Конкретной потребности по сравнению с. Смотреть страницы где упоминается термин потребности конкретные

Ставленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность объекта

Выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. На

Одном рынке объект может быть конкурентоспособным, на другом – нет. Конкурентоспо-

Собность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты,

Научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология,

Производство, выпускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник,

Информация, фирма, регион, отрасль, любая сфера макросреды, страна в целом.

Конкурентоспособность информационной системы – способность информаци-

Онной системы конкурировать с другими аналогичными системами в способах хранения,

Обработки, преобразования, передачи, обновления информации, обладать системностью,

Комплексностью, надежностью, адаптивностью, доступностью.

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Конкурентоспособность производства – способность производства как сложной

Открытой организационно-экономической системы выпускать конкурентоспособную про-

Дукцию, иметь коммерческий успех в условиях конкуренции, необходимый для дальней-

Шего развития и функционирования. Требования к производству: использование прогрес-

Сивных технологий, современных методов менеджмента; своевременное обновление

Фондов; обеспечение гибкости производства, пропорциональности, параллельности, не-

Прерывности, прямоточности, ритмичности процессов.

Конкурентоспособность технологии – способность данной технологии конкури-

Ровать с другими аналогичными технологиями, не иметь аналогов, обладать возможно-

Стью изготовить по данной технологии качественную и экономичную продукцию в соот-

Ветствии с конструкторско-технологической документацией, не снизив качества «входа»

Системы. Требования к технологии: мобильность, оптимальность уровня автоматизации



Процессов, минимальные потери ресурсов.

Конкурентоспособность фирмы – способность фирмы выпускать конкурентоспо-

Собную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли

Внутри страны и за ее пределами. К.ф. может быть оценена только в рамках группы фирм,

Относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги).

Оценка степени К.ф. заключается, в первую очередь, в выборе базовых объектов для срав-

нения, в выборе фирмы – лидера, которая должна обладать следующими параметрами:

соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности по-

требностей, удовлетворяемых с ее помощью;

соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая про-

дукция;

соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.

Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических

Или физических лиц за покупателя, за свое выживание в условиях действия жесткого закона

Конкуренции как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров в рамках

Антимонопольного законодательства, соблюдения Закона «О защите прав потребителей».

Контроль – функция менеджмента по учету расхода ресурсов и обеспечению вы-

полнения планов, программ, заданий по реализации управленческих решений.

Концепция – комплекс основополагающих идей, принципов, правил, раскрываю-

Щих сущность и взаимосвязи данного явления или системы, и позволяющих определить

Систему показателей, факторов и условий, способствующих решению проблемы, форми-

Рованию стратегии фирмы, установлению правил поведения личности.

Критерий приемлемости управленческого решения – заранее определенные па-

Раметры, которым должно удовлетворять управленческое решение, чтобы быть принятым.

Критерий Стьюдента – математический критерий, характеризующий существен-

Ность факторов, входящих в модель. Применяется для выбора модели. Для окончательной

Модели его значение должно быть больше двух (при вероятности, равной 0,95).

Критерий Фишера – математический критерий, характеризующий значимость

Уравнения регрессии. Применяется для выбора модели. Значение определяется по стати-

стическим таблицам в зависимости от размеров матрицы и вероятности.

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Критический путь – самая длительная последовательность событий при выполне-

Нии проекта.

Маркетинговый подход к менеджменту – подход, предусматривающий ориента-

Цию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты

Выбора критериев маркетинга: 1) повышение качества объекта в соответствии с нуждами

Потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества; 3) эко-

Номия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-техни-

Ческого прогресса, применения системы менеджмента.

Менеджеры – это люди, которые зарабатывают себе на жизнь благодаря своему

Профессионализму в напряженном, постоянно меняющемся и ничего не прощающем ок-

Ружении.

Менеджмент – междисциплинарная наука, основанная на исследовании влияния

Технических, экономических, организационных, экологических, психологических, соци-

Альных и других аспектов на эффективность использования ресурсов и конкурентоспо-

Собность принимаемого решения. Менеджмент – вид профессиональной деятельности

Людей по организации достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с исполь-

Зованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

Метод балансовый – метод, который позволяет произвести менеджеру, специали-

Сту балансовые сопоставления, увязки. Например, сопоставляются: приход и расход, за-

Траты и прибыль.

Метод индексный – метод прогнозирования, основанный на приведении значений

Показателей объекта в настоящем к будущему моменту при помощи индексов, характери-

Зующих изменение в будущем каких-либо условий по сравнению с настоящими условиями.

Метод цепных подстановок – метод, который используется для исчисления влия-

Ния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель или функцию путем

Последовательной подстановки фактического значения анализируемого фактора при со-

хранении остальных факторов на прежнем (плановом) уровне.

Методы параметрические – методы прогнозирования элементов полезного эф-

Фекта, затрат и других, основанные на установлении зависимостей между параметрами

Объекта и организационно-технического уровня производства, с одной стороны, и полез-

Ным эффектом или элементами затрат – с другой.

