Как исчезают славянские народы . Какие народы относятся к славянам Какие народы являются славянскими

В истории славян немало белых пятен, что даёт возможность многочисленным современным «исследователям» на основании домыслов и недоказанных фактов выдвигать самые фантастические теории о происхождении и формировании государственности славянских народов. Часто даже понятие «славянин» понимается превратно и рассматривается как синоним понятия «русский». Более того, существует мнение, будто славянин - это национальность. Всё это заблуждения.

Кто такие славяне?

Славяне составляют крупнейшую в Европе этноязыковую общность. Внутри неё существуют три основные группы: (т. е. русские, белорусы и украинцы), западные (поляки, чехи, лужичане и словаки) и южные славяне (среди них назовём боснийцев, сербов, македонцев, хорватов, болгар, черногорцев, словенцев). Славянин - этоне национальность, так как нация - более узкое понятие. Отдельные славянские нации сформировались относительно поздно, в то время как славяне (а точнее, праславяне) выделились из индоевропейской общности за полторы тысячи лет до н. э. Прошло несколько веков, и о них узнали античные путешественники. На рубеже эпох славяне упоминались римскими историками под именем «венедов»: из письменных источников известно, что славянские племена вели войны с германскими.

Считается, что родиной славян (точнее, местом, где они сформировались как общность) была территория между Одером и Вислой (некоторые авторы утверждают, что между Одером и средним течением Днепра).

Этноним

Тут имеет смысл рассмотреть вопрос о происхождении самого понятия «славянин». В старину народы часто назывались по имени реки, на берегах которой они обитали. Днепр в древние времена как раз именовался «Славутич». Сам корень «слав», возможно, восходит к общему для всех индоевропейцев слову kleu, означающего молву или известность. Есть и еще одна распространённая версия: «словак», «цловак» и, в конечном итоге, «славянин» - это просто «человек» или «человек, говорящий по-нашему». Представители древних племен всех чужаков, говоривших на непонятном языке, вообще не считали людьми. Самоназвание любого народа - например, «манси» или «ненец» - в большинстве случаев означает «человек» или «мужчина».

Хозяйство. Общественный строй

Славянин - это земледелец. Обрабатывать землю научились еще в те времена, когда у всех индоевропейцев был общий язык. На северных территориях практиковали подсечно-огневое земледелие, на юге - перелог. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, лён и коноплю. Знали огородные культуры: капусту, свеклу, репу. Славяне жили в лесной и лесостепной зонах, поэтому занимались и охотой, и бортничеством, а также рыбачили. Еще они разводили скот. Славяне изготавливали качественное по тем временам оружие, керамику, сельскохозяйственные инструменты.

На ранних этапах развития у славян существовала которая постепенно эволюционировала в соседскую. В результате военных походов из общинников выделилась знать; знать получила земли, и общинный строй сменился феодальным.

Общаяв древности

На севере славяне соседствовали с балтийскими и на западе - с кельтами, на востоке - со скифами и сарматами, а на юге - с древними македонцами, фракийцами, иллирийцами. В конце 5-го века н. э. они дошли до Балтийского и Черного морей, а к 8-му веку достигли Ладожского озера и освоили Балканы. К 10-му веку славяне занимали земли от Волги до Эльбы, от Средиземноморья до Балтики. Эта миграционная активность была обусловлена нашествиями кочевников из Средней Азии, нападениями соседей-германцев, а также изменением климата в Европе: отдельные племена вынуждены были искать себе новые угодья.

История славян Восточно-Европейской равнины

Восточные славяне (предки современных украинцев, белорусов и русских) к 9-му веку н. э. заняли земли от Карпат до среднего течения Оки и Верхнего Дона, от Ладоги до Среднего Поднепровья. Они активно взаимодействовали с местными финно-уграми и балтами. Уже с 6-го века мелкие племена стали вступать в союзы друг с другом, что знаменовало зарождение государственности. Во главе каждого такого союза стоял военный вождь.

Названия союзов племен известны всем из школьного курса истории: это и древляне, и вятичи, и северяне, и кривичи. Но наибольшую известность получили, пожалуй, поляне и ильменские словене. Первые обитали по среднему течению Днепра и основали Киев, последние жили на берегах Ильмень-озера и построили Новгород. Возникший в 9-м веке «путь из варяг в греки» способствовал возвышению и, впоследствии, объединению этих городов. Так в 882 году возникло государство славян Восточно-Европейской равнины - Русь.

Высшая мифология

Славян нельзя назвать В отличие от египтян или индийцев, они не успели выработать развитой мифологической системы. Известно, что славян (т. е. мифы о происхождении мира) имеют много общего с финно-угорскими. В них тоже присутствует яйцо, из которого «рождается» мир, и две утки, по приказу верховного бога приносящие со дна океана ил для создания земной тверди. Поначалу славяне поклонялись Роду и Рожаницам, позже - персонифицированным силам природы (Перуну, Сварогу, Мокоши, Даждьбогу).

Существовали представления о рае - Ирии (Вырии), (Дубе). Религиозные представления славян развивались по той же схеме, что и у других народов Европы (ведь древний славянин - это европеец!): от обожествления природных явлений до признания единого Бога. Известно, что в 10-м веке н. э. князь Владимир пытался «унифицировать» пантеон, сделав верховным божеством Перуна - покровителя воинов. Но реформа провалилась, и князю пришлось обратить внимание на христианство. Принудительная христианизация, впрочем, так и не смогла полностью уничтожить языческие представления: Илью-пророка стали отождествлять с Перуном, а Христа и Богородицу стали упоминать в текстах магических заговоров.

Низшая мифология

Увы, мифы славян о богах и героях не были записаны. Зато эти народы создали развитую низшую мифологию, персонажи которой - лешие, русалки, упыри, заложные, банники, овинники и полуденицы - известны нам из песен, былин, пословиц. Еще в начале 20-го века крестьяне рассказывали этнографам о том, как уберечься от оборотня и договориться с водяным. Некоторые пережитки язычества живы в народном сознани до сих пор.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Проанализирована демографическая ситуация славянских народов в постсоветский период. Использованы материала Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг., а также статистические данные по Белоруссии, Болгарии, Чехии, Польше, Словакии, Украине. К причинам демографических потерь можно отнести переход к малодетной семье, половую диспропорцию, старение, эмиграцию.

