Измена в дружбе аргументы из литературы. Проблема дружбы и верности — аргументы и сочинение

Темы итогового сочинения 2017 - 2018

«Верность и измена». Направление нацеливает на рассуждение о ценности искренности во взаимоотношениях, о путях достижения честности, доверия между людьми, животными, а также между человеком и его Отчизной. Это могут быть отдельно взятые двое, будь то друзья или возлюбленные., но предательство бывает не только по отношению к одному человеку, но и к группе людей, и даже к Родине.

Это направление подразумевает анализ истоков, последствий измены, важности верности, доверия. Не стоит забывать про то, что верность бывает и по отношению к самому себе, своим принципам. Также нужно помнить о братьях наших меньших, которые могут хранить нам верность даже после нашей смерти. Примером этого в реальной жизни может служить история знаменитой собаки по кличке Хатико?

Во многих литературных произведениях можно заметить разные проявления человеческих чувств, будь то теплота отношений или неприязнь людей друг к другу. Предательство - одна из тех самых страшных вещей, которые портят взаимоотношения людей. Предательство простить тяжелее всего, порой, оно трогает человека настолько, что он решается даже на месть. Даже спустя лета, порой, после предательства не удается восстановить прежнее доверие к человеку. Литература также пестрит такими литературными персонажами, которые являются примером доброты, беспрекословной искренности и верности. Для них - предательство хуже смерти.

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2017. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Верность и измена" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы. (Мария Эбнер Эшенбах)
  2. Измену простить можно, а обиду нельзя. (А. Ахматова)
  3. Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
  4. Если в повозке нет оси, как можно на ней ездить? (Конфуций)
  5. В требовании верности — жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если бы не боязнь, что кто-нибудь другой это подберёт (О. Уайльд)
  6. Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
  7. Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству. (А.П. Чехов)
  8. Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит. (Август Платен)
  9. Счастье нуждается в верности, несчастье же может обойтись без неё. (Сенека)
  10. Только один раз мы теряем жизнь и доверие. (Публилий Сир)
  11. Постоянство — основа добродетели. (О. Бальзак)
    Хранить верность — это достоинство, познать верность — это честь. (Мария Эбнер-Эшенбах)
  12. Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
  13. Благородное сердце не может быть неверным. (О. Бальзак)
  14. Люди часто изменяют ради честолюбия, но потом уже никогда не изменят честолюбию ради любви. (Ф. де Ларошфуко)
  15. Постоянство — это всегдашняя мечта любви. (Вовенарг)
  16. Любят тех, кто собирается предавать, но ненавидят уже предавших. (Дм. Аркадий)
  17. Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться.? (К. Мелихан)
  18. Будь верен тому, кто верен тебе. (Плат)
  19. И в дружбе, и в любви рано или поздно наступает срок сведения счётов. (Д.Б. Шоу)
  20. Измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой, потому что от него этого меньше ожидаешь. (Этьен Рей)
  21. Измена другу — преступленье Без оправданья, без прощенья. (Лопе де Вега)
  22. Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельман)
  23. Наполовину друг — предатель вполовину. (В. Гюго)
  24. Мельчайшую неверность в отношении нас мы судим куда суровее, чем самую коварную измену в отношении других. (Ф. Ларошфуко)
  25. В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (Высоцкий В. С.)
  26. Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
  27. Читатели могут изменять писателю сколько угодно, писатель же должен быть верен читателю всегда. (У. Х. Оден)
  28. Существует только одно преступление, которое не искупается, - это измена своему государству. Родину нельзя изменить, ее можно только предать. Человек, истинно любящий Родину, всегда знает ей цену… Чтобы высказать свое мнение, не обязательно быть известным человеком... (Е.В.Гущина)
  29. Невежество, эгоизм и предательство - вот три непримиримых врага патриотизма. (Гарегин Нужде)
  30. Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество. (Ф.М. Достоевский)
  31. Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны. (Гюго В.)
  32. Р азве от себя убежать возможно, родину бросив? (Гораций)
  33. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».(С.А. Есенин)
  34. Долг каждого - любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
  35. Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. (Ф. де Ларошфуко)
  36. Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены. (Ф. де Ларошфуко)
  37. Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Тацит Публий Корнелий)
  38. Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (Шекспир)
  39. Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения. (У. Черчилль)
  40. Кто верен только себе, неверен всегда с другими. (Л. Сухоруков)
  41. Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину. (Ж. Жубер)
  42. Кто предает себя же самого, не любит в этом мире никого. (Шекспир)
  43. Белый Клык не любил Серого Бобра - и все же хранил верность ему наперекор его воле, его гневу. Он ничего не мог с собой поделать. Таким он был создан. Верность была достоянием породы Белого Клыка, верность отличала его от всех других животных, верность привела волка и дикую собаку к человеку и позволила им стать его товарищами. (Дж. Лондон)
  44. Верность - это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки. (А.П. Чехов)
  45. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой разумеющееся состояние. (Г. Троепольский)

Настоящую дружбу не разрушат годы, испытания, разлука. Верность друга, по мнению Э.Тельмана, - "самое драгоценное, что вообще может быть дано человеком". Я полностью поддерживаю эту точку зрения. Человеку необходимо, чтобы у него был близкий друг, который готов прийти на помощь по первому зову, готов тебя выслушать, дать совет, посочувствовать, поддержать в трудную минуту.

Естественно, на верность и преданность ты отвечаешь другу тем же и испытываешь от этого моральное удовлетворение, счастье. Верных друзей объединяют общие взгляды, интересы. Они могут долго не видеться, но дружба от этого не потеряет смысла. Как хорошо думать о том, что где-то есть близкий человек, который, возможно, в эту минуту тоже думает о тебе.

