Политический консалтинг. Национальные модели политического консалтинга

С середины XX в. в западных странах процесс политического консультирования начал выходить за пределы государственных и политических структур. Стали активно создаваться не зависимые от государства и политических партий агентства, способные оказывать помощь политикам в достижении практических результатов. Принято считать, что первое независимое агентство, специализирующееся на оказании услуг действующим политикам и государственным деятелям, возникло в США. Его создателем стала калифорнийская супружеская пара – Клем Уайтекер и Леона

Бакстер, которые с 1934 по 1958 г. провели в Калифорнии 75 избирательных кампаний, выиграв 70 из них .

Зарубежный опыт

"...Американский политический консалтинг – это бизнес, но бизнес очень специфический. Средний годовой оборот американского рынка политического консультирования в начале XXI века оценивается в 6 миллиардов долларов. При этом подавляющее большинство фирм, специализирующихся в области политического консультирования, могут быть отнесены к числу малых предприятий с ежегодным оборотом в несколько сотен тысяч долларов. Как правило, в такой фирме на постоянной основе работают не более десяти человек. Периоды экстремальной, почти круглосуточной активности во время избирательных кампаний сменяются длительными периодами вынужденного простоя и сопровождающего его отсутствия финансирования. Такой бизнес крайне неустойчив. Несколько неудачных кампаний подряд могут подорвать реноме еще недавно преуспевавшего консалтингового агентства. Личные взаимоотношения консультанта и клиента могут испортиться внезапно и окончательно. Молодые сотрудники, приобретя некоторый опыт, уходят, чтобы открыть собственную фирму, поскольку требуемые для этого начальные вложения минимальны. Войти в бизнес очень просто, но удержаться в нем в течение многих лет удается совсем немногим" .

В нашей стране независимые консалтинговые агентства стали появляться в начале 90-х гг. прошлого века. Среди них: "Никколо М: Центр политического консалтинга", "ИМИДЖ-контакт", "Центр политических технологий", "НОВОКОМ", "Фонд эффективной политики", "Международный пресс-клуб", "РЙОПАГАНДА" и др. Эти агентства оказывали услуги политикам и партиям, участвовавшим в выборах.

Зарубежный опыт

"...Франция остается страной с довольно жесткими институциональными ограничениями технологий электоральной коммуникации. В частности, там до сих пор находится под запретом оплачиваемая телевизионная политическая реклама... Поскольку возможности донести месседж до аудитории ограничены, исключительную важность приобретает процесс политического позиционирования. Соответственно, большое значение придается работе служб общественного мнения. В период крупнейших избирательных кампаний результаты нескольких новых опросов публикуются ежедневно. В связи с этим некоторые наблюдатели высказывают мнение о том, что стирается грань между изучением общественного мнения и его фабрикацией...

Таким образом, специфическими характеристиками французского политического консультирования являются акцент на изучении общественного мнения и стремление ведущих представителей этого ремесла к диверсификации бизнеса. Виднейшие специалисты легко переходят от политических коммуникаций к коммерческим и обратно" .

Создание независимых агентств свидетельствовало о новом явлении в жизни общества – рынке политических консалтинговых услуг. На этом рынке в качестве покупателей выступают политики, нуждающиеся в специфическом виде товара, – помощи в решении политических задач, а в роли продавцов – специалисты, обладающие необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.

Зарубежный опыт

"...Британский политический консалтинг по своей внутренней структуре заметно отличается от аналогичных отраслей в других европейских странах. Специалисты, практикующие новые и весьма эффективные технологии электоральной коммуникации, в большинстве своем не предоставляют на открытом конкурентном рынке услуги по профессиональному сопровождению избирательных кампаний, а работают в аппарате политических партий и правительственных службах. Возможно, именно поэтому среди 68 членов Европейской ассоциации политического консультирования в 2005 году лишь один человек представлял Великобританию" .

