Производственные мощности авиаремонтного предприятия. Примерный перечень оборудования для предприятий автосервиса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль автомобильного транспорта в экономике страны, цели и задачи создания автотранспортных предприятий. Разработка проекта реконструкции участка для создания автотранспортного предприятия по ремонту раздаточной коробки агрегатного участка автомобилей.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2010

    Тип, структура и функции строительной организации, виды услуг. Списочный состав парка по маркам (моделям) автомобилей. Структура и функции технической службы. Организация технологических процессов ремонта и обслуживания на примере автомобиля МАЗ-4907.

    отчет по практике , добавлен 02.01.2017

    Характеристика смешанной ведомственной комплексной автотранспортной организации ПУП "Миноблсантранс". Списочный состав и режим эксплуатации транспорта. Структура и функции технической службы. Производственно-технологический процесс ТО и ТР автомобилей.

    отчет по практике , добавлен 14.10.2017

    Расчет производственной программы таксомоторного парка на 250 автомобилей. Технический проект участка диагностики. Распределение годовых объемов работ по самообслуживанию предприятия. Расчет площади зоны участка диагностики. Персонал и режим его работы.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Функции и производственная база предприятия, состав и режим работы парка. Расчёт производственной программы АТП по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей с помощью программного обеспечения ADF12MM. Структура и общая организация техобслуживания.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2011

    Определение списочного состава автомобилей автотранспортного предприятия. Условия эксплуатации подвижного состава. Расчет необходимых площадей под склад шин, горюче-смазочных материалов, производственных подразделений. Генеральный план предприятия.

    контрольная работа , добавлен 18.10.2010

    Задачи и структура транспортного хозяйства в составе предприятия. Определение грузооборотов предприятия, маршрутов транспорта и необходимого количества транспортных средств, диспетчирование работы. Способы решения транспортной задачи методами оптимизации.

    реферат , добавлен 08.05.2009

    Производственный состав ремонтного предприятия. Режим работы и годовые фонды времени предприятия. Расчет годовых объемов работ производственных участков, площадей производственных, складских и вспомогательных помещений. План производственного корпуса.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2011

Механизация технологических процессов ТО и ТР автомобилей влияет на эффективность деятельности авторемонтных предприятий, так как внедрение средств автоматизации позволяет: снизить трудоемкость и себестоимость ТО и ТР автомобилей; улучшить качество выполняемых работ; сократить число ремонтных рабочих; снизить простои автомобилей в очереди на ТО и ТР; увеличить время работы автомобилей; повысить эффективность автопредприятия.

Как показывают результаты проведенного анализа деятельности автопредприятий с различным уровнем механизации работ ТО и ТР, уровень обеспеченности этих предприятий технологическим оборудованием заметно влияет на результаты их деятельности. С ростом оснащенности авторемонтных предприятий технологическим оборудованием значительно уменьшается требуемое количество ремонтных рабочих, резко возрастает коэффициент технического использования автомобильного парка (за счет сокращения времени простоя в ремонте и ожидании ремонта), что, в конечном итоге, приводит к снижению величины фонда заработной платы и повышению доходов предприятия.

В настоящее время задача комплексной механизации авторемонтного производства становится особенно актуальной в связи со значительным ростом парка автотракторной техники. В связи с этим необходимо определить наиболее эффективные направления механизации, выявить посты и участки СТОА с наибольшим использованием ручного труда (в том числе тяжелого и неквалифицированного), разработать комплекс мероприятий по повышению уровня механизации, выбрать оптимальный вариант технологического оборудования.

По результатам анализа действующих автопредприятий необходимо разработать планы повышения уровней их механизации, позволяющие достигнуть большей эффективности проведения ТО и ТР автомобилей, сократить число ремонтных рабочих, увеличить время полезной работы автомобилей.

Качество технологического оборудования в большой степени влияет на уровень механизации ТО и ТР, производительность труда ремонтных рабочих, материальные и трудовые затраты. Низкая производительность оборудования ведет к увеличению числа единиц используемого оборудования, числа рабочих; недостаточная надежность влечет за собой частые простои оборудования, рост трудовых и материальных затрат на ремонт и восстановление оборудования. Большая материалоемкость и металлоемкость способствует увеличению стоимости оборудования, низкая степень механизации - увеличению доли ручного труда. Чем больше площадь, занимаемая оборудованием, тем больше амортизационные отчисления. Большое энергопотребление увеличивает дополнительные денежные затраты.

Важное значение для повышения уровня механизации процессов ТО и ТР имеет производственная мощность (по количеству обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей) СТОА. Чем меньше СТОА, тем меньше возможностей для повышения уровня механизации процессов ТО и ТР, что обусловлено недостатком средств для проведения комплексной механизации, экономической нецелесообразностью оснащения СТОА высокопроизводительным оборудованием вследствие невозможности обеспечения его полной загрузки, ограниченными возможностями обновления технологического оборудования, отсутствием предпосылок для создания специализированных постов ТО и ТР, нехваткой площадей для установки оборудования, ограниченностью энергетических ресурсов.

Анализ фактического наличия средств механизации на АРП различной мощности показывает, что технически возможный уровень автоматизации технологических процессов ТО и ТР на СТОА, обслуживающих 200, 300 и 450 грузовых автомобилей, составляет соответственно 28, 33 и 38 %.

Одной из мер повышения уровня механизации ТО и ТР на авторемонтных предприятиях является внедрение поточных линий с механизацией ТО, специализированных постов с комплексной механизацией ТО и ТР, системы централизованного управления производством, постов механизированной смазки и заправки и т. п.

