Огненная пуджа. Огненная пуджа: ритуальное подношение огню

Сегодня, 29 сентября, идет второй день обширного ритуала освящения центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни». В рамках Международного форума «Буддизм: философия ненасилия и сострадания» 32 монаха тантрического монастыря Гьюдмед совместно со священнослужителями республики, возглавляемые досточтимыми шаджин-ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и Еше Лодой Лодой Ринпоче, проводят ритуал Рабне, который также называют «Снисхождение дождя наивысших добродетелей».

Во второй половине дня во дворе центрального хурула монахи провели ритуал Огненной пуджи. Считается, что Огненная пуджа приносит радость божествам и те помогают практикующим двигаться по пути. Она также устраняет неблагую карму, связанную с неправильным или неполным чтением мантр и помехи, препятствующие стабильной медитации.

Существует четыре типа ритуальных огненных подношений, в Калмыкии в эти два дня, четверг и пятницу, будут проводиться Приумножающая и Умиротворяющая Огненные пуджи. Монахи рассказали, что Приумножающая Огненная пуджа проводится для продления жизни и приумножения богатства, мудрости и заслуг.

Мы просим даровать нам высшие и обычные сиддхи, - сказал мастер буддийской практики досточтимый Еше Лодой Ринпоче. Сеодня вы видите, как здесь преобладает желтый цвет, мы сегодня подносили желтый благословенный рис, чтобы нам было даровано процветание как материальное, так и духовное. Умиротворяющая пуджа выполняется для умиротворения плодов неблагих деяний, а также для устранения преград и омрачений. Она предостерегает от грядущих трудностей или болезней, о которых говорят пророческие сны или дурные предзнаменования.

Основная цель Огненной пуджи - устранение препятствий на пути к Просветлению, когда удаляются следы, оставленные обычными недобродетельными поступками, в особенности нарушенными обетами и обещаниями, а также проведение ритуала подношений предотвращает неблагоприятный ход событий. Огненная пуджа способствует обретению двух видов духовных достижений - обычных и высших. Под высшими достижениями понимается обретение состояния Будды, а под обычными - способность беспрепятственно выполнять любые мирские дела.

Во время этого ритуала совершаются подношения через огонь просветленному Ямантаке. Считается, что Ямантака – это гневное проявление бодхисаттвы Манджушри. Манджушри принимает форму защитника, чтобы победить Яму, владыку смерти. Поскольку Манджушри – это бодхисаттва мудрости, его победа - победа мудрости над смертью, как достижение освобождения, разрывающего цепь перевоплощений.

Подношения божествам многих различных субстанций помогают устранить препятствия, неприятности, болезни, даруют благословение и благополучие. Ритуал - Подношение огню очищает местность, удаляет препятствия, уничтожает болезни, - говорят монахи. Каждая из субстанций, подносящаяся через огонь просветленному Ямантаке, имеет свое назначение. Маленькие веточки дерева сжигают для того, чтобы появились мощь и великолепие. Топленое масло - для обретения богатства, кунжут - для очищения от недобродетельных поступков.

Траву рампа предают огню - для удлинения жизни, а рис - для увеличения заслуг. Траву куша подносят для очищения от загрязнений, которые иногда проявляются в плохих снах, а также для прекращения вредоносных влияний извне. Злаковые подносят для приумножения урожая, избавления от болезней.

На ритуал Огненной пуджи люди принесли написанные на листах имена своих умерших родных. Ламы вместе с черными зернами кунжута бросили эти листы в огонь. В божественном огне сгорает негативная карма умерших, которую они накопили в прошлых жизнях. Их перерождение будет более благоприятным.

А еще Огненная пуджа уменьшает негативную карму тех, кто участвует в ритуале. Когда человек на этой церемонии подношения читает молитвы, обращаясь к Ямантаке, то защитник лучами своего сострадания устраняет проблемы и исполняет желания. Так накапливается положительная карма и появляется возможность достичь состояния Будды в будущем.

Считается, что дым от костра Огненной Пуджи устраняет болезни ветра, желчи и флегмы и препятствуют возникновению болезней. Поэтому традиционно костер обходят по часовой стрелке, чтобы подышать благословенным дымом. Завтра, в завершающий день грандиозного ритуала Рабне в 9.30 состоится еще одно огненное подношение. Умиротворяющая Пуджа, как и Приумножающая сегодня, станут, как и все ритуалы, проводимые в центральном хуруле, истинным благословением для всех живых существ на этой Земле.

