Определение боевого порядка формирования пво. Израильская «открывашка» систем ПВО

При подготовке боевой авиации к действиям в современных войнах командование НАТО большое значение придает преодолению ею ПВО вероятного противника. Оно считает, что, какие бы задачи ни вы­полняла авиация на ТВД, ей в большинстве случаев придется встречаться с той или иной системой защиты наземных объектов от воздушного нападения. По мнению командования блока, особенно сильной окажется система войсковой ПВО противника, предназначенная для прикрытия сухопут­ных войск на поле боя от налетов тактических истребителей. Послед­ним придется преодолевать ее при оказании своим войскам непосредст­венной авиационной поддержки, завоевании превосходства в воздухе над районом боев, при ведении воздушной разведки и выполнении дру­гих боевых задач.

Исходя из опыта локальных войн, а также современного развития боевой техники и оружия, иностранные специалисты полагают, что вой­сковая ПВО противника может охватывать широкое воздушное пространство, ко­торое распространится в глубину боевых порядков и выйдет за перед­ний край его войск на значительные расстояния. Для прикрытия столь обширного воздушного пространства противнику потребуется развернуть немалое количество различных по своему назначению зенитных средств. Малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА) и носимые зенитные ракетные комплексы будут оборонять передовые части и сое­динения, а ЗРК ближнего и дальнего действия - войска и важные объ­екты, расположенные в тактической глубине. В боевые порядки механизированных и бронетанковых частей на марше или в наступлении войдут зенитные самоходные установки, огонь которых эффективен по самолетам, летящим на малых высотах.

При преодолении войсковой ПВО противника самолет, совершающий полет на высоте до 600 м, подвергнется обстрелу МЗА и зенитными пулеметами, до 1500 м - зенитными пушками среднего калибра. На этих же высотах эффективен огонь носимых систем ЗУРО. В диапазоне высот 100 - 6000 м наиболее опасны для самолета ЗРК ближнего действия. Полет самолета выше 6000 м при выполнении задач уничтожения наземных целей в тактиче­ской глубине считается нецелесообразным.

Трудность преодоления сплошной войсковой ПВО усугубляется еще и тем, что летчику нужно не только выполнять маневры для уклонения от зенитного огня, но также искать и опознавать цель, а затем выйти на рубеж применения средств поражения. Поэтому вероятность выхода к объекту зависит как от мастерства летчика, так и от характеристик самолета, бортового оружия и боеприпасов. Исходя из этого, за рубежом созданы самолеты непосред­ственной поддержки, обладающие хорошей маневренностью и повышен­ной живучестью. Например, в США на вооружении состоит штурмо­вик А-10 «Тандерболт» (у американцев он называется еще самолетом «ближней воздушной поддержки»), а в ВВС ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Канады – легкий штурмовик «Альфа Джет». Живучесть самолета А-10 повышается за счет бронирования, а «Альфа Джет» имеет малую поражаемую площадь.

Преодоление войсковой ПВО противника осуществляется при помощи совокупности мероприятий и действий. В частности, в современной войне прорыв ПВО крайне затруднителен без широкого применения средств радиоэлектронной борьбы. Так, в пренебрежение именно вопросами РЭБ на начальном этапе конфликта стоило российским ВВС ощутимых потерь.

Однако в данной статье будут рассмотрены лишь те методы преодоления ПВО, которые зависят от умения летчика правильно стро­ить маневр по высоте и скорости, а также выполнять противозенитные и противоракетные маневры, исходя из характеристик своего самолета и зенитных средств противника.

ВЫСОТА ПОЛЕТА

Известно, что, чем ближе к земной поверхности летит самолет, тем больше вероятность его выживания и проникновения к объекту атаки. Это объясняется следующими факторами:

Возросла эффективность ЗУР, которые могут сбивать на значи­тельных дальностях с большой результативностью самолеты, летящие на средних и больших высотах. Сейчас зенитные управляемые ракеты с радиолокационной системой наведения делают практически невозмож­ными полеты самолетов на высотах более 1000 м без интенсивного при­менения средств радиоэлектронной борьбы.

На малых и предельно малых высотах самолет может ближе подойти к объекту незамеченным, а если его и обнаружат, то время его облучения РЛС будет малым. Современная РЛС может обнаруживать низколетящий самолет на дальностях от 20 до 40 км, а если местность пересеченная, то даль­ность обнаружения снижается. К тому же на экранах индикаторов РЛС в результате отражений ее сигналов от земли появляются сильные поме­хи, затрудняющие проводку цели. При скорости полета 1000 км/ч са­молет преодолевает расстояние от рубежа его обнаружения до пусковой установки за 1-2 мин. Привести зенитный комплекс за такое время в готовность к стрельбе не всегда возможно.

Уменьшается вероятность поражения самолета перехватчиками, поскольку сбить низколетящий самолет управляемыми ракетами очень трудно из-за помех, создаваемых фоном земной поверхности.

С другой стороны, полет на малых высотах, и особенно на предель­но малых, связан с определенными трудностями, вызываемыми огиба­нием и облетом встречающихся на пути естественных препятствий, а также повышенной турбулентностью воздуха. Не каждый летчик может и не каждый самолет приспособлен летать у земли из-за больших испытываемых перегрузок. Кроме того, не всякие боеприпасы пригодны для применения в таких условиях.

При полете на малой высоте летчику трудно вести поиск цели вслед­ствие небольшой дальности обзора местности и эффективно использовать оружие. Иностранные военные специалисты полагают, что для выпол­нения первой функции благоприятными высотами являются 600-2500 м, а второй - при атаке цели с пикирования – 1000 – 3000 м (высота за­висит от вида маневра). Точность же сброса бомб с тормозными устройствами с горизонтального полета и малой высоты пока остается низкой. Поэтому штурмовик, выполняющий задачи непосредственной авиацион­ной поддержки, к рубежу атаки должен лететь на малой высоте, а за­тем восходящим маневром выйти на высоту, обеспечивающую точное бомбометание или стрельбу.

Однако в последнее время американские военные специалисты при­нимают меры с целью обеспечения условий для успешных действий эки­пажа самолета, совершающего полет на малой высоте. В частности, организовано четкое и своевременное обеспечение штурмовиков данны­ми о цели. Наведение и целеуказание осуществляют как наземные, так и воздушные посты.

На ряде учений вооруженных сил США штурмовики А-10 подходили к переднему краю войск «противника» на высотах 30 м, а огонь по подвижным объектам на поле боя вели после кратко­временного восходящего маневра. В связи с этим американский журнал «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» писал, что если экипажи самолетов смогут применять оружие на высотах 30 м и ниже, то и зенитная артиллерия будет не в состоянии эффективно действовать против них, так как ей помешают сделать это свои войска, находящиеся впереди.

Иностранные специалисты не исключают возможности использова­ния тактических истребителей над полем боя и на средних высотах, но в этом случае, по их мнению, необходимо организовывать надежное их обеспечение или иметь превосходство в воздухе.

СКОРОСТЬ ПОЛЕТА

Зарубежные военные специалисты пола­гают, что, чем больше скорость самолета, тем меньше шансов у против­ника сбить его, так как сокращается время его нахождения в зоне об­лучения РЛС и в зоне прицельного огня зенитных средств. Но с увеличением скорости ухудшаются условия поиска и опо­знавания наземного объекта, а также затрудняется атака цели.

За рубежом в этом направлении проводились исследования, пока­завшие, что летчику необходимо по крайней мере 20 с для обнаружения и опознавания объекта. За этот период самолет, имеющий скорость 1000 км/ч, пролетит расстояние около 5,5 км. Причем дальности до объекта, при которых был возможен прицельный пуск УР или сброс бомб с ходу на малой высоте, составляли: 600 м на скорости 550 км/ч, 900 м - 740 км/ч и 1200 м - 925 км/ч. Радиус разворота также растет с повышением скорости. На большом радиусе летчик может потерять цель из виду и сорвать атаку.

На сверхзвуковых скоростях указанные выше недостатки проявля­ются в большей мере. Намного затрудняется стрельба из бортового ору­жия, а некоторые боеприпасы применять вообще невозможно. Кроме того, из-за нагрева обшивки планера самолет становится хорошей ми­шенью для ЗУР с ИК головками самонаведения.

Существуют минимальные безопасные высоты полета. Из графика видно, что сверхзвуковой полет самолет должен совершать не ниже высоты 60 м, а это приводит к более раннему его обнаружению РЛС.

В локальных войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке сверхзвуковые ударные самолеты при выполнении заданий не превы­шали на малой высоте скоростей 850-920 км/ч, лишь при уходе от цели они развивали ее до 1100 км/ч.

Учитывая все это, американские специалисты пришли к выводу о необходимости иметь для непосредственной авиационной поддержки до­звуковой самолет. Поэтому штурмовик А-10 рассчитан на действия в диапазоне скоростей 550-750 км/ч. Широкий диапазон позволяет лет­чику осуществлять маневр по скорости при полетах в районах, насы­щенных зенитными средствами.

Однако правильное исполь­зование высоты и скорости еще не решает всех проблем преодоления войсковой ПВО, так как штурмовикам придется часто входить в зону поражения огнем тех зенитных средств, которые позволяют сбивать само­леты, летящие на малых и предельно малых высотах с большой дозву­ковой скоростью. Эффективность этих средств со временем повышается. Поэтому для защиты от них отрабатываются различные противозенитные и противоракетные маневры.