В русской литературе есть немало примеров верных друзей. В романе И.А.Гончарова "Обломов" мы знакомимся с двумя такими друзьями: Ильёй Обломовым и Андреем Штольцем. На первый взгляд кажется, что между этими героями нет ничего общего. Илья Ильич ленив, апатичен, больше всего ценит покой, целыми днями лежит на диване в своей петербургской квартире на Гороховой улице, он теряется среди бытовых проблем.

Штольц же, напротив, активен, энергичен, движение и труд - его стихия. Автор утверждает, что друзей объединяет детство, общие воспоминания. Они притягиваются друг к другу, как положительный и отрицательный заряды в физике. Штольца привлекают в Обломове его искренность, чистосердечие, кристальная чистота души. А когда-то у друзей были общие взгляды на смысл жизни, они хотели служить на благо обществу, трудиться. Но Обломов после восьми лет жизни в Петербурге разочаровался и в службе, и в светском обществе, увидев повсюду ложь и фальшь. Штольц пытался изменить своего друга, но "обломовщина" оказалась сильнее, та помещичья среда, в которой рос маленький Ильюша, раз и навсегда сформировала его характер, образ жизни и идеал покоя.

Штольц, несмотря ни на что, не оставлял своего друга, навещал, помогал в трудных ситуациях, например, тогда, когда Тарантьев и Мухояров обманом заставили Обломова подписать залоговое письмо и оставили доверчивого Илью Ильича без средств. После смерти Обломова от апоплексического удара Андрей Штольц усыновил маленького Андрюшу Обломова и воспитывал его, как своего.

Пример настоящей верной дружбы мы можем найти и в романе - эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир". Пьер Безухов и Андрей Болконский живут высокой духовной жизнью, постоянно находятся в поисках смысла своего существования. Князь Андрей, разочарованный в светской жизни, видит в ней только фальшь, пошлость и пустоту, зато он высоко ценит нравственные качества своего младшего друга, говоря Пьеру, как он дорог ему, особенно потому, что Безухов один живой человек среди всего светского общества. При встречах друзья постоянно ведут диалоги на сложные нравственные и философские темы, поддерживая друг друга в трудную минуту. Именно Пьер убеждает князя Андрея, потерявшего смысл жизни, что надо жить, надо верить, надо любить.

Мы пришли к выводу о том, что верность в дружбе это самое драгоценное, что мы можем дать другому человеку и получить эту преданность в ответ.

Обновлено: 2017-09-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Петр Гринев и Швабрин. Некогда дружившие герои оказываются врагами из-за разных взглядов на такие понятия, как честь, верность, благородство. Швабрин в итоге предает Гринева, а из-за любви к одной и той же девушке-Маше Мироновой делает все возможное, чтобы уничтожить Гринева, с которым некогда дружил.

В.Г.Короленко «В дурном обществе» Дети из подземелья: Валек и Маруся подружились с мальчиком из «высшего» сословия Васей. Ребята настолько верны друг другу, что готовы не предавать под пытками. Вася даже совершил неблаговидный поступок: украл из собственного дома для больной Маруси куклу, чтобы скрасить последние дни ее жизни. Ребята проявляют верность друг другу, ведь настоящий друг никогда не предаст.

По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тема патриотизма.

Юного Петю Ростова по праву можно назвать настоящим патриотом. Уходит на войну совсем юным, но считает себя счастливым, ведь он рад служить Отечеству. «Сегодня самый счастливый день в моей жизни: Я могу послужить Отечеству»,- говорит он, попав на войну.

Проблема ценности человеческой жизни.

  1. Андрей Болконский после смертельного ранения под Аустерлицем, понимает, что заблуждался в выборе жизненного кумира – Наполеона. Переосмысливая свою жизнь заново, герой понимает, что главная ценность – это и есть сама жизнь, а не честолюбивые помыслы.

2.Жизнь человека – главная ценность. Это понимает Андрей Болконский после тяжелого ранения, под Аустерлицем. Под небом Аустерлица, в душе происходит перелом. На мечты о славе, добытой на поле боя, Болконский смотрит как на глубокое заблуждение. Кумиром молодого поколения начала 19 века был, несомненно, Наполеон. Но перед лицом смерти А.Б. понимает, что теперь Наполеон перестал быть для него героем: « …он казался маленьким ничтожным человеком»

Проблема крепких семейных устоев.

Семья Ростовых является образцом крепкой здоровой семьи, где царят атмосфера мира, согласия и любви. Здесь почитают и уважают старика Ростова. А Наташа Ростова доверяет все свои сокровенные мысли своей матери. В этой семье заложен крепкий нравственный стержень. Семья Ростовых воплощает истинно русский дух и черты национального характера.

Проблема войны как народного бедствия. Проблема общности чувств у разного поколения

Уже в самом названии романа-эпопеи Толстого отражены две противоположные нравственно-философские категории. Автор осуждал войну как явление, противоестественное природе человека, несущее смерть, страдания, разрушения. Писатель призывает людей к единению во имя мирной счастливой жизни. Герои романа Пьер Безухов, Андрей Болконский понимают, что война ужасна, люди рождены для мирной и счастливой жизни.

Проблема сохранения лучших качеств души. Отношение к роскоши.

Тема самопожертвования

Наташа Ростова вовсе не блещет красотой, как Элен Курагина, но очаровывает всех своей детской непосредственностью, добротой. Перед ее обаянием устоять просто невозможно, поэтому Андрея Болконского наконец-то посещает то божественное чувство платонической любви, искреннего чувства к Наташе.

Когда все светское общество Москвы пыталось хоть как – то спасти собственное имущество, Наташа вместе с отцом решила отдать 30 подвод для раненых, чтобы вывезти их из Москвы. На этих же подводах должны были вывезти состояние семьи Ростовых. Хотя Наташа прекрасно понимала, что, лишившись состояния, обрекала себя на полное разорение. Героиня проявила лучшие качества души.

