Круглый стол «Экстремизму, терроризму и нацизму – НЕТ. Это насильственные действия (преследование, разрушение, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, - презентация


24
Базовая основа идеи террора

В переводе с латинского слово «terror» - это страх, ужас. Основная цель террористов состоит в том, чтобы вызвать состояние ужаса не только у своих жертв-заложников, но и у всех остальных людей. Своевременную книгу «Психология терроризма» (2002) написал Д.В. Ольшанский. «Пожалуй, на фоне террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, - замечает он, - долго придется искать и трудно будет найти какой-либо другой феномен, информация о котором за последнее время так быстро распространилась и мгновенно подчинила себе сознание миллиардов людей во всем мире. У международного терроризма это получилось намного быстрее, чем компьютерная революция или внедрение ксероксов. Всеми овладел шок» (Ольшанский, 2002, с. 8).
Террор - это политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами. Террористы стремятся вызвать ситуацию хаоса в политических, экономических структурах общества, спровоцировать состояние страха в массовом сознании. Действия террористов направлены на то, чтобы создать панику в обществе, дезориентировать и дезорганизовать работу государственных органов.
«Экстремизм и терроризм, - отмечают Л. Дробижева и Э. Паин, - нельзя сравнить с вирусом, который человечество откуда-то подхватило. Это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях» (Дробижева, Паин. Политический терроризм и экстремизм/ Век толерантности - 2003, с. 33). Они называют четыре основных источника терроризма и экстремизма.
Во-первых, терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.
Во-вторых, социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
В-третьих, проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.
В-четвертых, незавершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.
В-пятых, важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы (Дробижева, Паин, 2003, с. 28-32).
При изучении психологических проблем терроризма мы сталкиваемся с четырьмя вопросами:
1. Психология террористов.
2. Психология взаимодействия террористов и заложников.
3. Психология заложников - основных жертв действий террористов.
4. Психология ведения переговоров с террористами.
Психология людей, осуществляющих террористические акты, для научной психологии проблема довольно новая. Эмпирические исследования личности террористов не проводились, и не только из-за трудности подобной работы, но из-за отсутствия социального заказа.
Однако с проблемой терроризма человечество сталкивалось на протяжении всей своей истории. Д.В. Ольшанский рассматривает в качестве примера первых террористических актов те жуткие кары, которые Создатель наслал на Египет. Из Библии известно, что «более двух с половиной тысяч лет назад на территории Египта в течение почти трех месяцев было последовательно осуществлено десять террористических акций, именуемых как «Казни Египетские». В них были применены биологические, бактериологические, экологические, химические и другие средства массового поражения. Делалось это для устрашения фараона, державшего в рабстве еврейский этнос, но огромные жертвы понес народ Египта» (Ольшанский, 2002, с. 28). Таким образом, наглядный пример устрашающего воздействия на массовое сознание преподал сам Господь Бог. Согласно Ветхому Завету, объектами «Казней Египетских» стали все жители и все природные ресурсы страны - вода, растительность, урожай сельскохозяйственных культур, животные. Люди и скот в массовых количествах гибли от отравления водой, превращенной «в кровь», страдали от нашествия жаб, мошек, песьих мух. В результате насланной на страну «моровой язвы» произошел массовый падеж скота. Поражение людей, животных, травы и деревьев градом и огнем довершила саранча. Последней десятой казнью стало массовое уничтожение «ангелом-истребителем» всех первенцев в земле Египетской (по: Ольшанский, 2002, с. 29). Подобного террористического акта человечество не знало ни до, ни после этой насильственной акции.
Террористические акты случались и позже, причем совершали их не отдельные люди, а толпа. О. Кабанес и Л. Насс отмечают, что толпой может овладеть «садическое безумие», и тогда толпа является не жертвой террора, а сама выступает в качестве самых жестоких убийц и насильников. При резне прокаженных, в Сицилийскую Вечерню, в Варфоломеевскую ночь, при армянской резне и еврейских погромах, с одинаковой жестокостью и кровожадностью у людей в толпе пробуждался животный инстинкт. Избиения в Варфоломеевскую ночь характеризовались случаями осквернения и уродования трупов, изнасилованием и истязанием жертв, были и случаи людоедства. Жуткими примерами массовых террористических актов полна история Франции. «Тотчас вслед за убийством Генриха IV тело Равальяка было растерзано народом на куски, который тут же съел его мясо. Когда придворная интрига лишила власти маршала де Анкр и повергла его мертвым у подножия Луврской лестницы, то на следующий день после его похорон толпа ринулась на свежую могилу, вырыла труп, волочила его по грязи, повесила, а затем, сорвав с виселицы, приволокла останки напоказ юному королю Людовику XIII. Опьяненный чувством мести, он приказывает изжарить его сердце на угольях и съедает его» (Кабанес О, Насс Л. Революционный невроз. - М, 1998, с. 270). О. Кабанес и Л. Насс приводят примеры подобного терроризма толпы из истории Италии, Англии, Китая, России, Казахстана и других стран мира.
Д.В. Ольшанский называет основные сферы терроризма.
Первая сфера - это политический террор , имеющий целью оказать влияние на политических лидеров, представителей власти, вынудить принять те или иные решения и совершить определенные действия. Целью политического террора часто является устранение неугодных политических деятелей ради изменения политического строя. Главный метод подобного террора - захват заложников, жизни которых предлагаются в обмен на уступки со стороны властей.
Вторая сфера - информационный террор , проявляющийся в прямом воздействии на психику и сознание людей в целях формирования необходимого общественного мнения. Методом террора является распространение слухов («слухи-пугало» и «слухи-агрессии»).
Третья сфера - экономический террор , заключающийся в различных дискриминационных экономических действиях, имеющих целью оказать давление на экономических конкурентов (фирмы, государства). Методы террора такого типа могут быть самыми разнообразными - игра на понижение стоимости акций конкурента или доведения до банкротства.
Четвертая сфера - социальный (бытовой) терроризм . Сюда можно отнести любые акты запугивания и причинения вреда на бытовом уровне (Ольшанский, 2002, с. 19-23). Формула террора: выдвижение требований террористами - угроза насилия - отказ властных структур выполнить требования террористов - осуществление террористами насильственной акции - приведение в состояние ужаса населения страны - неадекватные действия правоохранительных органов - новые волны страха - новые террористические акции (Ольшанский, 2002, с. 29-30).
Изучение личности террориста - дело крайне трудное. Террористы практически не доступны исследователям. Они готовы встречаться с журналистами с целью пропаганды своих взглядов, но контакт с психологами для них нежелателен. Описывая мотивацию террористической деятельности, Д.В. Ольшанский выделяет семь типов мотивов:
1. Меркантильные мотивы. Для определенного числа людей занятие террором - это способ заработать деньги.
2. Идеологические мотивы. Такой мотив возникает как результат вступления человека в некую общность, имеющую идейно-политическую направленность.
3. Мотивы преобразования и активного изменения мира. Эти мотивы связаны с переживанием несправедливости в существующем устройстве мира и желанием его преобразования на основе субъективного понимания справедливости.
4. Мотив власти над людьми. Через насилие террорист утверждает себя и свою личность. Вселяя страх в людей, он укрепляет свою власть.
5. Мотив интереса и привлекательности террора как сферы деятельности. Террористов может привлекать связанный с террором риск, разработка планов, специфика осуществления террористических актов.
6. Товарищеские мотивы эмоциональной привязанности в террористической группе. Такими мотивами могут быть: мотив мести за погибших товарищей, мотивы традиционного участия в терроре, потому что им занимался кто-то из родственников.
7. Мотив самореализации. Это парадоксальный мотив. С одной стороны, самореализация - удел сильных духом людей. С другой стороны, подобная самореализация - признание ограниченности возможностей, констатация несостоятельности человека, не находящего иных способов воздействия на мир, кроме насилия (Ольшанский, 2002, с. 118-119). «Терроризм, - отмечает А. Кара-Мурза, - это действия, направленные на уравнение шансов… С точки зрения самих террористов, их действия - это форма восстановления попранной справедливости» (по: Дробижева, Паин, 2003, с. 37). Терроризм представляет собой извращенные представления о справедливости в мире, но всегда является неадекватным ответом слабой стороны на действия сильного.
Основные качества личности террориста описаны в литературе как требования к членам террористических организаций. В уставе Боевой организации партии социалистов-революционеров, который составлял известный в начале XX века террорист Б. Савинков, записаны эти требования. Спустя столетие, в конце XX века, исламское движение «Хамаз» приводит практически аналогичные требования. Бойцы террористических организаций, таким образом, должны обладать следующими качествами:
1. Преданность своему делу (террору) и своей организации. Б. Савинков писал: «Член боевой организации должен быть человеком, обладающим безграничной преданностью делу организации, доходящей до готовности пожертвовать своей жизнью в каждую данную минуту».
2. Готовность к самопожертвованию. «Воин Аллаха, - записано в уставе движения «Хамаз», - готов стать шахэдом и в любую минуту отдать свою жизнь ради победы».
3. Выдержанность, дисциплинированность, способность контролировать свои эмоции, порывы, инстинкты.
4. Умение соблюдать конспирацию, регулировать удовлетворение своих потребностей.
5. Повиновение, безоговорочное подчинение лидеру. «Послушание старших - святая обязанность воина Аллаха».
