Существует ли в современном обществе рабство? Каковы его особенности? В мире живёт сорок шесть миллионов рабов. Кто они? Работорговля в современном мире

Считается, что на нашей планете практически полностью изжито не означает, что его нет, просто оно приобрело другие формы, зачастую очень изощренные. На смену купчим пришло добровольное подчинение одних людей другим, при этом кандалы стали невидимыми, и состоят они не из железных звеньев, а из неосязаемых привычек к комфорту и безделью. ничем не лучше первобытного или античного, а свобода все так же остается уделом немногих. Однако для того, чтоб понять природу этого явления, следует углубиться в различные его аспекты, историю возникновения и причины.

Патриархальный вариант

Стремление подчинять себе других заложено в самой природе человека. История рабства уходит корнями в период зарождения общественных отношений, когда, кроме племенной структуры, других форм сосуществования еще не было. Тем не менее, разделять труд на физический и умственный начали уже тогда, а тяжело работать, как и теперь, охотников было мало. Поэтому первой социальной формацией считается именно рабовладельческая, при которой эксплуатация правящими классами производилась под угрозой физической расправы над непокорными. Росла производительность труда, появлялся прибавочный продукт, и, как следствие, возникло понятие собственности, распространявшееся не только на орудия производства и товар, но и на людей. Самой первой формой этих отношений стало так называемое патриархальное рабство. Это означало вхождение в семью нескольких новых членов, не обладавших, однако, полноценными правами, и выполнявших часть общей работы, за что их обеспечивали едой и кровом.

Античная версия

В древнегреческом и древнеримском государствах рабовладельчество достигло огромного размаха. Именно здесь произошел процесс перехода от патриархальной формы к классической, при которой человек становился вещью, пригодной - в зависимости от своей ценности - к продаже или покупке. Регулировало эти сделки, наравне с другими юридическими вопросами, Римское право. Рабство стало узаконенным примерно ко второму веку до Р.Х. практически на всем Аппенинском полуострове и в греческих колониях на Сицилии. Интересно и то, как уживалась демократия с этим ужасающим явлением. Так, по мнению Платона, наибольшего расцвета и всеобщего благоденствия при народовластии можно достичь, если у каждого свободного гражданина будет хотя бы по три раба.

Главным источником дармовых трудовых ресурсов в то время были агрессивные походы римских легионов. Если войны в V-IV вв. до н. э. велись за территории, то более поздние захваты II-I столетий уже ставили целью пленение как можно большего количества потенциальных работников.

Восстания

Так как классическая форма рабства существовала в условиях (в отличие от патриархального устоя), то главной целью эксплуатации стало получение прибыли. Это обстоятельство приводило к усилению принуждения и появлению наиболее жестких его способов. Кроме интенсивных методов, заключавшихся в уменьшении расходов на содержание и повышении жестокости, практиковался и экстенсивный, заключавшийся в ускоренном завозе невольников. Это привело в конечном счете к тому, что общее количество рабов достигло критического уровня, и тогда начали вспыхивать восстания, самое известное из которых возглавил в 74 году до н. э. Спартак.

Рабство на Востоке

В Индии, Китае и других странах, географически и культурно относящихся к Азии, невольничество существовало относительно долго. Рабство в мире уже уступило место феодализму, затем капитализму, а в восточных государствах оно все еще процветало, впрочем, зачастую параллельно с зарождавшимися и развивающимися новыми общественно-экономическими отношениями. Главным источником, подпитывающим невольничьи рынки, была среда неудачников, попавших в долговую кабалу и не имевших другой возможности рассчитаться с кредиторами, кроме собственного труда, которого порой не хватало даже при пожизненной бесплатной работе. В этих случаях потомков несчастных также ждало наследственное рабство. Это, вообще говоря, противоречило законам ислама (за исключением государственных преступников), но все равно широко практиковалось. Официальным считалось право на владение пленниками, захваченными во время войн и набегов.

Переходный период

В течение многих веков практически во всем мире существовали те или иные формы рабства, однако во многих странах оно постепенно входило в конфликт с развивающимся рыночным производством (главным образом сельскохозяйственным), требующим все большей эффективности. Недостаток методов стимулирования приводил к снижению производительности. Невольники часто бежали от своих хозяев и даже умертвляли их, поднимали восстания, и чем их больше становилось, тем опаснее могли оказаться последствия неумелого управления этими специфическими людскими ресурсами. Постепенно в европейских странах отношение к рабам становилось более мягким, что, конечно, не исключало нещадной эксплуатации, зато побуждало к большей осторожности. И тут в XVI веке был открыт Новый Свет.

Начало американского рабства

Огромные пространства Америки, обилие плодородных и богатых ресурсами малонаселенных территорий способствовали определенному ренессансу рабовладельческих отношений, казалось, плавно уходивших в прошлое. Индейцы оказывали колонизаторам (на первом этапе в основном испанским и португальским) отчаянное сопротивление, что привело к королевскому запрету обращать коренное население в рабство. Это, в сочетании с дефицитом рабочей силы, побудило плантаторов, развернувших деятельность на американской земле, завозить невольников из Африки. Следует заметить, что в Новый Свет ехали в первую очередь люди авантюрного склада, не стесненные каким-то моральными принципами. Стремление разбогатеть у них успешно сочеталось с нежеланием трудиться. В Америку за исторически короткий период (примерно два века) было ввезено до десяти миллионов африканских невольников. В начале XIX века в некоторых странах Вест-Индии они уже составляли этническое большинство.

Тем временем в России

Рабство в России называлось крепостничеством. Оно также выступало формой общественных отношений, при которых люди являются товаром и подлежат покупке, продаже или обмену. В большинстве своем хозяева, ставшие со временем называться помещиками, относились к своим холопам примерно так же, как обычные крестьяне к рабочему скоту, то есть не без определенной доли заботы и бережливости. Исключение составляли особо выдающиеся случаи издевательства, хрестоматийным примером которых стала наказанная за свои изуверства по законам Российской империи. Тем не менее, крепостничество к середине XIX столетия уже тормозило развитие капитализма, и в 1861 году крестьянам была дарована свобода, произошла законодательная отмена рабства. Процесс раскрепощения шел медленно, встречая сопротивление как помещиков, заинтересованных в сохранении своих позиций, так и самих бывших невольников, поколениями отучавшихся от самостоятельной жизни «на вольных хлебах». Столь же трудно шли в конце века призванные создать условия для перехода от общин к индивидуальному земледельческому укладу.

В США

На рубеже XVIII и XIX веков в Северной Америке произошел промышленный бум. Спрос на сельскохозяйственное сырье (хлопок, лен и др.) резко вырос, что самым парадоксальным образом породнило капитализм с рабовладельчеством, центром которого стали южные штаты. Со временем, однако, противоречия между двумя столь разными общественными формациями породило сильные внутренние напряжения, приведшие к началу Гражданской войны между индустриальным Севером и патриархальным Югом. Этот кровопролитный и братоубийственный конфликт происходил под лозунгами борьбы за свободу и братство, с одной стороны, и защиты фундаментальных ценностей - с другой. После победы северян в США была официально провозглашена отмена рабства, однако ратификация сенатами отдельных штатов этой декларации затянулась до конца XX века. Законодательная отмена сегрегации произошла во второй половине столетия. Потомкам чернокожих невольников не разрешалось сидеть на скамейках для белых, ходить в смешанные школы (таких не было) и даже посещать одни и те же Рабство в России было отменено на год раньше, чем в США. Освобожденные невольники часто вели себя так же, как и русские крестьяне, получившие волю. Что делать со свободой, многие из них попросту не знали.

