Повышение зарплаты медикам с 1 сентября. Реальные зарплаты медработников в РФ: обнародована статистика

Расходы на зарплаты педагогов, врачей и соцработников в бюджете снизятся на 34 млрд руб. Благодаря статистическим ухищрениям с расчетом средней зарплаты по стране это не нарушит майских указов президента

Недорост зарплат

Изменение правил расчета средней зарплаты в регионах позволило правительству в 2016 году уменьшить ассигнования на оплату труда педагогических, медицинских и социальных работников на общую сумму 34,2 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2016 год (есть у РБК). Майские указы, требующие повысить зарплаты бюджетников, при этом не будут формально нарушены.

Как уже писал РБК, правительство в сентябре утвердило постановление о «совершенствовании статистического учета», согласно которому понятие среднемесячной зарплаты в том или ином регионе заменено понятием среднемесячного дохода от трудовой деятельности. «В отличие от старого показателя, который рассчитывался только по кругу наемных работников организаций, новый показатель охватывает весь круг лиц, работающих по найму», — отмечается в документе. В результате уровень средней зарплаты в регионах России снизится.

Благодаря постановлению бюджетные ассигнования на зарплаты педагогических работников федеральных учреждений будут сокращены на 24,1 млрд руб., на зарплаты медработников — на 9,218 млрд руб., и еще 919 млн руб. правительство сэкономит на повышении оплаты труда другим работникам соцсферы (по сравнению с параметрами, пред​​усмотренными в законе о бюджете на 2015 год, где были показатели на плановый период 2016-2017 годов).

«Это распоряжение правительства — путь к «бумажному» выполнению майских указов без реального повышения зарплат врачей и учителей», — пояснял в сентябре федеральный чиновник.

Один из программных майских указов президента 2012 года требует повышения зарплат работникам соцсферы, но не в абсолютных величинах, а в привязке к уровню средней зарплаты. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должны вырасти до 200% от средней зарплаты в регионе, а зарплаты соцработников, медсестер, школьных учителей и некоторых других категорий должны быть доведены до 100% от этой величины. Владимир Путин не раз повторял, что майские указы пересмотру не подлежат: без оглядки на кризис и прочие обстоятельства намеченные цели должны быть достигнуты.​

Скорая помощь: минус 66%

В целом на программу «Развитие здравоохранения» в 2016 году будет выделено 332,129 млрд руб., что на 16% ниже, чем в 2015 году (уменьшение составит 62,6 млрд руб.). Ранее, правда, планировалось еще более серьезное сокращение финансирования: по сравнению с планами, заложенными в закон о бюджете-2015, финансирование программы удалось увеличить на 21,7%, но в основном благодаря передаче трансфертов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Одновременно по некоторым направлениям расходы уменьшились по сравнению с планом, ​​больше всего — финансирование подпрограммы развития скорой помощи (на 66%), управления развитием отрасли (на 55%), профилактики заболеваний и развития первичной помощи (на 42%).

Расходы на программу «Развитие образования» в 2016 году снизятся и по сравнению с прошлым годом, и по сравнению с плановыми показателями трехлетнего бюджета — там предполагалось небольшое повышение к прошлому году, но из новых параметров следует снижение на 9,1%, до 403,994 млрд руб. На изменение расходов, как отмечается в пояснительной записке, повлияло уменьшение ассигнований на подпрограмму дошкольного образования на 31,6 млрд руб. и подпрограмму профессионального образования на 3,454 млрд руб.

Объем бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика» в 2016 году по сравнению с 2015-м вырастет на 223,155 млрд руб., в том числе за счет увеличения межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда на 198,7 млрд руб., а также выплаты пенсий бывшим военным в объеме 23,1 млрд руб.

