Нравственные проблемы в произведении людочка. Нравственные проблемы в современной русской литературе (на примере рассказа В.П

Разделы: Литература

Цель уроков:

  • продолжить знакомство с писателем, обратившись к его биографии и прочитанным произведениям; формировать интерес к личности и творчеству Астафьева;
  • раскрыть нравственные проблемы, ставшие определяющими в творчестве писателя;
  • формировать активную жизненную позицию у старшеклассников;

Подготовка к урокам:

  • портреты писателя в разные периоды его жизни и иллюстрации к его книгам;
  • телевизионный фильм "Встречи Никиты Михалкова с Астафьевым" (20 минут),
  • выставка прочитанных книг и вопросы предстоящей викторины,
  • рассказ В.Астафьева "Людочка" (предварительно учащиеся прочитали названное произведение);
  • мини-сочинения "Виктор Астафьев в моей жизни";
  • аннотации к произведениям писателя.

Ход урока

I. Встреча с писателем. Беседа с учащимися.

Что известно нам об Астафьеве?

Астафьев в моей жизни (чтение мини-сочинений о писателе).

Назвать прочитанные книги. Кратко сформулировать проблему, изображённую в произведении, раскрыть основную мысль автора.

Слово о писателе.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, неподалёку от Красноярска. Писатель прожил одновременно и долгую, и короткую жизнь (умер в декабре 2001 года), оставив после себя заметный след в литературе как писатель и человек. О своей родине он сообщает так:

"Все, кто ездил или собирается поехать на электростанцию, никак не минуют моего родного села - оно между двумя городами, и ныне в Овсянке есть маленький железнодорожный вокзальчик...".

В настоящее время Овсянка расстроилась, сделалась почти пригородом, стоит на границе заповедника Столбы и является источником любопытства для туристов, потому что многие поклонники таланта Астафьева мечтают побывать на земле, взрастившей Астафьева, его любовь к земле, человеку и самой жизни.

Рано лишившись матери, воспитывался дедушкой и бабушкой, а затем в детском доме. Огромную роль в формировании личности Астафьева сыграли следующие люди, о которых с нежностью и глубокой признательностью пишет в автобиографии писатель. Кто же они?

Василий Иванович Соколов - бывший воспитатель, а затем и директор игарского детского дома (читать отрывок из статьи к книге "Так хочется жить", стр.7-8).

Игнатий Дмитриевич Рождественский - сибирский писатель, бывший учитель Астафьева (там же, стр.9-11)

В автобиографии Виктор Астафьев называет всех своих друзей и благодарит их за всё. Что они сделали для него. А самое главное - были рядом в разные периоды его жизни и помогли не затеряться в лабиринте проблем, которые приходилось решать с раннего возраста (там же, стр.12).

Просмотр телефильма.

Что нового вы узнали об Астафьеве?

Какое впечатление произвёл на вас Астафьев - человек?

Как писатель относится к своему творчеству?

Жизненное кредо Астафьева. На чём оно основано?

Никита Михалков. Астафьев в его жизни.

Вехи жизни писателя.

(Составляются вместе с учащимися на основе полученных знаний при подготовке к уроку и на уроке)

  • 1941 год железнодорожная школа ФЗО на станции "Енисей", составитель поездов в пригороде Красноярска;
  • 1942 год фронт, шофёр, артразведчик, связист, тяжёлое ранение.
  • 1945 год демобилизация. 18 лет прожил на Урале, грузчик, слесарь, литейщик, вечерняя школа.
  • 1951 год первый рассказ "Гражданский человек" в газете "Чусовской рабочий".
  • 1953 год Пермь. Первый сборник рассказов "До будущей весны".
  • 1961 год Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР

Знаменитый писатель, произведения которого переведены на многие языки мира.

Лауреат Государственных премий.

Размышляем вместе с писателем

Какова главная задача писателя как художника слова?

"... каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни " через себя".

(Главная задача - помочь читателям постичь смысл жизни, познать себя и через это познание, возможно, измениться и определиться в себе и среди окружающих).

Что особенно беспокоит Астафьева?

"Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это ещё и мука наша! Вечная наша тревога! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - всю наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда".

(Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшее поколение.)

II. Литературная викторина по произведениям Астафьева.

Задание: узнайте произведение Виктора Астафьева и скажите о книге несколько слов, опираясь на полученные знания.

(учащимся предварительно раздаются отрывки из произведений на отдельных карточках; прежде чем отвечать на вопрос, старшеклассники выразительно читают текст для всех)

"Мальчик брёл, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним отлогий берег Енисея. Мальчик застыл. У него даже дух захватило - так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему казалась почему-то обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперёд, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлёпая по ней руками, окунать в неё лицо..."

("Васюткино озеро", первый рассказ, появившийся на основе ученического сочинения, которое называлось "Жив!").

"Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно мне уж теперь! Я мчался с левонтьевскими ребятишками к речке и хвастался:

Я ещё у бабушки калач украду! "

("Конь с розовой гривой". Так назван и рассказ, и пряник, купленный бабушкой внуку.)

"Школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по углам. Но всех ребят я узнаю на ней. Много их полегло в войну. Всему миру известно прославленное имя - сибиряк".

("Фотография, на которой меня нет". Почему? - В день, когда в школе фотографировались, Виктор Астафьев болел. О нём не забыли, принесли фотографию домой).

Задание: назовите другие произведения Астафьева, известные вам. (Такое задание получают ребята накануне урока). ("Царь-рыба", "Последний срок", "Затеси", "Прокляты и убиты", "Так хочется жить", "Людочка").

Итоговое слово учителя.

По мнению современных критиков, "Астафьев - музыкант человеческой судьбы". Сам писатель говорил так: "Нет страшнее доли - остаться человеком наедине с собой, заблудиться в потёмках своей души, окаменеть в самом себе". Действительно, в своих книгах он размышляет о жизни, нашей действительности; думает о человеке, относясь к нему бережно, с огромной любовью; наблюдает за окружающей природой, частью которой и является человек. Творчество Астафьева по праву преподносит читателям жизненные уроки и вселяет надежду на то, что "завтра наступит ясное утро". Ведь каждому из нас "так хочется жить", жить достойно и счастливо.

