Программа коррекция устной и письменной речи. Программа по коррекции и развитию устной и письменной речи в специальной коррекционной школе VIII вида

(Доклад на областном семинаре учителей начальных классов)

, учитель-логопед, г.Затобольск, Казахстан.

  • Навык письма имеет большую социальную значимость. В нашей культуре обучение невозможно при несформированном письме. Все мы знаем, что с начальных классов школы и вплоть до вступительных экзаменов в вуз способность грамотно писать имеет очень большое значение. При этом речь идет не о сформированности или несформированности функции, а о достаточно высоком уровне владения навыком письма.

    Проблема и коррекция специфических нарушений письменной речи, т.е. дисграфии всегда была актуальной.

    Основной задачей работы логопеда на школьном логопункте является своевременное выявление и предупреждение нарушений письма и чтения.

    Что такое дисграфия?

    Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

    Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников:

    Неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;

    Особый характер ошибок на письме:

    Ошибки не на правило;

    Стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;

    Регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;

    Искажение графических образов букв;

    Пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;

    Смешивание парных согласных в устной и письменной речи;

    Грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.

    Практика работы на школьном логопункте показала, что дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Причинами дисграфии могут быть, как несформированные процессы во время обучения, так и нерезко выраженное недоразвитие речи. При выявлении нарушений речи и организации коррекционного обучения детей, поступающих в школу, часто признаки общего недоразвития речи остаются незамеченными. Обычно дисграфия, обусловленная нерезко выраженным недоразвитием речи распознается лишь в процессе обучения письму. Что является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усвоении грамматики родного языка.

    Письмо детей-дисграфиков можно определить по наличию двух групп специфических ошибок:

    1) ошибки , обусловленные несформированностью слухового внимания и фонематических процессов:

    а) пропуск букв и слогов - “прошла” (прощала), “жадые” (жадные), “ишка” (игрушка);

    б) перестановка букв и слогов - “онко” (окно), “звял” (взял), “пеперисал” (переписал), “натуспила” (наступила);

    в) недописывание букв и слогов - “дела” (делала), “лопат” (лопата), “набухл” (набухли);

    г) наращивание слов лишними буквами и слогами - “тарава” (трава), “катораые” (которые), “бабабушка” (бабушка), “клюкиква” (клюква);

    д) искажение слова - “наотух” (на охоту), “хабаб” (храбрый), “щуки” (щеки), “спеки” (с пенька);

    е) слитное написание слов и их произвольное деление - “насто” (на сто), “виситнастне” (висит на стене), “у стала” (устала);

    ж) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - “Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером”;

    з) замена одной буквы на другую - “трюх” (трех); “у глеста” (у клеста), “тельпан” (тюльпан), “шапаги” (сапоги);

    и) нарушение смягчения согласных - “васелки” (васильки), “смали” (смяли), “кон” (конь).

    2) ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

    а) аграмматизм - “Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки” (пять желтеньких цыплят);

    б) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - “вкармане”, “при летели”, “в зела” (взяла), “подороге”.

    Таким образом, дисграфия по роду образования ошибок делится на следующие виды:

    • Акустическая
    • Артикуляторно-акустическая
    • Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
    • Оптическая
    • Аграмматическая

    Логопеду в практике общеобразовательной школы приходится сталкиваться чаще со смешанными видами. Но преобладают следующие проявления речевых проблем у обучающихся.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия,

    которая характеризуется заменой букв, соответствующих, фонетически близким звукам

    т.е. сходство по акустико-артикуляционным признакам:

    • звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.),
    • свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
    • аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
    • Неправильное обозначение мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

    Для преодоления этого вида дисграфии существует единственно надежный путь - воспитание четкой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков. Пока это не достигнуто, ребенок будет продолжать писать наугад. Поэтому необходимо любыми способами довести до его сознания разницу в звучании звуков путем возможно более яркого ее подчеркивания. Для этой цели на первом этапе удобнее всего отождествить эти звуки со звуками окружающей природы или знакомых предметов.

    В дальнейшем ребенку предлагаются самые разнообразные упражнения, направленные на различение названных звуков.

    Например:

    Называние ребенком слов со звуками Ш и С;

    Показ буквы Ш или С в ответ на произносимое взрослым слово с соответствующим звуком;

    Называние ребенком пропущенной в слове буквы Ш или С (кры(ш)а, кры(с)а,) с обязательно подобные упражнения проводятся и в письменной форме. Мишка – миска, крыша – крыса

    Раскладывание под буквами Ш и С картинок, в названиях которых содержатся соответствующие звуки.

    Работая над преодолением артикуляторно-акустической дисграфии, особое внимание надо обратить на воспитание слуховой дифференциации твердых-мягких и звонких-глухих согласных. Отсутствие такой дифференциации не только приводит к буквенным заменам на письме, но и препятствует усвоению целого ряда грамматических правил.

    В частности, ребенок, не дифференцирующий на слух мягкие и твердые согласные, не сможет овладеть правилами обозначения мягкости согласных на письме - для него всегда будет сомнительно, надо ли писать мягкий знак в словах типа ДЕНЬ и ДЕНЬКИ

    и какая буква (А или Я) должна быть написана, например, после Л в слове ЛАМПА.

    Для решения данной проблемы можно проводить следующие упражнения:

    Прочитай слова, запиши их в единственном числе.

    Образец: кони – конь

    Караси –

    Прочитай слова, запиши их ласкательно-уменьшительное значение.

    Образец: день – деньки

    Разложи картинки по наличию гласных, написанных на домиках

    То же самое и со звонкими и глухими согласными. Если ребенок не различает их на слух, то он не сможет овладеть правилом правописания “сомнительных согласных” в конце и в середине слов (в словах типа ГРИБ и ГРИБКИ), а также правилом правописания многих приставок (в словах типа РАЗ БЕЖАЛСЯ и РАС ПИСАЛСЯ).

    Даже изменив слово ГРИБ таким образом, чтобы сомнительная согласная была ясно слышна (ГРИБЫ), ребенок все равно не избавится от сомнений при его написании, поскольку он не сможет уловить никакой разницы в звучаниях ГРИБЫ и ГРИПЫ.

    Вся проводимая с ребенком работа по слуховой дифференциации звуков обязательно должна сопровождаться письменными упражнениями.

    Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза связана с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов для обозначения каждого конкретного звука не может быть выбрана соответствующая буква и тем более определен их порядок. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной:

      • пропуски букв и слогов;
      • перестановка букв и (или) слогов;
      • не дописывание слов;
      • написание лишних букв в слове
      • повторение букв и (или) слогов;
      • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

    Прежде всего, нужно научить ребенка делить каждое предложение на отдельные слова и правильно определять их количество. При этом особое внимание должно быть обращено на предлоги и союзы, которые также являются самостоятельными словами и поэтому пишутся отдельно от значимых слов. Для наглядности можно использовать графические схемы предложений, отражающие количество составляющих их слов.

    • придумать предложение по заданной графической схеме;
    • составить графическую схему данного предложения

    (например: Дети играют.);

    • определить место каждого слова в предложении (какое по счету?)

    Особо хочется остановиться на важности деления слов не только на звуки, но и на слоги. Хотя в целом наше письмо буквенно-звуковое, но единицей чтения и письма в русском языке является слог . Так, нельзя прочитать согласную букву П, Т, К или любую другую изолированно, без учета следующей за нею гласной, поскольку неизвестно, мягко или твердо она должна произноситься при чтении (ПА или ПЯ?). Соответственно и в процессе письма в этих случаях мы также должны иметь в виду сразу целый слог, так как мягкость или твердость согласного здесь должна быть обозначена при помощи последующей гласной буквы.

    С этой целью хорошо проводить упражнения на деление слов на слоги с подробным анализом, например:

    • произнеси слова по слогам, одновременно хлопая в ладоши,
    • назови первый слог, затем второй, третий;

    покажи слоги на схеме.

    • назови овощи;
    • раздели слова на слоги;
    • покажи стрелочкой, в какую корзину нужно положить овощи;
    • объясни, почему?

    Когда ребенок освоил деление слов на слоги , нужно научить ребенка делению слов на слоги и звуки .

    Предлагаются следующие задания по звуковому анализу

    • определить количество звуков в слове

    (сколько звуков в словах

    ШАР, ЖУК, КИТ, ПАУК, МУХА и т. п.);

    • дорисовать недостающие клетки;
    • разделить на слоги
    • определить последовательность звуков в слове (какой звук первый

    первый, второй, третий, четвертый в слове ПАУК?);

    • определить место звука в слове.

    Для деления слов на слоги ребенок должен, прежде всего, уметь разграничивать гласные и согласные звуки и выделять гласные звуки в слове. Для этой цели можно предлагать задания:

    • называние в слове одних только гласных звуков (У и А в слове УТКА),
    • придумывание слов с определенным гласным звуком и т. п.

    И только после того, как ребенок научится без затруднений находить гласные звуки, ему можно будет сообщить хорошо известное правило: “сколько в слове гласных, столько и слогов”.

    Для звукобуквенного анализа слов в поле зрения учащихся всегда находится лента звуков и букв

    как в кабинете каждого начального класса,

    так и в кабинете логопедии.

    Своевременное выявление и устранение недостатков устной речи у обучающихся, а также специальное обучение их при подготовке к школе и с первых дней пребывания в школе, будут способствовать предупреждению неуспеваемости по письму у этой категории детей. Поэтому логопед на логопедическом пункте особую роль отводит коррекционной работе в КПП и 1-х классах.

    В нашей школе учащиеся КПП, 1-х и 2-х классов составляют 80 процентов от общего количества детей, зачисленных на логопедические занятия. Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов. Результат итогового обследования за 2010-2011 учебный год показал, что у 56,2% учащихся, посещавших логопедический пункт, повысился уровень овладения компонентами языка.

    Взаимодействие учителей начальных классов и логопеда помогает обучающимся преодолеть проблемы в овладении навыком письма и сделать учебный труд для детей радостным творчеством!

    Список использованной литературы:

    1. Ефименкова Л.Н.
    2. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов” – М., 2001 г.
  • Корнев А.Н.
  • “Нарушение чтения и письма у детей”. – С-Петербург, И.Д “МиМ”, 1997 г.
  • Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.
  • “Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.” – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
  • Правдина О.В.
  • “Логопедия” – М. Просвещение, 1973 г.
  • “Речевое развитие младших школьников” Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г.
  • Садовникова И.Н.
  • “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников” – М., Владос, 1995 г.
  • Е.В. Мазанова
  • Школьный логопункт “Документация, планирование и организация коррекционной работы”.

    В логопедической тетради дан практический материал для проведения коррекционных занятий с учащимися начальной школы, направленных на преодоление специфических трудностей в овладении письмом и связной речью.
    Задания и упражнения направлены на совершенствование фонематического слуха, развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов, на формирование лексико-грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, формирование умения ставить ударения в словах. Материал пособия распределен по темам, которые охватывают все сферы коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.
    Тетрадь адресована детям начальных классов, логопедам, занимающихся с ними, и может быть полезна учителям-дефектологам интегрированных классов, а также учителям начальных классов при проведении внеклассных занятий по русскому языку.

    Примеры.
    Замените в словах одну согласную букву так, чтобы получилось новое слово.
    Корж, ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, свет, полено, рамочка, точка, лень, дуб, рожь, игра, вера, колос, сова, пила, лук, плод, луна, боль, роль, пеликан, день, бочка.

    Прочитайте названия сказок. Исправьте в названиях сказок одну букву так, чтобы получились известные вам сказки.
    «Шар-птица», «Лиса и котёл», «Полк и семеро козлят», «Золотая рубка», «Коробок», «Корочка Ряба», «Миша и Медведи», «Сивка-Бирка», «Кепка», «Кит и лиса».

    Содержание
    Введение
    Зачеркиваем буквы
    Добавим букву
    Изменим букву
    Найдем слово в слове
    Играем со слогами
    Найдем похожие слова
    Вставим цифры
    Из двух слов - одно
    Логопедическая арифметика
    Слова - анаграммы
    Два новых слова из одного
    Одно слово из двух
    Логопедические примеры
    Рисуем слова
    Начало и конец
    Будь внимательным
    Читаем без гласных
    Развитие речи
    Перевертыши
    Поставим ударение
    Не путаем буквы б и д
    Ответы
    Литература.


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников, Оглоблина И.Ю., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    • Забавы для малышей, Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет, Картушина М.Ю., 2009
    • Программа развития и обучения дошкольника, Трудные звуки, Грамматика в картинках, Звук С, Для детей 4-6 лет, Скворцова И.В., 2003
    • Логопедическая грамматика для малышей, Пособие дли занятий с детьми 6-8 лет, Новиковская О.А.
    • Логопедическая грамматика для малышей, Пособие дли занятий с детьми 2-4 лет, Новиковская О.А., 2004

    Следующие учебники и книги:

    • Страна чудесных слов, Методическое пособие, Антропова Т.А., Мареева Г.А., 2017
    • Современные тенденции развития информационной культуры личности студента, Шулика Н.А., Табачук Н.П., Казинец В.А., 2017

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Общая характеристика программы

    Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, лексики, словарный запас, связной речи), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе - интернате (СКШИ) VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

    Контингент учащихся СКШИ VIII вида за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у поступающих в учреждение детей носят характер системного недоразвития речи (СНР) средней и тяжёлой степени. Для СНР характерны нарушения всех компонентов языка: звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, словарного запаса и лексики, связной речи, нет словотворчества, трудно формируются навыки словообразования.

    Для обучающихся в СКШИ VIII вида характерны нарушения звукопроизношения по типу полиморфной, часто органической дислалии, обусловленной нарушениями в строении артикуляционного аппарата, псевдобульбарной дизартрией в стёртой форме, закрытой или открытой ринолалией. Практика показывает, что у детей с дефектами звукопроизношения чаще наблюдаются - выраженная дислексия, смешанная дисграфия с ведущей:

    Артикуляторно-акустической (как говорят, так и пишут, не дифференцируя звуки С-Ц, С-Ш, Ш-Щ, звонкие и глухие согласные, пропуская буквы, заменяя гласные [О] на [У, Е] на [И] под ударением, допуская ошибки в обозначении мягкости согласных Ь и йотированными гласными);

    Дисграфией на основе нарушений различных форм языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова (слитное написание предлогов и слов, раздельное написание одного слова, пропуски согласных при стеченияхсогласных, пропуски гласных, добавление и перестановка слогов, слов);

    Аграмматической (нарушения грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений)

    Оптической (нарушено письмо букв в словах, трудности в соединении букв, хотя изолированное написание букв бывает правильным);

    Нарушением словообразования от двух слов и подбор родственных слов;

    Недостаточной сформированностью связной речи, что проявляется при составлении предложений, в пересказах, при составлении рассказов по серии картинок и сюжетной картинке, большая трудность в составлении описательных рассказов.

    Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом индивидуальных особенностей учащихся, степени дефекта, программы по русскому языку и чтению. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается при использовании дидактического материала в соответствии с темой программы. Такая взаимосвязь необходима с предметами: ознакомление с окружающим миром, развитие речи на основе знаний и представлений об окружающей действительности (в начальных классах), в старших классах - с предметами география, биология, история и использование лексического материала обогащённого трудовой лексикой с уроков трудового обучения.

    2. Методологические и теоретические основы программы

    Программа логопедических занятий для учащихся 1 - 7 классов СКШИ VIII вида имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований выступают принципы, определяющие построение, организацию и реализацию работы по программе:

    • принципгуманизма - вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода в речевой коррекции и развитии;
    • принцип системности - представление о речи как о сложной функциональной системе и коррекции системного недоразвития речи;
    • принцип систематичности - как последовательности и целенаправленности обучения и воспитания с целью коррекции компонентов речи;
    • принцип субъективности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта, речевые нарушения которого находятся во взаимосвязи с его психическим развитием;
    • принципреалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

    Принцип развития - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
    - принципкомплексного подхода - выбор содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка, целей работы.

    Важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились работы, зарекомендовавшие себя в науке, о различных формах речевых нарушений и эффективных методиках их преодоления - Р.Е. Левиной, Н.А.Власовой, М.Е. Хватцева, О.В.Правдиной, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюкова, и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева. Учитывая специфику образовательного процесса в СКШИ VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии Г.Е. Сухаревой, С. М. Рубинштейн, М.С Певзнер.

    3. Цели и задачи программы

    Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

    Основные задачи программы:

    1. Создавать условия для успешной коррекции устной и письменной речи.
    2. Корректировать и развивать артикуляционную моторику, произносительные и коммуникативные навыки, через формирование языковых компонентов устной и письменной речи.
    3. Создавать условия для коррекции и развития когнитивных способностей учащихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха).

    4. Организация работы по программе

    Коррекция нарушений речи учащихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий. Учитель - логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов.

    Наполняемость групп для логопедических занятий 2 - 5 обучающихся.

    Основной формой организации коррекционного процесса являются занятия.

    Длительность индивидуального занятия - 15 - 20 минут, подгруппового и фронтального - 25 - 30 минут.

    Коррекционные индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия проводятся 5 - 6 уроком и во вторую половину дня.

    Индивидуальные и подгрупповые занятия по звукопроизношению проводятся:
    в 1 - 4 классах 2 раза в неделю.
    Подгрупповые и фронтальные занятия по коррекции письменной речи проводятся:
    в 3 - 7 классах 2 раза в неделю.

    ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ 1 класс (60 часов)

    Диагностика устной речи - 4 часа

    Формирование произносительных умений и навыков (уточнение и закрепление навыков произношения не нарушенных звуков) - 6 часа
    Постановка звука - 6 часов
    Автоматизация звука (формирование первичных произносительных умений) - 24 часов
    Формирование коммуникативных умений и навыков - 12 часов
    Обследование - 4 часа

    Во 2, 3, 4 классах по 68 часов

    Обследование - 4 часа
    Подготовительный этап к постановке звука - 4 часа
    Постановка звука - 6 часов
    Автоматизация звука. (Формирование первичных произносительных умений) - 26 часов
    Формирование коммуникативных умений и навыков - 24 часов
    Обследование - 4 часа

    Основные требования к знаниям и умениям обучающихся по коррекции устной речи:

    Обучающиеся должны уметь:

    Чётко произносить звуки русского языка;
    - различать близкие по звучанию и артикуляционному укладу звуки русского языка;
    - грамматически правильно составлять простые высказывания;
    - составлять небольшие рассказы по картине, серии сюжетных картин из простых распространённых предложений.

    Обучающиеся должны знать:

    Артикуляционные профили корректируемых звуков;
    - владеть терминами (гласный звук, согласный звук, речь, буква, артикуляция, слог, слово, твёрдый звук, мягкий звук, звонкий звук, глухой звук)

    

    СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ 3 класс (68 часов)

    Обследование - 6 часов
    Предложение. Слово - 1 час
    Звуки речи - 5 часов
    Слоговая структура слова - 6 часов
    Ударение - 2 часа

    Дифференциация звонких и глухих парных согласных - 7 часов
    Дифференциация согласных - 15 часов
    Буква Ь - 4 часа
    Анализ и синтез слов различной слоговой структуры - 11 часов
    Обследование - 4 часа

    4 класс (68 часов)

    Обследование - 4 часа
    Звуки и буквы родного языка - 8 часов
    Слоговая структура слова - 7 часов
    Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными - 7 часов
    Дифференциация звонких и глухих парных согласных - 5 часов
    Слова, обозначающие предмет - 7 часов
    Слова, обозначающие действия предмета - 7 часов
    Слова, обозначающие признак предмета - 8 часов
    Предлоги - 5 часа
    Предложение - 6 часов
    Текст - 4 часа
    Обследование - 4 часа

    Ожидаемый результат

    К концу 4 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    • узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
    • понимать условно-графической схемы звукового состава слова;
    • проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
    • дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
    • уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
    • узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
    • правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
    • правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
    • уметь распространять предложения.

    СМЕШАННАЯ ДИСГРАФИЯ 5 класс (68 часов)

    Обследование - 4 часа
    Предложение - 5 часов
    Предлоги - 9 часов
    Звуковой анализ - 3 часов
    Твёрдые и мягкие согласные - 3 часа
    Состав слова - 8 часов
    Словосочетание - 14 часов
    Предложение - 13 часов
    Текст - 5 часов
    Обследование - 4 часа

    6 класс (68 часов)

    Обследование - 4 часа
    Звуки и буквы - 9 часов
    Состав слова - 4 часа
    Дифференциация звонких и глухих парных согласных - 6 часов
    Дифференциация согласных звуков - 8 часов
    Словообразование (образование прилагательных) - 8 часов
    Словоизменение - 13 часов
    Предложение. Связная речь - 7 часов
    Текст - 5 часов
    Обследование - 4 часа

    7 класс (68 часов)

    Обследование - 4 часа
    1 раздел: Слово. Словосочетание. Предложение. - 49 часов
    Словообразование - 14 часов
    Словоизменение - 7 часов
    Согласование слов - 28 часов
    2 раздел: Предложение - 6 часов
    3 раздел: Текст - 5 часов
    Обследование - 4 часа

    Ожидаемый результат

    К концу 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    • активно пользоваться различными способами словообразования;
    • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении);
    • ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;
    • определять основную мысль, тему рассказа;
    • определять последовательность и связность предложений в тексте;
    • устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
    • составлять план связного высказывания.

    1 Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми 1,2,3,4 классов

    2 В зависимости от индивидуальных нарушений в произношении звуков речи

    3 В зависимости от индивидуальных нарушений в произношении звуков речи


    Ресурсное обеспечение рабочей программы

    1. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс», 2006г.
    2. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». - М:, «Мозайка», 2004г.
    3. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». - М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
    4. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». - М:, «Владос» - 2003 г.
    5. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». - М:, «Просвещение» , 1981 г.
    6. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». - М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР», 1960 г.
    7. Городилова, В.И. и Родина. Е.И. «Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста». - М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961 г.
    8. Ефименко, Л,Н, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». - М:, «Просвещение»,1970 г.
    9. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.
    10. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». - М:, «Владос», 1995 г.
    11. Костенко, Ф. Д. «Сборник диктантов». - М:, «Просвещение», 1972 г.
    12. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». - М:, «Аквариум», 1996 г.
    13. Седых, Н.А. «Воспитание правильной речи у детей». - М:, 2005 г.
    14. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». - М:, « Владос», 2001 г.
    15. Юрова, Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». - М:, 2005 г.
    16. Жукова, Н.С. «Логопедия». - Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
    17. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». - М:, « 5 за знания» 2005 г.
    18. Филлипова, «Говори правильно». - М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
    19. Мазанова, Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». - М:, 2007 г.
    20. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». - М:, «Аркти», 2007 г.
    21. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». - М:, «Просвещение», 1991 г.
    22. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . - М:, «Просвещение», 2002 г.
    23. Новоторцева, Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи Ч - Щ». - Ярославль:, «Академия развития»,1999 г.
    24. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С - С». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
    25. Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.
    26. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». - М:, «Творческий центр»,2005 г.
    27. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». - М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
    28. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». - М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
    29. Громова, О.Е. «Исправление произношение: Ч - Щ». - М:, «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
    30. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
    31. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». - «Мозаика-синтез», 2007 г.
    32. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
    33. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
    34. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». - М:, «Владос», 2004 г.
    35. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . - М:, «Просвещение», 2002 г.
    36. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . - М:, «Просвещение», 2002 г.

    Литература, используемая учителем - логопедом в работе над программой

    1. Логопедия под редакцией Волковой - М.: «Просвещение», 1989 г.
    2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». - М.: «Просвещение» , 1989 г.
    3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». - М.: «Владос», 1998 г.
    4. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
    5. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». - М.: «Владос»,1999 г.

    Программу составила: учитель - логопед специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида, г. Тулун 2014:

    Название : Логопедическая литература по коррекции нарушений письменной речи: 1. Развитие и коррекция грамотности. 2. Нарушения чтения и письма у детей. 3. Коррекция письменной речи у школьников.4. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. 5. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. 6. Развитие и коррекция навыков чтения. 7. Дисграфия младших школьников. 8. Я различаю буквы о -а, сходные по написанию. 9. Нарушение письменной речи у младших школьников.10. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов.
    Автор : коллектив
    Издательство : см. полную новость
    Год : 1983- 2009
    Формат : doc,pdf, tif
    Размер : 11,17 mb

    Предлагаемая логопедическая литература освещает теоретические и практические проблемы нарушений чтения и письма у детей младшего школьного возраста. Данный сборник книг по логопедии адресован логопедам-практикам школьных логопунктов, может быть использован учителями начаных классов, студентами педагогических учебных заведений, родителями детей, имеющих специфические ошибки при овладении навыком письменной речи.

    1.
    Название:Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов:Методические рекомендации и упражнения.
    Издательство:Школьная Пресса,
    Год: 2003
    В книге содержатся методические рекомендации и упражнения по устранению нарушений письменной речи у детей при переходе из начальной в среднюю школу, составленные на основе многолетнего опыта работы авторов. Основное внимание уделено развитию и уточнению пространственно-временных представлений у учащихся с нарушением письменной речи.
    Адресована логопедам, учителям начальных и средних классов, дефектологам, школьным психологам, родителям.

    2. Автор: Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.
    Название: Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.Заглавная буква. Логопедическая тетрадь.
    Издательство: Школьная Пресса
    Год: 2005
    В пособии изложен опыт работы авторов по устранению нарушений письменной речи у детей. В него включен лексический и грамматический материал по указанным в заглавии темам, упражнения на развитие различных видов внимания и памяти, мышления, формирования навыков речевого анализа и синтеза, тонкой моторики и графических навыков.
    Тетрадь предназначена для совместной работы логопедов, дефектологов, психологов с учениками начальных и средних классов, а также - как дополнительный материал - для учителей русского языка и родителей, занимающихся с детьми самостоятельно.

    3. Автор: Корнев А.Н.
    Название: Нарушения чтения и письма у детей
    Издательство: ИД МиМ
    Год: 2003 г.
    Монография А. Н. Корнева - первая книга в нашей стране, посвященная медико-психологическим аспектам этой проблемы. Им впервые для понимания механизмов дислексии и дисграфий использован всесторонний подход, т. е. клиническое, клинико-динамическое, электроэнцефалографическое, нейропсихологическое и психологическое их исследование. Эта работа - продолжение и развитие научного направления, начатого еще в 30-х годах сотрудниками Ленинградского педиатрического института (С. С. Мнухин, Е. Д. Прокопова, Д. Н. Исаев), в число которых входит и сам автор.

    4 .Автор: Бекшиева З.И.
    Название: Коррекция письменной речи у школьников
    Издательство: Феникс
    Год: 2009
    Эта книга логопеда-практика написана в форме конспектов по коррекции специфических звукобуквенных ошибок у учащихся общеобразовательных школ. Книга предназначена для родителей, начинающих логопедов, учителей начальных классов. Логопедам рекомендуется использовать данные конспекты для коррекции фонематического недоразвития у детей с фонематическим, фонетико-фонематическим недоразвитием, а также как часть занятия для детей с общим недоразвитием речи.

    5. Автор: Ефименкова Л. Н.
    Название: Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.
    Издательство: Просвещение
    Год: 1991
    В книге раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся 1 класса. Система разработана на основе многолетнего практического опыта автора.
    Книга рассчитана на логопедов, работающих на школьных логопунктах, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Она может быть полезной учителям начальных классов массовых школ и родителям.

    6. Автор: Лалаева Р.И.
    Название: Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие.
    Издательство: СПб.: СОЮЗ
    Год: 1998
    Автор книги - доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.Пособие предназначено для студентов дефектологических факультетов, а также логопедов и учителей специальных школ. Четвертая глава, в которой дается методика устранения дислексии, будет безусловно, полезна родителям.

    7. Автор: Лисенкова Л.Н.
    Название: Развитие и коррекция навыков чтения: Программа для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
    Издательство:Школьная Пресса
    Год: 2002
    Пособие рассчитано для занятий с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в формировании навыка чтения. Содержит различные задания и упражнения, построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия, зрительной и слухоречевой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы и т.д.

    8. Автор: Прищепова И.Н.
    Название: Дисграфия младших школьников
    Издательство: Каро
    Год: 2006
    В пособии раскрываются теоретико-методологические основы изучения дизорфографии у младших школьников. Представленные методики диагностики и коррекции данного нарушения письменной речи основаны на психолингвистическом подходе к проблеме. Пособие содержит разнообразные задания по развитию у младших школьников с дизорфографией речевых и неречевых психических функций. Их цель - оптимизация коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с речевой патологией. Адресовано студентам факультетов коррекционной педагогики, учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям, гувернерам.

    9. Автор: Кочеткова Н.А.
    Название: Я различаю буквы о -а, сходные по написанию: альбом ученика
    Издательство «ГНОМ и Д»
    Год: 2005
    Вниманию педагогов предлагается практический материал по преодолению моторной дисграфии. Задания, предложенные в данном пособии, помогут развить тонкие зрительно-моторные координации руки, уточнить и расширить объем зрительной памяти, развить зрительный гнозис и уточнить оптико-пространственные представления у детей - учащихся начальных классов массовых школ.

    10. Автор: Садовникова И. Н.
    Название: Нарушение письменной речи у младших школьников: Кн. для учителя.
    Издательство: Просвещение
    Год: 1983
    В пособии рассматриваются различные нарушения письменной речи у младших школьников. Актор знакомит читателей с признаками возникновения у школьников этих нарушений, предлагает оригинальную систему работы по преодолению нарушении письменной речи с учетои современных требований к содержанию обучения в начальной школе.
    В книгу включены разнообразные виды работ, конспекты занятий по Формированию навыков письменное речи у школьников.

    Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в начальных классах VII вида, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико – грамматических средств речи.

    Программа предназначена для работы с группой учащихся, испытывающих трудно­сти формирования письменной речи письма и чтения).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Титульный лист

    Бродникова Светлана Михайловна

    Учитель начальных классов, классный руководитель 3 в класса

    Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной ’’

    Телефон -8 928- 36-30- 670

    Рабочий- 8-8-7951- 7- 87-14

    Электроннный адрес -Schoolp20@ yandex.ru

    Домашний адрес - 357815 Ставропольский край Георгиевский район Станица Подгорная улица Ленина, 53.

    Название номинации - воспитательная программа

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор МБОУ СОШ № 20

    станицы Подгорной

    Протокол заседания

    Пед. совета МБОУ СОШ № 20

    от № .

    РАССМОТРЕНО:

    на МО зам. руководителя по ВР

    протокол

    От №

    Программа кружка

    «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

    на 2011-2012 учебный год

    (программа рассчитана на 4 года обучения

    Детей в возрасте 7-10 лет)

    на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» Л.М.Козыревой.

    Пояснительная записка

    Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому одной из задач начальной школы является своевременное выявление отклонений в физическом, нервно - психическом и речевом развитии детей. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.

    В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют обучающиеся классов VII вида .

    Программа составлена с учётом контингента детей с речевыми нарушениями, обучающихся в начальных классах VII вида, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонематических и лексико - грамматических средств речи.

    Программа предназначена для работы с группой учащихся 1-го класса, испытывающих трудности формирования письменной речи письма и чтения).

    Занятия учитывают материал школьной программы по русскому языку. Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям данных детей.

    Цель программы

    Провести коррекционное обучение с учащимися,

    Не допустить перехода нарушений письменной речи, осложняющих учебно - познавательную деятельность данных учащихся, на последующие этапы обучения;

    Задачи:

    1. восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
    2. обогащение словарного запаса;
    3. развитие грамматического строя и связной речи.

    Область применения программы

    Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных и специальных коррекционных школ; может быть использована учителями начальных классов массовых школ для профилактики речевых нарушений, повышения качества знаний, умений и навыков обучающихся.

    Данная программа рассчитана на детей 6-7 лет (первоклассников). Срок ее реализации - 1год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 66 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

    Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

    Занимательность;

    Научность;

    Сознательность и активность;

    Наглядность;

    Доступность;

    Связь теории с практикой;

    Индивидуальный подход к учащимся.

    Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, качества и скорости усвоения материала.

    Для усвоения программы применяются основные методы обучения : наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно - поисковый.

    Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:

    игровые элементы,

    игры,

    дидактический и раздаточный материал,

    Пословицы и поговорки,

    физкультминутки,

    рифмовки, считалки,

    ребусы, кроссворды, головоломки,

    грамматические сказки,

    логопедические распевки.

    Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

    Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

    Программа включает три раздела;

    *восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

    * обогащение словарного запаса;

    *развитие грамматического строя связной речи.

    Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так, и по обогащению словаря и развития грамматического строя.

    Первая четверть посвящена развитию различных форм звукового анализа, начинав с выделения звука из слова. Обучение начинается с узнавания и выделения из слова гласные звуков, их сравнена и различения. Дети выделяют гласные звуки А ,О, У из начала слова под ударением и в безударном положении, гласные звуки А, О, У, Э, Ы из середины слова и из конца слова под ударением. Из согласных звуков вводятся сонорные согласные М, Л, Р , Н. Логопедические занятия проводятся в игровой форме. В играх на развитее звукового анализа применяются буквы, соответствующие выделяемым звукам, и таким образом происходит закрепление графического образа букв. В первой четверти дети знакомятся с гласными буквами А, О, У, Э, Ы, с согласными буквами М, Л, Р, Н.

    Во второй четверти главная тема — различение твердых и мягких согласных звуков. Вводятся гласные буквы, с помощью которых обозначается мягкость согласных звуков: Я, Е, Е, Ю, Ь (смягчитель). Чтение слогов и слов с этими буквами показывается практически, без проведения полного звукобуквенного анализа и установления несоответствия в звукобуквенном составе слова. Широко используются слоговые таблицы, на которых написаны слоги СГ; имеется несколько вариантов слоговых таблиц: сначала одна согласная буква сочетается по порядку со всеми гласными, причем, парные гласные находятся рядом (ма—мя—мо— ме—му—мю и т. д.); затем несколько согласных сочетается с одной гласной (ма—на—ла—ра; мя—ня—ля— ря). При чтении слогов логопед обращает внимание детей на буквенный состав читаемого слога: «Читаем ма, согласный звук звучит твердо, читаем мя — согласный звучит мягко. С буквой А согласный звучит твердо, с буквой Я согласный звучит мягко». Отказ от проведения полного звукобуквенного анализа слов типа «мяч» в начале обучения в первом классе детей группы риска по дисграфии основывается на том, что практического значения этот анализ не дает, он не оказывает влияния на формирование навыка чтения слогов и слов с данными буквами; а к тому же, являясь объективно трудным для понимания в этом возрасте, может осложнить становление первоначального навыка чтения. Для становления грамотного письма данный вид анализа является также помехой: неискушенные в тонкостях звукобуквенных несоответствий дети начинают писать по следам анализа в слоге СГ после согласной буквы гласные А, У, О, Э и на тех местах, где надо писать буквы Я, Е, Е, Ю. Сначала детей нужно научить отчетливо различать твердые и мягкие согласные звуки в этих слогах, ведь установление отличия является для детей более легким действием чем нахождение общего, а также добиться четкой дифференциации понятий «звук» и «буква». С гласными буквами И и Ы звукобуквенный анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками проводить нужно, так как в словах типа «мыл— мил» гласные звуки в словах разные, и мы не будем провоцировать ошибку в написании гласной буквы (в отличие от данных слов, в словах типа «мак—мяч» гласные звуки в словах одинаковые, и дети начинают писать букву А там, где имеется только звук А, так как им еще непонятна разница между терминами «звук» и «буква». А на уроке в классе от них учительница Постоянно добивается, чтобы они отвечали: звук А. Вот и получаем мы на письме ошибки типа «лубит», «мач», «мод»).

    В позиции начала слова и в положении после гласной и разделительных Ь и Ъ буквы Я, Е, Е, Ю обозначают два звука. В данном случае стоит познакомить детей с секретом этих букв обозначать два звука, один из которых — согласный [Й]. Этот звук хорошо выделяется, его можно произнести длительно и таким образом развивать фонематический слух учащихся.

    В данной теме показывается также буква Ь в роли смягчителя (на конце слов и в середине). Со словами типа «конь» проводится полный звукобуквенный анализ, так как здесь очень удобно показать разницу между твердыми и мягкими согласными звуками (мягкий знак как раз и указывает на эту мягкость). Выкладывая схемы звукового состава слов с мягким знаком, обязательно показываем букву Ь в нужном месте слова, таким образом преобразуя звуковую схему в звуко-буквенную. Делается это для предупреждения ошибок на пропуск буквы Ь на письме. Если ограничиваться только звуковой схемой/в которой, естественно, нет места букве Ь, как. не обозначающей самостоятельного звука, мы будем провоцировать детей на пропуск этой буквы при написании, так как дети не дифференцируют четко понятия «звук» и «буква».. Новых согласных звуков и букв во второй четверти не вводится, весь речевой материал состоит из.слов и первых коротких предложений, составленных из сонорных и гласных букв. Материал для чтения содержится в рабочей в тетради: Козырева Л. М. Как научиться читать. — Ярославль, 2006. Параллельно на логопедических занятиях проводится расширение словарного запаса первоклассников по лексическим темам: «Фрукты», «Овощи», «Цветы», .«Деревья», «Птицы»,- «Звери».

    Третья четверть отводится дифференциации глухих и звонких согласных звуков в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме. Рассматриваются все 6 пар глухих и звонких согласных: П—Б, Т—Д, К—Г, Ф—В, С—3, Ш—Ж. Порядок работы следующий: вначале знакомимся с глухим звуком и буквой, при этом речевой материал не содержит парных звонких звуков; затем вводится звонкий звук при отсутствии оппозиционного ему глухого варианта. После усвоения каждого из членов пары начинается сравнение данных звуков и букв с установлением как сходства, так и различия. Данные темы представлены в тетради: Козырева Л. М. Читаем и играем. — Ярославль, 2006. Речевой материал состоит из слов и предложений, содержащих только изученные буквы. Игровой материал можно взять в пособиях: Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П, П",Б, Б". — Ярославль, 2004; Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К", Г, Г". Ярославль, 2004., Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками С, С, 3, 3". —- Ярославль, 2004. В названных игровых пособиях дифференциация звуков проводится на материале следующих лексических тем: К—Г — «Обитатели водоёмов», «Зоопарк. Звери и птицы», «Музыкальные инструменты», «Водный транспорт»; П—Б — «Головные уборы», «Обувь»; «Одежда», «Инструменты», «Спортивное снаряжение», «Техника»: С—3 — «Рабочие машины», «Приборы», «Цветы», «Игрушки»,«Еда», «Личные вещи».

    Четвертая четверть посвящается непарным по глухости-звонкости согласным звукам и буквам X, Ц, Ч, Щ(глухие), И (звонкий), а также буквам Ь и Ъ. Дети читают небольшие стихотворные тексты, пословицы, находящиеся в тетради:

    СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

    Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ № 20

    Ст. Подгорной

    « » 2011год ______________

    Календарно-тематический

    план

    на 2011-2012 учебный год

    1-й год обучения

    Название кружка: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся»

    Количество часов в неделю: 2

    Составил учитель начальных классов С.М.Бродникова

    на основе «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками» Л.М.Козыревой

    Преподаватель: Бродникова Светлана Михайловна

    ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ

    УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

    1 -го КЛАССА

    По плану-66 часов (2 раза в неделю)

    № п/п

    Тема занятия

    Количество часов

    Звуковой анализ

    Словарь

    Грамматический строй

    Дата

    Звук и буква А

    Выделение звука из слова

    «Фрукты»

    Предлоги на , в, под

    Звук и буква О

    Выделение звука из слова

    «Овощи»

    Предлоги на, в, под

    Звук и буква У

    Выделение звука из слова

    «Птицы»

    Предлоги по , за, на.

    Наречия высоко, низко, вверху

    Звуки и буквы А, О,У.

    Первый звук в слове

    «Фрукты» — «овощи»

    Звук и буква Ы

    Последний звук в слове

    «Деревья»

    Звуки буква Э

    Первый звук в слове

    «Птицы»

    Согласование прилагательных с существительными в роде

    10-11

    Звук и буква М

    «Цветы»

    Согласование прилагательных с существительными в роде

    12-13

    Звуки буква Л

    Начало, середина, конец слова

    «Огород»

    Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде

    14-15

    Звук и буква Р

    Начало, середина, конец слова

    «Фрукты — овощи»

    Согласование прилагательных с существительными в роде

    Звуки буква Н

    Начало, середина, конец слова

    «Зоопарк»

    предлоги на, в, под

    Сонорные звуки М,Н,Л,Р

    Первый и последний звук в слове

    «Лес»

    предлоги за, между, перед

    Звук и буква И

    Звуковой анализ слов типа кит

    «Инструменты»

    Именительный падеж, множественное число существи-тельных

    19-20

    Буква Я

    Звуковой анализ слов типа яма

    «Мебель»

    Именительный падеж, множественное число существительных

    21-22

    Буква Ю

    Звуковой анализ слов типа юла

    «Игрушки»

    Предлоги над, под; из-под

    23-24

    Буква Е

    Звуковой анализ слов типа ежи

    «Животные»

    Согласование глаголов: прошедшего времени с существительными в роде

    25-26

    Буква Ё

    Звуковой анализ слов типа ерш

    «Рыбы»

    Предлоги над, под, из-под

    Буква Ь (смягчитель)

    Звуковой анализ слов типа конь

    «Домашние животные».

    Согласование прилагательных с существительными в роде

    28-29

    Звуки

    М—М"

    Звуковой

    анализ слов

    типа мак,

    мил

    «Цветы»

    Согласование прилагательных с

    существительными в роде

    30-31

    Звуки

    Л—Л"

    Звуковой

    анализ слов

    типа лук,

    лис

    «Овощи»

    Согласование глаголов

    прошедшего

    времени с

    существительными в роде

    Звуки Н—Н"

    Звуковой анализ слов

    типа Нина

    «Имена людей»

    Уменьшительно-ласкательные

    суффиксы

    33-34

    Звуки

    Р—Р"

    звуковой анализ слов

    типа рак,

    рис

    «Животные

    водоемов»

    Предлоги над, под,

    из-под

    Звук и

    буква П

    Звуковой

    анализ слов -

    типа плащ

    «Одеж-

    да»

    Предлоги в,

    на, с, из

    Звук и

    буква Б

    «Обувь»

    Антонимичные приставки

    37-38

    Звуки и буквы П—Б

    Звуковой анализ слов типа шапка

    «Головные уборы»

    Антонимичные приставки

    Звуки буквТ

    Звуковой анализ слов типа плот

    «Транспорт»

    Приставки на согласную. Ъ после приставок

    Звук и буква Д

    Звуковой анализ слов типа диск

    «Спор- тивные вещи»

    Наречия пространственного значения

    41-42

    Звуки и буквы -

    Т-Д

    Звуковой анализ слов типа труба

    «Музыкальные инструменты»

    Наречия качественного значения {тихо> громко и т. д.)

    Звуки буква К

    Звуковой анализ слов типа карп

    «Рыбы»

    Приставки и предлоги" пространственного значения

    Звук и буква Г

    Звуковой анализ слов типа тигр

    «Зоопарк»

    Согласование прилага-тельных с существительными в роде

    45-46

    Звуки и буквы

    К-Г

    Звуковой анализ слов типа сокол

    «Птицы»

    Приставки и предлоги пространственного значения

    47-48

    Звук и

    буква Ф

    Звуковой

    анализ слов

    типа филин

    «Птицы»

    Приставки и предлоги

    пространственного

    значения

    49-50

    Звук и

    буква В

    Звуковой

    анализ слов

    типа ворона

    «Птицы»

    Приставки и предлоги

    пространственного

    значения

    51-52

    Звуки и

    буквы

    Ф—В

    Звуковой

    анализ слов

    типа воробей

    «Птицы»

    Приставки и предлоги

    пространственного

    значения

    53-54

    Звук и

    буква С

    Звуковой

    анализ слов

    типа сахар

    «Еда»

    Согласование прила- гательных с существи-

    тельными в роде

    55-56

    Звук и

    буква 3

    Звуковой

    анализ слов

    типа мозаика

    «Игруш-

    ки»

    Согласование глаголов

    Прошедшего времени с

    существительными в

    роде

    57-58-59

    Звуки и

    буквы

    С—3

    Звуковой

    Анализ слов

    типа зонтик

    «Пред-

    меты

    личного

    пользо-

    вания»

    Согласование глаголов

    Прошедшего времени с

    существительными в

    роде

    60-61

    Звуки

    буква Ш

    Звуковой

    анализ слов

    типа кувшин

    «Посуда»

    Согласование прила-

    гательных с существи-

    тельными в роде

    62-63

    Звук и

    буква Ж

    Звуковой

    Анализ слов

    жасмин

    «Лекар-

    ствен-

    ные рас-

    тения»

    Согласование прила-

    гательных с существи-

    тельными в роде

    "Звуки и

    буквы-

    Ш-Ж

    Звуковой

    анализ слов

    типа шишки

    «Плоды

    и семена»

    Согласование прила-

    гательных с существи-

    тельными в роде

    65-66

    Звук и

    буква X

    Звуковой

    анализ слов

    типа халва

    « Еда »

    Согласование глаголов

    прошедшего

    времени с существи-

    тельньши вроде

    ЛИТЕРАТУРА

    Ефименкова Л.И. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.

    Ефименкова М.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М, 1991.

    Иваненко СФ. Формирование восприятия речи у детей при тяжелых нарушениях произношения. М., 1984.

    Козырева Л. М. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 1999.

    Козырева Л . М. Знакомимся с гласными звуками. Ярославль, 2006.

    Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками К, К",Г, Г ". Ярославль, 2004.

    Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками Л, Л ", Р,Р" Ярославль, 2004.

    Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками П,П ",Б,Б". Ярославль, 2004.

    Козырева Л. М. Игры в картинках со звуками С ,С",3, 3". Ярославль, 2004.

    Козырева Л. М . И свистящие, и шипящие и самые звонкие. Ярославль,1999.

    Козырева Л. М. Как научиться читать, Ярославль, 2006.

    Козырева Л. М. Как образуются слова, Ярославль, 2006.
    Козырева Л. М. Логопедическое пособие. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. (Читай четко, громко, выразительно). М., Издат-школа, 2000.

    Козырева Л, М. Логопедическая программа коррекции звуковой стороны речи для детей с задержкой психического развития. 2—3 классы. Смоленск. 2003.

    Ушаков Н. Н. и др. Путешествие по стране слов. М, 1992.

    Шанский Н. М. В мире слов. М., 1985.

    Язовицкий Е. Б. Говорите правильно. М., 1969.

    Якубовская Э. Д. и др. Дидактические игры. М., 1991.

    Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1984.