Государственная политика в сфере охраны окружающей среды в современных условиях. Государственная политика защиты окружающей среды Гос политика в сфере охраны окружающей среды

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды – это составная часть социального управления, выражается в организационной деятельности государства, его органов, а также общественных организаций по разработке и выполнению правовых актов, планов, программ, мероприятий в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Государственное управление осуществляется посредством предоставления обязательных для исполнения предписаний (правовых актов) и контроля за выполнением этих предписаний. При этом управление осуществляется либо непосредственно, либо через уполномоченные органы. Система государственных органов, осуществляющих комплексный контроль за охраной окружающей среды в России, представлена на рисунке.

Управление природопользованием государственными органами согласно закону «Об охране окружающей среды» (глава II) заключается в следующем:

    Установление правовых основ регулирования природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

    Определение основных направлений политики в области природопользования;

    Принятие экологических программ, планов, их финансирование и материально-техническое обеспечение;

Управление природопользованием предполагает рациональное расходование

природных ресурсов и основано на планировании и прогнозировании их потребления. В природопользовании можно рассматривать два уровня управления:

1.управление природными системами:

а)»жесткое»- сплошная вырубка лесов или освоение целинных земель без соблюдения правильной агротехники;

б)»мягкое»- выборочная вырубка и использование научно-обоснованных агроприемов, способствующих самовосстановлению лесных богатств и плодородия почвы.

2.управление природопользователями:

а)командно-административное;

б)экономическое.

Эти уровни управления взаимосвязаны между собой. Первый основывается на изучении и использовании естественных законов, в частности, экологических и осуществляется через второй уровень, опирающийся на юридические и экономические законы.

По Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федерации.

Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области природопользования и охраны окружающей среды

Задачами комитета является:

Реализация государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды в пределах компетенции.

Разработка и реализация мер, направленных на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, развития и освоения минерально-сырьевой базы области.

Для реализации поставленных задач комитет осуществляет следующие функции:

В сфере охраны окружающей среды:

Участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории области;

Разработка и реализация областных долгосрочных целевых программ в области охраны окружающей среды;

Участие в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды

Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

Ведение Красной книги Псковской области;

Участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории области;

Обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.

Организация Объединенных Наций (ООН)в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970–1980–е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С 1991 г. российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природо-ресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании , обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.


47. История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения
В Советском Союзе фундамент гражданской обороны – до 1961 г. она именовалась местной противовоздушной обороной (МПВО) – начал закладываться в первые же годы установления советской власти. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы Гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

Советское правительство, начиная с 1925 г., издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны. К началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите.

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (Закон РФ от 12 февраля 1998 г. № 28–ФЗ «О гражданской обороне»). Гражданская оборона России является составной частью общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Деятельность гражданской обороны направлена как на защиту от современных средств нападения противника, так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Основные задачи, стоящие перед гражданской обороной, можно сформулировать следующим образом:

1) обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

2) оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

3) эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

4) предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

5) проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

6) борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

7) восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий, срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

8) разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

На каждом объекте должно быть разработано положение о ГО, в котором обозначаются задачи ГО объекта.

Гражданская оборона на промышленном объекте(в дальнейшем – на объекте) организуется с целью защиты персонала объекта и населения, проживающего вблизи от него, от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Основными задачами ГО на объекте являются:

1) защита персонала объекта и населения от ЧС;

2) повышение устойчивости функционирования объекта в ЧС;

3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.

Организационные мероприятия предусматривают разработку и планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава отдела по делам ГОЧС, служб и формирований ГО по защите персонала объекта, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Инженерно-технические мероприятия ГО – это комплекс мероприятий, осуществляемых инженерно-техническими методами и средствами и направленных на предотвращение или уменьшение возможных потерь и разрушений, повышение устойчивости работы объекта в чрезвычайных ситуациях.

Экономические мероприятия предусматривают такой подход к выполнению всего комплекса работ, который обеспечил бы их эффективность при минимальных капитальных затратах.

Экологические мероприятия представляют собой продолжение комплекса работ данного направления, которые должны вестись каждым объектом с целью48бмаксимально возможного уменьшения вредного воздействия продуктов технологического цикла на окружающую среду.