III. Идейно-художественный анализ рассказа Астафьева "Людочка".

Чтение с элементами беседы.

1. Урок начинается с чтения начала произведения учителем.

2. Что за историю поведал писатель в своём произведении?

(В основе произведения лежит трагическая судьба девушки, начавшей в городе самостоятельную жизнь, но так и не нашедшей своего места в ней.)

Читается отрывок, стр. 13, от слов ""В парке она отыскала давно уж запримеченный тополь..." до слов "...Безбрежной и бездонной".

3. О чём заставил задуматься Астафьев?

(Рассказ заставляет ужаснуться, оглянуться и задуматься. Что есть мы? Что есть жизнь? Какова её цена? Кто виноват? Что же делать?)

4. В чём трагедия девушки?

(Трагедия девушки в том, что она оказалась беззащитной перед силами зла, насилия. Её отравила атмосфера цинизма и бездуховности, которая её окружала с детства.)

Особенности композиции рассказа.

(составляется вместе с учащимися план композиции, выделяются эпизоды жизни Людочки, определившие её судьбу).

Перед выбором. (Почему эту смысловую часть рассказа называем так?)

В родном доме. Значение школы в формировании взглядов девушки.

Приезд в город. Знакомство с Гавриловной.

Городской парк и его "достопримечательности".

Людочка и её новые "друзья" (Артёмка-мыло, Стрекач).

Родные и близкие. (Докажите правильность сформулированного тезиса.)

1 .В родном Вычугане. Правда Вычуганихи.

2. Встреча с матерью, воспоминания об отчиме.

3. Диалог с Гавриловной.

4. Воспоминания об умирающем лесорубе.

В жизненном лабиринте. (Объясните лексическое значение названия.

Соответствует ли оно содержанию рассказа?)

1. Решительный и трагический шаг.

2. Похороны Людочки.

3. Вторая смерть.

4. Эпилог.

Беседа с классом. Сообщения учащихся.

1. Людочка за право жить достойно борется с раннего детства. Докажите.

Семья Отец умер от пьянства и болезней, приобретённых в результате разгульного образа жизни; без него жили свободнее, лучше, бодрее;

  • отчим совершенно безразличен к судьбе девушки;
  • мать советует ехать в город, с глаз подальше: Людочка стала для неё обузой.

Школа слабенькая, неспособная, но до сплошных двоек не опускалась; дисциплинированна, старательна, ни друзей, ни подруг.

Работа трудолюбива, смела, предложила себя ученицей к парикмахеру, терпелива, настойчива.

Дом Гавриловны тепло, уют, сочувствие, понимание, но разочарована в крепости человеческих отношений.

2. Кто отнял у неё право жить достойно?

Артёмка-мыло, который превратил её в свою собственность, что поздно поняла

Людочка, поэтому безоглядно доверилась подлецу.

Стрекач, превратившийся в безудержного пахана-самодура, насиловавшего девушек.

Городской парк, который превратился в притон для малолетних преступников, насильников, развратников и убийц.

Право жить отняла та растлевающая, гнетущая обстановка, в которой живут ровесники Людмилы, те духовные и социальные процессы в обществе, которые "хуже правды".

3. Кто виноват в трагедии девушки?

Мать, не сумевшая помочь дочери в трудную минуту жизни, забывшая о ней. Одноклассники, не проявлявшие к девочке никакого внимания, кроме пренебрежения; конечно же, сама Людмила, не нашедшая в себе сил противостоять жестокому, безумному миру зла и насилия, не научившаяся делиться радостью и бедой с близкими людьми, а значит оставшаяся в одиночестве со своими, как ей казалось, неразрешимыми проблемами.

4. Что же делать в сложившейся ситуации?

Учащиеся делятся своими мыслями, пытаются убедить себя и окружающих в том, что жизнь - великая ценность, данная человеку, и никто не имеет право её убивать. Нужно "жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой, надо сделать её полезной". Приводятся примеры из жизни, из литературы, из фильмов, передач.

Астафьев утверждает, что в этом яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного... Поэтому свою героиню автор называет Людочкой.

Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. "Людмила" - "людям милая" - оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини - страшное размышление о жизни и смерти.

Примечание: при рассуждениях учащимися включался анализ эпизодов, иллюстрирующих ответ на вопрос; приветствовалось выразительное чтение отдельных отрывков из произведения с последующими комментариями.

В качестве домашнего задания предлагается

  • прочитать произведение Астафьева на выбор, написать отзыв или сочинение-эссе;
  • приготовить реферат, самостоятельно сформулировав проблему и выбрав другое произведение писателя.

Приложения к урокам

  1. В. П. Астафьев. Рассказ "Людочка".
  2. В. П. Астафьев. Затеси. Вступительная статья к книге.
  3. Фильм Никиты Михалкова. Встреча с В. П. Астафьевым.
  4. Слайды, посвящённые личности писателя.
  5. Выставка произведений В. П. Астафьева.
  6. Сочинения учащихся по книге "Затеси".
  7. Реферат "В. П. Астафьев - музыкант человеческой судьбы".

В журнале "Новый мир", в сентябрьском номере за 1989 год, опубликовал свой рассказ Астафьев ("Людочка"). Анализ этого произведения - тема данной статьи. Фото автора представлено ниже.

Проблематика рассказа

Рассказ этот о молодежи, однако в героях, которых создал Астафьев, молодости нет. Все они одинокие люди, страдающие где-то глубоко в себе и шатающиеся по свету. Эти изношенные тени бросают на души читателей свои мрачные ощущения. В особенности в героях Астафьева поражает одиночество, которое в произведении неизменное и жуткое. Из этого круга стремится вырваться главная героиня рассказа "Людочка" (Астафьев). Проблематика произведения заключается в столкновении между внутренним и внешним миром. Можно заметить, что уже первые строчки рассказа, в которых героиня произведения сравнивается с придорожной вялой травой, наводят на мысль о том, что она, подобно этой траве, к жизни не способна.

