борода будто и правда смочена водой.

Спас Вседержитель

Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне. В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV–VI веках в Византии. Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века - это Христос Пантократор Синайского монастыря.

Вера в Бога, воплощенного в человеке, – именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.

Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.

Спас Эммануил

Особым типом иконографии представлен Спас Эммануил. Главным его отличием от канонического, является изображение Христа не в зрелом возрасте, а в детстве. Однако и все привычные атрибуты, такие как нимб и крест над головой, присутствуют в данном виде икон Спасителя. Чаще всего этот образ не бывает одиночным, примером тому служат изображения Богородицы с младенцем Иисусом. Это призвано подчеркнуть родство Христа с Отцом Богом.

Деисус


На этих иконах Иисус Христос изображается в центре, в окружении различных библейских персонажей – Богородицы, Иоанна, апостолов или иных святых. Сам Спаситель изображается в виде Пантократора на троне.

Впервые такой вид икон упоминается в седьмом веке. Смысл иконы в том, что Спаситель является заступником людского рода пред Богом Отцом, доносит людские молитвы, обещает быть милостивым защитником каждого, обратившегося к нему. Образ помогает верующему стать ближе к всевышнему, раскаяться, очистить душу, получить прощение за грехи.

Ангельский Деисус - традиционная русская икона, появившаяся в XII веке. Это одна из разновидностей икон типа Деисус. Здесь Христос изображается совместно с архангелами Гавриилом и Михаилом.

Образ «Предста Царица»

Еще один вид иконографии - «Предста Царица». На ней Иисус представлен в царских далматике, лоре и короне-камилавке. В одной руке у него жезл, в другой - Евангелие. Это изображение доносит, что Бог связан с церковью. И Христос здесь в роли священника.

Рассмотреть все виды икон не представляется возможным. Мы описали только самые основные. К примеру, можно встретить названия икон Иисуса Христа, вообще не отвечающие стандартным канонам. Вот некоторые из них.

Спас благое Молчание

На ней Иисус написан в виде ангела, то есть до принятия человеческого облика. На самой иконе изображен юноша в светлой одежде, за спиной видны крылья, над головой звездчатый нимб Господа Саваофа. Руки его пусты. Так как он еще не спустился на землю. И пока еще не стал наставником для человечества.

Спас Великий Архиерей

Здесь мы спасителя видим в роли священника. На нем пышная одежда, голову украшает корона. Здесь, как и у Спаса Вседержителя, он держит Евангелие и второй рукой занимается благословением.

Добрый пастырь

На этих иконах Христос представлен в образе учителя и наставника. В основном он изображен обычным пастухом со склоненной головой, несущим на плечах заблудившуюся овцу.

Есть также иконы Бога Иисуса Христа, начало которых взято из Ветхозаветных писаний. К примеру «Христос во гробе». Это изображение, пожалуй, одно из самых трагичных в христианской иконографии. Здесь Спаситель изображен умершим, его тело находится на ложе рядом с открытым гробом. Такие изображения носят чисто символический характер, показывая, как смирно Христос принял свою участь.

Существуют и католические иконы Иисуса Христа. От православных они отличаются вольным изображением Спасителя и латинскими надписями.


Перед любым изображением Христа можно возносить молитву Спасителю, искренне просить о прощении грехов и милости Господа.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Сегодня в нашей школе снова урок церковного искусства, мы вновь говорим об иконах. Среди множества православных икон особое место занимают образы Господа нашего Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18),— читаем мы в Священном Писании. Сущность Божества непознаваема, но Бог становится человеком, чтобы спасти нас от греха. Потому так распространены иконы Христа. И каждая из них имеет свои особенности, призванные раскрыть молящимся одну из граней образа Спасителя. Об этом нам расскажет иконописец Елена Вячеславовна Купцова.

Каноническое изображение Христа было утверждено в IX веке: «Благотелесный… со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив…»

В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: в виде Вседержителя и Судии — Царя Царствующих — и в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде Младенца или Отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде Ангела.

Но если способы изображения столь различны, как мы узнаем на иконах Спасителя? Благодаря одной детали: изображение Христа практически всегда имеет крестчатый нимб. Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор. Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога: «Аз есмь Сущий».

Обычно Христа изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка). Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя. Часто на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Спас Нерукотворный

Согласно Преданию, во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь. Он был поражен страшной болезнью — проказой. Услышав о Христе, Авгарь написал письмо Спасителю с просьбой об исцелении. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Христа.

Анания не мог подойти к Христу из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу.

С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедовал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, отпечаталось такое же изображение.