Рабство новейшей истории

Вопрос о том, когда отменили рабство в той или иной стране, несмотря на свою очевидную простоту (кажется, достаточно сослаться на соответствующий документ или конституцию), чаще всего требует развернутого ответа. «Просвещенные» европейские державы, владевшие до середины двадцатого столетия колониями, провозглашая на словах демократические принципы, тем не менее мирились с отсутствием в них элементарных гражданских свобод и наличием невольничества. В годы Второй мировой войны нацистская Германия широчайшим образом использовала принудительный труд узников и военнопленных. Советские заключенные в годы сталинского террора также массово привлекались для решения народнохозяйственных вопросов, а положение колхозников, лишенных даже паспортов, если и возможно было сравнить со статусом крепостных, то только с упоминанием его преимуществ. Японские захватчики превратили население оккупированных территорий в настоящих невольников. Антигуманный режим в Кампучии умудрился поработить практически все население поголовно. Примеров, к сожалению, очень много…

Современнейшие разновидности

И все же вопрос о том, когда отменили рабство в международном масштабе, имеет конкретный ответ. Он основан на официально закрепленном документе. Это произошло в 1926 году во время подписания Конвенции о рабстве. В договоре, подписанном представителями большинства стран, есть определение самого понятия как «права собственности, сопровождаемого угрозами…» и т. п. Тем не менее и сегодня многие из скрытых форм, вполне соответствующих критериям этой формулировки, продолжают существовать на планете. Нельзя утверждать, что они процветают - напротив, им дается самая негативная оценка, но современное рабство существует и, по всей видимости, не скоро исчезнет. Некоторые его разновидности имеет смысл рассмотреть подробно.

Кабала

Так чаще всего называют долговое рабство. В большинстве государственных законодательств предусмотрена ответственность за нарушение сроков выплат по ссудам и кредитам, в том числе и частным лицам, но условия погашения часто могут оказаться неприемлемыми для незадачливого заемщика. Он сам предлагает отработать долг и в результате оказывается в положении зависимого батрака, вынужденного всю оставшуюся жизнь выполнять грязную и тяжелую работу для своего «хозяина». Бороться с этим явлением практически невозможно, обязанности раба в этом случае берутся добровольно.

Насильственное принуждение к труду

Обстоятельства попадания в рабскую зависимость могут быть самыми различными. Некоторые люди попадают в неволю во время боевых действий, будучи военнослужащими или мирными жителями. В регионах, контроль над которыми представителями правозащитных структур затруднен или невозможен, такое происходит, к сожалению, часто. владеет ограниченной информацией об усилении доли принудительного труда в разных странах, не учтенной национальными статистическими управлениями и иногда умышленно скрываемой.

Насильственная сексуальная эксплуатация

Является формой абсолютного контроля одного человека над другим, осуществляемым в виде создания безвыходной ситуации. Подобное порабощение получило широкое распространение в сфере оказания незаконных сексуальных услуг, когда принуждение к проституции осуществляется путем отъема документов (особенно в чужой стране), угрозой физической расправы, привитием наркотической зависимости и другими антигуманными методами. Особо тяжким подобное преступление считается во всем мире, если жертвами становятся несовершеннолетние. Немалую роль в принуждении (особенно в экзотических странах) до сих пор играют психологические методы давления, такие как «обет молчания» и использование особых ритуалов, призванных подавить волю к сопротивлению.

30 июля отмечается Всемирный день борьбы с торговлей людьми. К сожалению, в современном мире проблемы рабства и торговли людьми, равным образом, как и принуждения к труду, по-прежнему актуальны. Несмотря на противодействие международных организаций, до конца справиться с торговлей людьми не удается. Особенно в странах Азии, Африки и Латинской Америки, где местная культурно-историческая специфика с одной стороны, и колоссальный уровень социальной поляризации - с другой стороны, создают благодатную почву для сохранения такого страшного явления как работорговля. Фактически сети работорговли так или иначе захватывают почти все страны мира, при этом последние разделяются на страны, преимущественно являющиеся экспортерами рабов, и страны, куда рабов ввозят для их использования в каких-либо сферах деятельности.

Только из России и стран Восточной Европы «исчезает» каждый год не менее 175 тысяч человек. Всего же в мире каждый год становятся жертвами работорговцев не менее 4 млн. человек, большая часть которых приходится на граждан слаборазвитых азиатских и африканских стран. Торговцы «живым товаром» получают колоссальные прибыли, составляющие многие миллиарды долларов. На нелегальном рынке «живой товар» - третий по прибыльности после наркотиков и . В развитых странах основная часть людей, попавших в рабство, представлена незаконно удерживаемыми в неволе женщинами и девушками, которых заставили или склонили к занятию проституцией. Однако определенную часть современных рабов составляют также люди, принуждаемые бесплатно трудиться на объектах сельского хозяйства и строительства, промышленных предприятиях, а также в частных домохозяйствах в качестве домашней прислуги. Значительная часть современных рабов, особенно выходцев из африканских и азиатских стран, принуждается к бесплатному труду в рамках «этнических анклавов» мигрантов, существующих во многих городах Европы. С другой стороны, куда более внушительны масштабы рабства и работорговли в странах Западной и Центральной Африки, в Индии и Бангладеш, в Йемене, Боливии и Бразилии, на островах Карибского бассейна, в Индокитае. Современное рабство - настолько масштабно и разнообразно, что имеет смысл рассказать об основных видах рабства в современном мире.


Сексуальное рабство

Наиболее массовое и, пожалуй, широко освещенное явление торговли «живым товаром» связано с поставкой женщин и девушек, а также малолетних мальчиков в сферу сексуальной индустрии. Учитывая особый интерес, который люди всегда испытывали к сфере половых отношений, сексуальное рабство достаточно широко освещено в мировой прессе. Полиция в большинстве стран мира борется с нелегальными публичными домами, периодически освобождает незаконно содержащихся там людей и привлекает к ответственности организаторов прибыльного бизнеса. В странах Европы сексуальное рабство имеет очень большой размах и связано, прежде всего, к принуждению женщин, чаще всего из нестабильных в экономическом отношении стран Восточной Европы, Азии и Африки, к занятию проституцией. Так, только в Греции нелегально работает 13 000 - 14 000 сексуальных рабынь из стран СНГ, Албании и Нигерии. В Турции численность проституток составляет около 300 тысяч женщин и девушек, а всего в мире «жриц платной любви» насчитывается не менее 2,5 млн. человек. Очень большая часть из них была обращена в проститутки насильно и принуждается к этому занятию под угрозой физической расправы. Женщин и девушек поставляют в бордели Нидерландов, Франции, Испании, Италии, других европейских государств, в США и Канаду, Израиль, в арабские страны, Турцию. Для большинства стран Европы основными источниками поступления проституток становятся республики бывшего СССР, прежде всего Украина и Молдова, Румыния, Венгрия, Албания, а также страны Западной и Центральной Африки - Нигерия, Гана, Камерун. В страны арабского мира и Турцию прибывает большое количество проституток, опять же, из бывших республик СНГ, только скорее из центральноазиатского региона - Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана. Женщин и девушек заманивают в европейские и арабские страны, предлагая вакансии официанток, танцовщиц, аниматорш, моделей и обещая за выполнение несложных обязанностей приличные денежные суммы. Несмотря на то, что в наш век информационных технологий уже многие девушки осведомлены о том, что за границей многих соискательниц подобных вакансий обращают в рабство, значительная часть уверена в том, что именно им удастся избежать этой участи. Есть и те, кто теоретически понимают, что их может ожидать за рубежом, но не представляют, насколько жестоким может быть обращение с ними в борделях, насколько изобретательны клиенты в унижении человеческого достоинства, садистских издевательствах. Поэтому приток женщин и девушек в Европу и страны Ближнего Востока не ослабевает.

