Фз о курении. О запрете курения в общественных местах

Рассказываем, как работает ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах: какие штрафы предусмотрены для курильщиков; где можно, а где нельзя «дымить»; распространяются ли ограничения закона о курении на летние кафе, балконы и подъезды.

Федеральный закон ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принял в 2013 году. Закон о курении серьезно ограничил права курильщиков, которых «вытеснили» из ресторанов, спортивных сооружений и других общественных мест, где теперь нельзя «дымить». В административный кодекс были внесены поправки, ужесточающие ответственность для нарушителей ФЗ-15 о запрете курения. Курильщикам, а также организациям, которые не соблюдают установленные запреты на курение табака, грозят серьезные санкции. По данным Роспотребнадзора, только за первое полугодие 2017 года в качестве штрафов за курение в общественном месте, а также за другие нарушения ФЗ-15, россияне были оштрафованы на 60 млн рублей.

Расскажем подробнее, как работает «антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить.

Где нельзя курить по новому закону – 2018-2019гг.

Довольно внушительный список мест, где запрещено употребление табака, содержится в ст. 12 ФЗ-15 о запрете курения. Нельзя курить:

  • в обр. и учебных организациях (школы, техникумы, ясли и т. д.) – запрет распространяется не только на помещения, но и на окружающую территорию;
  • в культурных и спортивных объектах (цирки, филармонии, стадионы и т. д.)
  • в мед.учреждениях, включая поликлиники, больницы и санатории;
  • на любом виде общ.транспорта как городского и пригородного, так и дальнего (поездах, пароходах, самолетах и т. д.) – запрет распространяется на платформы поездов и остановки автобусов;
  • на расстоянии менее 15-и метров от вокзалов, аэропортов и других транспортных сооружений;
  • в хостелах, общежитиях, отелях и других зданиях, где предоставляются услуги по размещению граждан;
  • в помещениях для торговли и предоставления услуг;
  • в зданиях, где располагаются соц.учреждения и службы;
  • в зданиях, где находятся органы исполнительной и законодательной власти разных уровнях;
  • курить на рабочем месте;
  • в лифтах и других общественных местах МКД;
  • на детских площадках и пляжах;
  • нельзя курить на АЗС.

Как видно из перечня, закон о запрете курения в общественных местах достаточно строго ограничил курильщиков в правах. Если раньше они могли спокойно курить в кафе, в своем рабочем кабинете, в тамбуре поезда, то теперь в этих местах по закону должен висеть знак запрета на курение. Если проигнорировать ограничение, то есть риск получить штраф за курение в общественном месте.



Где можно?

Здесь действует принцип: все, что не запрещено, то разрешено. Поэтому прежде, чем взять в рот сигарету, курильщику надо убедиться, что он находится в месте, где не действует запрет курения. Ограничения не распространяются на:

  • места на открытом воздухе вдали (более 15 метров) от общественных учреждений, остановок транспорта, спортивных и культурных объектов;
  • изолированное жилое помещение личного пользования (нельзя запретить человеку курить у себя в туалете, ничего не говорит закон о курении на балконе своей квартиры);
    специально оборудованные места для курения, они же – курилки, которые могут быть организованы как на предприятии, так и в кафе, в МКД и других зданиях.

Как должна выглядеть курилка в 2018 году?

Требования к организации специально отведенных мест для курения устанавливает закон о курении в общественных местах. В 2018 и 2019 году эти правила не претерпели изменений.

Курилка на улице должна иметь:

  • табличку «место для курения»;
  • освещение в ночное время;
  • пепельницу.

Курилка в помещении должна:

  • быть изолированной, чтобы некурящие работники не чувствовали запах дыма;
  • иметь вентиляцию (для аналогичных целей);
  • табличку «Место для курения»;
  • пепельницу;
  • огнетушитель.

Штраф за курение в общественном месте – сколько платить в 2018-2019 годах?