Логинова Нина Николаевна

кандидат географических наук,
доцент кафедры физической и социально-экономической географии
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева

Славяне крупнейшая в Европе этноязыковая общность, численностью около 300 млн чел. Славянскую группу народов образуют три подгруппы: 1 ― западная (поляки ― около 45 млн, чехи ― свыше 11 млн, словаки ― около 6 млн и лужичане ― около 100 тыс. чел.); 2 ― южная (болгары ― свыше 9 млн, сербы ― более 10 млн, хорваты ― около 6 млн, словенцы ― около 2,5 млн, македонцы ― около 2 млн, черногорцы ― около 1 млн, боснийцы ― свыше 2,2 млн чел.) и 3 ― восточная (русские ― около 140 млн, русины, украинцы ― около 50 млн и белорусы ― свыше 9 млн чел.) .

Представители славянского этноса составляют основную часть населения РФ (146,5 млн чел. в 2016 г.), а также республик Восточной Европы: Белоруссии (9,5 млн), Украины (42,9 млн), Польши (38,5 млн), Чехии (10,5 млн), Словакии (5,4 млн), Болгарии (7,2 млн). Славяне составляют большинство в странах Западной и Южной Европы. Представители славянских этносов проживают в Республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, странах Америки и в Австралии .

Общая численность славянских народов в мире в начале XX в. составляла около 150 млн чел., в том числе: русских 65 млн, украинцев 31 млн, белорусов 7 млн; поляков 19 млн, чехов 7 млн, словаков 2,5 млн; болгар 5,5 млн. Основная масса славянских этносов проживала в Российской империи (ок. 110 млн), Австро-Венгрии (25 млн), Германии (4 млн) и странах Америки (3 млн чел.) .

По данным Всероссийской переписи 1897 г., было выделено более 100 крупных народов, хотя ядро населения империи составляли великороссы (55,7 млн чел. или 44,35 %) (русские), национальная идентичность которых сформировалась в среде восточнославянского населения Древнерусского государства. Другим крупным славянским народом были малороссы (украинцы), численность которых достигла 22,4 млн чел. (17,8 %) и третьим большим по численности славянским народом были белорусы 5,9 млн чел. (4,7 %). Все они официально считались «русскими», общая численность которых составляла 83,6 млн чел., или 66,3 % населения империи.. Все славяне (русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары, сербы и др.) составляли порядка 75 % населения Российской империи .

Первая советская перепись 1926 г., охватившая всю территорию СССР, показала, что население страны увеличилось до 147,0 млн чел. (в том числе население России 92,7 млн чел.), учла свыше 190 этнических общностей и около 150 языков (без наречий). На территории РСФСР численность крупных славянских народов составила: русских 74,0 млн чел. (79,8 %), украинцев 7,9 млн чел. (8,5 %), белорусов 638,0 тыс. чел. (0,6 %). На территории Украины: русских проживало 2,7 млн чел., украинцев 23,2 млн чел., белорусов 75,8 тыс. чел., на территории Белоруссии русских было 383,8 тыс. чел., украинцев 34,6 тыс. чел., белорусов 4,0 млн чел. .

Сильный урон населению РФ и странам Восточной Европы нанесли две мировые войны. Прямые военные потери в первой из них составили свыше 7 млн чел. (только в Германии более 2 млн чел.). Если же учесть косвенные потери, то в сумме с прямыми, они составят более 25 млн чел. Вторая мировая война унесла жизни более 40 млн чел. .

В послевоенные годы во всех странах Европы наблюдалось некоторое повышение рождаемости. Особенно быстрыми темпами росла численность славян, причем как в СССР, так и в странах Восточной Европы. В 1961 г. славянская группа народов составляла 243 млн чел., в том числе: русские 121 млн, украинцы 40, поляки 35, чехи 9,7, белорусы 8,3, болгары 7,5 . В 1970 г. по сравнению с началом XX в. общая численность славян увеличилась более, чем на 100 млн и составила около 260 млн чел. Из них: русских - свыше 130 млн, украинцев - 41,5 млн, белорусов - 9,2 млн; поляков - около 37 млн, чехов - около 10 млн, словаков - 4,7 млн, болгар - 7,9 млн чел. . В 1975 г. численность народов славянской группы увеличилась до 270 млн чел., в том числе: русских ― 136 млн, украинцев 44, поляков 38,чехов 10,3, белорусов 9,6, болгар 8,2 млн чел. Численность славянских народов в странах Восточной Европы росла и в1980 -х гг. (табл. 1,2) .

Табл. 1. Численность славянских народов в 1980 г., тыс. чел.

Народ Общая численность

народа славянской группы

Основные страны расселения и их доля в общей численности народа в %
Белорусы 9 680 СССР – 97,8; Польша – 1,9.
Болгары 8 420 Болгария – 92,6;

СССР – 4,3.

Поляки 39 100 Польша – 87,6; США – 6,1; СССР -3,0.
Русские 138 600 СССР – 99,1
Словаки 5 290 Чехословакия – 86,8;
Украинцы 44 000 СССР – 96,2; Канада 1,3
Чехи 10 420 Чехословакия – 92,9;

Табл. 2. Динамика численности населения славянских стран Восточной Европы после второй мировой войны, млн чел.

Страна Численность населения, млн чел.
1950 г. 1970 г. 1988 г. Прирост (+), убыль (-)

(1950-1988 гг.)

2014 г. Прирост (+), убыль (-)
Болгария 7,3 8,5 9,0 +1,7 7,2 -1,8
Польша 24,8 32,5 37,9 +13,1 38,5 +0,6
Чехословакия

Словакия

12,4 14,3 15,6 +3,2
СССР 180,1 242,8 285,4 +105,3
В том числе:

Белоруссия

Украина 37,3 41,5 48,9 +11,6 42,9 -6,0
РСФСР (Россия) 102,7 130,0 146,8 +44,1 146,5 -0,3

Общая численность народов славянской группы в конце XX в. составила: в СССР - 190, 7 млн чел, в Зарубежной Европе - 78,9 млн., в Зарубежной Азии - 90 тыс., в Африке - 15 тыс., в Америке - 6, 9 млн., в Австралии и Океании - 137 тыс. чел. В мире в целом проживало около 277 млн чел. представителей славянской группы народов .