Отношение родителей к Людочке

Отношение родителей к Людочке - важный момент, на котором следует остановиться, проводя анализ. Астафьев ("Людочка") рисует взаимоотношения главной героини с родителями далеко не идеальными. Людочка уезжает из дома, в котором прошло ее детство. В нем остаются тоже одинокие, чужие ей люди. Мать девушки уже давно свыклась с устройством собственной жизни. А отчим относился к главной героине равнодушно. Астафьев отмечает, что они просто жили в одном доме, да и только. Девушка ощущала себя чужой среди людей.

Проблема душевного одиночества

Наше общество больно, это ясно сегодня всем. Но чтобы выбрать правильное лечение, нужно поставить верный диагноз. Лучшие умы страны бьются над этим, пытаются провести собственный анализ. Астафьев ("Людочка") поставил очень точный диагноз для одной страшной болезни, которая поразила страну. Писатель увидел главную героиню рассказа в душевном одиночестве. В ее образе отразилась боль множества наших соотечественников. Очень актуален и сегодня рассказ "Людочка" (Астафьев). Проблематика его близка и знакома множеству людей, живущих в наши дни.

Рассказ, созданный Астафьевым, легко вписывается в современный Одна из основных особенностей таланта автора - умение охватить проблемы, которые волнуют многих писателей: распад деревни, падение нравственности, бесхозяйственность, рост преступности. Виктор Петрович показывает нам серую, будничную, обыкновенную жизнь. В круге "дом-работа-дом" живут Гавриловна, женщина, потерявшая в парикмахерской свое здоровье, и ее товарки, принимающие как должное все удары судьбы. И главная героиня должна быть в этом круге, как показывает проведенный нами анализ. Астафьев ("Людочка") изображает ее отнюдь не исключительной героиней, способной изменить этот мир. Она вынуждена существовать в тяжелых условиях и понимать, что выхода нет.

Запутанная судьба Людочки

Когда главная героиня произведения окончила 9 классов и стала девушкой, мать ей сказала, чтобы Людочка отправилась в город устраиваться, поскольку ей нечего делать в деревне. Основная идея рассказа состоит в изображении запутанной судьбы девушки, которая зажата экономическими рамками (для того чтобы хоть как-то выжить в городе, нужно было соглашаться на любую работу), а также неприемлемыми для деревни жестокими нравами города. Писатель мастерски раскрыл характер Людочки, а также нравственные проблемы современного ему поколения, провел их анализ. Астафьев ("Людочка") смог доступно рассказать о многих серьезных вещах, вызвать сострадание и сочувствие к несправедливой судьбе главной героини.

Почему Людочка покончила с собой?

Людочка, приехав домой, не нашла даже у матери должной поддержки, поскольку та была озабочена собственными проблемами. Главная героиня была способной на отчаянный поступок, решительной в себе, как и все Она всегда первая в детстве бросалась в реку. И теперь, с петлей на шее, Людочка, как и в детстве, оттолкнулась ступнями и зажала уши ладонями, словно бросилась в бездонный и безбрежный омут с высоко подмытого берега. С одной стороны, девушка решила таким способом решить все свои проблемы, не мешая никому, но с другой - ее решимости можно позавидовать. Характеристика Людочки Астафьева весьма примечательна. Решимость главной героини не свойственна многим молодым людям современности.

Взаимосвязанность судеб

Писатель стремится дать в рассказе такое изображение, чтобы читатель получил возможность не просто увидеть, но и ощутить в картине, встающей перед ним, живой ток жизни. Проводя анализ рассказа Астафьева "Людочка", необходимо отметить еще один важный момент. Сюжет представляет собой не просто и не только видимую событийную связь, но и нечто большее - сокрытую подтекстовую, которая скрепляет движением авторской мысли все произведение. В нашем случае это мысли о взаимосвязанности судеб, живущих в расколотом, разъединенном, но все же в одном мире, на одной земле. Грехи очень многих приняла на себя Людочка: матери, Стрекоча, Гавриловны, школы, молодежи городка, советской милиции. Это то, с чем еще Достоевский не мог согласиться - искупление непонимающими и невинными чьих-то грехов. Недолгая жизнь, однообразная, беспросветная, безучастная, серая, без любви и ласки - трагедия девушки. Ее смерть - это ее взлет. Лишь после гибели Людочка стала вдруг необходима своей матери, Гавриловне. Ее наконец заметили. Очень трогателен рассказ Астафьева, поскольку читатель может почувствовать, как автор добросердечен и заботлив по отношению к этой девушке.

Трагедия "маленького человека"

Трагедия "маленького человека" раскрывается в этом произведении. Астафьев продолжает в нем одну из самых излюбленных в русской литературе 19 века тем. В произведении описывается судьба одной несчастной деревенской девушки, приехавшей на поиски счастья в город, но наткнувшейся на жестокость и равнодушие людей. Над Людочкой надругались, однако самое страшное - не это: ее не захотели понять люди, которых она любила. Поэтому девушка покончила с собой, не найдя ни в ком из них моральной поддержки.

Образ Людочки Астафьев создал следующий: это обыкновенная русская девушка, каких множество. Главная героиня не отличалась с детства ни умом, ни красотой, однако сохранила в душе своей уважение к людям, милосердие, порядочность и доброту. Девушка эта была слабохарактерной. Именно поэтому Гавриловна, приютившая ее в городе, свалила на Людочку всю работу по хозяйству. Девушка ее делала с удовольствием и не обижалась на нее.

Языковые особенности в рассказе

Мы проводим идейно-художественный анализ рассказа Астафьева "Людочка". Идейную основу произведения мы описали, переходим теперь к художественным особенностям этого рассказа.

