Расстрел в колумбийской школе. Эхо "Колумбайна"

Новый случай стрельбы в американской школе. 17 погибших, и не исключено, что эта цифра может возрасти - несколько пострадавших находятся в критическом состоянии.

Все произошло во Флориде, в городе, который был признан в прошлом году самым безопасном в штате. Бойню устроил бывший ученик, которого выгнали из-за проблем с дисциплиной. В школу он вернулся с винтовкой и сделал все, чтобы убить как можно больше людей.

Подростки группами покидают старшую школу Парклэнда под надзором полицейских. Пока тележурналисты пытаются разобраться, что происходит, в «Твиттере» появляются первые видеоролики, снятые детьми в школьных классах.

Один из учеников описывает все происходящее онлайн. На его страничке – фотографии комнаты, где он прячется, с комментарием: «В моей школе стрельба, я заперт внутри и напуган». Позже мальчика эвакуировали.

Преступник, судя по всему, планировал убить как можно больше людей. Перед тем как открыть стрельбу, он включил в здании пожарную сигнализацию, чтобы выманить учеников из классов. В школу стрелок пришел в противогазе и принес с собой дымовые шашки.

Спецоперация по освобождению подростков длилась около полутора часов.

«Мы заперли детей в классах, уложили на пол. Некоторых спрятали в шкафах. Я спрятала 19 человек. Мы пережили самый страшный кошмар в нашей жизни», - сказала учительница Мелисса Фальковски.

Спустя какое-то время полицейские выводят из здания молодого человека в бардовой футболке. 19-летний Николас Круз учился в этой школе и был исключен из-за проблем, связанных с нарушением дисциплины. По словам его знакомых, он увлекался оружием и часто попадал в неприятности. В его «Инстаграме» много фотографий с пистолетами, винтовками, ножами. Пресса со ссылкой на местные власти сообщает, что у Круза могли быть проблемы с психикой.

Стрельба в Парклэнде стала одной из самых кровавых в истории Америки. Телевизионным комментаторам сложно было справиться с эмоциями.

В американских школах случаи стрельбы теперь происходят каждую неделю. Чтобы научить детей, как себя вести в таких обстоятельствах, для них стали регулярно проводить тренинги с участием спецслужб. Подобная тренировка два месяца назад состоялась и в старшей школе Парклэнда.

А в марте в учебные заведения поступят еще и симуляторы стрельбы – учиться действовать в экстремальных ситуациях школьники и учителя будут в виртуальной реальности. Программа разработана Министерством внутренней безопасности совместно с армией США и позволяет разыгрывать разные сценарии поведения стрелка.

Правда, многие американцы считают, что изменить тревожную ситуацию может только ужесточение закона об обороте оружия. У «флоридского стрелка» была с собой полуавтоматическая винтовка и множество магазинов с патронами. Где он ее купил и, главное, как пронес в школу, теперь будут выяснять следователи.

Президент США Дональд Трамп обсудил обстоятельства трагедии с губернатором Флориды и предложил ему федеральную помощь в расследовании. А также выразил соболезнования семьям погибших, отметив, что американские школы должны, наконец, стать безопасными.

ВСЕ ФОТО

Одна из самых страшных в истории США кровавая бойня в учебном заведении произошла в средней школе Колумбина (правильнее – Колумбайн) в городке Литлтон, штат Колорадо 20 апреля 1999 года.

Двое юношей, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, ворвались в школу Колумбайн с оружием в руках. Ужасная бойня длилась четыре с половиной часа. За это время юные террористы ранили десятки учащихся и убили двенадцать соучеников и одного учителя, после чего покончили с собой. Школа нынче отремонтирована и внешне ничто не напоминает о недавней трагедии.

Расследованием занимались восемьдесят следователей. Они собрали десять тысяч вещественных доказательств и допросили тысячу четыреста свидетелей. Комментаторы попытались разобраться, как могла произойти такая бессмысленная бойня, - иными словами, как предотвратить повторение этого кошмара с помощью логического мышления, научно-технических достижений, энергичных действий и добрых намерений.

Таким образом страна смогла познакомиться с двумя ныне покойными мальчиками-подростками, которые все это устроили.

Оба были "изгоями": в спорте не блистали, обаянием не отличались, любовью одноклассников не пользовались. Носили длинные черные плащи. Играли в кровавые компьютерные игры. Слушали какофонические композиции рок-групп, изысканными словами воспевающих ненависть. Они были помешаны на нацистах - их преступление, безусловно, было приурочено к дню рождения Гитлера. Их воображение возбуждала смерть: не подлинная смерть, но смерть как таинственная, загадочная сила, которой наделен всякий обиженный, капризный, озлобленный ребенок.

Родители подростков должны были предвидеть случившееся, говорили некоторые. Да и полиция должна была предвидеть — мальчиков уже арестовывали раньше. Как-то раз отец соученика даже предупредил власти о том, что мальчики грозились убить его сына и взорвать кучу народу; он нашел в Интернете сайт, где один из них вывешивал инструкции по изготовлению бомб и злобные угрозы: “Я скоро доберусь ДО ВСЕХ ВАС, и приду я с оружием. БУДУ стрелять на поражение”. На сайте имелся список “Что я ненавижу” длиной в три с половиной страницы. Будущий террорист ненавидел занятия в школе. Ненавидел брехунов. Ненавидел фанатов “Звездных войн”.