Динамика численности населения славянских стран Восточной Европы в 2014 г. дана в табл. 2. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что с 1950 по 1988 гг. численность населения увеличилась во всех славянских странах Восточной Европы. Самый большой абсолютный прирост был в Российской Федерации, Польше и Украине. Однако, в 1970 г. темпы естественного прироста в странах Восточной Европы и СССР, стали снижаться (табл. 3). Это привело к замедлению темпов прироста численности славян. Если темпы прироста населения РСФСР в 1939 – 1959 гг. составляли 8,4 %, в 1959 – 1970 гг. 10,7 %, то в 1970 – 1980 гг. 5,0 %; Украины соответственно: 3,5 %, 12,6 %, 5,0 % и Белоруссии: 9,6 %, 11,8 %, и 5,0 % . Основная причина, на наш взгляд, - снижение коэффициентов рождаемости и сохранение высокого уровня смертности.

Уменьшение рождаемости явилось результатом сознательного ограничения. Эта тенденция была свойственна как городскому, так и сельскому населению славянских стран. Господствующей стала ориентация супругов на малодетную семью, при сравнительно высокой продолжительности жизни .

Табл. 3. Динамика общих демографических коэффициентов в славянских странах Восточной Европы после второй мировой войны, ‰

Страна Год Коэффициент

рождаемости

Коэффициент

смертности

Коэффициент младенческой смертности
РСФСР 1980 15,9 11,0 4,9 22,1
Украинская ССР 1980 14,8 11,3 3,5 16,6
Белорусская ССР 1980 16,0 9,9 6,1 16,3
Болгария 1980 14,5 11,1 3,4 20
Польша 1980 19,5 9,9 9,6 21
Чехословакия 1980 16,3 12,2 4,1 18

Характер изменения уровня рождаемости и типа воспроизводства отражает динамика коэффициента суммарной рождаемости. При переходе к новому, современному типу воспроизводства населения снижение суммарной рождаемости произошло во всех славянских странах. Например, в 2000 г. рождаемость в РФ уменьшилась до 8,6 ‰, а смертность увеличилась до 15,2 ‰, коэффициент суммарной рождаемости снизился до 1,20. Увеличение рождаемости и сокращение смертности фиксируется с 2007 г. (табл. 4).

Табл. 4. Динамика коэффициентов воспроизводства населения РФ,

Год Общий коэффициент

рождаемости

Общий коэффициент

смертности

Коэффициент естественного прироста Коэффициент

младенческой

смертности

Коэффициент суммарной рождаемости
2000 8,6 15,2 -6,6 16,9 1,20
2005 10,2 16,1 -5,9 12,0 1,29
2010 12,4 14,3 -1,9 8,2 1,45
2015 13,3 13,1 +0,2 6,5 1,87

Численность славянского населения России росла лишь в XX в.: с 1897 по 1926 г. она увеличилась на 18 млн; с 1926 по 1989 г., еще на 36,3 млн чел. После распада СССР численность славян стала сокращаться. Так, с 1989 по 2002 г. русских стало меньше на 4,0 млн, украинцев на 1,5 млн и белорусов на 0,4 млн чел. С 2002 по 2010 г. численность славян сократилась еще значительнее: русских на 4,8 млн (но доля их во всем населении страны увеличилась на 0,3 %), украинцев на 1,0 млн и белорусов на 0,3 млн чел. Несмотря на то, что украинцы остались на третьем рейтинговом месте, их численность сократилась на 1 014 тыс. чел., что привело к значительному уменьшению доли украинцев в населении страны (на 34,5 %). Сокращение численности белорусов в России стало заметно с 1989 г. В 2002 – 2010 гг. численность белорусов уменьшилась на 300 тыс. чел., или на 37,5 % (табл. 5) .

Табл. 5. Динамика численности и доля славянских народов в населении России,

Народы 2002 г.

(перепись)

2010 г.

(перепись)

Прирост (убыль)
Тыс. чел. % от всего населения тыс. % от всего населения тыс. чел.
Все население 145 166 100 142 856 100 -2310 -1,6
В том числе:
украинцы 2 942 2,0 1 927 1,35 -1 014 -34,5
белорусы, чел. 807 970 0,6 521 443 0,36 -300 -37,5
болгары, чел. 31 965 0,02 24 038 0,02 -7 927 -24,8
поляки, чел. 73 001 0,05 47 125 0,032 -25 876 -35,4
русины, чел. 97 0,000 225 0,000 +128 +131,9
словаки, чел. 568 0,000 324 0,000 -244 -42,9
чехи чел. 2 904 0,001 1 898 0,001 -1 006 -34,6

Таким образом, в новейший период российской истории численность восточнославянских народов уменьшилась на 12,1 млн чел. За рассматриваемый период русских стало меньше на 8,9, украинцев на 2,5 и белорусов на 0,7 млн чел.

Сокращение численности славян привело к росту их медианного возраста. Если средняя величина медианного возраста населения России составила 38,0 лет, то у «молодых» чеченцев 23,9 лет, а самых «старых» белорусов 54,2, украинцев 52,5 лет. В период с 2002 г. по 2010 г. произошло самое высокое повышение медианного возраста у славян более чем на 6 лет .

Такое развитие демографических процессов во многом было исторически детерминировано. Причины сложившейся ситуации обусловлены действием трех факторов. Первый фактор связан с различием в естественном воспроизводстве отдельных этносов. Второй с процессами смены этнического самосознания под влиянием комплекса причин. Третий фактор это внешняя миграция, обусловленная множеством причин различного характера.

Важным аспектом анализа динамики численности населения стран стал этнический. Убыль численности населения происходит в российских регионах с преимущественно славянским (русским) населением. Лидерами по положительным демографическим показателям являются национальные республики с низкой долей русского населения, а так же Тюменская область и г. Москва (благодаря иммиграции и высокому уровню жизни граждан). Регионы с большой долей этнических русских имеют высокую естественную убыль населения. Самая высокая естественная убыль населения в РФ была зафиксирована в небогатых областях с высокой долей русского населения (87-95 %). Например, в Псковской обл. (самый бедный российский субъект, где после минимальных трат у полной семьи с двумя детьми в распоряжении остается 570 руб.), Тульской, Тверской, Тамбовской, Новгородской, Ленинградской обл. убыль составила -7 до -5 ‰ или -0,7–0,5 % в год . Следует отметить, что русские области Центрального ФО характеризуются самыми низкими показателями рождаемости и высокими показателями смертности. Субъекты Центрального ФО по показателям рождаемости в 1,5 раза, а по показателям смертности в 1,7 раза хуже показателей субъектов Северо-Кавказского ФО. Перспектива достижения превышения рождаемости над смертностью в русских (славянских) регионах страны в ближайшие годы невозможна.