Проститутки в борделе Бомбея

Кстати, в Российской Федерации также работает большое количество иностранных проституток. Именно проститутки из других государств, у которых отбирают паспорта и которые находятся на территории страны нелегально, чаще всего являются самым настоящим «живым товаром», поскольку гражданок страны все же тяжелее принудить к занятию проституцией. Среди основных стран - поставщиков женщин и девушек в Россию, можно назвать Украину, Молдову, с недавнего времени также республики Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. Кроме того, в бордели российских городов, функционирующие нелегально, также переправляются проститутки из стран дальнего зарубежья - прежде всего, из Китая, Вьетнама, Нигерии, Камеруна - то есть, обладающие экзотической с точки зрения большинства российских мужчин внешностью и поэтому пользующиеся определенным спросом. Однако и в России, и в европейских странах положение нелегальных проституток все же значительно лучше, чем в странах «третьего мира». По крайней мере, здесь более прозрачна и эффективна работа правоохранительных органов, меньше уровень насилия. С таким явлением как торговля женщинами и девушками, стараются бороться. Гораздо хуже ситуация в странах Арабского Востока, в Африке, в Индокитае. В Африке наибольшее количество примеров сексуального рабства отмечено в Конго, Нигере, Мавритании, Сьерра-Леоне, Либерии. В отличие от европейских стран, здесь практически нет шансов освободиться из сексуального плена - за несколько лет женщины и девушки заболевают и сравнительно быстро умирают или теряют «товарный вид» и выбрасываются из борделей, пополняя ряды нищенок и попрошаек. Очень велик уровень насилия, криминальных убийств женщин - рабынь, которых все равно никто не будет искать. В Индокитае центром притяжения торговли «живым товаром» с сексуальным подтекстом становятся Таиланд и Камбоджа. Здесь, учитывая приток туристов со всего мира, широко развита индустрия развлечений, в том числе и секс-туризм. Основную часть девушек, поставляемых в индустрию сексуальных развлечений Таиланда, составляют уроженки отсталых горных районов севера и северо-востока страны, а также мигрантки из соседних Лаоса и Мьянмы, где еще более худшая экономическая ситуация.

Страны Индокитая - один из мировых центров сексуального туризма, причем здесь широко встречается не только женская, но и детская проституция. Курорты Таиланда и Камбоджи именно этим получили известность у американских и европейских гомосексуалистов. Что касается сексуального рабства в Таиланде, то чаще всего в него попадают девочки, которых в рабство продают собственные родители. Этим они ставят задачу хоть как то облегчить семейный бюджет и получить за продажу ребенка очень приличную по местным меркам сумму. Несмотря на то, что формально таиландская полиция с явлением торговли живым товаром борется, в действительности, учитывая нищету глубинных районов страны, победить это явление фактически невозможно. С другой стороны, тяжелое финансовое положение заставляет многих женщин и девушек из стран Юго-Восточной Азии и островов Карибского бассейна заниматься проституцией добровольно. В этом случае они не являются сексуальными рабынями, хотя элементы принуждения к труду проститутки могут присутствовать и в случае, если этот вид деятельности избран женщиной добровольно, по собственному желанию.

В Афганистане распространено явление, называемое «бача бази». Это позорная практика обращения мальчиков - танцовщиков в фактических проститутов, обслуживающих взрослых мужчин. Мальчиков допубертатного возраста похищают или покупают у родственников, после чего заставляют выступать в качестве танцовщиков на различных торжествах, одевая в женское платье. Такой мальчик должен использовать женскую косметику, носить женскую одежду, ублажать мужчину - хозяина или его гостей. По данным исследователей, феномен «бача бази» распространен среди жителей южных и восточных провинций Афганистана, а также среди жителей некоторых северных регионов страны, причем среди любителей «бача бази» встречаются люди самых разных национальностей Афганистана. Кстати, как бы не относиться к афганским талибам, но они относились к обычаю «бача бази» резко негативно и когда взяли под контроль большую часть территории Афганистана, немедленно запретили практику «бача бази». Но после того, как Северному альянсу удалось взять верх над талибами, во многих провинциях практика «бача бази» была возрождена - причем не без участия высокопоставленных лиц, которые сами активно пользовались услугами мальчиков - проститутов. Фактически практика «бача бази» представляет собой педофилию, которая признается и легитимизируется традицией. Но также это и сохранение рабства, так как все «бача бази» являются рабами, насильно содержащимися у своих хозяев и изгоняемыми по достижению половой зрелости. Религиозные фундаменталисты видят в практике «бача бази» богопротивный обычай, поэтому она и была запрещена во время правления «Талибана». Схожий феномен использования мальчиков для танцев и гомосексуальных развлечений существует также в Индии, но там мальчиков еще и кастрируют, превращая в евнухов, которые составляют особую презираемую касту индийского общества, сформированную из бывших рабов.

Рабство в домашнем хозяйстве

Другой вид рабства, по-прежнему широко распространенного в современном мире - принудительный бесплатный труд в домашнем хозяйстве. Чаще всего, бесплатными домашними рабами становятся жители африканских и азиатских стран. Наиболее распространено домашнее рабство в странах Западной и Восточной Африки, а также среди представителей диаспор выходцев из африканских стран, живущих в Европе и США. Как правило, большие домашние хозяйства зажиточных африканцев и азиатов не могут обойтись лишь с помощью членов семьи и требуют наличия прислуги. Но прислуга в таких хозяйствах часто, в соответствии с местными традициями, работает бесплатно, хотя получает не столь плохое содержание и рассматривается скорее в качестве младших членов семьи. Впрочем, разумеется, имеет место и множество примеров жестокого обращения с домашними рабами. Обратимся к ситуации в мавританском и малийском обществах. В среде арабо-берберских кочевников, которые проживают на территории Мавритании, сохраняется кастовое деление на четыре сословия. Это воины - «хасаны», духовенство - «марабуты», свободные общинники и рабы с вольноотпущенниками («харатинами»). Как правило, в рабство обращали жертв набегов на оседлых южных соседей - негроидные племена. Большинство рабов - потомственные, потомки плененных южан или купленные у сахарских кочевников. Они давно интегрированы в мавританское и малийское общество, занимая в нем соответствующие этажи социальной иерархии и многие из них даже не тяготятся своим положением, прекрасно понимая, что лучше жить на правах слуги статусного хозяина, чем пытаться вести самостоятельное существование городского паупера, маргинала или люмпена. В основном, домашние рабы выполняют функции помощников по хозяйству, ухаживая за верблюдами, поддерживая в чистоте дом, охраняя имущество. Что касается рабынь, то там возможно выполнение функций наложниц, но чаще - также работы по домашнему хозяйству, приготовлению пищи, уборке помещений.

Численность домашних рабов в Мавритании оценивается примерно в 500 тысяч человек. То есть, рабы составляют около 20% населения страны. Это самый большой показатель в мире, но проблематичность ситуации состоит и в том, что культурно-историческая специфика мавританского общества, как уже говорилось выше, не возбраняет такой факт социальных отношений. Рабы не стремятся покинуть своих хозяев, но с другой стороны факт наличия рабов стимулирует их владельцев к возможной покупке новых рабов, в том числе и детей из бедных семей, которые отнюдь не желают становиться наложницами или домашними уборщиками. В Мавритании действуют правозащитные организации, которые борются с рабством, но их деятельность встречает многочисленные препятствия со стороны рабовладельцев, а также полиции и спецслужб - ведь среди генералитета и старшего офицерства последних многие также пользуются трудом бесплатных домашних слуг. Правительство Мавритании отрицает факт рабства в стране и утверждает, что домашний труд традиционен для мавританского общества и основная масса домашних слуг не собирается уходить от своих хозяев. Примерно схожая ситуация наблюдается в Нигере, в Нигерии и Мали, в Чаде. Даже правоохранительная система европейских государств не может служить полноценным препятствием для домашнего рабства. Ведь мигранты из африканских стран привозят традицию домашнего рабства с собой в Европу. Зажиточные семьи мавританского, малийского, сомалийского происхождения выписывают из родных стран прислугу, которой, чаще всего, не платят денег и которая может подвергаться жестокому обращению со стороны своих хозяев. Неоднократно французская полиция освобождала из домашнего плена выходцев из Мали, Нигера, Сенегала, Конго, Мавритании, Гвинеи и других африканских стран, которые, чаще всего, попадали в домашнее рабство еще в детском возрасте - точнее, их продавали в услужение богатым соотечественникам их собственные родители, возможно, желая детям и хорошего - избежать тотальной нищеты в родных странах посредством жизни в богатых семьях за границей, пусть и в качестве бесплатной прислуги.