ПРОТИВОЗЕНИТНЫЕ И ПРОТИВОРАКЕТНЫЕ МАНЕВРЫ

Противозенитные маневры отличаются многообразием. В число их входят: обход районов, насыщенных зенитными средствами; внезапное появление самолета нал объектом с той стороны, где его меньше всего ожидают; резкое изме­нение направлений полета; применение оружия из зон, не простреливае­мых огнем ЗЛ, и т. п.

Один из эффективных противозенитных маневров выглядит следующим обра­зом. Экипаж штур­мовика А-10 с малой высоты ведет огонь из пушки или осуществляет пуск УP по наземным целям, не входя в зону поражения зенитной артиллерией противника, потом делает кру­той разворот и уходит от поля боя. В этом случае самолет не проходит над целью и таким образом избегает огня не только зенитной артиллерии и стрелкового оружия, но и зенитных средств с ИК-системами наведения. Такой способ отрабатывается экипажами самолетов при действии их по переднему краю обо­роны противника и по его танкам, развивающим наступление или находящимся на марше.

Во время полета на малых и предельно малых высотах над районами поля боя экипажу следует быть особо внимательным к пуску по его самолету ЗУР ближнего действия (5-8 км). При обна­ружении пуска ему рекомендуется, резко изменив курс полета, сорвать слежение. Считается важным маневр выполнить как можно скорее, что­бы сохранить большую дальность между самолетом и ракетой. Как по­казали учебные пуски за рубежом, на значительной дальности у ракеты не хватает энергии для преследования цели.

Другим эффективным маневром против указанных ракет зарубеж­ные специалисты считают змейку, исполненную с различными шагами и амплитудой.

Немалую опасность представляют ракеты с ИК головками самонаведения, запускаемые вслед уходящему самолету, у которого из сопел двигателей выходят струи горячих газов. В качест­ве профилактической меры летчику рекомендуется сразу же после бом­бометания или стрельбы перевести самолет в набор высоты или в кру­той разворот. Эти маневры пилот должен применять в зависимости от обстановки, помня, что первый исключает возможность повторного за­хода на атаку, а второй может поставить самолет под удар других зе­нитных средств.

Хотя указанные противозенитные и противоракетные маневры и считаются эффективными для защиты от зенитных средств, но с их по­мощью нельзя пре­дотвратить значительные потери авиации во время крупных налетов на объ­екты, расположенные в глубине боевых порядков войск противника. Проведение подобных налетов потребует «расчистки» прохода в систе­ме ПВО для штурмовиков. В этих целях выделяются груп­пы прикрытия, состоящие из истребителей, и обеспечения, включающие самолеты РЭБ, а также самолеты, вооруженные противорадиолокационными ракетами. К решению этой задачи будут также привлекаться вертолеты и беспилотные самолеты.

Минобороны планирует усилить дивизии противовоздушной обороны (ПВО) батальонами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). На вооружение таких частей поступят так называемые противоавиационные комплексы РЭБ. Высокомобильные станции могут создавать помехи радиолокаторам и системам связи летательных аппаратов. Как показали учения и боевое применение в Сирии, сочетание ПВО и РЭБ обеспечит эффективную защиту от высокотехнологичных средств воздушного нападения.

Как сообщили «Известиям» в Минобороны, прорабатывается вопрос о включении в состав дивизий ПВО батальонов РЭБ. На вооружение последних поступят три мобильных комплекса РЭБ - «Москва», «Красуха-2» и «Красуха-4». В перспективе эти батальоны будут оснащены самым современным средством радиоэлектронной борьбы - мобильной системой «Дивноморье».

Это решение принято по результатам совместной работы Центрального НИИ войск воздушно-космической обороны и Научно-исследовательского испытательного института радиоэлектронной борьбы. Исследование показало двукратное повышение эффективности ПВО и противоракетной обороны при совместной работе с наземными средствами РЭБ. Выводы ученых подтверждены на практике в Сирии.

Современные мобильные комплексы РЭБ эффективно противодействуют воздушным и наземным системам обнаружения. Они способны «забить» мощными помехами аппаратуру крылатых ракет, беспилотников и радиолокаторы самолетов, которые осуществляют наведение. Дезориентированные крылатые ракеты и дроны становятся легкими целями для систем ПВО.

Новые батальоны РЭБ смогут «закрыть» помехами участок в несколько сотен километров. Они создадут непроницаемую завесу для систем технической разведки вероятного противника и максимально затруднят применение средств воздушно-космического нападения. Это касается и высокоточного оружия.

Подобные батальоны задействуют для прикрытия командных пунктов, группировок войск, средств ПВО, важных промышленных и административных объектов.

Усиление частей ПВО средствами РЭБ - это правильное решение, которое основано на советском опыте, рассказал «Известиям» бывший начальник зенитно-ракетных войск РФ генерал-лейтенант Александр Горьков.

В Советской армии были батальоны РЭБ, которые входили в состав корпусов и дивизий ПВО, - рассказал он. - Они должны были подавлять бортовые радиолокационные станции самолетов и каналы радиовысотомеров крылатых ракет. Эти подразделения доказали свою эффективность. При работе РЭБ затруднялось пилотирование самолетов, ракеты сбивались с пути. У крылатых ракет есть районы, где во время полета они корректируют свое местоположение. Попав под воздействие «глушилок» РЭБ, они поднимались гораздо выше обычной 50-метровой высоты полета. При этом ракеты становились легкими целями для ПВО.

При проведении реформы учтен боевой опыт, полученный в Сирии. В частности, серьезно изучена атака двух беспилотников на аэродром Хмеймим в апреле этого года. Тогда дроны были перехвачены совместными усилиями средств РЭБ и ПВО. После обнаружения целей комплекс РЭБ заглушил сигнал GPS в районе аэродрома, выведя из строя систему навигации и управления беспилотников. Оба дрона тут же сбились с курса и начали хаотично кружить, став отличными целями для батареи ПВО. В итоге их уничтожили огнем автоматических пушек ЗРПК «Панцирь». Изучение обломков аппаратов показало, что они были вооружены самодельными подвесными бомбами.

1. Развитие способов преодоления ПВО

В локальных войнах проходили проверку как новые самолеты и авиационное оружие различного назначения, так и средства противовоздушной обороны. При этом велись постоянный поиск и отработка приемов и способов преодоления авиацией современной системы ПВО. Проанализировав полученный боевой опыт, зарубежные военные специалисты пришли к выводу, что необходимо продолжать детальные исследования и совершенствование следующих из них: пролет зон поражения средств ПВО на максимальных скоростях и минимальных высотах; обход их по направлению и высоте, прорыв, противозенитный, противоракетный, противоистребительный маневры; построение боевых порядков, снижающих уязвимость самолетов от зенитного огня и атак перехватчиков противника; огневое поражение средств ПВО.

Пролет зон поражения средств ПВО на максимальных скоростях. Большая скорость полета, как отмечают зарубежные специалисты, всегда считалась важнейшим фактором снижения уязвимости самолетов от огня средств ПВО. Опыт войн показывает, что это сокращает время пребывания их в зоне обстрела и усложняет процесс прицеливания расчету зенитного комплекса.

Американские военные эксперты установили, что возрастание скорости оказывает влияние на преодоление авиацией ПВО только до определенных пределов. При полете в диапазоне умеренных дозвуковых скоростей (500–900 км/ч) на малых и средних высотах этот эффект проявлялся отчетливо. Боевой опыт и исследования, отмечают они, показали, что при возрастании скорости в два раза (с 370 до 740 км/ч) уязвимость самолета снижается в четыре раза. Однако во столько же раз ухудшаются условия поиска и выхода в атаку по малоразмерной наземной цели, повышается вероятность столкновения с землей. И перед летчиками встала дилемма: обеспечить безопасность полета или выполнить задание. По оценке западных обозревателей, боевая практика локальных войн установила, что высокие скорости для выполнения задания над полем боя не нужны, в этих условиях большее значение приобретает маневр. Проблемы выживаемости стали решаться путем повышения маневренности и бронирования самолетов непосредственной авиационной поддержки войск.

С учетом опыта локальных войн были созданы и приняты на вооружение в ряде армий стран НАТО в середине 70-х годов штурмовики, имеющие максимальную скорость 720–950 км/ч (А-10, «Альфа Джет» и др.), хотя еще в 50-х годах не собирался никто строить дозвуковые боевые самолеты.

Одним из неблагоприятных факторов, связанных с использованием большой скорости, явилось инфракрасное излучение. На умеренном дозвуковом режиме оно исходило только от работающих двигателей. При этом тепловой «факел» был направлен в основном назад, и самолет мог быть поражен ракетами с ИК-наведением только вдогон. При околозвуковых и сверхзвуковых скоростях из-за трения о слои воздуха нагревалась обшивка самолета и тепло распространялось во все стороны. После перехода звукового барьера излучение обнаруживалось инфракрасными головками самонаведения зенитных ракет на расстоянии от 8 до 16 км, самолет как бы «предупреждал» о своем появлении и мог быть обстрелян уже на встречном курсе, до выхода его в атаку по наземной цели.

На этой скорости росла и минимально безопасная высота, затруднялся полет с огибанием рельефа местности по горизонтали и вертикали, что считалось большим недостатком в тактике преодоления ПВО.