Методы экономико-математические – методы анализа и оптимизации, которые

применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйст-

венные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Методы экспертные – методы прогнозирования, заключающиеся в выработке

Коллективного мнения группы специалистов в данной области.

Методы экстраполяции – методы, основанные на прогнозировании поведения или

Развития объектов в будущем по тенденциям (трендам) его поведения в прошлом.

Моделирование логическое – выявление горизонтальных и вертикальных при-

Чинно-следственных связей между главными факторами, характеризующими управленче-

РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»

Ские, экономические, социальные или другие процессы, с целью воспроизведения процес-

Сов при анализе, прогнозировании и оценке параметров объектов.

Моделирование экономико-математическое – описание процессов математиче-

Скими методами с целью экспериментальной проверки параметров, процессов и взаимо-

Действия элементов объекта, экономии ресурсов и повышения качества управленческого

Решения.

Мотивация – функция менеджмента, процесс побуждения себя и других к дея-

Тельности для достижения целей фирмы и личных целей.

Научно-исследовательские работы, разработки – работы научного характера,

В удовлетворении потребностей, а они у разных людей разные, важно знать их содержательную сторону.

В наше время существует множество различных типов классификаций потребностей. Надо отметить, что классификация потребностей вызывает немалые трудности, так как нелегко решить, что положить в ее основу.

В отечественной научной литературе потребности принято делить на материальные, духовные и социальные. Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе общественно-исторического развития человека. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Однако надо подчеркнуть, что и материальные потребности являются продуктом социализации человека.

По способу удовлетворения потребности подразделяются на индивидуальные, которые человек может удовлетворить сам (приобретение телевизора, холодильника, продуктов питания и др.), и общественные, требующие общих усилий и больших затрат (например, строительство дорог, аэропортов, охрану общественного порядка и др.).

Проблемой классификации потребностей в зарубежной науке занимались Томас, Ф. Герцборг, К. Левин, А. Маслоу, З. Фрейд, К. Обуховский, К. Хорни и другие.

Зарубежные ученые не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисления.

Социолог Томас (1924) отвечая на вопрос: «Каково минимальное количество потребностей, которые должны быть удовлетворены, чтобы человек мог нормально функционировать», - перечисляет четыре основные потребности человека:

потребность безопасности,

потребность признания,

потребность дружбы

потребность нового опыта.

Наиболее стройную систему потребностей дал А. Маслоу. Он объединил их в группы:

  • 1. Физиологические потребности - потребности в том, без чего человек не может жить, включая воздух, пищу, жидкость. Эти потребности (среднего гражданина) удовлетворяются на 85 %.
  • 2. Потребность самосохранения - уверенность в том, что наши психологические потребности будут стабильно удовлетворяться в будущем. Эта потребность удовлетворяется на 70 %.
  • 3. Потребность в обществе и любви - потребность в общении с себе подобными, желание быть любимым. Она удовлетворяется на 50 %.
  • 4. Потребность в признании, в чувстве собственного достоинства - желание самоутвердиться, заслужить уважение людей. Эта потребность удовлетворяется на 40 %.
  • 5. Потребность в самовыражении, в самоуважении - как можно полнее реализовать свой потенциал. Удовлетворена лишь на 10 %.

У К. Обуховского общие потребности разделены:

I. Потребности самосохранения:

  • 1) физиологические,
  • 2) ориентировочные.

II. Потребность размножения (сохранение вида).

Физиологические потребности - понимаются как состояние здоровья (пищеварения, сон и т. п.).

«Ориентировочные» - означают, что объектом потребности является деятельность человека и внешние ситуации, связанные с ориентировкой в среде. Они удовлетворяются индивидуально. Выделено три фактора, определяющие ход индивидуализации. Ими являются конкретизация, ментализация, социализация.

  • 1. Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом. Число этих способов ограниченно, так как «готовность пользоваться неэффективными … способами угасает, тогда как использование других способов закрепляется». В этом заключается процесс формирования индивидуальных черт поведения (в том числе и потребительского) человека.
  • 2. Ментализация основывается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Она делает возможным сознательное участие человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей. Ментализация существенно влияет на ход процесса удовлетворения потребностей.
  • 3. Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой протекает наша жизнь. Культура состоит из идей, технологий, моделей поведения, правил, ритуалов и традиций, передаваемых в обществе из поколения в поколение. Культуру, таким образом, усваивают в результате социального взаимодействия, а не получают на генетическом уровне. Культура «является обширной системой, которая предоставляет человеку лучшие возможности решения конкретных проблем, возникающих в ходе приспособления к окружающей среде и удовлетворения потребностей».

Не вдаваясь в обсуждение вопроса, почему Ершов находит сходство у двух совершенно далеких друг от друга по интеллектуальному развитию и интересам людей, рассмотрим вкратце содержание этих классификаций как их представил П. М. Ершов.

Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:

Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.

Потребности познания.

Потребности всемирного объединения людей.