Возникновение рынка политического консалтинга было обусловлено (рис. 15.2):

  • во-первых, развитием демократических институтов и политической конкуренции. Демократия открывала возможности для создания новых политических партий, для участия в выборах независимых кандидатов, но одновременно делала неизбежным соперничество между ними. В борьбе за голоса избирателей формировался спрос на услуги профессионалов;
  • во-вторых, изменением информационной среды политических кампаний. С появлением электронных СМИ,

Интернета принципиально иными становятся технологии политического влияния. Теперь успех на выборах начинал зависеть не столько от способности кандидата произвести впечатление на избирателей при личной встрече, сколько от того, как он выглядит на экране телевизора или на расклеенных по городу плакатах, насколько убедительно представлен в Интернете. Работа с новыми каналами коммуникации требовала соответствующих знаний и умений, и проще было заплатить специалистам, чем обучать новым технологиям, например, членов партии, готовых помогать кандидату безвозмездно;

В-третьих, ростом профессионального мастерства политических технологов. В гл. 3 мы говорили о профессионализации политических технологий. Этот процесс способствовал формированию на рынке политических консалтинговых услуг качественного предложения. Тем самым поддерживался интерес политиков к предлагаемым услугам. У них формировалась убежденность в необходимости привлечения независимых консультантов.

Рис. 15.2.

Рыночная среда, в свою очередь, создавала для политических консалтинговых фирм условия достаточно острой конкуренции. Постепенно уходили в прошлое времена, когда спрос на услуги политических консультантов превышал предложение. Теперь им приходится решать проблему поиска и завоевания клиентов, используя маркетинговые технологии, т.е. внимательно изучать ситуацию на этом рынке, заниматься позиционированием себя и своих сотрудников как специалистов по оказанию определенных услуг политикам-практикам.

У политических консалтинговых фирм есть два основных способа "завоевания" клиентов. Первый – предложить потенциальным клиентам такие виды услуг, которые никто другой предложить им не может. Речь идет о своеобразном "уникальном предложении", т.е. приеме, который активно используется в маркетинге, и смысл которого сводится к поиску незанятой ниши на рынке товаров и услуг. Например, можно предложить услуги спин-доктора (услуги по снижению эффекта воздействия на аудиторию негативной для клиента информации). Если ни одна другая фирма нс может предложить такой вид услуг, то вероятность обращения клиента в вашу фирму будет очень высока.

Многие политические консалтинговые фирмы, пытаясь занять свободную нишу на рынке, предельно диверсифицируют набор предоставляемых услуг. Так, в рекламных материалах можно увидеть объявления о таких услугах, как сбор и анализ фоновой информации в регионе, "brain storming", управление кризисными ситуациями, техники промоушн, креативные технологии и т.д. Однако следует помнить, что диверсификация набора предоставляемых услуг не всегда эффективна. Во-первых, политики-практики подчас просто не в состоянии оценить, что стоит за новыми, как правило иностранными, названиями, и новая услуга может просто оказаться невостребованной. Во-вторых, если все-таки на рынке появляется спрос на какой-то специализированный вид услуг, то сразу же расширяется и предложение, увеличивается число фирм, ее предоставляющих. В-третьих, набор политических консалтинговых услуг достаточно унифицирован и предложить что-то реально новое не так просто.

Второй путь "завоевания" клиентов – это репутация фирмы. Политические консалтинговые услуги, как мы отмечали ранее, требуют особой квалификации, мастерства, умения расположить к себе клиента и завоевать его доверие. Политик-практик, выбирая фирму для сотрудничества, будет в первую очередь руководствоваться ее репутацией, которая аккумулирует в себе и профессионализм ее сотрудников, и умение справляться с поставленными задачами, и их добросовестное отношение к работе, и приверженность определенным моральным принципам.

В практике политического консультирования используются различные методы маркетинга услуг и репутации фирмы. Назовем наиболее распространенные.

Реклама . Политические консалтинговые услуги предоставляются достаточно узкому кругу людей. Следовательно, каналы массовой рекламы (на телевидении, радио, в массовых периодических изданиях) здесь не приемлемы. Среди электронных средств передачи информации политические консалтинговые фирмы отдают предпочтение Интернету. Практически все они имеют собственные сайты, на которых размещается всесторонняя информация о фирме, контактные телефоны и адреса для связи. Этот вид рекламы достаточно эффективен, так как позволяет, с одной стороны, консультационной фирме предоставлять обширный массив информации о себе, а с другой – потенциальным клиентам в случае необходимости быстро связаться с сотрудниками заинтересовавшей его фирмы. Кроме того, многие фирмы готовят рекламные буклеты, брошюры, листовки, в которых перечисляют виды оказываемых услуг, рассказывают о своих удачных проектах, называют своих руководителей и сотрудников. Возможна также адресная рассылка рекламных материалов потенциальным кандидатам, руководству политических организаций, в аппараты политических и государственных деятелей.