6. Коллективизм - способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами боевой группы. Современный терроризм является групповым действием. Для обеспечения его эффективности, в подготовку и осуществления террористического акта должны быть вовлечены несколько человек (Ольшанский, 2002, с. 124-125).
Для личности террориста характерно то, что весь мир замыкается на своей группе, своей организации, на целях своей деятельности. Поэтому организация накладывает жесткие требования на индивидуальность человека, ограничивая свободу его выбора. Д.В. Ольшанский отмечает, что личность террориста отличает психологическая ущербность, дефицит чего-либо в жизни, корни которого прослеживаются с самого детства. Такая ущербность приводит к потребности гиперкомпенсации в первую очередь за счет других людей. В психике террориста эмоции занимают больше места, чем рациональное мышление. «Об искаженной логике террористов, - пишет Д.В. Ольшанский, - свидетельствует такой интересный факт. Они практически не могут работать в режиме диалога… Известно, что повсеместно почти любые предложения компромиссов вызывают у террористов неадекватную, искаженную реакцию. В подавляющем большинстве случаев они жестко и категорично отвергаются на основе своеобразных рассуждений: «Их предложения - хитроумная ловушка. Они хотят расправиться с нами. Они вынуждают нас продолжить борьбу»» (Ольшанский, 2002, с. 138).
Террористы - особый тип людей, у которых рациональные компоненты в поведении и характере почти отсутствуют, а эмоциональные компоненты преобладают до такой степени, что становятся аффективными. В этом отношении психика террористов приближается к психике человека толпы. Низкий уровень культуры и искаженные представления об окружающем мире, о том, что только насилие и угрозы являются наиболее эффективными способами преобразования мира, делают личность террориста особым социокультурным феноменом. Примеры подобного проявления личности мы наблюдали у террористов М. Бараева, захвативших заложников в культурном центре на Дубровке в Москве.
По степени выраженности эмоций различаются два типа террористов . Первый тип характеризуется предельным хладнокровием. «Отсутствие очень сильных эмоций, подчеркнутое хладнокровие считается качеством, повышающим эффективность террористической деятельности и снижающим степень риска для террориста», - отмечает Д.В. Ольшанский. Второму типу террористов свойственна глубокая эмоциональная жизнь. Повышенный темперамент ведет к гиперактивности и сверхэмоциональности. Как правило, при выполнении террористического акта такой человек собран и сдержан, но в обыденной жизни он не способен сдерживать свои эмоции, порывы, аффекты, агрессию.
Серьезные моральные проблемы присущи только «идейным» террористам, с достаточно высоким уровнем образования и интеллектуального развития, способным отрефлексировать свои поступки. Для большинства же террористов характерно наличие примитивных синдромов, препятствующих разрешению сложных этических и моральных проблем. Д.В. Ольшанский называет три таких синдрома:
1. «Синдром Зомби» проявляется в постоянной естественной сверхбоеготовности, активной враждебности по отношению к реальному или виртуальному врагу, устремленности на сложные боевые действия. Это «синдром бойца». Такие люди постоянно живут в условиях войны, они всячески избегают ситуаций мира и покоя, блестяще владеют оружием.
2. «Синдром Рембо» выражается в невротической структуре личности, раздираемой конфликтом между стремлением к острым ощущениям и переживаниями тревоги, вины, стыда, отвращения за свое участие в них. Для подобных людей характерно осознание добровольно возложенной на себя «миссии» спасения мира, мысль о благородных альтруистических обязанностях, позволяющих реализовать агрессивные стремления. Это «синдром миссионера».
3. «Синдром камикадзе-шахэда» свойствен террористам-смертникам, уничтожающим себя вместе со своими жертвами в ходе террористического акта. К основным психологическим характеристикам таких людей относится экстремальная готовность к самопожертвованию. Террорист - «камикадзе» счастлив возможности отдать свою жизнь и унести на тот свет с собой как можно больше врагов. Для этого он должен как минимум преодолеть страх собственной смерти. Многочисленные свидетельства говорят, что террористы боятся не самой смерти, а связанных с нею обстоятельств: ранений, беспомощности, вероятности попадания в руки милиции, пыток, издевательств. Вот почему террористы скорее готовы к самоубийству, чем к самосохранению. Поскольку реально они присваивают себе право распоряжаться чужими жизнями (жизнями своих жертв), то право распоряжаться собственной жизнью подразумевается автоматически (Ольшанский, 2002, с. 145-154).
Психолог Тель-Авивского университета Ариэль Мерари считает, что в мире достаточно религиозных фанатиков, но в реальности немногие из них готовы пожертвовать собой. Десять лет назад А. Мерари взял интервью у члена террористической организации «Хамаз», друг которого погиб сознательно при совершении террористического акта. Опрашиваемый выразил надежду, что его другу хорошо в раю. Однако он сам не хотел бы погибнуть подобным образом. А. Мерари отмечает, что этот человек выражает мнение многих террористов.
Террористические группы - это военизированные подразделения боевых организаций. Роли в группах распределены таким образом: инициаторы, организаторы и исполнители террористических актов. В тени за пределами группы стоят заказчики и финансисты террористических актов. Преступные группы характеризуются следующими чертами:
1) разделением ролей, выполняемых членами группы;
2) наличием лидера;
3) общностью цели и совместной деятельности;
4) устойчивыми межличностными отношениями и сплоченностью группы;
5) психологическим единством группы, выражающимся в субъективном понятии «мы».
Слабым звеном в организации преступной, в том числе и террористической группы, - отмечает В.П. Илларионов, - является обязательное наличие в ней индивида, уступающего лидеру в силе характера, степени агрессивности, отличающегося трусостью, а также наличием чувств взаимного недоверия и подозрительности, усугубленных экстремальностью ситуации. Лидер группы обычно испытывает особую подозрительность к соучастникам, которые могут «предать» (Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. - М, 1993, с. 93-94). Поэтому он должен постоянно контролировать своих соучастников. В группах, где высока взаимная подозрительность, частота конфликтов обычно превышает обычный средний уровень конфликтности. Психологические особенности террористической группы важно знать при проведении их захвата или ведения переговоров по освобождению заложников.
Взаимоотношения террористов с захваченными заложниками является сложным социально-психологическим явлением. Все россияне были свидетелями драматических событий, произошедших с 23 по 26 октября 2002 году в Москве. Террористическая группа под командой М. Бараева захватила более 700 заложников в театральном центре на Дубровке. Группа требовала прекращения военных действий в Чечне и проведения переговоров с лидерами боевиков. На примере данной экстремальной ситуации разберем особенности взаимоотношений террористов с заложниками и психологию людей, волею террористов ставших заложниками.
Взаимодействие террористов с заложниками можно разложить на несколько этапов. Каждый этап отличается своей социально-психологической спецификой.
Первый этап - захват заложников, характеризующийся молниеносными действиями террористов и полной неожиданностью для заложников. Заявление террористов о том, что присутствующие в театре захвачены в заложники.
Второй этап - подчинение террористами воли заложников путем запугивания. Агрессивные действия террористов, выстрелы, запах пороха, угрозы предназначены для того, чтобы мгновенно сломить волю заложников, отнять надежду на скорое спасение. Организация охраны заложников, постоянного наблюдения за поведением.
Третий этап - недопущение открытой паники среди заложников. Средством этого может быть избиение или даже расстрел паникера. Внутренняя психологическая паника закрадывается в душу заложника.
Четвертый этап - введение жестких норм поведения заложников, диктат того, что можно, а что нельзя делать.
Пятый этап - оповещение внешнего мира о захвате заложников. В театральном центре на Дубровке террористы разрешили заложникам поговорить по телефону со своими родственниками и знакомыми. Затем мобильные телефоны были у заложников отобраны.
Шестой этап - сортировка заложников с целью разрушить установившиеся межличностные связи. Террористы отделили мужчин от женщин, детей от взрослых, россиян от иностранцев.
Седьмой этап - организация террористами жизни заложников, обеспечение питания, сна и пр.
Восьмой этап - адаптация заложников к экстремальной ситуации, наступление усталости, притупление чувств.
Девятый этап - возникновение у заложников состояния депрессии, возможны эмоциональные срывы, как со стороны заложников, так и со стороны террористов.
Десятый этап - освобождение заложников и уничтожение террористов.
После освобождения у заложников возникает посттравматический синдром. У каждого освобожденного заложника этот синдром проходит по-своему. Анализ ситуации в театральном центре на Дубровке показывает, что легче переносит ситуацию заложничества тот человек, который постоянно чем-то занят. Важная задача заложников - это постоянное сохранение познавательной активности, стремления к познанию. Пример журналистки Ольги Черняк является показательным. Она внимательно отслеживала действия террористов, анализировала ситуацию, запоминала, кто пришел, кто что сказал, кто как был одет. Она постоянно общалась с окружающими людьми, оказывала им психологическую помощь. В результате после освобождения Ольга одной из первых пришла в себя, вышла из состояния стресса и смогла дать интервью журналистам по телевидению.
Психологически заложники могут реагировать на стрессовую ситуацию трояким образом. Первый тип реакции - большинство заложников морально подавлены, переживаемые ими страдания заглушают все остальные чувства, познавательные ориентации минимизированы. Второй тип реакции - среди заложников могут выделиться лидеры. Как правило, это уравновешенные, стойкие, выдержанные люди, помогающие другим выжить и выстоять в этой ситуации. Пример подобного поведения мы видели в сложной ситуации захвата заложников на Дубровке. Мария Школьникова, врач-кардиолог, профессор, проявила свои лидерские способности, организовала сбор подписей среди заложников в поддержку требований террори и т.д.................

