Талант валюта какой страны. Значение талант, мера веса в энциклопедии брокгауза и ефрона

Всех с Успением Пресв. Богородицы!
Несомненно, тишина, мир и покой веет от этого праздника. И торжество жизни после смерти.
Но в связи с празднованием мало кто, наверно, из служителей комментировал сегодняшнее воскресное евангельское чтение. А между тем оно замечательно некоторыми деталями, на которые, возможно, многие не заостряют внимание.

Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его
(Мф., гл. 18).

Я с годами прихожу к следующему выводу: в отдельных случаях священный покров, вольно или невольно при благочестивых чувствах надетый на евангельские тексты, мешает их живому восприятию. Устраняет удивление, например. Этот покров, иногда слишком искусственный, заранее настраивает воспринимать священные тексты как должное, от начала до конца. Но при этом что-то неизбежно ускользает, прежде всего живость восприятия! Примерно так воспринимают малые дети разные смешные истории, написанные для детей взрослыми. Но сами дети еще не вполне доросли, чтобы понять всю остроту тех историй, которые им читают, - нужно еще некоторое время.

Поясню на личном примере. Я хорошо запомнил, как мне лет в пять мама или бабушка читала «Телефон» К. Чуковского или «Вот какой рассеянный» С. Маршака.

Мне читали:
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.

А мне нисколько не было смешно. Я всё воспринимал как должное: ну надел и надел…
Не говоря уже о таких нюансах как «нельзя ли у трамвала вокзай остановить?» и др. Потом лет в 16 уже мне попалось это стихотвореньице, и я расхохотался, в том числе и от того, что вспомнил себя тогда, пятилетнего, нисколько не реагировавшего на всю удивительность и парадоксальность описанной Маршаком ситуации, которая, с одной стороны, нереально преувеличена, а с другой, по-своему жизненна и этим трогает.

Вот примерно так же обстоит дело с некоторыми евангельскими притчами или отдельными острыми выражениями в них. Что такое эти десять тысяч талантов?... Это до невозможности, невообразимо, бесконечно или нереально много! В жизни такого не бывает.

«Тала́нт (др.-греч. τάλαντον, лат. talentum) - единица массы и счётно-денежная единица, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра). Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντον означало «весы»; затем «груз»). Как определённая весовая единица, талант упоминается уже у Гомера, причём везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам метрологов, масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 кг… Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра - 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так, финикийский талант (серебряный) равнялся 43,59 кг, еврейский весил 44,8 кг, персидский талант золотой весил 25,2 кг, серебряный - 33,65 кг, торговый - 30,24 кг».
Итак, получается, что 10000х30 = 300000 кг или 300 тонн. Ну 200… «Царь-колокол» в московском Кремле столько весит. Или это полный железнодорожный вагон того же серебра? А может, два таких вагона, три или сколько?.. Вообразим, а как вообще мог в то время кто-нибудь «задолжать» столь неподъемную сумму, в буквальном смысле? Как мог ее занять, а потом транспортировать куда-то к себе, и сколько бы охраны и прочих людских ресурсов на это понадобилось?.. Или пусть постепенно, но тогда в течение скольких лет и какое количество раз мог он занимать у своего господина такой объем или/и просто провороваться? Сейчас можно безналично и виртуально оперировать миллиардными суммами денег, это легко понять. Но в те-то времена?...

Нет, приходится признать, что здесь явный гротеск, гипербола в этой притче. Примерно, как Иисус говорил о «вере с горчичное зерно», которую, если кто имеет, то когда скажет какой-нибудь горе «подвинься отсюда туда», то будет ему.

А вот сто динариев – это более чем реальная сумма. Не слишком (и уж тем более не фантастически) большая, но и не такая уж малая. Вспомним из других мест Евангелий, что один динарий – это была довольно распространенная плата одного трудодня в поле (см. Мф. 20, 1-15). Для скромного труженика тех лет сумма могла быть довольно значительной – трехмесячный оклад при непрерывной работе без выходных, допустим. Для нашей российской провинции можно предположить, что заработок одного дня составит от 300, 500 и максимум до 1000 р. у скромных бюджетников. То есть 30000, 50000 или 100000 р.