У Гегеля 4 группы:

Физические потребности.

Потребности права, законов.

Религиозные потребности.

Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными.

Бережной Н.М. в свой книге «Человек и его потребности» выделяет следующие большие группы потребностей:

Базовые потребности: это всеобщие потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся: биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Группа ценностно-ориентированных потребностей. В них можно выделить: разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.

Биологические (естественные) потребности

Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности - это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.

Материальные потребности.

Материальными называют потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Одна норма для шахтера, другая - для предпринимателя и бизнесмена, третья - для ученого и государственного деятеля и т. д. Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона и каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как "продовольственная корзина", "прожиточный минимум" и др.

Социальные потребности.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

потребности для других;

потребности для себя;

потребности вместе с другими.

Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя".

Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..."

Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического режима.

Особенности потребностей "вместе с другими" состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса.

Духовные потребности

Как мы отмечали выше, любая потребность характеризуется направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Бездуховность - одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Ценностно-ориентированные потребности.

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности. Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

  • 1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности.
  • 2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: "Пусть одна, но пламенная страсть".
  • 3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации.
  • 4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.

Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.

Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания.

Извращенными (вредоносными) можно назвать те потребности, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода "человек".

Это - чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции.

Вот как определяет ложные потребности известный немецкий философ Г. Маркузе в своей книге "Одномерный человек": "Ложными" являются те, которые навязываются индивиду особыми социальными интересами в процессе его подавления: это потребности, закрепляющие тягостный труд, агрессивность, нищету и несправедливость. Их утоление может приносить значительное удовлетворение индивиду, но это не то счастье, которое следует оберегать и защищать, поскольку оно сковывает развитие способности распознавать недуг целого и находить пути к его излечению. В результате -эйфория в условиях несчастья. Большинство преобладающих потребностей (расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие) принадлежит к этой категории ложных потребностей".

Но какие потребности Маркузе называет истинными потребностями? "Безоговорочное право на удовлетворение имеют только первостепенные потребности, - пишет Г. Маркузе, - питание, одежда, жилье в соответствии с достигнутым уровнем культуры. Их удовлетворение является предпосылкой удовлетворения всех потребностей как не сублимированных, так и сублимированных". И дальше: "Оптимальной задачей остается вытеснение ложных потребностей истинными и отказ от репрессивного удовлетворения".

Одна из самых популярных классификаций потребностей принадлежит X. Меррею. Потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими.

Согласно Х. Мюррею, список потребностей таков:

доминантность -- стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;

агрессия -- стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;

поиск дружеских связей -- стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;

отвержение других -- стремление отвергнуть попытки сближения;

автономия -- стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;

пассивное повиновение -- подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;

потребность в уважении и поддержке;

потребность достижения -- стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;

потребность быть в центре внимания;

потребность игры -- предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;

эгоизм (нарциссизм) -- стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;

социальность (социофилия) -- забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;

потребность поиска покровителя -- ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;

потребность оказания помощи;

потребность избегания наказания -- сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;

потребность самозащиты -- трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;

потребность преодоления поражения, неудачи -- отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;

потребность избегания опасности;

потребность порядка -- стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;

потребность суждения -- стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

В свободной энциклопедии «Википедия» приведена следующая классификация потребностей:

Потребности различают:

по сферам:

биологические,

трудовые,

познания,

по объекту потребностей:

материальные,

духовные,

этические,

эстетические,

по функциональной роли:

доминирующие/второстепенные,

центральные/периферические,

устойчивые/ситуативные;

по происхождению:

врожденные,

простые приобретенные

сложные приобретенный

по субъекту потребностей:

групповые,

индивидуальные,

коллективные,

общественные.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи -- третьей и четвертой группам; потребности роста -- пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков -- три группы: обеспечения, призвания и престижа.

Сравнительный анализ классификации потребностей.

Прежде чем произвести сравнительный анализ типов классификации потребностей, я хотела бы сначала выявить преимущества и ограничения каждой классификации, приведенных в первой главе.

Изучение потребителей имеет главной своей целью понимание их потребностей для обеспечения их наиболее полного удовлетворения.

Для наиболее полного удовлетворения потребностей необходимо выявить и глубоко проанализировать уже сложившиеся потребности, изучить закономерности их развития и формирования новых потребностей.

Какие же задачи решаются при изучении потребностей? Анализ практических результатов использования категории потребности дает возможность выделить следующие задачи: 1) построение иерархической структуры потребностей, т.е. структуризация общих потребностей на несколько частных уровней; 2) определение количественных значений отдельных потребностей и их динамики; 3) изучение системы предпочтений потребителей относительно очередности реализации отдельных потребностей, требований к ассортименту и качеству товаров и услуг; 4) классификация и измерение потребительских свойств товаров и услуг; 5) определение структуры удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей.

Можно выделить два подхода к изучению потребностей.

