Философ прокопович философские взгляды и учение. Русская философия - феофан прокопович

Феофан (Елисей в миру) Прокопович (1677-1736) - выда­ющийся деятель «Ученой дружины Петра I», один из основных ее интеллектуальных наставников. Начиная с 1709 г., он участвовал в разработке различных «указов», «регламентов», «распоряжений», программ внутренней и внешней политики, в том числе относительно церкви и духовенства. Человек ближайшего окружения Петра I, Феофан отличался редким трудолюбием, однако оценка его участия в Петровых реформах никогда не была однозначной.

Между тем жизнь Феофана Прокоповича не была легкой, творческий путь - гладким, а посмертные характеристики его роли в истории духовной культуры России и поныне тенденциозно неадекватны. Даже краткий обзор его жизни, ознакомление с отдельными сторонами мировоззрения убеждают в сказанном.

Выходец из купеческой семьи, Елисей родился в Киеве. Он рано был определен сначала в начальную школу Киево-Братского монастыря, а затем - десяти лет - отдан после смерти отца попечителем, дядей по линии матери, в Киево-Могилянский коллегиум (академию). Протектор академии В. Ясинский и профессор философии Г. Одорский, обратив внимание на незаурядные способ­ности Елисея, много сделали для формирования мировоззрения будущего мыслителя. Вряд ли в стороне от забот о племяннике оставался и дядя (выбранный ректор академии Феофан Прокопович). После Киева Елисей продолжал свою учебу за рубежом (1695-1701), в частности в Риме, в иезуитском Коллегиуме св. Афанасия. Обучение здесь было нелегким, хотя и успешным, скитания за границей - тяжкими. С радостью вернулся он на родину (1704), где вскоре принял монашество, получив при пострижении имя дяди- Феофан Прокопович.

Система деизма: формы выражения

В Киеве началась практическая, общественная и политическая деятельность Ф. Прокоповича - профессора, протектора, а затем и ректора Киево-Могилянской академии. Сначала он преподавал поэзию, риторику, философию и этику. Блестящий лектор, Феофан становится и знаменитым проповедником, создателем многих оригинальных трудов и переводов философско-богословской литера­туры древних и современных ему авторов, мастером поздравительных и поучительных «слов», активным деятелем церковного и граждан­ского движений своего времени. После победы русских войск над шведскими полками под Полтавой (1709) Петр I все больше и больше приближает к себе Феофана, берет его в Прутский поход (1711), а через пять лет переводит в Петербург. Включившись в государственную, научную и церковную работу, Прокопович переживает «период наиактивнейшей общественной деятельности» (1716-1725).

Заслуживает особого вникания деятельность Феофана Прокоповича в качестве руководителя Святейшего Синода, архиепископа Новгородского и Великолуцкого, влиятельного в церковных кругах богослова, крупного знатока философии, логики, риторики, этики, эстетики, истории и гомелетики. В 20-ЗО-е годы исключительное значение имело его участие в подготовке нескольких проектов будущих «указов» (1716-1724), в делах по реорганизации академии при Заиконоспасском монастыре, в создании Петербургской Академии наук, а также столичной духовной академии (1725). Параллельно с этим в относительно короткий срок он завершил несколько фундаментальных философских, богословских, политических и публицистических трактатов: «Духовный регламент», «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей», «Рассуждение о безбожии» и др. (1717-1733). В этих работах в связи с деятельностью по защите петровских преобразований Прокоповичем предлагался целый ряд концепций, получивших в его творческом наследии весьма глубокое обоснование. По словам его биографов, он отстаивал необходимость «секуляризации общественной мысли», освобождения ее от «богословского плена», являлся теоретиком системы философ­ского деизма и принципов «естественного права», обоснователем новейших для его времени принципов риторики, логики и теории истины, эстетических понятий и канонов. Соглашаясь с этими утверждениями, было бы неправильно сводить к ним всю гамму творческих интересов Прокоповича: многие стороны его творческой и общественной деятельности в приведенном перечне даже не упоминаются. Бесконечно богаче и мировоззрение Прокоповича, разработанное с присущей ему глубиной и талантом, но не лишенное противоречий, изломов, двойственности и парадоксальности.

Противоречивость эта обусловлена тем, что Прокопович по-но­вому понимал назначение философии. Она оценивалась им не как эзотерическое знание для отдельных философов, но как средство удовлетворения соответствующих запросов значительного круга лю­дей.

Ф. Прокопович пытался дальше развить идейные позиции своих предшественников, зачастую выступая как подлинный новатор. Это подтверждают уже ранние его лекции в Киево-Могилянской ака­демии. Отступая от традиции, в соответствии с которой вопросы онтологии освещались в курсе метафизики, Ф. Прокопович излагал их в курсе натурфилософии. В этом разделе его философского курса речь идет как о бытии, сущности и существовании, субстанции и акциденциях, так и материи, движении, пространстве, времени, причинности. Уже это перенесение онтологических вопросов из метафизики в натурфилософию свидетельствует о том, что он «пытался найти разгадку сущности бытия мира не в сфере сверхъестественного, а на пути изучения природы». Имеющиеся в этих лекциях остатки схоластики только характеризуют степень сближения мыслителя с идеями философии нового времени - Возрождения, Реформации и раннего европейского Просвещения.