Проблема личности в ключевых моментах истории.

Талант русского полководца Кутузова сыграл важную роль для достижения победы над врагом. Знание народа, близость к нему помогают принимать правильные решения. Отличные способности военного стратега, тактика, личный пример: он всегда находится в центре сражений, свидетельствуют о его неоспоримой роли в ключевых моментах войны 1812 года. Талант полководца проявляется в Бородинском сражении.

Тема связи поколений. Торжество жизни добра и правды

В эпилоге романа Толстой утверждает торжество живой жизни, добра и правды. Об этом свидетельствует сон Николеньки Болконского. Сын мечтает вырасти достойным своего отца – Андрея Болконского. Сон Николеньки свидетельствует о непрерывном течении времени: на смену отцам подрастают дети.

Тема роли народа в истории. Роли народа в войне.

Герои из народа – простые люди, носители лучших качеств, подлинные творцы истории. Именно партизанское движение ускорило приход победы. Долохов, Денисов и многие другие представители простого народа проявили бойцовский дух, героизм. Победа над Наполеоном- результат единения народа. Простые люди, носители лучших гражданских качеств и есть подлинные творцы истории.

А.П.Платонов.

Проблема выбора жизненного пути. Смысла жизни, назначение, призвание.

Герой рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире» машинист Александр Васильевич Мальцев лучший первоклассный механик знает и любит свою профессию. Даже после того, как герой ослеп, он не продолжает мечтать вернуться к своему любимому делу. Герой испытывает радость, когда вновь приступает к делу всей своей жизни:вождению тепловоза. Он настолько хорошо знает свое дело, что и слепым знает дорогу наизусть. В итоге происходит чудо: герой прозревает, благодаря тому, что вернулся к любимому делу.

«Песчаная учительница» (проявление лучших качеств души, энтузиазм, самоотверженность). Смысл жизни, назначение.

1.Яркий образ героя-энтузиаста – молодой учительницы- Марии Нарышкиной мы видим в рассказе А.Платонова «Песчаная учительница». Героиня живет и трудится в степном селе. Здесь очень сложно что-то вырастить вообще, но она пытается развести сад. Вместе со своими учениками она озеленяет пустыню. Такие люди, как Мария Нарышкина приходят в мир, чтобы украшать Землю и приносить людям счастье.

2. Символом «уродливой» футлярной жизни. Подчиненной узкой нелепой цели становятся герои чеховской трилогии. Их быт разрушителен и мелочен. Всему виной их косность, инертность, духовная слепота. В людях замерло все живое, доброе, вечное.

Рассказ «Крыжовник» Чехова. Николай Иванович много лет выполнял обязанности мелкого чиновника ради одной мечты:приобрести имение, где бы рос крыжовник. Чехов негодует против сытых довольных людей «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где бы он мог проявить все свойства и особенности своего свободного духа»

В рассказе «О любви» А.п.Чехова как ни гуманны, как ни разумны были соображения Алехина, боявшегося разрушить семейное счастье Анны Алексеевны, взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу, в итоге понимает, что все было ненужно, мелко и обманно и мешало им любить друг друга. «Я понял, признается герой, — что, когда любишь, не нужно рассуждать вовсе». Основная мысль рассказа в том, что человек должен стремиться к содержательной жизни, которая не бывает в мире с покоем и личным счастьем.

Тема самопожертвования. Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствия терпимости (толерантности)

Тема самопожертвования. Скромности Рассказ «Юшка» А.П.Платонов. Главный герой Юшка помогает бедной девочке сироте получить образование и найти свое призвание в жизни, получить профессию врача. Для этого Юшка жил скромно и экономил, чтобы отложить средства для успешного будущего девочки. Никто в селе об этом не знал, ведь он никому об этом не рассказывал.

Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствия терпимости (толерантности). Проблема дефицита нравственности. Милосердия и любви ко всему живому. Добро и зло

Рассказ Платонова «Юшка»

В селе все не любили Юшку за его равнодушие к нанесенным ему обидам., за отсутствие жестокости, беспомощность и терпимость. Жестокие условия сделали окружающих беспощадными, черствыми и жестокими. Ведь жестокость порождает жестокость. И тогда люди стали относиться жестоко и беспощадно к более слабым и беззащитным, чем они, к таким, как Юшка. Но Юшка никогда не отвечал жестокостью на причиненные обиды, в этом и заключались его нравственная сила и превосходство.

«На заре туманной юности» сострадание, соучастие, проявление и сохранения лучших качеств души.

В рассказе А. Платонова «На заре туманной юности» главная героиня, оставшись сиротой, не падает духом, а пытается выжить в суровом мире. Она учится в вечерней школе и работает. Юная героиня помогает растить бедного мальчика, сироту Юшку. Этот мальчик называет ее своей мамой. Несмотря на сложную трагическую судьбу, героиня сохраняет лучшие качества своей души, проявляет самопожертвование, заботу к более беззащитному и слабому. Она проявляет добро и сострадание.

Рассказ «Возвращение» Трагическая судьба народа после войны. «Раннего взросления детей военной поры.Утраченного детства

Капитан Иванов, убыв из армии по демобилизации, возвращается домой. Дома его ждут жена с детьми: сыном — Петрушкой и дочерью Настей. Узнав, что его жена однажды изменила ему, и, заметив, что дети повзрослели: сын вполне может по хозяйству выполнять мужскую работу, Иванов собирает вещи и уходит из дома. Он решает покинуть семью на поезде. Из набирающего скорость вагона, Иванов видит бегущих детей. Они, спотыкаясь и падая, бегут вдоль рельсов за поездом. Чтобы догнать и вернуть своего отца. Иванов понимает, что он дома нужен и выпрыгивает из поезда навстречу Петрушке и Насте.

