Эргономика квартиры: каким должно быть идеальное жилое пространство? Что такое эргономичный интерьер? Эргономика помещений квартиры.

Взаимоотношения человека с предметным миром не ограничиваются только простым любованием эстетическими достоинствами объектов. Важно, чтобы окружающие нас предметы были не только красивыми и приятно выглядящими эстетически, но и удобными, комфортными в использовании, соответствующими его физиологическим и анатомическим особенностям. Поэтому область дизайна сегодня тесно переплетается с эргономикой – комплексно-прикладной наукой, рассматривающей человека в данных условиях его деятельности и повседневной жизни.

Эргономика нацелена на то, чтобы в отношениях с окружающими объектамимы сохраняли хорошее здоровье, снижалась бы наша утомляемость, повышалось настроение, эффективность труда или отдыха. Сегодня эргономика стала одной из значимых составляющих промышленного, предметного и интерьерного дизайна.

Понятие эргономики, предназначение и истоки

Эргономика в дословном переводе с греческого означает «закон работы» («ergon» – это работа, а «nomos» – закон). Под этим понятием понимают целую область знаний, исследующуюдеятельность человека в своеобразной системе «человек – оборудование (техника) – окружающая среда» для достижения большей эффективности труда. Тут специалисты по эргономике изучают такие вопросы, как движения тела человека в процессе трудовой деятельности, определение энергетических затра и производительности в различных условиях.

В более широком понимании эргономика означает научное направление, которое исследует разнообразные объекты, находящиесяв тесном контакте с человеком в его повседневной жизни, то есть как на рабочем месте, так и в быту. В ее основе лежат научные результаты множества дисциплин и направлений, в том числе физиологии, психологии, биомеханики, антропометрии, медицины, гигиены труда и социологии.

Само понятие «эргономика» появилось только в 1949 г. в Великобритании. В Америке данная область знаний первоначально называлась «Исследование человеческих факторов», а в Германии – «Антропотехника». Но в действительности эргономика, как и дизайн, существовали задолго до XX столетия.

Еще в первобытные времена вопросы удобства и эргономики играли для человека важную роль. Первобытные люди старались подбирать под форму своей руки подходящий камень, обрабатывали его и приделывали к нему рукоять для пущего удобства и безопасности в использовании. Затем это орудие применялось для добычи пищи, охоты или защиты. Человек уже в древности старался соизмерять создаваемые им предметы со своими физиологическими возможностями, чтобы сделать их не только эстетически приятными, но и максимально удобными. Археологические раскопки сегодня предоставляют нам возможность восхититься, насколько продуманными были орудия труда, создаваемые первобытными людьми.

Впрочем, настоящий толчок к развитию эргономики был дан именно в начале XX столетия, когда возникли проблемы, связанные с внедрением в производство новой техники и технологических решений. Научно-технический прогресс спровоцировал рост травматизма на производстве, ухудшение настроения работников и другие проблемы, обеспечивших высокую текучесть кадров. Работникам нужно было приспосабливаться к производственной технике и рабочему пространству, что зачастую негарантировало их безопасности и высокой эффективностипроизводства. Поэтому вопросы эргономики стали выходить на первый план.

Эргономика учитывает удобство работы с устройством

Специалисты по эргономике начали проектировать весь процесс рабочей деятельности таким образом, чтобы выполнение производственных задач было для человека максимально безопасным и удобным. Благодаря внедрению эргономического подхода стало проектироваться промышленное оборудование нового типа с предупредительными сигналами (сигнальные лампы и сирены), удобными размерами кнопок, ручек и рычажков.

Эргономика отталкивается от того, что человек должен легко находить, быстро отличать друг от друга разнообразные предметы (технику) и комфортно работать с ними. В 60-е годы прошлого века эргономика уже сформировалась как научная область знаний – в эти годы в различных странах мира начали появляться общества и ассоциации, специализирующие на вопросах эргономики.

К началу XXI века были определены три основных направления внутри данной дисциплины:

  • Эргономика, рассматривающая проблемы взаимоотношений человека с физической средой. В этом области изучаются вопросы, касающиеся антропометрическихи физиологических особенностей человека, которые имеют непосредственное отношение к его повседневной жизни или физическому труду.
  • Когнитивная эргономика. Эта область связана с психологией восприятия, в частности, как зрительное или иное восприятие влияет на принятие решений, отношения между человеком и другими объектами окружающей среды.
  • Направление эргономики, изучающая взаимосвязь человека, групп людей с техникой для обеспечения наилучших условий труда. Такая организационная эргономика также рассматривает вопросы обеспечения связей между отдельными людьми, их совместной кооперации и управления.

Основной задачей эргономики как научной дисциплины стала разработка подходящей формы предметов, которые были бы по-настоящему удобными и безопасными для человека в пользовании. Эргономика призвана повысить трудовую эффективность человека путем улучшения условий труда.

Постепенно область применения эргономики перешла из трудовой деятельности в нашу обычную повседневную жизнь. Сегодня эргономика в тесном переплетении с дизайном используется во многих областях. Основной задачей этой научной дисциплины стала разработка подходящей формы предметов, которые были бы по-настоящему удобными и безопасными для человека в пользовании. Эргономика призвана повысить трудовую эффективность человека путем улучшения условий труда. Вопросы эргономики также учитываются дизайнерами при проектировании бытовых предметов и при оформлении интерьеров.

Вопросы эргономики в сфере дизайна

Где бы ни находился человек, на работе или дома, он всегда хочет пользоваться изделиями, отличающихся удобством и безопасностью. И дизайн, и эргономика оказывают влияние на удовольствие от пользования тем или иным предметом, поэтому не удивительно, что эти два отдельных направления органично перетекают друг в друга. В различных отраслях промышленности в настоящий момент профессиональные дизайнеры сотрудничают со специалистами по эргономике, которые предоставляют различные данные о физиологических и биомеханических особенностях человека, участвуют в разработке и испытаниях изделий.

Исходя из психологических, гигиенических и прочих нормативов, разрабатываются соответствующие требования к новым предметам или технике, чтобы они, в конечном счете, оказались удобными и комфортными в пользовании. Например, зубная щетка, изогнутая таким образом, чтобы ее щетка доставала до задней поверхности зубов, цифровой зеркальный фотоаппарат, который комфортно держать в руках или производственное оборудование, обеспечивающее высокий уровень безопасности. Комфорт, превосходная функциональность и привлекательный внешний вид – все эти требования к создаваемым предметам могут быть обеспечены только грамотным сочетанием эргономики и дизайна.


Одно из основных понятий, которыми оперирует эргономика — это анатомические особенности человека. Анатомические факторы широко используются в дизайне. Задача дизайнера заключается в том, чтобы обеспечить адаптацию создаваемых изделий к конкретному человеку, чтобы последнему было удобно и комфортно ими пользоваться.

В частности, при проектировании обычного стула дизайнерами рассматривается вопрос того, как высоко от сидения должна размещаться изогнутая спинка, чтобы спина человека могла комфортно опереться на нее. Для ответа на этот немаловажный вопрос специалисты обращаются к эргономике, в которой уже давно существует такое понятие, как Линия Акерблома. Это средняя величина, определяющая, в каком месте наш позвоночник имеет в поясничном отделе соответствующий изгиб вовнутрь (примерно 23 см). Опору позвоночнику необходимо предусмотреть именно на этом расстоянии от сидения стула.

Нужно отметить, что в эргономике довольно часто применяются специальные плоские манекены, которые воспроизводят пропорции тела человека. На основе этих данных дизайнеры впоследствии проектируют новое изделие, либо оформляют рабочее пространство, которые бы подходило большинству людей по эргономическим параметрам. Плюс к этому, конечно, применяется компьютерный анализ и различные современные программные возможности, а также довольно простые инструменты вроде контрольных опросов или листков, посредством которых собираются данные о том, что так или иначе связано с различными факторами в повседневной или трудовой деятельности человека, включая уровень комфорта и безопасность.