По данным переписи 2010 г., у славянских народов России преобладали домохозяйства, состоящие из 2-х человек, например, у белорусов 62 %, украинцев 59 %, русских 41 %. Из общего числа домохозяйств, состоящих из 2-х и более человек, 66 % имели одного ребенка, 27 % 2 детей и только 7 % 3 и более детей. Наиболее высокий процент семей, имеющих одного ребенка, был у белорусов (74 %), украинцев (71 %) и русских (69 %). Среди семей, имеющих троих и более детей самые низкие показатели у белорусов, украинцев (по 4 %) и русских (5 %). Среди славянских семей много состоящих из одного человека: 15 % у белорусов, 13 % у украинцев и 10 % у русских. И больше всего одиноких в возрасте 55 лет и старше: у белорусов 73 %, украинцев 70 % и русских 60 % .

Демографическая ситуация в славянских странах Восточной Европы особенно ухудшилась в начале XXI в., что и обусловило сокращение общей численности населения. В 2014 г. в сравнении с 2000 г., численность населения уменьшилась в 4-х странах (в том числе и в Российской Федерации), а в 3-х странах увеличилась. Небольшой прирост численности населения был в Чехии (табл. 6). Ухудшение демографической ситуации можно объяснить низкими коэффициентами рождаемости и довольно высокими показателями смертности, которые предопределили естественную убыль населения в начале XXI в. во многих славянских странах Восточной Европы.

В 2014 г. естественный прирост населения имел место в Словакии и Российской Федерации. В Чехии было зарегистрировано простое замещение поколений, а в Польше, Болгарии, Украине и Белоруссии наблюдалась естественная убыль населения. Эти страны можно отнести к группе демографически неблагополучных регионов Восточной Европы.

Табл. 6. Динамика численности населения славянских стран Европы

* Оценка с учетом населения Крымского ФО

В 2014 г. наиболее высокий уровень рождаемости был зафиксирован в РФ, а наиболее низкий в Болгарии. Самый низкий коэффициент смертности был зарегистрирован в Чехии и Словакии, а самый высокий на Украине и Болгарии (табл. 7).

На рубеже XX–XXI вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб западных, восточных и южных славян. Первый Всеславянский конгресс состоялся в Праге в 1848 г. В 1858 г. инициатива в славянском движении переходит к Москве, а связи между славянскими народами укрепляются. С 1898 г. съезды стали проводиться регулярно. Но известные события в начале XX в. вновь разрушили славянское единство.

Табл. 7. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения,

Коэффициент

рождаемости

Коэффициент

смертности

Естественный прирост (+), Коэффициент

суммарной

рождаемости

1970 2014 1970 2014 1970 2014 1970 2014
Страны Восточной Европы
Болгария 16,3 9,0 9,1 14,0 +7,2 -5,0 2,2 1,5
Польша 16,6 10,0 8,1 11,0 +8,5 -1,0 2,2 1,2
Чехия 10,0 10,0 0,0 2,0 1,5
Словакия 11,0 10,0 +1,0 2,0 1,3
Белоруссия 16,2 12,0 7,6 13,0 +8,6 -1,0 2,3 1,7
Украина 15,2 11,0 8,8 15,0 +6,4 -4,0 2,0 1,5
Россия 14,6 13,3 8,7 13,1 +5,9 +0,2 1,9 1,7

В годы второй мировой войны идея славянского братства вновь стала актуальной. В 1946 г. в Белграде прошел очередной Славянский конгресс, но в 1948 г. произошло обострение советско-югославских отношений и славянское движение практически перестало существовать.

В 1998 г. в Праге был проведен VII Славянский съезд. Идея славянского братства вновь стала возрождаться. Славянские съезды прошли в Москве (2001), в Минске (2005) и Киеве (2010). День дружбы и объединения славян провозглашен 25 июня 2013 г. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность. Однако, события на Украине в 2014-2015 гг. очевидно вновь нанесли серьезный удар по международному славянскому движению.

Список литературы

  1. Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. / М.: Наука, 1981. – 880 с.
  2. Логинова Н.Н. Население Республики Мордовия: геодемографическая ситуация, динамика и структура: монография / Н, Н. Логинова; науч. ред. А. М. Носонов. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. – 100 с.
  3. Население СССР, 1988. Стат. сборник / Госкомстат СССР – М. : Финансы и статистика, 1989. – 704 с.
  4. Народонаселение стран мира: Справочник / под ред. Б.Ц. Урланиса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Статистика, 1978. – 527 с.
  5. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811 – 1913 гг.). – М. : 1956.
  6. Российский статистический ежегодник. 2014. / Росстат. – М. : 2015. – 880 с.
  7. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995.
  8. Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. / Федер. служба гос. статистики. – М. : ИИЦ «Статистика России», 2012. – 183 с.
  9. Статистический ежегодник России. 1915 г. / Изд. Центрального Статистического Комитета М. В. Д. - Петроград, 1916. - 658 с.
  10. Страны и народы. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 632 с.
  11. Population Reference Bureau. 2014 Word Population Data Sheet.
  12. Росстат об итогах Всероссийской переписи населения 2010 г.

Славяне - крупнейшая языковая и культурная общность народов Европы. Среди учёных нет единого мнения о происхождении этого названия. Впервые этноним{1 } "славяне" встречается у византийских авторов 7 в. в форме "склавины". Некоторые лингвисты считают его самоназванием славян и возводят к понятию "слово": "те, которые говорят". Подобное представление уходит корнями в глубокую древность. Многие народы считали себя "говорящими", а чужеземцев, язык который был непонятен, - "немыми". Не случайно в славняских языках одно из значений слова "немец" - "немой". По другой гипотезе, название "склавины" связано с греческим глаголом "клуксо" - "омываю" и латинским cluo - "очищаю". Существуют и другие, не менее интересные точки зрения.