Два мальчика из обеспеченных, стабильных, приличных семей, белые дети из среднего класса, учившиеся в красивой школе в ухоженном пригороде. Как в подобном месте мог случиться такой кошмар? На этот вопрос у американских психологов есть только один, не очень-то конструктивный ответ: судя по фактам, такие кошмары случаются исключительно в подобных местах.

Еще до этого, наиболее чудовищного случая, по Соединённым Штатам прокатилась целая волна убийств, совершённых детьми-подростками в школах. До трагедии в Колумбайн в школах было убито четырнадцать человек и десятки ранены.

После бойни в Литлтоне по всем США зазвучали угрозы взорвать школы. Администрация учебных заведений пыталась принимать практические меры в меру своего разумения. Убийцы из Колумбайн носили черные плащи-френчи — и во многих школах запретили носить длинные черные плащи. Сумки и рюкзаки теперь проверялись, или разрешались только прозрачные и сетчатые, или вообще запрещались. В школах появились новые высокотехнологические устройства: охранные системы, громкая связь и домофоны, видеокамеры наблюдения.

Тем не менее в отеле, где проходил выпускной бал одной флоридской школы, была найдена самодельная бомба из отрезка трубы, набитого гвоздями. Другая “трубочная бомба” обнаружилась в школьном туалете в маленьком оклахомском городке. Неподалеку от Детройта пришлось срочно закрыть некую школу: вначале снаружи была обнаружена бомба, затем выяснилось, что четверо учеников - двое четырнадцатилетних, один тринадцатилетний и один двенадцатилетний - готовят массовое побоище.

20 мая, ровно через месяц после Колумбайн, в пригороде Атланты пятнадцатилетний мальчик, вооруженный помповым ружьем 22-го калибра и револьвером 357-го калибра, застрелил в школе шестерых соучеников, после чего, весь дрожа, упал на колени, засунул дуло револьвера себе в рот и позволил себя связать. Он жил в большом доме с обширным зеленым газоном. Он играл в бейсбол и был бойскаутом. Осталось неясным, любил ли он Бога, но, как выяснили репортеры, по воскресеньям этот ребенок ходил в церковь. Спустя три с половиной часа после этого теракта Сенат США впервые одобрил относительно суровый закон о контроле над оружием

Еще несколько раз после 2001 года в школах США психически неуравновешенные школьники открывали стрельбу, но не в таких масштабах.

5 октября 2017, 22:33


Эрик Дэ́вид Ха́ррис (англ. Eric David Harris , 9 апреля 1981 - 20 апреля 1999) и Ди́лан Бе́ннет Кли́болд (англ. Dylan Bennet Klebold , 11 сентября 1981 - 20 апреля 1999) - два одиннадцатиклассника, которые устроили массовое убийство в школе «Колумбайн». 13 человек были убиты и 23 ранены. Три человека были также ранены, когда попытались убежать. В конечном итоге 18-летний Харрис и 17-летний Клиболд совершили самоубийство на месте преступления.

Эрик Дэвид Харрис родился в Уичито в Канзасе у Уэйна Нельсона Харриса и Кэтрин Энн Пул. У него был старший на три года брат Кевин. Отец был пилотом транспорта Военно-воздушных сил США, мать - домохозяйкой. Из-за профессии Уэйна Харрисы часто переезжали, и в июле 1993 Харрисы переехали из Платтсбурга, штат Нью-Йорк, в Литлтон, штат Колорадо, когда Уэйн Харрис ушёл в принудительную отставку из-за сокращений штата.

Здесь в течение первых трёх лет Харрисы жили в арендованном помещении. Уэйн тогда устроился на работу в Корпорацию услуг безопасности полётов Энглвуда, а Кэтрин начала работать поставщиком ейтеринга. Старший брат Эрика Кевин пошёл в Колорадский Университет в Боулдере, а сам Эрик пошёл в среднюю школу «Кен-Кэрил», где в седьмом или восьмом классе встретил Дилана Клиболда. В 1996 Харрисы наконец купили за 180 000 $ дом к югу от Старшей школы «Колумбайн», которую Эрик начал посещать за год до этого. Недалеко от Харрисов жил Брукс Браун, с которым Эрик познакомился в школьном автобусе, и который с первого класса дружил с Диланом Клиболдом.

Дилан Беннет Клиболд родился в Лэйквуде в Колорадо у Томаса Эрнста Клиболда и Сьюзен Френсис Яссенофф. У него был старший на четыре года брат Байрон Джейкоб. Как и Байрон, Дилан был назван в честь известного поэта (Байрон был назван в честь английского поэта-романтика Джорджа Байрона, а в случае Дилана это был валлийский поэт Дилан Томас). Отец Дилана был геофизиком, занимающимся недвижимостью, мать работала в Колорадо с инвалидами. Оба посещали Лютеранскую церковь, и Дилан вместе с Байроном прошли конфирмацию в соответствии с Лютеранской традицией. Дома семья соблюдала некоторые ритуалы в соответствии с еврейским происхождением Сьюзен, чей дедушка, Лео Яссенофф, был влиятельным строителем и филантропом (и даже построил еврейское помещение для проведения культурных и общественных мероприятий в Коламбусе в Огайо, откуда Томас и Сьюзен были родом). Родители Томаса Клиболда умерли рано, и он был воспитан братом, старшим его на 18 лет.