Ужас), насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения. Различают индивидуальный и групповой террор (например, действия экстремистских политических группировок) и государственный террор (репрессии диктаторских и тоталитарных режимов). В 70 - 90-х гг. 20 в. получил распространение международный террор (убийства или похищение глав иностранных государств и правительств, их дипломатических представителей, взрывы помещений посольств, миссий, международных организаций, взрывы в аэропортах и вокзалах, угон воздушных судов). В связи с этим приняты многосторонние конвенции и законодательные акты во многих странах по усилению борьбы с международным террором. В уголовном праве Российской Федерации к террору относится совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и др. При отягчающих обстоятельствах к террористам может применяться смертная казнь.

Современная энциклопедия . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТЕРРОР" в других словарях:

    ТЕРРОР (от лат. terror страх, ужас) систематическое всеобъемлющее насилие как один из способов воспроизводства тоталитарного режима. Понятие “террор” закрепилось в литературе, посвященной анализу феномена массовых репрессий в якобинский… … Философская энциклопедия

    террор - а, м. terreur <лат. terror страх, ужас. 1. Террор. Период активной расправы с контрреволюционерами, возглавлявшейся якобинцами в 1793 1794 гг. во Франции. Уш. 1940. В 93 году террор и все прочее сделано мещанами и парижанами вообразите, что… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (лат. terror). 1) страх, ужас. 2) период французской революции с изгнания жирондистов из конвента до падения Робеспьера (1793 1794). 3) тактика партии или заговорщиков, когда они применяют для запугивания своих противников убийство, насилие и т.… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (терроризм) (лат. terror страх ужас), насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения. Различают … Большой Энциклопедический словарь

    - (террор неправ.) [тэррор], террора, мн. нет, муж. (лат. terror ужас) (полит.). 1. Физическое насилие по отношению к политическим врагам. «Наш красный террор есть защита рабочего класса от эксплуататоров, есть подавление сопротивления… … Толковый словарь Ушакова

    Террор - (терроризм) (латинское terror страх, ужас), насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Гора, выс. 3262 м, Земля Виктории, Вост. Антарктида. Открыта в 1841 г. англ, экспедицией под начальством Д. Росса и тогда же названа по имени одного из кораблей экспедиции Террор (Terror). Географические названия мира: Топонимический словарь. М:… … Географическая энциклопедия

    Насилие, запугивание, устрашение Словарь русских синонимов. террор сущ., кол во синонимов: 4 вулкан (118) … Словарь синонимов

    - (от лат. Terror страх, ужас) означает устрашать, запугивать. Террор особая форма политического насилия, характеризуется жестокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

    террор - и устарелое террор. Произношение [тэрор] устаревает … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Террор , Симмонс Д.. В 1845 году экспедиция под командованием опытного полярного исследователя сэра Джона Франклина отправляется на судах «Террор» и «Эребус» к северному побережью Канады на поиск Северо-Западного…

Террор и терроризм – родственные ли эти понятия или имеют кардинально разные основы под собой? Справедливо ли говорить об исламистском терроризме в средние века? Именно эти вопросы волновали молодых людей, пришедших на лекцию «Особенности формирования радикальных течений в исламе: средневековье и современность», которую в стенах Российского исламского института читал Айрат Тухватуллин, кандидат исторических наук.

Прежде, чем заводить речь о появлении радикальных течений среди мусульман, необходимо развести понятия террор и терроризм. Террор – это устрашение политических противников путём физического насилия. Также террором называют угрозу физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам, запугивание с угрозой расправы или убийства. А терроризм представляет собой совершение насильственных действий (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и проч.), направленных против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.

Если говорить об определении понятия «терроризм» в Штатах, то там он понимается как предумышленное, политически мотивированное насилие против мирного населения, определённого объекта различными группами и агентами с целью повлиять на настроения общества.

