Будущее религии. Религия будущего: сможет ли искусственный интеллект заменить Бога? Атеисты выиграют за счет конверсии от христиан

Исследовательский центр Пью (Вашингтон) и Международный институт прикладного системного анализа (Лаксенбург, Австрия) представили первый количественный демографический прогноз роста численности основных религиозны групп, основанный на данных о возрастной структуре, фертильности, смертности, миграциях и религиозных обращениях. В течение шести лет демографы собирали данные более 2500 переписей, опросов и реестров из 198 стран и территорий.

Исследование охватывает восемь основных религиозных групп: буддисты, индусы, иудеи, мусульмане, христиане, приверженцы этнических религий (африканских, китайских, религий коренных жителей Америки и Австралии), приверженцы прочих религий (бахаи, даосы, джайны, зороастрийцы, сикхи и др.) и религиозно неаффилиированные люди (атеисты, агностики и не относящие себя ни к какой религии). Переписи и опросы не всегда дают информацию о религиозных подгруппах (сунниты и шииты, католики, протестанты и православные), поэтому это деление не учитываются.

Распределение мирового населения по религиям быстро изменяется. Это связано с тем, что фертильность (среднее число детей у одной женщины) и доля молодёжи различается у приверженцев разных религий, а также с обращениями в другую религию.

В настоящее время христианство - крупнейшая в мире религия по числу последователей. Число его приверженцев в 2010 г. оценивалось в 2,2 млрд. человек - это около трети (31%) населения Земли (6,9 млрд.). Ислам занимал второе место - 1,6 млрд. последователей, или 23% мирового населения.

Но если продолжатся современные демографические тренды, то к середине XXI века ислам почти догонит христианство. Предполагается, что с 2010 по 2050 г. мировое население вырастет на 35% - до 9,3 млрд. За тот же период число мусульман - сравнительно молодой популяции с высокой фертильностью - вырастет на 73%. Число христиан также будет расти, но медленнее, примерно в том же темпе, что население в целом, и увеличится к 2050 г. на 35%. Таким образом, к 2050 году мусульмане (2,8 млрд., 30% населения), вероятно, впервые в истории почти сравняются в числе с христианами (2,9 млрд. и 31% населения).

Все религиозные группы, кроме буддистов, более или менее вырастут в абсолютной численности. Буддистское население не изменится из-за низкой фертильности и старения населения в таких странах как Китай, Таиланд и Япония. Индуистское население мира, как ожидается, вырастет на 34% (с 1 млрд. до 1,4 млрд.), т. е. примерно настолько же, что и население мира в целом. Численность иудеев, наименьшей из групп, охваченных прогнозом, вырастет на 16% - с 14 до 16,1 миллиона.

Численность приверженцев этнических религий, согласно данному прогнозу, вырастет на 11% - с 405 до 450 млн. человек. Последователи всех прочих религий (которые рассматриваются в работе как единая группа) вырастут в числе на 6% - с 58 до 61 млн. человек. Таким образом, этнические религии, иудаизм и «прочие» религии вырастут к 2050 г. по абсолютной численности, но в меньшей мере, чем население в целом, и будут составлять меньший процент населения, чем в 2010 г.

Подобным же образом снизится доля религиозно неаффилиированных людей, хотя их абсолютная численность вырастет. По данным переписей и опросов, в 2010 г. число атеистов, агностиков и людей, не относящих себя ни к какой религии, составляло 1,1 млрд. Ожидается, что к 2050 г. их численность превысит 1,2 млрд., но доля в мировом населении снизится с 16% до 13%. В то же время предполагается, что значительно вырастет доля неаффилиированных людей в населении Европы и Северной Америки. Так, в США прогнозируется рост их относительной численности от 16% в 2010 г. до 26% в 2050 г.

Как показывает этот пример, следует ожидать заметных различий в географическом распределении закономерностей роста религий. Один из главных детерминантов будущего роста - современная географическая концентрация приверженцев. Религии с большим количеством последователей в развивающихся странах, где высока рождаемость и падает детская смертность, будут быстро расти. Например, число мусульман и христиан будет расти в основном за счёт субсахарской Африки. Напротив, религиозно неаффилиированное население сегодня сосредоточено в странах с низкой фертильностью и стареющим населением - Европе, Северной Америке, Китае и Японии.

Мусульмане отличаются самой высокой фертильностью - в среднем 3,1 ребёнка на одну женщину. Это намного выше уровня простого воспроизводства (2,1), т. е. минимального значения, необходимого для поддержания постоянной численности населения. Христиане занимают второе место - 2,7 ребёнка на женщину. Фертильность у индусов (2,4) близка к среднемировому значению (2,5). У иудеев она также выше уровня простого воспроизводства (2,3). У всех прочих групп фертильность слишком низка для поддержания популяции: этнические религии имеют показатель 1,8, «прочие религии» 1,7, неаффилиированные 1,7 и буддисты 1,6.

Другой важный детерминант роста - современное возрастное распределение внутри религиозной группы. Скорость роста зависит от того, преобладает ли в группе молодёжь или люди старше детородного возраста. В 2010 г. более четверти мирового населения (27%) были младше 15 лет. Но среди мусульман и индусов доля лиц младше 15 лет составляла, соответственно, 34% и 30%, а у христиан была на среднемировом уровне (27%). Это одна из причин того, что численность мусульман будет расти быстрее, чем население мира в целом, а численность индусов и христиан - примерно с такой же скоростью.

Все прочие группы отличаются меньшей, чем в среднем по миру, долей молодежи и более высокой долей пожилых людей. Например, в 2010 году люди старше 59 лет составляли 11% населения мира. Но среди иудеев доля этой возрастной категории составляла 20%, среди буддистов 15%, среди христиан 14%, среди последователей «прочих религий» 14%, среди неаффилиированных 13%, а среди последователей этнических религий 11%. В то же время доля пожилых людей среди мусульман составляла 7%, а среди индусов 8%.

Важную роль играет также обращение в другую религию. Но это сложное и географически неоднородное явление. В одних странах переход взросллого человека в другую веру - заурядное явление, в других же это встречается редко, юридически затруднено или вообще противозаконно. Данный прогноз основан на закономерностях смены вер в 70 странах, по которым есть данные соответствующих опросов. Ожидается, что в течение следующих десятилетий христиане потеряют наибольшее абсолютное число приверженцев за счёт переходов в другие религии. По прогнозу, около 40 млн. человек перейдут в христианство, а 106 млн. - из христианства, в основном в группу неаффилиированных.

Предполагается, что неаффилиированные приобретут за счёт обращений 97 млн. человек и потеряют 36 млн. Незначительно увеличится благодаря обращениям численность мусульман (на 3 млн.), приверженцев этнических религий (3 млн.) и «прочих» религий (2 млн.). Иудеи потеряют около 300 тыс. человек, а буддисты около 3 млн.

