Обществознание глобальные проблемы человечества.  Обществознание: Глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы - это совокупность острейших общепланетарных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего решения согласованных международных действий.

Особенности глобальных проблем: 1)Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира. 2)Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству. 3)Нуждаются в неотложных и эффективных решениях. 4)Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

Причины глобальных проблем

Глобальные проблемы порождены неравномерностью развития мировой цивилизации:

во-первых, техническое могущество превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

во-вторых, политическое мышление отстало от политической действительности и не может уже эффективно ею управлять;

в-третьих, побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов (общее нравственное предписание) эпохи;

в-четвертых, западные страны опережают остальной мир в экономической, социальной, научно-технической областях, что ведет к перетеканию основных ресурсов именно к ним.

Виды глобальных проблем (по типу общественных отношений):

1. Отношения человека к природе порождают природно-социальные глобальные проблемы: окружающей среды, нехватки ресурсов, энергетики, отсутствия продовольствия.

Особенность современности состоит в том, что для продолжения своей истории человеку необходимо научиться согласовывать свою глобальную деятельность с потребностями природы.

2. Отношения между людьми в обществе, то есть социальные отношения привели к появлению социальных глобальных проблем: мира и разоружения, мирового социально-экономического развития, преодоления отсталости бедных стран.

3. Отношения между человеком и обществом породили антропосоциальные глобальные проблемы: роста народонаселения, научно-технического прогресса, образования и культуры, здравоохранения.

  1. Социализация человека: значение в человеческой жизни, периоды социализации, основные факторы.

Человек - существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация - процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Этапы социализации.

В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепринятой. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.

Человек в процессе социализации проходит следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый (10-12 лет), старший подростковый (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года) возраста, молодость (23-30 лет), раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма не равномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы, (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов)

Третья - мезафакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

ИЛИ 31.Социализация человека

Процесс становления личности в обществе, т. е. процесс становления социального «Я» индивида, называется социализацией. Вне общества, вне социального общения не может быть и личности.

Под социализацией принято понимать усвоение индивидом накопленного социального опыта, культуры, в результате чего обеспечивается его «пригодность» к жизни в обществе.

Социализация – очень важный процесс, без которого индивид не был бы «пригоден» к жизни в обществе. Социализация не только дает людям возможность общаться между собой, найти свое место в обществе, но и также обеспечивает сохранение целостности общества.

Социализация личности охватывает, таким образом, основные этапы жизненного цикла человека: детство, юность, зрелость, старость. На каждом этапе жизни социализация имеет свои особенности: она осуществляется более интенсивно в молодом возрасте, а в преклонном ее интенсивность снижается. (Он там еще говорил про семилетние отрезки жизни, но я не помню ничерта, если есть у кого, то добавьте плиз).

Английский социолог Энтонни Гидденс выделяет следующие средства социализации:

1. Семья. При любом типе культуры именно в семье родители передают ребенку опыт, культуру, усвоенные ими в процессе собственной социализации.

2. «Группы равных». Любой индивид нуждается в группе людей, среди которых он чувствует себя «равным среди равных». Это, как правило, ровесники, друзья одного возраста, в среде которых индивид усваивает нормы, правила и образцы поведения. Ровесники выступают посредниками в процессе перехода от детства к зрелости.

3. Школа, система образования. Они направляют социализацию в соответствии с целями общества, а не только прививают новые знания.

4. Труд. Это важнейшее средство социализации, в процессе которого индивид начинает соответствовать требованиям общества.

5. Церковь. В прошлом она определяла и направляла социализацию, способствовала формированию ценностного ядра личности. Сегодня ее роль в процессе социализации несколько изменилась, но во многих странах она по-прежнему остается значимой.

6. Средства массовой информации. В современном обществе их значение трудно переоценить. Они «задают» образцы и стиль поведения, особенно для молодежи, влияют на формирование ценностного ядра личности.

От социализации следует отличать:

Адаптацию – ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям;

Воспитание – это целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов;

Обучение, образование – приобретение новых знаний и навыков;

Взросление – социопсихологическое развитие человека в узком возрастном диапазоне (примерно от 10 до 20 лет).

Социализация не сводится ни к одному из перечисленных выше процессов, и вместе с тем они включаются в процесс социализации в качестве элементов.

«Глобальные проблемы» (от лат. globus terrae - земной шар, сам термин появился в конце 1960-х гг.) - совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Общие черты:

  • масштабность: затрагивают все человечество;
  • предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);
  • острота: от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации;
  • проявляются как объективный фактор развития общества;
  • настоятельно требуют решения.

Главные (приоритетные) глобальные проблемы:

  1. Проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны.
  2. Демографическая.
  3. Сырьевая.
  4. Экологическая.
  5. Проблема «север-юг» (преодоление отсталости развивающихся стран и сокращение разрыва в уровне развития между ними и передовыми постиндустриальными странами).

6. Продовольственная.

7. Энергетическая.

8. Использования Мирового океана.

9. Мирового освоения космоса.

И прочее.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща ради сохранения жизни на планете.

