Самые образованные люди всегда бывают из самоучек. Образование

Нельзя отрицать важность образования. Считается что, чем больше образован человек, тем успешнее будет его будущая карьера. Многие полагают, что люди, которые бросают учебу в университете или школе, выбирают для себя долгую и мучительную карьеру в кафе быстрого питания. Но всегда есть исключения из правил. Ниже приведен список 10-ти таких людей.

10. Джон Д. Рокфеллер. Миллиардер.


Прежде чем стать, возможно, самым богатым человеком в истории (с учетом инфляции), Джон Рокфеллер был скромным сыном ловкого мошенника и гимназистом в пригороде Кливленда, штат Огайо. Хотя он и был немного образован, но когда ему было шестнадцать, Рокфеллер решил бросить учебу и начать карьеру с целью заработать $ 100 000.

Можно смело сказать, что он притворил в жизнь свою мечту, а также многие другие. Рокфеллер оставил свой след в нефтяной промышленности, основав компанию « » и, в конечном итоге, создав монополию на всю отрасль. К 1902 году имел $ 200 млн, и до своей смерти он накопил состояние более одного миллиарда долларов. Учеба должно быть была важна.

9. Хорас Грили. Журналист и конгрессмен.

Если вы не большой поклонник истории журналистики, то вероятно, никогда не слышали о Хорасе Грили, за исключением, может быть, мимолетного упоминания где – нибудь. Родившись в Нью-Гемпшире в начале девятнадцатого века Грили стал одним из самых влиятельных людей в прессе за всю американскую историю. Он также стал конгрессменом и одним из членов-основателей Республиканской партии.

Грили сделал это все без среднего образования. В возрасте пятнадцати лет он уехал из дома, чтобы стать подмастерьем у печатника в Вермонте. Когда ему исполнилось двадцать, он переехал в Нью-Йорк и начал работать для журнала «The New Yorker» и газеты «New York Tribune». Именно работа с «Tribune» сделала его известным. Также он помог основать город, который стал носить в последствии его имя. И по сей день он считается одним из самых влиятельных журналистов в истории.

8. Джон Гленн. Астронавт.

В ходе напряженной космической гонки в 1950-х и 1960-х годах, появился человек, который стал первым американским астронавтом когда США вели борьбу с Советским Союзом за первенство сначала в космосе, а потом и на Луне. Этим человеком был Джон Гленн. Он стал героем войны и одним из самых известных астронавтов в истории, несмотря на то, что бросил учебу в университете. Гленн учился в университете Muskingum, где изучал науку. Но, когда японцы разбомбили Перл-Харбор, он его оставил, чтобы участвовать во Второй мировой войне.

7. Стив Джобс. Соучредитель Apple.

В конце двадцатого и начале двадцать первого века было огромное количество великих деятелей, которые совершали невероятные вещи, даже не закончив колледж, например, Билл Гейтс (Microsoft) и Марк Цукерберг (Facebook). Но, пожалуй, самым влиятельным «технологическим» умом прошлого века был Стив Джобс, соучредитель .

Джобс и Стив Возняк создали первые успешные персональные компьютеры и ввели многочисленные революционные продукты, такие как iPod, iPhon и IPad. Джобс это сделал, проучившись в университете всего шесть месяцев.

Кстати, Джобс был усыновлен. Его биологическая мать согласилась отдать его Кларе и Полу Джобс только с условием, что он будет учиться в университете. Ну, частично миссия выполнена.

6. Марк Твен. Писатель и сатирик.

Вероятно самый любимый американский писатель и юморист Марк Твен получил известность после создания классических персонажей Тома Сойера и Гекльберри Финна. Его роман «Приключения Гекльберри Финна» по мнению многих является «великим американским романом». Неплохо для человека, который имел незаконченное среднее образования и работал подмастерьем с одиннадцати лет.

Когда Твену было восемнадцать, он работал в качестве печатника в Нью-Йорке, Филадельфии и Сент-Луисе, а все вечера проводил в библиотеке. До того, как он стал штурманом парохода, он пополнял свои знания, читая все, что попадало ему в руки. Твен продолжал работать на пароходе до Гражданской войны, и после недолгого пребывания в армии Конфедерации, он начал путешествовать по всей стране и много писать. Твен служит явным доказательством тому, что ум дается от рождения.

5. Генри Форд. Промышленник и предприниматель.

В истории Америки, пожалуй, мало кто является олицетворением «успешного самоучки», больше , человека, который запомнился человечеству почти единоличным созданием автомобильной промышленности США. У Форда было незаконченное среднее образование. Он родился на ферме в окрестностях Детройта, где работал с отцом, который мечтал, что его сын когда-нибудь будет иметь свою собственную ферму.