Обобщение опыта локальных войн позволило западным военным специалистам сделать вывод о том, что разумным пределом является околозвуковая скорость, при которой только начинается интенсивное возрастание лобового сопротивления, в сочетании с противозенитным маневром по направлению и высоте. Скорость же, соответствующая наилучшей маневренности, находится именно в этой области, где и достигалось оптимальное соотношение между количеством пораженных целей и сбитых наземным огнем самолетов. Пролет зон поражения ПВО на минимальных высотах широко использовался штурмовиками в период второй мировой войны, особенно при подходе к полю боя. Однако особое значение он приобрел после оснащения войск ПВО зенитными ракетными комплексами с радиолокационными системами наведения управляемых ракет. Известно, что дальность обнаружения радиолокаторами ЗРК воздушных целей по мере снижения высоты их полета уменьшается, а следовательно, и сокращается время на подготовку пуска ракеты боевым расчетом. Именно это обстоятельство, как отмечает западная печать, послужило главной причиной перехода американской авиации к использованию малых высот после оснащения ПВО ДРВ такими комплексами в июле 1965 г..

Опыт выполнения маловысотных полетов на участках маршрутов различной длины и сложности позволил американским авиационным специалистам определить вероятность выживания экипажей самолетов в зоне, где противодействие средств ПВО считалось сильным. Диапазон высот от 60 до 90 м, возможность остаться невредимым в котором составляла более 0,75, был назван ими «коридором выживания». На высотах 30–60 и 90–200 м располагались зоны «сомнительной вероятности» (ее количественный показатель - 0,5–0,75). И наконец, высоты менее 30 и более 200 м, где вероятность выживания была менее 0,5, характеризовались как «зоны гибели».

Казалось, отмечают зарубежные обозреватели, что после определения «коридора выживания» оставалось только совершать полеты в его границах - и задача уклонения от огня ПВО была бы решена. Однако кроме опасности быть сбитым зенитными средствами пришлось учитывать и физические возможности летчиков по выполнению длительного полета вблизи земли.

Американские летчики при определении способов преодоления ПВО широко использовали выведенную экспериментально зависимость времени «засветки» самолета (облучения его радиолокатором) от режима полета. Продолжительность «засветки» влияла на выбор высоты, скорости подхода к объекту и вида маневра для атаки. Ее сравнивали со временем, необходимым для подготовки средств ПВО к «отражению» удара. Выявленный резерв времени (или его отсутствие) позволял судить о возможности реализации главного тактического преимущества, предоставляемого маловысотным полетом, - достижения внезапности и завершения атаки до открытия огня зенитными средствами (или выхода истребителей в атаку).

По утверждениям американских военных специалистов, эффект внезапности проникновения к цели на малой высоте одними бомбардировщиками (без прикрытия и обеспечения) иногда оказывал большее влияние на результат налета, чем участие крупных вспомогательных сил. Многое при этом зависело от правильной оценки обстановки и учета всех факторов, оказывающих влияние на выбор способа нанесения авиационного удара. Так, одновременный выход групп израильских ВВС на предельно малой высоте к 20 египетским аэродромам обеспечил достижение полной внезапности удара.

Однако такой тактический прием, по оценке западной печати, не дал должного эффекта в войне американцев против ДРВ. Им не удалось застать врасплох ПВО ВНА, имевшую богатый боевой опыт. Несмотря на такие преимущества, как снижение уязвимости от зенитных ракет, скрытность подхода к цели и сокращение наряда вспомогательных сил, американское командование все же отказалось от полетов на малой высоте как основного способа преодоления ПВО. Это решение было обусловлено низкой эффективностью бомбовых ударов и резким увеличением потерь самолетов от огня зенитной артиллерии (за первые полтора года войны во Вьетнаме на ЗА приходилось более 60 % общего числа потерь американской авиации).

Американские ВВС были вынуждены сменить тактику. Они стали действовать со средних высот, широко применять противоракетный маневр и средства радиоэлектронного противодействия, строить боевые порядки с учетом возможностей ЗРК. Полет на предельно малых высотах оставался основным приемом преодоления ПВО только истребителями-бомбардировщиками F-111, оснащенными системой автоматического огибания рельефа и более совершенными прицельно-навигационными устройствами.

Обход зон поражения средств ПВО по направлению и высоте по опыту локальных войн зарубежные специалисты считают тактическим приемом весьма условно (за исключением полета над и под лепестком РЛС обнаружения). По их мнению, обойти зону ПВО и беспрепятственно продолжать полет к цели можно лишь в штабной игре на картах. Реально следует рассчитывать только на выбор маршрута, обеспечивающего минимальное воздействие средств ПВО. Этот способ практиковался часто. Возможность его применения зависела от наличия у экипажа данных о действительном местоположении ЗРК к моменту нанесения удара, получаемых от радиотехнической разведки в реальном масштабе времени, о характеристиках РЛС, обеспечивающих обнаружение воздушных целей, о досягаемости комплекса по дальности и высоте, о конфигурации радиолокационного поля противника по горизонтали и вертикали, а также информации от самолетной аппаратуры предупреждения о входе в зону облучения РЛС и их типе. Отсутствие этих сведений и средств приводило к срыву попыток обхода зон ПВО.

Специфика локальных войн, как это отмечают западные журналы, часто выражалась в том, что обороняющиеся, по определению зарубежных специалистов, имели линию фронта «со всех сторон». В воздушных налетах во Вьетнаме американская авиация открыто подходила к зоне ПВО Ханой - Хайфон с юга, запада, севера и востока. Израильская авиация наносила удары по объектам Сирии через Ливан и Иорданию (не считая «прямого» направления с юга). Обход в этих условиях имел место, однако он всегда заканчивался вторжением в зону огня средств ПВО. Чтобы проникнуть к цели, на конечном этапе маршрута приходилось применять все известные приемы «тактики уклонения» и военной хитрости. Таким образом, беспрепятственных обходов зон ПВО авиационными ударными группировками, как отмечает западная печать, практически не было. В такой обстановке довольно широкое распространение получили демонстративные действия и отвлекающие маневры. Например, создавалась видимость атаки с одного направления сосредоточения сил в зоне обзора радиолокаторов ПВО, а истинный заход на цель осуществлялся с другой стороны с соблюдением необходимых мер маскировки. В воздушных налетах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке в октябре 1973 г. боевые расчеты средств ПВО вводились в заблуждение относительно направления удара запуском ложных целей, которые создавали на экранах PЛC отметки, схожие с отметками самолета.

Обход зон поражения средств ПВО по высоте («по вертикали») осуществлялся только стратегическими самолетами-разведчиками SR-71 и U-2, практический потолок которых превышал 20 000 м. Однако их полеты не были связаны с нанесением ударов.

Прорыв американские военные специалисты относят к самому активному способу преодоления противовоздушной обороны авиацией. Журнал «Орднанс» писал: «Чтобы проникнуть со средствами поражения к важным защищенным целям, американская авиация была вынуждена применять тактику, характерную для периода второй мировой войны: пытаться прорвать ПВО прямо в лоб. Подобная тактика приемлема лишь в том случае, когда у командира нет другого выхода. Вследствие; плотной концентрации обороны отсутствует возможность выполнить обход или применить обманный маневр».

Главным приемом тактики прорыва считается выделение специальной группы подавления ПВО. В ее задачу входит прокладывание огнем «коридора» для пролета ударных самолетов к цели. С этой группой обычно взаимодействуют истребители, применяющие способ расчистки воздушного пространства в районе нанесения удара. Атаки ударной и обеспечивающих групп строго согласовываются по времени, с тем чтобы лишить противника возможности восстановить боеспособность своей системы ПВО или ввести в бой резервные силы.

Самолеты, предназначенные для огневого подавления ЗРК и ЗА, по опыту локальных войн действовали обычно в облегченном варианте, не имели большой внешней подвески, затруднявшей выполнение маневров уклонения. Все средства поражения расходовались в одной атаке, поэтому предъявлялись повышенные требования к точности огневых ударов. В образовавшемся «коридоре» самолеты, загруженные бомбами, следовали обычно в «колонне» звеньев, поскольку построение широким фронтом исключалось. Временные интервалы между звеньями сокращались до предела.

Прорыв ПВО и групповой удар по заданной целя подчинялись единому замыслу, осуществление которого требовало всестороннего боевого обеспечения. Кроме группы подавления зенитных средств в интересах ударных самолетов действовали самолеты радиотехнической разведки, устанавливавшие координаты включавшихся в работу РЛС, постановщики активных и пассивных помех. Радиоэлектронная борьба, принявшая широкий размах, началась с создания помех из зон, которые «окаймляли» относительно небольшой по размерам район боевых действий. На участке прорыва в каждой зоне находилось по два самолета, специально оборудованных аппаратурой радиоэлектронного подавления. Однако, как отмечали зарубежные военные специалисты, этого оказалось недостаточно для надежной маскировки боевых порядков ударных групп и срыва наведения зенитных ракет. Было установлено, что одним из путей решения проблемы является создание помех непосредственно из боевых порядков путем использования бортовых передатчиков ударных самолетов. На каждый тактический истребитель подвешивалось по два контейнера со средствами РЭП.

Однако небольшие мощности подвесных передатчиков заставили уплотнить боевые порядки, так как только точное выдерживание своего места в строю на сокращенных дистанциях и интервалах обеспечивало радиолокационную маскировку состава группы. Однако сомкнутый боевой порядок должен был расчленяться при подходе к объекту удара (на рубеже размыкания для захода на цель), поскольку скованность в маневре отрицательно влияла на точность атаки. Поэтому, несмотря на оснащение каждого боевого самолета аппаратурой РЭП, обеспечивающей его непосредственное прикрытие, способ постановки помех из зон продолжал использоваться до конца войны. Неотъемлемым элементом боевых порядков авиации стали самолеты - носители противорадиолокационных управляемых ракет. По сведениям журнала «Авиэйшн уик», например, при налете стратегических бомбардировщиков США В-52 на Хайфон 16 апреля 1972 г. организация РЭБ при прорыве ПВО была следующей.

