Нормы войны в древней индии. Традиционная воинская организация

100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] Непомнящий Николай Николаевич

Ядерные войны в Древней Индии?

Еще в 1920-е гг. археологи вскрыли на ныне принадлежащих Пакистану землях древние холмы с остатками крупнейших городов бронзового века – Хараппы и Мохенджо-Даро (IV–II тыс. до н. э.). Согласно некоторым публикациям, руины Мохенджо-Даро хранят следы испепеляющего пламени, погубившего в свое время этот великий город. Говорили даже, что это страшное пламя было порождено чуть ли не ядерным взрывом. Загадочна история этих городов, и не менее странное наследство оставили они по себе в сокровищнице культуры Древней Индии…

В начале XII в. н. э. в Индии жил математик и астроном Бхасхара Ачарья. В его труде «Сиддханта-широмани» («Венец учения») фигурирует единица измерения времени «трутти», составляющая 0,3375 сек. В еще более раннем санскритском тексте, «Брихатх Сакатха», фигурирует «кашта», промежуток времени, равный… 1/300 000 000 сек.! Как древние индусы пользовались долями микросекунды? Для каких целей нужны были в те времена такие единицы и чем их измеряли? Современным физикам известно, что время существования некоторых элементарных частиц – гиперонов и мезонов – близко как раз к одной трехсотмиллиардной части секунды. А еще один текст, «Варахамихира» (550 г. до н. э.), содержит математические величины, соизмеримые с размерами атома водорода. Опять необъяснимая загадка?

Ядерный взрыв

Побывавший в 1966 г. в индийском городе Мадрасе американский писатель Томас Эндрюс услышал от йога пандита Каниаха высказывание, которое приводит в своей книге «Мы – не первые»: «Ученые-брахманы с незапамятных времен были обязаны хранить немало сведений, смысла которых сами не понимали. Еще их далекие предки знали, что материя состоит из бесчисленных атомов, что большая часть пространства в самих атомах не заполнена материей и что в этой пустоте существуют обширные миры».

Кому же все это было нужно 2500 лет тому назад? Документы и артефакты тех времен позволяют уверенно ответить: никому. То есть УЖЕ никому… Но они же убедительно говорят о том, что в какую-то еще более далекую эпоху на Земле существовала (или временно находилась) цивилизация, по уровню знаний в области физики и техники не уступавшая современной, а может быть, и превосходившая ее.

С начала IV в. н. э. бурно развивается алхимия. А ведь издревле существовало предание, что ангелы, вступавшие в брак с земными женщинами, научили их искусству обращать «простые» металлы в золото, о чем рассказано в библейской «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха». Возможно, истоки алхимии, как и истоки этого библейского предания, восходят к тем временам, когда на Земле обитали разумные существа, которые умели направленно воздействовать на внутриатомные структуры химических элементов и превращать один элемент в другой, как это делает современная ядерная физика.

Есть основания предполагать, что эти разумные существа не только превращали одни элементы в другие, но и создавали (и применяли) ядерное оружие. И не только ядерное.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» описываются военные действия, происходившие много тысяч лет назад, в которых нетрудно распознать применение… артиллерии, ракет, боевых самолетов, а также ядерного оружия!

В «Дрона Парва» – одной из книг «Махабхараты» – взрывы снарядов, похожие на огромные огненные шары, вызывают бури и шторма, выводят из строя целые армии: множество вражеских воинов вместе с оружием, боевыми слонами и конями поднимаются в воздух и уносятся мощным вихрем, как сухие листья с деревьев. Описан процесс возникновения грибовидного облака, характерного для термоядерного взрыва. Он сравнивается с раскрытием гигантского зонтика. После этих взрывов пища становилась отравленной, оставшиеся в живых люди заболевали, и симптомы заболевания в точности соответствуют признакам лучевой болезни – у них возникали приступы рвоты, выпадали волосы и ногти, а затем наступала смерть. Говорится, что те, кто находился в зоне воздействия взрывов, могут спастись, если удалят с поверхности тела все металлические предметы и, погрузившись в воды реки, тщательно омоют свои тела. Так же люди должны поступить и с домашними животными, если хотят их спасти. Описывается процесс дезактивации, который в подобных случаях применяется в наши дни.

А вот как в «Махабхарате» представлены эпизоды боевых действий с применением атомного оружия и их последствия: «…Один-единственный снаряд взорвался со всесокрушающей силой. Раскаленный столб дыма и пламени, такого ослепительного, как 10 000 солнц, рванулся в небо во всем своем устрашающем величии… Это было неизвестное оружие, Железная Молния, гигантский посланец смерти, превративший в пепел всех людей Врисхни и Андхака. Их тела были страшно обожжены. У них выпали волосы и ногти, их гончарные изделия растрескались без видимых причин, а у всех птиц в округе побелели перья. Через несколько часов вся пища оказалась отравленной… Спасаясь от этого огня, воины бросались в реку, чтобы омыть себя и свое снаряжение».

А также в «Рамаяне» – древнеиндийской эпической поэме на санскрите: «Возник мощный вихрь… Казалось, что Солнце приблизилось к Земле, мир, спаленный пламенем, раскалился. Слоны и другие животные, сжигаемые энергией этого оружия, мчались, стараясь спастись бегством… Даже вода стала такой горячей, что обжигала все живые существа, находящиеся в ней… Воины врага падали, словно деревья, поваленные в безумствующем огне, боевые слоны валились на землю и дико ревели от боли. Другие животные, пытаясь спастись от огня, беспорядочно метались в разные стороны, как в охваченном пожаром лесу. Кони и повозки, сожженные энергией этого оружия, были как вершины деревьев, обгоревшие при лесном пожаре…»

В другой книге «Махабхараты» – «Карна Парва» – приводятся размеры невиданного смертоносного оружия: «Убийственная Стрела – как палица смерти. Размер ее три локтя и шесть футов. Ее мощь – как у тысячи молний Индры, и она уничтожает все живое вокруг».

Со средствами доставки ядерного оружия к целям, намеченным для уничтожения, у древних обитателей Индостана тоже все было в порядке. В «Махабхарате» содержатся подробные и весьма реальные описания конструкции ракет, самолетов, а также иных аппаратов. Наиболее обстоятельно описаны древние самолеты – летающие машины виманы. В книге «Самарангана Сутхатхра» сравниваются между собой различные типы самолетов, упоминаются преимущества и недостатки каждого из них, приводятся взлетные и полетные характеристики, способы приземления. Особое внимание уделено характеристикам материалов – конструкционных, таких, как дерево, легкие металлы и их сплавы, а также материалов, используемых для создания движущей силы.

Вот описание взлета вимана: «Под воздействием сил, скрытых в ртути и создающих движущий воздушный вихрь, человек, находящийся внутри машины, может совершить путешествие в поднебесную даль… С помощью ртути виман может приобрести мощность, не уступающую силе молнии… Если этот железный двигатель с правильно соединенными частями наполнить ртутью, а его верхней части сообщить нужный нагрев, то он начнет развивать мощность, издавая при этом звук, похожий на рычание льва… машина мгновенно окажется в небе и будет видна там, как жемчужина».

В «Рамаяне» рассказывается, что видели сверху бог Рама и его жена Сита во время полета из Шри-Ланки в Индию. При этом описание изобилует такими подробностями, которые автор мог привести только в том случае, если видел их сверху своими глазами. О древнем самолете говорится почти современным языком: неудержимый в движении, обладающий невероятно высокой скоростью, полностью управляемый, имеющий помещения с окнами и удобными сидячими местами.

В «Махабхарате» высказывается и обеспокоенность последствиями применения ядерного оружия: «Вы, жестокие и подлые, упоенные и ослепленные властью, с помощью вашей Железной Молнии вы принесете гибель собственному народу». А «Рамаяна» предостерегает: «Стрела Смерти обладает такой мощью, что может в одну минуту уничтожить всю Землю, а ее ужасающий звук, разносящийся среди пламени, дыма и пара… служит предвестником всеобщей смерти». В книге «Бадха Парва» рассказано об экологических последствиях применения атомных бомб: «Внезапно возникло вещество, похожее на огонь, и даже теперь покрывшиеся пузырями пригорки, реки и деревья, а также всякие растения и травы обращаются в пепел». В «Мусала Парва» упоминается случай добровольного отказа от ядерных боеголовок и об их уничтожении: «После тягостных раздумий Правитель приказал уничтожить Железную Молнию, разбить ее на куски и размолоть в порошок. Позвали людей… чтобы они выбросили этот порошок в море…»

Маловероятно, чтобы высокоразвитым пришельцам из космоса пришло в голову использовать ядерные заряды против первобытных народов, вооруженных луками и стрелами. Видимо, атомная война произошла между землянами, достигшими примерно нашего нынешнего уровня развития, по крайней мере в военно-технической сфере. И разразилась эта трагедия не только на полуострове Индостан – она охватила весь земной шар.

