Бог солнца у скандинавов. Словарь Скандинавской мифологии (имена богов, мест и пр.)

Которая начала формироваться у германских племен около V века до нашей эры и развивалась до принятия христианства вплоть до начала второго тысячелетия нашей эры. Прародителями скандинавской мифологии принято считать северо-западные европейские племена: англоскасов (предки современных англичан), данов (предки датчан), норгов (современные норвежцы), свеев (шведы), ютов, германцев и других. Дольше всех сохраняло свои языческие верования население острова Исландия по причине более поздней его христианизации. Сведения о древнейших мифах германских племён скудны и крайне отрывочны, тогда как скандинавская мифология, существа и боги, космогония, модель мира и эсхатология подробно описаны в средневековых литературных источниках, так называемых Эддах – древнеисландских текстах, написанных в XIII веке.

Модель мира в северной традиции

Скандинавская мифология сложна и разнообразна. В основе представлений о Вселенной лежат девять миров, соединенных мировым деревом, называемым Иггдрасиль. Миры расположены в трех сферах: на небе, земле и внизу, под землей. Они включают в себя страны и местности, населенные не только людьми и богами, но и многочисленными мифическими существами.

В центре скандинавской картины мира находится Мидгард - срединный мир, расположенный на земле посреди огромного океана. Вокруг Мидгарда, в соответствии со сторонами света, лежат четыре мира:

  • обитель великанов-ётунов Утгард, или Етунхейм, - на востоке;
  • Ванхейм, населенный богами плодородия ванами, - на западе;
  • ледяной мир Нифльхейм - на севере;
  • знойный мир хаоса Муспельхейм, населенный огненными великанами, - на юге.

Мидгард через радужный мост соединяется с Асгардом – миром богов-асов, находящемся на небе. Между Асгардом и Мидгардом находится мир духов, прекрасных альвов и фей - Люсальвхейм.

Под землей лежит мир гномов Свартальвхейм и преисподняя, мир мертвых Хельхем.

Серверные мифы могут похвастаться многочисленными персонажами: богами, богинями, духами, демонами, великанами, гномами, эйнхериями, мифическими животными и чудищами. Среди них есть и люди – герои, волшебники и разные мифические личности.

Боги

Пантеон включает в себя две группы богов: асов и ванов. Первые – это основные мужские и женские божества во главе с верховным богом Одином. Вторые – боги и богини плодородия, считающиеся более древними, чем асы, но уступившие им свое главенство в ходе войн. Некоторые боги перешли к асам от ванов и наоборот.

В мифах насчитывается около сорока божественных обителей Асгарда. Среди них различают 12 основных богов-мужчин и 14 богинь.

Боги

  • Один – глава асов, давший начало роду. Некогда Один был богом войны, но впоследствии занял главное место среди всех богов. Покровитель мудрости, волшебства, отваги, бог сражения и победы.

  • Тор – бог грома, могучий защитник людей и богов, божество плодородия.

  • Тюр – однорукий бог военных правил и доблести, один из самых древних и могущественных богов пантеона.

  • Браги – бог-поэт, покровитель мудрости, поэзии, красноречия.

  • Бальдр – прекрасный бог красоты, света, весны.

  • Хеймдалль – страж дерева Иггдрасиль и богов, провидец, благодетельный носитель огня.

  • Хёд – бог-слепец, случайно убивший прекрасного Бальдра, покровитель зимы.

  • Видар – бог сил природы, обновления, возрождения.
  • Вали – бог растений.

  • Улль – бог охоты и стрельбы из лука, научивший людей стрелять и ходить на лыжах.

  • Форсети – мудрый бог справедливости, покровитель правосудия.

  • Локи – коварный бог обмана, происходящий из рода великанов-ётунов.

Среди других асов – Хёнир, наделивший сознанием первого человека, Квасир, произошедший от асов и ванов и разрешивший их конфликт, и другие асы, которые не имеют четких функций и выступающих как действующие лица мифов.

Богини

Ваны

Ванское происхождение имеет и богиня любви и красоты Фрейя, живущая среди асов и научившая их волшебству.

Мифические существа

Турсы

Человекоподобные великаны, отвечающие за разрушительные природные явления, олицетворение злых сил. Существуют разные турсы: огненные, морские, горные, каменные, вихревые, а также ётуны и инеистые великаны хримтурсы – первые живые существа, из одного из которых, Имира, произошла жизнь.

Природные духи, вечно молодые маги, колдуны, волшебники, кузнецы. Разделяются на светлых и темных альвов, или гномов (цвергов).

Три богини судьбы, которые определяют судьбы мира. Их имена, Урд, Верданди и Скульд, в переводе означают «судьба», «становление» и «долг». Они олицетворяют прошлое, настоящее и будущее. Связаны с состояниями Луны: Урд – молодой месяц, растущая Луна, Верданди – полная Луна, Скульд – убывающая Луна.

Тринадцать воинственных дев, сопровождающих погибших воинов в Вальхаллу. Валькирии могут решать исход битвы, после чего они забирают души героев с полей сражений, а в Вальхалле прислуживают им на пирах.

Мифические чудовища

В скандинавских эпосах присутствует множество мифических животных, которые играют важную роль. Самые известные из них:

Люди

Скандинавская мифология, и боги, населяющие мифические миры северных народов, не канули в лету после принятия викингами христианской веры. Древние верования всегда жили в народе. А в новое время они были открыты заново для европейской культурной общественности и стали предметом интереса ученых, писателей и художников. В наши дни древние языческие традиции переживают настоящее возрождение. Религия Асатру, основанная на германо-скандинавской мифологии, признана официальной в Исландии и имеет немало последователей во всем остальном мире. Рассказы о приключениях могущественных северных богов и богинь, их незаурядные характеры дали начало целому литературному направлению – нордическому фэнтези и часто служат сюжетами для сериалов, комиксов и кинофильмов.

Скандинавией традиционно именуются обширные территории, расположенные на севере Европы, и включающие в себя Норвегию, Швецию, Данию, Финляндию, Исландию, а также ряд ближайших к ним островов. Исторические особенности их развития породили своеобразную культуру, одной из граней которой стало мифотворчество, персонажами которого, в свою очередь, явились самобытные и неповторимые боги Скандинавии. Неустрашимые и дерзкие, они были в чём-то сродни самим викингам.

Откуда они пришли в наш мир?

Боги список которых содержит в себе имена персонажей, менее известных, чем их древнеегипетские и греческие собратья, являются частью культуры древнегерманских племён. Сведения о них дошли до наших дней главным образом в текстах двух памятников средневековой литературы. Это «Старшая Эдда» - поэтический сборник, содержащий в себе древнеисландские песни, а также «Младшая Эдда» - творение исландского писателя XII века Снорри Стурлусона.

Кроме того, ряд мифов стал известен из произведения средневекового датского хрониста Саксона Грамматика, названного им «Деяния датчан». Любопытно, что один из его сюжетов лёг в основу шекспировского «Гамлета», написанного четырьмя столетиями позже.

