"согласование глаголов с существительными в роде и числе". Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы с ОНР «Приставочные глаголы Настоящее время глагола логопедическое занятие

Это первое занятие проводится перед изучением новых морфологических признаков глагола (изменение по лицам. спряжение глаголов). Материал занятия может быть использован и для обобщения знаний о глаголе.

Форма: Групповое занятие

Состав: Учащиеся 4 класса (обучение по СКО VII вида) (дизорфография)

Цель: формирование умения различать глагол среди других частей речи, выделяя его морфологические признаки.

Развивающе-коррекционные:

Развивать слухо-речевую память, зрительное восприятие;
развивать аналитические способности при дифференциации глагола среди других частей речи по его существенным признакам.

Образовательные:

Уточнять словарный запас (терминологическая лексика);

Воспитательные:

Воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
учить соблюдать речевой этикет;

Здоровьесберегающие:

Отбирать материал с учётом утомляемости детей.
Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал (задания, тестовое задание).

Продолжительность занятия: 40 минут.

Ход занятия .

Вводная часть:

1. Организационный момент.

Задачи: Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.

Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие.

Дети заходят в кабинет, садятся за парты.

Основная часть:

2. Введение в тему занятия

а) Задачи: Учить выбирать правильный ответ из предложенных.

Инструкция: Вспомните, какие признаки глагола как части речи вам известны. (Ответы детей: выбор правильного ответа)

В конце занятия выполнение теста.

б) Развивать умение обобщать знания о существенных признаках глагола, как части речи.

Инструкция: обобщите признаки глагола как части речи.

3. Подбор глаголов к именам существительным.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья,
И рожь в полях растёт.

Задачи: Учить давать определение, аргументировать свой ответ.

Инструкция: Запишите названия изображённых предметов.


На доске:

К.тёнок (что делает?)…

Мяч (?) (что делает?)…

Врач (?) (что делает?)…

Со.нце (что делает?)…

Ч.сы (что делают?)…
Объясните правописание орфограмм.

Ответы детей:

Безударная гласная в корне слова;
Ь на конце существительных после шипящих;
Сочетание ЧА;
Непроизносимая согласная)

Подберите к каждому существительному по 3 глагола.

Дописывают глаголы. Выделяют конец предложения.

4. Определение синтаксической роли глагола.

Задачи: Упражнять в установлении синтаксических связей в предложении.

Инструкция:

Спишите предложения.
Подчеркните грамматическую основу в каждом.
Найдите глаголы.
Сделайте вывод о том, каким членом предложения является глагол.

Выполнение детьми упражнения.


Вывод: глагол в предложении является сказуемым.

5. Динамическая пауза.

Задачи: Снять зрительное напряжение.

Инструкция: следите глазами за движущимся предметом.

Дети выполняют движения для глаз.

6. Упражнение «Выпиши глаголы с вопросами»

Задачи: Упражнять определению частей речи по главному признаку – вопросу.

Инструкция:

Назовите глаголы.
Выпиши их с вопросами.

Бежать, бег. (Что делать? бежать)
Строительство, строить.
Чтение, читать.
Летать, полет.
Решать, решение.
Дружить, дружба..

Выполняют задание.

7. Изменение глаголов по временам.

Задачи: Определение грамматической категории «число глагола». Упражнять в изменении глаголов по числам.


Инструкция: Запишите предложения. Подобрав подходящий глагол.

Объясните выбор.

Как изменяются глаголы?

Дети выполняют задания.


Инструкция: Выписать глаголы с вопросами. Определить время глаголов.

Артур прочитал повесть об Алисе Селезнёвой.

Лера читает эту повесть.

Денис читает эту повесть.
Дети выполняют задание.

Вывод: Глаголы изменяются по временам.

9. Изменение глаголов по временам.

Задачи: Рассказ о себе с использованием глаголов в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. Изменение глаголов по временам.

Инструкция: Расскажи о себе в настоящем (будущем) времени.

10. Изменение глаголов по родам.

Задачи: Определение рода у глаголов в единственном числе прошедшего времени.

Инструкция: Составь цепочки объясни выбор.

Составь цепочку.

Яблоко (что сделала?) поспело.

Клубника (что сделали?) поспели.

Апельсин (что сделал?) поспела.

Фрукты (что сделало?) поспел.

Выполнение заданий.

Итоговая часть .

11. Синтезирующая беседа. Поддерживающая оценка работы каждого ребенка на занятии.

Тест по теме «Глагол»

Обведи правильный ответ.

