Восприятие анализ оценка анчар. Методическая разработка урока русской литературы "Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка." методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Суюндикова Минзаля Юлаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Аллабердинская СОШ»

Название предмета : литература

Класс: 9

УМК: «Литература 9 класс. Учебник- хрестоматия» для общеобразовательных школ, В.Я. Коровин, В.И. Коровин и др.-М.: «Просвещение», 2014

Уровень обучения : базовый

Тема урока: Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8 уроков

Место урока в системе уроков по теме: 3-ый урок

Цели урока:

  • Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научить учащихся понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, подвести учащихся к пониманию смысла стихотворения, направленного против неограниченной власти человека над человеком.
  • Развивающая цель: развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.
  • Воспитательная цель: воспитывать нравственные качества учащихся; воспитывать любовь к лирике; вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- знать содержание прочитанных произведений;

Уметь воспринимать и анализировать поставленную задачу.

Метапредметные УУД:

Личностные:

Уметь осваивать новые виды деятельности;

Участвуя в творческом созидательном процессе, осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества;

Регулятивные:

Принимает и сохраняет учебную задачу;

Планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действует по плану.

Познавательные:

Понимает информацию, представленную в изобразительной, схематической и модельной форме.

Коммуникативные:

Вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Презентация, составленная в программе PowerPoint.

Ход урока:

1.Этап мотивации.

Урок литературы- особенный урок. Вам трудно оценить себя, учителю тоже сложно без обозначенных критериев объективно дать оценку вашей деятельности.

Выберите, в чем вы сможете преуспеть на уроке, поставьте отметку. (Отмечают на картах)

Выразительное чтение

Умение понять тему и идею текста

Умение объяснить характер и поступки героев

Умение найти выразительные средства

Умение привлекать текст для аргументации

Свободно высказываться

1.2 .Да здравствуют музы, да здравствует разум!

Ты,солнце святое, гори!

Как это лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессметным ума.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Ребята, слова какого поэта прозвучали в начале нашего урока? Да, это наш Пушкин, который верил в человеческий разум, верил, что жизнь будет построена на разумных основах. Поэзия Пушкина- светлый, неисчерпаемый источник, который как в сказке поит живой водой всех, кто прикасается к нему. Она дарит нам наслаждение, воспитывает добрые чувства, учит любить и понимать жизнь.

Пушкин в произведениях поднимает разные проблемы. Его стихотворения злободневные, вневременные, социальные, глубокие, ясные, философские.

- Какие изобразительно-выразительные средства я использовала, чтобы дать характеристику поэзии А.С. Пушкина? (эпитеты)

- Попытайтесь объяснить любое значение этих слов.

Заполните в карте задание №1 .

(Злободневные- важные в данный момент времени, существенные в данный момент;

вневременные-не ограниченные рамками времени;

социальные- связанные с жизнью в обществе;

философские – посвященные раздумьям человека о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях, помогающие сформировать целостную картину мира.)

Проверка задания.

2. Выход на тему урока. Целеполагание.

Пушкин-певец свободы . Сможете ли доказать сразу? Почему певец? Какой свободы? Что его угнетало?

На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением А.С.Пушкина, которое представляет собой стихотворение –легенду, с глубоким значением и общечеловеческой мыслью. Но прежде, попробуем догадаться, о чем пойдет речь в стихотворении.

Выполните задание №2.

Восстановить фразы, вставив нужные слова. (Работа в парах)

Кто____творит, тому Бог оплатит.

Лицом не красив, да сердем ____________.

Сделал добро, а получилось __________.

Не верит, что есть добрые люди.

Какая тема объединяет пословицы? (Добро и зло).

Давайте уточним, что для вас добро и зло. Какие ассоциации они вызывают?

Выполняете задание №3 (Добро…., зло…..)

Проверка задания.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Слышали ли вы о древе смерти? Какой образ возникает в вашем воображении ?

3. Актуализация знаний. Анализ текста.

История создания стихотворения.

Выступление подготовленного ученика:

Черновая рукопись "Анчара” имеет точную дату написания: "9 ноября. 1828. Малинники”, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе "Северные цветы”.

В последней строфе вместо "князь” было напечатано "царь”, что вызвало подозрение в присутствии иносказания в произведении у главы III Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. Шеф жандармов просил Пушкина ответить, как могло появиться это стихотворения без разрешения царя.

В основу произведения положена легенда о смертоносном дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIIIначале XIX века. В ряде публикаций тех лет рассказывалось о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда. Легенда получила распространение в России. Незадолго до Пушкина известный поэт того времени П. Катенин написал поэму "Сожаление”, в котором был нарисован образ "древа жизни”, символизировавший "милосердие царево”. Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о "древе смерти” как антитезу катенинскому образу.