В 1990 семья Клиболд поселилась в Каньоне Дир-Крик на юге Лейквуда, где Дилан ходил в Начальную школу «Норманди» с первого по второй класс, а затем перешёл в Начальную школу «Говернёрс-Ранч», где он входил в группу «CHIPS» («Challenging High Intellectual Potential Students » - группа высокоодарённых и способных учеников). Где-то в этот период он встретил Брукса Брауна. Позже, во время следствия, его родители вспоминали, что в «Говернёрс-Ранч» Дилан чувствовал себя несколько забитым, и поэтому они полагают, что переход в среднюю школу «Кен-Кэрил» (где Дилан встретил Эрика Харриса) оказался для Дилана весьма трудным, так как он был тихим и застенчивым и поэтому не сумел прижиться в новом коллективе.

Но поскольку переход из начальной школы в среднюю является трудным для большинства американских подростков, то Томас и Сьюзен не заостряли на этом особого внимания. Все друзья и знакомые семьи Клиболд всегда описывали Дилана только с положительных сторон: тихий одиночка, застенчивый парень, имеющий хорошее чувство юмора. В сценах домашнего документального видео, на котором юноши разрабатывали свои предполагаемые теракты, видно, что Клиболд всё время обрывает свои реплики из-за того, что не может удержаться от смеха. Его родители вспоминали, что Дилан никогда при них не проявлял никаких признаков агрессии.

В 1995 году Дилан, Эрик, Брукс и их четвёртый друг Натан Дайкмен (с которым Эрик познакомился на уроке испанского) пошли в старшую школу «Колумбайн», в которой незадолго до этого был проведён ремонт за пятнадцать миллионов долларов, и ребята стали первыми девятиклассниками, увидевшими новую отделку школы, в том числе и отремонтированный кафетерий.

Старшая школа

В «Колумбайн» Клиболд активно работал в школьном театре как осветитель и звукооператор, и одновременно был помощником в компьютерном классе, где помогал поддерживать школьный сервер.

Согласно ранним отчётам расследования, Харрис и Клиболд не были в «Колумбайне» особо популярными и довольно часто подвергались задиранию. В конечном счёте они сами начали запугивать других учеников - из их дневников известно, что это были ученики младших классов и те, кого подозревали в нетрадиционной ориентации. Согласно некоторым свидетельствам, Харрис и Клиболд были членами школьный группы, которая называла себя «Trenchcoat Mafia», хотя какой-либо специфической связи с группой они не имели и на групповой фотографии «Mafia Trench Сoat» в ежегоднике «Колумбайн» за 1998 год не запечатлены. Тем не менее отец Харриса 20 апреля 1999 в звонках 9-1-1 упомянул, что его сын действительно был «членом того, что они называют „Trenchcoat Mafia“», хотя, как уже было сказано, их связь с группой была в целом поверхностной.

Вскоре после того, как они стали друзьями, Харрис и Клиболд связали их персональные компьютеры в одну сеть и играли в множество игр по Сети. Харрис создал ряд уровней для игры «Doom», которые позже стали известны, как уровни Harris. В Интернете Харрис пользовался ником «REB» (сокращённо от «Мятежник» (англ. Rebel )) и другими псевдонимами, включая «Rebldomakr», «Rebdoomer» и «Rebdomine». Клиболд же использовал такие ники, как «VoDKa» и «VoDkA» (где буквы «DK» были инициалами). У Харриса были различные веб-сайты, на которых он создавал самодельные уровни «Doom» и «Duke Nukem 3D», в которые можно было играть в онлайновом режиме. Постепенно на этих сайтах появились открытые угрозы Харриса для людей его сетевого окружения и мира вообще. Когда Клиболд и Харрис начали экспериментировать с самодельными бомбами, они стали выставлять результаты взрывов на этих веб-сайтах

За три дня до стрельбы в субботу 17 апреля Клиболд посетил вечерний школьный бал, где его спутницей была их одноклассница Робин Андерсон (с которой Дилан познакомился за несколько лет до этого на Рождественской вечеринке), однако она присутствовала с ним не как его девушка, а как его друг. Позже Андерсон похвасталась одному знакомому парню:

«Я уговорила моего друга Дилана, который ненавидит танцы, спортсменов и никогда не имел свиданий, не говоря уже о девушке, пойти со мной! Или я действительно симпатична или просто очень настойчива.

Натан Дайкмен позже вспоминал, что Дилан вёл себя в тот вечер более, чем нормально, и даже строил неплохие планы относительно своего будущего. В частности, он говорил, что собирается поступать в колледж в Аризоне (25 марта Клиболды ездили туда, чтобы посмотреть Дилану комнату в университетском общежитии). Харрис в тот вечерний променад остался не у дел. Его знакомые вспоминали, что он попытался пригласить нескольких девочек, но все отклонили его приглашение. В конечном счёте он запланировал провести это время со Сьюзен Дьюитт. Она пришла к нему домой, где они посмотрели кино, после чего он пригласил её на послепроменадную вечеринку, но она тоже отказалась и ушла к себе домой, а Харрис встретил своих друзей на вечеринке один. О его отношениях с девушками так же известно то, что в первый же год в «Колумбайн» он познакомился в немецком классе с Тиффани Тайпер и в первый же день знакомства вызвался проводить её до дома. Это была их единственная встреча и когда она в следующий раз отказалась пойти вместе с ним, он разыграл ложное самоубийство, расплескав вокруг себя бутафорскую кровь. Позже в её ежегоднике он напишет по-немецки «Ich bin Gott» (рус. Я - Бог ).

