Бюджетные модели как правило. Комплексная модель бюджетирования

В настоящее время спрос на услуги разработки и внедрения систем бюджетного управления неуклонно растет. Вместе с тем, многие топ-менеджеры, в общих чертах представляющие "внешние" компоненты подобных систем - наличие нескольких взаимосвязанных бюджетов, интеграция с системами бухгалтерского и оперативного учета, использование средств автоматизации и т.п., - не всегда могут объективно оценить соотношение между затратами времени и средств на внедрение и эксплуатацию системы и отдачу от получаемой информационной поддержки принятия решений.

Зачастую необходимо проводить разработку и запуск системы бюджетного управления в сжатые сроки с тем, чтобы максимально быстро получить первые результаты, выражающиеся в повышении прозрачности формирования финансовых результатов и в повышении управляемости фирмой. Залогом оптимального соотношения затрат на постановку бюджетирования и получаемых экономических и организационных эффектов является выбор оптимальной модели бюджетного управления именно на этапе постановки задачи .

Наиболее часто описывается комплексная модель бюджетирования, описывающая ряд функциональных бюджетов, которые оценивают выходы основных процессов предприятия: закупки, производства, продаж, расчетов и т.п., также присутствуют бюджеты операционные, измеряющие вклад каждого центра финансовой ответственности (ЦФО) в конечный финансовый результат. Данные данных двух групп бюджетов консолидируются в три сводных бюджета предприятия - бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет по балансовому листу (ББЛ). Таким образом, необходимым условием для корректного формирования сводных бюджетов является охват функциональными и операционными бюджетами всех областей деятельности и подразделений, то есть учет всех операций, оказывающих влияние на начисление доходов и расходов, а также на движение денежных средств и прочих активов и соответствующих им обязательств.

Вместе с тем, практика показывает, что подавляющее большинство предприятий не готово сразу переходить на комплексную модель бюджетирования по ряду причин, поэтому необходимо выбирать другие модели, которые позволят сфокусироваться на тех областях деятельности, которые требуют особенно пристального внимания со стороны управленцев.

Бюджетная структура предприятия определяется тремя основными факторами:

  • 1. требованиями, предъявляемыми со стороны руководства предприятия,
  • 2. спецификой хозяйственной деятельности предприятия,
  • 3. структурой управления предприятия (будущей финансовой структурой).

Под требованиями со стороны руководства понимаются требования по составу, детализации и периодичности процедуры бюджетирования. Бюджетная структура должна отражать те области хозяйственной деятельности, контроль за которыми является обязательным для регулярного менеджмента, т.е. быть минимально достаточной для успешного управления предприятием.

При этом к бюджетной структуре предъявляются также требования детализации и достоверности содержащейся в ней информации. Чем выше эти требования, тем более полной должна быть бюджетная структура, т.е. охватывать все направления хозяйственной деятельности. Полностью достоверной информацией обладает только комплексная модель бюджетной структуры, а наиболее детальной и достоверной - индивидуальная комплексная модель бюджетной структуры (см. ниже).

Специфика хозяйственной деятельности предприятия предполагает индивидуальный подход к разработке функциональных бюджетов. Не существует единой (базовой) для всех типов предприятий и направлений хозяйственной деятельности бюджетной структуры. Традиционные бюджетные структуры, как правило, составлены на базе типовых промышленных или коммерческих предприятий, и, к примеру, для финансово-кредитных организаций, строительных или жилищно-коммунальных предприятий они не подходят.

Исходя из практики разработки и внедрения систем бюджетного управления, можно выделить следующие бюджетные модели:

  • * Индивидуальная модель комплексного бюджетирования
  • * Универсальная бюджетная модель
  • * Бюджетирование отдельных областей деятельности
  • * Бюджетирование финансовых потоков
  • * Бюджетирование товарно-материальных потоков
  • 1. Индивидуальная модель комплексного бюджетирования

Главная особенность комплексного бюджетирования - предварительное построение процессной модели деятельности предприятия, с последующей привязкой формируемых функциональных бюджетов к результатам (выходам бизнес-процессов). Данная модель будет являться сугубо индивидуальной, учитывающей особенности производственно-финансовой деятельности каждого предприятия. Можно с уверенностью сказать, что подобный подход применим для компаний любого профиля деятельности, даже для некоммерческих организаций.

Преимущества комплексного бюджетирования:

  • - Фокусировка на особенностях предприятия;
  • - Получение необходимой детализации плановых и фактических показателей;
  • - Охват всех областей деятельности;

Главный недостаток данной модели - длительный срок разработки, и, как следствие, высокая стоимость и риски в достижении результата.

2. Универсальная бюджетная модель

Данная модель так же, как и комплексная, охватывает все предприятие, однако является более простой с точки зрения разработки и функционирования. Первым шагом в разработке бюджетной структуры является определение перечня статей БДР и БДДС, а также формирование финансовой структуры, исходя из объема финансовых полномочий подразделений предприятия (управление доходами, расходами, прибылью и т.п.). Затем происходит сопоставление статей сводных бюджетов и ЦФО, то есть создаются операционные БДР по каждому центру ответственности. В том случае, если ЦФО могут управлять платежами в рамках своей деятельности, то также формируются операционные БДДС. Сумма финансовых результатов и чистых денежных потоков по элементам финансовой структуры дает соответственно финансовый результат и чистый денежный поток соответственно в целом по организации.