Вместо этого, в возрасте семнадцати лет Форд ушел из дома и стал учеником машиниста в Детройте, выбрав таким образом карьеру, которая в конечном счете поменяла всю его жизнь, сделав его очень богатым и успешным промышленником. Несмотря на то, что у него почти не было среднего образования, Форд создал механизированную линию сборки, и это случилось задолго до того, как, благодаря его труду, Детройт стали называть «Городом моторов».

4. Уильям Шекспир. Поэт и драматург.

Являясь в настоящее время одной из самых известных исторических личностей, Уильям Шекспир является одним из самых известных исторических деятелей. Он создал всемирно любимые произведения, которые когда-либо знал мир: Ромео и Джульетта, Леди Макбет и т.д. Но очень мало известно о раннем периоде жизни Шекспира, на самом деле, не сохранилось даже никаких записей, свидетельствующих о том, что он когда – либо получал среднее образование.

Ученые предполагают, что он посещал Новую Королевскую школу, но в тоже самое время, судя по некоторым его произведениям, он бросил школу в возрасте тринадцати лет. Это кажется удивительным, что человек, который подарил английскому языку более 1700 слов, судя по всему, оставил учебу в средней школе.

3. Уинстон Черчилль. Государственный и политический деятель.

Один из самых выдающихся политических деятелей ХХ века, известный сатирик и мастер афоризмов — Уинстон Черчилль родился в семье аристократов. Поэтому неудивительно, что он быстро поднялся по служебной лестнице и в конечном итоге привел Великобританию к победе во Второй мировой войне. Что действительно удивительно, и поэтому он находится в этом списке, так это то, что он достиг таких высот с незаконченным средним образованием.

Черчиллю, который происходил из обеспеченной семьи, было доступно самое лучшее образование. Но, к сожалению, это не означало, что он был хорошим учеником. Учеба давалась ему нелегко и учился он достаточно плохо, и частенько бывал наказан за низкую успеваемость. В военной службе также были проблемы из-за плохой работы. Трижды он пытался поступить в Королевское военное училище, и был принят только после того, как подал заявлению в кавалерийский класс, а не в пехотный, так как требования там были ниже и не требовались знания в области математики. Справедливости ради стоит заметить, что математику не любит никто.

2. Авраам Линкольн. Президент США.

Пожалуй, самый популярный президент США за всю историю, человек, который, вопреки распространенному мнению, не боролся с вампирами, Авраам Линкольн был шестнадцатым президентом Америки. Он вел нацию, пожалуй, через самые сложные времена. Но человек, который произнес Геттисбергскую речь и положил конец рабству в США, хотя и не с помощью «Прокламации об освобождении рабов», не был хорошо образован.

Линкольн был почти полностью самоучка, не смотря на то, что в раннем возрасте он славился ленью. Это не помешало ему начать карьеру в политике с самого низа в начале двадцатых годов. Линкольн стал членом Коллегии Адвокатов после самостоятельного изучения законов в свободное время. Кажется, что он был политическим вундеркиндом. И если все, что о нем говорят правда, то он добился всего благодаря чтению при свечах в своем маленьком деревянном доме.

1. Альберт Эйнштейн. Физик.


Да, человек, чье имя теперь приравнивается к слову «гений», который опубликовал более 300 научных работ; человек, который создал теорию относительности (E = mc2) и человек, который получил Нобелевскую премию, был отчислен в старшей школе. Он пытался поступить в университет, но провалил вступительные экзамены.

Эйнштейн в конце концов поступил в колледж и получил диплом, конечно же, именно потому, что люди его непревзойденного интеллекта всегда найдут выход. Но факт остается фактом: величайший ум двадцатого века был отчислен из школы.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.

(М. В. Ломоносов )

Образованный человек - это не просто личность, имеющая диплом о законченном образовании. Данное понятие многолико и многогранно, складывается из множества критериев, формирующихся на протяжении всей жизни индивидуума.

Страницы истории

Что значит образованный человек? Наверняка многие из нас рано или поздно задавались этим вопросом. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории. А именно к тем дням, когда человечество начало делать успехи в развитии цивилизации.

Все создавалось и делалось постепенно. Ничего не появляется сразу, по взмаху могущественной руки Творца. «Сначало было Слово, и Слово было Бог». Зарождалось общение, жесты, знаки, звуки. Именно с этих времен следует рассматривать понятие образованности. У людей появился общий язык, первоначальная база знаний, которые они передавали детям из поколения в поколение. Человек приложил усилия к развитию письменности и речи. Беря свое начало из этих истоков, река времени принесла нас в настоящее. Было много извилин в русле этой реки, вложен немыслимый труд и проделана колоссальная работа. Но все же эта река принесла нас в ту жизнь, какой мы видим ее сейчас. Книги сохранили и донесли до нас все то, что создавал человек на протяжении столетий. Мы черпаем знания из этих источников и становимся образованными людьми.

