Женевские конвенции и последующий пересмотр протоколов. Женевские конвенции

Женевская конвенция

Известное под этим именем международное соглашение для облегчения участи раненых и больных воинов во время войны заключено, по почину Швейцарии, 10 (22) августа 1864 г., представителями 16 государств, участвовавшими в созванной с этой целью в Женеве международной конференции. Несколько позднее к этому соглашению присоединились и другие державы, так что в настоящее время Ж. конвенция принята 32 государствами: всеми европейскими, шестью американскими (Соединенные Штаты, Аргентинская республика, Перу, Боливия, Чили, Сан-Сальвадор) и одним азиатским (Персия). Постановления относительно человеколюбивого обращения с больными и ранеными обеих воюющих сторон встречаются, начиная с XVII в., в картелях об обмене и выкупе пленных и, несколько позднее, в капитуляциях; но они не составляли предмета отдельных, самостоятельных договоров, каким является Ж. конвенция, а перемешивались с другими постановлениями. С точки зрения современного правосознания, варварское, бесчеловечное обращение с безоружным врагом представляется актом незаконным и клеймится как позорное, ничем не оправдываемое зверство. Девиз древнего мира: "причиняй врагу столько зла, сколько можешь" постепенно заменялся девизом нового времени: "не делай врагу больше зла, чем сколько того требуют цели войны". Согласно этому, в основу Женевского международного соглашения положена идея помощи и покровительства всякому раненому, своему и врагу, безразлично.

Главнейшие положения конвенции: 1) приемные покои и военные госпитали признаются нейтральными и неприкосновенными и пользуются покровительством воюющих сторон, пока в них будут находиться больные или раненые; неприкосновенность амбулаторий и госпиталей прекращается, если они охраняются военной силой; 2) нейтралитет распространяется и на личный состав госпиталей и амбулаторий, включая сюда служащих по интендантской, врачебной, административной и перевозочной части для раненых, а также священнослужителей; 3) лица эти могут и после занятия местности неприятелем продолжать исполнение своих обязанностей или удалиться для присоединения к тому корпусу, к которому принадлежат; в последнем случае они должны быть передаваемы на неприятельские аванпосты; 4) движимое имущество военных госпиталей подлежит действию законов войны; состоящая при этих госпиталях лица, удаляясь из них, могут брать с собой только те вещи, которые составляют их личную собственность; приемные покои, напротив, при тех же обстоятельствах сохраняют свою движимость; 5) местные жители, подающие помощь раненым, пользуются неприкосновенностью и за ними сохраняется свобода; каждый раненый, принятый и пользующийся уходом в каком-либо доме, служит охраной этому дому; местный житель, принявший к себе раненых, освобождается от военного постоя и от некоторой части военных контрибуций; 6) раненые и больные принимаются и пользуются помощью без различия национальности; главнокомандующим представляется право немедленно сдавать на неприятельские аванпосты раненых в сражении, когда дозволяют обстоятельства и с согласия обеих сторон; 7) те лица, которые, по выздоровления, будут признаны способными к военной службе, подлежат отправлению обратно, в отечество; прочие могут быть также отправляемы в отечество, но с обязательством не браться за оружие во все продолжение войны; 8) для госпиталей, приемных покоев и при эвакуации принят для всех одинаковый отличительный флаг, который ставится рядом с национальным флагом. Равным образом для лиц, состоящих под защитой нейтралитета, допускается употребление особого знака на рукаве; но выдача его предоставляется лишь военному начальству. Флаг и нарукавная повязка представляют красный крест на белом фоне.

Война 1866 г. обнаружила некоторые недостатки и трудность осуществления отдельных постановлений Ж. конвенции, вследствие чего явилась необходимость сделать в тексте ее поправки и дополнения. После предварительной разработки проекта дополнительных правил на международных совещаниях и в разных ученых обществах, представители 14 держав (Северогерманского союза, Австрии, Бадена, Баварии, Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландов, Швеции и Норвегии, Швейцарии, Турции и Вюртемберга) подписали его в Женеве 20 октября 1868 г. Самым важным нововведением этого акта было распространение постановлений Ж. конвенции и на морскую войну. Несмотря, однако, на подписание представителями названных государств проекта дополнительных статей 1868 г., он до сих пор остается проектом и не имеет обязательной силы, так как не утвержден всеми державами. Германо-французская война 1870-71 гг. прервала на некоторое время переговоры о ратификации дополнительных статей Ж. конвенции и только ко времени Брюссельской конференции 1874 г., созванной по почину покойного императора Александра II для определения обычаев и законов во время войны между цивилизованными нациями, снова был поднят вопрос о дополнении Ж. конвенции новыми постановлениями. На конференции было представлено четыре проекта (Россией, Бельгией, Германией и Швейцарией); но ввиду высказанных мнений о необходимости пересмотра всей конвенции, вопрос о ратификации дополнительных статей 1868 г. отошел на второй план. Вскоре за тем события на Балканском полуострове и Русско-турецкая война отвлекли внимание Европы от вопроса о пересмотре Женевской конвенции, постановления которой сохраняют до настоящего времени свою первоначальную редакцию.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Женевская конвенция" в других словарях:

    Последовавшее в 1864 г. между европейскими державами соглашение об облегчении участи раненых на войне. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Оригинальный документ. Женевские конвенции ряд международных соглашений, заключенных на конференциях в Женеве (Швейцария). Женевская конвенция 1864 ... Женевская конвенция 1927 Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях… … Википедия

    Женевская конвенция - ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦІЯ, международно правовой договоръ, к рымъ нормируются охрана и облегченіе участи больн. и ран. воиновъ на войнѣ. Начиная съ XVI ст., между отдѣльн. гост вами неоднократно б. заключаемы договоры объ обезпеченіи и облегченіи… … Военная энциклопедия

    ЖЕНЕВСКАЯ КОНВЕНЦИЯ - – многосторонние международные договоры, заключенные на конференциях в Женеве в 1930 и 1931 и регламентирующие порядок применения в платежном обороте векселей и чеков. Основная цель Ж. к. – унификация вексельных и чековых законов и устранение… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    Женевская конвенция "О статусе беженцев" (1951) - Конвенция была принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1950 г. В середине ХХ века международная помощь требовалась… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Женевская конвенция об авторском праве - см. Всемирная (Женевская) конвенция об авт. праве … Издательский словарь-справочник

    Страны мира: подписавшие только Конвенцию 1951 года подписавшие только Протокол 1967 года … Википедия

    Женевские конвенции от 12 августа 1949 года международно правовые соглашения о защите жертв войны. Конвенции приняты 12 августа 1949 года на Дипломатической конференцим и вступили в силу 21 октября 1950. Конвенция (I) об улучшении участи раненых… … Википедия

Книги

  • Женевская конвенция 10 августа 1864 г. и право войны. , Ивановский И.А. , Книга представляет собой репринтное издание 1891 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Категория: Библиотековедение Издатель: Книга по Требованию , Производитель: Книга по Требованию ,
  • Женевская конвенция 10 (22) августа 1864 г. и право войны , И.А. Ивановский , Речь, Произнесенная На Акте В Императорском Новороссском. 1889 г. И. А. Ивановским Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1891 года (издательство`Odessa: Tip. okr. sht.… Категория: Библиотековедение Издатель: Нобель Пресс , Производитель:

Женевская конвенция представляет собой фундаментальные международно-правовые договоры, касающиеся гуманитарного права и определяющие нормы защиты людей во время вооруженных столкновений - солдат, военнопленных, раненых и гражданских лиц.

Первый договор

Постановления, касающиеся миролюбивого отношения к раненым солдатам, стали встречаться уже с XVI века. Правда, это были краткосрочные договоры, и заключались они между конкретными государствами.

Первая Женевская конвенция касалась всех без исключения стран, которые были втянуты в военные конфликты. Этот документ приняли 22 августа 1864 года. Надо сказать, что важную роль в его подготовке сыграл Анри Дюнан, который стал свидетелем нечеловеческих страданий раненых и умирающих солдат австрийской и французской армий после сражения, состоявшегося в 1859 году при Сольферино (Италия). Именно он инициировал создание целого списка правил, касающихся отношения к больным и раненым, а также учреждение обществ, которые бы заботились об оказании медицинской поддержки во время военных действий.

В 1863 году при содействии все того же Анри Дюнана состоялась международная конференция, определившая основы деятельности новой организации под названием Красный крест. Через год по приглашению правительства Швейцарии в Женеве состоялась встреча представителей ведущих европейских стран, продолжавшаяся с 8 по 22 августа. На ней обсуждалась возможность принятия договора о военнослужащих, получивших ранения в ходе военных конфликтов. Итогом этой встречи и стала 1 Женевская конвенция.

В ее основу легла идея оказания покровительства и помощи всем раненым независимо от того, воюют они на стороне союзников или неприятелей. При этом все нуждающиеся в поддержке, а также медицинский персонал должны считаться нейтральными лицами, на чьей бы стороне они ни находились. Это значит, что этих людей нельзя брать в плен или считать таковыми. Кроме того, неприкосновенными должны стать госпитали и их материальная часть, а также лица из числа местных жителей, которые будут помогать раненым.