Преимущества универсальной модели:

  • - Высокая скорость разработки и внедрения, особенно для многопрофильных предприятий или для групп компаний с большой диверсификацией по выпускаемой продукции;
  • - Возможность относительного простого учета внутреннего оборота;
  • - Быстрота планирования и консолидации фактических данных.

Недостатком является отсутствие функциональных планов (или их ведение в других документах), что иногда мешает взвешенной оценке планов предприятия по основным функциональным областям.

3. Бюджетирование отдельных областей хозяйственной деятельности

Модели бюджетирования отдельных областей хозяйственной деятельности являются наиболее простыми, их цель - предоставить руководству предприятия информацию об актуальных для контроля областях деятельности предприятия. Такие модели могут содержать от одного до нескольких натуральных или натурально-стоимостных бюджетов. Для коммерческих и производственных предприятий, такими бюджетами традиционно являются бюджеты продаж и производства.

Преимуществами таких бюджетных моделей являются:

  • - быстрое и недорогое внедрение, позволяющее в короткие сроки получить контроль над наиболее актуальными областями деятельности;
  • - эффективное функционирование модели, за счет небольшого числа бюджетов и простоты связей между ними.

К недостаткам данных модели можно отнести:

  • - из-за ограниченности моделей нет возможности учесть все влияющие на неё факторы (к примеру, недостаточное финансирование может привести к невыполнению плана производства и т.д.);
  • - как следствие, низкая достоверность и результативность бюджетов.
  • 4. Бюджетирование финансовых потоков

Данная модель бюджетирования является, пожалуй, самой распространенной в России. Это обусловлено следующими её преимуществами:

  • - высокая скорость внедрения, за счет небольшого количества бюджетов и связей между ними;
  • - как следствие, относительно низкая стоимость внедрения;
  • - данная модель особенно подходит для растущей российской экономики, когда управление ликвидностью более актуально, чем управление рентабельностью или стоимостью.

Таким образом, по соотношению цена / результат, данную модель можно рекомендовать к применению в условиях развивающегося рынка, когда на первое место выходит ликвидность, а доходность не требует оперативного контроля. Результирующим бюджетом данной модели является Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС). Цель его составления - управление платежеспособностью (ликвидностью) предприятия. БДДС отражает движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и направлениям их движения.

Структура БДДС позволяет планировать, учитывать и анализировать денежные потоки в разрезах:

  • - Направленности денежных потоков.
  • - Структуры выплат и поступлений по направлениям их движения.
  • - Объёмов выплат и поступлений (совокупных, по группам статей и по отдельным статьям).
  • - Промежуточных и итоговых результатов (разницы между поступлениями и выплатами).
  • - Остатков денежных средств.
  • 5. Бюджетирование товарно-материальных потоков (Управление рентабельностью)

Модель бюджетирования товарно-материальных потоков является более сложной, чем предыдущие бюджетные модели. Однако именно эта модель позволяет управлять наиболее важным для предприятия показателем - прибыльностью/рентабельностью основной деятельности.

Преимуществами данной модели являются:

  • - относительно невысокая стоимость и сроки внедрения (по сравнению с комплексной моделью);
  • - возможность управления наиболее важным показателем деятельности предприятия - прибылью от основной деятельности, что особенно актуально в средне- и долгосрочной перспективе;
  • - возможность эффективного управления основными областями хозяйственной деятельности - продажами, производством и закупками;
  • - возможность контроля и управления прямыми и косвенными расходами.

К недостаткам такой бюджетной модели можно отнести следующее:

  • - недостаточная комплексность, и как следствие, зависимость результатов от неучтенных факторов (финансовых потоков, инвестиционных и прочих расходов);
  • - финансовые результаты не являются полными и достоверными - не подтверждаются изменением активов и пассивов предприятия (балансом).

Результирующим бюджетом данной модели является Бюджет Основной Деятельности (БОД). Структура БОД раскрывает:

Структуру (источники формирования) доходов предприятия по основной деятельности.

Структуру (направления расходования) расходов предприятия по основной деятельности.

Объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям).

Разницу (т.е. валовую прибыль или убытки) между доходами и расходами от основной деятельности за период.

Хотя формально не все модели соответствуют общепринятому понятию бюджетного управления, все они обладают признаками, выделяющими бюджетирование в отдельную управленческую технологию:

  • 1. Наличие центров финансовой ответственности (хотя в некоторых случаях всеобъемлющая финансовая структура отсутствует);
  • 2. Наличие взаимосвязанных бюджетов, позволяющих планировать деятельность и учитывать факт в одних и тех же разрезах;
  • 3. Возможность доработки и оптимизации системы.

Именно выбор оптимальной бюджетной модели на этапе разработки финансовой и бюджетной структур позволит предприятию не только сократить время и затраты, но и получить максимальный результат, выражающийся в повышении прозрачности бизнеса и улучшении финансовых показателей в кратчайшие сроки, а также обеспечить возможность дальнейшего роста и развития системы .

В настоящее время спрос на услуги разработки и внедрения систем бюджетного управления неуклонно растет. Вместе с тем, многие топ-менеджеры, в общих чертах представляющие "внешние" компоненты подобных систем - наличие нескольких взаимосвязанных бюджетов, интеграция с системами бухгалтерского и оперативного учета, использование средств автоматизации и т.п., - не всегда могут объективно оценить соотношение между затратами времени и средств на внедрение и эксплуатацию системы и отдачу от получаемой информационной поддержки принятия решений.