А вот в сочетании нереального и реального, гротескного и обыденного, как в данной притче или в талантливом художественном произведении, могут раскрываться простые, но важные истины, и когда они преподносятся в такой ярко-образной форме, то лучше врезаются в сознание. Даже если отдельные детали, подчас удивительные, при этом ускользают. Потом слово глубже прорастает в сердце человека, и эти детали могут неожиданно броситься в глаза. Ну ясно же, что в нарочито-грубой форме под царем, простившим раба, задолжавшего ему бесконечно много в виде сотен тонн серебра, подразумевается Бог, прощающий сколь угодно тяжкий грех или неподъемный долг. Как ясно и то, что ни жена, ни дети того раба, ни все его имущество не было сопоставимо с суммой того долга. Да и не нужно ничего было тому хозяину, он всё и так имел. Так же, как каждый из нас может себя ощущать неоплатным должником перед Богом, с одной стороны, тогда как самому Творцу от нас ничего не нужно, кроме доброго сердца, с другой. Но это прощение Иисус озвучивает при одном простом условии: если сам человек готов простить должнику своему. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…». Вместо этого прощенный раб, встретив своего должника, стал не просто добиваться от него причитающихся ему 100 динариев (заработок трех месяцев, как-никак), но сначала «схватив его, душил», а потом «посадил его в темницу, пока не отдаст долга».

Некоторые щепетильные православные нередко переживают, что не могут простить своих обидчиков, в том смысле, что не могут забыть причиненные когда-то им раны. Ну ясно, что здесь совсем не тот случай. Хотя, с другой стороны, притча сказана в связи с вопросом ап. Петра «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». То есть, сколько бы ни было, бесконечно. Понятно, что степень прощения и его глубина может быть различной. По данной притче хватит уже и того, если с должника не требуешь ультимативно и не «душишь» его, если не физически, то словесно! А если старое всплывает в памяти, ну что ж… Наша природа такова, тело, в частности, что если причинить ему рану, то рубец или шрам остается на всю дальнейшую жизнь. А еще бывает то, что рана не сразу заживает, но гноится или кровоточит, если она сильная или глубокая. Такова жизнь…