За организацию защиты персонала объекта и населения от ЧС отвечает система гражданской обороны объекта.

На всех объектах, как правило, создаются отделы по делам ГО и ЧС, которые комплектуются из должностных лиц.

Основные требования, предъявляемые к убежищам.

Убежища должны отвечать некоторым требованиям:

1) обеспечивать защиту от любых поражающих факторов и от теплового воздействия пожаров на поверхности не менее двух суток;

2) быть построенными вне зон и очагов пожаров и затоплений;

3) иметь входы с той же степенью защиты, что и основные помещения, а на случай завала – аварийные выходы;

4) иметь подходы, свободные от складирования опасных, горючих и сильно дымящих веществ, а также подъездные пути;

5) иметь основные помещения высотой более 2,2 м, а уровень пола должен быть выше уровня грунтовых вод более чем на 20 см;

6) иметь фильтровентиляционное оборудование, обеспечивающее очистку воздуха от примесей и подачу в убежище не менее 2 м3воздуха в час на одного человека.

Если убежище находится в зоне заражения с уровнями радиации после ядерного взрыва, то время безопасного пребывания в нем укрываемых людей составит от нескольких часов до одних суток.
49. Город как зона повышенной опасности
В условиях города, особенно крупного, причиной дискомфорта и заболеваний являются загазованность и запыленность атмосферного воздуха, высокий уровень шума или вибраций, бытовые и промышленные отходы, загрязнение земной поверхности и водоемов. Городская среда травмоопасна.

Комплекс негативных факторов производственной среды характеризуется многообразием и высокими уровнями воздействия на работающего человека. К наиболее распространенным факторам относятся:

1) загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

2) неблагоприятные температурные режимы;

3) повышенный шум;

4) недостаточное освещение;

5) тяжелые физические работы;

6) повышенные вибрации.

При несоблюдении требований техники безопасности в производственной среде неизбежны профессиональные заболевания, травмы, отравления и гибель людей.

Ситуации криминального характера могут произойти в любой момент .

Преступность существовала всегда. Сегодня преступники – реальная угроза жизни, здоровью и имуществу человека. Сейчас с уверенностью никто не может сказать: «Мой дом – моя крепость». Риск вторжения в квартиру непрошеного гостя существует, и никто от этого не застрахован.

Как это можно предотвратить? Попробуйте обезопасить себя и своих детей, соблюдая элементарные правила.

1. По возможности не оставляйте детей одних дома. Уходя из дома, проинструктируйте детей, дайте им несколько советов и постарайтесь сами соблюдать тот же порядок действий, когда находитесь дома.

Попробуйте проиграть с детьми возможные ситуации, по ходу игры комментируйте действия детей, доходчиво объясните, как нужно себя вести в экстремальных ситуациях.

2. Находясь в квартире, проверьте надежность замков и запоров.

3. Не нужно отвечать по телефону на вопросы о том, как зовут родителей, где они работают, каков номер их рабочего телефона, в котором часу они вернутся домой.

4. Будьте внимательны с ключами от квартиры.

5. Покидая дом, надежно запирайте балконные двери, форточки.

6. Возвращаясь домой, подходя к своей двери, убедитесь, что сзади нет незнакомцев.

7. Не оставляйте ключи от квартиры в доступных местах.

8. Никогда никому не рассказывайте о ценных вещах, которые находятся в вашей квартире.

9. Если, вернувшись домой, вы обнаружили, что дверь квартиры приоткрыта или взломана, ни в коем случае не входите в квартиру.

10. Не вступайте с грабителями в пререкания.

Карманная кража – это высокопрофессиональная работа.

Она тщательно организована, много раз отработана и занимает буквально секунды.


50. Терроризм и его проявления. Экстремальные ситуации социального характера
Терроризм – насилие в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей. Терроризм может проявляться в трех формах:

1) криминальный терроризм;

2) политический терроризм;

3) международный терроризм.

Криминальный террориз могут осуществлять с целью: нарушить общественную безопасность, устрашить население или оказать воздействие на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворить их неправомерные имущественные или иные интересы.