Применение эргономических принципов в дизайне получило большое распространение при разработке мебели, в оформлении интерьеров жилых, офисных и производственных помещений. Эргономика рассматривает все вопросы, связанные с составляющими рабочего пространства или жилой зоны, начиная от обычной компьютерной мыши и заканчивая подходящим температурным режимом. В помещении, оформленном по законам эргономики, человек действует практически интуитивно — он без особого труда может найти выключатель на стене, цветовое решение интерьеров и освещение создают нужное настроение, вдохновляющее или, наоборот, успокаивающее.

Например, при разработке дизайна мебели и создания пространства для зоны отдыха дизайнеры отталкиваются от антропометрии человека, который сидит в расслабленной, спокойной позе. Обязательно учитывается и уровень наклона сидения для того, обеспечить удобство вставания с кресла или стула. В разнообразных зонах отдыха нередко устанавливаются угловые диваны, причем правила эргономики требуют от дизайнера такого расположения мебели, чтобы человек, сидящий на таком диване, мог свободно расположить свои ноги и при этом не мешать окружающим людям.

В жилых помещениях, связанных со сном, в частности в спальне, мебель выбирается и размещается исходя из размеров спящего, лежащего человека. Здесь факторы эргономики запрещают размещение дивана его протяженной стороной вдоль наружной стены помещения или изголовья дивана в несколько затесненном пространстве.


Особенное внимание уделяется вопросам эргономики при организации и оформлении пространства для работы. Дизайнерам по интерьеру приходится отталкиваться от анатомических особенностей человека, который сидит за своим рабочим столом. Например, при проектировании зоны за рабочим компьютером эргономика акцентирует внимание, прежде всего, на длине голени человека, поскольку именно она указывает на оптимальную высоту его кресла или стула. Эргономика рабочей зоны предусматривает и то, что высота, площадь и наклон рабочего стола определяются типом выполняемой сотрудником работы.

Все нужные в трудовой деятельности предметы, согласно правилам эргономики, размещаются на доступном расстоянии от стола, чтобы человек мог свободно ими пользоваться, не прибегая к лишни усилиям. Эргономика также требует повышенного внимания дизайнера к организации освещения. Освещение не должно носить интенсивный и слишком яркий характер, чтобы не слеплять или излишнене раздражать глаза человека. Оно должно способствовать комфортной работе и положительному настроению человека.

Итак, эргономика в настоящее время играет значимую роль в промышленном и предметном дизайне, при создании бытовых изделий и проектировании офисного оборудования, а также при оформлении интерьеров и планировке помещений. Этосложная дисциплина, которая в той или иной степени влияет на все вопросы, касающиеся области деятельности профессионального дизайнера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования и науки Украины

Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Кафедра графического дизайна

Реферат по дисциплине Основы методики дизайна

Подготовила: ст.гр ГД(З)-12 Юдина О. С.

Проверила: Ганоцкая Ольга Васильевна

Харьков 2014

1. Эргономика в дизайне. Анализ дизайн-объекта

Основные структурные элементы эргономики -- это теория, методология и научные знания о предмете исследования. Наряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки, важным звеном ее практического функционирования и развития служит блок оперативных средств и методов эргономического исследования, определяющий специфику эргономики в качестве прикладной научной дисциплины. Цель эргономики -- повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек--машина--объект деятельности--среда» (сокращенно «человек--машина--среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности. Человек-оператор -- любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты или с пылесосом и т.д. -- для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина»** употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо термина «оператор» применять обозначения, подходящие данному действию, -- «потребитель», «зритель» и т.п.

Для своего сравнительного анализа я взяла такой предмет как стул.

С точки зрения наиболее эргономичного объекта выбрана модель офисного кресла из натуральной кожи с мягкими сидениями, с подлокотниками, регуляторам высоты сидения, оснащённое колёсиками для передвижения, удобной спинкой с изгибом по форме позвоночника в этой модели дизайн объекта был разработан в синтезе с эргономикой.

Для сравнения я выбрала стул по моему мнению с минимально эргономичными свойствами в форме женского тела. С твёрдым не регулирующимся сидением, без подлокотников, со спинкой не функционального действия, выполнен стул из пластика.

Вывод: В первом случае эргономические свойства способствуют улучшению качества использования, во втором примере стул служит больше как предмет эстетики, нежели объект комфортабельной мебели, что сводит его непосредственное предназначение на минимальный уровень использования. Из чего можно делать вывод, что эргономика является одной из важнейших комплектующих в разработке дизайн объекта.

2. Стандарт и эстетика в дизайне. Золотое сечение

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры.

Для своего анализа я выбрала рисунок из интернета неизвестного художника который пришёл по вкусу мне. На рисунке изображена девочка в окружении мужчин с головами зайцев мне кажется что это иллюстрация к произведению « Алиса в стране чудес».

Один из композиционных центров находится на соприкасающихся руках девочки и мужчины-кролика. Картина в целом построена на диагоналях и перспективе. Линии проходящие через картину добавляют в неё размеренность так к примеру Д1 является диагональю рисунка, Д2,Д3 и Д4 являются параллельными ей линиями которые подчиняют себе движение композиции в целом

Образцом из промышленного дизайна я выбрала коляску в стиле Сигвей (Ascanio Afan de Rivera).

Соотношение элементов коляски выбраны? и 1/3 принципов золотого сечения я тут не обнаружила, но модель пришлась мне по вкусу, лаконично, ярко, без излишеств.

Вывод: золотое сечение имеет огромную роль в работе художников и дизайнеров. даже если мы не можем его распознать я думаю оно всё равно присутствует. Создание целостности и законченности работы, создание определённого смысла и композиционного центра вот то, что даёт золотое сечение.

3. Использование бионики в дизайне

Применяя биологические принципы в графической деятельности, художник-дизайнер пытается вскрыть в природном аналоге особый эстетический вид закономерностей. Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в предметном мире заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и предметного мира. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функции того или иного организма, аналогичным функционально-утилитарным сторонам графической формы. От функции к форме и к закономерностям формообразования - таков основной путь дизайнерской бионики. Использование в дизайне законов и форм живой природы вполне правомерно. В основе эволюции живых организмов и графических изображений лежат одни и те же принципы, определяемые взаимодействием форм и функций. Живая природа имеет тенденцию в процессе своего развития стремиться к всемерной экономии энергии, строительного материала и времени. Закон минимума в живой природе обусловлен органической целесообразностью существования. Все это привело к мысли о возможности использования закономерностей формообразования живых структур именно в конструктивном плане, а не с целью лишь каких-то формальных поисков.

Три года назад корпорация Mercedes Benz разработала бионическое транспортное средство, скопированное с тропической рыбы-кузовка. Несмотря на свою чемоданообразную форму, машина имеет крайне низкое сопротивление воздуха.

Сегодня бионика уже не разменивается на мелочи. Это установившаяся наука, которая получает выгоду от всё более быстрых компьютеров и расширяющихся возможностей микротехники: теперь учёные могут исследовать даже мельчайшие структуры растительного и животного мира.

4. Дизайн за рубежом

Развитие дизайна в Германии.

На немецкую пролетарскую культуру большое влияние оказали идеи Готфрида Земпера, который в своих программных работах “Наука, промышленность и искусство” и “Практическая эстетика” критикует индустриальную цивилизацию: “У нас есть художники, но фактически нет современного искусства...”