Глагол это

часть предложения

часть слова

часть речи

Глаголы отвечают на вопросы

Что делать?

Что сделать?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Глаголы обозначают

признак предмета

действие предмета

В предложении глагол бывает

подлежащим

сказуемым

второстепенным членом предложения

Глаголы изменяются

по падежам

по числам

по временам

по родам в единственном числе прошедшего времени.

Конспект логопедического занятия «Поехали..» по развитию лексико-грамматических представлений на тему: Приставочные глаголы.

Группа детей по структуре речевого нарушения:ОНР.

Оборудование : схемы, кодирующие виды транспорта(волна, дорога, облако),картинки с изображением разного вида транспорта,на столе дорога,гараж,мост и дом из конструктора,машинка, гимнастические палки,рифленая дорожка,обруч,красный и зелёный круг-сигналы светофора,конверт,сюжетные картинки-«фотографии» с приставочными глаголами

Приоритетная образовательная деятельность : «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей : «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать; самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

Задачи: Коррекционно-образовательные: -расширить и активизировать словарь детей по теме «Транспорт»; -упражнять в образовании новых слов от одной основы с помощью приставок в-,под-,с-,за-,вы-,по-; -упражнять в подборе подходящего по смыслу приставочного глагола в предложении.

Коррекционно-развивающие: -развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, -развивать творческое воображение; -развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные: -воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность; -воспитывать самоконтроль над речью.

Предполагамый результат: -дети самостоятельно подбирают нужный приставочный глагол.

Ход занятия

I .Организационный момент. Назвать транспорт и определить его вид.(Самолет-воздушный транспорт. Теплоход-водный транспорт и т.д.) Для чего нужен транспорт?(Перевозить людей и грузы)

II .Основной этап. 1 .Введение в тему . Сегодня мы поговорим о транспорте и узнаем новые слова-действия.

Логопед рассказывает историю и демонстрирует действия с машинкой.

Жила в тесном гараже одна маленькая машина и больше всего она любили путешествовать. Вот однажды, когда все спали, она выехала из гаража и поехала по дороге, доехала до моста, въехала на мост, съехала с моста и подъехала к детскому саду, объехала детский сад, той же дорогой вернулась назад и тихо заехала в гараж. Никто даже и не догадался о путешествии машинки.

2. Расширение и активизация глагольного словаря.Образование приставочных глаголов от основы – ехать. Беседа с детьми: -Откуда выехала машинка? (Машинка выехала из гаража.) -Где ехала машинка? (Машинка ехала по дороге.) -Куда подъехала машинка? (Машинка подъехала к мосту.) -Куда въехала машинка? (Машинка въехала на мост.) -Откуда съехала машинка? (Машинка съехала с моста.) -Что объехала машинка? (Машинка объехала детский сад.) -Куда заехала машинка? (Машинка заехала в гараж.)

3. Практическое усвоение навыка словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола. Вы ехала, под ъехала, в ъехала, с ъехала, об ъехала, за ехала-это слова похожи, но не одинаковые.

Я буду начинать предложение, а вы его продолжите, подобрав нужное действие.

Машина из гаража…(выехала).Машина по дороге…(поехала).Машина к мосту..(подъехала).Машина на мост…(въехала).Машина с моста…(съехала).Машина детский сад …(объехала).

4. Физкультминутка. Игра «Мы шофёры» Кто управляет автомобилем?(шофер).А что должен знать шофер?(как устроен автомобиль и правила дорожного движения).Повторение правил дорожного движения.

Вы хорошо знаете части машины? Сейчас проверим.

Капот(руки вытянуть вперёд), кабина(крыша из ладоней над головой), багажник(руки отвести назад), двери(руки согнуты в локтях,ладони соединены,двери открылись-развести ладони в стороны), мотор(ладони сжаты в кулаки,вращать по кругу), фары(руки вытянуть вперёд,сжимать-разжимать кулаки), руль(крутить воображаемый руль).

Логопед называет части машины, а дети показывают соответствующие движения.

На ковре обозначены: дорога, мост (ребристая дорожка), яма(обруч), гаражи(из гимнастических палочек).Дети –шоферы имитируют движение автомобиля выезжают из гаражей, едут по дороге, въезжают на мост, съезжают с моста, объезжают яму и заезжают в гаражи. Логопед показывает сигналы светофора: зеленый свет-выполняют движения, красный-останавливаются.

5.Индивидуальная работа по практическому усвоению навыка приставочного словообразования. Подбор подходящего по смыслу приставочного глагола.