анкета Харриса

В первый год в «Колумбайн» ребята начали работать в «Блэкджек Пицца», месте, где их коллега Филипп Дюран позже представит их Марку Мейнсу, у которого они купят часть оружия, используемого в перестрелке. Вместе с ними там работал друг Эрика Крис Моррис, которого после перестрелки арестуют за подозрения в соучастии, но позже оправдают.

Харрис был поклонником музыкальных групп, таких как «Rammstein», «KMFDM», «Orbital», и «The Prodigy». Вскоре после перестрелки «KMFDM» опубликовали на своём веб-сайте статью, в которой осуждали насилие Харриса и Клиболда и отрицали, что их музыка имела какое-либо отношение к этому.

Теракт

Утром 20 апреля 1999 года Эрик Харрис и Дилан Клиболд пронесли в школу Колумбайн сумки с самодельной взрывчаткой и полуавтоматическим оружием. Открыв стрельбу еще на улице, подростки продолжили свою жестокую охоту в классах и коридорах. Их кровавый путь завершился в школьной библиотеке, в которой как раз занимались ученики. Здесь ребята в упор расстреляли и добили еще несколько своих жертв. Кого-то они выискивали специально и направленно, сводя счеты, однако в целом они убивали всех подряд. При этом Эрик и Дилан перебрасывались шутками и весело смеялись. Окончив свое страшное дело, оба друга, побродив по опустевшим коридрам и помещениям школы, вернулись в библиотеку, где совершили свои последние выстрелы, застрелив сами себя.

Известно, что еще во время кровавой расправы, школа была оцеплена полицией, спецназом и рейнджерами. Сведения, которыми располагали власти, были слишком разноречивы для правильной оценки боевой обстановки – так, полисмены были уверены, что в школе орудует хорошо обученный и настолько же хорошо оснащенный террористический отряд. Это мнение еще более утвердилось после короткой перестрелки через оконные проемы.

Итогом того страшного утра стали 15 убитых, вместе с Эриком и Диланом, и 21 раненый.

После этих событий звучало множество версий мотивов этого, не укладывающегося в головах обычных людей, преступления. Обвинениям подверглись и жестокие компьютерные игры, и тяжелая музыка, которой увлекались оба парня. Обвинялись и антидепрессанты, которые были прописаны Харрису, и даже собственно законодательство, которое сделало возможным саму доступность оружия для двух подростков. Отдельным мотивом шел и "школьный апартеид", разделивший всех учеников на "спортсменов", "отличников-зубрил" и остальных, оставшихся за пределами популярности.

Однако, многочисленные версии мотивов преступления так и остались версиями - объяснить поступок Эрика Харриса и Дилана Клиболда оказалось попросту невозможно. Каким образом и когда души двух американских подростков оказались настолько безнадежно изуродованными, не смогли объяснить ни родители, ни друзья, ни школьные учителя.

«Наёмные убийцы »

Неза­дол­го до тер­ак­та Эрик и Дилан сняли ви­део­фильм для школь­но­го про­ек­та, где сами пред­ста­ли в об­ра­зе на­ём­ных убийц, стре­ля­ю­щих из под­дель­но­го ору­жия, и уче­ни­ков-нар­ко­ма­нов. В твор­че­ском пись­ме их про­ек­та было опи­са­но сплош­ное на­си­лие. 17 ян­ва­ря 1999 Эрик на­пи­сал рас­сказ, ос­но­ван­ный на игре «Doom», от­но­си­тель­но ко­то­ро­го его учи­тель ска­зал: «Твой уни­каль­ный под­ход и твой ужас­ный по­черк - это хо­ро­шая вещь для под­ня­тия настроения.»

В день стрель­бы их од­но­класс­ник Брукс Браун в на­ча­ле обе­ден­но­го пе­ре­ры­ва встре­тил Хар­ри­са у его ма­ши­ны. Они толь­ко недав­но по­ми­ри­лись, после того, как Эрик бро­сил в ма­ши­ну Брук­са ле­дя­ной бу­лыж­ник и попал в вет­ро­вое стек­ло. Браун уди­вил­ся, что Хар­рис вышел из ма­ши­ны со спор­тив­ной сум­кой, ведь он от­сут­ство­вал всё утро и про­пу­стил важ­ные тесты. Но ре­ак­ция Хар­ри­са на недо­уме­ние Бра­у­на была без­раз­лич­ной. Эрик ска­зал ему: «Брукс, ты мне сей­час нра­вишь­ся. Ва­ли-ка от­сю­да. Иди домой». Через несколь­ко минут уче­ни­ки, по­ки­да­ю­щие школу на ланч, ви­де­ли Брук­са на «Саус Пирс Стрит» рядом со своим домом. Отой­дя от школы на неко­то­рое рас­сто­я­ние, он услы­шал вы­стре­лы и по­зво­нил в по­ли­цию с со­то­во­го его соседа.