Образованный человек: понятие, критерии, аспекты

Трактовка данного термина неоднозначна, исследователи предлагают множество определений, вариаций. Одни считают, что образованный человек - это индивидуум, закончивший учебное заведение и прошедший комплексное обучение в определенной сфере знаний. Например, таковыми являются врачи, педагоги, профессора, повара, строители, археологи, менеджеры и прочие специалисты. Другие утверждают, что, помимо государственно-коммерческого образования, личность должна иметь и социальный, жизненный опыт, полученный в путешествиях, поездках, в общении с людьми разных этносов, классов и уровней. Однако такое толкование является неполным, поскольку образованный человек - это личность определенных моральных устоев, сумевшая чего-то добиться в своей жизни благодаря своим знаниям, начитанности, культуре и целеустремленности. Из всего этого мы делаем вывод, что образованный - не только самый умный человек, но и личность с большой буквы. Поэтому большинство исследователей дают более точную характеристику данному термину. Они считают, что образованный человек - это индивидуум, которые предложены самой цивилизацией. Он обладает культурно-жизненным опытом, исторически накопленным в процессе развития и становления культуры, индустрии, промышленности и проч.

Образ образованного человека складывается из множества критериев и качеств личности:

  • Наличие образования.
  • Владение языками.
  • Культура поведения.
  • Расширенный кругозор.
  • Начитанность.
  • Широкий словарный запас.
  • Эрудированность.
  • Коммуникабельность.
  • Тяга к знаниям.
  • Красноречие.
  • Гибкость ума.
  • Умение анализировать.
  • Стремление к самосовершенствованию.
  • Целеустремленность.
  • Грамотность.
  • Воспитанность.
  • Толерантность.

Роль образования в жизни человека

Образованный человек стремится к познанию для ориентации в мире. Ему не столь важно знать, сколько элементов в таблице Менделеева, однако нужно иметь общее представление о химии. В каждой сфере знания такая личность ориентируется легко и непринужденно, понимая, что единичная точность абсолютно во всем невозможна. Это позволяет видеть мир под другим углом, ориентироваться в пространстве, делает жизнь яркой, насыщенной и интересной. С другой стороны, образование выступает, как просвещение каждого, наделение знаниями для возможности отличать действительность от навязываемого мнения. Образованный человек не поддается влиянию сектантов, рекламным уловкам, так как постоянно анализирует увиденное и услышанное, формируя единственно верное решение о реальности происходящего. При помощи образования индивидуум достигает поставленных целей, самосовершенствуется и самовыражается. Благодаря чтению эрудированный человек прислушивается к своему внутреннему миру, находит важные ответы, тонко чувствует мир, становится мудрым, эрудированным.

Значение школьного образования

Первым этапом становления каждой личности как "образованного человека" является начальное образовательное учреждение, а именно школа. Там мы получаем азы знаний: учимся читать, писать, рисовать, развернуто мыслить. И от того, насколько мы усвоим эту начальную информацию, во многом зависит наше будущее развитие, как полноценного представителя общества. С рождения родители развивают в ребенке тягу к знаниям, объясняя важность образования в жизни. Благодаря школе выявляются способности каждого ученика, прививается любовь к чтению, закладываются основы в обществе.

Школа является фундаментом становления каждого образованного человека. Она решает ряд важных задач.

  1. Начальное образование человека, передача социального, жизненного, научного опыта в значимых областях, исторически накопленного цивилизацией.
  2. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности (патриотизм, религиозные убеждения, семейные ценности, культура поведения, понимание искусства и проч.).
  3. Сохранение и укрепление здоровья как физического, так и психического, без которого человек не сможет самореализоваться.

Самообразования и социального, жизненного опыта недостаточно для того, чтобы стать образованным, поэтому роль школы в жизни современного индивидуума неоценима, незаменима.

Роль книг в образовании

В настоящее время педагоги воспринимают образ интеллигента как идеал образованного человека, к которому должен стремиться каждый учащийся, студент, взрослый. Однако данное качество не является приоритетным или обязательным.

Каким мы представляем образованного человека

У каждого из нас имеется свое по данной теме. Для одних образованный человек - это тот, кто закончил школу. Для других это люди, получившие специальность в определенной области. Третьи считают образованными всех умных людей, ученых, исследователей, тех, кто много читает и самообразовывается. Но именно образование - в основе всех определений. Оно в корне изменило жизнь на Земле, дало шанс самореализоваться и доказать самим себе, что все зависит от человека. Образование дает шанс сделать шаг в другой мир.