Чиновники Минздрава уверяют, что благодаря оптимизации в системе здравоохранения зарплаты медработников растут. Московские власти, со своей стороны, утверждают, что участковые-терапевты получают, как минимум, 100 тыс. руб. в месяц, а медсестры и лаборанты — около 50 тыс. руб. Сами врачи уверяют — эти цифры сильно завышены. Оргсекретарь независимого профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал объяснил, почему на самом деле зарплаты врачей снижаются.

Что бы ни говорили власти и Минздрав, на самом деле финансирование здравоохранения в России сокращается. Расчеты, которые провели в «Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и образования», показали, что в реальности бюджет отрасли здравоохранения с каждым годом становится меньше: в 2014 году произошло сокращение на 7% (по сравнению с 2013 годом), в 2015 году — на 17%, а в 2016 году — по оценкам организации, бюджет сократится на 20%. Причем это расчет, был сделан в ноябре 2015 года - исходя из прогнозных данных того момента. С тех пор, после нового витка экономического спада, ситуация стала еще хуже.

Все это не могло не отразиться на зарплатах большей части врачей, а также среднего и младшего медперсонала — фельдшеров, медсестер, лаборантов, акушерок, санитарок. Зарплаты падают не только в реальном, но часто и даже в номинальном исчислении. Один из механизмов снижения заработков медиков, как ни странно, связан с сокращением штатов. «Майский» указ президента РФ №597 и принятые на его основании в 2013 г. «дорожные карты» оптимизации провозглашали, что экономия от сокращения «излишнего» коечного фонда, ставок, закрытия медучереждений и их структурных подразделений, должна направляться, в том числе, на повышение зарплат оставшимся медработникам. На каждый год были установлены плановые задания, которые в итоге должны привести к тому, что в 2018 году зарплата врачей составит 200% от средней зарплаты по региону, среднего и младшего медперсонала - 100% от средней зарплаты по региону. В официальных отчетах региональных властей и служб Росстата эти ежегодные задания якобы выполнялись.

Между тем, именно в эти годы наблюдался рост протестов медиков против низких зарплат и огромной трудовой сверхнагрузки. Дело в том, что высокие показатели, которые приводили чиновники в своих отчетах на бумаге - это зарплаты, не на ставку, а на физическое лицо. То есть с учетом всех переработок - совмещений, совместительству и пр. Например, в Удмуртии по данным прошлого года коэффициент только совместительства (то есть увеличения трудовой нагрузки за счет увеличения рабочего времени) составлял 1,8 - почти в два раза выше нормы. Типичная практика в российской медицине последних лет - врач работает с восьми утра до четырех дня в поликлинике, с шести вечера до восьми утра принимает пациентов в стационаре, после чего снова идет на дежурство в поликлинику. То есть непрерывная рабочая смена у него составляет 32 часа - и так от 5 до 10 раз в месяц. А если учесть еще переработки в основное рабочее время (например, участковые педиатр может вести прием пациентов одновременно с 3-4 участков), то мы смело можем говорить, что для большой массы медиков объем трудовой нагрузки превышает нормальный уровень в 2-3 раза и даже более. При этом, надо еще учитывать, что есть отдельные категории высокооплачиваемых медиков, в том числе и связанных с административными функциями. Все это влияло помогало показывать на бумаге и в официальной статистике высокие показатели средних зарплат.


Однако с проведением оптимизации вакантные, занятые совместителями ставки ликвидируются. А вот нагрузка сокращенных медиков никуда не девается, и часто просто перераспределяется среди оставшихся работников. При этом, в большинстве случаев это перераспределение идет без соответствующей доплаты. Так например, в инфекционном стационаре г. Сарапула официально сократили количество детских коек с 43 до 20, однако в период пика заболеваемости как и раньше одновременно в стационаре могут лежать 40 и даже 60-70 детей. При этом администрация клиники отказывает медикам в оплате за работу с двойной-тройной нагрузкой.