Первая конвенция к 1867 г. была ратифицирована в 12 странах. США сделали это только в 1882 г. Спустя некоторое время к ней стали присоединяться и другие государства, после чего она стала приобретать всеобщее признание.

Документы, подписанные в 1949 году

Необходимость принятия обновленных международно-правовых норм стала очевидной после Второй мировой войны, в ходе которой жертвами стало огромное количество гражданского населения. Именно по этому поводу Швейцарский Федеральный Совет в 1948 году принял решение пригласить представителей 70 стран на международную конференцию. Ее целью было изменение существовавших до этого правил, исходя из опыта прошедшей войны. Приглашение приняли 59 государств и целый ряд международных организаций, в числе которых была и ООН. В качестве наблюдателя здесь присутствовали представители Международного комитета Красного креста.

Конференция состоялась на следующий год. Она началась 21 апреля и завершилась 12 августа. В результате заседаний были выработаны четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите людей, пострадавших в ходе войны:

  • о больных и раненых солдатах в сухопутных армиях;
  • о гуманном обращении с военнопленными;
  • о больных и раненых лицах, потерпевших кораблекрушение, входящих в состав морских вооруженных сил;
  • о защите мирного населения во время военных действий.

Основные принципы

Женевская конвенция 1949 года закрепила основные положения международного права, которые заключаются в том, что войны должны вестись только против армии врага. Насилие же в отношении мирного населения, военнопленных, раненых и больных категорически запрещается. Как видим, данные соглашения требуют от враждующих сторон проводить четкую грань между непосредственными вооруженными участниками и гражданскими лицами.

Также Женевская конвенция 1949 г. настаивает на том, что нападения во время вооруженных конфликтов могут направляться исключительно на объекты военного назначения. Кроме того, запрещено применять какое бы то ни было оружие, а также вести боевые действия, которые могут вызвать необоснованные потери и значительное разрушение имущества.

Права

Согласно принятым документам, интернированным и военнопленным гарантирована сохранность здоровья и жизни, а также защита от различных насильственных действий. При этом противоборствующая сторона должна уважать их достоинство, религиозные и политические убеждения, предоставлять основные судебные права, возможность переписываться с семьями и т.д. Запрещено принуждать пленных к службе в армии противника и брать заложников.

Женевская конвенция 1949 года закрепила право больных и раненых на медицинскую помощь независимо от того, на чьей стороне они воевали. Кроме того, должна быть гарантирована охрана как медицинского персонала, так и медучреждений, а также их оборудования и транспорта. Защитным знаком для них должна служить эмблема красного креста или полумесяца, изображенных на белом фоне. Объекты и люди, носящие такие знаки, не должны подвергаться нападениям.

Применение

Данные международные соглашения должны действовать в случае возникновения любых вооруженных столкновений даже тогда, когда одна из противоборствующих сторон не признает своего участия в войне, а также оккупации территорий. Страны, где действует Женевская конвенция, обязаны выявлять и наказывать тех лиц, которые приказывали осуществлять или сами совершали действия, нарушающие пункты этих документов. Таких людей должны судить те государства, на территории которых были совершены преступления. Также трибунал может состояться и в любой другой стране-участнице, ратифицировавшей эти конвенции, если она располагает неопровержимыми доказательствами их вины.

Документы, подписанные в Женеве в 1949 году, вступили в силу через год, 21 октября. Швейцария была первой страной, которая ратифицировала данные соглашения. СССР подписал конвенции только через два года после их вступления в силу.

Документы, принятые в 1977 году

Вооруженные конфликты, которые стали возникать после Второй мировой войны, показали необходимость в некотором расширении принятых до этого правовых норм, относящихся к правилам ведения боевых действий. Женевская конвенция 1977 года вынуждена была принять два Дополнительных протокола. Они распространяли положения уже принятых документов и на лиц, участвующих во внутренних конфликтах.

В конце 2005 года приняли еще один Дополнительный протокол, который позволяет национальным обществам, занимающимся помощью раненым, вместо символа Красного креста или полумесяца, использовать иной знак - кристалл красного цвета, также изображенный на белом фоне.

Ратификация

Сегодня к конвенциям, принятым в Женеве в 1949 году, присоединились уже 194 страны. Первый Дополнительный протокол ратифицировали 170, второй - 165, а третий - 53 государства. Международный комитет Красного креста является контролирующим органом за соблюдением и исполнением данных соглашений.

