Темы планов по разделу культура. Наука как социальный институт план Наука как социальный институт план

Во всех современных обществах. Во все большей степени само существование современного общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и само представление о мире. В этом смысле существенно различие между наукой и технологией. Если наука может быть определена в качестве системы логических методов, посредством которых приобретается знание о мире, то технология представляет собой практическое применение этих знаний.

Цели науки и технологии различны. имеет целью познание природы, технология — применение знаний о природе на практике. Технология (хотя бы и примитивная) имеется практически во всех обществах. Научное знание требует понимания принципов, лежащих в основе феноменов природы. Такое знание необходимо для развития передовой технологии. Связь между наукой и технологией образовалась сравнительно недавно, но привела к возникновению научно-технической революции, развитию процесса модернизации, процесса, радикально изменяющего современный мир.

Институционализация науки — сравнительно недавний феномен. Вплоть до начала XX столетия наука существовала главным образом в форме непрофессиональных занятий представителей интеллектуальной элиты. Ее стремительное развитие в XX столетии привело к дифференциации и специализации научного знания. Необходимость овладения специальными дисциплинами сравнительно узкого, специализированного профиля предопределила возникновение институтов длительной подготовки соответствующих специалистов. Технологические последствия научных открытий сделали необходимым вовлечение в процесс их разработки и успешного промышленного применения значительных капитальных вложений, как частных, так и государственных (так, правительством США финансируется более половины научных исследований).

Потребность в координации специализированных исследований привела к возникновению крупных исследовательских центров, а потребность в эффективном обмене идеями, информацией — к возникновению «невидимых колледжей» — неформальных сообществ ученых , работающих в одной или смежных областях. Наличие подобной неформальной организации позволяет отдельным ученым быть в курсе направлений в развитии научной мысли, получать ответы на специфические вопросы, ощущать новые тенденции, оценивать критические замечания на свою работу. В рамках «невидимых колледжей» были сделаны выдающиеся научные открытия.

Принципы науки

Возникновение сообщества ученых, осознание растущей роли и предназначения науки, увеличивающейся социальной значимости социальных и этических требований к ученым предопределили необходимость выявить и сформулировать специфические нормы, следование которым должно стать важной обязанностью ученых, принципы и нормы, образующие моральный императив науки. Формулировка принципов науки была предложена Мертоном в 1942 г. В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организованный скептицизм.

Принцип универсализма означает, что наука и ее открытия имеют единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личные характеристики отдельных ученых — такие, как их расовая, классовая или национальная принадлежность, — не имеют какого бы то ни было значения при оценке ценности их работ. Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.

Согласно принципу коммунализма, никакое научное знание не может стать личной собственностью исследователя, а должно быть доступно любому члену научного сообщества. Наука основывается на разделяемом всеми общем научном наследии и никто из ученых не может считаться собственником сделанного им научного открытия (в отличие от технологии, достижения в области которой подлежат защите посредством патентного законодательства).

Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого. Ученый, конечно, может быть законно заинтересован в своем признании со стороны ученых и в положительной оценке его работы. Такого рода признание должно служить достаточной наградой ученого, поскольку его главной целью должно быть стремление к умножению научного знания. Это предполагает недопустимость малейшего манипулирования данными, их подтасовки.

В соответствии с принципом организованного скептицизма ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного выявления соответствующих фактов. Никакая научная теория как традиционного характера, так и революционного, не может быть воспринята некритически. В науке не может быть запретных зон, не подлежащих критическому анализу, даже если политические или религиозные догмы препятствуют этому.

Такого рода принципы и нормы, естественно, не формализованы, и содержание данных норм, их реальное существование производно от реакции сообщества ученых на поступки тех, кто нарушает подобные нормы. Подобные нарушения нередки. Так, принцип универсализма в науке нарушался в нацистской Германии, где пытались проводить различия между «арийской» и «еврейской» наукой, а также в нашей стране, когда в конце 1940-х — начале 1950-х гг. проповедовалось различие между «буржуазной», «космополитической» и «марксистской» отечественной науками, причем к «буржуазным» были отнесены генетика, кибернетика и социология. В обоих случаях результатом явилось долгосрочное отставание в развитии науки. Принцип универсализма нарушается также в ситуации, когда исследования засекречиваются под предлогом военной или государственной тайны либо скрываются под воздействием коммерческих структур с целью сохранить монополию на научное открытие.

Научная парадигма

Результатом успешной научной деятельности является приращение научного знания. Вместе с тем наука как социальный институт испытывает влияние социальных факторов как со стороны общества в целом, так и со стороны сообщества ученых. Процесс научного исследования включает в себя два момента: «нормальное развитие» и «научные революции». Важная особенность научного исследования заключается в том, что оно никогда не сводится к простому накоплению открытий и изобретений. Чаще всего в сообществе ученых в рамках единой научной дисциплины образуется определенная система концепций, методов и предложений о предмете исследования. Т. Кун называет такую систему общих взглядов «парадигмой». Именно парадигмы предопределяют, в чем заключается подлежащая исследованию проблема, характер ее решения, суть достигаемого открытия и особенности применяемых методов. В этом смысле научное исследование представляет собой попытку «уловить» многообразие природы в концептуальную сеть актуальной парадигмы. По сути, именно изложению существующих в науке парадигм и посвящены в основном учебники.

Но если парадигмы являются необходимой предпосылкой исследования и научного открытия, позволяя координировать исследования, достигать быстрого роста знания, то не менее необходимыми являются и научные революции, суть которых в замене устаревших парадигм парадигмами, открывающими новые горизонты в развитии научного знания. «Подрывными элементами», накопление которых ведет к научным революциям, являются постоянно возникающие отдельные явления, не укладывающиеся в текущую парадигму. Их относят к отклонениям, исключениям, их используют для уточнения существующей парадигмы, но со временем возрастающая неадекватность такой парадигмы становится причиной кризисной ситуации, возрастают усилия по поиску новой парадигмы, с установления которой и начинается революция в рамках данной науки.