Профессиональные выставки, семинары. Выставки фирм, оказывающих политические консалтинговые услуги, в пашей стране проводятся уже на регулярной основе, а не только в преддверии очередной крупной избирательной кампании. Участие в таких выставках и семинарах позволяет фирме рассказать о себе, продемонстрировать свои успехи. Па семинары приглашаются политики, работники аппаратов политических и государственных организаций. Каждая фирма обычно считает свои долгом выступить на таком семинаре, потому что это позволяет показать профессионализм работников консалтинговых агентств, вовлечь присутствующих политиков в диалог, предоставить присутствующим заранее подготовленные рекламные материалы.

Профессиональные публикации. Хорошая книга или статья, написанная политическими консультантами, никогда не останется незамеченной как коллегами, так и политиками- практиками. Вышедшие в последние годы в России книги по избирательным технологиям, политическому консультированию вызвали интерес у читателя не только с точки зрения содержания, но и подогрели интерес к авторам, помогли им укрепить свой профессиональный авторитет.

Сообщения в СМИ. Журналисты с удовольствием пишут о различных скандалах на выборах, о черном пиаре и грязных технологиях. Искусство политических консультантов заключается в том, чтобы воспользоваться интересом журналистов к скандальным темам, но при этом не запятнать свою репутацию. Руководители и сотрудники фирм могут давать интервью и выступать самостоятельно со статьями об избирательных технологиях, предлагать сценарии развития политических событий, комментировать результаты очередного социологического исследования. На российском рынке политического консалтинга уже есть фигуры, чье появление в помещениях каких-либо политических организаций и государственных учреждений не остается незамеченным журналистами. Все это подогревает интерес к возглавляемым ими фирмам.

Рынок политического консалтинга очень чувствителен к любым изменениям в институциональном политическом порядке. Так, введение в России в 2005 г. пропорциональной избирательной системы выборов в Государственную Думу и отмена выборов глав регионов привели к резкому сокращению спроса на услуги специалистов в области проведения избирательных кампаний. Многие агентства в этих условиях были вынуждены переориентироваться на оказание услуг бизнесу в области деловых коммуникаций, связей с государственными органами и проведении лоббистских кампаний. Возврат к смешанной избирательной системе и к губернаторским выборам вновь оживит рынок политического консалтинга.

Фактором, повлиявшим на снижение капитализации рынка политического консалтинга в нашей стране, стало также законодательное ограничение фондов избирательных кампаний на выборах федерального уровня и ужесточение контроля за расходованием средств на ведение предвыборной агитации. В этой связи падает спрос на затратные технологии в виде политической рекламы на телевидении, и одновременно растет интерес к малобюджетным формам работы с населением.

Таким образом, рынок регулирует процессы в области политического консалтинга. Благодаря конкурентным механизмам осуществляется вытеснение с рынка менее квалифицированных специалистов, а оставшиеся консалтинговые агентства пытаются расширить линейку предлагаемых услуг и обеспечить их необходимое качество. В итоге, идет непрерывное совершенствование политических технологий, поиск новых методов политического влияния.

  • См.: Справочник по политическому консультированию / под ред. Д. Д. Перлматтера. М.: Консалтинговая группа "ИМИДЖ-Контакт"; ИНФРА-М, 2002. С. 7.
  • Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование. СПб.: Изд-во ИВЭСЭП; Знание, 2007. С. 22-23.
  • Гончаров В. Э. Современное политическое консультирование. С. 27.
  • Там же. С. 28.

Понимание того, что выборы - это сложная, многоуровневая система, осознание необходимости замены интуитивного подхода эффективными технологиями, основанными на опыте множества избирательных кампаний, послужило причиной для выделения политического консалтинга (профессиональная помощь) в самостоятельную профессию.