Говоря о защите жертв войны, подразумевают обеспечение сторонами конфликта международно-правовой защиты для определенных категорий, то есть предоставление им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательства, глумление над личностью и т.п.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - военнопленные, раненые и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях.

Каждая из вышеперечисленных категорий жертв войны категорий находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г.

Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания за несовершенные правонарушения, в том числе коллективное наказание.

Особой защитой и покровительством пользуются дети.

К женщинам предписывается относиться с особым уважением.

С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а также подвергать физическому калечению, научным и медицинским опытам. Они считаются находящимися во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. Поэтому воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер).

Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться к работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера.

Военнопленные могут поселяться в специальных для них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью.

Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным может быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление.

Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. Однако частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. обязывают воюющие стороны обеспечить медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным.

Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населению (а на море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты.

Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не могут быть объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии все данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти.

В международном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и нонкомбатантами (не сражающимися).

Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил и непосредственно принимающих участие в боевых столкновениях, автоматически являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами.

Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне её, даже если эта территория оккупирована, являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами, если отвечают нижеследующим условиям:

· имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,

· имеют определённый и явственно видимый издали отличительный знак,

· открыто носят оружие,

· соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

К комбатантам относятся:

· личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооруженных сил;

· партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведенным выше;

· население не оккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;

· вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил.

Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного. Военные корреспонденты и другие лица, исполняющие служебные обязанности, могут не являться комбатантами, но могут иметь право на статус военнопленного. При этом право применять оружие закреплено только за комбатантами. Если гражданские лица принимают участие в военных действиях, они теряют свой статус и полагающуюся защиту.

Наёмники -- лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющиеся лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного. В ряде стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию. Следует проводить различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.

Согласно Первому Дополнительному Протоколу к Женевским Конвенциям наёмники не получают статуса комбатанта и военнопленного, но тем не менее с ними необходимо обращаться гуманно согласно ст. 3 общей для всех Женевских Конвенций.

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией.

Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства, а также некомбатанты, входящие в состав вооружённых формирований. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, за исключением случаев шпионажа. Тем не менее, за совершение международных преступлений (но не за участие в боевых действиях) военнопленный может быть подвергнут уголовному преследованию.

В соответствии с нормами международного права, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть его могут подвергнуть уголовному преследованию.

В отличие от шпиона, разведчик, то есть лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.

Лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое не проживает на территории, оккупированной противной стороной, и которое занимается шпионажем на этой территории, не утрачивает свое право на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом, за исключением тех случаев, когда оно захвачено до того, как оно вновь присоединилось к вооруженным силам, к которым оно принадлежит.

Соответственно, с точки зрения международного права, разведчиками могут считаться только фронтовые разведчики, носящие форменную одежду своих вооруженных сил. Все агентурные разведчики являются, по определению, шпионами.

Международное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.

В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:

· военные корреспонденты (ст. 4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.) и

· журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.).

Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

· являться представителями СМИ;

· иметь аккредитацию в вооруженных силах;

· сопровождать военные формирования;

· не являться членами военных формирований.

В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные .

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, -- по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица. Следует заметить, что норма ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. отсылочная и раскрывается в статьях, в которых говорится о защите гражданского населения.

Защита журналистов подразумевает не только необходимость предпринимать те или иные действия, но и обязательство не прибегать к определенного рода действиям по отношению к ним. Так, гражданские лица в соответствии со ст. 51 (2) I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. (в том числе журналисты) не должны являться объектом нападения, в соответствии со ст. 52 Протокола гражданские лица имеют право на то, чтобы к их собственности относились с уважением, если она не имеет военного характера.

Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.

В соответствии с этими документами запрещается:

· делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;

· наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;

· использовать голод среди мирного населения как средство войны;

· наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;

· наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие гражданского населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, свести их к минимуму .

Рассмотрев вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов, можно сделать следующие выводы:

1. Жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации.

2. Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

3. Мирное гражданское население неприкосновенно.

3. Женевские конвенции и современные вооруженные конфликты

В основе Женевских конвенций лежит понятие уважения к жизни и достоинству каждого отдельного человека. Люди, пострадавшие во время конфликта, должны получать помощь и заботу без какой-либо дискриминации. Конвенции также подтверждают и усиливают роль медиков: медицинский персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Это обязательное условие для того, чтобы они могли подбирать раненых и больных и оказывать им помощь. Принципы, на которых основываются эти нормы, столь же древние, как и сам вооруженный конфликт.