Наука не представляет собой простое накопление знаний. Теории возникают, используются и отбрасываются. Существующее, наличное знание никогда не является окончательным, неопровержимым. Ничто в науке не может быть доказано в абсолютно окончательном виде, для любого научного закона всегда найдутся исключения. Единственной возможностью остается возможность опровержения гипотез, и научное знание как раз и состоит из пока что не опровергнутых гипотез, способных быть опровергнутыми в будущем. В этом отличие науки от догмы.

Технологический императив

Значительная доля научного знания в современных индустриально развитых странах используется для создания высокоразвитых технологий. Влияние технологии на общество столь велико, что дает основания для выдвижения технологического динамизма в ведущую силу общественного развития в целом (технологический детерминизм). Действительно, технология производства энергии накладывает явные ограничения на образ жизни данного общества. Использование лишь мускульной силы ограничивает жизнь узкими рамками небольших, изолированных групп. Использование силы животных расширяет эти рамки, позволяет развить сельское хозяйство, произвести прибавочный продукт, что ведет к социальному стратифицированию, появлению новых социальных ролей непроизводительного характера.

Появление машин, использующих природные источники энергии (ветер, воду, электричество, ядерную энергию), значительно расширило поле социальных возможностей. Социальные перспективы, внутренняя структура современного индустриального общества неизмеримо сложнее, шире и разнообразней, чем когда-либо в прошлом, что позволило сложиться многомиллионным массовым обществам. Стремительное развитие компьютерных технологий, невиданные возможности передачи и получения информации в глобальном масштабе предвещают и уже ведут к серьезным социальным последствиям. Все более выявляется решающая роль качества информации в деле повышения эффективности как научного, промышленного, так и социального развития. Тот, кто лидирует в развитии программного обеспечения, совершенствовании компьютерного оборудования, компьютеризации науки и производства, — тот лидирует сегодня и в научном и промышленном прогрессе.

Однако конкретные последствия технологического развития непосредственно зависят от характера культуры, в рамках которой это развитие происходит. Различные культуры принимают, отвергают или игнорируют технологические открытия в соответствии с господствующими ценностями, нормами, ожиданиями, устремлениями. Теория технологического детерминизма не должна быть абсолютизирована. Технологическое развитие должно рассматриваться и оцениваться в неразрывной связи со всей системой социальных институтов общества — политических, экономических, религиозных, военных, семейных и др. Вместе с тем технология является важным фактором социальных перемен. Большинство технологических нововведений прямо зависят от роста научного знания. Соответственно усиливаются технологические нововведения, что, в свою очередь, ведет к ускорению социального развития.

Ускоренное научное, технологическое развитие вызывает к жизни один из самых серьезных вопросов: каковы могут быть результаты такого развития с точки зрения их социальных последствий — для природы, среды обитания и будущего человечества в целом. Термоядерное оружие, генетическая инженерия — лишь некоторые примеры научных достижений, содержащих потенциальную общечеловеческую угрозу. И только на глобальном уровне могут быть решены такие проблемы. По сути, речь идет о возрастающей необходимости создания международной системы социального контроля, ориентирующего мировую науку в направлении созидательного развития на благо всего человечества.

Центральной проблемой современного этапа развития науки в России является преобразование статуса науки из объекта директивного планового государственного управления и контроля, существующего в рамках государственного снабжения и обеспечения, в экономически и социально самостоятельный, активный социальный институт. В области естественных наук открытия, имевшие оборонное значение, внедрялись в приказном порядке, обеспечивая привилегированное положение соответствующих научных учреждений, обслуживавших военно-промышленный комплекс. Промышленные предприятия за пределами этого комплекса в условиях планируемой экономики не имели реальной заинтересованности в модернизации производства, внедрении новых, научно обоснованных технологий.

В рыночных условиях преимущественным стимулом промышленного развития (и обеспечивающих его научных разработок) становится запрос потребителей (где один из них — государство). Крупные хозяйственные единицы, производственные объединения, компании, чьи успехи в конкурентной борьбе (борьбе за потребителя) в конечном счете будут зависеть от успехов в развитии наукоемких технологий; самой логикой такой борьбы ставятся в зависимость от успехов в разработке и внедрении новейших технологий. Только подобные структуры, располагающие достаточным капиталом, способны производить долгосрочные вложения в исследование фундаментальных проблем науки, что ведет к выходу на новый уровень технологического, промышленного развития. В подобной ситуации наука как социальный институт приобретает самостоятельное значение, приобретает роль влиятельного, равноправного партнера в сети социально-экономических взаимодействий, а учреждения науки получают реальный импульс к интенсивной научной работе — залогу успеха в конкурентной среде.

В условиях рыночной экономики роль государства должна выражаться в предоставлении государственного заказа на конкурсной основе предприятиям, обладающим современной технологией, основанной на новейших научных достижениях. Это должно дать динамический импульс для таких предприятий в деле предоставления экономической поддержки научным учреждениям (институтам, лабораториям), которые способны снабдить производство технологиями, обеспечивающими производство конкурентоспособной продукции.

За пределами прямого действия законов рынка остаются по преимуществу науки гуманитарного цикла , развитие которых неотделимо от характера и особенностей той социально-культурной среды, в рамках которой формируется само общество и его социальные институты. Именно от развития таких наук во многом зависят общественное мировоззрение, идеалы. Великие события в этой сфере часто предвещают, ведут к решающим социальным сдвигам (философия Просвещения). Естественные науки открывают законы природы, науки же гуманитарного цикла стремятся познать смысл человеческого существования, характер общественного развития, во многом определяют общественное самосознание, вносят вклад в самоидентификацию народа - осознание своего места в истории и в современной цивилизации.