Осуществление комплексной механизации технологических процессов ТО и ТР на авторемонтных предприятиях невозможно без внедрения средств малой механизации и, прежде всего, механизированного инструмента, использование которого позволяет значительно (на 30...60 %) снизить трудоемкость выполнения демонтажно-монтажных работ. Например, использование автоматической линии для мойки легковых автомобилей сокращает трудоемкость выполнения этих работ в 7,5 раза, использование электромеханического подъемника - в два раза, электрогайковерта для гаек колес - в 1,5 раза, шиномонтажного стенда для колес грузовых автомобилей - в два раза.

Только за счет укомплектования АРП технологическим оборудованием можно повысить уровень механизации ТО и ТР по сравнению с фактическим в 1,6... 1,8 раза (в целом для предприятия), причем для зон ТО-1, ТО-2, ТР - в 1,8... 1,9 раза, для агрегатного, шиномонтажного и других участков - в 1,5...1,6 раза, снизить трудоемкость работ по ТО и ТР автомобилей в зависимости от их вида на 40...60 %, повысить коэффициент технического использования на 5...7 %, высвободить большое количество производственных рабочих.

Контрольные вопросы

  • 1. Как подразделяется оборудование СТОА по назначению?
  • 2. Чем определяется функциональное назначение оборудования?
  • 3. На какие группы можно подразделить оборудование постов и поточных линий?
  • 4. Назовите типы бортового диагностического ПО.
  • 5. Какова цель диагностирования автомобиля в целом?
  • 6. На какие группы можно подразделить все оборудование для диагностики двигателей?
  • 7. Перечислите основные измерительные приборы, используемые для диагностики двигателей.
  • 8. Каков спектр вспомогательного оборудования для диагностики двигателя?
  • 9. Перечислите критерии выбора оборудования и технологической оснастки для АРП, выполняющих ТО и ТР автомобилей?
  • 10. По каким показателям производится оценка уровня механизации производственных процессов на СТОА и АРП?
  • 11. В соответствии с каким документом выполняется расчет уровней механизации на АРП?
  • 12. Каким образом влияет обеспеченность АРП средствами механизации на эффективность их деятельности?

Введение

Авторемонтное предприятие - это система производственных зданий и сооружений, технологического оборудования и оснастки, исполнителей и технической документации, способная выполнять капитальный ремонт автомобилей одной или нескольких марок и (или) их агрегатов.

Система всех производственных объектов авторемонтного предприятия составляет его структуру, включающую цеха, участки и службы, а также связи между ними, возникающие в процессе эксплуатации предприятия. От структуры авторемонтного предприятия зависит его пропускная способность, удобство для клиента, а, следовательно, и прибыльность. Это говорит о необходимости грамотного проектирование структуры предприятия с учетом таких факторов как численность работников, пропускная способность, виды используемого технологического оборудования и предоставляемых услуг.

В настоящее время на рынке оказания авторемонтных услуг на фоне растущего спроса имеет место сильная конкуренция, что говорит о необходимости увеличения конкурентоспособности таких предприятий. Одним из инструментов ее увеличения становится организация наиболее оптимальной и удобной потребителю инфраструктуры, которая позволила бы увеличить качество и скорость выполняемых работ, что является определяющим фактором при выборе потребителем поставщика авторемонтных услуг.

Производственная структура авторемонтного предприятия - это состав его производств, цехов, участков и служб с указанием связей между ними. Назначение, структура, функции и производственная мощность авторемонтного предприятия определяются видами, содержанием и объемом выполняемых работ.

Авторемонтное предприятие выполняет множество функций, связанных с ремонтом автомобилей (диагностика, ремонт, мойка, наладка и т.д.), а также ряд вспомогательных функций, обеспечивающих работу основного производства.Для выполнения своих функций авторемонтное предприятие имеет в своем составе основное, вспомогательное и обслуживающее производства, а также управленческий отдел.

1.1 Основное производство

Основное производство - это множество производственных цехов (участков) с обеспеченными документацией исполнителями и средствами технологического оснащения, которые непосредственно воздействуют на ремонтируемые изделия. Основное производство также занято выпуском продукции для продажи или обмена.

)Цеховую структуру используют на крупных предприятиях с числом работающих свыше 500 человек. В этом случае предприятие, в зависимости от его специализации и кооперации с другими заводами, состоит из 3-5 самостоятельных цехов с числом работающих в каждом цехе 125-300 человек. В структуре управления цехом имеются начальник цеха, начальники смен, старшие мастера, мастера и бригадиры.

)Цехи состоят из участков. Заводы с числом работающих менее 500, человек имеют в своем составе только участки, которые возглавляются старшими мастерами.

)Комбинированная структура используется на предприятиях с численностью работающих не менее 500 человек, на которых операции выполняемые цехами можно разделить на более специфичные операции, требующие дополнительных сложных специальных работ.

Производственный участок является структурной единицей предприятия или цеха(в зависимости от вида структуры предприятия, числа предоставляемых им услуг и численности рабочих) и состоит из множества рабочих мест. Производственные участки предназначены для выполнения отдельного технологического процесса или комплекса работ по ремонту отдельных агрегатов.В первом случае, производственный участок организован по технологическому признаку, во втором - по предметному. Технологическая специализация участков более прогрессивная, чем предметная, т.к. номенклатура технологических процессов, применение которых возможно для ремонта или диагностики агрегатов и узлов оборудования, значительно больше номенклатуры самих агрегатов.

1.2 Вспомогательное производство

Во вспомогательном производстве изготавливают средства ремонта, необходимые в основном производстве, приобретение которых невозможно или нецелесообразно. Это производство содержит в исправном состоянии здания и сооружения, средства технологического оснащения, энергосистемы и инженерные сети. Оно обеспечивает основное производство ресурсами (теплом, холодом, водой, сжатым воздухом, чистым воздухом, газами, электроэнергией и др.). Его службы - инструментальный участок, отделы главного механика и энергетика, ремонтно-строительный участок.