Домашнее рабство широко распространено и в Вест-Индии, прежде всего - на Гаити. Гаити - пожалуй, самая неблагополучная страна в Латинской Америке. Несмотря на то, что бывшая французская колония стала первой (кроме США) страной Нового света, добившейся политической самостоятельности, уровень жизни населения в этой стране остается крайне низким. Собственно говоря, именно социально-экономические причины побуждают гаитян продавать своих детей в более состоятельные семьи в качестве домашней прислуги. По данным независимых экспертов, в настоящее время не менее 200-300 тысяч гаитянских детей находятся в «домашнем рабстве», которое на острове называется словом «реставек» - «услужение». То, как будет проходить жизнь и работа «реставека» зависит, прежде всего, от благоразумия и доброжелательности его хозяев или от их отсутствия. Так, к «реставеку» могут относиться как к младшему родственнику, а могут превратить в объект издевательств и сексуальных домогательств. Разумеется, в конечном итоге большинство детей - рабов все же подвергается жестокому обращению.

Детский труд в промышленности и сельском хозяйстве

Одним из наиболее распространенных видов бесплатного рабского труда в странах «третьего мира» является детский труд на сельскохозяйственных работах, на заводах и шахтах. Всего в мире эксплуатируется не менее 250 миллионов детей, причем 153 млн. детей эксплуатируется в странах Азии, а 80 млн. - в Африке. Конечно, не всех из них можно назвать рабами в полном смысле этого слова, так как многие дети на заводах и плантациях все же получают заработную плату, пусть и нищенскую. Но нередки случаи, когда используется бесплатный детский труд, причем детей покупают у их родителей специально в качестве бесплатных работников. Так, труд детей используется на плантациях какао-бобов и арахиса в Гане и Кот-д-Ивуаре. Причем основная часть детей - рабов поступает в эти страны из соседних более бедных и проблемных государств - Мали, Нигера и Буркина-Фасо. Для многих маленьких обитателей этих стран работа на плантациях, где дают поесть - хоть какая-то возможность выжить, поскольку неизвестно, как бы сложилась их жизнь в родительских семьях с традиционно большим количеством детей. Известно, что в Нигере и Мали - один из самых высоких уровней рождаемости в мире, причем большинство детей рождается в крестьянских семьях, которые и сами еле сводят концы с концами. Засухи в зоне Сахеля, уничтожающие урожаи сельскохозяйственной продукции, способствуют обнищанию крестьянского населения региона. Поэтому крестьянские семьи вынужденно пристраивают своих детей на плантации и рудники - только чтобы «скинуть» их с семейного бюджета. В 2012 г. полиция Буркина-Фасо с помощью сотрудников Интерпола освободила детей - рабов, трудившихся в золотодобывающем руднике. Дети работали в шахтах в опасных и антисанитарных условиях, не получая за это заработной платы. Аналогичная операция была проведена в Гане, где также полиция произвела освобождение детей, работавших в сфере сексуальных услуг. Большое количество детей находится в рабстве в Судане, Сомали и Эритрее, где их труд применяют, прежде всего, в сельском хозяйстве. В использовании детского труда обвиняется компания Nestle, являющаяся одним из крупнейших производителей какао и шоколада. Большинство плантаций и предприятий, принадлежащих данной компании, находится в странах Западной Африки, которые активно применяют детский труд. Так, в Кот-д-Ивуаре, дающем 40% мирового урожая какао бобов, на плантациях какао работает не менее 109 тысяч детей. Причем условия труда на плантациях являются очень тяжелыми и признаются в данный момент наихудшими в мире среди прочих вариантов использования детского труда. Известно, что в 2001 г. около 15 тысяч детей из Мали стали жертвами работорговли и были проданы на плантации какао бобов в Кот-д-Ивуар. Более 30 000 детей из самого Кот-д-Ивуара также работают на сельскохозяйственном производстве на плантациях, а еще 600 000 детей - на маленьких семейных фермах, причем среди последних встречаются как родственники хозяев, так и приобретенные слуги. В Бенине на плантациях используется труд, по меньшей мере, 76 000 детей - рабов, среди которых есть уроженцы и этой страны, и других стран Западной Африки, в том числе Конго. Большинство бенинских детей-рабов заняты трудом на хлопководческих плантациях. В Гамбии распространено принуждение несовершеннолетних детей к попрошайничеству, причем чаще всего попрошайничать детей заставляют … учителя религиозных школ, которые видят в этом дополнительный источник своего заработка.

Очень широко применяется детский труд в Индии, Пакистане, Бангладеш и некоторых других странах Южной и Юго-Восточной Азии. Индия занимает второе место в мире по численности детей-рабочих. Свыше 100 млн. индийских детей вынуждены трудиться, чтобы добывать себе пропитание. Несмотря на то, что официально детский труд в Индии запрещен, он носит массовый характер. Дети работают на строительных объектах, в шахтах, на кирпичных заводах, на сельскохозяйственных плантациях, на предприятиях и мастерских полукустарного производства, в табачном бизнесе. В штате Мегхалая на северо-востоке Индии, в угольном бассейне Джайнтия, трудятся около двух тысяч детей. Дети от 8 до 12 лет и подростки 12-16 лет составляют ¼ от восьмитысячного контингента шахтеров, но получают в два раза меньше, чем взрослые работники. Средняя дневная зарплата ребенка на шахте - не более пяти долларов, чаще - три доллара. Разумеется, ни о каком соблюдении техники безопасности и санитарных норм не идет и речи. В последнее время индийским детям составляют конкуренцию прибывающие дети - мигранты из соседних Непала и Мьянмы, которые оценивают свой труд еще дешевле, чем в три доллара в день. В то же время, социально-экономическое положение многих миллионов семей в Индии таково, что без трудоустройства на работу детей им просто не выжить. Ведь в семье здесь может быть от пяти и выше детей - при том, что взрослые могут не иметь работы или получать очень маленькие деньги. Наконец, нельзя забывать о том, что для многих детей из бедных семей работа на предприятии - это еще и возможность получить какой-никакой кров над головой, поскольку в стране миллионы бездомных. Только в Дели сотни тысяч бездомных, которые не имеют никакого крова над головой и живут на улице. Детский труд используют и крупные транснациональные компании, которые именно по причине дешевизны рабочей силы выносят свое производство в азиатские и африканские страны. Так, в той же Индии только на плантациях печально известной компании Monsanto трудится не менее 12 тысяч детей. Это фактически тоже рабы, несмотря на то, что их работодатель - всемирно известная компания, созданная представителями «цивилизованного мира».

В других странах Южной и Юго-Восточной Азии детский труд также активно применяется на промышленных предприятиях. В частности, в Непале, несмотря на действующий с 2000 г. закон, запрещающий прием на работу детей до 14 лет, фактически дети составляют большую часть трудящихся. Причем закон подразумевает запрет детского труда только на зарегистрированных предприятиях, а основная масса детей трудится на незарегистрированных сельскохозяйственных фермах, в кустарных мастерских, помощниками по дому и т.д. Три четверти работающих юных непальцев заняты в сфере сельского хозяйства, причем в основном в сельском хозяйстве используется труд девочек. Также детский труд широко используется на кирпичных заводах, несмотря на то, что кирпичное производство является очень вредным. Также дети работают в каменоломнях, выполняют работы по сортировке мусора. Естественно, что нормы техники безопасности на подобных предприятиях также не соблюдаются. Большинство работающих непальских детей не получает ни среднего, ни даже начального образования и является неграмотным - единственный возможный для них жизненный путь - неквалифицированная тяжелая работа до конца жизни.