Мохенджо-Даро называют Хиросимой Древнего мира, потому что там обнаружены руины со следами высокотемпературного воздействия и удара взрывной волны, а скелеты жителей свидетельствуют, что их гибель была внезапной. Следы высокотемпературного воздействия странной природы встречаются и в руинах древних городов-крепостей Вавилонии (Ирак), Хаттусе (Турция) и ряде других мест. При этом вспоминают еще библейские города Содом и Гоморру, мгновенно испепеленные Богом.

Из более поздних исторических источников до нас дошли сведения о так называемом греческом огне. Некоторые историки утверждают, что во многом благодаря «греческому огню» армия Византии, как еще называли Восточную Римскую империю, сумела выдержать нашествие орд варваров, уничтоживших ее западную сестру. Один из византийских императоров в наставлении своему наследнику писал, что тайна «греческого огня» пришла к константинопольским властителям из глубины веков и что сие есть «подарок Божьего ангела».

Сохранилась рецептура пресловутого византийского супероружия. «Греческий огонь» состоял из легких фракций нефти, древесного скипидара и… негашеной извести. Негашеная известь, как известно, – материал совершенно не горючий, и на первый взгляд непонятно, зачем она входила в искомую рецептуру. Однако именно в ней, по мнению автора этих строк, и заключается разгадка тайны «греческого огня», который смело можно назвать «атомной бомбой древности».

Дело в том, что на самом деле «греческий огонь» был аналогом не зажигательной смеси для огнеметов, а так называемых боеприпасов объемного взрыва, или вакуумной бомбы. Объясним, что она представляет собой. В авиабомбе, артиллерийском снаряде находится жидкая пиротехническая смесь, которая при попадании в цель подрывается небольшим зарядом и, смешиваясь с кислородом окружающего воздуха, превращается в аэрозольное облако, которое подрывается вторичным детонатором. Мощность «вакуумной бомбы» в 10–15 раз больше обычной.

Если в рецептуру «греческого огня» добавить воду, то негашеная известь вступит в реакцию с ней, и выделившаяся при этом теплота переведет легкие фракции нефти и древесный скипидар в парообразное состояние, образуя аэрозольное облако. И стоит лишь выстрелить в его сторону стрелой с зажженным наконечником – произойдет мощнейший взрыв.

Представьте себе – вражеская армия осадила древнеиндийский город Мохенджо-Даро, вокруг городских крепостных стен стоят десятки метательных катапульт, равномерно швыряющих глиняные сосуды с аналогом «греческого огня», в которые непосредственно перед выстрелом добавляют некоторое количество воды. Глиняные сосуды с адской смесью, еще не долетая до земли, взрываются от резко накапливающегося водяного пара, превращаясь в аэрозольные облака. Сотни аэрозольных облаков смешиваются в одно большое, которое расстреливают из катапульт зажженными стрелами, и чудовищный взрыв превращает цветущий город в оплавленные огнем развалины. Чем не «атомная бомба древности»!

Со временем древние утеряли секрет применения «греческого огня». И только в конце 1950-х советские и американские оборонщики заново изобретают «боеприпасы объемного взрыва», или тот самый «греческий огонь» – «подарок Божьего ангела».

Из книги Великие тайны Вселенной [От древних цивилизаций до наших дней] автора Прокопенко Игорь Станиславович

Кто вел ядерные войны до нашей эры? Однако есть еще более страшные факты и наблюдения ученых, которые доказывают – вирусу необязательно распространяться физически, чтобы заразить окружающую среду. Кандидат технических наук Геннадий ЗАДНЕПРОВСКИЙ всерьез рассматривает

Из книги От Кира Великого до Мао Цзэдуна. Юг и Восток в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

Так было в Древней Индии Вопрос 5.28Священные книги Древней Индии гласят: государство не всегда существовало, боги создали его, когда люди уподобились рыбам.Что значит: уподобились рыбам? Для чего было создано государство?Вопрос 5.29Вас не затруднит вкратце перечислить все

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Сельская община в древней Индии Слабость и неэффективность централизованной администрации на протяжении большей части истории Индии всегда компенсировались, как о том уже упоминалось, исключительной внутренней прочностью основной ячейки индийского общества –

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 12 Религии древней Индии Казалось бы, трудно представить более «религиозную» религию, чем ислам, буквально пронизывающую своими догматами, обрядами, нравами и традициями культуру и образ жизни народов и стран, где эта развитая монотеистическая система

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

11.7. Сексуальные традиции Древней и Средневековой Индии Гетеры, девадаси и проститутки В древней Индии «половое наслаждение считалось самым высоким из всех законных удовольствий». Секс воспринимался как взаимная супружеская обязанность, при которой муж и жена

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Культура древней Индии Культура древней Индии представляет большой интерес потому, что мы можем проследить её развитие на протяжении ряда веков и потому, что она оказала довольно сильное влияние на культурное развитие ряда древневосточных народов. Особенно хорошо

Из книги Полеты богов и людей автора Никитин Юрий Фёдорович

Летательные аппараты Древней Индии Как известно, из Европы в Азию в древности существовало два торговых пути. Один по суше, другой по морю: через восточное Средиземноморье от Египта к Индии и далее в Китай, но были, видимо, еще и авиатрассы. В перечне торгового и

Из книги Древний Восток и Азия автора Миронов Владимир Борисович

Социальное устройство и культура Древней Индии К Индии у нас, русских, отношение совершенно особое – как к возлюбленной. Видимо, примерно так относятся индусы к своей Лакшми, супруге Вишну. В индийской мифологии она является богиней счастья, богатства и красоты. Всякий

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

Глава 7. Право Древней Индии Источники права. Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Из военных преданий Древней Индии Благородство «Законов Ману»В Древней Индии неукоснительно соблюдались «Законы Ману», которые ограничивали ведение войн гуманными принципами. Этими законами запрещалось в войне действовать с помощью обмана, убивать спящего и

Из книги Древний Восток автора

Ведийская литература древней Индии Самыми ранними памятниками древнеиндийской литературы являются веды, в которых выражены верования древних ариев. Веды создавались на протяжении нескольких столетий, складываясь из тех ритуальных песнопений, которые исполнялись

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Эпическая литература Древней Индии. «Махабхарата» Как и многие литературы мира, древнеиндийская литература имеет свой эпос, воспевающий «героическую эпоху» истории Индии. Древнеиндийский эпос представлен двумя большими поэмами, сложенными в древности, но чрезвычайно

Из книги Краткая история спецслужб автора Заякин Борис Николаевич

Глава 4. Разведка древней Индии В эпосе древнеиндийской литературы «Артхашастре» разведчику уже ставилась совершенно определенная задача: «Что у кого увидишь дурного, тотчас сообщай». Этим самым закладывались основы разведки.Уже в этом древнем эпосе говорилось о

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

§ 5.1. Государственность в Древней Индии Древнейшие государственно-политические объединения В III - начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро,

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Под заметным влиянием мифологических и религиозных представлений сформировалась и развивалась политико-правовая мысль в Древней Индии. С этим связано и то доминирующее положение, которое на протяжении многих веков

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Традиционная воинская организация