3Обслуживающее производство

Обслуживающее производство обеспечивает материалами, полуфабрикатами и услугами основное и вспомогательное производства, контролирует выполнение заказов. В составе обслуживающего производства имеются:

)Транспортный цех, основными функциями которого является перевозка необходимых грузов и оборудования в пределах предприятия, цехов или производственных участков, а также контроль технического состояния подвижного состава. В своей структуре транспортный цех может иметь участки (например, диспетчерский, по ремонту транспортных средств, эксплуатационный и др.).

2)Службы снабжения и сбыта, выполняющая операции по обеспечению необходимыми материалами и оборудованием основного и вспомогательного производства, а также операции по утилизации оборудования и материалов, непригодных к эксплуатации или сбыт материалов, не востребованных производством.

Основной задачей обслуживающего производства является недопущение прерывания оптимального функционирования основного и вспомогательного производства ввиду различных причин: нехватка материалов и оборудования, выход из строя оборудования, отсутствие электроэнергии, водо-, тепло- или газоснабжения, избыток производственных отходов или невостребованных материалов, сбои поступления заказов и т.п.

1.4Управленческий отдел

Управление предприятия состоит изадминистрации, отделов и лабораторий. Состав и функции управленческого отдела зависят от мощности и специализации авторемонтного предприятия. На предприятиях с общей численностью рабочих свыше 500 имеет место следующая административная структура:

Администрация;

служба эксплуатации;

производственные отделы различного назначения;

бухгалтерия;

столовая;

фельдшерский здравпункт.

Производственные отделы - это отделы главного технолога (ОГТ) и главного конструктора (ОГК) (может быть объединенный из них - технический отдел), технического контроля (ОТК), материально-технического снабжения (ОМТС), планово-экономический (ПЭО), финансово-сбытовой (ФСО), производственно-диспетчерский (ПДО), труда и заработной платы (ОТиЗ), кадров (ОК). Основные функции заводских лабораторий: химический и металлографический анализ материалов, ремонт и поверка средств измерений, сбор данных о надежности проданной техники и др.

Предприятия с общей численностью рабочих менее 500 человек имеют в составе своей административной структуры меньшее число элементов (может не быть столовой, здравпункта, сокращено число отделов и участков).

Авторемонтное предприятие имеет иерархическую структуру с функциональным управлением, где каждый функциональный блок разделен на производственные участки, тесно связанные между собой (часто совмещенные), на которых выполняются специальные работы характерные для данного функционального блока (цеха). Каждый участок характеризуется наличием специального оборудования, требующего грамотного управляющего воздействия специалиста, обусловленным конкретной производственной задачей.

.1 Участки основного производства

Основное производство тесно связано с непосредственным решением производственной задачи, ремонтом и производством технологического оборудования. Деятельность основного производства ориентирована на извлечение прибыли и достижение целей авторемонтного предприятия.

К участкам основного производства относят:

)Разборочно-очистной участок: диагностирование агрегатов, наружная очистка автомобилей, разборка их на агрегаты, подразборка, очистка подразобранных агрегатов, разборка агрегатов на сборочные единицы очистка сборочных единиц, разборка сборочных единиц, очистка деталей. Оборудование данного участка классифицируется в зависимости от вида выполняемых работ: диагностическое, моечное оборудование, приспособления и инструменты для разборки.

Диагностирование автомобиля предусматривает определение основных технических показателей автомобиля с помощью специального оборудования (Рис.2.1.):

Центральный диагностический модуль

Тестер аккумуляторных батарей

Установка для проверки и чистки инжекторных форсунок

Установка для обслуживания кондиционеров с тестером утечек

Устройство для вытяжки отработавших газов

Набор инструментов электрика

Стробоскоп

Тестер давления топлива

Компрессометр и пневмовакуумметр

Рис.2.1 Участок диагностики автомобиля

Моечные операции выполняются при помощи специального моечного оборудования: моечные площадки (для наружной мойки автомобиля), моечные установки, блоки и машины для мойки мелких деталей и узлов автомобилей.

2)Участок дефектации деталей: определение технического состояния и сортировка деталей. Дефектация деталей подразумевает инструментальный и многостадийный контроль. В процессе дефектации деталей используются следующие методы контроля:

·органолептический осмотр (внешнее состояние детали, наличие деформаций, трещин, задиров, сколов и т.д.);

·инструментальный осмотр при помощи приспособлений и приборов (выявление скрытых дефектов деталей при помощи средств неразрушающего контроля);

·бесшкальных мер (калибры и уровни);

·микрометрических инструментов (линейки, штанген-инструменты, микрометры и т.д.) для оценки размеров, формы и расположения поверхностей деталей.

3)Участок восстановления деталей: операции сварки, наплавки, нанесения электрохимических покрытий, переработки резины и пластмасс, механические, слесарные, кузнечные, термические, прессовые, восстановление отдельных деталей (корпусных, валов и др.) или их групп.

4)Медницкий участок: ремонт водяных и масляных радиаторов, топливных баков, масляных фильтров, трубопроводов, упорных шайб, втулок и др. На данном участке используются в основном сварочные и наплавочные операции.

5)Термический участок: термическая и химико-термическая обработка заготовок. На термическом участке осуществляется нагрев и выдержка металлических или неметаллических материалов при высоких температурах в химически активных средах (твердых, жидких, газообразных). Химико-термическую обработку проводят с целью обогащения поверхностных слоев изделий определенными элементами. Их называют, насыщающими элементами или компонентами насыщения.В результате такой обработки формируется диффузионный слой <#"justify">6) Деревообрабатывающий участок: изготовление деревянных заготовок, ремонт деревянных кузовов грузовых автомобилей, упаковочной тары, ремонт спинок и сидений. На данном участке выполняются все работы, связанные с обработкой деревянных частей автомобиля.