Подобные процессы идут не только в регионах и не только в стационарном звене. В конце 2015 года вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников сообщил, что участковые-терапевты в столице получают от 100 тысяч рублей, а средний медперсонал — около 50 тысяч рублей. Откуда он взял эти цифры непонятно. За эти деньги участковый врач и медсестра должны просто жить и умирать на работе. Установленный оклад участковым в Москве — 21 900 рублей. Если считать вместе со стимулирующими добавками, участковый терапевт, врач высшей категории с большим стажем может получать от 38 до 50 тысяч рублей в месяц на ставку. Причем, чтобы получить эту сумму все равно нужно очень сильно перерабатывать, поскольку количество жителей, прикрепленных на участке к такому врачу, обычно составляет 2500-3000 человек, вместо 1700 установленных научно обоснованным федеральным нормативом. Многие просто не выдерживают такой нагрузки и увольняются.

С 1 января 2016 г. многие регионы перешли на новую систему оплаты труда, рекомендованную российским Минздравом. Идея была благая - увеличить долю оклада в структуре зарплаты до 55-60%. В свою очередь компенсационные выплаты должны были составить 10-15%, а стимулирующие - не более 30% (ранее пропорция была обратная - стимулирующие составляли от 50 до 70%). Однако, несколько увеличив оклады, региональные власти настолько серьезно подрезали выплаты за работу в ночное время, надбавки за стаж, за вредность, что в целом зарплата на ставку не только не выросла хотя бы на уровень инфляции, а даже снизилось в номинальном выражении. И теперь, например, в Удмуртии при начислении зарплат появилась строка доплаты до уровня 2015 г. Я уж не говорю о фактическом возрождении системы штрафов за недостаточно высокие результаты труда, что прямо противоречит провозглашенным целям «реформы». В условиях многолетних переработок и хронической усталости медработников, инструмент депремирования — это орудие произвола со стороны администрации клиник. Поэтому нет ничего удивительного, что весной можно ожидать новой волны протеста со стороны медиков.

Когда-то осуществление медицинской деятельности предполагало весьма простое взаимодействие больного и врача. Затраты на различные виды ресурсов при этом предполагали не более 10%. Появление высокотехнологичной специализированной медпомощи во многом способствует изменению традиционных пропорций между ресурсами, необходимыми для реализации инновационных исследований.

Отрасль здравоохранения является трудоемкой, что подтверждается рядом данных относительно стоимости используемых ресурсов. На сегодняшний день около 65% всех расходов здравоохранения приходится на медицинского персонала со всеми начислениями. Рассмотрим тенденции изменения оплаты труда медработников в 2016 году.

Больше статей в журнале

Организационные основы

Фонд оплаты труда в медицинских организациях (государственных и муниципальных) сформирован в соответствии с проводимой тарификацией медицинского и иного персонала и напрямую зависит от занятых в медучреждении ставок, а также показателей, которые определяют особенности оплаты труда специалистов (вредность, надбавки за стаж, компенсационные выплаты за работы в сельской местности, надбавки молодым специалистами и так далее).

В свою очередь, количество ставок определяется исходя из мощности медучреждения, объема оказания медицинских услуг, количеством коек и других критериев.

В 2012 году государством принят курс, направленный на повышение оплаты труда врачей, среднего и иного медицинского персонала с конкретными сроками повышения данного показателя.

Учитывая специфику формирования фондов оплаты труда в нашем здравоохранении, необходимо не только последовательное увеличение этих показателей, но и сохранение должного качества оказания медицинских услуг. Кроме того, параметры заработной платы установлены на конкретное физлицо, а не на ставку врача, медсестры и др.

Зарплаты медработников в 2016 году

По данным Росстата за первое полугодие прошлого года средняя и медицинских работников составила 48 946 руб.

Самые высокие зарплаты врачей предсказуемо зафиксированы в Ненецком, Чукотском, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском - Югра, автономных округах; Камчатском крае; Магаданской, Сахалинской, Тюменской областях; Москве и Республике Саха (Якутия).

Самые низкие зарплаты медицинских работников и врачей: Орловская область, Республика Марий Эл, Ульяновская область, Республика Ингушетия, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Калмыкия.