После проведения Огненной пуджи монахи в молельном зале центрального хурула провели ритуал Цог.
- Цог,- сказал досточтимый Еше Лодой Ринпоче, - переводится как накопление. Накопление мудрости, накопление заслуг. Если вы сегодня радовались проведению столь редкого, очень большого ритуала освящения, молились, то вы обрели большие заслуги и ваши желания и просьбы, обращенные к божествам, обязательно сбудутся. Сладости, фрукты раздавались всем и были необыкновенно вкусными.

Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сказал, что благоприятные знаки сопровождают обширный ритуал освящения. Один из них - сегодняшний дождь, прошедший во время проведения Огненной пуджи, - сказал Ринпоче, - А церемония освящения называется «Снисхождение дождя наивысших добродетелей», так что дождь сегодня благословенный знак.

Завтра, 30 сентября в 14.30 будет разрушена мандала Ямантаки. Божественный дворец защитника, сметенный в чашу - символ непостоянства всего сущего в этом мире.

16 октября с 13:00 ламы Дуйнхор дугана " Улан-Удэнского дацана" (район Верхняя Березовка) проведут в этом году последний молебен "Жинсриг" - Огненное подношение. Подношение через огонь Божеству Идаму Ямантаке.

Этот обряд будет последним в этом году, тем самым обряд Жинсриг проводимый в дацанах закрывается до весны, сообщает пресс-служба БТСР.

Особенно этот обряд способствует для хорошей учебы студентами и школьникам. И тем, кто хочет получить знания и мудрость. Или же у кого закрыты дороги, болезни и препятствия. Считается, что обряд Жинсриг является одним из самых сильных обрядов для очищения препятствий.

Одиночный Ямантака - это проявление или эманация Будды Манджушри, олицетворяющего мудрость. В нашем мире есть существа, которых нельзя укротить мирными способами, а потому Будда Манджушри принял гневную форму, чтобы привести к Просветлению.

Ямантака - гневное воплощение Будды Манджушри впервые упоминается в «Гухьясамаджа-тантре» (3 в.). Наиболее известной формой Ямантаки является Ваджрабхайрава («угрожающая ваджра»). Полное описание Ваджрабхайравы дано в «Ваджрабхайраватантре».
I Пандито Хамбо Лама России Дамба Даржа Заяев и XII Пандито Хамбо Лама Даша Доржо Этигилов, подчеркивали важность практики Ваджрабхайравы (Ямантаки) и всячески ее распространяли. Их усилиями она стала одной из трех главных тантр, преподаваемых во всех дацанах России. До сих пор эта практика считается одной из наиболее важных как для лам, так и для практикующих мирян. Учения и ритриты по этим практикам регулярно проводятся в разных частях света.

Краткое описание ритуала Жинсриг - "Огненная пуджа"

Ритуал Огненной пуджи проводится по просьбе людей. В некоторых случаях для реализации дел или разрешения проблем человеку бывает необходимо провести ритуал Жинсриг.
Обряд предназначен для устранения проблем, препятствий, болезней, порчи, вреда от духов местности и так же для очищения той местности, где проводится ритуал.

Огненная пуджа бывает четырех видов: умиротворяющая, умножающая, гневная, покоряющая.
Для Мирян что можно принести на обряд: Сэржэм Дээжэ, Далга. Для обряда можно принести масло топленное, Цамба (мука жаренная).

Перед проведением ритуала необходимо подготовить 12 видов подношений тем кто проводит ритуал (ламы подготовили) , каждый из которых имеет свое значение:

1. Палочки. Палочки в зависимости от вида Жинсрига бывают разных видов, иногда они бывают и с листьями. Они представляют собой сущность Дерева Просветления. Подносятся для достижения великолепия, могущества.
2. Масло - для процветания дел, материального благополучия, домашних дел.
3. Семена белого кунжута - для очищения от неблагих дел, совершенных до сегодняшнего дня.
4. Дурва (трава) - для удлинения жизни.
5. Рис - для устранения преград к накоплению благих заслуг.
6. Дзампа и кефир - для устранения препятствий к счастью, блаженству.
7. Куша - для предостережения от порчи, осквернений.
8. Юнгар - для устранения любых видов препятствий.
9. Овес - для достижения богатства, материального благополучия.
10. Ячмень - для достижения сиддхи ускорения. У обладателя сиддхи ускорения очень быстро осуществляются все дела, замыслы.
11. Горох - для физической силы, здоровья.
12. Пшеница - для устранения разнообразных болезней.