Однако по-прежнему часто встает вопрос: актуальны ли еще Конвенции, имеют ли они значение для современных войн?

Тот факт, что международное гуманитарное право не утеряло своей значимости, подтверждают результаты опроса общественного мнения, в ходе которого людей в странах, пострадавших от войны, спрашивали, что они считают допустимым поведением в ходе боевых действий; им также задавали вопросы об эффективности Женевских конвенций. Это исследование под названием «Наш мир. Взгляд из горячих точек» проводилось агентством «Ipsos» в Афганистане, на Гаити, в Грузии, Демократической Республике Конго, Колумбии, Либерии, Ливане и на Филиппинах. Данное исследование было специально заказано МККК по случаю 60ой годовщины Женевских конвенций.

Большинство из примерно четырех тысяч человек, опрошенных в этих восьми странах, - 75% - говорят, что действия, которые комбатантам разрешено совершать во время боя, должны подпадать под какие-то ограничения. А на вопрос, слышали ли они когда-нибудь о Женевских конвенциях, чуть менее половины опрошенных ответили, что знают о существовании таких норм. Из них около 56% верят, что Женевские конвенции ограничивают страдания гражданских лиц во время войны.

Эти результаты говорят о том, что ключевые идеи, лежащие в основе Женевских конвенций и МГП в целом, пользуются широкой поддержкой среди людей, которые живут в странах, страдающих от конфликтов или ситуаций насилия.

Однако опрос также показал, что влияние этих норм на ситуацию на местах чувствуется гораздо меньше, нежели поддержка населением самих норм. По-видимому, это означает, что люди в пострадавших от войны странах хотели бы видеть более строгое соблюдение и выполнение правовых норм.

Чтобы проанализировать вопрос об актуальности Женевских конвенций в международных (межгосударственных) и немеждународных вооруженных конфликтах и можно привести несколько примеров для каждого случая.

Анализируя дальше вопрос об актуальности Конвенций, следует помнить, что по большей части Женевские конвенции регулируют международные вооруженные конфликты, включая ситуации военной оккупации. Хотя такие конфликты и случаи оккупации действительно, - к счастью, - происходят не так часто, как прежде, мы можем лишь заметить, что они не исчезли полностью. Недавними примерами конфликтов, где в полной мере применялись Конвенции, служат конфликт в Афганистане (2001-2002 гг.), война в Ираке (2003-2004 гг.), конфликт на юге Ливане (2006 г.) и конфликт между Россией и Грузией (2008 г.) Следовательно, в той степени, в какой международные конфликты и случаи оккупации продолжают происходить и будут происходить дальше, Конвенции остаются в силе и сохраняют свою актуальность. Поэтому очень важно сберечь это бесценный гуманитарный опыт, который удалось получить благодаря тому, что к Конвенциям присоединились все государства мира. Какие бы изменения ни происходили в будущем, они должны базироваться на этих уже существующих нормах.

Вот лишь один пример такого опыта: регулирование условий содержания под стражей сыграло огромную роль в спасении жизни и здоровья многих заключенных. Именно на основании этих норм Женевских конвенций МККК может осуществлять свою работу на местах, включая посещения лиц, содержащихся под стражей. Цель таких посещений - предотвращение насильственных исчезновений, внесудебных казней, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, наблюдение за физическими условиями содержания под стражей и восстановление семейных связей, например, путем обмена посланиями Красного Креста.

Нескольких цифр, касающихся недавних международных вооруженных конфликтов, возможно, будет достаточно, чтобы показать, насколько актуальными остаются Женевские конвенции для жертв войны. Во время конфликта между Эритреей и Эфиопией только в 2001 г. делегаты МККК посетили более тысячи эфиопских военнопленных и 4300 интернированных гражданских лиц. Кроме того, мы содействовали обмену 16326 посланиями между эфиопскими и эритрейскими военнопленными и их семьями. МККК также организовал безопасный переход через линию фронта для 12493 гражданских лиц эфиопского происхождения. В сотрудничестве с Эритрейским Красным Крестом МККК распределял гуманитарную помощь среди более чем 150 тыс. гражданских лиц, пострадавших из-за конфликта, и предоставил хирургические материалы для лечения 10 тыс. раненых в сотрудничестве с министерством здравоохранения.