Приобретение оружия

По­сколь­ку Хар­рис и Кли­болд были несо­вер­шен­но­лет­ни­ми в то время, то по­куп­ку двух дро­бо­ви­ков и Hi-Point ка­ра­би­на для них осу­ще­стви­ла по­дру­га Ди­ла­на Робин Ан­дер­сон, ко­то­рой тогда уже было восемнадцать. Позже Ан­дер­сон не была об­ви­не­на за её уча­стие в этом деле, по­то­му что ни­ка­ких за­ко­нов она в этом месте не на­ру­ши­ла, а сама она ак­тив­но со­труд­ни­ча­ла со след­стви­ем. По­лу­чив Stevens 311D, Кли­болд от­пи­лил у него ствол, со­кра­щая его тем самым до длины в при­бли­зи­тель­но 23 дюйма, что, со­глас­но На­ци­о­наль­но­му за­ко­ну об Ог­не­стрель­ном ору­жии, уже счи­та­лось уго­лов­ным пре­ступ­ле­ни­ем. Хар­рис же со­кра­тил ствол сво­е­го дро­бо­ви­ка при­бли­зи­тель­но до 26 дюймов.

Трагическое событие, произошедшее 3 февраля в московской школе №263, заставляет испытывать страх, когда отпускаешь своего ребёнка в школу. Далее хочу рассказать вам о самых громких убийствах в школах мира, которые произошли в последние 40 лет.

3 февраля 2014 года
Школа № 263 в Отрадном города Москвы, Россия
Ученик 10 класса Сергей около полудня пришел в школу с двумя винтовками и заставил охранника пропустить его внутрь. Страж правопорядка подчинился, но успел вызвать полицию, нажав кнопку тревожной сигнализации.

Подросток проследовал в класс на первом этаже, где проходил урок географии 10-А. В кабинете находилось более 20 детей.Остальные ученики и сотрудники школы были экстренно эвакуированы из здания.

Школьник с порога выстрелил в живот учителю географии Андрею Кириллову. Затем спросил, обращаясь неизвестно к кому, жив ли географ, и произвел контрольный выстрел в голову жертвы.
Когда к зданию прибыла полиция, преступник открыл огонь по сотрудникам МВД. В результате смертельное ранение получил один страж правопорядка, ещё один сотрудник МВД был ранен.

Учитель географии Андрей Кириллов погиб.

Скончался от ран старший сержант полиции Сергей Бушуев.

К часу дня преступник был задержан, его доставили в следственный изолятор. Детей, ставших свидетелями кровавой расправы, вывели из здания.

14 декабря 2012 года
Начальная школа «Сэнди-Хук» в городе Ньютаун, штат Коннектикут, США
Утром рокового дня 20-летний Адам Питер Лэнза застрелил из винтовки Marlin 22 свою мать, после чего сел в ее автомобиль и направился к начальной школе «Сэнди-Хук».

В 9:30 утра по местному времени Ланза ворвался в школу Сэнди-Хук и молча начал ходить по классам расстреливая детей и их учителей.

В общей сложности от его рук погибли 27 человек, среди которых 5 учителей, 20 детей и директор школы.

В 9:36 сигнал о стрельбе в начальной школе поступил в полицию. Звонивший рассказал, что слышал не менее сотни выстрелов. Кому-то из персонала школы, скорее всего охраннику, удалось по громкой связи предупредить об опасности. Возможно, это спасло жизни сотням детей. Учителя закрыли двери в классы, кто-то из учеников попрятался в шкафы.

В 9:38 в полицию сообщили, что стрельба закончилась. За это время Адам Ланза расстрелял детей в двух классных помещениях и убил директора школы в ее кабинете. Услышав приближение полиции, он застрелился.

Примечательно, что знакомые Адама дают ему весьма лестные характеристики. По их словам, он был аккуратен и трудолюбив.

Было известно, что молодой человек страдал синдромом Аспергера, но эта болезнь, как правило, не способствует агрессивному поведению.

В США был объявлен четырехдневный траур.

7 апреля 2011 года
Муниципальная школа Тассо да Силвейра в Реаленгу, Рио-де-Жанейро, Бразилия
Утром 7 апреля около 8:00 по местному времени одетый во все черное 23-летний Веллингтон Менезес де Оливейра, бывший ученик школы, с рюкзаком за плечами вошел в Тассо да Силвейра. Оставив на первом этаже спортивную сумку, он поднялся на третий этаж и зашел в кабинет восьмого класса, представившись новым учителем.

Затем Оливейра достал из рюкзака два револьвера и начал беспорядочно стрелять в учеников. Своим жертвам он метил в голову. При этом стрелок выбирал преимущественно девушек. Ученики тут же начали выбегать из класса. Многие из них, оказавшись в безопасном месте, стали снимать стрельбу на камеры мобильных телефонов.

Затем стрельба переместилась в коридор и соседний класс. После чего, получив несколько ранений в перестрелке с полицией, мужчина покончил с собой. Всего было убито 12 человек, 10 из которых - девушки. Еще 12 были ранены.
На фото - застрелившийся Оливейра

Позже в доме преступника нашли предсмертную записку, в которой он говорил о намерении покончить с собой, так как заражен вирусом СПИДа.