Ещё один фактор, влияющий на численность религиозных групп в разных странах - миграция. Прогноз миграционных потоков сложен, т. к. они обусловлены непредсказуемыми политическими факторами. Поэтому многие демографические модели не учитывают миграцию. Но в рамках данного исследования разработан новый способ учёта миграционных закономерностей прошлого для оценки религиозного аспекта миграционных потоков будущего.

По данному прогнозу, доля мусульман в населении Европы с учётом миграции вырастет с 5,9% (2010) до 10,2% (2050), а без учёта миграции - до 8,4%. В Северной Америке доля индусов с учётом миграции почти удвоится (с 0,7% до 1,3%), а без учёта миграции останется на том же уровне (0,8%). Ожидается, что на Ближнем Востоке и в Северной Африке иммиграция христиан в шесть стран Персидского Залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовскую Аравию и ОАЭ) уравновесит эмиграцию христиан из других стран региона. Без учёта миграции доля христиан в населении региона упадёт ниже 3%, а с учётом миграции будет несколько выше 3% (в 2010 г. она составляла около 4%).

Данный прогноз исходит из того, что текущие демографические тенденции сохранятся. Но с каждым годом будет возрастать вероятность того, что некое непредсказуемое событие (война, голод, эпидемия, технологическая инновация, политический переворот и т. п.) изменит численность той или другой религиозной группы. Поэтому сложно строить прогнозы более чем на несколько десятилетий. Тем не менее, можно задаться вопросом, что будет, если выявленные демографические процессы продолжатся и во второй половине века.

В этом случае численности мусульман и христиан сравняются около 2070 года, их доли в мировом населении составят около 32%. После этого они будут расти примерно одинаковыми темпами (мусульмане чуть быстрее), и к 2100 году доля мусульман составит около 35%, а христиан - 34%. Рост обеих этих групп будет обеспечен в основном за счёт Африки. Их суммарная доля в мировом населении вырастет с 55% в 2010 г. до 61% в 2050 г. и до 69% в 2100 г.

Но необходимо снова напомнить, что на эти цифры может повлиять множество непредсказуемых факторов - например, распространение христианства в Китае или массовый выход из религии в мусульманских странах, подобный тому, что происходит сейчас в некоторых христианских странах.

В данном исследовании содержится не только глобальный прогноз, но и прогнозы по 198 странам и территориям с населением свыше 100 тыс. человек, которые охватывают 99,9% мирового населения. Страны поделены на шесть регионов. Для каждого из них построен прогноз религиозного состава населения до 2050 г., исходя из предположения о сохранении текущих миграционных и иных демографических процессов.

Ожидается, что в субсахарской Африке будет иметь место самый быстрый рост населения - от 12% мирового населения в 2010 г. до 20% в 2050 г. Население Ближневосточно-Североафриканского региона также будет расти быстрее, чем в среднем по планете, и увеличит свою долю с 5% до 6%. Рост населения в обоих этих регионах приведёт к росту доли мусульман в населении Земли. Кроме того, предполагается удвоение христианского населения субсахарской Африки - с 517 млн. до 1,1 млрд. Доля христиан субсахарской Африки среди всех христиан увеличится с 24% до 38%.

Доля жителей Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом населении снизится с 59% до 53%. С этим связан медленный рост таких религий как буддизм и китайские этнические религии, а также значительного в этом регионе неаффилиированного населения. Исключение составляют индусы, почти полностью сосредоточенные в Индии, где население моложе и фертильность выше, чем в Китае и Японии. Как уже упоминалось, численность индусов растёт примерно с той же скоростью, что и всего населения мира. Значительное мусульманское население Индии также быстро растёт. Хотя Индия останется преимущественно индуистской страной, предполагается, что в 2050 г. её мусульманская община станет крупнейшей в мире, обогнав Индонезию.

Доля остальных регионов в мировом населении также будет снижаться: Европы - с 11% до 8%, Латинской Америки и Карибского бассейна - с 9% до 8%, Северной Америки - с 5% до незначительно меньшей цифры.

Европа - единственный регион, где ожидается уменьшение абсолютной численности населения. Христианское население уменьшится с 553 млн. до 454 млн. Христиане останутся крупнейшей в Европе религиозной группой, но их доля снизится с 3/4 до 2/3. В 2050 г. около четверти (23%) европейцев не будут принадлежать ни к какой религии, а мусульмане составят около 10% против 5,9% в 2010 г. За тот же период численность индусов в Европе примерно удвоится - с 1,4 млн. (0,2% населения Европы) до 2,7 млн. (0,4%), в основном в результате иммиграции. Примерно в той же степени вырастет численность буддистов - с 1,4 млн. до 2,5 млн.

Население России, согласно данному прогнозу, снизится с 143 млн. (2010) до 124 млн. (2050). Большинство населения будет по-прежнему относить себя к христианам (73,3% в 2010 г. и 71,3% в 2050 г.), но доля мусульман возрастёт с 10% до 16,8%. Доля неаффилиированных, как ожидается, снизится с 16,2% до 11,3%. Численность остальных религиозных групп не превышает 0,2% в настоящем и не изменится существенно в будущем.

В Северной Америке наиболее быстро растущую группу составляют мусульмане и последователи «прочих» религий. Например, в США доля представителей «прочих» религий более чем удвоится - с 0,6% до 1,5%. Доля христиан снизится с 78% до 66%, а доля неаффилиированных вырастет с 16% до 26%. Кроме того, к середине XXI века в США будет больше мусульман (2,1%), чем иудеев (1,4%).

В Латинской Америке и Карибском бассейне крупнейшей религиозной группой останутся христиане - 89% в 2050 г. против 90% в 2010 г. Ожидается, что неаффилиированное население вырастет и в абсолютном, и в процентном отношении - с 45 млн. (8%) до 65 млн. (9%).

Согласно данному прогнозу, в некоторых странах большинство населения в 2050 г. будет исповедовать другую религию, чем в 2010 г. Число стран с христианским большинством уменьшится со 159 до 151: в Австралии, Бенине, Боснии и Герцеговине, Великобритании, Македонии, Нидерландах, Новой Зеландии и Франции доля христиан станет меньше 50%.

Число стран с мусульманским большинством (свыше 50%) вырастет с 49 до 51 за счёт Македонии и Нигерии. Однако в Нигерии останется и очень большое христианское население; по численности христиан эта страна будет стоять на третьем месте после США и Бразилии.

Предполагается, что во Франции, Новой Зеландии и Нидерландах к 2050 г. самой большой группой станут неаффилиированные.