У.: - В рукописи был эпиграф:

It is a poison-tree that pierced to the inmost
Weeps only tears of poison. Coleridge.

Эпиграф взят из трагедии Кольриджа "Раскаяние” (д. I, явл.1).

Перевод звучит так:

"Вот древо яда; пронзенное до сердцевины,
Оно плачет лишь ядовитыми слезами”. Кольридж. (Англ.)

Как вы считаете, почему поэт обратился к этому сюжету?

Звучит запись стихотворения "Анчар” (возможно чтение наизусть учителем).

Жанр и композиция стихотворения.

У.:- "Анчар” – сюжетная зарисовка, основанная на легенде, с философской проблематикой, которой соответствует жанр притчи. Композиция позволяет проследить за развитием авторской идеи и строится на основе антитезы. Сюжетная зарисовка – произведение, построенное на смене фабульных событий, переживаний лирического героя. Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Легенда – поэтическое предание об историческом или героическом событии. Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.

На сколько частей можно разделить стихотворение?

О чем говорится в каждой части?

Озаглавьте части стихотворения сроками из него.

Докажите, что стихотворение построено на основе антитезы.

Основные темы и идеи стихотворения.

У.:- Главная тема стихотворения – мировое зло, которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится "древо смерти” – анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти. Вместе с тем поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, - теме свободы и тирании, но раскрывает ее в общефилософском плане, что было характерно для его поэзии зрелой поры. В "Анчаре” Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя) над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важную идею всем ходом стихотворения.

Образная система стихотворения. Работа с текстом. 1 часть.

У.:- Найдите ключевые образы природы, изображенные в первой части стихотворения. Запишите их в тетрадь в виде схемы:

Проверьте свои записи:

Какими мы видим эти образы у Пушкина? Найдите эпитеты, характеризующие их, и выпишите в тетрадь.

Давайте проверим ваши записи.

Какой мы видим пустыню у Пушкина?

Что поэт говорит о почве? Пушкин же создает образ, полностью противоположный тому, что мы часто видим народной поэзии, где землю называют "Мать - сыра земля”.

Что мы узнаем о степях?

Какой эпитет подбирает Пушкин слову "день”?

Что подразумевает слово "зелень”? Сочетание "зелень мертвая” воспринимается как нарушение норм природы.. Выражение "мертвая зелень” содержит оксюморон, т. е. эпитет, который соединяет несоединимое (гиперссылка).

Каким мы видим песок в стихотворении?

Назовите Стихии природы, которые, приходя с Анчаром в соприкосновение, делаются разрушительными. Ветер, сталкиваясь с деревом смерти, получает страшное название "вихорь черный” и, пролетая мимо него, становится носителем зла.

… лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -

Что значит слово "тлетворный”? (гиперссылка) Оно из высокой славянской лексики имеет два корня - тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать).

А каким становится дождь, соприкоснувшись с деревом смерти? В стихотворении нагнеталось значение жажды - "раскаленный”, "чахлый”, "жаждущий” и др. В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в искаженном мире зла и дождь становится источником смерти.

Каков основной образ второй строфы? В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. В день гнева порождает анчар. В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо - ведьма - в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья.

Какими дарами награждает мать свое дитя? (они противоестественны):

Грозный часовой; один во всей вселенной; дерево смерти.

Какие глаголы и деепричастия передают движение смертоносного яда?

Как ведут себя птица, тигр и почему?

Кому угрожает анчар?

Что охраняет?

Вывод: "Зло всем угрожает и охраняет себя, зло огромное, вселенское, зло заключается в себе самом, зло существует в природе”. Закон природы: все живое избегает зла.

Работа над языком стихотворения

У.:- Пушкин упорно и тщательно работал над стихотворением: сохранилось более 200 поправок и вариантов к нему. Сопоставьте такие строки:

В пустыне мертвой и глухой…
В пустыне тощей и глухой…
В пустыне чахлой и глухой…

Чем последний вариант точнее и богаче двух первых?

Анчар, как верный часовой,
Растет один во всей вселенной…
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной…

Почему эпитет верный замене эпитетом грозный? А глагол растет уступил место глаголу стоит ?

Сравните следующие две строфы:

И тигр, в пустыню забежав,
В мученьях бьется, издыхает.
Паря над ней, орел стремглав,
Кружась, безжизненный, спадает.
К нему и птица не летит

И тигр нейдет - лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

В чем разница?

Что принципиально новое внес Пушкин во второй редакции?