Писатель вложил в уста Гавриловны большое число устойчивых оборотов, афоризмов ("касаточка", "ласточка", "голубонька сизокрылая", "золотко мое"). С помощью этих выражений автор дает характеристику хозяйки, ее индивидуальные качества получают эмоциональную оценку. Дух и стиль своего времени наследуют герои Астафьева. Их речь - это не просто говор. Она является выразителем всех нравственных и умственных сил. Можно лишь поаплодировать писателю за прекрасное знание жаргона ("кореши", "рвем когти", "пахан", "отвали"). Русские поговорки, пословицы и другие и словосочетания занимают среди изобразительных средств, используемых писателем, значительное место. И это неслучайно - в них заложены огромные выразительные возможности: экспрессивность, эмоциональность, высокая степень обобщенности. Автор пластичным, емким, художественно выразительным языком передает читателю свое мироощущение. Читая произведение "Людочка" Астафьева, можно заметить, что свойственную народной речи меткость, живость придают речи героев устойчивые обороты ("работала как конь", "гнуть спину", "втемяшилось в голову"). Колоритен, богат, неповторим в мелодичном звучании язык автора. Кроме простых олицетворений (например, "деревня задохнулась в дикоросте") он использует множество сложных, наполненных метафорами и эпитетами, создающих отдельную картину. Поэтому рассказ получился столь ярким, насыщенным и незабываемым.

Прием контраста

Свое внимание не сосредотачивает исключительно на теневых сторонах жизни Виктор Астафьев ("Людочка"). Анализ произведения показывает, что в нем присутствует и светлое начало, скрашивающее многие невзгоды. Оно исходит из сердец многочисленных тружеников, которые на Руси не переводятся. Вспоминается сцена сенокоса, эпизод, когда главная героиня вместе с матерью метали стог, а потом Людочка смывала с себя в родной реке труху и сенную пыль с радостью, ведомой лишь людям, поработавшим всласть. Прием контраста, который удачно применил здесь Астафьев, подчеркивает духовную близость с природой человека, которую в городе, погрязшем в нищете, темноте невежества и полной отсталости, невозможно ощутить.

Чем притягателен рассказ "Людочка" Астафьева?

Рассказ этот притягателен тем, что автор в столь небольшом по объему произведении смог поставить ряд важнейших проблем перед читателем. Писатель изобразил в яркой художественной форме картины реальной жизни многих людей. Однако главная задача Астафьева, вероятно, состояла в том, чтобы показать всем нам, в какую пропасть мы движемся. И если не остановиться вовремя, человечеству грозит полное вырождение. Именно на эту мысль наводит рассказ "Людочка". Астафьев призывает нас подумать об окружающем мире и о собственной душе, попытаться себя изменить, научиться сострадать ближнему и любить людей, увидеть красоту этого мира и постараться ее сохранить. Ведь красота, как известно, спасет мир.


В.П. Астафьев - один из тех писателей, чьи произведения тревожат сердце, заставляют думать о том, почему так неприглядна наша действительность, почему уничтожается природа, исчезают деревни, падает нравственность общества.

Эти «почему» возникают и во время чтения рассказа «Людочка», написанного в конце восьмидесятых годов прошлого века.

В центре повествования судьба «маленького» человека - история жизни и смерти девушки, которая после окончания сельской школы поехала в город в поисках счастья. Новая жизнь ей не понравилась, но вернуться в деревню она не решалась - не хотела мешать матери, наконец-то, нашедшей своё счастье. А в городе её подстерегла беда: городская шпана над ней надругалась и стала преследовать.

Не найдя ни в ком защиты, девушка покончила с собой.

Обычная девушка. В школе она ничем не выделялась - старательная троечница, спокойная, молчаливая, редко улыбающаяся, дома тоже не доставляла хлопот.

Жила с отцом алкоголиком и матерью в заброшенной деревне, где жизнь «ютилась». Отец незаметно исчез из ее жизни, появился отчим. Но в семье ей было одиноко: отчим не обижал, но и не обращал на неё внимания, а мать считала, что дочери нужно самой устраивать свою жизнь.

В городе жилось несладко. Гавриловна, у которой она жила и училась парикмахерскому мастерству, переложила на нее всю тяжелую работу. Но Людочка не обижалась и ни на что не жаловалась. Её трудолюбие, доброта были безграничны, чужую боль чувствовала как свою. Она массировала Гавриловне её больные ноги, пожалела несчастного, умирающего по недосмотру врачей парня, бралась за любую работу. Когда с ней случилась беда, она бросилась за помощью к самым близким людям, но ни мать, ни Гавриловна не поддержали ее морально, не пожалели, потому что «русская баба обязана вынести все». Нет у неё защитника от Стрекача и ему подобных. Умирает девушка с мыслью «…никому до меня нет дела».

Читаешь шёпотом произнесённые, прощальные слова Людочки, ужасаешься неотвратимости её смерти и всё в душе протестует: «Так не должно быть. Человек не должен оставаться один на один со своей бедой».

Страшно жить в обществе, где властвуют стрекачи, где царят равнодушие и эгоизм, где доброта, внимание к человеку стали такой редкостью? Почему мы стали равнодушны к чужой беде? Причину душевного оскудения Астафьев видит в разрушении деревни, в варварском отношении к природе.

Семья Людочки живёт в Вычугане, где большинство домов заколочены, сады заросли, деревья зачахли. Памятником умирающей деревне является старая яблоня, похожая на крест с обломанной поперечиной. А в городе еще хуже. Люди испоганили землю: через парк текла горячая, с мазутными кольцами и бытовыми отбросами вода. Город собрал всё отвратительное, мерзкое, он бездуховен, антиэстетичен, здесь человек не должен жить, но живет, вот только эта жизнь не просто убога – она уродует. Действительно, в райцентре много сломленных жизнью людей, опустившихся и не имеющих будущего. Стрекач, Артёмка - мыло и окружавшая их шпана растеряли все человеческие качества. Астафьев к ним беспощаден. Ограниченные, жестокие, наглые, они держат в страхе весь район. Только один человек – отчим Людочки, прошедший лагеря, знающий эту породу людей, не испугался, отомстил за поруганную честь девушки. А начальник милиции даже в сводке о происшествиях не указал о смерти девушке – не хотелось портить показатели перед выходом на пенсию.