В начале 1990-х годов, после развала Советского Союза и однопартийной системы, практика политического консалтинга переживала период любительства. Успех политика обычно предопределялся его энергией и энтузиазмом его друзей и родственников. Затем наступил период ученичества, связанный с освоением зарубежного опыта политического консалтинга в проведении избирательных кампаний - организации штаба, агитационной сети, оформлении наглядной агитации. В середине 1990-х годов начался следующий этап - период эксперимента, сопровождаемый бурным развитием технологических подходов. Именно поэтому в конце 1990-х годов наряду с находками в сфере избирательных кампаний широкое распространение получили и так называемые "грязные" технологии.

В последнее время в средствах массовой информации заговорили о том, что в сфере политконсалтинга происходит становление технологий иного порядка. Технологии предыдущего поколения имели дело главным образом с управлением восприятием информации, поступающей к избирателям.

Теперь речь идет о формировании метатехнологий - способа прогностического планирования контролируемого технологического развития, связанного с управлением социально-политическими процессами.

Исследования в области политконсалтинга показывают, что участники политических кампаний являются элементами самоорганизующей системы, и находятся внутри этой системы. В этой системе неэффективны прямые директивные методы социального управления. Эффективность деятельности участников связана со способностью встраиваться в логику движения самой системы, входить с ней в резонанс.

Понятие "политика" пришло в русский язык во времена царствования Петра I (1672-1725 гг.) из французского языка, и обозначало - искусство управления государством. искусство управлять государством искусство управлять государстискусство управлять государством. Учитывая это, принято считать, что сутью политики является борьба различных политических сил за власть, что в свою очередь определяет сферу политконсалтинга, как сферу политического и социального "управляемого" конфликта. С одной стороны, общество признает необходимость этого конфликта, участвуя в регулярных и альтернативных выборах, которые вызывают обострение борьбы за власть. С другой стороны, общество накладывает ограничения на характер и способы проявления политического конфликта, регламентируя формы и методы проведения политических кампаний.

В специализированной литературе, политические кампании рассматриваются как некий процесс, не затрагивающий по сути структуру социального субъекта, построенный на методологии воздействия. Суть методологии заключается в навязывании социальному субъекту извне (политконсультантами, средствами массовой информации) определенного поведения, выбора, напрямую не связанного с естественными процессами и движениями внутри самого социального субъекта, что низводит его практически до уровня управляемого объекта, причем навязанность выбора изначально предопределяет использование манипулятивных приемов. Сам же политконсультант возводится в позицию управляющего субъекта, способного определять поведение больших групп людей. Задача управления поведением социального субъекта заключается в этом случае в том, чтобы одновременно вызвать у множества индивидуумов однотипные реакции. В целом, как показывают исследования, такая методология воздействия политконсультанта, с одной стороны, иллюзорна, с другой - социально опасна. Управление эффективно в той мере и до тех пор, пока оно не вступает в противоречие с естественной логикой движения социального субъекта. В противном случае такое управление обеспечивает лишь краткосрочный эффект. Политический процесс затрагивает социальный субъект достаточно глубоко, вплоть до структурных изменений. Этот процесс описывается в терминах самоорганизации и является одной из своеобразных, но естественных форм движения социального субъекта, определяемой его внутренней энергетикой.

Течение социальной жизни предполагает латентность (невидимая, скрытая часть) целого ряда процессов, тенденций, противоречий. Их скрытость, подавленность являются условием социальной стабильности. В то же время концентрация скрытых противоречий опасна, так как способствует росту социального напряжения и социальной агрессии. Деление общества на большие социальные группы по тому или иному основанию практически всегда несет в себе в явном или завуалированном виде некое противоречие - потенциальный конфликт между крайними связанными по данному основанию группами. В то же время взаимодополняемость подобных полярных групп и определенные наработанные обществом механизмы обеспечения относительного баланса их интересов, создают социальную стабильность. Существенно и то, что на оси, соединяющей оба полюса, находится огромное количество людей, занимающих промежуточное положение. Именно они образуют своеобразную "стабилизационную" группу. Одним из примеров такой "стабилизационной" группы является средний класс, рассматриваемый политологами как основа социальной стабильности. Таким образом, социальный субъект, пронизанный множеством явных и скрытых противоречий, представляет собой сложно структурированную совокупность больших социальных групп. Их постоянные дивергенция и конвергенция, обеспечивающие социальное развитие, одновременно несут в себе угрозу социальной стабильности.