(τάλαντον, talentum) - наивысшая весовая единица в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означает "весы"; затем "груз"). Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера, причем везде взвешиваемым предметом является золото. По выводам новейших метрологов, вес Т. приравнивается весу семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжелого золотого вавилонского шекеля, равного по весу 16,8 г (3 зол. 90,1 дол.), а по цене - 10 руб. (золотом). Гомеровские таланты вырабатывались в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры. Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты весом в 8,4 г. Помимо гомеровского маловесного Т., в историческую пору был известен Т., соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 г (6 зол. 13,6 дол.). Впервые о нем упоминается по поводу победы сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 г. до Р. Х.); затем у писателей до II-го в. до Р. Х. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым Т. представлял кратную величину (Т. делился на 60 мин, мина на 100 драхм, т. е. в Т. было 6000 драхм), количественное определение Т. было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица. Прототипом греческих Т. был вавилонский Т., имевший форму бронзового льва на подставке; тяжелый Т. весил 60,4 кило (147,5 фн.), легкий царский Т. - вдвое меньше (около 74 фн.) Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский Т. (16,8 г, или 3 зол. 90 дол.), и была основною наименьшею единицею, служившею для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также и денежным знаком, причем 100 таких легких единиц (по 8,4 г) или 50 тяжелых составляли тяжелую мину золота; в свою очередь легкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжелых или легких, составляли тяжелый или легкий Т. золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причем только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общи обеим системам. Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным; впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обыкновенно встречалось отношение 1:13 1/3 . По весу царский Т. содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение Т. золота к царскому Т. (по весу) было равно 5:6, Т. серебра к Т. золота 4:3, Т. серебра к царскому Т. - 10:9. Если выразить эти определения в единицах современных мер, то окажется, что тяжелый Т. золота весил 50,4 кило (123,1 фн.), тяжелый Т. серебра - 67,2 кило (164,1 фн.); легкие Т. весили вдвое меньше. Ценность легкого Т. золота соответствовала бы на наши деньги 17577 золотым металлическим рублям, стоимость легкого Т. серебра - 1512 руб. (золотом). У других восточных (семитических) народов обозначения Т. были приблизительно те же: так, финикийский Т. (серебряный) равнялся 43,59 кило (106,4 фн.) и стоил 1961 руб. (золотом), еврейский Т. весил 44,8 кило (109,4 фн.) и стоил: золотой - 26875 руб. (золотом), серебряный - 2016 руб. (золотом); персидский Т. золотой весил 25,2 кило (61,54 фн.), серебряный - 33,6 кило (82,05 фн.), торговый - 30,24 кило (73,84 фн.) и стоил: золотой 15120 руб. (золотом), серебряный - 1512 руб. (золотом). Древнейшая система весовых мер - эгинская, существование которой приурочивается уже к эпохе Ликурга и которая была принята в Спарте и в Аргосе (в начале VII века), - приближается к вавилонской системе: так, отношение эгинского статера к вавилонскому выражается отношением 27 к 25. Цена древнеэгинского серебряного Т. составляла 1815 руб. (золотом), позднее - 1032 руб., при Солони 1615 руб. (золотом); вес эгинского Т. равнялся 36,29 кило (88,62 фн.). Когда Солон ввел новую систему мер веса и денежных знаков, эгинский Т. остался в обращении в качестве торговой весовой меры (действительная величина его уменьшилась до 36,156 кило - 88,3 фн.); Т. серебряный (аттический или евбейский) как денежная единица был приравнен к 26,196 кило (63,97 фн.) и стоил 1125 руб. (золотом). Со времени Александра Великого вес аттического таланта равнялся 25,902 кило (63,3 фн.). Ср. Hussey, "Essay on the ancient weights and money, and the Roman and Greek liquid measures" (Оксфорд, 1836); Boeckh, "Metrologische Untersuchungen ьber Gewichte, Mü nzfьsse und Masse des Altertums in ihrem Zusammenhange" (Б., 1838); Brandis, "Das M ü nz-Mass und Gewichtswesen in Vorderasien bis auf Alexander den Grossen" (Б., 1866); Lenormant, "La monnaie dans l"antiquit é " (П., 1878-79); F. Hultsch, "Griechi sche und Rö mische Metrologie" (Б., 1882); Wex , "Metrologie Grecque et Romaine" (П., 1886). Остатки метрологической литературы древности собраны и комментированы Hultsch"ем в его издании: "Metrologicorum Scriptorum reliquiae" (Лпц., 1864, 1866).
. О.

  • - старинный вес в Германии и Голландии, одна из самых малых частей фунта и марки, употреблявшаяся прежде для определения веса монет и тяжестей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - старинная азиатская весовая единица, допущенная русскими царями к употреблению в инородческих местностях России...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одно из подразделений римского аса: ас делился на 12 унций, 8/12 аса названы были Б. - вероятно, сокращенное bis triens = 2/3...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - английская мера веса = 120 кг; употребляется также в смысле тюка хлопка или вообще мешка, сумки...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - медицинский вес прежней немецкой системы = 62,2...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - крупная единица веса в Ост-Индии, делится на 20 моундов. Величина моунда там же показана в англ. фунт. Avoirdupois = 453,592 гр. Обыкновенное, или бомбейское, К. равно 560 англ. торгов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - прежняя турецкая единица веса, делится на 400 диргемов; см. также Кантар...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - наивысшая весовая единица в таблице греческих мер. Как определенная весовая единица, Т. упоминается уже у Гомера, причем везде взвешиваемым предметом является золото...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Золотник, старая русская мера веса, равная 4,266 г или 1/96 фунта. Название «З.» происходит от слова «золото», т.к. ещё в 10 в. в Киевской Руси З. представлял собой золотую монету...