Ударная группа, состоявшая из 17 самолетов В-52, совершала полет на высоте 9000 м в «колонне» отрядов (троек) под прикрытием истребителей «Фантом». В боевой порядок были включены самолеты F-105C с ракетами «Шрайк». Они при подлете к цели выдвинулись вперед, получая информацию от экипажей самолетов радиотехнической разведки (РТР) и постановщиков помех ЕВ-66, располагавшихся в шести зонах дежурства (по два в каждой). Примерно за полчаса до подхода основной группы по маршруту ее полета была поставлена мощная завеса из дипольных отражателей (пассивные помехи), которая держалась в воздухе более 3 ч. С борта бомбардировщиков В-52 создавались активные помехи (В-52, принимавшие участие в налетах на ДРВ, дооборудовались передатчиками помех). Таким образом, РЛС ПВО в ходе массированных налетов подавлялись помехами, ставившимися с тройным перекрытием. Несмотря на это, воины ПВО ДРВ нашли эффективные меры радиоэлектронной защиты и сбили два самолета: один F-105C и один А-7Е.

«Воздушная война над Северным Вьетнамом устранила все сомнения относительно эффективности радиоэлектронного противодействия. Средства РЭП получили полное признание ВВС. Для боевых вылетов оборудование РЭП является сейчас такой же обязательной нагрузкой самолетов, как топливо или вооружение», - писал журнал «Авиэйшн уик».

Зарубежная печать отмечает, что основу тактики прорыва ПВО израильскими ВВС в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке составляло комплексное применение следующих способов РЭБ: постановка специальными самолетами активных помех из зон дежурства; индивидуальная защита (постановка помех из боевого порядка ударных самолетов), применение ложных радиолокационных целей; сброс дипольных отражателей. В Ливане (июнь 1982 г.) западные специалисты отмечали такую последовательность действий израильской авиации в операции по прорыву ПВО.

Первый этап - запуск ложных целей (беспилотных летательных аппаратов типа «Мастиф» и «Скаут») с периодическим их вторжением в зону поражения зенитных комплексов. Тем самым в течение нескольких часов боевые расчеты наземных средств ПВО держались в напряжении и изматывались морально и физически. Самолеты-доразведчики в это время уточняли координаты включавшихся в работу РЛС. Второй - «ослепление» осуществлялся путем постановки пассивных и активных помех для обеспечения скрытного проникновения ударных групп к целям. Третий этап - «подавление» - предусматривал действия экипажей, применявших управляемые средства поражения по наиболее важным объектам ПВО. На четвертом этапе происходило наращивание усилий («вторая волна») группами самолетов с неуправляемыми средствами поражения, наносившими удар по методу «накрытия» площадей.

Противоракетный маневр, по мнению зарубежных военных специалистов, стал необходим после перехода американской авиации к действиям со средних высот. С подъемом за пределы эффективного огня МЗА самолеты вышли в зону наблюдения наземных радиолокаторов системы ПВО. «Тактика уклонения» в этих условиях в основном сводилась к срыву наведения или уходу самолета от зенитной ракеты. Получив информацию о пуске ракеты, летчик немедленно разворачивал самолет в сторону ближайшей границы зоны поражения ЗРК и стремился пересечь ее как можно быстрее.

Информация о пуске ракеты с земли поступала по радио от самолетов-разведчиков, которые участвовали в каждом налете авиации США на объекты ДРВ. Для оповещения экипажей о нахождении их в зоне облучения РЛС ЗРК в ВВС США была создана специальная самолетная бортовая радиотехническая разведывательная аппаратура.

Американские летчики, используя аппаратуру предупреждения, стали применять противоракетный маневр после ложного выхода в атаку. Для этого один из самолетов группы преднамеренно задерживался в «опасной зоне» на высоте 1500–3000 м, летчик фиксировал момент пуска ракеты и вводил самолет в крутую спираль в сторону границы зоны поражения, в это время другой увеличивал скорость и пытался прорваться к объекту удара на высоте 500–800 м. Ложная атака иногда выполнялась одновременно с нескольких направлений.

В том случае, когда зенитную ракету замечали уже в непосредственной близости от самолета, использовался более сложный прием. Маневрируя, летчик учитывал, что ракета способна изменять направление своего полета только в определенных пределах. В этом случае эффективность противоракетного маневра зависела от точности определения момента его начала. Большое упреждение (дальность до 15 км) не приводило к срыву наведения - у ракеты «хватало рулей» для необходимой коррекции траектории. Уход от выпущенной ракеты являлся новым тактическим приемом, не отрабатывавшимся ранее, и требовал высокого профессионального мастерства и специальной психологической подготовки летного состава.

Противоистребительный маневр применялся для вывода самолета из области возможных атак (ОВА) истребителя или срыва прицельной стрельбы. Бомбардировщики и двухместные штурмовики сочетали маневр с ведением оборонительного огня воздушным стрелком из задней кабины.

В войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке (1965–1973 гг.) основным видом маневра против «фантомов» и «миражей», применявших УР «воздух - воздух» «Сайдвиндер» и «Матра» с инфракрасными головками самонаведения и радиоуправляемые УР «Спарроу» первых модификаций, по мнению западных специалистов, был испытанный разворот на атакующего с максимально возможной угловой скоростью. Однако уже тогда, отмечают они, стало ясно, что для срыва атаки необходимо было обнаружить противника на дальности, близкой к предельной для человеческого глаза.

На самолеты стали устанавливаться приемники оповещения об облучении бортовым радиолокатором истребителя (БРЛС), но они не помогали, если атака выполнялась с ИК-ракетами, когда включение его было необязательным (прицеливание осуществлялось по оптическому прицелу). Как отмечала западная печать, в воздушных боях над Ливаном в 1982 г. израильтяне использовали усовершенствованные УР «Спарроу», позволяющие атаковать цель с расстояния, значительно превышающего дальность визуальной видимости. Причем истребители скрытно, по командам ВКП выводились в положение для эффективного применения оружия, и если атакованный своевременно не предупреждался об этом с пункта управления или другим летчиком из боевого порядка, то ему уже приходилось выполнять не противоистребительный, а противоракетный маневр.

В настоящее время, считают зарубежные специалисты, встал вопрос о создании универсальных бортовых средств предупреждения о пуске радиолокационных и тепловых управляемых ракет класса «воздух - воздух». На израильских истребителях американского производства F-15 и F-16, впервые участвовавших в воздушных боях над Ливаном в 1982 г., были установлены специальные приемники, бортовые передатчики помех и контейнеры с тепловыми и радиолокационными ловушками. Приемник, входивший в систему предупреждения, выдавал летчику сигнал не только о попадании самолета в зону БРЛС истребителя противника, но и о пуске управляемой ракеты. Одновременно вырабатывалась команда на включение средств активного противодействия (передатчиков помех) или сброс ловушек - ложных целей. ИК- или радиолокационная система наведения срабатывала на ложную цель. Применение средств РЭП обязательно сочеталось с выполнением энергичного разворота.

Таким образом, противоистребительный маневр пополнился в локальных войнах новыми элементами, которые обеспечивали его эффективность при резко возросших наступательных возможностях истребителей, обусловленных появлением нового управляемого оружия.

Противозенитный маневр в локальных войнах, как считают зарубежные эксперты, почти не изменился по сравнению с периодом второй мировой войны.

Все известные виды маневра - «змейка», «ножницы», «скольжение» - затрудняли наводчику прицеливание. Одновременный выход в атаку с разных направлений («звездный налет») распылял зенитный огонь, уменьшал его интенсивность. При освоении этих приемов потребовалось учитывать уже забытый опыт второй мировой войны.

Во всех локальных войнах, где широко применялись управляемое оружие, боевые реактивные самолеты трех поколений, средства радиоэлектронной борьбы, системы дистанционного управления, наибольшие потери авиация понесла от огня обычной зенитной артиллерии. Задача поиска эффективных способов борьбы авиации с ней, как отмечают западные эксперты, сейчас остается актуальной.

Построение боевого порядка, обеспечивающего снижение уязвимости самолетов. При преодолении ПВО в локальных войнах использовались все виды боевых порядков - сомкнутые, разомкнутые и рассредоточенные.

Сомкнутые боевые порядки, казалось бы, уже отошли в прошлое, так как сковывали маневр скоростных самолетов. Однако они, как указывалось выше, были применены в период оснащения американских истребителей-бомбардировщиков индивидуальными средствами радиопротиводействия, так как это затрудняло выделение одиночной цели на фоне помехи. Но при пуске зенитной ракеты по середине полосы помех она могла, по расчетам западных специалистов, поразить несколько соседних самолетов. Поэтому при организации массированных налетов необходимо было выбирать между сомкнутым боевым порядком, обеспечивающим маскировку состава группы, а также достаточную плотность удара, и разомкнутым, гарантирующим выполнение противоракетного маневра и безопасность от поражения группы одной ракетой.

Разомкнутый боевой порядок, по определению зарубежной печати, характерен расстановкой самолетов на увеличенных дистанциях и интервалах, но не выходящих за пределы визуальной или радиолокационной видимости. Он применялся обычно при нанесении групповых последовательных ударов. Зону поражения средств ПВО преодолевали тактические группы составом до двух-трех эскадрилий, включая истребителей прикрытия.

Размыкание по глубине чаще всего использовали израильские истребители-бомбардировщики в войне 1973 г. Их боевой порядок над территорией противника представлял собой колонну пар, следовавших на дистанции визуальной видимости. Перед целью ведущие увеличивали скорость и боевой порядок смыкался.