В воспоминании о создании и чудесном обретении иконы в иконографии распространены два типа Нерукотворного Образа: «Спас на убрусе», то есть на куске ткани, и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для Лика становится стена или нейтральный фон.

Пантократор

Вторым наиболее распространенным иконографическим типом является изображение Христа-Пантократора, в русском переводе получившее наименование «Вседержитель». Различаются несколько вариантов композиций: изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Наибольшее распространение этот иконографический тип получил в монументальной живописи. Часто икона Спасителя изображается в купольном пространстве. Этот образ символизирует Христа, Творящего Вселенную.

Спас на престоле

Изображение Христа-Пантократора на престоле имеет другую трактовку — здесь Он воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти.

Спас в силах

В этом типе иконографии даются различные аспекты трактовки образа Христа: эсхатологический аспект (второе пришествие Спасителя и Страшный Суд), апокалиптический (образ Царя царей, Небесного Владыки и Агнца) и софийный (Бог Творящий).

Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал — милости и истины, Божественной и человеческой Его природы и т. д.

Красный нижний квадрат означает землю. В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства, и потому в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Ангел символизирует евангелиста Матфея, телец — Луку, лев — Марка, орел — Иоанна. Впервые подобное прочтение тетраморфа было предпринято святым Иринеем Лионским, который видел за этим раскрытие различных аспектов образа Христа в Евангелиях: ангел, вернее, животное с человеческим лицом, означает пришествие Христа в мир, к людям, телец символизирует Жертву Христа, лев — Царство, орел — обладание Духом и духовное видение.

Следующая фигура — синий круг — означает небесную сферу, мир Бесплотных Сил, или ангельских чинов, как их именует Ареопагит. Нередко этот небесный свод изображается как бы «затканным» ангельскими головками.

И наконец фигура Самого Христа, окруженного изображением красного ромба. В отличие от нижнего квадрата, также красного, этот верхний ромб обозначает огонь, сходящий с Небес, огненную природу Божества. Иногда Спаситель облачен в одежды золотого цвета, что обозначает сияние Его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу.

Христос Великий Архиерей

На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом, и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип западного происхождения и вошел в русскую иконографию только в конце XVII века. Образ имеет апокалиптическую трактовку, здесь иконописцы пытались запечатлеть явление Господа Иисуса Христа так, как оно написано в книге Откровения Иоанна Богослова: сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует (Откр. 19, 11).

Иконография Господских и Богородичных праздников

На этих иконах Христос предстает в различные моменты Своей земной жизни. Спаситель в одеждах красно-синего цвета. Исключение составляют такие композиции, как «Успение» и «Сошествие в ад», где Христос изображается в одеждах золотого цвета, и «Преображение», где Спаситель в белых одеждах. В сценах Страстей Господних принято изображать Христа полуобнаженным (в одной набедренной повязке).

Спас Эммануил

Кроме традиционного, так называемого исторического типа иконографии Христа, существуют образы, в которых Спаситель представлен в виде Младенца или Отрока, такой тип именуется «Спас Эммануил». Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи (см.: Ис. 7, 14) и означает «с нами Бог». Это имя относится, прежде всего, к изображению Предвечного Младенца, зачатого в чреве Пресвятой Девы.

Спас Благое Молчание

На иконах этого типа Христос изображается в виде Ангела Великого Совета, в ангельском чине, до воплощения, в виде юноши с крыльями за спиной, в белой далматике с широкими рукавами. Руки сложены крест-накрест и прижаты к груди. Нимб не крестчатый, а восьмиконечный (единственный иконографический тип изображения Христа с нимбом данного вида) — нимб Господа Саваофа.


Изменил догматы христианства, включив в него иконопочитание. Изменилась и сама трактовка запрета. Теперь запрещалось придумывать образы, так как подобное считалось созданием идолов. При этом изображение нерукотворных ликов Спасителя церковью разрешалось. Более того, это стало самой популярной темой иконографии. Но изображать Иисуса нужно было согласно правилам.

Стандарты изображения Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа и ранее подчинялась определенным правилам. В иконописи стали использовать основные, характерные черты, хотя канонического изображения Спасителя существовал не один вариант.

  • К характерным чертам Иисуса отнесли нимб со вписанным в него крестом. Он показывал воплощение Бога Отца в Божьем сыне. А вот в образе «Иисус Халки» был запечатлен только крест.
  • На иконах использовались первые буквы имени Бога. К примеру, если рядом с ликом или нимбом есть «IC ХС», то и без расшифровки становится понятно, что изображен Иисус.
  • Сам лик Христа изображали удлиненным, с утонченными чертами лица и выразительным взглядом, в одежде простых людей (рубашке, накидке).
  • Лик, находящийся в центре иконы, как бы смотрит на тебя. Однако были и иконоборцы, которые все еще ссылались на Старый Завет и запрещали эти изображения святого лика. А иконопочитатели считали, что человек имеет право созерцать своего создателя - Бога - в человеческом обличии. И что это не нарушает библейские ограничения.

