Оборудование и оформление кабинета логопеда. Создание развивающей среды в логопедическом кабинете Логопедический уголок в детском саду оформление

Ольга Кушнаренко

Данная презентация была представлена на муниципальный смотр - конкурс » . В конкурсе принимали участие группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. По результатам конкурса наша группа заняла призовое третье место. На слайдах представлена речевая зона , дидактические игры и наглядные пособия для использования воспитателями в работе по закреплению речевых навыков , а также для самостоятельной деятельности детей. Здесь можно увидеть : картотеку артикуляционных упражнений, игры для формирования воздушной струй, развития мелкой моторики, звуко-слогового анализа и синтеза , для автоматизации и дифференциации звуков, пальчиковые театры, музыкальные и шумовые инструменты, медиатеку. Всё расположено в зоне доступности для детей. Группа была открыта 01 .09.2015 года.



Публикации по теме:

Воспитателям работающим в логопедических группах бывает сложно запомнить автоматизируемые звуки каждого ребенка. Детей много, а звуки у.

«Речевой кубик» (дидактическая игра для детей логопедической подготовительной группы) Программные задачи: -развивать умение выполнять звуко.

Конспект развлечения в старшей группе «Речевой КВН» Цель: Создать положительный эмоциональный настрой всех участников, раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии.

Конспект в подготовительной речевой группе «Сказки - помощницы» «Сказки - помощницы» Цели: упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закреплять правильное произношение.

В средней группе был организован центр «Речецветик», в котором были подобраны дидактические игры: Звуковая культура речи Развитие фонематического.

Организация полноценной речевой деятельности детей логопедической группы посредством реализации нетрадиционных форм Приложение к опыту "Организация полноценной речевой деятельности детей логопедической группы посредством реализации нетрадиционных форм.

Проект «Речевой центр как средство развития самостоятельной речевой деятельности детей» Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Важнейшим условием совершенствования речевой.

/

Развитие и коррекция речи – важное направление образовательного процесса в детском саду. Логопедический уголок в группе детского сада специально оборудуется для логопедических занятий и игр с воспитателем. Воспитатель работает по заданию логопеда над улучшением звукопроизношения малышей, развитием у них фонематического слуха, расширением словарного запаса, исправлением дефектов речи и т.д.

Логопедический уголок в группе детского сада оснащен игровым, дидактическим и наглядным материалом, позволяющим регулировать процесс развития речи у дошкольников. Материал подбирается совместно логопедом и воспитателем так, чтобы он был познавательным, развивающим, удовлетворял потребности малышей в развитии, учитывал их психологические и физиологические особенности и имеющиеся нарушения речи. Для каждого возраста материал подбирается отдельно.

Для оптимизации педагогического процесса в современных детских садах на логопедических занятиях все чаще используется логопедические комплексы – интерактивное оборудование на базе ПК. Такое оборудование помогает проводить занятия в форме игры, способствует привлечению внимания детей к процессу обучения и значительно повышает эффективность работы педагога.

Как оформить логопедический уголок?

При оформлении логопедического уголка в группе следует стремиться к созданию комфортной и эстетически привлекательной обстановки. Его оборудуют в хорошо освещенном месте, в некотором удалении от игровой зоны и недалеко от книжного уголка. Доступ к нему должен быть удобным, чтобы маленькие воспитанники сами с удовольствием подходили к нему и включались в занятия и игры.

Подбор дидактического материала осуществляется по следующим разделам:

  • дыхательная гимнастика (для овладения навыками правильного вдоха-выдоха в процессе разговора);
  • артикуляционная гимнастика;
  • отработка звукопроизношения;
  • развитие фонематического слуха;
  • изучение основ лексики и грамматики;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие связной речи;
  • знакомство с потешками, поговорками, стихами и т.д.

Интерактивное оборудование дает возможность преподносить новую информацию максимально наглядно и интересно, превращает процесс обучения в увлекательную игру. Приобретение логопедического комплекса позволяет оптимизировать педагогический процесс и значительно улучшает результаты работы. Малыши легче вовлекаются в образовательную деятельность, да и в процессе занятий их внимание удерживается лучше, что ускоряет процесс приобретения новых знаний и избавления от дефектов.