В течение 20 лет после объединения Германии в 1870 г. немецкая промышленность не имела ни времени, ни нужды обращать внимание на подобную критику. Многочисленные критики считали, что улучшение дизайна как в ремесле, так и в промышленности положительно отразится на будущем процветании страны. Германия, не имевшая дешевых источников сырья и не обладавшая рынками сбыта для недорогих товаров, могла бороться за место под солнцем, лишь поставляя продукцию исключительно высокого качества. Эта мысль была развита Фридрихом Науманом в его эссе “Искусство в эпоху машин”. В противовес луддизму Уильяма Морриса он утверждал, что подобного качества могут добиться лишь люди, обладающие художественным вкусом, но ориентированные на машинное производство. Индустриализация и германский национализм поощрили возрождение “исконно немецкой культуры”.

Развитие дизайна в Италии.

Именно в Италии особенно сильно проявилась связь дизайна с искусством. В отличие от немецкого и американского проектирования, итальянский дизайн образован в рамках старых традиций культуры и экономики, чье свободное экспериментирование привело в итоге к динамичным и индивидуальным формам. «Если другие страны имеют теорию дизайна, то Италия - философию, даже идеологию дизайна» - считает Умберто Эко. Философия заключается в самом стиле жизни итальянцев, их умении быть лучшими проводниками между прошлым и будущем. Поэтому итальянский стиль столь притягателен и находится в гармонии со временем: в каждом итальянском мастере присутствует внутренний, классический модуль красоты. Это чувство красоты, цвета и формы проявляется везде. После второй мировой войны в Европе на первый план в области дизайна выдвигается Италия, экономика которой переживает бурное развитие. Италия, ничем особенным в области дизайна до войны не выделявшаяся, становиться, как было уже упомянуто ранее, дизайн - нацией.Особенность итальянского дизайна - «радость эксперимента» -, связана с пластмассами, появившимися с середины 60-х гг. и предлагавшими новые, почти безграничные возможности формообразования. Италия стала лидером новых начинаний в дизайне. Это доминирующее положение особенно проявилось на выставке 1972 года «Италия. Новое внутреннее пространство», прошедшей в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Парадокс итальянского дизайна, по мнению дизайнера и архитектора Андреа Бранци, заключается в том, что он существует вопреки условиям. Нет школы итальянского дизайна, нет музея дизайна, футуризм как формально-композиционная основа интернационального стиля родился преждевременно, многие дизайнеры находятся профессионально в промежуточной зоне между архитектурой и спонтанным творчеством, работы часто выполняют талантливые самоучки. Роль школы, аудитории, коллективного судьи и музея дизайна играют дизайнерские выставки и многочисленные журналы: «Домус», «Абиттаре», «Интерни», «Модо» и др. Ведущая роль в рождении визуального языка постмодерна в дизайне принадлежала итальянскому авангардному дизайну 1970-1980-х гг. Группа «Алхимия» возникла в 1979 г. Ее лидер - Алессандро Мендини. Первые программные объекты - раскрашенные вещи. Идея Мендини - противопоставить массовую техническую культуру вещей ручной обработке, художественному вмешательству, получив в результате что-то вроде арт -дизайна. Этторе Соттсасс организует группу «Мемфис» как своеобразный противовес. Он говорил, что основной задачей группы был не столько эпатаж или разработка какого-то оригинального художественного языка дизайна, сколько эксперименты с новыми материалами и технологиями: полиэфирные смолы и ламинаты, пенополиуретан и пленки с орнаментом, напечатанным полиграфическим способом. Тем не менее, эта группа оказала влияние именно своими стилевыми, художественными, композиционными новациями. Радикальная дизайнерская группа «Strum» (бренчание) основана в 1963 году в Турине Жоржио Жиретти (Giorgio Geretti), Петро Деросси (Pietro Derossi), Карла Жиамарко (Carla Giammarco), Риккардо Росси (Riccardo Rosso), Маурицио Воглиацо (Maurizio Vogliazzo). Одна из самых известных работ группы - экзотическая «мебель» для сидения и лежания из полиуретана «Pratone» (большой луг, 1966-70). В 60-70-х гг. группа проявляла исключительную активность в продвижении радикального дизайна в Италии, выступая на различных семинарах, а также публикую очерки по теории дизайна.Свободная школа-лаборатория дизайна «Global Tools»В 1973 году члены различных групп радикального дизайна объединились вокруг журнала «Casaballa», директором которого был Аллесандро Мендини. Все это в итоге привело к организации во Флоренции в 1974 году «Global Tools» - школы радикального дизайна и архитектуры. Ее целью было развитие исследование непромышленных способов производства, продвижение индивидуального творчества. «Global Tools» открыла несколько мастерских, развивающих подход в дизайне «сделай сам» и изучающих потенциальные прикладные характеристики технических материалов. «Global Tools» пытались на основе творчества объединить обычных людей и профессиональных дизайнеров в единый дизайн-процесс. В 1975 году школа радикальной архитектуры и дизайна была распущена и дебаты радикального дизайна быстро потеряли свой стимул. Во время своей деятельности «Global Tools» было центральным форумом радикального дизайна и его роспуск стал концом первой фазы этого движения в Италии. К середине 1970-х годов Радикальный дизайн пережил пик своего расцвета, надежды на социальные изменения через дизайн и архитектуру не оправдались. Но это течение вымостило путь для появления новых лидеров поп-дизайна, «Алхимии» и «Мемфиса», эффективно и всесторонне обновивших итальянский дизайн. Подвергая сомнению установившиеся в дизайне каноны, лидеры радикального дизайна заложили теоретические основы стилистическому направлению «Пост-модернизм», которое зародилось в конце 70-х, а получило расцвет в 80-х. гг.

Развитие дизайна в Франции.

Франция имела устойчивые традиции в развитии идей художественного конструирования. Здесь в 1920-е гг. сформировалась школа Ле Корбюзье, призывавшего к созданию средствами архитектуры и дизайна гармоничной предметной среды, к комплексному пересмотру окружающего человека мира вещей. Однако одних только традиций для успешного развития дизайна оказывается мало, необходимы еще достаточно сильные экономические стимулы.

До 1950-х гг. в стране почти не было дизайнеров-профессионалов. В 1952 г. по инициативе Вьено создается институт технической эстетики, задуманный как общественная организация, призванная объединять усилия представителей различных кругов, направленные на развитие и пропаганду дизайна.

Дизайн во Франции в послевоенные годы не приобрел такого размаха, как в других крупных европейских странах и США, однако ряд крупнейших французских объединений и фирм - «Эр Франс», «Алюминиум Франсэ» и др. - уделяли развитию дизайна большое внимание. Для них было очевидно, что использование услуг дизайнеров в производстве - один из основных источников повышения экономичности и рентабельности предприятия. Кристиан Диор (Christian Dior, 1905-1957 гг.) Выдающийся французский кутюрье, создатель "нового стиля" ("The New Look") в моде послевоенного периода, основатель фирмы "Диор".

Развитие дизайна в Англии.

Развитие дизайна проходило под знаком повышения конкурентоспособности английских товаров. В 1944 г. с целью «способствовать всеми возможными средствами повышению художественно-конструкторского уровня изделий, выпускаемых промышленностью Великобритании», был создан Совет по дизайну - официальная организация, пользующаяся государственной субсидией. Совет начал широкую пропаганду одновременно в двух направлениях: среди промышленников, убеждая их привлекать дизайнеров к созданию новых изделий, и среди оптовых и розничных покупателей, прививая им высокую требовательность к качеству промышленных товаров.