Основные направления разрешения глобальных проблем:

  1. Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма . Широкое информирование людей о глобальных проблемах.
  2. Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.
  3. Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.
  4. Четкая международная система прогнозирования.
  5. Развитие новых технологий (ресурсосберегающих, использующих вторсырье, природные источники энергии).
  6. Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень. Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информацией.

ВОПРОСЫ:

1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобальные проблемы человечества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о глобальных проблемах.

ОТВЕТ

Определение: 1) Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование цивилизации.

Два предложения: 2) Решение глобальных проблем человечества возможно только при участии всего мирового сообщества. 3) Одной из глобальных проблем является проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Назовите любые три глобальные проблемы современности и приведите к каждой конкретный пример.

ОТВЕТ

  1. Экологическая проблема. Пример: вырубка лесов - «легких планеты», например тропических лесов в долине реки Амазонки.
  2. Демографическая. Пример: быстрый рост рождаемости в современном мире с 1,5 млрд человек в начале ХХ века, до 6,5 млрд в начале XXI века. Осенью 2011 года был зафиксирован семимиллиардный житель планеты. Население земли увеличивается в геометрической прогрессии и по самым скромным подсчётам достигнет к 2050 году 10 млрд жителей.
  3. Угроза возникновения третьей мировой войны. Пример: если в начале 1950-х годов ХХ века только две страны в мире обладали ядерным оружием, то к началу XXI века их уже около десятка. Причем часть из них находится в состоянии «холодной войны» друг с другом, например Индия и Пакистан.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

ОТВЕТ

В качестве примеров, иллюстрирующих взаимосвязь проблем, относящихся к увеличению разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны, могут быть приведены:

  1. Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны «третьего мира», некоторые из которых располагают ядерным оружием (например, индо-пакистанский конфликт.
  2. Из-за обострения проблемы обеспечения сырьем и энергоресурсами наиболее развитые страны мира провоцируют, а иногда и сами участвуют в войнах за контроль над источниками сырья (например, война в Персидском заливе или американо-иракская война).
  3. Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации) и др.

4 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Под угрозой сейчас находится большинство оставшихся высших видов растений и животных. Те из них, которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью - производить для него как можно больше пищи и сырья. На них уже более не распространяется дарвиновский закон естественного отбора, который обеспечивает генетическую эволюцию и приспособляемость диких видов. Впрочем, и те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, тоже обречены. Их естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремленном продвижении человечества вперёд. Не менее печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая всё ещё нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни. Ведь, нарушая экологическое равновесие и непоправимо сокращая жизнеобеспечивающую емкость планеты, человек таким путём может в конце концов сам расправиться со своим собственным видом не хуже атомной бомбы.

И это не единственное, в чем новая благоприобретённая мощь человека отразилась на его собственном положении. Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву. Он научился производить больше, чем когда бы то ни было, всевозможных вещей, и к тому же в значительно более короткие сроки. Уподобившись Гаргантюа, он развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя всё больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца.

Родилось явление, которое стали называть промышленной, научной, а чаще научно-технической революцией. Последняя началась тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире. Этот процесс идет сейчас полным ходом и все набирает и набирает скорость».

(По А. Печчеи)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

3) Предположите, почему постоянный рост производства и потребления угрожает будущему человечества. Выскажите два предположения.

5) В 1900 г. население Земли достигло 1650 млн человек; в 1926 г. оно составило 2 млрд человек; на третий миллиард ушло 34 года; следующий миллиард добавился за 14 лет; затем - за 13; увеличение населения с 5 до 6 млрд человек заняло 12 лет и завершилось в 1999 г. Какую идею автора иллюстрируют приведённые факты? В чём опасность продолжающегося роста численности населения Земли?

Ответ

1. План текста:

  1. Влияние современного человека на природу.
  2. Рост потребностей человека.
  3. Научно-техническая революция.
  • Те виды (виды растений и животных), которые человек избрал для удовлетворения своих потребностей, давно уже приспособлены к его требованиям с единственной целью - производить для него как можно больше пищи и сырья.
  • Те виды, которым человек не смог найти непосредственное применение, обречены, потому что естественная обитель и их ресурсы были отняты и безжалостно разрушены в целеустремлённом продвижении человечества вперёд.
  • Печальная участь ждет и нетронутую дикую природу, которая все еще нужна как естественная среда обитания самого человека для его физической и духовной жизни.

3. Два предположения:

  1. Рост производства и потребления приводит к поиску дополнительных ресурсов, что приводит человека в самые отдалённые и нетронутые уголки дикой природы. В свою очередь это нарушает и так шаткое равновесие человека и дикой природы.
  2. Постоянный рост производства и потребления будет сопровождаться увеличением отходов, что может привести к глобальной экологической катастрофе. Например, увеличение выбросов углекислого газа в атмосферу грозит «парниковым эффектом».
  3. Борьба за передел ресурсов - «третья мировая война».
  1. По мнению автора, научно-техническая революция началась «тогда, когда человек понял, что может эффективно и в промышленных масштабах применять на практике свои научные знания об окружающем мире».
  2. Два крупнейших достижения НТР:
  • интернет;
  • мобильная связь.
  1. Подобные факты иллюстрируют следующую идею автора: «Современный человек стал дольше жить, что привело к демографическому взрыву».
  2. Опасность в грядущем перенаселении планеты, которой не хватит ресурсов, чтобы прокормить такое количество народа. Это грозит человечеству новыми войнами, социальными катаклизмами и прочими бедами.
  1. Дикая природа позволяет человеку насладиться чувством прекрасного, ощутить гармонию с природой, испытать чувство покоя и т. п.
  2. Дикая природа - источник вдохновения для человеческого творчества.