В Бангладеш 56% детей страны живет на уровне ниже международной черты бедности - на 1 доллар в день. Это не оставляет им иного выхода, кроме как работать на тяжелом производстве. 30% бангладешских детей в возрасте до 14 лет уже работают. Почти 50% бангладешских детей бросают учебу еще до окончания начальной школы и отправляются на работу - на кирпичные заводы, предприятия по производству воздушных шаров, сельскохозяйственные фермы и т.д. Но первое место в списке стран, наиболее активно использующих детский труд, по праву принадлежит соседней с Индией и Бангладеш Мьянме. Здесь работает каждый третий ребенок в возрасте от 7 до 16 лет. Причем дети заняты не только на промышленных предприятиях, но и в армии - в качестве армейских грузчиков, подвергающихся притеснениям и издевательствам со стороны солдат. Бывали даже случаи использования детей для «разминирования» минных полей - то есть, детей выпускали на поле, чтобы узнать, где есть мины, а где есть свободный проход. Позже под давлением мировой общественности военный режим Мьянмы пошел на существенное сокращение количества детей - солдат и военной прислуги в армии страны, однако использование рабского труда детей на предприятиях и строительных объектах, в сфере сельского хозяйства продолжается. Основная масса мьянманских детей используется для сбора каучука, на рисовых и тростниковых плантациях. Кроме того, тысячи детей из Мьянмы мигрируют в соседние Индию и Таиланд в поиске работы. Некоторые из них попадают в сексуальное рабство, другие становятся бесплатной рабочей силой на шахтах. Но тем, кого продают в домашние хозяйства или на чайные плантации, даже завидуют, поскольку условия труда там несоизмеримо легче, чем на шахтах и рудниках, а платят за пределами Мьянмы даже больше. Примечательно, что за свой труд дети не получают заработную плату - за них ее получают родители, которые сами не работают, а выполняют функции надзирателей за собственными детьми. В случае отсутствия или малолетства детей работают женщины. Свыше 40% детей в Мьянме вообще не посещают школу, а посвящают все свое время трудовой деятельности, выступая в качестве кормильцев семьи.

Рабы войны

Еще одна разновидность использования фактически рабского труда - это применение детей в вооруженных конфликтах в странах «третьего мира». Известно, что в целом ряде африканских и азиатских стран существует развитая практика покупки, а чаще похищения детей и подростков в бедных деревнях, с целью последующего использования в качестве солдат. В странах Западной и Центральной Африки не менее десяти процентов детей и подростков вынуждены нести службу в качестве солдат в формированиях местных повстанческих группировок, а то и в правительственных войсках, хотя правительства этих стран, разумеется, всячески скрывают факт наличия детей в своих вооруженных подразделениях. Известно, что детей - солдат больше всего в Конго, Сомали, Сьерра-Леоне, Либерии.

Во время Гражданской войны в Либерии в боевых действиях принимали участие не менее десяти тысяч детей и подростков, примерно такое же количество детей - военнослужащих сражалось во время вооруженного конфликта в Сьерра-Леоне. В Сомали подростки до 18 лет составляют едва ли не основную часть солдат и правительственных войск, и формирований радикальных фундаменталистских организаций. Многие из африканских и азиатских «детей - солдат» после окончания боевых действий не могут адаптироваться и заканчивают свой жизненный путь алкоголиками, наркоманами и преступниками. Широко распространена практика использования насильно захваченных в крестьянских семьях детей - солдат в Мьянме, в Колумбии, Перу, Боливии, на Филиппинах. В последние годы детей-солдат активно используют религиозно-фундаменталистские группировки, сражающиеся в Западной и Северо-Восточной Африке, на Ближнем Востоке, в Афганистане, а также международные террористические организации. Между тем, применение детей в качестве солдат запрещено международными конвенциями. По сути дела, насильственный призыв детей на военную службу мало чем отличается от обращения в рабство, только дети подвергаются еще большему риску гибели или утраты здоровья, а также подвергают опасности свою психику.

Рабский труд нелегальных мигрантов

В тех странах мира, которые относительно развиты в экономическом отношении и являются привлекательными для иностранных трудовых мигрантов, широко развита практика использования бесплатного труда нелегальных мигрантов. Как правило, попадающие в эти страны нелегальные трудовые мигранты по причине отсутствия документов, разрешающих им работу, а то и удостоверяющих личность, не могут в полной мере защищать свои права, бояться обращаться в полицию, что делает их легкой добычей для современных рабовладельцев и работорговцев. Большинство нелегальных мигрантов трудится на строительных объектах, предприятиях обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, при этом их труд может не оплачиваться или оплачиваться очень скудно и с задержками. Чаще всего рабский труд мигрантов используют их собственные соплеменники, прибывшие в принимающие страны раньше и создавшие за это время собственный бизнес. В частности, представитель МВД Таджикистана в интервью Русской службе ВВС сообщил, что большинство преступлений, связанных с использованием рабского труда выходцев из этой республики, совершается также уроженцами Таджикистана. Они выступают в роли вербовщиков, посредников и торговцев людьми и поставляют бесплатную рабочую силу из Таджикистана в Россию, тем самым обманывая собственных соотечественников. Большое количество мигрантов, обращающихся за помощью в правозащитные структуры, за годы бесплатной работы на чужбине не только не заработали денег, но и подорвали свое здоровье, вплоть до превращения в инвалидов благодаря ужасным условиям труда и быта. Некоторые из них подвергались избиениям, пыткам, издевательствам, нередки также случаи сексуального насилия и домогательств по отношению к женщинам и девушкам - мигранткам. Причем перечисленные проблемы - общие для большинства стран мира, в которых проживает и трудится значительное количество иностранных трудовых мигрантов.

В Российской Федерации используется бесплатный труд нелегальных мигрантов из республик Средней Азии, прежде всего Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, а также из Молдавии, Китая, Северной Кореи, Вьетнама. Кроме того, известны факты использования рабского труда и российских граждан - как на предприятиях и в строительных фирмах, так и в частных подсобных хозяйствах. Подобные случаи пресекаются правоохранительными органами страны, однако вряд ли можно говорить о том, что похищения людей и, тем более, бесплатный труд в стране будут изжиты в обозримой временной перспективе. Согласно докладу о современном рабстве, представленному в 2013 году, в Российской Федерации насчитывается примерно около 540 тысяч человек, чье положение можно охарактеризовать как рабство или долговую кабалу. Однако из расчета на тысячу человек населения это не столь большие показатели и Россия занимает лишь 49-е место в списке стран мира. Лидирующие позиции по количеству рабов на тысячу человек занимают: 1) Мавритания, 2) Гаити, 3) Пакистан, 4) Индия, 5) Непал, 6) Молдавия, 7) Бенин, 8) Кот-д-Ивуар, 9) Гамбия, 10) Габон.

Нелегальный труд мигрантов приносит много проблем - как самим мигрантам, так и экономике страны, их принимающей. Ведь сами мигранты оказываются совершенно негарантированными работниками, которых можно обмануть, не выплатить им зарплату, поселить в ненадлежащих условиях или не обеспечить соблюдение техники безопасности на работе. При этом и государство теряет, поскольку мигранты - нелегалы не уплачивают налоги, не регистрируются, то есть - официально являются «несуществующими». Благодаря наличию нелегальных мигрантов резко возрастает уровень преступности - как за счет преступлений, совершаемых самими мигрантами в отношении коренного населения и друг друга, так и за счет преступлений, совершаемых в отношении мигрантов. Поэтому легализация мигрантов и борьба с нелегальной миграцией является и одним из ключевых залогов хотя бы частичной ликвидации бесплатного и принудительного труда в современном мире.

Можно ли искоренить работорговлю?