Общая тенденция к секуляризации общественной жизни, свойст­венная общественной позиции Ф. Прокоповича, в его философии выражалась в стремлении преодолеть «изнутри» провиденциалистское, авторитарное понимание содержания философских знаний, их традиционную теологизацию. «Ренессанс подорвал средневековую авторитарность мышления, не отбросив ее, а, наоборот, доведя до предела и обратив в противоположность». Ренессансный подход членов «Ученой дружины Петра I» к проблеме предмета философии отодвигал в сторону теологию и схоластику.

Ф. Прокопович в предмет философии включал рационалистически понятую задачу выявления «общих принципов» совокупного бытия «тел», субстанционных связей, форм и причин «материальных вещей». Созданный богом мир, полагал он, развивается на основе собственной сущности, природной причинности и должен «рассматриваться как объект в собственном значении». Прокопович не отбрасывал напрочь понятия «бог», теологические «начала» бытия и др.: они присутствуют в его рассуждениях в гилозоистической форме. Божественное начало призвано гармонизировать материю, придавать ей соразмерность, пропорциональность, благозвучность и изящество. Отражение этих свойств материального мира, макрокосмоса, человека с его разумом и способностью речевого общения - великая задача философии. Как видим, к общим мировоззренческим принципам подключаются эстетические, риторические, поэтические, художественные «начала». Именно поэтому Прокопович писал: «Великий светоч ума человече­ского - философия - либо рождена, либо вскормлена поэзией».

Таким образом, Ф. Прокопович рассматривает как синонимы понятию «философия» словосочетания «обожествленная поэзия», «божественное искусство», «божественная красота» и т. п. Достаточно обратиться к его «Рассуждению о книге Соломоновой, нарицаемой «Песня песней» .», в которой божественными признаются церковное песнопение и религиозная поэзия. Божественное у него - это искусное, которое является таковым скорее по форме, чем по содержанию. Последнее отражает деизм его миропонимания, харак­терный для философии первой трети XVIII столетия. «Век Просве­щения» не был веком ниспровержения христианства (равно как и других религий). С большим или меньшим успехом он сокрушал пьедесталы клерикальных сил феодализма, оставляя в неприкосно­венности главные постулаты господствующих верований. Антифеодаль­ная идеология, а также процессы секуляризации не всегда совпадают с проявлениями атеизма, хотя атеизм в ту пору имел антиклерикаль­ный характер, чаще всего выступая в форме свободомыслия.

В вопросах соотношения философии и теологии, церковной организации, толковании ряда богословских догматов постоянным оппонентом и соперником ст. Яворского был не менее талантливый воспитанник Киево-Могилянской академии, а затем ее профессор Феофан Прокопович. Анализа жизни и творчества Т. Прокоповича посвящено немало работ как в дореволюционный (Ю. Самарин, И. Чистович), так и в советский периоды (В. Ничик, И. Ваня, А. Компан, И. Табачников и др.).

Т. Прокопович (Елисей Церейський - настоящая фамилия мыслителя) родился 18 июня 1677 (справочные издания - 1681 гг.) В Киеве в семье купца. Осиротев в три года, был взят под опеку своего дяди по матери Феофана Прокоповича, настоятеля Киево-Братского монастыря, ректор Киево-Могилянской коллегии. В 1684 он отдал своего семилетнего племянника в начальную школу при Киево-Братском монастыре, по окончании которой осенью 1687 перевел в Киево-Могилянской коллегии. После смерти дяди на способного юношу обратил внимание Киевский митрополит Варлаам Ясинский, который помог ему проучиться в 1696 после окончания философского класса (не прослушав следующего курса богословия) выбыл из числа студентов академии, чтобы углубить свои знания за рубежом. Для доступа в западноевропейские учебные заведения надо было принять униатство, что и сделал девятнадцатилетний юноша.

Во Львове местный униатский провинциал Зеленский поручил ему читать в одной из местных школ поэтику и риторику, а через два года вместе с лучшими выпускниками этой школы отправил в Рим. Осенью (14 ноября 1698) он стал студентом коллегии св. Афанасия, которая готовила проповедников для славянских народов. Здесь Т. Прокопович основательно изучал риторику, историю, философию, обращаясь не до комментариев античной литературы, а к первоисточникам. Много внимания он уделял изучению памятников старого и нового Рима, принципов папского правления и организации католической церкви. Время, проведенное в Риме, расширил его кругозор, обогатил знаниями греческого, латинского и итальянского языков. 28 октября 1701 (не прослушав и здесь курса теологии) порывает с католицизмом и убегает из Рима. Преодолевая трудности, пешком прошел Францию, Швейцарию, Германию, некоторое время учился в г.. Галле, познакомился с идеями гуманизма, просвещения, реформаторства, приверженность к которым сохранил на всю жизнь.