В КоАП есть несколько статей, которые предусматривают наказание в виде штрафов за нарушение запрета на курение и других ограничений, установленных ФЗ-15:

  1. статья 6.23 предусматривает штраф за вовлечение несовершеннолетних в курение табака: от 1000 до 2 000 рублей – для граждан; от 2 000 до 3 000 рулей для родителей ребенка. Под это нарушение попадает покупка сигарет для подростков, «угощение» их табачной продукцией и др. нарушения;
  2. статья 6.24 предусматривает штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1000 рублей. Более строгое наказание предусмотрено за курение на детской площадке – от 2 000 до 3 000 рублей;
  3. статья 6.25 предусматривает ответственность для должностных лиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение закона о курении в части организации специально оборудованных мест для курильщиков или за игнорирование установленных в законе ограничений. Минимальный штраф – 10 000 рублей, максимальный – 90 000 рублей.



Ответы на популярные вопросы

Можно ли курить в летнем кафе?

Нельзя. Такова позиция Роспотребнадзора, обозначенная в письме от 18.06.2014 N 01/6906-14-25. Устанавливая этот запрет, контролирующий орган исходил из того, что и веранда, и терраса летнего кафе также используются для предоставления услуг общепита, а значит являются частью помещения.

Где можно курить в аэропорту?

В Аэропорту можно курить в специальной изолированной курительной комнате, которая оборудована вытяжкой, пепельницей и соответствует всем требования ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах. Такие курилки оборудованы в большинстве аэропортов мира, включая российские: Домодедово, Внуково, Пулково. Если курительная комната закрыта, то курить разрешается не ближе 15 метров от аэропорта.

Можно ли курить на балконе своей квартиры?

Никаких ограничений для курения на балконе собственной квартиры пока не установлено, хотя такие инициативы периодически возникают. Однако если дым от соседа-курильщика не дает нормально жить, гражданин вправе подать к нему гражданский иск с требованием возмещения ущерба. В суде придется доказать, что курение соседа вредит здоровью и создает препятствия для нормального пользования жилым помещением. Для фиксации нарушение санитарных норм можно пригласить специалистов Роспотребнадзора. Времени для сбора всех необходимых доказательств потребуется немало, а перспективы иска туманные, однако такая возможность в законе все-таки есть.

С 1 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют «антитабачного» закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Напомним, что в соответствии с Законом №15-ФЗ ()уже с 1 июня 2013 года запрещено курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Статья 6.24. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах (введена Федеральным законом от 21.10.2013 № 274-ФЗ)

1. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Что могут сделать граждане, которым курильщики в подъезде мешают комфортно жить в своей квартире?

Предлагается начать активную гражданскую компанию по пропаганде «антитабачного закона» в городе Реутов, Для чего нужно распечатать «Курение запрещено в подъездах многоквартирных домов» (ниже) и повесить его в своем подъезде, в местах сбора курильщика (-ов) для ознакомления. Моментальной реакции от правонарушителей ожидать конечно не следует, но, как говорится есть нарушение — есть статья Закона — есть санкция в КоАП — будет послушание или хотя бы боязнь быть оштрафованным, а там и до 15 суток недалеко (за систематическое нарушение Закона, или неоплаты штрафа в срок).

Не малая роль в популяризации данного закона в массе не сознательных граждан «курильщиков в подъездах» отводится органам правопорядка — Полиции и участковым уполномоченным полиции. Поэтому чем чаще к ним будут обращаться граждане и писать заявления, тем меньше у них будет шансов «замять» эти правонарушения (что тоже наказуемо). В Москве уже оштрафовано около 15 тыс. курильщиков за 1-й квартал 2014 года (см. статью ниже в комментариях). В прошлом 2016 году в РФ оштрафовано 12 590 нарушителей «антитабачного» закона на 121 млн руб. А с момента, когда закон заработал (с 2013 года), к ответственности привлечено 52 тыс. нарушителей. Лучшее тому доказательство — статистика Роспотребнадзора .

Совет: куда обращаться, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Для тех, кто, мучает своей пагубной привычкой курить соседей по лестничной площадке, существует несколько правовых способов воздействия на них.