Утраченного детства. У детей Петрушки и Насти нет даже игрушек. Самая большая радость для Настеньки книжка, которую она бережет. У ребят нет детства, они уже взрослые и это ужасно, когда ребенок не умеет радоваться, лишен развлечений и других счастливых моментов детства. Вернувшись с войны, отец не узнает своих детей. Они вполне самостоятельные и выполняют работу взрослых. Они привыкли экономить: недоедать, откладывать дрова и т.д. Самое страшное это когда дети рано взрослеют или как на войне сразу утрачивают пору детства.

Иван Алексеевич Бунин.

Рассказ «Лапти». Проблема нравственного выбора, готовности к самопожертвованию. Добро и героизм.

В рассказе Главный герой Нефёд проявляет героизм. Но автор пишет об этом как об обыкновенном событии. Нефёд пожертвовал своей жизнью ради чужого ребенка. Он не смог поступить по-другому. Его добрая душа пожелала совершить добро. Герой добыл для больного мальчика лапти и фуксин для их покраски. Вот только дойти живым не сумел, замерз по дороге. Ценой собственной жизни, Нефёд совершил бескорыстное дело. Решительность, сострадание, скромность и бескорыстная доброта вызывают уважение и восхищение. Хотя Нефёд и погиб, его самоотверженный поступок помогает спасти жизни еще нескольким людям. Заплутавшие в буранной ночи мужики, которые уже совсем было отчаялись выбраться из снежного бурана, наткнулись на труп Нефёда и поняли, что где-то близко жилье. Необычайная скромность, доброта героя, способность к самопожертвованию являются проявлением истинно высоких нравственных качеств человека.

Тема позднего раскаяния. Наказания за неблаговидные поступки. Проблема социальных преград. Т. Эгоизма.

В рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

главный герой высокомерный, надменный, полный социального предрассудка, старик военный, Николай Алексеевич когда-то в юности обманул юную крепостную девушку Надежду, соблазнив, он ее бросил.. Спустя30 лет, герои встречаются. Она не перестает его любить, хотя вся ее жизнь прошла в одиночестве. Оказалось, что Николай Алексеевич был жестоко наказан: жена ему изменила и бросила, сын вырос негодяем. Недобрый безнравственный проступок может бумерангом вернуться наказанием, возмездием даже спустя годы: когда-то бросил Н.А. бедную девушку, обрекая ее на одиночество, теперь бросили его, и он тоже одинок и несчастен… Но даже сейчас герой считает свой поступок правильным, он и теперь полон социального предрассудка и не представляет в качестве своей супруги обыкновенную бедную крепостную девушку.

Ю.В.Бондарев. Роман «Горячий снег»

Проблема ответственности учителя,командира,начальника за своих подчиненных. Роль командира

В центре романа батарея, перед которой поставлена задача: любой ценой не пропустить врага, рвущегося в Сталинград. Этот бой, возможно, решит судьбу фронта. И потому так грозен приказ генерала Бессонова: «Ни шагу назад! И выбивать танки! Стоять и о смерти забыть! Не думать о ней ни при каких обстоятельствах!» Слова командира вдохновляют солдат на новые подвиги и вселяют надежду на скорую победу.

В романе встречается и другой командир, который полон честолюбия и стремления «схватить» миг удачи и выслужиться перед вышестоящим командованием. Отдавая не совсем обдуманный приказ, этот командир-лейтенант Дроздовский обрекает своих подопечных на верную погибель. Такой командир забывает, что на войне он лишен права распоряжаться чужими судьбами. Ведь на командирах лежит великая ответственность за судьбы людей, страна доверила им их жизни. Настоящий командир должен сделать все возможное, чтобы не было напрасных потерь, потому что каждый человек — это судьба.

———————————————————

Личный пример исторических лиц, людей, стоящих у власти важен и велик. Вспомним, поэму А.С.Пушкина «Полтава». Два образа полководцев предстают в момент битвы: Петр1 и Карл 12. Автор точно характеризует психологическое состояние военачальников. Успех «птенцов петровых» предопределен, ведь сам Петр уверен в победе. Обратимся к портрету в поэме «Выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь, как божия гроза…» И даже конь гордится своим могущим седоком, Петром. А теперь вспомним шведского короля Карла. Он растерян, он не уверен в победе своего войска. Вот его портрет «И перед синими рядами своих воинственных дружин, несомый верными слугами, в качалке бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился». Таким образом, успех любого дела во многом зависит от личности полководца, командира!

Тема родины. Проблема ностальгии и одиночества. Тема памяти.Тема России

В.Набоков. Роман «Машенька»

Главный герой Ганин Лев Глебович живет в эмиграции, в частном пансионе госпожи Лидии Николаевны Дорн. Русские эмигранты ведут жизнь скучную,унылую, бесцветную. Это однообразное, почти автоматическое существование происходит прежде всего потому, что герои испытывают острое невыносимое чувство тоски по родине, ностальгии по России. Герои прячутся от тоски и одиночества. Ганин «пробуждается» к жизни лишь после того, как побывал в прошлом. Глядя на фотографию Машеньки, он как бы заново побывал на родине, пережил прежние чувства. Пережитые им чувства пробудили интерес к жизни. И Ганин теперь полон желания жить и действовать. Из тусклого и бесцветного окружающий мир превратился для него в яркий и зримый. И все это только после того, как он прикоснулся к милой России, через образ Машеньки.

Проблема бюрократии и чиновничьего произвола, коррумпированности властей

Н.С.Лесков «Старый гений». Влиятельные лица помогают «Франту» мошеннику, человеку, который обманул беззащитную старушку. Власть и закон беззащитны перед такими, как «франт» «Рады помочь, да не смеем», — говорят в полиции и пристав.