В 1702 г.. Прибыл в Украину, вступил в Киевское братство, приняв в честь дяди имя Феофана Прокоповича. В 1705 за ректорства Гедеона Одорского стал учителем поэтики, через год - риторики, а затем профессором риторики и поэтики. Своей проповедью в 1706 г. ". Словом похвальным в честь Полтавской битвы" обратил на себя внимание Петра I, который взял Прокоповича в Прутский поход. Вернувшись из похода, стал игуменом Киево-Братского монастыря, в 1710 г.. - Ректором академии, управляя ими в 1716 со славой, которой не имели его предшественники. В 1716 по вызову Петра переехал в Москву, а затем в Петербург, где стал советником царя по вопросам образования и церкви. Активный сторонник петровских реформ, Прокопович пропагандировал их назначение и смысл с амвонов петербургских храмов, участвовал в реформе церкви. В 1720 г.. - Архиепископ Новгородский, а в 1721 гг. - Вице-президент Синода.

Т. Прокопович был образованной человеком в России. Его библиотека насчитывала до ЗО тыс. Книг, среди которых были произведения Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Декарта и других европейских философов. Много внимания уделял развитию образования, организации школ. В селе Карповка он организовал свою собственную школу, из которой вышло много известных общественных и культурных деятелей России. Умер в Петербурге 8 (19) сентября 1736, похоронен в Новгороде.

Жизнь и деятельность Т. Прокоповича можно условно разделить на два периода: киевский и петербургский / В первом он выступал ученым, философом, во втором ему пришлось быть больше политиком, деятелем церкви, а наукой и философией заниматься время от времени. Как профессор Киево-Могилянской академии, Т. Прокопович направлял свою деятельность на утверждение принципов, которые были провозглашены великими учеными и философами Нового времени - Ф. Бэконом, Р. Декартом, Т. Гоббс, Г. Спинозой, Дж. Локком, что повели решительную борьбу за перестройку и очищение разума человека от "призраков" и препятствий для завоевания настоящей истины. Т. Прокопович стремился освободить естествознание, историю, литературу от схоластических канонов, гораздо расширив сравнению с предшественниками курсы физики, логики, геометрии, которые читал в Киево-Могилянской академии. Поддерживал учение Галилея, Коперника, выступал за право каждого познавать и защищать истину; начал преподавание математики и физики. Он читал эти курсы на уровне лучших образцов европейской учебной литературы того времени, стремился приблизить философию к точным наукам, связать логику и риторику с жизнью.

Практическая деятельность политика и богослова, стремление быть одновременно ученым и деятелем церкви в петербургский период наложили определенный отпечаток на взгляды Т. Прокоповича. Он пытался примирить веру с наукой, создать такую богословскую систему, которая не только допускала возможность развития науки, но и обосновывала приоритет светского начала над церковью в обществе, прежде всего в государственной жизни. Это и было положено в основу пе-тривськои реформы русской церкви. Осознав, что сила слова сильнее, чем сила оружия, Т. Прокопович своими выступлениями готовил почву почти для всех реформ Петра I, которые соответствовали его собственным взглядам и убеждениям. Он их не менял ни при Петре И, ни при Екатерине И, ни при правлении других правителей, хотя ему пришлось лавировать между ученым и деятелем церкви.

Онтологическую основу взглядов Т. Прокоповича составило учение о творении мира Богом, которому он оказывал Деистический направленности. Создатель мира, утверждал Прокопович, в процессе создания преследовал две цели: не создавать зря и сохранять ранее созданное. Всем созданным существам он предоставил определенное стремление и жажду собственного сохранения, создал вещи так, что когда одна вещь гибнет, то на ее место становится другая вещь, такая же по своей природе. Признавая Бога как творца, Прокопович отмечал, что мир материален по своей природе, а сама материя не создается и не уничтожается. Она развивается по своим закономерностям. Он решительно отвергал взгляды, в которых материя не имеет собственного существования, в том числе и взгляды Платона. "Мысль Платона, - писал Прокопович, - удивительна сказкой: он учит, что форма в идее его самого, что из источника, выливается в материю как в некое хранилище. Ничто не выливается из того, что есть не, разве что пустое бред, каков идеи Платона ". Ничто не возникает из ничего. Мир материальный. Материя едина и в льву, в камне, из материи состоит и человек. Возникновение и уничтожение, круговорот небес, движение элементов, активность и косность и другие текучести и возможности вещей происходят благодаря движению, которое является зачинателем всей жизни.