Первый подход к изучению потребностей заключается в познании законов развития общественных потребностей с доведением этого познания до такой степени конкретности, которая давала бы возможность заранее предвидеть структуру потребностей будущего. Формируясь под воздействием объективных и субъективных факторов, человеческие потребности являются только относительно индивидуализированными и предопределяются развитием общественного производства и условиями жизни. При их изучении решающую роль играет анализ развития производительных сил общества, научно-технического прогресса, изменений социальных отношений и социальных институтов. Потребности производства и людей в конечном счете определяются этими факторами.

Одним из главных направлений реализации первого подхода является выявление социально-экономических законов, определяющих формирование потребностей. В соответствии с этими законами растет общий объем потребностей, выражающийся в увеличении объема потребляемых благ и услуг, улучшается структура потребностей, что проявляется в повышении доли нематериальных потребностей по сравнению с материальными, духовных по сравнению с физическими и т. д. Кроме того, следует отметить повышение качественных требований людей к благам и услугам.

При изучении потребностей используются также знания физиологии, гигиены, психологии, градостроения и т. д.

Однако следует помнить, что естественные науки могут сформулировать лишь требования к условиям жизнедеятельности человеческого организма как представителя биологического вида. Между тем человек - это социальный феномен, он функционирует как член общества, и его потребности определяются не только биологической природой - они связаны с целым комплексом социально-экономических факторов и условий жизни людей и носят в значительной мере общественный характер.

Выбор целесообразного, научно обоснованного набора потребностей из множества возможных сочетаний нельзя произвести с позиции лишь биологических требований организма. Принципиальное значение в данном случае имеет широкий учет различных аспектов социальных условий жизни людей, индивидуальных требований к ассортименту и качеству товаров и услуг.

Если физиологические потребности испытывают большое влияние экономических факторов и тем, собственно, получают свое социальное оформление, то духовные, интеллектуальные нужды, роль которых в жизни общества интенсивно расширяется, в существенной мере зависят от развития общества, культуры, технического прогресса и социальных отношений.

Трудности определения потребностей на основе законов их возникновения и развития, обусловленные во многом недостаточной изученностью этих законов, в значительной мере преодолеваются при использовании второго подхода.

Второй подход – поведенческий состоит в изучении субъективных форм проявления законов развития потребностей. Составляются прогнозы развития потребностей на основе изучения реального поведения потребителей с последующим агрегированием полученных данных.

С этой целью изучаются оценки отдельными потребителями различных благ и наборов благ (т. е. системы предпочтений), а также планы покупок на будущее, спрос на отдельные товары и услуги и его изменение под воздействием различных факторов, величина имущества населения, структура и объем реализованных товаров и услуг. Следует отметить большие трудности, возникающие при выявлении даже сложившихся предпочтений; принципиальные трудности возникают при выявлении будущих предпочтений, особенно качественно новых потребностей.

Ниже будут охарактеризованы некоторые методы изучения потребностей и потребителей, основанные на втором подходе.

Процесс принятия решений о покупке и действия людей при ее совершении называется покупательским поведением потребителей. Обычно этот термин используется относительно потребителей, покупающих товары в личных целях и для дома, а не для использования их в целях бизнеса.

Решения потребителей могут быть классифицированы на три общие категории:

1) поведение при совершении рутинных покупок;

2) решения, основанные на ограниченном анализе;

3) решения, основанные на глубоком анализе.

Первый тип решения характеризует часто совершаемые недорогие покупки, не предполагающие серьезного поиска товара и анализа покупательской ситуации. Когда покупаются такие товары, потребитель может отдавать предпочтение определенной марке, хотя он знаком и с другими марками товаров данной группы.

Ограниченный анализ решения о покупке производится в том случае, когда потребитель покупает товар неизвестной ему марки в известной продуктовой группе, и решение о покупке требует предварительного сбора и анализа информации. Например, покупке усовершенствованного стирального порошка «Тайд» может предшествовать сбор информации об этом порошке у друзей и сослуживцев.

Глубокий анализ проводится при совершении дорогих нечастых покупок товаров неизвестных или малоизвестных марок (автомобили, дома, отдых).

Дополнительно выделяют также импульсивные покупки, при совершении которых никакого сознательного планирования покупки не производится, а она может совершаться на основе эмоций или в срочном порядке.

Процесс принятия потребителем решения о покупке можно подразделить на пять последовательных этапов (рис. 8.1): появление проблемы, поиск информации, оценка альтернатив, совершение покупки и послепокупочная оценка.

Проблема возникает, когда потребитель начинает осознавать различие между желаемым и фактическим состоянием покупки – например, в конце года было обнаружено, что еженедельник закончился.

Поиск информации направлен на получение необходимых сведений о требуемом товаре. Такая информация может содержаться в памяти потребителя, но возможно, что для ее поиска требуется привлечь внешние источники.

Для оценки вариантов покупки необходимо выбрать критерии. В качестве таких критериев обычно рассматриваются характеристики альтернативных продуктов. (Методы многокритериальной оценки будут охарактеризованы в разделе об управлении разработкой новых продуктов.) Маркетологи могут влиять на оценки потребителей путем правильного описания предлагаемых товаров, делая акцент на наиболее важные для потребителей их характеристики.