Обращаясь к сюжетам любых мифов, независимо от того, родились они в Скандинавии, Греции или Египте, следует учесть, что на протяжении веков они неоднократно редактировались, что сегодня неизбежно приводит ко множеству закравшихся в них разночтений и противоречий. Поэтому не следует удивляться, когда одни и те же события, да и сами боги Скандинавии описываются в разных источниках по-разному.

Скандинавский вариант возникновения мира

Необычайным своеобразием скандинавской мифологии окрашена, представленная в ней, картина рождения мира. Согласно древнему эпосу, всё началось с огромной чёрной бездны, по одну сторону которой находилось царство льда - Нифльхейм, а по другую огня - Муспелльхейм.

Из царства льда брали своё начало 12 потоков, которые тут же замерзали, но поскольку били они непрестанно, то глыбы льда постепенно приближались к царству огня. Когда эти две стихии совсем сблизились, то из снопов искр, смешавшихся с ледяной крошкой, появился на свет великан Имир и такого же размера корова по имени Аудумла.

Далее описываются совершенно невероятные события. Согласно «Старшей Эдды», однажды великан Имир изрядно вспотел, что и не удивительно, ведь рядом находилось царство огня, и из его пота появились два великана - мужчина и женщина. Это бы ещё куда ни шло, но вот далее говорится, что одна его нога зачала от другой и родила сына. Поскольку это трудно представить, примем на веру, не вдаваясь в подробности.

Что же касается коровы Аудумлы, то и ей в скандинавских мифах отводится весьма важная роль. Во-первых, она кормила своим молоком Имира и тех, кто произошёл от него столь чудесным образом. Сама же она питалась тем, что слизывала соль с камней. Во-вторых, от тепла её языка родился ещё один великан, получивший Так появились на земле её первые обитатели, от которых затем были рождены боги Скандинавии, а ещё позже и люди.

Асы, ваны и прочие мифические персонажи

Известно, что все скандинавские боги и богини подразделялись на несколько групп, основной среди которых были асы, возглавляемые их предводителем по имени Один. Жизнь у них была отнюдь не лёгкая и не безоблачная, поскольку постоянно приходилось вступать в конфликты с другими представителями древнескандинавского пантеона.

Больше всего неприятностей им доставляли ваны - группа богов плодородия, претендовавшая на владение миром, но доставалось и от великанов-ётунов, а также от карликов-цвергов. И уж совсем нещадно портили асам кровь женские божества - дисы, норны и валькирии.

Одним из главных сюжетов скандинавской мифологии является война между асами и ванами. Началась она с того, что ваны, обиженные тем, что люди в своих песнях прославляли не их, а асов, послали к ним в мир (он назывался Мидгард) злую колдунью Гульвейг. Поскольку сделана она была из золота, то, по расчётам ванов, своим появлением должна была испортить нравы людей, посеяв в их душах алчность и корыстолюбие. Асы воспрепятствовали этому, и убили ведьму. С этого началась война, в которой боги Скандинавии пытались силой решить вопрос первенства. Так как ни одна из сторон не могла взять верх, между ними в итоге был заключён мир, скреплённый обменом заложниками.

Верховный бог асов

Предводителем, и отцом асов являлся верховный бог Один. В скандинавской мифологии ему соответствует целый ряд характеристик. Он представлен как царь-жрец, шаман-знаток рун, князь-волхв и, кроме того, скандинавский бог войны и победы. почитался как покровитель военной аристократии и покоритель валькирий (о них речь пойдёт ниже). В его ведении находится Вальхалла - небесный чертог, где в райском блаженстве коротали вечность павшие герои-воины.

Изображался Один в виде одноглазого, но полного жизненной энергии старца. Свой недостающий глаз он отдал когда-то великану Мимиру за то, чтобы тот позволил ему испить воды из охраняемого им источника мудрости. Похвальная тяга к знаниям, вообще, была свойственна Одину. Например, как-то раз, для того чтобы постичь силу, заключённую в старинных рунах, - древнегерманских письменах, он согласился принести себя в жертву, и провисеть 9 дней, прибитым к дереву собственным копьём.

Среди прочих качеств Одина, в мифах особо подчёркивается способность к перевоплощению. Обычно он бродит по земле в облике старца, облачённого в синий плащ и войлочную шляпу. Его постоянными спутниками бывают два волка или ворона. Но иногда Один может обернуться и бедным странником или уродливым карликом. В любом случае горе тому, кто, поправ законы гостеприимства, закроет перед ним двери своего дома.

Сыновья Одина

Сыном Одина был бог Хеймдалль, считавшийся хранителем мирового древа жизни. Его, обычно, изображали в облике воина, трубящего в Согласно легенде, именно так он должен будет возвестить о приближении конца света, и собрать всех богов на последнюю битву с силами тьмы. Живёт Хеймдалль в сказочном доме, который называется Химинбьёрг, что в переводе означает «небесные горы». Находится он вблизи моста, соединяющего небо и землю.

Широко известен и другой сын Одина - однорукий бог Тюр, являвшийся воплощением воинской доблести. Руки он лишился, однако, не на поле брани. Своё увечье бедолага получил, пытаясь сковать волшебной цепью гигантского волка по имени Фенрир. Когда-то это чудовище ещё безобидным щенком было взято асами в их страну Асгард. Со временем волчонок подрос, превратившись в сильное и агрессивное чудовище, наводившее ужас на окружающих.

Как ни пытались боги его сковать, он каждый раз с лёгкостью рвал оковы. Наконец, на помощь пришли эльфы, выковавшие волшебную цепь из шума кошачьих шагов, птичьей слюны, рыбьего дыхания и корней гор. Оставалось лишь набросить её на волка. Чтобы убедить зверя в отсутствии дурных намерений, бог Тюр вложил ему в пасть собственную руку, которая и была откушена, как только Фенрир понял, что попался на хитрость. С тех пор бог воинской доблести разил врагов лишь одной оставшейся рукой.

Бог, измученный дурными снами

Надо заметить, что бог весны Бальдр Прекрасный - так его все называли за необычайную красоту, был также сыном Одина, которого ему родила верховная богиня асов Фригг. Легенда рассказывает, что однажды он поделился с матерью тем, что стал часто видеть дурные сны. Чтобы обезопасить сына, Фригг взяла клятву с воды, огня, бранных металлов, деревьев, камней, ядов, болезней, зверей и птиц, что они не причинят ему никакого вреда. В результате бог весны стал неуязвим.

Зная об этом, прочие боги ради потехи метали в него камни, копья и стрелы, чем весьма досаждали Бальдру. И вот однажды их злые шутки окончились весьма плачевно. Бог хитрости Локи обманом выведал у Фригг, что она в своё время не взяла клятву с омелы - кустарника, на тот момент едва появившегося из земли.

Воспользовавшись её промашкой, коварный Локи сорвал ветку этого растения, и, вложив её в руку слепого от природы бога судьбы Хёда, заставил метнуть в проходившего рядом Бальдра. Острый прут пронзил прекрасного юношу и тот скончался, став добычей царства мёртвых и его страшной правительницы колдуньи Хель.