В иконоборческих спорах этот вопрос стал принципиально важным. Ведь это влияло не только на церковное искусство. В иконе должен быть изображен единственный образ Бога. Именно он обязан был считаться центральным. И от этого изображения и зависело построение всей лестницы образов структуры мироздания.

У первых христиан таких ярких споров не зафиксировано, так как изображения на то время были больше знаково-символическими. Реализма от них не требовалось. Только самим христианам было понятно, что на иконе, и какой смысл она в себе несет. Лишь они могли прочитать весь тайный замысел изображения. К одной из таких икон относят синайский образ Христа Пантократора.

Описание образа Христа Пантократора

Написана икона в стиле позднеантичной энкаустики. Сочно, довольно реалистично, виртуозно. Эти образы Христа относятся к V-VI вв. Выделяются образы непривычным реализмом, по сравнению со стандартной манерой письма. На некоторых даже читалась некоторая чувственность лика.

Именно этот иконографический тип и эти физиологические черты будут прослеживаться вплоть до двадцатого столетия. Если посмотреть несколько ранних изображений Иисуса (образ Спасителя в композиции «Преображение», образ Христа Грядущего на облаках, поясное изображение Пантократора), то между ними прослеживается один образ, иконы близки между собой. А это могло говорить только о том, что лик Иисуса уже был полностью сформирован. И утверждены изображения были еще до начала иконоборческих споров. В период же споров оставалось лишь дать богословское утверждение, которого так не хватало. Что и было сделано.

Современная иконография Христа

В наше время иконография очень разнообразна. И для того чтобы выделить базовые типы изображений, можно взять за образец главный образ Спасителя Нерукотворного. Как появилась первая, нерукотворная икона? По сказаниям христиан, верно восточное предание, которое берет свое начало с шестого века.

Легенда первой иконы Иисуса Христа

Согласно легенде, эдесский царь Авгарем V, страдающий от проказы, услышав о чудесах, совершаемых Иисусом, послал к Спасителю своего гонца с просьбой исцелить его. А если Христос не может явиться, то прислать хотя бы лик Спасителя, чтобы с помощью лика получить исцеление от болезни. Но к Иисусу пробиться было непросто. Он был окружен толпой. И у художника не получалось нарисовать портрет. Заметив это, Иисус умыл свое лицо и обтер его платком. После чего на платке проявился лик.

Кстати, это не единственная версия появления Спаса Нерукотворного. Западная, средневековая, версия этого сказания возникла примерно в тринадцатых-пятнадцатых веках. И согласно этой версии, платок Иисусу подала благочестивая Вероника, сопровождавшая Спасителя в Крестном пути. Этим платком Христос вытирал с лица кровь и пот. А потом на платке также проступил Образ.

Иконы с подобным изображением Божественного лика получили название «Плат Вероники». Изображали они только голову и от первоначального варианта чудодейственного Мандилиона, отличались появившимся на голове Христа терновым венком. Сегодня это и есть знаменитая икона Иисуса Христа в терновом венце.

Образ Христа «Спас Мокрая Борода»

На территории Руси также существуют подобные иконы, например, «Спас Мокрая Борода». Появился этот лик в IX веке. Древнейшим из известных образов является Новгородский Спас Нерукотворный. По манере такой рисунок, ближе к классическому типу и соответствует восточному преданию об омовении лица. Изображение несколько отличается от каноничного. В частности, здесь у Иисуса борода будто и правда смочена водой.

Спас Вседержитель

Наиболее широко распространено изображение, известное как Спас Вседержитель или Пантократор. Это погрудное изображение Спасителя. Также существуют варианты в рост, по пояс или на троне. В левой руке изображается свиток с писанием или Евангелие, пальцы правой руки сложены в благословляющем жесте. Описание иконы Иисуса Христа Пантократора упоминается в IV-VI веках в Византии. Древнейшее подобное изображение относится к середине VI века — это Христос Пантократор Синайского монастыря.

Вера в Бога, воплощенного в человеке, - именно это правильное значение великой иконы. Она положила начало догмату Боговоплощения. И этот догмат стал ключевым у христиан. А образ дошел и до наших дней и встречается довольно часто. На фресках в церквях, в домах, украшает купола церквей.