Если в результате оценки альтернативных продуктов потребитель выбрал одну или несколько марок для возможной покупки, то начинается этап совершения покупки. На совершение покупки, помимо решений, принятых на предыдущем этапе, влияют и другие факторы: близость магазина, наличие товара, его цена, условия покупки и доставки купленного товара и т.д. Например, если в магазине не оказалось марки товара, которую в своем выборе потребитель поставил на первое место, он может купить товар, поставленный им на второе место.

Послепокупочная оценка заключается в сравнении до- и послепокупочных ожиданий. На этом этапе выясняется, доволен потребитель покупкой или нет. От этого зависит, какую информацию о купленном товаре потребитель передаст другим людям и совершит ли он в дальнейшем повторные покупки данного товара.

Поведение потребителей на рынке, характер покупок определяются их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей маркетинговых исследований.

Личностные факторы включают в свой состав возраст, стадию жизненного цикла семьи, род занятия, экономическое положение (уровень дохода на семью и одного члена семьи), стиль жизни, тип личности и самопредставление.

Жизненный цикл семьи – совокупность отдельных стадий, которые проходит семья в своем развитии с момента своего создания.

Можно выделить следующие стадии жизненного цикла семьи;

· холостяки (молодые, неженатые люди, живущие самостоятельно от родителей);

· молодая семья без детей;

· «полное гнездо»-1 (младшему ребенку меньше 6 лет);

· «полное гнездо»-2 (младшему ребенку 6 и более лет);

· «полное гнездо»-3 (семейная пара с независимыми детьми);

· «пустое гнездо»-1 (дети живут раздельно от родителей, глава семьи работает);

· «пустое гнездо»-2 (глава семьи вышел на пенсию);

· живым остался только один родитель, который работает;

· живым остался только один родитель, который вышел на пенсию.

Очевидно, что для разных стадий жизненного цикла семьи потребности являются разными (в питании, одежде, жилье, отдыхе и т.п.).

Стиль жизни – стереотипы жизненного поведения личности, выражающиеся в ее интересах, убеждениях, действиях. Жизненный стиль потребителей измеряется путем использования очень объемных вопросников, порой до 25 страниц. В этих вопросниках потребителей просят определить степень своего согласия или несогласия с утверждениями, ряд из которых приводится ниже:

· Я являюсь человеком, который все очень тщательно планирует.

· В поиске развлечений я обычно покидаю свой дом.

· Я обычно одеваюсь, следуя моде, а не из соображений комфорта.

· Я получаю удовольствие, наблюдая спортивные состязания по телевизору.

Исследовательские фирмы разработали классификаторы жизненных стилей, подразделяющие последние на 6–10 типов, в рамках которых проводятся специальные исследования. Маркетологи часто разрабатывают специальные маркетинговые программы, ориентированные на группы, придерживающиеся определенного жизненного стиля.

Каждый человек является личностью, что обусловливает относительно неизменные на протяжении длительного интервала времени его реакции на воздействия из внешней среды. Тип личности характеризуется такими чертами, как уверенность, независимость, агрессивность, социальность, адаптивность, инертность и т.д. Например, производители кофе обнаружили, что активные потребители кофе являются высокосоциальными личностями.

Самопредставление – сложные мысленные представления личности о себе, о собственном «я». Например, если кто-то мыслит себя творческой и активной личностью, то будет искать товар, отвечающий этим характеристикам.

Культурные факторы включают в свой состав культуру, субкультуру и принадлежность к общественному классу. Маркетологу весьма важным является иметь представления об изменениях культурных факторов, чтобы ответить на них предложением новых продуктов.

Под культурой понимается совокупность основных ценностей, понятий, желаний и поведения, воспринятые членом общества от семьи и других общественных институтов.

Субкультура – группа людей с общей системой ценностей, основанной на общих жизненном опыте и ситуациях – например, национальные, религиозные, региональные группы. При проведении маркетинговых исследований в данной области прежде всего ищутся ответы на вопросы: «Связано ли использование какого-то товара с определенной этнической группой или принадлежность к этой группе не играет существенной роли?», «Владение какими потребительскими товарами, собственностью дает основание отнести потребителя к представителям определенной культуры, субкультуры?»

Общественный класс – относительно упорядоченная и стабильная общественная группа, члены которой обладают общими ценностями, интересами и поведением. Здесь наиболее часто исследуются следующие вопросы: «Является ли данная группа товара или конкретная марка символом принадлежности к какому-то социальному классу, социальной группе?»

Социальные факторы включают в свой состав малые группы, подразделяющиеся на группы членства, референтные группы, семью, социальные роли и статус.

Группа членства – группа, к которой принадлежат определенные личности и которая оказывает непосредственное влияние на их поведение, например, семья, сослуживцы, друзья.

