И.В. Сталин как теоретик марксизма-ленинизма

«КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ» СТАЛИНА, ИЛИ ЗАБЫТЬ ЛЕНИНА!

Ленин и Сталин — две «ноги», на которые опирался социализм. За 30 лет (1956-1986) «подпилили» одну «ногу», т.е. личность Сталина, и на одной «ноге», т.е. на личности Ленина, социализм не устоял.

Стали «подпиливать» вторую «ногу», т.е. личность Ленина, и, кажется, тоже «подпилили». Но… воскрешается «подпиленная» ранее «нога», т.е. личность Сталина.

А этого наши враги допустить не могут: им — смерть, если будут жить обе «ноги», т.е. Ленин и Сталин.

И вот они снова хотят отправить в небытие Сталина. Каким манером? Ложь, клевета, замалчивание уже не действуют.

Есть ещё один способ: раздуть «культ» Сталина. И он уже действует… среди сталинцев. Да-да. Сталинцы отправляют в тень… Ленина, учеником которого был Сталин.

Кое-кто считает, что к термину «марксизм-ленинизм» необходимо добавление «сталинизм».

Верно ли это? Думается, что нет, не верно.

Ленин называл себя марксистом, а свою партию — марксистской, неоднократно повторяя: «Мы, марксисты», «наша, марксистская партия».

У Сталина есть такие фразы: «Настоящий марксист не ограничивается простой констатацией факта». «Так понимаем этот вопрос мы, марксисты».

И это не случайно. Ленин и Сталин были, прежде всего, марксистами. То есть сторонниками научной теории, основанной на законах, открытых Марксом. А любое открытие, как известно, носит имя его открывателя. И как бы это открытие впоследствии ни совершенствовалось, ни дополнялось, имя первооткрывателя остаётся.

Маркс открыл, что важнейшей движущей силой развития общества, начиная с периода разложения первобытнообщинной формации, является борьба антагонистических классов. Исходя из этого, он обосновал революционную роль и историческую миссию рабочего класса в свержении капитализма. Он указал и средство достижения этой цели: социалистическая революция с диктатурой пролетариата.

Ленин развил теорию Маркса:

1) показал, что капитализм имеет свою высшую стадию развития (империализм);

2) сделал вывод о неравномерности развития капитализма в различных странах и, в этой связи, о возможности победы революции в отдельной стране;

3) разработал теорию по перерастанию буржуазно-демократической революции в социалистическую;

4) детализировал положение о диктатуре пролетариата;

5) обосновал руководящую роль рабочего класса в социалистической революции, указав его союзника (беднейшее крестьянство);

6) назвал формы классовой борьбы на разных этапах социалистической революции;

7) заложил организационные основы норм партийной жизни и принципов партийного руководства;

8) вооружил (идейно) партию и рабочий класс стратегией и тактикой революционной борьбы с буржуазией, ревизионизмом, догматизмом, оппортунизмом (правым и «левым»);

9) дал решение национального вопроса;

10) начертал (набросочно) планы путей переходного периода от капитализма к социализму.

Это грандиозно. Но ведь всё-таки это исходит из общей теории Маркса, принципы которой и взял в основу Ленин. Поэтому Ленин при своей жизни был против введения термина «ленинизм». Однако после его ухода из жизни этот термин ввели, как дополнение к термину марксизм.

Сталин применил на практике теорию Маркса, развитую Лениным.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции в конце 1917 года и триумфальное шествие социализма в течение последующих трёх с половиной десятилетий говорят о правильности применения марксизма Лениным и марксизма-ленинизма Сталиным.

О каком тут «сталинизме» — как открытии или теории — можно вести речь?

В своё время Сталин говорил: «Троцкий задался целью вести борьбу против теории Ленина, но так как вести борьбу против Ленина дело рискованное, то он решил провести эту борьбу под видом борьбы с «теорией» Сталина». (Обращает на себя внимание: теория Ленина — без кавычек, «теория» Сталина — в кавычках.) И далее: «Ни о какой «теории» Сталина не может быть и речи, никогда Сталин не претендовал на что-нибудь новое в теории, а добивался лишь того, чтобы облегчить полное торжество ленинизма». (Сталин, как всегда, точен: «ленинизма» — т.е. того, что он, Сталин, получил в готовом виде от Ленина.)

Кажется, ясно: это говорит сам Сталин.

А вот как однажды проговорился один неотроцкист (М.С. Горбачёв): «Сталинизм — понятие, придуманное противниками коммунизма, и широко используется для того, чтобы очернить Советский Союз и социализм в целом».

Кажется, тоже ясно.

А если принять во внимание, что нынче кое-кто пытается оторвать Сталина от Ленина, «доказывая», что Сталин не был ни марксистом, ни ленинцем, а просто-напросто «державником», «русским патриотом», якобы отошедшим от марксизма-ленинизма, то становится ясной и цель нашего идейного противника: отринуть единственно верное учение общественного развития человечества — научный коммунизм, основоположником которого является Маркс.