С 1949 г. Совет издает журнал «Дизайн». При Совете по дизайну был создан и Дизайн-центр - постоянно периодически обновляемая выставка лучших дизайнерских изделий. Центр имеет также картотеку английских дизайнеров, которая предоставляет необходимые сведения заказчикам, желающим воспользоваться их услугами. В 1957 г. были учреждены премии Дизайн-центра, которые присваивались ежегодно 20 лучшим изделиям промышленного дизайна. Дуглас Скотт (Douglas Scott, 1913-1990 гг.) Первый профессиональный индустриальный дизайнер Великобритании. Супруги Робин и Люсьен Дэй в 50-е годы - ведущие дизайнеры Великобритании. Благодаря своей молодости, таланту и оптимизму они стали символом послевоенного времени, прославившим Великобританию во всем мире. Эрнст Рейс (Ernest Race, 1913-1964 гг.) Сыграл выдающуюся роль в становлении после второй мировой войны современного мебельного дизайна в Великобритании. Работы Рейса стали основой для последующего появления понятия "Contemporary Style" (Современный стиль) для легкой органичной мебели, отличающейся от выхолощенного предвоенного модернизма. Это был демократичный стиль современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей. Эрнст Рейс (Ernest Race, 1913-1964 гг.) Сыграл выдающуюся роль в становлении после второй мировой войны современного мебельного дизайна в Великобритании. Работы Рейса стали основой для последующего появления понятия "Contemporary Style" (Современный стиль) для легкой органичной мебели, отличающейся от выхолощенного предвоенного модернизма. Это был демократичный стиль современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей.

Развитие дизайна в США.

Разработка широкой программы овладения массовым рынком, альянс промышленности с художниками, ставшими первыми дизайнерами, не привёл в начале 20 века в США к возникновению дизайна как массового явления. Дизайнерский бум возникает только в конце 20-х годов под воздействием кризиса перепроизводства, повлёкший за собой процесс монополизации экономики, развитие промышленности. В такой ситуации в США складывается первый крупный центр современного дизайна. Таким образом, можно констатировать, что сформировался к этому времени специалист, деятельность которого была направлена на создание предметного мира, окружающего человека, т.е. дизайнер. Так возникает американский промышленный дизайн, представляющий собой универсальную модель развития « дизайн для всех». Между тем начальный период американского дизайна не имеет теоретического обоснования, но вопросы красоты и формы, их соотношение в продукте промышленности, волновали учённых, среди них:Горацио Грино, Джон Гриффитс, Уолт Уитмен, Френк Ллойд Райт, Артур Пулос и др.

Развитие дизайна в Японии.

Японская школа формообразования одна из немногих в мире обладает своеобразной узнаваемой эстетикой и органичным соединением национальной традиции с мировыми достижениями. В процессе развития японский дизайн как вид проектно-художественной деятельности во многом повторил те же этапы становления, что и ведущие дизайн-нации, Можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм. дизайн, как проектная деятельность, в Японии зародился и получил первоначальное развитие в рамках традиционной ремесленной культуры с использованием передовой западной техники и технологий. Тесная связь с традициями представляется важной особенностью, так как, в отличие от европейского, японский дизайн на первом этапе формирования, не познал разрыва между эстетикой предмета выполненного промышленным способом и ремесленным изделием. Этому также поспособствовало присущее японскому мировоззрению отношение к миру вещей, не разделявшее предметы на чисто утилитарные и произведения искусства. Одни и те же эстетические принципы были характерны как для аристократического искусства, так и для различных видов прикладного творчества. Практичность, утилитарная красота предметов, символизм, скупость в выразительных средствах, простота композиции, лаконичность и природность форм. В 1901 году в Токийском высшем политехническом училище открывается отделение промышленного проектирования. Именно в его стенах в 20-30 е годы, активно изучаются идеи и методы европейских дизайнерских школ: наследие Рёскина и Морриса, педагогические идеи Иттена, Мохой-Надя. Проводником теоретических идей Баухауза и русского конструктивизма в Японии стал частный Институт новой архитектуры промышленного искусства, открытый Реншичиро Кавакита в начале 30-х годов. Также важную роль в развитии дизайна сыграл Институт промышленного искусства при Министерстве торговли промышленности, созданный в 1932 году как агентство по внедрению новых технологий и изделий в массовое производство.

1898-1945 годы в истории японского дизайна можно охарактеризовать как начальный период его становления. Главной особенностью дизайна как проектно-художественной деятельности в Японии стало то, что он родился в недрах ремесленной культуры, не потеряв генетической связи с традициями.

Развитие дизайна в Японии протекало в сложном процессе взаимодействия и столкновения всевозможных творческих концепций, экономических, организационных и стилистических форм - как переносимых из Европы и Америки, так и своих, возникающих на базе веками выношенных культурных обычаев, эстетических идей и художественных форм. Это концепция дизайна, делающая упор на гумманизацию не техники как таковой, а среды, ею создаваемой, на проектирование, идущее не от техники к человеку, а от человека к технике, много общего с теми особенностями материально-художественной культуры, которые традиционно сложились у японцев. В этой культуре никогда не было разделения на материальные и духовные виды искусства, мир всегда представлялся пластически целостным. Традиционная японская архитектура, садово-парковое искусство, живопись, предметы ремесел всегда были средством организации предметного окружения человека, и выполнялось это с тем завидным совершенством, которое и сейчас представляется поистине идеальным.

Вывод: развитие Дизайна в мире проходило в общих чертах одинаково, учитывая различную ментальность народов с поправками на экономическую нестабильность и политические игры. Каждая из стран всё же прошла свой путь становления дизайна. Достигла определённого уровня и выбрала своё направление.

5. Ееро Аарнио (Eero Aarnio)

«Когда я начинаю работать над дизайном для новой марки, у меня должно быть ощущение, что всё возможно, и так будет, если у меня есть хорошая профессиональная подготовка. Как дизайнер я ближе к художникам, скульпторам, но в моей области невозможно быть художником, не являясь также техником».

Великий новатор в области использования пластмасс в промышленном дизайне. Начиная с 1960-х годов его яркие, уютные и ироничные произведения стали символом эпохи поп-культуры. Многие из его произведений сейчас можно увидеть в престижных коллекциях, таких как Victoria and Albert Museum в Лондоне, MoMA в Нью-Йорке, Vitra Design Museum.

Ееро Аарнио родился в 1932 году в Хельсинки, там же учился в институте прикладного искусства (1954-1957). В 1962 г. он открывает свою студию и работает над интерьерами и промышленными объектами, а также в качестве фотографа и дизайнера-графика.

Поглощённый идеей создания новой мебели, Аарнио проектирует своё самое знаменитое кресло Ball (Globe, Шар, 1963-1965) уже в 1963 году. В производство оно было выпущено 2-мя годами позже. Материал (фибростекло) и форма кресла были совершенным новшеством для мебельной индустрии того времени.

Кресло Ball -- это «комната внутри комнаты» с уютной и спокойной атмосферой, защищённая от внешних звуков и дающая возможность уединения для отдыха или телефонного разговора. Вращаясь вокруг своей оси, кресло даёт возможность человеку, находящемуся внутри, видеть окружающее его пространство и тем самым не чувствовать себя полностью изолированным от внешнего мира.

Как утверждает сам Ееро Аарнио, идея создания кресла была очевидна. «В доме у нас не было большого кресла, так что я решил его создать, но так, чтобы оно было абсолютно инновационным». Сделав несколько набросков, Арнио определился с формой, размер же кресла был определён высоким ростом дизайнера. «...необходимо было лишь помнить, что оно должно пройти в дверной проём».

Первая модель кресла, которую Ееро Аарнио изготовил сам, до сих пор находится в его собственном доме. Именно это кресло увидели в доме дизайнера два молодых менеджера из компании Asko. Понадобилось ещё 2 года, чтобы выпустить кресло в производство.

В 1966 году Ball было представлено на мебельной выставке в Кёльне. Кресло стало сенсацией выставки, принесло Аарнио мировую известность и дало старт целой серии, созданной Арнио из фибростекла, оставшимся в последующие годы одним из самых любимых материалов дизайнера. В серию входит и кресло Pastil (1967-1968), за которое он получил в 1968 году приз Американских промышленных дизайнеров, и кресло Bubble (1968). Эти смелые, ломающие традицию объекты мебели отражают дух дизайна 60-х годов.

