Философская позиция гольбаха утверждавшего что. Гольбах: биография жизнь идеи философия: поль гольбах


Гольбах Поль Анри (1723- 1789) - один из главных представителей французского материализма и атеизма XVIII в., идеолог французской революционной буржуазии, участник «Энциклопедии», автор знаменитой книги «Система природы», в которой ярко выступает связь французского материализма с передовым естествознанием, и ряда антирелигиозных памфлетов: «Разоблачённое христианство», «Карманное богословие», «Священная зараза» и др. Разрешая основной вопрос философии в духе материализма, Гольбах определяет природу как причину всего сущего. Материя, о Гольбаху, - это объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека. Первичные свойства материи - протяжённость, подвижность, делимость, твёрдость, тяжесть и т. п., производные свойства - плотность, вес, фигура цвет и т. п.

Серьёзной заслугой Гольбаха является признание им движения как неотъемлемого атрибута материи. Однако, будучи метафизическим и механическим материалистом, он понимает движение как простое перемещение тел в пространстве. . Созданная им классификация видов движения - чисто механистическая теория. Учение Гольбаха направлено против теологии и идеализма, против субъективного идеализма (см.). Природа, по Гольбаху, существует вечно, никем не сотворена и неуничтожима. «Материя,- учит Гольбах, - действует по своим собственным силам и не нуждается нив каком внешнем толчке, чтобы быть приведённой в движение». С точки зрения Гольбаха рассуждения о бестелесных духах - нелепая фантазия, противоречащая здравому смыслу. Сознание рассматривается Гольбахом как свойство организованной материи.

В «Системе природы» Гольбах резко критикует религиозный взгляд на человека, как на подобие бога: «Человек - дело рук природы, он существует в природе, он подчинён её законам, он не может освободиться от неё; он не может - даже в мысли -выйти из природы». Человек -часть природы, подчинённая её законам, как и все физические тела. Попытка философов-идеалистов делить человека на физическое и духовное существо объявляется Гольбахом несостоятельной. «Человек есть организованное целое, составленное из различных веществ». Отвергая взгляды идеалистов, их веру в существование бессмертной души, Гольбах доказывает, что умственные способности человека зависят от организации человеческого тела. Способность ощущать даёт нам возможность познать мир и его закономерности. Никаких врождённых идей нет. Человек черпает свои идеи из внешнего мира, а не из своей души. Телеологии Гольбах противопоставляет свой механистический детерминизм. Явления, причин которых мы не знаем, он называет случайными. Он не понимал объективного характера случайности. Развитие общества он понимал как фатальный процесс.

К человеческому обществу Гольбах подходит с позиций идеализма, буржуазного просветительства. Признавая влияние общественной среды на формирование человеческой личности, Гольбах в то же время приходит к неверному, идеалистическому выводу, будто бы «мнения правят миром». Он утверждает, что человечество может избавиться от феодального гнёта в результате распространения просвещения и торжества разума над средневековым мракобесием.

Идеолог французской буржуазии, Гольбах боится революционного движения масс; он предпочитает революцию «сверху», т. е. мирный переход от сословно-феодального строя к буржуазному при помощи «совершенного» законодательства - монархии конституционной или даже «просвещённой». Критикуя религию, Гольбах видит в ней только результат невежества, он не в состоянии дать исторической критики религии, раскрыть классовую сущность религиозного мировоззрения. Однако его атеистические трактаты сыграли огромную роль в борьбе против религиозного мракобесия и суеверия. Современные агенты Ватикана (Маритэн, Гаррингтон и др.) до сих пор занимаются «опровержением»

Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789), барон - французский философ-материалист. Главное его сочинение “Система природы” - “эта библия материализма”. Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель, по Гольбаху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего: она - своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Именно Гольбах дал “классическое” определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Подобно тому как удары пальцев музыканта по клавишам клавесина рождают музыкальные звуки, так и воздействия предметов на наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств.

У французских просветителей имелись значительные расхождения во взглядах, вплоть до противоположных позиций. Но все-таки в целом все они были полярно противоположны миру официальной практики и идеологии, едины в той мере, в какой противостояли господствующим сословиям. Все они исходили из принципа: если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его пороки также являются результатом влияния этой среды. Чтобы переделать человека, освободить его от недостатков, развить в нем положительные стороны, необходимо преобразовать окружающую и прежде всего общественную среду. Они занимали одну позицию в том, что живут в переломное время, время приближающегося торжества разума, победы просветительских идей, в “век триумфа философии” (Вольтер).

XVIII век в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий, в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.

Эти умонастроения формировались еще в XVII в.: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс были предтечами Просвещения.

В XVIII в. сильнее подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII в. философы и ученые направляли главным образом против схоластики, теперь обращена против метафизики. Согласно убеждению просветителей, нужно уничтожить метафизику, пришедшую в XVI-XVII вв. на смену средневековой схоластике.