Пропитанное ядом "древо смерти” становится образом гигантского, космического зла. Нагнетание образов тьмы: "вихорь черный”, "листья дремучие” - безусловно, символично. Это метафора мирового зла. Но сама природа чужда злу, и поэтому все в природе сторонится анчара.

Работа с текстом. 2 часть.

У.:- А.П.Куницын говорил: "Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества”. Как вы понимаете это высказывание?

Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. В самом человеческом обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом:

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом…

В черновиках этого стихотворения видно, как долго Пушкин искал подходящее слово, позволяющее выразить всю противоестественность такого социального устройства. Пушкин находит, отбрасывает, отыскивает все более резкие и напряженные детали, рисуя страшную картину смерти и гибели, которые окружают ядовитое дерево: "На почве мертвой, раскаленной”, "могучий яд”, "прах отравленный клубится”, "пустыня смерти”, "тигр ярый бьется”. Но картина эта важна ему не сама по себе. Значение ее в том, что к страшному дереву идет человек. Возникает первый набросок: " Но человек ко древу яда” и далее: " Но человек к Анчару страшному подходит” и сейчас же возникает следующая запись, та, в которой содержится весь идейный смысл стихотворения " Но человека человек В пустыню посылает” .

Но почему мог человека человек послать к анчару? Начинаются поиски следующей строки: "Послал к анчару властным словом”, "Послал к анчару самовластно”, "Послал к анчару равнодушно”, И наконец, "Послал в пустыню властным взглядом”, и строка приобретает окончательную форму: "Послал к анчару властным взглядом”.

Путь к анчару – это подвиг. В характеристике раба у Пушкина различные оттенки: "смелый”, "верный раб”, "И тот безумно в путь потек”, "бесстрашно”, "отважно”. И наконец ,

"И тот послушно в путь потек”.

Принес – и весь он изнемог,
И лег он, испуская крики,
И умер смелый раб…
Принес, и ослабел,
И лег… и умер бедный раб…
Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

Сравните две редакции – чернового и чистового варианта. (Пушкин вычеркивает образ раба, проявляющего активность, кричащего, создается образ еще страшнее, это раб, молчаливо соглашающийся с тем, что он должен погибнуть ради злой воли и, более того, согласен принести гибель другим. Именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) служат делу деспотизма. Раб - не только жертва, но и распространитель зла).

Какие старославянизмы и архаизмы использует поэт при описании раба? (хладный, ветвь, чело) придают строфе трагическое звучание: вернувшийся раб смертельно болен.

Какие глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба? Принес, ослабел, лег, умер.

Почему действия князя обозначены однокоренными глаголами послал, разослал? Почему князь назван непобедимым?

Найдите прием градации в данном отрывке стихотворения.

Обратите внимание на фигуру раба, нарисованного пером поэта. Случайно ли она появилась в черновике? Почему Пушкин, например, не нарисовал царя?

И князь тем ядом напоил
Свои губительные стрелы –
И смерть оперил.
Врагу в пределы.
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Чем слово напитал в данном контексте точнее, нежели напоил ?

Почему слово врагу заменено словом к соседам ?

3. Итог урока.

Мы сегодня проделали большую, серьезную работу. С помощью пушкинского стихотворения «Анчар» ответили на сложные, философские вопросы.

Возвращаемся к началу урока. Пушкин- певец свободы! Так ли это? Докажите. Какова главная мысль(идея) произведения?(«Корзинка идей»).(Главная мысль- активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим.)

Кто страшнее, по мнению Пушкина, ужасное порождение природы или деспотическая власть человека над человеком?(Пушкин предупреждает в образе анчара о власти как жестокой и беспощадной. Анчар- символ, зловещее предупреждение: неограниченная власть губительна для человека.

Рефлексия. Чему нас учит Пушкин?(Каждый имеет право на жизнь и свободу. Необходимо уметь противостоять злу.)

Сможете ли оценить свою работу, согласно критериям?

Хотите стать чуть-чуть Л.Н.Толстым? Дополните высказывание:

« Из всех наук, который человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно… как можно….(Л.Н.Толстой)

4. Домашнее задание: написать эссе на тему "Стихотворение "Анчар” – вершина свободолюбивой лирики А.С.Пушкина” ,по выбору выучить стихотворение А.С.Пушкина «Анчар», составить синквейн.


В творческом наследии А.С.Пушкина стихотворение «Анчар» выделяется особым образом. Французский писатель Проспер Мериме писал: «Это стихотворение имело несчастье быть принятым цензурой за революционный дифирамб».