В Ираке с апреля 2003 г. по май 2004 г. делегаты МККК посетили 6100 военнопленных и 11146 интернированных гражданских лиц и лиц, содержавшихся под стражей оккупирующими державами. Кроме того, были переданы 16 тыс. посланий Красного Креста. Даже в довольно коротком конфликте между Россией и Грузией в 2008 г. ряду военнопленных помогли защитные положения Третьей Женевской конвенции и предоставляемый ею статус. На основании этой Конвенции делегаты МККК смогли посещать данных военнопленных .

Однако не всякое положительное воздействие Женевских конвенций можно выразить в цифрах. Истинная ценность Конвенций кроется не только в том добре, которое они помогают сделать, но, возможно, даже в более значительной степени - в еще большем зле, которое они помогают предотвратить. К примеру, мы знаем по опыту, что отличительные эмблемы красного креста и красного полумесяца защитили бесчисленное множество больниц, медицинских формирований и их сотрудников, а также огромное число раненых и больных. В последние годы мы, к сожалению, стали свидетелями слишком большого количества вопиющих нарушений неприкосновенности и отличительных эмблем, и медицинских миссий, однако, без норм, содержащихся в Конвенциях, ситуация была бы гораздо хуже. Хуже для жертв и гораздо тяжелее для тех, кто пытается предоставить им помощь и защиту.

женевский конвенция война вооруженный

Женевские конвенции 1949 года - фундаментальные международные договоры в области гуманитарного международного права, определяющие правила защиты людей при вооруженных конфликтах, солдат, раненых и военнопленных, а также гражданских лиц.

Эти соглашения являются развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, и в конвенциях, подписанных в Женеве в 1864, 1906 и 1929 годах. Необходимость их принятия была продиктована опытом прошедшей Второй мировой войны, и особенно огромными жертвами среди гражданского населения. Поэтому в 1948 году Швейцарский Федеральный Совет пригласил представителей 70 правительств на международную конференцию с целью трансформировать существовавшие регулирующие механизмы сообразно опыту войны. Приглашение приняли правительства 59 государств, 12 правительств, а также ряд международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций, приняли в конференции участие в качестве наблюдателей. Международный комитет Красного Креста и Международная федерация обществ Красного креста были приглашены на конференцию в качестве экспертов.

В результате проходивших в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года заседаний конференция выработала четыре соглашения о защите жертв войны:

  • 1) «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (La Convention de Genиve pour l"amйlioration du sort des blessйs et des malades dans les forces armйes en campagne);
  • 2) «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (La Convention de Genиve pour l"amйlioration du sort des blessйs, des malades et des naufragйs des forces armйes sur mer);
  • 3) «Об обращении с военнопленными» (La Convention de Genиve relative au traitement des prisonniers de guerre);
  • 4) «О защите гражданского населения во время войны» (La Convention de Genиve relative а la protection des personnes civiles en temps de guerre).

Женевские конвенции закрепили основополагающий принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия и насилие против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т.д. запрещаются. Эти соглашения требуют от конфликтующих сторон проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий с целью обеспечения защиты гражданского населения и запрещают нападения на гражданское население. Нападения при конфликтах могут быть направлены только против военных объектов, но в то же время запрещено применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания, а также серьёзное разрушение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Военнопленные и интернированные имеют право на сохранение жизни и здоровья и на защиту от любых насильственных действий. Должно соблюдаться уважение их достоинства, личных прав, политических и религиозных убеждений, гарантироваться право на переписку с семьями и получение помощи, а также должны предоставляться основные судебные гарантии. Запрещается принуждение военнопленных служить в армии противника, взятие заложников. Раненым и больным необходимо оказывать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Для этого должна быть обеспечена защита медицинского персонала и медицинских учреждений, их транспорта и оборудования. Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эти эмблемы, не могут подвергаться нападению.

Женевские соглашения применяются в случае любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признаёт состояния войны, а также в случае оккупации территории. Страны-участники конвенций обязаны соблюдать их положения, если противная, не подписавшая их сторона, в своих действиях также будет их соблюдать. Подписавшие конвенции страны обязаны разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершить действия, нарушающие положения этих соглашений. Такие лица должны либо предаваться суду страны, на территории которой они совершили преступления, либо суду любой страны-участницы конвенций, если она имеет доказательства их виновности.

Женевские конвенции были подписаны 12 августа 1949 года и вступили в силу 21 октября 1950 года. Первой страной, ратифицировавшей эти соглашения, была Швейцария (31 марта 1950); Советский Союз ратифицировал их 17 апреля 1951 года.