  1. Первое, что можно сделать, это предупредить курильщика о том, что по новому Закону курить в данном месте запрещено. Можно даже показать выдержку из самого текста Закона.
  2. Разместить с указанием нормы Закона, запрещающего курить на лестничной площадке.
  3. Если это не помогло, то смело вызывайте участкового или полицию, затем напишите соответствующее заявление сотруднику полиции. В случае отказа сотрудника полиции принять меры должного реагирования вы можете обратиться с жалобой в органы прокуратуры.
  4. Если у Вас были уже обращения в Полицию по данному вопросу, и по каким либо причинам они не приезжали на вызов (совет: лучше звонить с мобильного на номер 112, там все звонки граждан на особом контроле, по каждому идет отчет в вышестоящий орган полиции), не принимали заявление о совершенном правонарушении, требовали каких-либо «неопровержимых» доказательств правонарушения, и прочих уловок блюстителей закона…. просим сообщать о них в органы прокуратуры или ниже в комментариях к данному посту. Квалифицированные юристы помогут Вам найти правильное решение возникшей проблемы, составить заявление о нарушении Ваших прав (бездействие органов полиции).

Где можно курить без последствий применения штрафов к курильщику?

Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так в соответствии с нормами Закона, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

Где запрещено курить

Итак, согласно закону, курить нельзя в таких общественных местах:

  1. Находясь на территории учебных учреждений, к которым относятся школы и учреждения, выдающие дипломы о среднем и высшем образовании. Нельзя закуривать возле заведений спорта и культуры.
  2. Стоишь с зажженной сигаретой возле больницы или поликлиники – будь готов к тому, что тебе выпишут штраф. Санатории тоже входят в список общественных мест, где курить в 2017 году запрещается.
  3. Наказание предусмотрено для курящих в общественном транспорте, самолетах, поездах, кораблях, на территории аэропортов и автовокзалов. В отношении водителей маршруток и такси существует отдельная статья. Если закурившего пассажира в автобусе, скорее всего, высадят другие пассажиры, то с водителем спорить сложнее. Поэтому эту норму прописали в законе.
  4. О курении следует забыть любителям вдыхать табачный дым в зданиях, особенно если речь идет о госструктурах и учреждениях власти.
  5. Курить в лифте – сознательно травить всех жильцов многоэтажки, поэтому это тоже карается законом. Ограниченным пространством, куда слабо проникает свежий воздух, являются этажи и лестничные площадки. Если без сигареты не представляется досуг дома, чиновники предлагают курить у себя в квартире или на балконе.
  6. Не требует пояснений закон о курении в отношении детских площадок и пляжей.
  7. Автозаправки считаются территорией высокой степени пожароопасности, поэтому с сигаретами придется повременить. А если учитывать тот факт, что курить за рулем запрещено правилами перемещения по дорожному полотну, если вы ведете автомобиль, то сигареты вообще нет смысла брать с собой.
  8. Студенты, которые балуются курением прямо в общежитии, могут быть выселены из комнат. В некоторых ВУЗах нарушение закона о курении влечет за собой отчисление из института, особенно если проступок был зафиксирован несколько раз.
  9. Несмотря на возмущенные отзывы граждан, закон распространяется на кафе и рестораны, пабы.
  10. Перечень общественных мест, где нельзя курить в 2017 году, замыкают швейные ателье, мастерские и ремонтные конторы.

Доказательная база на курящих соседей: основания

Прежде, чем жаловаться на курящих соседей или писать заявление, вам необходимо иметь неоспоримые доказательства совершенного или регулярно совершаемого правонарушения, иначе, вы сами можете стать правонарушителем по ст. 306 УК РФ «Заведомо ложный донос». Чтобы этого не произошло, прочтите, что может являться доказательством при составлении жалобы на курящих соседей.

  1. показания соседей (таких же, как и вы, некурящих людей, страдающих от последствий курения в подъезде), ваши знакомые и друзья - не подойдут.
  2. фотографии курящих соседей, подойдет даже фото с мобильного телефона (здесь надо быть осторожными, т.к. фото должно быть сделано с разрешения курящего, чтобы не вторгаться в его частную жизнь ст. 152.1 ГК), плюс к тому же вам надо сфотографировать так, чтобы не возникало сомнений, что это именно ваш подъезд, а не соседнего дома (в кадр должны попасть характерные надписи, почтовые ящики с № и пр)
  3. видео (правило с фотосъемкой касаются и видео, но здесь вам будет в помощь, если видеокамеры установлены по всему подъезду с согласия собственников) иначе, могут заявить, что видео - подделка и вам придется доказывать, что это ни так).
  4. совершение правонарушения в момент обхода территории участковым (это вообще идеальный случай, который может произойти с вероятностью 1:1 000 000).