В зависимости от мощности предприятия шиноремонтный участок может состоять из 3-х отделений:

Мойка и сушка колес;

демонтаж/монтаж шин;

вулканизационное отделение;

отделение ремонта и окраски дисков.

8)Участок ремонта электрооборудования: проверка и ремонт электродвигателей, стартеров, генераторов и реле-регуляторов, ремонт фар, электропроводки, приборов (в том числе электронных), текущий ремонт и зарядка аккумуляторных батарей. Операции данного участка предусматривают предварительную тщательную диагностику электрооборудования специальными приборами.

9)Участок ремонта топливной аппаратуры: ремонт подкачивающих топливных насосов, карбюраторов, инжекторов, топливных насосов высокого давления и форсунок. Ремонт топливной аппаратуры так же, как и ремонт электрооборудования невозможен без проведения диагностики специальным оборудованием, что обусловливает неразрывность этих процессов.

10) Слесарно-механический участок: подбор деталей и подгонка сопрягаемых поверхностей, работы на металлорежущем оборудовании, изготовление деталей.Слесарно-механический участок может быть оснащен станками и оборудованием различного назначения, которое позволяет производить металлоизделия и металлоконструкции. На участке могут быть размещены прессы для вырубки и штамповки металлических деталей, кривошипные ножницы, позволяющие рубить листы металла толщиной до 4 мм, отрезной станком, сверлильные станками различных модификаций, токарно-револьверные станки, заточные станки. Изготовление металлоизделий повышенной сложности зависит от квалификации работников.

11)Участок ремонта агрегатов: выполнение работы по ремонту отдельных агрегатов. На данном участке производится ремонт агрегатов и узлов, не относящихся к области деятельности остальных участков.

12) Окрасочный участок: подготовка поверхностей, нанесение и сушка лакокрасочных покрытий.

)Комплектовочно-сборочный участок: накопление деталей, образование и хранение сборочных комплектов деталей, узловая и общая сборка агрегатов и автомобилей. На данном участке происходят заключительные работы по сборке всех отремонтированных агрегатов и узлов и подготовка к обкаточным испытаниям.

)Обкаточно-испытательный участок: заправка топливом и маслом, обкатка, испытания, послеремонтное диагностирование, устранение неисправностей, консервация и сдача агрегатов и автомобилей. На этом участке проводятся окончательные работы, связанные с проверкой качественности выполнения всех предыдущих работ, устранением всех оставшихся недочетов и выпуском автомобиля в эксплуатационный режим.

.2 Участки вспомогательного производства

Основной целью вспомогательного производства является поддержание бесперебойного функционирования основного производства, обеспечение его необходимыми материалами и ресурсами.

1)Отдел главного механика: планово-предупредительный ремонт технологического и подъемно-транспортного оборудования. Подразумевается ремонт и профилактика неисправностей всего технологического, а также подъемно транспортного оборудования, а также средств диагностики и ремонта. Данный этап производства необходим для предотвращения простоев производства ввиду невозможности проведения работ из-за неисправности технологического оборудования.

2)Инструментальный участок: изготовление оборудования, приспособлений и инструмента, ремонт приспособлений, содержание и заточка инструмента. Инструментальный участок выполняет те же функции, что и отдел главного механика, но для другой группы технологических средств: инструментов и приспособлений. На данном участке возможно изготовление необходимых элементов оборудования, а также самостоятельных приспособлений.

)Отдел главного энергетика: ремонт и обслуживание силового, осветительного, теплотехнического и вентиляционного оборудования, содержание инженерных сетей, эксплуатация компрессорной и котельной. На данном участке производится профилактика и ремонт оборудования поддерживающего работоспособность энергосистем, отопления и вентиляции, что говорит о недопустимости сбоев работы данного участка, т.к. это может привести к остановке работы на всех других участках производства.

2.3 Обслуживающее производство

) Склад ремонтного фонда: приемка и хранение ремонтного фонда. Склад содержит в себе оборудование для ремонтных работ, запасные части для осуществления замены неисправных деталей и узлов, а также осуществляет временное хранение разборочных единиц во время процессов диагностики и ремонта узлов и агрегатов автомобиля.

2) Склад материально-технического обеспечения: расконсервация и входной контроль деталей, учет и хранение запасных частей, материалов, металла, химикатов, баллонов со сжатым и сжиженным газом, карбида кальция и др., выдача в цех. Этот склад связан с непосредственной поставкой новых расходных материалов, деталей и оборудования на производство. Здесь ведется строгий учет и контроль купленных производством материалов, а также учет отпуска этих материалов в производство.

) Транспортный участок: эксплуатация межцехового транспорта. Деятельность участка подразумевает использование внутрипроизводственных транспортных средств: тележек, подъемников, погрузчиков и т.п.

Заключение

Ремонт - это комплекс организационных, технических и технологических мероприятий, обеспечивающих надежную работу автомобилей и всего подвижного состава. Для этой цели предназначены специализированные ремонтные предприятия для ремонта полнокомплектных автомобилей и агрегатов, а также ремонтные мастерские автотранспортных организаций.

Авторемонтное предприятие имеет сложную взаимосвязанную структуру. При этом каждый технологический участок предприятия, выполняя свою узкоспециализированную функцию, поддерживает работоспособность всего предприятия в целом, сохраняя и поддерживая его производительность, а, следовательно, и прибыльность. Это обусловливает необходимость постоянного контроля над выполнением всех операций на производстве, каждая из которых прямым или косвенным путем влияет на выполнение остальных операций.