Учёные выделяют восточных, западных и южных славян . К восточным относят русских (около 146 млн. человек), украинцев (около 46 млн) и белорусов (около 10,5 млн). Эти народы населяют восток Европы и широко обжили Сибирь. Западные славяне - поляки (около 44 млн человек), чехи (около 11 млн), словаки (около 6 млн) и лужичане (100 тыс.). Все они обитатели Восточной и Центральной Европы. На Балканах живут южнославянские народы: болгары (около 8,5 млн человек), сербы (около 10 млн), хорваты (около 5,5 млн), словенцы (свыше 2 млн), боснийцы (свыше 2 млн), черногорцы (около 620 тыс.).

Славянские народы близки по языку и культуре. По вероисповеданию славяне - христиане, исключая боснийцев, принявших во времена османского владычества ислам. Верующие русские - в основном православные, поляки - католики. А вот среди украинцев и белорусов много и православных и католиков.

Славяне составляют 85,5 % населения России. Больше всего среди них русских - около 120 млн человек, или 81,5% жителей страны. Других славянских народов - украинцев, белорусов, поляков - почти 6 млн человек. В России также живут болгары, чехи, словаки, хорваты. Однако численность их очень мала - не более 50 тыс.челоовек.

{1} Этноним (от греч. "этнос" - племя, "народ" и "онима" - "имя") - название народа.

КАК ВОЗНИКЛИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ

Предками славян были, вероятно, венеды, в первых веках новой эры расселившиеся по берегам Вислы и Венедского (теперь Гданьского) залива Балтийского моря. У византийских авторов 6 в. появилось название "склавины", но оно применялось только к племенам, жившим к западу от Днестра. Восточнее этой реки помещали антов, которых многие учёные считают прямыми предшественниками восточных славян. После 6 в. имя антов исчезает, и становятся известны названия восточнославянских племён: поляне, древляне, вятичи, радимичи, дреговичи, кривичи и др. Одни историки видят в них настоящие племена, другие - своего рода "преднародности" или "протогосударства". Эти общности не были "чистыми": в них вошли различные в расовом, языковом и культурном отношении элементы. Например, в восточнославянских захоронениях 10-11 вв. найдены останки людей, принадлежавшие к не менее чем шести расовым типам, не только европеоидным, но и монголоидным.

В 9-11 вв. восточнославянские племена были объединены в одно из крупнейших государств средневековой Европы - Киевскую Русь. Оно простиралось от низовьев Дуная на юге Ладожского и Онежского озёр на севере, от верховьев Западной Двины на западе до Волго-Окского междуречья на востоке. В этих границах и возникла единая древнерусская народность. Она не была ни русской, ни украинской, ни белорусской - её можно назвать восточнославянской. Сознание общности и единства у населения Киевской Руси было очень сильным. Оно отразилось в летописях и литературных произведениях, рассказывающих о защите родины от набегов кочевников. В 988 г. князь Владимир I Святославович сделал христианство государственной религией Киевской Руси. Языческие идолы были низвергнуты, а киевляне крещены в Днепре. Принятие христианства способствовало тесным культурным связям с Европой, расцвету древнерусского искусства, распространению письменности. Новую религию вводили подчас силой. Так, в Новгороде сожгли полгорода. В народе говорили: "Путята{2 } крестили народ огнём, а Добрыня{3 } - мечом". Под внешним покровом христианства на Руси установилось "двоеверие": на протяжении нескольких веков сохранялись языческие традиции.

Единство Киевской Руси не было прочным, и к концу 12 в. государство распалось на самостоятельные княжества.

Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, в 14-18 вв.

Московское государство - центр образования русского народа - сначала объединило земли в бассейнах Верхней Волги и Оки, затем в верховьях Дона и Днепра; еще позднее - псковские, новгородские земли в бассейне Северной Двины и на побережье Белого моря.

Намного сложнее складывались судьбы потомков тех племён, которые жили на западе Киевской Руси. С 13-14 вв. западные районы переходят под власть литовских князей . Возникшее здесь государственное образование оказалось непростым: политическая власть была литовской, а культурная жизнь - восточнославянской. В конце 16 в. Великое княжество объединилось с Польшей . Местное население, прежде всего знать, стало в той или иной мере ополячиваться, но среди крестьян сохранялись восточнославянские традиции.

В 16-17 вв. на этих землях сформировались две народности - украинцы и белорусы. Население южных районов (территории современной Киевской, Полтавской, Черниговской, Винницкой, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской, Волынской, Ровенской, Житомирской, Черновицкой областей, Закарпатья) испытало сильное влияние тюркских народов, с которыми и воевали, и торговали. Именно, здесь сложились как единый народ украинцы . На Полоцко-Минской, Турово-Пинской и, возможно, в Смоленской землях сформировались белорусы . На их культуру оказали влияние поляки, русские и литовцы.

Языки, культура, исторические судьбы восточнославянских народов близки. Русские, украинцы, белорусы хорошо осознают это, помнят об общих корнях. Особенно выражена русско-белорусская близость.

{2 } Путята - Новгородский воевода.

{3 } Добрыня - воспитатель и воевода князя Владимира Святославовича; княжеский наместник в Новгороде.

У К Р А И Н Ц Ы

Слово "украинцы" впервые появилось в конце 12 в.. Оно обозначало жителей степной "окраины" Руси, а к 17 в. так стали именовать в основном население Среднего Поднепровья.

Под властью католической Польши украинцы, православные по вероисповеданию, терпели религиозные притеснения и потому бежали в Слободскую Украину{4 } .

Немало их оказалось в Запорожской Сечи - своеобразной республике украинского казачества. В 1654 г. Левобережная Украина объединилась с Россией, получив в её состав автономию. Однако во второй половине 18 в., после присоединения Правобережной Украины, царское правительство резко ограничило самостоятельность украинских земель и ликвидировало Запорожскую Сечь.

После русско-турецких воин конца 18 в. к России были присоединены Северное Причерноморье и Приазовье. Новые территории получили название Новороссии ; их заселяли преимущественно украинцы. Тогда же в состав Российской империи и вошла Правобережная Украина, а в первой трети 19 в. - Бессарабия и устье Дуная (здесь тоже возникли украинские колонии).