Данная прогностическая модель основана на продвинутой версии метода передвижки возрастов - обычного метода демографического прогнозирования. Население делится на группы (когорты) по полу, возрасту и религии. Каждая когорта год за годом «передвигается в будущее» путём прибавления ожидаемых пополнений (иммигранты и люди, принимающие данную религию) и вычитания ожидаемых потерь (умершие, эмигранты, люди, выходящие из данной религии). Самая младшая когорта (в возрасте до 4 лет) формируется путём прибавления числа рождений соответственно фертильности, характерной для данной страны, к каждой когорте женщин в возрасте от 15 до 49 лет, причём считается, что ребёнок наследует религию матери.

Некоторые социологи предполагают, что по мере экономического развития страны всё больше людей отказываются от религиозной аффилиации. Эта закономерность характерна для ряда стран мира, в частности, европейских, но неясно, является ли она универсальной. Как бы то ни было, данный прогноз не основан на этой теории. Он экстраполирует эмпирически наблюдаемые закономерности смены религии во всех 70 странах, для которых имеются данные. Кроме того, он учитывает предсказания экспертов ООН, согласно которым в странах с высокой фертильностью она будет снижаться по мере повышения образовательного уровня женщин. Также предполагается, что средняя продолжительность жизни будет увеличиваться в большинстве стран.

С полным отчётом можно познакомиться (pdf, 245 c.)

Смелые и не лишенные внутренней логики размышления автора.
Думаю читателю будет интересно.
С сокращением.

Человечество успело пройти через много кризисов, и каждый, так или иначе, разрешался, выводя нас, людей, на новый виток развития. Социальная эволюция должна устранить существующие противоречия и по-новому консолидировать человечество, такова ее логика. И наиболее эффективным способом это сделать, является именно новая религия. В данном тексте хочется обозначить контуры и основные идеи этой возможной религии будущего. Автор далек от мысли проповедовать новые идеи – каждый это будет решать сам для себя. Но предположить, а затем сравнить с тем, что в итоге будет, достаточно интересно.

Итак, перед религией будущего стоит целый ряд требований, которым она обязана соответствовать. Во первых, как полноценная религия, она должна обладать идеей верховной сущности, сверх-иерархом, непререкаемым авторитетным источником норм и правил жизни. С этой сверх-сущностью должны связаны космогонические и антропогонические мифы. Которые, в свою очередь, должно быть невозможно опровергнуть с сегодняшнего уровня научно-технического развития.

Во вторых, религия будущего должна быть логически непротиворечивой. Кризис смыслов коснулся в первую очередь интеллектуально развитой, образованной публики. Которую сложно заставить верить в нелогичные утверждения, обилием которых славятся традиционные религии. Ответы на вопросы жизни и смерти должны быть логичны и рациональны, необходимые практики - обоснованы.

В третьих, религия будущего должна быть достаточно убедительной. То есть располагать набором выгод и издержек, наград и наказаний, существенных и актуальных для современного человека. Следование нормам должно подразумевать значимое вознаграждение, а отказ следовать – не менее значимое наказание. Которые, также связаны с идеей Бога, как источника высших смыслов, ценностей и норм.

И в четвертых, новая религия должна быть адекватна современному обществу с основными тенденциями: глобализации, стиранию расовых и иных барьеров, социальной мобильности, ориентации на успех, активному развитию науки и техники и т.п. Может показаться, что подобная система невозможна. Однако, предположить религиозную систему, которая соответствовала бы всем требованиям, вполне реально.

Бог, как всезнающая и всемогущая сущность, сотворившая все и наблюдающая\управляющая жизнью каждого человека остается, меняются только соответствующие мифы. Бог в религии будущего «прячется» в белых пятнах науки: в том, что было до Большого взрыва, в возникновении репликации, самоосознания человека и т.п. Бог, как автор алгоритмов эволюции всего живого – вполне информационная концепция. При этом, Бог будет двигаться вместе с границами познанного. Современная наука выступает в симбиозе с новой религией – она открывает области, где «Бога нет», чтобы религия смогла более четко описать где «Бог есть».

Религия будущего должна быть весьма эгоцентричной (так как современные люди эгоцентричны), основные ее положения должны быть связаны с правилами индивидуальной жизни, с ценностями и практиками, эти ценности подкрепляющими. А так же, с выгодами и ущербом, которые следуют за соблюдение или несоблюдение правил. Новая религия – это своеобразный «просвещенный эгоцентризм», и с современными людьми иначе никак. Люди должны совершать благодеяния и избегать злодеяний потому, что это должно быть выгодно им лично. (Популярные концепции о том, что надо «творить добро» просто так или ради абстрактного блага людей, в наше время видятся чрезмерно наивными). Бог перестает быть жестоким тираном и становится мудрым учителем, пусть и суровым, подчас. И он всегда следит, он всегда на связи в режиме он-лайн.

Где может обретаться Бог, как всесильная и всемогущая сущность, невидимая, неидентифицируемая приборами, но ощутимая? Как он контактирует с людьми? Есть только одно «место», где наличие Бога в наше время не вызовет логичных возражений: человеческое бессознательное. Во первых, бессознательное практически неизучено, это терра инкогнита, о которой существуют только смутные догадки. Известно только то, что можно выделить индивидуальное и коллективное области бессознательного, и есть гипотезы о наличии сложно формулируемых сущностей – прообразов, базовых алгоритмов, культурных кодов, архетипов. Но что там происходит «на самом деле» - тайна. У человека пока что нет ни адекватного языка для описания бессознательного ни инструментария для его исследования. Во вторых, бессознательное, даже по тем обрывочным сведениям которые человечество имеет сегодня, весьма могущественно и способно сильно влиять на нашу жизнь. Из бессознательного растет мотивация, социокультурная реальность, национальная ментальность, явления психосоматики, интуиция, творчество и многое другое.

И в третьих, обычные люди не способны управлять этими силами. Кто способен управлять эффектом плацебо, например? Изменить свое самочувствие одним лишь волевым усилием? Даже рефлексия и то требует огромных усилий и подготовки, управление же силами бессознательного, можно смело отнести к категории чудес, подобных самоисцелению. Бессознательное через индивидуальный аспект управляет нашей частной жизнью, через коллективный – жизнью социальной. Кто управляет бессознательным? Вполне корректное место для Бога в современной картине мира. И вполне весомый повод, чтобы научиться к этому Богу обращаться. Кроме того, человеческой цивилизации эту область надо в принципе начинать познавать, а религия, которая строится вокруг бессознательного, вызовет и массовый интерес к теме и расширение сферы известного, что важно и в общем, цивилизационном контексте. Поэтому, идея бессознательного, как канала коммуникации с Богом или места наличия этого Бога, видится вполне интересной.