    Большая Советская энциклопедия

"Талант мера веса" в книгах

Мера

Из книги Закорючки 1-ый том автора Мамонов Пётр Николаевич

Мера Не пребывать там, где тебя нет.«Умеренномуи с притрудностьюсовершаемому деланиюнет цены».Отец Исаак

Мера

Из книги Книга теорем 2 автора Ленский Василий Васильевич

Мера Мерой прекрасного является безобразное.Мерой культурного является бескультурье.Мерой созидательного является патология.В пределах меры - жизненность.Любой вид искусственного воздействия на человека в пределах меры является жизненным. В патологию искусство

С. Мера.

Из книги Энциклопедия философских наук. Часть первая. Логика автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

С. Мера. § 107. Мера есть качественно определенное количество, прежде всего, как непосредственное; она есть определенное количество, с которым связана некое наличное бытие или некое качество. {185} Прибавление. Мера, как единство качества и количества, есть, следовательно,

4. Мера

автора Лосев Алексей Федорович

4. Мера Отметим прежде всего то, что Платон критикует протагоровское учение о субъективно–человеческом понимании меры (Theaet. 152a, 161c, e, 168d, 178b, 179b, 183b). В противоположность этому свой термин"мера"Платон понимает, конечно, как свойство объективного бытия, когда субъективное

4. Мера

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

4. Мера В терминологии меры Аристотель, как и везде, отличается от Платона в двух отношениях. А именно, строго отличая идею и материю, Аристотель в основном исходит из их обязательного тождества. А кроме того, подобного рода тождество Аристотель понимает как активно

Хартия Генриха VIII «О восстановлении должности хранителя эталонов веса и мер веса в корпорации Лондона 13 апреля 1531 года от Рождества Христова»

Из книги Недооцененные события истории. Книга исторических заблуждений автора Стомма Людвиг

Хартия Генриха VIII «О восстановлении должности хранителя эталонов веса и мер веса в корпорации Лондона 13 апреля 1531 года от Рождества Христова» Генрих VIII, милостью Божьей король Англии и Франции, защитник веры, повелитель Ирландии, всем, кому оная грамота будет

Золотник (мера веса)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗО) автора БСЭ

Глава пятая. Талант! Талант!

Из книги Универсальная хрестоматия. 4 класс автора Коллектив авторов

Глава пятая. Талант! Талант! Прошёл месяц.Каштанка уже привыкла к тому, что её каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Тёткой. Привыкла она и к незнакомцу, и к своим новым сожителям. Жизнь потекла как по маслу.Все дни начинались одинаково. Обыкновенно раньше всех

Появляется Сондхейм: талант притягивает талант

Из книги Виртуозные команды. Команды, которые изменили мир автора Бойнтон Энди

Появляется Сондхейм: талант притягивает талант Как мы отметили, команда нуждалась в либреттисте, и вскоре она пополнилась молодым протеже великого композитора Оскара Хаммерштейна (Oscar Hammerstein) Стивеном Сондхеймом (Stephen Sondheim). Хаммерштейн научил его стремиться

Талант притягивает талант

Из книги Стив Джобс. Уроки лидерства автора Саймон Вильям Л

Талант притягивает талант Одна из самых поразительных сторон в поиске талантливых людей заключается в том, что они сами становятся вашими лучшими агентами по подбору персонала. Это именно те люди с тем же чувством стиля, разделяющими те же ценности. У хорошего «пирата»,

Из книги «О текущем моменте» № 3(75), 2008 г. автора СССР Внутренний Предиктор

Мера понимания и институты власти в обществе 1. Мера понимания: что это такое? выработка и варианты; критерии оценки Фраза «каждый в меру своего понимания работает не себя, а в меру непонимания - на тех, кто понимает больше» - вошла в общеупотребительный набор «штампованных

Талант – он во всём талант!