Как нет «марксизма-энгелизма», так и не должно быть «ленинизма-сталинизма». Другое дело, нельзя отделять Ленина от Сталина. Ленин и Сталин — две «ноги», на которые опирался «построенный в боях социализм».

1. Была и остаётся исторически единственно верная теория научного коммунизма — марксизм.

2. Ленин и Сталин были и остаются лучшими, талантливейшими марксистами.

3. Термин «сталинизм» — искусствен; в нём нет никакой необходимости; придумывать термин «сталинизм» — значит дуть в паруса троцкистов и неотроцкистов.

А. ГОЛЕНКОВ

Источник http://poltora-bobra.livejournal.com/44850.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Сегодня в Китае правящая КПК заявляет курс на сочетание марксизма-ленинизма, теории Мао Цзэдуна , вклада Дэн Сяопина и учета китайской специфики .

Председатель Центральной контрольно-ревизионной Комиссии КПРФ В.С.Никитин считает, что КПРФ в соответствии со своей Программой обязана творчески развить марксизм-ленинизм на основе отечественного и мирового опыта .

Возникновение и применение термина

В ходе этой эволюции марксизм-ленинизм стал состоять из следующих основных элементов :

  1. диалектический материализм , который самим Марксом не был описан;
  2. исторический материализм , который был включён в диалектический материализм в конце 1970-х гг. и истолкован как распространение принципов последнего на область общественных явлений;
  3. критический анализ капитализма, имевший целью приспособить старое описание капитализма к реалиям XX века - необходимо было отстоять, вопреки фактам, устаревшую теорию, что общий кризис капитализма продолжает углубляться;
  4. теория партии особого типа и связанного с партией революционного движения, развитая Лениным; такая теория отсутствовала в ортодоксальном марксизме;
  5. коммунистическое пророчество - построение коммунизма то объявлялось делом ближайших десятилетий, то отодвигалось на «исторически обозримый период».

Основные отличия от классического марксизма

В марксизме отсутствовало понятие «партии нового типа». Диктатура пролетариата , согласно марксистскому учению, является необходимым средством для перехода от капитализма к коммунизму. Учением марксизма-ленинизма о «партии нового типа» по сути свело диктатуру пролетариата к диктатуре революционной партии, контролирующей все стороны жизни общества, начиная с политики и экономики и кончая частной жизнью его членов. Находящаяся у власти монопольно правящая партия сочетает идеологию, призванную вызывать энтузиазм, с террором, постоянно внушающим страх. Она утверждает, что имеет новые решения всех экзистенциальных аспектов бытия, касающихся смысла истории и человеческой жизни, человеческого счастья, справедливости и тому подобное. Она обосновывает также новый кодекс моральных предписаний, в котором высшим долгом объявляется служение самой партии, а не обществу в целом. Маркс и Энгельс представляли себе коммунистическую партию похожей на другие политические партии, и в особенности на партии рабочего класса .

Другим важным моментом, в котором марксизм-ленинизм отошёл от марксизма, была трактовка предпосылок победы социалистической революции. Согласно Марксу, победа социалистической революции возможна только при условии, что она происходит одновременно в наиболее развитых капиталистических странах. Марксизм-ленинизм выдвинул идею о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, если эта страна является отсталой, по преимуществу крестьянской страной. Теория перманентной революции , развивавшаяся Л. Д. Троцким начиная с 1905 года, отрицала промежуток между антифеодальной (буржуазной) и антикапиталистической (социалистической) революциями и утверждала неизбежность перехода от национальной к международной революции: начавшись в России как буржуазная, революция обязательно начнётся и в промышленно-развитых странах, но уже став социалистической. Ленин долгое время не соглашался в этом с Троцким, но в 1917 году всё же заявил, что революция в России добьется успеха, если только вслед за ней начнётся международная революция. Положение о возможности победы социализма в одной отдельной стране было выдвинуто Сталиным. Однако он сделал всё, чтобы его авторство осталось неизвестным. Он приписал эту идею Ленину, для чего фальсифицировал высказываня как Ленина, так и Троцкого. Таким образом Сталин получил возможность резко противопоставить «ленинизм», утверждающий, что построить социализм в одной стране возможно, «троцкизму», преподносимому им как пораженческая, антиленинская позиция .

По классическому марксизму любая социальная революция развивается следующим образом: материальные условия производства подготавливаются и растут до тех пор, пока они не вступят в конфликт с правовыми и социальными отношениями и, вырастая из них как из одежды, не разорвут их. Революция политическая всего лишь может привести к тому, что один набор правителей сменит предыдущих, а это - лишь простая смена лиц, осуществляющих государственное управление. События октября 1917 года в России опровергли рассуждения Маркса о характере «грядущей революции». Однако марксизм-ленинизм вместо того, чтобы признать это опровержение, переинтерпретировал как общую теорию социалистической революции, так и Октябрьские события с тем, чтобы привести их в соответствие. В результате данная теория сделалась в принципе нефальсифицируемой и утратила всякое эмпирическое содержание. Подобным образом марксизм-ленинизм пересмотрел ключевые идеи марксизма о соотношении базиса и надстройки и о социализме как коротком переходном периоде от капитализма к коммунизму. Философ Г. П. Федотов отметил, что все произведённые изменения стали «интерпретировать марксизм в таком духе, от которого сам Маркс пришел бы в бешенство» .