В настоящее время происходит интенсивное развитие авторемонтного производства , что приводит к изменению функций авторемонтных предприятий, которые становятся предприятиями по ремонту отдельных агрегатов автомобиля. Это способствует развитию и совершенствованию специального оборудования, углублению специальных знаний специалистов авторемонтных предприятий, что в совокупности оказывает положительное влияние на рост качества выполнения работ на данных предприятиях.

Приложение

Рис.1. Схема генерального плана авторемонтного предприятия: 1- административно-бытовой корпус; 2- производственный корпус; 3-резервуар для воды; 4-10- площадки и склады для горюче-смазочных, строительных материалов, утиля, ремонтного фонда, лесоматериалов, металла, готовой продукции; 11- площадка для приемки и сдачи автомобилей; 12- стоянка легковых автомобилей

Рис. 3.4. Планировка разборочно-моечного участка предприятия для ремонта силовых агрегатов: 1- подвесной конвейер доставки ремонтного фонда; 2- тумбочка для инструментов; 3- подвесная кран-балка; 4- эстакада для подразборки силовых агрегатов; 5- подвесной конвейер с подвесками для разборки агрегатов и складирования деталей; 6- верстак; 7- рольганг; 8- монорельс; 9- электрическая таль; 10- подставка для блока цилиндров; 11- моечная установка с вибрирующей платформой; 12- установка для очистки деталей в расплаве солей; 13- установка для промывки каналов в блоках цилиндров; 14- подъемный столик; 15- моечная машина для деталей; 16- накопитель деталей; 17- стенд для разборки блоков цилиндров; 18- установка для снятия накипи с головок цилиндров; 19- установка для очистки деталей косточковой крошкой; 20- стенд для вывертывания пробок из коленчатого вала; 21- подвесной конвейер; 22- установка для наружной мойки и пропаривания агрегатов; 23- установка для мойки нормалей; 24- установка для мойки подшипников; 25- стенд для разборки узлов коробки передач; 26- стенд для разборки маслонасосов; 27- стенд для разборки компрессора; 28- стенд для разборки крышки коробки передач; 29- стенд для разборки узлов двигателя; 30- стенд для разборки сцепления; 31- установка для мойки масляных фильтров; 32- сушильная камера; 33- машина для мойки подразобранных агрегатов; 34- машина для мойки погружного типа.

Рис. 3 .5. Планировка участка сборки силовых агрегатов: 1- накопитель для блоков цилиндров(элеваторного типа); 2- конвейер для сборки двигателей; 3- электрическая таль; 4- стенд для отвертывания(завертывания) гаек крышек подшипников; 5- стенд для выпрессовки(запрессовки) крышек; 6- консольно-поворотный кран; 7- гидроагрегат; 8- кантователь; 9- пресс для запрессовки гильз; 10- стенд для завертывания гаек головки цилиндров; 11- подвесной толкающий конвейер; 12- подвесной конвейер; 13- монтажный стол; 14- накопитель элеваторного типа; 15- стеллаж; 16- стенды для ремонта и испытания приборов смазки; 17- накопитель; 18- стенд для сборки узлов; 19-стенд для сборки и испытания жидкостных насосов; 20- стенды для сборки шатунно-поршневой группы; 21- стенд для ремонта и сборки головок цилиндров; 22- рольганг; 23- моечная машина; 24- камера для нагревания головок цилиндров; 25- стенд для гидроиспытания головок цилиндров; 26- стенд для сборки узлов коробки передач; 27- подвесной конвейер для сборки коробок передач; 28- стенд для испытания коробок передач; 29- монорельс.

Ремонт истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков - неотъемлемый фактор для поддержания обороноспособности России. Предприятием, дающим новую жизнь фронтовой авиации, является ОАО «322-й Авиационный ремонтный завод», в 100 км от Владивостока. Как разбирают, чинят и красят боевые крылатые машины, узнали корреспонденты VL.ru.

322-й АРЗ как предприятие оборонно-промышленного комплекса

Всего в России два развитых авиазавода, занимающихся ремонтом фронтовой авиации. Один из них находится в Московской области, а второй - на другом конце страны, в селе Воздвиженка Уссурийского городского округа. В настоящее время открытое акционерное общество «322 Авиационный ремонтный завод» - ведущее предприятие по ремонту и сервисному обслуживанию самолетов на Дальнем Востоке с высоким уровнем технологического процесса, качеством ремонта и современной производственной базой. Оно объединяет производственные мощности еще двух ранее самостоятельных авиаремонтных предприятий: «153 АРЗ» (Кневичи), «388 АРЗ» (Спасск-Дальний), ныне являющимися филиалами ОАО «322 АРЗ».

На предприятии оборонно-промышленного комплекса в Воздвиженке ремонтируют самолеты фронтовой авиации: бомбардировщики Су-24М, Су-24 МР, Су-24М2, штурмовики Cу-25, Су-25УБ, истребители Су-27УБ, Су-27С (П). В том числе здесь чинят и те крылатые машины, которые получали боевые повреждения во время выполнения задач в интересах Вооруженных сил.

Авиатехника поступает сюда из воинских частей с разных концов страны. Кроме того, завод занимается самолетами, которые экспортируются по контрактам в Индию, Малайзию, Алжир и Эфиопию.

Территория предприятия довольно большая. Всего здесь размещено четыре основных цеха, у каждого свое назначение. В первом рабочие собирают и разбирают летательные аппараты, во втором занимаются ремонтом агрегатов, в третьем налаживают радиоэлектронное и прицельное оборудование, а в четвертом чинят высотомеры, индикаторы, приемники воздушного давления и прочие приборы. Единственное, чем не занимаются на заводе, - ремонтом двигателей, их отправляют на другие предприятия.

В общей сложности на 322-м авиаремонтном заводе работает 734 человека: 277 женщин и 457 мужчин. 180 из них - молодежь (от 17 до 35 лет).

