Морские проливы мира. Как называется пролив между Азией и Америкой? А ведь мог не Беринговым называться пролив между Азией и Америкой

Берингов пролив расположен между Евразией и Северной Америкой, составляя 86 км вширь между крайними точками этих континентов (мысом Дежнёва и мысом Принца Уэльского соответственно).

Пролив граничит на севере с Чукотским морем, входящим в Северный Ледовитый океан; на юге – с Беринговым морем, являющимся частью Тихого океана. Средняя глубина колеблется от 30 до 50 метров.


Берингов пролив на карте мира

Географическое положение Берингова пролива и его протяжённость, которая соединяет Западное и Восточное полушария, впечатляет. Однако не менее интересно как образовался пролив и, самое главное, почему он так называется? Чтобы узнать это необходимо обратиться к истории.

Интересный факт: С конца XIX века учёными выдвигаются предложения относительно строительства моста через Берингов пролив или подземного туннеля для соединения Чукотского полуострова и Аляски.

Сухопутный мост

На месте Берингова пролива во время последнего этапа ледникового периода образовался сухопутный мост (Берингов перешеек), который простирался примерно на 1600 км с севера на юг. Это произошло из-за того, что в ледниковый период плейстоцена большое количество воды скапливалось в ледниках Арктики, что привело к падению уровня моря и появления суши на шельфе. В течение тысяч лет поднялось морское дно многих межледниковых мелководных морей, в том числе Берингова пролива, Чукотского моря на севере и Берингова моря на юге. После окончания последнего цикла ледникового периода, когда ледники начали таять, уровень моря поднялся и сухопутный мост ушёл под воду. Таким образом на месте сухопутного моста образовался пролив и путь из Азии в Америку закрылся.


Исторический регион Берингия

Травянистая степь, включая сухопутный Берингов перешеек, протянувшийся на сотни километров на евразийский и североамериканский континенты, назвали Берингия . Во время ледникового периода эта территория не оледенела, поскольку представляла собой дождевую тень и юго-западные ветры Тихого океана потеряли влагу над оледеневшем Аляскинском хребте.

Люди (палеоиндейцы) и животные мигрировали из Азии в Северную Америку через Берингов перешеек около 25 тысяч лет назад и основали поселения изначально в Берингии, а затем заселили американские континенты. Современная территория Берингии включает Берингов пролив, Чукотское море, Берингово море, Чукотский и Камчатский полуострова, а также Аляску.

Дрейфующий лёд в Беринговом проливе

Интересный факт: С октября по июль поверхность Берингова пролива покрыта дрейфующим льдом, толщина которого в среднем – 1,2-1,5 м. В некоторых районах лёд остаётся весь год. Температура воды в Беринговом проливе зимой составляет около 2-3 °C ниже нуля, а летом поверхностный слой воды достигает от 7 до 10 °C выше нуля. Зима в регионе – сезон сильных штормов.

Острова в Беринговом проливе

На территории Берингова пролива, являющегося в древности сухопутным мостом, в современной географии суша представлена островами. Острова Диомида, находящиеся в центральной части Берингова пролива, включают два скалистых острова, которые отдалены друг от друга на 4 км: Малый Диомид (о. Крузенштерна), относящийся к США, и Большой Диомид (о. Ратманова), являющийся территорией России. Между островами Диомида, которые лежат посреди пролива, простирается граница между Россией и США и, кроме того, Международная линия перемены дат.

Американский остров Фэруэй находится менее чем в 15 км к юго-востоку от островов Диомида. В южной части Берингова пролива расположен остров Святого Лаврентия.

Открытие пролива


Семён Иванович Дежнёв открыл Берингов пролив в 1648 г.

В 1648 г. экспедиция русского мореходца и исследователя Семёна Ивановича Дежнёва впервые проплыла через Берингов пролив. Семён Дежнёв обошёл восточную оконечность Азии (мыс Дежнёва), обнаружил острова Диомида, добрался до реки Анадырь. Основал Анадырский острог. Однако результаты экспедиции С. И. Дежнёва не стали достоянием общественности. Изначально она оставалась неизвестной и маршрут мореплавателя не использовался. Семён Дежнев считается первооткрывателем Берингова пролива. Пройдя его по всей длине (с севера на юг).