Влияние государства на развитие гуманитарного знания внутренне противоречиво. Просвещенное правление может содействовать таким наукам (и искусству), но проблема заключается в том, что и само государство (как и общество в целом) — важный (если не важнейший) объект критического научного анализа дисциплин обществоведческого цикла. Подлинно гуманитарное знание как элемент общественного сознания не может напрямую зависеть исключительно от рынка или от государства. Само общество, обретая черты общества гражданского, должно развивать гуманитарное знание, объединяя интеллектуальные усилия его носителей и обеспечивая их поддержку. В настоящее время науки гуманитарного цикла в России преодолевают последствия идеологического контроля и международной изоляции с тем, чтобы ввести в арсенал современной науки лучшие достижения российской и зарубежной мысли.

В развитии общества участвуют социальные слои, классы, группы людей. Технический прогресс зарождается в исследовательских коллективах. Но один факт неоспорим: идеи, которые движут обществом, великие открытия и изобретения, преобразующие производство, рождаются только в индивидуальном сознании ; именно в нем зарождается все великое, чем гордится человечество, что воплощается в его прогрессе. Но творческий интеллект — это достояние свободного человека. Свободного экономически и политически, обретающего человеческое достоинство в условиях мира и демократии, гарантом которой выступает правовое государство. Сейчас Россия стоит лишь в начале такого пути.

Темы планов по разделу «Духовная культура»

1. 1. Духовная культура и ее роль в жизни общества.

2. 2. Наука и ее роль в жизни общества.

3. 3. Современная наука и ответственность ученых.

4. 4. Социальная и личностная значимость образования.

5. 5. Религия и его роль в жизни общества .

6. 6. Мировые религии.

7. 7. Искусство в духовной жизни общества.

8. 8. Мораль и нравственность в жизни людей.

9. 9. Философия и ее роль в духовной жизни общества.

С8.3.1.

«Духовная культура и ее роль в жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о духовной культуре./ Духовая культура – совокупность продуктов и результатов духовной деятельности.

2) Основные тенденции в развитии культуры:

а) преемственность культурных традиций;

б) новаторство и обновление культуры.

3) Основные функции культуры:

а) гуманистическая функция («возделывание, взращивание духа»);

б) функция трансляции социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений);

г) регулятивная (нормативная) функция (определение (регулирование) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей);

д) целеполагающая, ценностная функция (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);

е) семиотическая или знаковая функция (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).

4) Основные структурные элементы культуры:

а) понятия и взаимосвязи между ними;

б) ценности и идеалы;

в) нравственные принципы;

г) правила и нормы.

5) Формы культуры:

а) традиционная культура;

б) элитарная культура;

в) массовая культура;

г) экранная культура.

6) Элементы (универсальные феномены) культуры:

а) наука;

б) религия;

в) мораль;

г) образование.

7) Многообразие и диалог культур в современном мире.

8) Специфика духовной жизни в современной России.

С8.3.2.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Наука и ее роль в жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о наука./ Наука – сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний./ Наука – совокупность структур и методов организованной познавательной деятельности.

2) Структурные элементы науки:

а) систематизированные взгляды на окружающий мир;

б) социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских центров, учреждений, объединений;

в) общность людей, научное сообщество.

3) Специфические признаки науки:

а) объективность;

б) рационализм;

в) системность и упорядоченность;

г) проверяемость (верифицируемость);

д) особый язык и особая подготовка.

4) Основные функции науки:

а) познавательно-объяснительная познание и объяснение устройства мира);

б) мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире);

в) познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мир);

г) прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира);

д) социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);

е) производственная (непосредственная производительная сила).

5) Уровни науки:

а) фундаментальная наука;

б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки.

6) Классификация наук:

а) точные;

б) естественные;

в) социально-гуманитарные.

7) Наука и научные революции, научно-технический прогресс.

8) Этика науки и ответственность ученых перед обществом в современном мире.

9) Проблемы развития науки в современной РФ.

С8.3.3.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Современная наука и ответственность ученых»

1) Современная наука – непосредственная производительная сила общества.

2) Специфика современной науки:

а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;

б) сложный технический и технологическим потенциал;

в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда людей;

г) возможность изучения микро и макромиров.

3) Основные направления научно-технического прогресса:

а) исследование космического пространства;

б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами);

в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии;

г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта.

4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:

а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);

б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);

в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;

5) Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.

С8.3.4.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная и личностная значимость образования»

1) Образование как социальный институт./ Образование – ключевой фактор трансляции и преумножения социального опыта.

2) Основные принципы современного российского образования:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

б) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

в) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

г) светский характер образования в государственных учреждениях;

д) свобода и плюрализм в образовании;

е) демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

3) Основные тенденции в развитии образования:

а) гуманизация (учет индивидуальных духовных запросов и потребностей участников образовательного процесса);

б) интернационализация (сближение национальных образовательных систем, формирование единого глобального образовательного пространства);

в) гуманитаризация (возрастание роли и значимости социальных и гуманитарных учебных дисциплин);

г) компьютеризация (информатизация образования).

4) Система образования и ее элементы:

а) дошкольное образование;

б) основное и среднее общее образование;

в) начальное и среднее специальное образование;

г) высшее профессиональное образование;

д) дополнительное образование для детей и взрослых.

5) Основные направления модернизации российского образования.

6) Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе.

С8.3.5.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Религия и его роль в жизни общества»

1) Религия как универсальная форма культуры./ Сущность религии и религиозных верований

2) Характерные признаки религии:

а) вера в сверхестественное;

б) признание теоцентрической картины мира;

в) идея креационизма (сотворенности мира высшими силами);

г) иррационализм и мистицизм.

3) Структурные элементы религии:

а) взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших все на Земле и самого человека;

б) действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т.п.;

в) нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни;

г) объединение верующих людей в одну организацию (конфессию, церковь).

4)Функции религии:

а) мировоззренческая (формирование целостной картины мира);

б) нормативная (регулирование социальных отношений и поведения людей);

в) компенсаторная (поддержка и утешение людей в тяжелые психологические моменты их жизни);

г) коммуникативная (содействие общению и коммуникации между людьми).

5) Этапы развития религии:

а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);

б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);

в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).