Размыкание по фронту (например, боевой порядок звена «кончики пальцев» в тактической авиации США) производилось при нанесении одновременных ударов по нескольким близко расположенным целям. Так действовали палубные штурмовики ВМС США, осуществлявшие непосредственную поддержку морской пехоты. При выполнении этой задачи наиболее сложную проблему представляло преодоление противодействия войсковой ПВО, предварительно подавить огонь которой часто было невозможно. Для ведения боевых действий авиацией в этой обстановке разрабатываются специальные приемы, способы боевого обеспечения.

Рассредоточенный боевой порядок включал группы различного тактического назначения, каждая из которых совершала полет на наивыгоднейшем для себя режиме. Визуальной связи между группами, как правило, не было, каждая из них действовала в соответствии с общим планом удара, разработке и реализации которого придавалось большое значение. Каждый ведущий группы, не имея зрительного контакта с соседями, должен был четко представить их маневр на всех этапах боевого полета.

В практике всегда имело место сочетание различных видов боевых порядков в оперативном построении сил авиации в зависимости от тактического назначения групп самолетов и применяемого оружия.

Журнал «Флайт» отмечал, что на ежегодных учениях ВВС НАТО в Европе в 1986 г. группы различного-тактического назначения ударного эшелона при преодолении зональной ПВО размещались в воздухе по следующей схеме. Истребители F-16, выдвинутые вперед и выполнявшие задачу расчистки пространства, летали в разомкнутом боевом порядке. В таком же построении действовали группы подавления объектовой ПВО (самолеты «Ягуар»). Ударные группы, включавшие самолеты «Торнадо» и F-111, совершали полет в сомкнутом боевом порядке, составным элементом которого были постановщики помех EF-111. Самолетам прорыва F-4 «Уайлд Уизл» предоставлялась свобода маневра, но они тесно взаимодействовали с истребителями расчистки и группой подавления ПВО.

Весь ударный эшелон следовал к цели в рассредоточенном боевом порядке (на это влияние оказывали сложные метеоусловия), группы истребителей-бомбардировщиков выдерживали предельно малую высоту полета. Централизованное управление (регулирование движения) со стороны ВКП Е-ЗА «Сентри» сочеталось с децентрализованным: командиры групп получали право принимать самостоятельные решения в борьбе с ПВО, сообразуясь с обстановкой.

Способы огневого поражения средств ПВО сводились в две основные группы: воспрещение огня зенитной артиллерии; огневое поражение зенитных ракетных комплексов.

Воспрещение огня зенитной артиллерии оказалось сложной тактической проблемой, о чем, как отмечает западная печать, наглядно свидетельствуют такие показатели: американская авиация в Корее и во Вьетнаме потеряла от огня ЗА две трети из общего количества сбитых самолетов. Характерно, что большая часть этих потерь приходится на долю малокалиберных зенитных батарей, не имевших специальных средств обнаружения и наведения. По свидетельству журнала «Интернэшнл Дефенс Ревю», на один сбитый самолет расходовалось около 8000 снарядов. Но подобный расход был оправдан, поскольку стоимость такого количества зенитных снарядов в тысячу раз ниже, чем стоимость самолета.

Зенитная артиллерия мало повысила свои боевые возможности по сравнению с периодом второй мировой войны и считалась устаревшим оружием. Количество подразделений ЗА в штатах сухопутных войск заметно снизилось. Боевые качества самолетов (скорость, потолок, огневая мощь), наоборот, резко росли. Кроме управляемых ракет на борту сверхзвуковых американских истребителей-бомбардировщиков - участников агрессии во Вьетнаме имелась аппаратура радиоэлектронной борьбы, а также радиолокационные станции. Но огонь зенитной артиллерии воспретить не удалось. Более того, в борьбе с ЗА американская авиация (как и израильская авиация, оснащенная самолетами американского производства) потерпела поражение. Зарубежные военные специалисты усматривают причину этого в следующем.

Во-первых, позиция зенитной артиллерии представляла собой объект, сложный для отыскания и поражения. Самолетный радиолокатор не мог обнаружить и тем более захватить малокалиберную пушку, чтобы обеспечить данными прицельную систему для применения управляемого оружия. Сама пушка не излучала тепло, достаточное для наведения на него ракеты с тепловой головкой самонаведения. Батарея МЗА не имела в своем составе РЛС разведки и целеуказания, которую можно было «забить» помехами.

Во-вторых, вследствие неэффективности электроники и автоматики в борьбе с МЗА способы огневого поражения ее основывались на зрительном обнаружении, опознании и прицеливании. Это означало необходимость сближения самолета с объектом атаки на дальность 2–3 км на умеренной скорости и применения неуправляемых средств поражения. Все те достоинства, которые отличали сверхзвуковой реактивный самолет-ракетоносец от поршневого самолета, не могли быть использованы.

В-третьих, существенные ограничения в способах огневого поражения авиацией ЗА означали, что их возможности в противоборстве выравнивались. И не случайно, во время войны во Вьетнаме количество зенитных батарей в составе ПВО Северного Вьетнама резко возросло. Обладая хорошей мобильностью, они быстро перемещались на вероятные направления действий американской авиации, вели интенсивный огонь из засад. Местоположения засад было трудно вскрыть разведкой, поэтому воздушный агрессор встречал отпор там, где менее всего ожидал. С зенитной артиллерией взаимодействовали ракетные комплексы, которые прижимали зоной своего поражения американские самолеты к земле - под обстрел зенитных пушек.

Таким образом, как отмечают зарубежные военные специалисты, основной причиной поражения авиации в борьбе с ЗА в тактическом плане являлась необходимость входа, самолетов в зону ее огня в процессе атаки. Это же обстоятельство сохранялось в силе при атаке маловысотных зенитных комплексов, не имевших радиолокаторов (оснащенных оптическими прицельными устройствами). Поэтому наиболее часто против этих объектов применялись средства поражения, предназначенные для вывода из строя не техники, а личного состава, шариковые или «ананасовые» бомбы в кассетах, разбрасываемые по большой площади и не требующие точного прицеливания.

Огневое поражение зенитных ракетных комплексов по содержанию отличалось от способов активной борьбы с ЗА, так как эти комплексы были оснащены радиолокаторами или другими поисковыми средствами - излучателями энергии. Против них становилось возможным применение противорадиолокационных ракет, были эффективными способы радиотехнической разведки, обеспечивавшие установление координат стартовых позиций. Вместе с тем, отмечают многие западные военные обозреватели, опыт показал, что из-за высокой мобильности ЗРК (особенно входивших в состав поисковой ПВО) данные разведки требовалось иметь в реальном масштабе времени. Другими словами, временной разрыв между установлением местоположения ЗРК и нанесением воздушного удара по нему исключался или должен быть минимальным. Это требование обусловило появление тактического принципа «обнаружил - уничтожил», который на практике нашел отражение в способе «огневой разведки» (или «разведки с нанесением удара», как он стал называться в наставлениях американских ВВС).

Так, но планам командования ВВС США самостоятельно обнаруживать и немедленно атаковать подвижные зенитные комплексы должны были организованные в разгар войны во Вьетнаме эскадрильи «Уайлд Уизл» («лисий хвост»). Ее самолеты оснащались аппаратурой радиотехнической разведки и активных помех, основным их вооружением являлись управляемые ракеты «воздух - РЛС».

Управляемые ракеты «воздух - РЛС» типа «Шрайк» авиация США применила в войне во Вьетнаме, когда потери самолетов от огня ЗРК достигли угрожающих размеров. Первые УР «Шрайк» оснащались пассивной головкой самонаведения на излучающую РЛС с дальности 13–20 км при высоте полета носителя 3000–4000 м. Для прицельного пуска такой ракеты по РЛС, входящей в ПВО объекта, нужно было заставить боевой расчет включить ее в работу, а затем затруднить ему обнаружение и идентификацию атакующего самолета. Это достигалось выполнением демонстративных маневров специально выделенными самолетами, запуском ложных целей, имитирующих полет в направлении объекта удара (рис. 14). Такие тактические приемы вынуждали приводить средства ПВО в готовность к отражению налета, создавали сложную радиолокационную обстановку, но не исключали необходимости входа самолета-носителя в зону поражения атакуемого ЗРК. Поэтому летному составу пришлось изыскивать способы атак с учетом боевых свойств противорадиолокационной ракеты. Часто самолет-носитель выполнял полет к объекту удара на малой высоте вне радиолокационной видимости, в расчетной точке или по данным бортовой навигационной системы он резко набирал высоту и кратковременно входил в зону облучения атакуемой РЛС. После захвата ее головкой самонаведения ракеты летчик производил пуск и немедленно снижался с одновременным разворотом на обратный курс. УР самостоятельно наводилась на источник излучения. Уязвимость атакующего самолета уменьшалась, но значительно увеличивалась ошибка наведения ракеты на цель. Кроме того, возможность выполнения такого маневра зависела от точности выхода самолета в исходное положение для атаки.