Зачастую необходимо проводить разработку и запуск системы бюджетного управления в сжатые сроки с тем, чтобы максимально быстро получить первые результаты, выражающиеся в повышении прозрачности формирования финансовых результатов и в повышении управляемости фирмой. Залогом оптимального соотношения затрат на постановку бюджетирования и получаемых экономических и организационных эффектов является выбор оптимальной модели бюджетного управления именно на этапе постановки задачи.

Наиболее часто описывается комплексная модель бюджетирования, описывающая ряд функциональных бюджетов, которые оценивают выходы основных процессов предприятия: закупки, производства, продаж, расчетов и т.п., также присутствуют бюджеты операционные, измеряющие вклад каждого центра финансовой ответственности (ЦФО) в конечный финансовый результат. Данные данных двух групп бюджетов консолидируются в три сводных бюджета предприятия - бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет по балансовому листу (ББЛ). Таким образом, необходимым условием для корректного формирования сводных бюджетов является охват функциональными и операционными бюджетами всех областей деятельности и подразделений, то есть учет всех операций, оказывающих влияние на начисление доходов и расходов, а также на движение денежных средств и прочих активов и соответствующих им обязательств.

Вместе с тем, практика показывает, что подавляющее большинство предприятий не готово сразу переходить на комплексную модель бюджетирования по ряду причин, поэтому необходимо выбирать другие модели, которые позволят сфокусироваться на тех областях деятельности, которые требуют особенно пристального внимания со стороны управленцев.

Бюджетная структура предприятия определяется тремя основными факторами:

  • требованиями, предъявляемыми со стороны руководства предприятия,
  • спецификой хозяйственной деятельности предприятия,
  • структурой управления предприятия (будущей финансовой структурой).

Под требованиями со стороны руководства понимаются требования по составу, детализации и периодичности процедуры бюджетирования. Бюджетная структура должна отражать те области хозяйственной деятельности, контроль за которыми является обязательным для регулярного менеджмента, т.е. быть минимально достаточной для успешного управления предприятием.

При этом к бюджетной структуре предъявляются также требования детализации и достоверности содержащейся в ней информации. Чем выше эти требования, тем более полной должна быть бюджетная структура, т.е. охватывать все направления хозяйственной деятельности. Полностью достоверной информацией обладает только комплексная модель бюджетной структуры, а наиболее детальной и достоверной - индивидуальная комплексная модель бюджетной структуры (см. ниже).

Специфика хозяйственной деятельности предприятия предполагает индивидуальный подход к разработке функциональных бюджетов. Не существует единой (базовой) для всех типов предприятий и направлений хозяйственной деятельности бюджетной структуры. Традиционные бюджетные структуры, как правило, составлены на базе типовых промышленных или коммерческих предприятий, и, к примеру, для финансово-кредитных организаций, строительных или жилищно-коммунальных предприятий они не подходят.

Исходя из практики разработки и внедрения систем бюджетного управления, можно выделить следующие бюджетные модели:

  1. Индивидуальная модель комплексного бюджетирования
  2. Универсальная бюджетная модель
  3. Бюджетирование отдельных областей деятельности
  4. Бюджетирование финансовых потоков
  5. Бюджетирование товарно-материальных потоков

1. Индивидуальная модель комплексного бюджетирования

Главная особенность комплексного бюджетирования - предварительное построение процессной модели деятельности предприятия, с последующей привязкой формируемых функциональных бюджетов к результатам (выходам бизнес-процессов). Данная модель будет являться сугубо индивидуальной, учитывающей особенности производственно-финансовой деятельности каждого предприятия. Можно с уверенностью сказать, что подобный подход применим для компаний любого профиля деятельности, даже для некоммерческих организаций.

Преимущества комплексного бюджетирования:

  • Фокусировка на особенностях предприятия;
  • Получение необходимой детализации плановых и фактических показателей;
  • Охват всех областей деятельности;

Главный недостаток данной модели - длительный срок разработки, и, как следствие, высокая стоимость и риски в достижении результата.

2. Универсальная бюджетная модель

Данная модель так же, как и комплексная, охватывает все предприятие, однако является более простой с точки зрения разработки и функционирования. Первым шагом в разработке бюджетной структуры является определение перечня статей БДР и БДДС, а также формирование финансовой структуры, исходя из объема финансовых полномочий подразделений предприятия (управление доходами, расходами, прибылью и т.п.). Затем происходит сопоставление статей сводных бюджетов и ЦФО, то есть создаются операционные БДР по каждому центру ответственности. В том случае, если ЦФО могут управлять платежами в рамках своей деятельности, то также формируются операционные БДДС. Сумма финансовых результатов и чистых денежных потоков по элементам финансовой структуры дает соответственно финансовый результат и чистый денежный поток соответственно в целом по организации.

Преимущества универсальной модели:

  • Высокая скорость разработки и внедрения, особенно для многопрофильных предприятий или для групп компаний с большой диверсификацией по выпускаемой продукции;
  • Возможность относительного простого учета внутреннего оборота;
  • Быстрота планирования и консолидации фактических данных.

