Пение якова турка рассказа певцы. Десятиклассники анализируют текст И.Тургенева

Сочинение по рассказу Тургенева «Певцы»

Как пел рядчик и как пел Яшка

По рассказу И.С.Тургенева «Певцы»

В рассказе «Певцы» идет речь о соревновании между лучшими певцами в околотке: Якове Турке и рядчике.
Рядчик пел веселую, плясовую песню. Я думаю, что он неслучайно выбрал такую песню: певец знал перед какой публикой ему придется выступать. Это были люди сведущие, разбирающиеся в музыкальном творчестве. Он старался показать все свое мастерство. Использовал сложные приемы. То пел на очень высоких нотах, то резко падал вниз. Рядчик добился своего, и слушатели пели вместе с ним.
Яшка же наоборот, пел заунывную песню. Я считаю, в этой песне было что-то связанное с ним, с его детством. Это была простая русская песня. Яшка пел ее от души, он не стремился кому-то что-то доказать. У него был дрожащий голос, но в тоже время задушевный. Зрители не могли думать ни о чем, кроме его пения. Когда закончил петь Яков, даже сам рядчик встал, согласился с его победой и ушел.
Пение Якова Турка было душевным, а пение рядчика – профессиональным. Но публику больше задела песня Яшки.

От администрации сайта

Уважаемые ученики, не списывайте. Почитайте внимательно сочинения и комментарии к ним. Сочинения публикуются без исправления ошибок. Учтите и то, что Интернет есть не только у вас, но и у ваших одноклассников и даже у учителей. Почитайте, подумайте и напишите

«Последствия промышленного переворота в Англии» - Этапы промышленного переворота. Значительные накопления капитала создали условия для развития финансово-кредитной системы. Промышленный переворот начался в легкой промышленности. В 1784 г. Дж. Уатт создал паровую машину. Экспорт английских хлопчатобумажных товаров. Содержание и последствия промышленного переворота для мировой экономики.

«Аттестация педагогических работников» - Первый вид – Аттестация на соответствие педагога занимаемой должности (п.п.17-24 Порядка аттестации). По результатам аттестации АК принимает решение соответствует занимаемой должности (указывается должность работника); не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника). Оформление результатов аттестации.

«Скелет» - Прогулки. Для чего нужен скелет. Выводы. Цель. Строение скелета человека. Надёжная опора и защита организма человека. Первая помощь. Как вырасти высоким и стройным. Травмы костей и суставов. Правила для поддержания правильной осанки. Как правильно сидеть и ходить. Какими свойствами обладают кости.

«Бесполое размножение» - Междисциплинарные связи: ботаника – зоология - генетика. Тема: «Бесполое размножение». Выводы урока: При бесполом размножении новые особи образуются из одной или нескольких клеток материнского организма путем митотических делений. Проблемный вопрос урока: Почему бесполое размножение обеспечивает постоянство набора хромосом в поколениях?

«Князь Ярослав Мудрый» - Ярослав Владимирович Мудрый. Киевский престол. Ярослав Мудрый. Внутренняя политика Ярослава. На Русь напали печенеги. Смерть Ярослава. Ярослав. Великий князь Киевский. Памятник Ярославу. Братья Ярослав и Мстислав. Чтение народу Русской Правды. Заслуги Ярослава Мудрого. Киев при Ярославе. Просветитель Руси.

«Озёра Русской равнины» - Средняя площадь – 1120 кв.км. Чудское озеро. Тридцать две реки впадают в Ладогу. Псковское Чудское озеро. Колебания уровня до 8 м (минимальный - в марте, максимальный - в мае). Лед стоит с ноября до апреля. Виды на Ладожское озеро. Северный участок Онежского озера – самый глубокий. В Ладоге очень большое разнообразие видов рыб.

Урок развития речи. 7 класс

Подробное изложение.

Пение Якова.

Цели:

  1. Вспомнить особенности стилей и типов речи, композицию текстов, описывающих действия.
  2. Учить анализу текста, подробному изложению его, сохраняя структуру, стиль.
  3. Учить грамотно, красиво, последовательно излагать свои мысли, отрабатывать умение использовать известные средства языка при пересказе.