6) Религии и конфессии в современном мире.

7) Религиозное сознание и свобода совести.

С8.3.6.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировые религии» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие о мировых религиях./ Мировые религии – религии большинства людей мира.

2) Характерные признаки мировой религии:

а) широкое распространение в мире;

б) открытость, отрицание этической избирательности;

в) универсальный набор ценностей.

3) Важнейшие мировые религии:

а) буддизм;

б) христианство;

в) ислам.

4) Конфессиональный мир мировых религий.

5) Гуманистическая миссия религий в современном мире, религиозная терпимость и свобода совести.

6) Конфессиональный мир современной России.

С8.3.7.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Искусство в духовной жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Искусство как особая форма духовной культуры./ Искусство – способ познания мира посредством художественных образов.

2) Характерные признаки искусства:

а) иррационализм;

б) символизм;

в) субъективизм;

г) образность и наглядность.

3) Важнейшие функции искусства:

а) гедонистическая (доставляет человеку радость);

б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворенность реальной жизнью);

в) коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);

г) эстетическая (преобразование мира на основе красоты);

д) воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);

е) познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).

4) Основные виды искусства:

а) искусство слова (литература);

б) искусство звука (музыка);

в) искусство цвета (живопись);

г) искусство жеста (танец, пантомима);

д) синтетические искусства (театр, кино).

5) Универсальное и национальное в развитии искусства.

6) Специфика искусства в информационном обществе: возникновение новых видов искусства.

С8.3.8.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мораль и нравственность в жизни людей» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Мораль как особая форма духовной культуры./ Мораль – совокупность одобренных общественных мнением норм.

2) Важнейшие аспекты (стороны) морали:

а) познавательный (формирование нравственной картины мира);

б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);

в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).

а) добро и зло;

б) долг и совесть;

в) справедливость;

г) честь и достоинство;

д) счастье.

4) Нравственная культура личности и общества.

5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе.

С8.3.9.

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Философия и ее роль в духовной жизни общества» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Философия как особая форма духовной культуры./ Философия – особая форма духовного освоения человеком окружающего мира.

2) Области философского знания:

а) онтология (знание о сущем, о бытии);

б) гносеология (учение о позннии);

в) философская антропология (учение о человеке);

г) социальная философия (учение об обществе).

3) Назначение философии в обществе:

а) формирование методологических основ познавательной деятельности;

б) поиск ответов на основополагающие вопросы бытия человека и общества.

4) Общее и различное между философией и наукой.

5) Идеализм и материализм – основные направления в философском поиске.

6) Актуальность философского поиска в современном мире.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования российской федерации

Кубанский институт

Международного предпринимательства и менеджмента

Контрольная работа по дисциплине:

Методика научных исследований

Наука как социальный институт

План

Введение

1. Наука и ее функции в обществе

1.1 Наука фундаментальная и прикладная

1.2 Наука и развитие человека

2. Социальные особенности науки

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо-философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки, и было необходимой формой осознания особенностей, как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано, прежде всего, с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа.

В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.

1. Наука и ее функции в обществе

1.1 Наука фундаментальная и прикладная

наука культура мышление интеллект

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Оно закрепляется в форме знаний мысленного (понятийного, концептуального, интеллектуального) моделирования действительности. Соответственно этому науку определяют как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Однако производство знаний не является самодостаточным для общества, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Становление и развитие опытной науки XVII в. привело к кардинальным преобразованиям в образе жизни человека. Словами Б. Рассела: “Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла поразительных успехов в XVII веке… Новый мир, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века”.

Именно в XVII веке люди (конечно же, не все поголовно, а лишь образованная их часть) стали опираться на представления о законах природы в своей повседневной жизни, что приводило к развенчанию магии и колдовства. “В 1700 году мировоззрение образованных людей было вполне современным, тогда как в 1600 году, за исключением очень немногих, оно было еще большей частью средневековым… Люди XVII века почувствовали себя живыми людьми, а не несчастными грешниками, как они все еще называли себя в молитвах ” .

Претерпев ряд этапов в своем развитии, наука современного уровня ведет к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности человека. Развитие техники и новейших технологий, происходящее под ее влиянием, не может не влиять на жизнь людей. Таким образом, наука создает новую среду для бытия человека. “Как и искусство, наука не есть просто культурное занятие человека. Наука - способ, притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы должны, поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все больше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”, - это мысли Хайдеггера по поводу науки.

Выделение в структуре науки фундаментальных и прикладных исследований, наук фундаментальных и наук прикладных - это исходное разграничение, если хотите “расчленение”, науки. Фундаментальные исследования - это такие исследования, которые открывают новые явления и закономерности. Это исследования того, что лежит в природе вещей, явлений, событий. Прикладная же наука ставит перед собой задачу решения строго конкретной технической проблемы. Вместе с тем проводя фундаментальные исследования можно ставить как чисто научную, теоретическую задачу, таки и решать конкретную практическую проблему.

“Тем не менее, оказалось”, - пишет применительно к физике академик А. М. Прохоров, “удобным разбить фундаментальные исследования на две большие группы. Одна из них направлена на увеличение объема наших знаний, призвана удовлетворять потребность человечества в целом и, прежде всего конкретного человека - исследователя - во все более глубоком познании объективного мира. Другая группа исследований имеет своей целью получение фундаментальных знаний, необходимых для ответа на вопрос о том, как достичь того или иного конкретного практического результата”.

Чисто научное исследование не может дать практического выхода, также и фундаментальное исследование, направленное на решение практически важной задачи не может иметь общенаучной значимости. В доказательство этому можно привести некоторые общеизвестные факты из истории развития науки.

В новейшей истории взаимодействие, взаимопревращение этих двух групп фундаментальных исследований лежит на поверхности, но стоит взглянуть немного дальше, и это прослеживается не всегда. В течение веков фундаментальная наука развивалась отдельно от прикладной, не решая никаких практических задач. Шло, таким образом, чистое удовлетворение абстрактной любознательности.