Существует несколько вариантов Спаса Вседержителя, например, Спас в силах. Данный тип иконы предусматривает изображение Иисуса в полный рост в сидячем положении. Фон представляет из себя изображение земли, духовного мира и невидимого мира в виде красного квадрата, синего овала и красного ромба, соответственно. Встречаются подобные иконы и без заднего фона, называются они Спас на престоле.

Спас Эммануил

Особым типом иконографии представлен Спас Эммануил. Главным его отличием от канонического, является изображение Христа не в зрелом возрасте, а в детстве. Однако и все привычные атрибуты, такие как нимб и крест над головой, присутствуют в данном виде икон Спасителя. Чаще всего этот образ не бывает одиночным, примером тому служат изображения Богородицы с младенцем Иисусом. Это призвано подчеркнуть родство Христа с Отцом Богом.

Деисус

На этих иконах Иисус Христос изображается в центре, в окружении различных библейских персонажей - Богородицы, Иоанна, апостолов или иных святых. Сам Спаситель изображается в виде Пантократора на троне.

Впервые такой вид икон упоминается в седьмом веке. Смысл иконы в том, что Спаситель является заступником людского рода пред Богом Отцом, доносит людские молитвы, обещает быть милостивым защитником каждого, обратившегося к нему. Образ помогает верующему стать ближе к всевышнему, раскаяться, очистить душу, получить прощение за грехи.

Образ «Предста Царица»

Еще один вид иконографии — «Предста Царица». На ней Иисус представлен в царских далматике, лоре и короне-камилавке. В одной руке у него жезл, в другой - Евангелие. Это изображение доносит, что Бог связан с церковью. И Христос здесь в роли священника.

Рассмотреть все виды икон не представляется возможным. Мы описали только самые основные. К примеру, можно встретить названия икон Иисуса Христа, вообще не отвечающие стандартным канонам. Вот некоторые из них.

Спас благое Молчание

На ней Иисус написан в виде ангела, то есть до принятия человеческого облика. На самой иконе изображен юноша в светлой одежде, за спиной видны крылья, над головой звездчатый нимб Господа Саваофа. Руки его пусты. Так как он еще не спустился на землю. И пока еще не стал наставником для человечества.

Спас Великий Архиерей

Здесь мы спасителя видим в роли священника. На нем пышная одежда, голову украшает корона. Здесь, как и у Спаса Вседержителя, он держит Евангелие и второй рукой занимается благословением.

Добрый пастырь

На этих иконах Христос представлен в образе учителя и наставника. В основном он изображен обычным пастухом со склоненной головой, несущим на плечах заблудившуюся овцу.

Есть также иконы Бога Иисуса Христа, начало которых взято из Ветхозаветных писаний. К примеру «Христос во гробе». Это изображение, пожалуй, одно из самых трагичных в христианской иконографии. Здесь Спаситель изображен умершим, его тело находится на ложе рядом с открытым гробом. Такие изображения носят чисто символический характер, показывая, как смирно Христос принял свою участь.

Существуют и католические иконы Иисуса Христа. От православных они отличаются вольным изображением Спасителя и латинскими надписями.

Перед любым изображением Христа можно возносить молитву Спасителю, искренне просить о прощении грехов и милости Господа.

При любом доме искренне верующего человека присутствуют иконы Иисуса Христа.

Любая икона обладает своим содержанием, идеей и значением, а лик Спасителя помогает людям преодолеть сложности жизненного пути, помогает обрести мир в душе.

Иконография Иисуса Христа

Иконография Иисуса Христа – это объединение школ, систем и творений, на которых изображен Сын Божий.

Примечательно, что в Раннем Христианстве облик Спасителя изображался посредством аллегории – ягнёнок, пеликан, как символ милосердия, дельфин, то есть спаситель утопающих, который был пронзен трезубцем, рыбы. В 692 году Пято-Шестой (Трулльский) собор запретил к изображению Спасителя таким образом.

На данный момент Иисуса Христа изображают в виде Судии – Царя Царствующих и Вседержителя; или в образе, который Спаситель носил среди обычных людей, чтобы свершать служение Свое.

Причисляются иконы Иисуса Христа к шести главным иконографическим типам.

Икона «Иисус Христос Вседержитель»

На изображении виден Сын Божий в возрасте, когда он совершал свое проповедование. Церковный Устав говорит писать Иисуса Христа одетым в пурпурный хитон (элемент одежды, часть ткани, которая накладывается на правый бок и закрепляется на левом плече), синий гиматий (прямоугольная ткань, обычно надевается сверху хитона), а над головой изображать крещатый нимб.