Высокопоставленные чиновники проявляют бездушие к обиженной, обманутой старушке и бездействие к виновному лицу. Дела решались только с помощью взятки: «сухая ложка рот дерет»., «надо смазать», «Кто больше дал, тот и прав». Судьба бедной доверчивой старушки вызывает сострадание. Некий «сербский сражатель» взялся помочь, но опять не безвозмездно, за 500 рублей. У него был опыт изъятия долгов у высокопоставленных должников, пользующихся покровительством власти.

Тема превратности судьбы. Рассказ А.И.Куприна «Тапер»

Юрий Азгаров остался бы незаметным тапёром, музыкантом-самоучкой, его талант остался бы зарытым в землю. Но случай, превратность судьбы предопределили его будущее. Игру юноши услышал известный композитор Антон Павлович Рубинштейн, который вовремя появился в жизни мальчика. Счастливый случай, поворот судьбы многое значат в жизни человека. Теперь для юноши открыта дверь в счастливое будущее.

Тема таланта и одаренности

Мальчик, музыкант -самоучка Юрий Азгаров – настоящий самородок. Его и прекрасная игра на пианино была настолько прекрасна и мастерски исполнена, что вызвала восхищение у всех присутствующих. Он был не по-детски серьезным и самоуверенным, а еще самолюбивым, но,самое главное, изумительно талантливым. Этот маленький человечек извлекал из инструмента мощные, смелые, полные звуки. Талант маленького пианиста не остался не замеченным … На его долю выпал подарок судьбы. Его заметил великий пианист того времени- Антон Григорьевич Рубинштейн.

Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»

Обычный случай может повлиять на будущие планы, выбор жизненного пути. Герой рассказа Иван Васильевич отказывается от карьеры, блестящей невесты- Вареньки Б., дочери полковника… А все это из-за его личного нетерпения к проявлению двуличия в человеке. Юноша в недоумении: неужели можно иметь два лица. Статный красивый отец на балу, танцующий мазурку с дочерью и после бала: суровый и жестокий. Рука, которая нежно поддерживала дочь во время танца, бьет сегодня по лицу слабосильного солдата. Иван Васильевич не может найти оправдания изуверству полковника. В результате герой отказался и от военной карьеры и от невесты, имеющей подобного отца. Любовь постепенно уходит из сердца юноши. «Вот какие бывают дела и от чего переменяется и направляется вся жизнь человека», — говорит автор.

Тема праведников.

«Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика», — писал Н.С.Лесков.. «…ужасно несносно видеть одну «дрянь» в русской душе…и пошел я искать праведных…» Праведники, люди, которые ведут правильную, праведную жизнь. Они не представимы вне России, они просто не мыслимы, без единодушия с Отечеством.

В рассказе «Однодум» герой чудак Рыжов- воплощение высокой честности и бескорыстия. Его можно назвать праведником. Служа в должности он взяток не берет, а служит верою и правдою. «… за все полагающееся царь жалует, а мзду бог брать запрещает.», — говорит он.

Тема трагической судьбы народа после войны.

Проблема сломленных судеб, несгибаемости духа, покалеченного войной.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Главный герой – простой русский солдат- Андрей Соколов. Война сломала все надежды и мечты. После возвращения с войны Андрей узнает, что фашистская бомба уничтожила его родной дом, погибли его жена и дочери… Казалось, блеснула Андрею радость отыскался сын-Анатолий. Начались мечтания: как война кончится, как сына женит, а сам будет жить с молодыми, внучат нянчить… Но не отпускает судьба –злодейка: в день Победы убивает Анатолия немецкий снайпер. Андрей остается один, однако на жизнь не жалуется, а,наоборот, находит силы и отдает свою любовь и нежность приемному сынишке – сиротке Ванюшке. « Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах- «смертная тоска». Андрей Соколов- несгибаемый боец, способный на чудеса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опустошили утраты и лишения, перенесенные им.

Тема русской деревни. Судьба русской деревни.

Федор Абрамов. «Поездка в прошлое»

История русской деревни, трагические события 30-х годов, раскулачивание. В эпоху раскулачивания не было победителей. Одни стали жертвами репрессий, другим эти преступления опустошили души, обрекли их на вечное раскаяние. События 30-х годов сказались на сознании и психологии людей, породили равнодушие. Эти губительные последствия культа личности проникли в души людей, в их характеры, изменили их жизненные ориентиры.

Проблема нравственного выбора в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Проблема нравственного выбора навсегда останется актуальной и животрепещущей.

Главный герой романа-Родион Раскольников, бедный студент, который «задавлен» бедствием, отсутствием денег, Он испытывает чувство безысходности, чувство человека, брошенного жестокими социальными условиями на дно жизни. Тогда жестокость порождает другую жестокость. Страшно, когда беззащитные несчастные люди готовы казнить более беззащитное существо, а тем более решиться на убийство. Убить или не убить? Родион мучается этим вопросом. Он стоит перед нравственным выбором: добро или зло? Герой делает, на мой взгляд, неправильный, бесчеловечный выбор. Раскольников решает убить старушку. Искупление вины же в финале романа, по мнению автора, возможно лишь только путем обращения героя к Богу.

Помочь или остаться безучастным к судьбе человека, оказавшегося на грани смерти

Проблема нравственного выбора: спасти или оставить погибать, протянуть руку помощи или остаться безучастным? Такой выбор может зависеть от многих объективных и субъективных причин. Вспомним, эпизод из произведения А.Грина «»Алые паруса», где Лонгрен, остается равнодушным и безучастным к тонущему на его глазах Меннерсу. Несмотря на то, что Меннерс молил о помощи Лонгрена, тот остался твердым в решении, поскольку когда-то Меннерс не помог супруге Лонгрена. Когда-то Мери также молила о помощи, но Меннерс тогда остался равнодушным и не помог.