Референтная группа – группа, по которой личность осуществляет прямое или косвенное сравнение при формировании своих отношений и линий поведения. Люди часто попадают под влияние референтных групп, членами которых они не являются. Это влияние осуществляется по крайней мере тремя путями: путем демонстрации новых особенностей поведения и стиля жизни; путем изменения отношений людей и их жизненных оценок; путем изменения оценок тех или иных продуктов. В референтной группе может существовать «лидер мнения», который оказывает особо сильное влияние на других членов группы. Выявление лидеров мнения с целью оказания на них определенного влияния – одна из задач маркетинговых исследований данной направленности. Особенно важным является изучение мнений членов референтной группы при выпуске нового товара.

Под социальной ролью понимаются определенные виды деятельности, которые, как ожидается, осуществит индивид по отношению к людям, его окружающим. Например, один и тот же человек может играть роли сына, отца и директора. Выполнение ролей предполагает активность их исполнителей в соответствии с их окружением. В зависимости от того, какую роль играет человек в данный момент, зависит его покупательское поведение.

Статус – это положение индивида в обществе. Например, статус директора, статус отца. Статус выражает общую оценку, даваемую индивиду обществом. В своем покупательском поведении индивид руководствуется своим статусом. Это касается и одежды, и продуктов питания, и многого другого.

Психологические факторы включают в свой состав мотивацию, восприятие, усвоение, убеждение и отношения. Эти факторы оказывают сильное влияние на поведение потребителя.

При изучении мотивации или побуждений, вызывающих активность людей и определяющих ее направленность, в данном случае на покупку какого-то товара, ищутся ответы на такие вопросы, как: «Почему совершается данная покупка?, «Что потребитель ищет, покупая данный товар?», «Какие потребности пытается удовлетворить?» Человек в любой момент времени испытывает различные потребности. Однако большинство этих потребностей не являются достаточно сильными, чтобы мотивировать его действовать в данный момент времени. Потребность становится мотивом только когда достигает достаточного уровня интенсивности. Под мотивом, понимается потребность, настоятельность которой является достаточной, чтобы направить человека на ее удовлетворение. Для исследования мотивов поведения потребителей используется мотивационный анализ. В маркетинге при анализе поведения потребителей наиболее часто используется теории мотивации Фрейда и Маслоу.

На основе психоаналитической модели Фрейда изучается процесс принятия решений о покупках потребителей. Предполагается, что важные покупательские мотивы потребителей носят подсознательный характер и что потребители при выработке мнения о том или ином товаре не в состоянии четко и явно обосновать свой выбор. Например, потребитель может не покупать чернослив, потому что подсознательно он его ассоциирует со старым возрастом. Потребитель может предпочитать покупать готовую смесь для изготовления кексов только потому, что он таким образом удовлетворяет подсознательное желание принять хотя бы минимальное участие в изготовлении теста (в смесь требуется добавлять яйца). Хотя сознательным образом добавление яиц мотивируется стремлением повысить качество теста.

Согласно теории мотивации Фрейда человек с рождения находится под прессом многих желаний, которые он до конца не осознает и не контролирует. Таким образом, индивидуум никогда полностью не осознает мотивов своего поведения. Исследователи поведения потребителей стараются вскрыть глубинные мотивы их поведения и покупок. Прямое интервью для этого не годится – используются специальные косвенные методы, дающие возможность преодолеть сопротивление личности желанию проникнуть внутрь его души. Выводы исследователей зачастую бывают весьма неожиданными. Например, вывод о том, что курение сигар для мужчин является продолжением детской привычки сосать палец. Внешний вид товара может влиять на возбуждение у потребителя эмоций, которые в состоянии либо способствовать, либо препятствовать совершению покупки.

Теория мотивации Маслоу направлена на объяснение, почему люди в качестве мотивов своего поведения в определенный момент времени имеют определенные потребности. Маслоу разработал иерархическую систему потребностей, в которую в порядке важности входят следующие потребности; физиологические (в питании, одежде, жилье), в самосохранении (безопасность, защищенность), социальные (принадлежность к определенной социальной группе, в любви), в уважении (самоуважение, признание заслуг, завоевание определенного статуса в организации), в самоутверждении (саморазвитие и самореализация, возможность полностью раскрыть свои способности). Человек стремится удовлетворить в первую очередь самую важную потребность. Как только ему удается это сделать, она перестает действовать как мотиватор, и человек будет стараться удовлетворить следующую по важности потребность. Например, голодающего человека гораздо в большей степени интересует еда (потребность первого уровня), чем события, происходящие в мире искусств (потребности пятого уровня), чем степень его уважения и любви окружающими (потребности четвертого и третьего уровней), чем чистота воздуха, которым он дышит (потребности второго уровня). Но по мере удовлетворения очередной, наиболее важной потребности на первый план выходит следующая за ней. Эти знания используются как при оценке возможного поведения различных категорий потребителей, так и при мотивации труда сотрудников, в том числе маркетинговых служб.