На знамени просветителей написаны два главных лозунга - наука и прогресс. При этом просветители апеллируют к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных «гипотез».


В Англии философия Просвещения нашла свое выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза, А. Э. Шефтсбери; завершают английское Просвещение философы шотландской школы, возглавляемой Т. Ридом, затем А. Смит и Д. Юм. Во Франции плеяда просветителей была представлена Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Л. Д"Аламбером, Э. Кондильяком, П. Гольбахом, Ж. О. Ламетри. В Германии носителями идей Просвещения стали Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, молодой И. Кант.

В работах Локка содержалась не только критика метафизики с точки зрения сенсуализма (от латинского sensus - чувство, ощущение), подчеркивавшего важнейшую роль чувственных восприятий в познании, не только эмпирическая теория познания: он разработал также принципы естественного права, предложил тот естественно-правовой идеал, в котором выразились потребности набирающего силу буржуазного класса.

К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность у Локка, в сущности, тесно связано с высокой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к трудовой теории стоимости А. Смита. Локк убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из изолированных индивидов и их частных интересов; правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, с тем чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Человек в философии XVIII в. предстает, с одной стороны, как отдельный, изолированный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, отменяя прежние, добуржуазные формы общности, философы XVIII в. предлагают вместо них новую - юридическую всеобщность, перед лицом которой все индивиды равны. Во имя этой новой всеобщности просветители требуют освобождения от конфессиональных, национальных и сословных границ. В этом отношении характерно творчество немецких просветителей, в частности Лессинга.

Любая из религий - будь то христианство, мусульманство или иудаизм, не высветленная разумом и не прошедшая его критики, есть, согласно Лессингу, не более чем суеверие. И в то же время в каждой из религий заключена истина в меру того, как их содержание проникнуто духом нравственности, разума и любви к ближнему.

Гольбах Поль-Анри (Пауль Генрих Дитрих) (1723 - 1789 гг.)

Французский философ, крупнейший систематизатор взглядов французских материалистов XVIII века. В объяснении общественных явлений отстаивал материалистическое положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм XIX века. Главное сочинение - «Система природы» (1770 г.). Автор остроумных атеистических произведений.

Родился в городе Гейдельсгейме, на севере Ландау (Пфальц), в семье мелкого торговца. Рано лишившись родителей, воспитывался дядей - Франциском Адамом де Гольбах. Франциск Адам с конца XVII века служил во французской армии, отличился в войнах Людовика XIV, в 1723 г. был удостоен баронского титула и приобрел огромные богатства. Именно от своего дяди будущий философ получил фамилию Гольбах с баронским титулом и значительное состояние, позволившее ему впоследствии посвятить жизнь просветительской деятельности.

В Париже освоил французский и английский языки, изучил латинский и греческий. За время учебы в университете Гольбах познакомился с передовыми естественнонаучными теориями, прослушал курсы лекций крупнейших ученых своего времени. Глубоко изучал химию, физику, геологию и минералогию. В то же время он расширял свои знания в области философии, читая в подлинниках древних авторов, произведения английских материалистов XVII-XVIII веков, в частности, сочинения Бэкона, Гоббса, Локка.

Широкие познания во многих областях науки и культуры и огромный популяризаторский талант Гольбаха ярко проявились в издании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Друзья и современники Гольбаха все без исключения отмечали его энциклопедическую ученость, редкое трудолюбие, самостоятельность суждений и исключительную честность.

Дидро высоко ценил этическое учение Гольбаха. Рекомендуя в представленном русскому правительству «Плане университета» в качестве учебного пособия «Всеобщую мораль» Гольбаха, Дидро писал: «Все должны, читать и изучать эту книгу, особенно юношество должно воспитываться в соответствии с принципами «Всеобщей морали». Пусть будет благословенно имя того, кто дал нам «Всеобщую мораль».

В научных, академических кругах того времени Гольбах был известен как прекрасный натуралист. Он являлся членом Маннгеймской и Берлинской Академий наук. 19 сентября 1780 г. на торжественном заседании Академии наук в Петербурге Поль Гольбах единогласно был избран почетным членом Императорской Академии наук.

В 1770 году выходит в свет «Система природы» - книга, составившая целую эпоху в развитии материалистической мысли. «Система природы» Гольбаха стала, по словам современников, «библией материализма». Издание приговаривается парижским парламентом к публичному сожжению. Сам же автор избегает строгой кары лишь благодаря тайне: даже ближайшие друзья не знают о его авторстве. Гольбах обычно пересылал свои произведения за границу, где они печатались и тайно перевозились во Францию.