Куда жаловаться на курящих соседей

Вариант №1

Вы можете вызвать участкового, чтобы не ходить к нему самим. Он обязан прийти и составить административный акт. При этом не забудьте подкрепить свои слова доказательной базой. Учтите, что анонимности избежать не удастся, в рамках Административного правонарушения, ФИО потерпевшей стороны, т.е. Ваше — указывается в документах дела, которые видит правонарушитель.

Вариант №2

Например, вы нашли 2-3 обозленных на курящего соседа и написали коллективное заявление участковому. Принимая заявление, участковый обязан его зарегистрировать, а вам сообщить регистрационный номер. По результатам вашего заявления, в течение 10 дней, участковый обязан:

  • возбудить дело об административном нарушении
  • вынести мотивированный отказ в письменной форме и довести до вас порядок обжалования

Если вы позиционируете себя, как «потерпевший», которому причинен вред (моральный или здоровью), то вас обязаны отметить в протоколе о правонарушении и предоставить копию постановления.

Вариант №3

Если вы получили мотивированный отказ от участкового, либо он просто проигнорировал ваше заявление, вы можете обратиться в прокуратуру и поинтересоваться у них, насколько правомерен этот отказ и законно ли курение соседей в подъезде. Так же можете написать и зарегистрировать заявление на вышестоящее начальство о бездействии подчиненного им участкового.

Заявление на курящих соседей участковому: образец

Участковому уполномоченному полиции

от _________________________________
Проживающего по адресу
___________________________________

[ЗАЯВЛЕНИЕ]

Мои соседи, проживают по адресу Московская область, г. Реутов, улица Ленина д. 10/2 (квартиры №364 и №365), допускают курение в подъезде №3 на 5-м этаже. А именно — такого-то числа во столько-то (продолжительностью 5 мин), такого-то числа — во столько-то (продолжительностью 10 мин). Подтвердить данные факты может соседка ФИО из кв. № 360. Курение указанных лиц попадает под статью 6.24 КоАП РФ и ст. 12 ФЗ №15 (01.06.2013г.) и влечет административный штраф в размере от 500 до 1500 рублей.

Я неоднократно имел беседу с данными гражданами на предмет запрета курения в подъезде и неоднократно просил перестать курить в подъезде №3, однако, мои слова не оказали на них должного воздействия.

После этого я распечатал и вывесил в подъезде объявления, содержащие предупреждения о штрафе за курение в непредусмотренном для этого месте. Но и эти меры не возымели должного эффекта.

В настоящее время, указанные граждане продолжают регулярно нарушать закон о запрете курения в подъезде жилого дома. В связи с чем в мою квартиру тянет дымом, пропитывая едким запахом одежду и мебель. Моей семье, в которой есть дети, приходится дышать табачным дымом, особенно в случае, когда возникает необходимость войти или выйти из квартиры через подъезд, где курят соседи. Все перечисленное нарушаем мои гражданские права, которые защищаются законом Российской Федерации.

Прошу Вас (выберите один из вариантов)

  1. вариант: провести профилактическую беседу о недопустимости нарушения законов РФ и ответственности за нарушение, установленной действующим законодательством,
  2. вариант: возбудить административное дело по факту курения в подъезде №3 по ул. Ленина д. 10/2 , выявить в рамках административного делопроизводства фамилии лиц нарушителей закона (лучше прямо сразу написать ФИО нарушителей) и привлечь к административной ответственности граждан, проживающих в квартирах №364 и №365.

Подпись________
Дата____________

Места, где курить можно

После прочтения длинного списка, где курить нельзя, возникает вполне понятный вопрос: а где же разрешено? Второй список меньше, но при этом здесь вы можете не бояться, что вас оштрафуют:

  1. Захотелось закурить, находясь в собственности, оформленной на вас, – пожалуйста. К разрешенным объектам относятся дом, квартира, недвижимость, транспортное средство, если оно в этот момент не передвигается.
  2. На улице по дороге от одного общественного места к другому (смотри перечень выше).
  3. Практически во всех современных офисах отведено и специально оснащено помещение для курения, здесь курильщики могут, что называется, оторваться. Но не забывайте – длительное отсутствие на рабочем месте начальство вряд ли поощрит, поэтому не засиживайтесь с сигаретой слишком часто и долго.
  4. В ожидании поезда находясь на платформе.