Из книги Литературная Газета 6376 (№ 24 2012) автора Литературная Газета

Талант – он во всём талант! Талант – он во всём талант! ИМЯ С АФИШИ С Натальей Савченко - актрисой Тульского драматического театра - я впервые познакомился в далёком 1995?году, когда увидел её на сцене в спектакле "Волки и овцы". Я вообще люблю классику, а тут увидел в роли

Мера за меру Мера за меру Валентин Курбатов 13.02.2013

Из книги Газета Завтра 950 (7 2013) автора Завтра Газета

Из книги Слова подвижнические автора Сирин Исаак

Слово 84. О том, как велика бывает мера ведения и мера веры Есть ведение, предшествующее вере, и есть ведение, порождаемое верою. Ведение, предшествующее вере, есть ведение естественное, а порождаемое верою есть ведение духовное. Есть ведение естественное, различающее добро

Слово 84. О том, как велика бывает мера ведения и мера веры

Из книги Сочинения автора Сирин Исаак

Слово 84. О том, как велика бывает мера ведения и мера веры Есть ведение, предшествующее вере, и есть ведение, порождаемое верою. Ведение, предшествующее вере, есть ведение естественное, а порождаемое верою есть ведение духовное. Есть ведение естественное, различающее добро

Библия - богодухновенное Писание, непогрешимое и безошибочное Слово Божье, которое написал Бог через людей для того, чтоб открыть Самого Себя, Свою волю и Свою любовь. Библейские денежные единицы - ближневосточные, древнегреческие, древнеримские и другие античные монеты, счётные денежные единицы и ставшие деньгами единицы измерения массы, упоминаемые в тексте Синодального перевода Библии. Среди них талант, мина, сикль, гера (последние две дали название современной национальной валюте Израиля и его разменной денежной единице - соответственно, шекелю и агоре), а также денарий, драхма, лепта - названия, которые с небольшими изменениями с написании до сих пор носят или до недавнего времени носили национальные валюты и разменные денежные единицы Греции, Македонии, Армении, Марокко, Иордании, Таджикистана и десятка других стран.

В различных переводах текстов Ветхого и Нового заветов на русский язык встречаются разные варианты названий денежных и весовых единиц Древнего Израиля и Иудеи - статья основана на Синодальном переводе как наиболее авторитетном (по меньшей мере для Русской Православной Церкви и русскоязычных баптистов) и «наиболее употребительном русском переводе Библии».

Денежные единицы Нового Завета
В новозаветное время в Палестине в основном имели хождение монеты греческие и римские. В книгах Нового Завета упоминается десять видов монет: одна монета иудейской чеканки, пять - греческой и четыре - римской.

Иудейские монеты - сребренник, остаток маккавейской чеканки. Он равнялся сиклю и считался национальной монетой, употреблявшейся предпочтительно пред всеми другими при храме. За тридцать таких сребренников Иуда предал Христа (Мф 26:15; 27:3-6,9). По тогдашним ценам это была достаточная сумма, чтобы купить небольшой участок земли даже в окрестностях Иерусалима.

Греческие монеты. Основная денежная единица драхма (Лк 15:8,9) - серебряная монета, равная римскому динарию. Драхма составляла 6000-ю часть аттического таланта, 100-ю часть мины и разделялась на 6 оволов (оболов). В зависимости от места чеканки драхма имела разный вес: аттическая драхма - 4,37 г серебра (т. е. в два раза меньше нашего серебряного полтинника чеканки 1922 и 1924 года), эгинская - 6,3 г. В разное время вес монеты и ее цена тоже колебались, поэтому вообще сравнивать покупную способность древних денег с современными можно только приблизительно. Серебряная монета достоинством в две драхмы называлась дидрахма (Мф 17:24); внешне дидрахма могла походить на серебряный полтинник. Дидрахма приравнивалась к полусиклю, так что принималась вместо последнего в уплату храмовой подати. Четыре драхмы составляли статир (Мф 17:27) - серебряную монету, называвшуюся также тетрадрахмой (он мог быть вроде серебряного рубля чеканки 1924 года). Статир приравнивался к полному священному сиклю или сребреннику. Такой статир был найден ап. Петром в пойманной им рыбе и отдан в уплату храмовой подати за Иисуса Христа и за себя. Сто драхм или 25 статиров составляли мину (Лк 19:13). Высшей денежной единицей был талант, золотой или серебряный (Мф 18:24; 25:15; Откр 16:21). Золотой талант был равен десяти серебряным. Аттический талант равнялся 60 минам или 6000 драхм, а коринфский талант- 100 минам. Последний более подходит к ценности собственно еврейского (ветхозаветного) серебряного таланта, но к I веку по Р. Х. вес и стоимость таланта понизились.