Рядом с верховным богом асов часто изображается ещё один популярный мифический персонаж - Хермод Храбрый. Он являлся посланником Одина в страну мёртвых, где должен был выкупить у её правительницы его сына - бога весны Бальдра. Это доброе намерение принесло Хермоду известность, несмотря на то что сама миссия провалилась в результате очередных происков всё того же бога хитрости и обмана Локи.

Состязания в замке Утгард

Следует отметить, что проделки этого плута и обманщика часто порочат имя его тёзки - вполне добропорядочного и уважаемого аса Утгарда Локи, прославившегося тем, что в его родовом замке Утгард как-то раз были организованы весьма необычные соревнования. О них повествует «Младшая Эдда». В ней рассказывается, в частности, как один из его гостей - бог грома и бури Тор, в пылу спортивного азарта боролся со злобной старухой Элли, воплощавшей собой старость, а его приятель Локи - тот самый бог-обманщик, состязался в прожорливости с самим огнём.

Кульминацией же всего стала попытка местного крестьянина Тьяльфи опередить скоростью бега мысль самого хозяина замка. И хотя ни бог грома, ни его приятели успеха не достигли, праздник удался на славу. О нём было сложено потом много песен. Не испортило впечатление даже то, что и огонь, и старуха Элли, да и сам хозяин Утгарда Локи изрядно жульничали, благодаря чему и одержали победы.

Женские божества древних скандинавов

Самое непосредственное отношение к Одину имеют валькирии, повелителем которых (а по некоторым источникам - отцом) он являлся. Согласно скандинавским мифам, эти девы-воительницы, восседая на летучих конях, незримо реяли над полями битв. Посланные Одином, они подбирали с земли убитых воинов, и относили затем в небесный чертог Вальхаллу. Там они им прислуживали, разнося за столами мёд. Иногда валькирии также получали право решать исход сражений, а наиболее понравившихся им воинов (убитых, разумеется) делать своими возлюбленными.

Кроме валькирий, женскую часть пантеона представляли также норны - три волшебницы, наделённые даром ясновидения. Они были способны без труда предсказывать судьбы не только людей и богов, но и всего мира в целом. Жили эти кудесницы в стране Мидгард, населённой людьми. Их главной обязанностью было поливать мировое дерево Иггдрасиль, от благополучия которого зависело долголетие человечества.

Ещё одну группу сверхъестественных обитательниц древнего мира составляли дисы. Повинуясь переменчивости женской натуры, они являлись то хранителями людей, то враждебными по отношению к ним силами. Среди памятников древнегерманской культуры, частью которой, как указывалось выше, является скандинавская мифология, сохранились тексты заклинаний, в которых дисам приписывается сила сдерживать натиск неприятельских войск и решать исход сражений.

Златовласая богиня

Кроме представительниц женской части пантеона, о которых шла речь выше, заслуживает внимания и богиня Сиф, являвшаяся женой бога бурь и грома Тора. Будучи покровительницей плодородия, эта дама, уступавшая красотой лишь богине любви Фрейе, приобрела известность своими необычайными золотыми волосами, история которых заслуживает особого внимания.

Однажды красота Сиф заставила бога обмана Локи преисполниться завистью к её мужу Тору. Улучив момент, когда того не было дома, Локи прокрался в опочивальню к его спящей жене и…, нет-нет, не подумайте ничего - он её всего лишь остриг наголо. Тем не менее, отчаянию бедняжки не было конца, и разъярённый супруг готов был убить негодника, но тот поклялся исправить положение.

С этой целью Локи отправился к кузнецам-гномам, жившим в сказочной стране, и поведал им о случившемся. Те с радостью вызвались помочь, продемонстрировав своё искусство. Гномы выковали для Сиф волосы из чистого золота, сделав их необыкновенно длинными, тонкими и пушистыми, обладавшими свойством тут же прирастать к голове и выглядеть как настоящие. Так богиня Сиф стала обладательницей золотых волос.

Боги - повелители морей

Ещё одним ярким представителем скандинавского пантеона является владыка морей Эгир. Принято считать, что Эгир олицетворяет собой, прежде всего, спокойное и безмятежное море, о чём свидетельствует его характер. Он гостеприимный хозяин, охотно принимающий у себя гостей, и затем посещающий их дома. Владыка морей всегда миролюбив, и никогда не участвует в спорах, а тем более в войнах. Однако распространённое в старину выражение «угодить в зубы Эгира», имеющее значение - утонуть, говорит о том, что и ему порой свойственны минуты гнева.

Следует отметить, что ряд источников в качестве повелителя морей называет другого скандинавского бога - Ньерда, и ему приписывает тихий и дружелюбный нрав, в то время как Эгир изображается возмутителем морских просторов и создателем бурь, смирять которые, и спасать терпящие бедствие корабли приходится Ньерду. Не следует удивляться, так как это всего лишь один из примеров разночтений, возникших в скандинавском эпосе за прошедшие века.

Кузнец, сделавший крылья

В скандинавском пантеоне имелся и свой бог-кузнец по имени Велунд. Этот работяга является персонажем эпоса почти всех германских народов. Его судьба была трудна и по-своему драматична. Будучи одним из трёх сыновей финского конунга (верховного повелителя), он, тем не менее, жил трудом своих рук. В семейной жизни парню явно не везло. Любимая жена Хервёр - дева, принимавшая порой облик лебедя, бросила его, оставив после себя лишь свадебное кольцо. Страдая от разлуки, Велунд выковал 700 его дубликатов.

Но на этом его злоключения не кончились. Однажды во время был пленён шведским конунгом Нидудом. Злодей не только лишил мастера свободы, но и искалечил, оставив на всю жизнь хромым. Заточив Велунда в подземелье, конунг заставил его трудиться дни и ночи, выковывая для себя оружие, а для жены и дочери драгоценные украшения. Лишь благодаря случаю и собственному коварству пленнику удалось вновь обрести свободу.

Легенда повествует, что однажды в подземелье к Велунду пришли сыновья Нидуда, желавшие, как и отец, иметь мечи его изготовления. Воспользовавшись моментом, кузнец убил их, сделав затем из черепов кубки, которые отослал их отцу, и из глаз драгоценности для королевы, а из зубов броши для принцессы. В довершение всего он заманил к себе ничего не подозревавшую девицу, изнасиловал её. Отомстив таким образом, весьма довольный собой, бог-кузнец улетел прочь на крыльях собственного изготовления.

Новые времена - новые персонажи

С распространением в странах Скандинавии христианства все прежние мифические божества претерпели определённую трансформацию, приняв облик святых, или, вообще, исчезнув. Изменился до неузнаваемости и Велунд, превратившись из божественного персонажа в демонический. Связано это, прежде всего, с его профессией. Известно, что в древности к кузнецам относились с определённой долей подозрительности, приписывая им связь с нечистой силой.

Неудивительно после этого, что Гёте, несколько изменив это имя, наделил им своего героя Мефистофеля в одной из сцен трагедии «Фауст», представившегося как Воланд. У гениального немца находку позаимствовал Михаил Афанасьевич Булгаков, увековечив её в «Мастере и Маргарите», и дав прежнему Велунду новую жизнь в образе профессора чёрной магии Воланда.