5. При характеристике глобальных проблем современности приходится слышать мнение о том, что человечество идет к своему концу, у людей нет сил спасти самих себя, провозглашается обречённость мирового сообщества. Назовите три важнейших признака глобальных проблем. Согласны ли вы с приведённым мнением? Свою позицию аргументируйте.

ОТВЕТ

Само понятие «глобальные проблемы» предполагает, что им присущи следующие важнейшие признаки:

  1. Они порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом.
  2. Они угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле.
  3. Они решаемы лишь при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

Происходящая в современных условиях информационная революция создаёт реальные технико-технологические основы для решения глобальных проблем. Всё большее распространение получает экономика, построенная на сочетании рыночных механизмов и государственного регулирования стихийных экономических процессов, позволяющая осуществлять эффективную социальную защиту населения, преодолевать конфликт между эффективностью производства и социальными интересами людей.

Аргументы:

Постепенно утверждается в умах политиков и становится реальностью идея ненасилия, решения возникающих проблем не силой, а переговорами, поиском компромиссов. Уходит в прошлое непримиримое идейное противостояние, выливавшееся в психологическую войну. Основы для терпимости и взаимного сотрудничества в рамках мирового сообщества постепенно укрепляются, что создаёт условия совместных действий по решению глобальных проблем.

темы для эссе:

«Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень».

(А. Эйнштейн)

«Большинство жизненных задач решаются как алгебраические выражения: приведением их к самому простому виду».

(Л. Толстой)

«У всякой эпохи свои задачи, и их решение обеспечивает прогресс человечества».

Глобальные проблемы современного общества стали закономерным продолжением неравномерности развития, причём как между уровнями государств (проблема Севера – Юга), так внутри самих стран по разным сферам. Что усугубляется ещё и большим разрывом между финансовым положением, реальным уровнем жизни и возможностями различных слоёв общества. Возникновение многих глобальных проблем современности поспособствовала научно-техническая революция, которая вывела человечество на новый виток развития, дала ему современные технологии, позволила справиться с болезнями… И открыла путь к уничтожению всей планеты.

Так, в результате гонки вооружений уже в 80-е годы общий запас вооружений в 100 раз превышал то, что использовали все участники во время Второй мировой войны. Таким образом, глобальные проблемы современного мира поднимают остро вопрос о выживании человека как вида. Это настолько важно, что их рассматривает далеко не только обществознание, но и социология, политология, экономика, некоторые отрасли географии, изучает статистика, экология и так далее.

Существует мнение, что виной всему стала глобализация, которая породила подобное разрастание. Некоторые также возлагают ответственность на определённые страны, в частности, на экономически развитый Запад, а также на Европу, считая, что создавшееся положение дел в мире стало во многом результатом того, что они эксплуатировали бывшие монополии, потребительски и часто грабительски относились к мировой экологии.

Однако, размышляя о том, верны ли следующие суждения о глобальных проблемах, то есть уже упомянутые, нельзя не отметить, что свою роль в том, как именно все пришли к настоящему, сыграл СССР. А страны, которые входили в СССР, за исключением Прибалтики и отчасти Грузии, сейчас нельзя назвать экономически успешными и принадлежащими к данной группе государств. Тем не менее это не освобождает их от ответственности, в том числе и исторической.

Таким образом, трудно сказать, что причина глобальных проблем как-то связана с преуспеванием или напротив – с отсталостью в плане экономических отношений. Да и явление намного глубже, это не простая сумма национальных или региональных проблем, вышедших на новый уровень. Существует мнение учёных, что человек оказался на следующем витке развития и столкнулся с новыми для себя проблемами. Чем больше у него возможностей, тем более серьёзные задачи приходится решать. И тем выше ставка – цена за вероятный проигрыш. Фактически, в настоящем экономические, научные, технологические, транспортные и т. п. возможности людей в целом беспрецедентные. И, соответственно, риск тоже максимальный.

Какие они бывают?

Глобальные проблемы человечества обществознание и философия делят на 3 большие группы. В первую входят те, что возникли по линии взаимоотношения людей и природы. В частности, к глобальным экологическим проблемам (а речь идёт именно о них) относятся вопросы загрязнение природы, стремительное сокращение биоразнообразия, уничтожение экологических систем, нехватка чистой питьевой воды, продовольствия. Вопрос ресурсов тоже часто включают в этот перечень, хотя он находится скорее на стыке.

По линии людей и социума в целом – демографический кризис, который сейчас стал сложнее, чем просто вопрос перенаселения планеты. Так, в одних странах наблюдается слишком большая плотность, в то время как другие не могут даже просто обеспечить гарантированную смену поколений из-за резкого падения рождаемости. Сюда же можно отнести проблему бедности, терроризма, социального неравенства, хотя последние уже будут спорными, многие считают их скорее региональными, просто некоторые – очень масштабными.