Величайшие достижения науки Нового времени были никоим образом не связаны с практикой в точном смысле этого слова. Скорее наоборот, наука шла позади практики, объясняя уже работающие вещи а, не предсказывая, не предвидя ничего нового и не толкая к изобретению, созданию нового.

Любое государство, которое хоть сколько-нибудь претендует даже и не на лидирующую роль, а просто на достойное место в мировом сообществе, должно быть заинтересовано в развитии фундаментальной науки как основы новой, прежде всего военной техники. Но техники не для ведения войны, а для поддержания мира, как бы это ни казалось парадоксальным.

Руководители государств, не только авторитарно-тоталитарных и милитаристических, но и демократически-пацифистских понимают это. Таким образом, и авторитарно-тоталитарные системы власти любят науку и все остальные системы любят ее также и по тем же причинам, что и первые.

Возвращаясь к властвующей элите, хочется задать вопрос: понимают ли они, что наука имеет свои собственные законы развития, что она самодостаточна и сама себе ставит задачи? И что делают науку ученые - люди довольно-таки своеобразные. Прежде всего, ученый не может быть человеком предвзятой идеи, предписанного образа мыслей и поведения. Это и приводят к трудностям во взаимопонимании и взаимодействии ученых с корпусом общественного мнения.

Фундаментальные и прикладные исследования играют различную роль в обществе и по отношению к самой науке. Фундаментальные науки направлены, прежде всего, на внутренние потребности и интересы науки, на поддержание функционирования науки как единого целого, и достигается это путем разработки обобщенных идей и методов познания. Соответственно этому говорят о “чистой” науке, теоретической науке, о познании ради познания. Прикладные науки направлены вовне, на ассимиляцию с иными, практическими видами деятельности человека, и в особенности - с производством. Отсюда и говорят о практической науке, направленной на изменение мира.

1.2 Наука и развитие человека

Первичным в понимании природы науки является ее воздействие на самого человека, на систему его интересов, потребностей и возможностей к действиям в организации своего бытия и его совершенствования. Наука не является чем-то внешним по отношению к сущности человека, скорее она связана с самой его сутью. Последняя выражается, прежде всего, в потребностях человека. Именно потребности, их, так или иначе упорядоченные системы, определяют то, что можно назвать феноменом человека. Потребности человека весьма разнообразны, иерархически организованы и исторически многие из них обновляются. В наше время принято выделять три вида основных потребностей: витальные (биологические), социальные (принадлежность к определенной группе) и потребность познания. “Последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и за счет открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавая действительность, человек стремится уяснить правила и закономерности, которым подчинен окружающий мир. Его загадочность так трудно переносится человеком, что он готов навязать миру мифическое, фантастическое объяснение, лишь бы избавиться от бремени непонимания, даже если это непонимание непосредственно не грозит ему ни голодом, ни опасностью для жизни”.

Необходимо отметить, что потребность познания никоим образом не является производной от биологической и социальной потребностей, а, наоборот, ведет свое происхождение от универсальной, свойственной всему живому потребности в информации. Если не признать жажду познания в качестве основной потребности человека, то ее нишу займут иные, вспомогательные потребности. Словами Г. Башляра: “…пока мы не признаем, что в глубинах человеческой души присутствует стремление к познанию, понимаемому как долг, мы будем склонны растворять это стремление в ницшеанской воле к власти”.

Удовлетворяя и развивая потребности познания, человек делает возможным свое комплексное, целостное развитие. Наука создает идеальный мир, систему идеальных представлений о мире, предваряя этим практические действия. Тем самым наука характеризуется рядом взаимодополняющих функций в жизнедеятельности, как личности, так и общества. При общей оценке идеального мира - мира знаний особо обращают внимание на два аспекта. Прежде всего, отмечается, что вовлечение в научную деятельность, приобщение к сфере знаний повышает общую культуру человека. Как сказал А. Пуанкаре: “Человек не может отказаться от знания, не опускаясь, поэтому-то интересы науки священны”.

Данная оценка науки дополняется ее характеристикой как стратегического ресурса общества. “В качестве показателя национального богатства выступают не запасы сырья или цифры производства, а количество способных к научному творчеству людей”.

В развитии науки воплощена, прежде всего, эволюция мышления человека, его интеллекта. Именно наука радикальным образом содействует становлению и обогащению абстрактно-логического мышления, делая его все более утонченным и изощренным. Вместе с тем природа человека далеко не сводится к мыслительной деятельности. Важнейшей характеристикой жизнедеятельности человека является ее эмоционально-нравственный аспект, представления о котором воплощены главным образом в искусстве. Соответственно этому взаимодействие науки и искусства определяет целостное развитие человеческой личности, по меньшей мере, ее духовного мира.

2. Социальные особенности науки

Уже в далекой древности открытие нового в природе вещей переживалось отдельным индивидом как социальная ценность, превосходящая любые другие. Быть может, первый уникальный прецедент связан с научным открытием, которое легенда приписывает одному из древнегреческих мудрецов Фалесу (VII века до н. э.), предсказавшему солнечное затмение. Тирану, пожелавшему вознаградить его за открытие, Фалес ответил: “Для меня было бы достаточной наградой, если бы ты не стал приписывать себе, когда станешь передавать, другим то, чему от меня научился, а сказал бы, что автором этого открытия являюсь скорее я, чем кто-либо другой”. В этой реакции сказалась превосходящая любые другие ценности и притязания социальная потребность в признании персонального авторства. Психологический смысл открытия (значимость для личности) оборачивался социальным (значимость для других, непременно сопряженная с оценкой общественных заслуг личности в отношении безличностного научного знания). Свой результат, достигнутый благодаря внутренней мотивации, а не “изготовленный” по заказу других, адресован этим другим, признание которыми успехов индивидуального ума воспринималось как высшая награда. Уже этот эпизод далекой древности иллюстрирует изначальную социальность личностного “параметра” науки как системы деятельности.