Логопедический уголок речевой группы как часть предметно-развивающей среды

Костина Т.А., воспитатель

МКДОУ «ЦРР – д/с №15»

Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната. Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в логопедических группах. Нерегламентированная рамками непосредственно образовательная деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие познавательности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна эффективная коррекция речи дошкольников. При случайном, формальном подборе игр объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Необходимо разнообразить деятельность детей в коррекционном уголке. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок оборудованием, т.к. это затрудняет выбор. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи. Чем сложнее и многообразнее деятельность, тем нужнее речь, тем больше потребность в общении. Весь материал должен соответствовать возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает значительный положительный эффект в коррекционной работе. Игра создает условия для неформального общения ребенка со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий. Поэтому игровой материал должен быть доступным для него. Это положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие в целом. Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам предполагает системность в работе. Она регулируется воспитателями в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам. Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий. Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:


артикуляционная гимнастика в картинках : (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;

мелкая моторика : волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;

дыхание : вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т.п.;


высшие психические функции : разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;

фонематический слух : игры на дифференциацию звуков – например Игры с парными карточками З.Т.Бобылевой;

звукопроизношение : альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т.д.);

лексика : картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др.;

грамматический строй речи : игры Е.М. Карповой, Е.В. Соловьевой,
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один - много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.;

связная речь : сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.;

грамота : схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.


Интересным материалом, которое используется в нашем коррекционном уголке – это игровое пособие “Речевой куб». Пособие представляет собой кубы разного размера, изготовленные из легких материалов (картон, пластмасса, поролон, ткань, пенопласт). На каждой грани куба расположен речевой материал. Данный материал используется при выполнении артикуляционных упражнений, для развития у детей общей и тонкой моторики, лексико-грамматического строя и связной речи. Он меняется воспитателями по мере усвоения детьми различных тем. Самостоятельно дети играют с кубами в свободное время, закрепляя материал, отработанный на занятиях с учителем-логопедом. Играя, дошкольники подбрасывают куб и выполняют то задание, которое выпало на грань куба.Каждый куб имеет свое название, отражающее цели его (куба) использования. Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем коррекционного уголка можно сделать игрушку. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики. Ее одежда может содержать различные элементы для развития мелкой моторики рук (кнопки, крючки, пуговицы, шнурки, липучки, пряжки, молнии, зажимы и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают ориентацию в схеме тела. Занятие в логопедическом уголке воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами.С группой детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса.Дети сами подходят к логопедическому уголку: делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет рас ширить речевую среду в группе, создать у детей эмо циональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуж денно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда ).

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

Речевой центр.

Зеркала , перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.

Сенсорный центр (стол с разноцветной столешницей, предметы по цвету, по форме, карточки, настольно-печатные дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений и др.).

Центр занятий
представлен магнитной доской, партами, пособием «Жонглирующий клоун», на мячах крепится разнообразный материал для групповых и подгрупповых занятий.

Центр моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография. Пособие с откручивающимися крышками «Мухомор», «Весёлый поросёнок» и «Трудолюбивая гусеница» (связанные мною ). «Трудолюбивая гусеница» — это плетение косичек, цветы на пуговицах, кармашек на кнопках, завязывание банта и т.д ., многофункциональные крышки и многое другое.


Центр зрительного восприятия.
Глядя на звёзды, облако и солнце, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Я считаю такое пособие необходимым и очень полезным.

Центр
речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года).


Центр релаксации
. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Нюша, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.





Информационный центр
находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Советы родителям от Мудрой совы», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом.
Центр методического сопровождения
представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса.


Для поддержания интереса у детей и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года. Например, «Окно в природу»: осенью – крепим разноцветные листья, тучи, «дождь»; зимой – снежинки, снеговик, ёлка; весной – перелётные птицы, дерево с набухшими почками, солнышко «улыбается». Пособие «Волшебный зонт» для развития дыхания тоже меняется. Такой необычный календарь развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы зимой, весной, летом и осенью.


Постоянное обновление оснащения кабинета делает для детей коррекционную логопедическую деятельность интересной, комфортной, эмоционально обогащенной и, конечно, развивающей.

Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.

Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета. Это фотоальбом с “магнитными” страницами, где классифицирована вся информация о назначении и оснащённости рабочего кабинета. Имеется путеводитель по кабинету, в котором цвет круга соответствует разным направлениям коррекционной работы. Что значительно облегчает поиск необходимого учебного или методического материалов.
Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.

учитель-логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1»,

г. Ершова Саратовской области, Россия.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

10 простых советов родителям

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1 совет. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2 совет. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3 совет. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

4 совет. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5 совет. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6 совет. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.

8 совет. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т.д.

