Сборник идеальных эссе по обществознанию. О техническом прогрессе по тексту Леонова

Сочинение по тексту: “ В те отдалённые преж­ние времена приблизи­тельно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас… ” Леонов Л. М.

Известно, что у каждой медали есть две стороны. В чем опасность науч­но-технического прогресса и развития человеческого знания? Об этой актуальной проблеме размышляет писатель Л. Леонов.

Текст поражает своей тревожной интонацией. Автор не разделяет спокойствия тех, кто уверен, что все движется планомерно и оснований для пессимизма нет. По мнению Леонова, «машина цивилизации работает на критических скоростях с риском смертельной перегрузки». Его удручает степень нравственного износа современного общества, когда развитие науки не освящено высокими целями, а связано с погоней за удовольствиями. Леонов видит опасность такой тенденции в страшной развязке: пересмотре «парности Добра и Зла», а прогресс он называет горящим бикфордовым шнуром.

Писатель утверждает: «Знание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указания, как не сорваться в нее».

Так, неистощимые источники атомной энергии открывают перед человечест­вом колоссальные возможности. Однако будет ли атом мирным, дающим свет и тепло или несущим смерть, зависит прежде всего от людей, от их моральных устоев. Только чёткие нравственные ориентиры не дадут сбиться с верного курса и спасут мир от катастрофы.

Вспоминается профессор Преображенский, герой повести М. Булгакова «Собачье сердце». Движимый желанием улучшить человеческую породу, он переступил ту заветную черту, которую безнаказанно переступать нельзя. И ре­зультаты его дерзкого опыта оказались весьма плачевны: из умного пса Шарик превратился в безмозглое и бездушное чудовище…

Таким образом, процветание общества связано с развитием человеческого знания при строгом соблюдении вечных и неизменных законов морали.

Здесь искали:

  • в те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне сочинение
  • пример сочинения егэ по русскому языку по тексту Л Леонову Проблема ответственности человека за происходящее на ЗемлеВ те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций

Что такое одиночество? Каким образом человек должен бороться с этим чувством? По каким причинам люди становятся одинокими? Эти и другие вопросы затрагивает в тексте известного публициста Б.П. Екимова. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема одиночества.

Чтобы лучше разобраться в этой злободневной проблеме, Б.П. Екимов анализирует причины того, почему человек испытывает чувство одиночества. Автор обращается к диалогу Марьяны и отца с сыном. Няня доживала свои одинокие дни в доме для престарелых, не жалуясь на жизнь: «Вообще она бодрилась изо всех сил и явно старалась убедить нас, как ей хорошо, славно живется. » Прозаик вовлекает читателей в круг переживаний своего героя, описывая его внутреннее состояние. Марьяна чувствовала себя одинокой в этом доме, но она делала вид, что ей хорошо: «Чувствовалось, предложи мы ей сейчас оставить этот замечательный приют с прекрасным налаженным бытом и поехать вместе с нами домой, она без раздумья пошла бы к машине. »

Позиция автора текста выражена ясно и однозначно. Публицист приводит весьма убедительные доводы в пользу того, что необходимо заботиться об одиноких людях, помогать им для того, чтобы в их жизни стало больше позитивных моментов.

С мнение автора трудно не согласиться. Вряд ли кто-то будет отрицать то, что одинокому человеку необходима поддержка. Нужно чаще задумываться об окружающих людях, ведь, может, среди них есть одинокие, которые нуждаются в помощи.

Мое согласие с авторской позицией можно обосновать следующим литературным примером. Вспомним произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени.» Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.

Отличным примером проблемы одиночества человека может служить повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Писатель повествует об одиноком Мечтателе, счастье которого так и не состоялось. Герой встречает девушку, Настеньку, в которой он находит спасение от одиночества и по-настоящему влюбляется в нее. Однако Настя бросает мечтателя, но извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает ее и все равно продолжает любить, оставшись одиноким в холодном, не понимающем его городе.

Я с интересом прочитал текст Б.П.Екимова, и считаю, что читатели задумаются над проблемой, поднятой автором, и поймут, насколько важно сострадать людям, которые испытывают одиночество.

Жизнь стремительно развивается. С каждым годом наука радует нас новыми открытиями, техническими новинками. Жизнь действительно становится благодаря технике комфортнее, разнообразнее, приятнее. Откуда же тревожность? Почему мы ощущаем приближение к чему-то неизбежному и страшному? Почему вновь и вновь появляется яблоко раздора, которое разрывает планету на части, сеет вражду между странами и людьми, разжигает войны.

И, как оказалось, в ящике Пандоры для человечества припасено много запретных плодов. Почему так происходит? Что мы потеряли в пути к прекрасной жизни? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Л.М.Леонова.

Я считаю, что автор поднимает проблему «духовного благополучия» в современном мире. Писатель с тревогой говорит о том, что развитие техники, улучшение жизни людей не обеспечивает «духовного благополучия» в мире. Он обращает наше внимание на то, что «последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа». Стремительный технический прогресс дал человеку многое: «переполненные товарами витрины», «наисовременнейшие автомобили», «диковинные приборы», «увлекательные афиши, призывающие… скоротать скуку жизни». Но что-то забрал безвозвратно. Автор убеждён: «Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности». Почему?