Небольшой список богов Скандинавии, которые не вошли в наш обзор:

  • Браги - сын Одина.
  • Видар - божество войны.
  • Хенир - брат Одина.
  • Форсети - сын Бальдра.
  • Фулла - богиня изобилия.
  • Эйр - богиня врачевания.
  • Ловн - богиня милосердия.
  • Вер - богиня знания.
  • Йорд - богиня земли.
  • Скади - покровительница охоты.
  • Улль - бог охоты.

Список мифических существ:

Скандинавский бестиарий: общие сведения

Скандинавская мифология (существа, боги, герои) достаточно многопланова, но ее бестиарий по-своему уникален. Строго говоря, скандинавские мифологически существа (для краткости местами мы будем использовать оборот «скандинавские существа») имеют ряд существенных отличий от аналогичных мифологических конструктов других культур. В чем именно заключаются эти отличия?

Скандинавская мифология, бестиарий которой невероятно обширен, сфокусирована на четких хронотопах, в частности - это Девять Миров (Асгард, Мидгард и так далее). Соответственно скандинавские мифологические существа также имеют «привязку» к тому или иному хронотопу, либо эпониму. К примеру, вепрь Гуллинбурсти, волки Гери и Фреки, огромные кошки Фрейи, скакун Одина Слейпнир - все эти скандинавские существа согласно эддическим текстам обитают в Асграде. Если они покидают пределы этого мира, то только в том случае, если сопровождают своих хозяев (тот же Гуллинбурсти выходит из Асгарда только вместе с Фрейром).

В тоже время некоторые скандинавские существа обладают возможностью существовать относительно независимо, перемещаясь между мифологическими хронотопами и топонимами. К таковым относятся, например, вороны Одина - Хугин и Мунин. Эти создания свободно путешествуют по всему мифологическому пространству, но у них тоже есть своя «привязка», правда, исключительно эпонимического типа, - вороны связаны с Гримниром, и только с ним могут взаимодействовать напрямую.

Отдельную категорию составляют скандинавские существа с ярко выраженными хтоническими характеристиками. В первую очередь это, конечно, мировой змей Ермунганд, а также волк Фенрир - дети Локи. При этом Хель также справедливо отнести к хтоническим чудовищам, но она все же не попадает в категорию «скандинавские мифологически существа» элементарно потому, что это яркий эпоним, в мифах она выступает богиней мертвых и правительницей Хельхейма. Зато к данной категории скандинавских существ вполне можно отнести дракона по имени Нидхегг, что сторожит корни Мирового Древа.

Скандинавская мифология: существа-аналогии

Нужно отметить, что скандинавский бестиарий закономерно имеет вполне очевидные параллели с мифологиями многих народов мира. К примеру, в образе быстроногого скакуна Одина, которого зовут Слейпнир, трудно не узнать греческого Пегаса. С другой стороны, степень заимствования невозможно определить, точно также нельзя ответить на вопрос, - в какой культуре подобный образ появился раньше. Вполне возможно (хотя и маловероятно), что такие образы развивались параллельно и независимо.

Скандинавская мифология, существа которой всегда наделяются какими-то исключительными чертами, тяготеет к аллегории, метафоричности и образности, что опять же закономерно. К примеру, многие исследователи в образах Хугина и Минина склонны видеть олицетворение духовной и ментальной силы Одина. Другие утверждают, что вороны могут выступать двойственной аллегорией, олицетворяющей амбивалентную силу человеческого интеллекта.

Так или иначе, скандинавская мифология, бестиарий которой гораздо обширнее, чем можно представить, является полимичной область науки, и споры относительно многих вопросов ведутся до сих пор. Но очевиден тот факт, что скандинавские мифологические существа будоражат в нас самые разные чувства, некоторые вдохновляют, другие - отталкивают. И это хорошо, потому что так скандинавские существа, созданные сотни, а, быть может, и тысячи лет назад чьей-то фантазией, продолжают жить сегодня. Хотя… кто сказал, что это лишь фантазия?..

Валькирия ведет богов в бой

Ниже представлен пантеон скандинавских богов, список их имен, родственные связи и некоторые события из преданий богов викингов.

Один

Бог Один восседает на троне

Больверк, Вальтам, Веча, Вак, Водан, Воден, Вотан, Ганград, Гримнир : это все псевдонимы , которые он использовал во время пу­тешествий в Мидгард. Один: Сын Бьорра и Бестлы, отец Тора, Бальдра, Хёда, Тюра, Браги, Хеймдалля, Улля, Видара, Хермода и Вали. Его женами были Фьорджин, Фригг и Ринд. Верховный бог скандинав­ской мифологии. Один имел привычку пу­тешествовать по Мидгарду в человеческом обличье, соблазняя женщин и награждая их детьми; поэтому многие смертные ведут свою родословную от главы асов - Одина.

  • Сага : возлюбленная Одина, к которой он ежедневно наведывался в замок Соквабек.
  • Ринд (Ринда): богиня, которая упомина­ется как третья жена Одина. Родила ему сы­на Вали. Она была абсолютно холодна с мужчинами, считалась богиней вечной мерзлоты. Существует некоторая путани­ца относительно богини и смертной жен­щины Ринд, дочери короля Биллинга; возможно, что и женщина и богиня были одним и тем же персонажем.

Фригг

Фригг восседает на Хлидскьялве

(Берта, Фригга, Хольда, Нертус, Вод ): одна из важнейших богинь Асгарда; одна из трех жен Одина и мать Бальдра и Хёда. Она была главной богиней плодоро­дия. У нее было так много общего с Фрейей, что в германской мифологии они счи­тались единым божеством. Нертус (Хлодин): жена Ньёрда; богиня, часто отождествляемая с Фригг. Спутники и посланники Фригг:


Гевион

Гевион запрягает быков в гигантский плуг

Гевьон (Гевион): богиня, одна из спутниц Фригг. Гюльфи, король Швеции, за ночь, проведенную с ним, даровал ей столько земли в своих владениях, сколько она сможет вспахать за 24 часа. Она запряг­ла четырех огромных волов, которые бы­ли ее сыновьями, рожденными от велика­на, и принялась пахать. Плуг так глубоко врезался в землю, что за отпущенное ей вре­мя она вспахала огромный участок швед­ской земли, который ее сыновья оттащили в море. Этот остров назвали Зеландией. А там, где земля была прежде, возникло озеро Маларен.

Бальдр

Бальдр : прекрасный и благородный бог, не­предумышленно убитый своим братом Хёдом в результате неудачной шутки Локи.

  • Хед : брат-близнец Бальдра. В результате проделок Локи Хёд непреднамеренно убил Бальдра и за это был приговорен к смерти. Бог был убит Вали, который был специаль­но послан для выполнения этого задания.

Браги с арфой

: бог музыки, поэзии и гармонии, сын Одина и великанши Гуннлод, соблаз­ненной Одином. Браги женился на Идунн. Один вырезал на его языке руны и пред­ложил сочинять песни, прославлявшие бо­гов и павших воинов, пребывающих в Валь­халле.