Далее, с бессознательным необходимо взаимодействовать, корректное взаимодействие с бессознательным, как со сверх-сущностью, должно давать определенные выгоды, некорректные – вести к наказанию. Здесь уже напрашивается идея обратиться к той области, которая долгое время занималась изучением возможностей бессознательного – к магии. Если отказаться от снобизма, свойственного адептам сайентизма, то магия обладает огромным авторитетом в данном вопросе (как минимум потому, что занимается вопросами бессознательного намного дольше и глубже, чем психология и психоанализ) и имеет немалый набор готовых концепций. Религия будущего должна строиться на магической основе, так как это на сегодняшний день единственная концепция, не ставшая массовой и не успевшая себя массово же дискредитировать или просто наскучить.

Впрочем, речь, конечно же, идет не о магических школах или методах, и тем более не о метании файерболлов на расстояние и прочей ерунде. В магии, наибольший интерес для человека, далекого от магических практик, представляет своеобразная техника безопасности, нормы «корректной», «экологичной» жизни, которые должны строго соблюдаться. Можно сказать, соблюдение этих правил является «правильным» с точки зрения бессознательного, следовательно способно влиять как на повседневную жизнь человека, так и на достижение стратегических целей на разные перспективы. Отказ от соблюдения этих норм, хоть и является делом свободного выбора, но сурово наказывается вплоть до смерти, и даже более того, наказание может осуществляться по ту сторону барьера жизни и смерти.

Правдивость. Требование всегда «отвечать за свои слова». С тем, что пишется, произносится и даже читается, нужно обращаться бережно и внимательно. Не давать пустых обещаний. Отсюда растет и необходимость быть абсолютно честным: обман всегда бьет по самому обманщику. Соврать себе, своему бессознательному невозможно.

Справедливость. Равноценный ресурсообмен – норма экологии жизни. За все приходится платить, и лучше самому совершать справедливую, равноценную сделку, нежели отдавать вопрос «оплаты» бессознательному, которое может «оплатить» непредсказуемо и невыгодно. Несправедливое присвоение, как и необоснованная переплата, так или иначе несут ущерб самому человеку – таковы алгоритмы бессознательного.

Уважительность. Уважение чужой свободы. Каждый человек волен поступать как ему угодно, пока это не касается лично. Никто не вправе лишать другого человека свободы выбирать. Ограничение чужой свободы возможно только в формате справедливой сделки. Формат «око за око» соответствует этому требованию. Всепрощение – опять же дело свободного выбора.

Ответственность. За свою жизнь и жизнь тех, которые попали в орбиту. Все внешние причины сводятся к причинам внутренним, от поиска виновных нужно переходить к поиску внутренней логики, принципов собственного неосознаваемого влияния на происходящее вовне. Без концепции бессознательного, и Бога, влияющего через бессознательное, идея внутреннего локуса контроля (опоры только на собственные силы) выглядит откровенно сомнительной. В контексте значимости бессознательного, внутренний локус контроля становится просто нормой.

Внимательность. Мир сложен и требует внимательного к себе отношения. Через сигналы внешней и внутренней (психики) среды, бессознательное контактирует с человеком и эти сигналы надо учиться видеть. Это также позволяет более эффективно и экологично коммуницировать с другими людьми, взаимодействовать со сложными жизненными ситуациями.

Дисциплинированность. «Посеешь мысль – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь судьбу». Гигиена психики подразумевает избегание «мусорной» информации – эмоционально насыщенных сообщений медиа, непрошенных чужих мнений и прочего информационного мусора. Гигиена психики требует самоконтроля, который в свою очередь достигается постоянной тренировкой собственного волевого ресурса.

Адаптивность. Все меняется, познание бесконечно, главный вопрос нашей жизни - поиск ее смысла для себя, и есть ее смысл. Бессознательное ведет нас к ответу на этот вопрос и обретению себя. Человек, в свою очередь, должен быть достаточно гибок, чтобы своевременно перестраиваться и менять свою стезю, сферу своих интересов, не взирая даже на возможные материальные проблемы. Это также стимулирует и постоянное самообразование и самосовершенствование. Поиск себя - важнее сиюминутного успеха.

Едва ли кто-то скажет, что ответственность, правдивость, честность, справедливость и прочие требования являются чем-то плохим. Этих качеств остро не хватает людям в современном мире. Идея строгого соблюдения этих правил ради качества собственной жизни, способна радикально оздоровить социальную среду и решить массу проблем без насилия над личностью. Конечно, далеко не каждый нормальный человек предпочтет общаться с принципиально честным и правдивым собеседником – это может травмировать. Но именно вокруг этих ценностей может объединиться общество сейчас, как минимум чтобы сохраниться как общество. Нет никаких сомнений, что если религия, основанная на этих принципах станет достаточно массовой, большинство социальных и политических проблем настоящего, перестанут существовать. Адепты этой новой религии будут идеальными исполнителями, поэтому будут востребованы в различных управляющих структурах. Попав туда в достаточном количестве, они изменят сложившиеся порядки и принципы одним лишь фактом своего существования подобно тому, как целый рабочий коллектив способен изменить один принципиальный и достаточно упорный человек.

Из правил выводится целый набор возможных духовных и физических практик и психотехник. Отсюда же возникают концепции греха и благодеяния, награды и наказания. Основной канал коммуникации сознания с бессознательным – совесть. В наше время, считается нормальным совесть игнорировать, не воспринимать как нечто значимое, ставить ниже материального достатка, например. Однако, муки совести – не иллюзия, совесть необходимо слушать. В конечном счете, по-настоящему счастливая жизнь возможна только с «чистой» совестью. Всеобщее стремление к счастью, которое можно наблюдать уже сегодня по обилию публикаций, говорит о том, что такие позитивные стимулы вполне актуальны. Менять себя ради чистой совести и личного счастья- конструктивная и современная идея.

Концепция «грехов» также выводится из правил и их нарушений. Наказания за «грехи» вполне пугающие: психиатрические заболевания и депрессия, утрата здоровья и статуса. Крайний случай наказания – то, что происходит после смерти. Сие тайна великая есмь, но по косвенным признакам (разное поведение разных людей в процессе ухода в мир иной), что-то «там» все-таки может быть. Иначе, почему некоторые так боятся умереть? Искупление грехов также связывается с совестью и бессознательным. С собственной совестью, как голосом Бога, надо договариваться. Как при помощи медитативных техник, так и осуществляя различные деяния в мире, чтобы компенсировать совершенное нарушение правил.

Ну и главное - концепция человека как такового и его эволюционного пути. Это идея «человек - существо которое стремится стать как сам Бог». То есть всезнающим (обладающим знанием как все в мире устроено) и всемогущим (способным всем в мире управлять). И основная задача Человека – искать свой путь познания\управления, и следовать этому пути. Познавать мир и учиться им управлять. Заниматься наукой и инжинирингом во всех областях, к которым есть интерес. Погружаться в себя и пытаться познать себя, не смотря на сложность этого дела. Является ли эта концепция актуальной? Безусловно. Адекватна ли она научно-техническому прогрессу? Да.