Исследования Витуса Беринга

Витус Ионассен Беринг

В 1725 г. датский морской офицер, пребывающий на русской военно-морской службе, картограф Витус Ионассен Беринг был назначен царем Петром I капитаном Первой Камчатской экспедиции (1725-1730 гг.). Целью которой было найти новые неисследованные земли, нанести их на карту и установить, не сходятся ли побережья Азии и Северной Америки. В 1728 г. Беринг в поиске североамериканского побережья, направляясь с Камчатского полуострова на север, пересёк пролив и обнаружил Чукотское море. Мореплаватели получили доказательства того, что евразийский и североамериканский континенты не связаны сушей.


В. И. Беринг и А. И. Чириков

Таким образом, Витус Беринг исследовал Берингов пролив и доказал, что Азия и Северная Америка отделялись морем. Во Второй Камчатской экспедиции (1733-1741 гг.) Берингу удалось достичь североамериканского побережья и открыть острова Алеутской гряды.

Интересный факт: Английский навигатор и первооткрыватель Джеймс Кук в конце XVIII века дал проливу имя Беринга, выразив восхищение точностью карт, составленных во время плаваний Витуса Беринга. Кроме Берингова пролива, имя Витуса Беринга носят названия и других природных объектов: Берингово море, ледник Беринга, остров Беринга, мыс Беринга, а также Берингов перешеек и исторический регион Берингия.


Маршруты экпедиций Витуса Беринга

Таким образом, Берингов пролив, расположенный между Чукотским полуостровом и Аляской, в 1648 г. открыл русский исследователь Семён Дежнёв. Пролив назвали именем датского картографа, офицера русского военно-морского флота Витуса Беринга, который в 1728 г. переплыл пролив, вышел в Чукотское море и доказал, что Азия и Северная Америка не имеют сухопутной связи.

Во время последнего цикла ледникового периода на территории Берингова пролива существовал сухопутный мост (Берингов перешеек), который появился из-за снижения уровня Мирового океана и скапливания воды в арктических ледниках. Эта историческая область суши, известная как «Берингия», стала первым путём заселения людьми Америки.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В процессе изучения водного мира люди сталкиваются с нюансами определения различных его элементов, порой путая один с другим. Речь идет о таких тонких понятиях, как протока или пролив. Что такое особенное их отличает от иных водных образований? Давайте разбираться.

Значение слова пролив

Начнем с определения. Изучим само слово пролив. Оно образовано приставкой и корнем. Последний созвучен со словом «лить». Если соединим, то получим протоку, связывающую два водоема.

То есть перемычку, по которой мировой океан выравнивает уровень воды в своих резервуарах. Понятно, что природа естественным образом заботится о том, чтобы получился пролив. Что такое должно происходить в природе, чтобы гармония не нарушалась, можно понять на опыте. Лучше всего проводить его на пляже. Сделайте две небольших горки с углублениями посредине. Одно наполните водой. Посмотрите, что произойдет. Вода постарается найти дорогу к «уровню океана», подмоет преграду и устремиться во второе углубление. Только следует учесть, что все это должно происходить не на суше, а в толщах воды, так как только небольшие кусочки материков или островов ограничивают «пролив». Что такое происходит там, в толщах океана, рассмотрим на примерах.

Какими они бывают

При классификации проливов используют две однозначные характеристики: что соединяют и чем ограничены. Если с первым признаком не все так просто - протока может быть образована одним водоемом, то по второму принято ориентироваться. Будем и мы отталкиваться от него.

Материк-материк. Такой пролив ограничивает земли, принадлежащие большим образованиям. Например, Он небольшой сам по себе. Соединяет Черное и Азовское моря. А краями его служат материковые земли.