И литературы МОУ СОШ № 36

Тема преступления и наказания в рассказе В. Астафьева «Людочка»

(интерпретация текста при помощи видеом)

Цель работы: рассмотреть тему преступления и наказания в рассказе «Людочка».

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач :

· установить и проанализировать причины возникновения преступления (социального, духовного, экологического) в рассказе «Людочка»;

· использовать видеомы для более полного раскрытия темы.

Объектом изучения является рассказ «Людочка», предметом – тема преступления и наказания в рассказе.

Введение

Тема преступления и наказания является актуальным и поддерживаемым человечеством вопросом на протяжении многих столетий. Эту тему раскрывали многие русские и зарубежные писатели. Она являлась зерном размышлений таких авторов, как («Преступление и наказание»), («Мастер и Маргарита»), О. Уайльд («Портрет Дориана Грея»), А. Камю («Посторонний»), Р. Брэдбери («Наказание без преступления»). Здесь речь идет не только о наказании физическом или наказании по закону, но и о наказании нравственном, наказании совести. Каждый из авторов при рассмотрении этой темы пытался проанализировать и понять, что приводит человека к совершению преступления, заложено ли это в самом человеке от природы или преступление совершается вне зависимости от личности, а только под влиянием каких-то определенных обстоятельств.


В романе «Преступление и наказание» «не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершенного преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план». Преступление Раскольникова – в «мысли», предавшей его душу дьяволу. «Реальное преступление является неотвратимым следствием преступления мысленного, куда более страшного. Преступление – в неполноте веры. И все последующие события – расплата за это». Наказание Раскольникова в оторванности от мира, от людей, в муках истерзанной совести, в богооставленности.

в романе «Мастер и Маргарита» по-своему раскрыл тему преступления и наказания, наказывая циничных и бездуховных обывателей руками могущественного и фантасмагоричного персонажа Воланда и его «потусторонней» свиты. Воланда нельзя охарактеризовать как героя, несущего человечеству чистое зло, так как он играет роль не только «повелителя темного мира», но также и вершителя правосудия над людьми, могущественного, но наказывающего людей только грешных, духовно пустых и не имеющих веры в сердце. Воланд и его свита призваны раскрывать человеческие пороки, замаскированные под внешним обликом благопристойности и вежливости . Здесь наказание духовное – это обречение человека на вечное одиночество, неупокоение души (как в случае с прокуратором Иудеи Понтием Пилатом), либо, что еще хуже – небытие (наказание Берлиоза за материализм и бездуховность). Свита Воланда наказывает людей, доводя их до безумия.

В произведении Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» герой, совершивший не одно тяжкое преступление, понес в той же степени тяжкое наказание за свои грехи. Дориан нес свой обременяющий, не дающий покоя даже во сне, секрет вечной молодости всю свою жизнь. Ему приходилось видеть разложение собственной души и плоти, скрывать ото всех свою невероятную тайну, что приносило ему страшные мучения. Жизнь стала невыносима и противна Дориану. Человек, которому завидовали все, мечтал оказаться на месте любого из этих людей. И хотя молодой человек так и не раскаялся в своих грехах и не осознал тяжести своих преступлений, его жизнь, воплотившаяся наяву мечта, стала настоящим кошмаром.

В фантастической новелле Р. Брэдбери «Наказание без преступления» рассмотрена идея о наказании человека за преступление, не совершенное в действительности, но о котором помышлял главный герой, Джордж Хилл. Произведение является прямой ссылкой на роман «Преступление и наказание». Наказывается главный герой вынесением смертного приговора за тот факт, что он хотел совершить убийство и даже продумал все его детали, хотел насладиться и ощутить этот греховный момент, чтобы успокоить и залечить свою душу. Автор обвиняет его за это желание и считает, что это не менее тяжкое преступление, так как душа его уже отравлена этими мыслями.

Мы видим, что наказание нравственное во много раз тяжелее наказания физического и юридического. Как раскрывает тему преступления и наказания современная литература ? И можно ли с помощью современных изобразительных средств языка передать особенности раскрытия этой темы? Я решила проанализировать рассказ В. Астафьева «Людочка» с помощью видеом.

Термин «видеома» существует в нашей лексике не так давно. Легендарный поэт Андрей Вознесенский, в частности, знаменит ещё и тем, что создал жанр видеом - произведений, в которых изобразительный ряд сочетается со стихами. Видеомы – особый способ передачи информации, используемый для раскрытия внутренней сути явления с помощью графического знака или рисунка. Вознесенский в своих видеомах соединял образное представление с поэтическим, вкладывая в изображение метафоричное представление образа. Сам он говорил: «Все это было связано с живописью. Изобразительный образ шел параллельно поэтическому…. А когда появились видеомы, это стало своего рода концентрацией поэтического. Поэтому в видеомах фигурируют поэты: Ахматова, Есенин, Маяковский. Это попытка метафорически, изобразительно прочесть поэта» .


Вознесенского – это его размышления о писателях, их поэзии, прозе, рисунки, представленные образно и символично. Я попробовала интерпретировать текст с помощью видеом ещё в 10 классе . Это был опыт отдельных видеом к произведениям, . Прочитав рассказ «Людочка», решила сделать серию видеом к рассказу, с их помощью более полно и образно раскрыть тему преступления и наказания в рассказе.

Основная часть

В рассказе «Людочка» мы наблюдаем разные виды преступления современного общества: социальное, нравственное, экологическое. Эти преступления – вина нового испорченного, по мнению самого писателя, времени, которое подталкивает людей на грехи. Писатель поставил вопрос о нравственной ответственности общества за преступление, совершенное отдельной личностью. Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича – умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: падение нравственности, распад деревни, рост преступности.