Но исторический опыт свидетельствует, что социальность науки выступает при обращении не только к вопросу о восприятии знания, но и к вопросу о его производстве. Если вновь обратиться к древним временам, то фактор коллективности производства знаний уже тогда получил концентрированное выражение в деятельности исследовательских групп, которые принято называть школами.

Многие проблемы открывались и разрабатывались именно в этих школах, ставших центрами не только обучения, но и творчества. Научное творчество и общение нераздельны. Менялся - от одной эпохи к другой - тип их интеграции. Однако во всех случаях общение выступало неотъемлемой координатой. Потребность в исследовании этого аспекта породила на 3ападе специальную методологию “дискурс - анализа”.

Говоря о социальной обусловленности жизни науки, следует различать несколько аспектов. Особенности общественного развития в конкретную эпоху преломляются сквозь призму деятельности научного сообщества (особого социума), имеющего свои нормы и эталоны. В нем конгитивное неотделимо от коммуникативного, познание от общения. Когда речь идет не только о сходном осмыслении терминов (без чего обмен идей невозможен), но и об их преобразовании (ибо именно оно совершается в научном исследовании как форме творчества), общение выполняет особую функцию. Оно становится креативным.

Если общение выступает в качестве непременного фактора познания, то такая информация не может интерпретироваться только как продукт усилий индивидуального ума. Она порождается пересечением мысли, идущей из многих источников.

Реальное движение научного познания выступает в форме порой весьма напряженных диалогов, простирающихся во времени и пространстве. Ведь исследователь задает вопросы не только природе, но также другим ее испытателям, ища в их ответах информацию (приемлемую или неприемлемую), без которой не может возникнуть его собственное решение. Это побуждает подчеркнуть важный момент. Не следует, как это обычно делается, ограничиваться указанием на то, что значение термина (или высказывания) само по себе “немо” и сообщает нечто существенное только в целостном контексте всей теории. Такой вывод лишь частично верен, ибо неявно предполагает, что теория представляет собой нечто относительно замкнутое. Конечно, любой термин лишен исторической достоверности вне контекста конкретной теории, смена постулатов которой меняет и его значение.

Прослеживая социальный параметр науки как деятельности, мы видим многообразие его “сечений”. Эта деятельность вписана в конкретно-исторический социокультурный контекст. Она подчинена нормам, вырабатываемым сообществом ученых. (В частности, вошедший в это сообщество призван производить новое знание и над ним неизменно тяготеет “запрет на повтор”.) Еще один уровень представляет причастность к школе или направлению, к кругу общения, входя в который индивид становится человеком науки.

Наука, как живая система, - это производство не только идей, но и творящих их людей. Внутри самой системы идет незримая непрерывная работа по построению умов, способных решать ее назревающие проблемы. Школа как единство исследования, общения и обучения творчеству, является одной из основных форм научно - социальных объединений, притом древнейшей формой, характерной для познания на всех уровнях его эволюции. В отличие от организаций типа научно - исследовательского учреждения школа в науке является неформальным, т. е. не имеющим юридического статуса объединением. Ее организация не планируется заранее и не регулируется регламентом.

Заключение

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. Чтобы получить хорошую работу, молодой человек должен продемонстрировать полное и живое знание того, что и как делается прямо сейчас в избранной им области человеческой активности. Чтобы удержать это рабочее место через пять лет после окончания университета, он должен быть фундаментально образован с тем, чтобы на этом фундаменте уметь построить новое здание нового конкретного знания в соответствии с новыми требованиями дня. Чтобы через десять - пятнадцать - двадцать лет стать лидером, руководителем не по выслуге лет и по форме, а по сути дела, выпускник университета должен быть фундаментально образован в гуманитарной области, в области наук о человеке, наук социальных.

Россия может иметь достойное будущее лишь на пути сохранения и развития образования и создания новых совершенных технологий. Всесторонняя образованность населения - главная опора науки. Фундаментальная наука отвечает этому условию.

Список использованной литературы

Рассел Б. История западной философии. М., 1959

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987

Пуанкаре А. О науке. М., 1983

Размещено на http://www.allbest.ru/

Подобные документы

    Наука - одна из определяющих особенностей современной культуры и самый динамичный ее компонент. Постижение объективной истины, связанной с законами природы. Основные функции науки. Специфика научного познания. Современная естественнонаучная картина мира.

    контрольная работа , добавлен 24.03.2013

    Характерные черты науки и основные отличия ее от других отраслей культуры. Наука, как предмет исследования не только философии, но и науковедения - науки о науке, которая возникла в связи с необходимостью управления развитием науки в современном обществе.

    реферат , добавлен 19.02.2011

    Роль науки в формировании современной картины мира, её социальные функции и место в жизни и развитии общества. Тенденции к интеграции различных отраслей науки, её значение в философском понимании мира человеком и формировании его духовной культуры.

    реферат , добавлен 07.12.2016

    Наука как очень сложный и динамичный фактор общественного развития. Увеличение темпов научно-технического прогресса. Изменение мировоззренческих ориентаций под влиянием изучения наукой сложных природных комплексов. Совокупные достижения современной науки.

    презентация , добавлен 27.06.2015

    Наука как динамическая система объективных знаний о связях действительности. Отличия науки от обыденного познания. Общая функция науки - быть основой целесообразной и наиболее эффективной деятельностью людей. Социальные функции науки и их характеристика.

    реферат , добавлен 03.01.2013

    тест , добавлен 10.12.2011

    Задачи социальной философии. История становления науки в качестве социального института, ее развитие в эпоху научно-технической революции. Влияние науки на производство и общество, ее культурно-мировоззренческие функции. Социальная ответственность ученых.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2012

    Основные признаки науки, отличающие ее от других видов материальной и духовной деятельности человека. Отсутствие взаимодействия науки и практики и его пагубное влияние на развитие античной науки. Философская мысль - первооснова науки античной эпохи.