Полную таблиц зарплат врачей в России,

Направления по достижению высокого уровня средней заработной платы


  • Простое повышение финансовой составляющей средней заработной платы медицинского работника, согласно постоянной численности штатов медработников.
  • Уменьшение числа медицинских работников за счет закрытия неэффективных медучреждений без уменьшения фонда оплаты труда.
  • Поиск дополнительных финансовых источников для увеличения оплаты труда на одно физлицо. К таким мерам можно отнести: расширение объема оказания платных медицинских услуг, часть этих денег будет идти на оплату труда медработников.

На практике в субъектах России применяются успешно все три направления, с высокой степенью субъективности в оценке высокой или низкой эффективности лечебной региональной сети или отдельного медицинского учреждения, а также с применением средних нормативов программ государственных гарантий (базовой программы ОМС).

Проблема состоит в том, что ускоренное решение проблем повышения размера оплаты труда, при невысокой степени определённости возможных предложенных направлений может привести к нерациональной оптимизации системы здравоохранения и реально сократит объем медицинских услуг, оказываемых населению бесплатно.

Вторым аспектом является ограничение финансирования программ государственных гарантий (ОМС), что уже приводит фактически к уменьшению расходов учебный процесс в ущерб растущей оплате труда медицинских работников.

Мнение эксперта

Зимой 2014 года была проведена Всероссийская научно-практическая конференция, в которой был представлен доклад доктора экономических наук, профессора Высшей школы экономики, С.В. Шишкина, который говорил о проблемах и перспективах финансирования здравоохранения в России. Приведем некоторые тезисы:

  • Стремление повышения оплаты труда медработников при фиксированных и запланированных размерах финансирования неизбежно ведет к дефициту на покрытие прочих важных расходов: приобретение и ремонт медицинского оборудования, медикаментозное обеспечение, питание и др.
  • Доля дефицита по данным прочим расходам к 2018 году составит 49%.
  • Рост дефицита по прочим расходам будет означать повышение цен на оказание медицинской помощи, снижение ее доступности для незащищенных групп населения.
  • В связи с этим увеличиться простой медицинского и лабораторного оборудования, необходимого для проведения анализов.
  • Снижение обновления медицинского оборудования, что через несколько лет приведет к отставанию нашей медицины в технологическом плане от других стран Запада.

Мнение министра

В.И. Скворцова в том же 2014 году отметила, что среднемесячная заработная плата врачей в среднем по стране составляет 46 тысяч рублей, среднего медперсонала (медсестер, фельдшеров) составляет 26 тысяч рублей.

Данные показатели, судя по многочисленных жалобам граждан, сильно преувеличены, в некоторых случаях до 9 раз. Это связано с низкой долей фиксированной части заработной платы (оклада работника) в структуре зарплаты, а также зачастую субъективным распределением доли стимулирующих и компенсационных выплат. В связи с этим, заработная плата медицинских работников по стране, а в некоторых случаях и в одном регионе крайне дифференцирована.

В связи с вышеизложенным, нам представляется необходимым проведение в субъектах Российской Федерации определенной работы, направленной на совершенствование системы оплаты труда медработников, внедрение новых подходов по формированию гарантированной части заработной платы так, чтобы доля оклада сотрудника составляла не менее 55-60% от общего заработка, и лишь 30% составляли стимулирующие выплаты , направленные на достижение определенных результатов работы, а также компенсационные оплаты.

Внедрение новых систем оплаты труда медработников в регионах

С 2008 г. субъектами РФ осуществляется перевод медработников с региональных ЕТС (единая тарифная сетка) на новые системы оплаты труда, который предполагает:

  • Повышение самостоятельности медучреждения при определении условий оплаты труда работников, формировании штатов в пределах фонда оплаты труда.
  • Установление примерных должностных окладов путем отнесения конкретных должностей к квалификационным группам медработников.
  • Принятие перечней видов оплат для установления выплат стимулирующего и компенсационного характера в учреждениях.
  • Введение зависимости заработной платы руководителя медучреждения от эффективности его работы (достижения определенных результатов деятельности),по критериям, которые должны быть регламентированы и прозрачны.