Последующие во второй половине 20 века вооруженные конфликты выявили необходимость расширения правовых норм, применимых к боевым действиям. Это повлекло за собой принятие 8 июня 1977 года двух Дополнительных Протоколов к Женевским конвенциям, которые распространили их положения на участников внутренних конфликтов, а 8 декабря 2005 года был принят третий Дополнительный Протокол, позволяющий национальным Обществам помощи раненым, не желающим принимать в качестве символа красный крест или красный полумесяц, использовать новый отличительный знак - красный кристалл на белом фоне.

На сегодняшний день к Женевским конвенциям 1949 года присоединялись 194 страны, Дополнительные Протоколы I и II 1977 года ратифицировали 170 и 165 государств соответственно, к третьему Дополнительному протоколу 2005 года присоединились 53 страны. Единственным определенно названным в Женевских соглашениях контрольным органом их исполнения является Международный комитет Красного Креста, штаб-квартира которого располагается в Женеве.

участи раненых и больных в действующих армиях (извлечение)

Глава II. Раненые и больные

Ст. 12. Личный состав вооруженных сил (и другие участники военных действий - ред.), в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.

(…) Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения.

Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности оказания медицинской помощи. (…)

Ст. 15. Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. (…)

Ст. 17. (…) Кроме того, стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которым они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом, и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать. (…)

Глава IV. Личный состав

Ст. 24. Санитарный личный состав (…), а также священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.

Глава IX. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Ст. 49. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 50. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (извлечение)

Глава II. Раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение

Ст. 12. Личный состав вооруженных сил (и другие участники военных действий - ред.), которые, находясь в море, будут ранены, больны или потерпят кораблекрушение, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах, причем термин «кораблекрушение» будет применяться ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море. (…)

Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода или предумышленно создавать условия для их заражения. (…)

Ст. 18. После каждого боя стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потерпевших кораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению (…)

Глава IV. Личный состав

Ст. 36. Медицинский, госпитальный и духовный персонал госпитальных судов и их экипажи пользуются уважением и покровительством(…).

Глава VIII. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Ст. 50. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 51. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Раздел II. Постановления общего характера о защите военнопленных

Ст. 13. С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. (…)

Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. (…)

Ст. 14. При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести. (…)

Раздел III. Плен

Часть I. Начало плена

Ст. 17. (…) Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. (…)

Часть II. Интернирование военнопленных

Глава II. Помещение, питание и одежда военнопленных

Ст. 22. Интернированные военнопленные могут быть размещены только в помещениях, находящихся на суше и предоставляющих полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья. (…)

Ст. 26. Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее здоровье у военнопленных и не допускать потери веса или явлений, связанных с недостатком питания (…).

Ст. 27. Одежда, белье и обувь будут выдаваться военнопленным в достаточном количестве(…).

Ст. 30. Каждый лагерь будет иметь соответствующий лазарет, где военнопленные получат помощь, в которой они могут нуждаться (…).

Часть III. О работе военнопленных

Ст. 52. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью или опасных, если он не соглашается на это добровольно. (…)

Раздел VI. Выполнение конвенции

Ст. 129. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 130. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с тем или иным из указанных ниже действий, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имущества, на которые распространяется покровительство настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской Державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное данной конвенцией.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны (извлечение)

Раздел III. Статус покровительствуемых лиц и обращение с ними

Ст. 27. Покровительствуемые лица (в данной конвенции гражданские лица - ред.) имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно, и, в частности они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. (…)

Ст. 31. Никакие меры принуждения ни физического, ни морального порядка не должны применяться к покровительствуемым лицам, в частности, с целью получения от них или от третьих лиц сведений.

Ст. 33. Ни одно покровительствуемое лицо не может быть наказано за правонарушение, совершенное не им лично. Коллективные наказания, так же как и всякие меры запугивания или террора, запрещены. Ограбление воспрещается. Репрессии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества воспрещаются.

Ст. 34. Взятие заложников запрещается.

Ст. 49. Воспрещаются (…) угон, также депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого государства. (…)

Ст. 51. Оккупирующая держава не сможет принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. (…)

Раздел IV. Выполнение конвенции

Ст. 146. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции. (…).

Ст. 147. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с тем или иным из указанных ниже действий, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имущества, на которые распространяется покровительство настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемого лица, принуждение покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской Державы или лишение его права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное настоящей конвенцией, взятие заложников, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Женевские конвенции - это ряд международных соглашений, подписанных в Женеве главами ведущих государств Европы. Проводились конвенции с 1864 по 1949 год. Женевские конвенции вместе с дополнениями к ним составляют основу международного гуманитарного права.