И, наконец, интерсоциальные. Это проблемы предотвращения ядерной войны, отсталости развивающихся стран по сравнению с развитыми. И не только. Вообще глобальные проблемы мировой экономики связаны с гиперинфляцией, периодическими кризисами, а также с тем, какое количество ресурсов уходит на постоянное вооружение. И сейчас этот вопрос снова оказался остро поднят в связи с противостоянием между Россией и Западом.

Отдельные глобальные проблемы человечества

Некоторые проблемы настолько остро встают, что они выделяются из основной группы и получают особый статус. Именно так случилось в своё время с парниковым эффектом, который отдельно начали обсуждать на международном уровне, когда поняли, что среди всех экологических проблем именно это может оказаться самым критическим в ближайшее время. Сегодня схожим статусом обладает тема Мирового океана.

Напомним, что он занимает 70% суши. Без него на планете не было бы жизни. В то же время загрязнение Мирового океана намного труднее контролировать, чем пользуются многие развивающиеся страны, сбрасывая туда отходы и экономя, таким образом, на их утилизации или переработки. Развитые страны пытаются контролировать этот процесс, но, во-первых, им не всегда хватает юридических возможностей, потому что в полной мере ни одна страна не может указывать другой, что той делать. Во-вторых, Мировой океан – огромен. Чтобы охватить всё пространство, понадобятся слишком большие ресурсы.

Кроме того, напомним, что глобальные проблемы мировой экономики – это, помимо прочего, ещё и вопрос ресурсов, обеспечения сырьём. К чему относится добыча нефти, а она сейчас всё чаще затрагивает Мировой океан. Разумеется, большинство компаний следит за техникой безопасности, старается не допускать протечек, тщательно контролирует процесс. Однако достаточно одной крупной аварии, чтобы пострадала значительная часть территории. А локализировать зону бедствия в Мировом океане затруднительно.

Вообще глобальные проблемы примеры такого рода знают в большом количестве. Иногда речь идёт о простой ошибке, периодически – о техническом несовершенстве. Но чаще всего к трагедиям приводят халатность, пренебрежение собственными обязанностями, злой умысел, а ещё чаще – нищета (люди в развивающихся странах вырубают лес, потому что для них это часто чуть ли не единственный способ прокормиться) и неграмотность.

Поясню по поводу последнего: в современном мире при доступности образования, а также Интернета каждый может, при желании, узнать, какие виды растений и (или) животных занесены в Красную книгу, чем опасно их уничтожение, как стоит вести себя на природе. Но существует довольно большое количество людей, проживающих как раз в местах скопления диких животных, которые не представляют себе всей картины. У них нет доступа в Интернет, они могут не знать о проблеме. И при этом такие люди

эксплуатируют природу, не задумываясь. Многие не понимают, какой ещё у них может быть выход. Просветительские программы в Индии, к примеру, помогли спасти жизнь многим леопардам: местные жители стали им помогать, когда те оказывались совершенно случайно в ловушках, рассчитанных на других животных.

Взаимосвязь глобальных проблем

Глобальность современных существующих проблем связана не только с тем, что они оказывают влияние на всю планету. Помимо прочего, их нельзя решить силами одной страны или даже группы государств. Здесь требуется объединение усилий. И ещё критически важно учитывать взаимосвязь. Нельзя найти то, что относилось бы к глобальным проблемам современности, но при этом не влияло на другие или не испытывало соответствующее влияние – в свою очередь.

В целом цепочку можно рассматривать так. Примерно около двух сотен лет тому назад накопилась критическая масса недовольства в разных странах, которая привела к резким социальным переменам и к революциям, произошедшим где-то раньше, где-то позднее. Людей перестала устраивать религия, они стали искать ответы в науке, результатом чего стала научно-техническая революция. А она привела к созданию новых лекарств, повышению уровня жизни, решению вопроса голода (несмотря на то, что нехватка продовольствия продолжает оставаться одной из глобальных, сейчас недоедает меньше людей, чем раньше). В итоге произошёл демографический взрыв, как следствие – перенаселение.

Что, в свою очередь, повлекло за собой угрозу истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды. Большое количество людей само по себе также способно обострить проблемы между странами и привести к новым конфликтам. А научно-технический прогресс дал государствам в руки новое, более мощное и опасное оружие. Что и привело к актуальному положению дел.


Последние десятилетия ХХ века поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили название глобальных. Глобальные проблемы современности (ГПС) превратились в один из важнейших объектов мировой политики и практики.

Само понятие «глобальная проблема» предполагает, что ей присущи следующие важнейшие признаки:

Она порождена деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;

Глобальные проблемы угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;

Решение этих проблем возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества.