Новая система позитивно повлияла на динамику роста заработной платы работников здравоохранения, что позволило сохранить среднюю численность персонала. Но есть и существенные недостатки:

  • Сохранение межрегиональной дифференциации оплаты труда врачебного персонала и среднего медицинского персонала. Так, например, оклад по первому квалификационному уровню профессиональной группы Врачи и провизоры составляет от 3450 руб. (Карачаево-Черкесская Республика) до 12190 руб. (в Московской области), что приводит к существенным различиям в среднемесячной заработной плате врачей.
  • Увеличение дифференциации между заработной платой руководителей медучреждений и работников данных учреждений, в некоторых случаях оплата труда руководителей превышает среднюю заработную плату работников учреждений более, чем в 10 раз.
  • В структуре оплаты труда все так же высока доля стимулирующих «статусных» выплат, которые не нацелены на достижение эффективного результата работы (стаж работы, непрерывность, выслуга лет и т.д.).

Важно учитывать, что принятые нормативы не оценивают этот труд, и не ставят перед собой вопросы нормирования именно медицинской деятельности. Единственными нормативными ведомственными документами, позволяющими измерить объем медицинской деятельности врачебного и иного персонала, а также оценить стоимость данной деятельности, исходя из состояния пациента, а также использования той или иной медицинской технологии, являются стандарты медицинской помощи.

С точки зрения наличия информации для нормативной оценки стоимости медицинской деятельности (а именно нормативный метод расчета тарифа ОМС стоит первым в перечне предлагаемых методов экономических расчетов, в рамках Правил ОМС, утвержденных Минздравом России) стандарт медицинской помощи содержит исходные данные, характеризующие только клинические аспекты.

Подобные клинические данные могут содержаться не только в стандартах, но и в любом одобренном медицинским сообществом (группой клиницистов) среднем наборе услуг для лечения и диагностики заболевания или группы заболеваний, с учетом корректного формирования среднего числа и средней частоты применения медицинских услуг.

Рассматривая совокупность медицинских услуг в рамках статистически достоверного (или прогнозируемого) количества пациентов, для диагностики и лечения которых необходимы конкретные медицинские технологии, можно достаточно точно определить суммарное время медицинской и немедицинской деятельности по следующей формуле:

  • Тв/с = ∑(Уix Чi) x ti(в/с), (1)
  • где: Tв/с - время медицинской деятельности врачебного ((в) и (или) среднего медицинского персонала (с));
  • Уi - количество i-х услуг с соответствующей частотой применения Ч;
  • Чi - частота применения для i-х услуг;
  • ti(в/с) - трудоемкость (время выполнения) медицинских услуг врачебным и (или) средним медицинским персоналом.

Номенклатура медицинских услуг, утвержденная Минздравом России в 2013 г., не содержит данных по времени выполнения медицинских услуг (ti), данный параметр может быть определен на основании технических характеристик диагностического и лечебного оборудования, с помощью которого эти услуги выполняются, и времени, необходимого для подготовки оборудования для следующего использования.

  • ti = tп tо tз, (2)
  • где: tп - время подготовки пациента (оборудования) к оказанию медицинской услуги;
  • tо - время непосредственного использования медицинского оборудования при оказании услуги;
  • tз - время, необходимое для начала следующего этапа подготовки пациента (оборудования) к оказанию медицинской услуги (может быть равным «нулю»).

Значение параметров tз и tп необходимо учитывать не только для корректного расчета трудозатрат, но и при оценке медицинской деятельности по услугам, допускающим одновременное выполнение одним и тем же специалистом (например, физиотерапия), и расчета коэффициента одновременного выполнения медицинских услуг - Кτ.