Вали

Вали ищет убийцу Бальдра

Вали : сын Одина и Ринд. Считается, что именно этот бог обдуманно мстил за смерть Бальдра. (Не надо путать его с другим Ва­ли, сыном Локи и Сигюн).

Ве и Вили

Один, Ве и Вили создают мир

: один из трех сыновей Бьорра и внуков великана Имира. (Двое других были Один и Вили). Втроем они убили своего деда и из его тела создали , страну смерт­ных. По некоторым легендам, Один так долго находился вне Асгарда, путешествуя по миру смертных, что Be и Вили захвати­ли трон и сместили Фригг (очевидно, без каких-либо возражений с ее стороны).

Видар

Видар сражается с Фенриром

Видар : сын Одина и великанши Грид. Он убьет Фенрира, переживет и ото­мстит за смерть Одина.

Васуд : отец Виндсала и дед Зимы. По все­общему мнению, Васуд был весьма недо­брожелательным богом.

Зима : злейший враг бога Лето; сын Виндсала и внук Васуда.

Идунн

: богиня весны и вечной молодос­ти. Она была дочерью карлика Ивальда и женой бога Браги.

Кари

Иллюстрация

Кари : по некоторым версиям мифа о со­творении мира, сыновьями великана Имира были Хлер (море), Кари (воздух) и Ло­ки или Лодур (огонь). Эти боги, в свою очередь, породили великанов или чудовищ по имени Бели, Фенрир, Грендель, Гюмир, Хель, Мимир, Тиасси и Трюм.

Квасир

Смерть Квасира

Квасир : весьма загадочная фигура, по­скольку неизвестно, был ли он богом или сверхъестественным существом. Если он был богом, то, возможно, являлся одним из ванов, в котором текла кровь и асов. Он появился на свет в самом конце войны между асами и ванами; в знак примирения все боги плевали в ритуальный сосуд, и из их слюны появился Квасир. Он стал извес­тен своей мудростью и добродетельностью и поэтому был убит во сне двумя карликами Фиаларом и Галаром, жаждавшими завла­деть его мудростью для пользы всех кар­ликов. Наполнив его кровью три сосуда (котел под названием Одрёрир и два куб­ка - Боден и Сон), они смешали ее с медом, получился медовый напиток, превращаю­щий всякого, кто ни выпьет, в скальда или ученого.

Лодур

Один, Лодур и Хьонир создают Аска и Эмблу

Лодур : по одной из версий о сотворении мира, братьями Одина были Хенир и Лодур; втроем они дали жизнь человечеству. Лодур подарил людям кровь и креп­кое тело. Лодура часто сравнивают с Локи.

Локи

Локи на средневековой гравюре

: «коварный лжец» и, без сомнения, один из наиболее примечательных богов в Асгарде. Локи был родственником Одина, но отношения между ними были испорче­ны. Он пришел в Асгард по праву, посколь­ку Один был его кровным братом. Затем этот бог был изгнан из Асгарда и поклял­ся отомстить. Саэтер : бог сельского хозяйства, возмож­но, одно из воплощений Локи.



Мимир

Один направляется к колоду Мимира

Мимир : мудрейший изо всех богов; он, или, по крайней мере, его голова, охраня­ла источник (Колодец Мимира), берущий начало у корней Иггдрасиля. Существуют разные версии о том, как он лишился го­ловы, но, как оказывается, он и Хёнир были посланы асами к ванам в качестве заложников, чтобы скрепить мир, установ­ленный между двумя семьями богов. Ва­ны не любили Хёнира, поэтому они умерт­вили Мимира. Вполне возможно, что он создал меч Миминг. Один взял в привыч­ку советоваться с головой Мимира, когда ему была нужна помощь. Согласно неко­торым версиям Один лишился глаза, ибо ему пришлось отдать его голове Мимира в качестве платы за мудрые советы.

Норны

Норны Скульд, Урд и Верданди

Норны : три богини судьбы — Скульд («жизнь - существование»), Урд («судьба - предназначение») и Верданди («необходи­мость»). Очевидно, что их образы напря­мую связаны с мойрами - богинями судь­бы из греческой мифологии. Каждый день они поливали святой водой, что­бы дерево продолжало расти. Также они страстные ткачихи, создающие огромное полотно. Две сестры, Урд (которая очень стара) и Верданди (которая молода и пре­красна) были очень дружны со смертными, но Скульд была чересчур обидчива; она оби­жалась по любому пустяку или из-за рав­нодушного к ней отношения. Скульд име­ла ужасную привычку разрезать полотно, сотканное тремя сестрами, как раз тогда, когда работа была уже почти закончена. Вюрд : мать Норнов.

Нотт

Картина «Ночь на Хримфакси» Арбо

Нотт : богиня ночи; дочь великана Норви. У нее было трое любовников-мужей: Нагльфари, от которого она родила сына Ауда; Аннар, который дал ей дочь Эрду; и Деллингер, чей сын был назван Днем.

  • Деллингер (Деллинг): бог рассвета и третий муж Ночи, Нотт. Их сыном был Даг (День).

Ньерд

Бог Ньерд и его жена Скади

Ньерд : отец и Фрейи; один из ванов моря, постепенно вытеснивший культ бога моря асов Эгира и перенявший его функции. Одновременно был мужем вели­канши Скади и богини Нертус.

Ран

«Ран» (1901) Иоганна Гертса. Морская богиня Рана тянет людей в море, где они встречают свою гибель среди костей и трупов.

Ран : жена Эгира. Она тоже связана с мо­рем. У Ран была сеть, которой она ловила всех людей, утонувших в море.

Сигюн

Закованный Локи, за которым ухаживает его верная жена Сигюн

Сигюн : третья жена Локи, которая была ему безгранично предана. Она воспитывала его смертных сыновей Нарве и Вали. Даже после того, как Локи был изгнан из Асгарда за свои преступления, Сигюн осталась верна ему.

Сив

Златоволосая Сиф поднимает рог

Сив, Сиф : богиня, жена . Она очень горди­лась своими золотыми волосами, а Локи обрезал их, когда она спала.

Тюр

Бог воинов — Тюр однорукий

Тюр — по рассказам мифов был богом войны (в других версиях предвестник побед). Изображался одноруким — вторую руку ему откусил волк Фенрир. Тюру принадлежит руна Тейваз.

Тор

Тор держит в руке молот Мьелльнир

Так же как Один и Локи, Тор - бог грома в Асгарде. Он считается одним из главнейших богов в скандинавской мифологии. Тор отвечал за погоду, урожай и морские путешествия. Древнескандинавская руна Турисаз вмещает в себе силу бога Тора.

  • Магни : сын Тора и великанши Ярнсаксы. Он спас своего отца после его дуэли с ве­ликаном Хрюнгниром. После Рагнарёка Магни вместе со своим братом Моди по­лучат молот Тора .