Кроме того, при обыске были найдены тексты, которые свидетельствуют, что мужчина был одержим террористическими идеями.

16 апреля 2007 года
Виргинский политехнический институт в городе Блэксбург, штат Вирджиния, США
Около 6:45 утра в день трагедии один из студентов института по имени Сын Хи Чо подошел ко входу в общежитие «Уэст Амблер», где на тот момент находилось 895 студентов. Он вошел внутрь, использовав свою магнитную карту, и убил двух студентов.

Затем кореец вернулся в свою комнату, где переодел окровавленные джинсы и белую майку, удалил все письма из своего почтового ящика в Интернете, написал предсмертную записку и видео-письмо. Спустя около двух часов после первых выстрелов убийца зашел на почту и отправил записку и видеозапись на телеканал NBC

После этого молодой человек двинулся в сторону учебного корпуса. За его плечами висел рюкзак, в котором были «Glock 19», «Walther P22», охотничий нож и молоток, а также 400 единиц боеприпасов и 12 десятизарядных магазинов. Около 9:40 Чо вошел в аудиторию 206, где открыл огонь.

Несколько часов убийца хладнокровно расстреливал студентов и преподавателей, пока прибывшая на место полиция даже не могла установить, сколько преступников находится в здании. После учиненной бойни Чо Сен Ху пустил себе пулю в голову...

В истории США бойня в Вирджинии стало самым крупным массовым убийством...

13 сентября 2006 года
Колледж «Доусон», Монреаль, Канада
25-летний канадец Кимвир Джилл открыл огонь по учащимся колледжа «Доусон» из самозарядного карабина CX-4 Storm. В результате стрельбы погиб один и были ранены 19 студентов. Сам нападавший покончил с собой, увидев, что окружен полицией.

Гилл успел ранить 20 человек; 18-летняя девушка впоследствии скончалась в больнице.

Из дневников, компьютера, а также личного блога убийцы полиции стало известно, что он был поклонником таких игр как Hitman и Super Columbine Massacre RPG. Также его компьютер был заполнен фотографиями, видеозаписями и текстами касательно бойни в школе «Колумбайн»

Очевидцы рассказывают, что Джилл, приблизившись к колледжу, открыл беспорядочный огонь, стреляя в студентов, не целясь. Всего в здании молодой человек выстрелил 65 раз. Также 15 выстрелов были произведены на улице.

В дневниках убийцы полиция обнаружила множество записей, говорящих о его агрессивном настрое к окружающим, например: «Я ненавижу этот мир».

В своем блоге Гилл обещал, что его запомнят как Ангела Смерти. «Готов на дело» - гласила подпись под одной из его последних фотографий. Там же была и эпитафия самому себе: «Жил быстро, умер молодым...»

Двое юношей, Эрик Харрис и Дилан Клиболд, ворвались в школу Колумбайн с оружием в руках...

Ужасная бойня длилась четыре с половиной часа. За это время юнцы ранили десятки учащихся и убили двенадцать соучеников и одного учителя, а потом покончили с собой - каждый из них выстрелил себе в голову.

Вся страна была в ужасе от бессмысленности и чудовищности беспощадной бойни в обычной школе, учиненной ничем неприметным подростками.

Готовиться к массовому убийству в школе Эрик и Дилан начали почти за год до произошедших событий.

Убийцы хорошо подготовились: на этой странице еженедельника педантично перечислено все, что нужно захватить в школу, - "принести и поставить бомбу", "в 11.17 выйти из класса", "вымыть руки".

В их альбомах обнаружились вот такие фотографии.

Расследованием занималось 80 следователей. Они собрали десять тысяч вещественных доказательств и допросили тысячу четыреста свидетелей.

И пришли к выводу, что таким образом убийцы добивались славы.

11 марта 2009 года
Училище Альбертвиль-Реальшуле в городе Винненден, Германия
17-летний подросток Тим Кретчмер устроил кровавую бойню в своем бывшем училище, а затем на улицах городов Винненден и Вендлинген, в ходе которой погибло 15 человек и было ранено 11. После этого Тим покончил с собой, находясь в окружении полиции.

11 марта Кретчмер взял отцовский пистолет - девятимиллиметровую Беретту - и большое количество патронов к нему и покинул свой дом, надев армейские ботинки и одежду черного цвета. Попав в училище, преступник открыл огонь, переходя из кабинета в кабинет. По сообщениям BBC, Тим стрелял жертвам в голову, показывая этим, что выстрелы были не случайными.

В общей сложности в училище было произведено около 60 выстрелов. После чего стрелок, взяв в заложники случайного водителя, заставил под угрозой смерти везти его около ста километров в направлении Вендлингена. Спустя 2,5 часа машина с Кретчмером подъехала к одному из автосалонов в 40 километрах от города. Тим зашел в здание и произвел в нем 13 выстрелов.

Еще 28 беспорядочных выстрелов подросток произвел на стоянке автосалона - включая последний, себе в голову. Как выяснилось позже, за 3 дня до стрельбы девушка, за которой ухаживал Тим, отказалась с ним встречаться. Полиция сообщила, что девушка была убита в училище одной из первых.