На каждом этапе становления личности человек воспринимает понятие образованности по-разному. Дети и ученики уверены, что это просто самый умный человек, который много знает и читает. Студенты смотрят на данное понятие с точки зрения образования, считая, что, закончив учебное заведение, они станут образованными людьми. Старшее поколение воспринимает этот образ более широко и глубокомысленно, понимая, что, помимо обучения, такая личность должна иметь собственный багаж знаний, социальный опыт, быть эрудированной, начитанной. Как мы видим, у каждого свое представление о том, что должен знать образованный человек.

Самореализация

Когда человек заканчивает школу, то испытывает необыкновенную радость, позитивные эмоции, принимает поздравления и пожелания стать достойным человеком в будущем. Получив аттестат, каждый выпускник становится на новый жизненный путь к самореализации, самостоятельности. Теперь нужно сделать важный шаг - выбрать учебное заведение и будущую профессию. Многие выбирают сложный путь для достижения заветной мечты. Пожалуй, это самый важный момент в жизни человека - выбрать профессиональную деятельность по душе, интересам, своим способностям и талантам. От этого зависит самореализация индивидуума в обществе, его дальнейшая счастливая жизнь. Ведь образованный человек - это, помимо всего прочего, человек, достигший успеха в той или иной области.

Важность образования в наше время

Понятие "образование" включает в себя слова - "образовать", "образовывать", что означает формирование человека как личности. Образует его внутренне "Я". Как перед собой в первую очередь, так и перед обществом, в котором он живет, занимается своей сферой деятельности, трудится и просто приятно проводит свое свободное время. Несомненно, хорошее образование в наше время просто незаменимо. Именно достойное образование открывает перед индивидуумом все двери, дает возможность попасть в "высшее общество", устроиться на первоклассную работу с достойной заработной платой и добиться всеобщего признания и уважения. Ведь знаний никогда не бывает много. С каждым нашим прожитым днем мы узнаем что-то новое, получаем определенную порцию информации.

К сожалению, в наш двадцать первый век, век цифровых технологий, коммуникаций и интернета, такое понятие как "образованность" постепенно отходит на второй план. С одной стороны, казалось бы, должно быть наоборот. Интернет, бездонный источник полезной информации, где все доступно. Не нужно лишний раз бегать по библиотекам, по сокурсникам в поисках пропущенной лекции и т. д. Однако наряду с полезной в Интернете содержится огромное количество бесполезной, ненужной и даже вредной информации, которая засоряет человеческий мозг, убивает в нем возможность адекватно мыслить, сбивает человека с пути. Зачастую некачественные ресурсы, бесполезные социальные сети намного больше завлекают человечество, нежели полезная для саморазвития информация из библиотек.

К чему приводит необразованность

Необразованный человек пребывает в заблуждении о том, что он все знает и ему больше нечему учиться. В то время как образованный до конца жизни будет уверен в том, что его образование не закончено. Он всегда будет стремиться познать то, что сделает его жизнь еще лучше. Если личность не стремится к познанию мира и саморазвитию, то в итоге приходит к обыденности, рутине, где работа не приносит ни удовольствия, ни достаточного заработка. Конечно же, необразованность не означает полное отсутствие каких-либо знаний, аттестатов. Человек может иметь несколько образований, но быть неграмотным. И наоборот, есть вполне образованные, начитанные люди, которые не имеют диплома, но обладают высоким интеллектом, эрудированностью благодаря самостоятельному изучению окружающего мира, наук, общества.

Необразованным людям сложнее самореализоваться, достичь желаемого, найти занятие по душе. Конечно же, вспомнив наших бабушек и дедушек, которые в свое время больше работали, нежели учились, мы понимаем, что можно пройти жизненный путь без образования. Однако придется преодолеть сложную дорогу, много физически работать, испортив как психическое, так и физическое здоровье. Необразованность можно представить как изолированный куб, в котором живет личность, не желая выйти за его границы. Вокруг будет кипеть и нестись бушующая жизнь, с великолепными красками, наполненная яркими эмоциями, пониманием, осознанием действительности. И стоит ли выйти за грань куба, чтобы насладиться истинным, свежим воздухом познания, - предстоит решать только самому человеку.

Подведем итоги

Образованный человек - это не только тот, кто хорошо закончил школу, учебное заведение и имеет высокооплачиваемую работу по специальности. Этот образ необычайно многогранен, включает в себя культуру поведения, интеллигентность, воспитанность.