Соотношение с другими учениями и доктринами

Чучхе

Официальная идеология правящей Трудовой партии Северной Кореи , возникшей в 1955, в результате трансформации идей марксизма-ленинизма и идей Ким Ир Сена .

Маоизм

Официальная идеология СССР

Тома полных собраний сочинений основоположников (Маркса, Энгельса, Ленина) стояли на почётном месте во всех советских библиотеках (одно время рядом с ними были также собрания сочинений Сталина). Существовала также официально одобренная интерпретация трудов классиков, которая менялась с ходом времени .

Марксизм-ленинизм подлежал обязательному изучению во всех советских образовательных учреждениях, начиная со старших классов средней школы. Также выпускалось большое количество книг и научных статей, посвящённых толкованию марксизма-ленинизма. Однако все споры велись вокруг незначительных вопросов; любые попытки усомниться в базовых положениях марксизма-ленинизма сурово пресекались.

Дополнением к трудам основоположников были решения и постановления съездов и пленумов КПСС; эти документы также подлежали обязательному изучению в учебных заведениях СССР.

Конечной целью марксизма-ленинизма провозглашалось установление коммунистического строя во всём мире; при этом СССР и другие социалистические страны должны были служить исходной базой для распространения коммунизма на другие страны (на Западе это называли «экспортом революции »). СССР также претендовал на роль руководителя всего мирового коммунистического движения, что создало основу для конфликта с Югославией и позже с Китаем .

Угасание интереса к марксизму-ленинизму

В условиях ухода от принципов сталинизма , атмосфера страха, составлявшая его основу, стала развеиваться. Это привело к тому, что коммунистический энтузиазм постепенно сходил на нет и для его поддержки требовались особо завлекательные обещания. Идеология марксизма-ленинизма начала разлагаться. Первым глубинным свидетельством этого явилась новая программа коммунистической партии, провозгласившая, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Такие обещания показывали, что теоретики марксизма-ленинизма не понимали сути коммунизма и процессов, шедших в советской экономике. Вера в реальность построения коммунизма стала быстро угасать с конца 1970-х гг. Э. Геллнер так писал о том времени: «…Убогая, хотя и относительно мягкая брежневская эпоха подорвала веру в идеалы гораздо сильнее, чем пронизавший всё общество тотальный, непредсказуемый и в высшей степени разрушительный сталинский террор, который по крайней мере можно было воспринимать как леденящее душу драматическое предвестие рождения нового общества, пришествия нового человека» .

Одним из признаков нарастающего кризиса марксизма-ленинизма стало то, что начиная с 1960-х гг. в советской философии всё в большем числе стали появляться работы посвященные философии науки, логике, истории философии и не связанные непосредственно с традиционной проблематикой диалектического и исторического материализма. Непременное упоминание классиков марксизма-ленинизма оказывалось в них по преимуществу формальным. Понятия «марксистско-ленинская философия» и «советская философия» уже не были идентичны и продолжали расходиться с течением времени. Целый ряд советских философов 1970-1980-х гг. не имел уже к марксизму-ленинизму никакого отношения .

После распада СССР

Критика

Критики марксизма-ленинизма относят к основным ошибкам учения марксизма-ленинизма его теоретическое положение, согласно которому новый общественный строй - коммунизм - непременно победит капитализм в силу естественных причин, что коммунизм будет способен обеспечить более высокую производительность труда, чем капитализм. Однако попытки построить коммунизм на практике не увенчались успехом .

История стран, пытавшихся следовать учению марксизма-ленинизма, продемонстрировала его внутреннюю парадоксальность: созданный в качестве теоретического обоснования строительства совершенного коммунистического общества, он оказался в конечном счете идеологическим обоснованием созданных тоталитарных коммунистических режимов .

См. также

Примечания

  1. // Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  2. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998
  3. Безансон А. ISBN 5-87902-029-0
  4. Грицанов А. А. Новейший философский словарь. Научное издание / Мерцалова А. И.. - Минск: В. М. Скакун, 1998. - 896 с. - ISBN 985-6235-17-0
  5. Ср. : Митин М. Б. Марксизм-ленинизм.// Большая советская энциклопедия, 3-е изд. - М.:Сов.энциклопедия, 1974. т.15
  6. Семенов В.С. Уроки XX века и путь в XXI век: (социально-филос. анализ и прогноз). - М., 2000
  7. В.С. Никитин: от творческого развития марксизма к обновленному социализму XXI века
  8. / Под ред. А. А. Ивина
  9. Статья 6. «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.
    Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.
    Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.» - Конституция СССР 1977 года).
  10. Статья 126. «В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.» - Конституция СССР 1936 года
  11. / Под ред. А. А. Ивина . - Москва: Гардарики, 2004. - 1074 с. - ISBN 5–8297–0050–6