Римские монеты. Динарий (denarius)- серебряная монета, часто упоминаемая в евангелиях (Мф 18:28; 20:2; Мк 6:37; 12:15; Лк 7:41; 22:24,; Ин 6:7; 12:5, также Откр 6:6). По весу и ценности динарий приравнивался к греческой драхме или 1/4 сикля, но во время земной жизни Спасителя он имел меньшую ценность. На лицевой стороне монеты изображался царствующий император (Мф 22:19-21). Динарий составлял ежедневную плату римскому воину, как драхма - ежедневную плату афинским воинам. Он же составлял обычную поденную плату рабочим (Мф 20:2). Динарию же равнялась поголовная подать, которую иудеи обязаны были платить римлянам (Мф 22:19). Динарий разделялся на десять, а позднее - на шестнадцать ассариев или асов (Мф 10:29; Лк 12:6). Это была медная монета. Четвертую часть ассария составлял кодрант (quadrans) (Мф 5:26; Мк 12:42). На этих моне­тах тоже изображался император. Половину кодранта составляла минута (minutum) или лепта - в русском переводе «полушка» (Лк 12:59; Мк 12:42) - самая мелкая медная монета. Две такие монеты и положила в сокровищницу храма бедная вдовица (Мк 12:41-44).

Миниатюры денежных единиц Нового Завета


Сребренник (Мф.26:6-16; Мф.27:3-10; Зах.11:12-13)


Статир (Мф.17:24-27)

Динарий (Мф.18:23-31; Мф.20:1-16; Мф.22:15-22; Лук.7:36-50)

Драхма (Лк.15:1-10)

Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντον означало «весы»; затем «груз»). Как определённая весовая единица, талант упоминается уже у Гомера , причём везде взвешиваемым предметом является золото . По выводам метрологов , масса таланта равнялась массе семитического шекеля (сигля, сикля), а именно тяжёлого золотого вавилонского шекеля, равного 16,8 г. Гомеровские таланты производились в форме продолговатых круглых брусков, похожих на древнейшие золотые статеры . Кроме того, в гомеровское время были в обращении полуталанты массой в 8,4 г.

Помимо гомеровского маловесного таланта, в ту же эпоху был известен талант, соответствовавший 3 золотым статерам или 6 аттическим золотым драхмам и весивший 26,2 г. Впервые о нём упоминается в связи с победой сицилийских греков над карфагенянами при Гимере (480 до н. э.); затем у писателей до II века до н. э. он служит для обозначения весовой меры золотых предметов, которые давались в награду (венки) или посвящались в храмы. В зависимости от переменных обозначений драхмы или мины, по отношению к которым талант представлял кратную величину (талант делился на 60 мин, мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм), количественное определение таланта было весьма различно, тем более, что он употреблялся и как весовая, и как денежная единица.

Прототипом греческих талантов был вавилонский талант, имевший форму бронзового льва на подставке. Тяжёлый талант весил 60,4 кг, лёгкий царский талант - вдвое меньше. Шестидесятая часть мины весила столько же, сколько гомеровский талант (16,8 г), и была основной наименьшей единицей, служившей для весового определения как благородных металлов, так и всех весомых предметов. Эта весовая единица служила также денежным знаком, причём 100 таких лёгких единиц (по 8,4 г) или 50 тяжёлых составляли тяжёлую мину золота. В свою очередь, лёгкая мина делилась на 50 единиц или 100 половин. 3000 этих единиц, тяжёлых или лёгких, составляли тяжёлый или лёгкий талант золота. Таким образом, в вавилонской системе мер денежные знаки отделились от весовых, причём только 1/60 весовой мины или 1/50 часть мины золота были общими для обеих систем.

