Государственный внутренний долг. Особенности правового регулирования государственного долга Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

  • консолидация — объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;
  • конверсия государственного займа — изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;
  • конверсия внешнего долга — средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;
  • новация — замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. — 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование

Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе:

по кредитам правительств иностранных государств

по кредитам иностранных банков и фирм

по кредитам международных финансовых организаций

государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте

по кредитам Центрального банка РФ

гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга

Внешнее финансирование государства — следствие объективной необходимости привлечения дополнительных источников для финансирования госрасходов и дефицита госбюджета при исчерпании всех возможных источников мобилизации денежных ресурсов внутри страны.

Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50).

Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам

Внешнее финансирование различается также по формам . Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования , так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

Рис. 51. Структура внешнего финансирования и кредитования по формам

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное.

Управление государственным долгом

Система создает систему государственных долгов : внутренних и внешних

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами.

Система госдолгов требует создания системы управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости.

Если условный долг государства 100тыс.ед. и представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых)

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п.).

Рефинансирование долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53).

Управление государственным долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики.

Рефинансирование долгов — это система мер по изменению условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).

Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.

Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.

Государственный долг и методы управления государственным долгом

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

– под этим термином подразумеваются долговые обязательства, которые принимает на себя государство перед международными организациями, иностранными государствами, юрлицами и физлицами.

Различают внешний и внутренний государственный .

Внешний государственный долг – обязательства, которые страна несет перед нерезидентами и выплачивает в иностранной валюте

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства перед резидентами, выраженными в национальной валюте.

Иными словами, деление на внешний и внутренний долг (по действующему Бюджетному Кодексу России) производится по валюте займа.

О государственном долге

Государственный долг может носить:

  • Краткосрочный характер (срок – до 1 года включительно)
  • Среднесрочный характер (интервал от 1 до 5 лет)
  • Долгосрочный характер (срок – от 5 до 30 лет).

Соответственно, государственный долг погашается должником, согласно установленным срокам – при этом, длительность займа не может быть более тридцати лет. Как следствие, управление государственным долгом возложено на действующее правительство.

На примере Российской Федерации

Существует порог – максимальный объем государственного внешнего государственного долга. Объем определяется законом о федеральном бюджете, что принимается на очередной год. Согласно действующего законодательства России, ст. 106 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен предельный уровень объема внешних государственных займов. Он не может превысить 1-годовой объем платежей по погашению, а также обслуживанию долга.

Помимо максимального объема государственного долга, правительство также утверждает программу внешних государственных заимствований. Программа отображает общее количество внешних заимствований из федерального бюджета на финансовый год. Также здесь обязательно указываются источники заимствования, цели, объем займа, а также сроки возврата. Отдельно в программе оговариваются государственные гарантии и займы, размер которых превышает отметку в 10 миллионов американских долларов (эквивалентная сумма).

Государственная гарантия

Под термином «государственная гарантия» понимается способ обеспечения правовых обязательств. Таким образом, РФ, выступая гарантом, предоставляет письменное о несении ответственности перед лицом, гарантию получившим, а также обязательств перед третьими лицами.

Вышеприведенный Закон о Федеральном бюджете на будущий год определяет максимально возможный размер суммы государственной гарантии. Сумма государственных гарантий, которая выражается в иностранной валюте, будет включена в состав внешнего государственного долга.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних

Общее понятие государственного (публичного) долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслужива-ния сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ .

В зависимости от заемщика публичный долг подразде-ляется на государственный долг Российской Федерации, государст-венный долг субъекта РФ и муниципальный долг .

Под государствен-ным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обяза-тельства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъекта-ми международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государст-венную казну.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокуп-ность его долговых обязательств; он полностью и без условий обес-печивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным долгом соответствен-но понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем иму-ществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантиро-ваны. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга ор-ганы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты воз-никающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг .

Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства, выраженные в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.

Под внешним государственным долгом понимаются обяза-тельства, возникающие в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выде-ляют капитальный и текущий государственный долг.

Под капиталь-ным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начис-ленные проценты по этим обязательствам.

Под текущим государст-венным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обяза-тельств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существо-вать в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
  • государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Россий-ской Федерации;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий Россий-ской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государ-ственный долг Российской Федерации на основе принятых феде-ральных законов;
  • соглашений и договоров, в том числе международных, заключен-ных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктури-зации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть крат-косрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обяза-тельства погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа. По долговым обязательствам Российской Федера-ции и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования — 10 лет.