Проблема воспитания, дефицита культуры в обществе

Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»

«Вот злонравия достойные плоды»,- восклицает герой комедии. В комедии Недоросль» автор высмеивает, осуждает такие пороки, как глупость, невежество. Госпожа Простакова превратила своего сына в безрассудного, невежественного человека. Любящая слепой любовью мать, не должна забывать об ответственности за будущее своего ребенка. Неслучайно кто-то из выдающихся деятелей сказал, что прежде чем воспитать кого-то, нужно, прежде всего, воспитать самого себя. А иначе вырастит такой же, подобный тебе. Ведь неслучайно, имя Митрофан означает «матери подобный». Отсутствие нравственного стержня, знаний и культуры в воспитателе приводит к дефициту культуры и образованности, отсутствию интеллигентности в подрастающем поколении.

Проблема неприспособленности в быту, отсутствия жизненного опыта.

В лирическом отступлении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» присутствует авторская ирония по поводу хорошего образования дам. Будущие хозяйки, воспитанные в пансионах для благородных девиц, способны лишь ублажать супруга французской речью, вышивкой, музыкальными этюдами, но совершенно не могут вести дом, управлять поместьем.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатирическая сказка «Дикий помещик». Сказка

« Два генерала» . В сатирической сказке Салтыкова-Щедрина два генерала чудом попадают на остров. Но, оказывается, что они совершенно не приспособлены выжить вне цивилизации, без помощи простого мужика…Генералы не могут охотиться, приготовить еду т.п. Ведь они до того, как попасть на остров, думали, что еда на стол попадает уже в готовом виде!

Проблема верности в супружестве и поддержки в семье.

Куприн А.И. «Куст сирени»

Николай и Вера Алмазовы супружеская пара, которая достойна уважения и является примером для добрых взаимоотношений в семье и для современного человека. Вера Алмазова счастлива, когда у супруга все в порядке не только дома, но и на службе. Ведь она прекрасно знает, что происходит не только дома, но и на работе, интересуется успехами и проблемами своего Николая. Она не только « научилась встречать каждую неудачу с ясным, веселым лицом», но и вдохновляет на преодоление преград, проблем своего супруга. Именно она посоветовала Николаю посадить куст сирени, хотя для его приобретения ей пришлось продать свои драгоценности: заложить их в ломбарде за гроши… А еще она, интересуясь самыми мельчайшими подробностями и деталями «успешной операции», заставляет своего супруга. заново переживать счастливые минуты успеха. Алмазовы – счастливая семья…

Роль книги в жизни человека.

Рей Бредбери Фантастическая повесть «451 градус по Фаренгейту»

Казалось, нельзя и допустить мысли о том, чтобы уничтожить книги. В мире будущего, который изображает автор повести, герои преследуются и жестоко наказываются лишь за то, что хранят у себя дома книги. По приказанию властей пожарники (среди них главный герой пожарник, Гай Монтэг), должны тушить пожары, но они, наоборот, разжигают их. Поджигают дома, в которых есть хотя бы одна книга, не говоря уже о библиотеках! Достаточно кому-нибудь позвонить в депо и сообщить адрес. Вот уже свирепая команда с символической цифрой 451,с воем мчится на машинах-саламандрах, чтобы уничтожить, испепелить «ужасные книги», плод мыслей и раздумий человека, а вместе с книгами сжечь, превратить в пепел «зараженный» дом ослушника, преступившего основной закон будущего, запрещающего читать книги!

Все началось с того, что книги классиков стремительно уменьшаются в объеме. Сначала сокращенное издание, постепенно доходит до нескольких строк в словаре, а затем и вовсе чтение становится запретом. Власти считают, зачем учиться, зачем читать, если книги полны крамольных мыслей?

«Не мы важны, а то, что мы храним в себе. Когда-нибудь оно пригодится нам.» То, что мы храним в себе это знания. То есть мы должны сохранить все знания и донести своим потомкам, помогут нам в этом книги.

Проблема дефицита знаний, нравственности

В фантастической повести « 451 градус по Фаренгейту»

американского писателя Бредбери, в изображенном мире будущего, книги не просто утратили свое предназначение: нести светоч знания, воспитывать. Здесь чтение книг запрещено! В таком мире происходит постепенная деградация личностных ценностей и нравственных ориентиров. Жена пожарника Монтэга — Милдред отгородилась от реальной жизни ракушками- радиоприемниками, которыми она затыкает уши, и тремя ТВ стенами своей гостиной… Отсюда отсутствие живого человеческого общения. Смысл жизни заключен для нее в бессмысленном слушании пустой болтовни цветных ТВ стен, которые для нее и «друзья» и «родные ». ВНУТРЕННЯЯ ПУСТОТА,ИСКУССТВЕННОСТЬ ЧУВСТВ ПРЯВЛЯЮТСЯ ВО ВНЕШНОСТИ, ПОРТРЕТЕ МИЛДРЕД. Это по сути портрет нашей современной девушки: « …сожженные химической завивкой волосы, глаза, с тусклым блеском, словно на них были невидимые бельма, накрашенный капризный рот, худое, от постоянной диеты, сухощавое, как у кузнечика, тело, белое, как сало, кожа.» Милдред никогда не читает книг, страшась их, она слушает их по радио. А на мир героиня смотрит жадными до зрелищ глазами. Она равнодушна и безучастна к чужому горю. В ответ на признание мужа о том, что накануне пожарники сожгли тысячу книг, и вместе с ними заживо сгорела женщина, Милдред равнодушно спрашивает: «Ну и что же?» Чем бы герои повести не занимались, о чем бы не думали, что бы они не делали, живут в постоянном страхе, быть уничтоженными, в страхе войны. Время от времени на них обрушивается громыхающей лавиной рёв истребителей, напоминая о близости войны.