Появление ГПС в ХХ веке не случайно. Оно связано с действием ряда факторов:


  1. научно–технический прогресс значительно ускорил социально - экономические процессы во всем мире. Именно в ХХ веке научных и технических открытий было сделано больше, чем за всю предшествующую человеческую историю (телевидение, освоение космоса, использование атомной и ядерной энергии и т.д.);

  2. могущество человека, вооруженного современной техникой, возросло до такой степени, что способно нанести непоправимый ущерб природе. Сегодня природа подвергается всё возрастающему антропогенному воздействию во всех уголках земного шара, а также в надземном пространстве (атмосфере, геосфере, космической сфере);

  3. в ХХ веке стремительный рост населения («демографический взрыв»: с 2 млрд. человек в начале столетия до 6 млрд. в его конце) и, как следствие – активная хозяйственная деятельность. Это усилило давление на природу и до предела обострило проблемы экологии и обеспечения человечества необходимыми средствами существования (качественная питьевая вода, продовольствие, энергоресурсы и т.п.). Уровень общественной организации, политическое мышление, духовно – нравственные ориентиры нашего времени оказываются весьма далеки от деструктивных возможностей, от разрушительного потенциала, которым обладают отдельные люди и человечество в целом.

  4. создание оружия массового уничтожения в количестве, угрожающем существованию человеческой цивилизации.
В научной литературе можно встретить различные перечни глобальных проблем, где их число варьирует от 8-10 до 40-45. Это объясняется тем, что наряду с главными, приоритетными глобальными проблемами существует ещё целый ряд более частных, но также очень важных проблем. Устойчивого перечня ГПС не определено, кроме того, существуют различные классификации глобальных проблем.

Выделяют следующие глобальные проблемы (основные и второстепенные):

Экологическая;

Проблема войны и мира;

Проблема «Север – Юг»;

Демографическая;

Проблема международного терроризма;

Проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании;

Проблема возрождения культурных и нравственных ценностей;

Проблема предотвращения опасных последствий научно – технического прогресса, использования его результатов во вред человечеству и др.

ГПС, их проявление и возможные пути решения


Название

проблемы


Суть проблемы, её проявление

Возможные пути решения

Экологическая

В конце ХХ столетия воздействие человека на природную среду привело к подрыву самих условий его существования.

Особенностью экологических процессов является кумулятивный эффект (эффект накопления), следовательно, даже региональные проблемы при их накоплении зачастую приобретают глобальный характер. Масштабы экономической деятельности и область деградирующей среды обитания человека достигли ныне своих предельных значений. В ограниченном планетарном пространстве возник эффект наложения экологических проблем одних регионов на другие. Например, основным источником загрязнения окружающей среды до последнего времени оставались США и наиболее развитые страны Запада. Воздействие этих загрязнений не было локальным. Оно вело к разрушению озонового слоя. К накоплению в атмосфере углекислого газа, создающего угрозу глобального потепления климата. Загрязнение воздуха на северо-востоке США приводило к выпадению кислотных дождей на юге Канады, а сжигание огромного количества угля в Китае приводит к усилению парникового эффекта во всем мире.

Существует несколько основных разновидностей нанесения непоправимого ущерба окружающей среде: 1) создание отходов (бытовые, промышленные, автомобильные выхлопы); 2) истощение невосполнимых минеральных и иных природных ресурсов в результате хозяйственной активности человека. Так, при современных темпах потребления все известные ныне в мире запасы могут быть полностью израсходованы к 2059 г.

Также в последние десятилетия происходит сокращение площади лесных массивов (ежегодно на 11 млн. га), ухудшение плодородия почв, опустынивание значительных территорий (ежегодно около 6 млн. га плодородных земель), что приводит к изменению климата, ставит под угрозу существование всего человечества. Число растений и животных, исчезающих в результате деятельности человека, тоже растет . Сокращаются запасы пресной воды , пригодной к употреблению.

Загрязнение биосферы способствует серьёзному ухудшению здоровья людей (в России этот фактор является основной причиной 30 % общих заболеваний).


В 1992 г. Проходивший под эгидой ООН Всемирный экологический форум одобрил концепцию устойчивого развития, согласно которой от затрат на восстановление окружающей среды необходимо перейти к постепенному отказу от технологий, её разрушающих . Одновременно необходимо разрабатывать новую философию развития , призванную противопоставить агрессивному потребительству умеренность , гармоничное развитие природы и общества. Другими словами, речь идёт о создании и развитии новых технологических процессов, основанных на принципах рационального использования природных материалов, экономии энергетических и сырьевых ресурсов, применении вторичного сырья и ресурсосберегающих технологий.*

В 1997 г. был подписан Киотский протокол, предусматривающий значительные ограничения выбросов в атмосферу вредных веществ ведущими странами мира. В 1999 г. страны ЕС подписали соглашение о сокращении в течение 5 лет вредных выбросов грузового и пассажирского транспорта на 60 %. Практически во всех развитых странах мира на выхлопные трубы давно принято ставить специальные фильтры, а потребление топлива современными автомобилями, как правило, существенно ниже, чем у их предшественников.

Необходимо также ограничить потребление ресурсов, работать над открытием (изобретением) альтернативных источников энергии.


* В документах ООН в 80-е г.г. появился термин «устойчивое развитие». Устойчивое развитие – управляемый процесс такого развития общества и природы, которое должно обеспечить благоприятные условия для сохранения природы, и для жизни людей. Основные усилия предлагается направить на разработку «щадящих» технологий, способствующих преодолению трудностей. При этом не идёт речь об отказе от совершенствования техники и технологий, от усилий, направленных на преодоление отсталости и повышение жизненного уровня населения.

Демографическая проблема

Прежде всего, под демографической проблемой понимаются быстрые темпы роста населения и необходимость удовлетворения растущих потребностей людей.