Древнее кшатрийское воинство было организовано по правилам древнеиндийской военной науки. Армия состояла из четырех видов войск: слоны, колесницы, конница, пехота. Иногда к ним добавлялись повозки и верблюды. В распоряжении военачальника могло быть несколько армий, своеобразных дивизий, и каждая из них состояла из отрядов всех четырех видов войск. Классическое соотношение видов войск было 1: 10; одной колеснице соответствовали 10 слонов, по 10 коней на каждого слона и на каждого коня по 10 пеших воинов. Исследователи считают, что кшатрийская военная колесница - изобретение арийских народов; ее не знают кочевники с их преимущественно кавалерийскими отрядами. В Индии культура колесницы действительно очень древняя, многократно воспетая, без нее немыслимы никакие подвиги богов и героев индийской древности и сама их жизнь. И хотя использование колесниц в последний раз было документально зафиксировано, судя по всему, при вторжении в Индию Александра Македонского (327 г до н. э.), значение боевой колесницы в истории культуры Индии столь велико, что о ней необходимо вкратце рассказать. Боевая колесница кшатриев называлась «ратха»; она имела два колеса, была запряжена четырьмя лошадьми и несла возницу и воина. Не всегда, но бывало на колеснице по три и даже четыре воина и два возницы. Кони были запряжены, для лучшей маневренности и усиления защиты колесницы, следующим образом: два впереди и два по бокам. Возница сидел на специальном сиденье впереди. Колесницы были сделаны из дерева, защищены металлическими пластинами и богато украшены накладными металлическими и рисованными изображениями зверей, птиц, рыб, цветов, даже драгоценными каменьями и шкурами животных. Колесница несла знамена и регалии. В колеснице сидел обычно сам правитель. Воин на колеснице назывался «ратхин» и был вооружен луком и другим оружием метательного типа. Возница, которого называли «сута», - был обычно представителем особой касты, хотя в Махабхарате, как известно, сам божественный Кришна выступает колесничим Арджуны. Роль возничих была очень велика. От них зависели безопасность и военные успехи повелителя. Они были главными «штурманами» боевого средства и первыми помощниками самого воина. Положение колесничих было очень почтенным, они относились к привилегированной варне кшатриев. Гибель возничего означала катастрофу для ездока. Возница оказывал первую помощь раненому ратхину. Колесничие были хорошо подготовлены для роли медицинского персонала - они умели многое, знали травы и снадобья, и всегда возили с собой в колеснице все необходимое. Возничий должен был срочно вывезти раненого с поля боя, если тот был без сознания. По окончании сражений возничие как главные свидетели подвигов ратхинов рассказывали о них всем, воспевая героизм правителя в стихах и поэмах. Колесницы были хорошо оснащены вооружением, в том числе и таким, которое было просто тяжелым для отдельного человека, - огромные колчаны со стрелами или металлические сети и путы. В них помещали также запасные части для срочного ремонта - деревянные оси, колеса.

Раджпутское войско в период средневековья и нового времени состояло из кавалерии, конной и на верблюдах, и небольшого количества пехоты. Кроме того, раджпуты использовали боевых слонов.

БОЕВЫЕ СЛОНЫ - это самый индийский вид вооруженных сил. Он пришел из глубокой древности и используется даже в наши дни в торжественно-парадных ситуациях. Индийская литература описывает слона как самое грациозное животное, поступь которого можно сравнить только с походкой красавицы. Классическое зрелище - индийский раджа на слоне, и действительно, во время торжественных процессий и во время сражений правители, командующие войсками, восседали во всем блеске своего облачения и вооружения именно на слоне. Боевой слон - символ высокого статуса его владельца. В средние века в традиционной индийской армии, в том числе и в раджпутском войске, слоны были элитным видом вооруженных сил. Боевой слон - очень могучий и полезный воин. Его роль может быть сравнима со значением современного танка, и слон, как животное высокоинтеллектуальное, был чрезвычайно эффективен в бою. В древности боевой слон нес до семи вооруженных людей на себе, лучников, вооруженных пиками и боевыми топорами. Понятно, что ездоки на слоне могли использовать только метательное оружие. Но и сам слон мог нанести большие поражения вражескому войску. Боевые слоны - дорогой вид вооруженных сил; не всякий мог позволить себе заиметь вооруженного слона; обращение с этими животными требовало специальных знаний. Слонов приучали к боевой работе профессионалы, погонщики - махауты. Они же вели слона в бой. Главное орудие погонщика - «анкуш», острый крюк на рукояти, которым он понукает слона. Этот анкуш сам по себе мощное оружие - тип боевого топора, если его использовать сверху, что погонщики и делали для своей защиты от нападавших. Слонов требовалось много, и их приходилось в больших количествах отлавливать в лесах, причем даже совсем маленьких, и воспитывать у них специальные навыки. Сохранились очень выразительные средневековые миниатюры с изображениями сцен охоты на слонов.

Строго говоря, боевой слон - высший вид вооружения в средневековой индийской армии, не только раджпутской. Слоны были практически во всех армиях индийских правителей - у кургов, маратхов, в Майсоре, в Бенгалии, в южных султанатах. Раджпуты не были исключением. До принятия на вооружение артиллерии и огнестрельного оружия слоны оставались самым мощным и эффективным средством воздействия на противника. И морального тоже. Известно, что многие завоеватели, в том числе арабские в VIII в., были потрясены зрелищем боевых слонов. Первые европейцы испытали большое удивление и страх, но быстро поняли, что против пороха слон устоять не в силах. Боевой слон был защищен особыми металлическими щитками, они были на голове, прикрывали сверху хобот, шею и бока слона. Боковые щитки бывали оснащены шипами, что повышало их защитные свойства. Вооруженному слону были не страшны ни стрелы, ни удары копий и мечей. Единственное по-настоящему уязвимое место слона - его «лицо». Во время сражений немного подпиленные бивни защищали специально надетыми металлическими колпаками, но это снижало чувствительность и ориентировку слона. И, конечно, кончик хобота и глаза слона трудно было защитить от ранения. В Индии даже существовал своеобразный тест на мощь удара воина - тот, кто мог перерубить бивень слона одним махом, признавался как очень могучий воин. Известно, что в битве при Халдигхати махарана Пратап применил следующий прием: его знаменитая боевая лошадь Четак сумела встать передними копытами на голову слона могольского полководца Ман Сингха, и слон от такой наглости и неожиданности сначала ошалел, а придя в себя, возопил и бросился бежать. Сам Пратап тем временем успел отрубить руки погонщику вражеского слона; Ман Сингх ухитрился перескочить на коня. Это был без сомнения один из самых драматических моментов сражения, поскольку в поединке участвовали лично полководцы.

Боевой слон получал «в руки», т. е. в хобот, особое оружие. Это могла быть тяжелая металлическая цепь. Но чаще всего в боевых условиях применялся тип огромного кистеня - два соединенных цепью тяжелых металлических шара, утыканных шипами и ножами. Этим кистенем или цепью он расчищал путь перед собою, расшвыривая и раня всех, кто попадался на пути. Пребывание в обстановке сражения, среди толкотни, крови, летящих стрел и других ужасов битвы чрезвычайно возбуждало обычно флегматичного и рассудительного слона, он приходил в неистовство и сражался «бешено». Индийцы считают, что такое поведение слона бывает только еще во время течки, поэтому в поэмах боевых слонов сравнивают с влюбленными слонами. Иногда говорят, что перед битвой слона поили патокой, опийным настоем или пальмовым вином, но это все-таки представляется не очень разумным, учитывая, что он несет ответственность за жизнь многих людей или даже самого правителя или военачальника. Надо полагать, что часто встречающиеся описания воина, в том числе и слона-воина, как неуправляемого, опьяненного битвой - это своеобразная формула комплимента, указание на «гибельный восторг», отчаянную доблесть героя, и не должны пониматься буквально.

На спине боевого слона, ближе к шее, укреплялся специальный паланкин, башенка - «хоуда», или, как говорил Афанасий Никитин, «городок». В ней именно под балдахином или без него сидели те, кого слон вез. Перед нею, прямо на шее слона, сидел погонщик-махаут. Хоуда раджи, командующего войском, была снабжена знаменами, зонтом - знаком царской власти, и другими регалиями. Эта башенка имела восьмиугольную форму, была хорошо защищена маталлическими пластинами, и седок выглядывал из нее только выше уровня груди. В наши дни в чем-то подобном в Раджастхане возят туристов; надо сказать, что непривычному человеку сидение на спине идущего слона представляется делом весьма непростым: тебя качает постоянно и с очень большой амплитудой по высоте. Причем не из стороны в сторону, а по каким-то более сложным траекториям, с четырех горок одновременно, и ты цепко держишься за края сиденья, чтобы только не вывалиться. Можно представить себе, что для воина требовалась особая выучка и сноровка и в этом деле. Хоуда бывала изумительно красиво украшена; отделка бархатом, вышивкой, росписью, каменьями и жемчугами не была чем-то невиданным. Металлические пластины бывали гравированные и часто медные, блестели как золото. Иногда особо осторожные ездоки применяли полностью металлическую хоуда. Особенно этим славились мусульманские военачальники, которые познакомились с боевыми слонами только в Индии. Раджпуты, когда видели такое, очень потешались, обзывали подобного героя «сидящим в клетке» и считали ниже своего достоинства даже глядеть на него, не то что воевать с ним. Напомню, что у них существовал принцип боя - равный на равного. В их культуре чрезмерная забота о собственной персоне - нарушение «раджпута», позор.