По данным правозащитных организаций, в современном мире десятки миллионов людей находятся в фактическом рабстве. Это и женщины, и взрослые мужчины, и подростки, и совсем маленькие дети. Естественно, что международные организации пытаются в меру своих сил и возможностей бороться с ужасным для XXI столетия фактом работорговли и рабовладения. Однако эта борьба фактически не дает реального исправления ситуации. Причина работорговли и рабовладения в современном мире лежит, в первую очередь, в социально-экономической плоскости. В тех же странах «третьего мира» большая часть детей - рабов продается собственными родителями по причине невозможности их содержания. Перенаселенность азиатских и африканских стран, массовая безработица, высокий уровень рождаемости, неграмотность значительной части населения - все эти факторы в совокупности способствуют сохранению и детского труда, и работорговли, и рабовладения. Другая сторона рассматриваемой проблемы - морально-этническое разложение общества, происходящее, прежде всего, в случае «вестернизации» без опоры на собственные традиции и ценности. Когда оно соединяется с социально-экономическими причинами - возникает очень благоприятная почва для расцвета массовой проституции. Так, многие девушки в странах, являющихся курортными, становятся проститутками по собственной инициативе. По крайней мере, для них это - единственная возможность заработать на тот уровень жизни, который они пытаются вести в тайских, камбоджийских или кубинских курортных городах. Конечно, они могли бы оставаться в родной деревне и вести образ жизни своих матерей и бабушек, занимаясь сельским хозяйством, но распространение массовой культуры, потребительских ценностей доходит даже до глухих провинциальных районов Индокитая, не говоря уже о курортных островах Центральной Америки.

Пока не будут ликвидированы социально-экономические, культурные, политические причины рабовладения и работорговли, говорить об искоренении этих явлений в мировом масштабе будет преждевременно. Если в европейских странах, в Российской Федерации ситуацию еще можно исправить посредством повышения эффективности работы правоохранительных органов, ограничения масштабов нелегальной трудовой миграции из страны и в страну, то в странах «третьего мира», разумеется, ситуация будет оставаться без изменений. Возможно - лишь усугубляться в худшую сторону, учитывая несоответствие темпов демографического и экономического роста в большинстве африканских и азиатских стран, а также высокий уровень политической нестабильности, связанный в том числе и с разгулом преступности и терроризма.

  • КАПИТАЛИЗМ
  • ДОЛГОВОЕ РАБСТВО
  • НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  • ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАБСТВО
  • РОСТОВЩИКИ

Данная работа посвящена проблеме рабства в современном мире, а именно экономического. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что рабство в современном мире не исчезло, оно всё ещё существует, принимая разные формы. Рабская система появилась в древнем мире и с течением времени приобрела иные формы. В наши дни распространено экономическое, социальное, духовное и другие виды рабства.

  • Специфика и авторская методика оценки эффективности электронных бизнес-коммуникаций
  • Социально-философский анализ национального самосознания

Полагается, что уже в XIX веке человечество покончило с рабством. В 1888 году Бразилия официально отменила рабство. Считается, что это последняя из цивилизованных стран, в которых запретили рабовладельчество.

В данной работе мы рассматриваем проблему современного рабства на основе книги ученого, доктора экономических наук В. Ю. Катасонова «Капитализм». В своей работе он говорит о таком явлении как рабство в современном мире, о его развитии от Древнего мира до настоящего времени, о капиталистической цивилизации, связанной с ростовщичеством и становлении рабства в современном мире. Особенностями его работы можно считать подробное изучение «денежной цивилизации» от античности до современности. «Капитализм» В. Ю. Катасонова является одной из немногих книг в России, которая позволяет познакомится с финансовыми, экономическими, религиозными и философскими проблемами.

В связи с тем, что рабство в современном мире всё-ещё существует данная тема является актуальной. На сегодняшний день рабство имеет совершенно иные признаки. Оно ушло в подполье, т. е. стало нелегальным, или приобрело формы, позволяющие ему сосуществовать с современными законами. Кроме того, законодательство может охранять некоторые формы современного, следовательно, тема рабства актуальна и в наше время, ведь каждый человек имеет свой идеал свободы и должен понимать действительно ли он является свободным, от чего зависит человеческая свобода и возможно ли бороться с особенностями, порождающими современное рабство.

Рабством может считаться любая эксплуатация одного человека другим, даже без возникновения у эксплуататора права собственности на эксплуатируемого. Его основным признаком является право собственности эксплуататора на создаваемый работником продукт. Помимо прямого рабства, т. е. физического, существую также другие его формы, такие как: «экономическое», «социальное», «наемное», «капиталистическое», «непрямое», «духовное», «долговое» и т.п.

В XIX веке прямое рабство постепенно сменилось экономическим или наемным рабством. В настоящее время прямое рабство запрещено международным правом и национальными законами. Однако, несмотря на это, оно продолжает существовать, перейдя на нелегальное или полулегальное положение. Современное рабство сложно распознать. Оно принимает незаметные нам формы и сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сила и обман являются основой для всех форм рабства. С возникновением рабства в Древнем мире в его основе лежала физическая сила. Несмотря на это обман является основным принципом современного рабства. Все институты современного общества способствуют обману народа, например, СМИ, образовательные учреждения, политические партии и т.д. Информация, которую подают определенным образом оказывает воздействие на разум и подсознание человека. Через формирование мировоззрения людей осуществляется манипуляция сознанием и поведением общества или даже отдельных его членов.

Из современного рабства «вытекает» рабство социальное. Многие виды рабства, такие как духовное, наёмное, прямое, налоговое и т.д., представляют собой отношения между людьми, которые заключаются в приписывании себе чужого труда и его продукта, хотя внешне они имеют большое количество различий.

В данной работе речь пойдёт об экономическом рабстве. Проблемой экономического рабства является зависимость человека от экономических факторов как форм рабской системы. Причинами развития экономического рабства служат капиталистическая система и ростовщичество.

Современный капитализм и различные формы рабства представляют собой увеличение капитала и присвоение продукта, которое произвёл работник.

«Капитал предполагает наемный труд, а наемный труд предполагает капитал. Они взаимно обусловливают друг друга; они взаимно порождают друг друга».

Ростовщики как главные рабовладельцы современного капитализма

Современное экономическое общество предполагает собой систему создания и распределения общественного продукта. В данную систему входят четыре уровня. «Первый уровень - создание продукта труда. Второй уровень – присваивание работодателями продукта труда, созданного наемными работниками. Третий уровень - присвоение части продукта труда, оставшегося как у наемных работников, так и у работодателей (производительных капиталистов). Это присвоение в пользу тех лиц, которые представляют «капитал-собственность. Четвертый уровень - наднациональный. На этом уровне находится всего несколько мировых ростовщиков, которые концентрируют в своих руках все те богатства, которые создавались и перераспределялись на первых трех уровнях». Поэтому в капиталистическом обществе, ростовщики оказываются главными трудовладельцами.

Налогообложение как инструмент экономического рабства

На сегодняшний день государственный бюджет является инструментом перераспределения налогов в пользу капиталистов. Во многих странах Запада основным источником государственного бюджета являются налоги. За налогами следуют доходы от государственных предприятий, от продажи или сдачи в аренду государственного имущества, платежи за услуги бюджетных организаций и другие источники.

Наемные работники помимо налогов с физических лиц, платят взносы в фонды социального страхования за счет вычета взносов из заработной платы. «Социальные взносы в некоторых странах мира сегодня превышают величину традиционных налогов с физических лиц (подоходный, имущественный и др.). По данным Организации экономического сотрудничества и развития за 1965 и 2008 год можно проследить увеличение доли взносов социального страхования на 7%, соответственно увеличилась доля бюджетных поступлений. Судя по всему, доля социальных взносов может продолжать увеличиваться из-за изменения соотношения количества людей пенсионного возраста и работающих в пользу первых».

Таким образом, основой государственного бюджета в странах Западной Европы служат налоги. Меньшую часть составляют доходы от государственного имущества и предприятий.