План анализа стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»
1. История создания произведения
2. Композиция (построение художественного произведения)
3. Тема, главная мысль и идея стихотворения
4. Характеристика лирического героя
5. Приемы раскрытия образов
6. Жанр произведения
7. Размер и ритм стихотворения
8. Моё отношение к произведению

1. Стихотворение «Анчар» — один из самых значимых трудов поэта. Работа над его созданием началась автором в конце августа — начале сентября 1828 года. Место написания произведения – Малинники, Тверское поместие Вульфов. Работа была завершена 9 ноября 1828 года, опубликована в альманахе «Северные цветы» (конец 1831 г., приблизительно 24 декабря).

Можно предположить, что дата — 9 ноября 1828 года — была поставлена автором в черновой рукописи намеренно. Для поэта стихотворение «Анчар» было знаковым и ему было важно привязать его к конкретному историческому периоду. Психологическое состояние Пушкина во время работы над произведением было не лучшим. Он находился под неусыпным оком цензуры. Поэт хотел уехать то за границу, то на Кавказ. Но разрешения на эти поездки он не получал. Положение Александра Сергеевича ещё усложнялось и тем, что по делу о стихотворении “Андрей Шенье” постановлением Государственного совета за ним был учрежден секретный надзор.

В литературоведческой среде известны споры о том, что подвигло поэта написать стихотворение в стиле восточной легенды. Вероятнее всего, побудительным мотивом к написанию послужило прочтение им в русской периодике заметки врача голландской Ост-Индийской компании Ф.П.Фурша о зловещем дереве, древе яда. Предполагают, что Пушкина, тонкого ценителя «звукообразов», увлекло необычное слово «анчар» и запомнился сам факт существования рокового, всеустрашающего дерева.

Также в истоках создания стихотворения лежит тот факт, что «Анчар» — это поэтический ответ на укоры Катенина, который в неявной форме осуждал работу Пушкина «Стансы», отыскав в ней мотивы лояльности царю.

2. Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу:
— завязка произведения,
— основной конфликт (противоречие), развитие действия — это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но»)
— скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

В стихотворении всего девять строф. В завязке (первые пять строф) автор представляет нам анчар. Анчар – это название индийского дерева, сок которого содержит в себе смертельный яд. Жители Востока рассказывали о нём много легенд.

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

3. О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека в нём.

Это произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

В начале стихотворения автор вводит понятие «анчар», это «древо яда». Ядом, который присутствует в дереве, пропитано всё, от корней до листьев. Всякое живое существо, приближающееся к страшному дереву, гибнет. Ни зверь, ни птица не подходят к нему, зная его вредоносное свойство. А высшее существо на земле – человек, посылает к дереву другого человека за смертельной смолой.

Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так и с общечеловеческой точки зрения. Зло – бич человечества. Символ зла – анчар – «древо смерти». С анчаром соотносится философская проблема жизни и смерти.

4. Лирический герой — «условное литературоведческое понятие, охватывающее весь круг произведений, созданных поэтом». Ставить знак равенства между личностью поэта и лирическим героем не следует.

Мысли, чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале лирический герой рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Он повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти. Но зловещий холодок, грозные интонации присутствует в его рассказе. Далее градус повышается. Лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. А человек, которого природа наделила высшим разумом (!) отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть к происходящему.

5. Приемы раскрытия образов (на примере пейзажа)
Главная задача заключается в том, чтобы понять, как пейзаж способствует раскрытию замысла стихотворения. Пейзаж аскетичен и выразителен. Пейзаж в стихотворении несёт негативную нагрузку, он – олицетворение смерти. Всё, что перед нашими глазами, пропитано трагизмом.

Тропы и фигуры (языковые средства образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки):
Эпитеты: «В пустыне чахлой и скупой», «Песок горючий», «Вихорь чёрный»
Метафоры: «Природа породила…напоила» «Вихорь набежит…мчится прочь»
Антитеза (противопоставление): «владыка» — «раб»
Старославянизмы и архаизмы: «хладными» «ввечеру», «вихорь», «послушливые»

6. Жанр
«Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование стилизовано под притчу, древнюю легенду.

7. Размер и ритм
Размер стихотворения «Анчар» — четырёхстопный ямб.

Проводя анализ стихотворения «Анчар», нельзя не обратить внимание на его ритмическое своеобразие. В первых пяти строфах, дающих определение анчару, имеется сходное расположение ударений. В каждой строке три ударения, шестой слог – безударный. За счёт этого ритмический рисунок в интонационном отношении однороден. Такого рода однородность вполне оправдана. Идёт перечисление свойств анчара. Исключение составляют только четырехударные и двухударные строки.