С материей и движением Т. Прокопович связывал пространство и время, указывая на их объективность, пропагандируя взгляды Аристотеля, Коперника, Галилея, Декарта, Лейбница, пытался толковать основные вопросы натурфилософии, к которой относился с большой симпатией, в духе науки Нового времени. В трактовке мироздания, учение о планетах, небесные светила, земные тела он ориентировался на достижения науки того времени, ссылаясь, в частности, труды Галилея, Коперника, доводя изменчивость небесных тел подобно земным вещам, подводил своих слушателей к идее общей сменности природы и ее развития, обеспечивалось силами и способностью природных вещей. Для обоснования своих взглядов философ постоянно ссылался на многочисленные наблюдения, опыты в области механики, оптики и тому подобное. Это были не только данные опытов Евклида, Архимеда, Пифагора, Аристотеля, Галена, Плиния, но и Бейля, Борелли, Галилея, Везалия, Декарта и других естествоиспытателей. Поставив вопрос о прерывание и непрерывность, конечность и бесконечность мира, высказывал мнение о множественности миров, которая была присуща взглядам Дж. Бруно.

Такие взгляды в значительной степени обусловили понимание Прокоповичем проблем познания, отношение науки и религии, разума и веры. По его мнению, между положениями Св. Писания, законами природы и разума человека не должно быть противоречий, поскольку они гармонично подогнаны самим автором. Когда между данными науки и текстами Св. Писания возникают противоречия, то это не значит, что выводы науки подлежат сомнению или отрицанию. В этом случае тексты Св. Писания надо толковать аллегорически, в соответствии с уровнем представлений и научных знаний современности. Утверждение науки остаются незыблемыми, если они вытекают из истинных ссылок, сделанные логически правильно. Именно так Т. Прокопович советовал относиться к учению Коперника, утверждая, что когда ученики и последователи его с помощью математики и физических аргументов доказывают истинность своего учения, то Св. Писание не должно быть для них препятствием. Он высоко ценил чувство и чувственный опыт, отмечая, что надо больше слушать тех, кто исследует природу тщательно и с помощью опыта, кто является учителем физики. Однако оценивая ощущения и чувственный опыт как основу научного познания, выше всего ценил ум, заявляя, что все должно пройти проверку умом. В общем познания Т. Прокопович рассматривал как сложный противоречивый процесс, где чувственное познание, восприятие вещей проста его участком, основой для деятельности разума, которая производит разумные понятия о сущности вещей, а от них доходит до выработки теорий. Абстрагирующая, обобщающая деятельность разума служит лучшему и более глубокому пониманию и познанию вещей природы и в наиболее высоких абстракциях нет ничего, чего раньше не было в ощущениях. Отсюда диалогичность общего И единичного, а критерием истинности знания возникают чувственный опыт, природа. Относительно теории, то она тесно и неразрывно связана с практикой, является реальной основой науки.

Т. Прокопович настаивал на том, чтобы технические достижения становились достоянием всего человечества, основой его деятельности. Заявлял, что учиться и чужом никогда не поздно, советовал не бояться нового, Иностранного, не стесняться брать все то лучшее, что есть у других народов. Вслед за Декартом высоко ценил принцип сомнения. Выступая против схоластики и слепой веры, он подчеркивал, что не надо верить никому, даже если он лично принимал участие в событии. Такие требования философ ставил в истории, предупреждая против легкомыслия в оперировании фактами, подчеркивая, что в истории должна быть единая цель - изображать все так, как оно происходило. Стремился освободить философскую мысль от схоластического средневекового догматизма, открыто ставил вопрос о свободе философии, о научной систематизации научного знания, не связывая себя даже с признанными авторитетами или принятым философскими системами, заявляя, что философия должна исходить во всех своих действиях только собственным умом, изучать природу и ее закономерности. Эта ориентация Прокоповича позже была продолжена в философских курсах С. Кулябки, М. Козачинского, Г. Конисского.

Взгляды Прокоповича на человека, государство, церковь были непосредственно связаны с его общественной деятельностью и направлялись в обоснование реформ Петра I, где он выступал головой "ученой дружины" - союза политических единомышленников, которые теоретически обосновывали необходимость этих реформ, защищали их. Поддерживая развитие науки, ремесла, искусства, вводя гуманистические светские элементы в образование, Прокопович еще не решался отрицать божественного создания человека, однако открыто высмеивал схоластические попытки поиска в человеке божественного образа, делал попытки показать, что человек величественная и славная своим умом, добродетелями независимо от божества. Человек, по Т. Прокоповичем, полна достоинства и значимости во Вселенной. Все достоинства и добродетели разделены в природе, в ней одной сосредоточены. Она является как бы другой, если не величественной, полнотой совершенства, равной всей природе, знаменнишою от самого неба. Высоко оценивая человека, Прокопович и требовал от нее. Он считал, что основой деятельности человека должно быть активность, честность, порядочность, добросовестность в выполнении своих обязанностей, где продолжительность прожитой жизни измеряется не количеством лет, а тем, что она сделала, какую пользу принесла людям и государству.