Недостатком является отсутствие функциональных планов (или их ведение в других документах), что иногда мешает взвешенной оценке планов предприятия по основным функциональным областям.

3. Бюджетирование отдельных областей хозяйственной деятельности

Модели бюджетирования отдельных областей хозяйственной деятельности являются наиболее простыми, их цель - предоставить руководству предприятия информацию об актуальных для контроля областях деятельности предприятия. Такие модели могут содержать от одного до нескольких натуральных или натурально-стоимостных бюджетов. Для коммерческих и производственных предприятий, такими бюджетами традиционно являются бюджеты продаж и производства.

Например, бюджетирование коммерческой деятельности:

Или, бюджетирование производственной деятельности:

Преимуществами таких бюджетных моделей являются:

  • быстрое и недорогое внедрение, позволяющее в короткие сроки получить контроль над наиболее актуальными областями деятельности;
  • эффективное функционирование модели, за счет небольшого числа бюджетов и простоты связей между ними.

К недостаткам данных модели можно отнести:

  • из-за ограниченности моделей нет возможности учесть все влияющие на неё факторы (к примеру, недостаточное финансирование может привести к невыполнению плана производства и т.д.);
  • как следствие, низкая достоверность и результативность бюджетов.

4. Бюджетирование финансовых потоков

Данная модель бюджетирования является, пожалуй, самой распространенной в России. Это обусловлено следующими её преимуществами:

  • высокая скорость внедрения, за счет небольшого количества бюджетов и связей между ними;
  • как следствие, относительно низкая стоимость внедрения;
  • данная модель особенно подходит для растущей российской экономики, когда управление ликвидностью более актуально, чем управление рентабельностью или стоимостью.

Таким образом, по соотношению цена / результат, данную модель можно рекомендовать к применению в условиях развивающегося рынка, когда на первое место выходит ликвидность, а доходность не требует оперативного контроля.

Результирующим бюджетом данной модели является Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС). Цель его составления - управление платежеспособностью (ликвидностью) предприятия.

БДДС отражает движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и направлениям их движения.

Структура БДДС позволяет планировать, учитывать и анализировать денежные потоки в разрезах:

  • Направленности денежных потоков.
  • Структуры выплат и поступлений по направлениям их движения.
  • Объёмов выплат и поступлений (совокупных, по группам статей и по отдельным статьям).
  • Промежуточных и итоговых результатов (разницы между поступлениями и выплатами).
  • Остатков денежных средств.

Схематично формирование денежного потока (cash-flow) за период выглядит так:

5. Бюджетирование товарно-материальных потоков (Управление рентабельностью)

Модель бюджетирования товарно-материальных потоков является более сложной, чем предыдущие бюджетные модели. Однако именно эта модель позволяет управлять наиболее важным для предприятия показателем - прибыльностью/рентабельностью основной деятельности.

Преимуществами данной модели являются:

  • относительно невысокая стоимость и сроки внедрения (по сравнению с комплексной моделью);
  • возможность управления наиболее важным показателем деятельности предприятия - прибылью от основной деятельности, что особенно актуально в средне- и долгосрочной перспективе;
  • возможность эффективного управления основными областями хозяйственной деятельности - продажами, производством и закупками;
  • возможность контроля и управления прямыми и косвенными расходами.

К недостаткам такой бюджетной модели можно отнести следующее:

  • недостаточная комплексность, и как следствие, зависимость результатов от неучтенных факторов (финансовых потоков, инвестиционных и прочих расходов);
  • финансовые результаты не являются полными и достоверными - не подтверждаются изменением активов и пассивов предприятия (балансом).

Результирующим бюджетом данной модели является Бюджет Основной Деятельности (БОД). Структура БОД раскрывает:

  • Структуру (источники формирования) доходов предприятия по основной деятельности.
  • Структуру (направления расходования) расходов предприятия по основной деятельности.
  • Объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям).
  • Разницу (т.е. валовую прибыль или убытки) между доходами и расходами от основной деятельности за период.

Схематично формирование валовой прибыли от основной деятельности выглядит так:

В заключение, хочется отметить, что хотя формально не все модели соответствуют общепринятому понятию бюджетного управления, все они обладают признаками, выделяющими бюджетирование в отдельную управленческую технологию:

  • Наличие центров финансовой ответственности (хотя в некоторых случаях всеобъемлющая финансовая структура отсутствует);
  • Наличие взаимосвязанных бюджетов, позволяющих планировать деятельность и учитывать факт в одних и тех же разрезах;
  • Возможность доработки и оптимизации системы.

Именно выбор оптимальной бюджетной модели на этапе разработки финансовой и бюджетной структур позволит предприятию не только сократить время и затраты, но и получить максимальный результат, выражающийся в повышении прозрачности бизнеса и улучшении финансовых показателей в кратчайшие сроки, а также обеспечить возможность дальнейшего роста и развития системы.

Модель предназначена для планирования бюджетных показателей и формирования годового бюджета производственных предприятий с разбивкой по месяцам.
Для корректного функционирования модели необходимо провести адаптацию для конкретного предприятия, заполнив соответствующие справочники и скорректировав связанные листы.
Зеленые поля предназначены для ввода данных, коричневые поля – кодов классификаторов, желтые поля – расчетные. В модели приведены условные названия готовой продукции, сырья и полуфабрикатов.