Литература

  • Ленин, В. И. . - Полн.собр.соч., т.23
  • Лукач Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей / Авт.вступ.статей С.Н.Земляной. - М .: Междунар. отношения, 1990. - 141 с. - ISBN 5-7133-0356-Х
  • Безансон А. Интеллектуальные истоки ленинизма = Les Origines intellectuelles du léninisme. - 1-е. - Москва: МИК, 1998. - 304 с. - ISBN 5-87902-029-0

Ссылки

  • Произведения наиболее известных теоретиков марксизма-ленинизма .
В чем коренное отличие марксизма-ленинизма-сталинизма от троцкизма? Я в статьях о троцкизме уже писал об этом, но, наверно, нужно уже дать четкое определение. Марксизм-ленининзм-сталинизм - это стратегия и тактика победы диктатуры пролетариата. Троцкизм - это стратегия и тактика поражения диктатуры пролетариата.
Только с этих позиций, как я считаю, и можно рассматривать принадлежность того или иного движения, той или иной партии к марксистско-ленинско-сталинской или к троцкистской.
В чем был корень противоречий В.И.Ленина с троцкизмом и его собратом -меньшевизмом? В оценке движущих сил социалистической революции в России. Никто, кроме Ленина, в крестьянстве союзника рабочего класса не видел. Даже на примере Гражданской войны мы видим, что без союза с середняком революция была бы обречена на поражение.
Почему я всех знакомых мне лидеров левых движений называю троцкистами? Потому что они, еще в компании трех инвалидов-интеллектуалов уже, кто осознанно, кто по глупости, выбирают стратегию и тактику поражения. Цитирую: « Социализм провозглашается актами о ликвидации частной собственности на средства производства». Это написал М.А.Соркин.
Большей глупости придумать даже нельзя. Это сделано либо сознательно, либо точно по глупости. Уже из этого высказывания видно, что М.А.Соркин либо не понимает ленинизма, либо врет. Иначе СССР с 1922 года не был социалистическим государством: « Новая экономическая политика означает замену разверстки налогом, означает переход к восстановлению капитализма в значительной мере. В какой мере - этого мы не знаем. Концессии с заграничными капиталистами (правда, пока очень немного их заключено, в особенности по сравнению с предложениями, которые мы сделали), аренда частных капиталистов - это и есть прямое восстановление капитализма и это связано с корнями новой экономической политики» . (В.И.Ленин)
Только после лоботомии можно в словах Ленина увидеть намерение реставрировать капитализм в России. Слова Ленина совершенно о другом. На определенном этапе капиталистические отношения пролетариат должен и обязан использовать в своих интересах!
Заявления нынешних «марксистов» о том, что частная собственность должна быть экспроприирована и запрещена - это стратегия троцкистская. Именно поэтому они не признают Китай социалистическим государством, не видят наличия в современном мире очень влиятельного лагеря социалистических государств. С другой стороны отношения к частной собственности стоит КПРФ, лидеры которой заявляют о «многоукладной» экономике, как о каком-то благе и в пример приводят… Китай.
Это либо ложь сознательная, либо глупость, которая еще хуже лжи.
«Многоукладная» экономика для китайских коммунистов - это временное отступление, читайте Конституцию КНР.
Не может быть у марксистов-ленинистов-сталинистов никакого другого отношения к ликвидации частной собственности, кроме как к ПРОЦЕССУ. Ликвидация частной собственности АКТОМ - это стратегия поражения.
Экспроприация АКТОМ значительной части крупной частной собственности вопросов не вызывает. Эта экспроприация - ЗАКОННА. Потому что значительная часть этой собственности приобретена незаконно. Владельцев такой собственности - мизерное количество граждан России. Любовью и доверием они даже у средних и мелких собственников не пользуются.
Экспроприация всей остальной частной собственности - это путь к невозможности реставрации социализма в России. Потому что против реставрации будет многомиллионная армия средних и мелких собственников, особенно активная часть населения. Это троцкистский путь. Пораженческий.
Наша задача - разъяснять миллионам частных собственников: никакой ликвидации частной собственности АКТОМ не должно быть. Частная собственность должна развиваться в условиях социалистического государства и диктатуры пролетариата последовательно - до общественной (коллективной), далее - до общенародной. Это развитие и будет ликвидацией. Нужно разъяснять, что такая ликвидация-развитие в интересах самих частных собственников…

Запись желающих присоединиться к Движению имени «Антипартийной группы» 1957 года» производится путем подачи заявок в личных сообщениях на мое имя.

Как при жизни Ленина не употреблялся термин «ленинизм», так и при жизни Сталина не употреблялся термин «сталинизм». Даже в период хрущевской «оттепели» (вторая половина 50-х - начало 60-х гг.) критика «культа личности» Сталина обошлась без использования термина «сталинизм». На страницах советской печати этот термин (используемый западными советологами) появился и был

практически легализован только в самом конце 80-х гг., на заключительном этапе перестройки. Показательно, что в 1986 г., отвечая на вопросы газеты «Юманите» (органа французской компартии), Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев говорил, что «сталинизм - понятие, придуманное противниками коммунизма, которое широко используется для того, чтобы очернить Советский Союз и социализм в целом». Спустя всего три года, в 1989 г., в Издательстве политической литературы (находившемся в ведении ЦК КПСС) был издан сборник статей под названием «Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма».