Считается, что синий наряд Сына Божьего олицетворяет небесное начало, а багровый – естество людей, мучения и царственность. Эта картина считается символом согласия между небесным, земным и духовным.

Спаситель изображается на троне, однако встречаются образы в полный рост и по пояс. Левая рука Христа обычно удерживает Евангелие, а правая складывается в благославляющий знак. Если Евангелие открытое, то на страницах рисуют символику рождения и смерти – буквы альфа и омега (ΑΩ).

Икона «Иисус Христос Вседержитель» не дает забыть о небесном суде, который ждёт любого праведного и нет, о милосердии и доброте. Она несёт помощь людям в преодолении жизненных трудностей.

Икона «Спаситель»

В прошедшие времена Иисус Христос был представлен на изображениях тем, кто несёт овцу доброго пастуха, в виде ягнёнка, рыбы. Позже такой образ Спасителя был запрещён к использованию.

Иисус Христос сейчас на иконах представляется исключительно по церковному Уставу. Неизменными элементами иконы Сына Божьего считаются крещатый нимб, багровый хитон, синий гиматий.

Икона «Первые шаги Христа»

Икона «Первые шаги Христа» располагается в монастыре св. Герасима Иорданского. Данный монастырь был возведён в V столетии Герасимом, что пришёл в Святую Землю с целью поклонения и стал монахом.

Находится эта религиозная община рядом с дельтой реки Иордан в Эль-мейт в южной стороне Иорданской долины. Считается, что в прохождении к Египту, Святое Семейство со Спасителем становилось в пещере при монастыре. Во время одного из привалов Богомладенец Иисус совершил свои первые шаги.

Икона «Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах»

Игемен Хризостен, будучи иконописцем, создал икону «Плач Иисуса Христа об убиенных младенцах». Происхождение иконы связывают с монастырём св. Герасима Иорданского.

Образ плачущего Сына Божьего над не рождёнными детьми несёт в себе идею исцеляющего раскаяния. Женщины, свершившие грехопадение, по неверию или незнанию, перед иконой служат покаянные молитвы, чтобы ощутить повинное умиротворение.

Игумен иерея Петра Удовенко попросил изготовить икону и для Николо-Матроновского храма, чтобы больше православных женщин смогли искренне покаяться в своем грехе и обрести прощение.

Икона «Распятие Иисуса Христа»

Распятие Спасителя – символ искупление Иисусом Христом грехов человечества. В центре иконы располагается Крест Господень со Спасителем на нём, а над головой Христа находится табличка с буквами – «I.Н.Ц.I» – «Иисус Назорянин Царь Иудейский», которые могли быть написаны самим Понтием Пилатом.

В начале 30х годов I века изображали Сына Божьего с открытыми глазами, как символ бессмертия. По традициям православия Христос пишется с закрытыми глазами.

Главным мотивом иконы при этом является спасение людского рода. О священном начале Иисуса из Назарета и его бессмертии говорят ангелы, что летают над ним в небе.

Икона Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы

Лик Девы Марии почитается во всем мире и олицетворяет нравственность, невинность и праведные совершения. Икона Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы считается основным женским образом и мотивом в христианстве.

Иконописцы следуют точному канону во время писания иконы. Каждая деталь на изображении несёт свой смысл и призвана вызывать определённые ассоциации у верующих.

Никогда Дева Мария не изображается с взрослым Исусом. Таким образом подчёркивается её великая роль, как Матери, что отдала своего сына в жертву человечеству.

Икона «Христос в терновом венце»

Второе название образа – «Царь Иудейский».

Сюжет иконы отображает тяжесть грехов человечества, что Сын Божий взял на себя. Образ Иисуса Христа, запечатлённый на данной иконе, твердит о покорности перед своей судьбой, терпение мук и боли, насмешек и унижений, выпавших на долю Спасителя.

Изображается Иисус Христос со связанными руками и склонённой набок головой, обрамлённой в терновый венец. На плечах Спасителя покоится мантия монарха – «багряница».

Молитвы перед иконой «Христос в терновом венце» помогает христианам справиться с жизненными трудностями, особенно связанными с несправедливостью.

Икона Иисуса Христа Ушакова

Икона, писанная Симоном Ушаковым, датируемая 1661 годом, находится в Благовещенском соборе Кремля.

Изображение Сына Божьего написано с соблюдением всех канонов – лик Христа с крестовым нимбом над головой.

Окружает лик Спасителя фон, который делает видимость некой пространственной среды, находящуюся на границе с реальным миром, откуда смотрит посетитель.

Так формируется образ идеальной Божественной Личности Спасителя, которая существует в мире, сходным с материальным.