Данный текст представляет собой только набросок, автор не ставил целью описать всю возможную религиозную систему будущего. Задача была немного другая: показать, что религия важна, что религия может быть актуальна для современного, интеллектуально развитого и достаточно материалистичного человека. И что новая религия способна сделать и индивидуальную и социальную жизнь человека полнее, конструктивнее, позитивнее. Дать человеческой цивилизации новый импульс к развитию. И устранить возможные противоречия, которые сегодня могут выглядеть достаточно пугающими.

По замыслу «мирового правительства», все религии должны вскоре уступить место одной новой, так же как и старые, основанной на иудейских руководствах к жизни - Торе и Талмуде, но адаптированной к современным планам и задачам...

Все мировые религии являются, по сути своей, сектантскими учениями, не имеющими ничего общего с истинной картиной мироустройства. Назначение любой религии - это контроль над определённым кругом лиц. Например, в мусульманских странах ислам решает вопросы контроля не только повседневного поведения паствы, но и размножения. Методом ограничений в области бракопроизводства, мировое сионистское правительство добилось того, что граждане мусульманских государств просто не имеют права жениться и выходить замуж по собственному желанию, а должны выполнить ряд условий-ритуалов (очень усложняющих и сильно извращающих брак) для того, чтобы получить возможность вступить в законный союз и завести детей. Путём религиозных запретов в данном случае решается вопрос размножения.

Каждая религия, когда создавалась, кроме общей задачи по штамповке безправного молчаливого скота - божьих рабов, - имела ещё и дополнительный круг задач, обусловленный временем возникновения новой религии, местом её появления и уровнем развития сообщества граждан, которое должно было стать очередной жертвой потомков иудейского бога-гермафродита Яхве-Иеговы.

Когда в прошлом религия переставала быть нужной хозяевам, то её без зазрения совести меняли на следующую, не щадя своих же слуг и фанатиков старой религии. На ум приходит прочитанная где-то раньше история из жизни Николая Чудотворца. Суть её заключается в том, что Николай пришёл после обучения к своим соплеменникам, которые поклонялись, как и он сам до обучения в христианском культе (если мне не изменяет память), Митре. Он заявил, что бог не Митра, а Иисус Христос. Вызвал на состязание по влиянию на погоду служителя культа Митры и победил его. Эта победа и явилась для соплеменников Николая доказательством того, что его бог гораздо сильнее.

Естественно никакого отношения «всевышний» к соревнованию двух магов не имел. Просто Николай блокировал действия оппонента на тех уровнях, которые были недоступны ни наблюдавшим за битвой людям, ни противнику Чудотворца. Показывая простые фокусы, одни религиозные деятели смещали других. На современном этапе многие люди уже впитывают веру в бога с самого рождения, когда зомбированное окружение с детства говорит ребёнку, что боженька его любит, но если он не будет выполнять его правила, то он его накажет вечными адскими муками. Попробуй тут не поверь!

Может ли множество религий на современном этапе полностью удовлетворять интересы иудейской финансовой мафии? На мой взгляд - нет. Мировая ситуация разворачивается таким образом, что им необходима новая одна, большая религия, которая заменит все остальные и будет удовлетворять интересам хозяев, учитывая направление на полную и окончательную глобализацию с официальным единым мировым правительством (из правящей иудейской верхушки), и всё это должно сочетаться с сокращением мирового населения до максимум 1 млрд. человек и поголовной чипизацией. А что же будет со старыми религиями и бедными их служителями? Они отпадут за ненадобностью, а их служители (те, которые себя хорошо вели) получат награду в виде должности в новой единой мировой церкви.

Если говорить об РПЦ, то нынешнее её руководство вместе с патриархом Кириллом Гундяевым напрямую действует в интересах мировой иудейской мафии. Помимо того, что они выполняют задачу по стиранию границ между русской церковью и другими религиозными организациями, что, по сути, может означать начало процесса притирки друг к другу для дальнейшего слияния, они не забывают и о своих плотских интересах. РПЦ постоянно прибирает к рукам всё новое и новое имущество. И неважно для попов (истинных слуг дьявола), у кого отжимать материальные ценности, будь то вещи, принадлежащие музеям, или огороды, с которых кормятся простые люди, разницы никакой, если на какое-то имущество положил взгляд православный Патриарх.

Посмотрите на платья этих «праведников». Когда смотрю на очередной наряд Гундяева, то в голову непроизвольно приходит вопрос: зачем такой фарс?, зачем такая открытая и показная наглость? Ответ прост: задача Патриарха - уничтожение РПЦ, а вернее, её присоединение у единой мировой церкви! Поэтому та дискредитация, которую производит Гундяев, является диверсией против русской христианской церкви.

РПЦ намерена пополнить свои ряды новыми рабами божьими. Сделать они это собираются посредством не только введения религиозных предметов в школе, и того, что с сентября 2011 года нормальное школьное образование будет стоить очень дорого, но есть у них ещё один дополнительный способ. Он заключается в том, что РПЦ повсеместно заявляет о своём несогласии с вакцинацией и ювенальной юстицией. Это может собрать под их крыло много новых рабов. Большинство людей находится под постоянным давлением прессы и телевидения, а там им говорят, что бог точно есть. Многие верят из-за этого в бога, но никогда не ходят в церковь или делают это очень редко и тем более не читают священных книг.

Некоторые могут столкнуться с проблемой дальнейшего образования своего ребёнка, у родителей просто не будет денег, чтобы заплатить в школе за те предметы, которые необходимы ребёнку для полноценного эволюционного развития. Многие найдут выход в том, чтобы отдать своих детей в церковно-приходские школы. При таком стечении обстоятельств, церковь получает в рабство не только ребёнка, но и целую семью.

В случае, когда человек столкнётся с проблемами в области ювенальной юстиции и увидит, что церковь тоже против этого закона и даже собирает подписи против его введения, то, вполне вероятно, что человек может стать постоянным прихожанином (клиентом). Но РПЦ в первую очередь преследует свои личные финансовые интересы. Она живёт за счёт прихожан, если их не станет, то прекратятся денежные поступления. От этого влияние церкви снизится, и она останется только в легендах, как культ Осириса и Дионисия.

Конечно же, РПЦ не выгодно и то, что детям собираются вживлять чипы, и то, что детей будут забирать у родителей, по той причине, что тогда все последующие поколения никогда не попадут в её ряды. По задумке «мирового правительства», у людей будущего будет одна новая общая религия, которую оно уже придумало. Так что не за нас и наших детей радеют церковники. И новые рабы - это лишь их попутная цель. На самом деле речь идёт о том, будут ли вообще дальше существовать все современные религии или уступят место одной новой системе пси-генераторов, зомбирующих и обворовывающих своих прихожан.