В результате политической борьбы происходит "сброс" накапливающейся агрессии, определенное перераспределение сфер влияния и частичное разрешение противоречий. Принципиальный вывод состоит в том, что политконсалтинг в действительности имеет дело с мощными социальными силами, энергетика которых значительно превосходит ресурс любого "управляющего субъекта". Все это определяет направления подходов в политическом консалтинге:

  • ·не столько "воздействие", сколько "взаимодействие";
  • ·не столько "понуждение", сколько "стимулирование";
  • ·не столько "личностно-ориентированные", сколько "ориентированные на социальные группы".

Деятельность политтехнолога заключается в определении тех приоритетных противоречий, которые задают реальные оси поляризации социальных групп в ходе политической кампании. Эти оси образуют своеобразную сетку координат, внутри которой выстраиваются стратегия и тактика кампании, имидж кандидата и т.д. Положительные качества лидера, технологические ходы, агитационные материалы, которые не соотнесены с этими осями и не рассчитаны на резонанс внутри социальной среды, останутся невостребованными со стороны избирателей. В последнее время психологи преуспели в понимании не только "теневых" сторон человеческой личности, но и не менее мощных базовых структур человеческой психики. Эти базовые структуры "коллективного бессознательного", описанные швейцарским психиатром Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961 гг.), во многом и определяют принципиальную возможность получения устойчивого и долгосрочного эффекта при диалоговых коммуникациях в политическом консалтинге.

Одним из теоретиков в области консультирования Р. Нельсоном Джоунсом дано следующее определение консультирования: "консультирование можно рассматривать как особый вид отношений помощи, как некий репертуар возможных воздействий, как психологический процесс".

Тремя главными функциями теорий консультирования являются: обеспечение концептуальными структурами, разработка терминологии и проведение исследований.

Кандидат экономических наук, генеральный директор Ассоциации консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) А.П. Посадский дал следующее определение: консалтинг - "это процесс, в рамках которого клиент получает профессиональную помощь в виде совета.

Процессом консультирования называется последовательная серия действий, шагов и организованных событий, которые предпринимает консультант в организации клиента для достижения позитивных перемен внутри клиентской организации".

Политический консалтинг - это новое научное направление, изучающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, выделенных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.

К функциям политического консалтинга относят:

прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);

реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и программ, формирование имиджа и др.);

создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее;

оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;

реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;

оперативное реагирование на изменение политической ситуации (стратегическое и тактическое).

Политический консалтинг - новое научное направление, изу­чающее деятельность, обеспечивающую потребности общества, вы­деленных групп и индивидуумов в достижении целей направленного изменения существующей социально-политической ситуации.
Функции политического консалтинга можно определить следую­щим образом:
исследование политической ситуации (по категориям ее про­явления: от исследований имиджа отдельного субъекта политичес­кой ситуации до исследований выборной истории общества);
прогнозирование политической ситуации (по категориям ее проявления);
реализация маркетингового аспекта (позиционирование в политической ситуации, разработка стратегических планов и про­грамм, формирование имиджа и др.);
создание и преобразование структур, являющихся субъектами политической ситуации или влияющих на нее;
оценка эффективности проектов и мероприятий, призванных тем или иным способом повлиять на существующую политическую ситуацию;
реализация стратегических и тактических планов воздействия на политическую ситуацию;
оперативное реагирование на изменение политической ситуа­ции (стратегическое и тактическое).

Политический консалтинг включает в себя консультирование клиентов по широкому кругу интересующих вопросов в сфере экономики, права, власти и политики, а также проблем социально-политического характера.

Суть политического консалтинга заключается в оказании помощи клиенту для повышения эффективности его деятельности и предоставление информации, рекомендаций, и услуг в достижении поставленных целей.