Хотя Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили, 1879-1953) не причислялся к «классикам» марксизма-ленинизма (в официальных партийных документах и повседневной политической пропаганде всего советского периода было принято говорить об учении Маркса - Энгельса - Ленина), он в послеленинский период, безусловно, считался и был «главным теоретиком» партии. Его мнение, его формулировки по тому или иному вопросу теории марксизма-ленинизма были решающими и немедленно - через сеть партийно-политического просвещения, а в вузах - через кафедры общественных наук - внедрялись в сознание масс.

Собрание сочинений Сталина в 13 томах, изданное во второй половине 40-х гг., показывает, что он изучал марксизм сам и призывал других «к серьезному изучению ленинизма». Он говорил, что «нельзя упрощать и вульгаризировать ленинизм», но сам нередко упрощал и вульгаризировал и марксизм, и ленинизм, трактуя их в угоду политической конъюнктуре.

В своих публичных выступлениях Сталин всегда восхвалял Ленина, понимая, что, восхваляя Ленина и говоря о себе, как его верном ученике и последователе, он тем самым укрепляет свои позиции в партии. Показательна в этом отношении речь Сталина на II Всесоюзном съезде Советов 26 января 1924 г. «По поводу смерти Ленина». Таких речей и выступлений по этому поводу было тогда много. Выступили все руководители партии. Но очень скоро именно речь Сталина была признана главной, имеющей статус важнейшего партийного документа.

Речь Сталина была очень простой и по форме, и по содержанию. Но именно в простоте заключалась ее сила воздействия на массы. Она начиналась так: «Товарищи! Мы, коммунисты, - люди особого склада. Мы скроены из особого материала. Мы - те, которые составляем армию великого пролетарского стратега, армию товарища Ленина. Нет ничего выше, как честь принадлежать к этой армии. Нет ничего выше, как звание члена партии, основателем и руководителем которой является товарищ Ленин». И дальше зазвучали настоящие заклинания.

Шесть раз звучало слово «Клянемся!» - в связи с необходимостью хранить в чистоте великое звание члена партии, единство партии, укреплять диктатуру пролетариата, союз рабочих и крестьян, укреплять и расширять союз братских республик, союз трудящихся всего мира - Коммунистический интернационал .

Встав после смерти Ленина во главе партии, Сталин сразу же утверждает свое понимание ленинизма как учения. Сборник его статей под названием «Вопросы ленинизма» выдержал 11 изданий. Многие поколения советских людей изучали Ленина по Сталину в соответствии с его толкованием ленинизма.

Сталин дал определение ленинизма, которое фактически господствовало все советское время. Оно гласило: «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности». Это определение он противопоставил определению Г.Е. Зиновьева, согласно которому: «Ленинизм есть марксизм эпохи империалистических войн и мировой революции, непосредственно начавшейся в стране, где преобладает крестьянство». Сталин, преследуя свои политические цели, подверг это определение резкой критике. Он посчитал, что подчеркнутые слова вводят в определение ленинизма «отсталость России, ее крестьянский характер», превращают ленинизм «из интернационального пролетарского учения в продукт российской самобытности». Называя определение Зиновьева «национально ограниченным», Сталин задавал риторические вопросы: «Разве ленинизм не есть обобщение опыта революционного движения всех стран? Разве основы теории и тактики ленинизма не пригодны, не обязательны для пролетарских партий всех стран?» .

Сталин обвинял своих оппонентов, особенно Троцкого, в «жонглировании цитатами» из разных работ Маркса, Энгельса, Ленина. Но и сам он был мастером в этом деле. Ни одно его более или менее значительное выступление не обходилось без цитат. Многие доклады Сталина на партийных съездах и конференциях были до того нагружены ссылками и цитатами, что фактически превращались в цитатник для школ и курсов партийно-политического образования.

Взять, к примеру, доклад Сталина «О социал-демократическом уклоне в нашей партии», произнесенный на XV Всесоюзной конференции ВКП(б) 1 ноября 1926 г., и его заключительное слово. Сталин расправляется со своими оппонентами - Троцким, Каменевым, Зиновьевым и др. - прежде всего с помощью цитат классиков. В своем заключительном слове (в первом разделе под названием «Марксизм не догма, а руководство к действию») Сталин следующим образом доказывает правильность ленинской формулы о возможности победы социализма в одной стране. Как ни парадоксально, он цитирует работу Энгельса «Принципы коммунизма», в которой, как уже говорилось, дается отрицательный ответ на вопрос о возможности победы социалистической революции в одной стране. Сталин об этом говорит, но как-то мимоходом. Главное же внимание обращает на формулировки Энгельса, касающиеся основных задач пролетарской революции по созданию социалистического строя и соотносит это с тем, что сделано в России - СССР. Так, на вопрос, каков будет ход пролетарской революции, Энгельс дает такой ответ: «Прежде всего, она создаст демократический строй и тем самым, прямо или косвенно, политическое господство пролетариата». Приведя цитату, Сталин так комментирует ее: «Речь идет здесь, очевидно, о свержении буржуазии и завоевании диктатуры пролетариата. Вы знаете, товарищи, что этот пункт у нас уже осуществлен, осуществлен с избытком». Показательно не только то, что в своих комментариях Сталин, опуская слова о создании демократического строя, делает акцент на завоевании диктатуры пролетариата, но и реакция зала, в котором раздаются голоса: «Верно!», «Правильно!».