Улль

Улль на средневековой гравюре

Улль — в германо-скандинавской мифологии приемный сын бога Тора. Отличный стрелок из лука. Все его стрелы попадают в цель, с которой бы расстоянии он не стрелял и как далеко не расположен был цель. Улль также быстрее всех бегает на лыжах. От него этому искусству научились и люди. Заместитель спортсменов и здорового образу жизни. Улль также является богом охоты и мастерски владеет как мечом, так и луком. Также является богом всех азартных игр (бог фортуны).

Скади

Скади - инеистая великанша, покровительница охоты

Так же как и бога Улля, атрибуты Скади - лук и лыжи. Первоначально она, вероятно, была богиней плодородия в её зимней ипостаси. Скади представляет зиму и лёд, является супругой Ньёрда. Упоминается в Старшей Эдде, Младшей Эдде и Саге об Инглингах.

Фрейя

Богиня любви Фрейя

: богиня любви, а позднее войны и смерти. Одна из ванов, она пришла в Асгард в качестве заложницы в сопровожде­нии своего отца Ньёрда и брата Фрейра. Она вышла замуж за бога Ода, который от­правился в дальние странствия; после это­го свое время она проводила, то оплаки­вая его отсутствие, то забавляясь с разны­ми мужчинами. В германской мифологии она отождествляется с Фригг.

  • Од (Одур): первый муж Фрейи, (предположительно один из смертных образов Одина) . Она безум­но любила его, но им овладела «охота к пе­ремене мест», и он ушел странствовать в поисках смертной женщины. Фрейя про­вела всю оставшуюся жизнь, то горько оп­лакивая его уход, то забавляясь с другими мужчинами.
  • Герсеми и Хносс д очери Фрейи и Ода

Фрейр

Фрея и Фрейр

Фридлееф : один из псевдонимов , который он использовал во время пу­тешествия в Мидгард.

Фьорджин (Эрда, Ёрд): богиня Земли; одна из трех жен Одина и мать Тора.

Средневековое изображение

: довольно странный персо­наж, рожденный от девяти великанш (Мор­ских Дев) одновременно. Под именем Ригера он странствовал по Мидгарду, соблазняя женщин, и таким образом по­ложил начало сословию слуг, крестьян и воинов. Он охранял радужный мост, ведущий в . Ригер : один из псевдонимов Хеймдалля, который он, так же как и Один, исполь­зовал во время путешествий в Мидгард.


Хель

Иллюстрация 1889 года

Хель : богиня или чудовище, дочь Локи и Ангрбоды, управлявшая Нифльхеймом. Доподлинно не известно - была ли она жи­вой или мертвой. После смерти бога Баль­дра Хермод попросил ее позволить всеми горячо любимому богу покинуть ее царст­во. Она же ответила, что не верит, будто Бальдра действительно так сильно любят. Так же она отреагировала и тогда, когда Браги вернулся в надежде найти Идунн. Улль, будучи богом зимы, проводил нес­колько месяцев в году, деля ложе с Хель. Вместе с армией призраков она будет помо­гать богам во время битвы в час Рагнарёк, после которой ее царство будет поглоще­но огнем.

Хенир

Хёнир. Иллюстрация в манускрипте XVII века

Хенир : существует две версии истории о самых первых богах. По первой из них, Один и его братья Вили и Be дали челове­честву дары, которыми люди пользуются до сих пор. По другой - первыми братья­ми Одина были Хёнир и Локи. В соответ­ствии с этой версией Хёнир одарил людей эмоциями и чувствами.

Хермод

Хермод — посланник Одина

Хермод (Ирмин): сын и Фригг. Он встречает героев в Вальхалле и исполняет те же функции, что и греческий бог Гер­мес. Его самым ответственным и извест­ным поручением было путешествие к Хель в попытке освободить бога Бальдра из цар­ства мертвых.

Эгир

Бог Эгир и его жена Ран

Эгир (Хлер, Гюмир ): бог моря, существо из самой древней династии богов, пришедших в мир задолго до асов и ванов. Его власть в морских владениях поистине не имеет границ.

Остара

«Остара» (1901) Йоханнеса Гертса.

Остара , или Эостра - согласно реконструкциям мифологов, древнегерманское божество, предположительно связанное с приходом весны и пробуждением природы. Имя Эостры (Остары), в рамках этой концепции, носил месяц апрель в древнеанглийской и старогерманской традиции.

Хлер : в соответствии с версией мифа о со­творении мира один из первых богов.

Свасуд : прекрасный и благородный бог, сыном которого был Лето.

Лето : один из первых богов. Его любили все, кроме Зимы.

Иллюстрации к истории и мифологии викингов
















Беовульф

Беовульф ("пчелиный волк", т. е. "медведь"), герой северного и англосаксонского эпоса, одолевший двух ужасных чудовищ. Юный воин из народа гаутов, Беовульф отправился за море, в Данию, чтобы избавить короля данов Хродгара от постигшей его напасти: много лет в королевский замок Хеорот пробирается по ночам свирепое чудище Грендель и пожирает дружинников.
В ночном единоборстве Беовульф сжал Гренделя с такой силой, что тот, вырываясь, лишился руки и уполз в свое логово, где истек кровью и испустил дух. Мать Гренделя, еще более мерзкая тварь, пыталась отомстить за убийство сына, и Беовульф, преследуя чудовище, опустился в ее хрустальную подводную пещеру. Через час схватки Беовульф потерял свой верный меч. Как в свое время король Артур, он нашел другой волшебный клинок и разделался с ужасной матерью Гренделя. В королевстве Хродгара восстановился мир и покой, а Беовульф, щедро награжденный королем Хродгаром, вернулся Крис на родину, в Южную Швецию, и стал королем гаутов. В конце его долгого и мудрого правления в королевстве объявился дракон. Выступив против него с двенадцатью товарищами, Беовульф вскоре оказался в одиночестве - соратники в страхе покинули поле боя, но герой сразил дракона, хотя это стоило ему жизни.

Валькирия Брунхильд

Брунхильд, Брунгильда ("поединок"), героиня скандинаво-германской мифологии, самая воинственная и самая прекрасная валькирия, бросившая вызов Одину: она даровала победу в битве не тому, кому предназначал он.
В наказание бог погрузил ее в сон и сослал на землю, где Брунхильд должна была лежать на вершине холма Хиндарфьялль, окруженная огненной стеной. Прорваться сквозь бушующее пламя мог лишь Сигурд (герм., Зигфрид), знаменитый герой, сразивший дракона Фафнира. Он пробудил воинственную красавицу Брунхильд и, обещав жениться, оставил в залог кольцо карлика Андвари, не ведая о нависшем над кольцом проклятии. Ведьма Гримхильд дала Сигурду напиток забвения, и Сигурд, позабыв о своей невесте, женился на дочери колдуньи красавице Гудрун (герм., Кримхильда). Когда память вернулась к нему, сердце героя наполнилось страданием, стыдом и печалью.

Только после смерти Брунхильд и Сигурд наконец обрели покой в любви, ранее разрушенной гнусными интригами.
А проклятие карлика Андвари вместе с унаследованным кольцом перешло на Хёгни и Гуннара. Они оба в дальнейшем погибли мучительной смертью, но не выдали тайны рокового клада нибелунгов.