Политическое консультирование схематично можно представить в виде связки: субъект
®услуга ®объект

Субъект это политический консультант или консалтинговая фирма;
Услуга это процесс политического консультирования;
Объект это клиент, нуждающийся в услугах консультанта.
Объектами политического консультирования являются:

· личности – это кандидаты в депутаты различных органов публичной власти, депутаты, партийные функционеры и другие политические деятели;

· организации – это политические партии и региональные отделения политических партий, общественные организации и движения, избирательные объединения и т.д.;

· органы государственной и муниципальной публичной власти;

· политические технологии и политические процессы (электоральный процесс образования партий);

· предприятия и учреждения в политической сфере (предприятия, политические клубы и т.п.).

Основателями политического консультирования считаются Мэт Риз, создатель Американской ассоциации политических консультантов и соучредитель Международной ассоциации политических консультантов Наполитан Джозеф, его компаньон Мишель Богран и другие.
Если говорить о национальных моделях политического консалтинга, то, видимо, можно выделить следующие:

· американская;

· английская;

· французская;

· германская.

На формирование национальных моделей политического консалтинга влияют следующие факторы :

o уровень развития экономики;

o степень демократизации общества;

o историко-культурные особенности развития общества и государства;

o степень участия и активность граждан в политической жизни;

o зрелость гражданского общества и другие.

Отечественный политический консалтинг зародился в конце 90-х годов XX века, с проведением первых альтернативных выборов. В настоящее время находится в процессе становления и развития. В политическом консультировании основным действующим лицом является консалтинговая фирма.

Российское политическое консультирование развивается по европейской модели, суть которой сводится к проведению кампаний партийными структурами при сотрудничестве с привлеченным со стороны консультантом. Консультант в России, как и в большинстве европейских стран, значительно меньше занимается разработкой стратегии предвыборной кампании, чем его коллега в США, где роль консультантов в политике гораздо выше.

Отличие российского политического консалтинга от западных его форм в том, что работа направлена прежде всего на создание имиджа политика, а не на формирование, например, программы кандидата.

Понятия «политическое консультирование» и «политический консалтинг»

Чтобы определить суть понятия политический консалтинг необходимо разобраться с его определяющим понятием «консалтинг». В настоящее время существует множество определений консалтинга. Так в иллюстрированном энциклопедическом словаре «консалтинг» (англ. consulting, букв. - консультирующий), деятельность фирм по оказанию консультационных услуг предприятиям, организациям, физическим лицам по широкому кругу вопросов экономики и права (создание и регистрация фирм, маркетинговые исследования, инновации, инвестиции и др.)

В юридической энциклопедии «консалтинг - консультирование производителей, продавцов и покупателей по широкому кругу экономических и других вопросов, связанных с хозяйством и правом, в том числе во внешнеэкономической сфере».

Всего пять лет назад в научной литературе консалтинг определялся как работа специализированных организаций по экономическому, финансовому, торговому, правовому консультированию предприятий, фирм, предпринимателей, как набор средств и методов по преодолению кризиса организации.

Сегодня под консалтингом понимают уже такой вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. Такое определение характерно для консалтинга в сфере экономики.

В политической сфере употребляется термин «политический консалтинг». Следует обратить внимание на то, что в литературе и на практике используются как англоязычные термины (например, «политический консалтинг», «политическая консалтинговая услуга», «политическая консалтинговая фирма, ассоциация, компания»), так и русские аналоги («политическое консультирование», «политическая консультация», «центр коммуникативных технологий», «агентство по связям с общественностью») и т.д. Очевидно, что содержание и написание используемых терминов должно соответствовать российскому законодательству, а также современным нормам русского языка.

Бытует мнение, что политическими процессами управляют консультанты, которые во многом определяют стратегию политиков и влияют на формирование публичной политики.

Это явление нельзя назвать новым. Дворы Рамзеса II, Юлия Цезаря, Карла Великого, Ивана Грозного, Петра I, Екатерины II кишели советниками, предсказывающими как завоевать расположение общественности и укрепить его. Нынешние времена отличаются от прошлых тем, что на место теневых доверенных лиц пришли политические консультанты, которые являются публичными и независимыми игроками. Они обращаются к нам отовсюду: с экранов телестудий, со страниц газет, академических изданий.