Дальше у Энгельса речь идет о проведении «широких мероприятий, непосредственно посягающих на частную собственность и обеспечивающих существование пролетариата»: об ограничении частной собственности; экспроприации земельных собственников, фабрикантов, владельцев железных дорог и морских судов; конфискации имущества всех эмигрантов и бунтовщиков, восставших против большинства народа; об организации труда пролетариев на конфискованных предприятиях; о воспитании всех детей, с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в государственных учреждениях и

на государственный счет и т.д. - все это сформулировано у Энгельса в 12 пунктах. Сталин цитирует все эти пункты и после каждого говорит, что у нас все это уже осуществлено. Зал аплодирует. В итоге Сталин подчеркивает, что Ленин был первый из марксистов, который по-новому поставил вопрос о победе социализма в одной стране и разрешил его в положительном смысле .

В Отчетном докладе на XVII съезде партии (1934 г.) Сталин, рассказав об успехах индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, заявил о «полной победе марксизма» в СССР, о том, что все успехи - результат верности «великому знамени Маркса, Энгельса, Ленина». Он отказался даже от заключительного слова, мотивируя это тем, что «прения на съезде выявили полное единство взглядов наших партийных руководителей по всем вопросам партийной политики», «необычайную идейно-политическую и организационную сплоченность рядов партии» .

«Заключительное слово» последовало позже, когда большинство делегатов съезда, вошедшего в историю как «съезд победителей», были расстреляны как «враги народа». Вот цифры. На съезде присутствовали 1966 делегатов (с решающим и совещательным голосом), которые представляли практически всю управленческую верхушку советского общества. В 1936-1938 гг. из них были уничтожены 1108 человек. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК, избранных съездом, погибли 98 человек .

Идеологическая обработка масс - партийных и непартийных - резко усилилась с выходом сталинского «Краткого курса истории ВКП(б)» в 1938 г. Выступая по этому случаю перед пропагандистами Москвы и Ленинграда, Сталин назвал этот учебник «манифестом - песнь песней марксизма» и рекомендовал изучать его вместе со своим трудом «Об основах ленинизма». Но и без того «Краткий курс» представлял собой настоящий сталинский цитатник. Достаточно сказать, что последние три главы (объемом немногим более 70 страниц) содержали более 60 цитат, «выводов», упоминаний Сталина. Масштабы издания этого учебника не имели прецедента. Он вышел более чем 300 изданиями тиражом около 43 миллионов экземпляров . Эта построенная на грубых фальсификациях книга закрепила употребление

термина «марксизм-ленинизм», представление об истории партии большевиков как марксизме-ленинизме в действии. В пропагандистский оборот вошло выражение «Сталин - это Ленин сегодня».

Сталин был весьма категоричен в вопросах трактовки марксистской теории. Как и Ленин, он считал правильным только свой подход, свой взгляд. Так, дав определение нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры, он назвал это определение «основой русской марксистской теории нации» и подчеркнул, что она, эта теория, является «единственно правильной теорией» .

У Сталина (как и у Ленина) политика всегда первенствовала над теорией. Теория всегда подчинялась задачам политики - и не политики вообще, не большой политики, а конкретным политическим задачам сегодняшнего дня. Особенно наглядно это проявилось во время массовых репрессий 1937 г. Стремясь теоретически обосновать практику террора, Сталин (вопреки своим заявлениям периода принятия Конституции 1936 г. о ликвидации эксплуататорских классов в СССР, о том, что советское общество состоит только из дружественных классов рабочих и крестьян и трудовой интеллигенции как особой прослойки между ними) выдвинул тезис об обострении классовой борьбы в ходе строительства социализма. В это время Сталин уже был уверен, что никто не посмеет задать ему простой вопрос: между кем, между какими классами должна обостряться классовая борьба внутри общества?

Кстати сказать, ровно через 40 лет, уже после смерти Сталина и осуждения КПСС «культа личности», VII съезд Албанской партии труда (в 1977 г.) разовьет дальше этот тезис и заявит, что в соответствии с марксизмом-ленинизмом «классовая борьба является объективной закономерностью и главной движущей силой общества вплоть до полного уничтожения классов, до коммунизма» .

Различное толкование Маркса и марксизма в зависимости от конкретной политической конъюнктуры, характерное как для Ленина, так и для Сталина, хорошо видно на примере их представлений о судьбах и предназначении государства, государственной власти после победы пролетарской революции. В работе «Государство и революция» Ленин писал: «По Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т.е. устроенное так, чтобы оно немедленно стало отмирать

и не могло не отмирать» . После победы Октябрьской революции тема о немедленном отмирании пролетарского государства у Ленина уже не звучит. А Сталин на XVI съезде ВКП(б) прямо заявил: «Высшее развитие государственной власти в целях подготовки условий для отмирания государственной власти - вот марксистская формула».