Характер деятельности человека Прокопович связывал с ее свободой, понимая последнюю как господство индивида над самим собой, его способность управлять своими действиями, эмоциями и страстями. Для углубленного раскрытия проблемы свободы он вводит понятие "произвол" как свойство разумной души, в частности свободы, которая, когда есть все условия для действия, может действовать или бездействовать, делать то или другое. Благодаря уму человек осознает не только свою свободу, но и влияния, вытекающие из желания, и одновременно сама может активно влиять на поведение других людей. Размышления об активности, деятельность человека, о его возможности благодаря умственные и свободы выбирать между добром и злом убеждают человека в ценности его земной жизни, показывают, что именно в этом мире человек может быть счастливым и должен искать земное счастье. Проблему счастья Прокопович связывал с проблемой жизненных благ, отмечая, что благо и счастье не совпадают, однако наличие материальных благ является необходимым условием для счастья. Счастье можно достичь удовольствием как телесных, так и духовных потребностей. Что касается чести, достоинства, славы лица, то они зависят не от его происхождения, а от собственных деяний, поступков, качеств, которые формируются в процессе человеческой упражнения над ее совершенствованием.

Учение Т. Прокоповича о государстве основывалось на представлениях о ее естественное прохождения, где он, как и другие гуманисты того времени, пытался опровергнуть теологическую концепцию общественного развития как Божьего промысла. Во-первых, одним из центральных положений его учения о государстве была идея единоличного правления царя, и неслучайно Прокоповича часто называют одним из теоретиков российского абсолютизма. Однако следует учитывать, что в условиях того времени, особенно управления Россией Тайным Советом, он прекрасно понимал, что лучше один тиран на троне, чем десять. Во-вторых, идеалом Прокоповича был не просто абсолютизм как таковой, а образованный, то есть представление о том, что во главе государства должен стоять просвещенный монарх, "философ на троне", у которого достаточно образования, воспитания и власти, чтобы планомерно направлять силы государства на свершения просветительских идеалов. Теорию этого просвещенного абсолютизма он разрабатывал на основе трудов Гоббса, Гроция, Пуфендора, представителей абсолютистского направления европейской школы естественного права. Обосновывая эту теорию, он опирался на Св. Писание как на самостоятельный источник доказательств. Каждое утверждение выводилось им как из Библии, так и из природного ума. При этом Прокопович утверждал, что хоть власть дана монарху народом через общественный договор, однако воля народа следует по воле Бога. Защищая абсолютизм и единоличную власть монарха, он доказывал правомерность и необходимость крепостничества, привилегия дворянства, хотя осуждал жестокое обращение помещиков к своим крепостным. Всего для Прокоповича каждое состояние, в том числе и духовенство, должно быть полезным государству, а светская власть должна стоять выше церковной.

Учение Прокоповича о государстве, подчинение церковной власти светской, а не наоборот, как это утверждал ст. Яворский, было той основой, которая способствовала секуляризации духовной культуры и жизни российского общества, чего до сих пор не могут простить ему иерархи русской православной церкви. О некоторых попыток излишне "украинизированных" писателей обвинить Прокоповича в тех или иных грехах, то трудно не согласиться с И. Чистовича, что другое время дал бы другое направление том большом дара, который имел Феофан и при более высоком, или в крайней мере, более спокойном состоянии общества, он использовал бы его на значительно более полезные цели (см.: Чистович И. Феофан Прокопович и его время. - СПб., 1868. - С. 577).