Восприятие – процесс, с помощью которого индивид осуществляет отбор, систематизацию и интерпретацию информации для построения осмысленной картины реального мира. При изучении поведения потребителей и выборе методов продвижения необходимо учитывать, что люди предоставленную им информацию воспринимают выборочно, интерпретируют ее по-разному и усваивают ее в соответствии со своими отношениями и убеждениями.

В процессе своего активного поведения люди обучаются, усваивают свой предшествующий опыт. Усвоение заключается в изменении в поведении индивидов на основе приобретенного ими опыта. При стимулировании спроса следует учитывать такие факторы усвоения, как внутренние побудительные мотивы покупателей, подсказки других, реакции покупателей на возможность купить товар и закрепление опыта покупки определенного товара.

На покупательское поведение потребителей оказывают влияние убеждения, т.е. определенные представления о товаре. Убеждения могут основываться на реальном знании, мнении, вере. Они могут и не могут нести эмоциональный заряд. Маркетологам полезно знать, какие представления об определенном товаре имеет потребитель. Очевидно, что отрицательные убеждения препятствуют совершению определенных покупок.

Потребности общества, и прежде всего экономические потребности как основа всего общественного производства, объективны . Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами потребности выступают в качестве их интересов .

В зависимости от исследовательских задач применяются различные основания для деления потребностей на группы:

Основная проблема – все классификации рассматривают определенные стороны потребностей и нет полной классификации. Её пытался построить Бестужев-Лада, но…

Качественное и количественное разнообразие потребностей породило множество классификаций потребностей. Их можно классифицировать по разным признакам.

Но для начала определимся с тем, что мы понимаем под понятием «классификация». Классификация - от лат. classis разряд + facere делать:

1) система соподчинённых понятий какой-либо области знаний, используемая как средство установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектах;

2) упорядоченная совокупность понятий, распределённых по классам на основании их отношений, структура классификации обычно представляется в виде таблиц или схем;

3) процесс упорядочения или распределения понятий по классам с целью отражения отношений между ними и составления классификационной схемы.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия.

Чаще всего сейчас встречаются следующие классификации:

1. По сферам деятельности:

потребности труда

познания

2. По субъекту потребностей:

индивидуальные

коллективные

общественные

3. По объекту потребностей

материальные

духовные

4. По функциональной роли:

доминирующие/второстепенные

центральные/периферические

устойчивые/ситуативные

5. По уровню удовлетворения

потребности минимального уровня

потребности базового уровня

потребности уровня роскоши

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить».

6. По степени рациональности

потребности рациональные (разумные и нормальные)

потребности иррациональные (неразумные)

7. По степени эластичности

жесткие (потребность в пище, например)

эластичные (потребность в ювелирных украшениях, например)

Интересна классификация К.Обуховского, изложенная в книге «Психология влечений человека». Она включает в свой состав: потребность безопасности, потребность признания, потребность дружбы, потребность нового опыта.

С.Н.Паркинсон писал: «Когда Адам и Ева вкусили запретного плода, они были изгнаны из рая не затем, чтобы лишить их познания добра и зла (в этом отношении ущерб они уже понесли), а чтобы помешать им найти еще и древо жизни, вкусив плоды которого, они обрели бы бессмертие. Так что Адам и Ева оказались за вратами рая, наделенные смертностью как наследственной, родовой чертой. Кроме того, они познали целый ряд устойчивых стимулов, который с тех пор увеличился лишь на один. Нарушить запрет Адама и Еву побудило стремление к: а) еде (и крову), б) красоте, в) знанию, г) сексу и д) озорству. Эти соображения (плюс одно – забота о статусе) и есть основные потребности».

Абрахам Маслоу

А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения , когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

    Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.

    Реализация потребности в безопасности .

    Потребность в общении, любви со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.

    Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

    Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью.

Э.Фромм выделяет две группы потребностей. Одна – утоление голода, жажды, сон и т.д. – то есть физиологически обусловленные потребности самосохранения. Они составляют такую часть натуры человека, которая требует удовлетворения при любых условиях и поэтому является первичным мотивом человеческого поведения.

Другая группа потребностей, столь же важных, хотя и не коренящихся в физиологических процессах, но составляющих самую сущность человеческого бытия – это потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, также как физический голод – к смерти. Индивид может жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности; если это переходит какую–то грань, то возникает умственное расстройство шизофренического типа.

Одна из современных концепций потребностей человека следующая:

Критерием выделения потребностей является сама структура человека, где можно выделить биофизическую, психофизиологическую и психо–социальную подсистемы индивида, оптимальное взаимосвязанное функционирование которых обеспечивает его выживание и развитие.

Следовательно, на основе фундаментальной потребности в собственном воспроизводстве и развитии выделяем три пересекающиеся и взаимодействующие группы потребностей: биофизиологические (удовлетворение которых обеспечивает выживание и развитие организма); психофизиологические (связанные с темпераментом и психическими свойствами личности); социально–психологические (продиктованные местом и ролью индивида в социальных группах и общностях).