Минздрав России против курения возле домов

Министерство здравоохранения РФ одобрило инициативу запретить дымить на расстоянии менее чем 10 метров от жилых домов. Законопроект внесли в Госдуму 29 июня нынешнего года, однако дата первого чтения пока не назначена.

Госдума будет обсуждать поправки в федеральный закон, предусматривающие запрет на курение в местах на открытом воздухе на расстоянии менее 10 метров от входов в подъезды многоквартирных домов. Проект закона N 212777-7 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в нижнюю палату внесен группой сенаторов 29 июня. С 4 июля — документ в комитете по охране здоровья.

Ранее сенаторы предложили запретить гражданам курить в лифтах, помещениях общего пользования и на открытом воздухе, на расстоянии менее 10 метров от входа в подъезды многоквартирных домов. Минздрав согласовал проект без поправок, и отправил его на согласование в другие министерства и ведомства, сообщает газета «Известия». Однако в законопроекте нет конкретики, на какие именно помещения общего пользования распространяется норма. Непонятно и как определили расстояние, на котором действует запрет – 10 метров от вдоха в дома. Эксперты отметили, что соблюдение предложенных правил сложно будет контролировать, и заниматься этим никто не будет.

Как известно, закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятый российскими парламентариями два года назад, полноценно заработает лишь с 1 января 2017 года. О том, что же собой представляет закон о курении и где нельзя курить в 2016 году мы и постараемся разобраться в настоящей статье.

Закон о курении или где нельзя курить 2016 году

Согласно положениям статьи 12″Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», табакокурение запрещается в следующих местах:

  • образовательные, культурные, молодежные и спортивные учреждения;
  • учреждения здравоохранения;
  • санатории;
  • общественный транспорт, включая воздушные, водные и речные суда (за исключением персонала судов дальнего плавания);
  • транспортные узлы (вокзалы, аэропорты, речные порты, станции метро и пр.);
  • жилые помещения и гостиницы;
  • торговые и бытовые объекты, включая помещения рынков и НТО;
  • кафе и рестораны (за исключением специально оборудованных мест);
  • помещения социальных служб;
  • помещения органов государственной власти и местных муниципалитетов;
  • рабочее место;
  • лифты либо подъезды многоквартирного дома;
  • детские площадки;
  • общественные пляжи;
  • пассажирские платформы;
  • автозаправочные станции.

Где же можно курить в 2016 году

После ознакомления с представленным выше перечнем возникает резонный вопрос: а где же, собственно, можно курить в 2016 году? Стоит сразу оговориться, что таких мест на самом деле не так уж много. Среди прочего, насладиться сигаретой в следующем году можно будет в следующих местах:

  • улица;
  • специализированные изолированные помещения для курящих;
  • собственный автомобиль, квартира, подъезды многоквартирных домов, оборудованные вентиляционными системами;
  • транспортные узлы (на свежем воздухе, но не ближе чем 15 метров ко входу в вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, речные порты и пр.);
  • рабочее место.

В последнем случае курение на рабочем месте согласно части 2 статьи 12, названного выше закона допускается исключительно на основании решения собственника предприятия. При этом он обязан выделить специальное место для любителей табака. Среди прочего, речь может идти как о специально оборудованных открытых площадках, так и об изолированных помещениях, оборудованных современными системами вентиляции (курилки).

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака с 2017 года

Как уже было сказано выше, отдельные положения федерального закона № 15-ФЗ, начнут действовать лишь с 1 января 2017 года. Так, с наступлением указанной даты в силу вступят следующие положения:

  • введение учета произведенных, ввезенных на таможенную территорию РФ и реализованных на ней табачных изделий;
  • введение контроля над оборотом оборудования производственного назначения, предназначенного для изготовления табачных изделий;
  • введение контроля над движением и распределением табачной продукции на территории РФ;
  • введение контроля над подлинностью средств маркировки табачные изделий (акцизные, специальные марки).

Резюмируя сказанное выше, можно говорить о том, что ограничения курения табака, введенные с подачи Правительства РФ, планомерно достигли своей финальной стадии, но в полной мере заработают лишь с начала 2017 года.

С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ (далее - Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют "антитабачного" закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Запрет на курение в ряде общественных мест будет вводиться постепенно.