После войны, приобретя авторитет победителя Гитлера, Сталин продолжал выступать в роли главного теоретика марксизма-ленинизма. 20 июня 1950 г. в «Правде» была опубликована его большая статья «Марксизм и вопросы языкознания» как ответ на просьбу «группы товарищей из молодежи» высказаться в связи с проходившей дискуссией по этому вопросу. Сделав оговорку, что он не языковед и потому, конечно, не может полностью удовлетворить просьбу товарищей, Сталин подчеркнул: «Что касается марксизма в языкознании, как и в других общественных науках, то к этому я имею прямое отношение». Он высмеял тех ученых-языковедов, которые относили язык к сфере «надстройки», говорили о «классовости» языка, выдавая это за марксистский подход. В статье давался следующий ответ на вопрос, почему могла произойти такая «вульгаризация» марксизма в советском языкознании. Оказывается потому, что в этой общественной науке господствовал «аракчеевский режим». «Общепризнано, - писал вождь, - что никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики. Но это общепризнанное правило игнорировалось и попиралось самым бесцеремонным образом. Создалась замкнутая группа непогрешимых руководителей, которая, обезопасив себя от всякой возможной критики, стала самовольничать и бесчинствовать». Такое беспримерное лицемерие мог позволить себе только «непогрешимый» Сталин, установивший в «марксистской науке», в идеологии и обществе в целом режим, по сравнению с которым полицейский режим царского генерала А. Аракчеева в первой трети XIX в. был более чем либеральным.

Последним теоретическим трудом Сталина на ниве марксизма можно считать его «Экономические проблемы социализма в СССР», написанные в связи с обсуждением проекта учебника по политической экономии, состоявшимся в 1951 - 1952 гг. Здесь Сталин поднимает много разных вопросов: о товарном производстве и законе стоимости при социализме, о ликвидации противоположности и различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом в процессе социалистического и коммунистического строительства, об ос

новном экономическом законе социализма и капитализма, вопрос о распаде единого мирового рынка и углублении кризиса мировой капиталистической системы, о неизбежности войн между капиталистическими странами и др. Подчеркивая международное значение марксистского учебника политической экономии, Сталин говорил о том, что он нужен не только советской молодежи, но и коммунистам всех стран и всем людям, сочувствующим коммунистам.

Но выступить с таким учебником перед международной коммунистической аудиторией означало прежде всего дать «марксистское» обоснование закономерного характера Октябрьской революции в России, подвести «научную», т.е. марксистскую, базу под действия большевиков, направленные на захват власти, и всю последующую политику построения социализма в одной стране, а затем и создания мировой социалистической системы.

Сталин приводит многочисленные цитаты из работ Маркса и Энгельса, направляя дискуссию в нужное ему русло. В связи с этим он уделяет первостепенное внимание разъяснению вопроса об объективном характере законов общественного развития, которые, как и законы природы, действуют «независимо от воли и сознания людей». Здесь на первом плане у Сталина выступает закон «обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил». Опираясь на этот закон, подчеркивает он, «Советская власть обобществила средства производства, сделала их собственностью всего народа и тем уничтожила систему эксплуатации, создала социалистические формы хозяйства. Не будь этого закона и не опираясь на него, Советская власть не смогла бы выполнить своей задачи» См.: Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина:в 2 кн. М., 1989. Книга II. Часть 2. С. 142-143, 147.