Однако насколько правы те, кто оправдывает свои противоправные действия религией Ислам, прикрываясь воплощением «благородной идеи»?! Зачастую сторонники радикальных организаций в основу своих действий выносят желание отразить агрессию немусульманских стран и противостоять идеологии западного мира, насаждающего вокруг свои законы и разлагающего население других государств.

Мы должны понимать, что радикальный Ислам – это политическая идеология, сторонники которой всё же пытаются апеллировать к религиозным нормам. Стоит отметить, что впервые термин «терроризм» как таковой появился именно в новое время, в годы буржуазных революций в Европе. Если обратиться к истории Ислама, то первое покушение (именно покушение, а не террористический акт) было совершенно хариджитами, которые предали Али.

Рассказывая о появлении первых деструктивных культов, «опирающихся» на Ислам, лектор отдельное внимание уделил вопросу, кто такие ассасины и почему сегодня их ассоциируют либо с наркоманами, либо с беспринципными убийцами, готовыми лишить жизни любого за определённую сумму.

Ассасины - наименование, под которым получили широкую известность в Средние века исмаилиты и низариты. Употребление слова хашишийа по отношению к низаритам можно заметить в письменных источниках с начала XII века. К этому времени относится обострение полемики между двумя течениями исмаилизма - низаритами и утвердившимися в фатимидском Египте мусталитами.

В одном из сочинений, написанных в правление фатимидского халифа аль-Амира, в 1122 году, сирийские низариты (шииты) были впервые названы хашишийа. Термин был снова употреблён по отношению к ним в сельджукской хронике Нусрат ал-фатра. Персидские низариты аламутского периода также назывались хашиши в зайдитских сочинениях. Во всех названных источниках нет обвинений в употреблении низаритами гашиша; слово хашишийа использовалось в уничижительных значениях «чернь, низшие классы» и «неверующие социальные парии». Поэтому довольно глупо отождествлять этих людей с суннитами, обвиняя последних в терроризме. Вообще же первая радикально настроенная организация среди суннитского мусульманского общества – Талибан (запрещенная в РФ группировка - прим.ред. ).

Первые столкновения низаритов с крестоносцами относятся к началу XII века. По сути, это единственная организация, которая давала отпор натиску крестоносцев. Со времён главы сирийских низаритов Рашид ад-Дина Синана в сочинениях западных летописцев и путешественников появляется термин ассасин, производный от хашиши.

Что лежит в основе у многих приверженцев радикальных течений? Полное неприятие других мусульман. А попасть в рай можно только через насильственную смерть, выполнив приказ своего шейха.

Так каковы же причины появления таких движений? Во-первых, это возникновение оппозиционных организаций.

Вспомните ситуацию после завершения Первой мировой войны. Именно страны блока Антанты явились инициаторами возникновения радикальных течений. Такая персона, как Лоуренс Аравийский, возникновение Аль-Каиды (запрещена в РФ - прим.ред. ) в Афганистане (как противостояние советской «оккупации») – всё это американские проекты, которые чуть позже вышли из-под контроля. Именно тогда появляется и движение ваххабитов.

Во-вторых, нельзя забывать и об изменении исторически сложившихся границ между странами и регионами. Наглядный пример – ситуация между Палестиной и Израилем, которая вылилась в захват делегации Израиля на Олимпийских играх в 1972 году и последующих их расстрел палестинскими террористами.

Другая причина, названная авторами учебного пособия «Новый терроризм в мире и на юге России», - возникновение и дальнейшее неразрешение иных существующих проблем. При этом стоит отметить, что зачастую мусульманские организации были тайными (это хорошо видно на примере шиитов).

- «Стремление спасти традиционное исламское устройство от пагубного взаимодействия с западными ценностями» - об этом на каждом углу говорили радикалисты.

Первая же террористическая исламистская группировка появляется в 1928 году в Египте. Это «Братья мусульмане» (запрещена в РФ - прим.ред.) , у истоков которых стоял Хасан аль-Банна, желающий «исправить нравы мусульман». Это была политическая партия с чётко продуманной идеологией. «Надо жить проблемами всего мусульманского мира. Религия и власть неотделимы» - таковы были их лозунги.

В 1974 году образуется «Партия исламского освобождения» (запрещена в РФ - прим.ред.) , а три года спустя убивают шейха Мухаммада аз-Захаби и происходит нападение на христиан и светских мусульман. Сторонники радикальных взглядов каждым действием показывали недовольство излишней мягкостью по отношению к населению. Это является наглядным примером смешивания собственных политических идей с исламским мировоззрением.

Новая волна в деструктивных культах пошла после всемирного экономического кризиса в 2008 году, когда ужесточилась борьба за контроль над ресурсами. Как результат – «Арабская весна», зародившаяся в Тунисе и захватившая практически все страны магриба. Дольше всего сопротивление шло в Ираке и Сирии. Само усложнение глобально-экономических отношений привело к тому, что терроризм прочно вошёл в государства.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

РАЗНОВИДНОСТИ

§1. Понятие «терроризма» и методологические

проблемы его изучения

Что такое терроризм? Найдется немного слов, столь прочно укоренив-шихся в словаре современного человека. Большинство людей имеет обобщенное и достаточно смутное представление о том, что являет собой тер-роризм, многим недостает ясного и по-настоящему правильного толкования данного слова. Но в чем и сходятся авторы многочисленных исследований, по-свящённых феномену терроризма, так это в том, что, дать чёткое и исчерпывающее определение терроризма чрезвычайно сложно.

Терроризм – термин происходит от латинского слова terror, означающего страх, ужас. Им обозначаются «насильственные действия (преследования, раз-рушения, захват заложников, убийства и др.) с целью устрашения, подавления политических противников, конкурентов, навязывания определённой линии по-ведения. Различают индивидуальный и групповой террор (репрессии диктаторских и тоталитарных режимов). В 70 – 90 – х годах XX века получил распространение международный терроризм». Такое определение терроризму дано в популярном энциклопедическом словаре, вышедшем в Москве в 1999 году, аналогичен этому и смысл соответствующих статей в других словарях, причем содержание понятий «террор» и «терроризм» в них оказывается прак-тически идентичным.

«Террор» в русском языке определяется как устрашение противника пу-тём физического насилия, вплоть до уничтожения, а терроризм – это практика террора. Действия террористов не всегда связаны с убийством, но всегда подра-зумевают насилие, принуждение, угрозу. Различными могут быть и цели: сугубо корыстные, в основе которых жажда наживы; политические, в том числе от узкокорпаротивных до свержения государственного строя. Террористические действия совершаются и ради идеи. Поэтому те, кто разделяет идеи террориста, нередко называют его патриотом, борцом за свободу, оппозиционером и т. д.

Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разруше-ния, каких – либо объектов: самолётов, административных зданий, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечивания и т. п. Одно из главных средств достижения целей для террористов – запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких. Уничтожение имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв, также можно квалифицировать как терроризм. Терроризм – преступле-ние, которое может быть совершено и одним лицом против одного или нескольких человек или каких либо объектов (террористический акт). Для тер-роризма как международного преступления совершение преступного деяния в одиночку в настоящее время не характерно.

Более развёрнутое и юридически очерченное определение терроризму со-держится в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом», а также Уголовном кодексе Российской Федерации.

Терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, со-здающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устраше-ния населения либо оказание воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. (Тек-сты этих правовых документов приводятся в приложение к данному исследованию).