Материал для урока

  1. Никитина Е.Н. «Русская речь» §39, таблица стр.178-179, памятка стр.180
  2. Текст «Пение Якова» - 15 шт.
  3. Иллюстрация из книги И.С.Тургенева «Записки охотника» художника Ан.Белюкина
  4. Толковый словарь русского языка

Оформление доски

1 доска. Толкование слов

2 доска. Дата. Тема. План

3 доска. Словарная работа

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Задача урока: Ребята, сегодня мы пишем изложение по тексту «Пение Якова» (отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Певцы». Текст лежит перед вами. Ваша задача – сосредоточиться, вспомнить все, что мы с вами учили и использовать данные умения на практике. Работа для нас не новая.

Речевая задача.

Сегодня мы пишем подробное изложение, а значит, нужно постараться сохранить стиль данного текста, как можно подробнее передать содержание с помощью тех средств языка, которые используются автором, не нарушив последовательности и не исказив главной мысли.

  1. Подготовка к восприятию.

Вернемся к отрывку. Он взят из рассказа «Певцы». Вы летом читали этот рассказ. Кто автор и из какой книги он взят? (И.С.Тургенев «Записки охотника»). В составе этой книги 25 очерков, каждый обладает своим сюжетом, и в то же время входит в единый повествовательный цикл, скрепленный позицией рассказчика, выступающего в роли действующего лица, охотника.

Зачастую героями рассказов, как и в рассказе «Певцы» становились крепостные крестьяне. Это связано с тем, что писатель дал себе клятву никогда не примиряться с крепостными порядками.

Никто никогда не считал «мужика» человеком, это было в глазах высшего дворянского общества существо низшего сорта, раб бессловесный, не способный на высокие чувства.

Тургенев же доказывает своей книгой, что «мужик» не просто человек, а прекрасный человек, обладающий и пониманием и чувствами высокими, которыми не всегда обладают люди образованные из привилегированных сословий. Белинский сказал, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил».

«Золотое сердце» народа раскрыто Тургеневым в этих рассказах. Известно, что искусство народа – это его душа. Сильная, удалая, страстная, она как раз вылилась в пении Якова.

Послушайте текст и определите его тему и основную мысль.

  1. Чтение текста
  2. Определение темы и основной мысли.
  1. Словарная работа (толкование слов)
  2. Тема – описание пения Якова (исполнение песни Яковом). Мысль – в жизни простого народа бывают такие возвышенные минуты, очищающие душу;

Подлинное искусство объединяет и очищает людей, независимо от сословий.

3. Иллюстрация Анатолия Белюкина:

Какой момент изображен? (пение Якова)

Кто на первом плане? (сам певец)

О чем говорят поза, лицо, взгляд? (говорят о том, что он обо всех забыл и отдался пению).

Кого мы видим за его спиной на темном фоне? (слушателей)

Однородна ли масса людей? (разные сословия)

Что общего в лицах людей? (замерли, сосредоточившись, переживают, вдумываются в смысл)

Подчеркивает ли иллюстрация главную мысль текста? (да, всех людей объединяет подлинное искусство).

1. Толкование слов.

Все ли вам понятно в данном тексте?

Как вы понимаете такие слова:

Мерцать – слабо светиться колеблющимся светом;

Надтреснутый – дрожащий, дребезжащий;

Упоение – состояние того, кто наслаждается, упивается чем-то, восторг.

  1. Анализ текста

Стиль? (художественный)

Докажите.

Цель – воздействовать на слушателей художественным словом.

Принадлежность – к произведениям русской литературы.

Синтаксис – предложения распространенные, часто ССП и СПП.

Лексика – много различных средств языка.

Тип? (описание действий)

На какие части делится текст, описывающий действия?

  1. Подготовка (к пению)
  2. Выполнение (исполнение)
  3. Оценка (ощущения слушателей)

План. Давайте попытаемся найти и озаглавить эти части.

  1. Яков готовится петь.
  2. «Полилась заунывная песня…»
  3. Как звучит русская душа.
  4. «Песнь лилась и развивалась…»

Средства изображения.

1.-Какие глаголы, и в какой последовательности использованы Тургеневым для того, чтобы показать, как росло напряжение?

Какие ещё средства языка встретились в этой части?

Обратите внимание, как записывается сравнительный оборот (запятые)

  1. Какие средства языка использует автор, когда говорит о нарастающих звуках голоса (Сначала краткие прилагательные, потом полные и переходит в метафору: «Полилась заунывная песня»)

Обратите внимание на синтаксис. Почему, по-вашему, автор выбирает теперь не отдельные короткие предложения, а используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, с различными оборотами речи. (Показать неразрывность процесса)

Знаки препинания.