В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением меж-дународных соглашений и договоров на уровне муниципального об-разования. Все упомянутые формы в рыночной практике использу-ются достаточно активно.

Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные обра-зования.

Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком , который в качестве кредитных ресурсов ис-пользовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, опреде-ляемых ежегодными соглашениями.

Общее понятие государственного долга Российской Федерации его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется:

Государственный долг Российской Федерации;

Государственный долг субъекта РФ;

Муниципальный долг.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокуп­ность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погаше­ния своих обязательств и обслуживания долга органы законодатель­ной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутрен­ ним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выра­женная в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные еди­ницы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве со­ответствующей оговорки, Оплачиваться они должны в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимается задолжен­ность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъек­там международного права, выраженная в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выде­ляют капитальный и текущий государственный долг. Под капиталь­ ным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государст­ венным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обяза­тельств, срок оплаты которых наступил.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и могут превышать 30 лет. По долговым обязательствам субъекта РФ сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования - 10 лет.

Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются, прежде всего, с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями. Однако с принятием новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов

Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия ценных государственных бумаг в не оплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40%, в США - 70, в Великобритании - 90%. В России долговые обязательства в виде ценных бумаг составляли в 2000 г. 93% всего внутреннего долга.

Мировой рынок ценных государственных бумаг достаточно раз­нообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначей­ские ноты и т. п. Наиболее распространенный вид ценных государственных бумаг - облигации.

Облигация (от лат. obligatio - обязательство) - это ценная долговая бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) га­рантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.

Государственные облигации выпускаются, как правило, на доста­точно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по го­сударственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эми­тентов. По степени надежности облигации правительства и облига­ции, гарантированные им, стоят на первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных об­ществ.

Казначейский вексель - основной вид краткосрочных государст­венных обязательств, выпускаются обычно на срок 3, 6, и 12 меся­цев (в США, например, они, эмитируются на срок от нескольких не­дель до года). Эмиссия и погашение осуществляются центральным банком по поручению казначейства или министерства финансов. Реализуются, как правило, с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом.

Казначейские ноты - ценные среднесрочные рыночные бумаги. Выпускаются министерством финансов или специальными государст­венными финансовыми органами.

Государственные ценные бумаги занимают определенное место на рынке финансовых активов и выполняют особую роль в общественном производстве. Прежде всего, они выполняют фискальную и экономическую функции. Фискальная функция заключается в мобилиза­ции временно свободных денежных средств юридических и физических лиц (коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов, предприятий, населения и т. п.) и сосредоточении их в руках государства. Фискальная функция обусловливает экономическую - привлеченные государством ресурсы позволяют ему решать текущие и перспективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т. п.).

Государственные ценные бумаги выступают объектом залоговых отношений, т. е. используются в качестве залога по кредиту, предо­ставляемому Центральным банком правительству, по ссудам Центрального банка коммерческим банкам и по кредитам, предоставляе­мым предприятиям коммерческими банками.

Это уникальный инструмент организации государственных зай­мов, когда сам заемщик определяет условия и технологии займа. С помощью государственных ценных бумаг осуществляется и пога­шение задолженности по государственным займам - так называемая реструктуризация долга. Но это таит в себе возможность финансовой пирамиды, «долговой ямы». Наиболее предпочтительны и перспективны в этой связи, в том числе и с точки зрения инвестора, инвестиционные займы.

Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние фондового рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому нередко их рассматривают в качестве барометра изменений в экономической и политической жизни страны.

В то же время государственные ценные бумаги, по мнению ряда специалистов, обладают рядом недостатков: «оттягивают» средства с кредитного рынка; содержат возможность принудительного размещения займов (например, российские займы военных времен); в случае нерегулируемого рынка могут провоцировать создание финансовых пирамид.

В Российской Федерации порядок выпуска государственных и муниципальных займов регламентируется Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенности эмиссии и обращения, государственных и муниципальных ценны бумаг», а также соответствующими законодательными актами субъекта Федерации или муниципального образования.

В качестве агента Министерства финансов часто выступает Центральный банк, который, в свою очередь, может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами или маркетмейкерами конкретного выпуска государственных бумаг. Он же, либо по его усмотрению, иначе уполномоченная организация выполняет функции депозитарии, включая функцию по хранению глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов, осуществляют учет прав различных организаций на эти облигации. Функции субдепозитария по этим облигациям могут выполнять уполномоченные организации. Они осуществляют учет прав на облигации федеральных займов по счетам «депо» депонентов (инвесторов).