В. Астафьев в рассказе «Людочка» рассмотрел волнующие нас по сей день проблемы человека и человечества, неотделимые от нынешней реальности. Тема преступления и наказания раскрывается в изображении самой обыкновенной серой будничной жизни, без внедрения в нее потусторонних сил, как у Булгакова и Уайльда, где нет ярких контрастов в изображении жизни, неординарности и исключительной индивидуальности образа главного героя, как у Достоевского. Герои здесь самые обычные, представляющие собой отражение современных масс; типичные и, к сожалению, обыденные ситуации, заставляющие нас задуматься об устройстве настоящей жизни. Автор не дает имена почти всем своим героям, подчеркивая этим, что рассказ ведется не об исключительной ситуации, это общее представление автора о современных людях. Тем не менее, давая своей главной героине имя Людочка, автор подчеркивает, что имя не играет здесь никакой роли, так как это «удручающая обыденность» и «обезоруживающая простота». «Людочкой» в этой жизни может быть кто угодно. Данный рассказ входит в сборник Астафьева «Жестокие романсы», составляющий полную и ужасающую картину реальности окружающей жизни. Литературный критик Валентин Курбатов говорил следующее об Астафьеве: «Его добро, его любовь всегда были подернуты печалью, потому что, «при всем сочувствии к народу, родственном к нему расположении» (), он слишком знал этот народ и видел его до донышка, потому что сам был им… Жизнь в его рассказах так подробна, так изобильна…». В рассказе «Слепой рыбак» автор пишет: «Кто погасил свет добра в нашей душе? Кто задул лампаду нашего сознания?». Астафьев глубоко страдает из-за перемен, произошедших в людях, в самом обществе. Стоит только вспомнить, как начинается рассказ «Людочка»: «Мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная история, лет уже пятнадцать назад…». «Страшная эта история лежала в нем пятнадцать лет, дожидаясь времени, когда из исключительной стала типической,» - говорил В. Курбатов. Общество изменилось, а Астафьев не остался равнодушным к этому факту. Тема преступления и наказания в рассказе «Людочка» - воплощение переживаний автора, которое указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.

Социальные преступления – убийства, кражи, налеты на прохожих, на дачи, дома; насилие, угоны транспорта – всё это буднично воспринимается людьми. Однако и по сей день самым страшным преступлением будет являться преступление против человека. Такое преступление совершил Стрекач (так автор называет самого ярого бандита в городе, не давая ему даже имени), надругавшись над Людой. Этим он разрушил всю ее дальнейшую судьбу.

Уже с самого начала рассказа автор, описывая Людочку, сравнивает ее с «вялой, придорожной травой». Этим он указывает на духовную и физическую слабость девочки, изначально говоря нам о том, что она родилась неспособной к жизни. Людочка не смогла в одиночку справиться с навалившейся на неё бедой, решившись на самоубийство.

Не менее тяжело преступление нравственное. Это равнодушие Артемки-мыло, который струсил, побоялся помочь девушке. Равнодушие является тяжким преступлением против человека. Ведь именно равнодушие окружающих Людочку людей, равнодушие родителей и являлось причиной ее самоубийства. Девушка не смогла пережить холодного отношения окружающих, не стерпела одиночества и наложила на себя руки. Но равнодушной была и сама Людочка до той поры, пока беда не коснулась ее самой. Она поняла, что «в беде, в одиночестве люди все одинаковы». Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, «не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться». «…теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия… Зачем она притворялась тогда, зачем?»

Людочка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но также и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. С этим мог поспорить, который считал, что невинный человек не должен искупать чужие грехи, брать на себя их бремя. В современном обществе, возможно, только смерть Людочки разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне.

Город Астафьева – это символ бездушия и цинизма. Город равнодушен к проблемам других. Здесь каждый сам за себя и некому помочь, не на кого надеяться. Видеома отражает безразличие людей к нуждам страдающих. Они предпочитают не видеть чужого горя, чтобы самим не страдать. И Людочка для них словно невидимый призрак, бесплотный фантом. Все отвернулись от нее, отвернулись друг от друга. Люди идут вперед без оглядки, не думая, что кого-то оставили позади, за спиной, без защиты и помощи. Тревожный красный цвет отражает духовное состояние прохожих и указывает на всю трагичность ситуации. Все они одиноки, но никто не идет навстречу другому, никто не подает руки помощи. Люди окаменели душой, стали злы и черствы. Они словно сделаны из грубого камня, который не может испытывать сострадания и жалости. При таком образе жизни душа человека разлагается. Перед нами встает портрет, схожий с портретом Дориана Грея, который наглядно показывает мучительное и бесповоротное разложение души человека. Таким образом, современный город встает перед нашими глазами как место мрачное и холодное, где нет света Добра, Теплоты, Истины, Веры.

Равнодушие матери Людочка пережить не смогла: ведь дом, семья для каждого человека должны быть пристанищем души, это защита и опора в жизни. Люда не нашла этой опоры дома. В тяжелый час она не нашла там помощи и поддержки: «Мать не от суровости характера, а от стародавней привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу – пусть сама со своей ношей, со своей долей управляется…». Она была холодна со своей дочерью, холодна по натуре своей, как большая глыба льда, которая своим холодом может обжечь руку дотронувшегося до нее. Эта глыба льда как олицетворение заледеневшей, ко всему безразличной души матери. Лишь после смерти дочери она раскаялась, увидела свою долю вины в случившемся, за что потом просила прощение у Бога: «Я зла никому не делала и ее погубила не со зла.… Прости». Раскаяние, душевная боль – это нравственное наказание матери героини за равнодушие.

Физическое наказание Стрекача – это жестокая расправа отчима Людочки, который не верит в справедливость законов и неотвратимость наказания. Он вершит наказание своими руками так же, как и герой фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок». Автор в рассказе ставит проблему, пока не разрешимую в современном обществе: возможно ли справедливое наказание? будут ли все равны перед законом? «У местного отделения УВД так и недостало сил и возможностей расколоть Артёмку-мыло». Будут ли на службе другие люди, в отличие от местного начальника, не захотевшего «портить положительный процент сомнительными данными»? Страшно, когда только физическое наказание может быть наиболее действенным .