Об опустошенности людей и об отношении к роскоши.

Герои повести «451 градус по Фаренгейту»

ни о чем не говорят. Кларисса прислушалась к беседующим в парке людям. Сделала вывод, что люди, беседуя, не рассказывают о личных чувствах, переживаниях, а лишь перечисляют марки авто, моды…И всякий раз прибавляют: «Как шикарно!» они подобны трещоткам. Следовательно, можно сделать вывод, что материальные ценности в жизни героев повести Брэдбери преобладают над духовными. В этом мире картинные галереи представляют просто переливы красок, все в них беспредметно. Картины не рассказывают и воспитывают, а лишь показывают, развлекают. Такой вывод делает героиня повести Кларисса.

Одинаковый образ жизни, скупые нравственные ориентиры, стандартность мышления приводят героев к абсурдным размышлениям и умозаключениям: «Кто же умирает на войне? Это же смешно. Умирают, прыгая с высотных зданий!»- восклицают подруги Милдред. Героини с наивной и легкомысленной беспечностью отправляют своих мужей на войну, словно на прогулку. «На неделю, не больше!»,- так говорят они. Когда их спрашивают об их мужьях, они отвечают фразами и репликами окружающих: «Так говорят все!»- отвечают они.

Тема назначения «новых», интеллигентных людей

Автор фантастической повести Бредбери «451 градус по Фаренгейту»

не верит в окончательную гибель всего, что дорого сердцу каждого прогрессивного человека. Даже если будут жечь книги, найдутся люди, хранители знаний. Сокровищницей для подобных людей станет их память. И пусть эти люди отойдут от мира цивилизации, будут жить у костров, порвав связи со стандартным миром ТВ стен, выслеживающих электропсов, поджигателей-пожарников. Эти лучшие сыны народа останутся носителями нравственности, угнетаемой, но культуры и интеллигентности, человечности. Рей Бредбери верит, что эти люди останутся для того, чтобы снова поднять высоко светоч знания. Подобными людьми, носителями знаний в повести являются старики ученые, которые помнят еще наизусть строки Шекспира и Данте, к таковым относится и ясноглазая Кларисса. Это люди, подобные солнечным лучам, взбунтовавшиеся в решающий час поджигатели-пожарники и множество других простых, жаждущих до знания людей! Такие люди способны и готовы выйти из «спячки» и бороться за сохранение культурного наследия человечества.

Техника и человек

Потрясающим предвидением Бредбери в повести « 451 градус по Фаренгейту»

оказалось пророчество об отсутствии в обществе будущего мира нравственности, человечности и сострадания. Наука, несомненно, сделала жизнь зрелищной, удобной, но она привела к «футлярному» образу жизни. Жизнь человека подобна существованию машин, люди стали роботоподобными и бесчувственными… Искусственная жизнь, внешность, чувства и даже собака и та электронная. Общение с родными и друзьями для Милдред заменяет просмотр пустых реплик трех ТВ стен в гостиной. А мечта у героини тоже пустая и глупая: купить четвертую ТВ стену. Все как в театре, все как для зрелища! Власть техники Интернета способствует уничтожению культуры, отнимает последние проблески человеческого разума и чувства.

Опасным явлением становится, когда реальная жизнь для людей менее становится чужой, далекой, а нереальная (искусственная) становится обыденной. Монтэг, прикоснувшись к природе, уйдя подальше от города, заново узнает мир, познает окружающую действительность. Он, словно возродился как птица Феникс. Он начинает чувствовать тишину, слышать запахи, т.е жить. «Мысли текли спокойно и ровно, как и поток крови в его жилах». И тогда природа становится родной: «река мягко качала его на своих волнах».

Проблема жестокости среди молодых людей

Героиня повести Бредбери Кларисса говорит о своих сверстниках: «Я боюсь своих сверстников. Они убивают друг друга…» А Монтэг, убегая от преследователей, едва не стал жертвой загулявших подростков, мчащихся на авто, и ищущих приключения. Подростки жаждут зрелища, веселая компания подростков решила не просто напугать преследуемого Монтэга, а сбить, т.е.убить! Они нисколько не задумывались, что не имеют права отнимать человеческую жизнь. У молодых людей отсутствуют чувства человечности и ответственности за свои поступки.

Человек и природа.

В повести Рея Брэдбери дед Грэнджера говорил о силе природы: «Люди не должны понимать, что на земле им отведено очень небольшое место, что они живут в окружении природы, которая легко может взять обратно все, что дала человеку. Ей ничего не стоит смести нас с лица земли своим дыханием или затопить нас водами океана – просто чтобы еще раз напомнить человеку о том, что он не так всемогущ, как думает. Если мы не будем постоянно ощущать её рядом с собой в ночи, мы позабудем, какой она может быть грозной и могущественной. И тогда в один прекрасный день она придет и поглотит нас». А еще он говорил: «Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя – такого зверя нет на свете…»

Монтэг. Убежав от преследователей далеко от города, на природу начинает жить. «…Он остановился, глубоко вдыхая запахи земли. И чем глубже он их вдыхал, тем осязаемее становился для него мир во всем разнообразии. У Монтэга уже не было прежнего ощущения пустоты — тут было чем наполнить себя. Вывод: природа делает человека богаче, наполняет его чувствами, вдохновляет на жизнь.

О силе огня.

Монтэг – главный герой повести Рея Бредбери, понял истинное назначение огня, лишь попав на природу, удалившись от города. Огонь не должен сжигать, уничтожать, огонь должен согревать!