Нужно использовать тот момент, что РПЦ в этих вопросах на стороне людей, но при этом нужно также продолжать работу по пробуждению общества от ментального сна, донося до него честную, правдивую информацию, после ознакомления с которой, человек сбрасывает с себя рабские оковы. Человек, получивший просветление знанием, не нуждается ни в каких ритуалах идолопоклонничества.

Ещё хотелось бы обратить внимание на тот момент, что внутри РПЦ тоже происходит борьба. Появились попы, которые вдруг так осмелели, что пошли открыто против руководства. Они заявляют свои протесты против гомосексуализма, еврейства и многих других вещей в церкви. На первый взгляд кажется, что бедных честных служителей довели, и они, смельчаки, пошли за веру против руководства. На самом деле - это такие же безчестные люди, которые радеют не за чистоту церковных рядов, а каждый за своё. Почему-то раньше их весь этот церковный безпредел не волновал. По моему мнению, единственный хороший поп - это тот, который снял рясу и борется против религии, как института зомбирования населения нашей планеты.

Борьба внутри РПЦ за её дальнейшую независимость набирает обороты. Этот вопрос стоит настолько остро, что его уже начали поднимать на телевидении. Недавно на канале НТВ показали передачу «НТВшники», посвящённую проблемам внутри РПЦ. На передаче присутствовал священник, которого руководство разжаловало и отобрало приход за то, что тот приоткрыл правду о Патриархе Гундяеве и о тех, кто за ним стоит, и выразил протест против того, чтобы признавать главой церкви подобную личность.

Многие попы понимают, что действия Кирилла приведут к потере независимости РПЦ, но ему-то, иудею, этого-то как раз и надо, в этом как раз и заключается задача, поставленная перед ним его непосредственным руководством. В Интернете появились ролики, в которых Гундяева и всё руководство церкви обвиняют не только в том, что они работают на спецслужбы, но и в том, что обычных попов заставляют заниматься содомией - гомосексуализмом.

Так же в передаче на НТВ показали Александра Невзорова. Он говорил правду о церкви, его речь была аргументирована и грамотно выстроена, в отличие от того, что говорили и как себя вели его оппоненты. Кормухина вообще показала себя как психически больной человек, просто убежала из студии, услышав атеистические высказывания Невзорова. Всеволод Чаплин, какой смешной фамилией бы ни обладал, смотрелся тоже, как очень неприятная личность, не имеющая никаких аргументов в доказательство того, что РПЦ является полезным институтом общества.

Цель той передачи - выставить Невзорова неудачником, обозлившимся на всех и вся, для того, чтобы некоторый контингент людей, доверяющих Александру, вдруг не перестал ходить в церковь и верить в бога. На мой взгляд, результат получился обратный. Невзоров заставил задуматься многих о том, что же такое на самом деле РПЦ, и каковы её истинные цели. Конечно, режиссёры и монтажёры вырезали самое острое и интересное, но у них не получилось выставить Невзорова психически ненормальным, по причине того, что он имеет огромный опыт в телевизионных съёмках и не допустил со своей стороны высказываний, которые можно смонтировать и представить публике в невыгодном для него ракурсе.

В свете сложившихся обстоятельств нерадужная картина встаёт в глазах просыпающегося человека, и возникает вопрос: как жить дальше, и что с этим всем делать? Здесь каждый волен выбирать сам. Можно найти местечко, где пока не трогают и «дают колбасы». Можно отчаянно броситься с вилами на врага, но, скорее всего, это будет ваш ещё спящий друг, который в сонном состоянии выглядит, как враг.

Я бы посоветовал не рассматривать предыдущие варианты, как потенциально возможные, а найти для себя другой, основанный на понятиях, генетически заложенных в кровь русского человека, переданных в «Славяно-Арийских Ведах». Любые действия нужно предпринимать, основываясь на всесторонних, многоуровневых знаниях, если происходит иначе, то возможен вариант того, что вы идёте в неверном направлении.


«РОСИНФОРМБЮРО» о предложении снизить брачный возраст в России
«Коммерсантъ» и «Реальное время» о предложении усложнить правила развода
«Вести Сегодня» о фиктивных браках для вида на жительство в Латвии
«Независимая газета» о миграционной политике России
«Московский комсомолец» о коррупции в миграционной службе
«Новые Известия» о мигрантах и терроризме
«Sputnik» о значении мигрантских переводов для Узбекистана
«Коммерсантъ» об отмене льготного режима пребывания для украинцев
«FINANCE.UA» об эмиграции из Украины
«Известия» о нарушении прав мигрантов при родовспоможении
«Коммерсантъ» о смерти таджикского мальчика в Санкт-Петербурге
«Financial Times» о проблемах с помощью беженцам в ЕС

о будущем мировых религий

По демографическим прогнозам, ислам станет первой мировой религией примерно к 2070 году, тогда как Францию в первую очередь ждет значительное увеличение числа тех, кто не относит себя ни к одной из конфессий.
«XXI век будет веком религии или его не будет вообще». Знаменитая фраза Андре Мальро, которую, как мантру твердят из поколения в поколение, действительно кажется оправданной на фоне нынешнего оглушительного подъема религий. Триумф современности, казалось бы, должен был заставить их отступить, но они только ширятся. К середине этого века мусульмане должны сравняться по своему числу с христианами, а затем и обойти их. Однако перед тем как переходить к этому вопросу, следует рассмотреть существующую в настоящий момент динамику.
На демографические прогнозы об увеличении населения мира накладываются прогнозы роста числа верующих. Сложно сказать действительно ли это число относится к активным верующим или же просто включает в себя людей, относящихся к определенной религиозной традиции. Подъем духовности компенсирует упадок некоторых догм. В других условиях превалирует утверждение фундаментализма. В любом случае геополитика конфессий явно ведет к расширению роли ислама в мире и отводит весьма оригинальное место для Франции.

Статистика
Религиозная статистика зачастую напоминает акробатику. На фантазии одних наслаивается отрицание других. Процесс этнического и религиозного замещения с одной стороны и радостное сосуществование с другой. Для того чтобы четко представить себе ситуацию, по крайней мере, в плане заявленных верований, существуют данные. Журнал Futuribles год за годом рассказывает о попытках дать оценку религиозным процессам и преобразованиям в мире.
Среди источников прогнозов следует особо выделить The Pew Research Center, который прошлой весной представил серьезное и подробное исследование. Оно опирается на доступные со всего мира данные о разнице в показателях рождаемости и смертности, миграционных потоках и (что самое сложное) переходе людей из одной веры в другую. Последний момент представляет собой техническое новшество: речь идет об оценке изменений в религиях, будь то уход прежних последователей или появление новых. Методология тут весьма тонка, но такая работа очень важна, потому что нужно избавиться от по большей части наследственного взгляда на религиозную принадлежность.
Разобравшись с этими методологическими уточнениями, можно задать себе такой вопрос: на что может быть похожа религиозная картина мира в 2050 году? Христиане, наверное, сохранят за собой большинство. Ислам во всем своем многообразии будет расти быстрее всех прочих религий. За этот период число мусульман может вырасти на 75% (+1,2 миллиарда), христиан — на 35% (+750 миллионов), а индуистов - на 34%. К 2050 году мусульман (2,8 миллиарда, 30% населения мира) будет примерно столько же, сколько и христиан (2,9 миллиарда, 31%). Окончательно же мусульмане обойдут христиан только в 2070 году.