Четырёхударные: «Стоит – один во всей вселенной», «И тигр нейдет – лишь вихорь черный», «Стекает дождь в песок горючий».

Двухударная: «И застывает ввечеру»

«Но человека человек…» — дважды повторенное слово «человек» подчёркивает напряжённость ситуации. Лирический герой потрясён, в его голосе чувствуется негодование. Здесь Пушкиным объединяются все средства звуковой выразительности: повторение слов, повторение звуков, доминирование звука «а» («Послал к анчару властным взглядом»). Начало второй части поддержано и ритмически. Шестая строфа, начинающаяся с союза «но» — двухударна.

Что касается показа истории раба, то здесь тоже имеется свой интонационный и ритмический рисунок. Повествование идёт на трёхударных строках. Когда наступает трагическая развязка — «И умер бедный раб у ног» следует четырёхударная строка, а за ней – двухударная.

Вывод: объединение всех деталей, элементов, вплоть до расположения ударных и безударных слогов, придают своеобразие ритму, и обусловливают художественную ценность, силу и весомость произведения.

8. Стихотворение «Анчар» мне понравилось своей мощью, чётко выписанными поэтическими образами, необычными сравнениями, уникальным подходом к раскрытию темы.

Казалось бы, Пушкин рассказал нам просто притчу, но эта притча – дремлющий вулкан.

Пушкин — певец свободы, он всегда на страже прав человека.

Стихотворение «Анчар».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Анчар» было создано А.С. Пушкиным в 1827 году. Напечатано в альманахе «Северные цветы» в 1832 году. В рукописи содержался эпиграф из трагедии Кольриджа «Раска­яние». Интересно заглавие стихотворения. Анчар – это ядови­тое тропическое дерево, соком которого туземцы отравляли свои стрелы.

Произведение мы можем отнести к вольнолюбивой лирике. Стихотворение «Анчар» было написано спустя три года после поражения восстания декабристов, и в нем отразились чувства поэта. Анчар символизирует в стихотворении российское само­державие (орфоэпическое, текстуальное сходство «анчар – «а царь»). Основной пафос стихотворения – борьба против раб­ства и деспотизма.

В основе композиции стихотворения лежит принцип анти­тезы, противопоставление природы и цивилизации. Мы можем выделить в произведении две части. Первая часть – это страш­ный пейзаж, описание «древа яда», которое растет в «чахлой и скупой пустыне». Вторая часть – описание человеческих отно­шений, отношений «раба» и «владыки». Если мир природы ра­зумен («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»), то челове­ческая цивилизация этой мудрости природы лишена («Но чело­века человек Послал к анчару властным взглядом»). Одновре­менно в этом сюжете все время нарастает мотив смерти. Сначала анчар «один во всей вселенной», затем губительное действие древа смерти начинает расширяться – «яд каплет сквозь его кору», следующий круг – ядом поражается воздух («вихорь черный», набежав на древо смерти, становится «тлетворным»), следующий, уже больший круг – ядом поражается вода и земля (ядовитый дождь стекает в «песок горючий»), затем следующий круг еще более расширяется (от древа смерти погибает человек – «бед­ный раб»), а затем этот круг смерти становится необъятным:

А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катрена­ми, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: многочисленные эпите­ты («В пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую ветвей», «лист его дремучий», «песок горючий», «смертную смолу», «хладными ручьями», «бедный раб», «непобедимого владыки»), сравнение («Анчар, как грозный часовой»), метафору («И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы»), анафору («И зелень мер­твую ветвей, И корни ядом напоила»), синтаксический паралеллизм («К нему и птица не летит, И тигр нейдет…»).

Это произведение очень выразительное, яркое. Восхищаясь этими стихами, В.Г. Короленко писал: «Посмотрите, как тут тремя-четырьмя штрихами нарисована целая картина. Вообра­жение читателя тронуто, взбудоражено этими мелкими штри­хами, и оно само уже рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева, – хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называ­ется силой стиха. Сила эта состоит в том, что в данной комбина­ции слов каждое слово, кроме прямого представления, влечет за собой еще целый ряд представлений, невольно возникающих в уме».

Стихотворение «Анчар» мы можем рассматривать в контек­сте таких произведений, как ода «Вольность», послание «В Си­бирь», стихотворение «Арион».