Основные качества образованного человека:

  • образование;
  • грамотность;
  • умение правильно общаться и выражать свои мысли;
  • вежливость;
  • целеустремленность;
  • культура;
  • умение держать себя в обществе;
  • эрудированность;
  • стремление к самореализации и самосовершенствованию;
  • умение тонко чувствовать мир;
  • благородство;
  • великодушие;
  • выдержка;
  • трудолюбие;
  • чувство юмора;
  • решительность;
  • остроумие;
  • наблюдательность;
  • изобретательность;
  • порядочность.

Понятие "образованный человек" трактуется по-разному, однако главное во всех определениях - наличие образования, полученного разными способами: при помощи школы, вуза, самообразования, книг, жизненного опыта. Благодаря знаниям каждый из нас может достичь любых высот, стать успешной, самореализованной личностью, полноценной ячейкой общества, воспринимающей этот мир особенно.

В настоящее время трудно обойтись без образования, ведь любая область деятельности требует определенных навыков, умений. А жить в мире, ничего о нем не зная, подобно первобытному человеку, абсолютно бессмысленно.

В заключение

В статье мы рассмотрели основные критерии, определения образованной личности, ответили на вопрос, что значит быть культурным человеком. Каждый из нас расценивает и смотрит на вещи согласно своему социальному статусу и способности восприятия окружающего мира. Некоторые даже не догадываются, что для интеллигентного человека дурно говорить оскорбительные вещи в адрес собеседника. Некоторые же усвоили эту истину с малых лет. Ведь на мировоззрение человека в первую очередь влияет образованность людей, которые закладывали в него определенную информацию, были проводниками в эту жизнь.

Также мы выяснили, что начитанный человек - это индивидуум, читающий не только специальную, обучающую литературу, но и произведения классиков. Многое в этом мире взаимосвязано, но именно образование играет главную и решающую роль. Поэтому стоит отнестись к нему со всей серьезностью, желанием и пониманием. Мы сами хозяева нашей жизни. Мы сами творцы своей судьбы. И то, как мы проживем эту жизнь, целиком и полностью зависит только от нас. Несмотря на трудности, политические или военные, наши предки создали великолепные условия для нашей жизни. И в наших руках сделать эти условия еще лучше для наших потомков. Образование нужно нам для того, чтобы устроить свою жизнь по собственному желанию и стать счастливым человеком.

Повысить уровень своего образования через Интернет затруднительно. Для того чтобы стать эрудированной личностью, нужно не забывать посещать библиотеку и читать книги образованного человека. Предлагаем вашему вниманию популярные издания, которые непременно должен прочесть каждый образованный человек, это сделает вас интересным, начитанным, культурным собеседником.

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.
  2. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление.
  3. Браунер Дж. Психология познания.

У большинства из них нет не только высшего образования, но даже среднего. Примечательно, что это не помешало совершать удивительные открытия и становиться основоположниками совершенно новых научных дисциплин.

Константин Эдуардович Циолковский

Русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Основные научные труды относятся к аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике.
В училище, по неизвестным причинам, Константин так и не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. Живя буквально в Москве на хлебе и воде (отец присылал 10-15 рублей в месяц), принялся упорно заниматься. «Кроме воды и чёрного хлеба у меня тогда ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек.» Для экономии средств Константин передвигался по Москве только пешком. Все свободные деньги тратил на книги, приборы и химические препараты.
Ежедневно с десяти утра и до трёх-четырёх часов дня юноша штудирует науки в Чертковской публичной библиотеке - единственной бесплатной библиотеке в Москве того времени.
Работа в библиотеке была подчинена чёткому распорядку. С утра Константин занимался точными и естественными науками, требовавшими сосредоточенности и ясности ума. Затем переключался на более простой материал: беллетристику и публицистику. Активно изучал «толстые» журналы, где публиковались как обзорные научные статьи, так и публицистические.
За три года Константин полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской.

Сриниваса Рамануджан Айенгор

Не имея специального математического образования, получил замечательные результаты в области теории чисел. Наиболее значительна его работа совместно с Годфри Харди по асимптотике числа разбиений p(n).
В школе проявились его незаурядные способности к математике, и знакомый студент из города Мадраса дал ему книги по тригонометрии. В 14 лет Рамануджан открыл формулу Эйлера о синусе и косинусе и был очень расстроен, узнав, что она уже опубликована. В 16 лет в его руки попало двухтомное сочинение математика Джорджа Шубриджа Карра «Сборник элементарных результатов чистой и прикладной математики», написанное почти за четверть века до этого (впоследствии, благодаря связи с именем Рамануджана, эта книга была подвергнута тщательному анализу). В нём было помещено 6165 теорем и формул, практически без доказательств и пояснений. Юноша, не имевший ни доступа в вуз, ни общения с математиками, погрузился в общение с этим сводом формул.
В 1913 году известный профессор Кембриджского университета Годфри Харди получил письмо от Рамануджана, в котором Рамануджан сообщал, что он не заканчивал университета, а после средней школы занимается математикой самостоятельно. К письму были приложены формулы, автор просил их опубликовать, если они интересны, поскольку сам он беден и не имеет для публикации достаточных средств. Между кембриджским профессором и индийским клерком завязалась оживленная переписка, в результате которой у Харди накопилось около 120 формул, неизвестных науке. По настоянию Харди в 27-летнем возрасте Рамануджан переехал в Кембридж. Там он был избран в члены Английского Королевского общества (Английская академия наук) и одновременно профессором Кембриджского университета. Он был первым индийцем, удостоенным таких почестей.