Рис. 14. Вариант атаки РЛС с применением противорадиолокационной ракеты (ПРР):

1 - демонстративный маневр самолета, взаимодействующего с носителем ПРР; 2 - вход самолета - носителя ПРР в зону облучения РЛС; 3 - постановка ответно-импульсных помех; 4 - пуск ПРР и отворот от цели; 5 - самонаведение ПРР на РЛС; 6 - РЛС - цель; 7 - зона поражения ЗРК; 8 - зона обнаружения РЛС

Для борьбы с тактическими истребителями эскадрилий «Уайлд Уизл» вьетнамские зенитчики стали практиковать временное выключение излучения РЛС или отвод ее антенны в сторону, что приводило к срыву самонаведения ракеты или значительному увеличению промаха. В этих условиях американские летчики начали использовать противорадиолокационные ракеты «Стандарт ARM» с коррекцией траектории в боевом порядке авиации, участвовавшей в налете, создавались тактические группы огневой разведки, в состав которых входили самолет-носитель УР «Стандарт» и пара (звено) с ракетами «Буллпап» или обычными бомбами. Группа выходила в район цели в боевом порядке, эшелонированном на высоте. Самолет «Уайлд Уизл» выполняя полет на высоте 7000–8000 м, вел радиотехническую разведку местоположения РЛС, обнаружив и запеленговав ее, производил пуск ракеты. Если боевой расчет ЗРК обнаруживал атаку и выключал радиолокационную станцию, то ракета все равно продолжала неуправляемый полет в направлении позиции зенитного комплекса. След, оставляемый трассером, и место ее разрыва использовались экипажами с обычным оружием для выхода в атаку с малой высоты. Зарубежные обозреватели, анализировавшие опыт локальных войн, отмечали, что подобный способ нанесения удара применяла также израильская авиация в ливанской войне 1982 г.

Западные журналы отмечают, что тактика преодоления ПВО, проверявшаяся в локальных войнах, продолжает совершенствоваться. Ни один из ее приемов или способов, разработанных ранее, не потерял своего значения. В настоящее время, по их мнению, теоретическое обоснование получает «сверхзвуковой бросок» на большой (или средней) высоте самолета с доведенной до минимума эффективной площадью рассеяния. Проникновение к объекту удара на предельно малой высоте с огибанием рельефа местности положено в основу способов применения крылатых ракет. Обход зон поражения средств ПВО осваивается экипажами всех современных боевых самолетов, оснащенных чувствительной аппаратурой предупреждения. Противоракетный и противоистребительный маневры сочетаются с постановкой активных и пассивных помех. Боевые порядки ударной авиации сохраняют тенденцию к расчленению, что связано с поступлением на вооружение высокочастотных средств поражения «воздух - земля» и воздушных командных пунктов.

Однако, отмечают западные эксперты, остаются неизменными некоторые тактические принципы преодоления ПВО. К ним относятся: прямая зависимость успеха от наличия точных разведданных в реальном масштабе времени о составе и расположении противостоящей группировки ПВО; потеря внезапности удара при упреждающих действиях групп обеспечения; уменьшение плотности удара при выборе маловысотного варианта налета; обязательное сочетание различных приемов уклонения, «нейтрализации», огневого поражения, их комплексное и раздельное применение в соответствии с обстановкой.

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация: конспект лекций автора Демидова Н В

4. Развитие сертификации Одной из первых стран, учредивших знак соответствия, является Германия. Именно в ней в 1920 г. Институтом стандартов был учрежден знак соответствия стандартом DIN, зарегистрированный в ФРГ на основании Закона «О защите торговых знаков». В этот же

Из книги Метрология, стандартизация и сертификация автора Демидова Н В

48. Развитие сертификации Одной из первых стран, учредивших знак соответствия, является Германия. Именно в ней в 1920 г. Институтом стандартов был учрежден знак соответствия стандартом DIN, зарегистрированный в ФРГ на основании Закона «О защите торговых знаков». В этот же

Из книги Фактор четыре. Затрат - половина, отдача - двойная автора Вайцзеккер Эрнст Ульрих фон

Развитие до истощения? Когда Берег Слоновой Кости за два десятилетия после обретения независимости израсходовал большую часть своих природных богатств на производство товарных культур и других экспортных товаров, молодое государство стало героем у международного

Из книги Сертификация сложных технических систем автора Смирнов Владимир

3.1. Становление и развитие российской сертификации Российская сертификация молода. Она введена в действие с января 1993 г. в соответствии с законом «О защите прав потребителей», который установил обязательность сертификации безопасности потребительских товаров. В

Из книги Линкоры Британской империи. Часть 6. Огневая мощь и скорость автора Паркс Оскар

Глава 78. Развитие артиллерии Несмотря на большой прогресс в проектировании кораблей и их вооружении, который произошел в нашем военном флоте в течение последних лет, отношение флота к использованию нового оружия, как и прежде, оставляло желать лучшего. Так было до 1899 г.,

Из книги Русские электротехники автора Шателен Михаил Андреевич

Развитие применений электрической энергии РАЗВИТИЕ ПРИМЕНЕНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В XIX в.В начале XIX в. объем знаний об электричестве и магнетизме, как мы видели, был настолько ограничен, что все попытки применить электрическую энергию

Из книги Грузовые автомобили. Электрооборудование автора Мельников Илья

Развитие автомобилестроения

Из книги Грузовые автомобили. Освещение, сигнализация, контрольно-измерительные приборы автора Мельников Илья

Развитие автомобилестроения

Из книги Материалы для ювелирных изделий автора Куманин Владимир Игоревич

Развитие ювелирного художественного литья История украшений, в частности литейных, уходит корнями в глубокую древность.Наряду с эстетической функцией ювелирные украшения выполняли и другие задачи: служили амулетами и талисманами; были отличительными знаками власти и

Из книги Нанотехнологии [Наука, инновации и возможности] автора Фостер Линн

6.2. Научные исследования и развитие Вплоть до начала Второй мировой войны правительство США играло очень незначительную роль в финансировании научно-технических исследований. Основное финансирование научных разработок осуществлялось частными фондами, корпорациями и

Из книги История электротехники автора Коллектив авторов

4.3. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ ТЭ В России ТЭ с самого начала своего появления развивалась на основе признания материальности ЭМП и важности понимания картины протекания рассматриваемых физических процессов для их практического использования и описания в виде

Из книги Очень общая метрология автора Ашкинази Леонид Александрович

Развитие метрологии: «газ» … а «тормоз» будет потом. Скорость развития определяется, как всегда эндогенными и экзогенными факторами, проще говоря - бурчанием в своем желудке и битьем со стороны. Эндогенный фактор - это естественные для нормального человека интерес к

Из книги автора

Развитие метрологии: «тормоз» … «газ» уже был - выше. На скорость движения влияет инерция - экономическая, техническая и обычно недооцениваемая психологическая.Экономическая инерция - отсутствие в обществе свободных средств, отсутствие возможностей для инвестиций.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ 01_2007, стр. 9-14

Заместитель начальника НИЦ В А войсковой ПВО ВС РФ

полковник В.Л. ЗАХАРОВ

Старший научный сотрудник НИЦ ВА войсковой ПВО ВС РФ

полковник в запасе В. А. ГЛАДЫШЕВ

ОСОБЕННОСТИ ведения современных операций группировками ВС РФ (охват боевыми действиями всех элементов оперативного построения, отсутствие сплошных оборонительных рубежей, наличие брешей и разрывов между войсками) требуют от соединений, частей и подразделений войсковой ПВО вести боевые действия на широком фронте, чаще используя маневр. Это вызывает необходимость внесения значительных коррективов в сложившиеся взгляды на подготовку и ведение боевых действий, предъявляет новые требования к организации противовоздушной обороны войск и объектов.

Изменения прежде всего определяются перечнем и характером задач, решаемых соединениями, частями и подразделениями войсковой ПВО, условиями их решения с учетом участия в конфликтах различной интенсивности (табл.).

Анализ указанных задач, их масштаба, характера и особенностей выполнения позволяет сформировать основные требования к системе ПВО войск и объектов (рис. 1): единство системы ПВО войск и объектов; способность системы вести эффективную борьбу со всеми типами средств воздушного нападения (СВН), действующими по прикрываемым войскам и объектам; постоянная готовность к отражению внезапных ударов воздушного противника; высокая мобильность; способность к непрерывному прикрытию войск; устойчивость системы ПВО в условиях комплексного подавления противником; способность функционирования в реальном масштабе времени; способность к отражению ударов СВН в любое время суток, в различных погодных условиях (всепогодность); способность отражать массированные удары воздушного противника; возможность интеграции системы ПВО войск и объектов с системами и средствами других видов ВС и родов войск.

Основные задачи, решаемые соединениями, частями и подразделениями войсковой ПВО в военных конфликтах различной интенсивности

В региональных (крупномасштабных) войнах

В вооруженных конфликтах

разведка воздушного противника и оповещение о нем войск;

отражение ударов СВН и обеспечение условий для выполнения задач прикрываемыми

войсками;

прикрытие главных группировок войск и важнейших объектов во всех видах боевых действий от ударов воздушного противника;

уничтожение стратегической, тактической и

армейской авиации преимущественно до рубежей наиболее эффективного применения ими бортового оружия;

уничтожение ОТБР и ТБР на ракетоопасных

направлениях;

уничтожение самолетов ДРЛОУ, постановщиков активных помех, а также воздушных элементов РУК в зонах барражирования (боевого применения);

уничтожение КР, БЛА и поражающих элементов ВТО в полете;

борьба с постановщиками помех, действующими в составе ударных групп;

борьба с воздушными десантами и аэромобильными войсками противника в полете

контроль воздушного пространства в районе конфликта, недопущение несанкционированных полетов летательных аппаратов и оповещение

войск о воздушной обстановке;

изоляция назначенных районов воздушного пространства с целью исключения переброски противником по воздуху людских резервов, вооружения, боеприпасов и материальных

прикрытие войск в районах сосредоточения, на маршрутах выдвижения и в районах блокирования вооруженных группировок;

прикрытие от ударов с воздуха аэродромов, пунктов управления, баз и арсеналов, станций погрузки (выгрузки), объектов инфраструктуры;

последовательное наращивание боевого состава дежурных сил и средств в соответствии со складывающейся обстановкой и развертывание группировок войск ПВО

Рис. 1. Перечень основных требований к системе ПВО войск

и объектов

Раскроем коротко указанные требования. Под требованием единства системы ПВО войск и объектов понимается, с одной стороны, единство построения указанной системы и единство действий всех сил и средств войсковой ПВО при отражении ударов воздушного противника, с другой стороны - единство системы вооружения войсковой ПВО.