В группе биофизиологических потребностей выделяются:

    Потребность в биологически полноценном питании, обеспечивающем воспроизводство вещественно–энергетических структур организма;

    Потребность в постоянно поступающей информации о состоянии внешней среды и самого организма;

    Потребность в безопасности

    Половой инстинкт, "прорастающий" в других измерениях человека в виде сексуальной потребности и потребности в любви.

Психофизиологический комплекс потребностей включает в свой состав:

    Потребность в материальном комфорте;

    Потребность в общении и контактах;

    Потребность в эмоциях, впечатлениях и развлечениях;

    Потребность в смене видов деятельности.

Социально–психологические потребности отражают нужду человека в принадлежности к определенной социальной группе и объединяют:

    Потребность в идентификации, или, пользуясь другой терминологией, потребность в вере, убеждениях, идеалах;

    Потребность в статусе, то есть в занимании определенного места в социальной группе;

    Потребность в персонализации, то есть в обладании возможности влиять на других людей, оставить свой след, «впечатать» себя в коллективную память;

    Потребность в новом социальном опыте, без которого невозможно жить в постоянно меняющихся условиях. (Внешне эта потребность выступает как потребность в обучении, как информационная потребность и т.д. Одной из форм выражения этой фундаментальной потребности является потребность в оперативном освоении новых способов жизнедеятельности и в регулярном обновлении уже используемых способов. Среди социальных систем, призванных удовлетворять эту потребность, самоопределяются и различные системы коммуникации, в том числе и массовой);

    Потребность в смысле жизни, которая иногда обозначается как потребность в самоуважении.

Все эти потребности взаимодействуют друг с другом, отражаются одна в другой, а иногда и превращаются одна в другую. Поэтому человек может быть искренне убежден, что он желает одного, в то время как подлинным источником его активности является совсем другая, подчас неосознаваемая потребность.

Количество фундаментальных человеческих потребностей, как было сказано выше, невелико, однако количество предметов (явлений, процессов), которые могут эти потребности удовлетворить, не поддаются никакому перечислению. И самое главное, одна и та же потребность может быть удовлетворена совершенно разными предметами и способами и наоборот, один и тот же предмет может быть использован для удовлетворения разных потребностей.

Длительное использование одного и того же предмета (или способа) удовлетворения потребности делает его настолько привычным, что возникает потребность именно в этом предмете или именно в этом способе. При этом все другие предметы или способы, даже в тысячу раз лучшие, могут просто не замечаться.

Нужда — это испытываемый человеком недостаток чего-то необходимого.

Нужды можно разделить на:
  • Физические — пища, одежда, безопасность
  • Социальные — нужда в общении и привязанности
  • Индивидуальные — потребность в знаниях и самовыражении

Потребность

Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

Так, например, ощущая голод американец думает о гамбургере, россиянин о пельменях, а москвич о суши.

Потребности людей практические не ограничены. Каждый покупатель предпочитает выбирать , которые имеют высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение за ту сумму, которую покупатель в состоянии заплатить. Потребности, подкрепленные покупательской способностью, переходят в категорию запросов.

Например, на основании своей покупательской способности каждый покупатель выбирает такой автомобиль, который максимально удовлетворяет его потребности в безопасности, престиже и комфорте.

Запросы

Запросы - потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.

Компании, серьезно относящиеся к , затрачивают огромные усилия на выявление нужд, потребности и запросов своих клиентов. Они проводят , чтобы узнать предпочтения клиентов. Анализируют жалобы. Обучают продавцов выявлять требования покупателей и своевременно их удовлетворять.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что крупные компании знают о нас практически всё. Они вкладывают большие средства в порой казалось нелепые . Вы пьете кофе сидя перед монитором, а они знают сколько ложек сахара вы положили в стакан.

Максимально полное понимает нужд, потребностей и запросов необходимо для разработки маркетинговой стратегии.

Потребности человека и экономические блага

Потребности — объективная нужда человека или группы людей в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма и личности.

Благо — это вещь, средство, все то, что удовлетворяет человеческие потребности и отвечает целям и устремлениям людей.

Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты производства (здания, машины, продукты), отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права). Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непроизводтсвенной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музей.

Блага подразделяются на безграничные и ограниченные (экономические) .

Неэкономические блага (безграничные) предоставляются природой без приложения усилий человека. К экономическим благам относятся те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, то есть которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могу удовлетворить.

Экономические блага подразделяются на:
  • Потребительские блага — непосредственно удовлетворяющие потребности людей (еда, жилье)
  • Средства производства — блага производственного характера (станки, оборудование, полезные ископаемые)

Различают блага: взаимозаменяемые (обладающие способностью удовлетворять потребности за счёт друг друга. напр:маргарин и масло) и взаимодополняющие (удовлетворяющие потребности лишь в комплексе друг с другом напр: автомобиль и бензин).

Большинство экономических благ создается в процессе .

Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

При всем многообразии потребностей общим для всех них является их безграничность и невозможность полного удовлетворения в силу ограниченности .