Милтон Хьюмасон

Родился в штате Миннесота, в семье крупного банкира. В 14 лет бросил школу и с 1917 начал работать в обсерватории Маунт Вильсон - вначале разнорабочим, потом ночным ассистентом. Несмотря на отсутствие у него специального образования в тот момент, проявил незаурядные способности наблюдателя, и по распоряжению Д. Э. Хейла вскоре был зачислен в штат научных работников. Работал в обсерватории Маунт-Вильсон до своей отставки в 1957.
Основные труды в области спектральных характеристик звёзд и галактик. В начальный период своей деятельности совместно с У. С. Адамсом и А. X. Джоем участвовал в программе определения спектральных абсолютных величин 4179 звёзд; получил большое число снимков туманностей и звёздных областей. В 1928 успешно продолжил начатые в обсерватории Маунт-Вильсон систематические спектральные наблюдения слабых галактик с целью определения их скоростей. Разработал специальную методику для фотографирования спектров слабых галактик на 100-дюймовом, а затем и на 200-дюймовом рефлекторах; в 1930-1957 определил лучевые скорости 620 галактик. Выполнил спектральные наблюдения большого числа сверхновых, бывших новых и слабых голубых звёзд, включая белые карлики. В 1961 году открыл комету (1961e), отличавшуюся высокой активностью на больших расстояниях от Солнца.

Камиль Фламмарион

Высшего образования не получил. С 1858 по 1862 года работал под руководством Леверье вычислителем в Парижской обсерватории, с 1862 по 1866 года работал при Бюро долгот, в 1876-1882 году был сотрудником Парижской обсерватории. Состоял редактором научного отдела журналов «Cosmos», «Siecle», «Magasin pittoresque».
Кроме астрономии, Фламмарион занимался проблемами вулканологии, земной атмосферы, климатологией. В 1867-1880 годах совершил несколько подъёмов на воздушных шарах с целью изучения атмосферных явлений, в частности атмосферного электричества.

Майкл Фарадей

Фарадей так и не сумел получить систематическое образование, но рано проявил любознательность и страсть к чтению. В магазине было немало научных книг; в позднейших воспоминаниях Фарадей особо отметил книги по электричеству и химии, причём по ходу чтения он сразу начал проводить простые самостоятельные опыты. Отец и старший брат Роберт в меру своих возможностей поощряли тягу Майкла к знаниям, поддерживали его материально и помогли изготовить простейший источник электричества - «Лейденскую банку». Поддержка брата продолжалась и после скоропостижной смерти отца в 1810 году.
Важным этапом в жизни Фарадея стали посещения Городского философского общества (1810-1811 годы), где 19-летний Майкл по вечерам слушал научно-популярные лекции по физике и астрономии, участвовал в диспутах. Некоторые учёные, посещавшие книжный магазин, отметили способного юношу; в 1812 году один из посетителей, музыкант Уильям Денс (William Dance), подарил ему билет на цикл публичных лекций в Королевском институте знаменитого химика и физика, первооткрывателя многих химических элементов Гемфри Дэви.
Открыл электромагнитную индукцию, лежащую в основе современного промышленного производства электричества и многих его применений. Создал первую модель электродвигателя. Среди других его открытий - первый трансформатор, химическое действие тока, законы электролиза, действие магнитного поля на свет, диамагнетизм. Первым предсказал электромагнитные волны. Фарадей ввёл в научный обиход термины ион, катод, анод, электролит, диэлектрик, диамагнетизм, парамагнетизм и другие.