В пополнении государственного бюджета также участвует частный бизнес, но в соответствии с данными исследования Бюро экономического анализа, доля граждан (физических лиц) в общем объеме поступления налогов в США в 5-6 раз в 2005 году превышала долю частного бизнеса. Налог на прибыль является основным налогом, который уплачивает бизнес, однако с течением времени его размер уменьшается.

Иными формами раздачи «бюджетного пирога» крупному капиталу можно считать платежи процентов по государственному долгу, идущие в карман банкам-ростовщикам. Зачастую, особенно в случаях, когда крупный бизнес оказывается на грани коллапса, из бюджета происходит раздача больших кредитов, которые помогают спасти бизнес, вывести его из кризиса.

«Есть такой показатель - «возвратность налогов», который показывает, какую часть уплачиваемых налогов та или иная социальная группа затем получает в виде бюджетных расходов. Так вот для капиталистов она намного превышает 100%. Особенно высоким этот показатель оказывается для ростовщиков - денежных капиталистов. Что касается наемных работников, то для них «возвратность налогов» оказывается намного ниже 100%».

С помощью данного показателя, мы можем сделать вывод, что недостающие проценты «возвратного налога» наемных работников уходят в прямо в карман ростовщикам. Поэтому именно у них показатель превышает 100%.

Долговое рабство

В большинстве случаев оно незаметно, но при этом имеет различные формы и крайне масштабно. В современном финансовом капитализме долговое рабство имеет большое значение и не уступает наемному рабству. Оно представляет собой эксплуатацию ростовщиками тех, кто своим трудом создает продукт. Ростовщики присваивают часть этого продукта и тем самым осуществляют эксплуатацию. Если давать оценку деятельности ростовщиков, то она нацелена на ограбление людей труда при помощи обмана без применения прямых методов физического насилия.

Ростовщическое ограбление имеет определённые формы. В первом случае с граждан, которые пользуются кредитами банков, взимается ссудный процент. Во втором случае ограбление происходит через опосредованную оплату ссудного процента покупателями товаров и услуг. В третьем случае налогоплательщики оплачивают долги, возникающие в следствие заимствований государством у ростовщиков. Все вышеперечисленное можно считать ростовщическим грабежом, осуществляемым на систематической основе, т. е. регулярно. Из этого следует вывод о пожизненном долговом рабстве современного человека.

Заключение

Рабство в современном мире крайне распространённое явление. Оно развивается и принимает новые формы. Экономическое рабство – один из основных видов зависимости человека в современном мире, ведь наша жизнь вращается вокруг денег, но что это такое? «Деньги – это, прежде всего, инструмент организации и управления» и те, кто хочет подчинять и управлять людьми стремится иметь как можно больше денег, а соответственно и власти. Экономическое рабство скрывается в капиталистической системе и направлено на обогащение немногих за счёт народа, поэтому крайне важно понимать суть экономического рабства, его природу, бороться с теми проявлениями экономического рабства, на которые мы можем влиять, например: налоговое и долговое рабство.

Список литературы

  1. Катасонов В. Ю. Капитализм. Москва 2013
  2. Катасонов В. Ю. Денежная цивилизация. Москва 2014


Работорговля в современном мире.

Когда речь заходит о работорговле, то большинство людей, наверняка, вспоминает о темнокожих рабах, которых вывозили из Африки. Но на самом деле торговля людьми появилась в истории гораздо раньше, и с ней связано множество шокирующих фактов.

1. Месопотамский кодекс Хаммурапи


Первое упоминание о работорговле найдено в Месопотамском кодексе Хаммурапи.

Одно из первых упоминаний о рабстве было найдено в Месопотамском кодексе Хаммурапи (около 1860 г. до н.э.). Стоит отметить, что раньше у охотников-собирателей, у которых не было письменности, рабство не было очень популярно, поскольку оно требует социальной стратификации.

2. Пирамиды Египта


Рабство и строительство египетских пирамид.

С начала цивилизации (после охотников-собирателей) рабство сыграло огромную роль в жизни общества: от строительства пирамид в Египте до рабства в Англии. Фактически, на рубеже XIX века, по современным оценкам, 3/4 мира оказались в ловушке рабства против их воли (речь идет о различных формах рабства или крепостного права).

3. Аравийский полуостров


Работорговля на Аравийском полуострове.

Первая крупномасштабная работорговля возникла у арабов. В VII веке начался вывоз рабов из Западной Африки на Аравийский полуостров. Некоторые историки считают, что арабская работорговля стала возможным источником предрассудков в отношении темнокожих африканцев к югу от Сахары, которые существуют и поныне.

4. Португалия


Работорговля в Португалии.

Португальцы первыми начали перевозить рабов через Атлантику в XVI веке. В течение следующих 4 столетий именно они были основными «поставщиками» рабов. Фактически, к тому времени, как рабство было отменено в XIX веке, почти половина всех рабов, перевезенных через Атлантику, были отправлены в португальские колонии, такие как Бразилия.

5. Западная Африка


Работорговля в США.

Хотя большинство людей думает, что больше всего рабов вывезли на британских судах из Западной Африки в Соединенные Штаты, на самом деле это лишь немногим более 6% всех рабов.

Подавляющее большинство рабов (примерно 60%) было отправлено в испанские и португальские колонии в Южной Америке. Большинство оставшихся рабов (около 30%) были доставлены в Карибский бассейн британской, французской и голландской империями.

6. «Торговый треугольник»


«Торговый треугольник»: Новая Англия, Карибский бассейн, Западная Африка.

Что интересно, на основе работорговли был создан так называемые «Торговый треугольник». Как можно догадаться по названию, это подразумевает собой торговлю между тремя отдельными регионами.

Изначально брали рабов в Западной Африке и обменивали их на сырьевые товары в Карибском бассейне. Потом это сырье и драгоценные изделия меняли на промышленные товары в Новой Англии, а затем промышленные товары снова меняли на рабов в Западной Африке.

7. 12 миллионов рабов


Между XVI и XIX веками 12 миллионов рабов были перевезены через Атлантику.

По оценкам историков, около 12 миллионов африканских рабов были перевезены через Атлантику между XVI и XIX веками. Около 1,5 миллиона человек погибли на судах во время перевозки, а 10,5 миллионов были проданы в рабство, в основном в Карибском бассейне. Помимо этого, 6 миллионов были проданы азиатским торговцам рабами, а еще 8 миллионов были предназначены для работорговцев в самой Африке.

8. Только побережье


Работорговля велась только на побережье.

Около 4 миллионов других рабов погибли во время того, как их принудительно «сгоняли» из глубинки Африки к побережью. Поскольку европейцы, как правило, боялись забираться слишком далеко вглубь континента (из-за болезней), рабов доставляли на побережье, где уже и продавали работорговцам.

9. «Фактории»


20 миллионов человек прошли через фактории.

Когда-то на побережье рабов держали в больших фортах под названием «фактории». По оценкам историков, из 20 миллионов рабов, прошедших через фактории, в них погибло около 4% (820 000 человек).

10. Корабли работорговцев


Корабли работорговцев вмещали от 350 до 600 человек.

Капитаны кораблей работорговцев грузили на свои корабли от 350 до 600 человек. В итоге рабов перевозили в такой тесноте, что они едва могли передвигаться после 2-месячного рейса через Атлантику. Многие умирали от болезней, потому что спали в своей моче и кале.

Другие совершали самоубийство, сбегая из трюма и прыгая за борт. Даже матросам не нравилось работать на кораблях работорговцев, так как многие погибали от болезней. Это было выгодно с точки зрения прибыли, поскольку капитану корабля приходилось платить меньшему количеству людей.

11. Сахарные плантации Бразилии


Сахарные плантации - основная причина работорговли.

Сахарные плантации были причиной того, что около 84% рабов были привезены в Новый Свет. Подавляющее большинство из них оказалось в Бразилии.

12. Африканские рабы


Африканских рабы - жертвы прогресса в судостроении.