Из представленной схемы очевидно, что один специалист не сможет одновременно обслуживать больше 4 пациентов, т. к. подготовительное время для пятой услуги (tп5) совпадает с окончанием времени непосредственного использования медицинского оборудования для первой медицинской услуги (to1).

Коэффициент одновременного выполнения медицинских услуг определяется по следующей формуле:

  • Кτ = (ti - tн - tз) / tн. (3)
  • Данная формула может быть преобразована к более простому виду, если tз равно нулю:
  • Кτ = tо / tн. (3.1)
  • При одновременном выполнении нескольких услуг одним специалистом формула 1 примет следующий вид:
  • Тв/с = ∑(Уi x Чi) x ti/ Кτ. (4)

Для медицинских услуг, выполняемых непосредственно врачебным и средним медицинским персоналом, без применения медицинского оборудования время выполнения определяется хронометражем.

Кроме того, номенклатура медицинских услуг не содержит данных по составу сложных медицинских услуг, что усложняет оценку времени их выполнения, по совокупности входящих в нее простых медицинских услуг, и делает некорректным применение коэффициента маржинальности. По этой причине оптимальным способом оценки времени сложных услуг является проведение хронометража.

До утверждения приказом Минздрава России времени выполнения медицинских услуг в рамках номенклатуры медицинских услуг определение трудоемкости услуг можно отнести к компетенции структуры, отвечающей за нормирование медицинской деятельности и оценку стоимости труда в здравоохранении на уровне субъекта РФ.

Зарплаты врачей и медицинских работников в 2016 году*

Средняя заработная плата, рублей

в том числе по формам собственности организаций

федеральная

субъектов Российской Федерации

муниципальная

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт. округ

Архангельская область без авт. округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан (Татарстан)

Удмуртская Республика

Чувашская Республика - Чувашия

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

Ямало-Ненецкий авт. округ

Тюменская область без авт. округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Крымский федеральный округ

Республика Крым

г. Севастополь

*) включены врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги (обеспечивающие предоставление медицинских услуг) в учреждениях образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обслуживания.

Телеканал "360" разобрался, насколько повысят зарплаты врачам, медсестрам, педагогам и другим работникам бюджетной сферы

Учителя, соцработники и врачи начнут получать больше с 1 сентября. Зарплаты вырастут в среднем на 30%. Причем младший медперсонал, например, санитары, заработает на все 60% больше. От чего зависит повышение? И что будет учитываться при пересчете? О каждой профессии рассказываем в отдельности.

Оклад + надбавки

Из такого простого уравнения складывается зарплата сотрудников бюджетной сферы. Фиксированная сумма и дополнительные выплаты за ночные смены, вредность производства, выслугу лет, результативность и прочее. Так вот, кому-то было решено увеличить сам оклад , а кому-то надбавки .

Врачи

В первую группу тех, кому повышают оклад, попали работники здравоохранения. Процент, на который его увеличивают, разный для каждой категории. Например, врач-хирург со стажем работы от пяти лет, работающий на 1,5-2 ставки, в среднем имеет оклад 33 тысячи без доплат. Его и увеличат с 1 сентября на 30%. То есть раньше врач получал на руки 61 тысячу (со всеми надбавками), а будет получать - почти 80.

33 тысячи рублей (оклад) + 30% + надбавки = 79 тысяч рублей

Медсестры, фельдшеры, акушеры

По аналогии высчитывается и новая зарплата среднего медперсонала (медсестер, фельдшеров, акушеров). Средняя зарплата медсестры сегодня - 37 тысяч рублей (со всеми надбавками). При учете, что ее стаж не менее пяти лет и работает она на 1,25 ставки. С 1 сентября оклад младшего медперсонала увеличится на 10%.

21 тысяча рублей (оклад) +10% + надбавки = 40 тысяч рублей

Санитары

Немного иная схема с младшим персоналом. 1 мая им уже увеличили оклад на 10%, а с 1 сентября будут доплачивать сверху еще полоклада. Предположим, санитарка получает сегодня в общем 22 тысячи рублей, из них оклад - 15 тысяч рублей, учитывая, что работает она на полторы ставки. Получается, что кроме повышения самого оклада, ежемесячно она будет получать еще и 7,5 тысяч рублей сверху.