Экологическим преступлением всего общества является загрязнение природы. Уже одно описание городского парка приводит в ужас: «Кому-то вздумалось выкопать канаву и проложить по ней трубу через весь парк…закопать трубу забыли. Лежала труба в распаренной глине, шипела, парила, бурлила горячей водой. Со временем трубу затянуло мыльной слизью, тиной и по верху потекла горячая речка, кружа радужно-ядовитые кольца мазута и разные предметы бытового пользования,… стояла вонь. Парк выглядел словно после бомбежки …. ». Видеома, изображающая парк Вэпэвэрзэ, наглядно иллюстрирует катастрофическое состояние природы. «С годами к канаве приползло и разрослось, как ему хотелось, всякое дурнолесье: … кривоствольные черемухи, кособокие липы», - деревья, выросшие рядом с зловонной канавой, изогнулись, складывая своими силуэтами название парка. Создавшийся пейзаж напоминает кладбище, где от рук человека принимает свою смерть природа. Разрушение природы способствует разрушению человека – таков итог наказания за совершённое преступление.

В результате такой жизнедеятельности человека гибнет город. Гибель города – это деградация общества, его будущего в лице молодежи. Дискотека в парке – наглядный пример, показывающий, насколько молодежь городка опустилась, потеряла свой человеческий вид. Астафьев сравнивает танцплощадку с загоном, а находящихся в ней подростков – со стадом: «Со всех сторон потешался и ржал клокочущий, воющий, пылящий, перегарную вонь изрыгающий загон. Бесилось, неистовствовало стадо…. Музыка помогала стаду в бесовстве и дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала барабанами, стонала, выла…». Автор не видит в этой массе людей. Описывая их, он не дает им пола, так как разницы между ними для него нет. Повторяет он этот прием несколько раз: «Одна особа, отдаленно похожая на женщину…» , «…прохрипел с круга мужик не мужик, парень не парень…» , «безластой курицей летающая, бьющаяся в решетку особь» …» . следует традициям, -Щедрина, используя мотив оборотничества для того чтобы показать духовно опустившихся, скатившихся до уровня животного состояния людей. Озверевшая молодежь на танцплощадке – это олицетворение опустившегося до уровня животных морального состояния города. Это будущее, которое строят себе люди, то новое поколение, которое они растят на смену себе. Это вина всего создавшегося общественного строя, которое порождает таких «стрекачей», преступников, творящих зло и бесправие.

Вымирают духовно не только города, но и деревни, а вместе с ними уходят в прошлое традиции, народная культура. Родная деревня Люды Вычуган – не единственный пример исчезающей деревни. Астафьев охарактеризовал Вычуган, назвав «небольшой угасающей деревенькой». Она, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди теряют веру. Вера угасла даже в деревнях, где жили старые люди, которые, казалось бы, и должны являться хранителями старой веры: если хотели креститься, то забывали, с какого плеча начинать, молитвы полностью ни одной не знали. Оставшиеся деревни встают перед нашими глазами как последние кадры старой пленки. Астафьев показывает одичавшую, умирающую деревню: «…задохнувшаяся в дикоросте, с едва натоптанной тропой, была в закрещённых окнах, с пошатнувшимися скворечниками, с разваленными оградами». Даже яблоня, растущая на всполье, «казалось, сама собой ободралась, облезла, как нищенка». Яблоня будто живое существо, «нищенка», пострадавшая по воле судьбы; символический «памятник умирающей русской деревеньке» , которая совсем иссохла и стала «словно крест с обломанной поперечиной на погосте». Автор не случайно приводит такое сравнение, еще раз подчеркивая плачевное положение деревень. Покидая свои деревни, люди разрывают связь между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни.

Но, несмотря на всю суровость и печаль создающейся перед нами картины, автор все же оставляет крупицу надежды на благополучное будущее. Будущее еще не определено, его можно изменить; второе, еще не родившееся дитя матери Людочки и есть та надежда на счастье: «Господи, помоги хоть эту дитю полноценную родить и сохранить. Дитя не в тягость нам будет…», - молилась мать Людочки, возвращаясь на поезде домой после похорон. Эта надежда на счастье, любовь способны растопить холодное сердце матери. Ребенок, существо чистое и безгрешное, осветил ее сердце изнутри. Её душа пробуждается, освобождается от ледяных оков, которые погубили ее первого ребенка. А раскаяние и молитва Богу помогли ей приобрести веру и найти свет.

Заключение

Особенностью раскрытия темы преступления и наказания в рассказе является подход автора к проблеме с новой, бытовой, стороны. Преступление показано как явление повседневное со стороны всего общества по отношению к каждому человеку, к природе. Главная героиня Людочка, а также и все остальные герои, которые стали причиной трагедии, воплощают в себе общее состояние жителей городов и деревень. Преступление заложено в основании общества, которое само порождает таких «Стрекачей», покушающихся на его же права и создающих беззаконие и бесправие.

Раскрытию темы преступления и наказания в рассказе В. Астафьева «Людочка» во многом способствовали созданные видеомы. Мы смогли увидеть более наглядно, образно то, на что хотел обратить наше внимание автор. Видеомы помогли понять все смысловое содержание произведения, проникнуть в чувства и переживания писателя, посмотреть на мир его глазами. И хотя большинство видеом наполнены тревогой и суровостью реальности (впрочем, как и сам рассказ), они помогают нам правильно понять и увидеть создающуюся перед нами картину, имеющую место в современной жизни, но скрытую от глаз в повседневности забот, быта и иллюзий.

Но не только печаль хотел передать нам писатель. Рассказ «Людочка» - это его обращение к народу, просьба о помощи и понимании. Надежда на благополучное и счастливое будущее без жестокости, одиночества, непонимания существует. Она в руках тех людей, которые способны изменить этот мир.

Список литературы

1. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. общеобразоват. учеб. заведений/, и др. –М.: Дрофа, 2000. - С. 312-313.