Состав модели представлен на листе «Содержание»:

Схема бюджетирования
Лист Содержание
Лист 1 Классификаторы Форма ввода используемых классификаторов
Лист 2 Технологические карты 1 Форма ввода технологических нормативов по прямым материальным затратам по видам продукции и полуфабрикатов и расчета потребности в сырье и полуфабрикатах
Лист 3 Технологические карты 2 Вспомогательная форма для нормативов прямых материальных затрат на единицу готовой продукции (ГП)
Лист 4 Оборачиваемость в днях и в единицах Форма ввода и расчета показателей оборачиваемости, отсрочки платежей и т. д.
Лист 5 Реализация продукции Форма ввода отпускных цен и объемов продаж продукции и расчета показателей бюджета продаж и сметы затрат
Лист 6 Производство готовой продукции Расчет объема производства, необходимого для выполнения бюджета продаж
Лист 7 Программа производства по центрам ответственности Расчет программы производства по центрам ответственности (ЦО)
Лист 8 Объем закупок Форма ввода закупочных цен на сырье и расчета показателей бюджета закупок
Лист 10 Прямые затраты на оплату труда Форма ввода стоимости трудозатрат на продукцию и расчета прямой заработной платы
Лист 11 Накладные производственные затраты Форма ввода общепроизводственных расходов (ОПР) по центрам ответственности и расчета всех ОПР предприятия
Лист 14 Административные и коммерческие расходы Форма ввода общехозяйственных и коммерческих расходов предприятия
Лист 15 Бюджет доходов и расходов по операционной деятельности Расчетная форма бюджета доходов и расходов (БДР) предприятия и вкладов на покрытие, в т. ч. по видам продукции
Лист 16 Инвестиции Форма ввода показателей бюджета инвестиций
Лист 17 Финансовая деятельность Форма ввода показателей бюджета финансовой деятельности
Лист 18 Прогнозный баланс Расчетная форма прогнозного баланса
Лист 19 Отчет о движении денежных средств косвенным методом Расчетная форма отчета о движении денежных средств косвенным методом (ДДС к/м)
  1. Описание функционала модели

Основой модели служит действующее производственное предприятие. Описание листов модели приведено в примерном порядке их заполнения.

1.1 Лист «Классификаторы» служит для ведения классификаторов, применяемых в модели:

– справочник статей затрат;

– справочник центров ответственности (в модели применяются только центры затрат);

– справочник видов готовой продукции;

– справочник статей инвестиций.

В поля коричневого цвета на последующих листах вносятся коды из листа «Классификаторы» и в соответствии с определенным справочником появляются наименования классификаторов.

При необходимости список классификаторов и их содержание могут быть изменены с соответствующей корректировкой модели.

1.2 Листы «Технологические карты 1 » и «Технологические карты 2 » предназначены для внесения нормативов по списанию сырья и полуфабрикатов в процессе производства. В модели используются два полуфабриката и четыре группы исходного сырья. Технологический процесс содержит три передела, на каждый из которых вносятся нормативы. Количество переделов может быть как больше (до семи), так и меньше. В желтых полях формируются данные по ежемесячному выпуску всей номенклатуры для дальнейшего расчета программы производства и объема прямых материальных затрат на единицу готовой продукции. Формулы на данных листах скрыты.

1.3 В лист «Оборачиваемость » вносятся данные по:

– отсрочкам поступлений и платежей в днях по видам платежей;

– периоду оборота запасов в днях по видам запасов;

– периоду оборота капитальных вложений в днях;

– фактические запасы сырья на начало планируемого года.

Рассчитываются следующие показатели:

– оборачиваемость ДЗ и КЗ, запасов и капвложений на основании данных БДР и баланса;

– нормативные запасы ГП и сырья на основании данных по объему выпуска, закупок и периоду оборота по видам запасов.

1.4 В зеленые поля листа «Продажи » вносятся планируемые объемы продаж по видам готовой продукции, а также базовые отпускные цены и прогноз роста цен по всей номенклатуре помесячно.

После этого рассчитываются:

– прогнозные цены на всю номенклатуру помесячно;

– объемы отгрузок в стоимостном выражении;

– показатели расчетов с покупателями с учетом периода отсрочки платежа, заданного ранее;

– прямые материальные затраты на отгруженную продукцию для дальнейшего расчета БДР (только после расчета закупок).

1.5 Лист «Объемы производства » предназначен для внесения остатков готовой продукции на начало планируемого года и дальнейшего расчета необходимого производства на основании объемов продаж и периода оборота ГП. В результате формируется объемный план производства по видам готовой продукции.

1.6 Затем на листе «Программа производства» проставляются коды центров ответственности, производящие продукцию с указанием производимой номенклатуры. Формируется программа производства в разбивке по центрам ответственности, в том числе и по полуфабрикатам. Для корректного расчета необходимо внимательное заполнение листов «Технологические карты 1 » и «Технологические карты 2 » с тщательной проверкой всех переделов.

1.7 После формирования программы производства формируется бюджет закупок основного сырья. На листе «Закупки сырья » вносятся базовые закупочные цены и прогноз роста цен по видам сырья. На основании программы производства и технологических карт рассчитываются:

– потребность в основном сырье;

– необходимый объем закупок в натуральном выражении с учетом наличных запасов.

– объем закупок в стоимостном выражении;

– показатели расчетов с поставщиками с учетом отсрочек платежа, внесенных ранее;

– прямые материальные затраты на единицу продукции.