9 совет. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10 совет. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

(М. М. Безруких)

Виды трудностей

Возможные причины

1. Плохо запоминает конфигурацию.

2. Недостаточное различение близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении).

Недостаточная сформированность зрительного восприятия;

Недостаточная сформированность зрительной памяти.

3. Перестановка букв при чтении (рак - кар, нос-сон).

Недостаточная сформированность зрительного восприятия.

4. Замена букв, неправильное произношение при чтении.

Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции.

5. Трудность слияния букв при чтении (каждая буква легко читается отдельно, а вместе – трудно).

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;

Недостаточная зрелость коры головного мозга.

6. Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение).

Функциональная слабость центральной нервной системы;

Трудность концентрации внимания;

Выраженное утомление.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Детям до 5 лет учить иностранный

язык вредно!

Английские логопеды доказали, что дети, с рождения оказавшиеся в двуязычной среде, склонны к дефектам речи. Дети, владеющие двумя языками, часто путают слова и с трудом выражают свои мысли.

К такому выводу пришли логопеды после проведенного исследования в группе детей дошкольного возраста, говорящих на двух языках. Специалистами были замечены дефекты речи у 60% детей. Такие речевые недостатки, по словам логопедов, устраняются сложнее, чем подобные дефекты у дошкольников, не знающих иностранный язык.

Педагоги и детские психологи уже давно изучают так называемых билингвов - детей, с детства говорящих на двух языках. Установлено, что такие дети не чувствуют, где их основной, родной язык.

Эксперты не советуют при общении с ребенком привносить в речь иностранные выражения - малыш может не понять, на каком языке с ним разговаривают. Это повлияет на дальнейшее формирование у него «чувства родного языка», что грозит различного рода лексико-грамматическими ошибками.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Зачем нужен логопед?

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить букву Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки…

Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мамочка и каждый папочка хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И если логопед вовремя не преодолеет все трудности, возникшие в детском саду, эти трудности будут преследовать ребёнка и в школе.

Не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа.

Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать.

Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.

Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Таким образом, задача логопеда – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности.

И напоследок, маленькая шутливая иллюстрация:

У Олесика всегда с буквой «ЭР» была беда

Скажет «РАК» – выходит «ЛАК», вместо «РОЖЬ» – выходит «ЛОЖЬ».

Так вот, чтобы у вашего ребёнка не было такой беды или любой другой, связанной с речью и нужен логопед. Мы обязательно вам поможем! И помните, что детство – это этап подготовки к будущей жизни.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Как научить ребенка слушать?

Есть единственный способ научить ребенка слушать (воспринимать информацию на слух), научить тому, чем он будет занят по крайней мере еще 10 лет в школе:

ребенку дошкольного возраста нужно много читать (но не комиксы с минимумом текста).

Желательно покупать детям хорошо иллюстрированные книги известных детских классиков, которые знакомы нам с собственного детства (например, сказки Андерсена).

При покупке обязательно просмотрите текст и картинки. Иногда текст настолько безбожно урезают или искажают, что от любимой сказки остается только общий сюжет. Картинки же должны быть реалистичными, чтобы ребенок без труда узнал персонажей, а не ломал голову над тем, кого же нарисовал художник - зайца, мышонка или котенка.

Другой способ (более легкий для родителей, но не отменяющий родительского чтения) - аудиокассеты .

Важно обращать внимание на то, что именно озвучено. Желательно, чтобы в детской домашней коллекции преобладала классика. Не менее важно, какие именно актеры и в какой студии озвучивали текст.

Лучшими были и пока остаются записи с грампластинок и радиоспектаклей, сделанных еще в советские времена. Трудно себе представить, чтобы сейчас в таком малоприбыльном предприятии, как 40 минутная детская аудиопьеса удалось задействовать сразу несколько лучших отечественных актеров (а, например, только в сказке Андерсена "Новое платье короля" Апрелевского завода грампластинок их пятеро: Н.Литвинов, Р.Плятт, Е.Вестник, О.Табаков, Г.Вицин).

Так же точно теперь относятся к аудиозаписям - как к устаревшему по сравнению с видеокассетами носителю. Но психологи и логопеды замечают, что много видео вредно для детей, в особенности для детей с низкой способностью сосредоточения, слабым вниманием, для возбудимых и агрессивных детей. Попытки создания телешкол, образовательных программ на телевидении показали, что эти программы малорезультативны. В основном процесс обучения осуществляется классическими древними методами.