Пока мы путешествовали, нам пришло письмо. Логопед открывает конверт. В конверте фотографии. Маша и Витя поехали к бабушке в деревню. Рассмотрим фотографии и скажем,как ехали ребята.

Дети ехали по дороге. Маша и Витя подъехали к горке. Дети на горку въехали. Дети с горки съехали. Маша и Витя к воротам подъехали.

III .Рефлексия(итог).

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка учителя-логопеда детского сада»

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР по теме: «Приставочные глаголы»

Цель:

Продолжить учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

Учить выделять приставочную часть слов-действий; используя для этого схемы;

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение логически последовательно выстраивать своё высказывание;

Учить выделять приставочные глаголы из текста;

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: нарисованные фигурки Царевича, Прекрасной Царевны, игрушка Дракона, фея на ниточке, изображение замка с решетчатым окном, мольберт, доска, схемы для составления приставочных глаголов, сюжетные картинки для составления предложений, схематические картинки для рассказа, магнитофон, кассета.

Ход занятия

  1. Оргмомент.

Учитель-логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Дети: Здравствуйте, уважаемые гости.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по заколдованному лесу вместе с Царевичем. (Учитель-логопед показывает картинку с изображением Царевича). Давайте, поздороваемся с ним.

Дети: Здравствуй, Царевич.

Учитель-логопед: Злой Кощей Бессмертный захватил Царевну и нам предстоит спасти её.

Учитель-логопед: Ну, что-ж, ребята, возьмитесь за руки, и мы отправимся в сказочное путешествие (Воспитатель включает музыку).

Вместе с детьми подходит к столу.

Учитель-логопед: Ребята, нас кто-то встречает здесь. Кто же это? (демонстрирует фигурку феи, прикреплённую к длинной крепкой нитке).

Дети: Это фея.

Фея: Правильно, ребята. Я - фея. Расскажите, мне, что я умею делать?

Дети: Вы умеете колдовать, танцевать, бегать, летать и т. д.

Фея: Правильно, ребята. Мне очень нравиться летать. Смотрите внимательно, что я буду делать.

Учитель-логопед демонстрирует, как: фея взлетела со стола, подлетела к домику, облетела вокруг домика, перелетела с крыши домика на цветы, слетела с цветов, залетела в дом.

Учитель-логопед: Марта, что сделала фея?

Марта: Фея взлетела со стола….

При выполнении действий учителя-логопеда дети проговаривают соответствующие слова - действия, чётко выделяя их приставочную часть.

Фея: Молодцы, ребята, вы правильно ответили. А мне пора в путь, но я вам оставлю подсказки, которые вам помогут в вашем нелёгком пути.

Учитель-логопед открывает на доске схему образования приставочных глаголов, где одна общая полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае летела)

а другие полоски - изменяющиеся приставки.

Учитель-логопед: (указывая на схему) Ребята, начало у всех слов-действий разное, но само слово-действие неизменяемое. Например, приставка об- , а слово летела (логопед демонстрирует свои действия). Если присоединить эти две части получится слово облетела. Оно обозначает движение вокруг чего-либо.

А теперь, попробуй, Настя. Образуй слово из двух частей. Настя образует слово перелетела, комментируя свои действия.

Настя: Я присоединила приставку пере- и слово летела. У меня получилось слово: перелетела.

Учитель-логопед: Андрей, а что обозначает слово перелетела?

Андрей: Оно обозначает движение с одного предмета на другой.

Аналогично выполняется работа со словами: облетела, перелетела, подлетела, вылетела, отлетела, слетела.

  1. Динамическая пауза.

Учитель-логопед: Ну, а сейчас, ребята, мы отправимся в путешествие вместе с Царевичем дальше. Встаньте в кружочек, давайте вспомним нашу песенку и тихонечко её споём, чтобы никого не испугать в волшебном лесу.

Дети идут по кругу и исполняют песню (На мелодию «Ой, берёзка, берёзка»)

Наш Царевич в лес пошёл, (Шаги по кругу).

Всю полянку он обошёл (Встать и покружиться на месте).

К старой ёлке подошёл (Движения в круг, вытягивая руки вперёд).

И Царевну там нашёл (Отойти назад и взяться за руки).

После двукратного выполнения упражнения.

Учитель-логопед: «Ребята, а назовите мне похожие слова-действия из этой песенки»

Дети называют похожие слова-действия из стихотворения.