Распространяются облигации внутренних государственных зай­мов, как правило, через учреждения Сберегательного банка РФ, а местных займов - также и через фондовые биржи.

Структура федеральных долговых обязательств в 2000 г. пред­ставлена в таблице. Приведенные данные позволяют, прежде всего, определить, какими наиболее значимыми ценными бумагами пред­ставлены на сегодняшний день федеральные долговые обязательства.

Под государственным долгом понимаются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В зависимости от заемщика публичный долг подразделяется на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг.

Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну.

Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.

При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения своих обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия.

В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Оплачивается в российской валюте. Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте.

В зависимости от срока погашения и объема обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Существуют три основные формы покрытия внутреннего государственного долга.

1. Под добровольным (рыночным) кредитом понимается размещение ценных бумаг на свободном (или почти свободном) рынке. К ценным бумагам, размещенным таким образом, принадлежат:

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО);

Облигации федерального займа (ОФЗ);

Облигации сберегательного займа (ОСЗ).

Государственная облигация (ценная бумага, удостоверяющая долговое обязательство государства) дает ее держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена государственной облигации устанавливается эмитентом (т. е. государством): она выражает сумму, которую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату с начисленными на нее процентами в оговоренный срок. Реальная доходность облигаций для инвесторов может отклоняться от номинального процента, поскольку сделки с облигациями заключаются по курсовой цене, складывающейся на основе рыночной конъюнктуры.

Под курсом облигации в мировой практике понимается ее цена на рынке, сложившаяся на основе спроса и предложения.

Облигации государственного займа представляют собой особую форму фиктивного капитала. В самом деле, если источником дохода по ценным бумагам предприятий выступает прибавочная стоимость, то проценты по государственным бумагам выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные по государственным займам, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита. Следовательно, государственный фиктивный капитал не связан непосредственно с производством прибавочной стоимости; инвесторы в государственные ценные бумаги становятся собственниками части будущих налоговых и неналоговых поступлений государства. В этом и заключается специфичность государственного фиктивного капитала, приводящая, в конечном счете, к увеличению налогового бремени.

2. Под вынужденным кредитом понимается рыночное оформление фактического государственного долга. Так появились на свет:

Облигации внутреннего валютного займа (ОЗВЗ);

Казначейские обязательства (КО).

3. Административный кредит - это кредит Центрального банка России Министерству финансов РФ.

Кроме вышеперечисленных категорий покрытия внутреннего государственного долга существует долг федерального бюджета экономическим субъектам, возникший по причине невыполнения государством своих обязательств.

Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов.

Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

Управление и обслуживание внутреннего и внешнего долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета.

В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие основные принципы:

Безусловности - обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

Единства - учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как сувереном, так и субъектами РФ;

Снижения рисков - размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;

Оптимальности структуры - поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

Сохранения финансовой независимости - поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

Прозрачности - соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

Удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба для финансирования программ социально-экономического развития;

Минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

Поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

Обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;

Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.

Одним из широко распространенных методов управления государственным долгом является рефинансирование государственного долга, т. е. погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения механизма рефинансирования необходима высокая финансовая репутация страны- заемщика. Ее достижение и поддержание являются важным фактором для управления государственным долгом.

В условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним могут быть приняты решения о новации, унификации, конверсии, консолидации, отсрочке погашений займов или аннулировании государственного долга.

Новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.

Унификация - это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпушенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.

Конверсия - это одностороннее изменение доходности займов, т. е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.

Консолидация - это изменение условий обращения займов в части срока их погашения, т. е. решение о переносе даты выплаты по обязательствам на более поздний срок.

Отсрочка погашения займов - это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.

Аннулирование государственного долга - это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам.

Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают: предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований, предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам - участникам СНГ; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

Основные национальные различия внутреннего государственного долга в развитых странах заключаются в институциональных формах управления государственным долгом, степени подчиненности управления госдолгом текущим целям исполнения бюджета и кредитно-денежной политике национального (центрального) банка. Различия свойственны в части состава держателей государственных ценных бумаг, что характеризует особенности институциональной структуры национального финансового рынка. Также может существенно различаться структура рынка государственных ценных бумаг по срочности, по соотношению различных способов размещения и обращения государственных ценных бумаг.