Во второй половине ХХ века в связи с ростом качества медицинского обслуживания и при сохранении традиционно высокого уровня рождаемости в развивающихся странах стали очень высокими темпы прироста населения (в 1800 г. в мире насчитывалось до 1 млрд. человек, в 1930 г. –уже 2 млрд.; в 1970 г. – 3 млрд., в начале 1980-х – около 4,7 млрд. человек; к концу 1990-х – более 5 млрд. человек). По данным ООН в 2000 г. число жителей нашей планеты составляло 6 млрд. человек, а на 2050 г. прогнозируется 10-12 млрд. Эта тенденция дала жизнь неомальтузианству* и, кроме того, поставила демографические проблемы в центр внимания мировой общественности.

Вопросы увеличения народонаселения планеты и окружающей среды тесно связаны между собой. Рост численности населения влечет за собой потребление большего количества продуктов питания, энергии и прочих ресурсов. Кроме того, автоматически происходит рост экономической активности, что сказывается на загрязнении окружающей среды.

Не меньшую проблему представляет демографический разрыв между развитыми и развивающимися странами . Для развивающихся стран по-прежнему характерны высокая рождаемость и многодетные семьи (причина тому – традиции, а также стремление иметь много детей для того, чтобы они могли обеспечить жизнь родителей в будущем). В развитых же государствах уровень рождаемости не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Крайне высокий уровень рождаемости в развивающихся странах ведет к усугублению проблем бедности населения. Одновременно обостряется жилищная проблема, ситуация в сфере образования и здравоохранения в соответствующих странах.

Ещё одним проявлением мирового демографического кризиса является тенденция к уменьшению численности и резкому старению населения в развитых странах (по оценкам демографов, к 2025 г. в странах Европы доля людей старше 60 лет достигнет 37 %). Количество пенсионеров в некоторых странах уже сейчас превышает численность экономически активного населения.


С целью решения демографической проблемы ООН приняла «Всемирный план действий в области народонаселения». Он предусматривает решение проблемы путем осуществления программ планирования семьи, что позволит остановить рост численности населения в тех странах, где он велик и, наоборот, стимулировать прирост населения в развитых странах. Но одной демографической политики недостаточно. Она должна сопровождаться улучшением экономических и социальных условий жизни людей в развивающихся странах .

Проблемы, вызванные резким старением населения развитых стран, частично можно решать путем трудовой миграции в зону ЕС выходцев из регионов Азии и Африки. С одной стороны, прибытие работоспособных мигрантов позволяет наполнять социальные фонды и выполнять социальные обязательства государства. Но, с другой стороны, это порождает новые социальные, этноконфессиональные и иные проблемы. Мигранты не всегда удачно адаптируются к новому сообществу. Крупномасштабная иммиграция вызывает в принимающих странах озабоченность относительно потери контроля над институтами государства, национальными границами. Возникает страх и неприятие новых для соответствующих стилей жизни, религиозных и культурных норм, поведенческих стереотипов.


* Английский экономист к. 18-нач. 19 в.в. Т. Мальтус выступил с теорией, согласно которой численность населения земного шара растёт быстрее, чем возможности обеспечения его продовольствием. Отсюда необходимость принятия политических решений, направленных на ограничение темпов роста народонаселения: регламентация браков, регулирование рождаемости, а также «естественное» регулирование численности населения посредством голода, эпидемий, войн и т.д. Идеи подобного рода, активно развивавшиеся последователями Т. Мальтуса, приобрели собирательное название «мальтузианство» и получили довольно широкое распространение в середине 19 в.

Проблема «Север – Юг»

Так обозначается тенденция роста экономического отставания стран третьего мира («Юг») от ведущих держав Запада («Север») .

Крушение колониальной системы в 50-60-х годах породило оптимистические прогнозы быстрого экономического и культурного возрождения стран, завоевавших политическую независимость. Действительно, до 70-х г.г. эти страны сохраняли довольно высокие темпы развития (в первую очередь это относится к так называемым «новым индустриальным странам» (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг) и нефтеэкспортирующим странам). Однако с 80-х г.г. этот экономический рост резко замедлился. Падение доли освободившихся стран во внешней торговле вынудило их обратиться к внешним займам. Ко второй половине 80-х г.г. образовался триллионный долг стран третьего мира Западу.

Начал увеличиваться разрыв между развитыми и развивающими странами. Если в 1960 г. соотношение между ними по ВНП на душу населения составляло 26:1, то сейчас оно составляет 40:1.

Возник феномен так называемых «неудавшихся», «несостоявшихся» государств (вроде Афганистана, Заир, Сомали), которые стояли буквально на грани распада из-за полной деградации политической и социальной систем.