Верность и дружба - близкие понятия, связанные хоть и невидимой, но такой понятной связью. Верный друг в наше время - большая редкость, а имея такого друга, нужно дорожить им. Дружба должна быть взаимной, как и поступки ради друзей. Дружеская верность - это взаимовыручка и взаимопомощь, которая порой ставит проблемы друга важнее своих. Быть верным одному человеку намного проще, чем нескольким, поэтому, зачастую лучший друг - это один человек. Заводя нескольких друзей, не хватает времени, чтобы провести с ними время и вовремя прийти на помощь.

Настоящий друг, будет всегда рядом, проявляя заинтересованность и помощь во всех проблемах. Дружбы без верности не бывает. Ведь, неверный друг проявит свою натуру в первой трудной ситуации, с таким человеком нельзя связывать жизнь, ведь, как известно, люди не меняются. Важно найти верного друга и быть самим таким же. Из такого слияния получится отличный союз для преодоления всех препятствий на жизненном пути.

Именно об этом рассказывается во многих произведениях литературы.

Одним из таких примеров являются взаимоотношения Печорина и Вернера в романе «Герой нашего времени». Григорий не верит в дружбу, отказывается от неё, хотя на протяжении всего романа ему на пути встречаются добрые и отзывчивые люди, но отталкивает их. Встретив Вернера, можно подумать, что Печорин обрёл друга, но их нравственный мир не совпал. Главный герой так и остался без друга, благодаря тому, что не дал шанс, не поверил в существование преданных друзей. Этот пример ярко иллюстрирует то, что нужно уметь доверять людям и не бояться открыть свою душу доброму человеку, чтобы не остаться в глубоком одиночестве. Ибо будут печальные итоги жизни, как и в этом романе.

В многотомном романе «Властелин Колец» дружба Фродо и Сэма является примером для подражания, эталоном взаимосвязи понятий «дружба и верность». Дружба этих ребят подтверждалась не один раз: Сэм, попав в плен, заступается за Фродо; находит пропитание; в многочисленных атаках спасает друга. Эта дружба подтверждена не только словом, но и делом. Их верность подтверждена поступками и их самоотверженностью.

Что же значат понятия дружба и верность? Эти качества характерны для сильных личностей, готовых жертвовать своими интересами, порой даже жизнью, ради своего друга. Незабвенные поступки подтверждают связь дружбы и верности, запоминаются надолго в человеческой памяти, оставляя тёплый след чести и достоинства.

Ниже — пример итогового сочинения для 11 класса по теме «Верность и измена своим убеждениям» с аргументами из литературы.

«Верность и измена своим убеждениям»

Вступление

Верность и измена – понятия абстрактные, применимые к различным областям жизни человечества. Каждый сам решает быть ли ему верным своему государству, друзьям, любимым, себе.

Проблема

На мой взгляд, самая крайняя степень предательства – предательство самого себя, измена своим принципам, убеждениям. Если человек пошел на такую измену, от него можно ожидать чего угодно: люди сильные могут сломаться, заболеть от чувства вины, а слабые, возможно, даже не поймут, что натворили.

Тезис №1

Люди делятся на две категории. На одних можно положиться в любой ситуации, под страхом смерти они не предадут ни себя, ни близких, ни страну. Другие же при малейшей опасности готовы подставить кого угодно, оговорить, оклеветать, лишь бы выйти сухими из воды.

Аргументация

Так в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сталкиваются герои с кардинально противоположными взглядами на жизнь. Петя Гринев – сильный духом, верный себе и своему слову, бесстрашный человек. Он в любой ситуации готов пожертвовать собой ради спасения окружающих, не боится на равных разговаривать с предводителем разбойников Пугачевым. Под страхом смерти он не предает своих убеждений, остается верным своему слову и Родине.

Швабрин же, близкий Гриневу по возрасту и воспитанию, не гнушается хитростью, шантажом и предательством, чтобы добиться любви Маши и сохранить свою жалкую жизнь. В результате, настоящим героем предстает перед читателями Петя Гринев, награжденный за стойкость духа любовью замечательной девушки Маши Мироновой, которая впоследствии спасла его от казни. Швабрин же, несмотря на свои козни, находит лишь смерть.

Вывод

Только человек, верный себе и слову, способен многого достичь и быть счастливым в жизни. Судьба рано или поздно накажет тех, кто был слаб и предал законы морали.

Тезис №2

Особенно трогательно и ценно, когда люди вопреки своим чувствам и желаниям следуют тем убеждениям, которые сформировались у них на протяжении многих лет.

Аргументация

С такой силой преданности себе мы сталкиваемся в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня романа настолько наделена волей, что отказала любимому человеку, Евгению Онегину, не желая причинять боли мужу. Она говорит: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Такая верность себе удивила даже Пушкина, когда он заканчивал роман и понимал, что иначе поступить героиня не могла. Если бы Татьяна поступила по-другому, она была уже не той девушкой, которую полюбил Онегин.

Вывод

Верность себе – залог уважения и восхищения окружающих. Это то, что делает нас цельными, сильными. Лишь человек, уважающий себя, способен вызвать уважение других.

Тезис №3

Порой человек не сразу находит себя. Он может долго пребывать в поиске, меняя взгляды на жизнь.

Аргументация

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» дружба двух молодых людей – Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова – строилась на общности интересов и убеждений. Они были настоящими нигилистами, отрицающими семью, любовь, природу, искусство… Но когда Аркадий влюбился, он понял, что невозможно отрицать чувства, которые его переполняют. Он женился и стал настоящим семьянином, постепенно забыв дружбу с Евгением. Я думаю, в этом случае Аркадий не предал себя, напротив, он нашел себя настоящего.

Вывод

Иногда требуется время, чтобы понять, кто ты на самом деле и что для тебя действительно важно.

Заключение (общий вывод)

Верность самому себе важнейшее качество, делающее человека гармоничным, полноценным, способным на правильные действия в любой ситуации. Изменять своим взглядам нельзя, иначе выстоять в жизни не получится.