Единство построения системы ПВО войск и объектов обеспечивается построением группировок ПВО по единому замыслу и плану, единство действий - централизацией управления средствами ПВО и организацией их взаимодействия. Это достигается за счет использования единой автоматизированной системы управления войсками, разведкой и оружием войсковой ПВО на основе универсальных элементов (комплексов средств автоматизации).

Единая система вооружения войсковой ПВО должна быть основана на перспективных унифицированных средствах (огневых, разведки, управления и обеспечения) модульной конструкции. Это позволит сократить типаж боевых средств, повысить серийноспособность, ремонтопригодность, технологичность изготавливаемых средств системы, улучшить их эксплуатационные характеристики. В перспективе система вооружения войсковой ПВО должна интегрироваться в единую для всех видов ВС многофункциональную систему зенитного ракетного оружия (вооружения).

Для решения широкого круга задач, стоящих перед системой ПВО войск и объектов, она должна быть способна вести эффективную борьбу со всеми типами СВН , действующими по прикрываемым войскам и объектам.

Так, в ближайшей перспективе огневые средства войсковой ПВО должны обеспечить борьбу со следующими типами СВН: баллистическими ракетами средней дальности; баллистическими ракетами оперативно-тактического и тактического назначения (ОТБР и ОТР); аэробаллистическими и крылатыми ракетами, в том числе гиперзвуковыми крылатыми ракетами (КР); самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ), разведывательно-ударными комплексами (РУК), самолетами-разведчиками и постановщиками помех; самолетами стратегической, тактической, армейской авиации, в том числе выполненными по технологии «Стеле»; вертолетами различного назначения; поражающими элементами высокоточного оружия (ВТО) (управляемыми авиационными бомбами и комплексами, противорадиолокационными ракетами (ПРР), управляемыми ракетами; беспилотными летательными аппаратами (БЛА).

Способность к ведению борьбы со всеми типами СВН достигается: использованием оптимального типажа зенитных ракетных комплексов и систем (ЗРК, ЗРС) и рациональным распределением задач по уничтожению различных типов СВН между ними; совершенствованием ВВТ соединений, частей и подразделений войсковой ПВО в направлении повышения разведывательных, огневых, маневренных возможностей, а также возможностей по управлению ЗРК (ЗРС) и группировками войск.

В войсковой ПВО типаж ЗРК (ЗРС) определяется характером и объемом задач, решаемых в ходе ведения боевых действий по прикрытию от ударов СВН воздушного нападения частей, соединений и объединений (тактических, оперативно-тактических и оперативно-стратегических) при проведении ими оборонительных, контрнаступательных, наступательных операций.

Непрерывный рост боевых возможностей СВН требует повышения эффективности системы ПВО, что, в свою очередь, вызывает необходимость постоянного совершенствования системы вооружения войсковой ПВО. Основными направлениями такого совершенствования, на наш взгляд, должны быть: широкая унификация образцов вооружения и военной техники (ВВТ), использование модульного принципа их построения; совершенствование элементной базы; повышение степени автоматизации боевой работы; возможность комплексирования со средствами других родов войск и видов ВС, участвующих в борьбе с воздушным противником (средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), радиотехнической разведки, авиационными комплексами радиолокационного дозора и наведения и др.); снижение массы и габаритных характеристик ВВТ, сокращение количества образцов ВВТ в составе комплексов и систем, личного состава боевых расчетов; снижение стоимостных показателей элементов ВВТ, упрощение эксплуатации и технического обслуживания.

Совершенствование огневых средств (ЗРК, ЗРС) должно осуществляться по следующим направлениям: расширение границ зон поражения (особенно по высокоскоростным, малозаметным и низколетящим целям); использование нескольких способов обнаружения и сопровождения СВН, различных по физическим принципам; обеспечение одновременного обстрела нескольких СВН; повышение помехозащищенности радиоэлектронных средств (РЭС); улучшение летно-технических характеристик зенитных управляемых ракет (ЗУР), повышение мощности их боевого снаряжения, использование многоспектральных головок самонаведения (ГСН); увеличение боезапаса готовых к пуску ЗУР.

Основные направления совершенствования радиолокационного вооружения войск войсковой ПВО: увеличение дальности обнаружения СВН (особенно малозаметных и низколетящих); увеличение количества измеряемых параметров радиолокационных станций (РЛС) и их точности; повышение помехозащищенности РЛС; повышение живучести средств разведки; разработка систем распознавания классов целей и тактических ситуаций; интеграция РЛС в радиолокационные комплексы, выполняющие функции пунктов обработки радиолокационной информации.

Основными способами повышения разведывательных возможностей средств войсковой ПВО являются: использование РЛС с фазированной антенной решеткой и высокопроизводительных ЭВМ; освоение новых частотных диапазонов; комплексирование активных и пассивных каналов обнаружения; развитие и внедрение систем распознавания СВН; оснащение РЛС аппаратурой космической навигации и связи.

Основные направления совершенствования средств АСУ войсковой ПВО: создание единой АСУ войсками, разведкой и боевыми средствами войсковой ПВО; повышение помехозащищенности и надежности средств связи и аппаратуры передачи данных; совершенствование специального математического и программного обеспечения комплекса средств автоматизации (КСА); обеспечение информационно-технической совместимости между собой всех элементов КСА как оперативного, так и тактического звеньев управления; расширение количества и номенклатуры сопрягаемых объектов с КСА других родов войск и видов ВС с целью создания единого информационного пространства; использование унифицированных ЭВМ с соответствующим программным обеспечением и уровнем быстродействия.

Требование постоянной готовности к отражению внезапных ударов воздушного противника означает способность сил и средств системы ПВО войск и объектов организованно и в установленные сроки приступать к боевым действиям, успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях обстановки. Достигается: непрерывным ведением разведки воздушного противника и возможностью получения данных о воздушном противнике от средств разведки других видов ВС и родов войск (в том числе от средств раннего обнаружения и сопровождения космического базирования); использованием единой АСУ боевыми действиями; сокращением времени перевода средств системы ПВО войск и объектов в готовность № 1; обеспечением высокой надежности работы ЗРК (ЗРС), средств разведки иАСУ.

Высокая мобильность подразумевает способность сил и средств системы ПВО войск и объектов к быстрому перемещению до начала и в ходе боевых действий, развертыванию в боевой (предбоевой) порядок. Достигается за счет размещения ЗРК (ЗРС), средств разведки, АСУ и технического обеспечения на шасси высокой проходимости; снижения их габаритных размеров и массы; сокращения времени развертывания и свертывания средств ПВО.

Способность к непрерывному прикрытию войск обеспечивается: эшелонированным построением системы ПВО войск и объектов за счет использования различных типов ЗРК (ЗРС); готовностью средств системы ПВО войск и объектов к боевому применению в любое время года и в любых погодных условиях; высокими маневренными возможностями ВВТ войсковой ПВО; способностью ЗРК (ЗРС) малой дальности и ближнего действия вести разведку СВН в движении и стрельбу с короткой остановки.

Устойчивость системы ПВО войск и объектов в условиях комплексного подавления противником достигается обеспечением скрытности, живучести, помехоустойчивости и восстанавливаемости сил и средств этой системы (рис. 2).

Рис. 2. Основные составляющие устойчивости системы ПВО войск и объектов

Скрытность - это способность средств системы ПВО войск и объектов ослаблять свои демаскирующие признаки и вводить противника в заблуждение. Скрытность достигается: применением пассивных средств разведки воздушного противника (радиотехнические, оптико-электронные и другие средства и системы); использованием средств маскировки, искажающих портреты В ВТ в различных диапазонах волн. В перспективе - использованием средств многопозиционной локации.

Под живучестью средств системы ПВО войск и объектов понимается их способность обеспечивать прикрытие общевойсковых формирований и при этом сохранять свою боеспособность в условиях воздействия различных внешних и внутренних факторов. Живучесть сил и средств системы ПВО войск и объектов достигается: применением ЗРК (ЗРС) различных типов; использованием при создании радиолокационного поля принципа разнесенного приема и передачи сигналов; использованием активных и пассивных средств индивидуальной и коллективной защиты ВВТ; созданием сетевой структуры системы управления соединениями, частями и подразделениями войсковой ПВО; модульным построением ВВТ войсковой ПВО; уничтожением самолетов разведки, БЛА, ДРЛОУ; поражением СВН до применения ими бортового оружия; своевременной сменой стартовых позиций за счет высоких маневренных возможностей ВВТ войсковой ПВО; наличием сил и средств для инженерного оборудования и маскировки позиционных районов, создания системы запасных и ложных позиций.

Помехоустойчивость средств системы ПВО войск и объектов обеспечивается: повышением помехозащищенности радиоэлектронных средств разведки, ЗРК (ЗРС), АСУ и средств связи за счет применения комбинированных (радиолокационных и оптико-электронных) систем обнаружения и сопровождения СВН; применением комбинированных ГСН ЗУР; использованием средств активного противодействия средствам РЭБ противника; защитой РЭС от ПРР; обеспечением электромагнитной совместимости РЭС; получением информации о воздушном противнике от большого числа разнотипных источников радиолокационной информации.