Сейчас из 45 с лишним миллионов украинцев более 37 млн проживает на Украинеи свыше 4 млн в России, где они являются вторым по численности славянским народом страны. В России украинцы живут главным образом в русско-украинском пограничье, а также в центральных областях, на Урале, в Западной Сибире; немало украинцев и на Дальнем Востоке. В смешанных русско-украинских районах их часто называют хохлами - из-за традиционного хохла на голове. Поначалу прозвище считалось обидным, но со временем стало привычным и употребляется как самоназвание. Один из этнологов приводит такое высказывание жителя Белгородской губернии: "Мы русские, только хохлы, перевертни". И в самом деле, в России идёт быстрая ассимиляция украинцев. В 1989 г. лишь 42% российских украинцев назвало родным языком украинский, владело же им и того меньше - 16%. Больше всего обрусели городские жители; часто об их украинских корнях говорят только фамилии: Безбородко, Палей, Серошапко, Корниенко и др.

{4 } Слободская Украина - современные Харьковская и часть Сумской, Донецкой и Луганской областей.

ТРАДИЦИИ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В то же время многие украинцы России, даже в той или иной мере обрусевшие, сохраняют некоторые традиции родной культуры. Их дома в сёлах легко узнать по глиняной обмазке стен . На украинце часто можно увидеть традиционную рубаху - с прямым разрезом ворота и обильной вышивкой . Конечно, в наши дни они одеваются на современный городской лад, однако по праздникам старики, а часто и молодые надевают национальную одежду.

УКРАИНСКАЯ КУХНЯ

У российских украинцев хорошо сохранились традиции народной кухни.Популярны мучные блюда и изделия:круглый или овальный дрожжевой хлеб ("паляница", "хлибина"), лепёшки ("коржи", "налисники"), блины, оладьи, пироги, лапша, галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней .

На Рождество и Новый Год пекут "калач" , при встрече весны - "жаворонки" , на свадьбе - "шишки" и т.д. В ходу всевозможные каши и нечто среднее между кашей и супом - "кулиш" из пшена и картофеля, заправленный луком и салом. Из супов украинцы больше всего борщ из различных овощей и часто круп ; из молочных продуктов - "варенец" (заквашенное топлёное молоко) и "сыр" (подсолённый творог).

Мясом украинцы в отличие от русских называют только свинину . Распространены голубцы, холодец, домашняя колбаса, фаршированная кусочками свинины .

Любимые напитки - травяной чай, компот из сушёных фруктов ("узвар"), различные виды кваса ; хмельные - брага, медовуха, наливки и настойки .

Многие украинские блюда (борщ, вареники, варенец и др.) получили признание у соседних народов, а сами украинцы заимствовали такие кушанья и напитки, как щи и кумыс.

УКРАИНСКИЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Семейный и общественный быт российских украинцев лишён своеобразия. Он повсеместно обнаруживает черты городского образа жизни и отличается демократическими порядками. Один из показателей этого - большое количество национально-смешанных семей: украинско-русских, украинско-белорусских, украинско-башкирских и т.д. Однако некоторые обычаи до сих пор живы. Например, на украинской свадьбе в России можно встретить обычай "вити гильце" - в свадебный каравай втыкают украшенную цветами и цветными лентами ветку или деревце.

Отчасти сохраняются традиции богатой украинской духовной культуры, в особенности народной .Многие из них связаны с календарными и семейными праздниками , скажем рождественским колядованием{5 } , свадебным величанием и т.п. Украинцы любят песни , в частности лирические и шуточные, а также (особенно казаки) военно-исторические.

Возникновение независимого украинского государства в 90-х гг. 20 в. дало толчок к возрождению национального самосознания не только на самой Украине, но и у украинцев в России. Создаются культурные общества, фольклорные ансамбли.

{5 } Колядки - обрядовые песни с пожеланием здоровья, благополучия и т.д.

Б Е Л О Р У С Ы

Третий по численности славянский народ России - белорусы. Белорусские земли вошли в состав Российской империи в конце 17 в. Названия "Белая Русь" некоторые учёные связывают со светлым цветом волос и белой одеждой населения страны. По другой теории, "Белая Россия" первоначально означало "свободная Русь, независимая от татар". В 1840 г. Николай I запретил официально употреблять наименовая "Белая Русь", "Белоруссия", "белорусы": последние стали населением "Северо-Западного края".

Белорусы относительно поздно осознали себя особым народом. Только в середине 19 в. белорусская интелегенция выдвинула мысль о белорусах как об отдельном народе. Однако в широких слоях населения национальное самосознание вырабатывалось медленно и окончательно сформировалось только после сощдания в 1919 г. Белорусской ССР (с 1991 г. - Республика Белорусь).

В России белорусы издавна проживали рядом с русскими на Смоленщине и Псковщине, а также в Центральной России, Поволжье и Сибири, куда они переселились после русско-польской войны 17 в. и последующих насильственных разделов Польши. Многие крестьяне и ремесленники уезжали в Россию и добровольно - из-за скудости белорусских земель. Крупные общины белорусов образовались в Москве и позднее в Петербурге.

На 90-е гг. 20 в. в России проживало около 1,2 млн белорусов. Большинство из них, особенно горожане, обрусели. К 1989 г. только немногим больше 1/3 признало белорусский язык родным. По данным выборочного обследования, проведённого в Петербурге в 1992 г., 1/2 опрошенных белорусов назвала себя людьми русской культуры, 1/4 - смешанной русско-белорусской и лишь около 10% - белорусской. У российских белорусов очень много национально-смешанных семей - с русскими, украинцами, карелами.

БЕЛОРУССКАЯ КУХНЯ

В быту российских белорусов мало что осталось от их традиционной культуры. Лучше всего сохранились традиции национальной кухни.

Белорусы любят мучные блюда - блины, оладьи, пироги, готовят разные каши и крупеники, кулеш, овсяный и гороховый кисель.

Хотя, как говорят белорусы, "усяму галава - хлеб", в большом ходу "второй хлеб" - картофель . В традиционной кухне насчитывается до 200 блюд из него! Некоторые блюда положено есть не с хлебом, а с холодным картофелем. Широко распространены картофельные оладьи ("драники"), картофельная запеканка с салом ("драчонка"), толчёный катофель с салом или молоком и яйцами ("тавканица", "бульбяная яечня").

Излюбленное мясо белорусов - свинина .

Одна из особенностей кухни - "белёные ", т.е. заправленные молоком, кушанья, чаще всего супы, а из овощных блюд отдают предпочтение похлёбке из брюквы, тыквы, моркови .

Белорусское народное творчество

Их белорусского фольклора в быту можно услышать "волочебные"{6 } песни, которые исполняют на Пасху. Пользуются известностью такие белорусские танцы, как "гусары", "мяцелица", "крыжачок" и другие, сопровождаемые "припевками".