Очень часто и успешно боевой слон использовался как таран. В раджпутских обстоятельствах, при осаде крепостей, это было главное орудие для проламывания ворот и тяжелых дверей. В таком случае слонам надевали на голову особо прочные щитки. Ворота всех раджпутских крепостей защищены от подобной атаки: на уровне роста слона на створках ворот укрепляются шипы и острые костыли, ворота упрочиваются толстыми металлическими пластинами. Бывали случаи в военной истории раджпутов, когда во время осады слоны, безуспешно бьющиеся в стену, приходили в отчаяние и кидались на своих хозяев, раня и губя многих. Раненый слон, как говорят, представляет большую опасность, он сносит на пути все без разбору, пытаясь спастись от боли и ужаса битвы бегством. Обращение с боевым слоном требовало большого умения.

Вражеских слонов победители брали в плен, приучали и использовали по назначению. Потеря слона в битве - большая трагедия; ее не так-то легко возместить. В больших раджпутских княжествах махараджи держали специальные слоновники, в которых жили десятки, сотни слонов; из их числа махараджа выбирал слона в подарок особо отмеченному им человеку или возмещал потерю какому-нибудь радже или равату.

Боевой слон, как и всякий иной прирученный в Индии слон, имел имя. Очень часто слона называли «Красавчик» (Махасундар), или, например, «Победитель» (Виджай). Многие знаменитые люди Индии очень любили слонов, понимали в них толк, имели по многу этих красивых и умных животных, выезжали с ними на охоту, просто кататься и покрасоваться на людях. Всем известно также, что слоны широко используются в традиционном хозяйстве в Индии; но боевые слоны никогда не бывали унижены хозяйственными работами. При Моголах, в их разношерстной армии, в частности, они широко использовались в обозах, перевозили на себе гаремы правителей и военачальников и весь их скарб во время передвижения армий, а с развитием артиллерии использовались как тягловая сила для гигантских пушек и мортир.

КАВАЛЕРИЯ . Самый многочисленный и самый мобильный вид вооруженных сил у раджпутов. Раджпутская кавалерия - воспетый в поэмах и песнях вид их вооруженных сил, без сомнения, главный. Раджпуты очень ценили и любили лошадей; они до сих пор умеют с ними обращаться, практически в каждой раджпутской усадьбе содержат лошадей. Конь для раджпута - не только предмет любви и заботы как боевой друг и помощник в хозяйстве (боевые кони в хозяйстве, понятно, не использовались), но и объект почитания в различных обрядах, связанных с военными традициями раджпутов. Кони и лошади в Индии всегда представляли большую ценность, но «культура лошади», да и умение с ними обращаться, по большому счету, для Индии нехарактерны. Даже если арии были кочевниками и пришли в Индию в кибитках и на лошадях, в традиции они прочно связаны с почитанием коровы, а культура коневодства была утрачена. У раджпутов дело обстояло иначе. Для коней они строили в своих усадьбах, дворцах и крепостях конюшни, давали коням поэтические клички и много времени уделяли уходу за ними, водили коней на водопой к прудам вдалеке от дома. Они прекрасно разбирались в породах лошадей и особенно высоко ценили иракских и среднеазиатских, видимо, ахалтекинских, скакунов. У раджпутских правителей бывали специальные конюшие и выезжавшие лошадей жокеи; в семьях попроще за конем ухаживал хозяин и его дети. Все это свидетельствует о том, что раджпуты сохранили многое из кочевнической культуры своих далеких предков. У исследователей европейского рыцарства, Ф. Кардини, например, есть мнение, что германцы были прямыми наследниками военно-кавалерийской техники и искусства иранских племен, и что ирано-германский комплекс стал своеобразной основой для развития конного воинства Европы и для средневекового рыцарства. Этот процесс связывают с влиянием готов на судьбы европейской цивилизации в раннем средневековье. Такого же мнения держался Дж. Тод, который не сомневался в генетической связи готов и раджпутов, а в культуре их видел много общего.

В поэмах с большим вниманием к деталям описываются стать, масти, повадки, имена (не клички, а именно имена) коней. Например, лошадь Панч Кальян, чье имя означает «Пять Благоприятных [Примет]» - это гнедая лошадь, у которой все ноги и звездочка во лбу - белого цвета. Раджпутские военнообязанные мужчины должны были иметь полностью вооруженного и экипированного коня, чтобы по первому зову клана и правителя иметь возможность выступить в военный поход. Боевые кони, как и слоны, должны были быть заклеймлены тазром хозяина, чтобы было понятно, с чьей они стороны. Очень много разнообразных примет было связано с поведением коня перед битвой. Так, например, ржание коня в момент, когда воин садится на него, считалось предвестником беды, гибели в битве.

В поэмах описывается особый обряд почитания коня перед битвой. Обряд совершает сам воин или мать, или жена его. В настоящее время этот обряд совершается во время раджпутской свадьбы перед отправлением жениха за невестой в ее дом, и проводит обряд мать жениха. Состоит обряд в следующем. Коней ведут на водопой и купание к водоему. Затем дома коня наряжают - его накрывают особо роскошной попоной пурпурного, зеленого или оранжевого (шафранового) цветов. Затем также торжественно под чтение мантр закрепляется седло - шелковой подпругой с золотыми пряжками, грива коня украшается жемчугом (пусть вас не удивляет обилие красивых и драгоценных вещей - в индийской культуре они рассматриваются как благопожелательные символы и не считаются принадлежностью только женского обихода). Затем, нацедив в чашу сок растений хны, добавляют туда шафранового настоя, и этим составом окрашивают хвост и копыта лошадей, окуная их в полученный краситель. Затем красной пастой на лоб коня ставится тика. Все эти предприятия призваны были охранить коня, а значит, и его хозяина, от поражения и неудач в бою. Затем жена или мать совершала «аратти» - обряд обнесения светильником головы почитаемого таким образом человека. Светильник устанавливался на поднос и обносился вокруг головы семь раз в знак приветствия и благопожелания, а также как символ высшей степени женского почтения перед мужчиной. Обряд «аратти» не является специфически раджпутским, он широко известен во всей индуистской культуре.

Раджпутский всадник был вооружен луком и стрелами, щитом и саблей, копьем, кинжалами.

ВЕРБЛЮДЫ в раджпутских войсках имели немалое значение. До сих пор во время военных парадов в Дели можно увидеть знаменитый Джайсалмер Рисала, полк раджпутской верблюжьей кавалерии, который приходит к параду из пустыни Тар, где он расквартирован в окрестностях города Джайсалмера. Известно, что верблюды широко используются как средство передвижения по пескам Раджастхана: посыльные и нарочные с донесениями и вестями всегда отправлялись именно на них, и добирались до места отменно быстро; впрочем, и в наши дни верблюды часто являются единственным надежным транспортным средством в Раджастхане. В поздние средние века в армии они использовались как «лафеты» для артиллерийских батарей: при этом пушки и мушкеты со спины верблюда, как говорят, стреляли только назад, чтобы не повредить верблюду шею (выбирался самый флегматичный верблюд). Поэтому стрелять могли лишь стоя на месте. Говорят также, что в прежние времена на верблюде сидело по два воина, лицом в разные стороны (вперед-назад), и что верблюды «очень удобны при отступлении». Похоже, что использование верблюдов в качестве передвижного средства для пушек было их главным военным назначением, если речь не шла о пустынных западных районах и княжествах Раджастхана. В пустыне верблюжья кавалерия - аналог коннице, и бывает очень эффективной. Надо ли говорить, насколько экзотично и эффектно она смотрится.

ПЕХОТА . В раджпутской армии пехоты было очень немного, не столько, сколько предписывалось древней военной наукой Индии для кшатрийского войска. Раджпуты считали ниже своего достоинства воевать «пешком» на земле. У них существовало стойкое убеждение, что уважающий себя раджпут должен вообще как можно меньше касаться ногами земли - рассказывают о раджах, которые никогда за всю жизнь не касались стопами почвы. Но все-таки пешие воины, в число которых входили не столько раджпуты, сколько представители племен (бхилы) и низших разрядов раджпутов (из внебрачных детей от служанок и низкокастовых наложниц - дарога), были нужны и в раджпутской армии. Главное их предназначение было, как можно понять из описаний, - защищать ноги боевых слонов. Раджпуты до прихода Моголов и европейцев в Индию не знали пороха, и пехота была вооружена луками, копьями и мечами.

Интересно, что горные, пригималайские раджпутские раджи и их военные отряды были хорошо подготовлены для ведения боевых операций в горах. Позднее в могольской армии они использовались как альпийские стрелки. Считалось, что этим умением в полной мере обладают маратхи, но горные раджпуты сумели противопоставить им свою собственную эффективную тактику ведения боевых действий в специфических условиях гор.