Также, по сообщениям полиции и прокурора, с апреля по сентябрь 2008 года юноша находился на лечении в психиатрическо-неврологической больнице. Однако родители Тима опровергают этот факт.

7 ноября 2007 года
Лицей Йокела в городе Туусула, Финляндия
В 11:40 утра 18-летний школьник Эрик Аувинен зашел в свой лицей с пистолетом Sig Sauer Mosquito 22-го калибра и пятнадцатью 10-зарядными магазинами к нему. Открыв огонь по ученикам, Аувинен сделал 106 выстрелов. Спустя 40 минут после начала атаки он выстрелил себе в голову в мужском туалете.

Жертвами Аувинена стали 8 человек: шестеро учеников (5 юношей и одна девушка), школьная медсестра и директор лицея. Со стороны полиции так и не было произведено ни одного выстрела.

Известно, что накануне трагедии убийца разместил на портале YouTube свой манифест под названием «Бойня в школе Йокела - 7 ноября 2007». Также стоит отметить, что подросток называл себя Natural Selector («орудие естественного отбора») и Sturmgeist («штормовой дух»).

24 марта 1998 года
Школа Джонсборо, штат Арканзас, США
В результате стрельбы, открытой учениками школы, 11-летним Эндрю Голденом и 13-летним Джонсоном Митчеллом, погибли 4 ребенка и учительница. Более 10 человек получили ранения различной степени тяжести.

Подростки, устроившие стрельбу, были захвачены полицейскими, оперативно прибывшими на место происшествия. На следствии Митчелл и Голден признались в совершении массового убийства, но свои мотивы объяснить так и не смогли. Оба получили наказание в виде лишения свободы до наступления совершеннолетия - по 8 и 10 лет соответственно.

28 мая 1975 года
Школа Сентенниэл секондари в городе Брамптон, Онтарио, Канада
16-летний Майкл Питер Слободян, один из учеников школы, пришел на занятия с двумя самозарядными винтовками 22-го и 44-го калибров, которые он пронес в здание, спрятав в футляр от гитары.

Майкл был зол на учителя физики за то, что тот поставил плохую оценку, которая не позволяла юноше поступить в медицинскую академию, и хотел отомстить ему. Из-за обстоятельств Слободян не смог дойти до кабинета физики, расположенного этажами выше, и начал стрелять на уроке английского.

Убив одноклассника и преподавателя английского языка, а затем ранив еще 13 человек, Майкл вышел в коридор, где покончил с собой прямо у входа в класс.

Очередное чрезвычайное происшествие с участием учащихся произошло в российской школе. Два 16-летних парня — один действующий, а второй бывший ученик этой школы — с ножами напали на образовательное учреждение №127 в Мотовилихинском районе Перми, нанеся ранения учительнице и школьникам. По одной из версий, в ходе атаки между нападавшими возник конфликт, они бросились друг на друга, а педагог пыталась их разнять. Вторая версия гласит, что целью подростков были именно ученики четвертого класса, а учительница пострадала, защищая детей. Друг друга же подростки якобы ранили, пытаясь убить по заранее оговоренному сценарию. Согласно третьей версии, бывший ученик пришел «мстить» именно бывшей учительнице, а четвероклассники пострадали случайно.

Всего в результате атаки пострадали не менее 15 человек, 12 из них были госпитализированы. Три человека, включая учительницу, получили серьезные ранения и были прооперированы.

Судя по страницам в соцсети «ВКонтакте» обоих нападавших, они живо интересовались массовым убийством в школе «Колумбайн» в США: на страницах размещено множество видеороликов и изображений на эту тему, один из нападавших также состоял в группах, посвященных этой трагедии. В апреле 1999-го года в штате Колорадо с помощью стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств двое учеников — и — ранили 37 человек, 13 из которых позже погибли. Нападавшие покончили жизнь самоубийством. Один из нападавших на пермскую школу в день инцидента, по словам очевидцев, также неоднократно заявлял, что он «пришел сюда, чтобы сдохнуть». Кроме того, по данным , один из нападавших состоял на учете в психоневрологическом диспансере. По словам одного из учеников школы №127, парень отличался агрессивным поведением. Ученик говорит, что подросток несколько раз уходил из дома, принимал наркотики и якобы пытался покончить с собой. Проблемы с родителями, по словам знакомого, у нападавшего возникали на почве увлечения компьютерными играми на грани зависимости.

Отметим, что это не первая попытка воспроизвести «Колумбайн» на российских просторах. В сентябре 2017 года школьник напал с пневматическим оружием и кухонным топориком на учительницу и учащихся школы в подмосковной Ивантеевке. Педагог получила черепно-мозговую травму. Перепугавшиеся дети начали выпрыгивать из окон, в результате трое из них получили различные травмы. Как выяснилось, подросток на своей странице в соцсети «ВКонтакте» вспоминал события в школе «Колумбайн» в годовщину трагедии. Кроме того, он готовился к атаке в Ивантеевке заранее и обсуждал ее с друзьями.

В феврале 2014 года в московском районе Отрадное ученик 10 класса пришел в школу с отцовской малокалиберной винтовкой, которую он выкрал из домашнего сейфа, и зашел в класс биологии.