Один из значимых с буддистской точки зрения и интересных для присутствующих на нем людей обрядов – Жинсрэг, или Огненная пуджа. В начале ноября в Санкт-Петербургском дацане такой обряд провели монахи тибетского монастыря Дрепунг дацана Гоман, прибывшие в Россию с благотворительными целями. Этот ритуал зародился в Индии во времена раннего буддизма. Тогда для проведения обряда буддистские священнослужители разжигали костер на берегу Ганга. В Россию обряд пуджи пришел из Тибета. Во время расцвета буддизма в середине и в конце XIX века в Бурятии этот молебен проводили во многих дацанах.

Обряд Огненной пуджи также называют подношением хозяину огня. Ритуал хорош для очищения от кармических препятствий, хронических болезней, порчи. Особенно полезен он для устранения препятствий к долгой жизни, благоприятен для начала каких-либо дел, открытия нового дела.

Как во всех ритуалах буддизма, Жинсрэг имеет внешний и тайный смыслы. Весь ритуал посвящен божеству Ямантака. Проводит обряд так называемый мастер ритуала – лама, имеющий особое посвящение. Его отличает специальное одеяние и особая пятигранная корона на голове. Эту корону в буддизме называют «диадема пяти дхьяни-будд», где на каждой грани представлено одно из дхьяни – семейств Будд, отвечающих за различные части света: восток, север, запад, юг и центр, – также различающиеся, соответственно, по цвету: синий, зеленый, красный, желтый и белый.

Во время обряда хозяину огня традиционно подносятся двенадцать видов подношений, каждое из которых устраняет какой-либо вид омрачений. Так, черный кунжут является символом очищения от скверны тела, речи и ума, помогает избавиться от депрессий и плохого настроения, рис является символом накопления благих деяний и добродетелей, ячмень способствует увеличению духовной силы, горох – физической. Тростниковые палочки (в России при обрядах вместо тростника используют ветки ивы строго определенной длины) символизируют могущественное величие, овес является символом увеличения богатства, пшеница – символ избавления от болезней, а колосья проса – символ долголетия. Обязательный элемент подношения хозяину огня – топленое масло, оно не просто помогает костру ярче и сильнее гореть, а, являясь также символом порождения могущества, показывает, принял ли хозяин огня то подношение, которое ему делают ламы и все собравшиеся. Однажды во время такого обряда я слышала комментарий ламы-тантриста. Священнослужитель говорил об огне как о живом существе: «Вот сейчас он пробует то, что ему поднесли (в это время огонь горел ровно А.Н. ), вот он распробовал, обрадовался (огонь ярко вспыхнул ). А вот сейчас ему дадут масло, и огонь будет веселиться – ой, как вкусно!» (появилось яркое пламя и раздался характерный треск ).

Считается, что на место, где читается Жинсрэг, спускаются боги. Хозяева рек, гор и лесов собираются вместе, чтобы выслушать просьбы людей и принять их дары. Они готовы исполнить желания верующих. Но для этого люди должны чтить окружающую природу, уважительно относиться ко всему святому. Важной частью обряда является молитва за лучшее перерождения ушедших. Особенно это касается тех людей, что ушли из жизни в результате катастроф, неизлечимых болезней, суицида. После проведения этого обряда они могут обрести другое, лучшее рождение.

Если когда-нибудь вы узнаете о проведении Огненной пуджи рядом с тем местом, где вы живете, обязательно посетите этот обряд. Это и красочно, интересно, и – чрезвычайно полезно, если, конечно, вы хоть немного верите в карму. Хотя, опять же перефразирую известное выражение, неверие в закон (в данном случае – закон причинно-следственной связи, то есть кармы) не освобождает от ответственности за свою жизнь.

Жинсриг (Жансрег ) или подношение огню (огненная пуджа) — это древний шаманский ритуал, подношения жертв духам местности или божествам, тотему или небесным управителям, который был широко распространенным в странах Азии и практиковался в таких религиях как: индуизм, зороастризм.

Краткое описание ритуала «Огненная пуджа» или Жансрег

Ритуал Огненной пуджи (тиб. sbyin sreg, жинсрег) проводится после завершения затворничества или молебна независимо от его длительности (от нескольких дней до трех лет) для очищения от нарушений обетов; нарушений, совершенных при выполнении практик. Также этот ритуал проводится по просьбе людей. В некоторых случаях для реализации дел или разрешения проблем человеку бывает необходимо провести ритуал Жинсриг.