Напомним, что уже с 1 июня 2013 года запрещено будет курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах ( Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом "антитабачном" законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность ( Закона).

14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение "антитабачного" закона (полное название - проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О рекламе" в связи с принятием Федерального закона "Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", № 222563-6, далее - Законопроект)

В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

Вид нарушения

Вид наказания

Физическое лицо

Юридическое лицо

Должностное лицо

Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

Штраф: 1000 – 1500 руб.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;

Штраф: 8000 – 10 000 руб.;
- конфискация табачной продукции

Спонсорство табака

Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;
- либо приостановление деятельности до 90 суток

Штраф: 5000 – 7000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

Штраф: 2000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 8000 – 10 000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

Штраф: 3000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;
- конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

Штраф: 5000 – 20 000 руб.;
- конфискация рекламной продукции

В процессе исполнения закона привычных мест для курения практически не останется, по сути курить можно будет только дома и на улице, где законодательно не установлен запрет. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 году, в России почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения) являются постоянными курильщиками табака.

В результате опроса наших пользователей на тему: "Будет ли, на ваш взгляд, "работать" данный запрет, если за нарушения планируется ввести административные штрафы (соответствующий законопроект принят в первом чтении)?" выяснилось, что более половины опрошенных (67% – красный сегмент) считают, что запрет на курение работать не будет, при этом 32% пользователей считают, что такой запрет работать будет (зеленый сегмент), а 1% выразили безразличие к данной теме (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 20-26 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 528 респондентов

С введением запрета на курение автоматически становятся актуальными три вопроса:

  • у курящего населения: где будет разрешено курить без последствий?
  • у работодателей: попадает ли их организация под "двойной запрет" или есть возможность организовать специальные места для курения и по каким техническим требованиям?
  • у некурящих граждан: куда обращаться в случае, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

1. Необходимо знать точный перечень мест, где курить запрещено, и максимально придерживаться его.
2. Если вас уличили за курением в запрещенном месте, то помните, что на территории Российской Федерации действует презумпция невиновности (ч. 2 ст. 1.5 ), следовательно бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством, подтверждающим нарушение, будет являться только то обстоятельство, если вас поймают за руку. Помимо этого, привлечь к административной ответственности может только орган исполнительной власти, сотрудник полиции или участковый. Одних свидетельских показаний мало, а видеокамеры пока еще установлены не на всех детских площадках и лестничных клетках.
3. В случае несогласия с протоколом об административном правонарушении действующим законодательством предусмотрена возможность оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считаете, что ваши права нарушены (ч. 1 ст. 254 ).
4. Получение и воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни граждан (ст. 23 ). Согласно ч. 2 ст. 55 доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Имеется ли возможность организовать специальные места для курения и какими требованиями при этом следует руководствоваться? Какие организации попадут под "двойной запрет"?

На основании решения собственника или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально оборудованных изолированных комнатах (ч. 2 Закона). Обустройство курилок является не обязанностью, а правом работодателя. И то, если собственник помещения не против. Однако если владелец офисного здания откажется идти "на поводу" у курящих сотрудников, то арендаторам придется искать нового, более лояльного арендодателя. Хотя во многих компаниях еще и до вступления в силу Закона действуют аналогичные правила. Так, например, в Unilever действует глобальная политика, согласно которой во всех арендованных или собственных зданиях, в том числе производственных, специальные курительные места должны быть оборудованы на улице, и в зданиях курение запрещено. "Одновременно с этим в договоре, подписанном между нашей компанией и бизнес-центром, уточнено, что курение в БЦ запрещено в принципе – исключения составляют специально отведенные места на улице", - отмечает Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси. "Мы не планируем организовывать специальные курительные комнаты внутри арендуемого в Москве офиса, так как есть специальные места для курения на улице. К установленному уже сегодня запрету курящие сотрудники относятся положительно, поэтому новый закон никаким образом не повлияет на их работу".