Из книги Евреи в Мстиславле. Материалы к истории города. автора Цыпин Владимир

5.1 Воинская повинность Во время своего пребывания в составе Речи Посполитой евреи воинской повинности не несли ни в мирное время, ни во время войны. Вместо прямого участия в обороне страны они платили особый налог, освобождавший их от службы в войсках. Не призывались они и

Из книги Армия Победы автора Мухин Юрий Игнатьевич

Глава 4 ВОИНСКАЯ ЧЕСТЬ Мне приходилось уже писать, что война - это жизнь наоборот. В ней совершенно другие понятия.В мирной жизни хорошее исполнение своего долга несет награду. В войне хорошее исполнение своего долга несет смерть в бою. Если в мирной жизни награды

автора Флори Жан

II. Воинская функция у Хинкмара Реймсского Далее воинская функция появляется в работах Хинкмара Реймсского. Как и Иона Орлеанский, Хинкмар - приверженец идеи, что христианским обществом должны руководить епископы, направляющие королей. Не позже 858 г. он отправляет

Из книги Идеология меча. Предыстория рыцарства автора Флори Жан

III. Воинская функция в конце IX века Зато в рассказе одного монаха из Сен-Бертена о битве, происшедшей между христианскими войсками и норманнскими захватчиками, противоположность обоих сословий выступает со всей ясностью. Он относит эту битву к 891 году. Речь снова идет о

Из книги Принципы ведения войны автора Клаузевиц Карл фон

Моральные качества и воинская доблесть Моральные качества формируют силу духа, и это пронизывает все существо войны. Они имеют большое сходство с волей, приводящей в движение и руководящей всей массой материальных сил и средств.Дух и прочие моральные свойства армии,

Из книги Путь воина [Секреты боевых искусств Японии] автора Маслов Алексей Александрович

ВОИНСКАЯ ПОДГОТОВКА: К ТАЙНАМ ВСЕЛЕНСКОЙ ПУСТОТЫ Простой трезвый взгляд на натуру человека показывает, что ему так же свойственно драться, как хищным зверям кусаться, рогатым животным бодаться. Человек – «дерущееся животное». Но поистине жестоко внушать нации или

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 162. Всеобщая воинская повинность В связи с общим обновлением русской общественной жизни стояла реформа воинской повинности. В 1874 г. дан был устав о всеобщей воинской повинности, совершенно изменявший порядок пополнения войск. При Петре Великом, как мы знаем (§ 110), все

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Глава 7 Воинская служба

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ Британское решение - освободить узников Пасхального восстания, - изменившее атмосферу 1916 года, к несчастью, было сведено на нет крупной ошибкой. Снова война с Германией вытеснила мысли об Ирландии (кстати, в 1917 году ситуация на фронте складывалась

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

1. Внутренние условия жизни Рима и быта римлян. - Три класса народа. - Воинская организация. - exercitus romanus. - Организация цехов (scholae). - Всеобщность цехового устройства. - Корпорации (scholae) чужестранцев: иудеев, греков, саксов, франков, лангобардов и фризов В этой главе мы

Из книги Вместе или врозь? Судьба евреев в России. Заметки на полях дилогии А. И. Солженицына автора Резник Семен Ефимович

Воинская повинность В 1827 году император Николай I издал Указ, обязавший евреев отбывать рекрутскую повинность «натурой» - взамен двойной подати, которая взималась ранее. Указ гласил, что евреи «уравниваются» с христианами в отбывании рекрутской повинности, однако

Из книги Белоэмигранты на военной службе в Китае автора Балмасов Сергей Станиславович

Воинская форма Несмотря на то что русские наемники находились на китайской службе и должны были носить соответствующую форму, реально был некий смешанный «русско-китайский» вариант. Обмундирование было китайским, а фуражки – русские. В кавалерии впоследствии были

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

5.5. Изготовление кирпичей в Египте как воинская повинность Вернемся к событиям в Египте = Руси, предшествовавшим походу. Итак, Моисей собирается выступить в поход из Египта = Кипчака. Как сообщает Библия, для этого ему нужно получить разрешение фараона - египетского =

автора Успенская Елена Николаевна

ГЛАВА III Воинская идеология

Из книги Раджпуты. Рыцари средневековой Индии автора Успенская Елена Николаевна

Кшатрийская воинская идеология VI–X вв. были периодом взаимной ассимиляции и интегрирования разных этнических групп тогдашнего населения Северной Индии. Автохтонные протоиндийские, дравидские, аустрические и пришлые арийские элементы к этому времени уже сложились в

Из книги Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться… Как воспитывали детей в Древней Греци автора Петров Владислав Валентинович

Эфебия как почетная воинская повинность В Афинах спартанским эйренам соответствовали эфебы - и те, и другие сочетали учебу со службой в регулярных войсках. Однако на этом общее между ними заканчивается, и следуют различия. Самое очевидное: в эфебию поступали юноши в

Цивилизация Древней Индии представляет другой, в сравнении с Ближним Востоком, социальный и культурный мир. Однако формирование государственности следовало тем же историческим стадиям и только было более растянуто во времени. Ранние государственные образования Древней Индии походили на острова в море догосударственного быта и дополитической социальной организации. И в дальнейшем общинный уклад надолго сохранит свою роль в индийском обществе и свое особое влияние на всю государственно-политическую организацию.

Древнейшие государственно-политические объединения

В III - начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро, Хараппа) и, очевидно, переживали время социального расслоения и формирования надобщинных властных структур. Процесс их дальнейшего развития прервался в средине II тыс. до н. э., и последующее государственное развитие Древней Индии будет проходить на другой культурной и даже этнической основе.

С середины II тыс. до н. э. на территорию Северной Индии началось вторжение индоарийских племен (из нагорий Ирана и Прикаспия); с ними в Индию приходит другая культура, названная по основному памятнику религии и фольклора индоариев «Ригведы» - ведийской. Ведийское общество времени освоения Индии стояло накануне формирования в нем протогосударств. Население объединялось по большим патриархальным семьям . Поселения-деревни руководились не только по общинному, но и по родовому принципу: вождь - ганапати представлял доминирующую клановую линию и, опираясь на нее, выделялся уже как правитель протогосударства. Ганапати обеспечивал совместное принесение жертв богам, общий труд и распределение плодов этого труда. Главные вопросы жизни племени и общин решались на собраниях полноправных общинников (кроме женщин), которые назывались у разных племен по-разному: сабхе, самити и др.

Ведийское общество подошло и к стадии подчинения общему правителю нескольких племен. Его звали раджа. Главной функцией раджи была защита подданных, в т. ч. военная. Для этого, по ведийским легендам, и избирали первых царей. Усиление власти царя постепенно приводило к сокращению влияния собраний, они превращаются в сходки знати и в судебные органы. Дружина племени становится постоянным войском во главе с сенапати (армия, особенно колесницы, играла особую роль в завоевании ариев). При царе большое значение обретает царский жрец пурохита, который был первым советником и одновременно главным астрологом и предсказателем. Власть царей к расцвету ведийской культуры становится уже не избираемой, а наследственной. В зависимости от соотношения влияния раджи и племенных собраний первые государства становились то монархиями, то республиками.

Государственная история Древней Индии с XIV по VI в. до н. э. скрыта за так называемой «ведийской ночью», когда о жизни индоариев нет никаких сведений, кроме культовых гимнов. В середине VI в. известно до 16 протогосударств - «великих стран», центром которых постепенно становится г. Магадха. К IV в. до н. э. эти образования объединяются в подобие державы с организацией, типичной для раннего государства. С VI в. до н. э. в культуре индоариев распространяется буддизм, который много способствовал политической централизации и распространению новых представлений об отношении к власти и правителям. В правление династии Нандов магадхская держава отразила поход на Индию Александра Македонского, выставив устрашающих размеров армию. С конца IV в. до н. э. в Магадхе воцаряется новая династия Маурьев , которые распространяют свою власть на значительную часть Индостана и при которых - особенно при наиболее выдающемся правителе Ашоке (III в. до н. э.) - государство превращается в централизованную монархию , известную своим могуществом далеко за пределами Индии. Но уже наследники Ашоки не смогли сохранить единство ранней державы, потеряли власть. Во II в. до н. э. Северная Индия пережила новое вторжение греко-бактрийцев - завоевание способствовало быстрой децентрализации. В конце I в. до н. э. прежняя держава Маурьев распалась - и надолго - на десятки небольших княжеств.