Политический терроризм проявляется в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля с целью прекратить его деятельность, либо из мести за такую деятельность. Международный терроризм выражается в нападении на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Если вы оказались в заложниках:

1) не подвергайте себя излишнему риску;


2) будьте покладисты и спокойны;

3) если преступники находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, постарайтесь ограничить с ними всякие контакты, так как действия их могут быть непредсказуемы;

4) при первой же возможности постарайтесь сообщить о своем местонахождении родным или в милицию;

5) постарайтесь установить контакт, вызвать гуманные чувства и завести разговор, не наводя их на мысль, что вы хотите что-либо узнать;

6) не позволяйте себе падать духом. Используйте любую возможность поговорить с самим собой о своих надеждах и желаниях;

7) внимательно следите за поведением преступников и их намерениями. При первой же удобной и безопасной возможности будьте готовы спасаться бегством.


Если вы находитесь в местах большого скопления агрессивно настроенных людей (митинги, забастовки):

3) держитесь уверенно на ногах;

5) если у вас сумка или пакет в руках, будьте бдительны – вам могут подбросить наркотики, оружие, боеприпасы и прочие «улики»;

6) к толпам людей любых видов лучше вообще не приближаться и к нарядам милиции тоже;

7) проявляйте максимальную бдительность и внимание на улицах города – это в целях сохранения вашей свободы и безопасности.


51. Понятие о ЧС
Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных, стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Чрезвычайные ситуации – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей.

Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Восприятие риска и опасностей общественностью субъективно.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Катастрофа – событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей: разбился самолет, есть человеческие жертвы.

Аварии на химически опасных объектах.

По степени воздействия на организм ХОВ подразделяются на четыре класса опасности:

1) чрезвычайно опасные;

2) высокоопасные;

3) умеренно опасные;

4) малоопасные вещества.

Классификация аварий.

3) проходящие и прошедшие альтернативную гражданскую службу;

4) прошедшие военную службу в другом государстве;

5) имеющие ученую степень кандидата наук и доктора наук;

6) в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной сестры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.

Отсрочка (ст. 24 Федерального закона«О воинской обязанности и военной службе»):

1) гражданам, признанным временно не годными к военной службе, предоставляется отсрочка от призыва на 6 или 12 месяцев для обследования (лечения);

2) граждане, признанные ограниченно годными к военной службе, зачисляются в Запас Вооруженных Сил РФ и подлежат периодическому (один раз в 3 года) освидетельствованию до достижения ими 27–летнего возраста, а признанные не годными к военной службе (категория Д) – исключаются с воинского учета. Право на получение отсрочки имеют:

1) поступившие на работу по специальности непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования на условиях полного рабочего дня в государственных организациях, перечень которых определен Правительством Российской Федерации;

2) имеющие высшее педагогическое образование и постоянно работающие на педагогических должностях;

3) постоянно работающие врачами в сельской местности – на время этой работы.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы :

1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970-1980-е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С 1991 г. российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи.

Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.

На базе принципов обеспечения безопасности взаимодействия человека с окружающей средой охрана окружающей природной среды осуществляется несколькими способами: правовой, естественнонаучный, экономический, санитарно-гигиенический, организационно-управленческий, культурно-воспитательный.

Правовой способ предполагает:

1) определение субъектов охраны природной среды;

2) установление запретительных, дозволительных, обязывающих, компенсирующих, уполномочивающих и иных норм, регулирующих экологические отношения; определение мер и средств осуществления государственного контроля;

3) установление мер юридической ответственности за экологические правонарушения и возмещение причиненного ущерба.

Экологическая функция государства требует своего рассмотрения в системе всех функций, выполняемых государством как политической организацией общества. Главное назначение экологической функции: обеспечение научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, создание необходимых гарантий для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.

В Указе "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" обозначены следующие направления по реализации государственной экологической стратегии РФ :

1) обеспечение экологической безопасности;

2) охрана среды обитания;

3) оздоровление или восстановление нарушенных экосистем в экологически неблагополучных районах;

4) участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

Цель экологического законодательства состоит в обеспечении окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования, что достигается путем разработки, принятия и применения норм права, которые отражают требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного воздействия на естественную среду обитания.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1) государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться;

2) государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970-1980-е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С 1991 г . российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.

1. Природоохранное законодательство

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет Федеральный Закон от 30 марта 1999 г. Д52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требование к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.) и в Законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.) .