  1. Из укрытия «вылетает» Дракон (игрушка). Вы идёте за Прекрасной Царевной. Нет вам пути в заколдованное королевство Кощея Бессмертного, пока не послушаете мою сказку и не запомните её.

Учитель-логопед: Ребята, не расстраивайтесь, добрая фея оставила нам подсказки.

По ходу рассказывания выставляются картинки-символы, являющиеся опорными сигналами при анализе текста и его пересказе.

Дракон: Слушайте сказку внимательно.

«Как-то раз вышел из своего дома Робин Гуд и пошёл со своими друзьями помогать людям и животным.

Появляется опорная картинка «дом».

По дороге Робин с друзьями перешёл через реку по мосту (появляется картинка «река»), взошёл на холм (появляется картинка «холм») и вышел на широкую поляну (появляется картина «поляна»).

Как красиво вокруг! Робин с друзьями обошли поляну и заметили бельчонка, (выставляется картинка с изображением бельчонка) который сломал лапу. Друзья перевязали лапу. Только Робин с друзьями отошли от бельчонка, как вдруг увидели горящий дом (появляется картинка с изображением горящего дома) бедной женщины. Подошли Робин и друзья к дому и быстро потушили его».

Дракон: Ну, а сейчас, ребята, назовите мне похожие слова - действия из рассказа.

Учитель-логопед: Ребята, перед вами символ слова шёл, назовите похожие слова-действия с помощью приставок.

Дети с помощью символов приставок и слова шёл называют похожие слова-действия.

Дракон: Ух, молодцы, ребята, придётся пропустить вас к замку.

  1. Рядом с партами стоит мольберт, на котором прикреплён замок. Закрытый большим покрывалом. Когда дети подходят к партам, то замок открывается. В окошке замка видна Царевна (за решётчатым окном).

Учитель-логопед: Ну, что ж, ребята мы нашли Прекрасную Царевну, но как спасти ёе, ведь она же в замке?

Появляется фея: Я помогу вам! На ваших партах лежат картинки, по которым вам нужно составить волшебные предложения. А потом составьте схему вашего слова действия с помощью карточек, которые лежат на ваших партах.

Словарь: перепрыгнул, вылетел, отъехала, входит, перелетела, спрыгнул, отплыл, переплыл, взлетел, подъехал, уполз, скатился.

Учитель-логопед: Какое слово-действие в твоём предложении, Настя?

Настя: В моём предложении слово-действие - перепрыгнул. Оно образовано с помощью приставки пере- и слова - действия прыгнул.

Остальные дети составляют предложения и схемы по этой же схеме.

  1. Итог занятия.

Учитель-логопед освобождает Царевну из замка.

Учитель-логопед: Ну, что ж Царевич нашёл свою Прекрасную Царевну. Царевна за своё освобождение и за хорошую работу всем ребятам дарит вкусные призы.

Самыми внимательными сегодня были………..

Самыми умными сегодня были………..

Самыми любознательными сегодня были………………..

ОТ - (ОТО-)

ВЗ - (ВЗО-)

ПОД - (ПОДО-)

ОБ - (ОБО-)

Тема: Глагол. Основные понятия о части речи.

Цель: Обобщить знания детей о глаголе.

Задачи:

Систематизировать знания детей о глаголе.

Научить задавать вопросы к глаголам.

Научить детей определять род, число, время у глаголов.

Ход занятия.

Название этапа

Деятельность логопеда

Примерные ответы детей

Орг момент.

Здравствуйте дети.

Дети садятся

Повторение пройденного материала.

Вспомните, что вы проходили на прошлом занятии. А кто вспомнит, какое правило вы учили на прошлом уроке?

Назовите мне местоимения, которые вы знаете.

Составьте мне предложение, в котором будет местоимение с предлогом (логопед спрашивает двоих детей).

Местоимения, их правильное написание с предлогами.

Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мне и т.д.

Новая тема

Послушайте слова, определите к какой части речи они относятся (бежит, построил, учиться, научить). Сегодня мы будем говорить о глаголе. А сейчас откройте свои тетради и вместе за мной записываем число и тему нашего урока: четырнадцатое апреля. Тема урока – «Глагол».

Вспомните, что обозначает глагол?

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предмета. Давайте запишем в тетради: обозначает: действие предмета.

На какие вопросы отвечает глагол?

Запишем отвечает на вопросы….. Как изменяются глаголы? Запишем: изменение: по числам, временам, лицам, а в прошедшем времени по родам.