Если ребенку тяжело слушать, он быстро устает и отвлекается, для начала лучше брать записи, где текст перемежается музыкой, песнями, чтобы малыш мог отдохнуть, подвигаться.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Как развить мелкую мускулатуру руки

ребенка

    Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.

    Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

    Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

    Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

    Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

    Заводить будильник, игрушки ключиком.

    Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой

    Резать ножницами.

    Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

    Делать пальчиковую гимнастику.

    Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

    Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Леворукий ребенок

Леворукость - это предпочтительное использование левой руки для осуществления различных действий. Установлено, что леворукость в десять-двенадцать раз чаще встречается в семьях, в которой левшой является хотя бы один из родителей, т.е. носит унаследованный характер.

Кроме явной , часто встречается скрытая леворукость. Такой человек приучен с детства пользоваться правой рукой, но при непривычных действиях или в состоянии аффекта пользуется левой.

Если у правши ведущим является левое полушарие головного мозга, то у левши ведущее - правое. Оба полушария отвечают за совершенно различные функции, поэтому понятно, что правши и левши существенно отличаются друг от друга. Левши - это обычно особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают большие музыкальные способности левшей, для них не редок музыкальный слух. Но в то же время им свойственна задержка речи и затруднения в произношении различных звуков. Такой ребенок непосредствен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении своих желаний, очень упрям. Ему с большим трудом даются чтение и письмо. Несмотря на эти особенности, левша нормально проходит все стадии физического и психического развития и становится абсолютно полноценной личностью. Переучивание левши не может изменить особенности его центральной нервной системы. Оно приводит лишь к тому, что ребенок с равным успехом начинает пользоваться обеими руками, т. е. леворукость приобретает скрытую форму. Ученые считают, что переучивание левши нецелесообразно и даже вредно , так как иногда это приводит к психическим травмам и неврозам, а также к речевым нарушениям(например, к заиканию ). Можно предупредить развитие леворукости, если с самого раннего возраста стараться давать ребенку предметы только в правую руку; осторожно, но настойчиво перекладывать предметы из левой руки в правую (например, ложку во время еды), в игре использовать преимущественно правую руку и т. д.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Общаясь с ребенком – развиваем речь

Речь маленького ребенка развивается постепенно.

Еще в утробе матери малыш привыкает к ее голосу, различает его среди других голосов. Когда малыш рождается, мама должна как можно чаще говорить с ним. Пускай маленький человечек многого не понимает, но ему очень нужно слышать речь, для того, чтобы со временем овладеть родным языком.

Одевая малыша на прогулку, мать проговаривает вслух, что одевает на него, куда они пойдут гулять, какая на улице погода и т.д.

Если мать кормит ребенка, то происходит тот же процесс обучения восприятию речи: «ложечка за маму, за папу и т.д.; «будешь хорошо кушать – вырастешь большой и сильный». Ребенок внимательно слушает, реагирует жестами, улыбается, гулит.

Постепенно у ребенка накапливается пассивный словарь, развивается внимание, мышление. Если с ребенком не разговаривать и все режимные моменты (одевание, кормление, прогулки) проводить в молчании, то речь и психические процессы развиваться не будут.

Например, детей, которых воспитывают в Доме Малютки, очень часто встречаются дети с ЗПР и различными речевыми нарушениями. Я видела таких детей в больнице. Приехала к своему сыну, и мы пошли по отделению на беседу к врачу. В боксах лежали малыши. Крохи совсем, милые и беззащитные. Сын сказал, что эти детки лежат здесь одни, без родителей. Старшим ребятам иногда медсестры разрешают заходить к малышам, играть с ними. Детям от 2 до 5 месяцев. Они лежат в больших (для их возраста) кроватках и смотрят в одну точку, некоторые спят. Зрелище душераздирающее. Они никому не нужны, от них отказались прямо в роддоме, через несколько часов после рождения.

Кто с ними будет разговаривать, общаться, играть, любить, заботиться? Какими вырастут эти дети?

Давайте любить детей, холить, лелеять, баловать, защищать, оберегать и надеяться, что они вырастут самыми-самыми замечательными!

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Подготовка руки ребенка к письму

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Рисование каракулей, штриховка, лепка, массаж пальчиков и кистей рук, работа с мозаикой, конструктором и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев. Контроль навыка письма у ребенка желательно провести до того, как ему исполнится четыре года, чтобы иметь запас времени для исправления неправильного навыка перед поступлением в школу. Заниматься шестилетний ребенок может не более двадцати минут. Если к школе ваш ребенок долго застегивает пуговицы, не умеет завязывать шнурки, часто роняет что-либо из рук, вам следует обратить внимание на сформированность навыка письма.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Причины нарушений речи

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

Негативные факторы в период беременности и родов;

- «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим очень квалифицированный специалист;

Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

Наследственные факторы;

Снижение слуха;

Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;

Сосание пальца.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Родителям первоклассников

Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит от родителей. Вот несколько правил для родителей .