Остров-остров. В этом случае пролив - это узкий водоем, который образован сравнительно небольшими участками суши. Как пример можно рассмотреть Бонифачио. По его берегам расположены острова Сардиния и Корсика. Третий вид проливов, понятно, расположен в границах материк - небольшой участок суши. Например, Мозамбикский. Его воды омывают с одной стороны Мадагаскар, с другой - Африканский континент.

Судоходство

С точки зрения использования человечество интересует, насколько глубок пролив. Что такое преимущество (да еще с естественным течением) удобно для судов, известно еще с давних времен, когда не было двигателей. Тогда мореходы старались использовать проливы для более удобного передвижения. Ныне перед капитанами стоят иные задачи. Они стараются сократить путь, используя любое преимущество морского простора. В этом смысле проливы различаются по глубине (не в каждый может зайти океанический лайнер), а также по способу образования. К их числу относят некоторые искусственные каналы. Их два: Суэцкий и Коринфский. Надо отметить, что естественные и искусственные проливы играют огромную роль в мировой экономике.

Кроме того, известно, что узкие протоки, в основном во внутренних морях, имеют и политическое значение. Тот, кто их контролирует, может влиять на обстановку в регионе.

Залив и пролив

В чем разница между этими элементами мирового океана, далеко не так понятно, как кажется с первого раза. Каждый из них расположен рядом с сушей, может связывать между собой моря и океаны. Только пролив - это пространство, ограниченное двумя участками суши, с разных сторон. В отличие от него, залив выходит на просторы мирового океана большим участком. То есть, он контактирует с сушей всего с одной стороны, часто - дугой. Остальное пространство вливается в воды того образования мирового океана, что расположено поблизости.

Рекорд

Самый длинный Мозамбикский пролив расположен в Индийском океане. Сам по себе он больше многих морей. Его размеры: длина - 1670 км, ширина - 925 км. Глубина его также впечатляет - около 3 км.

Какие проливы мира (каналы, проходы) являются наиболее значимыми для международного морского судоходства?

Глобальные морские маршруты и Стратегические морские Проходы имеют узкие места — проливы.

Пространство пролива имеет ограниченные возможности, но эти проходы позволяют избежать обходных путей. Эти морские маршруты, шириной в несколько километров, иногда становятся обязательной точкой прохода — почти все они занимают стратегические места, но имеют физические ограничения (берега, ветры, морские течения, глубины, рифы, льды и политические границы).

Большинство морских транспортных движений проходит вдоль берегов континентов. Международные морские маршруты вынуждены проходить через определенные места, каналы и проливы. Эти маршруты, как правило, расположены между крупными рынками Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии. Здесь проходят самые активные коммерческие контейнерные перевозки.

Важность этих крупных рынков в обмене полуфабрикатов и готовой продукции. Кроме того, основные маршруты включают потоки сырья, а именно минералы, зерно, продукты питания, а самое главное нефть.

Наиболее важные стратегические морские проходы (узкие места) зачастую находятся рядом с политически нестабильными странами, увеличивая риск, связанный с пиратством. Или случаи, когда доставка идёт в условиях войны.

Эксплуатационные характеристики заокеанским каналов и проходов существено воздействуют на глобальные тенденции торговли.

На Панамский канал, Суэцкий канал, Малаккский пролив и Ормузский пролив приходится четыре наиболее важных стратегических морских пассажей в мировом грузовом обращении.

Их постоянная доступность для глобальной морской циркуляции обусловлена тем, что глобальная система торговли сильно зависит от их использования, особенно в северном полушарии.

1. Суэцкий канал

Суэцкий канал представляет собой искусственный водный путь около 190 км в длину, проходящих через Суэцкий перешеек на северо-востоке Египта. Он соединяет Средиземное море с рукой Красного моря.

2. Панамский канал

Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океаны через Панамский перешеек, от Кристобаль на Limon-Бей, до Карибского моря, к Бальбоа, на Панамском заливе. Его эксплуатационные характеристики — длина 82 километра, глубина 12,5 м (39,5 футов), ширина 32 метров (106 футов).