Так почему же европейцы покупали именно африканских рабов. Если пояснить в двух словах, то причиной были технологии. Хотя было бы дешевле порабощать других европейцев, прогресс в технологии судостроения позволил начать порабощать людей на другом континенте.

13. Американский юг


На обычной плантации американского юга в среднем работало менее 100 рабов.

Плантации на американском юге (на которых обычно работало менее 100 рабов) были намного меньше по размеру по сравнению с плантациями в Карибском бассейне и Южной Америке (на каждой из них обычно трудилось более 100 рабов). Это привело к высоким показателям заболеваемости на больших плантациях Южной Америки.

Показатели смертности в Карибском бассейне и Бразилии были настолько высокими, а уровень рождаемости был настолько низким, что количество рабов не могли поддерживать на одном уровне без постоянного притока новых людей из Африки. В США коэффициент рождаемости рабов был почти на 80% выше.

14. Уровень рождаемости


Уровень рождаемости среди рабов в США был на 80% выше.

К 1825 году высокий уровень рождаемости среди рабов в США привел к тому, что почти четверть всех чернокожих людей в Новом Свете жили в Соединенных Штатах.

15. Рабство сегодня


Сегодня на планете 50 миллионов рабов.

Все государства Земли «официально» запретили рабство, но оно по-прежнему остается огромной проблемой. Сегодня в мире действительно больше рабов, чем когда-либо в истории. По некоторым оценкам, в современной кабале живут до 50 миллионов человек.

Большинство из этих рабов находятся в южной Азии (более 20 миллионов), но все остальные страны Азии, Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока также имеют высокий уровень рабства.

Шесть показательных примеров рабства в современном мире

Правозащитники выделяют следующие характеристики рабского труда: им занимаются против своей воли, под угрозой применения силы и при ничтожной заработной плате либо вовсе без нее.

2 декабря – Международный день борьбы за отмену рабства. Использование рабского труда в любой его форме запрещено Всеобщей декларацией прав человека. Тем не менее в современном мире рабство распространено сильнее, чем когда бы то ни было.

Очень прибыльный бизнес

Эксперты международной организации Free the Slaves утверждают, что если за 400 лет существования трансатлантической работорговли с Черного континента было вывезено примерно 12 млн невольников, то в современном мире на положении рабов живут более 27 млн человек (1 млн в Европе). По мнению экспертов, подпольная работорговля является третьим по уровню прибыльности криминальным бизнесом в мире, уступая лишь торговле оружием и наркотикам. Ее прибыль составляет 32 млрд долларов, а годовой доход, приносимый подневольными работниками своим владельцам, равен половине этой суммы. «Вполне возможно , пишет социолог Кевин Бэйлз , автор книги «Новое рабство в глобальной экономике», что рабский труд использовался для изготовления ваших ботинок или сахара, который вы добавляете в свой кофе. Рабы клали кирпичи, из которых состоит стена фабрики, на которой произведен ваш телевизор… Рабство позволяет снижать стоимость товаров по всему миру, поэтому рабовладение столь привлекательно сегодня».

Азия

В Индии по сей день существуют целые касты , поставляющие дармовых работников, особенно детей, работающих на вредных производствах.

В северных провинциях Таиланда продажа в рабство дочерей является главным источником средств к существованию на протяжении столетий.

«Здесь , пишет Кевин Бейлз, культивируется особая форма буддизма, который видит в женщине существо, неспособное достичь блаженства как высшей цели верующего. Рождение в женском обличье указывает на грешную жизнь в прошлом. Это своего рода наказание. Секс не грех, он только часть материального природного мира иллюзий и страдания. Тайский буддизм проповедует смирение и покорность перед страданием, ибо все происходящее – это карма, от которой человеку все равно не уйти. Такие традиционные представления очень облегчают функционирование рабства» .

Патриархальное рабство

Сегодня существует две формы рабства – патриархальное и трудовое . Классические, патриархальные, формы рабовладения, когда невольник считается собственностью хозяина, сохраняются в ряде стран Азии и Африки - Судане, Мавритании, Сомали, Пакистане, Индии, Таиланде, Непале, Мьянме и Анголе . Официально подневольный труд здесь отменен, но он сохраняется в форме архаических обычаев, на которые власти смотрят сквозь пальцы.

Новый мир

Более современная форма рабства – это рабство трудовое, появившееся уже в ХХ веке. В отличие от патриархального рабства, здесь работник не является собственностью хозяина, хотя и подчинен его воле. «Такая новая рабовладельческая система , - считает Кевин Бейлз, - присваивает экономическую ценность отдельных людей без какой-либо ответственности за их элементарное выживание. Экономическая эффективность нового рабства чрезвычайно высока: экономически убыточные дети, старики, больные или увечные просто выбраковываются (в патриархальном рабстве их обычно худо-бедно содержат на более легких работах. – Прим. «Вокруг света» ). В новой системе рабства рабы – сменная деталь, добавляемая к процессу производства по мере необходимости и утратившая свою прежнюю высокую стоимость ».

Африка

В Мавритании рабство особое – «семейное». Здесь власть принадлежит т. н. белым маврам арабам-хасанам. Каждая арабская семья владеет несколькими семьями афромавританцев харатинов . Семьи харатинов передаются в семьях мавританской знати по наследству на протяжении столетий. Невольникам поручают самые разные работы – от ухода за скотом до строительства. Но самый прибыльный вид рабского бизнеса в этих краях – продажа воды. С утра до вечера харатины-водоносы развозят по городам тележки с большими флягами, зарабатывая в день 510 долларов – очень неплохие деньги для этих мест.

Страны победившей демократии

Трудовое рабство распространено по всему свету, включая страны победившей демократии. В него обычно попадают те, кто был похищен или незаконно иммигрировал. В 2006 году комиссия ООН опубликовала доклад под названием «Торговля людьми: глобальные закономерности». Там говорится, что людей продают в рабство в 127 странах мира, а в 137 государствах эксплуатируются жертвы торговцев людьми (что касается России, то здесь, по некоторым данным, проживает более 7 млн человек на положении невольников). В 11 государствах отмечен «очень высокий» уровень активности похитителей людей (более 50 тыс. человек ежегодно), среди них – Новая Гвинея, Зимбабве, Китай, Конго, Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Литва и Судан .

Мужчины, женщины и дети

Тем работникам, которые сами хотят покинуть родину, некие фирмы обычно сперва обещают высокооплачиваемую работу за рубежом, но потом (по прибытии в чужую страну) у них отбирают документы и продают простаков держателям криминального бизнеса, которые лишают их свободы и принуждают к труду. По оценкам специалистов из конгресса США, ежегодно 2 млн человек переправляются за границу для последующей перепродажи . По большей части это женщины и дети. Девушкам часто сулят карьеру в модельном бизнесе, а на деле заставляют заниматься проституцией (сексуальное рабство) или работать на подпольных швейных фабриках.


В трудовое рабство попадают и мужчины . Самый известный пример – бразильские углежоги. Их набирают из местных нищих. Завербованных, которым сначала пообещали высокий заработок, а потом отобрали паспорт и трудовую книжку, увозят в глухие леса Амазонии, откуда некуда бежать. Там они только за пищу, не зная отдыха, пережигают огромные эвкалипты в древесный уголь, на котором работает сталелитейная промышленность Бразилии . Редко кому из углежогов (а число их переваливает за 10 000) удается проработать более двух-трех лет: заболевших и травмированных безжалостно выгоняют...

ООН и другие организации прилагают немало усилий в борьбе с современным рабством, но результат пока довольно скромный. Дело в том, что наказание за работорговлю в разы ниже по сравнению с другими тяжкими преступлениями, например с изнасилованием. С другой стороны, местные власти зачастую настолько заинтересованы в теневом бизнесе, что откровенно покровительствуют современным рабодержателям, получая часть от их сверхприбылей.

Фото: AJP/Shutterstock, Attila JANDI/Shutterstock, Paul Prescott/Shutterstock, Shutterstock (х4)