Центры сдвинутся
В геополитическом плане центры христианства и ислама сместятся. Индия останется в своем большинстве индуистской страной, однако к 2050 году ее мусульманское население станет больше, чем в Индонезии и Пакистане. В Европе на мусульман будет приходиться 10% населения. 40% христиан будут жить в Центральной и Южной Африке. Буддисты останутся сосредоточены в Азии со стабильным показателем в 500 миллионов человек. Есть данные и по «фольклорным» религиям (африканские анимисты, верования туземцев, различные культы), но они в любом случае играют лишь крайне незначительную роль.
Пересечение графиков ислама и христианства (возможно, оно произойдет позднее, чем у нас принято считать) вытекает главным образом из нынешних показателей рождаемости: 2,5 ребенка на женщину в среднем по миру, 1,6 у буддистов, 3,1 у мусульман, 2,7 у христиан, 2,4 у индуистов и 1,7 у «неприсоединившихся» (атеисты, агностики, люди без религиозной принадлежности). Их ряды ощутимо вырастут, однако относительная доля сократится (с 16% до 13%). В некоторых странах рост этой группы станет самой заметной из всех перемен. Так будет в США и, как ни странно, во Франции.
Бывшая «старшая дочь» церкви была преимущественно христианской (63%) страной в 2010 году. Нынешняя 7,5% доля мусульман вырастет до 11% к середине этого века. Однако самой внушительной переменой станет увеличение доли «неприсоединившихся» с 28% до 44%. Все больше верующих в мире и все меньше во Франции. Франция окажется религиозным исключением в мире, который станет в своем большинстве мусульманским в третьей четверти XXI столетия. У наших поборников секуляризма есть повод для радости.

Религия — не константа
Только вот все эти цифры — всего лишь прогнозы, которые составляются с помощью продолжения текущих тенденций. Поэтому все вовсе не обязательно будет именно так. Взгляд в перспективу означает внимание к прогнозам. А также противоположным сценариям и возможным переменам. Религии пытаются провести связь с трансцендентным, но их самих никак не назвать константой. Они меняются. И хотя демографические тенденции определенно меняют мир, будущее великих религий окутано туманом.
Как бы то ни было, с Францией все более-менее ясно. The Pew Research Center опирается на французскую статистику и приходит к выводу, что из 40 миллионов христиан (на 2010 год) к 2050 году останется только 30 миллионов. Это при том, что общее население страны возрастет на 6 миллионов человек. Напомним, что цифры опираются на самоопределение людей по отношению к традиции или культуре, а не религиозной практике. Вопрос носит социологический, а не теологический характер.
По этим же самым данным (еще раз подчеркнем, они опираются на самоопределение, а не традиции и обряды), текущее мусульманское население Франции оценивается в 4,7 миллиона человек, что в общем и целом соответствует классическим оценкам и экстраполяциям. К 2050 году число мусульман должно увеличиться до 7,5 миллионов (о силе их веры речи тут не идет). За тот же самый период количество буддистов увеличится с 280 тысяч до 400 тысяч, а индуистов — с 30 тысяч до 70 тысяч.
Мусульманское население увеличится на 60%, а число неверующих вырастет с 18 до 31 миллиона, то есть на 72%. В любом случае, точные цифры не имеют тут большого значения: главное - это общие тенденции. А они рисуют весьма интересную картину.

Будущее религии

Многие в XIX - начале XX века ожидали, надеялись и возвещали конец религии. Однако ничто не продемонстрировало обоснованность этого ожидания, надежды и возвещения. Провозглашение смерти Бога не осуществилось благодаря тому, что о нем вновь и вновь говорили. Напротив, постоянное повторение этого пророчества, которое, очевидно, не исполнилось, даже в среде самих атеистов, сделало многих скептиками в отношении того, можно ли вообще приблизить конец религии. Британский историк Арнольд Дж. Тойнби писал:

Я полагаю, что наука и технология не могут удовлетворить духовных потребностей, о которых заботятся всевозможные религии, хотя они и могут дискредитировать некоторые из традиционных догм так называемых высоких религий. С исторической точки зрения, религия возникла первой, а наука произошла из религии. Наука никогда не заменяла религию, и я полагаю, что она никогда не заменит ее. Как нам достичь истинного и прочного мира?.. Для достижения истинного и постоянного мира религиозная революция, в чем я безусловно уверен, является conditio sine qua non. Под религией я подразумеваю преодоление эгоцентричности, как в индивидуумах, так и в сообществах, путем достижения общения с духовной реальностью, находящейся за пределами вселенной, и приведения в гармонию с ней нашей воли. Я полагаю, что это - единственный ключ к миру, однако мы далеки от того, чтобы взять этот ключ и воспользоваться им, и пока мы не сделаем этого, выживание человеческого рода будет и далее оставаться под вопросом.

Тот факт, что очень многие атеисты так никогда и не освободились от религиозной проблематики, а самые радикальные атеисты, такие как Фейербах и Ницше, полагавшие, что достигли освобождения путем открытого провозглашения атеизма, вплоть до очень человеческого конца своей жизни остались прямо?таки прикованными к вопросу о Боге и религии - все это очевидно (даже если мы не стремимся торжествовать, а всего лишь трезво констатируем) свидетельствует не столько о смерти, сколько о необычайной жизнеспособности Того, кого так часто объявляли мертвым.

Однако инспирированная Фейербахом марксистская утопия «отмирания» религии после революции наиболее ясно была дезавуирована историческими процессами в социалистических государствах. Не веря в автоматическое «отмирание» религии, воинственно–агрессивный атеизм был воспринят в качестве доктрины советского государства, целенаправленный сталинский террор и послесталинские репрессии искореняли религию и церковь. И спустя 60 лет после Октябрьской революции, неописуемых преследований и издевательств над церквами и верующими христианство в Советском Союзе представляло собой скорее растущую, чем уменьшающуюся величину: согласно (возможно, завышенным) данным того периода, каждый третий взрослый русский (русские составляли приблизительно половину всех советских граждан) и каждый пятый взрослый советский человек были практикующими христианами.