Позиция автора скрыта, но при внимательном прочтении понятна: человек не успевает за техническим прогрессом, открывающимся новым знанием, которое «помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё». Мало того, общество материальных ценностей и удовольствий, которые и дарит нам прогресс, всё дальше уводит человека от душевного благополучия. В таком бешеном ритме жизни человек просто не имеет возможности думать, анализировать, иметь свою точку зрения. Мы потеряли «духовное благополучие».

Я разделяю обеспокоенность автора. Сегодня много спорят о влиянии на человека соцсетей, гаджетов, мобильных телефонов. И приходят к единому мнению, больше отрицательного. Зависимость, потеря времени, снижение интеллекта и т.д. Другой вопрос, что новейшие разработки могут попасть в руки совсем не добродетельных людей, которые используют их в своих корыстных интересах. Кто гарантирует, что такие люди не приведут нашу планету к гибели гораздо раньше отпущенного ей времени? А то, что происходит сегодня в мире, свидетельствует, что опасения писателя оправдываются. Угрозы запуска ядерных ракет, СМИ навязывают людям своё мнение, ловко манипулируя их сознанием, компьютерный шпионаж, химическое оружие… Как человеку не потеряться, не растеряться?

В художественной литературе 20 века писатели часто поднимали проблему «духовного благополучия» в мире научно-технического прогресса, отмечая его отрицательное влияние. Попробую это доказать.

В романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» писатель показывает московское общество 30-ых годов 20 века. Неплохо живут люди. Общественный транспорт, квартиры, вещи. Вспомним, как жила Маргарита, у которой муж – известный инженер. У неё была даже домработница. Но, как сказал Воланд, «квартирный вопрос их испортил». Под «квартирным», убеждена, он имеет в виду всё материальное. Перед нами череда героев, жадных, завистливых, алчных, способных на подлость и предательство ради личной выгоды. Мы видим, что в обществе потребления, в плену у вещизма люди и думают только о потреблении. Духовному благополучию здесь места нет.

В романе-антиутопии Рэя Бреэдбери, американского фантаста, «451 градус по Фаренгейту» мы встречаем общество, где научно-технический прогресс вывел жизнь на небывалые высоты. Несгораемые дома, ракетные бомбардировщики и высокоскоростные автомобили, рекламные щиты в 200 метров, механический пёс, выполняющий любое ваше задание, телевизионные стены, с которых обращаются именно к вам. Но что потеряло человечество? Книги, способность думать, размышлять, замечать красоту природы, разговаривать и общаться на разные темы. Всё просчитано, определено, за тебя уже всё решили: как правильно и как нужно. Люди - салфетки, которые кто-то использует в своих интересах. Отважный Рэй Монтэг вдруг осознаёт всё духовное неблагополучие этой жизни и борется с целой системой, которая погибла сама. Жителей города убеждали в их благополучии и счастье, заполняя их жизнь развлечениями, а по ночам над городом носились бомбардировщики, которые свидетельствовали об обратном. Счастливый город накануне гибели.

Нет, технический прогресс не обеспечивает счастья. В погоне за удобствами, комфортом мы потеряли главное - душевное благополучие. И сегодня, глядя на современную действительность, мы ещё острее чувствуем остроту слов писателя: «Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности». Это ощущение носится в воздухе. Сможем ли мы что-то изменить?

В публицистической статье Л. М. Леонова поднимается проблема влияния технического прогресса на современное общество. Как новейшие изобретения влияют на нравственную жизнь человека?

Леонов обращает внимания читателя на зыбкость и критическую неустойчивость положения человека в современном мире. Описывая многочисленные достижения науки, техники, экономики и искусства, автор не только не выражает восхищения перед их могуществом, но и сравнивает с “неописуемым существом”, с неведомым монстром из кошмарных снов, который ворвется в наш удобный и знакомый мир, лишь только мы перейдем смертельную черту.

Безграничные возможности, которые предоставляет разогревшаяся до предела машина прогресса, пугают своей масштабностью – человек получает возможность “заглянуть в бездну”, но не осознает в полной мере опасность сорваться в нее, потерять в математическом пространстве остатки нравственности и моральных принципов. Леонов предчувствует, что до катастрофы остаются считанные дни, часы, минуты. Он призывает человечество встряхнуться, осознать незыблемость понятий

“добро” и “зло” и прекратить свое поклонение прогрессу.

Данная позиция встречается во многих произведениях русской и зарубежной литературы в начале XX-ого века – период научно-технической революции. Именно в это время большую популярность получило такое литературное направление, как антиутопия.