Вяйнямёйнен

Вяйнямёйнен (Вейнямейнен), сын богини-демиурга Луоннотар, главный герой карело-финского эпоса. Этот мудрый старец, маг и чародей, который провел во чреве матери по меньшей мере тридцать лет, был одарен сверхъестественными способностями. В любви ему везло меньше. Он попробовал выбрать невесту среди женщин страны Севера, Похьёлы, и в обмен на чудесную мельницу сампо, источник изобилия, ему обещали одну из дочерей хозяйки Севера Лоухи. По его просьбе мельницу "из пушинки лебединой, из кусочка веретёнца, и из молока коровы, и из ячменя крупинки" выковал кузнец Ильмаринен. Правда, затем он обманул Вяйнямёйнена и сам женился на дочери Лоухи. Но невеста была убита, а сампо украдена. Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен отправились на поиски сампо и после множества приключений нашли ее. Лоухи бросилась за ними в погоню, подняла на море бурю и, обернувшись грифоном, напала на корабль героев.
Только быстрая реакция Вяйнямёйнена позволила всем спастись, однако во время сильнейшего шторма сампо разбилась. Вяйнямёйнену удалось собрать обломки мельницы и частично восстановить ее чудесные свойства. Согласно мифам, он добыл огонь из чрева огненной рыбы, изготовив первую рыболовную сеть; построил первую лодку; побывал в Туонелле, царстве мертвых, и вернулся оттуда живым. Когда его миссия на земле была завершена, Вяйнямёйнен построил новый корабль и отправился в путешествие без конца.

Кримхильда

Кримхильда, героиня германского эпоса "Песнь о Нибелунгах", жена Зигфрида, после смерти героя ставшая женой гуннского короля Аттилы (норв., Атли). Известна необыкновенной красотой, которая побуждала на подвиги и обрекала на смерть многих доблестных воинов. Кримхильда, по рождению бургундская принцесса, являлась сестрой бургундского короля Гюнтера (норв., Гуннара). В скандинавской мифологии ей соответствует Гудрун, сестра бургундского короля Гуннара и жена Сигурда.
Ведьма Гримхильд (по преданию мать Кримхильды) дала Зигфриду напиток забвения, и Зигфрид, позабыв о своей невесте Брунгильде, женился на дочери колдуньи красавице Кримхильде (норв., Гудрун). От Зигфрида Кримхильда родила сына, которого назвали в честь дяди Гюнтером. После смерти Зигфрида Кримхильда вышла замуж за короля гуннов Аттилу с целью использовать свое положение королевы для мести убийцам Зигфрида - Хагену и Гюнтеру.
Кримхильда заманила их в ловушку и приказала казнить. Гуннара бросили в ров с кишащими там гадами и затем отрубили голову, а у еще живого Хагена (норв., Хёгни) было вырезано сердце. По другим источникам Кримхильда отомстила убийцам Зигфрида Хагену и своему брату Гюнтеру спустя десять лет после смерти героя. Кримхильда отрубила им головы мечом Зигфрида, заманив Гюнтера и Хагена в замок Аттилы на устроенный ею грандиозный рыцарский турнир.
В дальнейшем Хильдебранд, взбешенный жестокой казнью Гюнтера и Хагена, отомстил за смерть властителя Тронье, разрубив Кримхильду пополам.

Нибелунги

Нибелунги, в германо-скандинавской мифологии и эпосе - владельцы золотого клада (сокровищ и магического кольца силы) карлика-цверга Андвари, который ранее украл золото у Рейнских дев.
Первоначальные обладатели клада Андвари - колдун Хрейдмар, великаны Фасольт и Фафнир, обернувшийся драконом, чтобы стеречь сокровище. Кладом в конце концов завладел герой Зигфрид (Сигурд) - нибелунг, король "страны нибелунгов", его сыновья Шильбунк и Нибелунг, их дружинники. После злодейского убийства Зигфрида обладателями сокровищ стали бургундские короли Гибихунги - братья Гуннар и Хёгни, названные нибелунгами после перехода клада в их руки. Таким образом, слово "нибелунги" связано с владельцами золотого клада, проклятого карликом Андвари, известного по другим мифологическим источникам как Альбрих. Интересно, что в германских и скандинавских традициях сокровища нибелунгов являются материальным воплощением власти, могущества, счастья и удачи их обладателя. Этот проклятый клад включал и магическое золотое кольцо, которое было способно не только умножать богатство, но также несло гибель его обладателю.
Оно побывало у Хрейдмара, Фафнира, Регина и, наконец, у Сигурда, всем им обладание кольцом стоило жизни. Погибли и братья-нибелунги Гуннар и Хегни, убившие Сигурда во время охоты на дикого вепря. Его вдова Кримхильда заманила их к себе и приказала казнить: Гуннара бросили в ров с кишащими там гадами и затем отрубили голову, а у еще живого Хёгни было вырезано сердце. Нибелунги достойно встретили смерть и так не выдали тайну спрятанного ими золотого клада, приносящего всем несчастье и гибель.

"ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ"

Наиболее древний памятник немецкого героического эпоса. По содержанию он распадается на две части. Первые 10 песен описывают героические подвиги Зигфрида, его любовь к Брунгильде, женитьбу Зигфрида на Кримхильде, сестре короля Гюнтера (Гуннара), сватовство Гюнтера к деве-воительнице Брунгильде и злодейское убийство Зигфрида.
Следующие 10 песен повествуют о мести Кримхильды за гибель своего мужа, мучительной смерти Гюнтера (Гуннара) и Хагена (Хёгни) и упадка бургундского царства.
Историческую основу "Песни о Нибелунгах" составляют события эпохи Великого переселения народов - захват гуннами под предводительством Аттилы Европы в V веке до н. э. Однако быт, этикет, сословные отношения, описанные в ней, представляют Германию XII века эпохи феодализма.
"Песнь о Нибелунгах", по всей вероятности, была написана между 1200 и 1210 гг. в Австрии придворным поэтом, находившимся под влиянием христианства. Она вобрала в себя несколько циклов более древних эпических сказаний, а впоследствии стала предметом многочисленных переработок, источником поэтических тем и мотивов. Своеобразная по ритмическому рисунку и очень динамичная строфа этой поэмы была воспринята многими средневековыми поэтами и получила название "нибелунговской строфы". К ней обращались и поэты Германии XIX века.