Известный американский специалист по международному праву профес-сор Ричард Фалк даёт два определения: «Любой тип политического насилия, не имеющий адекватного морального и юридического оправдания, независимо от того, кто к нему прибегает – революционная группа или правительство»; «по-литический экстремизм, прибегающий к насилию без разбора или к насилию против невинных личностей». Разумеется, эти определения, как и любые другие, весьма условны. Менее уязвимым выглядит определение, данное госдепартаментом США: «Заранее обдуманное, политически мотивированное насилие, применяемое против не участвующих в военных действиях мишеней (noncombatant targets) субнациональными группами или подпольными государ-ственными агентами»

Однако до сих пор отсутствует юридически безупречное, логически вы-веренное, абсолютно ясное по смыслу, безусловно, принятое в международных и национальных правовых институтах универсальное определение, раскрыва-ющее это понятие.

В литературе термины «террор» и «терроризм» используются для опре-деления явлений разного порядка, схожих друг с другом в одном – применения насилия по отношению к отдельным личностям, общественным группами даже классам. Историки пишут об «опричном терроре», терроре якобинском, крас-ном и белом терроре эпохи гражданской войны и т.д.; современные публицисты пишут об уголовном терроре; к терроризму относят угоны самолётов и захват заложников и т.п.

В то же время, очевидно, что при внешней схожести применения насилия речь идёт о явлениях разного порядка. Для историка очевидна разница между убийством императора Павла I и Александра II. Во втором случае мы имеем де-ло с террористическим актом, в первом же – с чем – то сходным с цареубийствами в Древней Греции. Однако сформулировать отличие этих двух цареубийств на теоретическом уровне не так просто. Терроризм – это очень сложный феномен, по – разному проявляющийся в различных странах в зави-симости от их культурных традиций, социальной структуры и многих других факторов. Которые весьма затрудняют попытки дать общее определение терро-ризма.

Для иллюстрации можно привести несколько определений терроризма: «Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями» (Б. Крозье, Великобритания); «Терроризм – это систематическое запугивание правительств, кругов населения для достижения политических, идеологических, или социально – революционных целей и устремлений» (Г. Дэникер, Швейцария); терроризм – это «угроза использования или использование насилия для дости-жения политической цели посредством страха, принуждения или запугивания» (сборник под редакцией И. Александера (США)) «Терроризм: теория и практи-ка».

Из вышеперечисленного можно заключить: Терроризм – это политическая тактика, связанная с использованием и выдвижением на первый план тех форм вооружённой борьбы, которые определяются как террористические акты. Террористические акты, которые ранее сводились к убийствам отдельных вы-сокопоставленных лиц, в современных условиях могут носить форму угона самолётов, захвата заложников, поджогов предприятий, и т. д., но объединяет их с терроризмом прежних времён то, что главной угрозой со стороны террори-стов остаётся угроза жизни и безопасности людей. Террористические акты направлены также на нагнетание атмосферы страха в обществе и, разумеется, они должны быть политически мотивированы. Для нагнетания страха террори-сты могут применять действия, которые не угрожают людям непосредственно – например, поджоги или взрывы магазинов, штаб – квартир политических партий в нерабочее время, издание манифестов и прокламаций угрожающего характера и т. п.

Надо отметить, что эта трактовка не носит универсального характера и привязана, прежде всего, к терроризму 1970 – 1980 – х годов на Западе. Доста-точно приложить её к «дезорганизаторской» деятельности землевольцев 1870 – х годов, рассматривавших террор, прежде всего, как орудие самозащиты и ме-сти, становится очевидным, что современная политологическая терминология «не срабатывает» применительно ко многим конкретно – историческим ситуа-циям.

По – видимому, дать некое всеобщее определение терроризма весьма за-труднительно (если вообще возможно), хотя очевидно, что его неотъемлемыми чертами действительно являются угроза жизни и безопасности людей и поли-тическая мотивировка применения насильственных действий. Терроризм, с одной стороны, явление универсальное – по крайней мере, для Европы и Се-верной Америки, начиная со второй половины XIX века, - то обостряющееся, то исчезающее на десятилетия, с другой – возникновение и деятельность терро-ристических организаций в различных странах были обусловлены конкретно – историческими причинами и имели весьма различные последствия.

Наиболее исчерпывающее и краткое определение терроризма было дано американским историком Д. Хадманом в статье «Терроризм», впервые опубли-кованной в четырнадцатом томе «Энциклопедии социальных наук» в 1934 году. «Терроризм, - писал Хадман. – это термин, используемый для описания метода или теории, обосновывающей метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимуще-ственно через систематическое использование насилия. Террористические акты направляются против людей, которые как личности, агенты или представители власти мешают достижению целей такой группы». Существенным и весьма важным является положение, сформулированное Хадманом, что «терроризм как метод всегда характеризуется не только тем фактом, что он стремится вывести из равновесия законное правительство или нацию, но и желанием продемонстрировать массам, что законная (традиционная) власть больше не находится в безопасности и без вызова. Публичность террористического акта является кардинальным моментом в стратегии терроризма. Если террор потер-пит неудачу в том, чтобы вызвать широкий отклик в кругах за пределами тех, кому он напрямую адресован, это будет означать, что он бесполезен как орудие социального конфликта. Логика террористической деятельности не может быть вполне понятна без адекватной оценки показательной природы террористиче-ского акта»

Чтобы избежать терминологической путаницы, в литературе принято раз-делять понятия «террор» (насилие, применяемое государством; насилие со стороны «сильного») и «терроризм» (насилие со стороны оппозиции, со сторо-ны «слабого»). В качестве синонима понятия «терроризм» в литературе используется также словосочетание «индивидуальный террор», хотя последний термин не всегда отражает исторические реалии.

Относительно времени возникновения терроризма мнения историков и политологов также довольно заметно расходятся. Иные приравнивают к терро-ризму любое политическое убийство, и, таким образом, корни терроризма отодвигаются в античные времена (У. Лакер), если не в ещё более ранний пери-од; другие считают терроризм феноменом конца XX века (И. Александер, В. Чаликова и др.). Французский историк М. Ферро возводит терроризм к «специ-фической исламской традиции Хошашин XI – XII веков», а Н. Неймарк относит происхождение современного терроризма к эпохе постнаполеоновской Рестав-рации.

В русских словарях и энциклопедиях дореволюционной эпохи не было толкования понятия «террор». В первом издании словаря Брокгауза и Эфрона были помещены статьи о якобинском терроре эпохи Великой французской ре-волюции и о белом терроре роялистов в 1815 – 1816 годах (Т. XXXIII. 1901). Симптоматично, что слово «террор» производилось от французского la terreur. Во втором дополнительном томе этого же словаря, вышедшем в 1907 году, по-явилась статья «Террор в России», в котором террор был назван «системой борьбы против правительства, состоявшей в организации убийства отдельных высокопоставленных лиц, а также шпионов, и вооружённой защите против обысков и арестов». Период систематического террора автор относил к 1878 – 1882 годам. В статье говорилось также о возобновлении террора в начале два-дцатого века, упоминался террор партии социалистов – революционеров, а также черносотенный террор.

Таким образом, возникновение революционного терроризма современни-ки событий относили к рубежу 70 – 80 – х годов девятнадцатого века, справедливо усмотрев в нём явление новое и не имеющее аналогов. Надо ска-зать что, политические убийства практиковались в Европе и ранее, в начале и середине XIX столетия, как отдельными лицами (К. Занд, Ф. Орсини и др.) и даже организациями (карбонарии в Италии). Однако говорить о соединении идеологии, организации и действия – причём носящего «публичный» характер – мы можем говорить лишь применительно к последней трети XIX века. В это время террор становится системой действий революционных организаций в не-скольких странах, найдя своё классическое воплощение в борьбе «Народной воли» (хотя сами народовольцы не рассматривали свою организацию как ис-ключительно или даже преимущественно террористическую).