Политическое консультирование сравнительно недавно обрело статус неотъемлемого технологического звена и механизма обеспечения многих политических процессов. Истоки политического консалтинга отыскиваются в XVII в. - в далекой эпохе войны за независимость, политических споров федералистов и антифедералистов, становления политической системы США. К моменту первой политической кампании (1789 г.) - кампании по ратификации Конституции США, - консалтинг стал фактором американской политической жизни. При этом советники и помощники кандидатов того времени были добровольцами, хотя и выполняли функции современных консультантов, оказывая содействие в организации тех или иных событий, подготовке выступлений и печатных агитационных материалов.

Следует отметить, что до настоящего времени не сложилось однозначно определения понятия «политическое консультирование».

Так А.П. Ситников и Е.Г. Морозова определяют политическое консультирование как «профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийно-политических методов реализации лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, индоктринальной и символизирующей функций кампаний» .

Г.В. Пушкарева под политическое консультированием понимает «процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач».

А.И. Соловьев считает, что политическое консультирование - это разновидность профессиональной помощи руководителям и персоналу политических организаций (клиенту) в решении их специализированных задач на основе снижения рисков их деловой деятельности». Имеются и другие определения.

Представляется, что понятие «политическое консультирование» тесно связано с задачами и функциями политических консультантов. Раскрыв их содержание можно дать дефиницию рассматриваемого понятия.

Задачами консультирования в политической сфере являются:

  • - формулировка верных советов, рекомендаций и консультаций политическому лидеру, руководителю государственных органов по интересующему его вопросу на основе объективной и беспристрастной оценки ситуации и учета современного отечественного и международного опыта;
  • - предоставление верных советов, рекомендаций и консультаций политическому лидеру, руководителю государственного органа в соответствующей форме, в необходимое для него время;
  • - конкретная помощь политическому лидеру, руководителю государственного органа, их персоналу в освоении современных методов эффективного управления, способствование принятию эффективных и своевременных решений в различных формах в соответствии с постоянными политическими целями и задачами;
  • - снижение деловых рисков в политической деятельности политического лидера, руководителя государственного органа, повышение надежности принимаемых решений и др.

Реализуя указанные задачи политически консультанты выполняют множество различных функций. Среди них:

  • - обеспечение познавательных потребностей политического лидера, государственного деятеля в информации, которая сделает его взаимодействие с окружающим миром более эффективным. Это рекомендации и консультации, которые будут способствовать принятию эффективных управленческих решений;
  • - помощь, советы, рекомендации в понимании ситуации и анализа существующих подходов к ней, экспертная оценка;
  • - эмоциональная поддержка политического лидера, руководителя государственного органа в ситуациях трудных решений;
  • - снижение давления политического лидера, государственного деятеля и уменьшения уровня конфликтности внутри его окружения;
  • - проверка и анализ различных идей, исходящих от самого политического лидера или других лиц;
  • - осуществление PR и помощь в создании имиджа политического лидера;
  • - выполнение функций доверенного лица;
  • - во время выборной кампании - разработка ее стратегии;
  • - другое.

В этой связи под политическим консультированием следует понимать разновидность профессиональной помощи профессионалов-консультантов в виде советов, рекомендаций и консультаций политическим лидерам и государственным деятелям в решении ими определенных политических задач.

А что такое политический консалтинг? Не давая ему строгого формального определения, следует отметить, что политический консалтинг можно рассматривать в узком и широком смыслах.

В узком смысле политический консалтинг - это процесс воздействия субъекта политического консалтинга на объект, заставляющий этот объект совершать определенные действия, направленные на достижение, прежде всего, его целей.

В широком смысле политический консалтинг включает в себя не только само воздействие, но и комплекс знаний, связанных с научным поиском, проведением исследований, постановкой экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений, научного обоснования политических проектов для успешной реализации целей в области политического консультирования как на уровне отдельных политических лидеров и их команд, так и на уровне органов государственной власти и их руководителей.

Политический консалтинг, как узком смысле, так и в широком может рассматриваться с различных позиций.

Во-первых, как вид деятельности. В этом смысле политический консалтинг - это процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов в деятельности его субъектов для достижения целей, прежде всего, политического лидера и его команды. Причем под процессом здесь понимается система действий, предпринимаемых политическими консультантами и менеджерами. Оптимизация означает, что политические консультанты и менеджеры должны работать для достижения политических результатов, а цели - это те результаты, которых добиваются политические субъекты политического консалтинга.