Огненная пуджа бывает четырех видов:

  • умиротворяющая,
  • умножающая,
  • гневная,
  • покоряющая.

Двенадцать подношений для ритуала Жинсриг

Перед проведением ритуала необходимо подготовить 12 видов подношений, каждый из которых имеет свое значение:

1. Палочки. Палочки в зависимости от вида Жинсрига бывают разных видов, иногда они бывают и с листьями. Они представляют собой сущность Дерева Просветления. Подносятся для достижения великолепия, могущества.
2. Масло – для процветания дел, материального благополучия, домашних дел.
3. Семена белого кунжута – для очищения от неблагих дел, совершенных до сегодняшнего дня.
4. Дурва (трава) – для удлинения жизни.
5. Рис – для устранения преград к накоплению благих заслуг.
6. Дзампа и кефир – для устранения препятствий к счастью, блаженству.
7. Куша – для предостережения от порчи, осквернений.
8. Юнгар – для устранения любых видов препятствий.
9. Овес – для достижения богатства, материального благополучия.
10. Ячмень – для достижения сиддхи ускорения. У обладателя сиддхи ускорения очень быстро осуществляются все дела, замыслы.
11. Горох – для физической силы, здоровья.
12. Пшеница – для устранения разнообразных болезней.

Их делят на три части. Первая и третья части меньше второй, основной.

Объекты жинсриг

Какой бы ни был вид огненной пуджи, объектами ритуала являются сансарическое и нирванистическое божества.

Печку и огонь, разведенный в ней, нужно представить в образе сансарического божества Ме Лха, и поднести ему первую часть приготовленных подношений. Затем нужно представить в сердце Ме Лха нирваническое божество. Это может быть один из идамов ануттара-йога-тантры.

Если нирванистическое божество – Калачакра, то в сердце Ме Лха проявляется мандала Калачакры.

Ямантаке (Ваджра-бхайраве) подносится вторая часть подношений, хадак – как божественная одежда и торма – божественная еда. По окончании ритуала божеству Ме Лха в знак благодарности подносится третья часть подношений, хадак и торма.

Основа для проведения Жинсрига

Основное действие Жинсрига – это устранение всех препятствий к приобретению временного счастья, выходу из самсары, способствование освобождению от всех страданий.

Суеверия, которые связаны с проведением огненной пуджи

Ритуал «Жинсрег» с тибетского переводится, как огненное подношение, где слово «жин» означает подношение, даяние, а «срег» — сжигать.

Существуют три вида «Жинсрег» — это «Шива» — мирный, или усмиряющий, «жева» — обширный, «дагбо» — жесткий.

Проведение этого ритуала способствует усмирению таких негативных явлений, как болезни, страх, злоба, страдания. Устраняет вредоносное воздействие (порча) от людей и на людей. Увеличивает добродетели (буян), способствует устранению препятствий, мешающих созданию семьи (замужество, женитьба), способствует рождению детей. Восстанавливает и увеличивает жизненную силу и способствует прекращению самоубийств и убийств.

Закрывает дверь воровства, убытков, ссор, родового проклятия. Освобождает и устраняет вредоносные влияния могущественных духов, земных и горных хозяев местностей.

Способствует обретению нового рождения для давно умерших и страждущих душ.

В буддизме считается, что благие мысли и деяния служат накоплению добродетели, которая, в свою очередь, является источником счастья, блага, удачи не только в этой жизни, но и последующих.

Прочитал новость - в мае в Томск приедут семь тибетских лам и устроят "фестиваль буддийской культуры".

Оставлю на их совести очередное лицемерие, ибо, как свидетельствует программа этого "культурного фестиваля" - честнее это назвать религиозной прозелитической акцией. И, умоляю, не надо говорить, что буддизм "прозелитизмом не занимается"… Чего же, например, Оле Нидал колесит по миру, бывая в странах, где буддистов отродясь не видывали?

Среди анонсов этого чисто "культурного" фестиваля значиться в заключении проведение "Огненной Пуджи Ямантаки". Одна любознательная интеллигентная дама, которая, кстати, прорекламировала этот "культурный фестиваль" у себя на сайте, поинтересовалась:

Огненная Пуджа Ямантаки - это что?