Государственная организация державы Маурьев

В эпоху Маурьев индийская государственность, сохранив общие ведические традиции, значительно продвинулась по пути усиления монархии ; древние институты родоплеменного самоуправления или исчезли, или переродились в новые, государственные учреждения. Правитель и истекающая от него власть стали рассматриваться как главный элемент в державе: «Основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники» («Артхашастра», 96).

Царская власть была строго наследственной - от отца к сыновьям; обычно при своей жизни отец-правитель назначал наследником одного из царевичей, хотя это и не исключало в дальнейшем борьбы за трон. Традиция оставляла предпочтение одного из наследников на волю отца: в зависимости от отношений с сыном, оценки его «ума» и т. д. Вступление на престол сопровождалось особой церемонией воцарения - абхишека.

Власть древнеиндийского правителя-раджи вела происхождение от арийских военных вождей, поэтому менее всего носила священный характер. Религиозные функции никогда не входили в обязанности царя. Зато достаточно рано сложилось представление о почти неограниченных полномочиях царя в делах управления . Как верховный управитель, царь мог издавать указы по самым разным вопросам, и этими указами следовало строго руководствоваться не только государственным служащим , но и всем подданным: «Главное для царей - это указы, ибо состояние мира и войны зависит от них» («Артхашастра», 28). В критических случаях царская правительственная деятельность могла даже иметь значение священных законов , охраняющих целостность традиции: «Когда все законы нарушаются, царь сам является проводником закона, охраняя нравы и обычаи народа в пределах четырех каст и четырех ступеней жизни» («Артхашастра», 57-58). Царь был и главнокомандующим армией, мог принимать участие в судебной деятельности.

Главными фигурами царской администрации были министры. Их назначал сам раджа по своему усмотрению. Следовать, выбирая министров, традиции, знатности считалось неправильным: главное заключалось в пригодности к делу и почтительном отношении к правителю. Министры должны были только выполнять волю царя. Кроме них, были советники, не занятые непосредственно управлением. Главный из них был и домашним жрецом правителя, чтобы «уметь противостоять бедствиям, происходящим от богов и людей».

Второй уровень администрации составляли самые разные чиновники, деятельность которых строго специализировалась. Несколько смотрителей ведали финансами , другие - царскими мастерскими, земельным хозяйством, были особые надсмотрщики за судоходством, за торговлей. Особую часть управителей составляли военные: надзиратель за слонами, начальники пехоты и колесниц, главный военачальник, которые должны были руководить и военным снаряжением, и обучением войска, и были командирами на поле боя.

Важную роль в государственном управлении играл совет при царе - паришад. В него входила военная и жреческая знать, а также главные администраторы. Совет был политическим органом игнорировать который в решении государственных дел не полагалось. Кроме паришада, раджа мог опираться и на узкий административный совет приближенных лиц по собственному выбору - главным был сам факт совещания. От прежней эпохи сохранилась и сабха - собрание представителей знати, а также сельского и городского населения. Теперь оно созывалось только по воле царя, было произвольным по составу, но оставалось существенным рычагом влияния областей и общин на политику власти.

Держава Маурьев разделялась на провинции со значительной автономией. Четыре провинции считались главными - их давали в управление царевичам. Деятельность местной администрации явно и тайно контролировалась инспекторами из центра. Помимо провинций, были области, затем округа; низшей единицей территориального управления считалась деревня-община (грама). Города сохраняли прежнее городское самоуправление в виде советов. Чиновники из центра и различные писцы выполняли главным образом землеустроительные и финансовые функции. Основная масса вопросов на местах решалась в традициях самоуправления, подчиняясь принципам общинного строя.

Социально-правовой строй

Особый характер древнеиндийской патриархальной общины сделал ее не только важнейшей ячейкой экономического и социального строя эпохи Маурьев, но и частью государственно-политической организации. В общины было объединено почти все население государства , в некоторых случаях условная грама насчитывала до 1000 семей, т.е. это было объединение десятков поселков. В общем владении грамы были земля и общественные постройки. Земля делилась на общую и на ту, что выделялась по долям членам общины. С этих земель платились индивидуальные и общеобщинные налоги царю. Деревенские ремесленники также делились на тех, кто работал сам, и тех, кто работал в общинных мастерских или нанимались на работу. Взаимное обслуживание членами общины друг друга создало беспримерную в истории многовековую замкнутость индийской грамы. Община защищала своих членов, но она же могла понудить их к общественным работам штрафами. Управлялась община сходкой полноправных своих членов. Но все большее место в управлении стал занимать выборный глава - староста; со временем его начинает утверждать территориальное начальство, и он превратился в государственного представителя в общине. На общинную систему накладывалась система сословий - варн и каст.

Еще в ведийскую эпоху социальные слои общества обособились серией взаимных запретов и разной профессионально-культурной деятельностью. Так сложились четыре варны : «Закон для брахмана - учение, жертвоприношения для себя и для других, раздача даров и их получение. Закон для кшатриев - учение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом и охрана живых существ. Закон для вайшьи - учение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля. Закон для шудры - послушание и ведение хозяйства в повиновении у дважды рожденных, ремесло и актерство» («Артхашастра», 3). В эпоху Маурьев древние социально-культовые различия дополнились правовыми разграничениями: земли брахманов освобождались от налогов, им давались транспортные и торговые привилегии, наказания за преступления для членов варн были разными по типу. Военными и правителями могли стать только члены варны кшатриев. Для брахманов были открыты почти все профессии, связанные с учением, ремеслом, искусством. Сохранность варн закреплялась запретами на взаимные браки низших с высшими.

К концу I тыс. до н. э. древняя система варн видоизменилась, они стали дробиться и превращаться в узкие профессиональные и имущественные группы - со своими интересами, правилами поведения, даже со своей администрацией, действовавшей по принципу цеховой. Таких наследственно замкнутых групп стало насчитываться несколько сот - они получили название каст. Касты сложились в особую иерархию в зависимости от почетности или малопочтенности занятий, приобретаемого богатства и т. д. Существование этих сословий стало едва ли не важнейшей особенностью индийского общества вплоть до Нового времени.

Принципы государственного правления

Создать прочное государство в обществе столь разных социальных интересов было непростой задачей. Индийская монархия Маурьев пыталась решить ее через особую политику дхармы - социального благочестия, которому должны следовать подданные. Стойкому в следовании дхарме обещались милость раджи и благоволение небес. В указах Маурьев неоднократно проводились начала дхармы, которые были этическими идеями, общими разным религиозным направлениям Индии. Для соблюдения народом дхармы назначались даже особые смотрители - махатмы, которые должны были согласовывать интересы власти с тем, что было традиционно и привычно для разных культурных и религиозных направлений.

Особая роль правильной государственной идеи вообще весьма занимала умы древних индийских монархов. Этой идее был посвящен специальный трактат «Артхашастра », приписываемый советнику первого из Маурьев Каутилье (III в. до н. э.). Государь должен быть деятельным, внимательным к делам, заботящимся о счастье подданных - перечислялись в трактате обязанности царя. («Польза для царя не то, что ему приятно, но что приятно подданным».) Он должен совещаться о делах со своими советниками и постоянно быть в курсе всех тайных и явных дел и замыслов в государстве. Деятельность агентов и разного рода доносчиков была возведена вообще в ряд важной государственной функции. Трактат содержал специальные должностные инструкции всем администраторам и хозяйственным смотрителям, рекомендации по военному делу. Огромное внимание уделялось правильной внешней политике, разного рода международным хитростям. Согласно одной из главных идей трактата, польза для государства - вот важнейший руководитель действий царя, а не закон , не традиция.

Изменяя друг друга, династические государства. С древней. Индии. Кошала,. Магадха. Империя. М аурьив государственной. ГУП и основывались на общем для них основе индийской общества. Система государственного управления я мало зависела вол смены династий и оставалась традиционной. Существенные изменения стали происходить только и VIII века, когда. Индия была завоевана мусульманами-арабами и частично исламе юканы качестве наиболее яркий образец древнеиндийской государственности можно дуть. Империю. Маурьев в период нынешней расцвета в правление императора. А шокшоки.

Общей социально-экономической основой, черты древнеиндийского государства, было отсутствие развитой собственности и свободного рынка государственных играет существенную роль в хозяйственных отношениях, и это сближает й ее с традиционными государствами. Востока ("азиатский способ производства"). Государственной ломе на над обществом и составляла п, централизованную бюрократическую монархию, хотя и уступает н нем отношении таким"к ласикам", как. Египет. Вавилон,. Китай Єгипет.. Вавилон,. Китай.