Предварительная проверка и разборка самолета

Когда боевой самолет прибывает на ремонтный завод, его проверяют на станции наземных и летных испытаний перед цехом сборки и разборки: к самолету подключают специальные кабели от оборудования для диагностики, которое под током проверяет техническое состояние боевой машины. Проверкой занимаются работники разного профиля. Радисты осматривают авиационное оборудование и приборы, также к проверке подключаются и специалисты по самолетным двигателям. Выявленные изъяны заводчане фиксируют в формулярах, чтобы в дальнейшем знать перечень всех неисправностей в самолете.

После того, как боевую машину с ее технической документацией полностью проверили, самолет передают в цех сборки и разборки летательных аппаратов. Это своего рода местный хаб предприятия. Здесь трудится порядка 220 человек, среди которых 43 женщины. Большинство работников - с высшим образованием. Средняя зарплата здесь 56 000 рублей, что на восемь тысяч выше, чем по всему заводу.

Внутри цеха № 1 может поместиться 21 самолет. Каждый, что попадает сюда, независимо от технического состояния, заводчане разбирают полностью, ведь продукцию необходимо проверить досконально. Внутри огромного ангара специалисты трудятся не покладая рук: одни, стоя на стремянках, снимают с самолетов кили, контейнеры с тормозными парашютами, топливные баки, тормозные щитки и даже крылья, другие - определяют дефекты и проводят клепальные работы. Все работы требуют предельного внимания и сосредоточенности, ведь от конечного результата общей работы будут зависеть человеческие жизни.

В первом цехе занято немало бывших военных, ранее служивших в авиационных частях. Например, Андрей Вишневский в прошлом был техником истребителей-перехватчиков МиГ-25 и МиГ-29. После службы ушел на воздвиженский завод, где работает уже шесть лет на должности сварщика. Ему нравится работать на предприятии, он с радостью делится опытом с молодыми специалистами. Сейчас их задание - снять задний фюзеляжный топливный бак c истребителя Су-27, прибывшего на ремонт из Западного военного округа. В дальнейшем группа двигателистов упакует агрегаты и отправит их в цех № 2.

Александр Бобырь пришел работать на завод в 1972 году, когда ему было еще 17 лет. Прошел трудовой путь от мастера до начальника участка, а сейчас он начальник цеха № 1. Александр Григорьевич говорит, что каждый самолет - как человеческий организм, в котором все взаимосвязано, а потому каждый этап ремонта оборудования находится на особом контроле - работу исполнителя проверяют производственные мастера, а их - мастера отдела технического контроля, после чего проходит еще несколько этапов проверок.

По словам руководителя самого крупного цеха завода, сроки ремонтов каждой из трех моделей самолетов разные, ведь на более поздних - намного сложней агрегаты, радиоэлектроника и приборное оборудование. Так на Су-25 уходит три месяца, на Су-24 - четыре, а на Су-27 около пяти.

Начальник цеха за всю свою работу успел повидать несколько сотен самолетов, но не перестает восхищаться штурмовиками Су-25, а именно их простотой и в то же время - мощью. Он рассказывает, что их ремонтировать проще остальных типов:

«Когда Cу-25 только создали, военные не воспринимали эти машины всерьез, считали их полной ерундой. Однако после их применения в Афганистане выяснилось, что аналогов таким уникальным самолетам за рубежом нет. Они действительно особенные. На Су-25 "Грач" - два двигателя, в случае повреждения одного второй позволит успешно приземлить самолет. Но нанести ему существенный урон еще надо постараться, ведь двигатели защищают дополнительные бронеплиты (с левой и правой сторон корпуса), как и в носовой части, они толщиной более 10 см. Также на самолете имеется более простой прицел, чем на истребителях Су-27 и бомбардировщиках Су-24. Вдобавок на крыльях, помимо вооружения, можно установить подвесные баки для полетов на дальние расстояния. Из-за этой мощи его и называют ""летающим танком"", но во время ремонта на них у нас уходит меньше всего времени».

Ремонт радиоэлектроники и прицельного оборудования

Начальник цеха ремонта радиоэлектронного и прицельного оборудования Александр Лукьянчиков - один из «ветеранов» завода, проработал здесь 48 лет. Он один из тех, на чьих плечах предприятие смогло выстоять в тяжелые 90-е годы. Заводчанин рассказывает, что радиоэлектронное оборудование, за ремонт которого отвечает его цех, при поступлении находится практически на 100% в неисправном состоянии. Задача ремонтников заключается в том, чтобы полностью наладить аппаратуру, после чего в течение двух лет завод будет обеспечивать гарантийные обязательства.

Своих подчиненных начальник цеха называет «универсальными солдатами». Каждый умеет работать с аппаратурой разных самолетов. Например, радиомеханики Игорь и Андрей сейчас налаживают работу блока целеуказания «Клен» от лазерного прицела самолета Су-25, до этого уже отремонтировали оборудование от Су-24.

Радиомеханики объясняют, что на разных типах самолетов установлено разное оборудование. На одних стоят блочки, которые могут поместиться в ладони, а есть и аппаратура, что и втроем не поднять. Вес оборудования, которое они ремонтирует, колеблется от 100 грамм до тонны.

«Задача радиоцеха в том, чтобы в процессе ремонта самолета все радиоэлектронное и прицельное оборудование было работоспособным, что, в свою очередь, обеспечивает выполнение плана в заранее установленный срок - говорит Александр Лукьянчиков . - Чем новее самолет, тем сложнее радиоэлектронное оборудование. По этой причине на ремонт штурмовика Су-25 (более ранней модели), на котором аппаратуры в принципе меньше, в цехе уходит минимум времени - в среднем около 20 дней, на фронтовом бомбардировщике Су-24 техника посложней, а потому порой требуется полтора, а то и два месяца. Еще более комплексного подхода требует ремонт оборудования истребителей Су-27, спецаппаратуры на них больше в три раза, чем на штурмовиках Су-25. Поэтому на исправление всех изъянов нужно уже три-четыре месяца».