Про кресло Bubble Ееро Аарнио говорит: «После создания Ball мне захотелось, чтобы вовнутрь шара со всех сторон проникал свет». Прозрачный шар был создан из акриловой смолы, которая нагревалась и надувалась как мыльный пузырь.

Pastil Chair (1968) и Tomato Chair (1971) подтвердили репутацию дизайнера как мастера изобретать новые формы, необычные на вид, но чрезвычайно удобные для человеческого тела. Про кресла Ball и Pastile «Нью-Йорк Таймс» писала: «Это самая удобная форма, чтобы держать человеческое тело». Применение Pastil Chair и Tomato Chair весьма разнообразно: кресла могут использоваться в доме, на улице, зимой и летом. Но самое приятное -- это в жаркий день покачиваться в них на водной глади.

Многие модели Аарнио предполагают разнообразие использования. Так в течение многих лет покоя дизайнеру не давала идея кресла, которое можно было бы использовать и для конференций, и для дома (в том же духе, что и его большие кресла из стекловолокна). Много рисунков было сделано, много материалов перепробовано, но ни один из них не удовлетворял одновременно и эстетические, и технические потребности дизайнера. Создав в 2002 году «обеденную версию» стола Parabel, он наконец придумал как дополнение к нему так называемое «Focus Chair», которое удовлетворяло бы его требованиям.

Кресло «Focus» сделано на основе металлической конструкции, которая покрыта специальной пеной и обита тканью «Tonus 2000» самых разных цветов. Габариты его составляют 25.5 x 26 x 32.25. Эргономичный дизайн и удобное сиденье столь же естественны для Аарнио как и выдающаяся форма.

Естественность формы, комфорт, яркость и ироничный подтекст проектов Аарнио не могли не оценить дети. Тем более, что некоторым предметам мебели дизайнер придал вид игрушек. Так было с проектами Pony (1973) и Tipi (2002). Хотя эти объекты выглядят как большие игрушки и нравятся детям, они также удобны и для взрослых. « стул - это стул … но то, на чём сидят, не обязательно должно быть стулом. Оно может быть чем-то другим, главное, чтобы оно было корректным с точки зрения эргономики. Сиденье может быть даже маленьким и мягким Пони, на которого можно сесть верхом или присесть сбоку».

В 2005 году Аарнио создал детские предметы мебели для проекта «Mee too» итальянской компании Magis: пластиковую собачку PUPPY и детский стул TRIOLI.

Как и другие проекты Аарнио, его детские объекты характеризуются функциональностью, разносторонностью использования, красочностью и игровым подтекстом. Как бы ребенок ни повернул стул Trioli, он сможет на нём сидеть (при этом уровень расположения сидения каждый раз будет разным), стул можно использовать как качалку и переносить, взявшись за ручку. На прошедшей в Германии мебельной выставке IMM COLOGNE 2006 Trioli в числе других 18 проектов был награждён премией Interior innovation award cologne.

Все проекты Ееро Аарнио пронизаны интернациональным духом и индивидуальностью одновременно. При этом они отвечают скандинавскому представлению о качестве и прочности изделия.

В ноябре 2007 года Ееро Аарнио присвоено звание профессора.

В 2008 году Ееро Аарнио получил престижную премию в области промышленного дизайна -- Compasso d"Oro Award за модель стула Trioli, разработанного для компании Magis.

Вывод: Мне нравятся работы этого дизайнера, так как они вдохновляют на создание чего то нового из чего-то ранее не использованного. Аарнио является примером для подражания многих молодых дизайнеров, причём не только в итоговом результате своего труда но и в пути достижения цели, его смелость и инновации смешаны с чувством самоудовлетворения от полученного результата на создание которого могут уйти годы.

эргономика дизайн графический эстетика

Keinu rocking chair

6. Дизайн в Украине

Система дизайна и эргономики, что существовала в Украине к независимости, была неотъемлемой составляющей дизайн-ергономичного обеспечения потребностей промышленности и социально-культурной сферы прежнего СССР. В начале 90-х годов она прекратила свое существование, объемы дизайнерских и эргономичных разработок в связи со спадом производства резко сократились.

Проблема эффективного использования дизайна и эргономики начала разрешаться в Украине лишь в последние годы. Об этом свидетельствует ряд постановлений Кабинета Министров Украины по этому вопросу и разработанный на их выполнение Национальным НИИ дизайна совместно с Союзом дизайнеров Украины, Всеукраинской эргономичной ассоциацией.

Система дизайна и эргономики, что сформирована и действует на это время, складывается с:

Профессиональных структур, которые включают Совет по дизайну при КМУ (координирующий орган), главной организации из дизайна и эргономики (рабочий орган Совета), Техническом комитете по стандартизации "Дизайн таергономика" (ТК 121), региональные и отраслевые центры дизайна, дизайн-ергономични подразделы на предприятиях и в организациях, специальные учебные заведения, Союз дизайнеров Украины, Всеукраинская эргономичная ассоциация;

Потребителей продукта дизайн-ергономичной деятельности (организации и предприятия, которые осуществляют заказ на дизайнерское проектирование для создания своей продукции, структуры разных форм собственности, которые реализуют продукцию, созданную за проектами дизайна, организации, которые осуществляют контроль качеств этой продукции).

Объективными факторами, которые обусловливают необходимость развития дизайна в Украине есть:

Становление в Украине рыночных отношений и, как следствие, резкое увеличение импортной, часто некачественной продукции на внутреннем рынке;

Объявленный Правительством как ближайшая цель "постоянный подъем экономики", что должен привести к значительному росту производства продукции промышленного комплекса, назначенной как на экспорт, так и для внутреннего рынка;

Направление на европейскую интеграцию Украины, связанный с решением проблем повышения беспечности и качеств товаров и среды жизнедеятельности человека, созданием единственного "нормативного поля" в этих сферах;

Глобализация мировой экономики и связанные с ней требования "гуманизации" среды жизнедеятельности человека, повышения конкурентоспособности товарной продукции.

Отмеченные факторы обусловливают необходимость решения таких задач:

Повышение эффективности функционирования национальной системы дизайна и эргономики, адекватное прогнозируемому экономическому росту Украины, требованиям евроинтеграции и гуманизации среды жизнедеятельности человека, с приоритетным развитием промышленного дизайна и соответствующим повышением качеств подготовки специалистов по дизайну;

Развитие как государственного сектору дизайна, что должен осуществлять, главным образом, координирующие, научно-методические, нормативные и экспертные функции, дизайн-проектирование масштабных комплексных, системных и уникальных объектов, так и дизайнерских организаций негосударственной формы собственности, направленных на решение оперативных прикладных задач дизайн-ергономичного обеспечения хозяйственного комплекса Украины;

Государственное стимулирование развития дизайна (в первую очередь, промышленного).

Отмеченные проблемы предусматривается решать на основе:

Государственной координации организационных, правовых и экономических вопросов развития дизайна;

Проведение последовательной протекционистской политики в отрасли дизайна со стороны государственных структур;

Комплексной реализации системы мероприятий по развитию национального дизайна из определенных в Концепции приоритетов, согласно с разработанной на ее основе государственной программой.

Концепция разработана как открытая, с возможностью последующего определения дополнительных заданий, не ограниченных временами ее утверждение, и предусматривает реализацию системы мероприятий по развитию дизайна.

Сегодня стало очевидным, что экономическое развитие нашего государства, повышение благосостояния и духовности населения невозможные без привлечения к процессу производства промышленных изделий дизайнеров специалистов, предоставление им приоритетной роли на всех его этапах: проектировании, экспертизе, прогнозировании сбыта и отсутствие исследований, которые системно охватывают вышеупомянутые проблемы является фактором, который аргументирует актуальность проблемы дизайн-образования в Украине.