И некто, Евгений Нокто Курочкин, ей ответил:

Огненная пуджа Ямантаки - устранение "избытка" и "недостатка". В тибетских монастырях огненная пуджа является важным ритуалом. Огненная пуджа способствует обретению двух видов духовных достижений - обычных и высших. Под высшими достижениями понимается обретение состояния Будды, а под обычными - способность беспрепятственно выполнять любые мирские дела.

"Во время этого ритуала мы совершаем подношения, во-первых, непросветленному божеству огня и, во-вторых, просветленному Ямантаке, - рассказывает монах Туптен Шакья. - Мы подносим им двенадцать субстанций для того, чтобы они устранили препятствия, большие и малые неприятности, недуги и болезни, и даровали нам благополучие. Во время огненной пуджи все мы накапливаем очень много заслуг, в особенности, если визуализируем в огне мандалу Ямантаки".

Каждая из двенадцати субстанций, которые ламы подносят мирскому божеству огня и просветленному Ямантаке, имеет свое назначение. Маленькие веточки дерева сжигают для того, чтобы у нас появилось мощь и великолепие. Топленое масло - для обретения богатства, кунжут - для очищения от недобродетели. Траву рампа - для удлинения жизни, а рис - для увеличения заслуг. Траву куша подносят для очищения от загрязнений, которые порой выражаются в дурных снах, и прекращения вредоносных влияний извне. Ячмень - для приумножения урожая, а пшеницу - для избавления от болезней.

Обычно на ритуал огненной пуджи родственники умерших людей приносят с собой с собой их имена, записанные на маленькие листы бумаги. Когда ламы бросают эти листы в огонь вместе с черными зернами кунжута, в этот момент сгорает негативная карма умерших, которую они накопили в прошлых жизнях. Благодаря этому, их перерождения, будь то грядущие или те, которые они уже приняли на момент проведения ритуала, будут более благоприятными.

"Кроме того, огненная пуджа позволяет уменьшить и нашу собственную негативную карму, - поясняет Туптен Шакья. - Если человек присутствует на огненной пудже и возносит молитву главному божеству Ямантаке, то он лучами своего сострадания устраняют его проблемы и исполняет желания. Мы накапливаем положительную карму и впоследствии достигнем состояния Будды".

Считается, что дым от костра, где сжигаются двенадцать видов подношений, устраняет болезни ветра, желчи и флегмы и препятствуют их возникновению. Поэтому тибетцы традиционно обходят костер по часовой стрелке, наполняя легкие благословенным дымом. Пепел от огненной пуджи обычно развеивают по полям, чтобы урожай был обильным, и насекомые не могли причинить ему вред.

"Если люди приносят на огненную пуджу небольшие подношения, например, рис или топленое масло, в этом случае они закладывают с просветленным божеством связь, которая приводит к росту их положительной кармы".

Прочитав это, не могу не удержаться, от прямо-таки вопля моей души:

- Так ведь это, с точки зрения Православия, просто самая дремучая магия, колдовство! Двадцать первой век на дворе! Все томские устроители этой буддийской прозелитической пропаганды, все желающие ее посетить, и отметившиеся в этом в "Контакте" не полуграмотные кочевники, не дремучая деревенщина, - буквально все, все, люди с высшим образованием: ТГУ, ТПУ, ТГПУ…

Добрые люди, Вы действительно верите, что, если спалить в огне топленое масло, то у Вас прибавиться богатство?! А от погоревшего кунжута исчезнет недобродетель и сгорает негативная карма умерших?! А сожженный демону огня ячмень поможет урожайности в огороде?!

Двадцать первый век – век просвещения и науки, и век невероятного мракобесия! Вот где кузница мракобесия – томские университеты. Вот уж воистину: "И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства" (Рим.1:28). Как жалки и безумны люди, желающие стать богами, и влиять на действительность, при этом отрицаясь от существования Бога, как творца мира.

"Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе все упование мое, и Тебе славу возсылаю"… - это слова из третьей утренней молитвы святого Макария Великого, известной каждому ребенку из действительно православной семьи.

Зачем "колдунам" из Тибета и выпускникам томских университетов Бог-Создатель? Представь в огне двух демонов, сожги им полдюжины продуктов, и все у тебя будет без Бога, без Христа, завтра Которого распнут: от грехов избавишься, получишь "мощь и великолепие", приобретешь добродетели, богатство и урожай…

"Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк.23:34).

… или может все-таки ведают?

Максим Степаненко , руководитель

Миссионерского отдела Томской епархии

Русской Православной Церкви