3. Малаккский пролив

Малаккский пролив — один из наиболее важных стратегических проливов мира. Он поддерживает большую часть морской торговли между Европой и Азиатско- Тихоокеанским регионом, на долю которого приходится 50000 судов в год. Около 30% мировой торговли и 80% Японии, Южной Кореи и Тайваня. Его измерения 800 км в длину, от 50 до 320 км в ширину (2,5 км в самом узком месте) и минимальной глубиной 23 метра (около 70 футов). Он представляет собой самый длинный пролив в мире, используемый для международной навигации — транзит длится примерно 20 часов.

4. Ормузский пролив

Ормузский пролив образует стратегическую связь между нефтяными месторождениями в Персидском заливе, который является морским тупиком Оманского залива и Индийского океана. Он имеет ширину от 48 до 80 км, но навигация ограничена двумя каналами в 3 км шириной, каждый из которых используется исключительно для входящего или исходящего трафика. Циркуляция в / из Персидского залива, таким образом, весьма ограничена: значительное количество танкеров и контейнеровозов с трудном проходят по узким каналам. Кроме того, острова, которые осуществляют контроль над проливом, оспариваются между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами.

5. Баб-эль-Мандебский пролив

Пролив Баб- эль-Мандеб контролирует доступ к Суэцкому каналу. Это стратегическая связь между Индийским океаном и Красным морем. Он от 48 до 80 км шириной, но навигация ограничена двумя 3 км в ширину каналами для входящего и исходящего трафика. Значительная величина движения танкеров делает навигацию трудной по узким каналам. Закрытие этого пролива будет иметь серьёзные последствия — заставит делать объезд вокруг мыса Доброй Надежды. Проливу требуются дополнительные пространства для танкеров. Баб-эль-Мандебский пролив является ключевым звеном торгового пути из Европы в Азию.

6. Пролив Гибралтар

Гибралтарский пролив на полуострове между Атлантическим океаном и Средиземным морем. Гибралтар представляет собой обязательную точку прохода между Пиренейским полуостровом и побережьем Африки. Пролив имеет длину около 64 км и ширину от 13 до 39 км. Под британским контролем с момента его завоевания у Испании в 1704 году, Гибралтарский пролив стал формальной уступкой по договору Утрехт (1713 г.). Во время Второй мировой войны, Гибралтар блокировал доступ к Атлантике для итальянских и немецких флотов в Средиземном море. Он представляет собой главную стратегическую крепость этого региона.

7. Пролив Босфор

Прохождение Босфора имеет длину 30 км при ширине всего в 1 км в самом узком месте. Пролив Босфор соединяет Чёрное море со Средиземным. Его доступ был предметом двух конфликтов, война Крыма (1854) и битва Дарданелл (Галлиполи, 1915). Проход был закреплён за Турцией после Конвенции Монтре в 1936 году, который признал контроль Турции над Босфором, но предоставил свободный проход в мирное время для любого коммерческого судна без досмотра.

8. Магелланов пролив

Обнаружил этот проход в 1520 году португальский исследователь Фердинанд Магеллан. Магелланов пролив разделяет Южную Америку от архипелага Огненной Земли. Его длина составляет 530 км, а ширина от 4 до 24 км. Засекреченный в течение более одного столетия, пролив обеспечил превосходство Португалии и Испании в азиатской торговле специями и шелками. При строительстве Панамского канала в 1916 году, а затем при создании североамериканского трансконтинентального моста в 1980 — е годы, этот проход потерял большую часть своего стратегического значения.

ПРОЛИВ, пролива, муж. Узкое водное пространство, соединяющее два моря, море с океаном и т.п. или находящееся между островами, островом и материком и т.п. Керченский пролив. Гибралтарский пролив. Татарский пролив. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

Канал; босфор, ворота, большой бельт, скагеррак, симоносеки, каттегат, па де кале, хайнань, дарданеллы, шар, салма, горло, ламанш, карские ворота, маточкин шар, цугару, эресунн Словарь русских синонимов. пролив сущ., кол во синонимов: 24 баб… … Словарь синонимов