Можно с уверенностью сказать, что превращение терроризма в систему было бы невозможно ранее по чисто техническим обстоятельствам. Возникно-вению терроризма нового типа способствовал технический прогресс – изобретение динамита, а также развитие средств массовой информации и спо-собов передачи информации, в частности, телеграфа. Это многократно увеличило пропагандистский эффект террористических актов.

Совершенно справедливо пишет израильский историк З. Ивиански, что «политический террор, применяемый в современном мире, является качествен-но новым феноменом, существенно отличающимся от политических убийств, практиковавшимся в древности и в начале нового времени. Современный тер-рорист не только использует методы, отличающиеся от тех, которые использовал политический убийца, но он также по – другому смотрит на свою роль, общество и на значение своего акта».

Современный террор, полагает Ивиански, начался с лозунга «пропаганды действием», провозглашённого впервые в декларации итальянской федерации анархистов в декабре 1876 года, а затем развитым и обоснованным французским анархистом Полем Бруссом. Конец девятнадцатого века был периодом непрерывного анархистского террора в Европе и США, террористической борьбы в России и борьбы за национальное освобождение, с использованием террора, в Ирландии, Польше, на Балканах и в Индии. Таким образом, на лицо три типа терроризма, каждый из которых характеризуется его собственной идеологией и способом действия – ассоциируемый с анархизмом, с социальной революцией и с борьбой за национальное освобождение. «Однако, глядя в ши-рокой исторической перспективе, - пишет Ивиански, - различия перекрываются фундаментальными чертами, которые являются для них общими»

История терроризма по оценкам некоторых специалистов насчитывает меньше двух столетий, другие же считают, что терроризм как явление исходит из глубин веков. Для иллюстрации этих взглядов приведем две цитаты из раз-ных источников: «Терроризм как социально – политическое явление далеко не молод. Его история насчитывает минимум полтора века» . «Следует специаль-но подчеркнуть, что среди значительной части ученых и политиков распространенны мнения о так называемом революционном происхождении терроризма. Его истоки обычно относят к французской революции XVIII века и Октябрьской революции 1917 года в России. В действительности корни терро-ризма лежат в глубокой древности, а его практика в различных формах присуща различным историческим периодам и многочисленным политическим течениям» .

Для примера можно взять периодизацию терроризма, современного авто-ра, в прошлом офицера спецслужб М. Иорданова, которую он приводит в своей работе: «Дело № 666. Террор».

Возникновение терроризма Иорданов относит еще к библейским временам (временам Каина и Авеля), а первым террористом называет Каина, убившего своего брата Авеля. А все террористы после Каина стали носить так называемую «печать Каина». В древних цивилизациях были распространены терроризм властей против народов и террор в отношении правящих фигур в процессе борьбы за власть и богатство. Ещё в Египте эпохи фараонов террор широко применялся как в отношении самих египтян, так и против порабощённых народов, массами пригонявшихся на берега Нила. Древнеегипетский язык имел в обороте своеобразное, алогичное, на первый взгляд, выражение «живые убитые». Им обозначались жертвы террористических акций, осуществлявшихся в отношении народов завоёванных стран, в результате чего в массовом порядке захватывались люди, которые условно считались «убитыми».

Древние папирусы сохранили сведения о терактах, в результате которых пали многие фараоны, среди которых был и юноша Тутанхамон, устраненный с политической арены с помощью яда. По свидетельству египетского историка Манефона, жившего в IV веке до нашей эры, в конце периода Древнего царства в Египте началось смутное время господства тотального терроризма.

Римская цивилизация, пришедшая как бы на смену египетской, имела свои «террористические традиции», о которых в истории сохранились более ярке и отчётливые следы. В знаменитой книге римского историка и писателя Гая Светония Транквила «Жизнь двенадцати цезарей» отражены события, которые охватывают два столетия римской истории. Восемь из двенадцати цезарей из этой плеяды погибли в результате террористических актов.

Российский терроризм, вопреки мнению некоторых исследователей, воз-ник вовсе не на радикальной революционной волне, а имеет давние традиции. Всего три столетия отделяют гибель халифа Али и убийство террористом вели-кого князя киевского, Ярополка, уничтоженного по приказу родного брата Владимира. Терроризм продолжал практиковаться на Руси и далее, его жертва-ми становились монархи и бояре, князья и купцы.

Подобную периодизацию дают Лутовинов В. и Морозов Ю. в статье «Терроризм – угроза обществу и каждому человеку» журнала ОБЖ.

Терроризм является постоянным спутником человечества. Ещё в I веке нашей эры в Иудее действовала секта сикариев (сика – кинжал или короткий меч), уничтожавшая представителей еврейской знати, сотрудничавших с рим-лянами. Ещё Фома Аквинский и отцы христианской церкви допускали идею убийства правителя, враждебного, по их мнению, народа. В средние века пред-ставители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и халифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае.

В XIX веке в Германии появляется «философия бомбы», корни которой уходят к оправданию тираноубийства в греческой истории. Концепция «фило-софии бомбы» получила дальнейшее развитие и углубление в «теории разрушения» Бакунина. Последний в своих работах отстаивал мысль о призна-нии одного действия – разрушения. В качестве средств борьбы он предлагал яд, нож и верёвку. Революционеры, считал Бакунин, должны быть глухи к стена-ниям обречённых и не должны идти ни на какие компромиссы, что русская почва должна быть очищена мечом и огнём. Доктрина «пропаганды действием» была выдвинута анархистами в 70 – е годы XIX века. Суть её в том, что не сло-ва, а только террористические действия могут побудить массы к давлению на правительство. Эта же мысль проходит позднее и у Кропоткина, когда он опре-деляет анархизм как «постоянное возбуждение с помощью слова устного и письменного, ножа, винтовки и динамита».

К концу XIX века особая роль в пропаганде терроризма в Европе и США принадлежит Иоганну Мосту, который проповедовал «варварские средства борьбы с варварской системой». Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX века. Его представители – рус-ские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 90 – х годов, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США.

Из выше перечисленного можно сделать следующие выводы: как уже гово-рилось выше, универсального термина объясняющего феномен терроризма не существует. Как нет и единства мнений по поводу времени возникновения тер-роризма. Однако, что касается терминологии надо сказать, что терроризм многолик, отсюда и сложности в его трактовке. Терминология терроризма зача-стую зависит от ряда факторов: это и хронологические и географические рамки, в которых происходит данное явление. Но, в чём сходятся многие исследовате-ли (историки, политологи, философы, социологи и т. д.), терроризм – это практика устрашения противника путём физического насилия, вплоть до его уничтожения. Надо отметить, что это тщательно спланированное действие или попытка действия, реализуемое, как правило, группой людей, с помощью ору-жия, направленное против мирных граждан для осуществления своих целей (политических, религиозных и т. д.) и находящее отражение в средствах массо-вой информации.

Относительно времени возникновения терроризма, нам представляется справедливым мнение историков, относящих возникновение этого явления к последней трети XIX - началу XX веков. В этих рамках стоит выделить левый идейный терроризм, религиозно–этнический и, наконец, международный тер-роризм. Отличительными особенностями международного терроризма являют-ся формирование международных и региональных руководящих органов для решения вопросов планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдель-ными группами и исполнителями, привлекаемыми для той или иной акции; возбуждение антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть; проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры; создание разветвлённой сети баз по подготовке боевиков и обеспечению операций в различных регионах мира, создание сети подполья, тайников и складов оружия и боеприпасов в различных странах и регионах; создание сети фирм, компаний, банков, фондов, которые используются в качестве прикрытия террористов, финансирования и всестороннего обеспечения их операций; концентрация финансовых средств в руках террористов в связи со срастанием терроризма с наркобизнесом и тор-говлей оружием; использование права на политическое убежище, проживание, деятельность и базирование, предоставляемое рядом государств; использование конфликтных и кризисных ситуаций для распространения своего влияния.