12 августа 1949 года были опубликованы протоколы четырех Женевских конвенций. Первые три из них - пересмотренные и дополненные договоры конца XIX века. Они затрагивали вопросы обращения с ранеными солдатами, моряками и военнопленными. Четвертый документ касался темы защиты гражданского населения в военное время.

Критика конвенций

После терактов 11 сентября 2001 года Женевские конвенции были подвергнуты критике. Утверждалось, что такой вид международных соглашений устарел и плохо подходит для современной формы ведения военных действий.

Сегодня в порядке вещей ситуация, когда одна сторона вооруженного конфликта является независимым военизированным подразделением, не имеющим опознавательных знаков и финансируемым в частном порядке. Женевские же конвенции предполагают договоренности государств между собой, а влияние государств на такие частные армии, как правило, не распространяется.

Однако, несмотря на такую расстановку сил, Женевские конвенции остаются жизненно важными для мировой геополитики. Почему это так? Основная задача международного права в целом и Женевских конвенций в частности заключается в том, чтобы остановить агрессию в случае возникновения вооруженного конфликта. Женевские конвенции предполагают, что даже такая неуправляемая ситуация, как война, должна иметь свои рамки. Эти рамки прописаны и закреплены в международных соглашениях.

Войны приносят с собой не только большую убыль населения. Помимо прочего это еще и пытки, жестокое обращение, захват заложников, похищения людей, насилие физическое, психологическое и сексуальное. Все эти действия фактически запрещены Женевскими конвенциями и другими договорами международного права.

Несмотря на подобные запреты, Женевские конвенции плохо работают в условиях глобальной войны с терроризмом.

Международное гуманитарное право применяется только в том случае, если страна сталкивается с вооруженным конфликтом. То, что называется «глобальным терроризмом», может иметь форму вооруженного конфликта, а может и не иметь. Часто терроризм принимает иные формы и требует по отношению к себе иных методов борьбы - действий со стороны полиции, следственных органов и так далее.

Участие гражданского лица в конфликте

Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда гражданское население оказывается беззащитным перед угрозой террористических атак. К тому же в современных военных столкновениях граница между мирным населением и агрессором часто бывает размыта. Международным комиссиям бывает сложно ответить на вопрос, является ли человек мирным гражданином или же комбатантом.

Для комиссии ответ на этот вопрос таков: гражданские лица - это те, кто не принадлежит ни к одной из задействованных сторон конфликта. Ни к вооруженным силам государства, ни к организованной военной группе.

Те лица, которые являются солдатами или боевиками, будут постоянно подвергаться ограничительным мерам со стороны международных сил.

Если человек не имеет статуса гражданского лица, он не обеспечивается защитой со стороны международного права.

Здесь важно помнить, что не все формы участия человека в военном конфликте приводят к потере этой защиты. Только в том случае, если его вклад в военные действия напрямую связан с нарушением международных норм.

Допустим, мирные жители предоставляют еду и жилье вооруженным элементам. Это как раз тот случай, когда гражданское лицо участвует в конфликте, но его действия не нарушают международного права и, следовательно, не могут привести к потере защиты.

С другой стороны, если человек, вооружившись, примкнул к одной из воюющих сторон, участвует в боевых операциях, убивает людей или наносит им раны и увечья - это прямое нарушение международного права. Такой человек теряет статус гражданского лица.

Комитет Красного Креста рассматривал также вопрос о поставщиках вооружения: можно считать их мирными гражданами или нет?

Очевидно, что если водитель грузовика подвозит вооружение прямиком на линию фронта и имеет прямую связь с боевиками, то он сам становится законной целью миротворческих миссий.

Пробелы в Женевских конвенциях

Однако, если перевозка оружия, снаряжения и т. д. происходит где-то в тылу, без непосредственного контакта с фактическими боевыми действиями или часто по незнанию, в таком случае водитель не теряет своей защиты.

Как видно, пробелы в Женевских конвенциях постепенно восполняются, что позволяет им не терять актуальности в условиях современной войны. На сегодняшний день международными организациями рассматриваются вопросы возможности задержания людей по соображениям безопасности и новые международные нормы в отношении невоенных вооруженных конфликтов, которых становится все больше в мире. Когда есть международный военный конфликт, тогда мы имеем ситуацию, предусмотренную Женевскими конвенциями. В таком случае на этот конфликт будут распространяться все соответствующие нормы международного права. Если же это невоенный международный конфликт, то он выходит за пределы полномочий Женевских конвенций. Сейчас Международный комитет Красного Креста работает над исправлением этой ситуации.