2. «Преступление и наказание в русской критике», http:///articles/article_3.php#IG3-10

3. Красная книга русской прозы. В. Астафьев «Жестокие романсы», Москва, 2002 год. – С. 426-466.

4. http://www. /culture/article3092336/

5. http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9_%D0%92%D0%BE%D0%B7%D

6. «Преступление и наказание». Библиотека классики, Москва, 1978.

7. «Мастер и Маргарита». Избранное – Москва, 1991.

8. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Просвещение, Москва1992. – С. 5-179.

9. Р. Брэдбери «Наказание без преступления». Издательство «Детская литература», Новосибирск, 1993. – С. 81-91.

Произведение относится к философской лирической прозе писателя и в качестве основной тематики рассматривает вопрос о падении нравственности и деградации личности, описывая жестокую действительную реальность.

Центральным персонажем рассказа является шестнадцатилетняя девушка по имени Людочка, представленная писателем в образе юной, простой русской женщины, не отличающейся по внешности от обычных людей, но характеризующейся автором в качестве порядочного, доброго, милосердного человека, испытывающего искреннее уважение к окружающим людям.

Сюжетная линия рассказа повествует о сложной судьбе деревенской девушки, оказывающейся в непростой жизненной ситуации, которая заканчивается трагическим финалом в виде самоубийства Людочки.

После окончания девяти классов Людочка оставляет деревню и перебирается в город в надежде достойного устройства собственной жизни. В родной деревне у девушки остается мать с отчимом, жизнь с которыми не приносит Людочке счастья, поскольку близкие отличаются равнодушным отношением к девушке, полностью поглощенные решением собственных проблем.

Городская жизнь неприветливо встречает девушку, которая вынуждена снимать угол в доме местной парикмахерши Гавриловны, занимаясь всеми бытовыми делами, а также убирая помещение парикмахерской за мизерную зарплату. В один из вечеров Людочка подвергается нападению группы молодых людей во главе с недавно освободившимся уголовником Стрекачом, которые принуждают ее к совершению насильственных действий. Физически и морально раздавленная девушка пытается найти поддержку со стороны хозяйски квартиры Гавриловны, а затем и собственной матери, но близкие люди оказываются безразличными к душевному состоянию Людочки, которая, не сумев пережить случившееся, решает покончить с собой.

Идейное содержания рассказа подчеркивается писателем средствами художественной выразительности, применяемыми в виде многочисленных афоризмов, устойчивых оборотов, жаргонного лексикона, передающих экспрессивный, эмоциональный характер произведения. Кроме того, посредством пластичного, емкого художественно выразительного языка, наполненного простыми олицетворениями, сложными метафорами и эпитетами, писатель придает рассказу колоритное, неповторимое, насыщенное мелодичное звучание. Также автор применяет литературный прием контраста, изображающий духовную взаимосвязь природы с человеком, показывая существование светлого начала в человеческой жизни.

Смысловая нагрузка произведения позволяет продемонстрировать авторский замысел, заключающийся в изображении недолгой, трагичной жизни девушки, ставшей беспросветной, серой, однообразной, отличающейся безучастным равнодушием окружающих, а также отсутствием ласки, нежности и заботы. Тем самым писатель обращает внимание читательской аудитории на деградацию современного общества, погрязшего в аморальных пороках, звериных инстинктах, развратных законах.

Анализ 2

Из самого названия рассказа можно сделать вывод о характере главной героини. Это юная хрупкая девушка, наивная, полная надежд и мечтаний.

Действительно, Людочка выросла в деревне в самой обыкновенной семье. Родители всю жизнь работали в колхозе. Со временем старая система начала разрушаться, жить стало тяжелее. Оставшись без работы, отец героини нашел утешение в алкоголе, еще более усложняя жизнь домашним. Маленькая Люда мечтала переехать из опостылевшей деревни в город. Он представлялся ей местом перспектив, неограниченных возможностей и свободы.

К сожалению юной и наивной героине придется столкнуться с реальностью, разрушающей мечты. В городе вроде все начинается неплохо. Девушка сразу находит работу и жилье. Только вот хозяйка сваливает на нее всю работу по дому, а профессия никак не дается. Вскоре суровые реалии жизни в городе проявляются еще больше.

У Астафьева город представляет собой каменные джунгли, где кто сильнее, тот и прав, и каждый сам за себя. Безраздельную власть имеют шпана и хулиганы, вдохновленные бывшими заключенными. Они собираются в парке, олицетворяющем все самые неприглядные стороны жизни. Милиция же предпочитает обходить это место стороной. Отчасти из страха перед властью, имеющейся у преступников. С другой стороны представителям правопорядка это даже удобно. Закрывая глаза на реальные преступления, милиция демонстрирует отличные показатели раскрываемости.

В таком поведении вся суть жизни советского общества тех времен. Это показной идеализм на руинах человеческих жизней. В гниющем заброшенном парке висят красивые плакаты с лозунгами о счастливом будущем. В то же время людские сердца зачерствели и потеряли способность к сочувствию.

Факт надругательства над героиней никого не повергает в шок. Наоборот, окружающие считают, что через это должна пройти каждая женщина. Не найдя отклика среди родных, Людочка пытается найти ответ в себе. Она приходит к выводу, что и сама является черствой и неспособной к сочувствию.

Дабы разбить этот порочный круг она приносит себя в жертву, пытаясь ценой собственной жизни искупить вину человечества. И ее поступок не проходит бесследно. Казалось бы безразличный к ней отчим становится человеком, отомстившим за нее. Однако добиться справедливости в таком мире можно только приняв правила игры, самому одолеть зло.

Несколько интересных сочинений

    И. Грабарь, талантливый русский художник-пейзажист изобразил на своем полотне зимний пейзаж, поражающий воображение.

  • Сочинение по картине Ракши Проводы ополчения 8 класс (описание)

    Одна из частей триптиха «Поле Куликово» Юрия Ракши – полотно «Проводы ополчения», посвященная событиям, предстоявшим Куликовской битве