Использование метода проектов на уроках истории. Проекты на уроках истории Урок истории в начальной школе

Конспект урока по истории в 3 классе "Я и мое имя" Цель: познакомить учащихся с происхождением имен, фамилий, отчеств. Задачи: образовательные: - познакомить учащихся с историей возникновения имен, фамилий, отчеств; - познакомить учащихся с новыми словами: Святцы, тезки, именины, а также уточнить значение слов имя, фамилия, отчество; развивающие: - развитие воображения, образной речи, мышления; - развитие умения последовательно излагать свои мысли; воспитательные: - воспитание интереса у детей к своему имени, фамилии, отчеству; - воспитание интереса к истории.

Ход занятия:

- Ребята, что каждого из вас и меня тоже отличает от другого? Как вас выделяет в классе учитель? Как узнает, что это именно ваша тетрадь, а не чья-нибудь другая? (По имени и фамилии). - А вы знаете, что означает ваше имя, откуда оно появилось? Вот, например, мое имя "Надежда"старославянского происхождения и означает "выбери правильный путь". А вам интересно узнать, что означают ваши имена? Сегодня мы узнаем, что означают ваши имена, когда появились на Руси имена и фамилии, откуда они к нам пришли. - Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии, но ведь имя возникло у человека неслучайно. Как думаете, когда появились имена? - Древние люди придумали способ выделять из толпы отдельного человека, обращаясь к нему по имени. Что такое имя? (Имя - это личное наименование человека, присвоенное ему при рождении и под которым он известен в обществе_. - В Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека, какие-либо свойства новорожденных. Светлана, Чернава, Пискун, Прыгун, Лобик. Как вы думаете, почему ребенку давали такие имена как...? - А что отражают такие имена как Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк? (Отражали порядок появления детей). - А по каким еще признакам могли давать имя ребенку? (Некоторые имена характеризовали время рождеия ребенка: Зима, Вешняк - в какое время года родиося этот ребенок?; явление природы (Метелица), христианские праздники: Постник, Мясоед). - Какое событие произошло на Руси в 988 году? (Русь приняла христианство). - Кто помнит, как звали князя, во время правления которого Русь приняла Христианство? - верно, в 988году во время правления киевского князя Владимира Русь приняла Христианство. А кто знает, откуда была заимствована эта религия? - Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней на Русь попали и многие византийские имена, которые, в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских. Греческие и римские имена подчеркивали в людях моральные и физические достоинства. Вот у меня на доске перечислены некоторые греческие, римские и древнееврейские имена. Посмотрите, кто нашел здесь свое имя? - Остальным ребятам, наверное, тоже интересно, что означает его имя и откуда оно появилось? Много загадок у наших имен, давайте разгадаем их вместе. На парте у каждого стоит карточка с вашим именем. Внутри карточки написано происхождение имени и его значение. Прочитайте. (Несколько детей читают и объясняют значение и происхождение своего имени). - Ну что, ребята, раскрыли мы тайну своего имени? Теперь вы знаете, что у одних имена греческие, у других - римские, у третьих - славянские. Однако, это не единственная тайна вашего имени. Вот послушайте стихотворение "Имена моей подружки" и попытайтесь разгадать еще одну загадку. Сколько имен у подружки Оли? Как бы, друзья, не запутаться тут. Ольгой частенько - зовут ее в школе, Оленькой папа и мама зовут. Олька! - кричит озорник во дворе... Кто же, скажите-ка мне, посчитает, Сколько имен у подружки моей? - А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли? Конечно, одно, только в разных вариантах. Одно имя называется полным, остальные - уменьшительными, ласкательными, домашними. Какое же имя считается полным? Оленька, Олюшка, Олечка - это сокращенные имена. Ребята, а почему "Олька" кричит озорник? Хорошо ли называть друзей Колька, Валька? - Ребята, а у вас в классе есть одинаковые имена? А как называют людей, имеющих одинаковое имя? (Тезка - человек, имеющий одинаковое с кем-либо имя). - Среди большого разнообразия имен всегда были такие, которые употреблялись наиболее часто. Как, чаще всего, называли главного героя в русских сказках? (Иван). В царской династии какие имена часто встречались? (Александр, Николай, Павел, Анна, Мария). Давайте немного поиграем. Я буду называть имя, если вы считаете его распространенным, то сделайте хлопок, если редкое - тишина. (Алексей, Андрей, Будимир, Валерий, Дмитрий, Евграф, Захар, Илья, Николай, Остап, Прокл, Анна, Берта, Ирина, Ксения, Татьяна, Элеонора). - Молодцы! Когда дают человеку имя? Давайте вспомним, что это за праздник "именины"? (Именины - праздник в день, когда церковь отмечает память одного из святых. Святцы - это перечень христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке по дням их поминовения). - По христианский традиции ребенку давали имя одного из святых, день памяти которого совпадал или был наиболее близок ко дню рождения. Считается, что каждый человек имеет своего ангела-хранителя, оберегающего его с самого рождения. В христианских странах первым, главным в жизни обрядом было крещение, через которое ребенок приобщался к религии. Когда в семье рождался ребенок, ему выбирали имя, которое имелось в церковном календаре. праздник какого святого был 14 февраля? Значит, чьи это именины? А в августе какой известный праздник? Чьи это именины? - Как вы думаете, день рождения и именины - это одно и то же или это разные даты? - Раньше наряду с именами были распространены и прозвища. Что такое прозвище? (Название, даваемое человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству). - Верно, прозвища отражают определенные свойства, качества человека или род его занятий: Рыболов, Балагур, Граматей, Скоморох, Богомол. - Были прозвища, которые указывали на происхождение из определенной местности или национальную принадлежность. Попробуйте объяснить такие прозвища: Илья Муромец, Казанец, Татарин? - А такие прозвища, как Сахар, Коврига, Борщ по названию чего давались? (Еды). - Чем похожи имя и прозвище? (Называют человека). - Чем они различаются? (Без имени нельзя прожить, а без прозвища можно). - Как вы думаете, почему в царской семье повторялись имена Александр, Николай, Павел, Анна, Мария и не было имен Матрена, Фекла, Микола? А кого так называли? (Слуг). Значит, что по имени в Древней Руси можно было определить? (К какому классу принадлежал человек). - Как вы обращаетесь к учителю? - Что такое отчество? (Величание по имени отца). - Почему вы к учителю обращаетесь по имени отчеству? Что мы этим хотим выразить? (Высказываем особое почтение, уважение). Мы говорим, например, "Иван Николаевич Сидоров", а в давние времена можно было сказать и так "Иван Николаев Сидоров". Где здесь отчество? - Интересно, что на Руси можно было по отчеству узнать о человеке? Отчество указывало на происхождение и родственные связи. В то время как представители высшей аристократии именовались полным отчеством, оканчивающимся на -вич; средние слои пользовались полуотчествами, оканчивающимися на -ов, -ев, -ин. Как вы думаете, а у низших слоев тогда какие были отчества? Почему? (Самые низшие слои обходились без отчеств). - Чем же еще мы отличаемся друг от друга? Что же такое фамилия? (Фамилия наследственное имя семьи). А как вы понимаете наследственное? - Слово "фамилия" попало в наш язык из латыни и в переводе означает "семья". Фамилии в современном понимании этого слова на Руси появились довольно поздно, лишь в 16веке. Как вы думаете, у каких слоев населения стали появляться первые фамилии? - Да, распространение фамилий началось с людей знатного происхождения. Значительная часть городского населения еще сто лет назад не имела фамилий. Как же образовывались фамилии. Жил, например, в селе человек, имевший кузницу. Каким прозвищем наделили его односельчане? (Кузнец). Проходят годы, какую фамилию получают потомки этого Кузнеца? (Кузнецовы), которая уже передается по наследству. А становятся эти Кузнецовы людьми разных профессий - агрономами, сапожниками, генералами, но фамилия остается. Почему? Значит, по роду профессии могли получить фамилию. А по каким еще признакам могли получить профессию? (Местность, которой владел данный род: Тверской, Вяземский; у духовенства фамилии возникали от названия церквей или церковных праздников: Рождественский, Покровский. Большую группу составляли фамилии, которые образовались от названий зверей, птиц, насекомых. Давайте прочитаем стихотворение С.Михалкова про фамилии: В фамилиях различных лиц, Порою нам знакомых, Звучат названья рыб и птиц, Зверей и насекомых: Лисичкин, Раков, Индюков, Селедкин, Мышкин, Телкин, Мокрицын, Волков, Мотыльков, Бобров и Перепелкин. Какие фамилии тут встретились? - Давайте попробуем объяснить происхождение фамилий Шапошников, Мельников. - Попробуйте объяснить происхождение своих фамилий. - А как вы думаете, можно ли жить без фамилии и отчества? - Отгадайте прозвище по фамилии: Глазунов, Голованов, Сиротинин, Ревякин, Ушаков. - Какую фамилию носила царская династия? - Как звали первого князя на Руси? А у него была фамилия? Почему? - Что же нового мы сегодня узнали? - Что вам понравилось? - Что было самым интересным? - Спасибо вам, ребята, за работу!

Используемая литература: И.А. Королева. Учебное пособие. Антропонимика в школе. Ч.1. - Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 2001.

Методическая разработка урока истории в начальной школе с применением ИКТ

Название. Урок на тему: «Император – Освободитель». Краткая аннотация.

Данный урок завершает раздел «Времена Российской империи» и посвящён эпохе «Великих реформ» во время правления Александра II. Урок построен по технологии проблемного обучения с применением ИКТ.

Учебный предмет. История (предметная область «Окружающий мир»). Уровень образования школьников. Начальная школа 3 класс . Форма учебной работы. Классно – урочная форма работы. Полное описание разработки.

Урок истории 3 класс.

Тема: Император – Освободитель.

Тип урока (по): комбинированный.

Вид урока: нестандартный с применением ИКТ.

Место урока в учебном плане : завершающий урок в разделе «Времена Российской империи».

Цель: формирование у учащихся представлений о временах правления Александра II.

Задачи:

а) образовательные: актуализировать приобретённые знания; познакомить учащихся с главным преобразованием в государстве времён Александра II; показать необходимость отмены крепостного права.

б) развивающие: развивать произвольную форму смысловой памяти.

в) воспитательные: прививать интерес к науке истории, к прошлому России.

Педагогические технологии: информационно-коммуникационные; технология РКМЧП - методический приём «Кластер».

Методы: словесный, наглядный, проблемный, самостоятельная работа.

Приобретаемые ЗУН: ученик знает содержание основной мысли урока (Время правления Александра II стало временем освобождения России от старых, отживших порядков.) и терминов (отмена крепостного права, дворяне – помещики, капиталисты, рабочие); ученик умеет применять основную мысль и осмысленно использовать в своей речи понятия и термины при решении творческих заданий и вопросов.

Особенности роли учителя: учитель на данном уроке занимает активную позицию организатора учебного процесса.

Оборудование:

а) для учителя: фонограмма звука «Стук колёс поезда», костюм или головной убор вагоновожатого, декорация вагона, рабочие листы по количеству учащихся в классе, таблички со словарными словами и датой, тесты для индивидуальной работы учащихся, проектор, компьютеры, слайдовая презентация по теме «Александр – Освободитель», тест, выполненный в программе Excel, учебник «Моё Отечество», рабочая тетрадь к учебнику «Моё Отечество», магниты.

б) для учащихся: учебник «Моё Отечество», рабочая тетрадь к учебнику «Моё Отечество», карандаш.

Организация работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

План урока.

I. Организационный момент (3мин.).

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации (8мин.).

III. Совместное открытие нового знания (12 мин.).

IV. Расширение нового знания (10мин.).

V. Самостоятельное применение нового знания (6мин.).

VI. Домашнее задание (3мин.).

VII. Итог урока (3мин.).

Ход урока.

I. Организационный момент (направлен на положительный эмоциональный настрой детей).

У. Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Интересный урок сейчас!

Дети, улыбнитесь друг другу, как солнышко улыбается каждому из вас, и пожелайте успехов в работе.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

У. Ребята, наш урок мы начнём с проверки домашнего задания. Внимательно посмотрите на парты. У кого на партах лежат карточки, вы выполняете задания в них, а остальные работают со мной.

1.Индивидуальная работа по карточкам.

У. В карточке представлен тест по теме: «Гроза двенадцатого года». Ваша задача: прочитать вопрос и выбрать правильный ответ. После выполненного задания вы присоединяетесь работать к классу.

2.Фронтальный опрос.

У. Ребята, вспомните, где вы побывали с Анютой и Илюшей на прошлом уроке?

Д. На Бородинском поле.

У. Какое событие произошло на этом месте?

Д. Отечественная война 1812 года.

У. Почему война 1812 года называется Отечественной?

(Мнения детей.)

У. Чем прославился полководец?

(Мнения детей.)

У. Почему в наши дни люди не забывают о «грозе двенадцатого года»?

(Мнения детей.)

У. Итак, наше путешествие на Бородинское поле завершилось, но это не означает, что мы вместе с нашими героями закончили путешествовать по «Временам Российской империи». Сегодня мы вместе с семьёй наши друзей отправляемся на море.

(Включается фонограмма звука «Стук колёс поезда»; до начала урока готовится декорация вагона поезда; учащиеся со своими родителями разыгрывают сценку.)

(Анюта играет в лото с родителями, Илюша смотрит в окно вагона.)

Проводник: Красиво?

(Илюша обернулся). Едете отдыхать? Это хорошо… Быстро поезд мчится?

Илюша: Быстро…

Проводник: Это верно. Завтра рано утром за окном уже не леса будут, а Чёрное море заблестит. А ведь когда-то такое путешествие занимало несколько недель. Пока при императоре Александре II, прозванном Освободителем, не построили эту железную дорогу и множество других.

Илюша: А что это за Александр Освободитель? Кого и отчего он освободил?

(Родители убирают декорацию вагона.)

У. Ребята, кто из вас догадался, о ком и о чём мы будем сегодня вести разговор?

(Мнения детей).

У. Прочитаем тему сегодняшнего урока.

(Тема урока записана на доске.)

У. Назовите имя этого императора.

Д. Александр II.

У. Какие вопросы возникли у вас, после объявления темы урока?

Д. За что его прозвали Императором-Освободителем? Кого и от чего он освободил?

III. Совместное открытие нового знания.

У. Вот это и будет нашей проблемой сегодня на уроке. Попробуем выяснить, почему Александра II назвали Освободителем, кого и от чего он освободил.

У. Ребята, как вы думаете, кому жилось труднее всего во времена Российской империи?

Д. Крепостным крестьянам.

У. Я предлагаю вам составить кластер - меловую схему, на котором отразим всё, что связывается с этим понятием.

1.Составление кластера.

https://pandia.ru/text/78/452/images/image002_182.gif" alt="Овал: Забирали на пожизненную службу." width="162" height="102">Например:

2. Составление рассказа по схеме – опоре.

У. Составьте по схеме-опоре рассказ о жизни крепостных крестьян.

(Рассказы учащихся.)

У. Какое название получили такие порядки?

Д. Крепостное право.

(Демонстрация слайда №2,3.)

У. Как вы думаете, что мог сделать для крестьян Александр II, чтобы улучшить и положение в обществе?

Д. Отменить крепостное право.

(Демонстрация слайда №4.)

3. Беседа по новому материалу.

У. (Демонстрация слайда №5.) Действительно, в 1861 году (табличка с датой прикрепляется на доску) Александр II выпустил Манифест. Ребята, как вы понимаете значение слова Манифест?

(Мнения детей.)

У. Манифест – открытое письмо, объявление правительства о каком-либо деле. В данном случае Манифест, освобождающий крестьян от крепостной зависимости, т. к. тянуть с освобождением было нельзя. Крестьяне могли взбунтоваться. (Демонстрация слайда №6.) Это было очень важное событие в жизни страны, потому что от крепостного права страдали не только крестьяне, оно мешало развитию всей России. Как вы думаете, как в истории стали называть время правления Александра II?

(Мнения детей.)

У. Проверим ваш вывод с выводом в учебнике с.45.

(Если дети затрудняются сами сделать вывод, то можно сразу обратиться к странице в учебнике.)

У. Ребята, как вы считаете, почему старые порядки мешали России?

(Мнения детей.)

У. Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику с.45, последний абзац, со слов «…В середине…». Прочитайте про себя.

У. Итак, почему же старые порядки мешали России?

(Мнения детей.)

У. А при чём же здесь крепостное право?

(Мнения детей.)

У. Проверим ваши предположения. Обратимся к учебнику с.46 со слов «…если бы не крепостное право…» (Чтение текста хорошо читающим учеником.)

У. Ребята, в тексте встретилось выражение «работать из-под палки». Как вы понимаете значение этого выражения?

(Мнения детей.)

У. Итак, почему же страны Западной Европы опережали Россию в хозяйственном развитии?

(Мнения детей.)

У. Вспомните, в каком году Александр II отменил крепостное право?

Д. В 1861 году.

У. Тянуть с отменой крепостного права было нельзя, т. к. крестьяне, не желая мириться с властью чиновников и дворян, нередко устраивали бунты. Ребята, как вы считаете, смогли ли крестьяне хорошо зажить после отмены крепостного права? Докажите свою точку зрения.

(Мнения детей.)

У. Хотя крестьяне и стали лично свободными, но остались недовольны своим положением. А почему, вы поймёте, просмотрев мини-сценку.

(Три ученика разыгрывают мини-сценку, изображая крестьян и помещика).

Еремей: Барин, что ж ты меня так обделил, подарив такой маленький кусок земли? Я же с него даже семью прокормить не смогу… Голодаем!

Помещик: Зато ты, Еремей, землю даром получил, хоть и мало её. Надо было выкупать, как Кузьма. Тогда бы и надел земли был значительно больше.

Еремей: Да, хорошо Кузьме!

Кузьма: Позавидовал хромой горбатому! Ты-то, Еремей, бесплатно землю получил, а я за неё полвека долги в государственную казну платить должен. Обманули нас.

Еремей: Недовольны мы, барин.

Помещик: Они недовольны, да и мне радоваться нечему. Земли стало меньше, бесплатных работников больше нет. А что будет, когда крестьяне полностью за землю рассчитаются? (Пауза.) И всё царь виноват!

У. Ребята, объясните, почему же крестьяне после освобождения от крепостной зависимости остались недовольны своим положением?

(Мнения детей.)

У. Как вы считаете, все ли крестьяне зажили хорошо после отмены крепостного права?

Д. Нет, только богатые, а другие с трудом могли прокормить свои семьи.

У. Ребята, как вы думаете, от чего зависело богатство крестьян?

Д. От земли, которой он владел.

У. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доску прикрепляется табличка со словарным словом), при освобождении значительную часть земли оставляли себе. Ребята, как вы понимаете значение слова дворяне-помещики?

Д. Это бывшие хозяева крестьян, которые при освобождении значительную часть земли оставляли себе.

У. Как можно назвать крестьян, у которых оставалось мало земли?

Д. Малоземельными.

У. Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать о жизни крестьян?

Д. Крестьяне с трудом могли прокормить свою семью.

У. Верно. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в тёмных избах.

IV. Расширение нового знания.

У. Итак, крестьянская реформа изменила всю жизнь страны. Ребята, как вы понимаете, значение слова реформа? (На доску прикрепляется табличка со словарным словом.)

Д. Изменение в жизни страны.

У. Реформа – это коренное изменение в жизни страны, проводимое властью. Вслед за ней Александр II провёл ряд других преобразований – судебная и военная реформы. Об этих реформах вам расскажет ваш одноклассник.

1. Сообщение одноклассника.

Раньше крестьян судили помещики. Теперь создавались новые суды. Кроме судей в них заседали и простые честные люди – присяжные. Они решали голосованием: виновен человек или нет.

По военной реформе создавалась новая армия. Солдаты служили уже не 25 лет, как раньше, а всего 6. Юношей призывали армию с 21 года. Русскую армию вооружили новыми ружьями и пушками. Большая часть крестьян оставалась неграмотной, а солдат стали учить читать и писать. После военной реформы русская армия значительно окрепла.

Реформы, начатые царём Александром II, вызвали необыкновенное оживление торговли и промышленности. Было построено много железных дорог, связавших между собой крупные города.

У. Итак, какие преобразования провёл в России Александр II?

(Мнения детей.)

2. Работа с рабочим листом.

У. А для того чтобы вы лучше запомнили то главное, что сделал Александр II во время своего царствования, я предлагаю вам прочитать текст, который представлен у вас в рабочих листах.

а) Чтение текста учащимися про себя.

«Согласно

Но крестьяне всё ещё обязаны работать на помещика до тех пор, пока они не выкупят свой участок земли , и платить ему за разрешение ловить рыбу и заготавливать дрова».

б) Работа с графом в парах.

У. А теперь попробуйте в парах обсудить полученную информацию и заполнить свободные места в схеме.

https://pandia.ru/text/78/452/images/image010_53.gif" width="612" height="600 src=">

У. Итак, пользуясь графом, расскажите, за что народ должен быть благодарен Александру II?

(Рассказы детей.)

У. Жизнь людей стала быстро изменяться. В городах строили новые фабрики и заводы, электростанции, между городами железные дороги. Хозяева всех этих богатств, которых называли капиталистами (На доску прикрепляется табличка со словарным словом.), быстро богатели. Многие крестьяне перебирались в города, нанимались на работу к хозяевам заводов и фабрик и становились рабочими (На доску прикрепляется табличка со словарным словом.) Россия стремительно догоняла развитые европейские страны. Итак, отмена крепостного права в 1861 году открыла новую главу в русской истории. Но во время царствования Александра II появились люди, которые считали, что можно изменить положение в России не реформами, а устранением неугодных правителей. Таких людей называли революционерами. Революционеры создавали тайные кружки, в которых готовилось покушение на жизнь государя. Александра II пытались убить несколько раз. 1 марта 1881 года в Петербурге революционеры в 7 раз бросили бомбу в царскую карету. Невредимый царь вышел из кареты, подошёл к месту взрыва, к образовавшейся яме. На его лице была улыбка. Он мысленно благодарил Бога за то, что остался невредим. Затем царь подошёл к тяжело раненому мальчику, перекрестил его и сделал несколько шагов к карете. Вдруг неизвестный человек, лет 30, поднял руки вверх и бросил бомбу к ногам Александра II. Раздался новый оглушительный взрыв. Когда клубы серого дыма рассеялись, на мостовой среди снега, мусора, крови и остатков изорванной одежды лежал смертельно раненый Самодержец, Государь Российской империи, царь-освободитель Александр II. (Демонстрация слайда №7.) Обратимся к рабочему листу. Найдите задание №3, прочитайте его.

Что нужно седлать?

Д. Отметить, какие чувства вызвало у нас описание картины убийства Александра II, и закрасить любым цветом квадрат рядом с выбранным словом.

’ восторг;

’ радость;

’ удивление;

’ удовлетворение;

’ недоумение;

’ равнодушие;

’ беспокойство;

’ тревога;

’ озабоченность;

’ печаль;

’ грусть;

’ жалость;

’ разочарование;

’ недовольство;

’ раздражение;

’ возмущение;

’ злость;

У. Итак, проверим. Какие чувства вызвало у нас описание картины убийства Александра II? Докажите.

(Мнения детей.)

У. Молодцы! Обратимся к заданию №4 в рабочих листах. Выберите из предложенных фраз ту, которая выражает ваше отношение к террористам:

’ Смерть за смерть!

У. Проверим. Обоснуйте свою точку зрения.

(Мнения детей.)

У. Ребята, на месте гибели Александра II в городе Санкт - Петербурге установлен храм, который называется Спас на крови. Как вы думаете, почему собор имеет такое название?

(Мнения детей.)

У. Итак, почему же Александра II назвали Императором-Освободителем?

V. Самостоятельное применение знаний.

У. А сейчас мы проверим, как вы усвоили новый материал. Проведём небольшую самостоятельную работу. Ребята 1 варианта сегодня выполнят компьютерное тестирование, а ребята 2 варианта поработают в рабочих тетрадях с.30 № 55.

(Объясняю детям правила выполнения заданий. Если в классе количество компьютеров соответствует количеству учащихся, то можно предложить детям компьютерное тестирование, а если компьютеров нет, то дети выполняют задания в тетради на с.30 на выбор.)

У. Ребята, как вы думаете, почему в некоторых заданиях были допущены ошибки?

(Мнения детей.)

У. Какой совет вы бы могли дать своим товарищам?

(Мнения детей.)

VI. Домашнее задание.

с.45-48, ответить на вопросы; тетрадь с.30-31 № 56-57 (на выбор)

VII. Итог урока. Рефлексия.

У. Наш урок подошёл к концу, подведём итог нашей работы.

    Какое открытие вы сделали сегодня на уроке? Какую проблему мы поставили перед собой в начале урока? Решили ли мы её? Докажите. Когда и почему было отменено крепостное право? Что изменилось в жизни крестьян после отмены крепостного права? Правильно ли, на ваш взгляд, поступил Александр II, отменив в России в 1861 году крепостное право? Какие новые слова вы узнали сегодня на уроке. Попробуйте их объяснить. А теперь сформулируйте и задайте друг другу вопросы по сегодняшнему материалу (работа в парах). Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни знания, приобретённые на этом уроке? Докажите. Кого и за что вы хотели бы сегодня поблагодарить? За что вы можете похвалить себя?

У. Наш урок подходит к концу. Я благодарю вас за то, что вы отправились со мной в этот урок и не напрасно провели своё рабочее время . Отметки за урок: (выставляются отметки).

Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы так пригодились!

Приложение

а) 1912г. б) 1147г. в) 1812г.

Тема: «Отечественная война 1812 года»

Выберите нужный вариант ответов.

1. Война, в которой решается судьба всего Отечества.

а) Великая б) Северная в) Отечественная

2. Определите дату начала этой войны.

а) 1911 б) 1147 в) 1912

3. Выберите имя главнокомандующего русской армией.

а) Барклай - де - Толли б) Кутузов в) Багратион

4. Выберите имя императора Франции, чьи войска вторглись в Россию.

а) Кутузов б) Наполеон в) Багратион

5. Как называется поле, на котором произошло самое кровопролитное сражение за всю историю войн.

а) Бородинское б) Московское в) Смоленское

Рабочий лист

1. Прочитайте текст.

«Согласно «Общему положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» крестьяне могут без разрешения помещика торговать, жениться, а также отлучаться с места жительства. Они получают право поступать в учебные заведения, открывать фабрики и торговые лавки.

Но крестьяне всё ещё обязаны работать на помещика до тех пор пока они не выкупят свой участок земли, и платить ему за разрешение ловить рыбу и заготавливать дрова».

2. Представьте графически информацию, содержащуюся в тексте, заполнив свободные места в схеме.


3. Отметь, какие чувства вызвало у тебя описание картины убийства Александра II, и закрась любым цветом квадрат рядом с выбранным словом.

’ восторг;

’ радость;

’ удивление;

’ удовлетворение;

’ недоумение;

’ равнодушие;

’ беспокойство;

’ тревога;

’ озабоченность;

’ печаль;

’ грусть;

’ жалость;

’ разочарование;

’ недовольство;

’ раздражение;

’ возмущение;

’ злость;

’ ярость;

’ бешенство;

4. Выберите из предложенных ту фразу, которая выражает ваше отношение к террористам:

’ Слава героям, принёсшим себя в жертву борьбе за свободу народа!

’ Смерть за смерть!

’ Прости им, Господи, ибо они не ведают, что творят.

Литература

Вербицкая энциклопедия «История России 18-19вв». - М. «Олма-Пресс», 2003.

Головин первая русская история. – Новосибирск, 1995.

Голубева династии. – М. «Росмэн», 2002.

Соловьёва темы. – М. «Вако»,2006.

Я познаю мир. История. – М «АСТ», 1998.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Цели, функции и задачи использования метода проекта при обучении общению. Характеристика исследовательских, творческих, ролевых и практико-ориентированных проектов. Образец плана урока с использованием проектной методики для обучения иноязычному общению.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2011

    Концептуальные основы организации проектной деятельности старшеклассников. Основные принципы проектной технологии обучения. Классификация проектов по истории и обществознанию. Алгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2014

    Психологические особенности старшего школьного возраста. Дидактическая литература об организации проектной деятельности в школе. Анализ программ по Истории России в 9 классе. Роль учебных и методических пособий в организации проектной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2017

    Проектная методика в зарубежной и отечественной системе образования. Анализ педагогического опыта по применению проектной методики в процессе преподавания иностранного языка. Разработка системы учебных занятий с использованием проектной методики.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2013

    Изучение истории возникновения метода проектов и рассмотрение его роли в деятельности школьников. Характеристика исследовательских, творческих, приключенческих и информационных проектов. Результаты проектной деятельности учителя информатики в школе.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2012

    Обзор современных подходов к использованию метода проектов в обучении школьников иностранному языку. Поэтапная разработка проектной деятельности. Анализ результатов применения проектной методики на занятиях английского языка в рамках школьной программы.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2015

    Понятие и специфика иноязычного общения как вида речевой деятельности. Сущность метода проектов, его типы и принципы организации данной деятельности. Критерии оценки результатов проектной деятельности на уроках иностранного языка, ее эффективность.

    дипломная работа , добавлен 04.02.2012

В книге даны как общие, так и конкретные рекомендации по преподаванию вводного (пропедевтического) курса истории. Пособие предусматривает знакомство учеников с типичными образами эпохи, со старинным бытом, обрядами и обычаями. Раскрыты приемы работы с терминами, понятиями, выработкой первичных умений. Методические советы дают возможность индивидуализировать и дифференцировать обучение.

ИГРЫ И ВИКТОРИНЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ.
Обычно игры входят в тематическое планирование уроков, причем их включают в обучение системно, т.е. в определенной совокупности и последовательности. В играх отрабатывают познавательные умения, закрепляют и расширяют базовые знания учащихся.

Игра - это педагогически направленная творческая деятельность, обучающее воздействие в которой принадлежит дидактическому материалу. Он должен охватывать основные темы курса. В процессе игры ученики непроизвольно усваивают новые знания и отрабатывают учебные умения. Игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло, а игровые приемы выступают в качестве стимулов познавательной деятельности. Игра - это всегда импровизация.

При подготовке игры прогнозируются ее результаты, анализируются итоги. Игра должна быть динамичной, занимательной, может содержать элементы драматизации. В игре обеспечивается оптимальный уровень активности для всех учеников, формируется глубокий и прочный интерес к предмету.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Программа курса «История России» для 3-4 классов начальной школы
Примерное планирование учебного курса
Дидактические и методические основы изучения пропедевтического курса истории
Виды и формы работы на уроке
Игры и викторины при изучении истории
Задания развивающего характера
Задания по выявлению межпредметных связей
Методические рекомендации по подготовке и проведению уроков
3 КЛАСС
Раздел I. История - дорога во времени и пространстве
Урок 1. Вводный. Что мы знаем об истории
Урок 2. Счет лет в истории
Урок 3. Историческая карта
Урок 4. Источники знания о древних людях
Раздел II. Древняя Русь в IX-XII веках
Урок 5. Наши предки - славяне
Урок 6. Занятия славян
Урок 7. Боги славян
Урок 8. Первые князья на Руси
Урок 9. Князь Владимир
Урок 10. Грамотность на Руси
Урок 11. Ярослав Мудрый и его потомки
Урок 12. Древний Киев
Урок 13. Основание Москвы
Урок 14. Город Владимир на реке Клязме
Урок 15. Господин Великий Новгород
Урок 16. Дома и их убранство
Урок 17. Повторение и обобщение материала
Раздел III. Русь в XIII-XV веках
Урок 18. Нападение монголо-татар на Русь
Урок 19. Князь Александр
Урок 20. Ледовое побоище
Урок 21. Возвышение Москвы
Урок 22. Сергий Радонежский
Урок 23. Куликовская битва
Урок 24. Хан Ахмат и государь Иван III
Урок 25. Повторение и обобщение материала
Раздел IV. Россия в XVI-XVII веках
Урок 26. Первый царь на Руси
Урок 27. Рост Москвы
Урок 28. Первопечатник Иван Федоров
Урок 29. Спасители Земли русской
Урок 30. Царь Алексей Михайлович
Урок 31. Одежда и обувь людей
Урок 32. Повторение и обобщение материала
4 КЛАСС
Урок 1. Вводный
Раздел V. Россия в XVII-XVIII веках
Урок 2. Население России
Урок 3. Царевич Петр
Урок 4. Новые порядки Петра
Урок 5. Северная война
Урок 6. Строительство Санкт-Петербурга
Урок 7. Повторение и обобщение материала
Раздел VI. Россия в XVIII - начале XIX века
Урок 8. Россия после Петра I
Урок 9. Екатерина Великая
Урок 10. Жизнь крестьян
Урок 11. Полководец Суворов
Уроки 12-13. Русская культура и наука
Урок 14. Повторение и обобщение материала
Раздел VII. Россия в XIX - начале XX века
Урок 15. Отечественная война 1812 года
Урок 16. Оборона Севастополя
Урок 17. Отмена крепостного права
Урок 18. Паровозы и пароходы
Уроки 19-20. Николай II. Февраль 1917 года
Урок 21. Василий Суриков и Илья Репин
Урок 22. Повторение и обобщение материала
Раздел VIII. Россия в XX веке
Урок 23. Новая власть
Урок 24. Гражданская война
Урок 25. Сталинское время
Урок 26. Брестская крепость
Урок 27. Москва в 1941 году
Урок 28. Сталинградская битва
Урок 29. Падение Берлина
Урок 30. Московские небоскребы
Урок 31. Полеты в космос
Урок 32. Россия - Родина моя
Урок 33. Повторение и обобщение материала
Литература для внеклассного чтения
Книги для учителей.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания истории в начальной школе, Студеникин М.Т., Добролюбова В.И., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Урок истории.
Тема: « История письменности»
3 класс
Цель:
Обучающая
- расширить и углубить знания детей по теме.
Развивающая
- умение готовить и делать публичный доклад
- умение работать с разными источниками информации
- умение работать в группах
Воспитывающая:
- приобщение к народным истокам культуры
Оборудование: урок проходит в компьютерном кабинете, слайд-фильм, доклады, тетради, ручки.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.
В начале было слово. Но свою подлинную мощь Слово обрело лишь с появлением книги.
Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии нашей цивилизации. Менялись эпохи, менялся материал и способ изготовления книги, но неизменным оставалось ее главное назначение - служить сохранению и передаче человеческого опыта, знания, духовных ценностей.
. Гигантская, накопленная за века библиотека - надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Эта библиотека создавалась на камне и земле, глиняных табличках и деревянных дощечках, на свитках папируса и пергаменте,пальмовых листьях, на бересте, шелке, бумаге, магнитных лентах и дисках, а сейчас продолжает создаваться на лазерных дисках и в Интернете.

2. Знакомство с темой, целями, задачами урока.
Как же возникла письменность, с чего все началось? Слайд№1
Изучив, материал учебника и заинтересовавшись историей о новгородском мальчике, о учителях словесности, древними книгами мы решили поработать с другими источниками информации. Каждый по желанию выбрал тему, таким образом, класс разделился на семь групп.
Наш сегодняшний урок будет похож на настоящую конференцию, где заслушиваются доклады выступающих. Часто на таких мероприятиях присутствуют корреспонденты, они наблюдают за происходящим, делают записи, а после конференции пишут заметку в газету.
- Знаете ли вы что такое конференция? (ответы детей)
- А, корреспондент? (ответы детей)
(словарь: конференция - это собрание, совещание представителей каких- нибудь государств, организаций, групп. Корреспондент- автор корреспонденции в журнале.)
Я предлагаю вам поработать корреспондентами и после урока написать статью в нашу школьную газету.
- Согласны? (да)
- Как вы думаете можно написать статью, не слушая выступающих? (нет)
- А еще, в конце урока будет проведена викторина, если вы будете внимательны, то легко с ней справитесь.
3. .Работа над темой урока

Доклады детей:

Египетская письменность

Сей час в нашем алфавите 33 буквы. Но так было не всегда. Первые письмена писали в незапамятные времена Египтяне. Слайд №2
Вместо букв они рисовали всякие знаки, и их письмена напоминали современный ребус. Здесь были изображения львов, сов, ястребов, гусей. Людей рисовали в разных позах. Среди изображений встречались квадраты, треугольники, кружки. Такие письмена назывались иероглифы. Слайд №3
Вы спросите, чем же отличались иероглифы от букв? Да тем, что одни значки обозначали целые слова, другие - отдельные слоги. Писать таким письмом было очень трудно, понимать его сложно. При чтении возникали разночтения - это когда один человек понимает так, а другой иначе.
Другой народ, Гиксы, завоевавшие Египтян, выбрали из множества иероглифов- картинок два десятка, по количеству звуков в языке. Каждый такой значок стал обозначать отдельный звук в слове. Это уже были первые буквы. Ведь буква обозначает звук.
Слайд №4
Финикийцы упростили алфавит Гиксов. Они стали использовать похожие на прежние рисунки значки.
Греки приняли алфавит финикийцев и еще более упростили значки. Ученый греческий монах Кирилл придумал для славян особую азбуку- к греческим буквам он добавил новые- те, которые встречаются в славянских языках: Ж, Щ, Ю, Ь,Ш и другие. Эта азбука с тех пор называется – Кириллица - в честь Кирилла, создавшего ее. Немного измененная, эта азбука дожила до наших дней. Азбуку Кирилла учат все первоклассники во всех школах России.

Глиняная табличка
Слайд №5

Материал для письма бывает разный: можно процарапывать на камне буквы, на коре дерева, а можно сделать табличку из глины, высушить ее на солнце и писать на ней острой палочкой. Такой способ письма был широко рапостранен в древности.
Писали в древнем Вавилоне на глиняных табличках специальными палочками. Получались черточки в виде клиньев - такие таблички сохранились до наших дней! Но пользоваться табличками было сложно. Чтобы написать книгу, нужны сотни табличек – такую книгу в портфель не положишь!

Слайд №6
В древности папирус встречался в Египте очень часто; он представляет обыкновенно растение болот и служил гербом Дельты. Впоследствии его культура стала монополией; его разводили на немногих местах, желая поднять еще более и без того высокую цену. Папирус мог расти только у стоячих вод; мало помалу он исчез из Египта, служил для самых разнообразных целей. Мягкие части доставляли сладкий сок, нижнюю часть жарили и употребляли в пищу; молодые экземпляры шли в пищу целиком; корень служил горючим материалом, удобным для плавления меди и железа; из коры делали сандалии, волокна шли для тканей всякого рода, ценившихся выше льняных: из связанных стволов приготовляли двухместные челноки для рыбной и птичьей ловли и даже иногда большие суда. Особенно важно было употребление Папируса в качестве письменного материала. Сердцевину, толщиной в кисть руки, разрезали на продольные полосы, которые плотно укладывали на гладкую доску; поперек, под прямым углом, клался другой слой сердцевины; затем все это клалось под пресс и высушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страница светло-желтого цвета, если Папирус был молод, или темно-желтого, если он был стар; последний сорт предпочитался египтянами, первый был в употреблении в римское время. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки, а не сшивались в виде книг. Таким образом, получались иногда чрезвычайно дивные полосы, доходящие до десятков метров. Строки шли по узкой части, но в официальных документах, написанных демотическим письмом, мы находим и продольные строки во всю длину свитка, доходящие до нескольких метров. Весьма интересны школьные тетради писцов, судебные акты, сказки, письма чиновников и официальные бумаги, молитвы богам. От позднейших эпох Египта осталась масса греческих, коптских, арамейских и арабских Папирусов., рассеянных по всем музеям и коллекциям. Находят египетские Папирусы большей частью при мумиях, нередко, в особых футлярах.
Здоровьесберегающая минутка.
Детям предлагается повторить позы человечков на пиктограммах.
Пергамент
Слайд №7
Пергамент - кожа на Востоке – очень древний материал для письма. По свидетельству греч. историков V в. до Р. Хр. , она уже в то время издавна употреблялась в этом качестве у персов; отсюда она, под именем дифтер, рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры. Обработанная кожа и теперь употребляется евреями для богослужебных синагогальных свитков, достигающих порой до 100 и более фут длины. Хорошим собранием таких свитков владеет рукописное отделение Императорской публичной библиотеки в СПб. По свидетельству Плиния во II в. до Р. Хр. египетские цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта; тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили ее в оборот под именем V а позднее, по месту главного производства – pergamhnh . Новому материалу пришлось выдержать продолжительную борьбу с освященным веками папирусом. Восторжествовал П. сравнительно поздно, хотя его удобства (возможность письма на обеих сторонах листа, возможность смыть текст, писанный растворимыми в воде чернилами [палимпсесты] и нанести новый и т. п.) были сознаны и в древности. Рукописи пергаменные соединялись в кодексы, т. е. в книги, состоявшие из отдельных тетрадей по 4 листа, согнутых пополам, следовательно, в 16 стр.; кодексы металлическими украшениями, и снабжались застежками, вроде наших толстых старопечатных книг. Выделка пергамента достигла большого, переплетались обыкновенно в дерево, обшитое кожей или пергаментом, иногда с богатыми совершенства. На юге Европы в средние века употребляли, по преданию, козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно, телячьими. Из ослиной кожи П. не выделывался. В публичной библиотеке есть рукопись бл. Августина, писанная на превосходном, мягком и тонком, почти белом
пергаменте, выделка которого представляет своего рода совершенство. Кроме белого, употреблялся иногда для особенно роскошных рукописей цветной, всего чаще фиолетовый П., на котором писали серебром и золотом. Такова рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном П., серебром, и хранится в Швеции, в Упсале. В спб. публичной библиотеке есть греческое четвероевангелие, писанное золотом по фиолетовому П. – по преданию, рукой византийской имп. Феодоры. Слайд № 8

Слайд № 9
Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.
Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад, и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.
Теперь из тряпок делают самую лучшую бумагу. Для писчей, газетной, оберточной бумаги используют древесину. Сейчас бумагу делают машины.
Когда китайцы изобрели бумагу, эстеты-японцы нарезали ее на квадратики и стали складывать кораблики, птиц и зверей, назвав это развлечение и искусство "оригами". Постепенно это малопрактичное с виду занятие приняло вид эпидемии и распространилось не только на Восточное, но и на Западное полушарие. Плодами этой культурной экспансии в России можно было полюбоваться на выставке "Атлас мира оригами", которая проходила с 28 апреля по 28 мая в Государственном Дарвиновском музее.
Русский папирус или берестяные грамоты
Открытие в Новгороде берестяных грамот заставило пересмотреть наши представления об образованности населения в древней Руси, убедиться в распространении грамотности среди трудящегося населения (включая и женщин) в.древнем Новгороде. Распространению грамотности и светской бытовой письменности в древнем Новгороде способствовало обилие дешевого писчего материала - бересты.
Больше всего запомнилась ученым небольшая береста, на которой маленький новгородец обучался грамоте. Старательно, неторопливо выводил он палочкой буквы алфавита, а затем отдельные « склады»: « ба, ва, га, да». И вдруг наскучило ему это утомительное занятие. Представил он себя славным богатырем, защитником Русской земли. Нарисовал рядом с буквами на бересте лошадь и всадника на ней, который копьем поражает врага, а фигуру подписал: «Онфиме».
Слайд№10 - 11
Ряд древнерусских рукописей XIII-XVI вв., главным образом новгородского происхождения, сохранил чрезвычайно интересную запись беседы новгородского священника середины XII в. Кирика с его непосредственным начальником главой новгородской церкви епископом Никонтом.
Новгородская Синодальная кормчая 1280-х гг. сохранила текст такого вопроса Кирика: "Нъсть ли въ томь гръха, аже по грамотамъ ходите ногами аже кто изрЪзавъ помечеть, а слова будуть знати?" Очевидно, он видел, как новгородцы, изрезав, "метали" на землю "грамоты", а затем ходили по ним.
Любопытным подтверждением слов Кирика о том, что эти грамоты "изрезав" мечут и ходят по ним ногами, являются сами находки берестяных грамот. В большинстве случаев они сохранились в поврежденном, порванном виде, иногда в обрывках. . Куски некоторых из них были брошены в одно место и оказалось возможным их соединить. Адресаты, прежде чем выбросить письма, предусмотрительно уничтожали их. А если под руками не было ножа, то грамоту старались разорвать или, по крайней мере, вырвать имя адресата.
Из 194 грамот, изданных в настоящее время полностью и с указанием точного места находки, 51 грамота, т. е. свыше четверти, найдена на мостовых Великой, Холопьей или Кузьмодемьянской улиц или рядом с мостовыми. Нужно учитывать, что мостовые в Новгороде подметались и содержались в чистоте и многие остатки грамот были уничтожены вскоре после того, как попали на мостовую.
Но больше всего запомнилась ученым ребольшая береста, на которой маленький новгородец обучался грамоте. Старательно, неторопливо выводил он палочкой буквы алфавита, а затем отдельные « склады»: « ба, ва, га, да». И вдруг наскучило ему это утомительное занятие. Представил он себя славным богатырем, защитником земли русской.
Слайд № 12
Учителя словесности
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ славянские просветители, православные проповедники, создатели славянского алфавита.
Памятник Кириллу и Мефодию установлен в городе Мурманске.

Просмотр слайд фильма.

Слайды № 13 – 24
Здоровьесберегающая минутка
Попробуйте изобразить буквы из старославянской азбуки: буки, веди, глаголь, люди, кси, рцы.
4. Подведение итогов.
Закройте глаза. Вспомните, пожалуйста, весь ход урока. Продолжите фразу: «Я теперь знаю…»
Предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Слайд № 25