В народном изобразительном искусстве лучше всего сохранились традиции узорного ткачества и вышивки на покрывалах, настенных ковриках, скатертях, полотенцах. Узоры по большей части геометрические или растительные.

{6 }Название " волочебный" (обряд, песни) связано с глаголом "волочиться", в значении "идти, тащиться, брести". В пасхальное воскресенье группы мужчин (по 8-10 человек) обходили все дома в селе и исполняли особые песни, в которых желали хозяевам семейного благополучия и обильного урожая.

П О Л Я К И

В России проживает около 100 тыс. поляков. В отличие от Украины и Белорусии у Польши нет с Россией общих границ, а стало быть, нет и смешанного расселения поляков и русских. Польские эмигранты, как правило, покидали родину не по своей воле. Царское правительство насильственно переселяло их после антироссийских восстаний конца 18-19 в. Некоторые в поисках свободных земель и лучшей доли добровольно переселились в Сибирь. Большая часть российских поляков живут в Томской, Омской и Иркутской областях, на Алтае и в обеих столицах.

Немало поляков среди российской интеллигенции. Достаточно назвать К.Э. Циолковского, географа А.Л. Чекановского, языковеда и этнографа Э.К. Пекарского, этнографа В. Серошевского, художника К.С. Малевича, маршала К.К. Рокоссовского. В царской армии поляки составляли более 10% офицерского корпуса. В России существовали польские культурно-просветительные организации, а в 1917 г. возникла территориально-культурная автономия, ликвидированнная к 1937 г. Это усилило обрусение поляков: в 1989 г. меньше 1/3 российских поляков назвали польский язык родным. В 90-х гг. началось восстановление польских культурно-просветительных организаций.

Большинство российских поляков живут рассеянно, в основном в городах. Даже те, кто считает себя по национальности поляком, почти ничего не сохранили от польской бытовой культуры. Это относится и к пище, хотя отдельные польские кушанья (например, "бигос" - свежая или квашеная капуста, тушенная с мясом или колбасой) получили широкое распространение. Поляки отличаются религиозностью, неукоснительно соблюдают церковные обряды. Эта черта стала особенностью национального самосознания.

СЛАВЯНЕ, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность славян около 300 млн. человек. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне недостаточно ясно. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие «человек», «люди», «говорящие». В таком значении этноним славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где «славак», «цлавак» означало «человек»). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян.

Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян остаётся дискуссионным. Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). К концу 1-го тысячелетия нашей эры складывались отдельные славянские этнические общности (племена и союзы племён). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские, этносы в качестве субстратов или компонентов. Возникали и менялись контактные зоны, для которых были характерны этнические процессы разного типа в эпицентре и на периферии. В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Лингвисты полагают, что носители протославянского языка консолидировались не позднее 2-го тысячелетия до нашей эры.

Отсюда началось постепенное продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях, coвпадающее в основном с заключительной фазой Великого переселения народов (V-VII века). При этом славяне вступали во взаимодействие с иранскими, фракийскими, дакскими, кельтскими, германскими, балтскими, финно-угорскими и другими этническими компонентами. К VI веку славяне заняли придунайские территории, входившие в состав Восточной Римской (Византийской) империи, около 577 пересекли Дунай и в середине VII века расселились на Балканах (Мёзия, Фракия, Македония , бульшая часть Греции , Далмация, Истрия), проникнув частично в Малую Азию. Одновременно в VI веке славяне, освоив Дакию и Паннонию, достигли приальпийских районов. Между VI-VII веками (в основном в конце VI века) другая часть славян расселилась между Одером и Эльбой (Лабой), перейдя частично и на левобережье последней (так называемый Вендланд на территории Германии). С VII-VIII веков происходит интенсивное продвижение славян и в центральные и северные зоны Восточной Европы. В результате в IX-X вв. сложился обширный ареал славянского расселения: от Северо-Востока Европы и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Вместе с этим происходил распад праславянской этнолингвистической общности и формирование на основе локальных прадиалектов славянских языковых групп и позже - языков отдельных славянских этносоциальных общностей.

Античные авторы I-II веков и византийские источники VI-VII веков упоминают славян под разными именами, то называя их обобщённо венедами, то выделяя среди них антов и склавинов. Не исключено, однако, что подобные названия (особенно «венеды», «анты») употреблялись для обозначения не только собственно славян, но и соседних или связанных с ними других народов. В современной науке местопребывание антов обычно локализуют в Северном Причерноморье (между Северским Донцом и Карпатами), а склавинов трактуют как их западных соседей. В VI веке анты совместно со склавинами участвовали в войнах против Византии и частично осели на Балканах. Этноним «анты» исчезает из письменных источников в VII веке. Возможно, что он отразился в более позднем этнониме восточно-славянского племени «вятичи», в обобщённом обозначении славянских групп на территории Германии - «венды». Начиная с VI века византийские авторы всё чаще сообщают о существовании «Славиний» («Славий»). Их возникновение зафиксировано в разных концах славянского мира - на Балканах («Семь родов», Берзития у племени берзитов, Драгувития у драгувитов и др.), в Центральной Европе («государство Само»), у восточных и западных (в том числе поморских и полабских) славян. Это были непрочные образования, возникавшие и вновь распадавшиеся, менявшие территории и объединявшие различные племена. Так, государство Само, сложившееся в VII веке для защиты от аваров, баварцев, лангобардов, франков, объединяло славян Чехии , Моравии, Словакии , Лужиц и (частично) Хорватии и Словении . Возникновение «Славиний» на племенной и межплеменной основах отразило внутренние перемены древнеславянского общества, в котором шёл процесс образования имущей верхушки, а власть племенных князей постепенно перерастала в наследственную.

Появление государственности у славян относится к VII-IX векам. Датой основания Болгарского государства (Первое Болгарское царство) считается 681. Хотя в конце X века Болгария попала в зависимость от Византии, как показало дальнейшее развитие, болгарская народность к этому времени уже обрела устойчивое самосознание. Во второй половине VIII - первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. В IX веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). К IX - началу X вв. относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры, - здесь в 863 началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, продолженная их учениками (после разгрома православия в Великой Моравии) в Болгарии . В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия , Чехия , а также Лужицы, часть Паннонии и словенских земель и, по-видимому, Малой Польши . В IX веке возникает Древнепольское государство. Одновременно протекал процесс христианизации, причём большинство южных славян и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне (включая хорватов и словенцев) - римско-католической. У части западных славян в XV-XVI веках возникли реформационные движения (гусизм, община чешских братьев и др. в Чешском королевстве, арианство в Польше , кальвинизм у словаков, протестантство в Словении и др.), в значительной мере подавленные в период контрреформации.