Министерство здравоохранения РФ еще в марте текущего года обнародовало проект технических требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Проекты приказов и требований к помещению для курения и знаку о запрете курения

Приказ "Об утверждении требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака"
Приказ "Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения"
Требования к выделению и оснащениюспециальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещенийдля курения табака
Приложение к Требованиям к знаку о запрете курения
Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения

Данные требования предусматривают, что места для курения располагаются вне территорий и помещений, где курение запрещено, и должны соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

На открытом воздухе такие места необходимо оборудовать пепельницами, знаками "Место для курения" и искусственным освещением (в темное время суток), информационными материалами о вреде табака и вредном воздействии табачного дыма. В зданиях курительные комнаты должны находиться в изолированных помещениях. Кроме соответствия перечисленным выше требованиям, места для курения также должны быть оборудованы огнетушителем и "дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения".

Помимо указанных требований, Министерство здравоохранения РФ также обнародовало проект требований, устанавливающих обязательные условия, ограничения или их совокупность к знаку о запрете курения и к порядку его размещения для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено.

Так, к знаку о запрете курения предъявляются следующие требования: это должно быть цветографическое изображение размером не менее 200х200 мм (кроме знаков в транспорте и дополнительных - на дверях гостиничных номеров, в тамбурах поездов, у барных стоек и т.п.). Такой знак планируется размещать у каждого входа на территорию, объект или в здании, где курение запрещено (у транспортных средств - на всех дверях), а также в местах общего пользования (туалетах). Если в помещениях здания или объекта предусмотрено оказание разных видов услуг, знак размещается у входа в каждое помещение, в котором оказывается та или иная услуга.

Организация курительных комнат в специально изолированных помещениях - занятие дорогостоящее: от 100 тыс. до 400 тыс. рублей. Стоимость курительной кабины различается в зависимости от индивидуальности проекта и технических характеристик. Так, готовая курительная комната стандартной конфигурации на шесть персон стоит около 200 тыс. рублей.

Контроль за соответствием мест для курения утвержденным стандартам будет возложен на Роспотребнадзор. За нарушение утвержденных норм ведомство вправе выписывать штрафы. На данный момент размеры штрафа для работодателей, "разрешающих" курить на рабочих местах, еще не приняты.

В меньшей степени повезло сотрудникам учреждений, где организация комнат для курения запрещена (больницы, стадионы, госучреждения и др.). По новому закону они попадают под "двойной запрет". Сотрудники таких учреждений будут вынуждены либо отказаться от вредной привычки, либо курить за территорией объекта. На прошлой неделе стало известно, что с 1 июня текущего года депутаты Госдумы будут курить в специальном павильоне, который расположен рядом с одним из подъездов нижней палаты парламента. Сергей Попов, председатель комитета Госдумы по регламенту и организации работы Государственной думы на проведенном 24 мая 2013 года пленарном заседании, сообщил: "Комитет по регламенту согласовал предложенные аппаратом Госдумы места и соответствующий павильон будет расположен на улице возле подъезда № 6".

    Екатерина Одинцова , cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси: "Отказавшись от курения, сотрудник сам поощряет себя более долгой и здоровой жизнью. Мы помогаем и поддерживаем сотрудников, которые хотят отказаться от курения, так как понимаем, что это порой бывает очень сложно сделать. У нас разработан глобальный стандарт, которого придерживается и российское подразделение Unilever. Для сотрудников, которые хотят отказаться от курения, действуют программы поддержки: организуются лекции, консультации специалистов по отказу от курения, оплачивается медикаментозное лечение и т.п. После вступления в силу "антитабачного" закона соблюдать наш глобальный стандарт станет проще, так как в странах Европы давно действуют похожие законы".

Куда обращаться, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Для тех, кто, напротив, мучается от пагубной привычки соседей по лестничной площадке, существует несколько правовых способов воздействия на них.

1. Первое, что можно сделать, это предупредить курильщика о том, что по новому закону курить в данном месте запрещено. Можно даже показать выдержку из самого текста Закона.
2. Разместить объявление о запрете курения с указанием нормы Закона, запрещающего курить на лестничной площадке.
3. Если это не помогло, то смело вызывайте участкового или полицию, затем напишите соответствующее заявление сотруднику полиции. В случае отказа сотрудника полиции принять меры должного реагирования вы можете обратиться с жалобой в органы прокуратуры.

Вопрос о том, как будет осуществляться органами исполнительной власти контроль за соблюдением "антитабачного" закона, остается открытым.

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

"О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров - расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:


Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", - вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:


Спонсорство

ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

Определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:


Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.