Уолтер Питтс

Уолтер Питтс родился в Детройте 23 апреля 1923 года в неблагополучной семье. Он самостоятельно изучал в библиотеке латинский и греческие языки, логику и математику. В 12 лет он прочитал за 3 дня книгу «Principia Mathematica» и нашёл в ней несколько спорных моментов, о чём он и написал одному из авторов трёхтомника - Бертрану Расселу. Рассел ответил Питтсу и предложил ему поступить в аспирантуру в Великобритании, однако Питтсу было всего 12 лет. Через 3 года он узнал, что Рассел приехал читать лекции в Университете Чикаго и сбежал из дома.
В 1940 году Питтс знакомится с Уорреном МакКалоком и они начинают заниматься идеей МакКалока о компьютеризации нейрона. В 1943 году они опубликовали работу «Логическое исчисление идей, относящихся к нервной активности».
Питтс заложил основы революционного представления о мозге как о компьютере, что стимулировало развитие кибернетики, теоретической нейрофизиологии, компьютерных наук.

Владимир Андреевич Никонов

Учёный-самоучка без высшего образования, один из крупнейших советских ономастов. Почётный член Международного комитета ономастических наук при ЮНЕСКО (1972).
После гимназии он нигде не учился, занимаясь исключительно самообразованием. У Никонова, таким образом, не было высшего образования, аттестата о среднем образовании и свидетельства об окончании начальной школы.
Основные научные интересы в ономастике - русские фамилии, географические названия (топонимы), названия космических объектов (астронимы), клички животных (зоонимы). В различных советских энциклопедиях опубликовано более 300 статей и заметок Никонова. Читал лекции в 18 вузах СССР.

Борис Васильевич Кукаркин

Окончив школу, занимался самообразованием и в 18-летнем возрасте возглавил обсерваторию Нижегородского общества любителей физики и астрономии, пробыв на этом посту до 1931 г.
В 1928 г. обнаружил зависимость между периодом и спектральным классом затменных переменных звёзд.
В 1934 г. совместно с П. П. Паренаго установил статистическую зависимость между амплитудой вспышки и продолжительностью циклов между вспышками у переменных типа U Близнецов, что привело к предсказанию ими вспышки новоподобной звезды T Северной Короны.
Провел исследования кривых блеска, периодов и светимостей цефеид.

Виктор Степанович Гребенников

Российский энтомолог и апиолог, художник-анималист, специалист по разведению и охране насекомых, писатель. Заслуженный эколог России, член Международной ассоциации учёных-исследователей пчёл, а также член Социально-экологического союза и Сибирского экологического фонда.
Самоучка, не имел высшего образования.
В 1946 году был осуждён за подделку хлебных карточек (нарисовал их "от руки"), освобождён по амнистии 1953 года. С 1976 года работал в Новосибирске, в Сибирском НИИ земледелия и химизации сельского хозяйства. Создал в посёлке Краснообск Новосибирской области, где проживал, несколько микрозаповедников (заказников) для насекомых.
Всю свою жизнь посвятил изучению насекомых.
Умер 10 апреля 2001 в возрасте 73 лет.

Израиль Моисеевич Гельфанд

Основные труды Гельфанда относятся к функциональному анализу, алгебре и топологии. Один из создателей теории нормированных колец (банаховых алгебр), которая послужила отправным пунктом созданной им (совместно с М. А. Наймарком) теории колец с инволюцией и теории бесконечномерных унитарных представлений групп Ли, имеющей существенное значение для теоретической физики. Наряду с этим автор фундаментальных результатов в области теории обобщённых функций, занимался дифференциальными уравнениями, теорией топологических линейных пространств, обратными задачами спектрального анализа, квантовой механикой, динамическими системами, теорией вероятностей, приближёнными и численными методами и другими областями математики. Автор многочисленных работ по нейрофизиологии волевых движений, клеточной миграции в тканевых культурах, протеомике (классификации третичной структуры белков) и алгоритмизации клинической работы врачей.
Примечательно, что он является основоположником крупной научной школы, хотя сам не получил даже среднего образования.

12 выбрали

Каждый знает – учиться самостоятельно очень сложно. Гораздо проще, когда у тебя есть учителя и наставники, которые все объяснят, помогут и поддержат. Но по-настоящему талантливых людей трудности не пугают. Поэтому история знает много примеров великих самоучек. На следующей неделе день рождения как раз такого самородка – Ивана Петровича Кулибина . Он родился 280 лет назад, 21 апреля 1735 года. Давайте вспомним о нем и о других талантливых самоучках и подумаем, чему можно у них научиться.

Иван Кулибин

Сын нижегородского мещанина Иван Кулибин с детства мастерил какие-то хитроумные приспособления. В более взрослом возрасте он увлекся созданием часовых механизмов. Самое знаменитое его произведение – уникальные карманные часы, в которых помещался миниатюрный музыкальный аппарат и крошечный механический театр с подвижными фигурками. А ведь при всем этом у него не было системного образования, он многого не знал, поэтому ему каждый раз приходилось с нуля "изобретать велосипед".