Вспомним, что значит изменяются по временам. Глагол, обозначая действие, может указывать и время, когда совершается действие. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее. Глаголы настоящего времени показывают, что действие совпадает с моментом речи и отвечают на вопросы что делаю? что делает? ("делаю это сейчас, пишу письмо, ремонтирую холодильник ") Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи и отвечают на вопросы: что делал, что сделал? ("сделал это вчера, написал письмо, отремонтировал холодильник "). Глаголы будущего выражают действие, которое совершится после момента речи – что сделаю? Что сделает? ("сделаю это завтра, напишу письмо, отремонтирую холодильник ").

Каким членом предложения обычно является глагол? Правильно. Запишем в виде схемы: в предложении является сказуемым. Схема правила составлена. Попробуем рассказать о глаголе по нашей таблице.

Это глаголы.

Дети записывают число и тему урока. Далее по мере разбора дети вместе с логопедом записывают правило о глаголе, как части речи.

Действие предмета.

Что делает? Что делать? Что сделать? Что сделает? Что сделаю?

По временам, лицам, числам, и в прошедшем времени – родам.

Сказуемым.

Один ребенок рассказывает по схеме о глаголе.

Упражнение 280

Читайте задание (подбери к каждому существительному наиболее подходящий по смыслу глагол).

А теперь подумайте, какие из этих пар являются словосочетанием, а какие можно назвать предложением. Объясните свой выбор.

Города возводят, электростанции сооружают, дома строят, железные дороги прокладывают. Телеграмму вручают, подарок преподносят, книгу дают. Капусту срезают, картофель выкапывают, морковь выдергивают, огурцы собирают. Ручей бежит, река течет.

Дети находят словосочетания и предложения.

Найди глагол.

Выходи (имя) в доске и записывай предложения, все остальные записывают в тетради: Ребята посадили дерево. Мы с вами завтра поедем в зоопарк. Мама печет нам с братом пирог. Мы с тобой гуляли во дворе с собакой. Найди глагол, определи род, лицо и время. А теперь посмотри внимательно на предложения. Какое правило встречалось в 2 и 4 предложениях?

Определяет время, род и лицо.

Правило:

местоимение с предлогами пишется раздельно.

Физкульт минутка

Запретное движение. Вы повторяете все движения за мной, запретное движение руки на поясе, его вы делать не должны.

281.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Над всеми глаголами напишите время и в скобках после глагола напишите вопросы, на которые они отвечают. Пишем первое предложение. (Имя) читай, что у тебя получилось.

Дети выполняют задание в тетради.

Итог

Давайте вспомним о какой части речи мы сегодня говорили? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Как изменяется? Каким членом является в предложении? Молодцы дети. Урок окончен. До свидания.

О Глаголе. Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы…

Изменяется по числам, лицам, временам и в прошедшем времени по родам. В предложении является сказуемым

Открытое логопедическое занятие во 2б классе.

Тема « Глагол ».

Учитель-логопед Кудрявцева

Наталья Владимировна.

2012-2013 учебный год

Логопедическая тема: устранение аграмматической дисграфии и дислексии.

Лексическая тела: Животное лиса.

Грамматическая тема: Глагол, как часть речи.

Цели и задачи:

Закрепить знания учащихся о глаголах;

Обучение постановки вопросов к глаголам;

Устранение аграмматизмов в устной речи учащихся;

Работа по словоизменению;

Развитие слухового внимания;

Развитие и корркекция согласования;

Развитие и коррекция управления;

Развитие логического мышления;

Формирование мотивации к обучению.

Оборудование: презентация «Лиса. Лисица», отрывок из документального фильма « Лисица», карточки с заданиями(1-3), демострационные карточки с глагольными вопросами, бумага для оригами, фоновый рисунок «Весна», клей.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

1.Л. Сейчас я буду вам каждому загадывать загадку. Молчите до тех пор, пока я не прочитаю все загадки.

Л. Читает загадки.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара.

Какой зверек опасный

Ходит в шубке прекрастной.

Снег разгребает, мышек хватает?

Посмотри она какая –

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

Л. О ком были наши загадки?

У. О лисе.

Л. Правильно. Наш урок будет посвящен этому зверю – лисе, лисице. Мы сегодня узнаем много интересного об этом зверьке.

Файл с названием темы урока.

Карточка №1.

В нашей стране лисы (спят, обедают, живут) в степях, в лесах, в тундре и даже в пустыне. Лиса быстро (летает, скачет, бегает), высоко (ныряет, прыгает, плещется).