После 1770 г., в преддверии Великой Французской буржуазной революции, Гольбах выдвигает на первый план в своих произведениях злободневные общественные проблемы. Он издает «Естественную политику», «Социальную систему», «Этократию», «Всеобщую мораль» (в общей сложности не менее 10 томов), где, развивая основные идеи «Системы природы», по существу разрабатывает социально-политическую программу. В этих произведениях Гольбах доказывает необходимость просвещать общество, учить его жить по справедливым законам, избавить род людской от пагубных заблуждений.

Поль Анри Дитрих Гольбах родился 8 декабря 1723 года в городе Гейдельсгейме, на севере Ландау (Пфальц), в семье мелкого торговца. От своего дяди будущий философ получил фамилию Гольбах с баронским титулом и значительное состояние, позволившее ему впоследствии посвятить жизнь просветительской деятельности.

За время учебы в университете Гольбах познакомился с передовыми естественнонаучными теориями, прослушал курсы лекций крупнейших ученых своего времени, таких как Рене Реомюр, Питер ван Мушенбрук, Альбрехт фон Галлер и др. Особенно глубоко и увлеченно Гольбах изучал химию, физику, геологию и минералогию. В то же время он расширял свои знания в области философии, читая в подлинниках древних авторов, произведения английских материалистов XVII-XVIII веков, в частности, сочинения Бэкона, Гоббса, Локка и Толанда.

После окончания университета, в 1749 году, Гольбах возвратился в Париж, где вскоре познакомился с Дидро. Это знакомство, перешедшее в дружбу, сыграло огромную роль в жизни и творчестве обоих мыслителей.

В Париже Гольбах открыл салон, где собирались философы, ученые, литераторы, политики, люди искусства. Салон этот стал центром философской и атеистической мысли предреволюционной Франции. Посетителями знаменитого салона Гольбаха были Дидро, Д"Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескье, Кондильяк и многие другие замечательные мыслители. По их же свидетельству в салоне Гольбаха имелась специальная антирелигиозная библиотека, в которую поступала из разных концов мира как легальная, так и нелегальная литература . В России Гольбаха знали как активного участника перевода и издания на французском языке книги М. В. Ломоносова "Древняя Российская история". Гольбах был одним из первых французских ученых, оценивших труды русского гения и способствовавших распространению его научных идей. С другой стороны, избрание французского философа в состав петербургской Академии способствовало росту его авторитета в передовых кругах русской интеллигенции конца XVIII века, вследствие чего в России стали появляться переводы основных сочинений Гольбаха.

Гольбах - крупнейший систематизатор мировоззрения французских материалистов XVIII века. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение; все формы движения Гольбах сводил к механическому перемещению. Материя и движение нераздельны. Составляя неотъемлемое, коренное свойство материи, её атрибут, движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя. Гольбах отрицал всеобщую одушевлённость материи, считая, что чувствительность присуща лишь определённым образом организованным формам материи .

Гольбах признавал наличие объективных закономерностей материального мира, считая, что в основе их лежит постоянная и нерушимая связь причин с их действиями. Человек является частью природы и поэтому подчинён её законам. Свободу воли Гольбах отрицал ввиду причинной обусловленности поведения людей. Отстаивая познаваемость материального мира, Гольбах, исходя из материалистического сенсуализма, считал источником познания ощущения; познание является отражением действительности; ощущения и понятия рассматриваются как образы предметов. Материалистическая теория познания Гольбаха, разделяемая также другими французскими материалистами, была направлена против агностицизма, теологии, идеалистического сенсуализма Дж. Беркли и учения Рене Декарта о врождённых идеях .

Поль Анри Гольбах

(1723-1789)

«Вселенная - это богатый единение всего сущего, повсюду являет нам только материю и движение»

Знаменитый французский философ родился в городке Едесхайм (Германия) в достаточно богатой семье, которая имела возможность дать ребенку приличное образование. Обучения химии в Лейденском университете вернуло мировоззрение юноши в сторону материализма и атеизма. Переехав в Париж, Гольбах открывает собственный философско-культурологический салон, уже через короткое время становится местом воспалительных дискуссий философов-энциклопедистов. Он знакомится с Дидро, другими известными философами и естествоиспытателями, активно участвует в подготовке «Энциклопедии». Для этого издания Гольбах написал 375 статей.

Главный труд философа - «Система природы» (ее еще называют «Библией материализма») - является обобщенным изложением идей эпохи Просвещения. Материя и движение, пространство и время, необходимость и случайность, причина и следствие - эти фундаментальные категории материализма получили в Гольбаха мощное научное и философское обоснование.

Гольбах подходит к осмыслению проблемы материи и духа как центральной философской проблемы Нового времени и выделяет два противоположных направления - натуралистический и спиритуалистический. Он также конкретизирует и обосновывает учение о субстанции, подчеркивая, что субстанцией может быть только материя - вечная, бесконечная и самопричинна.