5 . Проблема Севера и Юга выражается в

1) истощении природных ресурсов

2) колоссальном разрыве в уровне развития регионов планеты

3) региональных вооруженных конфликтах

4) перенаселённости ряда регионов планеты

6 . К экологическим проблемам относится

1) опасность распространения ядерного оружия

2) постепенное истощение природных ресурсов

3) борьба с международным терроризмом

4) упадок нравственных ценностей

7 . К экологическим проблемам относится (-ятся)

1) предотвращение распространения наркомании

2) проблемы охраны здоровья

3) предотвращение угрозы новой мировой войны

4) исчезновение многих видов растений и животных

8 . Верны ли суждения о глобальных проблемах современности

А. Сегодня существует угроза существованию человечества как биологического вида

Б. В целях выживания человечество должно ограничить рост потребления

1)верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

9 . Какие проблемы получили название глобальных

1) проблемы, стоящие перед всем человечеством, требующие коллективных усилий народов для их разрешения

2) проблемы экономического взаимодействия между различными странами

3) проблемы ликвидации последствий чернобыльской аварии

4) проблемы, касающиеся отношений человека и окружающей среды

10 . К числу глобальных проблем современности относятся:

1) предотвращение угрозы экологического кризиса

2) предотвращение отрицательных последствий НТР

3) обеспечение человечества необходимыми ресурсами

4) все вышеперечисленное

Часть 2

1 . Запишите фразу, пропущенную в схеме:

2. Установите соответствие между глобальной проблемой современности и её проявлением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НАЗВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

СОВРЕМЕННОСТИ СОВРЕМЕННОСТИ

А) парниковый эффект 1) демографическая проблема

Б) стремительный рост народонаселения в Африке 2) экологическая проблема

В) увеличение процентного состава пожилых и старых

людей в развитых странах

Г) опустынивание земель
3 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений
4 . Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов 1) угроза мирового терроризма

Б) активизация деятельности экстремистских групп 2) угроза экологического кризиса

(захват заложников, подготовка и проведение взрывов 3) проблема «Север – Юг»

в местах массового скопления людей)

В) быстрый рост населения в странах Азии , Африки и

Латинской Америки

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального

дохода на душу населения между группами стран)

Д) рост заболеваний, вызванных отходов вредных производств
5 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Понятие «________ (1)» получило распространение с конца 1960-х г.г. Так принято называть проблемы, носящие ____________ (2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит __________ (3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ______ (4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека.

Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ________ (5) экономического развития, сохранение мира – это одновременно и решение проблемы здоровья людей и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка ______ (6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (или словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) выживание Г) гонка вооружений Ж) общечеловеческий

Б) общественный Д) неравномерность З) динамичность

В) глобальные проблемы Е) глобализация И) неразрывность
Часть 3

I.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человека соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным учёным Н.И. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапланированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно – конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение). При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т.е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В.А. Лекторский)
С1 . Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?
С2 . Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.
С3. Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.
С4 . Автор пишет о необходимости «установления равноправно – партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение).
II. Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.

«Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности, христианских традиций… Так

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.18. Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)

Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств. Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющихся отличием этой эпохи.

Угрозы

1. Природе : экологические и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды вредными выбросами, проблемы прироста народонаселения.

2. Здоровью людей: распространение наркотиков, СПИДа. В последние годы эти проблемы становятся для нашей страны одними из ведущих национальных угроз. Кроме опасности для физического здоровья усиливается угроза здоровью духовному; стремительно падает уровень культуры, происходит коммерциализация, подмена высокого искусства дешевыми штампами и подделками.

3. Стабильному развитию общества: голод, нищета, безграмотность, безработица. Эти беды все более и более охватывают слаборазвитые страны, «мировой юг».

4. Войны и терроризм.

Глобальные проблемы (термин появился в конце 1960-х гг.) совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит социальный прогресс и существование цивилизации.

Отношение ученых к глобальным проблемам

1. Абсолютизация глобальных проблем и фатализм, сводящийся к мнению о невозможности решить глобальные проблемы, проповедь идей катастрофизма и неизбежности гибели человечества.

2. Полное отрицание существования глобальных проблем и признание лишь проблем локальных.

Критерии выделения глобальных проблем

– повсеместное их распространение, затрагивающее человечество в целом;

– проявляются как объективный фактор развития общества;

– неразрешенность данных проблем может привести к гибели всего человечества;

– разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т. е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.

Причины глобальных проблем: активный преобразующий характер деятельности человечества; стихийность, антигуманность, несправедливость в обществе; эксплуатация отстающих в экономическом развитии стран, погоня за текущими прибылями и выгодами; преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами; потребительское отношение не только к природе, но и к человеку в условиях рыночной экономики; технократический подход в ущерб долговременным интересам общества в целом.

Классификация глобальных проблем современности

1. Межсоциальные проблемы – проблемы войны и мира, социально-экономические проблемы, проблемы преодоления отсталости тех или иных стран и т. д.

2. Проблемы системы «человек-общество» – здравоохранения, народонаселения, образования, компьютеризации и научно-технического прогресса, развития человека и его будущего.

3. Проблемы системы «природа – общество» – ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды.

Главные (приоритетные) глобальные проблемы: проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны, демографическая, преодоление отсталости развивающихся стран, продовольственная, сырьевая, энергетическая, экологическая, использования Мирового океана и освоения Космоса, социальные, политические и экономические проблемы.