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел Закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Закон устанавливает принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию; образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить:

1) Водный кодекс РФ;

2) Земельный кодекс РФ;

3) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.);

4) Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;

5) Закон РФ «Об использовании атомной энергии»;

6) Федеральный закон «Об отходах производства и потребления».

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв).

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы».

Закон РФ «О защите прав потребителей» дает право потребителю требовать, чтобы товары были безопасны для его жизни. Он также дает право органам управления на приостановление реализации товаров, если создается угроза здоровью граждан либо состоянию окружающей среды. В законах о местном самоуправлении, налогообложении юридических лиц отражены различные льготы за снижение выбросов, использование чистых технологий и т. д.

2. Правовое обеспечение экологического контроля

Ключевым экологическим законом России является Федеральный закон от 10 января 2002 г. Д7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 3 марта 1992 г . В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации.

Задачи, принципы и основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в I разделе Закона. Впервые четко выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условия для жизни, труда и отдыха населения при осуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Согласно этому разделу Закона объектами охраны являются естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, а также Земля, ее недра, поверхность и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты. Особой охране подлежат заповедники, национальные природные парки, памятники природы, редкие растения и животные. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду закреплено во II разделе Закона. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, которое обеспечивается планированием и госконтролем качества среды, страхованием граждан, возмещением им ущерба здоровью, нанесенному за счет загрязнения окружающей среды или иных вредных воздействий.

Экономический механизм охраны среды (III раздел) – основной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». В нем раскрываются принципы платности за природоиспользование и загрязнение среды.

Важное место в экономическом механизме охраны среды имеет ст. 18, которая устанавливает, что любой природопользователь обязан заключить договор с исполнительным органом власти на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность. Договор заключается на основе экологической экспертизы и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование.

Нормирование качества окружающей среды и порядок государственной экологической экспертизы, установленные в разделах IV и V Закона, позволяют обеспечить государственное воздействие на природопользователей. Уровни предельно допустимых воздействий на окружающую среду по всем видам должны утверждать специально уполномоченные органы РФ в области охраны среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Требования к предприятиям, сооружениям и иным объектам сформулированы в VI – VII разделах Закона. Они обязательны как при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в строй, так и при эксплуатации объектов.

Порядок действий в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в VIII – IX разделах.

Экологический контроль согласно Закону (раздел X) является системным и состоит из государственного, производственного и общественного.

Ответственность за экологические нарушения подразделена на дисциплинарную, административную, материальную и уголовную – для физических и юридических лиц; административную и гражданско-правовую – для учреждений, предприятий и организаций.

3. Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции

При ООН функционируют специализированные международные организации по охране окружающей среды. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию были приняты пять основных документов :

2) Повестка дня на XXI в.;

3) Конвенция по биологическому разнообразию;

4) Конвенция по проблеме изменений климата;

5) Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов.

Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России .

Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся:

1) Президент;

2) Федеральное собрание;

3) Государственная дума;

4) Правительство;

5) представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;

6) муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют природоохранные функции. Правовые аспекты охраны природы включают в себя следующие правовые документы:

1) Конституцию РФ (1993 г.);

2) законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

3) указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

4) нормативные акты министерств и ведомств;

5) нормативные решения органов местного самоуправления.

Основные направления экологической политики России следующие:

1) последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

2) последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и в той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

3) восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях);

4) рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

В основу государственной политики России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов положена концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Понятие "устойчивое развитие" впервые появилось в 1987 г. в тексте заключительного доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию. Там оно было определено как развитие, при котором потребности нынешнего поколения удовлетворяются, не ущемляя возможность будущих поколений реализовать собственные нужды, а нагрузки на природную среду были бы соизмеримы с ее восстановительными способностями.

Устойчивое развитие должно удовлетворять ряду социальных, экономических и экологических требований. Наиболее общие из них определены на Всемирном экологическом форуме, проведенном под эгидой ООН в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1992 г. Девизом этой конференции были замечательные слова: "Мы не получили эту Землю в наследство от отцов, мы взяли ее взаймы у наших внуков". Концепция устойчивого развития стала главной темой Всероссийского съезда по охране природы (г. Москва, 3-5 июня 1995 г.).