Ценность серебряных денежных знаков определялась отношением, которое было признано в древности за норму и по которому одна золотая монета приравнивалась к 10-ти равновесным серебряным. Впрочем, вследствие более высокой цены на золото вместо отношения 1:10 обычно встречалось отношение 1:13 1 / 3 . По весу царский талант содержал 60 царских мин, или 72 мины золота, или 54 мины серебра. Отношение таланта золота к царскому таланту (по весу) было равно 5:6, таланта серебра к таланту золота 4:3, таланта серебра к царскому таланту - 10:9. Если выразить эти определения в современных мерах, то окажется, что тяжёлый талант золота весил 50,4 кг, тяжёлый талант серебра - 67,2 кг, лёгкие таланты весили вдвое меньше. У других восточных (семитических) народов обозначения таланта были приблизительно те же: так,

Вопросы

1. Какую величину древние Египтяне измеряли в парасангах?

ОТВЕТ: Древние египтяне в парасангах измеряли расстояние, длину пути.

Фарсах (парасанг, парасанга, фарсанг, фарсаг, санг, таш, йигач, персидская миля)

(греч. παρασγγης) - персидская мера длины; обычно расстояние, которое

проходит караван до очередного отдыха, привала или, иначе, расстояние,

которое можно пройти пешком за час.

Различают:

Фарсах персидский = 5549 м.

Фарсах древнеегипетский (парасанг) = 1/9 шема = 6980 м.

Фарсах среднеазиатский (санг). В XIX веке обычно 8 вёрст = 8534,25 м.

(Источник: Википедия)

ПАРАСАНГ (греч., от перс. farsang) путевая мера в Персии,

персидская миля = 5 верст = 6,98 км.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка ". , 1910)

ПАРАСАНГ (греч. parasanges, от перс. farsang.) Персидская миля, равная 4,66 версты.

(Источник: "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". , 1865)

2. Какая физическая величина может измеряться в фарлонгах?

ОТВЕТ: В фарлонгах, или фурлонгах, измеряется расстояние.

Фурло́нг (др.-англ. furh - борозда, колея + др.-англ. lang - длинный) - британская и американская единица измерения расстояния. Термин произошел от словосочетания «длинная борозда»; фарлонг был стандартной длиной борозды на квадратном поле в 10 акров в средние века.

1 фурлонг = 1/8 мили = 10 чейнов = 220 ярдов = 40 родов = 660 футов = 1000 линков. 5 фурлонгов приблизительно равны 1 километру (1.0058км)


В настоящее время фурлонг, как единица измерения расстояния, используется на скачках в Великобритании, Ирландии и США.

3. Единицей какой величины является бушель? Одинаков ли бушель в Великобритании и США?

ОТВЕТ: Бу́шель (англ. bushel) - единица объема , используемая в английской системе мер. Применяется для измерения объёма сыпучих товаров, в основном сельскохозяйственных, но не для жидкостей. Сокращённо обозначается bsh. или bu.

Бушель в Великобритании и США не одинаков.

В британской имперской системе мер для сыпучих тел: 1 бушель = 4 пекам = 8 галлонам = 32 сухим квартам = 64 сухим пинтам = 1,032 американским бушелям = 2219,36 кубическим дюймам = 36,36872 л (дм³).

В американской системе мер для сыпучих тел: 1 бушель = 0,9689 английских бушеля = 35,2393 л; по другим данным: 1 бушель = 35, л = 9, американских галлонов.

4. Какую величину в древней Греции измеряли в талантах? Чему равен 1 талант в современных единицах? Равны ли были таланты в Греции и Риме?

ОТВЕТ:

Тала́нт (греч. τάλαντον, лат. talentum) - единица массы, использовавшаяся в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. В Древнем Вавилоне за единицу массы принимали талант - массу воды, наполняющей такой сосуд, из которого вода равномерно вытекает через отверстие определенного размера в течение одного часа.