Учителя, воспитатели

Работников трех остальных категорий - образования, соцобслуживания и культуры - ждет увеличение дохода только за счет дополнительных выплат. Для учителей это плюс 5% от оклада, вне зависимости от того, преподаватель это высшей категории или молодой специалист, для педагогов в детских садах - 10%, а для сотрудников дополнительного образования - 20%.

Работники учреждений культуры

То же касается и работников учреждений культуры. С разницей лишь в том, что, например, библиотекарям, которые работают в городе, доплатят 20%, а работающим в селе - 25%.

​Социальные работники
Здесь есть некоторые нюансы, в которых важно разобраться. Всех соцработников, то есть тех, кто ухаживает за пенсионерами, помогает многодетным семьям, оказывает психологическую помощь и так далее, ждут дополнительные выплаты в 25% от оклада. Не путать с увеличением самого оклада. Его повышают только в случае, если соцработник служит в системе здравоохранения, предположим в психоневрологическом диспансере. Тогда уже ему увеличат ту самую фиксированную часть зарплаты.

Крупнейшая отрасль бюджетной сферы, это здравоохранение. Ее главная задача – сохранять здоровье нации. И, конечно же, есть один большой вопрос – будет ли повышение заработной платы медикам в 2016 году?

Правительство России предупреждает, что в этом году повышение доходов работникам бюджетной сферы может быть приостановлено. Стоит сразу вспомнить, что в 2012 году Владимир путин издал указ о доведении доходов бюджетных работников до уровня средней заработной платы по всей России. Только вот в этом году, как оказалось, работники бюджетной сферы могут не рассчитывать на повышение окладов. Так что же будет дальше? Будет ли перерасчет зарплат в следующем году?

В каждой бюджетной отрасли, начиная с 2012 года, были составлены специальные плановые мероприятия по повышению заработных плат сотрудникам. В том числе, эти меры были запланированы и для системы здравоохранения. Сразу тогда, после того как вышел указ президента, было произведено серьезное поднятие заработной платы врачам. Их оклады хорошо подняли, и на данный момент, средняя зарплата врача почти сравнима со средним ее показателем по стране.

И сегодня он равен 37.0 тысяч рублей. Медицинскому персоналу повысили зарплаты чуть позже, а потом и страшим медсестрам. Средние доходы, по последним сведениям, у медперсонала – около 20 тысяч рублей, а вот техперсонал медучреждений получает 17 тысяч рублей.

Как утверждала газета Коммерсант, во время принятия бюджета на 2015 год, размер денежного дотирования на увеличение доходов бюджетников был сильно понижен. Министерство финансов уверено, что бюджет не может выдержать дополнительную нагрузку по исполнению обязательств, которые были даны на повышение оклада учителям, врачам и служащим госучреждений.

Также есть факт, который говорит, что в этом году увеличения заработных плат врачам не будет. И хотя, бюджет 2016 года депутаты еще не рассматривали, об отмене перерасчетов пока никто не сообщал. Президентский Указ должен быть выполнен, а 2018 год будет его окончательным сроком выполнения. Как видно, времени осталось очень мало. Пока нельзя сравнивать средние заработные платы медиков со средним показателем, особенно специалистов в муниципальных учреждениях и регионах. В отрасли здравоохранения насчитывается около 700 тысяч врачей.

Не говоря уже о техническом персонале и медработниках, которых в три раза больше. А на эту отрасль расходы бюджетов не более чем 29 миллиардов рублей. И если сравнить эти показатели, например, с Германией, то там расходы на здравоохранение равны 11.5%, а в Швейцарии 11.4%. и ведь здоровье населения = самое перспективное вложение бюджетных денег.

Оцените статью