1.8 На листе «Расчет зарплаты » после внесения базовых нормативных затрат на оплату труда на единицу продукции и прогноза роста затрат на оплату труда рассчитываются прямые затраты на оплату труда по видам ГП.

1.9 Лист «ОПР » предназначен для внесения общепроизводственных затрат согласно статьям классификатора статей затрат в части расходов на содержание оборудования (РСО) и цеховых расходов в разбивке по ЦО с последующим суммированиям по предприятию в целом. Затраты вспомогательных цехов распределяются на затраты основных цехов согласно базе распределения, принятой в компании (контрольные красные цифры должны обнулиться).

1.10 Лист «Административные и коммерческие затраты » заполняется аналогично по справочнику статей затрат с учетом распределенных на них услуг вспомогательных цехов.

1.11 После заполнения вышеуказанных данных формируется БДР по операционной деятельности на одноименном листе. Рассчитываются вклады на покрытие всех уровней и рентабельность по прямым затратам с учетом РСО и по чистой прибыли от операционной деятельности. По каждому виду продукции рассчитывается его рентабельность по прямым затратам для анализа ассортимента производимой продукции (сегментный отчет по видам ГП).

1.12 На листе «Инвестиции » заполняется план по инвестициям согласно справочнику статей инвестиций. Формируется бюджет инвестиций по направлениям вложений.

1.13 На листе «Финансовая деятельность » вносятся данные по кредитной политике предприятия с внесением данных о долгосрочных и краткосрочных кредитах.

1.14 На листе «Баланс » после внесения всех данных на предыдущих листах и начальных остатков формируется прогнозный баланс предприятия на планируемый период.

1.15 На листе «ДДС косв » формируется бюджет движения денежных средств косвенным методом с расчетом свободного денежного потока.

Резюме

Данная модель охватывает весь процесс планирования для среднего производственного предприятия от плана продаж до сводных бюджетов. При необходимости ее можно дополнить расчетом стоимости бизнеса различными методами, моделью вариантного анализа, системой целевых и контрольных показателей и многими другими функциями.

Методология данной модели может быть реализована как в MS Excel, так и MS Access либо специализированном программном продукте по бюджетированию.

Модель может применяться практически во всех отраслях, где технологический процесс предполагает несколько переделов, несколько видов сырья на входе, сложную рецептуру для изготовления конечной продукции, например – пищевая, нефтехимическая, стекольная, фармацевтическая и т. д. Необходимо помнить, что для каждого конкретного предприятия исключительно важно учитывать его особенности, что легко позволит изменить формат предлагаемой модели.

Модель может стать незаменимым инструментом планирования бюджета компании для специалистов финансово-экономических служб производственных предприятий.

Для скачивания excel-файла необходима регистрация

Исходя из практики разработки и внедрения систем бюджетного управления, можно выделить следующие бюджетные модели:

Индивидуальная модель комплексного бюджетирования;

Универсальная бюджетная модель;

Бюджетирование отдельных областей деятельности;

Бюджетирование финансовых потоков;

Бюджетирование товарно-материальных потоков.

Индивидуальная модель комплексного бюджетирования, ее особенности.

Главная особенность комплексного бюджетирования - предварительное построение процессной модели деятельности организации, с последующей привязкой формируемых функциональных бюджетов к результатам (выходам бизнес-процессов). (рис.5). Данная модель будет являться сугубо индивидуальной, учитывающей особенности производственно-финансовой деятельности каждой организации. Можно с уверенностью сказать, что подобный подход применим для компаний любого профиля деятельности, даже для некоммерческих организаций.

Преимущества комплексного бюджетирования:

· фокусировка на особенностях деятельности;

· получение необходимой детализации плановых и фактических показателей;

· охват всех областей деятельности;

Главный недостаток данной модели - длительный срок разработки, и, как следствие, высокая стоимость и риски в достижении результата.

Рис. 5 Бюджетная модель НПО «Сатурн» (а там убрать ли там написать что рис. 5)

Универсальная бюджетная модель, так же как и комплексная, охватывает всю организацию, однако является более простой с точки зрения разработки и функционирования. Первым шагом в разработке бюджетной структуры является определение перечня статей БДР и БДДС, а также формирование финансовой структуры, исходя из объема финансовых полномочий подразделений предприятия (управление доходами, расходами, прибылью и т.п.). Затем происходит сопоставление статей сводных бюджетов и ЦФО, то есть создаются операционные БДР по каждому центру ответственности. В том случае, если ЦФО могут управлять платежами в рамках своей деятельности, то также формируются операционные БДДС. Сумма финансовых результатов и чистых денежных потоков по элементам финансовой структуры дает соответственно финансовый результат и чистый денежный поток соответственно в целом по организации.

Преимущества универсальной модели:

· Высокая скорость разработки и внедрения, особенно для многопрофильных предприятий или для групп компаний с большой диверсификацией по выпускаемой продукции;

· Возможность относительного простого учета внутреннего оборота;

· Быстрота планирования и консолидации фактических данных.

Недостатком является отсутствие функциональных планов (или их ведение в других документах), что иногда мешает взвешенной оценке планов предприятия по основным функциональным областям.