Здесь искали:

  • анализ стихотворения анчар
  • анчар анализ стихотворения
  • анализ стиха анчар

На всех стихиях человек –
Тиран, предатель или узник.
А. С. Пушкин
В 1828 году А. С. Пушкин оказался в невыносимо тяжелых условиях. Придирки правительства к поэту, вернувшемуся из ссылки, не прекращались. Пушкина вызывают на допросы. Принимается постановление Государственного совета по делу о стихотворении “А. Шенье”. На душе постоянная тревога и ощущение гнетущей силы, с которой нет сил бороться.
Тогда-то и рождается стихотворение “Анчар”, в котором остро звучит тема деспотизма, угнетения одного человека другим. О ядовитом дереве, анчаре, растущем на островах Зондского архипелага, в конце XVIII – начале XIX века имелись сведения и в художественной, и в научной литературе. Необычное название, мрачная экзотика – все это поразило воображение поэта. Фактические данные о дереве яда рождали образы, ни с чем не сравнимые по своей силе.
Пушкин читал в журнальных статьях о преступниках, осужденных на смерть. Последний шанс получали эти люди – добывали яд с вредоносного дерева и несли своим господам. Многие здесь и погибали.
Для А. С. Пушкина стихотворение

“Анчар” было важным, оно закрепляло связь со временем. Вероятно, не зря в его черновой рукописи обозначена точная дата написания – 9 ноября 1828 года.
Образ анчара возникает уже в первой строфе и дается в торжественно-мрачном тоне. Это подчеркивают эпитеты: “чахлая”, “скупая” пустыня, раскаленная зноем почва.
Употребление старославянской формы “раскаленный” делает стих приподнятым, величественным.
Сравнение “как грозный часовой” необыкновенно выразительно.
Пушкин создает символический образ. Его не интересует больше само дерево, растущее на острове Ява. Потрясает какой-то просветленный пушкинский гуманизм. Поэт поднимается до постановки огромной проблемы о праве человека на жизнь и о праве на его жизнь со стороны другого человека.
Во второй и последующей строфах усиливается мрачный характер образа: возникает тема яда.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
В третьей строфе яд показан в движении, он смертоносен:
Яд каплет сквозь его кору.
Трагизм заключается в том, что к дереву, к которому “и птица не летит”, “и тигр нейдет”, а ветер, соприкоснувшийся с ним, “мчится прочь уже тлетворный”, человека отправляют “властным взглядом”. Причем посылающий прекрасно знает о последствиях своих действий. Посланный же “послушно в путь потек”, потому как раб, давно забывший, что он такой же человек. Подданный выполнил свою миссию: принес с ядовитого дерева своему князю “смолу” и “умер. у ног непобедимого владыки”. Доволен остался деспот, разослав с принесенным ядом гибель “к соседям в чуждые пределы”, умножая и распространяя вокруг себя зло.
Психологическая основа пушкинского стихотворения – кровное и искреннее сочувствие человеку, обреченному на гибель.
Стиль на удивление спокоен. Несмотря на это, голос Пушкина будто заклинает: подобное недопустимо в человеческом обществе.