Ремонт приборного оборудования

Один из важных этапов ремонта боевых самолетов - проверка и налаживание работы поврежденного приборного оборудования. Его чинят в цехе № 4. Сами работники отмечают, что к ним аппаратура поступает в ужасном состоянии. Пусть даже она и не исчерпала свой ресурс, но приборы быстро приходят в негодность и требуют ремонта после того, как самолет налетает определенное количество часов.

В цехе ремонта приборного оборудования трудятся 48 человек. Основные должности здесь - электромеханники по ремонту авиаоборудования, слесари-механики авиационного вооружения и слесари ремонтники по кислородному оборудованию.

Рабочие сидят в отдельном здании, в разных кабинетах они разбирают аэрометрические приборы (высотомеры, индикаторы скорости, приемники воздушного давления), приборы систем контроля силовых установок, а также пилотажно-навигационные приборы.

«При поступлении к нам блоков проходит их визуальная дефектация, разборка, промывка оборудования. Далее мы уже проводим предварительные испытания аппаратуры. Затем уже устраняем все неисправности», - объяснил начальник цеха № 4 Роман Телегин .

Кто и как красит боевые самолеты

После того, как все приборы и агрегаты отремонтированы, их возвращают в цех № 1, где самолет собирают. Только после этого корпус будут красить. Для этих работ предусмотрена отдельная зона. В специальном ангаре буквально два года назад был проведен ремонт, а потому помещение выглядят, как новое.

Внутри цеха покраски сейчас стоят только штурмовики, скоро они попрощаются со своим потрепанным видом, в котором их доставили из войск. Поверхность корпуса полностью покроют новым слоем краски, также заводчане нанесут символику вида Вооруженных сил и бортовые номера.

Все маляры - женщины. Одна из давних работниц здесь - Нина Рева - рассказала о том, как именно красит самолеты.

«Многие думают, что покраска - это лишь нанесение слоя эмали на поверхность. Но у нас все проходит поэтапно. Мы обезжириваем, зачищаем, грунтуем поверхность корпуса и уже после пульверизатором наносим краску. Здесь важно еще убедиться, чтобы в компрессор не попала вода, - говорит маляр. - Все выполняем в специальных костюмах, есть у нас и специальная обувь, так как в повседневной по покрашенной части самолета ходить нельзя - останутся следы или царапины».

По словам Нины Рева, проще всего красить именно штурмовики Су-25, процесс занимает около пяти дней, больше всего похлопотать приходится над Су-27, на них уходит около 20 дней из-за более сложного узора и формы самолета.

Су-25 покрывают слоем эмали АК-5178, а на Су-24 и Су-27 наносят краску АС-1115. Отличаются они тем, что первая более гидроизоляционная, а вторая предназначена для более жестких атмосферных условий. Всю краску закупают в Новосибирске.

Проверка после ремонта

Рядом с главными цехами расположена станция наземных и летных испытаний. В советское время летчик-испытатель проверял авиатехнику во время полета после ремонта, сейчас для этих же целей предприятие заключает договоры, после чего летчики из разных авиационных соединений приезжают на ремонтный завод проверять технику. Здесь на газовочной площадке они запускают двигатели и проверяют еще раз все системы.

Стоит отметить, что контроль на предприятии очень жесткий. Помимо заводской проверки на заводе работает и военное представительство. Офицеры старшего офицерского состава осуществляют комплексную проверку от лица Минобороны. Они в конечном итоге отслеживают качество и принимают со своей стороны готовую продукцию.

Новый директор и подготовка кадров

Три месяца назад на предприятии сменился руководитель. Александр Шпаков с 2003 по 2013 работал здесь главным инженером, после был назначен директором 12-го авиаремонтного завода в Хабаровске холдинга «Вертолеты России», теперь же он вернулся в Воздвиженку в другом качестве.

Новый управляющий директор ОАО «322 АРЗ» рассказывает, что предприятие в последние годы качественно растет. Поступает новое оборудование, в частности, первым на Дальнем Востоке завод в Воздвиженке начал применять технологию лазерной сварки аппаратурой отечественного производства. С каждым годом увеличивается и план по контрактам гособоронзаказа. В 2017-м завод должен будет отремонтировать 14 самолетов разных типов.

Александр Шпаков рассказывает, что предприятие разработало несколько программ для мотивации своих сотрудников. Сейчас действует гибкая система стимулирующих доплат, которая создает у каждого работника стимул самосовершенствоваться и поднимать свой профессиональный уровень.

Авиационный ремонтный завод является градообразующим предприятием для гарнизона Воздвиженка, но, кроме того, новых специалистов стараются искать в ближайших населенных пунктах в Уссурийском городском округе и Михайловском районе. Для привлечения квалифицированных кадров заключены договора с Арсеньевским технологическим институтом, Государственным техническим университетом Комсомольска-на-Амуре и Иркутским национальным исследовательским техническим университетом.

Также руководство завода нацелено и на обучение своих сотрудников в высших учебных учреждениях Приморья. Многие заводчане подписывают контракты с ОАО «322 АРЗ» для обучения в ДВФУ. За образовательный процесс платит предприятие, а после окончания учебы новые сотрудники обязаны отработать на нем минимум пять лет.

Также завод старается привлекать молодежь. Уже на протяжении четырех лет сюда возят воспитанников Уссурийского суворовского училища и выпускников местных школ. Им рассказывают обо всех плюсах работы на предприятии оборонно-промышленного комплекса в надежде на то, что кто-то из ребят в будущем придет работать сюда.