Государство. Маурьев по своему характеру была империей, а по своему составу включала многие народы, завоеванных государств, княжеств. По характеру власти она была строго централизованной, с разветвленной государств вним аппаратум.

Император (раджа) правит вместе с совещательным мантрипаришадом. Кроме паришад, при нем была тайный совет из узкого круга доверенных лиц, иногда созывался совещательный представительный орган - раджасабха (Сабха ха - собрание), к которому могли входить, вместе с сановниками, избирательные от городов и общин. При императоре находились семь-восемь министров, один из которых - ученый-брахман - был советником царя. Важнейшей цен тральных учреждением была казна, которая ведала сбором налогов и финансами. Военный совет состоял из 30 членов, разделенных на шесть коллегий по роду войск. Специальной учреждением было ведомство обр глашение. Городской совет состоял из 30 советников, также разделенных на шесть коллегий по отраслям управления. В составе государственного аппарата были контроллеры центрального правительства и многочисленные шпионшпигуни.

Провинциальный управление было построено на десятичной системе. Обществом (селом) руководил выборный голова; десятью селами -. Десятский, который получал пять куч земли, 100 селами - сотський, который отримув вал дань с одного села. Тысяцкий получал дань с одной городовта.

Последние годы правления. Ашоки ознаменовались ростом противоречий в его государстве. Он желал построить государство на моральных основах дхармы, строго следил за деятельностью администрации, регулярно прово одив ревизии. Инспекторам предписывалось следить за тем, чтобы чиновники строго придерживались норм дхармы, в которые он включал веротерпимость, хотя в последние годы жизни все большее предпочтение отдавал буддизма и щедро одаривал буддийские храмы. Наверное, это вызвало недовольство сторонников брахманизма и должностных. Власть императора ослабевала. Есть сведения, что. Ашока конце своего правления стал будд ийським монахом. По наследников. Ашоки империя распалась на ряд отдельных государств, соперничали друг с одно одною.

4 Право Древней Индии

Древние индийские законы Совещания и Брихаспати

Законы. Совещания (нарадасмриты) - одна из поздних дхармашастр. Их составление приписывается мудрецу-брахману. Совещании. Законы. Совещания - чисто юридический большой сборник, содержащий установки государственно-правового и уголовного характера. В отличие от ранних дхармашастр,. Законы. Совещания рассматривают вопрос права не учитывая религиозно-этическую призму, а с чисто юридических позиций. Нарады отходит от перечня конкре ных наказаний за каждый вид преступления, предпочитая местному обычаю, усмотрению царя и судей, много внимания уделяет договора займа, брачно-семейным отношениям, правосудию, порядка управления. Совещание рекомендует царю не обременять подданных чрезмерными налогами,"потому что, когда имеет место расцвет сельской местности, увеличиваются религиозные заслуги и казна царя"В области уголовного права. Совещаний а рекомендует царям и судьям при назначении наказания соблюдать умеренностьатися помірності.

Законы. Брихаспати - один из самых поздних дхармашастр (IV-VIИ века н е). В отличие от ранних дхармашастр, которые имели сакральный характер. Законы. Бризаспати требовали применения, вместе с дхарма-я астрами,"светских"нормативных сборников - шастр. Последние представляли собой"науку политики", акцентируя внимание на обязанностях царей, правителей по поддержанию общественного порядка, соблюдения правил правосудию дя т.д."Судьи, заседающие в царских судах, должны быть осведомлены о дхармашастра и. Артхашастра"- так звучало одно из положений. Брихаспати. В целом. Законы. Брихаспати отражали эволюцию древне го индийского права от древних сакрализованпх нормативно-этических установлений к более практичного постановления правового регулирования, при котором отодвигаются на второй план религиозная мораль и" греховность"как критерий преступности деяния, и на первое место выступает государственный интерес как критерий правомерностипає державний інтерес як критерій правомірності.

Артхашастра (букв - наука о пользе) - древнейший индийский трактат о политике и государство, искусство управления. По традиции считается, что трактат был составлен в IV веке до н.э во времена пра авлиння в. Магадхи. Чандрагупты. Маурья и его советника. Каутильи. Возможно, что в первые века нашей эры этот трактат было переработано. Артхашастра написана частично прозой, частично стихами в форме наставления я царю и является важнейшим источником сведений о социальной структуре древнего индийского общества, государственный строй, правовые институты, экономику, военные организации, внешнюю и внутреннюю политику. При оценке. Артхашастры надо принимать во внимание следующее: она написана брахманом (брахманами), которые хорошо знали и соблюдали обычаев, законов, правил, традиций и пытались их сохранить, потому сб ереження традиционного порядка обеспечивало им привилегированное положение в обществе. Итак, наставление и назидание. Артхашастры - это"кодекс"традиции. Индии, давно сложившиеся, и в этом плане мы можем в ему доверять как источнику сведений о жизни. Древней. ИндиСтародавньої Індії.

Трактат состоял из 15 книг и содержал наставления по усвоению новых земель, доходов и расходов царской казны, торговли, прядильно-ткацкого производства, искусственного орошения, положения рабов и найма аних рабочих тощ.

Артхашастра не является кодексом и не имеет императивного характера, ее положения г скорее советами - наставлениями. Эти советы наставления отражали действительное положение дел в государстве, ее традиции. Давая"советы"ц царю, брахманы ориентировали йот на сохранение традиционного порядкного порядку.

Жрецам при жертвоприношении, духовникам и ученым, а также управляющим селами, счетоводам, управляющим округами, врачам, которые обучают слонов, объездчик лошадей, посыльным царя следует оказывать как жалува. Ання землю"без права продажи и залогатави".

"пусть насаждает производство в рудниках, полях, лесах, питомниках слонов, животноводстве, торговли";

"пусть строит резервуары (дождевой) водой и проточной водой";

"пусть царь использует право собственности в отношении рыболовства, переправ и торговли зеленью, которая растет в искусственных водных бассейнах";

"того, кто игнорирует (потребности) рабов, наемных работников и родственников, царь пусть заставит соблюдать добропорядочного поведения"

Артхашастра подробно описывает источники доходов царской казны. Главный сборщик налогов должен собирать налоги с городов, сельских общин, рудников, лесов, стад скота и торговых путей

Подробно описываются доходы казны из городов. Это пошлины с хмельных напитков, убоя скота, пряжи, растительного масла, животного масла, сахара, золотых изделий. Доход государстве оказывали также проститутки, ее пахотные с заведения, строительство, налоги с ремесленников, вимин пошлинта.

Артхашастра перечисляет и основные расходы государства. Это содержание армии, арсеналов оружия, государственные запасы товаров, металлов, оплата государственных наемных работников

В целом. Артхашастра наставляла правителя на путь справедливости, умеренности, заботы о государстве и его подданных и предлагала ему при вступлении на престол дать клятву:"Пусть я буду лишен небом м жизни и потомков, если буду вас угнетатьвати".

Правовое положение населения в Древней Индии

В. Древней. Индии в ведический период (вторая половина II тысячелетия до н.э - середина I тысячелетия до н.э) формируется система вари - особых сословных групп. В. Законах. Ману упоминаются четыре варны: б брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьев (земледельцы, ремесленники) и шудры (слуги). Кроме того, в законах есть сведения о неприкасаемых, которые фактически составляли самую низкую, пятую варну. Вероятно она пополнялась потомками от"неправильных"браков, изгнанными. ИЗ своей варны. По. Законам. Ману"неприкасаемым"наказувалася труд могильщиков, палачей. Они жили вне поселками, любое общение с ни мы запрещалосьлкування із ними заборонялося.

Три высокие варны (брахманы, кшатрии, вайшья) по своему происхождению были связаны с завоевателями индоариев - основателями государства. Они именовались дважды рожденными. Второе рождение - обряд инициаций ции (посвящение), связанный с началом изучения священных книг, составлял привилегии этих варн. Обряд посвящения для брахмана осуществлялся в 8-летнем возрасте, для кшатрия - в 11 лет, для вайшьев-в 12 роки в. Изучение. Вед без такого посвящения рассматривался как кража. Шудры -"рожденные один раз"- отстранялись от участия в жертвоприношениях и ритуаланях та ритуалах.