  • Сталин И.В. Соч. Т. 11. С. 333, 335.
  • VII съезд Албанской партии труда. Тирана, 1977. С. 141 (на алб. языке).
  • Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 254.
  • Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. М., 1952. С. 7.
  • Ленинизм или сталинизм?
    В современных коммунистических газетах удивительным образом примиряется ленинизм со сталинизмом, хотя на самом деле между ними - пропасть.
    Ленин выступал за диктатуру пролетариата - то есть за всеобщее вооружение масс и за уничтожение профессиональной армии и полиции.
    При Сталине народ был строго разоружён, в то же время военные и милиция представляли профессиональную касту вооружённых людей, стоящих над обществом.
    Ленин выступал за право наций на самоопределение вплоть до отделения.
    Сталин силой оружия подавил национально-освободительные движения на Кавказе, в Средней Азии, на Западной Украине и в Прибалтике, вёл захватническую войну против Финляндии, ввёл войска в Иран в 1941г.
    Ленин называл затею с созданием Советского Союза "в корне неверной и несвоевременной" (см. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 45, статья "К вопросу об автономизации"), потому что Союз этот держался на штыке и был, в сущности, империей.
    Сталин скрыл эту статью от народа, более того, он врал, что создание Советского Союза - идея ленинско-сталинская (см. "Краткий курс истории ВКП(б)). Так продолжают врать и нынешние "коммунисты", которые, вместо того, чтоб выступать за свободу народам Кавказа и Средней Азии от российской оккупации, призывают к возврату назад, к советской колониальной империи.
    Ленин выступал за мир без аннексий (насильственные захваты чужих земель) и контрибуций (денежные поборы с побеждённого народа).
    Сталин в результате Второй мировой войны произвёл и аннексии (Восточная Европа, Тува), и контрибуции (с немецкого, австрийского, румынского и финского народов).
    Ленин говорил, что ответственность за мировую войну несут оба империалистических блока, и неважно, кто первый напал и на чьей территории идёт война.
    Сталин же возложил всю ответственность за Вторую мировую войну на Германию, Италию и Японию и снял всю ответственность с США, Великобритании, СССР и Франции.
    Ленин жалел кровь трудового народа, заключив Брестский мир, Сталин же погнал народ до Берлина.
    Ленин выступал за разложение крестьянской общины, за свободу выхода крестьян из общины как основное условие быстрого развития экономики, Сталин же вернул крепостное право на селе, насильно загнав крестьян в колхозы и запретив крестьянам выходить из колхозов.
    Ленин, вслед за Марксом, говорил, что переход от крепостничества к социализму лежит через развитие капитализма, и предлагал развивать капитализм в России под руководством диктатуры пролетариата.
    Сталин же врал, что Россия, якобы, перешла к социализму, минуя капитализм, хотя все признаки капитализма были налицо - и товарно-денежные отношения, и противоречие между городом и деревней, и противоречие между умственным трудом и физическим. Хотя по уровню экономики Советская Россия ещё во многом отставала от самых развитых капиталистических стран, а ведь социализм - это более высокая экономическая формация, чем капитализм.
    Сталинскую ложь подхватили позже хрущёвцы, лгавшие, что у нас в стране социализм. Эту ложь сегодня используют буржуазные писаки, чтоб приписать недостатки советского строя, в сущности капиталистического строя, недостаткам социализма. Хотя на самом деле - социализм не в прошлом, он - в будущем.
    Жизнь разоблачает ложные теории. Так, она разоблачила и сталинскую теорию о социализме в СССР: если бы у нас был социализм, он в результате своего экономического развития не перерос бы в капитализм, ибо социализм - более высокая стадия по сравнению с капитализмом.
    Ленин выступал против богостроительства и богоискательства, Сталин же сразу после смерти Ленина стал делать из него боженьку, а вместе с тем и из себя тоже, заигрывая на религиозных предрассудках народа, вместо того, чтоб их разоблачать.
    Заигрывают на религиозных предрассудках и современные "коммунисты", печатающие в своих газетах портреты Сталина в полстраницы и хвалебные статьи о "мудром и великом вожде".
    "Ленина надо читать, а не почитать", - говорила Крупская. То же самое можно сказать и о Сталине. Современные коммунисты, восхваляющие Сталина позабыли, что писал он. Ведь, хоть он и предал идеи ленинизма, но, с другой стороны, Сталин был талантливым популяризатором марксизма-ленинизма, изложившим большевистские идеи для масс простым, доступным языком. Многие коммунисты сегодня, позабыли, например, что Сталин признавал борьбу афганского эмира за независимость от английского империализма революционной борьбой, несмотря на монархические взгляды эмира, на отсутствие революционно-демократической программы (см. "Об основах ленинизма"). Позабыли, и с дикой злобой шипят на исламскую революцию на Северном Кавказе и в Средней Азии, направленную против российского империализма.
    Несколько слов о сталинских репрессиях. Буржуазная пропаганда много кричит о них, чтоб отвлечь внимание от того, какие жестокие репрессии производит сегодня правящий фашистский режим - намного более жестокие, чем при Сталине. Но, с другой стороны, неправильно оправдывать сталинские репрессии, потому что они служили не делу пролетариата, а делу укрепления молодого советского империализма перед Второй мировой войной.
    Критикуя сталинизм, нельзя вкратце не упомянуть о троцкизме. Троцкий, с одной стороны, критиковал Сталина за великодержавный шовинизм, но критиковал не последовательно, не с марксистско-ленинских позиций. В Первую мировую войну, когда Ленин выступал за поражение своего правительства, Троцкий выступал с лозунгом "ни побед, ни поражений" - то есть новые народы не порабощать, но и тем, кто уже под гнётом русского царизма находится, свободу не давать. Ленин разоблачал Троцкого, доказывал, что такая линия выгодна царю, помещикам и капиталистам.
    По той же неверной линии Троцкий шёл и дальше. В 1941г., когда началась Вторая мировая война (уже после смерти Троцкого), троцкисты, с одной стороны признавая, что режим Сталина - бюрократический, полицейский, в то же время выступали за защиту СССР (см. "Бюллетень оппозиции"), за защиту этого режима. Троцкий и его последователи, называя себя ленинцами, ни разу не вспомнили, что Ленин был против создания Советского Союза.
    Таким образом, троцкизм и сталинизм, при всей взаимной грызне Сталина и Троцкого, - одного поля ягода. И троцкизм, и сталинизм являются опошлением ленинизма.
    ноябрь 2002