Экологические проблемы в настоящее время имеют первостепенное значение для человечества. К экологическим относят такие проблемы, как «парниковый» эффект, «озоновые дыры», истребление лесов, загрязнение атмосферы, вод Мирового океана, истощение почв и многие другие. Деятельность человечества по освоению природы носит в последнее столетие необратимо разрушительный характер. Экономический прогресс достигается за счет экологического регресса. Главная причина противоречия между экономикой и экологией – установка человека на потребительское отношение к природе. Экологическую катастрофу можно предотвратить только через осознание обществом своей ответственности за состояние среды своего обитания и выработку четких правовых норм, ограничивающих антропогенное воздействие на природу, обязательных для всех стран.

Социальные проблемы – огромное число неграмотных людей, сложная демографическая ситуация и морально-этические проблемы. Демографическая проблема (рождаемость, смертность, плотность и миграция населения) оказывает существенное давление на социоприродную среду в глобальных масштабах. Темпы роста населения с развитием цивилизации увеличиваются. Демографические процессы с 60-ых годов ХХ в. определяются двумя противоположными тенденциями:

1) «Демографический взрыв» (резкий прирост населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки) ведет к резкому обострению социально-экономических проблем в развивающихся странах, прежде всего – отсутствие работы, голод, неграмотность и неустроенность десятков миллионов людей.

2) «Нулевой прирост» населения в странах Западной Европы ведет к резкому старению населения и его сокращению в развитых странах. Демографическую проблему пытаются решить в развивающихся странах, осуществляя государственную политику контроля (сокращения) над рождаемостью, в развитых – наоборот, поощрением рождаемости. Однако результаты в этом направлении неутешительны.

СПИД, наркомания, вредные привычки, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания все более распространяются в обществе и могут привести к депопуляции.

Экономические проблемы – это истощение ресурсов и разделение мира на полюса экономического развития, проблемы обеспечения продовольствием и НТР.

Продовольственная проблема – это неспособность развивающихся стран полностью обеспечить питанием свое население.

Полюса развития – это поляризация мира по принципу развитости экономики.

Истощение ресурсов. Раньше человек мог спокойно разрабатывать месторождения, заботясь лишь о том, чтобы это было ему экономически выгодно. Но современная ситуация показывает, что в скором времени полезные ископаемые попросту закончатся.

К политическим проблемам относятся, в первую очередь, вопросы международного терроризма, угрозы локальных войн, опасность глобальной войны.

С середины ХХ века проблемы войны и мира перестали носить локальный характер. Существует серьезная опасность, что в ходе военных действий будет применяться оружие массового поражения, основанное на получении энергии в ходе ядерных и термоядерных реакций, которое способно уничтожить все живое на Земле. Другие последствия: создание эффекта «ядерной зимы»; появление электромагнитного импульса, поражающего электростанции и выводящего из строя приборы; радиоактивное заражение местности.

Межнациональная рознь. В ряде регионов мира не до конца преодолены межэтнические противоречия; многие народы так и не смогли создать свои национальные государства, самоопределиться, и для них проблема этнической самоидентичности стоит весьма актуально. Серьезной проблемой являются региональные конфликты и кризисы, порождающие гражданские войны, мировой терроризм, национальный и религиозный экстремизм уже в мировом масштабе. Многие современные политологи и социологи (С. Хантингтон ) называют в качестве причин этих конфликтов: 1) борьбу «бедного Юга» с «богатым Севером»; 2) столкновение цивилизаций с их различными религиозными основаниями (христианство и ислам).

Терроризм – насильственное воздействие на людей с целью запугать их и добиться реализации своих планов. Террористические действия всегда носят публичный характер и производятся с целью воздействия на общество или на власть. В современную эпоху террор вышел за рамки государств, приобрел транснациональный характер. Террор теперь представляет собой целостную систему, объединяющую крупные финансовые средства, возможности их перетока и использования в различных регионах мира, мощнейшее информационное обеспечение, единую сеть – паутину, охватывающую весь мир.

Типы современного терроризма

политический (имеющий целью непосредственно оказать влияние на политических лидеров и их решения, может быть, добиться их устранения);

информационный (прямое, часто насильственное, воздействие на психику и сознание людей в целях формирования нужных мнений и суждений, распространение определенных «пугающих» слухов);

экономический (дискриминационные экономические действия с целью давления на конкурентов, в числе которых могут быть как отдельные компании, так и государства);

социальный (бытовой) (повседневное запугивание, с которым мы можем сталкиваться на улице, в школе, в быту, к примеру, со стороны «скинхедов», рэкетиров, терроризирующих малые предприятия).

Эффективное решение проблем национального, регионального и планетарного масштаба возможно ненасильственным путем, на основе диалога и взаимопонимания. Все глобальные проблемы взаимосвязаны. В XX в. человечество стало силой планетарного масштаба, определяющей многие стороны существования как сферы жизни – биосферы, так и сферы разума – ноосферы. Биосфера (В. И. Вернадский) – это целостная биогеохимическая оболочка планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Ноосфера – обозначает область взаимодействия природы и человека, в которой человек и его разум играют решающую роль: Земля в процессе закономерной эволюции органического мира вступает в новую геологическую эпоху, когда биосфера должна реализовываться и направляться в своем развитии разумной деятельностью человека.

Основные направления разрешения глобальных проблем

* Формирование нового планетарного сознания, воспитание человека на принципах гуманизма, широкое информирование людей о глобальных проблемах.

* Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем.

* Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации. Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень.

* Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений. Четкая международная система прогнозирования.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.