Однако и на Западе некоторые прогнозы оказались ложными. Процесс секуляризации - здесь следует напомнить об ограничениях, упомянутых в самом начале книги, - был переоценен как социологами, так и богословами, или же его рассматривали слишком недифференцированно. Богословы безрелигиозной секулярности, которые исполняли прелюдию к «богословию смерти Бога», сегодня вновь исповедуют религию и даже народную религию. Часто за односторонними теориями находилась не только неадекватная критическая дистанция к духу эпохи и его соблазнам, но и совершенно определенный идеологический интерес: либо ностальгия по золотому веку (гипотеза упадка) или утопическое ожидание грядущего века (гипотеза эмансипации). Часто вместо точных эмпирических исследований развивались величественные априорные теории.

Различные модели интерпретации процесса секуляризации оказались недифференцированными: можно ли смешивать секуляризацию с расцерковлением? Ведь существует целая область нецерковной, неинституционализированной религии. Или с рационализирующим освобождением от чар? Рационализация в одной области жизни не исключает чувства нерационального или сверхрационального в другой области. Или с десакрализацией? Однако религия никоим образом не может быть редуцируема до сакральной сферы.

Говоря в общем, сегодня возможны три прогноза о будущем религии:

а. Секуляризация обратима, будь то путем религиозной реставрации или религиозной революции. Необратимость процесса секуляризации не доказана, и такое развитие нельзя изначально исключать, поскольку будущее всегда преподносит нам неожиданности. Но в нынешней ситуации такое развитие маловероятно.

б. Секуляризация продолжается дальше в том же русле. Тогда церкви все больше и больше становятся просто легально признанными меньшинствами. Этот прогноз более вероятен, тем не менее (как нельзя не заметить) здесь существуют и сильные контраргументы.

в. Секуляризация продолжается, но модифицированно: она разлагает религиозный спектр на все новые, до сих пор неизвестные социальные формы религии, церковной или внецерковной. Этот прогноз наиболее вероятен.

Идеология секуляризма попыталась из истинной и необходимой секуляризации сделать мировоззрение без веры: якобы наступил конец религии или, по крайней мере, организованных форм религии или хотя бы христианских церквей. Напротив, на основании современного развития социологи рассматривают процесс секуляризации очень дифференцированно. Сейчас говорят скорее не о закате религии, но о ее функциональном изменении : человек понимает, что общество стало намного более комплексным и дифференцированным и что после первоначальной глубокой идентичности религии и общества должно было наступить отделение религии от других структур. Поэтому Т. Лукманн (Luckmann) говорит об отделении институциональных областей от космоса религиозного смыслополагания, Т. Парсонс (Parsons) - об эволюционной дифференциации (разделении труда) между разными институтами. Подобно семье религия (или церкви) через прогрессирующую дифференциацию также освободилась от второстепенных функций (хозяйственных и воспитательных, например) и могла бы теперь сконцентрироваться на своей непосредственной задаче.

Поэтому такая секуляризация или дифференциация дает великий шанс. Благодаря христианству в системе истолкования мира и самого человека были поставлены новые большие вопросы о происхождении и назначении человека, о целостности мира и истории. Эти великие вопросы «откуда?» и «куда?» с тех пор больше не умолкали и принципиально определили все последующие эпохи. Давление этих проблем и вопросов продолжало существовать и в новую секулярную эпоху. Пусть нельзя проследить непрерывность ответов, но хотя бы, по меньшей мере, очевидна непрерывность постановки вопросов. Однако секулярные науки современного человека при всех своих достижениях оказались, очевидно, несостоятельными для ответов на эти великие вопросы. Здесь, по–видимому, выдвигаются чрезмерные требования в адрес чистого разума.

Не вдаваясь в дальнейшие прогнозы, которые высказываются о будущем религии, можно сказать: идея о замене религии наукой не только не подтвердилась, но она представляет собой методологически неоправданную экстраполяцию в будущее на основании некритической веры в науку. Ввиду растущего скепсиса по отношению к прогрессу разума и науки более чем сомнительно, сможет ли и будет ли наука играть роль религии.

Будущее существование Если мы игнорируем возможность, обеспеченную промежутком между ниданами семь и восемь, и мчимся к жажде, то - поскольку тем самым мы делаем свой выбор и подтверждаем его - мы будем побуждены к схватыванию и существованию, без дальнейших

4. Будущее царство Однажды, приблизившись к Иерусалиму, Иисус рассказал притчу некоторым людям, ожидавшим скорого наступления Царства Божьего. Вельможа ушел в дальнюю страну, чтобы принять царскую власть и почести, после чего должен был вернуться (Лк. 19:11, 12). С помощью этой

б. Будущее (стихи 14-15) До сих пор в этом абзаце Павел писал о себе ради того, чтобы Тимофей понял, кому он «последовал». Теперь он наставляет Тимофея, велит ему стоять твердо, как скала, не поддаваясь пагубному влиянию злодеев и лжеучителей, поскольку он «последовал» Павлу и

42:1-5 Благословенное будущее Это продолжение молитвы об избавлении и духовном восстановлении; продолжается реальная жизнь, полная надежд на разрешение насущных жизненных проблем и упований на будущее. 1 Суди, то есть произведи суд в мою пользу. 2 Бог крепости отвергает

ЧАСТЬ III От религии полумесяца к религии Креста Переходы из ислама в Христианство в IX–X веках по свидетельству арабских хроник Бытует мнение, согласно которому ислам считается «необращаемой» религией, однако оно верно лишь отчасти. Менее распространенное мнение о

Взгляд в будущее Главные трудности на горизонте современной астрофизики связаны с открытыми во Вселенной нестационарными явлениями.Исследования последних десятилетий показали, что, вопреки существовавшим ранее представлениям, для многих фаз процесса развития

Будущее танца В таком случае как же закончится история человечества? В конце последней книги Библии мы видим полную противоположность тому, что предсказывают другие религии. Мы не видим, как тает иллюзорный мир, не видим, как возвышенные души устремляются из физического

Александр Мень История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 1. Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не успокоится в Тебе Августин Светлой памяти великого христианского мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева посвящается эта

Будущее Но история, которую рассказывал Израиль, с самого начала была ориентирована на будущее. Призвание Авраама включало обетование, что через его потомков Бог планировал благословить все народы земли. Это видение с разной степенью яркости сияло в различные периоды

Напророченное будущее Этот ужасный вековой конфликт между двумя мировоззрениями - эволюционного гуманизма и монотеистического креационизма - должен вызывать озабоченность каждого христианина, независимо от конфессий и, конечно, безотносительно к его (или ее) личной

3. Будущее Та же главная заинтересованность остается у Апостола, когда он рассматривает будущее. Он стоит перед той же перспективой, что и все мы: он или умрет, или будет жить. Он, как и все, может испытывать неуверенность на счет обстоятельств этой альтернативы. Но сам этот