Викторина по истории России.

XVI-XVII века.

Брейн-ринг:

1. Вопросы:

1) Священник, деятель «Избранной рады». (Сильвестр.)

2) Титул Ивана Грозного. (Царь.)

3) Казак, возглавивший поход против Кучума. (Ермак.)

4) Служилые люди, включенные в состав Государева двора при Иване Грозном. (Дворянство.)

5) Территориальная единица, возглавляемая старостами. (Уезд.)

6) Постоянное войско, созданное Иваном IV. (Стрельцы.)

8) Общее название Казанского и Астраханского ханств. (По­волжье.)

9) Особый порядок управления на части территории страны, введенный Иваном IV в 1565 году. (Опричнина.)

10) Война, которую вела Россия при Иване Грозном за выход в Балтийское море. (Ливонская.)

11) Древний род, из которого вышла мать Ивана ГУ - Елена. (Глинские.)

Насильственные действия с целью устрашения, подавления политических противников. (Террор).

2. Даты и события в стихах.

Задание. Определить, о каком историческом событии идет речь в этих отрывках, в каком году оно произошло.

1) Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам...

Д. Кедрин. Зодчие

Ответ: 1552 год - вхождение Казанского ханства в состав России.

2) И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы

Да выстроят каменный храм...

И дивились ученые люди,

Зане эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!

Д. Кедрин. Зодчие

Ответ: гг. - строительство собора Василия Бла­женного в честь победы над Казанью.

3) .. .Мы в Кучумову землю пошли
Загладить бывалые вины.

В Сибири, от белого света вдали,

Мы бились с отвагою львиной.

Там солнце глядит,

как сквозь рыбий пузырь,

Но мы, государь, одолели Сибирь!

Д. Кедрин. Ермак

Ответ: гг. - поход Ермака, присоединение Сибир­ского ханства к России.

4) Вот это - крепость Иван-город,
Что дед наш строил неспроста!
Вот здесь нам верфи строить нужно,
Чтоб снаряжались корабли,

Чтоб морем северным и южным

Свободно плавать мы могли.

Вот для чего Руси нужна

С Ливонским орденом война!

Ответ: гг. Ливонская война.

5) И в этой книге полностью рассказано о том,
Как лучше дом налаживать
(Тем, кто имеет дом),
Как жить, чтоб в доме выросли
Богатство, слава, честь,
Как кладовые пользовать
(Когда запасы есть),
Как охранять имущество,
Борясь в пожар с огнем,
И как детей воспитывать -
Наказывать ремнем...

Н. Кончаповская. Наша древняя столица Ответ: XVI век - Сильвестр «Домострой».

6) «Что ж поделаешь, когда в падучей
Наткнулось дитятко на нож?»
Но все же очевидцы были,
И на базарах, с ихних слов,
Сидельцы бабам говорили,
Что промахнулся Годунов.
И Годунову прямо в спину
Шел слух, как ветер по траве,
Что он убил попова сына,
А Дмитрий прячется в Литве.

Д. Кедрин. Конь Ответ: 1591 год - смерть царевича Дмитрия.

3.Крылатые выражения.

Задание. Объяснить, что означает данный фразеологический оборот и вспомнить, с каким событием XVI века связан.

1) Вот тебе, бабушка, и Юрьев день - разочарование, удивле­ние, огорчение из-за неудачи или непредвиденных обстоятельств.

Крестьяне имели право уходить от своего помещика за неделю до и неделю после Юрьева дня (25 ноября), затем этот срок сокра­тился до одного дня в году (Юрьев день). А в 1581 году вышел указ «о заповедных летах», в котором говорилось о запрещении уходить крестьянам от помещиков.

2) По Сеньке и шапка - каждому честь по заслугам.

К XVI веку знатность боярина можно легко было установить по высоте его меховых горлатных шапок («горлатные», потому что мех брался с горла убитого зверя). В Боярской думе ближе к царю сидели более знатные бояре в более высоких шапках.

3) Сирота казанская - плут, прикидывающийся обиженным,
несчастным, чтобы разжалобить кого-либо.

История этого выражения связана с покорением Казанского ханства. В память об этом событии на Красной площади был по­строен Покровский собор (Храм Василия Блаженного). После па­дения Казани татарские мурзы (князья) должны были платить дань, однако мурзы часто жаловались на свое бедственное положение, на свою горькую участь и получали поблажки от русских царей. На­род с иронией стал называть их «сиротами казанскими».

4) Филькина грамота - пустая, ничего не стоящая бумажка; до­кумент, не имеющий силы.

Московский митрополит Филипп, образованный и просвещен­ный человек, выступал против царской политики насилия и терро­ра. Он неоднократно посылал Ивану Грозному письма с просьбой отменить опричнину. Царь, не желая прислушиваться к строптиво­му митрополиту, презрительно называл его Филькой, а его посла­ния филькиными грамотами.

5) Шиворот-навыворот - в обратном порядке, наоборот.
Шиворотом называли в XVI веке расшитый воротник боярской

одежды. Во времена Ивана Грозного боярина, подвергшегося цар­скому гневу, в наказание сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже задом наперед. В таком виде провинив­шегося возили по городу под насмешки уличной толпы.

4. Выдающиеся личности.

1) Князь, воевода , боярин с 1556 г. Уже в молодые годы про­славился как талантливый полководец. Участвовал во взятии Каза­ни, был членом «Избранной рады», а в 28 лет стал боярином. Во время Ливонской войны, опасаясь царского гнева, бежал в Литву и воевал уже на стороне польско-литовской армии. Автор многих сочинений, в том числе трех посланий Ивану Грозному, в которых

он обвинил царя во многих преступлениях. (Курбский Андрей Михайлович.)

2) Был архиепископом Новгорода и Пскова. Способствовал; распространению христианства среди населения Севера. По его! указанию были возведены новые монастыри, реставрированы мно| гие иконы, составлены летописные своды. С 1542 года он - митро­полит Московский и всея Руси. Составил «Чин венчания на царство», по которому происходила церемония венчания на царство] Ивана Грозного в январе 1547 г. (Макарий, в миру - Михаил.)

3) Последняя жена Ивана Грозного, мать царевича Дмитрия: Ивановича. До гибели сына проживала с ним в Угличе, куда была] сослана царем Федором Ивановичем. После гибели сына была пострижена в монахини под именем Марфы. (Мария Нагая.)

4) Приближенный царя Ивана Грозного, один из руководителей опричнины, думский дворянин. С 1561 года стал ближайшим помощником царя в искоренении боярской крамолы. После учреждения опричнины занял одно из первых мест в Александровской слободе. Показал особое рвение в выслеживании неугодных и недо­вольных, в пытках и казнях. Царь доверял ему самые сложные и грязные поручения. Погиб в Ливонской войне как герой во время штурма крепости Пайде. (Малюта Скуратов.)

5) Выходец из знатнейшего рода. Вместе с братом способствовал укреплению позиций при дворе Елены Глинской. После смерти последней возглавил боярское правительство, управлявшее страной, от имени малолетнего Ивана IV. Способствовал выдвижению новгородского архиепископа Макария. (Шуйский Иван Васильевич, его брат - Василий Васильевич.)

5. «Маска, я тебя знаю» (угадать имя деятеля XVI-VII вв.).

1) Патриарх.