1 пр. – казалось – вводное слово и сравнительный оборот

2 пр. – сравнительный оборот, деепричастный оборот

3 пр. – прямая речь

Можно ли разделить?

Конечно, чтобы было легче записывать (попробуем)

  1. Говоря о голосе Якова, использует эпитеты и однородные подлежащие (как много всего содержит в себе!). Говоря о душе, вновь ряд эпитетов, глаголов и заканчивает метафорой.
  2. Весь состоит из метафор, которые описывают действия. В третьем абзаце – бессоюзное предложение, ССП и СПП – сложное синтаксическое целое. В последнем абзаце опять встречается вводное слово – видимо .
  1. Словарная работа.

Неровен, откуда-то, издалека, колеблется, жутко, сладко, надтреснутый, болезненным, неподдельная, бесполезная, упоённо, увлекательно-беспечная

  1. Повторное чтение вслух.
  2. Работа на черновике.

Пение Якова

Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой… Когда же наконец Яков открыл своё лицо, оно было бледно, как у мертвого, глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел…

Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым-третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала,» - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко.

Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным, но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и слабость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны.

Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение, он уже не робел, он отдавался весь своему счастью, голос его беспрестанно крепчал, твердел и расширялся.


Разделы: Литература

  • раскрыть перед обучающимися гениальное мастерство И.С.Тургенева в области словесной живописи, его безграничную любовь к русскому народу;
  • закрепить умение обучающихся в анализе текста;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • развивать культуру устной и письменной речи.

Словарная работа: певцы, рядчик, соревнование, поражение, сравнение, заунывный, искренний.

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукция картины “Певцы”.

Ход урока

I. Сообщение темы, цели урока

II. Проверка домашнего задания (индивидуальное задание, слово о писателе?)

Рассказ “Певцы”, написанный И.С.Тургеневым в 1850 г., занимает одно из первых мест среди других рассказов “Записок охотника” по яркости данных в нем картин, по глубине психологической характеристики действующих лиц, по мастерству композиции и выразительности языка, по богатству заключенного в нем идейного содержания и по силе воздействия его на широкие круги русского читателя.

III. 1. Составление плана рассказа.

  1. Деревня Колотовка и Притынный кабачок.
  2. Разговор Обалдуя Моргача о предстоящем соревновании певцов.
  3. Хозяин и посетители Притынного кабачка.
  4. Перед состязанием.
  5. Действующие лица рассказа.
  6. Пение рядника.
  7. Пение Якова.
  8. Пьяный разгул в кабаке после состязания.
  9. Перекличка мальчиков.

2 . Определить центральную сцену рассказа.

(Соревнование двух певцов, исполнителей народных песен, пред завсегдатаями деревенского кабачка, слушателями и судьями.)

Перед умственным взором читателя возникают два типа певцов, нарисованных рукой великого русского писателя:

– Описание рядчика из Жиздры (работа с текстом).

– Описание Янеки Турка (работа с текстом).

3. Вывод.

Перед нами, несомненно, два выдающихся талантливых представителя русского народа, исполнители народных песен, искренне и глубоко любящих это искусство и способных беспристрастно отнестись к оценке мастерства друг друга.

4. Какое действие произвела песня Якова на его противника – рядчика из Жиздры?

(Последний признает себя побежденным. “Ты… твоя… ты… выиграл”, – произнес он, наконец, с трудом и бросился вон из комнаты…”)

5. Что чувствуется в интонации побежденного?

(Уважение к своему более талантливому сотоварищу.)

В свете этих чувств умолкают мелкие чувства: горечь поражения в соревновании. Оскорбленное самолюбие. Эта общая любовь к искусству сближает их.

6. Какова манера исполнения песни певцами?

7. Какую песню поет рядчик? (Веселую, плясовую.)

8. А Яков? (Грустную, заунывную.)

9. Чем обусловлено различие в выборе жанра песни?

(Личные особенности певца. Рядчик не сумел сохранить чувство меры, в его голосе было много искусственного, излишней игры “Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплы” – передает автор свои впечатления от песни рядчик.)

10. Какой характер носит исполнение песни Яковом?

(Чувство грусти и печали, медленный темп пения, отсутствия резких переходов, ясная и четкая фразировка текста.) Обратить внимание на жанр песни.

11. Что обеспечило победу Якова?

(Высокая талантливость певца, вкладывающего всю свою душу в любимое искусство.)

12. Описание рядчика. (Он уверен в своем мастерстве.)