Там он на глазах у своих одноклассников расстрелял 30-летнего учителя географии и биологии и захватил заложников. Позже в школу по вызову прибыли двое полицейских. Один из них, 38-летний Сергей Бушуев, приоткрыл дверь кабинета, и подросток выстрелил в него. Пуля прошла через левую руку в тело, от чего Бушуев скончался на месте. Второй полицейский, 29-летний Владимир Крохин, пытался спасти коллегу из-под огня, но был ранен в левую часть грудной клетки. В тяжелом состоянии Крохина доставили в НИИ имени Склифосовского, где он был прооперирован. Уговорить подростка сдаться и отпустить заложников смог только его отец. По данным Следственного комитета, школьник успел выстрелить из винтовки не менее 11 раз, прежде чем его схватили полицейские. Суд приговорил стрелка к принудительному лечению.

Эксперты призывают воздержаться от однозначных выводов и дождаться завершения расследования, которое бы выявило истинные мотивы инцидента в пермской школе. Однако общие тенденции они отмечают уже сейчас. В частности, у многих нападавших на школы за последние несколько лет, как выяснялось, были проблемы в семье. И если родители само по себе не могут уделять достаточно внимания эмоциональному состоянию ребенка, то этот процесс должна брать на контроль школа, в том числе и обучая мам с папами тому, как слушать и общаться с несовершеннолетним, пояснила «Газете.Ru» руководитель отдела клинической психиатрии детского и подросткового возраста Центра психиатрии и наркологии имени Сербского, главный внештатный детский специалист-психиатр Москвы Анна Портнова.

«Система образования как очень большой институт, хорошо развитый, должен иметь в своем штате и психологическую службу. Но психологи есть далеко не в каждой школе. А там, где они есть, в основном занимаются сопровождением учебного процесса: они контролируют, как дети усваивают навыки, знания и умения. Они не занимаются эмоциональным состоянием детей, не имеют подготовки по основам клинической психологии и психиатрии.

Поэтому с критическими состояниями большинство школьных психологов справляться не умеет»,

— отмечает Портнова.

Руководитель Московского отделения Федерации психологов образования России, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета Ирина Умняшова подчеркивает, что работа школьного психолога в наши дни плохо отрегулирована законодательством, что сказывается на ее качестве. «Есть профессиональный стандарт психолога — в него также входит такая трудовая функция, как эмоциональное сопровождение детей. Однако это невозможно сделать без согласия родителей. Психолог — не первый герой этой истории. Есть и классные руководители, и родители, которые, понимая, что есть признаки отклоняющегося поведения, могли принять участие в профилактике».

Психолог считает, что стремление подростков воплотить в жизнь такие жестокие сюжеты, как с «Колумбайном», говорит о том, что подростки хотят выделиться и произвести впечатление на окружающих. «В подростковом возрасте детям свойственно подражание, а также использование негативных примеров для того, чтобы обратить на себя внимание», — сказала Умняшова «Газете.Ru». Портнова добавляет, что «сам подростковый возраст подразумевает определенную долю максимализма, поиска ярких ощущений, себя в этом мире, а также признания. Однако добиться признания хорошими поступками сложнее, нежели плохими. Учиться на «отлично» сложнее, чем хулиганить, драться, угрожать ножом или попасть в яркую субкультуру и покрасить волосы».

Психолог Павел Волженков отвергает версию, что российские подростки переняли некую «моду» на школьные атаки. «Я считаю, что дети ощущают бессмысленность своего пребывания в школе. Смотрят на то, как много работающих нищих людей вокруг, слышат разговоры взрослых на эти темы, видят передачи в СМИ, хотят вырваться из нищеты. Они хотят много зарабатывать, чтобы быть обеспеченными. То, что им дают в школе, не связано с зарабатыванием денег. Они не получают ответы на свои вопросы о способах заработка, о профессиях, о бизнесе, и их, тем не менее, заставляют ходить в школу. Из-за этого дети протестуют.

Подросток может найти выход для этих протестных чувств в потреблении алкоголя, наркотиков, в беспорядочных сексуальных связях, в общеопасном поведении, а может — в такой форме протеста, как ущерб учителям и другим детям. Это один из вариантов протеста, это не самоцель.

При этом дети знают о школе «Колумбайн» из соцсетей и интернета, но все не сводится лишь только к этому», — сказал Волженков «Газете.Ru».

Он считает, что школьную программу нужно сделать более приближенной к современной жизни, к потребностям учеников, к интересам, к тому как зарабатывать деньги. «Допустим, в школе есть алгебра. Это замечательный и очень нужный предмет. Можно изо дня в день объяснять ученикам ее на примерах того, что лодка плывет с такой-то скоростью, что столько-то воды затекло в бассейн, а сколько вытекло. Но они не понимают, зачем это нужно. А можно говорить — вот мост, чтобы его построить, необходимо применить такую-то алгебраическую формулу. Проектирует мост инженер-проектировщик. Он зарабатывает столько-то денег. А теперь, посмотрим сайт с зарплатами, вакансиями. А теперь посмотрим ролик на Ютьюб, в котором инженер-конструктор рассказывает, как он решает одну из задач из своей практики. Это будет связано с практической жизнью. Кроме того, школьное образование забюрократизировано, учителя пишут очень много отчетов, не успевают за реалиями современности, за тем, что востребовано сейчас», — отметил психолог.