Во-вторых, политический консалтинг - это искусство. Поскольку искусство требует личных способностей и таланта, политические консультанты, осуществляющие политическое консультирование, несомненно, включены в творческий процесс. Многое из того, что политический консультант знает о том, как добиваться поставленных целей, управлять процессом консультирования политического лидера, выяснено из собственного опыта работы или от других лиц, занимающихся подобной деятельностью. Понимать политического лидера, создать необходимую атмосферу, способствующую достижению поставленных целей, уметь управлять конфликтными ситуациями, несомненно, являются искусством.

В-третьих, политический консалтинг - это область деятельности, которая сочетает специфический процесс политического консультирования, искусство и науку и демонстрирует растущий профессионализм политических консультантов и менеджеров.

Следует отметить, что искусство всегда опирается на понимание лежащей в его основе науки. Поэтому наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. По мере совершенствования науки должно совершенствоваться и искусство, как это имело место в физических, биологических и других естественных науках. Врачи, не сведущие в науке, превращаются в знахарей, овладев наукой, они могут стать искусными хирургами. Политические консультанты, пытающиеся осуществить деятельность без знания теории, должны полагаться на удачу, интуицию или на свой прошлый опыт, овладев организационно-управленческим знанием, они получают гораздо лучшую возможность разработать практическое применение, обоснованное решение какой-либо консалтинговой проблемы.

Безусловно, люди, занимающиеся политическим консалтингом, должны в полной мере обладать совокупностью знаний, приемов и методов, позволяющих на основании консультаций политическому лидеру осуществлять политическую деятельность эффективно, иначе они не будут востребованы на рынке политических консалтинговых услуг.

Политический консалтинг в России опирается на Конституцию РФ и федеральные законы, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, научную организацию политической деятельности, системный анализ, научно-обоснованные методы принятия решений.

Базой деятельности политического консультанта являются социальные знания, аналитические способности, владение методами и технологиями политического менеджмента. Профессиональный политический консультант, наряду со специальным образованием, должен иметь большой опыт в этой области. Характерной особенностью консультантов-профессионалов являются их гибкость, способность выступать именно в том качестве, которое необходимо политическому лидеру, причем именно в данный момент.

Следовательно, политический консалтинг - очень сложное многофакторное социальное явление, значение которого по мере развития общества и государства постоянно возрастает.

Можно сказать, что политический консалтинг - это профессиональное содействие, оказываемое специалистами по политическому менеджменту политическим лидерам, государственным деятелям и их аппарату в решении государственных проблем в форме рекомендаций и совместно вырабатываемых решений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение политического консалтинга. Политический консалтинг в России и его место в общей системе общественных связей. Информационно-коммуникационный аспект развития политического консалтинга, его коммуникативные аспекты и средства массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Этапы развития рынка политического консалтинга в Пермском крае. Ситуация на рынке политических технологий. Кризис пермского рынка политического консалтинга. Анализ цен на услуги политтехнологов. Приоритетные направления деятельности политтехнологов.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2010

    Понятие политического пиара, его функции, основные составляющие и отличительные черты. Политические коммуникации и манипулирование. Происхождение и определение термина "черный пиар", его особенности в России. Основные личностные качества PR-специалиста.

    контрольная работа , добавлен 15.11.2010

    Сущность, основные этапы и задачи политического пиара. Общие моменты и специфика деятельности PR-служб в политических партиях и общественно-политических организациях. Механизмы политического пиара и главные приемы формирования политического имиджа.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Методологический аспект исследования особенностей политического пиара в избирательных кампаниях. История возникновения Public Relations. Сущность понятия "выборы". Украинский электорат и его этнонациональные особенности как объект избирательного PR.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2010

    Понятие, сущность и принципы фандрайзинга. Источники пополнения избирательного фонда партии; виды благотворительной деятельности. Причины зарождения политического консалтинга в США. Инструменты и условия развития электорального фандрайзинга на Юге России.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2015

    Теоретические и практические аспекты политического маркетинга, его сущность и проблемы формирования в России. Роль средств массовой информации как инструмента политического маркетинга, особенности его становления в избирательных компаниях в России.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2010