Правило 1 : при ребенке не высказывать негативного мнения о школе.

Правило 2 : рабочее место первоклассника должно быть удобным, привлекательным и располагать к интеллектуальной деятельности.

Правило 3 : не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс.

Правило 4 : необходимо сочетать или чередовать различные виды деятельности младшего школьника, учитывая специфику материала и степень его сложности. Родители не должны забывать, что через игру обучение может стать более привлекательным и доступным.

Правило 5 : каждый человек имеет право на ошибку. Если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, важно увидеть и исправить ее, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

Правило 6 : все достижения ребенка нужно считать важными. Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значимость выполненной работы.

Правило 7 : родители должны стараться не допускать невыгодных для ребенка сравнений с другими детьми, не должны стесняться говорить о его успехах и достоинствах в присутствии других людей, особенно учителей и одноклассников. Общественное мнение и самооценка ребенка должны быть позитивными.

Успехов Вам и Вашему ребенку!

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Социальные причины нарушения звукопроизношения

Часто причиной дефектного звукопроизношения является неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, двуязычие в семье, а также «сюсюкание».

Если у родителей в семье имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук «Р» или «Л»), то и ребенок будет подражать этому неправильному произношению. Именно этим и можно объяснить нередкие случаи «семейной картавости». В данном случае родители, у которых неправильное произношение звука, не могут заниматься автоматизацией звука с ребенком. Когда у ребенка звук поставлен, автоматизировать его нужно на занятиях с педагогами или с тем из родителей, у которого нет речевых проблем.

Если в семье «двуязычие» , то это становится большой проблемой. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители идут навстречу педагогам и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков не используют второй язык. Добавлю, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

Отдельная история, когда родители начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка , копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но также утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь его речь и так нравится взрослым. В данном случае требуется помощь логопеда.

Бывают случаи, когда родители невнимательно, безразлично относятся к речи ребенка , не обращают внимания на неправильное произношение, а также на речь в целом. Это можно назвать педагогической запущенностью.

Все перечисленные причины неправильного произношения являются социальными. Ребенку в данных случаях мешает самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением окружение, среда.

Что делать в таких случаях? Немедленно бежать к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным.

УГОЛОК ЛОГОПЕДА Учите детей говорить выразительно

Около 53% детей с отставанием в развитии речи не могут выразить эмоционально – смысловое содержание высказывания, иными словами, не умеют выразительно говорить.

В связи с этим родителям необходимо выполнять с детьми специальные упражнения, которые помогут им научиться говорить с выражением.

1. Ребенок упражняется в произнесении коротких фраз с заданной интонацией.

Взрослый говорит фразу, например: Наконец – то выглянуло солнце! Ребенок воспроизводит фразу с той же интонацией сначала вместе со взрослым. Затем малыш сначала выслушивает взрослого, а после этого повторяет фразу один с таким же выражением (Мама дома? Катя здесь! ).

Наконец, ребенку предлагается самому придумывать предложения и произносить их с нужной интонацией самостоятельно.

2. Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений;затем коротких рассказов, историй, стихов, сказок. Последовательность этапов работы сохраняется: вместе со взрослым, после него, самостоятельно.

При выполнении всех упражнений хорошо использовать мимику и жесты.

3. Взрослый произноситфразу, выделяя каждое слово. Например, Наташа подарила Саше лошадку. Задает ребенку вопросы, интонационно выделяя нужное слово и просит дать полный ответ, добиваясь, чтобы ребенок тоже выделял слово – ответ интонационно: Кто подарил лошадку Саше? -

Наташа подарила Саше лошадку.

Что сделала Наташа? – Наташа подарила Саше лошадку.

Кому подарила Наташа лошадку? – Наташа подарила Саше лошадку.

Что подарила Наташа Саше? - Наташа подарила Саше лошадк у.

4. Выучите с ребенком для закрепления стихотворения. Следите, чтобы он правильно использовал интонационные средства выразительности.

Например: Зайка плачет:- Ой – ой – ой!

Я ударился ногой!

- Мы сейчас достанем йод,

И нога твоя пройдет.

Ты у нас совсем большой,

Что ж ты плачешь:- ой – ой – ой!