феофан прокопович

(8(18)06.1681, Киев 8(19).09.1736, Петербург) политический и церковный деятель, богослов. Философские взгляды Ф. П. складывались под влиянием таких ценностей европейской культуры, как рационализм, просветительство и секуляризация, к-рые были восприняты им во время учебы в Киево-Могилянской коллегии, а также в иезуитских школах Львова, Кракова и в римском католическом коллегиуме св. Афанасия. Об этом свидетельствует прочитанный им первый курс лекций по философии в Киево-Могилянской коллегии в 1707-1709 гг. Принципиальными положениями курса являются, во-первых, утверждение материи и формы в качестве равнозначных оснований природных тел, во-вторых, признание концептуального (в понятиях), а не реального разделения сущности и существования. Эти идеи были направлены против абсолютизации томистами формы (восходящей к Платону и Аристотелю) и их утверждений о совпадении сущности и существования лишь в Боге, но не в его творениях. В более позднем (богословском) творчестве Ф. П. прослеживается влияние идей Б. Спинозы, Ф. Бэкона, Р. Декарта и Г. В. Лейбница. Ему принадлежит первая в России попытка создания систематического богословия. Им была выдвинута идея т. наз. "научного" богословия, в рамках к-рой богословская апологетика приобретает научно-философский план, а философские идеи становятся явлением историко-богословского ряда. Исходным положением богословской системы Ф. П. является утверждение о единстве Бога и мира, к-рое раскрывается как единство их творческих сил. Интерпретируя божественную энергию, он отдает предпочтение упорядоченности и рациональности перед свободой, созидающей мир. Бог, по его мнению, свободен лишь в том плане, что не имеет никакого внешнего принуждения. Однако его действия совершаются в соответствии с присущей ему внутренней необходимостью. Что же касается источников активности мира, то они имеют двойственный характер: как результат проявления в мире Бога и следствие саморазвития природы. Т. обр., традиционно находящаяся вне всяческих законов творческая энергия, к-рая в богословии сохранялась за Божеством, в системе Ф. П. присуща и природе. Признание разумного и целесообразного устройства мира в качестве главного признака присутствия в нем Божества неизбежно приводит Ф.П. к важному гносеологическому выводу о том, что примирение человека со всеобщим порядком возможно только через разум. Даже в богословствовании, где разум должен быть подчинен вере, вполне оправдан научный поиск религиозных истин. Ф. П. принял идею Лейбница о том, что хотя истины откровения и выше истин разума, но они не против него. Вытеснив в сер. XVIII в. лат. схоластику из московских и киевских школ, догматическая система Ф. П. до 20-х гг. XIX в. оставалась практически единственной основой богословствования в рус. духовных школах. "Делом всей жизни" для Ф. П. стало участие в петровских реформах. В 1721 г. по поручению Петра I он разработал Духовный регламент законодательный акт, ликвидировавший соборное управление церковью, заменив его синодальным управлением. В результате был установлен полный контроль государства над церковью, что вытекало из секулярных тенденций, заложенных в богословии Ф. П., и соответствовало абсолютистскому идеалу, утверждавшемуся в России. В своей теоретической части Регламент воспроизвел идеи "естественного права" (прежде всего, нем. философа С. Пуфендорфа), к-рые устанавливали новые взаимоотношения церкви и государства. Место церкви в государственной системе определялось как средство воспитания и просвещения подданных. В соч. "Правда воли монаршей" (1722) Ф. П. утверждал божественное происхождение самого принципа власти. Однако Бог наделяет правителя властью не непосредственно, а через направляемую им волю народа. Т. обр., основой власти наряду с божественной волей является согласие монарха и народа. Богословско-философский синтез, осуществленный Ф. П. в догматической системе, а также его политическая деятельность знаменовали новую эпоху в истории рус. общественной мысли эпоху освобождения от непосредственного подчинения церкви.
Наименование параметра Значение
Тема статьи: Феофан Прокопович
Рубрика (тематическая категория) Философия

(1681 - 1736)

Один из деятелœей петровской эпохи. Родился на Украинœе в семье священнослужителœей. Сам очень рано начал учиться. Далее учился в Европе: Польша, Германия, Рим. Принял униатство и учился в папских учреждениях. Потом бежал из Рима, возвратился на Украину. Был прощен и был определœен в Киевскую духовную коллегию учителœем. Сначала преподавал пиитику, потом богословие и философию. Стал префектом, затем ректором академии. В 1706 ᴦ. произошло первое знакомство Петра с Феофаном. Во время полтавской баталии Феофан произнес речь в Киеве в присутствии царя. Тот его замечает и в 1711 ᴦ. берет с собой в прутский поход, который закончился неудачно. В 1716 ᴦ. Петр решил сделать его епископом, приглашает в Петербурᴦ. При этом в среде духовенства возникла оппозиция Феофану. Доложили об этом Петру, который добился прекращения дела. Феофан стал епископом. Через год митрополит Псковский, потом новгородский и великолуцкий. Петербург входил в эту митрополию. При образовании синода был его вице-президентом. После смерти Петра Феофан должен был пасть, но его политическая опытность позволила ему удержаться наверху. Через год отношения с Меншиковым испортились. Возникло дело о хищениях, которые он якобы допустил. Феофан припомнил высказывания против Екатерины, высказанные Феодосием Псковским, зачинщиком заговора. Написал бумагу и т.о. избежал гибели. Кроме Феодосия, Феофилакт Лопатинский, митрополит Тверской, итриговал против по идейным соображениям. Было множество и других врагов. Самое трудное для него было время правления Петра 11, вокруг которого существовал кружок против петровских реформ. Долгорукие и Голицыны были врагами Феофана. Феофана поддерживавал Остерман, который тоже играл значительную роль. Когда умер Петр 11, внимание верховников было обращено на Анну Иоанновну, которая должна была стать номинальным правителœем. Эта затея вызвала сопротивление в дворянстве. В Москве и Петербурге началось волнение. Одним из его инициаторов был Феофан Прокопович. Когда воцарилась Анна Иоанновна, Феофан усилился. Тогда смог расправиться со всœеми своими врагами. Немцы Анны были покровителями Феофана. Но в 1736ᴦ. он неожиданно умер.