  1. Поэма написана А. С.Пушкиным в 1833 году и представляет собой одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений поэта. Автор с небывалой силой и смелостью показывает противоречия...
  2. Повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка” рассказывает об исторических событиях 70-х годов XVIII века. Тогда восточную окраину России захлестнуло пугачевское восстание, и это событие меняет спокойную и мирную жизнь героев...
  3. Тема свободы, или вольности, – центральная тема произведений Пушкина. В разные периоды его творчества он представлял ее поразному. Так, например, во время обучения в Лицее для него проявлением вольности было...
  4. Я считаю, что роль Пушкина в романе “Евгений Онегин” ничуть не меньше, чем роль сюжета. Уже в посвящении к роману Пушкин пишет, что его произведение это не только “собранье пестрых...
  5. Ответ на этот вопрос: Владимир отказался от мщения. Марья Кириловна для него безвозвратно потеряна. Место его пребывания обнаружено, стычки с солдатами стали учащаться, ранение мешало участвовать в боях. Владимир был...
  6. Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма. “Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, – писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения...
  7. Конечно, известную роль в решении писателя сыграли цензурные соображения: укрывшись за личностью рассказчика, автор избавлял себя от излишней ответственности за нарисованные картины. Семейные мемуары требовали рассказа лишь о том, что...
  8. Среди этого мира нравственно увечных явлений изредка удаются истинно колоссальные исключения, которые всегда дорого платятся за свою исключительность и делаются жертвами собственного своего превосходства. Такова Татьяна Пушкина. Вы коротко знакомы...
  9. Наслаждениям молодой жизни Пушкин отдавался таким же упоением, как отдавался литературе, как отдавался высоким идеям и свободным мыслям. Интересно, что за весь 1818 г. он почти вовсе не пишет писем,...
  10. Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе. В. Г. Белинский Пушкин – один из первых русских поэтов, который стал задумываться о необходимости не только формального освобождения народа,...
  11. Чувство собственного достоинства выявляется Пушкиным как самое значительное, общее свойство народа. В этом отношении показателен образ Савельича. Он “верный слуга” своего барина, действия Пугачева считает “злодейскими”, беззаконными. Но в том,...
  12. Из всех героев Капитанской дочки реально существовали только Пугачев со своими сподвижниками и государыня Екатерина. Благодаря мемуарной форме повествования изображение этих персонажей снижено, лишено тех стереотипов, с помощью которых часто...
  13. Стихотворение “К Чаадаеву” было написано в 1818 году. В эти годы Пушкин находился в Петербурге. Причины, побудившие Пушкина обратиться к другу с призывом посвятить Отчизне “души прекрасные порывы”, заключаются в...
  14. Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал из Петербурга тогда же. До этого “убил он восемь лет” в свете – значит, появился в обществе примерно в конце...
  15. Художественная реальность стремительно развивается – к раскрытию тайны ее сотворения. И наконец, в финале романа все маски “приятеля”, “современника”, “рассказчика”, “повествователя” и др. сняты окончательно, герои вновь возвращены “в лоно”...
  16. Задачи изображения прошлого и настоящего русского народа в духе историзма и реалистически понятой народности, в духе реализма со всей остротой ставили перед Пушкиным проблему создания новых литературных форм. “Дух времени”...
  17. Понятие свободы практически не менялось, но постоянно обогащалось новыми толкованиями в процессе жизни поэта. В лицейский период она виделась держащей в руке “кубок пуншевой” на дружеском собрании, противопоставляющей себя малейшей...На страницах повести А. С. Пушкина “Дубровский” мы встречаемся с двумя наиболее полно обрисованными женскими образами: Маши Троекуровой и няни Владимира Дубровского – Егоровны. Ни разница в годах, ни принадлежность...
История создания. Стихотворение Пушкина «Анчар» было написано в 1828 году, а впервые опубликовано в 1832 году в альманахе «Северные цветы». Его тематика, связанная с проблемой свободы и тирании, представленная в контексте философского вопроса о мировом зле, вызвала подозрение у главы iii Отделения Бенкендорфа, и Пушкину пришлось давать объяснения. В основу стихотворения положена легенда о смертоносном ядовитом дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII - начале XIX века. В ряде публикаций тех лет рассказывалось о том, что ядом анчара на востоке мажут оружие, рискуя жизнью при добывании этого яда. Легенда получила распространение в России. Незадолго до Пушкина известный поэт того времени П.Катенин написал поэму «Сожаление», в которой был нарисован образ «древа жизни», символизировавший «милосердие царево». Исследователи творчества Пушкина выдвигают версию о том, что поэт создал свое стихотворение о «древе смерти» как антитезу ка-тенинскому обращу.

Жанр и композиция. «Анчар» - сюжетное стихотворение, основанное на легенде, с философской проблематикой, которой соответствует жанр притчи. Композиция стихотворения позволяет проследить за развитием авторской идеи и строится на основе антитезы. Стихотворение четко делится на две части: в первой рассказывается об анчаре (первые пять строф), во второй - о человеческих взаимоотношениях. При этом вторая часть начинается с союза «но», создающего четкую разделительную границу и обозначающего резкий контраст, на основе которого построено стихотворение. Показательно, что контрастность пронизывает всю образную систему стихотворения. Так в строке «и зелень мертвую ветвей» соединяются, казалось бы, несоединимые понятия. Если «зелень ветвей» соотносится с понятием жизни, то эпитет «мертвую» должен звучать как явная антитеза, но они тем не менее соединяются в одном образе. На принципе антитезы построено и повествование в первой и второй частях стихотворения.

Основные темы и идеи. Главная тема стихотворения - мировое зло. которое рассматривается как с философской, так и с социальной точки зрения. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Его символом становится «древо смерти» - анчар. С ним соотносится философская проблема жизни и смерти. Вместе с тем поэт обращается в этом стихотворении к важнейшей теме, проходящей через все его творчество, -- теме свободы и тирании, но раскрывает ее в общефилософском плане, что было характерно для его поэзии зрелой поры. В эти годы идеал свободы в пушкинском понимании вливается в систему общечеловеческих ценностей и уже не выступает в его творчестве как чисто политическая категория, что было присуще его ранней лирике. В «Анчаре» Пушкин представляет свой взгляд на ту систему, где существует неограниченная власть одного человека (князя или царя, как он именовался первоначально в стихотворении) над другим. Поэт видит в самой ее сущности источник зла и раскрывает эту важнейшую идею всем ходом стихотворения.