ПРОЛИВ, относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Наибольшая длина проливов 1760 км (Мозамбикский), наибольшая ширина 1120 км (Дрейка) … Современная энциклопедия

Относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Предельные величины проливов: длина ок. 1760 км (Мозамбикский), ширина 1120 км (Дрейка) … Большой Энциклопедический словарь

ПРОЛИВ, а, муж. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. | прил. проливный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Относительно узкое естественное водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее два смежных водных бассейна или их части. Как правило, характеризуются индивидуальным гидрологическим режимом. Имеют важное военное значение,… … Морской словарь

ПРОЛИВ - узкий водный проход, связывающий две крупные акватории. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

пролив - Узкий канал, соединяющий две крупные массы воды. Тематики океанология EN strait … Справочник технического переводчика

пролив - Относительно узкое водное пространство (или более широкое), разделяющее участки суши и соединяющее смежные водоемы или их части. → Рис. 312 … Словарь по географии

Пролив - ПРОЛИВ, относительно узкое водное пространство, разделяющее какие либо участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части. Наибольшая длина проливов 1760 км (Мозамбикский), наибольшая ширина 1120 км (Дрейка). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания Северо-Восточнаго морскаго прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах
  • Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив , . Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания Северо-Восточнаго морскаго прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах иждивением его сиятельства, господина…

Мне нравилось восхищаться солнечными закатами на палубе нашего зафрахтованного судна. Нередко весёлые группы дельфинов сопровождали нас, ничуть не боясь плыть перед носовой частью корабля. Обычно, немного устав, они отдалялись и превращались в маленькие блестящие точки. Как-то я спросил у старпома: «На каком расстоянии эти хихикающие хулиганы?» «Намётанный» глазомер морского волка насчитывал 4 километра, теперь я представляю, насколько близко расстояние от российского острова Ратманова до американского острова Крузенштерн . Ведь острова окружены проливом, соединяющим Азию и Америку.

Берингов пролив между Азией и Америкой - географическая победа Российской империи

Петр І, великий математик Лейбниц и Парижская Академия интересовались вопросом слияния азиатского и американского континентов. По велению государя в 1724 года стала формироваться экспедиция на Камчатку под руководством капитана Беринга. Пожелания царя были выполнены, несмотря на его скоропостижную смерть в 1725 году. В государственном проекте участвовало 100 человек, в том числе:

  • корабельные мастера;
  • морские офицеры;
  • географы;
  • гребцы;
  • повара;
  • вспомогательный персонал.

Долгое сухопутное путешествие до Охотска был не прост и проходил через города:

  • (дошли через 43 дня);
  • Илимск (находились с декабря 1725 по март 1726);
  • (прибытие в июне 1727).

В июле 1727 пришли в Охотск . К концу лета команда оперативно построила галиот «Фортуна», который пошёл на восток в сопровождении небольшого бота. Через неделю были видны камчатские берега. В Нижнекамчатске был построен парусный бот «Святой Гавриил», который только в июле 1728 года взял северо-восточный курс. Экспедиция пересекла пролив между Азией и Америкой в августе 1728 года, о чем подробно изложила в своих отчетах об экспедиции. Пролив назвали Беринговым .

А ведь мог не Беринговым называться пролив между Азией и Америкой

В эпоху, когда Петр І ещё не «прорубил» окно в Европу, казачий атаман Дежнев собирал ясак с якутского князя, торговал пушниной и был не прочь отправиться в рискованную экспедицию к берегам, богатым соболями, рыбными угодьями да моржами. Колымское зимовье в 1648 стало стартовой точкой для отправки семи кочей. Во время похода безжалостные бури разбили два судна о ледовую твердь, несколько кочей поглотились течением. Остальные корабли обогнули самую крайнюю точку Азии, следовательно, пролив между Азией и Америкой, де-факто, был впервые увиден русскими первопроходцами в сентябре 1648-го. Сам первооткрыватель об этом не мог знать, а запись о путешествии была найдена в летописях Тобольска лишь через 80 лет, но в память о смелом атамане, пройденный казаком мыс назван мысом Дежнёва.