Сигурд

Сигурд, Зигфрид ("победа"), в скандинаво-германской мифологии и эпосе герой, сын Сигмунда и Сиглинд, воспитанник колдуна-кузнеца Регина, брата дракона Фафнира, стерегущего проклятый золотой клад карлика Андвари. Именно Регин выковал герою меч Грам, которым Сигурд рассек его наковальню. Кузнец подстрекал юношу убить дракона, поскольку сам стремился завладеть сокровищами, роковым богатством, приносящим несчастье его обладателю.
Сигурд одолел дракона, но когда кровь Фафнира попала Сигурду на язык, он стал понимать язык птиц и узнал о замысле кузнеца умертвить его. Убив своего приемного отца и похитив клад Фафнира, герой попал на вершину холма Хиндарфьялль, где покоилась окруженная огненными щитами валькирия Брунхильд, усыпленная Одином за то, что даровала победу в битве не тому, кому предназначал бог. Пробудив валькирию, Сигурд получил от нее мудрые советы и обручился с ней. Но проклятье карлика-цверга Андвари по-прежнему продолжало приносить несчастья обладателям рововых сокровищ и, встретившись с ведьмой Гримхильд, Сигурд поддался ее чарам. Ведьма Гримхильд дала Сигурду напиток забвения, и Сигурд, позабыв о своей невесте, женился на дочери колдуньи красавице Гудрун (герм., Кримхильда). Когда память вернулась к нему, сердце героя наполнилось страданием, стыдом и печалью.
Тем временем к Брунхильд посватался брат Гудрун, король бургундов Гуннар (герм., Гюнтер). Но валькирия дала клятву выйти замуж лишь за того, кто преодолеет окружающий ее огонь, а подобное было под силу только Сигурду. Сигурд согласился помочь Гуннару, на время брачного испытания герой поменялся с Гуннаром обличьем и прошел сквозь огонь вместо него. Брунхильд была вынуждена выйти замуж за Гуннара, но впоследствии когда обман раскрылся, разгневанная Брунхильд потребовала от мужа убить Сигурда. Наущенный женой, желавшей восстановить свою честь, а также, желая завладеть магическим кольцом силы, Гуннар и его брат Хёгни смертельно ранили Сигурда на охоте. На смертном ложе, умирая, Сигурд призывал к себе любимую Брунхильд. Не в силах вынести угрызений совести, Брунхильд покончила с собой, чтобы хоть в могиле быть рядом с любимым.

Старкад

Старкад - герой скандинавской мифологии, безжалостный и жестокий воин-викинг, с именем которого связано огромное количество подвигов. Герой был подданным датского короля Фрото. Он представлял собой уродливого человека огромного роста, с клыками, выступающими изо рта, и с шестью руками.
Однажды между Старкадом и Тором произошла схватка, в которой великан лишился четырех рук и стал двуруким.
Своим учителем и покровителем Старкад считал Одина. В одну из темных ночей они вместе отправились на остров.
Там на лесной поляне герой увидел двенадцать престолов. На одиннадцати из них восседали люди, а двенадцатый занял Один. Учитель наградил Старкада за верность тремя жизнями, даровал ему владение поэтическим слогом и богатство, обещал уважение знати. В благодарность за это Старкад намеревался провести символическое жертвоприношение, надев норвежскому королю Викару на шею петлю, а к телу его прислонив стебель камыша. Но мгновенно петля стянула шею, а камыш стал острым копьем и пронзил тело жертвы. Тор предсказал Старкаду злодеяния в каждой из трех жизней и ненависть простонародья и предрек, что не найдется для героя удовлетворения ни в одной из жизней.
Для того чтобы попасть в Вальхаллу к Одину, Старкад должен был погибнуть от меча. Будучи уже глубоким старцем, ослабшим и почти слепым, он решил найти смерть от меча. Взяв мешочек с золотом, он искал того, кто соблазнится на деньги и умертвит его. Свою смерть герой принял от руки Хатера и попал в ад.

Хаддинг

Хаддинг, герой скандинавской мифологии.
Хаддинг был сыном датского короля Грама. Герой воспитывался в Швеции среди великанов, где его обучили искусству магии. Хаддингу покровительствовал бог Один, являвшийся герою в облике одноглазого великана.
Герой совершил многие подвиги, в том числе отмщение за убийство отца.
Однажды он убил некое существо, оказавшееся богом изобилия, в результате ему пришлось испытать не мало невзгод.
Но Хаддинг смог загладить свою вину, принеся жертвы Фрейру и положив тем самым начало традиции ежегодных жертвоприношений этому богу.
Хаддинг убил Чёрного великана, домогавшегося дочери норвежского короля, и взял девушку в жены.
Один предсказал Хаддингу смерть от собственной руки. Король Швеции Хундинг, друг героя, услышав ложную весть о его гибели, устроил поминальный пир и утонул в бочке с пивом. Хаддинг, узнав об этом, повесился.
Подвиги Хаддинга описаны в "Деяниях датчан" Саксона Грамматика, созданных на основе древних скандинавских сказаний.

Хёгни

Хёгни, герой германо-скандинавской мифологии.
Согласно саге о вельсунгах и эддическим песням, Хёгни был родным братом бургундского короля Гуннара, в саге о Тидреке он считался сводным братом бургундских королей, в германской "Песни о нибелунгах" Хёгни являлся старшим вассалом короля Гуннара (Гюнтера).
Эддические песни изображают Хёгни безупречным героем, пытавшимся отговорить Гуннара от убийства Сигурда. Когда герой был захвачен гуннским королем Атли (Аттилой) по наущению жены Кримхильды, то мужественно встретил смерть, смеясь в тот момент, когда ему вырезали сердце.
В саге о Тидреке и в "Песни о нибелунгах" Хёгни приобретает отрицательные черты. Он предательски убил великого Зигфрида (Сигурда), а затем спрятал золотой клад Зигфрида (сокровища нибелунгов, проклятые карликом-цвергом Андвари) на дне реки.
Хёгни возглавлял борьбу бургундов с гуннами, закончившуюся гибелью и бургундов, и его самого. Когда Хёгни и Гуннар оказались в плену у Атли, и король гуннов потребовал выдачи клада нибелунгов, Гуннар, согласно эддической "Песни об Атли", согласился при условии, что Хёгни будет убит. В "Песни о нибелунгах" подобное условие поставил сам Хёгни, и когда Кримхильда (Гудрун) принесла ему отрубленную голову Гуннера, он посмеялся над ней, после чего был убит.

Хельги

Хельги, герой скандинавской мифологии. Имя Хельги можно перевести с древнеисландского как "посвященный" или "священный". Согласно преданиям, от брака Хельги с собственной дочерью был рожден легендарный конунг из династии Скьёльдунгов Хрольва Краки. Это сближает образ данного персонажа с мифическим типом родоначальника.
В мифах можно найти описание военных подвигов Хельги. Его действия чаще всего вызваны либо кровной местью, либо имеют любовные мотивы, например добывание невесты. Хельги покровительствовали девы-воительницы, которых называли валькириями. К одной из дев герой испытывал сильное влечение. Между валькирией Свавой (по другим источникам Сигрун) и героем вспыхнула любовь. Хельги погиб в бою сраженный копьем Дага, сына Хогна, а вскоре погибла и Свава.
В поисках ритуальных истоков сказаний о Хельги некоторые ученые предполагали, что имя героя культовое. Оно символизировало имя жертвы, а Свава - жрица, которая руководит церемонией жертвоприношения.
Убийство героя символизирует собой смену королевской власти, образно отображаемой в ритуале жертвоприношения. В двух песнях о Хельги и его возлюбленной Сваве в конце есть упоминание о возрождении влюбленных к жизни, что, возможно, имеет своими корнями представления о воинах, павших в битвах, которых валькирии оживляют для участия в новых сражениях.


Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Мифы древней Скандинавии, -М.:АСТ 2001