В произведении русского писателя Евгения Замятина “Мы” изображается прогрессивное коммунистическое общество, результат всемирной технической и нравственной революции. Главный герой романа – Д-503 – уверен в справедливость, величии и совершенстве Единого Государства. Однако, встретив I-330 – молодую девушку, разочарованную в принципах Государства и мечтающую освободиться от его навязчивого ига, герой впервые испытывает настоящую любовь, забывает о своей привязанности к стройным математическим формулам, восстает против жестокой политики обезличивания и заболевает “душой”. Финал произведения показывает, что индивидуальность, искренность и свободомыслие в условиях тоталитарного государства немыслимы: герой добровольно соглашается на операцию по удалению фантазии, после чего без колебаний предает свою возлюбленную и всех ее соратников.

В романе английского писателя Олдоса Хаксли также изображается общество, построенное на передовых биотехнологических принципах: людей производят на предприятиях, с самого рождения разделяют на касты, предопределяют их потребности, мысли, желания и судьбы. Вся их жизнь направлена на “потребление товара”, выпускаемого государством. Их богом становится Форд, и они поклоняются ему, лишенные чувств, мыслей, презирающие свое прошлое. Джон, житель резервации, прочитавший Шекспира, мечтающий о любви и справедливости, оказавшись в мире прогресса, получает ироничное прозвище “Дикарь”. Непонимание, пошлость и низость современного человечества, его несоответствие шекспировским идеалам разрушают все мечты Джона и, не в силах перенести разочарование, в конце романа он убивает себя.

Таким образом, поклонение прогрессу губительно для человечества, оно препятствует развитию человеческих взаимоотношений, убивает индивидуальность в самом ее корне и ведет к роботизации сознания.


Другие работы по этой теме:

  1. О научно-техническом прогрессе Вопрос о влиянии научно-технического прогресса на судьбы человечества очень важен. Развитие технической мысли во всем мире происходит очень быстрыми темпами; можно сказать,...
  2. Прошедший войну Борис Васильев значительную часть своего творчества посвятил памяти о ней. Писатель неоднократно обращался к нравственно-этической стороне поведения людей, которых принято величать потомками героев...
  3. В своем тексте И. А. Ильин поднимает проблему истинной и ложной дружбы. Данная проблема является весьма актуальной в современном обществе, так как в погоне за...
  4. Важно ли помнить и знать историю своей Родины, семьи? Есть ли необходимость запоминать то, что было в прошлом? Нужно ли сохранять культурное и историческое прошлое?...
  5. Вступление Гармоничная жизнь в социуме, так прекрасна, но к сожалению, так не возможна в нашем обществе. На протяжении тысячелетий самые выдающиеся философы и писатели неоднократно...
  6. Всегда ли соответствует преставление человека о самом себе? Этот вопрос не теряет актуальности и по сей день, поскольку стремление быть похожим на кого-то с каждым...
  7. Писатель, журналист и путешественник В. М. Песков поднимает в своей статье проблему “неугомонных людей”, их роли в жизни общества. Благодаря таким неравнодушным личностям мы обогащаемся...

(1)В те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас, суровые обличающие пророки зарождались в народах, и потом босые, простоволосые идеи разгневанно, с мечом и факелом в руках, врывались в действительность, чтобы произвести необходимую санитарную чистку. (2)Природа слишком много потратила надежд и усилий на человека, чтобы дать ему умереть так запросто и по-собачьи. (З)Последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. (4)Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа.

(5)Казалось бы, у наших современников нет оснований для особого пессимизма. (6)Ведь всё так планомерно движется вокруг. (7)Прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всём скаку. (8)Сверкают переполненные товарами витрины, по улицам движутся потоки прохожих, туристов, всяких наисовременнейших автомобилей. (9)Воздушные лайнеры за сутки преодолевают расстояния, на которые Марко Поло и Афанасию Никитину потребовалось по три года. (10)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (11)Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (12)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.

(13)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то... (14)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытое, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё.

(15)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (16)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания.

(17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправдавшей себя парности Добра и Зла.

(18)3нание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё. (19)Самый же прогресс следует уподобить горению бикфордова шнура: счастье наше в том и состоит, что не видно, как мало осталось до заряда.

(По Л.М. Леонову*)

* Леонид Максимович Леонов (1899-1994 гг.) - русский советский писатель.

Показать текст целиком

Как прогресс влияет на духовное благополучие в мире? Вот проблема, поднятая Л. М. Леоноывм в тексте. Безусловно, эта проблема очень важна и актуальна. Автор описывает все «блага», которые стали доступны человеку благодаря прогрессу: разнообразие товаров, способность быстро перемещаться из одной точки земного шара в другую, возможность общаться «чуть ли не с северным полюсом ». Однако все это не помогает достичь духовного благополучия. «Чад от проводов», «не в меру раскаленный воздух», «подозрительные гулы», будто предупреждает человечество о нависшей над ним угрозе гибели. Действительно, прогресс способен принести человечеству жизненные удобства, сделать комфортным наше существование. Но в бесконечной гонке за новыми достижениями в науке, искусстве мы забываем о состоянии нашей души. Люди становятся безразличными к окружающим, меркантильными, иногда даже жестокими. И если не одуматься сейчас, то в скором будущем мы совсем потеряем человеческий облик, превратимся в бездушных роботов. Позиция автора по этой проблеме очевидна. Л