Богословские позиции. Отступает от традиционных богословских методов в толковании тех или иных вопросов. Богословие было книжным, догматическим. Феофан выступил против этой начетнической системы. У него была европейская ученость с европейской окраской. Написал из 14 7 томов богословия. Решился, минуя соборы и церковь, утверждать новую догматику. Католическая церковь предполагает, что папа римский вправе дополнять священное Писание. Он наместник бога на земле. Феофан занимал позицию, что никакие соборы не в состоянии подняться до уровня откровения. Таким образом|, положения церкви являются истинными. С другой стороны это положение поддерживается и протестантами, для которых важно слово Божье, писание, Евангелие. Церковь - дело личное. Т.о., святость у них в личной вере и в слове божьем. Феофан таким образом ближе к протестантам по теологическим взглядам, но не разделял их взгляды на церковь.

Второе - оправдание и спасение. В католической церкви есть представление, что человек оправдывается и спасается делами. В православии человек оправдывается и спасается и делами и верой, которые между собой неразрывно связаны. То есть, дела должны быть христианскими, а вера живой.

Бог - начало духовного мира; бесконечная, всœесовершенная, единая сущность. Он есть реальное воплощение Отца, Сына и Св. Духа. Разрабатывал целую систему доказательств бытия Бога. Это было то, что составляло логико -теологические вещи, которые Феофан Прокопович взял и у католиков и у протестантов: причинность, врожденные нравственные чувства человека, врожденное чувствование Бога и т.д. Из этих качеств мы заключаем о Боге. Постоянно подчеркивал несоизмеримость человеческого познания и сущности Бога. Знаем только то, что Бог открыл по своей благодати. Бог есть абсолютное начало.

Это всœе вызывало зависть в академии и постоянный поиск неправославия в его концепциях. Далее возникли определœенные столкновения со Стефаном Яворским. Учение Феофана не согласовывалось с положениями нашей церкви. Первые столкновения произошли в делœе Тверитииова в 1713ᴦ., когда группа людей была обвинœена в протестантизме. Петр не хотел жертв, его поддерживал Феофан. Петр обязал Стефана Яворского прекратить дело. Но приближенный Тверитинова публично ранил православную икону. Он был сожжен.

Был автором "Духовного регламента", который поручил ему оставить Петр.
Размещено на реф.рф
Регламент о духовной коллегии был собственноручно утвержден Петром в качестве закона. Этот регламент вызвал целую волну нападок на Феофана. Регламент упразднял патриаршество, ибо наличие единого человека, который является представителœем Бога, вызывало то, что с ним связано определœенное представление о мире. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, получалось два руководителя, когда церковный правитель, оказывался влиятельнее царя. По этой причине правильнее, в случае если государь будет главой церкви. Свои обязанности поручал духовной коллегии. Эта коллегия предполагала полное и безоговорочное подчинœения церкви государству. Старая церковь с теократией уходила безвозвратно. Раньше духовенство было неподсудно светскому суду. Теперь монашество и священничество такой же чин в государстве, как и другие чины, в связи с этим они должны выполнять государственные функции. Целый раздел касался просвещения. Утверждалось право общества воздействовать на назначение священников. Священники и священнослужители должны быть грамотными. Предпочтение отдается человеку образованному. Он предполагал создание в России системы школ с религиозной окраской. Готовит кадры для церкви. Οʜᴎ ориентированы на западноевропейскую религиозную иезуитскую образованность. Предполагалось изучение светских дисциплин (математика), так как религиозные школы должны давать часть кадров для общественной жизни. То есть готовятся и гражданские лица. Епископам и митрополитам предписывалось содержать учителœей, снабжать школы и т. д.

В 1722 ᴦ. появляется дополнение к Регламенту, где дописаны правила монашеству. Критика монахов. Предписано монашество как бродячее сословие запретить, книги без надзора игумена запретить. Монастырям вменить функцию просвещения и благости. Открыть госпитали при монастырях для инвалидов. Монахи должны учить и помогать обездоленным реально.

Постоянно обращался к разъяснению догматического материала. Писал против раскольников. Ему принадлежат полемические сочинœения (к примеру, о греховности человека).

В 1722 ᴦ. умер Стефан Яворский. Перед смертью в 1718 было написано его главное произведение "Камень веры", где он развивал концепцию, что камнем веры являет патриаршество и церковь должна была занять главенствующее положение. "Камень веры" был запрещен Петром в России. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, получалось, что отвергнутое православие поддерживал католическая вера в Европе, а Петр и Феофан протестантизмом. На "Камень веры" был издан в Германии "Молоток", которой якобы написал Буддей, который умер за три года до издания. Предположение, что автором был сам Феофан Прокопович. В ответ появилось возражение католического проповедника Рибейры "Возражение на Молоток". Оно было переведено на русский язык, как и "Цветок веры". Феофан узнал (говорилось, что России иностранные людишки насаждают свою веру - Миних, Остерман, Бирон). И запретил.