Экологический аспект устойчивого развития предполагает широкий круг мер, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: охрану атмосферы, рациональное использование земельных, водных и минеральных ресурсов, сохранение лесов, борьбу с опустыниванием и засухой, сохранение биологического разнообразия, экологически безопасное использование биотехнологии, повышение безопасности использования токсичных химических веществ, решение проблемы отходов.

Президент РФ своим Указом от 4 февраля 1994 г. № 236 одобрил "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". Они являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. "Основные положения" включают четыре раздела:

1. Обеспечение экологически безопасного устойчивого развития в условиях рыночных отношений.

2. Охрана среды обитания человека.

3. Оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах России.

4. Участие в решении глобальных экологических проблем.

Требования к деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития предусматривают: экологически обоснованное размещение производительных сил; экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; эффективное использование возобновимых природных ресурсов; рациональное использование невозобновимых природных ресурсов; расширенное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов; совершенствование управления в области охраны окружающей среды, природопользования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Реализация этих и иных требований, содержащихся в "Основных положениях.", должна обеспечить динамическое равновесие в развитии, позволяющее снять известные

противоречия между потребностями общества в природных ресурсах и возможностями их удовлетворения при сохранении природно-ресурсного потенциала.

В обобщенном виде концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития должна исходить из последовательной реализации взаимосвязанных основополагающих идей:

экологизация хозяйственной деятельности в процессе увеличения в структуре национального богатства удельного веса национального имущества, обеспечивающего поддержание необходимого экономического роста страны и решение наиболее острых социальных проблем;

сохранение и восстановление биосферы и ее локальных экосистем при ограничении роста природоемких элементов национального имущества и усилении ориентации на разумные потребности будущих поколений с учетом состояния природо-ресурсного потенциала;

формирование ноосферы и обеспечение роста национального богатства за счет повышения квалификации работающих и возрастания духовных ценностей. Такая последовательная этапность перехода России на

модель устойчивого развития определяется современной социально-экономической и экологической ситуацией и возможностью трансформировать концептуальные положения в реальный национальный план действий.

Для реализации целей устойчивого развития необходимо осуществить трансформацию нормативно-правовой базы, экономических и административных инструментов, обеспечить экологизацию бюджетной и налоговой систем, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики.

Президентом Российской Федерации 1 апреля 1996 г. подписан Указ № 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию". В исполнение этого Указа Правительство Российской Федерации 8 мая 1996 г. приняло Постановление № 559 "О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации". Этим Постановлением были даны поручения федеральным органам исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, Российской академией наук и с привлечением представителей органов законодательной власти, общественных организаций, видных ученых и специалистов разработать проект государственной стратегии устойчивого развития РФ.

На современном этапе политика России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в достаточной степени противоречива. С одной стороны, Указом Президента России № 867 от 17 мая 2000 г. изменена структура государственного управления в области охраны природы и природопользования. Этим Указом упразднены такие природоохранные ведомства, как Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике. Функции первых двух ведомств переданы Министерству природных ресурсов РФ. Таким образом, за охрану природы стало отвечать ведомство, основной задачей которого является эксплуатация природных ресурсов, что вряд ли скажется положительно на эффективности государственной природоохранной политики.

С другой стороны, Президент РФ наряду с другими важнейшими инициативами предложил разработать Экологическую доктрину в качестве одной из ключевых составных частей стратегии сбалансированного и устойчивого развития страны в XXI веке. Эта программа должна наметить экологические ориентиры экономического развития страны на длительную перспективу.

Для того, чтобы переломить опасную тенденцию деэкологизации страны, необходимо изменить основы федеральной экологической политики. Такая политика, по мнению экспертов, должна быть направлена:

на обеспечение экологической безопасности России при принятии решений в области внутренней и внешней политики;

на конструктивный диалог между властью и всеми секторами общества по вопросам обеспечения экологической безопасности России и защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду;

на совершенствование структуры государственного управления на принципах отделения функций государственного контроля от функций использования и распоряжения природными ресурсами, эффективного разграничения полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

на государственную поддержку экологически эффективного бизнеса, ресурсо - и энергосбережения. Экологическая доктрина станет социальным фактором, консолидирующим российское общество.