Восстанавливаемость - это способность средств системы ПВО войск и объектов поддерживать боеспособность и восполнять потери до необходимого уровня в ходе ведения боевых действий. Восстанавливаемость средств войсковой ПВО обеспечивается: унификацией ВВТ войсковой ПВО; разработкой средств войсковой ПВО на основе модульного принципа построения; повышением возможностей средств технического обслуживания соединений, частей и подразделений войсковой ПВО по ремонту и быстрому восстановлению поврежденных образцов ВВТ; своевременным пополнением запасов ЗУР.

Под требованием способность функционирования в реальном масштабе времени понимается способность элементов системы ПВО войск и объектов получать и передавать информацию о воздушной обстановке без запаздывания по времени. Достигается: созданием единой системы разведки СВН и управления боевыми действиями; обеспечением возможности обмена информацией между всеми элементами системы; повышением производительности вычислительных устройств и пропускной способности систем передачи данных; повышением степени автоматизации процессов боевой работы, возможностью информационно-технического сопряжения различных образцов ВВТ войсковой ПВО.

Следующее требование - способность к отражению ударов СВН в любое время суток, в различных погодных условиях (всепогодность) достигается за счет: применения средств обнаружения и сопровождения СВН, использующих различные диапазоны электромагнитного спектра (тепловизионные приборы, РЛС, лазерные системы и др.), а также их различные комбинации; применения ЗУР с различными методами наведения.

Способность отражать массированные удары воздушного противника достигается за счет: возможности получения информации о подготовке и начале массированного удара как от своих средств разведки и управления, так и от средств разведки и управления других видов ВС и родов войск; создания эшелонированной системы ПВО за счет использования ЗРК различной дальности действия; обеспечения одновременного обстрела ЗРК (ЗРС) нескольких воздушных целей; повышения степени автоматизации процессов боевой работы средств ПВО; увеличения боезапаса готовых к пуску ракет.

При этом, возможность осуществления зонального и непосредственного прикрытия войск и объектов, подразумевает возможность создания системы огня над всем районом боевых действий с ее выносом в сторону действий противника, а также непосредственного прикрытия отдельных важных и особо важных объектов. Это достигается: эшелонированным построением системы ПВО войск и объектов за счет использования ЗРК (ЗРС) различной дальности действия; высокими маневренными возможностями ЗРК (ЗРС), средств разведки, АСУ и технического обеспечения; способностью ЗРК (ЗРС) малой дальности и ближнего действия вести разведку воздушного противника в движении и стрельбу с короткой остановки.

Возможность интеграции системы ПВО войск и объектов с системами и средствами других видов ВС и родов войск, обладающих возможностями по борьбе с воздушным противником позволяет расширить диапазон условий боевого применения средств системы ПВО и, как следствие, - позволяет в реальном масштабе времени планировать и осуществлять распределение усилий разнотипных средств по снижению боевого потенциала СВН в ударе. Реализация данного требования достигается: созданием единой АСУ войсками и оружием, соответствующего программного обеспечения, алгоритмов управления и средств передачи данных; возможностью сопряжения средств разведки и управления со средствами разведки и управления различных видов и родов войск в интересах ведения комплексной борьбы с воздушным противником.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что выполнение данных требований позволит получить принципиально новые свойства системы ПВО войск и объектов, возможность гибкого изменения организационно-штатной структуры соединений и частей войсковой ПВО и повышение на этой основе их боевых возможностей для всего диапазона условий боевого применения, обеспечивая оперативное создание группировок ПВО, наиболее полно отвечающего выполняемым задачам с наименьшими затратами.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Противовоздушная оборона (ПВО)

совокупность мероприятий по отражению ударов различных средств воздушного нападения противника. Различают ПВО страны, ПВО войск и ПВО флота.

ПВО страны в СССР - совокупность общегосударственных мероприятий и боевых действий Войск ПВО страны, обеспечивающих защиту населения, жизненно важных районов, административно-политических и промышленно-экономических центров и др. важных военно-экономических объектов, а также группировок вооруженных сил на территории страны от ударов по ним воздушных сил противника. Осуществляется Войсками ПВО страны, выполняющими задачу по разгрому противника в воздухе во взаимодействии с др. видами вооруженных сил, а также с силами и средствами ПВО государств - участников Варшавского договора. В США и др. крупных капиталистических государствах функции и задачи ПВО страны возлагаются на ВВС, в состав которых входят все современные силы и средства ПВО.

ПВО войск - совокупность боевых действий сил и средств подразделений, частей и соединений Войск ПВО Сухопутных войск, проводимых во взаимодействии с Войсками ПВО страны по отражению ударов воздушного противника, а также мероприятий по разведке, оповещению, рассредоточению, маскировке и укрытию войск. ПВО войск организуется командирами всех степеней и во всех видах боевой деятельности войск.

ПВО флота осуществляется корабельными средствами ПВО во взаимодействии с Войсками ПВО страны.

Развитие ПВО, средств и способов борьбы с воздушным противником находится в прямой зависимости от развития летательных средств нападения врага (подробнее см. в ст. Войска противовоздушной обороны страны). В годы 1-й мировой войны 1914-18 и 2-й мировой войны 1939-45 ПВО являлась одним из видов обеспечения боевой деятельности войск (сил флота) и до середины 50-х гг. носила характер преимущественно противосамолётной обороны. С середины 50-х гг. начался новый этап в развитии ПВО, вызванный оснащением вооруженных сил ряда государств ядерным оружием, баллистическими и крылатыми ракетами, реактивной авиацией и радиоэлектронной техникой. В связи с этим неограниченно расширились возможности вооруженных сил развитых государств по нанесению внезапных воздушных и ракетных ударов ядерным и обычным оружием: роль и место ПВО в вооруженной борьбе резко возросли. Началась разработка новых средств, форм и способов организации и ведения ПВО.

К основным средствам противосамолётной обороны, способной отразить удары самолётов, беспилотных средств, крылатых ракет, автоматических дрейфующих аэростатов и других воздухоплавательных средств, относятся: зенитные ракетные комплексы, зенитная артиллерия, истребительная авиация, радиотехнические средства и средства радиоэлектронной защиты. Основными средствами противоракетной обороны, имеющей целью обнаружение, перехват и уничтожение баллистических ракет на траекториях их полёта и создание системам и средствам их наведения радиотехнических помех, являются: ракеты-перехватчики, радиолокационные станции и средства радиоэлектронной защиты. Все современные летательные средства нападения противника обладают оружием большой разрушительной мощи, быстродействием, неограниченной дальностью воздействия. Поэтому в системе ПВО особое значение придаётся поддержанию всех её сил и средств в постоянной боевой готовности и организации надёжной системы оповещения о воздушном нападении. Ведение ПВО включает: обнаружение, опознавание, перехват и уничтожение летательных средств противника, а также оповещение войск, сил флота, органов гражданской обороны (См. Гражданская оборона), населения и объектов тыла страны о воздушном нападении. Действия сил и средств ПВО осуществляются с расчётом отражения ударов воздушных средств противника с любых направлений и уничтожения их на дальних подступах к обороняемым объектам.

Н. Н. Фомин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Противовоздушная оборона" в других словарях:

    ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА - (ПВО), сложная система мероприятий по защите от нападения в военное время неприятельских воздушных сил. ПВО войск имеет назначением обеспечить выполнение боевых операций от нападений и разведки противника с воздуха. ПВО в тылу имеет целью… … Большая медицинская энциклопедия

    - (ПВО) совокупность мероприятий и боевые действия по отражению воздушного нападения противника и защите войск, промышленных районов, административно политических центров и населения от ударов с воздуха. Осуществляется зенитными ракетными войсками … Большой Энциклопедический словарь

    - (ПВО) совокупность общегосударственных мероприятий и боевых действий войск (сил), проводимых в целях защиты административно политических, промышленно экономических центров и районов страны, группировок вооруженных сил, важных военных и других… … Энциклопедия техники

    Совокупность мероприятий, сил, средств и действий, направленных на отражение воздушного нападения противника и защиту объектов, населения и войск от ударов с воздуха. В масштабе страны (коалиции стран) или отдельных регионов, промышленных районов … Словарь черезвычайных ситуаций

    Запрос «ПВО» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Противовоздушная оборона комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника. ПВО сокращённое наименование системы противовоздушной… … Википедия

    Защита некоторого района от поражения с воздуха оружием, доставляемым самолетами, крылатыми или баллистическими ракетами. Ранее термин противовоздушная оборона (ПВО) означал защиту группировок вооруженных сил и используемой ими техники во время… … Энциклопедия Кольера

    - (ПВО), совокупность мероприятий и боевые действия по отражению воздушного нападения противника и защите войск, промышленных районов, административно политических центров и населения от ударов с воздуха. Осуществляется зенитными ракетными войсками … Энциклопедический словарь

    Зенитное орудие на советской марке военного времени. Войска противовоздушной обороны Российской Федерации существовавший до 1998 года вид войск в составе Вооружённых сил Российской Федерации. Датой образования считается дата создания системы… … Википедия

    Противовоздушная оборона - комплекс мероприятий и боевые действия по отражению нападения воздушного противника, прикрытию группировок войск н объектов тыла от ударов с воздуха. Организуется во всех видах боя и операциях, при передвижениях и расположении на месте … Словарь военных терминов

    Противовоздушная оборона - (ПВО) вид боевого и оперативного обеспечения боевых действий войск на фронте и нормальной работы и жизни тыла страны в условиях воздушного нападения противника. ПВО состоит: 1) из воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС);… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов