Иммануил Кант — подданный Российской империи. Как иммануил кант стал российским подданным Домик пастора Даниэля

Знаете, чем схожи Гегель и Кант? И того, и другого мало кто читал, - утверждает директор ГУП «Кафедральный собор» Игорь Одинцов. - А знаете, чем они отличаются? Благодаря марксистско-ленинской теории, люди, воспитанные в СССР, знают все ошибки теории Гегеля, но не видят ни одной в трудах Канта. Хотя ошибки в его работах, безусловно, есть. Например, в одной из монографий он утверждал, что осетр - донная рыба, питающаяся камнями. В другой - что под Оренбургом живут карликовые люди с небольшими хвостиками.

Однако все эти забавные нелепости либо забыты, либо списаны на простительную для мыслителя чудаковатость. О великом кенигсбержце Одинцов говорит с нескрываемым пиететом.

Кант - гений, прописавший все нормы человеческой морали, - считает историк.

Биографы же философа констатируют: Кант был не только образцом нравственности, но и пунктуальности. По его ежедневной прогулке кенигсбержцы сверяли часы.

В судьбе выходца из бедной семьи случались времена, когда на хлеб приходилось зарабатывать игрой в карты и на бильярде, в чем Кант не видел ничего дурного. Однако, от перспективных брачных союзов отказывался. Существует довольно характерный пример. В 1847 году в поисках заработка молодой Кант, подвизавшийся на ниве репетиторства, подался в деревеньку Юдшен. Местный пастор увидел в юном педагоге большие перспективы и начал сватать за него свою дочь. Настолько активно, что Кант вынужден был бросить преподавание и вернуться в Кёнигсберг.

Когда же в зрелом возрасте философ получил признание и достиг соответствующего состояния, то не решился неволить браком с собой, стариком, местных прелестниц, хотя от желающих не было отбоя. Однако женской красотой кенигсбергский затворник всегда восхищался. Будучи уже в пожилом возрасте, во время званных ужинов, ослепший на левый глаз Кант всегда настоятельно просил посадить самую красивую даму вечера по правую от себя сторону.

Интересно отношение Канта к религии, - продолжает Игорь Одинцов. - Его никто не мог упрекнуть в атеизме. Однако будучи верующим, Кант оставался адептом науки. Он так и заявлял своим студентам, не боясь попасть в опалу: «В области разума никаких доказательств Его существования не было и быть не может».

А вот еще один парадокс из жизни самого известного в мире кенигсбержца.

Почему-то мало кто отмечает, что Кант жил и умер Российским гражданином, - говорит Игорь Одинцов. - Во время Семилетней войны Восточная Пруссия добровольно вошла в состав Империи. Тогда же каждый житель Кёнигсберга принес присягу на верность государыне Елизавете Петровне. Когда же политическая ситуация изменилась, и провинция вышла из состава России, Кант отказался от новой присяги, заявив, что клятвы и обеты даются только раз. И это тоже было проявлением его кантовской морали.

Он так и умер подданным Российской империи, которого в последний путь в течение нескольких дней провожал весь Кёнигсберг.

Домик пастора Даниэля

В юбилейном для философа году калининградские власти предприняли попытку спасти один из немногих объектов, непосредственно связанных с именем Иммануила Канта. Речь идет о домике пастора Даниэля Эрнста Андерша, того самого, который хотел выдать свою дочь за подающего надежды репетитора.

Всем известно, что философ был домоседом, никогда не выезжал за пределы Восточной Пруссии, за что еще при жизни его называли кенигсбергским затворником, - рассказал «Культуре» губернатор Калининградской области Николай Цуканов. - Сегодня в области, а значит и в мире, не так много мест, связанных с Кантом. Здание в поселке Веселовка (прежние названия Юдшен, а позже Кантхаузен) - как раз одно из таких мест. От прежнего строения остались только цоколь и фундамент, тем не менее, мы уверены, что этот домик необходимо сохранить для потомства.

Чтобы получить в собственность разваливающееся частное здание, областным властям пришлось включить административный ресурс. Теперь же, когда тонкий юридический вопрос оказался решенным, региональные власти планируют в самое ближайшее время превратить Веселовку в настоящую мекку для поклонников Канта и любителей философии. Завершившаяся в конце марта государственная экспертиза в очередной раз подтвердила: дом в Веселовке напрямую связан с именем гения.

Реставрацией здания займутся специалисты, - пояснил «Культуре» известный кантовед Вадим Чалый. - Его разберут по кирпичикам, их пронумеруют, потом все восстановят. Вокруг будет создан необходимый антураж - дом творчества с жилыми комнатами и читальным залом, летняя столовая для студентов.

В самом же домике пастора решено сделать музей Канта, здесь же будет и конференц-зал, где планируется проводить философские чтения.

Станет ли Веселовка, благодаря этому проекту, еще одним туристическим центром региона, покажет время. Однако следует заметить, что в целом потомки благодарностью Канта не баловали. Уже через полгода после смерти философа дом, где он жил, был снесен, а на его месте построен… шляпный салон. Так что сегодня только два места в регионе связаны с самым известным уроженцем Кёнигсберга- здание в Веселовке и собственно могила Канта.


«Быть опровергнутым - этого опасаться...

Аэропорт в Калининграде по итогам конкурса «Великие имена России» назвали в честь Елизаветы Петровны. Императрица обошла философа Иммануила Канта, имя которого долго лидировало в голосовании. В конце ноября неизвестные облили памятник Канту краской, прозвучали заявления, что называть его именем аэропорт непатриотично. Каким был «русский» период жизни философа?

В 1758 году Кёнигсберг, родной город Иммануила Канта, был занят русскими войсками. Жители города принесли присягу на верность Елизавете Петровне. Философ направил императрице прошение о зачислении на должность ординарного профессора Кёнигсберского университета:

«С кончиной блаженной памяти доктора и профессора Кипке освободился пост ординарного профессора логики и метафизики Кенигсбергской академии, который он занимал. Эти науки всегда были предпочтительным предметом моих исследований.

С тех пор как я стал доцентом университета, я читал каждое полугодие по этим наукам приватные лекции. Я защитил публично по этим наукам 2 диссертации, кроме того, 4 статьи в Кенигсбергских ученых записках, 3 программы и 3 других философских трактата дают некоторое представление о моих занятиях.

Лестная надежда, что я доказал свою пригодность к академическому служению этим наукам, но более всего всемилостивейшее расположение Вашего Императорского Величества оказывать наукам высочайшее покровительство и благосклонное попечительство побуждают меня верноподданнейше просить Ваше Императорское Величество соблаговолить милостиво определить меня на вакантный пост ординарного профессора, уповая на то, что академический сенат в рассуждении наличия у меня необходимых к сему способностей сопроводит мою верноподданнейшую просьбу благоприятными свидетельствами»

Желаемую должность Иммануил Кант тогда не получил. Российским подданным он оставался до июля 1762 года. Вокруг философа сложился кружок русских офицеров, среди его гостей был и Григорий Орлов. Взгляды Иммануила Канта тогда стали предметом дискуссий. Вот некоторые из его высказываний о жизни и нравственности:

«Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине"

«Страдание - это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности»

«Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает»

«В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям»

«Человек редко думает при свете о темноте, в счастье - о беде, в довольстве - о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде - о счастье, в нищете - о достатке»

«Взывать к мужеству - это уже наполовину значит внушить его»

«Женщины даже мужской пол делают более утончённым»

«Быть опровергнутым - этого опасаться нечего; опасаться следует другого - быть непонятым»

«Счастье есть идеал не разума, а воображения»

«Из всех сил, подчинённых государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру»

«Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись»

«Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни»

«Чем больше привычек, тем меньше свободы»

«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства»

«В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики»

«Относись к человеку всегда как к цели и никогда - как к средству»

«Кто избавился от излишеств, тот избавился от лишений»

«Работа - лучший способ наслаждаться жизнью»

«С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед»

«Все, что зовется благопристойностью, не более как красивая внешность»

https://diletant.media/articles/44583328/

«Империя как путь России к европеизации». С таким докладом на семинаре Русской Христианской Гуманитарной Академии выступил известный историк, философ и писатель Владимир Карлович Кантор. Видеоролик с выступлением можно посмотреть внизу поста.

Приведу наиболее интересные мысли участников дискуссии.

Советский Союз не был империей!

Европейская цивилизация это мутация азиатских структур.

Деспотия родилась в Азии.
Деспотия – когда правит один, но и он не свободен (он раб власти, как и остальные).

Путь Европы это имперский путь.
Империя возникла в Греции.
Греция – первая морская цивилизация и ответ Востоку.

Первым ответом восточной деспотии стала империя Александра Македонского.
Империя Александра Македонского это система примирения различных культур.

Классическая империя возникает в эпоху Рима. В древнем Риме было соединение трёх основных аристотелевских структур власти: 1 монархия 2 аристократия 3 полития

Империя это правовое пространство. В деспотии права только у деспота, остальные – рабы.

Грамотность – завоевание империи. Деспотия грамотность не любит.

Империя объединяет много народов, и задача ввести эти народы в пространство правовое и цивилизационное.
Империя наднациональна и надконфессиональна.

Идея Рима не умерла вместе с римской империей.

Европа это идея, волевое решение, в отличие от Азии.
Одно – когда народы равно подчинены императору. Другое – одному титульному народу!

Россия стала нацией, не включив в нацию народ. От этого и погибла Российская империя.

В своём государственном строительстве Россия ориентировалась на опыт Англии.
Струве хотел построить Россию по образцу Великобритании.

Столыпин был против введения патриаршества. «Мы оставляем Синод как надконфессиональное учреждение».

Националисты никогда не создадут империю, потому что начнут подавлять другие народы.

РСДРП – российская партия, но не русская.
Большевики хотели восстановить империю. Но их методами это было невозможно, так как требовалось правовое поле. И таким образом, они построили деспотию.

СССР был не имперская структура, а деспотия!

Империя – это открытая система.

Христианство как наднациональная религия могла возникнуть и распространиться в римской империи – наднациональной структуре.

Для создания империи не важно, какая именно используется монотеистическая религия.

В Европу нельзя проситься, в Европу можно входить «под грохот пушек и строящихся кораблей», – как писал Пушкин.

Пётр не просто построил империю, а создал матрицу, в том числе и город Санкт-Петербург.
Всякий город структурирует сознание живущих в нём людей.
Санкт-Петербург – имперский город.

Большевики, сломав империю, переносят столицу в Москву. Вместо российской империи появилась московская деспотия.

Деспотия не терпит людей, которые предлагают что-то от себя, а требует лишь подчинения.

Современная Россия не империя.

Православие сейчас реально скрепляет государство Россия.

В истории нет точного знания. Философия истории это некая форма ложного сознания.

России присущи имперские качества.

Сегодня Россия создаётся как национальное государство с этнической русской идентичностью и с типичной этнической религией – православием. Это изолирующая идентичность, не имперского типа, отторгающая всех остальных.

В конце двадцатого века началась экспансия народов. Народы, культуры стали выходить за пределы государственных границ. Стали образовываться мировые диаспоры, которые не ассимилируются, а изолируются от местного населения, образовывая собственные фактории («чайнотауны»).

Мировые диаспоры, связанные с метрополией, образуют имперские структуры, выходящие за пределы национальных границ. Это новый тип государства, основанный не на совокупности территорий, а на совокупности граждан. Главным становится гражданство. Это новый вариант имперского существования.

Налицо экспансия диаспор.
В Европейском Союзе 8 миллионов русских – самая большая диаспора.

Важна критическая масса имперских составляющих, когда империя может возникать и без императора, при поликонфессиональности или большой массе населения.

Демократическое государство это идея механической государственности равных индивидов.

Империя принадлежит к органической государственности, суть которой в связи с трансцендентным.

Смысл существования империи в том, что есть всегда некое начало, ради которого стоит жить, не извлекая из этого практической пользы – нечто обращённое в вечность.

Я ЗАДАЛ ДВА ВОПРОСА:
1 Сегодня мы видим две империи: Европейский Союз и Соединённые штаты Америки. Каково место России между этими двумя империями – между «молотом» и «наковальней»?
2 Если город структурирует сознание, то как изменилась власть с присутствием в ней петербуржцев?

МОЁ МНЕНИЕ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ СЛЕДУЮЩЕЕ:
Сразу после развала Советского Союза, который был назван «империей зла», гегемоном в мире стали США, и отношение к понятию империя изменилось на положительное.

Можно спорить, был ли Советский Союз империей или не был, но важно, что народы жили в мире, не было ксенофобии. И в этом смысле СССР для простого человека был благополучной страной.

Что для простых людей означает империя? Это отсутствие границ и таможен, единое пространство распространения информации и культуры, единый рынок труда, свобода перемещения, единые для всех правила.

Национальные элиты развалили страну СССР. Теперь у каждого своё министерство иностранных дел, свои посольства, свои послы. И кормить всех этих нахлебников должен простой человек.

Национальные государства это выдумка национальных элит для осуществления своего господства внутри своего государства.
Воюют элиты, а гибнут люди!

В своё время Ленина предупреждали, что право наций на самоопределение приведёт к развалу страны. Так оно и случилось.

Чтобы избежать печального опыта развала СССР, Россию строят как национальное государство. Этому служит и деление на семь федеральных округов, и партия «Единая Россия».

Римская империя безусловно дала толчок развитию завоёванных народов. Римские дороги до сих пор существуют, уже более двух тысяч лет.
Римское право послужило катализатором развития правового сознания на окраинах империи.
Важной особенностью римской империи было то, что она не подавляла национальных культур и уважала чужих богов, не боролась с национальными традициями.
Очевидно, что если бы не было римской империи, то и христианство не стало бы всемирной религией.
Если бы не было римского права, то Иисуса из Назарета убили бы без суда и следствия.

Все империи держались на веротерпимости. Но и в римской империи была религиозная вражда. Это хорошо показано в новом фильме режиссёра Алехандро Аменабара «Агора».

Мир стремится к единству. Но на основе чего это единство возможно? Либо на основе силы, либо братства. Идея личного обогащения не сможет сплотить людей!
Невозможно объединиться, более других любя себя самого. Душа испытывает потребность в жертвенном служении, а не в себялюбивом обогащении. Поэтому закономерно, что объединение возможно только на чувстве братства как выражении равенства и любви.

Какой будет всемирная империя будущего?

Идея глобализма есть идея объединения мира. Вот только на каких принципах он будет построен?
Неприятие принципов глобализации приводит к обратному эффекту – глоКАлизации.

Никто сам не откажется от своих преимуществ в угоду другим. Неравенство сохранится и будет всегда. Всегда будут обслуживающие и всегда будут управляющие, как всегда будут те, кому легче исполнять, чем думать и принимать решения. И никогда работа руководителя не будет стоить меньше работы исполнителя. Отсюда и неравенство. Это, однако, не означает, что все захотят стать руководителями.
Так что всё опять упирается в индивидуальные различия, которые были, есть и будут всегда.

Вопрос лишь в том, как сделать эту систему справедливой, чтобы она не приводила к конфликтам и войнам. Чтобы каждый получал по заслугам и не считал себя при этом обиженным. Хотя, смею предположить, обиженные будут всегда.

Экономически мир, возможно, и будет един, а вот духовно вряд ли. И это хорошо. Потому что именно многообразие есть источник развития.

Нужна новая парадигма как альтернатива потребительской экономике; альтруистическое потребление в противовес «симулятивному» потреблению.

Фактически речь идёт о будущем справедливом устройстве мира, основанного на справедливых социальных сообществах.

Вопрос в том, кто предложит более справедливую и удовлетворяющую как можно более разные слои общества социальную модель, имеющую наибольший потенциал развития. Модель, в которой общемировые цели будут связаны с индивидуальными целями и смыслами существования, учитывая религиозные и этнические особенности.

Или это очередная утопия, и война за господство одних над другими разведёт человечество по этническим «углам»?

Либо модель господства–подчинения, приводящая к неминуемому самоуничтожению; либо модель солидарности и сотрудничества.
Разумеется, будущее за сотрудничеством. Но жажда господства и подчинения в природе человека, и этого нельзя не учитывать.
Солидарность может быть только на основе справедливости.

Патриотизм это любовь к своим, а национализм это ненависть к чужим.
Любить надо всех людей, а не выборочно русских или американцев.

Оставаясь гражданином своей страны, в душе надо быть гражданином мира.
Я русский гражданин мира!

В 1758 году Кёнигсберг, родной город Иммануила Канта, был занят русскими войсками. Жители города принесли присягу на верность Елизавете Петровне. Философ направил императрице прошение о зачислении на должность ординарного профессора Кёнигсберского университета:

«С кончиной блаженной памяти доктора и профессора Кипке освободился пост ординарного профессора логики и метафизики Кенигсбергской академии, который он занимал. Эти науки всегда были предпочтительным предметом моих исследований.

С тех пор как я стал доцентом университета, я читал каждое полугодие по этим наукам приватные лекции. Я защитил публично по этим наукам 2 диссертации, кроме того, 4 статьи в Кенигсбергских ученых записках, 3 программы и 3 других философских трактата дают некоторое представление о моих занятиях.

Лестная надежда, что я доказал свою пригодность к академическому служению этим наукам, но более всего всемилостивейшее расположение Вашего Императорского Величества оказывать наукам высочайшее покровительство и благосклонное попечительство побуждают меня верноподданнейше просить Ваше Императорское Величество соблаговолить милостиво определить меня на вакантный пост ординарного профессора, уповая на то, что академический сенат в рассуждении наличия у меня необходимых к сему способностей сопроводит мою верноподданнейшую просьбу благоприятными свидетельствами»

Желаемую должность Иммануил Кант тогда не получил. Российским подданным он оставался до июля 1762 года. Вокруг философа сложился кружок русских офицеров, среди его гостей был и Григорий Орлов. Взгляды Иммануила Канта тогда стали предметом дискуссий. Вот некоторые из его высказываний о жизни и нравственности:

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине"

«Страдание — это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности»

«Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает»

«В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям»

«Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье, в нищете — о достатке»

«Взывать к мужеству — это уже наполовину значит внушить его»

«Женщины даже мужской пол делают более утончённым»

«Быть опровергнутым — этого опасаться нечего; опасаться следует другого — быть непонятым»

«Счастье есть идеал не разума, а воображения»

«Из всех сил, подчинённых государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру»

«Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись»

«Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни»

«Чем больше привычек, тем меньше свободы»

«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла бы стать основой всеобщего законодательства»

«В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики»

«Относись к человеку всегда как к цели и никогда — как к средству»

«Кто избавился от излишеств, тот избавился от лишений»

«Работа — лучший способ наслаждаться жизнью»

«С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед»

«Все, что зовется благопристойностью, не более как красивая внешность»