Политические сочинœения. Наиболее известны "Правда воли монаршей" и "Слово о делах и чести царской". "Правда воли монаршей" появилась в связи с делом Алексея Петровича. Он доказывал, что воля монарха являться абсолютной во всœех политических и государственных делах. Он абсолютной властью обладает т Бога и получает по общественному соглашению и из соображений государственной пользы. Гражданские основания власти царской берет у Г. Гроция, С.Пуффендорфа, Гоббса. Т.О. Петр вправе завещать свой престол по своему выбору. То есть передач императорской власти по завещанию.

Философско-религиозные взгляды. Ограничение абсолютной власти интересом государственным. Феофан создал правовую основу для существования самодержавного абсолютизма. В этом выразилось и изменение ситуации при дворе. Возник слой дворянства. Павел 1 установил другой порядок престолонаследования.

Феофан проявил себя как проповедник. Произносил проповеди по различным темам. События библии интерпретировал соответственно современной общественной жизни. Его проповеди были законченными произведениями. Οʜᴎ были общественными политическими произведениями. Верхом проповеднического искусства была проповедь по случаю смерти Петра 1 Он был выдающимся проповедником и положил начало проповедникам ХУ111 века. Во времена Екатерины 11 его проповеди были изданы в 3-х томах.

Кроме проповедей и слов написал огромное количество богословских сочинœений. Интересно, что его оппоненты обвиняли его в неправославии. "Слово о распре Павла и Варнавы и слово о Павле и об иге неудобносимом". Ветхий завет накладывал на человека определœенные обязанности. Исполняя данный долг, человек пришел к Новому завету, который накладывал свои правила. В Ветхом завете процесс обрезания самое тяжелое иго. В Новом завете нужно нести мучение. Христа воспринимали как освобождение. Оказывается, что обряд по Ветхому завету выходил к фарисейству, так как он сводил к внешнему, личную свободу отводил на второй план. Феофан впервые выступает как теоретик-богослов на русской почве. Он выступает как основатель систематического богословия в России (хотел создать 14 книг как богословскую систему). В дальнейшем на базе богословия Феофана изучали богословие в богословских учреждениях.

"Рассуждение о безбожии". Безбожие, по его определœению, атеизм. Он полагал, что атеист является человеком безнравственным и вредным. Наносит вред обществу, человеку и себе лично. Атеизм возникает от различных причин: от ложных учений, от ложного понимания, чрезмерной гордыни. Часто он оказывается связанным с философией. Философы прошлых времен давали основания для различных атеистических систем. 1. Скептический атеизм - человек ничего познать не может и ничего не знает. Выражал сомнение во всœем, соответственно и в Боге. 2. Догматический атеизм. Он признает объективное существование первой материи. Эта первоматерия является началом всœего. 3. Аристотелœевский атеизм. Соприкасается с догматическим. Аристотель: ничто в данном мире не возникает из ничего. Никакого творения Богом мира не было. Основанием атеизма этого является и учение о форме. Форма вечна, ничем и никем не сотворимая. 4.Стоический атеизм. Он предполагает сопричастность Бога и мира. 5. Эпикуров атеизм из представления, что всœе в мире творится из атомов. Движение атомов становится случайно в своем соприкосновении создает действительный мир.
Размещено на реф.рф
6.Атеизм Спинозы. Бог и природа одно и то же.

Феофан опровергал эти концепции. Принцип скептицизма приводит к противоречию. Сам принцип скептицизма подверг сомнению и уничтожению. Догматический атеизм опровергает тем, что, признавая первую материю, нельзя ее никаким образом привести в движение. То же относится и к аристотелœевскому атеизму. Он не может объяснить, откуда и как всœе возникло. Что является причиной возникновения форм, как форма соединяется с материей. В случае если предполагать Бога как живое начало, эти вопросы тотчас же разрешаются. В стоическом атеизме, будучи сопряженным с формами бытия, Бог разделяет всœе несовершенства конечных вещей. Бог не должна быть несовершенным началом. Так же эпикурейцы не могут объяснить как из мертвых атомов могла возникнуть жизнь, разнообразие и гармония мира. Атеизм Спинозы несовершенен, Бог как природа рождается, умирает и проходит всœе стадии становления. Это противоречит определœению Бога. Раз всœе эти системы несовершенны, значит есть Боᴦ. Для этого существуют доказательства. Доказывая, что Бог есть совершенно необходимый принцип существования бытия. Из совершенства природы свидетельство о наличии творца и умысла его, плюс многообразие мира, устройство человека (единство души и тела). Эти свойства есть результат божественного вмешательства.

Определœения положительно определяют сущность Бога. Он определяется как стоящий над всœем миром, содержащий в себе всœе архетипы природных начал. Бог то, что творит бытие.

Феофан Прокопович - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Феофан Прокопович" 2017, 2018.