Управляющий директор ОАО «322 АРЗ» Александр Шпаков уверен, у завода есть большие перспективы, ведь ранее он буквально возвращал к жизни авиамашины, которые, казалось бы, уже никогда не взлетят.

«К нам часто поступали самолеты, корпус которых был весь в дырах. Самые ужасные повреждения мы устраняли на истребителе Су-27 несколько лет назад. Во время одного из полетов в районе Петрозаводска у самолета отказала система энергоснабжения, шасси не смогли выдвинуться, и в результате истребитель сел на ""брюхо"". Весь корпус был разбит. Многие СМИ тогда написали, что ремонтировать технику будет завод-изготовитель в Комсомольске-на-Амуре, но пришел в ремонт он именно к нам. Когда его ремонтировали, я тогда как раз был главным инженером. В итоге этот самолет мы за два года восстановили, он до сих пор летает, как новый», - вспоминает Александр Шпаков.

В настоящее время руководство предприятия надеется, что завод в Воздвиженке в перспективе получит заказы на ремонт современных истребителей Су-30СМ, Су-35С и истребителей-бомбардировщикиов Су-34 , которыми в последние годы обновляется авиапарк в Восточном военном округе.

Cправка: Предприятие основали 14 августа 1936 года. Тогда это еще были авиационные мастерские 48-й авиационной бригады Дальневосточного военного округа. Завод довольно часто перебазировался а с 1944 года переместилось в село Воздвиженка, где расположено и по сей день.

В мастерских первоначально ремонтировали самолеты И-15, И-15БИС, Р-5, Р-10, авиамоторы М-11, М-17, М-25, М-62. В годы Великой Отечественной здесь давали вторую жизнь самолетам Ла-7, Як-7, Як-9, в том числе поставляемым по ленд-лизу Р-39 (Aircobra), Р-63 (Kingcobra). С началом эры реактивной авиации на заводе стали ремонтировать МиГ-15, МиГ-17, Су-7, Су-7Б, МиГ-21, МиГ-23, Ту-16, Су-17, Ту-22М3.

В конце XX века предприятие стало заниматься ремонтов Су-24 и Су-25.

После распада СССР завод находился в сложнейшем состоянии. В 90-е сотрудники ходили на работу по два дня в неделю, им на протяжении долгих месяцев не выплачивали зарплату. Тогда еще завод оставался федеральным государственным унитарным предприятием. Жизнь его стала налаживаться в начале XXI века, а в 2007 году его приватизировали. С этого момента он стал именоваться «Открытое акционерное общество "322-й Авиационный ремонтный завод"».

Максим Тихонов (текст), Сергей Орлов (фото)

Авторемонтные предприятия относятся к сервисным предприятиям и выполняют функции, связанные с поддержанием машин в исправном техническом состоянии. Авторемонтные (сервисные) предприятия уже по определению предприятия специализированные. Они выполняют весьма ограниченный объем функций, например техническое обслуживание и ремонт автомобилей, а все остальные функции, связанные с эксплуатацией транспорта (хранение автомобилей, организацию перевозок, обеспечение транспорта всем необходимым), выполняют владельцы транспортных средств или фирмы-посредники.

Типы авторемонтных предприятий. По масштабу производства АРП делятся на две группы: ремонтные заводы и ремонтные мастерские. По основному назначению с учетом специализации АРП могут быть разделены на виды, каждый из которых определяется номенклатурой товарной продукции.

Предусмотрены предприятия, осуществляющие ремонт:

§ силовых агрегатов грузовых автомобилей и автобусов (двигателей со сцеплением и коробкой передач или гидромеханической передачей);

§ прочих основных агрегатов грузовых автомобилей и автобусов (мостов, рулевого управления, раздаточной коробки);

§ силовых и прочих агрегатов легковых автомобилей, в том числе передней и задней подвесок в сборе;

§ автобусов на базе получаемых агрегатов.

К авторемонтным предприятиям относятся базы централизованного технического обслуживания и ремонта (БЦТОР), производственно-технические комбинаты (ПТК), специализированные сервисные производства (ССП), производственные филиалы комплексных предприятий, станции технического обслуживания (СТО).

Базы централизованного технического обслуживания – это самостоятельные предприятия или предприятия, входящие в состав объединений автомобильного транспорта. Эти предприятия выполняют наиболее трудоемкие виды ТО и текущего ремонта (TP) для автомобильного (технологического) транспорта нескольких АТП и организаций или филиалов объединений, расположенных в районе деятельности предприятия.

Состав и объем работ, выполняемых централизованно, определяется в зависимости от условий эксплуатации, расположения и оснащенности АТП, состава парка и других факторов. В объем работ, выполняемых БЦТОР, в основном входят наиболее сложные виды профилактических работ (ТО-2, диагностирование) и ТР. Размер БЦТОР определяется числом закрепленных за ней автомобилей, которое составляет от 800 до 5000. Специализируются БЦТОР в основном на обслуживании грузовых автомобилей и автобусов, а также на обслуживании и ремонте навесного оборудования.

Производственно-технические комбинаты выполняют те же функции, что и БЦТОР; создавались они в основном для дизельных грузовых автомобилей КамАЗ в 1980-е годы.

Специализированные сервисные производства – это предприятия, цехи, мастерские, профилактории, участки, специализированные (предметно, подетально или технологически) по определенным видам работ ТО и ремонта машин. По своему назначению ССП аналогичны БЦТОР и ПТК, но отличаются более узкой специализацией производства и большими объемами выполняемых работ данного вида.

Преимущественное развитие получают специализированные сервисные производства по текущему ремонту двигателей и агрегатов, по ремонту приборов систем питания и электрооборудования, аккумуляторных батарей, по обслуживанию и ремонту технологического навесного оборудования. Мощность ССП обычно составляет 2…10 тыс. ремонтов в год.