Реорганизация системы образования в Украине, когда учебным заведениям предоставлено право открывать те или другие специальности, привела к тому, что только за последние пять лет образовано более 30 дизайнерских факультетов и отделений как в государственных, так и негосударственных учебных заведениях 1-4 уровней аккредитации. Значительное количество таких подразделов не имеет надлежащего опыта, квалифицированного преподавательского состава, ни методического обеспечения. Даже в учебных заведениях, которые накопили значительный опыт в подготовке дизайнеров, сегодня существуют проблемы, которые нуждаются в научном решении. Анализ ситуации, что сложилась в дизайн- образовании, обнаруживает вторую группу факторов относительно актуальности проблематики.

За последние годы в народном хозяйстве Украины становится более заметной тенденция преодоления кризисных явлений. Возрождается промышленное производство. Соответственно растет потребность в дизайнерских проектно-конструкторских организациях, увеличивается количество отечественных товаров на международном рынке. Потому особую проблему составляют программные вопросы перспективы развития отечественного дизайна.

Вывод: В основу современной модели специалиста заложено принцип формирования нового типа дизайнера-универсала.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эстетика как философия искусства. Построение истории дизайна. Идеи о манипулятивной сущности товаров, замене "реальных" вещей их идеальными образами. Функция рекламы в мире потребления. Изучение феномена дизайна в рамках семиотики и визуальной культуры.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Русский стиль в дизайне. Страсть народа к кружевам как отличительной черте русского дизайна интерьера. Изображения, характерные для русских кружев. Русская печь, украшенная изразцами и живописными рисунками. Мебель в русском стиле, народная роспись.

    презентация , добавлен 29.09.2011

    История минимализма в интерьере, его достижения и тенденции, отражение в творчестве современных зарубежных дизайнеров и архитекторов. Функциональность и универсальность в дизайне ресторанов, кафе и баров, рекомендации по эффективному проектированию.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2015

    История развития органического дизайна. Характеристика творчества Алвара Аалто. Анализ изделий, выполненных в стилистике органического дизайна. Анализ произведений Алвара Аалто и Росса Лавгроува. Общие черты и основные различия в творчестве дизайнеров.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2017

    Явление, соединяющее в себе искусство и технику. Возникновение и развитие промышленного дизайна, европейского дизайна и проблемы преподавания его основ. Преодоление разрыва между замыслом и исполнением. Предпосылки возникновения американского дизайна.

    реферат , добавлен 10.05.2009

    Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна. Становление промышленного дизайна в США. Современные формы организации дизайнерской деятельности. Феномен японского дизайна.

    учебное пособие , добавлен 24.05.2013

    Баухауз был основоположником современного формообразования в дизайне. Творческое достижение и прогрессивные идеи Баухауза составляют неотъемлемую часть нашего культурного достояния.

    реферат , добавлен 06.11.2003

    Дизайн как один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества. Теория развития дизайна: основные этапы и хронология исследования. Исторические периоды развития дизайна и их характеристика. Влияние научно-технического прогресса.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2011

    История развития дизайна в России. Дизайн в России сегодня. Специальное образование. Основные выставки и фестивали. Исторические этапы формообразования. Появление дизайн-студий, рекламных агентств. Создание Академии Графического Дизайна. Имена и студии.

    реферат , добавлен 21.07.2008

    Определение понятия и история развития кафе. Исследование особенностей стиля фьюжн. Описание объёмно-пространственной композиции данного кафе. Выбор цветовой гаммы помещения, экологической мебели и аксессуаров. Правила эргономики в дизайне интерьера.

Эргономика это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Эргономика - наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология. Это отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения

эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн. Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание

таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня. Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.

Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда. Э. включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника. Уделяет внимание процессу отбора, обучения и переобучения специалистов. Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях. Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.

Тема 37. Антропометрические требования в эргономике

Антропометрия - отрасль науки, занимающаяся измерениями человеческого тела и его частей. Форма и функциональные размеры всей предметной среды, ее объемно-пространственных структур неразрывно связаны с размерами и пропорциями тела человека на протяжении всей истории цивилизации. Древние народы и народы всей Европы вплоть до XIX века пользовались системами мер, основанными на параметрах человеческого тела (локоть, фут, ступня и т д.). Строители, архитекторы возводили постройки, в которых не только отношения частей были созвучны пропорциям человека, но и абсолютные размеры самих построек были сомасштабны людям. Художники и скульпторы, чтобы получить простые средства для воспроизведения фигуры без обращения к натуре, а также стремясь к созданию гармоничного образа человека, предлагали и пользовались системами пропорций - канонами .

В каноне Поликлета, скульптора Древней Греции, за единицу принималась ширина ладони и голова составляла 1\8 длины тела, а лицо - 1\10 и т.д. Канон Леонардо да Винчи (1452-1519) - фигура с приподнятыми и разведенными руками и раздвинутыми ногами вписывается в круг, центр которого - пупок. Архитектор Корбюзье (1887-1965) запатентовал систему пропорционирования, названную «Модулор». Он представляет собой шкалу линейных размеров, которые отвечают трем требованиям: находятся в определенных пропорциональных отношениях друг с другом, позволяя гармонизировать сооружение и его детали; прямо соотносятся с размерами человеческого тела, обеспечивая тем самым человеческий масштаб архитектуры; выражены в метрической системе мер и поэтому отвечают задачам унификации строительных изделий. В современной практике предпочитают пользоваться антропометрическими характеристиками человека. Различают классические и антропометрические эргономические признаки. Первые используются при изучении пропорций тела, возрастной морфологии, для сравнения морфологических характеристик различных групп населения, а вторые - при проектировании изделий и организации труда. Эргономические антропометрические признаки делятся на статические и динамические. Статические признаки определяются при неизменном положении человека. Они включают размеры отдельных частей тела и габаритные (наибольшие) размеры в разных положениях и позах человека. Эти размеры используются при проектировании изделий, определении минимальных проходов и пр. Динамические антропометрические признаки - это размеры, измеряемые при перемещении тела в пространстве. Они характеризуются угловыми и линейными перемещениями (углы вращения в суставах, угол поворота головы, линейные измерения длины руки при ее перемещении вверх, в сторону и т.д.). Эти признаки используют при определении угла поворота рукояток, педалей, определении зоны видимости и т.п. Числовые значения антропометрических данных чаще всего представляют в виде таблиц. В основу общих правил использования антропометрических данных при расчете параметров рабочих мест и производственного оборудования положен метод перцентилей. Перцентиль - сотая доля измеренной совокупности людей, которой соответствует определенное значение антропометрического признака.

Мы выбираем квартиру и расставляем в ней мебель и технику, отталкиваясь от своих собственных представлений о должном и удобном. Однако есть целый свод правил и стандартов, помогающий сделать любое пространство идеальным. Этими вопросами занимается эргономика.

Эргономика представляет собой научную дисциплину, изучающую взаимодействие человека и других элементов системы для обеспечения благополучного существования. Эргономика, в частности, отвечает за создание комфортного пространства квартиры. Знания о психологии и анатомии человека используются в этой науке с целью создания по-настоящему гармоничного и безопасного жилья с тщательно продуманными деталями. Выясним, каким параметрам должна соответствовать квартира для того, чтобы считаться эргономичной.

Оптимальная высота потолка

В комнате с низкими потолками наступает ощущение давления, а со слишком высокими не удастся почувствовать себя в безопасности и комфорте. Минимальная высота потолка определяется СНиПом и в жилых комнатах и кухнях не должна быть меньше 2,5 м. В коридорах и холлах допускается высота в 2,1 м. Считается, что в основу этого СНиПа были положены изыскания Дюрера, расширенные немецким архитектором Эрнстом Нойфертом.