Из семьи знатного боярина. Стал одним из близких советников царя. Попал в опалу, пострижен в монахи. Митрополит Ростовский и Ярославский. В Тушинском лагере провозглашался русским патриархом. Попал в польский плен. После плена избран патриархом Руси. Некоторое время был фактически правителем страны. Титул Московского патриарха был для него совмещен с титулом великого! государя, поэтому все царские грамоты писались от имени царя и; патриарха, послы представлялись обоим правителям, при богослужениях обязательно упоминались имена обоих «великих государей». Имел пять сыновей. Но только один остался в живых и стал известным на всю Россию. (Федор Романов-Филарет.)

2) Патриарх.

Сын мордовского крестьянина. Митрополит, патриарх. Главный хранитель царской семьи: дважды спас от гибели во время эпидемий. Лично лечил больных. Один из главных реформатором церкви. Своими руками выкалывал глаза изображениям святых на иконах негреческого письма. Бил попов прямо в церкви. Рьяных, буйных и противников реформы приказывал пытать, бить и сечь! Требовал отбирать и истреблять народные музыкальные инструменты. Открыто выступил с идеей превосходства духовной власти над светской. (Никои.)

3) Народный герой.

Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего, продадим дома свои, заложим жен и детей и соберем казну на жалованье ратный людям». После победы над врагом ему был пожалован чин думного дворянина. Поместье не дали, но дали жалованье - 200 рублей в год. Воздвигнуты памятники в Москве и Нижнем Новгорода! (Кузьма Минин.)

4) Воевода.

Фамилия происходит от названия городка Погорелово. Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Федор был сослан, мать состояла «верховной боярыней » при дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен Годуновым до конца. Воевал с Болотниковым. Участник Первого ополчения 1611 г. и Второго ополчения 1612 г. и вре­менного правительства. В Москве имеется памятник. (Дмитрий Пожарский.)

5) Священник.

В 21 год становится дьяконом, в 23 - попом. За требователь­ность к пастве был публично бит и изгнан из села. Боярин Шереме­тев пытался утопить его в Волге. Бит кнутом. Сбежал в Москву. Царь приказал заточить его в подвал монастыря, а затем сослал в Сибирь. Возвращен в Москву. Царь поселил его в Кремле, непре­менно кланялся ему и просил благословения . Предложил место ду­ховника царева - отказался. Яркая личность в борьбе с врагами ре­лигии. Написал свыше 80 произведений. Расстрижен и предан ана­феме. 14 лет провел в земляной яме. Заживо сожжен в срубе. (Аввакум.)

6. Необходимо вспомнить и объяснить как можно больше исторических понятий в алфавитном порядке. Правило: группы составляют словарь исторических терминов строго в алфавитном порядке на каждую букву алфавита.

Абсолютизм - государственная власть, при которой монарху принадлежит неограниченная власть.

Архиепископ - старший епископ, одно из высших духовных званий.

Архиереи - общее наименование высших православных свя­щеннослужителей (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх).

Архитектура - градостроение.

Атаман - высший начальник, предводитель в казачьих вой­сках.

Барщина - крестьянская повинность, предусматривающая ра­боту в имении помещика.

Бобыль - представитель бедного, иногда бездворового зависимого населения.

Бояре - высший слой общества, крупные землевладельцы.

Боярская дума - высший совет при князе, который занимался! решением политических вопросов.

Бунт - стихийно возникшее восстание, мятеж.

Всероссийский рынок - усиление хозяйственных связей и обме­на товарами между различными частями страны.

Война - вооруженная борьба внутри государства или между! странами и народами.

Волость - административно-территориальная единица, зани­мавшая промежуточное положение между станом и уездом.

Восстание ~ массовое вооруженное выступление против власти.

Вотчина - родовые земельные владения.

Гетман - выборный глава у казаков.

Голытьба - беднейшие казаки, городская и сельская беднота.

Город - крупный населенный пункт, центр промышленности, торговли, культуры.

Губа - территориальный округ, совпадающий с волостью или с уездом.

Дворяне ~ служилые люди.

Династия - правящие монархи из одного и того же рода. Духовенство - высшее сословие, занимающееся религиозными обрядами, службами.

Епископ - высшее духовное лицо.

«Заповедные лета» - запрет перехода крестьян от одного хо­зяина к другому.

Земский собор - собрание представителей всех русских земель.

«Избранная рада» - Совет приближенных при Иване IV.

Икона - живописное изображение Бога, святого или святых.

Казачество - вольные люди, несшие военную службу в погра­ничных районах России.

Крестьянство - земледельцы, сельские производители.

Крепостничество - форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление их к земле, подчинение власти феодала.

Купцы - торговцы.

Мануфактура - предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике.

Местничество - особый порядок назначения на службу с уче­том знатности происхождения, родовитости, служебных и личных заслуг предков.

Митрополит - высшее духовное почетное звание.

Монастырь - территория, храм и все помещения общины мо­нахов (или монахинь).

Мореплаватели - первооткрыватели, исследовавшие побережье морей.

Оброк - крестьянская повинность, ежегодный сбор продуктов или денег с крепостных крестьян.

Ополчение - военное формирование, образующееся на добро-нольных началах.

Патриарх - высший духовный сан, глава самостоятельной церкви, избираемый церковным собором.

Первопроходцы - исследователи, проложившие новые пути, от­крывшие новые земли.

Подать - налог с зависимого населения.

Поместье - условное землевладение , при котором земля дава лась в награду за службу.

Посад - торгово-промышленная часть города. Пошлина - денежный сбор, взимаемый государством с населе­ния за определенный вид услуг (торговлю). Приказы - центральные органы управления. Протопоп - обиходное название старшего православного свя щенника (протоиерея).

Ремесло - мелкое ручное производство промышленных изде­лий.

Реформа - преобразование, изменение, переустройство. Самодержавие - монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

Самозванство - явление в эпоху Смутного времени, вызванное | появлением лжеправителей.

«Семибоярщина» - правительство российского государства, со-)1

стоявшее из 7 бояр, в период польско-шведской интервенции.

Священник - служитель церкви.

Смута - период истории России начала XVII века, вызванное пресечением московской династии и польско-литовской интервенцией.

Сословия - социальные группы, обладающие закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обя­занностями.

Старообрядчество - религиозные группы и церкви, непри­знавшие церковную реформу XVII века.

Стрельцы - постоянное войско, сражавшееся в пешем строю и вооруженное не только холодным, но и огнестрельным (пищалями) оружием.

Судебник - свод законов в XV-XVI вв.

Таможня - учреждение, занимающееся контролем провоза через границу грузов.

Уезд - территориальная единица.

«Урочные лета» - срок сыска беглых крестьян.

Феодал - землевладелец.

Царь - официальный титул правителя в России.

Церковь - организация, объединившая сторонников определен­ной веры, последователей той или иной религии.

Экономика - хозяйство страны.

Юрьев день - церковный праздник в честь Георгия (Юрия) По­бедоносца во время которого разрешалось крестьянам переходить от одного помещика к другому.

Ярмарка - крупные всероссийские торговые точки.

7. Вопросы

1) Архитектурное сооружение в центре Москвы и других горо­дов, в Москве в XVII веке пережило реконструкцию. (кремль)

2) Печатный учебник, который можно было в XVII веке купить за 1 копейку. (Букварь)

3) Произведения устного народного творчества. (былины)

4) Имя пророка, в честь которого была построена одна из са­мых красивых церквей Ярославля. (Илья)

5) Новое явление отечественной культуры, прообразом которо­го были выступления скоморохов. (театр)

6) Название церкви Алексеевского монастыря в Угличе, кото­рую в народе называли «Дивной». (Успенская)

7) Произведение живописца С. Ушакова. (Троица)

8) Кушанье из вареной или запаренной крупы.(каша)