В Римской империи талант соответствовал массе воды, по объёму равной одной стандартной амфоре (то есть 1 кубическому римскому футу, или 26,027 литра).

Талант был наивысшей весовой единицей в таблице греческих мер (собственно слово τάλαντου означало «весы»; затем «груз»).

Талант (греч. talanton, talentum - букв. вес, весы) - самая крупная весовая (массы) и денежно-счетная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии и ряда областей Малой Азии.

Талант в Месопотамии

Талант как мера веса и термин появился при развитии обмена в Месопотамии, видимо, еще в IV тыс. до н. э. или даже раньше. Этимология cлова неизвестна, но, вероятно, "талант" означал просто "вес". Появление в Шумере в конце IV тыс. до н. э. письменности, востребованной нуждами хозяйственной жизни, привело к развитию прикладных научных знаний, прежде всего астрономии и математики, основанной на 60-тиричной системе исчисления. Одновременно с ней была выработана метрическая система мер и веса. 1 Талант делился на 60 мин, и 1 мина на 60 сиклей.

Талант в Древней Греции

По-видимому, талант как термин и расчетно-весовая категория был заимствован греками в Сирии - Финикии у семитских народов при возобновления контактов со странами Ближнего Востока в X - IX вв. до н. э.. В текстах микенской эпохи (XV - XIII вв. до н. э.) термин талант не засвидетельствован: из табличек Кносса и Микен известно слово ta-to-mo, обозначающее "вес" (обычно идентифицируемое с греческим словом σταθμός, "статхмо́с"). Впервые талант в качестве фиксированного веса встречается у Гомера, всегда обозначая вес золотом, хотя его масса и соответственно стоимость была в эту эпоху не особенно велика.


Название веса и монет были одни и те же - видимо, потому, что первоначально чеканившаяся монета содержала столько металла (серебра или меди), сколько показывало ее весовое название. Все монеты со времен Солона (594 до н. э.) были серебряные, поскольку золото и медь употреблялись до эпохи Александра Македонского очень мало. Талант и мина были единицами не монетными, а расчетными: талант был названием суммы в 100 мин или 6000 драхм, а мина - названием суммы в 60 драхм. Денежные единицы постепенно падали в цене, в частности, из-за "порчи монеты". Предполагают, что при Александре и после его смерти ценность таланта значительно упала.

Аттический (Эвбейский) стандарт VI в. до н. э - III в. н. э.:

1 талант (вес) = 60 мин = 6000 драхм (вес) = 24,47 кг

Талант в Древнем Риме

Римляне соотнесли аттический талант с массой в 100 фунтов (100 librae). Поскольку 1 римский фунт составлял 3/4 греческой мины, то римский талант равнялся 1,25 аттического таланта.

5. Для каких измерений предназначен «ливер»? Как он устроен и проградуирован?

ОТВЕТ:

ЛИВЕР - (Siphon) прибор для переливания небольших количеств жидкости, действующий по принципу сифона. Сосуд в виде открытой с обеих сторон трубки с расширением посредине для переливания небольшого количества жидкости, для отбора проб чего-л. и т. п.

Применялся на флоте для переливания водки из бочек или анкерков в ендову. Самойлов словарь. М. Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941.

Чтобы взять пробу жидкости, надо опустить ливер в сосуд с этой жидкостью. Жидкость поднимется по трубке ливера, так как он представляет собой сообщающийся сосуд с большим сосудом. Затем плотно закрываем верхнее отверстие ливера пальцем, чтобы на жидкость в ливере не действовало атмосферное давление сверху, и жидкость не вытекала из ливера. Чтобы жидкость полилась из ливера, надо убрать палец с верхнего отверстия, и жидкость под действием силы тяжести вытечет из прибора в нужную ёмкость.

На ливере нет шкалы, он не проградуирован. Хотя его можно проградуировать в единицах объёма, например, в миллилитрах, чтобы знать какой объём жидкости в ливере.