Бюджетирование отдельных областей хозяйственной деятельности:

модели бюджетирования отдельных областей хозяйственной деятельности являются наиболее простыми, их цель - предоставить руководству предприятия информацию об актуальных для контроля областях деятельности организации. Такие модели могут содержать от одного до нескольких натуральных или натурально-стоимостных бюджетов. Для коммерческих и производственных организаций, такими бюджетами традиционно являются бюджеты продаж и производства.

Бюджетирование коммерческой деятельности:

Бюджетирование производственной деятельности:

Преимуществами таких бюджетных моделей являются:

· быстрое и недорогое внедрение, позволяющее в короткие сроки получить контроль над наиболее актуальными областями деятельности;

· эффективное функционирование модели, за счет небольшого числа бюджетов и простоты связей между ними.

К недостаткам данных модели можно отнести:

· из-за ограниченности моделей нет возможности учесть все влияющие на неё факторы (к примеру, недостаточное финансирование может привести к невыполнению плана производства и т.д.);

· как следствие, низкая достоверность и результативность бюджетов.

Бюджетирование финансовых потоков: данная модель бюджетирования является, самой распространенной в России. Это обусловлено следующими её преимуществами:

· высокая скорость внедрения, за счет небольшого количества бюджетов и связей между ними;

· как следствие, относительно низкая стоимость внедрения;

· данная модель особенно подходит для растущей российской экономики, когда управление ликвидностью более актуально, чем управление рентабельностью или стоимостью.

Таким образом, по соотношению цена / результат, данную модель можно рекомендовать к применению в условиях развивающегося рынка, когда на первое место выходит ликвидность, а доходность не требует оперативного контроля.

Результирующим бюджетом данной модели является Бюджет Движения Денежных Средств (БДДС). Цель его составления - управление платежеспособностью (ликвидностью) предприятия.

БДДС отражает движение денежных средств (денежного потока) по видам денежных средств и направлениям их движения.

Структура БДДС позволяет планировать, учитывать и анализировать денежные потоки в разрезах:

· Направленности денежных потоков.

· Структуры выплат и поступлений по направлениям их движения.

· Объёмов выплат и поступлений (совокупных, по группам статей и по отдельным статьям).

· Промежуточных и итоговых результатов (разницы между поступлениями и выплатами).

· Остатков денежных средств.

Схематично формирование денежного потока (cash-flow) за период выглядит так:

Бюджетирование товарно-материальных потоков Модель бюджетирования товарно-материальных потоков является более сложной, чем предыдущие бюджетные модели. Однако именно эта модель позволяет управлять наиболее важным для предприятия показателем - прибыльностью/рентабельностью основной деятельности.

Преимуществами данной модели являются:

Относительно невысоки затраты и сроки на разработку и внедрение (по сравнению с комплексной моделью);

Возможность управления наиболее важным показателем деятельности организации - прибылью от основной деятельности, что особенно актуально в средне- и долгосрочной перспективе;

Возможность эффективного управления основными областями хозяйственной деятельности - продажами, производством и закупками;

Возможность контроля и управления прямыми и косвенными расходами.

К недостаткам такой бюджетной модели можно отнести следующее:

Недостаточная комплексность, и как следствие, зависимость результатов от неучтенных факторов (финансовых потоков, инвестиционных и прочих расходов);

Финансовые результаты не являются полными и достоверными - не подтверждаются изменением активов и пассивов предприятия (балансом).

Результирующим бюджетом данной модели является Бюджет Основной Деятельности (БОД). Структура БОД раскрывает:

Структуру (источники формирования) доходов организации по основной деятельности.

· Структуру (направления расходования) расходов по основной деятельности.

· Объемы доходов и расходов (совокупные, по группам статей и по отдельным статьям).

· Разницу (т.е. валовую прибыль или убытки) между доходами и расходами от основной деятельности за период.

Схематично формирование валовой прибыли от основной деятельности выглядит так:

Именно выбор оптимальной бюджетной модели на этапе разработки финансовой и бюджетной структур позволяет организации не только сократить время и затраты, но и получить максимальный результат, выражающийся в повышении прозрачности бизнеса и улучшении финансовых показателей в кратчайшие сроки, а также обеспечить возможность дальнейшего роста и развития системы.

Взаимосвязь бюджетирования с главными финансовыми целями компании.

Главные финансовые цели Наиболее вероятные значения показателей Основные задачи бюджетирования
Быстрорастущий бизнес Рост объёмов продаж в сопоставимых ценах более чем на 20 % Контроль над дебеторской задолженостью Обоснование размеров и условий привлекаемых краткосрочных кредитов Контроль над состоянием ликвидности компании
Высокорентабельный бизнес Обеспечение нормы чистой прибыли в размере 25 % Сравнительный анализ рентабельности отдельных видов бизнеса Установление лимитов затрат и норм расходов с целью их последующего сокращения Определение оптимального соотношения «цена – объём продаж»
Быстрорастущая стоимость компании Увеличение стоимости акционерного капитала на 100 % в год Контроль над доходностью общих активов компании Сравнительный анализ динамики массы нераспределённой прибыли по видам бизнеса

Если одной из финансовых целей компании является повышение уровня рентабельности, то из способов может быть реструктуризация бизнеса. Врамках реструктуризации руководителю фирмы предстоит остановиться на производстве наиболее прибыльных видов изделий или оказании наиболее рентабельных услуг.