В ореоле мрачного и грозного величия предстает перед нами «древо зла» с первых строк стихотворения. Самый зловещий и страшный из всех обитателей пустыни - мира раскаленных песков, безводных степей, черных вихрей, - анчар как бы царит над всем окружающим:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит, один во всей вселенной.

Пропитанное ядом «древо смерти» становится образом гигантского, космического зла - недаром Пушкин отмечает что природа породила смертоносное древо в «день гнева». Показательно с этой точки зрения то, что, говоря о пустыне и зное, раскаленной почве и горячем песке, Пушкин нигде не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихорь черный», листья его «дремучие», то есть темные, непроницаемые для света. Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, безусловно, символично. Это метафора мирового зла. Но сама природа чужда злу, и поэтому все в природе сторонится анчара: «к нему и птица не летит, и тигр нейдет». Анчар - это ошибка природы, а потому он изолирован от всего естественного, всего живого.

Но человек нарушает извечные законы природы, позволяющие изолировать зло. В самом человеческом обществе, основанном на тирании и рабстве, зло становится законом. В черновиках этого стихотворения видно, как долго Пушкин искал подходящее слово, позволяющее выразить всю противоестественность такого социального устройства. Не князь, вождь или царь, а «человека человек» посылает к смертоносному дереву. От природы они равны - это «человек» и «человек». Но в общественном устройстве это естественное равенство нарушено. Тиран посылает своего раба к анчару, потому что он владыка, полностью распоряжающийся не только свободой, но и жизнью покорного ему раба. Ведь раб, понимающий, что его посылают на смерть, воспринимает это как должное: он «послушно в путь потек». Сожалея о печальной участи «бедного раба», который, возвратившись с ядом, умирает «у ног непобедимого владыки», Пушкин не оправдывает его. Абсолютная, ничем не ограниченная свобода одного оказывается столь же гибельна, как и полная покорность и абсолютная зависимость другого. Пушкин выносит приговор обоим, потому что оба они являются виновниками того, что зло распространяется в мире. Раб умирает, но яд анчара, добытый им, понесет смерть тысячам других людей.

Так поэт выражает важнейшую идею стихотворения: зло порождает зло. При этом зло в природе соединяется со злом общественным, яд анчара с властью князя. Роль князя во второй части стихотворения оказывается сходной с ролью анчара в первой: оба они несут зло, причем князь непосредственно заимствует свою смертоносную силу от анчара:

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

В этой заключительной строфе стихотворения князь как бы сам становится анчаром, только последний отравляет в силу своих природных свойств, а князь сознательно, своей злой волей. Так внутренняя неправда порождает внешнюю, злая воля превращается в смертоносную силу, несущую гибель другим, а общество, построенное на рабстве и тирании, неминуемо становится источником и проводником зла.

Художественное своеобразие. Вся образная система стихотворения подчинена выражению идеи мирового, зла, которое стремительно распространяется. Вот почему внешне бесстрастное повествование так глубоко волнует. В стихотворении используются романтические средства поэтической выразительности. Это прежде всего касается символов-, анчар как символ зла, «день гнева». Эпитеты также романтические и служат выражению контраста, нагнетанию мрачного колорита: в пустыне чахлой и скупой; природа жаждущих степей; зелень мертвую ветвей; вихорь черный", и умер бедный раб у ног непобедимого владыки. Характерный романтический мотив одиночества звучит в сравнении: «Анчар, как грозный часовой, / Стоит - один во всей вселенной». Ритмику стихотворения задают семантические повторы (стекает, потек, струился; послушно, послушливые; зелень мертвую, древо смерти, смертная смола, умер) и анафоры («И зелень мертвую ветвей / И корни ядом напоила»; «И тот послушно в путь потек / И к утру возвратился с ядом»),

Значение произведения. Стихотворение «Анчар» - трагическое, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко Пушкин проникал в природу зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет. Тем самым он во многом определил философскую проблематику творчества таких поэтов, как Лермонтов, Тютчев, Блок, а проблема проникновения мирового зла в социальные отношения стала одной из ведущих в произведениях Достоевского и Толстого. В то же время «солнечный гений» Пушкина помогал ему преодолевать настроения неверия и пессимизма, а сама сила протеста, звучащая в стихотворении «Анчар», призывает читателей хранить гуманистические основы мира, вступая в борьбу со злом, в каких бы формах оно ни выражалось. Это остается актуальным для всех людей и во все времена.