    реферат , добавлен 01.11.2011

    Наука и техника как вид деятельности и социальный институт. Роль науки в формировании картины мира. Понятие техники, логика ее развития. Наука и технология. Социально-культурное значение современной научно-технической революции. Человек и ТехноМир.

    реферат , добавлен 27.01.2014

    Роль и значение науки для социального и культурного развития человечества. Влияние науки на мировоззрение современных людей, их представления о Боге и его отношении к миру. Развитие специфического стиля мышления, порожденного особенностями XX столетия.

Социальные институты - это формы организации и регулирования общественной жизни. Социальные институты возникают в результате развития и совершенствования различных сфер общественной жизни.

Наука как социальный институт представляет систему научных организаций и учреждений. Это научно-исследовательские институты и лаборатории, научные общества, высшие учебные заведения, информационные центры, издательства, библиотеки, музеи, органы координации и планирования научных исследований.

Организации и учреждения науки располагают материальными средствами - это техника, здания, вычислительные центры, экспериментальные заводы и испытательные полигоны.

Наука как социальный институт - это кадры учёных, административный и вспомогательный персонал, это научные идеи, гипотезы, это их материализация - книги, карты, графики и т.п.

Наука как социальный институт располагает системой санкций: поощрение, наказание, присвоение учёных степеней, должностей.

В науке существует определённая система норм, прав, функций и обязанностей членов данного института: академик, доктор, кандидат наук, старший научный сотрудник, лаборант. Существуют научные нормы получения, обработки и анализа научной информации, проверенные предшествующей практикой исследовательской работы.

Целью науки как социального института является производство нового знания, применение нового знания в практической деятельности.

Социальные институты, в том числе и научные социальные институты, постоянно изменяются вместе с изменением науки, находятся в развитии, закрываются старые научные учреждения, возникают новые.

Возникновение науки как социального института и основные этапы её развития

Уже в античности появляются первые научные учреждения в форме частных школ, научных сообществ под патронажем прославленных мыслителей. Известно общество пифагорейцев , где занятиями наукой отводилось почётное место.

Академия Платона , где на протяжении почти 40 лет вёл преподавание сам её основатель. Школа Платона просуществовала почти 1000 лет. Затем возникает знаменитая школа Аристотеля - Ликей .

Подобные школы не пользовались поддержкой государства, существовали либо за счёт самого главы школы, либо за счёт её учеников. В современном понимании это были общественные организации.

В эпоху эллинизма прообразом первых средневековых университетов была школа учёных Александрии при Александрийской библиотеке , насчитывающей около 500 000 книг. Поддержка государства, создание уникальной библиотеки, приток учёных и рукописей из разных стран, организация сети научных центров вызвали значительное развитие математики, механики и астрономии, которые ассоциируются у нас с именами Эвклида, Архимеда и Гиппарха.


В средние века стали возникать университеты. Возникла потребность обучения духовенства. Сначала возникли соборные школы, которые переросли в университеты, с курсами обучениями семи свободным искусствам, философии и теологии.

Парижский университет был основан в 1160 г., чуть позже возникают Болонский и Оксфордский университеты (1167), Кембриджский (1209).Затем были основаны университеты в Падуе - в 1222 г., Неаполе - в 1224, Сиене - в 1240, Флоренции – 1321, Праге - 1347, Кракове - в 1364, Вене - в 1367 г.

Главной задачей средневековых университетов была подготовка духовенства. Необходимо было, чтобы духовенство усвоило идеи классического мира. Обучение велось с помощью лекций и диспутов. Главным смыслом учёных занятий было сохранение и упорядочение имеющегося знания, но отнюдь не его обновление или приращение.

Курс обучения состоял из семи свободных искусств. Первые три «тривиальных» предмета, «тривиум» : грамматика, риторика и логика - имели целью научить студента толково говорить и писать. Затем следовал «квадривиум» из арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Только после этого можно было перейти к изучению философии и теологии.

Поскольку средневековые университеты выполняли в основном функцию передачи уже готового знания, то принципиально новые научные движения эпохи Возрождения и Нового времени - движение гуманистов, научная революция возникли за стенами университетов.

В эпоху Возрождения стали возникать, в чём-то оппозиционные средневековью, научные организации. Эти академии, по сути кружки по интересам, не имели какого-либо статуса. Они объединялись либо вокруг руководителя, либо крупного патрона, покровителя. В них обсуждалось возрождённое учение платонизма и неоплатонизма, а также другие вопросы, привлекавшие внимание гуманистов, включая натуральную философию, языки и литературу.

В XVII в. произошла научная революция, возникла наука в современном её понимании, как синтез эмпирического и теоретического знания . Это время формирования научных сообществ, время создания академий наук. В 1603 г. в Риме создаётся «Академия рыси» , потому что глаза учёного должны быть такими же зоркими как глаза рыси. В этой академии читались лекции, проводились опыты.

Лондонское королевское общество было организовано в 1660 г. Историческим предшественником общества был Лондонский Грэшем-колледж, в котором проходили публичные лекции по «экспериментальной философии», а также дискуссии по актуальным проблемам науки.

Члены Лондонского королевского общества в основном имели знатное происхождение. Занятие наукой не приносило никаких заработков, в своё свободное время они занимались научной деятельностью.

Общество издавало научный журнал, в котором публиковались результаты научных опытов и экспериментов, рассказы о всевозможных редких явлениях природы и т.д.

В отличие от Лондонского королевского общества Парижская академия была создана в 1666 г. как государственная организация и оплачивалась королем. Берлинская академия наук была создана в 1700 г. Создание научных обществ в XVII в. привело к созданию научных институтов, наука получила организационное оформление и социальный статус.

В 1724 г. была основана Российская Академия наук в Петербурге . Она возникла по плану её основателя Петра 1 как государственное учреждение, хорошо оснащённое для своего времени научным оборудованием. Существовала астрономическая лаборатория, химическая лаборатория, физический кабинет. Академия стала главным центром научных исследований, здесь работали великие учёные того времени - М.В. Ломоносов, Л. Эйлер и др. В 1755 г. был открыт первый в России Московский университет , с которого начинается развитие высшего образования.

К концу XVIII в. значение академий потеряло свою актуальность, появляются новые формы организации науки - университеты, сочетающие образовательную и научную деятельность, исследовательские институты, профессиональные школы. В Германии происходит подъём университетов и исследовательских институтов, в Англии происходят реформы учебных программ Оксфорда и Кембриджа, во Франции создаются центральные высшие учебные заведения.

С XIX в. начинается профессионализация научной деятельности. Это происходит во Франции в послереволюционные годы. Ставилась задача заменить элитарную систему образования, системой, доступной для широких слоёв населения. Это было обусловлено потребностью в технических специалистах для государства.

В 1794 г. была создана «Нормальная школа» , которая впоследствии стала ведущим учебным заведением Франции. Она должна была быть нормой, моделью для других высших учебных заведений.

В 1794 г. возникла Парижская политехническая школа . Задача школы - подготовка гражданских и военных инженеров. Политехническая школа занимает особое место, она сыграла огромную роль в развитии точных наук во Франции. Она была привилегированным учебным заведением, обладая монопольным правом набирать и готовить учащихся для престижных инженерных и военных академий. Парижская политехническая школа была лучшим учебных заведений в области инженерного образования XIX в.

В первой половине XIX в. складывается система подготовки будущих учёных. Должности, связанные с научно-исследовательской деятельностью, предоставляются только тем, кто прошел профессиональное образование. Позднее в качестве квалификационного свидетельства стала выступать докторская степень. Таким образом, научно-исследовательская работа превращается в профессию, институализируется.

Преподавание ведётся с учётом исследовательской деятельности, создаются учебники по специальным дисциплинам - математике, физике, химии и т. д. Ведущие учёные строят учебные курсы на основе собственных исследований.

В Германии Берлинский университет был создан в 1809 г. В его основании принял участие В. фон Гумбольдт - министр прусского правительства. Университет, целью деятельности которого было духовное развитие немецкой нации, готовил учителей для немецких гимназий. Науки и научные институты должны быть верны идее чистой науки. Цель преподавания - сочетание научного познания морально развития личности, её гармоническое развитие.

Немецкий университет становится центром научных исследований, практически все учёные XIX в. в Германии работали в университетах. Лидерство в науке переходит к Германии. По распоряжению прусского правительства были созданы исследовательские институты и лаборатории, непосредственно связанные с промышленностью.

В России становление университетского образования происходит в XIX в. Университеты были государственными, императорскими, поэтому их главной функцией была подготовка государственных служащих. Преподаватели университетов также являлись государственными служащими.

Преподавательская и научная деятельность в России не были востребованы обществом и государством. Финансирование на науку и образование в России на душу населения было в два раза меньше, чем во Франции, в три раза меньше, чем в Пруссии, почти в четыре раза меньше, чем в Великобритании. Эта историческая традиция, к сожалению, сохраняется и сегодня. Труд преподавателя низко оплачивался, социальный статус учёного был невысок.

В середине XIX в. университеты были в Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Варшаве (создан в 1816 г.), Санкт-Петербурге.

В результате реформы в образовании во второй половине XIX в. открылся университет в Одессе (1865) и единственный университет в Сибири, в Томске (1885). Принятый университетский устав возвращает университетам автономию, увеличивает количество кафедр, улучшает финансирование.

В результате реформ происходит подъём науки в России во второй половине XIX в. Была создана химическая научная школа в Казанском университете (Н.Н. Зинин), затем возникает химическая школа в Петербургском университете (Д.И. Менделеев, Н.Н. Соколов). В Московском университете развивается физическая наука (А.Г. Столетов).

К концу XIX в. университеты стали крупными научными и учебными центрами. Российская наука стала выходить на передовые позиции.

В XX в. бизнес активно входит в науку, финансирует её, создаёт специальные институты и лаборатории при крупных промышленных компаниях. Сами университеты ориентируются на потребности промышленности.

Однако в результате противостояния двух мировых систем, в результате гонки вооружений роль заказчика и финансиста науки берёт на себя государство, возникают специальные министерства и ведомства, руководящие наукой.

Лидерство в науке ХХ в. переходит к США. Научно-технический комплекс США включает в себя университеты, промышленные корпорации, государственные лаборатории, многочисленные исследовательские инженерные фирмы. США проводит научно-исследовательские разработки по всему фронту исследований, является признанным лидером научного прогресса.

Наука как социальный институт представляет собой совокупность различных организаций и людей, подчиненных общей цели познания окружающего мира. Это одна из самых молодых областей человеческой деятельности. Узнаем, какими признаками она характеризуется и какие функции в обществе выполняет.

Этапы становления науки

Развитие науки как социального института началось в 16-17 веках (хотя некоторые ученые считают, что она зародилась еще в 5 веке до н.э, но, согласно общепринятой версии, тогда появились лишь прообразы научных открытий, так как не было специальных средств для получения объективных знаний).

Толчком для начала научной деятельности стал технический прогресс, который позволил использовать новые средства, открывать то, что до этого было недоступно для человека. Например, начать изучение космоса, строение мельчайших частиц – атомов.

Функции науки

Любые научные труды создаются с одной общей целью: получить новое знание.

К функциям науки относят:

  • выработка объективных знаний об окружающей действительности;
  • оформление этих знаний в теории.

В настоящее время наука имеет тесную связь с образованием. Это объясняется потребностью в распространении и передаче объективных знаний о мире, выработке методов и способов преподавания научных дисциплин, теоретической базы для учителей и педагогов. Перед образовательными учреждениями государство ставит сразу две цели – организация педагогической и научной деятельности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рассмотрим систему научных учреждений в России:

  • Академия наук;
  • отраслевые академии: медицинских, педагогических наук;
  • научно-исследовательские институты/

Результаты деятельности данных организаций отражаются у монографиях, учебниках, энциклопедиях, атласах, которые издаются и находятся в открытом доступе для всех людей.