Электрика: безопасно и удобно

Даже электрические розетки и выключатели можно расположить таким образом, что их использование будет максимально удобным. Их размещение не нормируется ГОСТами или СНиПами, и поэтому при проектировании электроразводки следует руководствоваться правилами безопасности и принципами удобства пользования.
Выключатели в квартире рекомендуется располагать при входе в комнату, со стороны дверной ручки. В Советском Союзе было принято устанавливать выключатели на высоте 160 см от пола - то есть примерно на уровне глаз. Сегодня такой вариант выбирают родители, которые не хотят, чтобы маленькие дети играли со светом. Современной же нормой считается установка выключателей на расстоянии 90 см от уровня пола, что позволяет выключать и включать свет, не поднимая руки.

Розетки по современным стандартам, наоборот, стали устанавливать ниже. Если советские граждане устанавливали их на высоте 90-105 см от пола, то сейчас эта высота равна 30 см. Так удобнее использовать бытовые приборы и прятать провода. Расстояние от места крепления до двери и окна не должно быть меньше 10 см. В жилых помещениях рекомендуется ставить минимум одну розетку на шесть кв. м. В кухне розетки размещают таким образом, чтобы было удобно пользоваться определенной техникой. Например, для чайника, блендера или комбайна розетки устанавливают над столешницей. Оптимальное число розеток в кухне определяется количеством используемых приборов. В ванной комнате должно быть минимум две розетки - одна для подключения стиральной машинки, вторая для фена.

Планировка спальни по принципам эргономики

Правила эргономики в отношении спальни нацелены на обеспечение свободы передвижения и создания условий для отдыха и крепкого сна. При проектировании спальни следует учесть следующие рекомендации:

  • Расстояние между кроватью, другими предметами мебели и стенами должно составлять минимум 70 см. При этом для лиц пожилого возраста этот показатель увеличивается до одного метра.
  • Проход от двери к кровати или к окну должен быть максимально прямым.
  • Оптимальным считается расположение кровати рядом с окном, но не менее чем в 80 см от наружной стены и батареи отопления.
  • Если вы выбрали двуспальную модель, то необходимо оставить проходы с обеих сторон.
  • В целях безопасности не стоит устанавливать полки у изголовья кровати.

Эргономика в дизайне рабочей зоны

Большая часть современного общества проводит максимум рабочего времени в сидячем положении. Поэтому создание рабочего места по правилам эргономики является особенно важным.

На табуретке или обычном стуле без вреда для здоровья можно провести не более 15 минут в день. Неудобный стул приведет к головным болям и проблемам с позвоночником и ногами.

Чтобы сидеть правильно с точки зрения эргономики, следует соблюдать несколько простых правил:

  • Ноги должны удобно располагаться на полу. Поверхность стопы должна сформировать угол в 90° с икрой. Это достигается путем регулировки высоты стула.
  • Чтобы кровоток был свободным, колени должны сформировать тупой угол с телом.
  • Ширина и глубина сидения должны составлять порядка 40 см.
  • Подлокотники кресла или высота рабочей поверхности должны позволять сформировать тупой угол между предплечьем и рукой.
  • Спинка кресла должна быть немного отклонена назад, чтобы обеспечить нормальное функционирование внутренних органов. Она также должна поддерживать поясницу.
  • Предпочтение стоит отдать креслу, оборудованному основой с пятью с роликами.

Часто используемые предметы следует располагать в зоне охвата руками человека, равной 35-40 см. Экран монитора при этом следует расположить на 50 см от лица и таким образом, чтобы центр экрана располагался чуть ниже уровня глаз. Площадь столешницы стола не должна быть меньше 1,20 м. Высота стола должна равняться рекомендованным европейскими нормами 74 см.

Освещение стоит расположить таким образом, чтобы тело не отбрасывало тень на рабочее место.

Удобная кухня

Расстановка мебели в кухне осуществляется с учетом особенностей помещения. Для узкой кухни подойдет линейная компоновка, при которой все предметы интерьера размещаются вдоль одной стены. Подойдет эта расстановка и для квартиры-студии. В большой кухне можно использовать параллельную или Т-образную расстановку мебели, а для небольшого пространства подойдет угловая или П-образная компоновка.

Рабочий треугольник на кухне. Фото: surfingbird.ru

В планировке помещения можно также учесть концепцию кухонного рабочего треугольника. Треугольник включает зоны готовки (плиту), мойки (раковину) и хранения (холодильник). По этому стандарту считается, расстояние между зонами должно быть от 1,2 до 2,7 метра. Общая сумма этих расстояний должна составлять от 4 до 8 метров. Если расстояние слишком мало, кухня будет казаться тесной, если же слишком велико, процесс готовки будет утомительным.

При планировании удобной кухни следует также учесть советы:

  • Для комфортного расположения за столом человеку необходимо около 60 кв. см пространства.
  • Подвесные элементы следует располагать таким образом, чтобы их нижний край находился на уровне примерно полутора метров от пола.
  • Ширина проходов в кухне должна составлять не менее 60 сантиметров.

Гостиная, созданная с умом

В стандартной гостиной главное - удачно расположить предметы мебели и считающийся традиционным телевизор таким образом, чтобы обеспечить комфортный отдых и общение.

Рекомендуется располагать предметы мебели так, чтобы они не преграждали путь к окнам и дверям. Если вы хотите поставить диван и кресла, то расстояние между ними не должно превышать двух метров, иначе вам будет неудобно общаться с собеседником. Для свободного прохода достаточно 92 см. Если рядом будет стоять журнальный столик, расположите его таким образом, чтобы до него можно было дотянуться рукой, не вставая с места, но в то же время чтобы была возможность вытянуть ноги. Оптимальная высота журнального столика – 30–45 см.

Выбирая место для телевизора, учтите, что расстояние от него до мест сидения начинается от 2,5 м для экрана в 17 дюймов и увеличивается соответственно диагонали. Так, при диагонали 32” расстояние до зрителя должно составлять 4 метра, при диагонали 37” – 5 метров. На сегодняшний день принято считать, что телевизор в гостиной должен находиться на уровне глаз сидящего на диване или в кресле человека.

Диван стоит выбирать под предполагаемое число хозяев и гостей. Для двоих подойдет диван шириной 1,75 м, а вот для семьи побольше или для приема гостей присмотритесь к экземплярам шириной от 2,10 м. Для комфортного отдыха следует взять диван с сидением шириной не менее 60 см.
Высота дивана или кресла в гостиной и наклон их спинок должны быть такими, чтобы бедро и голень сидящего человека находились под углом, близким к прямому, а ступни ног полностью опирались о пол.

Удобная ванная комната

Безусловно, ванные комнаты в некоторых квартирах не позволяют "развернуться" в плане интерьера, и расстояние между предметами увеличить иногда просто невозможно. Но мы можем попробовать приблизить интерьер к эргономичному хотя бы в чем-то. В идеале в ванной комнате должно быть хотя бы 1,7 м свободного пространства для того, чтобы у человека была возможность вытянуть руки, вытираясь полотенцем.

Между каждым предметом сантехнического оборудования и стенами в идеальной ванной комнате должно быть минимум 75 см свободного пространства. Расстояние от душевой кабины или ванны до раковины может быть сокращено до 30 см, но не менее того. Полотенцедержатель и полочки с необходимыми предметами следует расположить не дальше 70-90 см от душа или ванны, чтобы до них было легко дотянуться.

Умываясь, человек наклоняется, и поэтому перед раковиной должно быть достаточно места для этого - минимум 55 см. Чаша умывальника должна находиться над полом на высоте 80-110 см.

Унитаз должен стоять таким образом, чтобы справа и слева от него было не менее 35-45 см, а впереди - 50 см свободного пространства. Держатель туалетной бумаги нужно монтировать на 20-30 см впереди от края унитаза, чтобы до него было удобно дотягиваться вытянутой рукой. Высота держателя от пола – 60-70 см.
Эргономичный стационарный душевой уголок не должен быть площадью меньше 75 на 75 см для людей средней комплекции. В идеале же душевая кабина должна быть не менее 90 на 90 см.

При дизайне интерьера нельзя забывать об эргономике. Эргономика – наука, комплексно изучающая деятельность человека в системе «человек – предмет - среда» с целью оптимизации труда, быта и отдыха. Любой вид домашней деятельности – приготовление и принятие пищи, стирка, одевание, и т.д.– требует достаточного и правильного организации пространства. Достаточное пространство позволяет выполнять работу, не затрачивая чрезмерных усилий, точно, надежно и безопасно. Упомянутые виды деятельности включают основные типы положения и движений человека – стояние, сидение, ходьбу, приседание, лежание. Ниже показаны параметры пространства для разных ситуаций.

Параметры пространства для приготовления пищи, стирки.

Параметры пространства в ванной и санузле.

Параметры пространства при движении за столом и у стойки

Параметры пространства для движения на рабочем месте.

7.2. Пространственное соотношение

Соотношение числа комнат и проживающих позволяет разместить тем или иным способом требуемое количество спальных мест в жилых помещениях квартиры. Размещение спальных мест по помещениям, как показатель использования помещений, характеризует уровень комфортабельности квартиры, ее качество.

Площадь общей комнаты (гостиной) в однокомнатной квартире должна быть не менее 14 кв. м, в квартирах с числом комнат 2 и более - не менее 16 кв. м. В комфортабельных квартирах общая комната имеет площадь 24-30 кв. м.

Площадь жилой комнаты должна иметь минимум 8 кв. м, для двух человек принимают 10 - 12 кв.м, для супружеской пары (главная спальня) - 13 - 15 кв. м, что позволяет поместить детскую кровать. В более комфортабельных квартирах комната на 1-2 человек принимается площадью 12 - 14 кв. м, спальня супругов - 16 - 18 кв. м. Чрезмерное увеличение площади спальни нарушает ее масштаб и делает неуютной. Площадь спальной жилой комнаты в мансардном этаже двух- и более комнатных квартир допускается не менее 7 кв. м при условии, что общая комната имеет площадь не менее 16 кв. м.

Площадь кухни должна быть не менее 8 кв. м. В малой однокомнатной и малой двухкомнатной квартирах городских домов допускается проектировать кухни или кухни-ниши не менее 5 кв. м. Еще меньшую площадь имеют кухни-ниши при условии оборудования их электроплитой и искусственной вытяжной вентиляцией.

Площадь душевой принимают равной 1,7-2,25 кв. м, совмещенного санузла - 3,3-3,85 кв. м, раздельного санузла (уборная и ванная) - в пределах от 3 до 6 кв. м и более, уборной - 0,96-1,8 кв. м, ванной - 2,6-3,3 кв. м. Минимальная ширина уборной - 0,8 м и глубина - 1,2 м.

Площадь кабинета может быть различной - от 10 кв. м в комфортабельном жилище до 30-40 кв. м и более в высококачественном жилище.

Оценка комфортабельности планировки квартиры (или отдельных помещений) производится по комплексу показателей - гигиенических, функциональных, психологических, эстетических и др. Но основным критерием комфортабельности и основой для хорошего решения всех показателей квартиры в целом являются функциональные требования.

В результате изучения процессов жизнедеятельности была разработана их номенклатура. Установлено, что в современной средней квартире осуществляются 40 бытовых процессов, которые необходимы, широко распространены и характерны для различных семей независимо от образа жизни. Для их выполнения необходимы 20 пространственных элементов - функциональных зон бытовых процессов.

Функциональная зона бытового процесса - это пространство, в котором осуществляется процесс жизнедеятельности (или группа родственных процессов), имеющее условные границы. Размеры функциональной зоны устанавливают исходя из антропометрических и эргономических требований. Функциональная зона бытового процесса состоит из трех частей: постановочной площади, где размещают оборудование (мебель) процесса, рабочей площади, предназначенной для использования человеком необходимого оборудования, и резервной площади, которая служит для перемещения человека при выполнении бытового процесса. Расчетный состав функциональной зоны квартиры устанавливают в соответствии с численностью семьи и уровнем жилищной обеспеченности.

Функциональные зоны объединяют в группы бытовых процессов по назначению и пространственным условиям их выполнения. Для обеспечения отдыха служат следующие группы бытовых процессов: сна, пассивного отдыха, личной гигиены, физкультуры, общения с природой, потребления культуры и общения; для реализации быта используют группы бытовых процессов: воспитания детей, приготовления и приема пищи, хозяйственной деятельности и хранения предметов и вещей; для организации труда необходимы следующие группы функциональных зон: профессионального труда, учебы и самообразования, любительской деятельности. Минимальные размеры между крайними предметами соседних зон должны быть равны 30 см для помещений, которые используют 1-3 человека, и 50 см - для помещений, предназначенных для 4 и более человек.

Группы бытовых процессов объединяют в группы зон по характеру пользования и требованиям изоляции. Различают несколько групп функциональных зон в квартире:

Личные зоны индивидуального пользования;

Общесемейные зоны индивидуального пользования;

Общесемейные зоны общего пользования;

Общесемейные зоны группового пользования;

Общесемейные зоны хозяйственного обслуживания;

Общесемейные зоны длительного хранения предметов и вещей. Группы зон чаще всего образуют помещения квартиры. Помещение - основной элемент пространственной организации квартиры, включающий в свой состав функциональные зоны бытовых процессов и коммуникационные площади.

Выделяют две основные группы помещений квартиры по назначению: жилые и подсобные. К жилым помещениям относятся гостиная, столовая, кабинет, библиотека, детская, спальня, холл и т. п. К подсобным помещениям относят: кухню, переднюю, ванную, уборную, коридор, кладовую, хозяйственно-рабочие помещения, встроенные шкафы, тамбур и открытые помещения - балкон, лоджию, веранду и террасу.

Планировочные параметры каждого помещения (площадь, пропорции, конфигурация, габариты) устанавливают в зависимости от числа функциональных зон. Число помещений в квартире зависит от уровня жилищной обеспеченности и степени дифференциации зон.

Общая жилая комната - основная и наибольшая по площади комната квартиры многофункционального и универсального назначения, служит общесемейным видам жизнедеятельности и прежде всего предназначена для активных форм отдыха (общения, занятий любительской и профессиональной деятельностью взрослых и детей, приема гостей, досугово-информационной деятельности). Поэтому собирательный образ функции общей комнаты в социальном жилище можно охарактеризовать как принятие духовной пищи.

Итак, общая комната является местом приема гостей и семейного общения, обеспечивает пространство для совместной жизни всех членов семьи или семейных контактов: внутренних и внешних. Таким образом, она выполняет функции гостиной, столовой, семейной комнаты и комнаты для занятий (кабинета), которые устраивают в комфортабельном жилище

По своему назначению общая жилая комната требует центрального положения в квартире.

Функциональные зоны общей комнаты:

Принятия пищи (столовая);

Хранения предметов досуга;

Любительской и/или профессиональной деятельности (занятий);

Общения;

Тихого отдыха;

Просмотра телевизора.

Зону питания располагают вблизи кухни, недалеко от входа в комнату или от раздаточного окна; функциональные зоны общения и тихого отдыха пространственно совмещаются (одна и та же мебель), но используются последовательно; зоны просмотра телевизора и прослушивания музыки проектируют исходя из минимальных и наиболее удобных расстояний между аппаратом и зрителем (слушателем) (250- 300 см) в стороне от проходов.

Личные жилые комнаты (спальни) предназначены для осуществления пассивных форм отдыха взрослых членов семьи и детей. Спальни проектируют для 1-2 человек и супружеской пары. Основное значение личного жилого помещения - это уединение, индивидуализация использования жилого пространства.