Лисица хорошо (видит, чирикает, сидит) днём и ночью. Зверёк (чирикает, лает, воркует), как молодая собака. В марте, как только начинает оседать снег на полях, лисица прилежно (грызет, роет, растёт) нору для будущего потомства.

Л. читает каждое предложение.

У. выбирают подходящее слово. Затем читают предложение целиком, по очереди, проверяя друг друга.

Л. Читает слова, вставленные в предложения: живут, бегает, прыгает, видит, лает, роет.

Л. Что общего мы можем сказать об этих словах?

Л. К какой части речи они относятся?

У. Это глаголы.

Л. А что такое глагол?

У. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы – что делает? что делают? что будут делать? (определение из учебника по русскому языку для 2-го класса Рамзаевой Е.А.).

Л. Докажите мне, что эти слова глаголы.

У. задают вопросы к каждому слову.

Живут – что делают?

Бегает – что делает?

Прыгает – что делает?

Видит – что делает?

Лает – что делает?

Роет – что делает?

Л. вывешивает на доске демонстрационные карточки с глагольными вопросами.

3.Л. Соберите слова из букв.

Слова написаны на доске:

и, с, л

а, л, и, с, и, ц

и, л, с, я, а, т

У. составляют и записывают слова на доске: лис, лисица, лисята.

Л. Что общего в этих словах?

У. У этих слов один корень.

У. Эти слова родственные.

У.Эти слова однокоренные.

Л. Запомните эти слова. Они нам пригодятся на уроке далее.

4. Л.Возьмите карточку №2.Прочитайте внимательно текст. Вам нужно выбрать глагол, что бы предложение звучало правильно. Для этого мы будем задавать вопросы к каждому глаголу.

Карточка №2.

Лисы – очень заботливые родители. Они вместе (воспитывать воспитывают) малышей. Папа-лис (охранять, охраняет) нору и (приносить, приносит) добычу для семейства. Мама-лисица ни на минуту не (оставлять, оставляет) детенышей. Лисята (играть, играют) возле норы, возятся, рычат, тявкают совсем как щенки. Если лисью нору (обнаружить, обнаружит) человек, лисица (переносить, переносит) малышей в более безопасное место.

У. читают предложения, выбирая глаголы и задавая вопросы.

Что делают?- воспитыавают

Что делает? – охраняет

Что делает? – приносит

Что делает? – не оставляет

Что делают?- играют

Что сделает? – обнаружит

Что делает?- переносит

У. читают текст целиком по цепочке.

Л. А теперь припомните те слова, которые вы составляли.

Л. несколько файлов « Лисица и лисята».

У. Лис, лисица, лисята.

Л.Что вы узнали о лисе? Что делает лис?

Л. Что вы узнали о маме лисице? Что делает лисица?

Л. Что вы узнали о лисятах? Что делают лисята?

5. Л. Лиса – героиня многих русских народных сказок. Какая она в сказках?

У. Лиса всегда хитрая.

Л. Вот сейчас я буду задавать вам хитрые вопросы. Откройте тетрадь и запишите число.

У. Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

Л. Лиса семерых волков проведет.

У. Что сделает?- проведет

Л. Спит лиса, а во сне кур щиплет

У. Что делает? – спит, щиплет

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

Л. Каждая лиса свой хвост береги.

У. Что делай? – береги

Л.А как вы понимаете эту пословицу? Как можно сказать иначе?

6.Л. Возьмите карточку №3.

Карточка №3.

Лиса начинает ……………….. своих детенышей охоте. Сначала она показывает им, как ………………….. кузнечика. Лисята ……………….. быть похожими на мать. Если летом научатся ловить кузнечиков, то и зимой смогут ловить мышей.

Слова для справок: ловить, пытаются, учить.

Л. Прочитайте слова для справок. Эти слова необходимо вставить в предложения.

У. Самостоятельно читают предложения и вставляют глаголы.

Л. Как лисята учатся охотиться?

Л. Для чего нужно учиться лисятам?

Л. А для чего нужно учиться ребятам?

Л. Часто говорят, что лиса мышкует. Как вы думаете что обозначает это слово?

У. Лиса ловит мышей.

Л.Демонстрирует отрывок из фильма «Лисица» - 40 секунд.

6. Л. О ком мы говорили на уроке?

У. Мы на уроке говорили о лисе, лисе и лисятах.

Л. Давайте сложим этих замечательных животных из бумаги.

У. Складывают в технике «Оригами» мордочки животных и приклеивают их на фоновый рисунок.

7. Л. С какой частью речи мы работали сегодня?

Л. Что такое глагол?

III. Организованное окончание урока.