13. Отметить разнице в отношении певцов к соревнованию перед началом пения.

Вывод: искусство Якова – это глубокое идейное, серьезное искусство, отразившее настроение и переживания русского народа. Искусство рядчика – поверхностное развлекательное искусство, дающее забвение слушателям на некоторое время, но не могущее по-настоящему увлечь их.

(Рядчик из Жиздры выделяется среди завсегдатаев кабачка по своему социальному и материальному положению. Яков – рабочий –черпальщик с бумажной фабрики.)

При описании пения рядчика, искусного, уверенного в себе певца, автор для характеристики высокой техники исполнения и его умения владеть голосом воспользовался сравнением, заимствованным из быта: “играл и вилял этим голом, как юлой”. Чувствуется критическое отношение автора к певцу в описании его уверенности. (“Начнем, пожалуй, – хладнокровно и с уверенной улыбочкой промолвил рядчик, – я готов”).

Иначе относится автор к пению Якова, истинного, вдохновенного артиста своего дела. Рассказчик прибегает к сравнениям, заимствованным из области богатой русской природы. Слушая Якова, рассказчик вспомнил когда-то виденную им картину: большую белую чайку, сидевшую на плоском песчаном берегу моря, “грозно и тяжко шумевшего вдали”. Есть что-то, по-видимому, общее между картиной величественного моря с одинокой чайков на берегу и содержанием той песни, которую пел Яков, если автор вспомнил эту картину. Состояние поющего Якова, ободряемого молчаливым и страстным участием слушателей, вызывает у автора сравнение певца с пловцом, поднимаемым волнами. “…От каждого звука его голоса, – пишет автор, – веяло чем-то родным и необозримо широким. Словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались в газах слезы…”

Зачитывает последний момент пения.

IV. Обобщение.

1. Что показал И.С.Тургенев в образах соревнующихся певцов?

(Высокую одаренность русского народа, способность к истинному вдохновенному искусству .)

V. Домашнее задание. Описание слушателей.

(Словесное рисование. Назвать выразительные средства .)

«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое). В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.

Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.

«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.

Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.

Жанр и направление

«Певцы» Тургенева – это рассказ. Для него характерно всё, что характерно для других образцов жанра: малое количество сюжетных линий (в данном случае – одна), персонажей (в данном случае девять), разрешаемых проблем (в данном случае – две, не считая разновидностей).

Тургенев в «Записках охотника» стремился правдоподобно, реалистично изобразить жизнь русского народа, в первую очередь – простых людей. Это намерение соответствует тому, что делали представители натуральной школы.

Композиция

  1. Произведение начинается с обширной экспозиции (части, знакомящей читателя до развёртывания сюжета с основными действующими лицами и окружающей их обстановкой). В ней повествуется о ландшафтной специфике расположения села Колотовка (оно располагается на холме, разделенном оврагом, он делит деревню пополам), о сердце села – питейном заведении, владельцем которого является один из основных персонажей – Николай Иваныч.
  2. Затем автор переходит к завязке: рассказчик приходит в село и узнаёт, что в кабаке состоится соревнование между певцами рядчиком (это профессия; наниматель рабочих) и Яшкой-Турком, и это возбуждает его интерес, так что он идёт послушать.
  3. Основную часть, которая заключается лишь в приготовлениях к состязанию и выступлении рядчика, повествователь расширяет за счёт характеристик персонажей, предвкушающих выступление певцов в кабаке.
  4. Кульминация – восхитительное выступление Яшки и его победа.
  5. В развязке рассказчик покидает кабак и удаляется из сельца Колотовка.
  6. Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара ­­– прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны). Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.

    Главные герои и их характеристика

    Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.

    Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:

    Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.

    Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.

    О другом певце рассказчик сообщает следующее:

    Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе - художник во всех смыслах этого слова, а по званию - черпальщик на бумажной фабрике у купца.

    Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.

    Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет. Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу. Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.

    Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию. Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.

    Темы и проблемы

    Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:

  • Влияние музыки на человека — когда Яков поёт, он затрагивает тончайшие струны душ своих слушателей, даёт им возможность почувствовать, ощутить красоту (эту проблему можно переформулировать: влияние искусства на человека, воздействие красоты на окружающих);
  • Проблема гения — Яков беден, имеет низкое социальное положение, однако обладает чем-то более значимым – возможностью пением влиять на эмоции людей (роль таланта в жизни общества).
  • Главная мысль

    Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.

    Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни. Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.

    Средства художественной выразительности

    Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.

    Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.

    Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!