Переход к государственным образованиям отразил качественно новую ступень этносоциального развития славян - начало формирования народностей.

На характер, динамику и темпы складывания славянских народностей определяющее влияние оказали факторы социальные (наличие «полных» или «неполных» этносоциальных структур) и политические (наличие или отсутствие собственных государственно-правовых институтов, стабильность или подвижность границ ранних государственных образований и т. п.). Политические факторы в ряде случаев, особенно на начальных этапах этнической истории, приобретали решающее значение. Так, дальнейший процесс развития великоморавской этнической общности на базе входивших в состав Великой Моравии моравско-чешских, словацких, паннонских и лужицких племён славян оказался невозможным после падения этого государства под ударами венгров в 906. Произошёл разрыв экономических и политических связей указанной части славянского этноса и его административно-территориальное разобщение, что создало новую этническую ситуацию. Наоборот, возникновение и упрочение на востоке Европы Древнерусского государства явилось важнейшим фактором дальнейшей консолидации восточнославянских племён в сравнительно единую древнерусскую народность.

В IX веке земли, населённые племенами - предками словенцев, были захвачены германцами и с 962 стали частью Священной Римской империи, а в начале X века предки словаков после падения Великоморавской державы были включены в состав Венгерского государства. Несмотря на длительное сопротивление германской экспансии, основная часть полабских и поморских славян лишилась независимости и подверглась насильственной ассимиляции. Несмотря на исчезновение у этой группы западных славян собственной этнополитической базы, отдельные группы их в разных регионах Германии сохранялись длительное время - до XVIII века, а в Бранденбурге и под Люнебургом даже до XIX века. Исключение составили лужичане, а также кашубы (последние в дальнейшем вошли в состав польской нации).

Приблизительно в XIII-XIV веках болгарская, сербская, хорватская, чешская и польская народности начали переходить к новой фазе своего развития. Однако этот процесс у болгар и сербов был прерван в конце XIV века османским нашествием, в результате которого они на пять столетий потеряли независимость, а этносоциальные структуры этих народностей были деформированы. Хорватия ввиду опасности извне в 1102 признала власть венгерских королей, но сохранила автономию и этнически хорватский господствующий класс. На дальнейшее развитие хорватской народности это оказало позитивное воздействие, хотя территориальное разобщение хорватских земель привело к консервации этнического регионализма. К началу XVII века польская и чешская народности достигли высокой степени консолидации. Но в Чешских землях, включённых в 1620 в состав габсбургской австрийской монархии, вследствие событий Тридцатилетней войны и политики контрреформации в XVII веке в этническом составе правящих слоёв и горожан произошли существенные перемены. Хотя Польша до разделов конца XVIII века сохраняла независимость, общая неблагоприятная внутри- и внешнеполитическая обстановка и отставание в экономическом развитии тормозили процесс формирования нации.

Этническая история славян в Восточной Европе имела свои специфические особенности. На консолидацию древнерусской народности оказали воздействие не только близость культуры и родственность диалектов, которыми пользовались восточные славяне, но и сходство их социально-экономического развития. Своеобразие процесса формирования отдельных народностей, а позже - этносов у восточных славян (русские, украинцы, белорусы) заключалось в том, что они пережили стадию древнерусской народности и общей государственности. Их дальнейшее формирование было следствием дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV-XVI века). В XVII-XVIII веках русские, украинцы и белорусы вновь оказались в составе одного государства - России , теперь уже как три самостоятельных этноса.

В XVIII-XIX веках восточнославянские народности перерастают в современные нации. Процесс этот протекал у русских, украинцев и белорусов в различном темпе (наиболее интенсивном - у русских, наиболее замедленном - у белорусов), что обусловливалось своеобразными историческими, этно-политическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трёх народов. Так, для белорусов и украинцев важную роль сыграла необходимость противостоять полонизации и мадьяризации, неполнота их этносоциальной структуры, образовавшаяся в результате слияния собственных верхних социальных слоёв с верхними социальными слоями литовцев, поляков, русских и др.

У западных и южных славян становление наций, при некоторой асинхронности исходных рубежей этого процесса, начинается во второй половине XVIII века. При формационной общности, в стадиальном отношении между регионами Центральной и Юго-Восточной Европы существовали различия: если у западных славян этот процесс в основном завершается в 60-х годах XIX века, то у южных славян - после освободительной русско-турецкой войны 1877-78.

Вплоть до 1918 поляки, чехи и словаки входили в состав многонациональных империй, и задача создания национальной государственности оставалась нерешённой. В то же время политический фактор сохранял в процессе становления славянских наций своё значение. Закрепление независимости Черногории в 1878 создало основу для складывания в дальнейшем черногорской нации. После решений Берлинского конгресса 1878 и изменения границ на Балканах вне пределов Болгарии оказалась бульшая часть Македонии , что в последующем привело к формированию македонской нации. В начале XX века, а особенно в период между первой и второй мировыми войнами, когда западные и южные славяне обрели государственную независимость, этот процесс, однако, был противоречивым.

После Февральской революции 1917 предпринимались попытки создания украинской и белорусской государственности. В 1922 Украина и Белоруссия вместе с другими советскими республиками были учредителями СССР (в 1991 они объявили себя суверенными государствами). Утвердившиеся в славянских странах Европы во второй половине 1940-х годов тоталитарные режимы с господством административно-командной системы оказывали деформирующее воздействие на этнические процессы (нарушение прав этнических меньшинств в Болгарии , игнорирование руководством Чехословакии автономного статуса Словакии , обострение межэтнических противоречий в Югославии и т. д.). Это явилось одной из важнейших причин общенационального кризиса в славянских странах Европы, который привёл здесь, начиная с 1989-1990 гг., к существенным изменениям социально-экономической и этнополитической ситуации. Современные процессы демократизации социально-экономической, политической и духовной жизни славянских народов создают качественно новые возможности для расширения межэтнических контактов и культурного сотрудничества, имеющих прочные традиции.