Когда главной финансовой целью компании становится рост капитализации стоимости этой компании, важнейшей задачей бюджетирования является контроль над состоянием, структурой и эффективностью использования всех ее активов.

Традиционно цель бюджетирования соотносят с уровнем прибыли и финансовым положением предприятия.

Назначение бюджетирования имеет как общие аспекты для любой компании, любой сферы бизнеса, так и специфические, в зависимости от условий конкретного бизнеса, целей фирмы и задач, которые стоят перед ее руководителями в области управления финансами.

Без понимания того, для чего, собственно, нужно бюджетирование, чего с его помощью можно добиться, эффективность бюджетирования как управленческой технологии невелика.



В этой связи важно придерживаться основных принципов бюджетирования:

Непрерывность составления и корректировки бюджетов;

Конфиденциальность;

Унифицированность форматов, процедур и регламентов;

Следование основным принципам теории финансового менеджмента.

1. Определить миссию, главные финансовые и нефинансовые цели компании.

2. Определить объекты бюджетирования в соответствии с уровнями управления.

3. Выбрать показатели, которые необходимы для контроля над достижением поставленных целей.

4. Поставить задачи, которые призвано решить бюджетирование.

5. Оформить в виде внутренних нормативных документов на значение бюджетирования в компании.

6. Выбрать финансовую модель бюджетирования.

МОДЕЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Финансовая модель бюджетирования определяет порядок и схему расчетов всех показателей бюджетных форм, принятых на предприятии.

При разработке финансовой модели бюджетирования необходимо учитывать основные ограничивающие факторы, влияющие на бизнес предприятия.

Вот некоторые из наиболее распространенных ограничивающих факторов:

Цели деятельности предприятия определены в уставном документе, что юридически вынуждает предприятие придерживаться их;

Нехватка средств на инвестирование в деятельность предприятия;

Нехватка или нерегулярная поставка сырья, комплектующих;

Недостаток рабочей силы, обычно опытного персонала;

Нехватка современного оборудования или производственных механизмов;

Неполное знание и понимание нового рынка;

Небольшой застойный рынок с ограниченной клиентской базой;

Недобросовестная практика конкурентов;

Монопольный рынок с преобладанием одного или двух крупных и влиятельных конкурентов;

Наличие квот на импорт и экспорт продукции.

Внешними воздействиями, которые могут повлиять на бизнес и, соответственно, описывающими его бюджет, могут быть:

Клиенты: Виды Количество Местонахождение Пожелания Потребности Уровень требований Поставщики: Виды Количество Местонахождение Стоимость поставок Уровни поставок Сроки Условия Конкуренты: Виды Количество Местонахождение Продукция Деятельность Стратегия Рабочая сила: Виды Количество Местонахождение Требования Ожидания Население: Соседи Влиятельные группы Социальные тенденции Культурные тенденции Окружение
Правительство: Форма Политика в отношении конкуренции Фискальная политика Промышленная политика Денежно-кредитная политика Экономика: Структура Цикл Темпы инфляции Процентная ставка Уровень налогообложения Законодательство: Защита потребителей Законы о занятости Здоровье и безопасность Законы о конкуренции Влиятельные органы: ГНАУ Таможенное и акцизное управление Контролирующие органы Представительские ассоциации Землевладельцы Кредиторы Дебиторы СМИ Европа: Экспорт Импорт Курсы обмена Тарифы Налоги Квоты Европейский союз

Перечень различных внутренних воздействий приведен ниже

Следовательно, с учетом рассмотренных ограничивающих факторов и внешних и внутренних воздействий, можно сделать вывод о том, что:

- во-первых , финансовая модель бюджетирования может строиться отдельно по каждому бизнес-направлению;

- во-вторых, финансовая модель бюджетирования должна изменяться при изменении ситуации с ограничивающими факторами.

Финансовая модель бюджетирования формируется под влиянием следующих факторов:

- цели разработки финансовой модели;

- существующих ограничений;

- стратегии развития предприятия;

- архитектуры бюджетной системы предприятия.

Залогом оптимального соотношения затрат на постановку бюджетирования и получаемых экономических и организационных эффектов является выбор оптимальной модели бюджетного управления. Модель бюджета еще называют бюджетной структурой .

Бюджетная структура предприятия определяется тремя основными факторами:

Требованиями, предъявляемыми со стороны руководства предприятия;

Спецификой хозяйственной деятельности предприятия;

Организационной структурой управления предприятия (будущей финансовой структурой).

Можно выделить следующие бюджетные модели :

- индивидуальная модель комплексного бюджетирования;

- универсальная бюджетная модель;

- бюджетирование отдельных областей деятельности;

- бюджетирование финансовых потоков;

- бюджетирование товароматериальных потоков.

Индивидуальная модель комплексного бюджетирования

Главная особенность- предварительное построение процессной модели деятельности предприятия, с последующей привязкой формируемых функциональных бюджетов к результатам (выходам бизнес-процессов). Данная модель будет являться сугубо индивидуальной. Применим для компаний любого профиля деятельности, даже для некоммерческих организаций.

Преимущества комплексного бюджетирования:

Фокусировка на особенностях предприятия;

Получение необходимой детализации плановых и фактических показателей;

Охват всех областей деятельности.

Главный недостаток данной модели - длительный срок разработки, большая трудоемкость и, как следствие, высокая стоимость и риски в достижении результата.