За каждой варной закреплялось наследственное круг занятий брахманов и кшатриев м запрещалось заниматься ремесленничеством, торговлей и земледелием. Брахманам нужно было изучать. Веды, осуществлять жертвопринош ния, раздавать и получать милостыню. Кшатрии - военная аристократия - должны были здийснювання управленческие функции для вайшьев предусматривались торговля, ростовщичество, земледелие. Шудры обязан и были со смирением служить высшим варнам. Поведение варн было жестко регламентировано, между ними были проведены четкие религиозно-правовые границы. Мужчина, родившийся в определенной варне, принадлежал к ней зав жди, как и его жена и потомки. Рождение в определенной варне зависело от кармы - результата поведения в прошлых существовании. Считалось, что в процессе многочисленных перерождений человек может ухудшить или улучш ити кармическиеити карму.

Религиозное освящение системы варн со временем становилось жестче и превратилось в конце I тысячелетия до н.э на систему каст - узких профессиональных групп, которых насчитывалось несколько сотен

Брачно-семейные отношения по Законам Ману

Брачно-семейные отношения в. Древней. Индии определялись нормами обычного права. Законы. Ману указывают на восемь форм брака правильными формами брака признавались те, которые заключались между представителями. ОДН ной варны по взаимному согласию. В таких браках отец выдавал дочь замуж и наделял ее приданым. Браки, связанные с покупкой или похищением невесты, с насилием над ней, а также браки без согласия родителей хотя и признавались законами, но осуждались. Мижварнови браки считались крайне нежелательными. Законы. Ману допускали брак мужчины с высшей варны на"низьконароджений"женщине, но такие браки заслуживали осуждения и возводили супругов до положения шудры. Брахман, который женился с шудрянкою, лишался брахманствалявся брахманства.

Законы. Ману закрепляли патриархальную власть отца. Глава семьи мог наказывать членов семьи, допускал продажа жены и детей (но такая практика осуждалась). Проданные дети не становились рабами, а полу имувалы права родственников в новых семьях, поскольку потомки считались главным богатством. Положение женщины определялось ее постоянной зависимостью от мужа: в детстве - от власти отца, в молодости - е д мужа, после смерти мужа - от сына. Жена считалась продолжением своего мужа, его собственностью. Мужчина хранил на нее права как при жизни (даже если он бросал или продавал жену), так и после смерти. Поэтому повторные браки вдов запрещались. Второй брак для женщины считался позорным, а дети от таких браков не признавались. Мужчина после смерти жены имел право заключить новый брак. Законы. Ман в запрещали развод, однако мужчине разрешалось взять другую жену в следующих случаях: если женщина была больной, расточительной, порочной, дурного нрава, не рожала детей или рожали только дев чаки дівчат.

Права на наследство имели только сыновья не имели прав на наследство женщины, изгои, слабоумные или калеки. Между сыновьями от"правильных"браков наследство делился поровну, но старшему сыну выделялась дополнительная доля. С. Сын шудрянкы и"дваждырожденных"прав на наследство не имел, он довольствовался тем имуществом, ему выделил отец. Предполагалось лишения наследстваалося позбавлення спадку.

В заключение следует отметить, что в. Индии, как и в других странах и у народов, нередко случалось так, что до верхушек власти прорывались представители низов. Например, династия. Нанда вела свою родословную е ид. Шудр.

Государственный строй.

Империя Маурьев возникла в результате войн, и централизация основывалась как на силе, так и на политике. В составе империи находился ряд полуавтономных государств, сохранивших свои обычаи, традиции, органы управления. Они лишь платили дань и оказывали военную помощь центральной власти. Поэтому в империи 2 тенденции – центростремительная и сепаратизм, который возобладал и привел к распаду государства в II в. до н. э. Центральная власть была недостаточно сильной, и большая роль отводилась общинному самоуправлению.

Религия в Индии исключала законодательную власть царей, утверждала незыблемость норм права. Дхарма царя – охрана подданных, и налог царю – плата за эту охрану. Царь также осуществлял правосудие, считался опекуном больных, вдов и детей, важной его функцией была организация общественных работ и ирригация. Царь не считался богом, а был «милый богам», т. е. обожествлялась царская власть, а не персона. На царя оказывали влияние брахманы. Как и везде, царь – глава административного аппарата, у него - право назначения на должности и контроль за их исполнением.

Все чиновники в государстве делились на центральных и местных. Высшие сановники – мантрины составляли государственный совет – мантрипаришад, состав которого не был строго установлен, и в него могли входить, например, также представители крупных городов. Среди высших чиновников государства были: главный сборщик налогов, главный казначей и главнокомандующий (сенапати ). Важную роль играли придворный жрец (пурохита ) и астролог. Существовала практика передачи должностей по наследству. В государстве действовала также сеть контрольных, надзорных и инспектирующих чиновников-шпионов, которых царь принимал в любое время суток.

Система местного управления предполагала различные административные единицы и уровни. Высшими административными единицами были провинции , которые управлялись царевичами. Далее следовали округа и 4 вида сельских областей. Самой низшей единицей была сельская община - деревня (грама ), в дела которой государство не вмешивалось и которая была замкнутым мирком, сохраняясь почти в неизменном виде не протяжении многих столетий.

Судебная система состояла из двух категорий судов – царских и внутриобщинных. Высшей судебной инстанцией был суд царя вместе с брахманами или его судебная коллегия – сабха . Царь имел право ежегодных амнистий. Во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, действовали царские судебные коллегии из 3 судей.

Армия состояла из наследственных воинов, наемников и войск, поставляемых отдельными объединениями (гильдиями, союзниками, вассалами). Армия была кастовой – только кшатрии могли носить оружие. Армия выполняла и функции поддержания общественного порядка.

Право Древней Индии. Законы Ману и Артхашастра.

Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. Древнейшие индийские сборники законов представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.

Наиболее известный из них сборник - Законы Ману (мифического «прародителя людей»). Они составлялись на протяжении нескольких веков и в основном были завершены к началу нашей эры. Законы Ману представляют собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов. Основное содержание законов Ману составляли нормы поведения и описание образа жизни для представителей разных варн (дхарма – жизненный путь). Наряду с этим сборник содержит нормы, регулирующие организацию государственной власти, а также нормы гражданского и уголовного законодательства.

Широко был распространен и другой сборник - Артхашастра ("Наука о политике"), составление которого приписывали Каутилье – советнику царя Чандрагупты, основателя империи Маурьев. По форме Артхашастра является политическим трактатом, но она содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.

Право собственности. Индийское право знало 7 способов возникновения собственности: наследование, дар или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, работа, милостыня. Существовал институт давности владения (срок – 10 лет). Тщательно регламентировалась земельная собственность, которая делилась на царскую, общинную и частную. Право запрещало вмешиваться в дела собственника.

Обязательственное право было тщательно разработано, особенно в отношении договоров найма. В Индии были распространены наемные работники по договору (кармакары ). Купля-продажа осуществлялась при свидетелях, и предусматривалось 10 дней на расторжение договора.

Семейное право. В основе – патриархальная семья. Женщина находилась в приниженном положении. Один из принципов такого положения выражен в индийских источниках фразой «женщина никогда не пригодна для самостоятельности», поэтому она всегда должна находиться под властью мужчины – отца, мужа или даже сына. Женщина имела очень ограниченную правоспособность и не обладала почти никакими имущественными правами. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24 года, для женщин с 8 лет.

Уголовное право имело высокий для своего времени уровень развития. Подробно рассматриваются преступления против личности и против собственности. Особое внимание уделено наказаниям: они трактуются как сила, которая правит людьми и охраняет их. Применять наказания следует с учетом всех обстоятельств, так как несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Виды наказаний разнообразны: смертная казнь, тюрьма, изгнание, штраф. В особую категорию выделялись семейные преступления. Так, преступлениями против семьи считались:

беседа с замужней женщиной (наказывалось штрафом);

встреча с девушкой из высшей варны (человек низшей варны подлежал телесному наказанию);

связь с охраняемой брахманской (вайшья лишался имущества, кшатрий подвергался штрафу в 100 пан);

неверность жены (виновная затравливалась собаками);

связь с замужней женщиной (каралось в зависимости от принадлежности к варне).

Процесс. В праве выделяются 18 поводов судебного разбирательства. Источником доказательств являются свидетельские показания. Ценность показаний зависела от принадлежности к варне. Не могли быть свидетелями женщины «вследствие непостоянства женского ума». В процессе использовались ордалии. В Индии существовало 5 видов ордалий:

испытание весами (обвиняемые взвешивались дважды, вероятно до и после допроса, если во второй раз он был легче - считался не виновным);

испытание огнем (обвиняемый брал раскаленный предмет в руку и при отсутствии следов ожога считался невиновным);

испытание водой;

испытание ядом;

клятва (если после клятвы с обвиняемым происходила какая-то неприятность, то вина его считалась доказанной).