Талантливого самоучку пригласили в Петербург, где он заведовал механической мастерской при Академии наук, руководил производством станков, астрономических и навигационных приборов. Он разработал проект одноарочного моста через Неву, придумал, как с помощью зеркал осветить темные переходы Царскосельского дворца, изобрел водоход – судно, способное идти против течения, используя его же силу. К сожалению, не все его изобретения были воплощены в жизнь.

Полагаю, Кулибин в жизни руководствовался таким принципом: "Если в мире чего-то не хватает, это надо изобрести!"

Генрих Шлиман

Генрих Шлиман родился в семье бедного сельского пастора, с 14 лет работал торговцем, потом был юнгой на корабле, а затем курьером в Голландии. Работа не мешала ему самостоятельно изучать иностранные языки. Он свободно овладел голландским, английским, французским, итальянским, испанским, португальским и русским языками. Свою страсть к изучению языков он называл "болезненной" и писал, что может бегло разговаривать на 15 языках.

После этого он переехал в Россию, разбогател, затем отправился в Америку. А в возрасте 45 лет внезапно решил посвятить свою жизнь археологии, переехал в Грецию и начал поиски легендарной Трои . Раскопанный старинный город с множеством древних сокровищ сделал Шлимана известным на весь мир археологом-любителем.

Чему нас учит его пример? Не надо бояться делать то, что вам интересно. В сорокалетнем возрасте осваивать профессию археолога – на это немногие решатся.

Константин Циолковский

Циолковский рос обычным подвижным ребенком: любил играть с друзьями и зимой кататься на санках. После одной из прогулок десятилетний Костя простудился и заболел скарлатиной, а в результате частично потерял слух. Учиться в гимназии стало невозможно – он просто не слышал учителей. В итоге его отчислили за неуспеваемость. Пришлось учиться самостоятельно.

Впрочем, Циолковский с этим прекрасно справился. Он сдал экзамены на звание учителя и занимался собственными научными исследованиями. Хотя системного образования порой не хватало, к тому же сказывалась изолированность от научной среды. К примеру, он написал работу о кинетической теории газов, не зная, что она уже четверть века как открыта.

Но, кто знает, быть может, системное образование убило бы в нем мечтателя, а коллеги-скептики не дали бы ему даже мысленно отправиться в космос. Может, именно благодаря своей тугоухости он стал основоположником теоретической космонавтики. Он мечтал о железных птицах – летательных аппаратах тяжелее воздуха, межпланетных путешествиях и орбитальных станциях. К сожалению, реализовать все эти задумки при жизни ученого не было возможности. Но позже многие его идеи нашли применение в ракетостроении и космонавтике. Не было бы Циолковского – не было бы Королева и Гагарина.

Чему можно поучиться у Циолковского? Наверное, его секрет в том, что он верил в свои мечты и не сдавался перед лицом трудностей.

Томас Эдисон

А Эдисон в свое время так и сказал: "Я смог стать изобретателем, потому что плохо учился в школе". Учился он не только плохо, но и недолго – всего два месяца. Он совершенно не слушал учителя, за что тот постоянно высмеивал и обзывал ребенка. Кончилось это тем, что мать Томаса перевела его на домашнее обучение. И, как видно, не зря. Дома ребенок раскрыл свои таланты. Он много читал и постоянно ставил эксперименты. Поначалу, конечно, довольно дикие. Говорят, как-то мальчуган накормил соседскую девочку червяками. Не из вредности, конечно. Он просто считал, что птицы летают из-за того, что едят червяков. Вот и решил проверить эту теорию экспериментально.

Наверное, учись он в школе, соседская девочка избежала бы "червяковой диеты". Но неусидчивость Томаса и его привычка бросать все дела ради интересной идеи в итоге сослужили человечеству добрую службу. За свою жизнь он получил более 4000 патентов и подарил миру огромное количество изобретений.

Чему учит история Эдисона? Если у вас что-то не получается, не ставьте на себе крест – лучше попробуйте изменить подход.

Коко Шанель

Впрочем, что это мы только о мужчинах? Среди женщин тоже встречались великие самоучки. Яркий пример – Коко Шанель . Сирота и швея-самоучка, она начинала с того, что продавала одежду в магазине и пела в кабаре. Она говорила: "Никто меня ничему не учил. До всего должна была дойти сама". Но у нее было то, чего не дает образование – смелый, свежий и неожиданный взгляд на вещи. Она показала, что красивая одежда не должна быть неудобной. А такие ее открытия как сумка на цепочке, приталенный жакет и маленькое черное платье навсегда изменили мир моды. А, может, и мир вообще, позволив женщинам быть более смелыми в выборе одежды. Не зря Шанель называют одной из 100 влиятельнейших персон XX века.