В Гольбаха мы находим одно из первых определений материи: материя - это то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает ощущение. Гольбах также отмечает единстве материи и движения. Движение является способом существования материи, который не сводится к простому механическому перемещению, а включает также физико - химические и биологические изменения, проявляющиеся в рождении, росте, цвете, старении и умирании живых существ. Гольбах различает внешнее движение, что чувственно воспринимается как определенное изменение в пространстве и времени, и внутренний, скрытый движение, зависящий от присущей телам энергии, т.е. от их сущности, от комбинации, действия и противодействия невидимых молекул материи, из которых состоят тела. Этот «молекулярный» движение он рассматривает как процесс, происходит постоянно и непрерывно и вызывает качественные преобразования в телах. Гольбах подчеркивает, что в телах действуют внутренние силы действия и противодействия, которые как единство противоположностей стимулируют процесс движения, то есть он близко подошел к пониманию движения как самодвижения. В относительном покое тел Гольбах видит результат взаимного уравновешивания противоположно направленных сил. Он пытается даже в статических взаимодействиях обнаружить проявление внутренней активности материи.

Благодаря органическом единстве материи и движения Вселенной, по мнению Гольбаха, предстает как необъятный, безграничный и непрерывная цепь причин и следствий. Причина, с его точки зрения, это тело или существо природы, побуждает к движению другое тело или осуществляет в нем качественные изменения, а следствие - это самые изменения, которые осуществляются каким-либо телом в другом посредством движения.

Основой закономерностей природы Гольбах считает детерминизм, возведенный им в причинно-следственных взаимосвязей. Универсальную естественную причинность он понимал как процесс взаимодействия между причиной и следствием, ограничиваясь одностороннего ее трактовки, которое признавало активность лишь по причине. Однако и сам Гольбах не избегал односторонности в понимании Природы. По его мнению, в природе все изменения, все действия подчиняются только необходимости, случайность же исключается. В природе действует вечный, неизбежный, необходимый порядок или неизбежный связь причин действия с производными от них действиями.

Человек тоже, будучи частью природы, подчиняется этим универсальным необходимым закономерностям. Все ее поступки подчинены фатальности, ничто в ней, как и в природе в целом, не является случайным. Человек считает себя свободным, поскольку не замечает истинного мотива, который побуждает его к действию. Чтобы быть счастливой, человек должен познать свою природу и действовать в соответствии с ней. Незнание же своей природы и природы мира ведет к рабству и не счастье.

Труд «Система природы» начинается горькой констатацией, что человек несчастен. Рабство, деспотизм В общественной жизни, все конфликты и недостатки, социальное зло с продуктом невежества, незнания человеком своей природы. Задача этой работы Гольбах определяет как открытие единственно правильного пути к счастью.

Чтобы быть счастливой, человек должен вернуться к природе, которой она отреклась через свое невежество. Итак, чтобы достичь счастья, следует адекватно познать природу мира и природе человека. В мире же нет ничего, кроме материи, способом существования которой является движение. Универсальным же законом материального движения, по мнению Гольбаха, есть закон инерции. Все в природе, в том числе и человек, подчиняется этому закону. В человеческой жизни этот закон проявляется в том, что каждый человек стремится к самосохранению, отстаивает свое бытие и пытается продолжить его в бесконечность и вечность. Далее Гольбах делает вывод, что каждый человек в соответствии со своей природой пытается удовлетворить свои собственные личностные интересы, именно в этом проявляется самосохранения. Нет других двигателей, других мотивов деятельности, кроме собственных интересов. Сделайте так. чтобы человек видела в общественном интересе свой личностный интерес, и тогда только сумасшедшие будут аморальными, считает философ. Следовательно, отмечает Гольбах, единственным возможным путем к счастью есть познание природы и создание соответствующего законодательства, которое бы учитывало природу человека, его стремление к самосохранению как проявление универсального закона инерции и основывалось на органическом единстве и согласовании личностных и общественных интересов. Это единственный путь утверждения в обществе принципов Разума и Справедливости.

Резкой критике подвергает философ деспотические формы правления. Его идеал - просветительская монархия. И хотя Гольбах не отрицает возможность революционного свержения деспотии, справедливый государственный строй должен основываться на общественном договоре, в соответствии с которым каждый гражданин обязуется служить общему благу, получая от общества помощь и защиту.

Известны также атеистические взгляды великого философа. По его мнению, религию создали страх, обман и невежество. Церковники - это рыбаки, писал философ, которые любыми средствами мутят воду, чтобы расставить свои сети и ловить рыбу в мутной воде. Бога нет, считал философ. Представление о Боге составляется путем сочетания элементов, принципиально исключают друг друга. Познание природы автоматически приведет к отказу от идеи Бога, к уничтожению религии, ликвидации привилегий священнослужителей.